На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
И А Т С Т Р А Ж В З А П О Л Я Р Ь Я (щ. Г/Г.'ГП 1348 г . i s т в w m x В а ж н о е с р е д с т в о совершенствования воинского мастерства Электромеханические кабинеты играют видную роль в деле боевой и специальной подготовки офицеров, старшин щ матросов. В текущем году кабинеты проделали аиа- чительную работу, способствуя боевой учебе на кораблях. Их деятельность ска залась прежде всего ва повышении гвр- ний офицеров, ствряшю я матросов, яа освоении ими техники корабля, его так- тюю-технических данных, средств борьбы за живучесть, аварийно-спасательных средств. При атом заметно выросла прак тическая подготовленность личного соста ва. Многое сделало и для развития кабине тов, их оборудования различными учебны ми пособиями и экспонатами не только дкя классных занятий, но и для практи ческой подготовки личного состава, что оеобеннс f ажно при обучегння молодого пополнения. ... В электромеханическом кабинете, на чальником которого является майор адми нистративной службы тов. Смертна, было проведе&ю большое число занятий с офи церами, старшинами и матросами вр самые различные темы. Все эти занятия были направлены на обеспечение боевой под готовки, повышение ананий материальной части, изучение новой техники, изучение п развитие опыта Велйкой Отечественной войны и внедрение его в учебу, в повсе дневную жизнь корабля. На занятиях по изучению устройства корабля использовались рабочие и демон стративные чертежи и различные схемы, а при изучении материальной части, кро ме того, и ряд разрезанных для наглядно сти деталей, а также многие приборы. Эт*> сделало занятия не только интересными, нп и.содержательными. I Известно, что в подготовке матросов и старшин к борьбе за живучесть корабля огромное значение имеет умение исполь- вовать все средства борьбы за живучесть, умение заделать пробоину, потушить по жар. Для такой практической подготовки в работе кабинета используется специаль ный аварийный отсек. В этом отсеке лич ный состав занимается группами в три — шггь человек. Отсек задраивается и при поступлении под напором воды через одну яз пробоин матросы заделывают пробоину в корпусе или магистралях. Во время уче ний уровень воды в аварийном отсеке бы вает различный, ниже или вьппе пояса тренирующихся. Это зависит от быст^ты в эффективности действий участников учения. - Такгм образом, в аварийном отсеке при «бучении личного состава создаются усло вия, весьма близкие к условиям аварий ной обстановки, могущей возникнуть на корабле в действительности. Старший инженер-лей/генаяг Заводский, старшей инженер-лейтенант Городовой не раз сами тренировались по заделке пробо* ян. Первые тренировки не всегда приводи ли к желаемым результатам — еаделать пробоину и остановить поступление воды полностью не удавалось. Приходилось пре рывав учения, проверять свои действия, анализировать ошибки и начинать учение ЬОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ г • ки позволили офицерам приобрести необ ходимый опыт и умение по борьбе с по ступающей через пробоину ьодои и ис пользованию аварийных средств. Такие тренировки помогли правильно организо вать подготовку личного состава. Мичман Павлов н главный старшина Краснов, прежде чем проводить учения с подчиненными, много раз сами побывали в аварийном отсеке. Личный пример, .лич ная натренированность позволило им до стигнуть значительных результатов в под готовке матросов к борьбе за живучесть корабля:. Такой метод подготовки в системе каби нета дал положительные результату. Гвардии старший матрос Бурмышев и гвар дии матрос Лимонов, матросы Белов и Ма- рышкин во время тренировок в аварийном отсеке быстро и умело заделывают пробо ины сложных конфигураций, закрывая почти полностью доступ воды в отсек. Они вполне подтоплены к пртятпю эф фективных мер в борьбе за живучесть корабля. При изучении легковофлрзного дела тренировки по спускам под воду в специ альном бассейне сопровождаются поиском н поднятием наверх утопленных деталей, рубкой троса, его разматыванием с имити рованных гребных валов и другими рабо тами, могущими встретиться в жизни к > рабля. Следует ответить, что кабинет славится своими легкими водолазами. Мичман Костыркпн, главный старшина Васильев и друтпе не раз спускались под воду и успешно производили водолазные работы под кораблями. Не так давно легкие вополазы — глав ный старшина Васильев и главный стар шина Муравьев спустились под во ду для выяснения повреждений корпуса корабля и успешно выполнили задание. Это говорит о высокой выучке легководо- л,азов и о тех возможностях, которые мо гут быть достигнуты при правильной ор ганизации обучения легководолазному де лу. Личный состав кабинета проделал боль шую работу по ремонту об’ектов по дальнейшему развитию ка бинета. Приобретен ряд деталей ме ханизмов, как правило в разрезанном и собранном виде, различные приборы изме рения и другая аппаратура. В некоторых кабинетах обучение лич ного состава проводится на целых ацета тах. В электромеханическом кабинет, ор ганизованном под руководством офицера тов. Адамковнча, обучение производится непосредственно у двигателя. На занятиях при участии опытных специалистов на глядно изучаются конструкция в устройст во как всего двигателя, так и отдельных его узлов, правила разборки и сборки дви гателя, возможные неисправности в рабо те и способы их предупреждения и устра нения, а также правила эксплоатации. tВ сначала. Только неоднократные трениров- результате такой системы обучения повы силась грамотно®» личного состава' при эксплоатации материальной чаете, резко снизилась аварийность, улучшилась прак- «вческая подготовленность личного состава 6 обслуживанию техники своего заведова ния. . . к Наряду с этими примерами, показыва ющими деловую помощь кораблям я ча стям в боевой подготовке, в работе каби нетов имеюдо и серьезные недостатки, которые препятствуют их нормальной и полезной деятельности. *« Некоторые кабинеты не получают необ ходимой помощи со стороны командования соединений и частей, а также со стороны довольствующих ^органов флот по обеспе чению необходимым оборудованием я мате риалами. **.»«*■ Ряд кабинетов до настоящего времени не имеет перспекгавньг плавов развития н перечней оборудования, требующегося для их оснащения. Помещения самих ка бинетов малы и не удовлетворяют требо ваниям размещения оборудования и про ведения занятий. Личный состав кораблей и частей * работе по расширению я обо рудованию кабинетов привлекается мало, а базовые мастерские мало инимаются изготовлением макетов механизмов я мо делей. Следует ответить и тот факт, чтЪ обмен опытом работы между кабинетами не налажен, а стало быть достижения ве становятся достоянием всех. * Кабинеты не всегда увязывают свою работу с конкретными задачами боевой под готовки, не готовят всего комплекса мате риалов для обучения личного состава по этим задачам, в частное*!, по офицерской и старшинской учебе. А ведь темы заня тий составляются заранее я на длитель ное время, следовательно, кабинеты впол но располагают временем для соответст вующей подготовки материалов к заня тиям. Кабинеты мало деланщ по борьбе* с аварийностью. Необходимо собирать я си стематизировать все материалы, характери зующие ту или иную поломку или ава рию, делать анализы и выводы о причи нах, доводить их до личного состава, пред лагать рациональные мероприятия по их предупреждению в дальнейшем. Кабинетами почта ничего не сделано в области организации и проведения необ ходимых мероприятий по подготовке л и ф - ного состава к борьбе с огнем, хотя это не менее важно, чем подготовка к борьбе за непотопляемость корабля. Являясь своеобразными лабораториями по специальной подготовке офицеров, стар шин и матросов, электромеханические ка бинеты могут лучше функционировать и. развиваться, а ташке оказывать реальную помощь в боевой подготовке. Для этого требуется более внимательное Отношение к их нуждам и повседневная помощь в первую очередь со стороны комавдиров электромеханических служб. Ближайшей еадачей электромеханиче ских кабинетов является усиленная подго товка к образцовому выполнению стоящих перед нами задач в новом учебном году. Инженер-капитан 2 ранга В. САМЫГИН. В часы занятий по изучению материальной части своего заведывания. • * НА СНИМКЕ: командир отделения старший ыэтрос В. Широкобоков проводит занятия с юнгой А’. Соболе»я а я'наводи чнком матросом И. Кузнецовым. Фото М. Бугзжоза. -------------------------------------- ----------- ------- -------------------------------------------------------------------- - ------------------------------------------------------- \ ____ — Задание выполнили— быстро Старшина группы котельных маши нистов мичман Одоев поручил матросам Коновалову и Власову произвести ре монт топки котла. Мичман сказал под чиненным, что эту работу необходимо произвести в самый короткий срок. Работа предстояла трудная. Требова лось в топке котла заменить трн ряда кирпичей, пришедших в негодность. Надавно выведенный пз действия ко тел еще был горячим, от топки несло жаром, но время не ждало. Надев спец одежду, котельные машинисты Власов и Коновалов, часто сменяя друг друга, па- чали удалять пришедший в негодность кирпич. Высокая температура топки ус ложняла работу, но матросы помнили, что от их успешных действий зависит своевременное введение в строй котла. > Работающих у котла обеспечивали всем необходимым матросы Заборщиков н Селиванов. Они подносили кирпичи, раствор глины, воду. Благодаря четкой организации труда и знания своего дела ремонт был произве ден за короткий срок. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. Отличник боевой и политической учебы воин подразделения Пять правительствеляых наград у к рашают грудь быв^алого воина ефрейггора Горковенко. OifoftKO и умело сражался он с немецкими оккупантами, защищая * Родину. В дни мирной учебы бывалый воин часто рассказывает молодым бойцам о героических подвигах советских солдат и офицеров. Оп проводит беседы и о том, как советские люди самоотверженно тру- дтг:■ ~то'г восстановлением разрушен ного войной хозяйства. Сам Горковенко воодушевляем бойцов своим личным Молодой матрос Жарков в результате настойчивой учебы добился хороших ре зультатов. С помощью комавдвра отделе ния младшего сержанта Дьячкова он хо рошо шучил материальную часть ав томата, разборку, сборку, взаимодействие частей и механизмов оружия. Долго тренировался матрос Жарков, от рабатывая изготовку к стрельбе, добиваясь того, тгобы научиться метко стрелять, и труд его не пропал даров. На сфвяьбах он добился успеха, выполнив свою задачу отлично. Матрос Жарков хорошо пднпмает, что серьезные успехи в боевой подготовке не мыслимы без прочных политических зна ний. Он старательно изучает политиче скую литературу, биографию воям наро дов товарища Сталина Ь’ каждом*} полити ческому занятию Жарко* гщательна гото вится. - , Отличник боевой и политической ПОДЛ,- I '?инероивбоевойи политическо4 ^ е- товки Жарков в то же время мастер любой бе* хозяйственной работы. Например, недавно потребовалось сложить печи. Узнав об этом, Жарков из’явил свое желание и тмело выполнял работу. За успехи, достигнутые в учебе, яотрос Жарков недавно получил Ю-дневньй вне очередной отпуск. Старший иатроо Н, П0СТН68. За свою безупречную службу Родине ефрейтор Горковенко имлет ряд благо дарностей от командира подразделениям Горковенко учится сам и помогает своим товарищем по службе изучать уставы и наставления. Он служит? приме ром в учебе и дисциплине для всех вои- яов подразделения. Старшина J статьи М. ДЕШИН. НА ЖИВЫХ ПРИМЕРАХ Старшина С е н е г и н обучает молодых матросов ^ Ремонт механизмов для машинистов —- это высокая практическая школа, ког да можно видеть и изучать технику своего заведывания наиболее близко. Когда корабль встал на ремонт, трюмные машинисты отделения старшины 2 статьи Сенегпна, участвуя в ремонте, одновременно стали изучать устройство механизмов. Старшина Сенегин — опытный специа лист, имеющий восьмилетнюю практику по эксплоатации установок корабля. Молодой машинист 'Макрос Хмель, ста раясь скорее стать по.тноценным специали стом, при несении самостоятельной вахты нередко проявлял нечужную торопливость и рассеянность. Старшина отделения Сене- гпн указал ему на недостатки п помог ис правиться. — Прежде чем открыть какой-нибудь винтиль, нужно продумать все, чтобы не совершить ошибки, — говорит старшина. — В нашем деле надо быть требователь ным к себе и не допускать беспечности. Вот послушайте, товарищ Хмель, какой случай произошел на нашем корабле в годы войны. Молодой трюмный Жадько проявил халатность, оставив в штормовую погоду открытой пробку эжектора осуше ния. В результате этой ошибки через штормовую хлопушку вода стала попадать в трюм формового моторного отделения. И только благодаря своевременно принятых мер удалось спасти корабль от тяжелых последствий. Нужно каждому из вас при сматриваться к делу внимательнее, обсто ятельно изучать механизмы. — А вы расскажите, товарищ старши на, как Жадько допустил ошибку во время ходовой вахты? — попросил его один из матросов. —г А так же, как и первую, — говорит старшина.— Все из-за торопливости. Отка чав воду из первого кубрика, он оставил открытой пробку на осушение трюма. Во’’ время полного хода штормовую хлопушку трундо было закрыть, и вода поднялась до паел. Такова его вторая ошибка. После разбора ошибок старшина отделе ния поставил в пример лучших машини стов, таких, как Шабаев, Юшев и другие. Старшина .1 статьи И. МАКСИМОВ/! Н А Р Е М О Н Т Е Еще в море личный состав пял^й боевой! части стал готовиться к предстоящему зимнему ремонту механизмов. Старшина 2 статьи Ипатов рассказываем: — К приходу в базу у нас были готовы ремонтные ведомости. Своими силами из готовили приспособления для выпрессовки втулок цилиндров и заглушек поршней. Рационализаторская мысль матросов и старшин помогла ускорить процесс под'ема отдельных механизмов. Боцманская команда во главе со стар шиной 2 статьи Задворным позаботилась об утеплении корабля. Перед входами в кубрики сооружены тамбуры. Нехватало гвоздей, это грозило срывом работы. Из создавшегося положения выход нашли. Гвозди нарубили из проволоки. Бегучий такелаж собран и хранится под полубаком. У личного состава пятой боевой части горячие дни — идея разборка механизмов для отправки их в судоремонтные мастер ские. Разборка сочетается с учебой, с изучением взаимодействия отдельных умов и деталей. Особенно идет впрок время ре монта молодым матросам. Старшина 2 тьи Ипатов говорит»: — Среди нас есть молодой матрос Грабовский, впервые принимающий уча стие в ремонте механизмов. Разбирая ме ханизмы, он глубже и детальнее знако мится с боевой техникой, видет своими глазами то, что раньше знал лишь но чер» тежу. Старослужащие оказывают молодо му матросу всяческую помощь. На ремонте личный состав шггой боевой части добился высоких показателей. План разборки механизмов значительно пере выполнен. Заботятся также моряки об экономии топлива. В истекшую кампанию онп сэкономили полтонны соляра. Я. СЕМЕНОВ. Русские ученые и инженеры творцы современной техники Россия дала миру выдающихся государ ственных деятелей и полководцев, замеча тельных философов и писателей, компози торов я музыкантов. Россия дала миру так же великих ученых и инженеров. Наша Родина гордится не только тем, что круп нейшие открытия XX века —■ использова ние агомной энергии, радиолокация, каче ственный скачок в области авиации, свя занный с развитием реактивной техники, —* основаны на гениальных трудах рус ских ученых, но и тем, что советские люди за тридцать лет советской власти достигли такого громадного научно-технического и культурного прогресса, который превратил вашу страну в могущественную державу ’л ; ~ ~ История нашей русской науки и техни ки — это цепь изумительных дерзаний, высоких взлетов мысли и глубоких иссле дований. Однако многие выдающиеся рус ские ученые и техники, сыгравшие большую роль в развитии мировой технической мыс ля, незаслуженно были забыты, другие не долуздли должной оценки современников. Правящие классы царской России, чинов ники, раболепно пресмыкавшиеся перед заграницей, с преступной недоверчивостью относились к отечественной науке, к от крытиям и изобретениям русских ученых и инженеров, в то время как иностранцы, начавшие проникать в Россию еще со вре мени Петра I, стремились присвоить себе исследования и открытия русских ученых и инженеров. Уже на заре русской науки великому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову пришлось вести упорную борь бу с шумахерами, миллерами, крафтами и многими другими иностранцами, занимав шими в Академии Наук важнейшие места. В своих работах Ломоносов на десятиле тия, а в некоторых областях и на столетие предвосхитил основные идеи современного естествознания — общей основы техники. «Этот холмогорский помор, — пишет о Ломоносове президент Академии Наук ака демик С. И. Вавилов, — воплотил в себе народный гений, шпроту и силу русского народа... он — великий химик и физик. Впервые им на опыте доказано сохранение вещества при химических превращениях; он разработал атомистическую теорию гаг зов, был создателем новой важной науки— физической химии. Ломоносову астрономия обязана замечательным открытием атмосфе ры у планеты Венеры. Он— автор и строи тель многих новых оптических приборов, изобретатель русской мозаики, геопраф, геолог, историк, создатель первой русской грамматики. И в то же время Ломоносов был великолепным поэтом и незаурядным художником... даже сейчас, спустя два века, образ Ломоносова во всем его раз нообразии, самобытности и силе кажется трудно постижимым». * Ломоносов занимался горным делом и металлургией, строил станки и машины. Им была также создана и испытана модель *аэродромно! машины» — прототип совре менного геликоптера. Так высоко поднялся наш национальный *ений, торивший но toe во всех областях, с которыми он сопри касался. Не менее замечательными были и другие русские ученые и изобретатели. Первый русский теплотехник Иван Ив£: нович Ползунов создал оригинальную паро вую «огнедействующую» машину и выдви нул смелую идею универсального двигате ля, стремясь заменить распространенные в то время примитивные гидравлические ко леса паровыми машинами. В апреле 1763 года Ползунов подал начальству проект своей оригинальной машины, предназна ченной для большой воздуходувной уста новки. Однако чиновники из берг-коллегии и немецкие бюрократы от науки при попу стительстве царских сановников всячески мешали Ползунову начать постройку его машины. Вопреки всем трудностям Ползу нову о помощниками в конце 1765 года удалось все-таки построить ее. Но сам же конструктор надорвался на непосильной работе и за несколько дней до пуска маши ны умер. Так солдатский сын Иван Ивано вич Ползунов создал первую в мире паро вую машину для нужд завода, опередив тем самым на 20 лет работы англичанина Джемса Уатта. Немало сделали русские ученые и инже неры в области электричества. Великий русский физик Василий Владимирович Пет ров, открывший вольтову дугу на 8 лет раньше английского химика Дэви, яв ляется основоположником электрического освещения, электрометаллургии и электро химии. Русские изобретатели Александр Нико лаевич Лодыгин и Павел Николаевич Яб лочков впервые в истории практически осуществили идею электрического освеще ния, которое пришло на смену лучине, свече, керосиновым лампам п светильному газу. . Отцом применяемой и поныне системы трехфазного переменного тока по праву считается русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Он впер вые разработал и применил трансформатор, трехфазные машины, двигатели переменно го тока, аппаратуру линий и передач, т. е. те основные машины, которые открыли электричеству ворота на все фабрики и заводы. Большую роль сыграли русские инжене ры и ученые в развитии основ военной тех ники. Гбворя о крупных достижениях современной артиллерии, нельзя не указать на работы основоположника баллистики и расчетов прочности стволов артиллерийских орудий Маиевского, творца современных слоистых орудийных стволов Гадолина, пионера современной скоростной артилле рии изобретателя-самоучки Барановско го и других выдающихся ученых и инже- оеров, кетодые заложили основы не только русской, но и мировой артиллерийской нау ки и техники. Великий русский народ внес неоценимый вклад в развитие авиации. Изобретатель и конструктор Можайский за двадцать лет до первого взлета братьев Райт создзл совер шенно годный к полету самолет. Выдаю щийся русский ученый и инженер Н. Е. Жуковский еще в конце прошлого века, изучая полет птиц, пришел к выводу, что для быстрых воздушных полетов нужна ма шина тяжелее воздуха. Жуковский создал » основы современной теории аэродинамики п I авиации. Разработанные им способы расче та самолета по настоящее время лежат в основе самолетостроения. Не менее важное значение имеют его исследования по воз душным винтам (пропеллерам). И. Е. Жуковским создана обширная шко ла русских самолетостроителей — теорети ков и практиков. Его труды сыграли огром ную роль в создании и росте советского самолетостроения. Недаром В. И. Ленин на зывал Жуковского «отцом русской авиа ции». Фундамент реактивной техники был за ложен трудами русских ученых Константи нова, Кибальчича, Циолковского. Выдаю щийся русский учены# и изобрезлтельн самоучка К. Э. Циолковский разработал многие вопросы техники ракетостроения. Его работы являются классическими и в наш век, когда наука и техника вполне могут справиться с задачей создания ko - s смической ракеты. Во второй мировой войне широкое при менение нашло замечательное достижение современной техники— радиолокация, ока завшая существенное влияние на технику ведения войны в воздухе и на море. История радиолокации тесно связана с раз витием радио, практическую основу кото рого заложил крупнейший физик и элек тротехник А. С. Попов. Это он 7 мая (26 апреля) 1895 года сделал публичный до клад на заседании Русского Физико-Хими ческого Общества и продемонстрировал пер вый в мире радиоприемник, называемый тогда грозоотметчиком. В наш век высокой техники и широко го применения науки в производстве стало возможным использование атомной энер гии. С освобождением внутриатомной энер гии начинается новая эра в истории науки и техники. Однако открыть тайну атомной энергии невозможно было бы без периоди ческого закона знаменитого русского хи мика Д. И. Менделеева. Русские ученые и инженеры заложили основы металлургии и горного дела, фи зики и химии, теплотехники в машино строения, а также других областей науки и техники. Нередко крупнейшие русские ученые страдали от материальных лишений и от притеснений со стороны реакционеров и царских чиновников, но всегда заботились о чести русской науки. Они были горячи ми патриотами своей Родины. Известный революционер Н. И. Кибаль чич, который изготовил бомбу, убившую царя Александра П, предложил первый реальный ракетный двигатель. В своем проекте воздухоплавательного аппарата Кибальчич писал: «Находясь в заключе нии, га несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществи мость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном, положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что о к а ^ громадную услугу родине и чело вечеству». Таким образом, Кибальчич и перед смер тью заботился о славе родины. В царской России не нашлось места такого гениального техника, »*чтм был М. 0. Доливо-Добровольсый. В 1881 году он„в числе многих студентов, был исклю чен из института за организацию мощной студенческой забастовки в знак солидарно** ста с рабочими заводов щада Риги. Мц,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz