На страже Заполярья. 1948 год. Январь.

24 января 1948 г., № 19 (3015). Н А ' С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Конкреш руковдить партийная работой в подраздэлвниях С отчетно-выборного собрания партийной организации гвардейской части Состоялось отчетно-выборное собрание партийной организация гвардепсг.сн части. Коммунисты заранее знали о соЗранпн н готовились к нему. Отчетный доклад секретаря партийного бюро капитана Дедясова длился около полутора часов. — Истекший период, — говорит до­ кладчик, — проходил под знаком у к ­ репления партийтых организаций подраз- мало говорил о недостатках в работе пар* тайного бюро. Это отмечали коммунисты в своих выступлениях. В прениях выступило 17 человек. Комму­ нисты вскрыли недостатки в работе пар­ тийной организации, партийного бюро. Многие товарищи затрагивали вопросы идеологической работы, мдейно-полипичес- кого воспитания коммунистов и беспартий­ ных, указывали на то, что идеологическая делений, повышения авангардной роли работа партийной организации отста- коммушг:тов в боевой и . полптиче- ет от возросших требований. Комму* ской подготовке. Результаты работы j нист Раскошньгй сказал, что матро- l партийно! организации сказались в об* j сы и сержанты охотно ■читают деля­ щем итрге выполнения плана боевой тическую и художествеоную литературу, подготовки. Партийная организация попу- но ее в части нет, ее берут в библиотеке ляризировала лучших воинов-коммунистов другой части. Тов. Кудрявцев критиковал Никишина, Раскошного, Мержаксва и дру* коммуниста Макарова за то, что тот Hfc гпх, которые образцово подготовили мате- работает над собой и в силу этого отстает риальную часть к зимней эксплоатации и в боевой подготовке, не служит примером пользуются авторитетом среди личного со* для личпо>э состава. Сержант Сазгнн уса- става. зал па то, что партбюро упустило из поля Об етом и многих других фатггах, <свя- своей деятельности быт ж досуг рядового зашных с итогами боевой подготовки, и серлинтского состаиа. подробно говорил докладчик. Говоря о5 идейном воспитании коммунисте©, тов. Дедясов сообщил, сколько коммунистов учится в вечернем университете марксиз­ ма-ленинизма, в пар&пгпой школе соеяда- нения. Однако он умолчал о том, какую помощь оказало партийное бюро членам и кандидатам ВКП(б) в их учебе. Ничего почти се сказал он и о культурно-массо­ вой работе, о развертывании самодеятель­ ности в подразделениях. В целом докладчик холал упор на достигнутые успехи и очень — Никто из членов бюро не заходил <к нам в кубрик, — заявил Сазин. — Даже член партийного бюро Дударев, который по .своему служебному долгу обязан про­ являть заботу о быте и питании рядового н сержантского состава, ни разу у нас не был. О состоянии комсомольской оргаяизаппи, об успехах и недостатках в ев работе гово­ рили многие товарищи. Комсомольцы в массе своей много сделали как помощники командира и партийной организации в во­ инском и политическом воспитании лично­ го состава, до плохо то, что члены партий­ ного бюро, как сказал тов. Бойко, не быва­ ют на комсомольских собраниях и заседа­ ниях бюро, не критикуют комсомольцев, в результате отдельные комсомольцы ведут себя недостойно, имеют взыскания. Большинство выступающих касалось во­ проса о том, как партийное бючо части руководило партийными организациями под­ разделений, указывало на недостатки в этом деле. Выступавшие в прениях ком­ мунисты Крюк, Поярков, Иванов, Орлов говорили о слабости контроля партбюро над марксистско-ленинской и специаль­ ной учебой. Коммунист Сезоненко заявил: «Тов. Крюк на зачетах осенней сес­ сии получил две плохих оценки по теоре­ тическим дисциплинам. Заинтересовал ли этот факт партбюро? Нет. Партбюро пе ставило такие вопросы на повестку дня». Тщательно обсудив отчетный доклад п решение по докладу, коммунисты тайным голосованием набрали новый состав пар­ тийного бюро. В бюро избраны тт. Дедя- сов, Иванов, Бойко, Ширяев, Кудрявцев, Мержаков и Жмаков. Избраны также тай­ ным голосованием делегаты на партийную конференцию соединения. Партийное собрание геардейдев прошло на высоком идейно-политическом уровне, под знаком большевистской критики п са­ мокритики. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. НА П Р А В И Л Ь Н О М П У Т И Новое бюро выполняет наказ коммунистов £ января на отчетно-выборном партий­ ном собрании коммунисты пзорали члена партии тов. Зелинского4в состав бюро, а на второй день члены бюро избрали его секре­ тарем партийной организации. До этого тов. Зелинскому еше никогда не приходилось (руководить деятельностью парторганизации, и опыта работы по воспи­ танию членов и кандидатов ВКЩб) он пе имел. Приняв дела от старого секретаря, он четко не представлял, с чего начать свою деятельность. Поэтому он решил обратиться к секретарю первичной парт­ организации старшему лейтенанту Лотвн- нову. — Посоветуйте, с чего начать мне рабо­ ту? — спросил он. Старший лейтенант Лотвипов вниматель­ но етаесся к молодому секретарю, выслу­ шал его и nocoBCTQB ал первым долгом взяться за выполнение .решения отчетно- выборного собрания. — Я думаю, — сказал тов. Лотвпнов Зелинскому, — что вам надо собрать пар­ тийное бюро. Посоветуйтесь с партийным активом, какие мероприятия нужно про­ вести, исходя из наг^аза коммунистов. Тов. Зелинский так и поступил. Не от­ кладывая дело в долгий ящик, на второй день он собрал заседание партийного бю­ ро. Повестка дня так п была сформулирова­ на: «О выполнении решения отчетно-вы- борного собрания». В своем вступительном называли исправить существующее поло­ жение и наладить внутрипартийную рабо­ ту. На заседании бюро было зачитано само решение собрания. После этого слово взял тов. Корсаков. Он напомнил, что в прения! на отчетно-выборном собрании коммунист Журавлев законно обвинял партийное бюро в слабом руководстве комсомолом. Об этом говорится и в наказе коммунистов. Он предложил в первую очередь заняться на­ лаживанием этого участка работы. Свое предложение тов. Корсаков аргументировал тем, что за последнее время секретарь ком­ сомольской организации тов. Песков совер­ шенно запустил внутрисоюзную и воспита­ тельную работу с молодежью. После детального обсуждения было пору­ чено члену бюро тов. Корсакову ознако­ миться с работой комсомольской организа­ ции, изучить положение дел и на очеред­ ном заседагазш доложить практические предложения к оживлению всей работы комсомола. В наказе коммунистов был выдвинут ряд вопросов, над которыми должно работать вновь избранное бюро. Но, пак показывает практпка, нельзя сразу браться за все сразу, нужно находить главное звено, ухва- | тившись за которое можно вытащить всю примером для беспартийных, а самп со­ вершают дисциплинарный проступки. Члены бюро пришли к выводу, что этот вопрос иа данном отрезке времени является главным. Партийное бюро решило провести общее партийное собрание с вопросом: «Об авангардной роли коммунистов в дисциплине» и пору­ чило тов. Маркеданову организационно подготовить его. Уместно сказать, что и к решению этоге вопроса партийное бюро подошло по-боль­ шевистски. На заседании была высказана мысль, что, готовя собрание, коммунисты не должны сидеть сложа руки и ничего не предпринимать в деле укрепления дисцип­ лины. Намечено провести ряд бесед о требованиях Устава партии, о военной присяге, Дисциплинарном уставе и др. Так коллективно на заседании бюро был выработан план работы. Члены бюро и секретарь сейчас трудятся над его выпол­ нением. Состоялась беседа тов. Корсакова с секретарем комсомольской организации и отдельными членами ВЛКСМ. Тов. Маркеда- нов рассказывает личному составу о требо­ ваниях воинских уставов и необходимости их строгого выполнения. В ближайшее время тов. Петрикин и другие коммунисты щюведут беседы о 30-летии Советской слове секретарь парторгашиацин сказал, наказа коммунистов. В нем было записано, что коммунисты на собрании резко крити- i ___ ковали старый состав бюро за то, что оно 1что 33 после*нсе Ч * " в П0Драз^ лешП1 в своей работе допускало ошибки и было ослабла воинская дисциплина. Отдельные неоперативно. Избирая повое бюро, онп па -1коммунисты подчас не талько не являются цепь. С этой точки зрения подходило пар- Армии. тинное бюро б дальнейшему обсуждению 1 Со отчетно-выборного еобрания вре- ; мени прошло немного. С первых же дней своей работы вновь избранное партийное бюро энергично взялось за работу. Оно на правильном пути. g Майор Д. ФЕДОРИН. Ста-Dшетна 1 статьи Иван Караваев — отлявдтгк боевой к политической подго­ товки. НА СНИМКЕ: старшина 1 статьи И. Караваев за изучением «Краткого курса вторил ВК'П(б)». ' Фото М. Бугакова. Комсомольский лекторий выходного дчя С целью повьппеппя пдейно-теоретиче- ских зпаппй комсомольского актива кораб­ лей и частей Н-ского соединения был ор­ ганизован лекторий выходного дня. Комсомольский актив прослушал цикл лекций, посвященных изучению биографии товарпша Сталина. Среди них такие лек­ ции: «Сталин в борьбе за создание больше­ вистской партии в Закавказье», «Сталин— организатор величайших побед в годы граж­ данской войны», «Сталин о победе Великой Октябрьской социалистической революции и строительство социализма в СССР» и дру­ гие. Большой интерес у комсомольцев вызва­ ли такие лекции, как «Борьба с пережит­ ками капитализма в сознании людей — Ос­ новное условие для перехода от социализма к коммунизму», «О коммунистической мо­ рали и нравственности», «О коммунистиче­ ском воспитании советского человека». Разпообразпа тематика лекций. Комсо­ мольцы в лектории ознакомились н с та­ кими вопросами: «Великий русский парод— выдающаяся нация», «О гордости совет­ ских людей за свое Отечество», «Боевые традиции Северного флота», «Трудовые подвиги наших шефов — комсомольцев Москвы п Московской области». Теме «Юношеские годы В. П. Ленина» была по­ священа специальная лекция. Лекции, прочитанные политработниками Дунаевским, Козловым, Нодельманом н дру­ гими, проходили на высоком идейном уровне. Комсомольский лекторий выходного дня стал одним из действенных источников идейно-политической закалки молодежи. Капитан И. ШАИРКО. О------------------ Накануне смотра художественной самодеятельности При Доме офицера одной из авиационных частей создан постоянно действующий кол­ лектив матросской художественной самодея­ тельности. Этот коллектив уже не раз вы­ ступал с концертами перед матфосами, сер­ жантами п офпцерамп. Сейчас участники самодеятельности го­ товятся к предстоящему смотру. Под руко­ водством младшего лейтенанта Соловьева регулярно проводятся репетиции постановки по пьесе А. Островского «Лес». В спектак­ ле заняты лейтенант Лоргпн, младший сер­ жант Гвоздев, вольнонаемная работница Валентина Ефремова и другие. • Параллельно с постановкой пьесы к смотру матросской художественной само­ деятельности готовятся и индивидуальные выступления певцов, танцоров, декламато­ ров. Особо нужпо отметать младшего сер­ жанта Гвоздева, который с большим жела­ нием п любовью относится к самодеятельно­ сти. ★ ★ * Развернулась подготовка к смотру матрос­ ской художественной самодеятельности и на крейсере «Мурманск». Здесь создан хор, которым руководит офицер Герасименко. Под аккомпанемент баяна размещаются песни: «Песня о Сталине», «Баренцово мо­ ре», «Комсомольская песня» и «Красно­ флотская». Запевают матросы Толмачев и Добрынин. Группа пз четырех человек го­ товит шуточную русскую пляску. До начала смотра художественной само­ деятельности остались считанные днп, ко­ торые нужно использовать так, чтобы вы­ ступления самодеятельных коллективов бы­ ли успешны, а их программа была тщатель­ но продумана, целеустремленна п идейно направлена. Каждый корабль, каждая воппокая часть должны иметь свою самодеятельность. Старший сержант В. ПЕТРОВ. Массовая сдача норм . на значок ГТО по лыжам По инициативе комсомольских оргаии- даций Н-ского гарнизона в каждый вы­ ходной день проводятся массовые спортив­ ные выступления. Уже состоялось 6 лыж­ ных кроссов, в которых приняло участие несколько сот человек. Массовые лыжные вылазки Ъ горы, спортивные про 1 *улкп п состязания между командами в выходные и празшичные дни все прочнее входят в быт молодежи, стано- вятся ее любимым, крайне полезным досу­ гом. Поэтому в любую погоду здесь мэж- но увидеть лыжников, стремительна спу­ скающихся с гор или берущих то или иное препятствие. Па этот раз выдался сравнительно ти­ хий, но морозный ден>. Когда гаго­ лубели сумерки, к месту сбора подошлА около ста пятидесяти лыжников. На старте выстроилась двадцатка первого этана. Ка­ питан Воробьев смотрпт па секундомер я взмахивает флажком. Группа лыжников срывзется со старта. Через минуту стар­ тует вторая двадпатка и затем следующая... Лыжники поднимаются в гору ц стреми­ тельно уходят на дистанцию. Выйдя на дистанцию значительно позжо первой/второй и третьей двадцаток, матрос Алщуков обошел уже тридцать своих «со­ перников». До финиша оставалось не более трех километров. Казалось, что Алщуков придет к финишу первым. Но матрос Ульянов из команды младшего лейтенанта Жукова, вышедший в последней двадцатке, так же, как и Алщуков, искусно перепрыг­ нул встретившийся на пути бугорок и стерег мительно помчался по крутому склону. Вот он перепрыгивает пеболыпую впадину. Мороз обжигает лицо. Алщуков тре-‘ вожно оглядывается и стремится первым прнттп к финишу. Но матрос Ульянов на­ прягает усилия, пропзводпт стремительный рывок н на последней минуте обходит Ал- щукова. За Ульяновым финиширует лучший лыж- ннк команды Серебрянного матрос Попов, который сумел обойти шестьдесят лыжни­ ков. Главный судья капптан Воробьев смот­ рит на секундомер и фиксирует время. Победителем оказался матрос Ульянов, показавший лучшее время. Дистанцию в десять километров он прошел за 53 минуты 0,1 секунды. Второе место занял матр>е Попов, показавший время 54 минуты. Третье — досталось матросу Николаеву, четвертое — Алщукову. Неплохое время показали и другие лыжники. Около ста комсомольцев в этот день сда­ ли нормы по лыжам на значок ГТО. Теперь задача физруков заключается в том, чтобы не останавливаться На достиг­ нутом, а добиваться новых успехов в раз­ витии лыжного спорта. Следует стремиться к тому, чтобы лыжный спорт стал еше бо- лее массовым явлением, чего некоторые физруки явно недооценивают. Например, в один из выходных дней фпзрук Самойлов привел па лыжную вылазку комавду в полном составе. Но спустя неделю Самой­ лов успокоился и вывел на старт единицы лыжников. Значительно лучше обстоит дело с лыж­ ным спортом в подразделении, где физруком солдат Зелепин. Здесь абсолютно вся моло­ дежь регулярно выходит на лыжные со­ ревнования. И. НИКИФОРОВ. Великий русский художник i.К ЮО-лзтию со дня р эж д зн т В. И. Суэикоза) Истинным богатырем встает в русском искусстве великий художник Василий Ива­ нович Суриков. Горячо п самозабвенно любйвпшй Отчпзну, он с величайшим ма­ стерством воспел ее в своих произведениях. Все творчество Сурикова — гениальный показ необыкновенного богатства духовных сил нашего народа. Замечательный живо­ писец, он поражает пе только широтой и величием своих замыслов, но п изумитель­ ной выразительностью образов. За годы советской власти великие созда­ ния сурпковской кисти стали еще дороже п ближе советскому народу. Прошли девяти­ летия, а картины художника стали еще более значимыми и живыми, а образы его полотен еще более волнующими и дейст­ венными. Такова судьба всех истинно ге­ ниальных произведении, воплощающих за­ мечательные свойства народа. Такие произ­ ведения бессмертны, их любит и ценпт на­ род. Сын сибирского казака Василий Ивано­ вич Суриков вошел в историю, как подлин­ но народный художник, крупнейший исто­ рический живописец не только русского, но и мирового искусства. Картины Сурикова проникнуты глубоким чувством народности, человечности, правды. Темзми главнейших произведений худож­ ника явились большие события нашей на­ циональной истории: трагические картины казни стрельцов, борьба старого н нового в жизни («Боярыня Морозова»), величествен­ ные события — поход Ермака в Сибирь, зезде — парод, движение народных цасс— главные темы и герои Сурикова. Василий Иванович Суриков, пожалуй, единственный русский живописец, сумев­ ший разрешить правильно проблему исто­ рической живописи , жпвописец-поэт, вос- невшпй на своих полотнах героические эпопеп народных движений. В центре вни­ мания художника — народ, творящий историю. Как н все передовые люди своего времени, Суриков старался избежать взгля­ да на историю, как на собрание эффектных эпизодов из личной жизни великих людей. «Я не понимаю действия отдельных исто­ рических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу», — любил говаривать Суриков и выводил на своп полотна народ — вершителя истори­ ческих судеб. Такому восприятию Суриковым истории способствовалп как и эпоха, в которую он жил, так и обстановка, в которой он провел свое детство. 70 — 80 годы прошлого века были наполнены обостренной борьбой с са­ модержавием, и исторические события прошлого, говорившие о временах больших народных движений, стали ведущими тема­ ми передового реалистического искусства. Обращаясь к прошлому, Суриков создает величественные монументальные полотна, не только правильно показав историю, но и опоэтизировав ее, приблизив историю к живой современности. Главная цель художника была показать исторически правдиво и об’ективно события прошлого. Но как истинно великий мастер, переход суворовских богатырей через Аль- Суриков отказался от педантической точно- пы и, наконец, народные движения прошло- сти воспроизведения бытовой обстановки, го ■— Степан Разин, замыслы и эскизы к хотя п подолгу и тщательно отыскивал и «Пугачеву» и к «Красноярскому бунту», зарисовывал подлинпое оружие, бытовые Не все то, о чем думал художник, нашло предметы увлекавшей ого эпохи, свое воплощение на больших полотнах. Мно- «В исторической картине, — говорил оп, гое осталось в набросках, рисунках, н о ,— ведь н не нужно, чтобы все было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины — угадывание. Если только сам дух времени соблюден — в деталях можно какие угодно ошибки делать». И Суриков гениально воплощает в своих произведе­ ниях это ощущение подлинного духа време­ ни. На его картинах действуют живые лю­ ди, образы которых переданы с большой психологической глубиной п исторической правдой. Откуда у Сурикова такая любовь к на­ роду, такое глубокое знание жизни, мыслей и чаяппй народных, откуда у художника такое мастерство в живописи, в чувстве красок? Попробуем заглянуть на родину худож­ ника, на обстановку, в которой протекало его детство и юность. ...Привольно струит своп могучие воды седой Енисей. До берегам его — то глухая тайга и нехоженные тропы, то бескрайние сибирские степи. Недра — богатые золо­ том и самородками. Города — почти вплот­ ную, окруженные лесами. Величием дышет природа. А вот и Красноярск, в котором 24 (12) января 1848 года в семье сибирского каза­ ка родился будущий великий художник земли русской Василий Иванович Суриков. Род казаков Суриковых — древний род и ведет свое происхождение со времен само­ го Ермака Тимофеевича, а к Ермаку, в воль­ ницу, казаки Суриковы пришли с Дона. С детства молодой Суриков впитывает в себя древние обычаи, песни, легенды и родовые предания. Деды рассказывают о далеком прошлом, о былой казацкой славе. С яркой силой запечатлелись в памяти Сурикова со­ бытия красноярского бунта против царских воевод в 1695 — 1698 годах, рассказан-, ные ему в детстве. Казаки Суриковы при­ нимали деятельное участие в красноярском бунте, и поэтому память о нем была так особенно жива в сурпковском доме, в под­ валах которого хранилась живая история— казацкие мундиры времен пугачевщппы, а "с комнатах оружие, напоминавшее времена Ермака. Так, в непосредственной повседневной жпзин Суриков еще мальчиком иозпает на­ родную исторпю, которая впоследствии и становится осноепым содержанием его произведений. В Красноярске было мпого ссыльных по политическим делам, с которыми часто встречался Суриков. Мать художника так­ же была из семьи декабриста, и сам он хо­ рошо помнил декабрпстив. В такой обстановке складывалось пони­ мание окружающего мира п жизни у боль­ шого художника и народного поэта Василия Ивановича Сурикова. Еше в раннем детстве пристрастился он к рисованию. Горькая нужда, бедность были на его пути, но маль­ чик мечтал о творчестве художника и, за­ рабатывая себе па хлеб, все свободное вре­ мя отдавал рисованию. Как и все истинно великие люди, он упрямо п настойчиво про­ бивался к осуществлению своих заветных дум п мечтаний. В 1868 году молодой Су­ риков на лошадях отправляется из Красно­ ярска через Москву в Петербург. Академия художеств. В 1874 году Су­ риков получает награду за картину «Ми­ лосердный самарптянпн», а через год окан­ чивает Академию художеств. Так исполни­ лась заветная мечта Сурикова. Став худож­ ником, он с первых же своих шагов в искусстве старается преодолеть еще царив­ шую тогда академическую рутину, напол­ нить свои полотна чувством жизни, внести в них борьбу и большие страсти. Через шесть лет после окончания Акаде­ мии художеств появляется бессмертная картина Сурикова «Утро стрелецкой каз­ ни». Страшпую пзродную трагедию, столк­ новение двух миров художник передал с изумительной силой выразительности, оставляющей громадное впечатление. Таким же глубоким духом понимания истории проникнута другая его картина — «Боярыня Морозова» (1887 год). Здесь ху­ дожник, как и в свое*и первой картппе, вы­ вел на полотно народную толпу, как бы да­ ющую оценку происходящим событиям. Весь трагедийный колорит картаны гово­ рит об обречеппостп старого мира перед непреодолимым движением новых порядков п нового уклада жизни. Траурное, черное пятпо одежды Морозовой выделяется на светлом свежем фоне. Огромной выразительностью отличается картина «Мепыипков в Березове» (1883 год), с необычайной экспрессией показыва­ ющая личную трагедию сподвижника Пет­ ра — Александра Меньшикова, сосланного в ссылку политическими противниками. «Взятие снежнор городка» (1891 год)— единственное бытовое полотно Сурикова — явление исключительное в истории русского бытового жанра. Это яркая радостная кар­ тина, с живыми жизненными красками, брызжущими весельем. Картина полна за­ дора, юмора, движения п как бы выражает присущий народу внутренний оптимизм. В 1895 году Суриков окончил картину «Покорение Сибири Ермаком». Б ывший по­ томок казаков, завоевателей Сибири, Сури­ ков выразил в этой работе несокрушимую мощь и силу народа, его отвагу, удаль, стремление к военным подвигам. Образы истории, героические дела на­ рода занимают внимание художника. Его привлекает Суворов. И Суриков едет в Швейцарию, чтобы изучить там места, где суворовские чудо-богатырн совершили пе­ реход через Альпы. В 1899 году он закан­ чивает картину «Переход Суворова через Альпы». Здесь Суриков''стремился показать не только связь героя с массой, толпой, но и, как указывал сам художник, показать способность народа на совершение героиче­ ского подвига, которым для того времени несомненно явился зимний переход целой армии через Альпы. Последнее крупное произведение Сурико­ ва «Степан Разин» (1907 г.) написано на тему крестьянского революционного движе­ ния. Атаман изображен . сильным н воле­ вым человеком, с умным сосредоточенным взглядом, крепкой, мощной фигурой, совсем не таким, каким любили показывать «бун­ таря Стеньку Разина» реакционные цар­ ские историки. Великий художник-реалист Василий Иванович Суриков поднял в своих произ­ ведениях принципы реализма на новую, еще более высокую ступень. Жизненная правда его произведений потрясает. Писа­ тель Всеволод Гаршин так выразил свои впечатления о картине «Боярыня Морозо­ ва»: «Кажется, вы стоите среди этих людей н чувствуете их дыхание». Глубокая правда изображения это не только результат гениального дарования Су­ рикова. его композиционного и колористи­ ческого мастерства, но и плод повседневного упорного изучения жизни. Суриков любил, чтобы каждая деталь картины была верна жизни, жизненно оправдана. В поисках наиболее характерных типов для своих картин он проводил долгое время. Работая пад «Ермаком», он пересек всю Россию от Дона до Енисея, выпекивая характерные типы казаков. Он совершил весь тяжелый и тысячеверстный путь Ермака по рекам и таежным местам Сибири, чтобы глубже понять и почувствовать жизнь вольницы Крмака. Суриков долго и упорно работал над своими произведениями. «Стрельцов» он писал пять лет, «Боярыню Морозову» —• семь лет, а «Степана Разина»— девять лет. Живая действительность, запечатленная на его полотнах, восхищает, волнует и при­ влекает людей. Любовью к народу, к свое! Родине проникнуты все полотна Сурикова. Картппы Сурикова дороги нам, советским людям, своей народностью. Они зевут к но­ вым подвигам во пмя Родины п являются величайшим культурным наследием, источ­ ником творческой учебы наших художни­ ков. Народный художник СССР лауреат Сталинской премии Борис ИОГАНСОН. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz