На страже Заполярья. 1949 год. Апрель.

ЯД С Т Р А Ж Е * З А П О Л Я Р Ь Я 30 апреля 1949 г., № 101 (34QS). Григорий Бердяев стал отличником ★ ★ _ _ * ы? ' * ^ лхгя: sbs: I ЛшИить Рплину— -значит честно СЛУЖИТЬ 81 О т л и ч н и к ! Э той вы со ко й чести удостаиваются в частях и на ко­ раблях Вооруженных Сил лучшие воины. Это они показывают образ­ цы честного служения матери-Родине. По ним равняются, с них берут пример, им подражают молодые воины. С какой радостью и гор­ достью моряки кораблей и частей нашего флота встречают появление в своей среде новых имен отличников боевой и политической подго­ товки! И прежде всего потому, что становление отличника—это путь напряженной учебы, ревностного соблюдения всех уставных требова­ ний, примерности во всем и всюду. Именно такой путь прошел и ком­ мунист старшина 1 статьи Григорий Бердяев. Товарищи по службе видят в нем настоящего моряка, искусного специалиста — мастера своего дела. И еще уважаю т Григория Бердяева за то, что он, став одним из лучших специалистов части, передает свои знания и опыт молодым морякам. При его помощи и поддержке малоопытные катер­ ники становятся такими же зрелыми и прекрасными моряками. Недавно в подразделении состоялся вечер встречи с отличником боевой н политической подготовки Григорием Бердяевым. Много цен- | ного и полезного он рассказал матросам, старшинам. Сегодня мы по­ мещаем выступления участников вечера. юб од служить РА С С КА З РУ Л ЕВО ГО СТА РШ И НЫ 1 СТАТЬИ ГРИ ГО РИ Я Б Е РД Я Е В А О чем рассказывают лаконичные записи ПЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА Б. СМОЛЕВА Просматривая карточки взысканий п поощрений, я часто останавливаю свое внимание па ■карточке рулевого старшины 1 статьи Григория Бердяева. Теперь, прав­ да, уже не скажешь, что это просто кар­ точка: у Бердяева их две, и обе заполнены поощрениями. Лучше всяких слов эти кар­ точки -рассказывают о службе вопна- коэогуниста, о его стремлении стать на­ стоящим -моряком и высоко нести зватше отличника боевой и политической подго­ товки. Возьмем запись, занумерованную циф­ рой 5 п относящуюся к моменту прихода Бердяева в наше подразделение. Она гла­ сит: «За отличные показатели в боевой и политической подготовке. Благодарность...». Несколько позже па катере производи­ лись некоторые ремонтные работы. Надо сказать, что рулевой Бердяев очень умело использовал пх для углубления своих зна­ ний п практических навыков. С засучен­ ными рукавами видели мы его за работой. Он пытливо изучал каждую деталь своего заведывания, что и позволяло ему само­ стоятельно производить некоторые доволь­ но сложные ремонтные операции. И сноса в карточке Григория Бердяева появляется такая лаконичная запись: «За добросовестную1 работу по ремонту механизмов и отличные достижения в их изучении. Четыре внеочередных увольне­ ния'на берег...». Дальше мы видим коммуниста Бердяева на переходе и лишний раз убеждаемся в том, что время и силы, затраченные пм на изу­ чение и освоение техники, не пропали даром. В условиях длительного перехода его заведывание действовало безупречно, без малейших перебоев. В карточке так записа­ но об этом: «За безукоризненные действия на пере­ ходе. Благодарность...». Перечисление поощрений, полученных Бердяевым за годы службы, можно -про­ должить п далее. Нх всего двадцать шесть. Но пе об этом я хочу сказать. Хочется глубже осмыслить дела сослуживца, по­ смотреть, что стоит за этими скупыми, ла­ коничными записями в карточке) взыска­ ний и поощрений. В честной службе Григория Бердяева очень мпого поучительного. Горячий со­ ветский патриот, он никогда не стоит па месте. Ведь и два года тому назад Бердяев также искусно эксплоатпровал рулевое устройство, и мы искренне радовались п гордились его мастерством. Ныне к этим прекрасным качествам прибавились новые. Бердяев успешно изучает навигационные приборы и штурманское дело, умеет сде­ лать прокладку п произвести даже слож­ ные расчеты. Можно без преувеличения сказать, что он уже добился серьезных ус­ пехов. Это волевой, опытный моряк, умею­ щий преодолевать трудности. Достигнутые успехи пе вскружили го­ лову старшине Бердяеву. Скромность — вот замечательная черта, характеризующая коммуниста. Бердяев не кичится своим по­ ложением, знаниями, опытом. Поэтому к нему идут за помощью и советами менее опытные моряки. Оп одипаково заботился о своем росте и росте своих сослуяшвцев. У нас нет тако­ го рулевого, который бы не чувствовал поддержки и помощи со стороны коммуни­ ста Бердяева. Учиться у Бердяева, следовать его при­ меру — дело чести -каждого матроса. Черты воина-коммуниста • ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СЕКРЕТАРЯ 'ПАРТОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЙТЕНАНТА 10. ЛИП0ВАТ0Г0 • Еще до вступления на военно-морскую ] ло его уверенность в своих силах. Без по- слукбу Григорий Бердяев получил специ- | стояпной политической закалки не могло, алыгость сурового механика. Казалось, это и определит его место во время служ­ бы на боевом корабле. Так думал и Бер­ дяев. Одцако случилось так, что ему приш­ лось осваивать новуюспециальность. Фло­ ту требовались хорошиерулевые, п Бердяев стал пм. Освоеппе повой специальности потребовало затраты сил, напряжения. По Григорий Бердяев, член лениискочсггалин- ского комсомола, пе думал над этим. Все <чо помыслы и делз были направлены' к тому, чтобы скорее стать полезным для флота и с честью выполнить самую свя­ щенную обязанность гражданина пашей Годины. Ныне мы знаем Бердяева, как одного лз лучших специалистов и старшин наше­ го подразделения. Когда па катере проходил ремонт мехаппзмов, Григорий Бердяев ра­ ботал днем и ночыо, трудился столько, сколько требовалось в каждом копкретном случае. Духом творчества пронизывался каждый его поступок. П в это же время Григорий Бердяев успешно справлялся с обязанностями секретаря .комсомольской ор­ ганизации. А с каким вдохновением и кро­ потливостью обучает оп молодые кадры ка­ терников. Eit> знания и опыт всегда ста­ новятся достоянием матросов. Недавно партийная организация нашего подразделения оказала Григорию Бердяеву огрэмпоо доверие. Сбылись мечггы и чая­ ния Бердяева: он стал членом большевист­ ской партии. К этому важному и ра­ достному событию н своей жизни оп гото­ вился давно. Постоянное повышенно поли­ тического уровня помогало комсомольцу поднять свою сознательность, закаляло копечно, быть п речи о преуспевании в боевой учебе. Это подтверждается самой жнзиыо. Мы часто видим Григория Бердяева за изучением неггорпи большевистской пар­ тии. В пей он черпает новые зпапия, опыт борьбi,i за счастье трудящихся. Изучение сланного пути партии Лешша— Сталипа вдохновляет молодого коммуниста на самоотверженный труд во имя Родины, воспитывает в нем замечательные чувства партийной ответственности за порученное ему. дело. Именно чувством партийности пронизан каждый шаг молодого коммуниста. К Григорию Бердяеву обращаются моло­ дые матросы, комсомольцы и песоюзная молодежь. Нх волнуют не только вопросы специальности. Они хотят также глубже разобраться г. вонпосах текущей жизни. 1 Григории Бердяев охотно помогает им. Устами коммуниста, отличника боевой и политической подготовки пропагандируют­ ся решении большевистской партии и Со­ ветскою правительства. Это живые, пла­ менные слова о пашей советской действи­ тельности. Большая жизнерадостность и активность характеризуют Григория Бердяева. С под­ линным партийным пылом он учится, тру- В дружной семье североморских] катерников трудно найти такого моряка, j который не стремился бы стать отличии- * ком. боевой и политической подготовки. | Это благородное чувство руководит деист- j виями и поступками каждого матроса и j старшины. Оно находит свое материальное! выражение в постоянном повышении бое- ; вого мастерства, укреплении порядка и j организованности катерников, непрерывном росте рядов отличников — лучших, людей наших кораблей и подразделений, тех, кто всего себя отдает па алтарь Отечества, кто своими знаниями, умом и сердцем служит любимой Родине, изо дпя в депь укрепля­ ет ее военное могущество. Что же необходимо для того, чтобы стать отличником боевой п политической подгс- I товки? Этот вопрос часто волнует мо­ лодых воинов. В своем кратком выступле­ нии я н постараюсь дать, насколько это удастся мне, ответ на него. Мудрая народная поговорка гласит: «гЕсли ты не знаешь, куда плыть, тебе не будет лопутиого ветра». На самом деле, трудно достигнуть намеченной цели,’ не видя ясных очертаний ее. Почти невоз­ можно перебодоть трудпости, встречаю­ щиеся иа пути, если отчетливо но пред­ ставляешь, во имя чего ты борешься. Со­ ветский военный моряк — плоть от плоти сып своего великого народа. Он* знает свою цель, зпает, что. служит своему народу*. С оружием в руках оп защищает интересы своето народа. О пем заботятся народ, ве­ ликая болгневистская партпя п лично товарищ Сталии. Служение интересам тру­ дящихся воодушевляет советского воипа, облагораживает его облик и создает все условия для всестороппего и полного раз­ вития всех его способностей. Вспомним свои детские тоды. Вспомним, «с каким волнением и радостью каждый из •нас смотрел па проходившие по улицам родного города колонны воинов. Еще тогда рождалась наша любовь к военной служ­ бе, ибо в ней мы уже тогда впделп свя­ щенную обязанность, пбо в рядах солдат и матросов мы видели своих защитников. Попасть на военную службу было и для меня самой сокровенной мечтой. I П вот эта мечта стала, реальностью; ме­ ня призвали и определили в Учебный от- I ряд•по классу рулевых. Наступила горя­ чая пора учебы. Было трудно, пбо учить­ ся приходилось очеиь много. Но нами ру­ ководило благородное стремление в совер­ шенстве изучить военное дело, стать на­ стоящими моряками. Когда я вспоминаю месяцы, проведенные в Учебном отряде, передо мпого встают повседневные за­ нятия, продолжительные тренировки в учебных классах, технические конферен­ ции. Хотелось все уловить, усвоить. Хо­ телось лучше учиться, зпая, что все эти знания пригодятся па корабле. И мы не жалели ни сил своих, ни времени. Мне приходилось подолгу заппматься в свобод­ ное время. Я брал чертежи, наставления, описания различных приборов и рулевых устройств п изучал их. Я чувствовал и зиял, что делаю хорошо, и это удесятеряло МОП силы. Все это помогло мне с первых дней флот­ ской службы взять правильный курс. Уже через месяц после прпхода в Учебный от­ ряд меня назначили помощником группо­ вода по специальной подготовке. Работать пришлось еще больше:' теперь я был пе только учеником, но и учителем. Прежде чем проводить занятия по той или другой теме, надо было самому глубоко усвоить се, вникнуть в ее содержание и правильно донести до слушателей. Добиться этого Старшина I статьи Г. Бердяев. Рио. И. Гуляева. Учебный отряд я окончил с отличием. Хорошая теоретическая подготовка, полу­ ченная в его стенах, дала возможность ус­ пешно *освопть свою специальность па практике, когда я попал на боевой корабль — подводную лодку. Па пер­ вых порах молодым матросам не доверяли нести самостоятельную вахту'. Когда чело­ век попадет в кол^ктив, становится его членом, чувство личного достоинства и заботы о чести коллектива заставляет его скорее стать наиболее полезным, выпол­ нять хотя бы незначительную работу. Когда знаешь, что ты пе являешься обузой, что в любом деле, даже самом малом, ecjb доля п твоих усилий, это вселяет в тебя уверенность. Именно поэтому я старался скорее стать полпоцеппым специалистом. Трудпо передать словами ту огромную радость, которая овладевает человеком, впервые получившим право самостоятель­ но управлять механизмами. Испытать та­ кое чувство дано только тем, кто любит свое дело, кто отдается ему всецело, без остатка. Воепное дело не терпит застоя, оно развивается. Поэтому пельзя стоять на месте, необходимо глубоко и вдумчиво изу­ чать технику, совершенствоваться. Каждый матрос в сбстояппи '•отлично 4освоить свою специальность. Еслп ты ос­ воил ее, душой вппк во все ее детали и особенности, знаешь все положительные п отрицательные сторопы эксплоатации сво­ его заведывания, значит ты полюбил спе­ циальность. Советского человека отличает особая сметлпвость, твердость характера п последовательность в выполнении постав­ ленной перед ппм цели. Для нас нет непре­ одолимых препятствий. В каких, например, условпях приходи­ лось воевать нашим катерникам? Многие можпо было только трудом, постоянным и из лих в годы войпы пришли на торпед- упорным совершенствованием. (ные катера пз различных мест. Кое-кто ЧУВСТВО ПЛЕЧА Время было вечернее. Огромный багря- поп стоял светлый образ юного героя. пый диск солнца медленно плыл.над вер- . '...Деревня Чернушки. Па ез окраине, ....... нпгаамп сопок, тесным кольцом^окружив-' засели врага. Свинцовым дождем пз нуле-1 последних слов нз ска- ' ранее совершенно не плавал. П все-такп онп отлично громили немецкие конвои в годы Великой Отечественной войпы в су­ ровых условпях Баренцева моря! Почему? Как случилось, что люди в очень корот­ кие сроки сумели освоить технику и на­ править всю ее силу против врагов совет­ ского парода? Прежде всего п раньше все­ го потому, что онп горячо любили нашу Родину. Даже в короткие перерывы можду боями они находили время, чтобы углуб­ лять своп зпаппя, до топкостей познавали технику*. — Дальнейший успех в освоении специ­ альности зависел от того, как мне удаст­ ся прпмеппть теоретические знания на практике. Надо сказать, что это сложное дело. Требуется усидчивость, настойчи­ вость, практика. Например, мне после Учебного отряда посчастливилось участво­ вать в ботыном походе. Оп протекал в очейь сложных метеорологических услови­ ях, зимой. Стоя за рулем, я на практике познавал все «тайны» своей специально­ сти. Было очеиь трудно. Но именно в труд­ ностях я оголял всю ответственность, кото­ рая возлагается иа рулевого. Держать ко­ рабль на заданном курсе, чувствовать все его отклонения, чувствовать в руках штурвал и в самых тяжелых условпях своевременно принимать наиболее правиль­ ное, обеспечивающее успех решение — все это приходилось делать самому. Опыт л умение давались трудом, путем преодо­ ления самых различных по характеру пре­ пятствий. В военном деле иначе и нельзя: настоящее мастерство «дается не сразу, оно — результат длительных тренировок, настойчивой н вдумчивой учебы. Ныне я уже старшина 1 статьи. Но зна­ чит ли это, что я уже все полпал? Думаю, пет. Ко мне очень часто обращаются за Родине. Рулевой старшина 1 статьи -Григорий Бер­ дяев не участвовал в затянувшеГгся беседе. Проходя мимо? он услы­ шал всего (несколько ] помощью и советами матросы. Нх волнует I каждое заедание в работе механизмов. Они ! хотят знать, почему так случается, что па- | до делать, чтобы избегать подобного в дальнейшем. 1 каждый раз, когда и отве­ чаю на поставленный вопрос или помогаю непосредственно па боевом посту, иричо- тится поступать очень осторожно: хочется дать самый исчерпывающий, самый глу- бокпй и в то же время понятный совет. Так снова восстанавливаешь в памяти за­ бытое, обращаешься к уставам, наставле­ ниям, описаниям, спрашиваешь совет у. старших. Это и есть учеба, без которой не­ возможен ни один шаг вперед к верши- лам воинского мастерства. Разве, напри­ мер, комендор поразит цель при сильной качке, еслп он не умеет выбрать наибо не­ благоприятный момент для открытия ог­ ня. Здесь нужно, я бы сказал, професси­ ональное «чутье». Но оно приходит и»* сразу. Чтобы выработать его, надо много и усидчиво учиться и работать. Великий русский полководец Ллексантр Васильевич Суворов часто говорил: «Тя­ жело в учении — легко в бою». В прав­ дивости п глубоком смысле слов замеча­ тельного патриота нашей Родины мы ви­ дим великую истину. Именно так и быва­ ет: научился солдат или матрос хорошо владеть оружием в мирное время, знает он вверенную ему технику — значит и в бою он будет действовать аорошо п на­ верняка разить врагов. Подтверждением тому является замечательное воинское ма­ стерство советских воинов, проявленное ими в боях за честь, свободу и независи­ мость Советского государства в годы Ве­ ликой Отечественной войны против немец­ ко-фашистских захватчиков. Советские воины бп.ти врага умением. Когда мы говорим о человеке, что оп от­ личник. то знаем его как прекрасного ма­ стера своего дела, политически развитого и высокосозпательиого воина. В пашпх условпях есть очень много ка­ налов для политической учебы: ^политза­ нятия, доклады, лекции, лекторий выход­ ного дня, кино п т. п. Основным источни­ ком; пополнения знаний для матросов и старшин служат политзанятия. Я очень внимательно отношусь к изучению програм­ мы, пикогда пе ограничиваюсь только тем, что дают руководители групп. В том, что я отлично усваиваю все темы, дол- жпое падо отдать самостоятельной работе над темой. Такпм методом удается усвоить все вопросы, законспектировать главное. Постоянное стремление повышать свой политический кругозор явилось залогом то­ го, что я хорошо подготовился к вступле-- нию в ряды большевистской партпп. Те­ перь партийная организация предоставила мне возможность учиться в дивизионной партийной школе. За свою службу я не имею пи одного замечаппя: флот помог мне вырасти, по­ лучить столь необходимую всестороннюю закалку. Служба делает каждого воипа подтянутым, дпецпплпппроваппым, воле-» вым, способным преодолевать трудности военной жизни. Хочется сказать: оная свою специальность, повседневно совершенствуя ее п заботясь о своем политическом росте, вы никогда не будете нарушителем воин­ ского порядка и дисциплины. Мы гордимся высоким и почетпым зва- ппем советского моряка. Всегда и вениу высоко пестп эту- честь, умножать славные традиции Вооруженных Спл отличными ус­ пехами в боевой и политической учебе, честно служить интересам народа и мате­ ри-Родине — ото и есть советский пат­ риотизм, это н есть пламенная любовь к тих залив. Косые лучи солнца ласково лнзалп сбрасывающие снежный покров гранитные скалы. -Теплый воздух будил в людях приятное ощущение приближающей­ ся весны. В эти минуты па палубе небольшого корабля шла оживленная беседа. (Матросы л старинны перебирали в памяти собы­ тия прошедшего дня. Большой и раз­ нообразный круг вопросов волновал воеп- лится и в то же время находит минуты для! пых моряков. Здесь бурно обсуждался культурного отдыха. Сегодня — это чтение художественной литературы, журналов и газет, а завтра — беседа о прочитанном. Одипаково послушно повинуются ему п штурвал рулевого управления и звонкие струны гитары. Быть везде впереди — йот что сглнчает коммуниста Григория Бердяева. В этом пример, достойный под- его идейно, а это в свою очередь укрепля- ражаиня. Учитель и воспитатель ПЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШЕГО МАТРОСА А. ЛЕБЕДЕВА Много* хорошего можно сказать о комму­ нисте старшине 1 статьи Бердяеве. Мне хочется рассказать о его повседневной черновой работе с нами, пока еще мало­ опытнымн специалистами. По боевому, расписанию я заменяю ру­ левого. Это значит, что в любой момент я должен стать за штурвал, четко п безуко­ ризненно выполнять все приказы п распо­ ряжения командира корабля. Бердяев много плавал, хорошо знает особенности нашего райопа; искусно обслу­ живает навигационные приборы. Эти зна­ ния п опыт од передает мне п другим спе- хгпаллстам. Мне особенно радостно учить­ ся у старшины: ведь каждое его действие до тонкостей продумано, взвешено и про­ верено самой жнзпыо. О таком старшине можно с уверенностью сказать: оп воспи­ тывает. личным примером. Сама жизнь за­ ставляет учиться у него, подражать ему. Перед советскими военными моряками стоят ответственные н почетные задачи. Они заключаются в том, чтобы изо дня в день повышать боевую выучку, бдительно охранять интересы пашей Родины. Своим примером Григорий Бердяев показывает, как надо выполнять долг воина — гражда­ нина Союза Советских Социалистических Республик ход весеннего сева иа юге пашен «страны, высказывались доволъпо веские предпо­ сылки па урожай. Коренные уральцы но преминули возмоялтостыо закинуть одно- другое слово о победах молодых свердлов­ ских металлургов в честь XI с’езда ком­ сомола. Сибиряки и москвичи гордились повым отрядом Героев Социалистического Труда. Ведущая роль в беседе принадле­ жала, конечно, отпускникам. Онп знали обо всем пе только пз шцсем. газел!, радио­ передач, но п видели многое своими гла­ зами. Тут же речь зашла о стрельбах, о лучших стрелках, сумевших поразить мишень «в самое яблочко». Глядя па этих людей, слушая пх вдох­ новенные рассказы, трудно было согла­ ситься с те/м, что они служат и трудятся вдалп от Урала, Украины, Кубани, Сиби­ ри, Москвы, Казахстана... Ни горы, ни ре­ ки, ни тысячекилометровые расстояния нэ могут служить стеной между этими людьми в Форме военных моряков и двух- сотмнллионным советским пародом; парод и его воины живут одними мыслями, их связывают общие цели, стремления. В конце беседы кто-то принес старую, пожелтевшую от времени газету с описа­ нием подвига замечательного советского патриота Александра Матросова. Началась читка. Мысли и чувства моряков перенес­ лись к военным годам. Пгюед глазами воп- Стзршнна занятиям. метав поливают они наступающие ряды советской пехоты. Кругом свист пуль, кровь друзей. Редеют ряды наступающих... И в момент, когда атака, казалось, захлеб­ нется, моряки видят Александра Матросо­ ва, поднявшегося во весь рост и устремив­ шегося с гранатами в руках на немецкий дот. Короткими перебежками герой приби­ рается все блил:е и ближе к доту. Вот он остановился, кинул свой гордой взгляд па боевых друзей п бросил свое тело на ам­ бразуру. Стихает лай немецкого пулемета, п поднявшаяся рота стремнтеиътгым брос­ ком врывается на окраину деревпи... — Этот подвиг — смерть во пмя жиз­ ни и счастья миллионов советских людей, — так хжазал о прочитанном старший ма­ трос Алексей Лебедев. Александр Матросов нп на минуту пе сомневался в том, что его поддержат бое­ вые друзья. П он шел вперед, на верную смерть, с твердой уверенностью в правоте своего дела. Ценою своей жизни оп помог освободить из фашистского плена сотни со­ ветских людей и спас жизнь своим боедым друзьям. Это — бессмертие. Советские люди живут одними мыслями. Один за всех и все. за одного — таков золотой принцип людей нашего социали­ стического общества. Еще и еще об этом говорили моряки. — Когда летчики, пехотинцы, танкис­ ты, моряки шли в яростную атаку, — высказал свое мнение Алексей Лебедев,— они чувствовали боевого друга, видели его рядом. В дин ваши* это назывались чувст­ вом плеча. А наш Саша Ковалев? За­ крывая своим телом пробитый осколками и пулями коллектор мотора, он ясно внде.т опасность для своей жизни и все-таки пожертвовал собой во имя жизни товари- ноз», — заключил Григории, шеи, ради успеха операции. Это тож? чув- 1 Длелюхпп слушал старшину, а сам уже стзо плеча, вера'в боевых друзей, в победу.;думал, с чего начнет потом; Так сложился заниого Алексеем Лебе­ девым. «Чувство плеча» — эти слога ао глуби­ ны души, взвэ.ттчвали старшину. Григорий ос­ тановился и хотел было вернуться к матросам, но так и не решился сделать это. А еще через песколько дней к Григорию обра­ тился рулевой старший матрос Алслюхип: — С рулевым устрой­ ством что-тонеладно? тво­ рится... Весь день про­ возился, тго так и не по­ нял, в чем дело... Старшипа яиах что матроо еще пе на­ учился обслуживать свое заведывание и тем более не постиг все тонкости работы на руле. Но он хотел кривить матросу эти качества, пробудить в нем живой пптерес к специальности и не жалел для этой пе­ ли вре.мзгп. — «Ну, что ж, — сказал он. — Идемте па ваш корабль, посмотрим, что к чему. Осмотр рулевого устройства длился дол­ го. Григорий Бердяев вместе с Алелюхи- ным тщательно осматривал все узльг вплоть до тросов, от взора опытного спе­ циалиста 1П1ЧЮ из ускользнуло-. Тут же он советовал проверить блоки, сменить смазку, осмотдеть шестерни и червяки. — Туго ходит дополнительный сектор, давнишняя смазка на тросах... Так поне­ многу набирается целый ряд заеданий, а в результата тяжело вращается штурвал, плохо работает механизм дополнительных рулей. Только поэтому и «творится пелад- 1 статьи Г. Бердяев за подготовкой к Фото Н. Высоцкого. последовательный плап действий по уст­ ранению вскрытых дефектов. По боевому расписанию Алексей Лебедев заменяет старшину Бердяева. Алексей Лебедев л Григории Бердяев часто бывают вдвоем. Старшипа ежедневно помогает ма­ тросу осваивать специальность рулевс-го. Искусно работать на рулях, постигнуть сложность и многообразие различных на­ вигационных приборов — всему хочет на­ учить старшина, матроса. Успехи матроса он воспринимает, как свои личные.. Его радует рост боевого мастерства Алексея. Одна великая сила объединяет их усилия — стремление лучше выаолппть свой долг перед Родиной. Зиаппя опытного старшины становятся достоянием молоде­ жи. Па Григория Бердяева смотрят, как на учителя, воспитателя, старшего това­ рища. Он пе замыкается в се*бе, он всегда поможет. Это и есть замечательное чувст­ во плеча. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz