На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
24 января 1948 г., № 19 (3015). Н А ' С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Конкреш руковдить партийная работой в подраздэлвниях С отчетно-выборного собрания партийной организации гвардейской части Состоялось отчетно-выборное собрание партийной организация гвардепсг.сн части. Коммунисты заранее знали о соЗранпн н готовились к нему. Отчетный доклад секретаря партийного бюро капитана Дедясова длился около полутора часов. — Истекший период, — говорит до кладчик, — проходил под знаком у к репления партийтых организаций подраз- мало говорил о недостатках в работе пар* тайного бюро. Это отмечали коммунисты в своих выступлениях. В прениях выступило 17 человек. Комму нисты вскрыли недостатки в работе пар тийной организации, партийного бюро. Многие товарищи затрагивали вопросы идеологической работы, мдейно-полипичес- кого воспитания коммунистов и беспартий ных, указывали на то, что идеологическая делений, повышения авангардной роли работа партийной организации отста- коммушг:тов в боевой и . полптиче- ет от возросших требований. Комму* ской подготовке. Результаты работы j нист Раскошньгй сказал, что матро- l партийно! организации сказались в об* j сы и сержанты охотно ■читают деля щем итрге выполнения плана боевой тическую и художествеоную литературу, подготовки. Партийная организация попу- но ее в части нет, ее берут в библиотеке ляризировала лучших воинов-коммунистов другой части. Тов. Кудрявцев критиковал Никишина, Раскошного, Мержаксва и дру* коммуниста Макарова за то, что тот Hfc гпх, которые образцово подготовили мате- работает над собой и в силу этого отстает риальную часть к зимней эксплоатации и в боевой подготовке, не служит примером пользуются авторитетом среди личного со* для личпо>э состава. Сержант Сазгнн уса- става. зал па то, что партбюро упустило из поля Об етом и многих других фатггах, <свя- своей деятельности быт ж досуг рядового зашных с итогами боевой подготовки, и серлинтского состаиа. подробно говорил докладчик. Говоря о5 идейном воспитании коммунисте©, тов. Дедясов сообщил, сколько коммунистов учится в вечернем университете марксиз ма-ленинизма, в пар&пгпой школе соеяда- нения. Однако он умолчал о том, какую помощь оказало партийное бюро членам и кандидатам ВКП(б) в их учебе. Ничего почти се сказал он и о культурно-массо вой работе, о развертывании самодеятель ности в подразделениях. В целом докладчик холал упор на достигнутые успехи и очень — Никто из членов бюро не заходил <к нам в кубрик, — заявил Сазин. — Даже член партийного бюро Дударев, который по .своему служебному долгу обязан про являть заботу о быте и питании рядового н сержантского состава, ни разу у нас не был. О состоянии комсомольской оргаяизаппи, об успехах и недостатках в ев работе гово рили многие товарищи. Комсомольцы в массе своей много сделали как помощники командира и партийной организации в во инском и политическом воспитании лично го состава, до плохо то, что члены партий ного бюро, как сказал тов. Бойко, не быва ют на комсомольских собраниях и заседа ниях бюро, не критикуют комсомольцев, в результате отдельные комсомольцы ведут себя недостойно, имеют взыскания. Большинство выступающих касалось во проса о том, как партийное бючо части руководило партийными организациями под разделений, указывало на недостатки в этом деле. Выступавшие в прениях ком мунисты Крюк, Поярков, Иванов, Орлов говорили о слабости контроля партбюро над марксистско-ленинской и специаль ной учебой. Коммунист Сезоненко заявил: «Тов. Крюк на зачетах осенней сес сии получил две плохих оценки по теоре тическим дисциплинам. Заинтересовал ли этот факт партбюро? Нет. Партбюро пе ставило такие вопросы на повестку дня». Тщательно обсудив отчетный доклад п решение по докладу, коммунисты тайным голосованием набрали новый состав пар тийного бюро. В бюро избраны тт. Дедя- сов, Иванов, Бойко, Ширяев, Кудрявцев, Мержаков и Жмаков. Избраны также тай ным голосованием делегаты на партийную конференцию соединения. Партийное собрание геардейдев прошло на высоком идейно-политическом уровне, под знаком большевистской критики п са мокритики. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. НА П Р А В И Л Ь Н О М П У Т И Новое бюро выполняет наказ коммунистов £ января на отчетно-выборном партий ном собрании коммунисты пзорали члена партии тов. Зелинского4в состав бюро, а на второй день члены бюро избрали его секре тарем партийной организации. До этого тов. Зелинскому еше никогда не приходилось (руководить деятельностью парторганизации, и опыта работы по воспи танию членов и кандидатов ВКЩб) он пе имел. Приняв дела от старого секретаря, он четко не представлял, с чего начать свою деятельность. Поэтому он решил обратиться к секретарю первичной парт организации старшему лейтенанту Лотвн- нову. — Посоветуйте, с чего начать мне рабо ту? — спросил он. Старший лейтенант Лотвипов вниматель но етаесся к молодому секретарю, выслу шал его и nocoBCTQB ал первым долгом взяться за выполнение .решения отчетно- выборного собрания. — Я думаю, — сказал тов. Лотвпнов Зелинскому, — что вам надо собрать пар тийное бюро. Посоветуйтесь с партийным активом, какие мероприятия нужно про вести, исходя из наг^аза коммунистов. Тов. Зелинский так и поступил. Не от кладывая дело в долгий ящик, на второй день он собрал заседание партийного бю ро. Повестка дня так п была сформулирова на: «О выполнении решения отчетно-вы- борного собрания». В своем вступительном называли исправить существующее поло жение и наладить внутрипартийную рабо ту. На заседании бюро было зачитано само решение собрания. После этого слово взял тов. Корсаков. Он напомнил, что в прения! на отчетно-выборном собрании коммунист Журавлев законно обвинял партийное бюро в слабом руководстве комсомолом. Об этом говорится и в наказе коммунистов. Он предложил в первую очередь заняться на лаживанием этого участка работы. Свое предложение тов. Корсаков аргументировал тем, что за последнее время секретарь ком сомольской организации тов. Песков совер шенно запустил внутрисоюзную и воспита тельную работу с молодежью. После детального обсуждения было пору чено члену бюро тов. Корсакову ознако миться с работой комсомольской организа ции, изучить положение дел и на очеред ном заседагазш доложить практические предложения к оживлению всей работы комсомола. В наказе коммунистов был выдвинут ряд вопросов, над которыми должно работать вновь избранное бюро. Но, пак показывает практпка, нельзя сразу браться за все сразу, нужно находить главное звено, ухва- | тившись за которое можно вытащить всю примером для беспартийных, а самп со вершают дисциплинарный проступки. Члены бюро пришли к выводу, что этот вопрос иа данном отрезке времени является главным. Партийное бюро решило провести общее партийное собрание с вопросом: «Об авангардной роли коммунистов в дисциплине» и пору чило тов. Маркеданову организационно подготовить его. Уместно сказать, что и к решению этоге вопроса партийное бюро подошло по-боль шевистски. На заседании была высказана мысль, что, готовя собрание, коммунисты не должны сидеть сложа руки и ничего не предпринимать в деле укрепления дисцип лины. Намечено провести ряд бесед о требованиях Устава партии, о военной присяге, Дисциплинарном уставе и др. Так коллективно на заседании бюро был выработан план работы. Члены бюро и секретарь сейчас трудятся над его выпол нением. Состоялась беседа тов. Корсакова с секретарем комсомольской организации и отдельными членами ВЛКСМ. Тов. Маркеда- нов рассказывает личному составу о требо ваниях воинских уставов и необходимости их строгого выполнения. В ближайшее время тов. Петрикин и другие коммунисты щюведут беседы о 30-летии Советской слове секретарь парторгашиацин сказал, наказа коммунистов. В нем было записано, что коммунисты на собрании резко крити- i ___ ковали старый состав бюро за то, что оно 1что 33 после*нсе Ч * " в П0Драз^ лешП1 в своей работе допускало ошибки и было ослабла воинская дисциплина. Отдельные неоперативно. Избирая повое бюро, онп па -1коммунисты подчас не талько не являются цепь. С этой точки зрения подходило пар- Армии. тинное бюро б дальнейшему обсуждению 1 Со отчетно-выборного еобрания вре- ; мени прошло немного. С первых же дней своей работы вновь избранное партийное бюро энергично взялось за работу. Оно на правильном пути. g Майор Д. ФЕДОРИН. Ста-Dшетна 1 статьи Иван Караваев — отлявдтгк боевой к политической подго товки. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи И. Караваев за изучением «Краткого курса вторил ВК'П(б)». ' Фото М. Бугакова. Комсомольский лекторий выходного дчя С целью повьппеппя пдейно-теоретиче- ских зпаппй комсомольского актива кораб лей и частей Н-ского соединения был ор ганизован лекторий выходного дня. Комсомольский актив прослушал цикл лекций, посвященных изучению биографии товарпша Сталина. Среди них такие лек ции: «Сталин в борьбе за создание больше вистской партии в Закавказье», «Сталин— организатор величайших побед в годы граж данской войны», «Сталин о победе Великой Октябрьской социалистической революции и строительство социализма в СССР» и дру гие. Большой интерес у комсомольцев вызва ли такие лекции, как «Борьба с пережит ками капитализма в сознании людей — Ос новное условие для перехода от социализма к коммунизму», «О коммунистической мо рали и нравственности», «О коммунистиче ском воспитании советского человека». Разпообразпа тематика лекций. Комсо мольцы в лектории ознакомились н с та кими вопросами: «Великий русский парод— выдающаяся нация», «О гордости совет ских людей за свое Отечество», «Боевые традиции Северного флота», «Трудовые подвиги наших шефов — комсомольцев Москвы п Московской области». Теме «Юношеские годы В. П. Ленина» была по священа специальная лекция. Лекции, прочитанные политработниками Дунаевским, Козловым, Нодельманом н дру гими, проходили на высоком идейном уровне. Комсомольский лекторий выходного дня стал одним из действенных источников идейно-политической закалки молодежи. Капитан И. ШАИРКО. О------------------ Накануне смотра художественной самодеятельности При Доме офицера одной из авиационных частей создан постоянно действующий кол лектив матросской художественной самодея тельности. Этот коллектив уже не раз вы ступал с концертами перед матфосами, сер жантами п офпцерамп. Сейчас участники самодеятельности го товятся к предстоящему смотру. Под руко водством младшего лейтенанта Соловьева регулярно проводятся репетиции постановки по пьесе А. Островского «Лес». В спектак ле заняты лейтенант Лоргпн, младший сер жант Гвоздев, вольнонаемная работница Валентина Ефремова и другие. • Параллельно с постановкой пьесы к смотру матросской художественной само деятельности готовятся и индивидуальные выступления певцов, танцоров, декламато ров. Особо нужпо отметать младшего сер жанта Гвоздева, который с большим жела нием п любовью относится к самодеятельно сти. ★ ★ * Развернулась подготовка к смотру матрос ской художественной самодеятельности и на крейсере «Мурманск». Здесь создан хор, которым руководит офицер Герасименко. Под аккомпанемент баяна размещаются песни: «Песня о Сталине», «Баренцово мо ре», «Комсомольская песня» и «Красно флотская». Запевают матросы Толмачев и Добрынин. Группа пз четырех человек го товит шуточную русскую пляску. До начала смотра художественной само деятельности остались считанные днп, ко торые нужно использовать так, чтобы вы ступления самодеятельных коллективов бы ли успешны, а их программа была тщатель но продумана, целеустремленна п идейно направлена. Каждый корабль, каждая воппокая часть должны иметь свою самодеятельность. Старший сержант В. ПЕТРОВ. Массовая сдача норм . на значок ГТО по лыжам По инициативе комсомольских оргаии- даций Н-ского гарнизона в каждый вы ходной день проводятся массовые спортив ные выступления. Уже состоялось 6 лыж ных кроссов, в которых приняло участие несколько сот человек. Массовые лыжные вылазки Ъ горы, спортивные про 1 *улкп п состязания между командами в выходные и празшичные дни все прочнее входят в быт молодежи, стано- вятся ее любимым, крайне полезным досу гом. Поэтому в любую погоду здесь мэж- но увидеть лыжников, стремительна спу скающихся с гор или берущих то или иное препятствие. Па этот раз выдался сравнительно ти хий, но морозный ден>. Когда гаго лубели сумерки, к месту сбора подошлА около ста пятидесяти лыжников. На старте выстроилась двадцатка первого этана. Ка питан Воробьев смотрпт па секундомер я взмахивает флажком. Группа лыжников срывзется со старта. Через минуту стар тует вторая двадпатка и затем следующая... Лыжники поднимаются в гору ц стреми тельно уходят на дистанцию. Выйдя на дистанцию значительно позжо первой/второй и третьей двадцаток, матрос Алщуков обошел уже тридцать своих «со перников». До финиша оставалось не более трех километров. Казалось, что Алщуков придет к финишу первым. Но матрос Ульянов из команды младшего лейтенанта Жукова, вышедший в последней двадцатке, так же, как и Алщуков, искусно перепрыг нул встретившийся на пути бугорок и стерег мительно помчался по крутому склону. Вот он перепрыгивает пеболыпую впадину. Мороз обжигает лицо. Алщуков тре-‘ вожно оглядывается и стремится первым прнттп к финишу. Но матрос Ульянов на прягает усилия, пропзводпт стремительный рывок н на последней минуте обходит Ал- щукова. За Ульяновым финиширует лучший лыж- ннк команды Серебрянного матрос Попов, который сумел обойти шестьдесят лыжни ков. Главный судья капптан Воробьев смот рит на секундомер и фиксирует время. Победителем оказался матрос Ульянов, показавший лучшее время. Дистанцию в десять километров он прошел за 53 минуты 0,1 секунды. Второе место занял матр>е Попов, показавший время 54 минуты. Третье — досталось матросу Николаеву, четвертое — Алщукову. Неплохое время показали и другие лыжники. Около ста комсомольцев в этот день сда ли нормы по лыжам на значок ГТО. Теперь задача физруков заключается в том, чтобы не останавливаться На достиг нутом, а добиваться новых успехов в раз витии лыжного спорта. Следует стремиться к тому, чтобы лыжный спорт стал еше бо- лее массовым явлением, чего некоторые физруки явно недооценивают. Например, в один из выходных дней фпзрук Самойлов привел па лыжную вылазку комавду в полном составе. Но спустя неделю Самой лов успокоился и вывел на старт единицы лыжников. Значительно лучше обстоит дело с лыж ным спортом в подразделении, где физруком солдат Зелепин. Здесь абсолютно вся моло дежь регулярно выходит на лыжные со ревнования. И. НИКИФОРОВ. Великий русский художник i.К ЮО-лзтию со дня р эж д зн т В. И. Суэикоза) Истинным богатырем встает в русском искусстве великий художник Василий Ива нович Суриков. Горячо п самозабвенно любйвпшй Отчпзну, он с величайшим ма стерством воспел ее в своих произведениях. Все творчество Сурикова — гениальный показ необыкновенного богатства духовных сил нашего народа. Замечательный живо писец, он поражает пе только широтой и величием своих замыслов, но п изумитель ной выразительностью образов. За годы советской власти великие созда ния сурпковской кисти стали еще дороже п ближе советскому народу. Прошли девяти летия, а картины художника стали еще более значимыми и живыми, а образы его полотен еще более волнующими и дейст венными. Такова судьба всех истинно ге ниальных произведении, воплощающих за мечательные свойства народа. Такие произ ведения бессмертны, их любит и ценпт на род. Сын сибирского казака Василий Ивано вич Суриков вошел в историю, как подлин но народный художник, крупнейший исто рический живописец не только русского, но и мирового искусства. Картины Сурикова проникнуты глубоким чувством народности, человечности, правды. Темзми главнейших произведений худож ника явились большие события нашей на циональной истории: трагические картины казни стрельцов, борьба старого н нового в жизни («Боярыня Морозова»), величествен ные события — поход Ермака в Сибирь, зезде — парод, движение народных цасс— главные темы и герои Сурикова. Василий Иванович Суриков, пожалуй, единственный русский живописец, сумев ший разрешить правильно проблему исто рической живописи , жпвописец-поэт, вос- невшпй на своих полотнах героические эпопеп народных движений. В центре вни мания художника — народ, творящий историю. Как н все передовые люди своего времени, Суриков старался избежать взгля да на историю, как на собрание эффектных эпизодов из личной жизни великих людей. «Я не понимаю действия отдельных исто рических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу», — любил говаривать Суриков и выводил на своп полотна народ — вершителя истори ческих судеб. Такому восприятию Суриковым истории способствовалп как и эпоха, в которую он жил, так и обстановка, в которой он провел свое детство. 70 — 80 годы прошлого века были наполнены обостренной борьбой с са модержавием, и исторические события прошлого, говорившие о временах больших народных движений, стали ведущими тема ми передового реалистического искусства. Обращаясь к прошлому, Суриков создает величественные монументальные полотна, не только правильно показав историю, но и опоэтизировав ее, приблизив историю к живой современности. Главная цель художника была показать исторически правдиво и об’ективно события прошлого. Но как истинно великий мастер, переход суворовских богатырей через Аль- Суриков отказался от педантической точно- пы и, наконец, народные движения прошло- сти воспроизведения бытовой обстановки, го ■— Степан Разин, замыслы и эскизы к хотя п подолгу и тщательно отыскивал и «Пугачеву» и к «Красноярскому бунту», зарисовывал подлинпое оружие, бытовые Не все то, о чем думал художник, нашло предметы увлекавшей ого эпохи, свое воплощение на больших полотнах. Мно- «В исторической картине, — говорил оп, гое осталось в набросках, рисунках, н о ,— ведь н не нужно, чтобы все было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины — угадывание. Если только сам дух времени соблюден — в деталях можно какие угодно ошибки делать». И Суриков гениально воплощает в своих произведе ниях это ощущение подлинного духа време ни. На его картинах действуют живые лю ди, образы которых переданы с большой психологической глубиной п исторической правдой. Откуда у Сурикова такая любовь к на роду, такое глубокое знание жизни, мыслей и чаяппй народных, откуда у художника такое мастерство в живописи, в чувстве красок? Попробуем заглянуть на родину худож ника, на обстановку, в которой протекало его детство и юность. ...Привольно струит своп могучие воды седой Енисей. До берегам его — то глухая тайга и нехоженные тропы, то бескрайние сибирские степи. Недра — богатые золо том и самородками. Города — почти вплот ную, окруженные лесами. Величием дышет природа. А вот и Красноярск, в котором 24 (12) января 1848 года в семье сибирского каза ка родился будущий великий художник земли русской Василий Иванович Суриков. Род казаков Суриковых — древний род и ведет свое происхождение со времен само го Ермака Тимофеевича, а к Ермаку, в воль ницу, казаки Суриковы пришли с Дона. С детства молодой Суриков впитывает в себя древние обычаи, песни, легенды и родовые предания. Деды рассказывают о далеком прошлом, о былой казацкой славе. С яркой силой запечатлелись в памяти Сурикова со бытия красноярского бунта против царских воевод в 1695 — 1698 годах, рассказан-, ные ему в детстве. Казаки Суриковы при нимали деятельное участие в красноярском бунте, и поэтому память о нем была так особенно жива в сурпковском доме, в под валах которого хранилась живая история— казацкие мундиры времен пугачевщппы, а "с комнатах оружие, напоминавшее времена Ермака. Так, в непосредственной повседневной жпзин Суриков еще мальчиком иозпает на родную исторпю, которая впоследствии и становится осноепым содержанием его произведений. В Красноярске было мпого ссыльных по политическим делам, с которыми часто встречался Суриков. Мать художника так же была из семьи декабриста, и сам он хо рошо помнил декабрпстив. В такой обстановке складывалось пони мание окружающего мира п жизни у боль шого художника и народного поэта Василия Ивановича Сурикова. Еше в раннем детстве пристрастился он к рисованию. Горькая нужда, бедность были на его пути, но маль чик мечтал о творчестве художника и, за рабатывая себе па хлеб, все свободное вре мя отдавал рисованию. Как и все истинно великие люди, он упрямо п настойчиво про бивался к осуществлению своих заветных дум п мечтаний. В 1868 году молодой Су риков на лошадях отправляется из Красно ярска через Москву в Петербург. Академия художеств. В 1874 году Су риков получает награду за картину «Ми лосердный самарптянпн», а через год окан чивает Академию художеств. Так исполни лась заветная мечта Сурикова. Став худож ником, он с первых же своих шагов в искусстве старается преодолеть еще царив шую тогда академическую рутину, напол нить свои полотна чувством жизни, внести в них борьбу и большие страсти. Через шесть лет после окончания Акаде мии художеств появляется бессмертная картина Сурикова «Утро стрелецкой каз ни». Страшпую пзродную трагедию, столк новение двух миров художник передал с изумительной силой выразительности, оставляющей громадное впечатление. Таким же глубоким духом понимания истории проникнута другая его картина — «Боярыня Морозова» (1887 год). Здесь ху дожник, как и в свое*и первой картппе, вы вел на полотно народную толпу, как бы да ющую оценку происходящим событиям. Весь трагедийный колорит картаны гово рит об обречеппостп старого мира перед непреодолимым движением новых порядков п нового уклада жизни. Траурное, черное пятпо одежды Морозовой выделяется на светлом свежем фоне. Огромной выразительностью отличается картина «Мепыипков в Березове» (1883 год), с необычайной экспрессией показыва ющая личную трагедию сподвижника Пет ра — Александра Меньшикова, сосланного в ссылку политическими противниками. «Взятие снежнор городка» (1891 год)— единственное бытовое полотно Сурикова — явление исключительное в истории русского бытового жанра. Это яркая радостная кар тина, с живыми жизненными красками, брызжущими весельем. Картина полна за дора, юмора, движения п как бы выражает присущий народу внутренний оптимизм. В 1895 году Суриков окончил картину «Покорение Сибири Ермаком». Б ывший по томок казаков, завоевателей Сибири, Сури ков выразил в этой работе несокрушимую мощь и силу народа, его отвагу, удаль, стремление к военным подвигам. Образы истории, героические дела на рода занимают внимание художника. Его привлекает Суворов. И Суриков едет в Швейцарию, чтобы изучить там места, где суворовские чудо-богатырн совершили пе реход через Альпы. В 1899 году он закан чивает картину «Переход Суворова через Альпы». Здесь Суриков''стремился показать не только связь героя с массой, толпой, но и, как указывал сам художник, показать способность народа на совершение героиче ского подвига, которым для того времени несомненно явился зимний переход целой армии через Альпы. Последнее крупное произведение Сурико ва «Степан Разин» (1907 г.) написано на тему крестьянского революционного движе ния. Атаман изображен . сильным н воле вым человеком, с умным сосредоточенным взглядом, крепкой, мощной фигурой, совсем не таким, каким любили показывать «бун таря Стеньку Разина» реакционные цар ские историки. Великий художник-реалист Василий Иванович Суриков поднял в своих произ ведениях принципы реализма на новую, еще более высокую ступень. Жизненная правда его произведений потрясает. Писа тель Всеволод Гаршин так выразил свои впечатления о картине «Боярыня Морозо ва»: «Кажется, вы стоите среди этих людей н чувствуете их дыхание». Глубокая правда изображения это не только результат гениального дарования Су рикова. его композиционного и колористи ческого мастерства, но и плод повседневного упорного изучения жизни. Суриков любил, чтобы каждая деталь картины была верна жизни, жизненно оправдана. В поисках наиболее характерных типов для своих картин он проводил долгое время. Работая пад «Ермаком», он пересек всю Россию от Дона до Енисея, выпекивая характерные типы казаков. Он совершил весь тяжелый и тысячеверстный путь Ермака по рекам и таежным местам Сибири, чтобы глубже понять и почувствовать жизнь вольницы Крмака. Суриков долго и упорно работал над своими произведениями. «Стрельцов» он писал пять лет, «Боярыню Морозову» —• семь лет, а «Степана Разина»— девять лет. Живая действительность, запечатленная на его полотнах, восхищает, волнует и при влекает людей. Любовью к народу, к свое! Родине проникнуты все полотна Сурикова. Картппы Сурикова дороги нам, советским людям, своей народностью. Они зевут к но вым подвигам во пмя Родины п являются величайшим культурным наследием, источ ником творческой учебы наших художни ков. Народный художник СССР лауреат Сталинской премии Борис ИОГАНСОН. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz