На страже Заполярья. 1949 год. Апрель.

3 апреля 1949 г., № 79 (3384). d-A С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Множить ряды отличников боевой и политической подготовки о СОВЕЩАНИЕ ПОМОЩНИКОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛИТЗАНЯТИЙ о В политическом воспптаппп литого со- 1 — Я вседа присутствую иа политич*- етава важная роль принадлежит помощни- ских занятиях в своей группе, — сказал кам руководителей политических занятии, оп, — и внимательно слежу за слушате- В их обязанности входит проведение запя- тий с темн, кто по какой-либо прпчппе пропустил пх, оказание помощи отстаю­ щим матросам, а также всем слушателям при пх подготовке к очередному дню.по ­ литической учебы. Если руководитель отсутствует, его помощник проводит заня­ тие в группе. Опыт работы лучших помощников гово­ рит о том, что они оказывают большую помощь своим руководителям в полити­ ческой учебе лпчного состава. Обмену опытом и было посвящепо совещание по­ мощников руководителей политзанятий, созванное редакцией газеты «На страже Заполярья» и политотделом. Помощники рассказали о том, как они работают, как воспитывают матросов и оержантов. Участники совещания с инте­ ресом выслушали выступление матроса Я. Меш. *— Я горжусь тем, что мне выпала честь участвовать в деле политического воспитания ' личного состава, — сказал тов. Меш. — Как коммунист, я стараюсь сделать все, чтм^ы оправдать оказанное мне доверие. Хочу рассказать, как я заме­ нял руководителя. Подготовку к запятито начинало с чте­ ния всей рекомшдоваппой литературы. Затем составляю конспект, записывая основные вопросы темы. Тщательпая под­ готовка обеспечивает успех рассказа. лями, за тем, как они реагируют иа рас­ сказ руководителя и выступают сами. На занятиях по теме «Всемерно разви­ вать законное чувство советской военной гордости» я убедился, что матрос Шульта неправильно понимает этот вопрос. После политзанятия я подробно рассказал тов. Шульта о боевом пути нашего подразделе­ ния, о тех традициях, которыми гордятся все матросы. Мы долго с ним беседовали по-душам и оба остались довольны разгово­ ром: оп понял свою ошибку, мне же доста­ вило большое удовлетворение сознание то- то, что и я внес свою долю труда в дело политического воспитания матроса. Если матрос по какой-либо причине пропустил занятие^-— наш долг * помочь ему. догнать группу.' Но и тут нужен раз­ личный подход. С одним достаточно пого­ ворить, указать, какую тему изучали в его отсутствие, что следует прочитать. С дру­ гим же слушателем, если он пропустил не одно, а несколько занятий, предстоит более кропотливая л серьезная работа. Матрос Попов долгое время находился вне подраз­ деления, понятно, он отстал. С ним я про­ вел уже три дополнительных ванятия, не­ однократно консультировал его. Все время я слежу за его самостоятельной подготов­ кой, беседую с ним по изучаемому мате­ риалу. В результате тов. Попов догнал своих товарищей. Интересным было выступление сержан-. Прежде чем перейти к изложению ма- Та Казанского. Он говорил о том, ^акую териала, я стремлксь, чтобы каждый ллу- Р °ЛЬШУЮ играет в успеваемости ма- шатель ясно представлял себе, о чем будет т*к>сов "на политических занятиях^ система- итти речь. Когда я проводил запятие па Т1ТЧеск^? чтение художественной литера- тему: «Бережно хранить и умножать бое- т^?Ыв J 03* Казанский в своей повседнев­ ные традиции Советских Вооруженных вои Р*00™ большое внимание уделяет про- Сил», то в начале рассказал, что такое nanffi«e Ц*4* * произведении советски вообще традиции и в частности боевые.. ппсател ___ ____ Рассказ стараюсь вести простым, попят- j — Когда мы, — сказал он, — изучали ным каждому слушателю языком. К изло- темУ 0 ооевых традициях, то я порекомен- жению следующего вопроса не перехожу Д<®ад матросам прочитать кпигу Б. Поле- до тех пор, пока не удостоверюсь, что все *Повесть о настоящем человеке». В рассказанное мною матросы хорошо иона -1 970^ книге ярко показана одна пз замеча­ ли. Материал политзанячий стараюсь по тельных традиций советских воинов не- мере возможности увязывать с задачами, j сокрушимая воля к победе, умение преодо- РЕЛИГИЯ ИЕЕ КЛАССОВАЯ СУЩНОСТЬ ★ Читатель нашей газеты тов. Скворцов обратился в редакцию с письмом, в котором просит расска- «Слепые силы капитализма! не могут быть поняты массами, пока они уметены и придавлены. Эти силы слепо и безжа­ лостно выбрасывают на улицу тысячи и миллионы рабочих, врываются в дома тру- зать о происхождении религии и ее дящихся и делают их нищими, лишают не­ классовой сущности. зависимости народы, развязывают жесто- 13 ответ на просьбу тов. Скворцо- опустошительные войны,^ сеют повсю- ва печатаем статью «Религия и ее НА СН ИМ КЕ : отличник боевой -в окхлитюческой подготовки Н- с ко ро подразделения старший матрос Фе­ дор Смирнов. Фото Н. Высоцкого. стоящими перчх подразделением, и иллю­ стрировать примерами из жизпи подразде­ ления. Когда, например, мы изучали тему: лстать все трудности, стоящие на пути. В тему этих политзанятий входит также раздел о революционных традициях лашей «•Непрерывно совершенствовать свои воен- цартии. Занятия о традициях проводил я и, ...... ..... _ _________ ные и политические зпання — первейшая» рассказывая о славном ооевом пути пар- Доефлота, хочет изучать военно-иор- задача советского воина», то рассказ свой тип большевиков, вспомнил образ Макси- * «Выборгская сторона». Бывший евввршрвц возглавляет Досфлот Старшина 1 статьи С. Алексеев прослу­ жил на Северном флоте восемь лет. В нача­ ле Великой Отечественной войны он при­ шел на корабль. Здесь формировался его характер, повышался политический кру­ гозор. .Па флоте Алексеев вступил в. ряды большевистской партии. Затем, как актив­ ного коммуниста, его избрали секретарем партийной- организации корабля. После окончания Великой Отечественной войны Алексиев демобилизовался. Бывалый и опытный моряк быстро за­ рекомендовал себя с хорошей стороны и на трудовом фронте. Демобилизованному вои­ ну оказано высокое доверие — оп назначен председателем оргбюро Досфлота города Волхов и райопа. На-дпях тов. Алексеев прислал письмо, где рассказывает о своей работе. «Мне, как бывшему моряку-северомор- цу, — пишет тов. Алексеев,— хочется ус­ тановить с вами тесную связь... В своей деятельности приходится сталкиваться с рядом интересующих пашу молодежь и членов Досфлота вопросов, вести с ними не только учебу, но и рассказывать и по­ пуляризировать историю и развитие Воен­ но-Морского Флота. Также приходится рассказывать и о боевых делах северо­ морцев. В настоящее время у нас в городе идет оформление и укрепление первичпых орга­ низаций Досфлота. В ряде организаций налажена работа по изучению военно- морских специальностей. Молодежь с большим желанием вступает в оргапиза- я связал с ходом боевой и политической чолготовки в нашем подразделении. Я наз­ вал отличников, а также указа,!, почему некоторые матросы отстают в уч'бе. Опыт показывает, что такое изложение темы делает политзанятия наиболее доходчивы­ ми и действенными. В часы самостоятельного чтения матро­ сы нередко обращаются к помощнику ру­ ководителя с просьбой раз’яспить тот или ипой вопрос, помочь составить конспект и т. *. Читая рекомендованную литерату­ ру, я выписываю себе в блокнот непопят­ ные слова н выражения, выясняю их зна­ чение. Благодаря этому я всегда имею воз­ можность оказать помощь .матросам во время самостоятельного чтения. Вспоминается мне такой случай. Ма­ трос Веселов несколько раз принимался читать рекомепдованпую литературу и всякий #аз бросал: было трудпо. Не удава­ лось ему и составление конспектов: он не мог выбрать для записи главное в теме. Прпшлось заняться с Веселовым отдельно: вместе с ним читать статьи и конспекти­ ровать их. Постепенно мпе удалось добить­ ся хорошей успеваемости Веселова па политзапятиях, научить его самостоятель­ но работать с книгой. Так я занимаюсь и с другими матросами. Сержант А. Вагин говорил на совещг- классовая сущность». Религия возникла в самые отдаленные времена, в период родового строя, которому свойственно крайне неразвитое производ­ ство, чрезвычайно редкое население на об­ ширном пространстве, что ставило человека почти в полное подчинение «чуждой, про­ тивостоящей ему, непонятной внешней природе» (Энгельс). Первобытный человек был бессилен в борьбе с природой. Недостаточный опыт, от- сутствие длительной практики, несовершен­ ство мыслительного аппарата, сильная за­ висимость от природы пе позволяли нашим отдаленнейшим предкам подняться до пони­ мания причин различных природных явле­ ний. Смена дня и ночи, молния и гром, затме­ ние солнца и луны, землетрясение и извер­ жение вулканов, смерть а сновидения — все это оказывало сильнейшее воздействие на психику человека. Но, будучи бессиль­ ными сб’яснить причины тех или иных природных явлений или каких-либо собы­ тий, люди рассматривали эти события и яв­ ления как результат деятельности какой-то сверхестественпой, стоящей -над миром си­ лы. Все, что было недоступно пониманию первобытных людей, наделялось ими каче­ ствами сверхестественпого, чудодействен­ ного. Бессилие людей в борьбе с природой, пх темные первобытные представления о своем состоянии и о внешней природе и создали религию, породили веру в богов, в чертей, в леших, в чудеса. А это бессилие перед лицом грозных природных стихий яв­ лялось следствием чрезвычайно низ­ кого развития производительных сил родового общества. Значит, корни религи­ озных представлений нужно искать не на небе, а на эемле в экономических и общест­ венных отношениях людей. Поэтому Эн­ гельс определял религию как фантастиче­ ское отражение в головах людей тех внеш­ них сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в ко­ ма из кинофильма Говоря о том, что мы должны «быть вер­ ными боевым традициям Советской Армии и Флота и гордиться ими, я рассказал слушателям о подвиге североморца Сивко. Многие из выступавших говорили о том, что работа помощника руководителя полит­ занятий будет успешной лишь в том слу­ чае, если она сами станут повседневно учиться, повышать свои политические зна­ ния. О том, как они учатся, рассказали сержант Вагин, матрос Кабанвнко, старший матрос Козелков я другие. Участника совещания высказали свои пожелания, направленные иа улучшение качества политических занятий. Матрос Меш сказал, что было бы неплохо, если бы газета «На страже Заполяр^», печатая статьи к очередным политическим заня­ тиям, сопровождала их указаниями, как#е для данной темы нужны наглядные посо­ бия (карты, схемы, диаграммы и т. д.) и •как их изготовить на месте. Было внесено также предложение, чтобы газета чаще печатала материал о лучших отличниках боевой и политической подготовки не только нашего Северного флота, но и дру­ гих флотов, а также Советской Армии. Па примере их .можно было бы учить матро­ сов, как нужиз выполнять свой воинский долг перед Родиной. Помощники руководи­ телей высказали также пожелание, чтобы ское дело... Мы приложим ьсе силы Ш . того, чтобы выработать морские качества I змшые ш ы Ч в Щ * *Ш Т не вида о том, что помощник руководителя j политотдел регулярно созывал их для об- политзалятий добьется успеха лишь в том i мепа опытом работы, что^ы опыт лучших случае, если будет хорошо 8нать каждою I помощников пгире распространялся во всех слушателя. »группах политических 8анятий. у наших досфлотовцев». •Прошу передать морякам-североморпам — пусть не жалеют своих сил и способно­ стей, повышают боевую и политическую подготовку, вырабатывают в себе высокие морские качества, способность преодоле­ вать любые трудности и препятствия, — заканчивает свое ппсьмо тов. Алексеев i Моряки подразделения кораблей, пде служил тов. Алексеев, горячо откликну­ лись на письмо своего сослуживца. Ком­ сомольские ‘ организации проводят сбор военно-морской литературы и в ближайшее вр^мя перешлют ее своим друзьям-дос- флотовдам. Лейтакт И. КОРОЛЬ. Техническая к о н ф е р е н ц и я На-днях по инициативе комсомольского бюро второй боевой части была проведена техзгичеокая конференция по изучению артиллерийского оружия. С докладом вы­ ступили офицеры тт. Кушелед и Сережкип, старшина Жариков и главный старшина Минеею. Присутствующие с интересом прослуша­ ли доклады, изучали по схемам и черте­ жам устройство материальной части, пра­ вила технической эксплоатащш и боевого использовалшя оружия. Капитан-лейтенант Е. МИХАЙЛОВ. Работа агитатора с газетой Паша партия неоднократно отмечала в своих решениях важность систематическо­ го использования газет для политической агитации среди широких маге трудящихся: В советской стране разовый тираж всех га­ зет превышает 30 миллионов экземпляров., Но и эти огромные тиражи уже пе могут полностью удовлетворить спрос па газеты, ибо политическая активность советских людей непрерывно возрастает. Поэтому на агитатора выпадает почетная и отв<ггствен- пая задача — своевременно и умело зна­ комить трудящихся с содержанием газет. 0 том, как должпа разрешаться эта зада­ ча, рассказывает вышедшая в серпи «Биб­ лиотечка агитатора» бропиора С. Сутоцко- Л «Работа агитатора с газетой». Одной из иаиболее распространенных форм политической агитации среди широ­ ких масс является громкая читка газет. Но к этому делу пельзя подходить механи­ чески, то-есть читать подряд все напеча­ танные в номере материалы. Надо отобрать самые важные статьи и заметки, учиты­ вая при этом запросы слушателей, уровень их политического и культурпого развития. Естественно, что если газетная статья поезящепа, скажем, задачам речников, то ее не обязательно читать слушателям-тек- стилыцикам. В газете попадаются иностранные слова, специальные названия, имена ипостран- нил значение тех слов, которые могут быть непонятны слушателям. Не исключено, что даже при хорошей подготовке агитатор не сможет ответить на какой-нибудь задан­ ный ему вопрос. В этом случае он должен сказать, что даст ответ в следующий раз, а затем обратиться 8а раз’яснениями в партийный кабинет, в библиотеку или к более подготовленным товарищам. Очень важно, чтобы после читки газеты возник живой обмен мнениями. Во многом это зависит от инициативы агитатора. Ес­ ли оп умело подойдет к слушателям, заин­ тересует их, увяжет прочитанный материал с задачами данного предприятия, — успех обеспечен. Скажем, прочтепа статья о пе­ редовом производственном опыте. Агитатор ставит вопрос: почему нельзя добиться та­ ких же результатов в данном цехе, на дан­ ном участке, в данной бригаде. Тай завя­ зывается ожнвлеппая беседа. Правильно поступают те агитаторы, ко­ торые из материалов на международные темы делают вывод, касающийся советских людей. Вот, например, что рассказывает агитатор одной из павлово-посадских фаб­ рик тов. Филатова, об опыте которой гово­ рится в брошюре: «Читая материалы о международной жизпи, стараюсь раз’яспить товарищам, что при современной обстановке, когда в империалистическом, антидемократическом пых политических деятелей. Это обязывает ! лагере ведется бешеная кампания за раз- агитатора к тому, чтобы оп предварптель- ; жигаипе новой мировой 'войны, надо вее­ мо внимательно прочел ‘статьи и заметки и | мерпо укреилять могущество нашей ce­ ll помощью словарей, сливочников вьше-1цаалистдческой Родины* В силе * моща нашей страны — залог прочного мира. А для того, чтобы наша Родина была еще сильнее, мы сами должны работать как можно лучше». Наряду с читками газетных материалов практикуются также беседы-обзоры га­ зет. Задача таких обзоров состоит в том, чтобы ознакомить слушателей с важней­ шими, наиболее значительными событиями внутренней и международной жизни, по­ мочь слушателям правильно понять их, сделать в связи с пими правильные выво­ ды о задачах дапного предприятия, колхо­ за, бригады, звена. Рассказывая, скажем, о содержапни передовой статьи, посвя- щепнон выполнению производственных планов, агитатор должен также привлечь материал из производственной жизни то­ варищей, с которыми он работает. Это на­ много повысит интерес слушателей к бесе­ де. При чтении газеты у товарищей обычно возникают вопросы, завязываются беседы, споры. Вот тут-то и должеп вмешаться агитатор, помогая рабочим разобраться в ирочитаппых малориалах и подсказывая им, на чем следует сосредоточить внима­ ние. Читка газет и беседы-обзоры эвакомят аудиторию только с главнейшими газетны­ ми материалами. А для того, чтобы кол- рабочим людям, чем всякие из ряда бон лектнв предприятия мог познакомиться со 1выходящие события вроде войн, землетря- эеиных. В дальнейшем люди стали олицетворять силы природы, уподоблять их себе. Почти все явления природы и предметы, окружав­ шие человека, приобретают в его сознании качества живых и разумных существ. Пе­ ред мысленным взором ' человека природа как бы вновь оживает и наполняется бес­ численным количеством сверхестествепных существ, из которых одни олицетворяют доброе начало, другие — злое; одни помо­ гают человеку в борьбе sa существование, другие, наоборот, несут с собою (бедствия и несчастья. Согласно^ представлениям древ­ них, за каждой видимой вещью стоит двой- пик, имеющий сходство с относящимся к нему предметом, но отличающийся бесте- лесностыо, невидимостью, быстротой дви­ жения, т. н. «душа». Кроме этих «душ», мир первобытного человека» полон всевоз­ можных «духов», которые находятся в постоянных сношениях с видимым миром— приносят человеку пользу или вред* все­ ляются в людей, животных, в неодушевлен­ ные предметы. Вся жизнь природы пред­ ставляется такому человеку как результат действий бесчисленного количества духов. Наиболее могущественные из них стали на­ зываться богами. Когда на смену первобытно-общинному строю приходит первое классовое обще­ ство — рабовладельческое, то к грозным и непонятным силам природы; господство­ вавшим над человеком, прибавляется же­ стокий классовый гнет, зверская эксплоа- тацня, обман господствующего класса. С изменениями общественного строя ме­ нялись формы религиозных представле­ ний, но сама религия остается неизбежным спутником классовых обществ. Неизбеж­ ным потому, что в обществе, разделенном на классы, действуют постоянные силы, поддерживающие религиозные суеверия, существуют классовые, социальные корпи религии. Если в первобытном обществе религия отражала собою бессилие человека перед лицом природы, то в классовом обществе она является огражепием бессилия эксплоа- тируемых перед силами классового гпетз. В. П. Ленин в своей работе «Социализм и религия» указывал, что в условиях капи­ тализма экономический гнет пензбежно вы­ зывает и порождает всякие виды угнете­ ния, в том числе я духовного. Религия как раз и является одним пз видов духовного гнета, родом «духовной спвухн». «Социальная придавленпость трудящих­ ся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедлевпо и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых д и ких мучений рядовым всем содержанием газеты, ее следует си­ стематически вывешивать на видном место в следпальдо устроенной витрина. сепий и т. д., — вот в чем самый глубо­ кий современный корень религии». {Лавин. Собр. соч. т. XIV, стр. 71Ь ду семена вражды и беспокойства, ввер­ гают страны в пучину разрушительных кризисов. Народные массы, придавленные капи­ талистическим денежным мешком, не могут предусмотреть все те несчастья в бедствия, которые несут с собою стихийные законы буржуазного общества. Поэтому для проле­ тария и мелкого хозяйчика они кажутся внезапными, неожиданными, случайными, ниспосланными богом. Само собою разу­ меется, что буржуазия стремится исполь­ зовать в своих целях подобные представ­ ления о неожиданности, случайности раз­ личных проявлений капиталистическою гнета. Ленин указывает, что «бессилие эксплуа­ тируемых классов в борьбе с эксплуатато­ рами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает ве­ ру в богов, чертей, •в чудеса и т. п.». (Собр. соч., т. VU I,-стр. 419). Товарищ Сталин в своих работах также указывает на общественные, классовые корни религии. Он показывает, что трудя­ щиеся массы в капиталистическом обще­ стве верят в бога и устремляют свой взор на небо именно потому, что они угнетены, потому, что они бессильны в условиях классового гнета избавиться от невырази­ мых страданий и создать себе счастье на земле. «Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сброгить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разби­ тые и опозоренные, вынуждены были они отступить, тая в душе» обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры па неведомое небо, где они надеялись найти избавление» (Сталин. Речь на II Всесоюз­ ном с’езде’ Советов 26 января 1924 года). Таким образом, основоположники марк­ сизма-ленинизма до конца вскрыли обще­ ственные корни религии. Они доказали, что в буржуазном обществе корень релнлии — это господство капитализма с его стихий- пыми законами развития. Значит, успеш­ ная борьба с религией немыслима без уничтожения капитализма, который воз­ рождает, поддерживает, культивирует рели­ гиозные пережитки в массах трудящихся. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин научили рабочий класс не ждать избавления от бо­ га, они показали, что ключи от счастья находятся в руках самих трудящихся. Рабочий класс нашей страны под руко­ водством большевистской партии в октябре 1917 года сверг власть помещиков и капи­ талистов, навсегда избавился от классового гнета. Октябрьская революция, заложившая основы новых производственных отноше­ ний, была вместе с тем революцией в умах, революцией в идеологии рабочего класса, она создала условия для полного духовного обновления человека, для освобождения его от мерзости религиозных суеверий. В условиях классового общества религия выполняет отведенную ей служебную роль — одурманивать народные массы, держать их в темноте и невежестве, отвлекать их внимание от насущных вопросов экономи­ ческого и политического положения, от классовой борьбы, обещая в награду ?а пе­ ренесенные на эемле страдания «царство божне» на том свете. В царской России церковь была слита с госузарственным аппаратом, она оказывала огромное воздействие на все стороны обще­ ственной жизпи, охватывая своим влиянием почти все население. Целям затемнения и одурманивания масс служили свыше 77.000 церквей и свыше тысячи монасты­ рей с огромной армией попов и монахов. Церковь встречала человека при рождении, следила за каждым его шагом при жизни, сопровождала его, когда он умирал. Такую же роль выполняет сейчас цер­ ковь в капиталистических странах. Католи­ ческая церковь и ее штаб — Ватикан — всегда были одним из сильнейших оплотов реакции. Ватикан целиком поставил себя на службу империалистическим кругам Сое­ диненных Штатов Америки. Многие деятели католической церкви стали платными шпионами американской разведки, дошедшими в своей ненависти к демократии и социализму до предательства интересов сеопх стран. Эю наглядно под­ тверждает дело кардинала Мптгасепти, осужденного недавно венгерским судом за государстоепнуго измену. Классовую сущпость н общсстэоипое на­ значение религии со всей глубиной вскры­ ли до конца только основоположники науч­ ного социализма — Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. В одной из своих работ («К кри­ тике гегелевской философии права») Маркс называет религию «опиумом народа». Этнм положением Маркса большевистская партия руководствуется в своем отношении к религии. Вопрос об отношении социалистического государства и партии большевиков к ре­ лигии был четко сформулирован Лениным. Религия, указывал В. Я. Ленин в 1905 году, должпа быть частным делом по отно- шепию к государству, которое не допускает какого-либо вмешательства в дела церкви. Каждый гражданин имеет право исповеды- вать какую угодно веру или вовсе не ве­ рить в бога. Не должно быть никакого раз­ личия в правах граждан в зависимости от вероисповедания. Церковь должна _быть полностью отделена от государства. / Выполняя указание Ленина, Советское правительство полностью отделило церковь от государства, а школу от церкви. В ва­ шей стране все граждане равноправны, не­ зависимо от вероисповедания. Полная сво­ бода совести советских людей законодатель­ но закреплена и гарантирована Сталинской Конституцией. При этом ьужно помнить, что для Совет­ ского государства, во главе которого стоит большевистская партия, религия является частным делом лишь в том смысле, что го­ сударство не вмешивается в дела церкви, ие запрещает существование и деятельность различных религиозных организаций и сеют, не мешает гражданам осуществлять полную свободу совести. Советское государ­ ство отнюдь не может быть безразличным к тому, что часть наших людей находится в плену религиозных предрассудков. Оно ве­ дет борьбу с этими предрассудками, с рели­ гиозной идеологией, как и со всеми другими пережитками прошлого. Это об’ясняется тем, что для революцион­ ной партии рабочего класса религия не мо­ жет быть частным делом. Поскольку рели­ гиозные представления являются непра­ вильным, искаженным отражением быта людей, поскольку они, подменяя действи­ тельность иллюзиями, не способныв какой- нибудь степени точно отражать потребность развития общества, постольку ясно, какой вред приносит -религиозная идеология в том случае, если она овладевает хотя бы частью трудящихся. Партия, учит Ленин, не может и не должна относиться безраз­ лично к бессознательности, к темноте и не­ вежеству в виде религиозных верований. Эту мысль неоднократно подчеркивал и товарищ Сталин. В беседе с первой американской рабочей делегацией он говорил: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных пред­ рассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто про­ тивоположное науке» (Вопросы лешппв- ма, изд. 10-е, стр. 192). Каковы же пути борьбы с религией? Возможно ли полное преодоление релитов- ной идеологии? Марксистско-ленинская наука доказала бесплодность и несостоятельность попыток буржуазных просветителей-уничтожить ре­ лигию, сохраняя ее основу — капитализм. В результате ликвидации эксплоататор- ских классов, уничтожения частной собст­ венности на орудия и средствапроизводства и построения социализма, в нашей стране подрублены и полностью выкорчеваны со­ циальные корни религии. Тем самым созд*- на возможность для полной ликвидации религии, этой в корне антинаучной идео­ логии. Но возможность не есть ещедействитель­ ность. Несмотря на уннчтоженке классовых, общественных корней, религия продолжает существовать, как пережиток прошлого, в сознании некоторой части советских людей. Причем, религия является наиболеераспро­ страненным, цепким и живучим из всех . капиталистических пережитков. Уничтоже­ ние социальных корней религии не делает ее менее вредной и опасной. Основная причина наличия и живучести пережитков прошлого, в том числе и рели­ гии, состоит в том, что «сознание людей в его развитии отстает от их экономического положения. Поэтому пережитки буржуаз­ ных взглядов в головах людей остаются и будут еще оставаться, хотя капитализм в экономике уже ликвидирован. При этом нужно учесть, что капиталистическое ок­ ружение, против которого надо держать порох сухим, старается оживлять и поддер­ живать эти перелпитл» («Краткий курс истории ВКП(б)» стр. 307). «Родимые пятна» прошлого не отомрут сами собой. Они могут быть преодолены только в ходе активной борьбы с ними. Эта борьба против капиталистических пережит­ ков является поэтому неот’емлемой, со­ ставной частью программы коммунистиче­ ского воспитания пашего парода. В настоящее время-.основный средством преодоления религии является широкое рас­ пространение в народе научных и техниче­ ских знаний, усиление идеологической ра­ боты партийных и советских организаций. Паша страна имеет все необходимое для воспитания советских людей в духе мате­ риалистического понимания н истолкования явлений природы и человеческого общест­ ва: издаются десятки и сотни книг, боль­ шое количество брошюр по вопросам естественных наук и по другим отраслям знаний. Создано Всесоюзпое общество н » распространению политических и научных знаний. Широкая -просветительная и воспита­ тельная деятельность партии и Советского государства проводится на базе полной ликвидации классовых корней религии. Центральный Комитет нашей партии своими решениями по вопросам идеологиче­ ской работы вооружил партийные органи­ зации конкретной программой борьбы с пережитками капитализма в сознании лю­ дей. Выполнение етих решений приведет к полному очищению советских людей от плесени религиосных предрассудков. Капитан Н. БАТУДОВ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz