На страже Заполярья. 1949 год. Апрель.
3 апреля 1949 г., № 79 (3384). d-A С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Множить ряды отличников боевой и политической подготовки о СОВЕЩАНИЕ ПОМОЩНИКОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛИТЗАНЯТИЙ о В политическом воспптаппп литого со- 1 — Я вседа присутствую иа политич*- етава важная роль принадлежит помощни- ских занятиях в своей группе, — сказал кам руководителей политических занятии, оп, — и внимательно слежу за слушате- В их обязанности входит проведение запя- тий с темн, кто по какой-либо прпчппе пропустил пх, оказание помощи отстаю щим матросам, а также всем слушателям при пх подготовке к очередному дню.по литической учебы. Если руководитель отсутствует, его помощник проводит заня тие в группе. Опыт работы лучших помощников гово рит о том, что они оказывают большую помощь своим руководителям в полити ческой учебе лпчного состава. Обмену опытом и было посвящепо совещание по мощников руководителей политзанятий, созванное редакцией газеты «На страже Заполярья» и политотделом. Помощники рассказали о том, как они работают, как воспитывают матросов и оержантов. Участники совещания с инте ресом выслушали выступление матроса Я. Меш. *— Я горжусь тем, что мне выпала честь участвовать в деле политического воспитания ' личного состава, — сказал тов. Меш. — Как коммунист, я стараюсь сделать все, чтм^ы оправдать оказанное мне доверие. Хочу рассказать, как я заме нял руководителя. Подготовку к запятито начинало с чте ния всей рекомшдоваппой литературы. Затем составляю конспект, записывая основные вопросы темы. Тщательпая под готовка обеспечивает успех рассказа. лями, за тем, как они реагируют иа рас сказ руководителя и выступают сами. На занятиях по теме «Всемерно разви вать законное чувство советской военной гордости» я убедился, что матрос Шульта неправильно понимает этот вопрос. После политзанятия я подробно рассказал тов. Шульта о боевом пути нашего подразделе ния, о тех традициях, которыми гордятся все матросы. Мы долго с ним беседовали по-душам и оба остались довольны разгово ром: оп понял свою ошибку, мне же доста вило большое удовлетворение сознание то- то, что и я внес свою долю труда в дело политического воспитания матроса. Если матрос по какой-либо причине пропустил занятие^-— наш долг * помочь ему. догнать группу.' Но и тут нужен раз личный подход. С одним достаточно пого ворить, указать, какую тему изучали в его отсутствие, что следует прочитать. С дру гим же слушателем, если он пропустил не одно, а несколько занятий, предстоит более кропотливая л серьезная работа. Матрос Попов долгое время находился вне подраз деления, понятно, он отстал. С ним я про вел уже три дополнительных ванятия, не однократно консультировал его. Все время я слежу за его самостоятельной подготов кой, беседую с ним по изучаемому мате риалу. В результате тов. Попов догнал своих товарищей. Интересным было выступление сержан-. Прежде чем перейти к изложению ма- Та Казанского. Он говорил о том, ^акую териала, я стремлксь, чтобы каждый ллу- Р °ЛЬШУЮ играет в успеваемости ма- шатель ясно представлял себе, о чем будет т*к>сов "на политических занятиях^ система- итти речь. Когда я проводил запятие па Т1ТЧеск^? чтение художественной литера- тему: «Бережно хранить и умножать бое- т^?Ыв J 03* Казанский в своей повседнев ные традиции Советских Вооруженных вои Р*00™ большое внимание уделяет про- Сил», то в начале рассказал, что такое nanffi«e Ц*4* * произведении советски вообще традиции и в частности боевые.. ппсател ___ ____ Рассказ стараюсь вести простым, попят- j — Когда мы, — сказал он, — изучали ным каждому слушателю языком. К изло- темУ 0 ооевых традициях, то я порекомен- жению следующего вопроса не перехожу Д<®ад матросам прочитать кпигу Б. Поле- до тех пор, пока не удостоверюсь, что все *Повесть о настоящем человеке». В рассказанное мною матросы хорошо иона -1 970^ книге ярко показана одна пз замеча ли. Материал политзанячий стараюсь по тельных традиций советских воинов не- мере возможности увязывать с задачами, j сокрушимая воля к победе, умение преодо- РЕЛИГИЯ ИЕЕ КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ ★ Читатель нашей газеты тов. Скворцов обратился в редакцию с письмом, в котором просит расска- «Слепые силы капитализма! не могут быть поняты массами, пока они уметены и придавлены. Эти силы слепо и безжа лостно выбрасывают на улицу тысячи и миллионы рабочих, врываются в дома тру- зать о происхождении религии и ее дящихся и делают их нищими, лишают не классовой сущности. зависимости народы, развязывают жесто- 13 ответ на просьбу тов. Скворцо- опустошительные войны,^ сеют повсю- ва печатаем статью «Религия и ее НА СН ИМ КЕ : отличник боевой -в окхлитюческой подготовки Н- с ко ро подразделения старший матрос Фе дор Смирнов. Фото Н. Высоцкого. стоящими перчх подразделением, и иллю стрировать примерами из жизпи подразде ления. Когда, например, мы изучали тему: лстать все трудности, стоящие на пути. В тему этих политзанятий входит также раздел о революционных традициях лашей «•Непрерывно совершенствовать свои воен- цартии. Занятия о традициях проводил я и, ...... ..... _ _________ ные и политические зпання — первейшая» рассказывая о славном ооевом пути пар- Доефлота, хочет изучать военно-иор- задача советского воина», то рассказ свой тип большевиков, вспомнил образ Макси- * «Выборгская сторона». Бывший евввршрвц возглавляет Досфлот Старшина 1 статьи С. Алексеев прослу жил на Северном флоте восемь лет. В нача ле Великой Отечественной войны он при шел на корабль. Здесь формировался его характер, повышался политический кру гозор. .Па флоте Алексеев вступил в. ряды большевистской партии. Затем, как актив ного коммуниста, его избрали секретарем партийной- организации корабля. После окончания Великой Отечественной войны Алексиев демобилизовался. Бывалый и опытный моряк быстро за рекомендовал себя с хорошей стороны и на трудовом фронте. Демобилизованному вои ну оказано высокое доверие — оп назначен председателем оргбюро Досфлота города Волхов и райопа. На-дпях тов. Алексеев прислал письмо, где рассказывает о своей работе. «Мне, как бывшему моряку-северомор- цу, — пишет тов. Алексеев,— хочется ус тановить с вами тесную связь... В своей деятельности приходится сталкиваться с рядом интересующих пашу молодежь и членов Досфлота вопросов, вести с ними не только учебу, но и рассказывать и по пуляризировать историю и развитие Воен но-Морского Флота. Также приходится рассказывать и о боевых делах северо морцев. В настоящее время у нас в городе идет оформление и укрепление первичпых орга низаций Досфлота. В ряде организаций налажена работа по изучению военно- морских специальностей. Молодежь с большим желанием вступает в оргапиза- я связал с ходом боевой и политической чолготовки в нашем подразделении. Я наз вал отличников, а также указа,!, почему некоторые матросы отстают в уч'бе. Опыт показывает, что такое изложение темы делает политзанятия наиболее доходчивы ми и действенными. В часы самостоятельного чтения матро сы нередко обращаются к помощнику ру ководителя с просьбой раз’яспить тот или ипой вопрос, помочь составить конспект и т. *. Читая рекомендованную литерату ру, я выписываю себе в блокнот непопят ные слова н выражения, выясняю их зна чение. Благодаря этому я всегда имею воз можность оказать помощь .матросам во время самостоятельного чтения. Вспоминается мне такой случай. Ма трос Веселов несколько раз принимался читать рекомепдованпую литературу и всякий #аз бросал: было трудпо. Не удава лось ему и составление конспектов: он не мог выбрать для записи главное в теме. Прпшлось заняться с Веселовым отдельно: вместе с ним читать статьи и конспекти ровать их. Постепенно мпе удалось добить ся хорошей успеваемости Веселова па политзапятиях, научить его самостоятель но работать с книгой. Так я занимаюсь и с другими матросами. Сержант А. Вагин говорил на совещг- классовая сущность». Религия возникла в самые отдаленные времена, в период родового строя, которому свойственно крайне неразвитое производ ство, чрезвычайно редкое население на об ширном пространстве, что ставило человека почти в полное подчинение «чуждой, про тивостоящей ему, непонятной внешней природе» (Энгельс). Первобытный человек был бессилен в борьбе с природой. Недостаточный опыт, от- сутствие длительной практики, несовершен ство мыслительного аппарата, сильная за висимость от природы пе позволяли нашим отдаленнейшим предкам подняться до пони мания причин различных природных явле ний. Смена дня и ночи, молния и гром, затме ние солнца и луны, землетрясение и извер жение вулканов, смерть а сновидения — все это оказывало сильнейшее воздействие на психику человека. Но, будучи бессиль ными сб’яснить причины тех или иных природных явлений или каких-либо собы тий, люди рассматривали эти события и яв ления как результат деятельности какой-то сверхестественпой, стоящей -над миром си лы. Все, что было недоступно пониманию первобытных людей, наделялось ими каче ствами сверхестественпого, чудодействен ного. Бессилие людей в борьбе с природой, пх темные первобытные представления о своем состоянии и о внешней природе и создали религию, породили веру в богов, в чертей, в леших, в чудеса. А это бессилие перед лицом грозных природных стихий яв лялось следствием чрезвычайно низ кого развития производительных сил родового общества. Значит, корни религи озных представлений нужно искать не на небе, а на эемле в экономических и общест венных отношениях людей. Поэтому Эн гельс определял религию как фантастиче ское отражение в головах людей тех внеш них сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в ко ма из кинофильма Говоря о том, что мы должны «быть вер ными боевым традициям Советской Армии и Флота и гордиться ими, я рассказал слушателям о подвиге североморца Сивко. Многие из выступавших говорили о том, что работа помощника руководителя полит занятий будет успешной лишь в том слу чае, если она сами станут повседневно учиться, повышать свои политические зна ния. О том, как они учатся, рассказали сержант Вагин, матрос Кабанвнко, старший матрос Козелков я другие. Участника совещания высказали свои пожелания, направленные иа улучшение качества политических занятий. Матрос Меш сказал, что было бы неплохо, если бы газета «На страже Заполяр^», печатая статьи к очередным политическим заня тиям, сопровождала их указаниями, как#е для данной темы нужны наглядные посо бия (карты, схемы, диаграммы и т. д.) и •как их изготовить на месте. Было внесено также предложение, чтобы газета чаще печатала материал о лучших отличниках боевой и политической подготовки не только нашего Северного флота, но и дру гих флотов, а также Советской Армии. Па примере их .можно было бы учить матро сов, как нужиз выполнять свой воинский долг перед Родиной. Помощники руководи телей высказали также пожелание, чтобы ское дело... Мы приложим ьсе силы Ш . того, чтобы выработать морские качества I змшые ш ы Ч в Щ * *Ш Т не вида о том, что помощник руководителя j политотдел регулярно созывал их для об- политзалятий добьется успеха лишь в том i мепа опытом работы, что^ы опыт лучших случае, если будет хорошо 8нать каждою I помощников пгире распространялся во всех слушателя. »группах политических 8анятий. у наших досфлотовцев». •Прошу передать морякам-североморпам — пусть не жалеют своих сил и способно стей, повышают боевую и политическую подготовку, вырабатывают в себе высокие морские качества, способность преодоле вать любые трудности и препятствия, — заканчивает свое ппсьмо тов. Алексеев i Моряки подразделения кораблей, пде служил тов. Алексеев, горячо откликну лись на письмо своего сослуживца. Ком сомольские ‘ организации проводят сбор военно-морской литературы и в ближайшее вр^мя перешлют ее своим друзьям-дос- флотовдам. Лейтакт И. КОРОЛЬ. Техническая к о н ф е р е н ц и я На-днях по инициативе комсомольского бюро второй боевой части была проведена техзгичеокая конференция по изучению артиллерийского оружия. С докладом вы ступили офицеры тт. Кушелед и Сережкип, старшина Жариков и главный старшина Минеею. Присутствующие с интересом прослуша ли доклады, изучали по схемам и черте жам устройство материальной части, пра вила технической эксплоатащш и боевого использовалшя оружия. Капитан-лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. Работа агитатора с газетой Паша партия неоднократно отмечала в своих решениях важность систематическо го использования газет для политической агитации среди широких маге трудящихся: В советской стране разовый тираж всех га зет превышает 30 миллионов экземпляров., Но и эти огромные тиражи уже пе могут полностью удовлетворить спрос па газеты, ибо политическая активность советских людей непрерывно возрастает. Поэтому на агитатора выпадает почетная и отв<ггствен- пая задача — своевременно и умело зна комить трудящихся с содержанием газет. 0 том, как должпа разрешаться эта зада ча, рассказывает вышедшая в серпи «Биб лиотечка агитатора» бропиора С. Сутоцко- Л «Работа агитатора с газетой». Одной из иаиболее распространенных форм политической агитации среди широ ких масс является громкая читка газет. Но к этому делу пельзя подходить механи чески, то-есть читать подряд все напеча танные в номере материалы. Надо отобрать самые важные статьи и заметки, учиты вая при этом запросы слушателей, уровень их политического и культурпого развития. Естественно, что если газетная статья поезящепа, скажем, задачам речников, то ее не обязательно читать слушателям-тек- стилыцикам. В газете попадаются иностранные слова, специальные названия, имена ипостран- нил значение тех слов, которые могут быть непонятны слушателям. Не исключено, что даже при хорошей подготовке агитатор не сможет ответить на какой-нибудь задан ный ему вопрос. В этом случае он должен сказать, что даст ответ в следующий раз, а затем обратиться 8а раз’яснениями в партийный кабинет, в библиотеку или к более подготовленным товарищам. Очень важно, чтобы после читки газеты возник живой обмен мнениями. Во многом это зависит от инициативы агитатора. Ес ли оп умело подойдет к слушателям, заин тересует их, увяжет прочитанный материал с задачами данного предприятия, — успех обеспечен. Скажем, прочтепа статья о пе редовом производственном опыте. Агитатор ставит вопрос: почему нельзя добиться та ких же результатов в данном цехе, на дан ном участке, в данной бригаде. Тай завя зывается ожнвлеппая беседа. Правильно поступают те агитаторы, ко торые из материалов на международные темы делают вывод, касающийся советских людей. Вот, например, что рассказывает агитатор одной из павлово-посадских фаб рик тов. Филатова, об опыте которой гово рится в брошюре: «Читая материалы о международной жизпи, стараюсь раз’яспить товарищам, что при современной обстановке, когда в империалистическом, антидемократическом пых политических деятелей. Это обязывает ! лагере ведется бешеная кампания за раз- агитатора к тому, чтобы оп предварптель- ; жигаипе новой мировой 'войны, надо вее мо внимательно прочел ‘статьи и заметки и | мерпо укреилять могущество нашей ce ll помощью словарей, сливочников вьше-1цаалистдческой Родины* В силе * моща нашей страны — залог прочного мира. А для того, чтобы наша Родина была еще сильнее, мы сами должны работать как можно лучше». Наряду с читками газетных материалов практикуются также беседы-обзоры га зет. Задача таких обзоров состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с важней шими, наиболее значительными событиями внутренней и международной жизни, по мочь слушателям правильно понять их, сделать в связи с пими правильные выво ды о задачах дапного предприятия, колхо за, бригады, звена. Рассказывая, скажем, о содержапни передовой статьи, посвя- щепнон выполнению производственных планов, агитатор должен также привлечь материал из производственной жизни то варищей, с которыми он работает. Это на много повысит интерес слушателей к бесе де. При чтении газеты у товарищей обычно возникают вопросы, завязываются беседы, споры. Вот тут-то и должеп вмешаться агитатор, помогая рабочим разобраться в ирочитаппых малориалах и подсказывая им, на чем следует сосредоточить внима ние. Читка газет и беседы-обзоры эвакомят аудиторию только с главнейшими газетны ми материалами. А для того, чтобы кол- рабочим людям, чем всякие из ряда бон лектнв предприятия мог познакомиться со 1выходящие события вроде войн, землетря- эеиных. В дальнейшем люди стали олицетворять силы природы, уподоблять их себе. Почти все явления природы и предметы, окружав шие человека, приобретают в его сознании качества живых и разумных существ. Пе ред мысленным взором ' человека природа как бы вновь оживает и наполняется бес численным количеством сверхестествепных существ, из которых одни олицетворяют доброе начало, другие — злое; одни помо гают человеку в борьбе sa существование, другие, наоборот, несут с собою (бедствия и несчастья. Согласно^ представлениям древ них, за каждой видимой вещью стоит двой- пик, имеющий сходство с относящимся к нему предметом, но отличающийся бесте- лесностыо, невидимостью, быстротой дви жения, т. н. «душа». Кроме этих «душ», мир первобытного человека» полон всевоз можных «духов», которые находятся в постоянных сношениях с видимым миром— приносят человеку пользу или вред* все ляются в людей, животных, в неодушевлен ные предметы. Вся жизнь природы пред ставляется такому человеку как результат действий бесчисленного количества духов. Наиболее могущественные из них стали на зываться богами. Когда на смену первобытно-общинному строю приходит первое классовое обще ство — рабовладельческое, то к грозным и непонятным силам природы; господство вавшим над человеком, прибавляется же стокий классовый гнет, зверская эксплоа- тацня, обман господствующего класса. С изменениями общественного строя ме нялись формы религиозных представле ний, но сама религия остается неизбежным спутником классовых обществ. Неизбеж ным потому, что в обществе, разделенном на классы, действуют постоянные силы, поддерживающие религиозные суеверия, существуют классовые, социальные корпи религии. Если в первобытном обществе религия отражала собою бессилие человека перед лицом природы, то в классовом обществе она является огражепием бессилия эксплоа- тируемых перед силами классового гпетз. В. П. Ленин в своей работе «Социализм и религия» указывал, что в условиях капи тализма экономический гнет пензбежно вы зывает и порождает всякие виды угнете ния, в том числе я духовного. Религия как раз и является одним пз видов духовного гнета, родом «духовной спвухн». «Социальная придавленпость трудящих ся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедлевпо и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых д и ких мучений рядовым всем содержанием газеты, ее следует си стематически вывешивать на видном место в следпальдо устроенной витрина. сепий и т. д., — вот в чем самый глубо кий современный корень религии». {Лавин. Собр. соч. т. XIV, стр. 71Ь ду семена вражды и беспокойства, ввер гают страны в пучину разрушительных кризисов. Народные массы, придавленные капи талистическим денежным мешком, не могут предусмотреть все те несчастья в бедствия, которые несут с собою стихийные законы буржуазного общества. Поэтому для проле тария и мелкого хозяйчика они кажутся внезапными, неожиданными, случайными, ниспосланными богом. Само собою разу меется, что буржуазия стремится исполь зовать в своих целях подобные представ ления о неожиданности, случайности раз личных проявлений капиталистическою гнета. Ленин указывает, что «бессилие эксплуа тируемых классов в борьбе с эксплуатато рами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает ве ру в богов, чертей, •в чудеса и т. п.». (Собр. соч., т. VU I,-стр. 419). Товарищ Сталин в своих работах также указывает на общественные, классовые корни религии. Он показывает, что трудя щиеся массы в капиталистическом обще стве верят в бога и устремляют свой взор на небо именно потому, что они угнетены, потому, что они бессильны в условиях классового гнета избавиться от невырази мых страданий и создать себе счастье на земле. «Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сброгить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разби тые и опозоренные, вынуждены были они отступить, тая в душе» обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры па неведомое небо, где они надеялись найти избавление» (Сталин. Речь на II Всесоюз ном с’езде’ Советов 26 января 1924 года). Таким образом, основоположники марк сизма-ленинизма до конца вскрыли обще ственные корни религии. Они доказали, что в буржуазном обществе корень релнлии — это господство капитализма с его стихий- пыми законами развития. Значит, успеш ная борьба с религией немыслима без уничтожения капитализма, который воз рождает, поддерживает, культивирует рели гиозные пережитки в массах трудящихся. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин научили рабочий класс не ждать избавления от бо га, они показали, что ключи от счастья находятся в руках самих трудящихся. Рабочий класс нашей страны под руко водством большевистской партии в октябре 1917 года сверг власть помещиков и капи талистов, навсегда избавился от классового гнета. Октябрьская революция, заложившая основы новых производственных отноше ний, была вместе с тем революцией в умах, революцией в идеологии рабочего класса, она создала условия для полного духовного обновления человека, для освобождения его от мерзости религиозных суеверий. В условиях классового общества религия выполняет отведенную ей служебную роль — одурманивать народные массы, держать их в темноте и невежестве, отвлекать их внимание от насущных вопросов экономи ческого и политического положения, от классовой борьбы, обещая в награду ?а пе ренесенные на эемле страдания «царство божне» на том свете. В царской России церковь была слита с госузарственным аппаратом, она оказывала огромное воздействие на все стороны обще ственной жизпи, охватывая своим влиянием почти все население. Целям затемнения и одурманивания масс служили свыше 77.000 церквей и свыше тысячи монасты рей с огромной армией попов и монахов. Церковь встречала человека при рождении, следила за каждым его шагом при жизни, сопровождала его, когда он умирал. Такую же роль выполняет сейчас цер ковь в капиталистических странах. Католи ческая церковь и ее штаб — Ватикан — всегда были одним из сильнейших оплотов реакции. Ватикан целиком поставил себя на службу империалистическим кругам Сое диненных Штатов Америки. Многие деятели католической церкви стали платными шпионами американской разведки, дошедшими в своей ненависти к демократии и социализму до предательства интересов сеопх стран. Эю наглядно под тверждает дело кардинала Мптгасепти, осужденного недавно венгерским судом за государстоепнуго измену. Классовую сущпость н общсстэоипое на значение религии со всей глубиной вскры ли до конца только основоположники науч ного социализма — Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. В одной из своих работ («К кри тике гегелевской философии права») Маркс называет религию «опиумом народа». Этнм положением Маркса большевистская партия руководствуется в своем отношении к религии. Вопрос об отношении социалистического государства и партии большевиков к ре лигии был четко сформулирован Лениным. Религия, указывал В. Я. Ленин в 1905 году, должпа быть частным делом по отно- шепию к государству, которое не допускает какого-либо вмешательства в дела церкви. Каждый гражданин имеет право исповеды- вать какую угодно веру или вовсе не ве рить в бога. Не должно быть никакого раз личия в правах граждан в зависимости от вероисповедания. Церковь должна _быть полностью отделена от государства. / Выполняя указание Ленина, Советское правительство полностью отделило церковь от государства, а школу от церкви. В ва шей стране все граждане равноправны, не зависимо от вероисповедания. Полная сво бода совести советских людей законодатель но закреплена и гарантирована Сталинской Конституцией. При этом ьужно помнить, что для Совет ского государства, во главе которого стоит большевистская партия, религия является частным делом лишь в том смысле, что го сударство не вмешивается в дела церкви, ие запрещает существование и деятельность различных религиозных организаций и сеют, не мешает гражданам осуществлять полную свободу совести. Советское государ ство отнюдь не может быть безразличным к тому, что часть наших людей находится в плену религиозных предрассудков. Оно ве дет борьбу с этими предрассудками, с рели гиозной идеологией, как и со всеми другими пережитками прошлого. Это об’ясняется тем, что для революцион ной партии рабочего класса религия не мо жет быть частным делом. Поскольку рели гиозные представления являются непра вильным, искаженным отражением быта людей, поскольку они, подменяя действи тельность иллюзиями, не способныв какой- нибудь степени точно отражать потребность развития общества, постольку ясно, какой вред приносит -религиозная идеология в том случае, если она овладевает хотя бы частью трудящихся. Партия, учит Ленин, не может и не должна относиться безраз лично к бессознательности, к темноте и не вежеству в виде религиозных верований. Эту мысль неоднократно подчеркивал и товарищ Сталин. В беседе с первой американской рабочей делегацией он говорил: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных пред рассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто про тивоположное науке» (Вопросы лешппв- ма, изд. 10-е, стр. 192). Каковы же пути борьбы с религией? Возможно ли полное преодоление релитов- ной идеологии? Марксистско-ленинская наука доказала бесплодность и несостоятельность попыток буржуазных просветителей-уничтожить ре лигию, сохраняя ее основу — капитализм. В результате ликвидации эксплоататор- ских классов, уничтожения частной собст венности на орудия и средствапроизводства и построения социализма, в нашей стране подрублены и полностью выкорчеваны со циальные корни религии. Тем самым созд*- на возможность для полной ликвидации религии, этой в корне антинаучной идео логии. Но возможность не есть ещедействитель ность. Несмотря на уннчтоженке классовых, общественных корней, религия продолжает существовать, как пережиток прошлого, в сознании некоторой части советских людей. Причем, религия является наиболеераспро страненным, цепким и живучим из всех . капиталистических пережитков. Уничтоже ние социальных корней религии не делает ее менее вредной и опасной. Основная причина наличия и живучести пережитков прошлого, в том числе и рели гии, состоит в том, что «сознание людей в его развитии отстает от их экономического положения. Поэтому пережитки буржуаз ных взглядов в головах людей остаются и будут еще оставаться, хотя капитализм в экономике уже ликвидирован. При этом нужно учесть, что капиталистическое ок ружение, против которого надо держать порох сухим, старается оживлять и поддер живать эти перелпитл» («Краткий курс истории ВКП(б)» стр. 307). «Родимые пятна» прошлого не отомрут сами собой. Они могут быть преодолены только в ходе активной борьбы с ними. Эта борьба против капиталистических пережит ков является поэтому неот’емлемой, со ставной частью программы коммунистиче ского воспитания пашего парода. В настоящее время-.основный средством преодоления религии является широкое рас пространение в народе научных и техниче ских знаний, усиление идеологической ра боты партийных и советских организаций. Паша страна имеет все необходимое для воспитания советских людей в духе мате риалистического понимания н истолкования явлений природы и человеческого общест ва: издаются десятки и сотни книг, боль шое количество брошюр по вопросам естественных наук и по другим отраслям знаний. Создано Всесоюзпое общество н » распространению политических и научных знаний. Широкая -просветительная и воспита тельная деятельность партии и Советского государства проводится на базе полной ликвидации классовых корней религии. Центральный Комитет нашей партии своими решениями по вопросам идеологиче ской работы вооружил партийные органи зации конкретной программой борьбы с пережитками капитализма в сознании лю дей. Выполнение етих решений приведет к полному очищению советских людей от плесени религиосных предрассудков. Капитан Н. БАТУДОВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz