На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я УЧИТЬ ПРОВЕРЯТЬ Неуклонно соблюдать инструкции и наставления Когда корабля стоят в ремонте, у стен- си ели на якоре, действуют и ш ь не- сколько всьомагательаых мешиимов. По грому число матросов н старпин, спшш и на вахте у действующих механизмов, сокращено до минимума. Реже бывая на вахте, некоторые нз вех начинают забы вать инструкции но обслуживанию отдель- них установок, а щт истувлаши на вахту не повторяют инструывм, т в и м Петле ах щюсматривают. Некоторое старшины и их подчиненные вадеются на свой опыт во експлоатацин механизмов, полученный ими в период дли тельней службы, а особенно аа летам камрани», когда преходилось ноете вахту почти ежедневно. Хуже всего то, тю v o n личного состава делает неверные, ошибоч ные выводы, что во вреня стоянок сули ст ел боевая подготовка и от в гх не требуете* той внимательности на ванте, которая бьвает иа доходах. Люди н аш а * ют нести вахту с холодком, тем самым нарушая инструкции и уставы. Зачастую они не сознают, к каким серьезным пос ледствиям может привести невыполнение того или иного пункта инструкции. Приведу - рад случаев, вдавим veer» в вашей действительности. Зимой 1943 года при стоянке одного из кораблей у причала, «осле внезапного прекращения подачи элеьтровнерши с берега, дежурный мотористом был запущен двзельгенератор. Сразу после пуска обнаружилось, что ма- кометр не показывает давление наела на водшяпниках. Вместо того, чтобы тотчас же останозпть двигатель, как надо было вделать по инструкции, делгурный мото рист растерялся, стал по телефону докла дывать дежурному инженер-механику об обнаруженной неисправности и потратил лишнее время. После остановки двигателя оказалось, что рукоятка масляного фильт ра стоит в нулевом положении. Дальней шим осмотром установлено подплавленяе кота гаы х и валовых подшипников. Ди- аельгенератор вышел ив строя. Таким сбраэом, авария двигателя про- в и ш а из-за пуска его при перекрытом фильтре, при отсутствии подачи масла л подшипники и иэда несвоевременно! остановки. Делгурный моторист допустил наруше ние инструкции по обслуживанию двига теля, • пустив дизельгенератор без предва рительного осмотра, не проверив положе ния рукоятки фильтров и не остановив его, когда обнаружил отсутствие давления в маслопроводе. Вот еще пример. На одном из кораблей во время стоянки на якоре потребовалось вапуетнть водоперекачпвающий насос (электронасос) для перекачки воды. Де журный трюмный машинист решил само стоятельно без электрика запустить насос, мотивируя тем, что он служит на кораб лях порядочное время, что он анает «все», ■ evy г не нужна «услуга электриков». Проиа&едя наружный осмотр насоса, он включил д-нигатель. Но сработало макси мальное реле автомата, двигатель отклю чился. Йри повторном пуске превзошла та же картина. Тогда он открыл кожух автомата и, придерживая автомат рукой во включенном положении, решил снова за пустить двигатель. Мотор заработал, повернул привод на четверть оборо та, послышался треск. Мотор остановился. После неудачной операции двкгатмь был отключен. При вскрытии обнаружили оолвмку кор пуса гидравлической части попавшим во внутрь посторонним предметом. Водопере качивающий насос на длительное время вышел из строя. Причиной аварии послужило, во-первых, нарушение дежурным трюмным маши нистом пункта инструкции по запуску за прещающего пуск насоса бел того, чтебы провернуть предварительно привод вруч ную. Во-вторых, здесь допущено грубое нарушение корабельного устава, запре щающего личному составу включать и выключать освещение, вентиляцию, а рав но и какие-либо- механизмы, приборы пли устройства (кроме лиц, выполняющих эго по своим обязанностям). Иа етнх примеров можно сделать вывод.^ что аварии и поломки произошли по вине личного состава. Причем, виновность ма тросов характерна тем, что поломки и аварии происходили ве в боевой обстанов ке, а в обычной, когда есть все условия для нормальной эксплоатации механизмов. Во всех случаях дачному составу ничто не мешало правильно выполнять возложен ные на него служебные обязанности. Почему же подобные случая имеют мес то на кораблях? Основная причина — в нарушении личным составом уставов, на ставлений и инструкций. Пи в одном пз приведенных примеров мы не найдем по ложения, чтобы матросы и старшины в какой-либо мере не нарушили существую щие правила и инструкции. Все эти нару шения происходят пз-за недисциплиниро ванности отдельных старшин и матросов или из-за незнания некоторых вопросов аксплоатацип механизмов. Все это говорит о том, что среди офице ров и старшин группы рще недостаточно поднята на требуемую высоту забота о. своих подчиненных. Онп мало уделяют внимания .тичпому составу. Ведь если сам офицер илп старшина группы перед эастушешем на вахту проверяет матросов и старшин, как они знают инструкции и как их будут применять, то будут допу щены к вахте только те, кто твердо знает свои обязанности. Значит, будет гарантия в исправности несения службы, не будет поломок и аварий. С другой стороны, те, которых не допустили к вахте, следующий раз обязательно подготовятся лучше. Проверка и контроль — лучшая гарантия исправного несения вахты. Помимо этого, в среде некоторых старо-- служащих еще имеют место вредные рас- суждеппя, вроде таких: «нам изучать пече го, мы все уже прошли», «мы это знаем, пусть учится молодежь». Практика служ бы показывает, что такими рассуждения ми нерадивые матросы и старшины стара ются прикрыть свою лень и не-вежсство. Для предупреждения возпикповештя ава рий и поломок необходимо систематически проверять зпанпе личным составом пря мых служебных обязанностей. Прп этом не должно быть никаких скидок па стаж службы или ссылок па то, что старослу жащие технику и организацию службы онают отлично. Техническая грамотность и высокая ор ганизация службы невозможны без систе матического контроля и повседневной тре бовательности к личному составу. Весь личный состав должен понимать, что пунктуальное выполнение инструкций, правил, уставов — оспова безаварийной эксплоататщн корабельной материальной части. . Старший инженер-лгнтенант М. ЧЕРЗЕЦКИЙ. 17 янзара 1941 А , Л U (301вТ. НА СНИМКЕ: отлтгйигки боевой и политической подготовки старший матрос Владимир Зубков я матрос Иван НагаЙцев «а своем боевом посту. Матрос Ногайцев управляет тутрбовееттиляторам, следит эа его работой; обяэаогности старшего матроса Зубкова — обеспечивать надежную связь с* командным •'постом. Оба сии образцово несут службу. За примерную службу моряки Зубков и Нагайцев неоднократно получали от командира благодарности. Фото М. Бугакове. ОТ ЮНГИ ДО СТАРШИНЫ Рост командира отделения Гостюхина П вот пришло время, когда Гостюхину Когда юнга Гостюхин пришел на наш ка тер, ему было шестнадцать легр. Приветливо встретила боевая матросская семья нович ка. Особенно заботливо отнесся к нему старшина 1 статьи Ефимов, который рас сказал юнге о боевом пути катера, познако мил с его устройством и оборудованием, а также определил его место службы и обя занности. Успешно начал службу смелый и энер гичный юнга Гостюхпн. Дело шло неплохо. Мешало уче^е только одно: он никак не мог запомнить устройство систем паровой и осушительной магистралей. Тогда на по мощь пришел старшина 1 статьи Ефимов. После подробного еб’ясненпя старшпна приказал Гостюхину набросать план рас положения систем по отсекам катера. Вы полнив эту работу по указанию старшины, он хорошо понял устройство систем паро вой и осушительной магистралей. Освоив специальность, юнге хотелось выйти в море, чтобы там испытать свои силы. Ожидать ему пришлось недолго. Вско ре он побывал несколько раз на учениях в море. Первое время было трудно. Качка п шторм мешалп нормальной работе. Но позд- пее юпга Гостюхин освоился с суровым мо рем Баренца и уже нее вахту, помогая свое му' старшине. Так’ началась служба юнги Гостюхпна. Он являлся участником многих походов п всегда с большим желанием учился, позна вая сложную и трудную морскую науву. Юнга использовал каждую свободную мину ту для того, чтобы полностью изучить спе циальность моториста. доверили самостоятельную вахту у мотора. Это были радостные минуты для молодого специалиста. Оп знал, что своим полезным трудом приносит пользу любимой Родине. Изучив специальность, Гостюхин сдал экзамен па штатного специалиста, получил хорошие и отличные оценки за свои знания. В прошлом году отличнику боевой и по литической подготовки Гостюхину коман дование соедппенпя присвоило воинское звание старшего матроса. На погонах быв шего юнги появилась позолоченная по лоска. Это был знак отличия за усердную службу Родине. С тех пор Гостюхпн еше упорнее стал работать пат собой. Он прошел внешколь ную подготовку специалистов 2 класса и с большим успехом сдал экзамен на старши ну отделеппя. Вскоре ему было присвоено звание старпптпы 2 статьи. Отделение, которым командует старшпна Гостюхин, сейчас занимает первое место по боевой и политической подготовке в боевой части. . Под новый год молодой старшина Го стюхин собрал своих матросов и поставил перед ними очередные задачи. Матросы да ли слово пе потерять первенства в уче_бе и выполнять в этом году все задачи только на «отлично». Так работает и учится старшина 2 ста тьи Гостюхин, который вырос от юнги до старшины и стал полноценным специа листом, уважаемым человеком на корабле. Гвардии старшина 1 статьи Е. ПОШАТАЕВ. Воспитатель матросов Когда старшина группы ушел в оче редной отпуск, его заменил отличник боевой и политической подготовки старшпна 2 статьи Ананченков. За это время он так же воспитывал лрчный со став своего отделения и хорошо подго товил в целом группу к выполнению поставленных задач. Заведыванпе старшины 2 статьи Ананченкова содержится в образцовом порядке. Торпедные аппараты в боевой готовности, а в мпнной кладовой всегда чпето и все уложено на свои места. За время службы старшина 2 статьп Ананченков получил ряд благодарностей от командования за образцовую и безу пречную службу. Без малейших замеча ний он несет вахту у трапа, показывая в этом пример подчиненным. Новый год старшина 2 статьи Анан- чепков встретил отличными показателя ми в боевой и политичи'кой подготовке. За хорошее воспитание и обучение матросов он получил благодарность от командира боевой части. С высокими достижениями идут стар шпна 2 статьи Ананченков и его матро сы ко дню 30-летия Советской А.рмии. В ближайшие дни будут сдаваться две зачетные задачи, в решении кото рых примет участие отделение старшины 2 статьи Ананченкова. Его матросы гото вы к выходу в море. Главный старшина И. ЧЕПАНОВ. Мое отделение обслуживает цражвкггор- ную станцию, от работы которой во мно гом зависит ночная учеба летчиков. Каж дый (раз перед ночными полетами я ставлю перед собой и перед своими подчиненными задачу, — обеспечить безотказную работу апрегатов. Бойцы знают, что непременным условием этого . является внимательный уход за механизмами, своев!ременная про- ТЕХНИКА В НАДЕЖНЫХ РУКАХ верка работы прожектора перед выходом отделением слову передового. У нас успеш на линию. С уважением отзываются они о но прошла инспекторская проверка поли- своем товарище старшем матросе Антипове, тических занятой. Паше отделение коман- который не только умело ухаживает за ме ханизмами, по проявляет в работе инициа тиву и смекалку. Политическая и боевая активность ма тросов нашего отделения, выросшая в дни избирательной кампании, обеспечила за дованпе ставпт в пример другим. Вверенная дам сложная техника в лю бую минуту готова к безотказному дейст вию, она в надежных руках. Младший еержант А. БЫСТРОУМОВ. ПО-ДЕЛОВОМУ , ПОМОГАТЬ КОМАНДИРУ В «том , 1948 году вере* штаым сото вом с т о я т большие задачи. Нх успешное ре шение зависит в известной мере от того, как командир в своей практической ра оте сумеет опереться на актив, в частности, па комсомольскую организацию, и как ой», в свою очередь, сумеет пацравять усилия всех членов ВЛКСМ на обеспечение боевой и политической подготовки, на укрепление воинской днецшшшш. Жизнь на кораблях и в подразделениях дает очень много примеров того, как ком сомольские организации по-деловому помо гают командиру в решении стоящих задач. Одним из таких примеров может служить повседневная связь командира Н-с&ого подразделения капитана Александрова С комсомольской организацией. Как командир, он всячески поддерживает инициативу членов ВЛКСМ. Не случайно поэтому, что комсомольцы подразделения выступают поборниками высокой воинской дисципли ны, боевой и политической учебы, органи заторами массовой и физкультурной рабо ты. Секретарь комсомольской организации тов. Струков умело возглавил комсомоль скую работу. Капитан Александров инте ресуется его деятельностью, помогает ему словом и делом. Особое внимание комсомольцы уделяют спорту. Неизменно команда легкоатлетов подразделения на соревнованиях одержи вает победы. Например, в летний се8он прошлого года по пяти видам соревнова ний 4 первых места завоевали спортсмены этого подразделения. Лучшие результаты показали комсомольцы Беляков, Воробьев, Финчурпн, Тихонов. Сейчас они много за нимаются, готовятся к новым соревнова ниям и уже имеют новые победы. На от крытии зимнего спортивного сезона коман да подразделения офицера*Александрова за няла первенство в частиц Секретарь комсо мольской организация тов. Струков ие толь ко организует спортивную работу, но и сам принимает активное участие в ней. В про- шлом году он показал лучшие результаты по бегу. Ему вручена майка чемпиона Мур манской области. Тов. Струков отстаивал спортивную честь флота в Москве, К сожалению, имеются у нас факты т - дооценкп роли комсомольской организации, ео работы с молодежью. Некоторые из офи церов, не понимая огромной силы, которую представляет собой комсомол, не направ ляют деятельность комсомольских органи заций, Хуже того, имеются случаи не- , правильного отношения к мероприятия*, которые проводят комсомольские органи зации. На корабле Н. готовилось комсомольское собрание с ответственной повесткой дня: «О повышении идейно-политического уров ня комсомольцев». Известно, что успех кавдого собрания зависит от его организа ционной подготовки. Следовательно, аф собрание надо было готовить. У секретаря же тов. Борисова времени д а этого не бы ло. Он освободился от вахты только sa 40 минут до начала собрания. Офицеры Го^ бунов и Рудь не пошли ему навстречу, не спланировали насение вахты тов. Борисо вым так, чтобы он мог подготовить собра ние. Как и следовало ожидать, оно пцошло не на высоком уровне, отчего пострадала живое дело. Командиры, недооценивающие роль н значение комсомольской организации, не поддерживающие ее инициативу, допускают серьезный промах в своей работе. Надо повседневно направлять деятель ность членов ВЛКСМ, направлять их уси лия4*на обеспечение плана боевой и поли* тическсй подготовки. Гвардии лейтенант Я. ЛЕВКИН. 8 лет тому назад Во льдах А р к ти ки Восемь лет отделяют нас от того волну ющего дня, когда вдали от родной земли, среди нагроможденных ледяных торосов, в непроницаемой мгле полярной ночи встре тились дв! советских корабля: флагман ледокольного флота ледокол ' «Иосиф Сталин» и ледокольный пароход «Георгий Седов». Па протяжении двадцати семи .месяцев «Георгий Седов» дрейфовал во льдах Арктики, высоко пронес победоносное знамя социалистической Родины от берегов Восточно-Сибирских островов яо безбреж ных просторов Гренландского меря. Пятнадцать отважных советских моря ков выдержали суровый экзамен на муже ство и стойкость, способность переносить все трудйссти, которые встают перед на шим человеком, в достижении его целей. 13 января 1940 года мощный ледокол «Иосиф Сталин» вырвал из Ледовитого океана легендарный ледокольный пароход «Георгий Седов» и его отважный экипаж, помог советским морякам возвратиться на Родину победителями суровой Арктики. Дрейф «Седова» начался 23 октября 1937 года в море Лаптевых. Вместе с «Се довым* леглп в дрейф ледокольные суда «Садко» и «Малыгин». В том году десяткп кораблей шли с за- падз на босток и с востока на sanai, по морям Северного Ледовитого океана. Силь ные ветры л морские течения гнали льды Карского моря через пролив Велькппкого в море Лаптевых. Узкпй пролив между по бережьем материка п Северной землей быст ро забивался льдом. Осенью в проливе обра зовалась ледовая пробка, через которую «Седов» не мот пробпться. Решено было повернуть обратно — на восток, к чистой веде, которая по недавним наблюдениям должна открыться не мепее, как в двух милях от пролпва. По пути к чистой воде к «Седову» при соединились еще два корабля — «Малы гин» и «Садко». Блнзплась зима, а с ней неразлучная спутница — полярная ночь. Море по крывалось молодым льдом. Обходя ледяные поля, пробиваясь сквозь лед, корабли все ближе п блпже подходили к Восточно- Сибирским островам. Лед стансв^лся все толщз и неприступнее. В бунк рах кораб лей уже оставалось мтло топлива, а кара ван продвигался впер:д медленно, прохо дя временами по 2— 3 мили в сутки. Пемпого западней острова Бельковского караван встретил па своем пути непреодо лимый ледяной барьер пз смерзшихся ста рых льдов. К тому времени запас угля всех трех судов вместе пе превышал 200 тонн. Его хватило бы только для ;кн. Но корабли все же пробивались - Восточно-Сибирским остроипм, рассчитывая укрыться там в какой-либо бухте и встать на зимовку, чтобы избежать опасного дрей фа на Север. Но лед сковал суда и сковал накрепко. 23 октября 1937 года из Москвы прибыл приказ Главного Управления Северного морского пути встать на зимовку в дрей фующих льдах моря Лаптевых. Начался дрейф ледокольного парохода «Георгий Се дов». Вынужденная зимовка в безбрежных просторах Арктики, среди морозов и снеж ных ураганов ие сломила духа отважных советских моряков. С первого же дня эки пажи судов начали деятельно готовиться к продолжительной зиме. Прежде всего необ ходимо было отеплить корабли. Из желез ных бочек и кирпича изготовлялись ка- мелькп-печки, палубу засыпали толстым слоем шлака. Угля было мало, поэтому топки котлов пришлось погасить, следовательно, — пар п свет выключить, а судовые механизмы разобрать п законсервировать. Начались однообразные будни, которые впоследствии были насыщены героическими делами. Много нужно было сделать для своего бла гоустройства, однако седовцы с самого на чала зимовки не забылп о научных наблю дениях, которые передавали через эфир на Большую землю. Рядом с кораблем соорудили снежный томик, в котором была установлена лебед- ■:а гидролог#:. Через прорубь производили тромеры глубин, так как корабль вместе с окружающим его ледяным полем непрерыв но дрейфовал в различных направлении; брались пробы воды, спускались вертушки для определения скорости и направлений течений. В километре от судна стояла па латка для магнитных наблюдений. Там, в отдаленной от железной массы корабля лаборатории, на чувствительных приборах отмечалось магнитное влияние полюса. . \ Регулярно проводились метеорологиче ские и астрономические наблюдения. Они раскрывали законы, управляющие движе нием циклопов п антициклонов, давали «точный» адрес дрейфующего корабля. На «Седове» в то время находились сту денты Ленинградского гидрографического института, которые проходили очередную учебную практику. Институт и студенты обратились с ходатайством организовать на время дрейфа судов филиал института. Комитет по делам высшей школы удовлет ворил ходатайство. Так родплось и начало работать единственное в своем роде высшее учебное заведение во льдах Арктики. В самые тревожные и опасные минуты седовцы сохраняли спокойствие, потому что зпалп: опп пе одпп, о них думает и ааботптся Родина, великий Сталин. В первую годовщину дрейфа. се довцы получили теплую волнующую ра диограмму от товарищей Сталина • и Молотова. Близилось окончание легендарного дрей фа. Преодолевая жестокий шторм, ледокол «Иосиф Сталин» на шестые сутки, миновав зюГ^кап (южная оконечность Шпицберге на), вышел в Греплапдское море, пересек 80 параллель и достиг льдов. До «Седова» оставалось 84 мили, но дальше путь пре градили тяжелые дссятдбальпые льды толщиной в 2— 2,5 метра. Продвигаться пришлось крайне медленно, проходя за суткп по 2— 3 мпли. 7 января 1940 года в 4 часа утра не ожиданно сквозь снежную метель с флаг мана арктического плавания заметили слабые мерцающие огоньки. Сомневаться не прпходплось — это были огни «Седо ва». Радостная весть с молниеносной бы стротой облетела весь корабль, подняла с коек всех отдыхающих. Каждому хотелось собственными глазами увидеть эти огни. Торжествепно прозвучал в морозном воз духе гудок ледокола, и через минуту се верный ветер дойес • ответные частые гудки «Седова». Прожекторы ледокола «Иосиф Сталин» ярко осветили корпус судна, вмерзшего в ледяную глыбу. Ветер играл флагами расцвечпваппя, гордо раз вевался государственный флаг Союза ССР. На баке «Седова» столпились люди в меховых костюмах. Люди посылали при ветствия и горячую благодарность великой социалистической Родине и любимому товарищу Сталину. С обоих ледоколов неслось громкое «ура», наполняя простран ство непривычными для тех шпрот воз гласами ликования и радости советских людей. Развернувшись правым бортом, ледокол «Иосиф Сталин» в 12 часов 07 мпнутстал в десяти метрах от «Седова», и дрейф «Седова» закончился. Когда ирпготовлеппе к возвращению бы ло закопчено, с флагмана на «Седов» по грузили 10rt топп угля. В последние ми нуты экипаж «Седова» во главе с капи талом Балтиным сошел па лед. Они несли красный флаг, на котором крупными бу квами было написано: «Сталин». Ниже указывались координаты последней стоян ки «Седова» и даты начала н конца дрей фа славного советского корабля. Капитан Бадигин в торжественной тишине водру зил флаг невдалеке от корабля и произнес краткую речь. Он говорил о Родине,. о партии большевиков, о великом Сталине, с именем которого советские моряки пре одолевали трудности и одержали победу над стихией. В морозном воздухе прогремел прощаль ный залп. 16 января в 16 часов 00 ми нут ледоколы «Иосиф Сталин» и букси руемый «Седов» ушли на юг, а над ледя ной пустыней гордо развевался красный флаг с именем великого Сталина, говоря о том, как 15 славных храбрецов жили, работали и героически боролись. 29 января 1940 года корабли благопо лучно вошли в Кольский залив п встали на Мурманском рейде. Советское правительство высоко оценило заслуги седовцев. Все 15 отважных моря ков были удостоены высокого звания — Героя Советского Союза. Из года в год увелпчпваются морские перевозки с востока на запад п с запада на восток через Северный морской путь. Огромное значение сыграл этот морскол путь в годы Великой Отечественной вои ны. Не менее важную рель сыграет Сег°г- ный морской путь и в будущем, способ ствуя досрочному выполнеппю четвертой сталинской пятилетки восстановления в развития народного хозяйства пашей страны. Главный старшина Л, ЗЕЛЕНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz