На страже Заполярья. 1948 год. Январь.

ЯД С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Я ЯИЙРЯ 1948 Гч Ж 23 (3013). •-•тлш'т ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ У СТАРШИНЫ Быть внимательным ко всем мзязчзм Быть в первых рядах боевой части при­ ятно и почетно. Наша группа заняла пер­ вое место в артиллерийской боевой части. Мы гордимся эпим, но в то же время забо­ тимся о том, чтобы удержать первенство. А да этого нам надо учиться и тренировать­ ся еше больше, чем раньше. Ведь не только мы добиваемся первенства, за это борются и другие, и стоит только успокоиться, как первое место возьмет другая ipynna. Чтобы добиться чести быть на хорошем счету, нам пришлось много потрудиться иод руководством главного старшины Ар­ хипова. Заботясь о совершенствовании знаний личного состава, старшина Архипов тре­ бует тренироваться без условностей, ве искать облегчений в учебе на боевых . по­ стах. Если у х учение, так учением оно ж должно быль, а не легким делом. Однажды командир орудия старший ма­ трос Аверьянов, не приготовив все, что надо, посюшил доложить: «Боевой пост к бою готов». Старшина башни прошел _и проверил. — А инструмент где? — спроси он, увидев нерасстегнутую сумку. Тут же старшина раз’яснил, к чему может приве­ сти такая поспешность. — В бою каждая минута дсроГа, — сказал оп матросам. — Заклинит какой-нибудь из механизмов, а инструмента под руками мет. Чем будете исправлять повреждение? Ведь время не ждет — огонь надо вести без пропусков м задержек. Вот почему надо приучать себя быть внимательным ко всем мелочам. Бы­ строта хороша только тогда, когда правиль­ но и до конца все сделано. Слова старшины всегда вспоминаются, когда занимаешься на боевом посту. После этого случая Аверьянов докладывал только после проверки, что боевой пост действи­ тельно к бою готов. Есть у нашего старшины м еще одна хорошая деловая черта. Он любмт, чтобы кзждая минута времени была использова­ на с толком п давала поль&у, а не прохо­ дила зря. Раньше мы занимались всей группой вместе. Тут и командиры орудий, и навод­ чики, и снарядные. Народу много, а поль­ зы мало. Ироходпм, например, устройство нижней подачи. Снарядным и зарядным это надо в первую очередь знать, а наводчикам требуется другое. Они же ждут, не занима­ ются. Потом нас разбили по специальности, на занятиях стали изучать каждый свое, что ему необходимо. Дело пошло лучше. Когда все комендоры освоили свою мате­ риальную часть, научились самостоятельно и правильно выполнять обязанности по бое­ вому расписанию, они перешли к отработке действий при замене выбывшего номера. Для лучшего освоения специальности у нас проводились технические конферен­ ции. К каждой из них мы тщательно гото­ вились. Хорошо, например, подготовился и выступил на одной из конференций стар­ ший матрос Аверьянов. Он рассказал об устройстве и работе верхней подачи. От таких выступлений была польза всем ко­ мендорам, а еще больше пользы тому, кто докладывал. Самый активным участником в подготовке и проведении технических кон­ ференций был главный старшина Архипов. Он по нескольку раз проверял каждого го­ товившегося и помогал ему советом, с чего начать и как построить рассказ. Во всем чувствуется любовь старшины Архипова к своему делу. Заметно его стрем- ленпе вывести башню на первое место. Это­ му мы учимся у него. Матросы нашей баш­ ни любят свое оружие, знают его и берегут, четко выполняют своп обязанности. В достижении успехов нам, матросам, и старшине во многом оказали помощь пар­ тийная и комсомольская организации. Проведенная пами недавно артиллерий­ ская стрельба получила высокую оценку. Орудийному расчету командиром корабля вынесены поощрения. Б приближающемуся празднику 30-летпя Вооруженных Сил мы придем с новыми, еще более высокими показателями в боеЪой н политической подготовке. Старший матрос И. СТАРОСТИН. Необходимые трзбования С интересом все матросы слушают рас­ сказы старшины группы Архипова. Хоро­ шо проводит оп занятия, доходчиво. Наш старшина требует, чтобы мы не только новое учили, но и старое повторяли. — Не думайте, что вы знаете гладко все та, что прошли раньше, — говорит он. — Старое забывается, если его не повто­ рять. Насколько он прав, я однажды убедился, когда со мной произошел такой неприят­ ный случай. Стали нас проверять - кто что внает. Меня спросили: «Какие взрыва* тели применяются % осветительным сна­ рядам?»: Ответить на этот вопрос я не смог. Забыл и назначение некоторых взры­ вателей?. А ведь когдато изучал все его. Не повторял, вот и забыл. Навсегда я запомнил этот случай и с тех пор дал себе слово— исполнять все со­ веты своего старшины. Недавно мы стреляли по морской цели. Приготовили орудия, боезапас. Отстреля­ лись хорошо. По работе орудийного расчета замечаний не было. В этой стрельбе комен­ доры показали, что они знают хорошо и материальную часть пушки, и боезапас, и свои обязанности. Наша башня занимает ведущее место в боевой части. Матросы и старшины име­ ют по нескольку благодарностей за успехи в боевой и политической подготовке. Но мы не перестаем тренироваться на боевом посту, изучать новое и повторять старое. Старший матрос А. АВЕРЬЯНОВ. Взаимная выручка— большое дело Многие из нас, придя в башню главного старшппы Архипова, впервые встретились с пушкой, которую раньше не знали. Б при­ меру, меня назначили горизонтальным на­ водчиком. Пришел я на боевой пост ж ви­ жу, что все тут для мшя ново и незнако­ мо. Началась учеба. Много времени я прово­ дил в башне— все рассматриваю, что с чем соединяется, как работает. Так оно лучше запоминается. По, бывало, дойдешь до сло­ жного механизма и не понять самому. Так у меня было с лебедкой. В ней много ча­ стей, онп между собой соединяются, и ра­ бота одной части зависит от другой. Но так как все закрыто и ничего не видать, при­ шлось пользоваться только чертежом. На чертеже — диски сцепления, а как они сходятся и расходятся, представить трудно В такие моменты особенно нужна помощь товарища. Кто знает, тот умеет растолко­ вать. Первый, кто пам помогает в% боевой ■учебе,— это главный старшина Архипов. То, что он учит нас на занятиях, — одш) дело. Он и в свободное время всегда с жела­ нием поможет. /Видит, что сидишь, за­ нимаешься сам, подойдет спросит: «Все ли попятно?». Тут же расскажет п раз’яснит. Главный старшина и от каждого из нас требует: если товарищ твой что-нибудь не может сам осилить, помоги ему; От этого п тебе и товарищу будет польза. Взаимная выручка — большое дело. Этому хорошему качеству советских вои­ нов мы у^лмся у своего старшины. Особеп- по приходилось помогать друг другу, когда мы отрабатывали замену номеров. Своп приборы |И механизмы знаешь и умеешь с ними обр^шгаться. По как встанешь на место выбывшего товарища, так первое вр^мя в чем-нибудь ошибаешься или про­ сто не так делаешь. Меня, как горизонтального наводчика, замещает вчзпрщик старший матрос Мата фонов. Во время стрельбы ему надо совме­ щать подвижную стрелку с неподвижным индексом. Сразу это трудно делать. Я ему помог. Что^ы не путаться, куда вращать штурвал, сказат: «Гтп тп его в ту сторону, куда надо гнать стрелку». Как совместил, так лампочка загорелась. А лампочка будет гореть до тех пор, пока орудие наведено на цель. Потухла лампочка — потерял цель. Значит, твоя затача во время стрельбы— добиться, чтобы лампочка пе тухла, по­ этому падо стрелку гонять все время за индексом. 'Вращать штурвал наводчик должен плавно, без рывков, п дело пойдет. Матафонов сначала назодил рывками и не успевал совмещать стрелку с индексом. После нескольких тренировок у него стало выходить лучше. Старшина паш очень хорошо делает, что приучает матросов к взаимной выручке. Это крепко помогает в боевой и политиче­ ской учебе. Старший матрос А. СЯЧИН. Личный примгр старшины В нашем артиллерийском деле надо знать свое заведывание назубок, уметь его обслуживать. А этого добиться можно, только полюбив свое оружие и свою спе­ циальность. Скажу о себе. У меня раньше не все шло гладко с изучением материальной час­ ти установки. Слабее всего я знал меха­ низм горизонтального наведения и верх­ нюю подачу. А ведь эти частя орудия иг­ рают большую роль. Поэтому я приналег и их выучил хорошо, теперь у меня нет таких пробелов. Что действовало яа меня, какая сила заставила по-настоящему « у ч ить свое *а- ведыванпе? В первую очередь — т р о г а ­ тельность старшины, а главное его при­ мер. Нас много, н почти каждый приходит к нему со своими вопросами. Старшпна Архипов настойчиво шучал установку. Нам приходилось видеть его ва работой днем и поздним вечером. Он м над чертежами сидит до тех пор, пока на- память не сможет вычертить тот узел ус­ тановки, над которым работает, и у пушки много времени проводит. Почему главный старшина так твердо внает орудие? Почему он старается расска­ зать и об’яснить, чтобы мы тоже хорошо освоили его, и требует от нас отличной ра­ боты и старательного ухода? Потому, что он по-настоящему лгобпт свое дело, посто­ янно изучает его, заботится, чтобы мате­ риальная часть содержалась отлично. Пример старшины оказал на меня боль­ шое влияние. Я нолял, что главное в служ­ бе — его сознание, 'что мне доверили бое­ вое оружие, которое я должен знать, бе­ речь его и этим сружием защищать свою Родину. Не сразу мне удалось выучить механиз­ мы вертикального наведения. Скоро туг ничего не сделаешь, надо много и упорно работать. Старшина видел, что мне труда. Возрождение Новгорода Четыро года назад неровным январским утром я ходил по Новгороду, только что ос­ вобожденному от немцев, н всломивал его облик, здким он остался в памяти с дово­ енных лет. Я представлял себе вубчатые Кремлевские стены, висевшие над Волхо­ вом, позолоченный купол Софийского собо- № Освобожденный город лежал передо мяой в руинах. Древнзе Кремлевские стены были вы­ щерблены осколками снарядов н местами осыпались, оголив более древнюю камен­ ную кладку. В башнях, лишенных крыш, зияли пробоины. Памятник 1.000-летяя России был разобран. Вокруг вдлялись бронзовые фигуры. Старейшее сооружение Новгорода — Софийский собор, простоявший до немцев девять веков, — было обезображено. Не стало его центрального купола, сворху свисали металлические каркасы. Соборные арки, стены, бесценные фрески носили следы разрушений. Покосилась звонница. Черныз языки копоти окаймляли зияю­ щие прозалы окон кремлевских зданий. Опустошительный ножар оставил от ста­ ринных построек одни каменные коробки. Чудом сохранился невредимым театр, но фойе, превращенное немцами в конюшню, было покрыто толстым слоем конского на- воза. - Города, расстилавшегося ранее вокруг Кремля, по существу не было. Из-под сне­ га торчали груды кирпича и щебня, полу­ обгоревшие бревна, тянулись ж небу печ­ ные трубы. Ветер громыхал ржавыми ли­ стами кровли. Самым страшным казалось тогда полное), отсутствие жителей. Занесенный снегом безлюдный Новгород напоминал откопан­ ный археологами из-под веков пустыни древний город. Почти две с половиной тысячи домов насчитывал Новгород до войны. Около со­ рока небольших домпков сохранилось после немецкого нашествия. Всо промышленные и коммунальные предприятия, школы, больницы, библиотеки, клубы, музей, па­ мятники древпего русского зодчества, во­ допровод, электростанция — оказались разрушенными, сожженными, взорванны­ ми. ...Недавно мне снова довелось быть в Новгороде* и я подпвплся переменам, про­ исшедшим в городе за короткий срок.. . . и несколько раз мне говорил: «Уж если взялся за дело, то надо его довести до конца, иначе толку не будет». Эти слова задели за живое. Неужели, думаю, я ие смогу до конца изучить то, что мне поло­ жено? Он же изучил! Стал еще терпеливее заниматься, присматриваться к старшине, стараясь делать все так, как он делает. Иногда старшина подойдет, когда что- нибудь не ладится, п скажет: — Припалят, товзрнщ Иванов, у тебя хорошо получается, а где хорошо, там и отлично выйдет. Это мне будто сил прибавит. Приналя­ жешь — оно, правда, хорошо выходпт. Теперь самому приятно, что я знаю заведывание хорошо п могу быть самостоя­ тельным вертикальным наводчиком. Мои старания оправдались проведенной стрель­ бой. Мою работу, как и всего расче­ та, оценили хорошо. Старший матрос А. ИВАНОВ. ! Правительство отнесло Новгород к пят­ надцати городам, которые должны быть восстановлены в первую очередь. В ма­ стерской академика архитектуры А. В. Щусева составлен генеральный план аос- становленпя города. На листах ватмана за­ несены новые улицы с высокими светлыми домами, школами, магазинами, отделенны­ ми друг от друга островками зелени. Ото будет Новгород с его своеобразным древ­ ним обликом, но вместе с тем другой, вы­ росший, обновленный. Мастерство архитектора сказалось в том, что он, паряду с современным раз­ решением градостроительных задач, вы­ явил художественный облик старинного го­ рода с его архитектурными памятниками, относящимися к одиннадцатому— двенадца­ тому векам. Все онп, разрушенные окку­ пантами, будут заново воссозданы. Гене­ ральный план утвержден правительством, и все восстановительные и новые строи­ тельные работы проводятся по этому про­ екту. Председатель Новгородского исполкома перечисляет достижения, достигнутые яа четыре года. В городе проложено восемьде­ сят улил, которых не было на старом плане Новгорода. Новая ось города — Со­ ветская улппа — проходит через Кремль и соединяет районы, лежащие по обоим бере- Когда дежурпт по низам сверхсрочник главный старшина Литвинов, в жш их помещениях кора.ия соблюдается образ­ цовый пор.ядок. Все кубрики тщат.дьпо прибраны, одежда h i вешалках акку­ ратно заправлена, в рундуках пег ничз- го посторонне о. На д-ж\рствс Лптзпиэ- ва всегда хэрлпо п.сут службу ди иаль- ньге. Они быстро передают сигналы с вахуы и требуют ор личною состава точиого их выполнения. Главный старшина Литвинов хорошо знает свои о'я.аит:о:тп и праз.:ла службы корабельные наряде®. В то же время он всегда тр^олателен к себе и к подчиненным. Однажды, проверяя форму о-рж^ы суг точпого наряда, Литвинов оби ружпл у матроса Хаитопгхо грязный подсороши­ нок. — Вы заступаете в паряд? — спро­ сил он матроса. — Так точно! — А почему у ваз грязный подзерот- нпчок? — Товарищ главный старчитпа, так это же мелочь, — воз-разнл матрос. — Неправильно! Это как раз не ме­ лочь. Старшипа потребовал от мпроса при­ вести себя в поря’ о-; и только после это­ го допустил его к выполнению обязан­ ностей. Особо тщательно п^сет службу глав­ ный старшпна Литзичоз в почпоз вре­ мя. Еще с вечера он уточнит вс® свече­ ния, касаюшиеся люков, гогловин, во­ донепроницаемых переборок. Почыо, ко­ гда весь личный состав отдыхает, де- ;<гурный по шлам систематически прове­ ряет вахтенные посты, бттггсльпость не­ сения вахты, с^дэржан’ге втгутр'лнпх помещений, бани, камбуза, умывальни­ ка, а также п кубриков. Побудка п под’^м личного состава во время его дежурства ттруходпт всегда бы­ стро п организованно. В тзчеппе несколькпх минут оп успеЕает обоптп все кубрики, проверяя побудку личного состава, правильность вязки ко :к и уборку ИХ. Как только начинаются занятия, де­ журный по низам снова про отит по кубрикам п проверяет, все лп матросы вышли на яапятля. Так правит службу опытный дежур­ ный по низам сверхсрочник главный старшпна Лптвппсв. Благодаря высокой требовательности оп добился значитель­ ных успехов в организации службы ко­ рабельного наряда. Старший матроз Н. 33EPZ3. гам Волхова. Восстановлено и заново по­ строено 1.300 домов. Давно за’быты палат­ ки, никто не жпвет сейчас в земляных и бывших блиндажах. На месте будущего парка посажено 15 тысяч молодых де­ ревьев. Председатель исполкома Новгородского городского Совета Михаил Васильевич Юдин возвратился в город вместе с передовыми частями Волховского фронта. Это пменно он, бродя целый депь по героду; насчитал тогда около сорока чудом сохранившихся домпков. Они составляли весь жплой фонд Новгорода, где до войны было около сорока тысяч жителей. Население Новгорода увеличилось с ,1944 года почти втрое. За это же время жилая площадь увеличилась с 13 тысяч до 109 тысяч квадратных метров. Восста­ новлены прежние четыре школы п построе­ на пятая. Снова работает областной театр драмы. В его репертуаре — двет^ллть пьес. Здесь ставят Островского и Чехова, Катаева и Гусева, Симонова и Чнрскова. Улучшилось и городское благоустройство. До войны местная электростанция при максимальной выработке давала городу 800 киловатт энергии. Теперь Новгород снабжает электричеством специальный энергопоезд, мощность которого достигает Отвечаем нашим читателям О ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРАВАХ Мг^гериальная часть, котогаоА управля­ ют котельные машинисты матросы Кли- мушкин и Лучкин, всегда а сбрлзцоэсм со­ стоянии. НА С ВИ Ч К Е : (©низу) млтрос С. Климу, шин и матрос М. Лучкин у боевых меха­ низмов. Фото М. Бугакова. Когда дежулит сверхсрочна Литвинов Прову о т в е т ь т вопрос: «Может т главный боцман корабля ваклодмвать дисциплинарное взыскание ва стар ей я рядовых, не входящих в состав боцман­ ской команды?». Старший матрос В. ФЕДЮНИН. Ответ: Дисциплинарные права началь­ ников всех степеней ясно и точно опреде­ лены Дисциплинарным уставом Вооружен­ ных Сил Союза ССР. (Ним документом я должен руководствоваться в дисциплинар­ ной практике каждый офицер я старшина. Главный боцман на корабле имеет пра­ во налагать дисциплинарные взыскания только на личный состав, подчиненный ему по службе, то-есть на матросов и ! старшин боцманской команды. В отнодпе- ) нии личного состава, по службе ве подчи­ ненного главному боцману (матросов, старшин боевых частей и служб), он дис­ циплинарными правами не пользуется; Если, например, кто-нибудь нз матросов или старшин артиллерийской боевой части, назначенных в распоряжение главного бопмапа для работ на корабле, нарушит дисциплину, то главный боцман обязан призвать его к порядку. В случае необходи­ мости должен доложить по команде для на­ казания виновного. Сам наложить дисци­ плинарное взыскание на виновного в этом случае он не имеет права. В Дисциплинарном уставе об этом ска- 8а» так: «Налагать дисциплинарные взы­ скания могут, лишь прямые начальники п начальники, указанные в главе 7». Другое дело, когда главный боцман вме­ сте с другими старшинами н матросами, не подчиненными ему по службе, будет вы­ полнять служебные обязанности вне ко­ рабля. Топа за совершенный проступок матросом или старшиной он может приме­ нить меры дисциплинарного воздействия. Напрямер, поручили главному боцману вместе со старшинами п матросами мпнной боевой части выполнить определенную ра­ боту в складе, скажем, сроком на месяц в отрыве от корабля. Если в таких усло­ виях матрос илп старшина совершат про­ ступок, то главный боцмап ияеет право и обязан наложить дисциплинарное р ы ­ скание на потчттненного в соответствия с предоставленными ему правами. В этом случае Дисциплинарный уетав предусматривает: «При совместном выпол­ нении службы военнослужащими, пе под­ чиненными друг другу, старший пз них по должности, а при равных должностях старший по званию призетаятся начальни­ ком и пользуется дисциплинарной вла­ стью, предоставленной ему по занимаемой доллшостн». (Статья 57). Капитан-лейтенант В. ТРУНЕВ. Новые материалы е выдающемся сзвэтс :оч ученом-кзрабшроятеле В издаваемое Академией наук СССР пол­ ное собрание сочинений выдающегося со­ ветского ученого-кораблестроителя Героя Социалистического Труда академика А. Н. Крылова включается около 50 непублико- вавшпхея его трудов и исследований. Среди материалов — написанные Кры­ ловым в 1924 году «Технические сообра- л;еппя отбуксировки судов», результаты его опытов на канонерской лодке «Уралец» вблпзп Балаклавы, связанные с изучением влияния качки на эффективность морских стрельб. Ряд новых документов проливает свет на роль Крылова в решении важней­ шего для кораблестроения вопроса о непо­ топляемости кораблей. После того, как царские чиновники бюро­ кратически отш'слпсь к его предложениям, ’рылов решил апеллировать к обществен- 'остп. В лекцпях и докладах, собиравших большие аудитории, он отстаивал положе­ ния своей новой теории, В архиве Академии наук СССР» обнару­ жено датированное 1900 годом письмо ад- •прала С. 0. Макарова, адресованное Кры­ лову в связи с назначением его заведую­ щим опытным судостроительным бассей­ ном. «Многоуважаемый Алексей Николае­ вич, — писал Макаров, — я получил ваше письмо от 12 января и, во-первых, позд­ равляю вас с новым назначением, а бас­ сейн — с предстоящим ему деловым пе­ риодом его деятельности. Вы в это живое дело внесете правильное основание, в ра­ боты бассейна потеряют их теперешний случайный характер». Новые материалы рассказывают, как опередил своими замечательными откры­ тиями ученых Запада академик А. Н. Кры­ лов. Английские ученые-кораблестронтелн — Вильям Фруд и Эдуард Рид, решавшие проблемы качки, по их заявлениям, «были не в состоянии преодолеть математических трудностей»..А. П. Крылов блестяще раз­ решил многие сложные проблемы благода­ ря своей знаменитой «теории качки». Восемь томов полного собрания сочине­ ний академика А. Н. Крылова уже изданы*.-' В ближайшее время выпускается в свет том, посвященный работам Крылова в обла­ сти вибрации корабля. Завершается подго­ товка к печати очередных томов. (ТАСС). Сгсршина учит мошых * оттрш С большим интересом принялся за изуче­ ние боевой установки молодой матрос Сидо­ ренко. Необходимую помощь в этом деле ему оказал старшина 2 статьи Лукьянов. На запятиях по специальности старшина Лукьянов подробно разбирал свою установ­ ку и использовал схему, как наглядное по­ собие для быстрого изучения личным со­ ставом боевой техники. Непосредственно у агрегата рассказывал старшпна молодому матросу Сидоренко о том, какие задержки могут произойти во время работы п как нужно их устранять. Тут же прпучал его к быстроте в работе, пртгвпвал любовь к технике, показывал, как требуется ухаживать за материальной частью. Вскоре матрос Сидоренко освоил специ­ альность и стал хорошим специалистом своего дела. Сейчас боевой пост старшины 2 статьи Лукьянова является одним из лучших в на­ шей боевой чзстп. Образцово ухаживают за материальной частью своей установки молодые матросы. Многие из них получили поощрения за от­ личия в боевой подготовке. Матрос Сидо­ ренко также недавно получил благодар­ ность за отличное содержание материаль­ ной части. Матрос В. ПОТЕРЕНКО. до 1.300 киловатт. Но скоро он снимается с запасного пути и покинет город. Сюда уже протянулась высоковольтная линия передачи от Волховской ГЭС. Заканчи­ вается монтаж подстанции. Новгород восстанавливается не только как исторический город и центр области. В недалеком будущем он будет отмечаться на карте страны и как новый промышленный центр. Взамен полностью уничтоженных немцами предприятий, разбросанных по всей городской территории, здесь создается новый промышленный район. Он располо­ жится в стороне от жилых кварталов, за пределами городского вала — между рекой Волхов и линией железной дорога, уходя­ щей на Ленинград. Новые промышленные об’екты — гор­ дость новгородцев. Заканчивается проект строительства радиозавода. Строится завод, который даст ежегодно 15 миллионов кир­ пича и черепицы. Частично начал дейст­ вовать заново возводимый завод по произ­ водству рам, дверей и окон. Начался мон­ таж предприятия по ремонту тракторных моторов. Проектируется мебельная фабрнхд. Утверждено строительство спичечной фаб­ рики. Расширяются предприятия промыс­ ловой кооперация инвалидов. . К. ЕВСЕЕВ. В память о героичесчих дчях Мемориальные доски иа судах Многие суда Латвийского пароходства в дни Отечественной войны, подвергаясь ожесточенной бомбежке с воздуха и тор­ педным атакам подводных лодок противни­ ка, успешно выполняли боевые задания. Большое мужество проявили команды пароходов «Турайдо», «Даугава» и «Аре- туза». О героических делах моряков напо­ минают мемориальные доски, установлен­ ные на судах, отличившихся в Великой Отечественной войне. На пароходе «Турайда» мемориальную доску установили в торжеств?нпой обста­ новке на капитанском мостике. На доске надпись: «Транспорт «Турайда», приняв­ ший активное учасипе в богвых действи­ ях Краснознаменного БалтпГхкого флота против немецких захватчиков в дни Вели­ кой Отечественной войны советского паро­ да 1941— 1945 гг.». Сейчас «Турайда» совершает рейсы между портамп Балтики, перевозя грузы для промышленных предприятий н ново­ строек. (ТАСС). Первые стоолтел;! дорог Заполярья Пятнадцать лет назад старейшие дорож­ ные мастера Мурманской области Митро­ фан Иванович Пванппкпй и Тихон Карпо­ вич Леонов впервые приступили к строи­ тельству дорог на Кольском полуострове. В последующие годы они принимали участие в строительстве грунтовых дорог на многих участках Кольского полуострова. Свой трудовой юбилей Пванпцкпй и Ле­ онов отметили досрочным выполнением ре­ монтных работ на одной из тех магистра­ лей, которую они строили сами. Учебные фильмы для школьников Мурманская областная фильмотека по­ лучила 54 новых учебных фильма. Эти фильмы, демонстрируемые на узкопленоч­ ных киноаппаратах непосредственно в школьных классах, служат хорошим на­ глядным пособием по географии, естество­ знанию, физике и другим предметам. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz