На страже Заполярья. 1948 год. Январь.

И А Т С Т Р А Ж В З А П О Л Я Р Ь Я (щ. Г/Г.'ГП 1348 г . i s т в w m x В а ж н о е с р е д с т в о совершенствования воинского мастерства Электромеханические кабинеты играют видную роль в деле боевой и специальной подготовки офицеров, старшин щ матросов. В текущем году кабинеты проделали аиа- чительную работу, способствуя боевой учебе на кораблях. Их деятельность ска­ залась прежде всего ва повышении гвр- ний офицеров, ствряшю я матросов, яа освоении ими техники корабля, его так- тюю-технических данных, средств борьбы за живучесть, аварийно-спасательных средств. При атом заметно выросла прак­ тическая подготовленность личного соста­ ва. Многое сделало и для развития кабине­ тов, их оборудования различными учебны­ ми пособиями и экспонатами не только дкя классных занятий, но и для практи­ ческой подготовки личного состава, что оеобеннс f ажно при обучегння молодого пополнения. ... В электромеханическом кабинете, на­ чальником которого является майор адми­ нистративной службы тов. Смертна, было проведе&ю большое число занятий с офи­ церами, старшинами и матросами вр самые различные темы. Все эти занятия были направлены на обеспечение боевой под­ готовки, повышение ананий материальной части, изучение новой техники, изучение п развитие опыта Велйкой Отечественной войны и внедрение его в учебу, в повсе­ дневную жизнь корабля. На занятиях по изучению устройства корабля использовались рабочие и демон­ стративные чертежи и различные схемы, а при изучении материальной части, кро­ ме того, и ряд разрезанных для наглядно­ сти деталей, а также многие приборы. Эт*> сделало занятия не только интересными, нп и.содержательными. I Известно, что в подготовке матросов и старшин к борьбе за живучесть корабля огромное значение имеет умение исполь- вовать все средства борьбы за живучесть, умение заделать пробоину, потушить по­ жар. Для такой практической подготовки в работе кабинета используется специаль­ ный аварийный отсек. В этом отсеке лич­ ный состав занимается группами в три — шггь человек. Отсек задраивается и при поступлении под напором воды через одну яз пробоин матросы заделывают пробоину в корпусе или магистралях. Во время уче­ ний уровень воды в аварийном отсеке бы­ вает различный, ниже или вьппе пояса тренирующихся. Это зависит от быст^ты в эффективности действий участников учения. - Такгм образом, в аварийном отсеке при «бучении личного состава создаются усло­ вия, весьма близкие к условиям аварий­ ной обстановки, могущей возникнуть на корабле в действительности. Старший инженер-лей/генаяг Заводский, старшей инженер-лейтенант Городовой не раз сами тренировались по заделке пробо* ян. Первые тренировки не всегда приводи­ ли к желаемым результатам — еаделать пробоину и остановить поступление воды полностью не удавалось. Приходилось пре­ рывав учения, проверять свои действия, анализировать ошибки и начинать учение ЬОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ г • ки позволили офицерам приобрести необ­ ходимый опыт и умение по борьбе с по­ ступающей через пробоину ьодои и ис­ пользованию аварийных средств. Такие тренировки помогли правильно организо­ вать подготовку личного состава. Мичман Павлов н главный старшина Краснов, прежде чем проводить учения с подчиненными, много раз сами побывали в аварийном отсеке. Личный пример, .лич­ ная натренированность позволило им до­ стигнуть значительных результатов в под­ готовке матросов к борьбе за живучесть корабля:. Такой метод подготовки в системе каби­ нета дал положительные результату. Гвардии старший матрос Бурмышев и гвар­ дии матрос Лимонов, матросы Белов и Ма- рышкин во время тренировок в аварийном отсеке быстро и умело заделывают пробо­ ины сложных конфигураций, закрывая почти полностью доступ воды в отсек. Они вполне подтоплены к пртятпю эф­ фективных мер в борьбе за живучесть корабля. При изучении легковофлрзного дела тренировки по спускам под воду в специ­ альном бассейне сопровождаются поиском н поднятием наверх утопленных деталей, рубкой троса, его разматыванием с имити­ рованных гребных валов и другими рабо­ тами, могущими встретиться в жизни к > рабля. Следует ответить, что кабинет славится своими легкими водолазами. Мичман Костыркпн, главный старшина Васильев и друтпе не раз спускались под воду и успешно производили водолазные работы под кораблями. Не так давно легкие вополазы — глав­ ный старшина Васильев и главный стар­ шина Муравьев спустились под во­ ду для выяснения повреждений корпуса корабля и успешно выполнили задание. Это говорит о высокой выучке легководо- л,азов и о тех возможностях, которые мо­ гут быть достигнуты при правильной ор­ ганизации обучения легководолазному де­ лу. Личный состав кабинета проделал боль­ шую работу по ремонту об’ектов по дальнейшему развитию ка­ бинета. Приобретен ряд деталей ме­ ханизмов, как правило в разрезанном и собранном виде, различные приборы изме­ рения и другая аппаратура. В некоторых кабинетах обучение лич­ ного состава проводится на целых ацета­ тах. В электромеханическом кабинет, ор­ ганизованном под руководством офицера тов. Адамковнча, обучение производится непосредственно у двигателя. На занятиях при участии опытных специалистов на­ глядно изучаются конструкция в устройст­ во как всего двигателя, так и отдельных его узлов, правила разборки и сборки дви­ гателя, возможные неисправности в рабо­ те и способы их предупреждения и устра­ нения, а также правила эксплоатации. tВ сначала. Только неоднократные трениров- результате такой системы обучения повы­ силась грамотно®» личного состава' при эксплоатации материальной чаете, резко снизилась аварийность, улучшилась прак- «вческая подготовленность личного состава 6 обслуживанию техники своего заведова­ ния. . . к Наряду с этими примерами, показыва­ ющими деловую помощь кораблям я ча­ стям в боевой подготовке, в работе каби­ нетов имеюдо и серьезные недостатки, которые препятствуют их нормальной и полезной деятельности. *« Некоторые кабинеты не получают необ­ ходимой помощи со стороны командования соединений и частей, а также со стороны довольствующих ^органов флот по обеспе­ чению необходимым оборудованием я мате­ риалами. **.»«*■ Ряд кабинетов до настоящего времени не имеет перспекгавньг плавов развития н перечней оборудования, требующегося для их оснащения. Помещения самих ка­ бинетов малы и не удовлетворяют требо­ ваниям размещения оборудования и про­ ведения занятий. Личный состав кораблей и частей * работе по расширению я обо­ рудованию кабинетов привлекается мало, а базовые мастерские мало инимаются изготовлением макетов механизмов я мо­ делей. Следует ответить и тот факт, чтЪ обмен опытом работы между кабинетами не налажен, а стало быть достижения ве становятся достоянием всех. * Кабинеты не всегда увязывают свою работу с конкретными задачами боевой под­ готовки, не готовят всего комплекса мате­ риалов для обучения личного состава по этим задачам, в частное*!, по офицерской и старшинской учебе. А ведь темы заня­ тий составляются заранее я на длитель­ ное время, следовательно, кабинеты впол­ но располагают временем для соответст­ вующей подготовки материалов к заня­ тиям. Кабинеты мало деланщ по борьбе* с аварийностью. Необходимо собирать я си­ стематизировать все материалы, характери­ зующие ту или иную поломку или ава­ рию, делать анализы и выводы о причи­ нах, доводить их до личного состава, пред­ лагать рациональные мероприятия по их предупреждению в дальнейшем. Кабинетами почта ничего не сделано в области организации и проведения необ­ ходимых мероприятий по подготовке л и ф - ного состава к борьбе с огнем, хотя это не менее важно, чем подготовка к борьбе за непотопляемость корабля. Являясь своеобразными лабораториями по специальной подготовке офицеров, стар­ шин и матросов, электромеханические ка­ бинеты могут лучше функционировать и. развиваться, а ташке оказывать реальную помощь в боевой подготовке. Для этого требуется более внимательное Отношение к их нуждам и повседневная помощь в первую очередь со стороны комавдиров электромеханических служб. Ближайшей еадачей электромеханиче­ ских кабинетов является усиленная подго­ товка к образцовому выполнению стоящих перед нами задач в новом учебном году. Инженер-капитан 2 ранга В. САМЫГИН. В часы занятий по изучению материальной части своего заведывания. • * НА СНИМКЕ: командир отделения старший ыэтрос В. Широкобоков проводит занятия с юнгой А’. Соболе»я а я'наводи чнком матросом И. Кузнецовым. Фото М. Бугзжоза. -------------------------------------- ----------- ------- -------------------------------------------------------------------- - ------------------------------------------------------- \ ____ — Задание выполнили— быстро Старшина группы котельных маши­ нистов мичман Одоев поручил матросам Коновалову и Власову произвести ре­ монт топки котла. Мичман сказал под­ чиненным, что эту работу необходимо произвести в самый короткий срок. Работа предстояла трудная. Требова­ лось в топке котла заменить трн ряда кирпичей, пришедших в негодность. Надавно выведенный пз действия ко­ тел еще был горячим, от топки несло жаром, но время не ждало. Надев спец­ одежду, котельные машинисты Власов и Коновалов, часто сменяя друг друга, па- чали удалять пришедший в негодность кирпич. Высокая температура топки ус­ ложняла работу, но матросы помнили, что от их успешных действий зависит своевременное введение в строй котла. > Работающих у котла обеспечивали всем необходимым матросы Заборщиков н Селиванов. Они подносили кирпичи, раствор глины, воду. Благодаря четкой организации труда и знания своего дела ремонт был произве­ ден за короткий срок. Старший матрос Н. ЗВЕРЕВ. Отличник боевой и политической учебы воин подразделения Пять правительствеляых наград у к ­ рашают грудь быв^алого воина ефрейггора Горковенко. OifoftKO и умело сражался он с немецкими оккупантами, защищая * Родину. В дни мирной учебы бывалый воин часто рассказывает молодым бойцам о героических подвигах советских солдат и офицеров. Оп проводит беседы и о том, как советские люди самоотверженно тру- дтг:■ ~то'г восстановлением разрушен­ ного войной хозяйства. Сам Горковенко воодушевляем бойцов своим личным Молодой матрос Жарков в результате настойчивой учебы добился хороших ре­ зультатов. С помощью комавдвра отделе­ ния младшего сержанта Дьячкова он хо­ рошо шучил материальную часть ав­ томата, разборку, сборку, взаимодействие частей и механизмов оружия. Долго тренировался матрос Жарков, от­ рабатывая изготовку к стрельбе, добиваясь того, тгобы научиться метко стрелять, и труд его не пропал даров. На сфвяьбах он добился успеха, выполнив свою задачу отлично. Матрос Жарков хорошо пднпмает, что серьезные успехи в боевой подготовке не­ мыслимы без прочных политических зна­ ний. Он старательно изучает политиче­ скую литературу, биографию воям наро­ дов товарища Сталина Ь’ каждом*} полити­ ческому занятию Жарко* гщательна гото­ вится. - , Отличник боевой и политической ПОДЛ,- I '?инероивбоевойи политическо4 ^ е- товки Жарков в то же время мастер любой бе* хозяйственной работы. Например, недавно потребовалось сложить печи. Узнав об этом, Жарков из’явил свое желание и тмело выполнял работу. За успехи, достигнутые в учебе, яотрос Жарков недавно получил Ю-дневньй вне­ очередной отпуск. Старший иатроо Н, П0СТН68. За свою безупречную службу Родине ефрейтор Горковенко имлет ряд благо­ дарностей от командира подразделениям Горковенко учится сам и помогает своим товарищем по службе изучать уставы и наставления. Он служит? приме­ ром в учебе и дисциплине для всех вои- яов подразделения. Старшина J статьи М. ДЕШИН. НА ЖИВЫХ ПРИМЕРАХ Старшина С е н е г и н обучает молодых матросов ^ Ремонт механизмов для машинистов —- это высокая практическая школа, ког­ да можно видеть и изучать технику своего заведывания наиболее близко. Когда корабль встал на ремонт, трюмные машинисты отделения старшины 2 статьи Сенегпна, участвуя в ремонте, одновременно стали изучать устройство механизмов. Старшина Сенегин — опытный специа­ лист, имеющий восьмилетнюю практику по эксплоатации установок корабля. Молодой машинист 'Макрос Хмель, ста­ раясь скорее стать по.тноценным специали­ стом, при несении самостоятельной вахты нередко проявлял нечужную торопливость и рассеянность. Старшина отделения Сене- гпн указал ему на недостатки п помог ис­ правиться. — Прежде чем открыть какой-нибудь винтиль, нужно продумать все, чтобы не совершить ошибки, — говорит старшина. — В нашем деле надо быть требователь­ ным к себе и не допускать беспечности. Вот послушайте, товарищ Хмель, какой случай произошел на нашем корабле в годы войны. Молодой трюмный Жадько проявил халатность, оставив в штормовую погоду открытой пробку эжектора осуше­ ния. В результате этой ошибки через штормовую хлопушку вода стала попадать в трюм формового моторного отделения. И только благодаря своевременно принятых мер удалось спасти корабль от тяжелых последствий. Нужно каждому из вас при­ сматриваться к делу внимательнее, обсто­ ятельно изучать механизмы. — А вы расскажите, товарищ старши­ на, как Жадько допустил ошибку во время ходовой вахты? — попросил его один из матросов. —г А так же, как и первую, — говорит старшина.— Все из-за торопливости. Отка­ чав воду из первого кубрика, он оставил открытой пробку на осушение трюма. Во’’ время полного хода штормовую хлопушку трундо было закрыть, и вода поднялась до паел. Такова его вторая ошибка. После разбора ошибок старшина отделе­ ния поставил в пример лучших машини­ стов, таких, как Шабаев, Юшев и другие. Старшина .1 статьи И. МАКСИМОВ/! Н А Р Е М О Н Т Е Еще в море личный состав пял^й боевой! части стал готовиться к предстоящему зимнему ремонту механизмов. Старшина 2 статьи Ипатов рассказываем: — К приходу в базу у нас были готовы ремонтные ведомости. Своими силами из­ готовили приспособления для выпрессовки втулок цилиндров и заглушек поршней. Рационализаторская мысль матросов и старшин помогла ускорить процесс под'ема отдельных механизмов. Боцманская команда во главе со стар­ шиной 2 статьи Задворным позаботилась об утеплении корабля. Перед входами в кубрики сооружены тамбуры. Нехватало гвоздей, это грозило срывом работы. Из создавшегося положения выход нашли. Гвозди нарубили из проволоки. Бегучий такелаж собран и хранится под полубаком. У личного состава пятой боевой части горячие дни — идея разборка механизмов для отправки их в судоремонтные мастер­ ские. Разборка сочетается с учебой, с изучением взаимодействия отдельных умов и деталей. Особенно идет впрок время ре­ монта молодым матросам. Старшина 2 тьи Ипатов говорит»: — Среди нас есть молодой матрос Грабовский, впервые принимающий уча­ стие в ремонте механизмов. Разбирая ме­ ханизмы, он глубже и детальнее знако­ мится с боевой техникой, видет своими глазами то, что раньше знал лишь но чер» тежу. Старослужащие оказывают молодо­ му матросу всяческую помощь. На ремонте личный состав шггой боевой части добился высоких показателей. План разборки механизмов значительно пере­ выполнен. Заботятся также моряки об экономии топлива. В истекшую кампанию онп сэкономили полтонны соляра. Я. СЕМЕНОВ. Русские ученые и инженеры творцы современной техники Россия дала миру выдающихся государ­ ственных деятелей и полководцев, замеча­ тельных философов и писателей, компози­ торов я музыкантов. Россия дала миру так­ же великих ученых и инженеров. Наша Родина гордится не только тем, что круп­ нейшие открытия XX века —■ использова­ ние агомной энергии, радиолокация, каче­ ственный скачок в области авиации, свя­ занный с развитием реактивной техники, —* основаны на гениальных трудах рус­ ских ученых, но и тем, что советские люди за тридцать лет советской власти достигли такого громадного научно-технического и культурного прогресса, который превратил вашу страну в могущественную державу ’л ; ~ ~ История нашей русской науки и техни­ ки — это цепь изумительных дерзаний, высоких взлетов мысли и глубоких иссле­ дований. Однако многие выдающиеся рус­ ские ученые и техники, сыгравшие большую роль в развитии мировой технической мыс­ ля, незаслуженно были забыты, другие не долуздли должной оценки современников. Правящие классы царской России, чинов­ ники, раболепно пресмыкавшиеся перед заграницей, с преступной недоверчивостью относились к отечественной науке, к от­ крытиям и изобретениям русских ученых и инженеров, в то время как иностранцы, начавшие проникать в Россию еще со вре­ мени Петра I, стремились присвоить себе исследования и открытия русских ученых и инженеров. Уже на заре русской науки великому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову пришлось вести упорную борь­ бу с шумахерами, миллерами, крафтами и многими другими иностранцами, занимав­ шими в Академии Наук важнейшие места. В своих работах Ломоносов на десятиле­ тия, а в некоторых областях и на столетие предвосхитил основные идеи современного естествознания — общей основы техники. «Этот холмогорский помор, — пишет о Ломоносове президент Академии Наук ака­ демик С. И. Вавилов, — воплотил в себе народный гений, шпроту и силу русского народа... он — великий химик и физик. Впервые им на опыте доказано сохранение вещества при химических превращениях; он разработал атомистическую теорию гаг зов, был создателем новой важной науки— физической химии. Ломоносову астрономия обязана замечательным открытием атмосфе­ ры у планеты Венеры. Он— автор и строи­ тель многих новых оптических приборов, изобретатель русской мозаики, геопраф, геолог, историк, создатель первой русской грамматики. И в то же время Ломоносов был великолепным поэтом и незаурядным художником... даже сейчас, спустя два века, образ Ломоносова во всем его раз­ нообразии, самобытности и силе кажется трудно постижимым». * Ломоносов занимался горным делом и металлургией, строил станки и машины. Им была также создана и испытана модель *аэродромно! машины» — прототип совре­ менного геликоптера. Так высоко поднялся наш национальный *ений, торивший но toe во всех областях, с которыми он сопри­ касался. Не менее замечательными были и другие русские ученые и изобретатели. Первый русский теплотехник Иван Ив£: нович Ползунов создал оригинальную паро­ вую «огнедействующую» машину и выдви­ нул смелую идею универсального двигате­ ля, стремясь заменить распространенные в то время примитивные гидравлические ко­ леса паровыми машинами. В апреле 1763 года Ползунов подал начальству проект своей оригинальной машины, предназна­ ченной для большой воздуходувной уста­ новки. Однако чиновники из берг-коллегии и немецкие бюрократы от науки при попу­ стительстве царских сановников всячески мешали Ползунову начать постройку его машины. Вопреки всем трудностям Ползу­ нову о помощниками в конце 1765 года удалось все-таки построить ее. Но сам же конструктор надорвался на непосильной работе и за несколько дней до пуска маши­ ны умер. Так солдатский сын Иван Ивано­ вич Ползунов создал первую в мире паро­ вую машину для нужд завода, опередив тем самым на 20 лет работы англичанина Джемса Уатта. Немало сделали русские ученые и инже­ неры в области электричества. Великий русский физик Василий Владимирович Пет­ ров, открывший вольтову дугу на 8 лет раньше английского химика Дэви, яв­ ляется основоположником электрического освещения, электрометаллургии и электро­ химии. Русские изобретатели Александр Нико­ лаевич Лодыгин и Павел Николаевич Яб­ лочков впервые в истории практически осуществили идею электрического освеще­ ния, которое пришло на смену лучине, свече, керосиновым лампам п светильному газу. . Отцом применяемой и поныне системы трехфазного переменного тока по праву считается русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский. Он впер­ вые разработал и применил трансформатор, трехфазные машины, двигатели переменно­ го тока, аппаратуру линий и передач, т. е. те основные машины, которые открыли электричеству ворота на все фабрики и заводы. Большую роль сыграли русские инжене­ ры и ученые в развитии основ военной тех­ ники. Гбворя о крупных достижениях современной артиллерии, нельзя не указать на работы основоположника баллистики и расчетов прочности стволов артиллерийских орудий Маиевского, творца современных слоистых орудийных стволов Гадолина, пионера современной скоростной артилле­ рии изобретателя-самоучки Барановско­ го и других выдающихся ученых и инже- оеров, кетодые заложили основы не только русской, но и мировой артиллерийской нау­ ки и техники. Великий русский народ внес неоценимый вклад в развитие авиации. Изобретатель и конструктор Можайский за двадцать лет до первого взлета братьев Райт создзл совер­ шенно годный к полету самолет. Выдаю­ щийся русский ученый и инженер Н. Е. Жуковский еще в конце прошлого века, изучая полет птиц, пришел к выводу, что для быстрых воздушных полетов нужна ма­ шина тяжелее воздуха. Жуковский создал » основы современной теории аэродинамики п I авиации. Разработанные им способы расче­ та самолета по настоящее время лежат в основе самолетостроения. Не менее важное значение имеют его исследования по воз­ душным винтам (пропеллерам). И. Е. Жуковским создана обширная шко­ ла русских самолетостроителей — теорети­ ков и практиков. Его труды сыграли огром­ ную роль в создании и росте советского самолетостроения. Недаром В. И. Ленин на­ зывал Жуковского «отцом русской авиа­ ции». Фундамент реактивной техники был за­ ложен трудами русских ученых Константи­ нова, Кибальчича, Циолковского. Выдаю­ щийся русский учены# и изобрезлтельн самоучка К. Э. Циолковский разработал многие вопросы техники ракетостроения. Его работы являются классическими и в наш век, когда наука и техника вполне могут справиться с задачей создания ko - s смической ракеты. Во второй мировой войне широкое при­ менение нашло замечательное достижение современной техники— радиолокация, ока­ завшая существенное влияние на технику ведения войны в воздухе и на море. История радиолокации тесно связана с раз­ витием радио, практическую основу кото­ рого заложил крупнейший физик и элек­ тротехник А. С. Попов. Это он 7 мая (26 апреля) 1895 года сделал публичный до­ клад на заседании Русского Физико-Хими­ ческого Общества и продемонстрировал пер­ вый в мире радиоприемник, называемый тогда грозоотметчиком. В наш век высокой техники и широко­ го применения науки в производстве стало возможным использование атомной энер­ гии. С освобождением внутриатомной энер­ гии начинается новая эра в истории науки и техники. Однако открыть тайну атомной энергии невозможно было бы без периоди­ ческого закона знаменитого русского хи­ мика Д. И. Менделеева. Русские ученые и инженеры заложили основы металлургии и горного дела, фи­ зики и химии, теплотехники в машино­ строения, а также других областей науки и техники. Нередко крупнейшие русские ученые страдали от материальных лишений и от притеснений со стороны реакционеров и царских чиновников, но всегда заботились о чести русской науки. Они были горячи­ ми патриотами своей Родины. Известный революционер Н. И. Кибаль­ чич, который изготовил бомбу, убившую царя Александра П, предложил первый реальный ракетный двигатель. В своем проекте воздухоплавательного аппарата Кибальчич писал: «Находясь в заключе­ нии, га несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществи­ мость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном, положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что о к а ^ громадную услугу родине и чело­ вечеству». Таким образом, Кибальчич и перед смер­ тью заботился о славе родины. В царской России не нашлось места такого гениального техника, »*чтм был М. 0. Доливо-Добровольсый. В 1881 году он„в числе многих студентов, был исклю­ чен из института за организацию мощной студенческой забастовки в знак солидарно** ста с рабочими заводов щада Риги. Мц,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz