На страже Заполярья. 1948 год. Январь.

If А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 24 янвпря 1S48 г., 19 (2С15). Об экономии топлива и устаревших нормах ) ,% Яеред личным составом кораблей и 1S48 году стоят большие задачи, в числе которых делу бесперебойной работы меха- жэмов и экономии топлива придается не- маловажное значение. Эколомия топлива есть государственная задача, в решении которой весь личный ««та» флота дол­ жен принять самое активное участие. • Задача партийных и комсомольских ор­ ганизаций заключается в тог, чтобы плдетьел в эту работу, раз’яснмть все­ му личному составу важность поставлен- ■ой задачи, мобилизовать всех на борьбу « экономию топлива. Однакс одними усилиями личного со­ става корабля мы яе можем решить да монца задачу экономии горюче-смазочных ■атерналов. Здесь дело связано с укоре- в ш » отвошевяем к давно устааов- ленннм нормам, которые ве могут нас удовлетворять сегодня. Больше того, они мешают нам, тормозят нашу работу. Прн- вычжа держаться за старое, не проявлять интереса, к новому — есть большое пре­ пятствие, стоящее на творческом пути ва- ппсх лицей. (И nova мы не удалим это пре­ пятствие, до тех пор вопрос экономии го­ рючего ие -будет положительно решен. Существенным недостаткам в деле эко­ номен тшлива надо считать неверно ус­ тановленные нормы расхода мазута н тур­ бинного масла. До сих пор у пас существует одна нор­ ма расхода топлива на ходу. Эта норма никаким образом не может отражать, на­ сколько экономично работает та или иная установка. Не видно, насколько активно личный состав боролся за экономию топли­ ва. Есть средние цифры, полученные на основе простых статистических данных, которые не отражают действительного, положения дела. К решению етого во­ проса надо подойти по-партпйяому и | технически правильно: диференцировать ' нормы расхода топлива на ходу, а именно ' установить их для различных режимов, гоТО бы для -экономического, оперативно- экономического, крейсерского, полного, са­ мого полного ходов. До сих пор дело обстоит «ев: если ко­ рабль ходит экономическим ходом, то ®ко- номия топлива уже обеспечена. Если же корабль ходит повышенными ходами, пол­ ным ходам, то пережог топлгва обусловлен наличием такового хода. В результат* такого ненормального по­ ложения. корабелмы * инженер-механики лишены возможности систематически контролировать качество несения ходовых вахт личным составом. После камцого по­ хода мы не можем яроизвести глубокого обоснованного анализа с тем, чтобы вы­ ясненные недостатки устранить, поощрить лучших, взыскать с виновных. Па приготовление материальной частя к походу и выводу механизмов из действия нормы расхода мазута вообще отсутствуют и при составлении топливного отчета мы вынуждены сожженный мазут относить в графу пережога, что не соответствует дей­ ствительности. Установленные нормы рас­ хода топлива в готовности >5 3 не соот­ ветствуют реальным возможностям, п они вот уже год не пересматриваются. Извест­ но, что нормы расхода топлива в готовно­ сти № 3 в зимнее время при температуре наружного воздуха в 30 градусов и 0 гра­ дусов должны быть разными, а фактиче­ ски они одинаковы. Бак бы личный состав корабля ни ста­ рался экономить топливо, но если темпе­ ратура низкая* пережог топлива обеспе­ чен. Необходимо вести график средних температур наружного воздуха и (расхода топлива с тем, чтобы, сравнив его с гра^- фшгом норм, можно было установить дей­ ствительное положение дела с расходом мазута. Очень полезно иметь двфереяцяро- ванные нормы расхода топлива зимой хотя бы в промежутках разности температур на­ ружного воздуха в 5 градусов. Тогда ока­ жется возможным систематически конт­ ролировать вахты личного состава. Нужно прямо сказать, что нормы расхо­ да топлива, существующие в настоящее время, не способствуют развитию творче­ ской иняцяативы личного состава, не сти­ мулируют его к внедрению рационализа­ торских предложений, ие способствуют борьбе ва экономию топлива. За средними цифрами скрывается истинное положение дела, скрываются люди, которых мы не можем видеть ежедневно в борьбе за эко­ номию каждого килограмма горючего. Б начале каждой кампании, после круп­ ного ремонта механизмов надо определять в корректировать нормы расхода топлива на различных режимах работы установки и ввести IX в топливные отчеты, имея на борту корабля официальных представите­ лей тыла флота. Вполне попятно, чго пред­ ложенный меток учета топлива ве являет­ ся совершенным, над его окончательной выработкой должны много поработать как инженер-мехавики граблей, так п пред­ ставители тыла флота. Необходимо мобилизовать весь личный состав кораблей на борьбу за экономию то­ плива, всячески поощрять матросов и старшин за творческую инициативу, смело внедрять рационализаторские предложе­ ния. Достигнутые успехи на одном из ко­ раблей должны становиться достоянием всего флота, а это возможно при постоян­ ном обмене опытом. Инженер-жйт*нант Ю. ЖМАН. РЯЦИОНРЛИЗЯТОР Лейтенант Тел©боков известен среди коллектива ремонтной базы как отличный ' мастер. Спросите у любого матроса, сер­ жанта ели рабочего, знают ли они офице- ра-мастера Телебокова. Каждый из ^вих ответит: «Бак не знать, — это наш изо­ бретатель». Такой авторитет Телебоков заслужил постоянным трудом, целеустрем­ ленной работой над улучшением произ­ водстве!ного процесса. Однаады лейтенант привел такой лю- бопьггаый пример. — Чтобы изготовить болт, — сказал он — нужно четыре резца, а наш токарный станов имеет только один, и поэтому всег­ да приюдигся заниматься перестановкой резцов с других станков только для одной операции. На первый взгляд, это пустяки. Но за смену токарь на переустановку рез­ цов теряет столько времени, что мог бы проводить^ три-четыре раза больше не­ обходимых деталей. I Телебоков внес предложение изгото­ вить для токарного станка одни общий реецедержаиель для четырех резцов, что­ бы все четыре операции происходили од­ новременно. Такое четверное приспособление позво­ ляет токарю поставить резцы на всю емг- ну, без замены их в ходе работы и намно­ го повысить производительность труда. Эте предложение внедрили в мастерской, ж теперь оно используется на многих станках. Много выдумок и стараний проявил Те­ лебоков в изготовлении простого о ориги­ нального устройства сварного кранштейна створки шасси. Командование высоко оценило изобрете­ ние мастера и выдало ему денежное воз­ награждение. По Телебоков и на этом не успокоился. Как лучший мастер цеха, он с каждым днем совершенствует свое мастерство, по­ могает товарищам. Он заботится, как луч­ ше сделать ремонт, чтобы облегчить труд рабочего и сократить время, требуемое для производства деталей. Особенно последпее изобретение Теле­ бокова пмеет большую ценность. Оно позволяет ремонтникам Севера выходить из трудного положения. Так, например, в механическом цехе бездействовал токарный револьверный станок. Телебоков решил ввести его в строй. Он изготовил новый резцедержатель, позволяющий в качестве обрабатывающего инструмента применять резцы от всех других типов токарно-вин- торезных станков. Изобретения лейтенанта Телебокова по­ могают личному составу цеха быстрее вы­ полнить годовой план и быть впереди других цехов ремонтной базы. Этих трудовых успехов бригада доби­ лась благодаря правильно организованно­ му процессу, постоянной механизации производства и совершенствованию техно­ логичного процесса. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Служба старшего матроса Никитина Свою службу на флоте матрос Никитин начал вторым подносчиком снарядов. С каждым днем совершенствовал оп знания и изучал автомат. Большую помощь в изучении специаль­ ности матросу Никитину оказал старшина 1 статьи Ларин, который постоянно при­ вивал ему любовь к морю, к кораблю и Механизмам, следил ва соблюдением фор­ мы одежды, учил тому, (как нужно пра­ вильно нести вахту. Молодой матрос внимательно слушал своего командира и с большим желанием брался за любое дело. Еогда закончился курс начального обучения, матрос Ники­ тин ва успехи в боевой и политической подготовке получил поощрение я был за­ числен вторым наводчиком автомата. (Вскоре Никитин в совершенстве изучил свою специальность и мог с успехом за­ менить любой номер. За хорошие знания он заслужил повышение в должности и завял место заряжающего. Па проводимых стрельбах матрос Ники­ тин показал, что он овладел порученным .делом. Хорошо проведенные стрельбы полу­ чили отличную оценку. В карточке взысканий и поощрений старшего матроса Никитина занесен ряд благодарностей за примерную п безупреч- !ую службу. Главный старшина В. АЛЕКСЕЕВ. ОтЛстяигк it и по.ттггической под­ готовки старшина 2 статьи Евгений Хмелевский. Фото М. Бугакова. Ока^еднов зва::ие за гримерную службу Примером добросовестного и честного вы­ полнения воинского долга является молодой радиотелеграфист старший матрос Акимов. Он прибыл на наш корабль учеником. С первых дней службы проявил большой ин­ терес к изучепшо специальности .радиотеле­ графиста. Старшине отделения радистов не требовалось давать о^о'ых указали i но учебе этому воппу. Акпмов самостоятельно, пе дожидаясь специальных занятий, и вто- рял пройденный материал, документацию, материальную часть и устройство кэра ия. Когда встречались неясные вопросы, Акимов обращался за полотью к старшим товарищам Грпгоренко, Дорошенко и Бойко­ ву, которые разъясняли и помогали ему. В свободное время Акимов занимался от­ работкой четкости передачи сигналов и приема радиограмм. Эгэ помогло ему освоить быструю безошибочную работу па ключе п уверенный п.рпем радиограмм. Когда молодого ученика Акимова впер­ вые посадили на подвахту к вахтенному радпету, то оп попросил у него разрешения сесть за прнсыпик. Просьба была удовле­ творена, п Акимов успешпо справился со своими обязанностями: радиограммы были црпняты без пропусков п искажений. Вскоре ученик Акимов был допущен к самостоятельному несению радиовахты и проведен в штатные специалисты. Аки­ мов не успокоился на достигнутых успехах. Он стал подробпо п настойчиво изучать специальность, вникая в мелкие детали ра­ боты сложных радиоустаповок. За хорошие успехи в боевой и политиче­ ской подготовке, за образцовую дисципли­ ну Акимов получил ,ряд благодарностей от своих начальников. Вскоре командование корабля присвоило Акимозу званпе «стар­ ший матрос». При подготовке корабля к походам Аки­ мов еще раз доказал, что оп хороший спе­ циалист своего дела. Материальная часть, приготовленная старшим матросом Акимо­ вым, за время похода не имела екпеаппй п работала безотказно. Благодаря любви к^своему делу и высо­ кой дисциплинированности, старший матрос \кпмов пз радповахтах обеспечил корабль уверенной радиосвязью. Старшина 2 стати С. ПЕТРОВСКИЙ. ПОСТОЯННАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВА ДИСЦИПЛИНЫ Немалый опыт пмеет в артиллерийском деле старшпна 2 статьи Леонид Монасеев. Упорным трудом добывал он необходимые знания, в тяжелых боях выковывал воин­ ское мастерство. Прошло семь лет, как старшина 2 статьи Мошсеев пришел служить на флот. За это время он воспитал десятки подчиненных, сделав пз нпх умелых специалистов, зна­ токов артиллерийской техники. Сейчас Леонид Монасеев— на сверхсроч­ ной службе. Все знания п богатый опыт, приобретенный в годы Отечественной вой­ ны, он передает свопм подчиненным и до­ бивается дальнейшего совершенствования знаний. Успехи его расчета достигнуты благодаря высокой воинской дисциплине, постоянной требовательности. Прежде всего Монасеев всегда н во всем служит примером для своих подчиненных. Оп требователен к матросам, п пн одно упущение плп исвнпм.п1едьпость с их сто­ роны ие оставляет без воздействия. Еак-тю старшпна ушел на сие? агитато­ ров и поручил заряжающему матросу Сенту- шевскому ежедневно проверять уход за орудием и вычистить, как положено, гиль- зоотвод. Сентушевскпй, воспользовавшись отсутствием старшппы, формально выпол­ нял приказание. Когда старшпна вернулся, он сразу при­ шел па боевой пост к орудию. Пушка ока­ залась в снегу, а гнльзоотвод был вычи­ щен плохо. Старшина вызвал Сентушевского к ору­ дию, указал па халатное отношение к бое­ вому оружию и тут же об'явил ему взы­ скание. По этим оп не ограничился. Мона­ сеев потребовал от Сентушевского вычи­ стить и смазать орудпе и доложить об ис­ полнении. Благодаря такой требовательно­ сти со стороны старшнны. Сентушевскпй безоговорочпо выполнил приказание и по всем правилам доложил об этом старшине 2 статьи Моиасееву. Этот случаи заставил матроса Септушевского вообще изменить свое отношение к служебным обязанностям. Он уже пе повторял такпх проступков ни­ когда и стал аккуратно, тщательно ухажи­ вать за орудием, более серьезно относить­ ся к порученному делу. Старшина 2 статьп Монасеев всегда во­ время замечает нарушения и ошибки матросов и тут же пресекает их, требуя исправлять и не допускать пх в дальней­ шем. — Жизненный опыт показывает. — го­ ворит он, — что без личной примерности нельзя пред’являть посго.чппо высокой требовательности к подчиненным, а без требовательности нельзя добиться дисци­ плины. Любой старшина, как бы он ни был хорош, если проходит мимо нарушений дисциплины, не замечзет халатного отно­ шения некоторых матросов к делу, нпчего не добьется. Падо, чтобы матросы видели на примере старшины, как следует пра­ вить службу. Таким примером для своих подчиненны^ старшпна отделения Монасеев служит во всем. Однажды главный старшина Гусев решил проверить внешний вид матросов. — Построить отделения! — приказал он старшинам отделений. — Есть, построить отделение! — четко повторил приказание Монасеев. Матросы видели, как их командир, построив отделе- ггие, по-уставпому подошел к главному старшине, четко п правильно доложил о готовности к осмотру. Гусев, осмотрев личный состав, нашел внешний вид матросов хорошим. Замечаний не было. Высокую требовательность старшина Монасеев сочетает с постоянной проверкой и помощью матросам. Так, например, по­ требовалось проверить правильность сбор­ ки после ремонта одного агрегата. Старши­ на поручил эту работу матросу Рябннпну.Л Матрос Рязинин выполнил зааание. Стар шина, убедившись, тго приказание выпол­ нено добросовестно, поставил матроса Ря- бинтгна в пример всему отделению, об’явил ему благодарность. Старшпна 2 статьп Монасеев учитывает особенности своих матросов. Он хорошо знает, к кому и како£ нужен подход. Инди­ видуальный подхо! к каждому подчиненно­ му позволяет старшине правильно строит> свою работу по обучению матросов, пе поддержанию высокой дисциплины. Благодаря постоянной высокой требовз- тельности старшнны, отделение продолжи­ тельное время является образцовым и за­ нимает одно пз лучших мест в боевой части. Здесь хорошо налажена учеба и служба, матросы всегда соблюдают форму одежды и имеют хорошую строевую выправку. Гвардии капитан Т. ЗАХАРОВ. Освоил специальность электрика Молодой матрос Чернов пришел на ко­ рабль учепиком-электриком. Он нуждался в необходимой помощи ггрп изучении меха­ низмов п освоеппн специальности. На помощь ему пришел старшина 2 ста­ тьи Романов, который, основательно выяс­ нив знания матроса Чернова, прикрепил к нему старослужащих матросов Бондарь и Калякнна. В ходе занятий матрос Чернов настойчи­ во изучал преобразователь размагничиваю­ щего устройства, вычерчивал электрические схемы и другое. Там. где ему было что-ни­ будь неясно, оп обращался за помощью к старослужащим. Матросу Чсррову пришлось принимать участие в ремонте мехагтзмов. Когда по­ требовалось устранить повреждение иоожок- тора, ответственный за ремонт старшпна 2 статьп Мазепа взял на помощь к себе матроса Чернова н старшего Матроса Китае­ ва. Bo-время опп заменили отражатель и ввели в действие боевой прожектор. Были случап, когда сгорал рубильник прожектора, и матрос- Чернов личпо сам приготовлял ножп рубильника и всегда без задержки вводил в строй прожектор. За качественный ремонт механизмов матросу Чернову об’явлена благодарность командиром корабля. После прохождения практики матрое Чернов был зачислен на штатную долж­ ность электрика. Он хорошо доучил свою специальность и стал на самостоятельную вахту. Добиваясь отличных успехов в боевой подготовке, матрос Чернов не отстал и в по­ вышении своих политических знаний. Всегда тщательно готовится он перед тем, как выйти па занятия, читает рекомендуе­ мый материал, литературу н газеты. В ре­ зультате чего на недавней инспекторской проверке он получил отличную оценку. За отличные показатели в боевой и по- j лптической подготовке- командир корабля предоставил матросу Чернову внеочередной отпуск. Старшина 1 статьи И. ТИМОХИН. Город-герой встает из руин Сталинград!.. С чувством трепетного волнения и великой гордости произносят советские люди название этого легендарно­ го городе. Никогда ве померкнет слава невиданной в истории битвы за Сталинград. Вечно буЯГг мять в сердцах советских людей имена героев — защитников великой воляхкой твердыни. . 163 длилась осада Одолинграда. За его время немецко-фашистские захватчи­ ки причинили городу огромные разруше- имя. Но город ве сдался врагу. Он выстоял а победил! С тех пор прошло несколько лет. Это были года упорного созидательного '(руда. Сегодняшний Сталинград — снова боль* шой индустриальный и культурный центр яа юго-востоке страны. Снова, как и до войны, с конвейеров тракторного завода ежедневно сходят ко­ лонны блистающих свежей краской мощ­ ных гусеничных тракторов. Они направ­ ляются во все уголки нашей необъятной Редины. Завод, до основания разрушенный не­ мецкими захватчиками, был восстановлен в самьв; короткие сроки. В 1947 году строители сдали в эксплоатацию главный корпус завода. Под крышей этого огром­ ного сооружения разместилось несколько основных цехов с десятками лоточных линий. Рабочий посрлок тракторостроителей ррадстанляет собой сейчас настоящий го­ род с десятками многоэтажных жилых домив, красивыми зданиями школ, клубов, Яггских яслей, поликлиник. Такова в эти дни северная окрапца Сталинграда, под­ вергшаяся самым ожесточенным атакам врага. В мартенах металлургического гиганта «Красный Октябрь» снова варится высо­ косортная сталь. Как и до войны, уверен­ но стоят у печп мастер скоростных пла­ вок демобилизованный советский воин, депутат Верховного Совета СССР Иван Прохорович Алешкин. Непреклонная воля и созидательный труд сталинградцев были столь сильны, что уже через шесть месяцев после разгро­ ма врага в ход пошел первый мартен. За­ тем один за другим вступали в действие новые печи, прокатные станы, агрегаты. Сталинградской сталью громили наши ар­ тиллеристы гитлеровцев от Днепра до Берлина. Эта сталь, воплощенная в танки, г победным грохотом пронеслась по доро­ гам войны. Индустрия Сталинграда вновь занимает почетное место в народном хозяйстве стра­ ны. Кроме тракторов, стали и проката, возрожденные заводы и фабрики города- героя дают Родине речные суда, шарико­ подшипники, буровое оборудование, вагон­ ные детали. Этой продукции довоенный Сталинград не знал. Па сталинградских предприятиях изптшяются сейчас меди­ цинские инструменты, кожевенные, швей­ ные, строительные, консервные, кондитер­ ские и другие изделия. В Сталинграде восстановлено и построе­ но 920 тысяч квадратных метров жилой плошадп. Это половина того, чти было до войны. К концу пятилетки в городе будет яшлои площади значительно больше, чем в довоенное время. В ronoie восстановле­ ны и вновь построены ^5 школ, 3 инсти­ тута, десятки детских садов и яслей, клу­ бов и больниц. На Сталинской набереж­ ной*, на место разрушенного Дворца физ­ культуры и спорта, воздвигнуто новое вда- ине драматического театрд. Па Коммуни­ стической улице, заканчивается сооруже­ ние монументального здания кинотеатра «Победа». Недавно Совет Министров РСФСР утвер­ дил проем? центральной части города, раз­ работанный лучшими архитекторами Москвы. Эт*>т план уже начал претворять­ ся в хиаць. Пройдет еще несколько лет, и дважды прославленный город-герой встанет из руин. Он станет еще лучше, красивее и величественнее, чем был. НА ЛЕСАХ СТАЛИНГРАДСКИХ СТРОЕК Более 20 тысяч каменщиков, штука­ туров, столяров, плотников, кровельщиков трудится нд лесах сталинградских строек. Широкой известностью пользуются в Сталинграде соревнующиеся между собой каменщики — бывшие фронтовики Вален­ тин Карцев, Иван Миненок, Филипп Оине- грибов, Кузьма Белозерцев. Впереди — мастер кирпичной кладки Кузьма Белозерцев, возводящий стены многоэтажных домов в Тракторозаводском районе. Белозерцев ужо выполнил две годовых нормы. Валентин Карцев строит жилые дома в центральной части города. Иван Миненок сложил за три последних месяца шесть одноэтажных домов. С начала прошлого гота он выполнил 21 месячное задание. Филипп Синегрибов дал за 9 мпсяпев пол- I торы годовых нормы. Эта люди — цвег сталинградских вос­ становителей. Пх имена занесены в город­ скую «Кингу почета», в которую уже вписаны имена 350 лучтппх строителей. На тракторном завоте, на «Красном Октябре», на строительстве пгкол и жилых домов еще шире развертывается предггтд- ничное соревнование. 1.500 строителей города-героя уже выполпилн от одной до двух годовых норм. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ * БРИГАДЫ СТРОИТЕЛЕЙ В центральном районе Сталинграда, на Пензенской у.ище выстпся четырехэтаж­ ный дом. Па его фа:аде укреплена мемо­ риальная доска с надписью: «Дом Павлова» — передовой бастион обороны. Этот дом в течение двух месяцев 1942 года героически защищала группа бойцов 13-й гвардейской стрелковой диви­ зии под командозанием сержанта Я. Ф. Павлова». Четыре с лишним года тому назад у стен этого легендарного дома родилось замечательное начинание сталинградцев, возрождающих любимый город. Полуразрушенный .снарядами и бомбами, «Дом Павлова»" взялась восстановить добровольческая бригада женшшмдомо- хозяек. Возглавила эту бригаду работница детского сада Александра Черкасова. Это было летом 1943 года. Черкасова п ее подруги вышли на стройку л, но стра­ шась самой трудной работы, учились ка­ менной кладке, штукатурному делу. Этот патриотический почин стал достоянием тысяч сталинградцев. Сталинградцы по достоинству оценили заслуги Александры .Максимовны Черкасо­ вой. Она избрана депутатом Верховного Совета РСФСР. Черкасовпы Сталинграда отработали на восстановлении волжской твердыни более пяти миллионов человекочасов. С помощью добровольцев-строителеи введены в строй сотпп жилых домов, десятки школ, детских садов, зданий культурных и ле­ чебных учреждений. Черкасовцы посадили на улицах, в скверах и садах города свы­ ше ста тысяч гдеревьев и кустарников. Добровольческие строительные брпгзды «несли огромный вклад в выполнение пла­ на послевоенной сталинской пятилетки. Попрежнему тысячи жителей возрож­ даемого города-героя, нз покладая рук, помогают строителям возводить школы, больницы, клубы, ^благоустраивать улицы, площади и бульвары. П попрежнему пер­ вое место среди них .занимает бригада Александры Черкасовой. ПАМЯТНИКИ ЗАЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА Сталинградцы любовно оберегают моги­ лы советских воинов. В Ворошиловском районе, на крутом берегу рекч Парица, заканчивается соору­ жение монументального памятника бойцам и офицерам войск НКВД, павшим смертью храбрых при защите города. Памятник представляет собой установленную на 13- метровом постаменте бронзовую скульпту­ ру Бонна-чекиста с вознесенным над головой обнаженным мечом — знаком тор­ жества русского оружия и несгибаемой воли советского народа. На весь мир прославился неприступный бастион волжской твердыни — «Дом Пав­ лова». В течение 59 дней пять советских i богатырей-гвардейпев, находясь в птом доме, бесстрашно отбивали атаки рвущих­ ся к Волге немецких частей. Силы были неравные, но советские воины врага не пропустили. Этот, овеянный славой, ле­ гендарный дом решено сохранить в новом архитектурном ансамбле. Молодой сталинградский архитектор — участник Великой Отечественной войны С. Блумелталь закончил проект архитек­ турного оформления «Дома Павлова». Раз­ рушенная вражескими снарядами и бомба­ ми правая сторона здания будет представ­ лять собой огромную мемориальную доску* В центре ее помещается большой скульп­ турный барельеф Генералиссимуса? И. В. Сталина, вдохновлявшего гвардейцев на самоотверженную борьбу с ненавистным врагом, на /защиту любимой Родины. В нижнюю часть стены будут вмонтиро­ ваны три бронзовых доски с рельефным изображением Золотой Звезды, ордена Ленина и ордена Отечественной войны 1-й степени — наград, которыми Советское правительство отметило сержанта Героя Советского Союза Я. Павлова за выдаю­ щиеся заслуги перед Родиной. Тут же намечено установить Скульпту­ ры прославленных защитников дома /— Якова Павлова, Ильи Воронова, Павла Демченко, Алексея Аникина л Павла Зови- сенко. Сейчас группа сталинградских архитек­ торов заканчивает разработку проектов обелисков, гранитных плит, бронзовых до­ сок л скульптурных групп, которые будут установлены на переднем рубеже обороны и в местах, где происходили наиболее ожесточенные бои — на знаменитом Ма­ маевом кургане, у завода «Красный Ок­ тябрь», на территории тоакторного завода и т. д. (ТАСС), *с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz