На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
If А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 24 янвпря 1S48 г., 19 (2С15). Об экономии топлива и устаревших нормах ) ,% Яеред личным составом кораблей и 1S48 году стоят большие задачи, в числе которых делу бесперебойной работы меха- жэмов и экономии топлива придается не- маловажное значение. Эколомия топлива есть государственная задача, в решении которой весь личный ««та» флота дол жен принять самое активное участие. • Задача партийных и комсомольских ор ганизаций заключается в тог, чтобы плдетьел в эту работу, раз’яснмть все му личному составу важность поставлен- ■ой задачи, мобилизовать всех на борьбу « экономию топлива. Однакс одними усилиями личного со става корабля мы яе можем решить да монца задачу экономии горюче-смазочных ■атерналов. Здесь дело связано с укоре- в ш » отвошевяем к давно устааов- ленннм нормам, которые ве могут нас удовлетворять сегодня. Больше того, они мешают нам, тормозят нашу работу. Прн- вычжа держаться за старое, не проявлять интереса, к новому — есть большое пре пятствие, стоящее на творческом пути ва- ппсх лицей. (И nova мы не удалим это пре пятствие, до тех пор вопрос экономии го рючего ие -будет положительно решен. Существенным недостаткам в деле эко номен тшлива надо считать неверно ус тановленные нормы расхода мазута н тур бинного масла. До сих пор у пас существует одна нор ма расхода топлива на ходу. Эта норма никаким образом не может отражать, на сколько экономично работает та или иная установка. Не видно, насколько активно личный состав боролся за экономию топли ва. Есть средние цифры, полученные на основе простых статистических данных, которые не отражают действительного, положения дела. К решению етого во проса надо подойти по-партпйяому и | технически правильно: диференцировать ' нормы расхода топлива на ходу, а именно ' установить их для различных режимов, гоТО бы для -экономического, оперативно- экономического, крейсерского, полного, са мого полного ходов. До сих пор дело обстоит «ев: если ко рабль ходит экономическим ходом, то ®ко- номия топлива уже обеспечена. Если же корабль ходит повышенными ходами, пол ным ходам, то пережог топлгва обусловлен наличием такового хода. В результат* такого ненормального по ложения. корабелмы * инженер-механики лишены возможности систематически контролировать качество несения ходовых вахт личным составом. После камцого по хода мы не можем яроизвести глубокого обоснованного анализа с тем, чтобы вы ясненные недостатки устранить, поощрить лучших, взыскать с виновных. Па приготовление материальной частя к походу и выводу механизмов из действия нормы расхода мазута вообще отсутствуют и при составлении топливного отчета мы вынуждены сожженный мазут относить в графу пережога, что не соответствует дей ствительности. Установленные нормы рас хода топлива в готовности >5 3 не соот ветствуют реальным возможностям, п они вот уже год не пересматриваются. Извест но, что нормы расхода топлива в готовно сти № 3 в зимнее время при температуре наружного воздуха в 30 градусов и 0 гра дусов должны быть разными, а фактиче ски они одинаковы. Бак бы личный состав корабля ни ста рался экономить топливо, но если темпе ратура низкая* пережог топлива обеспе чен. Необходимо вести график средних температур наружного воздуха и (расхода топлива с тем, чтобы, сравнив его с гра^- фшгом норм, можно было установить дей ствительное положение дела с расходом мазута. Очень полезно иметь двфереяцяро- ванные нормы расхода топлива зимой хотя бы в промежутках разности температур на ружного воздуха в 5 градусов. Тогда ока жется возможным систематически конт ролировать вахты личного состава. Нужно прямо сказать, что нормы расхо да топлива, существующие в настоящее время, не способствуют развитию творче ской иняцяативы личного состава, не сти мулируют его к внедрению рационализа торских предложений, ие способствуют борьбе ва экономию топлива. За средними цифрами скрывается истинное положение дела, скрываются люди, которых мы не можем видеть ежедневно в борьбе за эко номию каждого килограмма горючего. Б начале каждой кампании, после круп ного ремонта механизмов надо определять в корректировать нормы расхода топлива на различных режимах работы установки и ввести IX в топливные отчеты, имея на борту корабля официальных представите лей тыла флота. Вполне попятно, чго пред ложенный меток учета топлива ве являет ся совершенным, над его окончательной выработкой должны много поработать как инженер-мехавики граблей, так п пред ставители тыла флота. Необходимо мобилизовать весь личный состав кораблей на борьбу за экономию то плива, всячески поощрять матросов и старшин за творческую инициативу, смело внедрять рационализаторские предложе ния. Достигнутые успехи на одном из ко раблей должны становиться достоянием всего флота, а это возможно при постоян ном обмене опытом. Инженер-жйт*нант Ю. ЖМАН. РЯЦИОНРЛИЗЯТОР Лейтенант Тел©боков известен среди коллектива ремонтной базы как отличный ' мастер. Спросите у любого матроса, сер жанта ели рабочего, знают ли они офице- ра-мастера Телебокова. Каждый из ^вих ответит: «Бак не знать, — это наш изо бретатель». Такой авторитет Телебоков заслужил постоянным трудом, целеустрем ленной работой над улучшением произ водстве!ного процесса. Однаады лейтенант привел такой лю- бопьггаый пример. — Чтобы изготовить болт, — сказал он — нужно четыре резца, а наш токарный станов имеет только один, и поэтому всег да приюдигся заниматься перестановкой резцов с других станков только для одной операции. На первый взгляд, это пустяки. Но за смену токарь на переустановку рез цов теряет столько времени, что мог бы проводить^ три-четыре раза больше не обходимых деталей. I Телебоков внес предложение изгото вить для токарного станка одни общий реецедержаиель для четырех резцов, что бы все четыре операции происходили од новременно. Такое четверное приспособление позво ляет токарю поставить резцы на всю емг- ну, без замены их в ходе работы и намно го повысить производительность труда. Эте предложение внедрили в мастерской, ж теперь оно используется на многих станках. Много выдумок и стараний проявил Те лебоков в изготовлении простого о ориги нального устройства сварного кранштейна створки шасси. Командование высоко оценило изобрете ние мастера и выдало ему денежное воз награждение. По Телебоков и на этом не успокоился. Как лучший мастер цеха, он с каждым днем совершенствует свое мастерство, по могает товарищам. Он заботится, как луч ше сделать ремонт, чтобы облегчить труд рабочего и сократить время, требуемое для производства деталей. Особенно последпее изобретение Теле бокова пмеет большую ценность. Оно позволяет ремонтникам Севера выходить из трудного положения. Так, например, в механическом цехе бездействовал токарный револьверный станок. Телебоков решил ввести его в строй. Он изготовил новый резцедержатель, позволяющий в качестве обрабатывающего инструмента применять резцы от всех других типов токарно-вин- торезных станков. Изобретения лейтенанта Телебокова по могают личному составу цеха быстрее вы полнить годовой план и быть впереди других цехов ремонтной базы. Этих трудовых успехов бригада доби лась благодаря правильно организованно му процессу, постоянной механизации производства и совершенствованию техно логичного процесса. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Служба старшего матроса Никитина Свою службу на флоте матрос Никитин начал вторым подносчиком снарядов. С каждым днем совершенствовал оп знания и изучал автомат. Большую помощь в изучении специаль ности матросу Никитину оказал старшина 1 статьи Ларин, который постоянно при вивал ему любовь к морю, к кораблю и Механизмам, следил ва соблюдением фор мы одежды, учил тому, (как нужно пра вильно нести вахту. Молодой матрос внимательно слушал своего командира и с большим желанием брался за любое дело. Еогда закончился курс начального обучения, матрос Ники тин ва успехи в боевой и политической подготовке получил поощрение я был за числен вторым наводчиком автомата. (Вскоре Никитин в совершенстве изучил свою специальность и мог с успехом за менить любой номер. За хорошие знания он заслужил повышение в должности и завял место заряжающего. Па проводимых стрельбах матрос Ники тин показал, что он овладел порученным .делом. Хорошо проведенные стрельбы полу чили отличную оценку. В карточке взысканий и поощрений старшего матроса Никитина занесен ряд благодарностей за примерную п безупреч- !ую службу. Главный старшина В. АЛЕКСЕЕВ. ОтЛстяигк it и по.ттггической под готовки старшина 2 статьи Евгений Хмелевский. Фото М. Бугакова. Ока^еднов зва::ие за гримерную службу Примером добросовестного и честного вы полнения воинского долга является молодой радиотелеграфист старший матрос Акимов. Он прибыл на наш корабль учеником. С первых дней службы проявил большой ин терес к изучепшо специальности .радиотеле графиста. Старшине отделения радистов не требовалось давать о^о'ых указали i но учебе этому воппу. Акпмов самостоятельно, пе дожидаясь специальных занятий, и вто- рял пройденный материал, документацию, материальную часть и устройство кэра ия. Когда встречались неясные вопросы, Акимов обращался за полотью к старшим товарищам Грпгоренко, Дорошенко и Бойко ву, которые разъясняли и помогали ему. В свободное время Акимов занимался от работкой четкости передачи сигналов и приема радиограмм. Эгэ помогло ему освоить быструю безошибочную работу па ключе п уверенный п.рпем радиограмм. Когда молодого ученика Акимова впер вые посадили на подвахту к вахтенному радпету, то оп попросил у него разрешения сесть за прнсыпик. Просьба была удовле творена, п Акимов успешпо справился со своими обязанностями: радиограммы были црпняты без пропусков п искажений. Вскоре ученик Акимов был допущен к самостоятельному несению радиовахты и проведен в штатные специалисты. Аки мов не успокоился на достигнутых успехах. Он стал подробпо п настойчиво изучать специальность, вникая в мелкие детали ра боты сложных радиоустаповок. За хорошие успехи в боевой и политиче ской подготовке, за образцовую дисципли ну Акимов получил ,ряд благодарностей от своих начальников. Вскоре командование корабля присвоило Акимозу званпе «стар ший матрос». При подготовке корабля к походам Аки мов еще раз доказал, что оп хороший спе циалист своего дела. Материальная часть, приготовленная старшим матросом Акимо вым, за время похода не имела екпеаппй п работала безотказно. Благодаря любви к^своему делу и высо кой дисциплинированности, старший матрос \кпмов пз радповахтах обеспечил корабль уверенной радиосвязью. Старшина 2 стати С. ПЕТРОВСКИЙ. ПОСТОЯННАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВА ДИСЦИПЛИНЫ Немалый опыт пмеет в артиллерийском деле старшпна 2 статьи Леонид Монасеев. Упорным трудом добывал он необходимые знания, в тяжелых боях выковывал воин ское мастерство. Прошло семь лет, как старшина 2 статьи Мошсеев пришел служить на флот. За это время он воспитал десятки подчиненных, сделав пз нпх умелых специалистов, зна токов артиллерийской техники. Сейчас Леонид Монасеев— на сверхсроч ной службе. Все знания п богатый опыт, приобретенный в годы Отечественной вой ны, он передает свопм подчиненным и до бивается дальнейшего совершенствования знаний. Успехи его расчета достигнуты благодаря высокой воинской дисциплине, постоянной требовательности. Прежде всего Монасеев всегда н во всем служит примером для своих подчиненных. Оп требователен к матросам, п пн одно упущение плп исвнпм.п1едьпость с их сто роны ие оставляет без воздействия. Еак-тю старшпна ушел на сие? агитато ров и поручил заряжающему матросу Сенту- шевскому ежедневно проверять уход за орудием и вычистить, как положено, гиль- зоотвод. Сентушевскпй, воспользовавшись отсутствием старшппы, формально выпол нял приказание. Когда старшпна вернулся, он сразу при шел па боевой пост к орудию. Пушка ока залась в снегу, а гнльзоотвод был вычи щен плохо. Старшина вызвал Сентушевского к ору дию, указал па халатное отношение к бое вому оружию и тут же об'явил ему взы скание. По этим оп не ограничился. Мона сеев потребовал от Сентушевского вычи стить и смазать орудпе и доложить об ис полнении. Благодаря такой требовательно сти со стороны старшнны. Сентушевскпй безоговорочпо выполнил приказание и по всем правилам доложил об этом старшине 2 статьи Моиасееву. Этот случаи заставил матроса Септушевского вообще изменить свое отношение к служебным обязанностям. Он уже пе повторял такпх проступков ни когда и стал аккуратно, тщательно ухажи вать за орудием, более серьезно относить ся к порученному делу. Старшина 2 статьп Монасеев всегда во время замечает нарушения и ошибки матросов и тут же пресекает их, требуя исправлять и не допускать пх в дальней шем. — Жизненный опыт показывает. — го ворит он, — что без личной примерности нельзя пред’являть посго.чппо высокой требовательности к подчиненным, а без требовательности нельзя добиться дисци плины. Любой старшина, как бы он ни был хорош, если проходит мимо нарушений дисциплины, не замечзет халатного отно шения некоторых матросов к делу, нпчего не добьется. Падо, чтобы матросы видели на примере старшины, как следует пра вить службу. Таким примером для своих подчиненны^ старшпна отделения Монасеев служит во всем. Однажды главный старшина Гусев решил проверить внешний вид матросов. — Построить отделения! — приказал он старшинам отделений. — Есть, построить отделение! — четко повторил приказание Монасеев. Матросы видели, как их командир, построив отделе- ггие, по-уставпому подошел к главному старшине, четко п правильно доложил о готовности к осмотру. Гусев, осмотрев личный состав, нашел внешний вид матросов хорошим. Замечаний не было. Высокую требовательность старшина Монасеев сочетает с постоянной проверкой и помощью матросам. Так, например, по требовалось проверить правильность сбор ки после ремонта одного агрегата. Старши на поручил эту работу матросу Рябннпну.Л Матрос Рязинин выполнил зааание. Стар шина, убедившись, тго приказание выпол нено добросовестно, поставил матроса Ря- бинтгна в пример всему отделению, об’явил ему благодарность. Старшпна 2 статьп Монасеев учитывает особенности своих матросов. Он хорошо знает, к кому и како£ нужен подход. Инди видуальный подхо! к каждому подчиненно му позволяет старшине правильно строит> свою работу по обучению матросов, пе поддержанию высокой дисциплины. Благодаря постоянной высокой требовз- тельности старшнны, отделение продолжи тельное время является образцовым и за нимает одно пз лучших мест в боевой части. Здесь хорошо налажена учеба и служба, матросы всегда соблюдают форму одежды и имеют хорошую строевую выправку. Гвардии капитан Т. ЗАХАРОВ. Освоил специальность электрика Молодой матрос Чернов пришел на ко рабль учепиком-электриком. Он нуждался в необходимой помощи ггрп изучении меха низмов п освоеппн специальности. На помощь ему пришел старшина 2 ста тьи Романов, который, основательно выяс нив знания матроса Чернова, прикрепил к нему старослужащих матросов Бондарь и Калякнна. В ходе занятий матрос Чернов настойчи во изучал преобразователь размагничиваю щего устройства, вычерчивал электрические схемы и другое. Там. где ему было что-ни будь неясно, оп обращался за помощью к старослужащим. Матросу Чсррову пришлось принимать участие в ремонте мехагтзмов. Когда по требовалось устранить повреждение иоожок- тора, ответственный за ремонт старшпна 2 статьп Мазепа взял на помощь к себе матроса Чернова н старшего Матроса Китае ва. Bo-время опп заменили отражатель и ввели в действие боевой прожектор. Были случап, когда сгорал рубильник прожектора, и матрос- Чернов личпо сам приготовлял ножп рубильника и всегда без задержки вводил в строй прожектор. За качественный ремонт механизмов матросу Чернову об’явлена благодарность командиром корабля. После прохождения практики матрое Чернов был зачислен на штатную долж ность электрика. Он хорошо доучил свою специальность и стал на самостоятельную вахту. Добиваясь отличных успехов в боевой подготовке, матрос Чернов не отстал и в по вышении своих политических знаний. Всегда тщательно готовится он перед тем, как выйти па занятия, читает рекомендуе мый материал, литературу н газеты. В ре зультате чего на недавней инспекторской проверке он получил отличную оценку. За отличные показатели в боевой и по- j лптической подготовке- командир корабля предоставил матросу Чернову внеочередной отпуск. Старшина 1 статьи И. ТИМОХИН. Город-герой встает из руин Сталинград!.. С чувством трепетного волнения и великой гордости произносят советские люди название этого легендарно го городе. Никогда ве померкнет слава невиданной в истории битвы за Сталинград. Вечно буЯГг мять в сердцах советских людей имена героев — защитников великой воляхкой твердыни. . 163 длилась осада Одолинграда. За его время немецко-фашистские захватчи ки причинили городу огромные разруше- имя. Но город ве сдался врагу. Он выстоял а победил! С тех пор прошло несколько лет. Это были года упорного созидательного '(руда. Сегодняшний Сталинград — снова боль* шой индустриальный и культурный центр яа юго-востоке страны. Снова, как и до войны, с конвейеров тракторного завода ежедневно сходят ко лонны блистающих свежей краской мощ ных гусеничных тракторов. Они направ ляются во все уголки нашей необъятной Редины. Завод, до основания разрушенный не мецкими захватчиками, был восстановлен в самьв; короткие сроки. В 1947 году строители сдали в эксплоатацию главный корпус завода. Под крышей этого огром ного сооружения разместилось несколько основных цехов с десятками лоточных линий. Рабочий посрлок тракторостроителей ррадстанляет собой сейчас настоящий го род с десятками многоэтажных жилых домив, красивыми зданиями школ, клубов, Яггских яслей, поликлиник. Такова в эти дни северная окрапца Сталинграда, под вергшаяся самым ожесточенным атакам врага. В мартенах металлургического гиганта «Красный Октябрь» снова варится высо косортная сталь. Как и до войны, уверен но стоят у печп мастер скоростных пла вок демобилизованный советский воин, депутат Верховного Совета СССР Иван Прохорович Алешкин. Непреклонная воля и созидательный труд сталинградцев были столь сильны, что уже через шесть месяцев после разгро ма врага в ход пошел первый мартен. За тем один за другим вступали в действие новые печи, прокатные станы, агрегаты. Сталинградской сталью громили наши ар тиллеристы гитлеровцев от Днепра до Берлина. Эта сталь, воплощенная в танки, г победным грохотом пронеслась по доро гам войны. Индустрия Сталинграда вновь занимает почетное место в народном хозяйстве стра ны. Кроме тракторов, стали и проката, возрожденные заводы и фабрики города- героя дают Родине речные суда, шарико подшипники, буровое оборудование, вагон ные детали. Этой продукции довоенный Сталинград не знал. Па сталинградских предприятиях изптшяются сейчас меди цинские инструменты, кожевенные, швей ные, строительные, консервные, кондитер ские и другие изделия. В Сталинграде восстановлено и построе но 920 тысяч квадратных метров жилой плошадп. Это половина того, чти было до войны. К концу пятилетки в городе будет яшлои площади значительно больше, чем в довоенное время. В ronoie восстановле ны и вновь построены ^5 школ, 3 инсти тута, десятки детских садов и яслей, клу бов и больниц. На Сталинской набереж ной*, на место разрушенного Дворца физ культуры и спорта, воздвигнуто новое вда- ине драматического театрд. Па Коммуни стической улице, заканчивается сооруже ние монументального здания кинотеатра «Победа». Недавно Совет Министров РСФСР утвер дил проем? центральной части города, раз работанный лучшими архитекторами Москвы. Эт*>т план уже начал претворять ся в хиаць. Пройдет еще несколько лет, и дважды прославленный город-герой встанет из руин. Он станет еще лучше, красивее и величественнее, чем был. НА ЛЕСАХ СТАЛИНГРАДСКИХ СТРОЕК Более 20 тысяч каменщиков, штука туров, столяров, плотников, кровельщиков трудится нд лесах сталинградских строек. Широкой известностью пользуются в Сталинграде соревнующиеся между собой каменщики — бывшие фронтовики Вален тин Карцев, Иван Миненок, Филипп Оине- грибов, Кузьма Белозерцев. Впереди — мастер кирпичной кладки Кузьма Белозерцев, возводящий стены многоэтажных домов в Тракторозаводском районе. Белозерцев ужо выполнил две годовых нормы. Валентин Карцев строит жилые дома в центральной части города. Иван Миненок сложил за три последних месяца шесть одноэтажных домов. С начала прошлого гота он выполнил 21 месячное задание. Филипп Синегрибов дал за 9 мпсяпев пол- I торы годовых нормы. Эта люди — цвег сталинградских вос становителей. Пх имена занесены в город скую «Кингу почета», в которую уже вписаны имена 350 лучтппх строителей. На тракторном завоте, на «Красном Октябре», на строительстве пгкол и жилых домов еще шире развертывается предггтд- ничное соревнование. 1.500 строителей города-героя уже выполпилн от одной до двух годовых норм. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ * БРИГАДЫ СТРОИТЕЛЕЙ В центральном районе Сталинграда, на Пензенской у.ище выстпся четырехэтаж ный дом. Па его фа:аде укреплена мемо риальная доска с надписью: «Дом Павлова» — передовой бастион обороны. Этот дом в течение двух месяцев 1942 года героически защищала группа бойцов 13-й гвардейской стрелковой диви зии под командозанием сержанта Я. Ф. Павлова». Четыре с лишним года тому назад у стен этого легендарного дома родилось замечательное начинание сталинградцев, возрождающих любимый город. Полуразрушенный .снарядами и бомбами, «Дом Павлова»" взялась восстановить добровольческая бригада женшшмдомо- хозяек. Возглавила эту бригаду работница детского сада Александра Черкасова. Это было летом 1943 года. Черкасова п ее подруги вышли на стройку л, но стра шась самой трудной работы, учились ка менной кладке, штукатурному делу. Этот патриотический почин стал достоянием тысяч сталинградцев. Сталинградцы по достоинству оценили заслуги Александры .Максимовны Черкасо вой. Она избрана депутатом Верховного Совета РСФСР. Черкасовпы Сталинграда отработали на восстановлении волжской твердыни более пяти миллионов человекочасов. С помощью добровольцев-строителеи введены в строй сотпп жилых домов, десятки школ, детских садов, зданий культурных и ле чебных учреждений. Черкасовцы посадили на улицах, в скверах и садах города свы ше ста тысяч гдеревьев и кустарников. Добровольческие строительные брпгзды «несли огромный вклад в выполнение пла на послевоенной сталинской пятилетки. Попрежнему тысячи жителей возрож даемого города-героя, нз покладая рук, помогают строителям возводить школы, больницы, клубы, ^благоустраивать улицы, площади и бульвары. П попрежнему пер вое место среди них .занимает бригада Александры Черкасовой. ПАМЯТНИКИ ЗАЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА Сталинградцы любовно оберегают моги лы советских воинов. В Ворошиловском районе, на крутом берегу рекч Парица, заканчивается соору жение монументального памятника бойцам и офицерам войск НКВД, павшим смертью храбрых при защите города. Памятник представляет собой установленную на 13- метровом постаменте бронзовую скульпту ру Бонна-чекиста с вознесенным над головой обнаженным мечом — знаком тор жества русского оружия и несгибаемой воли советского народа. На весь мир прославился неприступный бастион волжской твердыни — «Дом Пав лова». В течение 59 дней пять советских i богатырей-гвардейпев, находясь в птом доме, бесстрашно отбивали атаки рвущих ся к Волге немецких частей. Силы были неравные, но советские воины врага не пропустили. Этот, овеянный славой, ле гендарный дом решено сохранить в новом архитектурном ансамбле. Молодой сталинградский архитектор — участник Великой Отечественной войны С. Блумелталь закончил проект архитек турного оформления «Дома Павлова». Раз рушенная вражескими снарядами и бомба ми правая сторона здания будет представ лять собой огромную мемориальную доску* В центре ее помещается большой скульп турный барельеф Генералиссимуса? И. В. Сталина, вдохновлявшего гвардейцев на самоотверженную борьбу с ненавистным врагом, на /защиту любимой Родины. В нижнюю часть стены будут вмонтиро ваны три бронзовых доски с рельефным изображением Золотой Звезды, ордена Ленина и ордена Отечественной войны 1-й степени — наград, которыми Советское правительство отметило сержанта Героя Советского Союза Я. Павлова за выдаю щиеся заслуги перед Родиной. Тут же намечено установить Скульпту ры прославленных защитников дома /— Якова Павлова, Ильи Воронова, Павла Демченко, Алексея Аникина л Павла Зови- сенко. Сейчас группа сталинградских архитек торов заканчивает разработку проектов обелисков, гранитных плит, бронзовых до сок л скульптурных групп, которые будут установлены на переднем рубеже обороны и в местах, где происходили наиболее ожесточенные бои — на знаменитом Ма маевом кургане, у завода «Красный Ок тябрь», на территории тоакторного завода и т. д. (ТАСС), *с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz