На страже Заполярья. 1949 год. Апрель.

I 6 апреля ТЭ4Э г., № 80 (3385). / Н А' С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ СОВЕТСКОГО НАРОДА «По силе своего влияния на русскую лите­ ратуру Горький стоит за такими гигантами, как Пушкин, Гоголь, Толстой, как лучший продолжатель их великих традиций в наше время. Влияние художественного слова Горь­ кого на судьбы нашей революции непосредст­ веннее и сильнее, чем влияние какого-либо Вся наша страна недавно отметила 81.ю годовщину со дня рождения выдающегося пролег'арского писателя, основоположника новой социалистической литературы, неуто­ мимого борца за народное счастье Алексея Максимовича Горького. Пламенный патриот своей Родины, ге. ниальный художник слова, критик и публи. цист- Максим Горький всю свою жизнь от. дал борьбе за торжество коммунизма. В незабываемых художественных произведе. ниях запечатлел он жизнь нашего народа, его мЫСЛй и чаяния. Каждая страница его литературного наследства призывает к борьбе против темных сил реакции, против империализма. И нет на земном шаре че. ловека, который бы не знал Максима Горь. кого *— гордого буревестника революции, не читал его вдохновенных произведений, котомке учат жизни и борьбе. Максим Горький был великим гумани. стом и поборником мира. Он призывал всех деятелей науки и искусства к непримири­ мой н беспощадной борьбе против империа. лкзма, против поджигателей войны. «С кем вы; мастера культуры?» — обращался ГорькКЙ к Ним и призывал их встать в ря. ды бо]ЩОВ за свободу и счастье человече. •стка, за его прогресс и творческое созида. ние. -.* ‘ Всего атого не могли не заметить враги советской культуры — безродные космо­ политы, ныне разоблаченные буржуазные эстеты — юзовские, гурвичи н другие. Они стремились всячески оклеветать нашего любимого Горького, опорочить его лучшие произведения. Но беспачпортные бродягИ. антипатрноты просчитались! С них сорваны маски, и они будут окончательно разгромле. ны народом. А Горький с нами! Его литера, турио* наследство идейно вооружает нас, помогсет в успешном строительстве вели, чесгвелного здания коммунизма. И сегодня, когда черные силы реакции бряцают оружием, готовя новую войну про. ткв страны Советов, все передовое челове. чество, вое деятели мировой культуры еле. дуют призыву великого гуманиста Горь. кого — Дружно и организованно встают в ряды борцов за мир, беспощадно разобла. чают поджигателей войны из лагеря англо. американского империализма. другого нашего писателя. Поэтому именно Горький и является подлинным родоначальни­ ком пролетарской, социалистической' литера­ туры в нашей стране и в глазах трудящихся всего мира». В. М. м ол от ещ .* А. ЛГ. ГОРЬКИЙ П Е С Н Я \ . О С О К О Л Е «Высоко в горы вполз У ж и лег там в' сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море, «Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем ды­ шали в небо, и бились волны внизу о камень... ' 1 «А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стре- МЙЛея навстречу морю, гремя камнями... «|Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. «Вдруг в то ущелье, где У ж свернулся, пал *с 1№ба Сокол с разбитой грудью, в крови на перь­ ях... i «С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камейь... «У ж испугался, отполз проворно, но скоро по­ нял, что жизни птицы — две-три минуты... «Подполз он ближе к разбитой птице и проши­ пел ей прямо в очи: * ’ V t 'i ^ . i «— Что, умираешь? • «— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх, ты, бедняга! « — Н у, что же — небо? — пустое место... К а к мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и Сыро! «Так У ж ответил свободной птице и усмехнул­ ся в душе над нею за эти бредни. «И так подумал: «летай иль ползай, конец изве­ стен; все в землю лягут, все прахом будет...». «Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами. г •«Сквозь серый камень вода сочилась, н было душно в ущелье темном и пахло гнилью. «И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: * «— О. если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью! О, счастье битвы!.. «А У ж подумал: «должно быть, в небе и в са­ мом деле пожить приятно, коль он так стонет!..». «И лредложил ои свободной птице:—«А ты под­ винься на край ущелья и вниз бросайся. «Быть может, крылья тебя поднимут и пожи­ вешь еще немного в твоей стихии». «И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к об­ рыву, скользя когтями по слизи камня. «И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился. «И сам, как камень, ркользя по скалам, он быст­ ро падал, ломая крылья, теряя перья... «Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. «А волны моря с печальным ревом о камень би­ лись.." И трупа птицы не видно' было в пространстве... " * • - ~ - морском' I I . «В ущелье лежа; У ж долго думал б смерти п т й ч цы, о страсти к небу. «И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье. i «— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?. Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть не надолго. «Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись^ он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце, «Рожденный ползать — летать не может!.. За ­ быв об этом, он пал на камни, но не убился, а рас­ смеялся... 1 «— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Опа ■— в паденьи!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо... Взлетел в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те;, что зёмлю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я. «И он свернулся в клубок на камне, гордясь со­ бою. «Блестело море все в ярком свете, н грозно вол­ ны о бер.ег бились. «В их львином реве гремела песня о гордой пти­ це, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: «Безумству Храбрых поем мы славу^. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О* смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кро­ вью... Но будет время — и капли крови твоей горя­ чей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и МНОГО смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призы­ вом гордым к свободе, к свету! «Безумству храбрых поем мы песню!..». л : м . г о р ь к и й Город Желтого Дьявола ..Лад океаном зг землею висел туман, густо смешанный с дымом, мелкий дождь леийво падал ка темные здания города и мутную воду рейда. У бортов парохода собрались эмигран­ ты, молча глядя на все вокруг пытливыми глазами надежд и опасений, страха и ра­ дости. — Это — кто? — тихо спросила де­ вушка полька, илумленпо указывая па статую Свободы. Кто-то ответил: . — Американский бог... Массивная фигура бронзовой женщины покрыта с ног до головы зеленой окисью. Холодное лицо слепо смотрит сквозь туман в nyciSbimo океана, точпо бропза ждет о&шца, чтобы оно оживило ее мертвые глаза. Под ногами Свободы — мало земли, она кажется поднявшейся пз океана, пье­ дестал ее— как застывшие волны. Ее ру­ ка, вьгеоьо поднятая над океаном п мачта­ ми судов, придает позе гордое величие и красоту. Бажеггся — вот факел в крепко сжатых пальцах ярко вспыхнет, разгонит серый дым и щедро обольет все кругом горячим, радостным светом. А кругом ничтожного куска земли, па котором она стоят, скользят по воде океа­ на, как допотопные чудовища, огромные железные суда, мелькают, точно голодные хищники, маленькие катера. Ревут сире­ ны, подобно голосам сказочных гигантов, раздаются сердитые свистки, 1 *ремят цени якорей, сурово плещут волны океана. Все вокруг бейаит, стремится,' вздраги­ вает напряженно. Винты п колеса парохо­ дов торопливо бьют вщу — опа покрыта желтой пеной, взрезана морщинами. И кажется, что все — железо, камни, вода, дерево — полно протеста против без солнца, без песеп и счастья, в ену тяжелого труда. Все стонет, воет, скрежещет, повинуясь вате какой-то тайной силы, враждебной человеку. Повсюду па груди воды, изрытой п разорванной желе­ зом, запачкаппой жирными пятпамп неф­ ти, засоренной щепамп п стружкамп, со­ ломой и остатками пищп — работает не­ видимая глазом хоиодпая п злая сила. Она сурово и однообразно дает толчки всей этой необ’ятной машине, в ней корабли и доки — только маленькие части, а чело­ век — ничтожный винт, невидимая точка среди уродливых, грязных сплетений желе­ за, дерева, в хаосе судов, лодок и ка!ких-то плоских барок, нагруженных вагонами. Ошеломленное, оглохшее от шума, задер­ ганное этой пляской мертвой матери дву­ ногое существо, все в черной копоти и масле, странно смотрят на меня, сунув ру­ ки в карманы штанов. Липо его замазано густым налетом жирной грязи, н не глаза яямго человека сверкают на нем, а белад кость зубов. люди. Город ревет и глотает их фрого за другим ненасытйой пастыо. Одни из героев опустали рул , другие подпяли их, (протягивая над плевами людей, предостерегая: — Остановитесь! Это не жизнь, »то безумие... Все опи —1лишние в хаосе улйной жпзнн, все не на месте в диком рёве жад­ ности, в тесном плену угрюмой фантазии из камня, стекла п железа. Однажды ночью они все вдруг сойдут с Пьедесталов п тяжелыми шагами оскор­ бленных пройдут по улицам, унося тоску своего одиночества прочь из этого города, В поле, ще блестит луна, есть воздух и тихий покой. Когда человек всю жизнь трудился на благо своей родины, он этим, Несомпенпо, заслужил, чтоб после смерит его оставили в покое. \ жизни пл По тротуарам спешно идут люди туда я сюда, по всем направлениям улиц. Их вса­ сывают глубокие поры каменных стен. Торжествующий гул железа, громкий вой электричества, гремящий шум работ по устройству повой сети металла, Новых стен из камни — все это заглушает голо­ са людей, как буря в океане — крики шгпц. Лппз людей неподвижно спокойны —■) должно быть никто из них не чувствует несчастья быть рабом жизни, пищей горо­ да-чудовища. В печальном сазйягйетш они считают себя хозяевами своей судь­ бы — в глазах у них, порою, светятся сознание своей независимости, но, ЬиДймо» им непонятно, что это только независи­ мость топора в руке плотника, молотка в руке кузнеца, кирпича в руке невидимого каменщика, который, хитро усмехаясь, строит для всех одну огромную, но тес- пуго тюрьму. Есть много энергичных лиц, по па каждом лице прежде всего вВДШь зубы. Свободы внутренней, свободы духа него и все. что ему мешает жить — долж­ но быть уничтожено.- Люди в домах городз ЛСелтого Дьявола спокойно переносят вое, что убивает чело­ века. •■- • .X ' I v Медленно ползет судно среди толпы дру- № судов. Лица эмигрантов стали странно серы, отупели, что-то однообразно-овечье покрыло все глаза. Люди стоят у борта и безмолвно смотрят в туман. А в пей рождается, растет нечто непо­ стижимо огромное, полное гулкого ропота, оно дышит навстречу людям тяжелым, пахучим дыханием, н в шуме его слышно чяго-то грозное, жадное. Это — город, это — Пью-Порк. Па бе­ регу стоят двадцатиэтажные дома, без­ молвные и темные «“скребницы неба». Квадратные, лишенные желания быть кра­ сивыми, тупые, тяжелые здания поднп маются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменпая кичливость своего высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и пе видно детей... Издали город кажется огромной^ че­ люстью, с неровными, черными зубами. Он дынгит в nq5o тучами дыма и сопит, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в пего, чувствуешь, что ты по­ пал в желудок из кампя и железа, в же­ лудок, который проглотил песколько мил­ лионов людей н растирает, переваривает их. Улица— скользкое, адчпое горло; по не­ му куда-то вглубь плывут темные куски пищи города— живые люди. Везде — пад головой, под ногами п рядом с тобой жи­ вет, грояочет, торжествуя свои победы, яелеео. Вызванное к жизни силою Золота, одушевленное им, оно окружает человека caweft паутицой, глушит его, сосет кровь и мозг, пояжрает мускулы п нервы и растет, растет, опираясь на безмолвный камень, все шире раскидывая звенья сво­ ей цешь Как огромные черви ползут локомотивы, влача за собою вагоны, крякают, подобпо жирным уткам, рожки автомобилей, угрю­ мо воет электричество, — душный воз­ дух напоен, точно губка, влагой, тысяча­ ми ревущих звуков. Придавле5шый к это-, му грязному городу, испачканный дымом фабрик, он неподвижен среди высоких степ, покрытых копотню. На площадях и в маленьких скверах, где пыльные листья деревьев мертво ви­ сят на ветвях, — возвышаются темные монументы. (Их лица покрыты толстым слоем грязи, глаза их, когда-то горевшие любовью к родине, засыпаны пылью горо­ да. Эти бронзовые люди мертвы п одиноки в сетях многоэтажных домов, опи кажутся карликами в черной тенп высоких степ, они заплутались в хаосе безумия ввкруг них, остановились н, полуослепленные, грустно, с болью п сердце смотрят на жадную суету людей у» ног их. Люди, маленькие, черные, суетливо бегут мимо монументов, и никто нс бросит взгляда иа лицо героя. Ихтиозавры капитала стерли из памяти людей значение творцов свобо­ ды. Кажется, что бронзовые люди охвачепы одной и той же тяжелой мыслью: — Разве такую жизнь хотел я создать? (Вокруг кипит, как суп на плите, лихо­ радочная жизнь, бегут, вертятся, исчеза­ ют в этом кипепии, точпо крупинки 5 бульоне, как щенки в море, маленькие — по светится в глазах людей. И ЯТа энергия без свободы напоминает хЬЛодный блеск ложа, который еще не уевелй исту­ пить. Это — свобода слепых орудий в руках Желтого Дьявола — ЗолоТа. Я впервые вижу такой чудовищный го­ род, и пикогда еще люди в» казались мне так пичтожны, так оорабощены. И в то же время я нигде не вЗДеяал йх такими трагикомически довольными собой, каковы опп в этом жадном и грязном же­ лудке обжоры, который, впал от жадности в идиотизм и с диким ревом скота пожи­ рает мозги и первы...’ О людях — страшно и больно говорить. Вагон «воздушной дороги» о воем и гро­ хотом мчится по рельсам, между стен донов узкой улицы, на высоте третьих этажей, однообразно опутанных решетками желез­ ных балконов и лестниц. Окна открыты, х почти в каждом из них — фигуры людей. Одни — работают, что-то шьют или счи­ тают, наклонив головы нал конторками, другие просто сидят у окоп, лежат грудью на подоконниках и смотрят на вагоны, каждую минуту пробегающие мимо их глаз. Старые, молодые и дети — асе одинаково безмолвны, однообразно спокойны. Привык­ ли к этим стремлениям без цеди, привыкли думать, что тут есть цель. В главах — нет гнева против владычества железа, нет не пависти к его торжеству. ЯелькАййё fca гопов сотрясает стены домов, — вздраги­ вают груда женщин, головы мужчин; на решетках балконов валяются тела детей и тоже дрожат, привыкая принимать эту от вратнтелыгую жизнь как должное, иеиз бежное. В мозгах, которые всегда встря­ хивают, вероятно, невозможно мысли пле­ сти свои смелые, красивые кружева, не­ возможно родить живую, дерзкую 1 гёЧТу. Вот промелькнуло темное лицо старухи в грязной кофте, расстегнутой па груди Уступая дорогу вагопам, замученный, от­ равленный воздух испуганно бросился окна, седые волосы на голове старухи за­ трепетали, точно крылья серой игицы. Она закрыла свинцовые, погасшие глаза. Ис­ чезла. В мутпых внутренностях комнат мель­ кают железные прутья кроватей, покрытых лохмотьями, грязная посуда и об’едки нищи на столах. Хочется увидеть цветы на ок­ нах, шцешь человека с книгой в руке. Стены льются мимо глаз, точно расплав­ ленные, они текут грязным потовом на­ встречу, в быстром беге потока тяНжтйОtfio- ношатся безмолвные люди. Лысый череп тускло блеснул за стеклом, покрытым слоем нылп. Оп однообразно ка­ чался пад каким-то станком. Девушка, ры­ жеволосая н тонкая, сидит па окне и вя­ жет чулок, считая темными главами догли. Ударом воздуха* ее качнуло внутрь комна­ ты, — она не отвела глаз от работы, не поправила платья, развеянного вет^Ш. Два мальчика, лет по пяти, строят па балконе дом из щепок. Ои развалился от сотрясе­ ния. Дети хватают маленькими лапами тонкие щепы, чтобы они пе упали на ули­ цу сквозь отверстия в решетке балкон^, — и тоже пе смотрят па причину, помешав­ шую их задаче. Еще и еще лица, <щю 5а другим, мелькают в окнах, точно осколки чего-то одного — большого, но разбитого в ничтожные пылинки, растертою В Д ресну. (Гонимый -бешеным бегом вагонов, вОЗДУХ развевает платье и волосы людей, бьет ЁШ в лицо теплой, душной волной, «якает, вгоняет пм в уши тысячп звуков, Gpocfc* в глаза мелкую, едкую пыль, слепи*, оглу­ шает протяжным, непрерывно воВДЛм звуком... Живому человеку, который мыслит, со­ здает в своем мозгу мечты, Картоны, обра­ зы, родит желания, тоскует, хочет, отри­ цает, ждет, — живому человеку этЪгг дий|| вой, визг, рев. эта дрожь камня степ, трусливый ■дро^зг стекол в оитал — все это ему мешало бы. Возмущенный, он вы­ шел бы пз цома п сломал, разрушил эту мерзость — «воздушную дорогу»; он за­ ставил бы 'замолчать нахальный вой же­ леза, он — хозяин жизни , жизнь — для Внизу, под железной сетью «воздушной дороги», в пылп и грязп мостовых, без­ молвно возятся дети, — безмолвно, хотя опи смеются н кричат, как. дети всего ми­ ра, но голоса их тонут в грохоте пад ними, точпо капли дождя в море. Они кажутся цветами, которые чья-то грубая рука вы­ бросила из окон домов в грязь улицы. Пи­ тая свои тела жирными испарениями горо­ да, опи бледны н желты, кровь пх отрав­ лена, нервы раздражены зловещим криком ржавого металла, угрюмым во:м порабо­ щенных молнии.. Разве из этих детей вырастут здоровые, смелые, гордые люди? — спрашиваешь се­ бя. В ответ отовсюду скрежет, хохот, злой визг. Ва/гоны несутся згимо Ист-Сайда, квар­ тала бедных, компостной ямы города. Глу­ бокие канавы улиц, ведущие людей куда- то в глубины города, где — представляет­ ся уму — устроена огромная, бездонная дыра — котел нли кастрюля, — туда стекаются все эти люди, ц там из них вываривают золото. Канавы улиц кишат детьми. Я очень много видел нищеты, мне хоро­ шо знакомо ее зеленое, бескровное, костля­ вое лицо. Ее глаза, тупые от голода и го­ рящие жадностью, хитрые и мстительные или рабски покорные и всегда нечеловече­ ские, я всюду вицел, но ужас нищеты Ист-Сайда мрачнее всего, что я знаю. •В этих улицах, набитых людьми, точ­ но мешки крупой, дети жадно ищут в ко­ робках с мусором, стоящих у папелей, за­ гнившие овощи и пожирают их вместе о плесенью тут же, в едкой пыли и духоте. Когда они находят корку загнившего хлеба, Она возбуждает среди пих дикую вражду; охваченные желанием проглотить ее, опи дерутся, как маленькие собачонки. Они покрывают мостовые стаями, точно прожорливые голуби; в час ночи, в два и позднее — опи все еще роются в грязи, жалкие микробы нищеты, живые упреки жадности богатых рабов Желтого Дьявола. Па углах грязных улиц стоят какие-то печи или жаровни, в них что-то варится, пар, вырываясь по тонкой трубке на воз­ дух, свистит в маленький евнеток на кон­ це ее. Тонкий, режущий ухо, свист проры­ вает своим дрожащим острием все звуки улиц, он тянется бесконечно, как ослепи­ тельно белая, холодная нить, он закручи­ вается вокруг горла, путает мысли в голо­ ве, бесит, гонит куда-то и, пе смолкая ни на секунду, дрожит в гнилом запахе, по­ жравшем воздух, дрожит насмешливо, злоб­ но пронизывая эту жизнь в грязи. •Грязь — стихия, она пропитала; собою все: стены домов, стекла окон, одежды лю­ дей, поры их тела, мозги, желания, мыс-» ли...- В этих улицах — темные впадины две­ рей подобны загнившим ранам в камне стен. Когда, заглянув в них, увидишь гряз­ ные ступели лестниц, покрытые мусором, кажется, что там, внутри, все разложилось и гнойно, как во чреве , трупа. А люди представляются червями...- Высокая жешцпна с большими темными глазами стоит у двери; па руках у нее ре­ бенок, се кофта расстегнута, бессильно по­ висла длинным кошелем ее синяя грудь. Ребенок кричит, царапая пальцами вялое, голодное тело матери, тычется в него ли­ цом, чмокает губами, па минуту умолкает, вновь кричит с большей силой, бьет руками и ногами грудь матери. Опа стопт, точно каменная, и глаза ее круглы, как у совы— они смотрят упорпо в охну тотсу перед собой. Чувствуешь, что этот взгляд не мо­ жет нидеть ничего, кроме хлеба, (tea плот­ но сжала губы и дышит носом, ноздри ее вздрагивают, втягивал пахучий, густой воздух улицы; этот человек живет воспо­ минанием о пище, проглоченной пм вчера, мечтой о-куске, который он, может быть, с’ест когда-нибудь. Ребенок кричит, судо­ рожно подергиваясь маленьким, жеятым тельцем, —- она пе слышит его криков, пе чувствует ударов... Старик, длинный и худой, с хищным ли­ цом, без шляпы на седой голове, прищурив красные веки больных глаз, осторожно роется в куче мусора, отбирая куски угля. Когца к пему подходят, он пеуктюже, точно волк, поворачивает туловище и что-то го­ ворит. Юноша, очень бледпый п худой, опи­ раясь па столб фонаря, смотрит серьин глазами вдоль улицы и по временам встря­ хивает курчавой головой. Его руки засуну­ ты глубоко в карманы брюк п судорожно шевелят там пальцами. Здесь, в этих улицах,- человек замелен, слышен его голос, озлобленный, раздражен­ ный, мстительный. Здесь у человеку егсть лицо — голодное, возбужденное, тоску­ ющее. Видно, что люди чувствуют, замет­ но, что они думают. Они кишат в грязных канавах, трутся друг о друга, точно сор в потоке мутной воды; их кружит п вергят сила голода, оживляет острое желание с’есть что-нибудь. В ожидании пищи, в мечтах о наслаж­ дении быть сытыми, они глотают насы­ щенный ядами воздух, и в тачных ’глуби­ нах их душ рождаются острые мысли, хитрые чувства, преступные желания. Они подобны болезнетворным микробам в желудке города, и будет время, когда они отравят его теми же ядами, которыми он так щедро питает их теперь! •~ Юноша у фопаря время от времени встряхивает головой, крепко стиснув го­ лодные зубы. Мне кажется, я понимаю, о чем ои думает, чего он хочет — иметь огромные^ руки стралшой силы и крылья за спиной он хочет, мне кажется. Это для Того, чтобы одпажды днем подняться пад городом, опустить в него руки, как .два (Окончание см. на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz