На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
f Н А С Т Р А Ж Е 3 А П О Л Я Р Ь Я 15 м и р я 1941 г., К 1 1 (3068J. Необходимоеусловиеобеспеченияполетов О проработке заданий в классах Известно, что успешное выполнение каждого полета обеспечиваете! кропотли вой проработкой задании на земле, в клас се, Большое значение имеет то, в каком i^accfe будут происходить занята*. Если проработать задание в халдеи , темном классе, без проигрыша полета, баз приме нения наглядных пособий, можно смело сказать* что полет пройдет неорганизован но, не качественно. Вот факты. ~ Предстояло выполнить два маршрутных полета* Летчика гвардии лейтенант Сноро- богатько и гвардии лейтенант Слесарей по лучили задание на полеты накануне, но за ранее не проложили маршрута, не изучили ого, по сделали необходимых расчетов в надежде, что вполне успеют это проделать в декь полетов до вылета. Так они п по ступили. Но перед полетами но плану командира подразделении надо было произ вести проигрыш м проверку готовности к вылету. Летчики торопились, чтобы не по лучить от командира замечания за несвое временную подготовку. Они второпях про ложили маршрут, бегло просмотрели его в представили карты п расчеты командиру ка проверку. На полетных картах послета- 1 ой подготовки, конечно, было много недо делок, на которые командир указал лет* чикан и которые они вынуждены были тут же устранить. Приближалось время вылета. Командир в надежде на то, что летчики добросовест но подготовились к полету, изучили мдрш- рут, наскоро опросил летчиков о задании, н самолеты взлетели. На первом этапе группу должен был ве сти летчик Скоробогатько. Он вышел впе ред и повел группу к исходному пункту маршрута, резко бросая машину из сторо ны в сторону. Летчик не учитывал, что сзади него идут другие самолеты, которым очень трудно удержаться в строго ори та ком маневрировании. Пришли к исходному пункту маршрута. Резкий разворот — ото летчик Скоробо гатько «лоаются на курс». Идущие в строю за Скоробогатько летчики ждут, когда же он установит постоянный режим п о л т . Но стрелки приборов как будто не желали вставать на положенные им места, на ко торые указывал командир ■ которые запи саны в навигационном расчете полета. Так продолжался весь полет, за что, естествен но, Скоробогатько получил ннвкую оценку. Идя по маршруту, командир для провер ки знания летчиками района полетов спро сил по радио летчика Слесарева: «Где мы находимся?» Ответа не последовало. Коиан- дир запросил снова... Ответа нет. А перед этим все слышали, как летчик Слесарев держал связь со своим ведущим. Ясно, что Слесарев в силу недобросове стной по;ютовки к полету не знал, над ка ким ориентиром он находится. Д* он и не мог знать, потому что не изучал этого маршрута. Хорошо, что полет выполнялся и составе группы и в хорошую погоду. А если бы по года испортилась? Или летчик Слесарев оторвался бы от группы? Он мог потерять ориентировку. На ралборе полета летчикам Слесдову и Скоробогатько пришлось выслушать пеприятные для них критические указания командира. К следующему полету ети това рищи готовились добросовестно, и полет прошел несравненно лучше. Отсюда следует, что успех выполнения задания в воздухе зависит во многом от под готовки летчика на миле. Неоценимую ус лугу в этом могут оказать хорошо обору дованные классы с наглядными пособия ми. Такие классы можно и надо оборудо вать. Ведь если бы в нашем классе был тренажер и летчики Скоробогатько и Сле сарев проиграли бы первый полет на тре нажере с использованием немой карты, полет наверняка закончился бы с пными, лучшими результатами. Для изучения района полетов сущест вует несколько приемов: срисовывание его с карты в различных масштабах, зарисов ка напамять, измерение курсов и расстоя ний и запоминание их. А лучше, кроме всего этого, иметь в каждой части п даже в каждом подразделении немую карту и пе такую, на которое летчики могли бы тре нировать себя только в нахолцении пунк тов. Надо иметь электрифицированную кар ту, на которой можно тренироваться в на хождении характерных ориентиров, в опре делении курсов и расстояний с опознанных пунктов на свой аэродром. Такую немую карту легко изготовить в ремонтных ма стерских (пармах) тем более, что средств для ее изготовления требуется совсем мало. Весь материал можно найти в тех же ма стерских. С этой целью надо изгофрпть три диска из неэлектропроводного материа ла. Диаметр этих дисков зависит от количе ства контактов — отгадываемых пунктов на немой карте. Специальные контакты мо гут заменить собою обыкновенные медные или железные заклепки со шляпками, диа метром в 4 мм, по которым будет сколь зить стрелка. К нижпему концу заклепок надо ирипаять соответствующий схеме про водник. Стрелку рекомендуется делать ил латуни. На первом диске стрелка должна иметь пргрезь, а на самом диске против каждого контакта будут Hin:i- саны названия ориентиров. Второй и третий диски совершенно одинаковы, за исключением вырезов на стрелках. На второй стрелке вырез надо сделать, как и на третьей, круглый для надписи расстоя ний и курсов. После изготовления этих трех деталей они укрепляются на любом свободном ме сте немой карты. После этого выбираются на карте ориентиры, с которыми вы наме рены иметь дело, просверливаются на ме сте их отверстия. В них вставляются писто ны, самые обыкновенные, как на обуви. Такие пистоны употребляются и для клеп ки, их всегда можно найти в мастерских. После этого, согласно схеме электропровод ки, соединяются проводниками соответст вующие пистоны с контактами на дисках, и немая карта готова. Бак пользоваться немой картой? Зада димся целью испытать на карте ориентир. Ставим прорезь на первой стрелке против названия желаемого ориентира и вставляем в розетку данного ориентира штепсель. В этом случае лампочка, установленная на нашем аэродроме, не загорается. Надо оп ределить расстояние. Определяем п ставим иа диске расстояний протиз соответст вующей (определенной) цифры прорезь стрелки. Лампочка опять не загорается. Надо определить курс от ориентира на наш аэродром. Определяем и ставим стрелку курсов диска против той цифры, которая, по нашему мнению, соответствует этому курсу. Если все данные мы определили правильно, лампочка должна загореться. Такая карта удобна тем, что на ней вы можете тренировать себя в определении не только пунктов, но расстояний п курсов, что очень важно для летчика. Он одновре менно, изучая район полетов, запоминает курсы и расстояние от характерных ориен тиров на свой аэродром. Гвардии капитан П. РОМАНОВ. Котельный машинист матрос комсомолец Григорий Теледида всегда содержит свое заведывание в образцовом порядке. НА СНИМКЕ: Матрос Г. Теледила на вахте. Фото М. Бугакова. Улучшается качество занятий Эрлпкон зарядили магазином с патрона ми. Нажали па спусковой крючок, вы стрела не последовало. «В чем причина?» —- спросил матросов старшина 2 статьи Климов. Матросы несколько удивились своеобразным началом занятия. Обычно руководитель читал описание, раз яснял устройство оружия по схемам, а затем опрашивал матросов. А сегодня... Матросы думали, как ответить. Старшине пришлось повторить вопрос. Наконец, один за дру гим матросы стали выступать и высказы вать свои мнения. Выслушав каждого, старшина сделал заключение и перешел к другому вопросу. Матросы активно равби- ралп причины отказов матерндльной части. Это оанятпе прошло живо, интересно, потому что старшине 2 статьи Климову удалось заинтересовать слушателей. Занятие по следующей теме старшина проводил на боевом посту с практическим показом действия изучаемого механизма и возможных отказов в его работе. Матрос А. ПЕТУХОВ. Авторитет молодого старшины Матрос Барков получил направление в школу младших командиров, где в совер шенстве изучил артиллерийское дело, оз накомился с чертежами и схемами, работал на практике заряжающим, наводчиком, а еатем и комавдиром орудия. Вернулся на корабль он в звания стар шины 2 статьи и был назначен команди ром боевого артиллерийского расчета. С первых жо дней молодой старшина завое вал себе авторитет у личного огстава. Тщательно готовится он к каждому за нятию п методически правильно проводит тренировки на боевом посту у механизмов. Благодаря этому, он за два месяца вывел свой орудийный расчет на одно из первых мест в артиллерийском подразделении. Идя навстречу 301летню Советской Ар мии, старшина 2 статьи Барков неустанно совершенствует знания своих артиллери стов. Заведывание старшины 2 статьи Бар кова всегда содержится в исправности. Матрос А. ПЕСТОВ. Больше внимания разъездный катерам - и мотоботам Раз'ездные катера, мотоботы я самодви- жущиеся шлюпки для некоторых частей и соединений представляют незаменимое сред ство связи и обеспечения нужд личного состава. Большая потребность в этих плавсредствах вызывает максимальное их использование. Из этих обстоятельств сама собой вытекает задача бережного отношения к катерам и мотоботам как со стороны матросов и старшин, обслуживающих их, так и со стороны на чалыников, которым подчинены плавсред ства. Наступивший зимний период в знау чительной степени затрудняет безопас ное плавание катеров и мотсбэтов. Большая часть суток темного времени, снежные заряды и сильные порывистые ветры — вот в какпх условиях приходится старшинам п матросам водить свои катера. Безаварийно плавать в таких условиях могут только те старшины, которые хоро шо знают район, в любФ время суток п при любой погоде могут ориентиррваться, где они находятся, где встречаются опа сности, как их обойти и где можно у к рыться. Но этого еще недостаточно. Катера надо «обеспечить исправными навигацион ными приборами. Старшины должны уметь пользоваться компасами в плохую види мость и воемерно применять их на практи ке. Если в пути катер, аастал снежный заряд пли туман, и старшина привел его к месту назначения, такому старшине мо жно доверять самостоятельное вождение. Как обстоит дело в действительности? Факты говорят о том, что бывдют случаи, когда катера доверяются старшинам, не знающим театра, теряющимся в сложной обстановке и подвергающим катера опас ности и дарии. Вот пример. Мотобот старшины Барановского при переходе из губы Оленьей в Полярный попал в снеж ный заряд. Барановский, плохо зная район, потерял ориентировку и посадил бот на мель. При выяснении причины оказалось, что иа мотоботе отсутствовал компас, а имевшийся шлюпочный— был неисправен. Старшина бота не имел опыта плавания, в сложных условиях, хотя и был допушен к самостоятельному управлению мотобо том. Из приведенного примера видно, к каким последствиям приводит отсутствие заботы к оборудованию плавсредств штурманскими приборами. Если бы сам Барановский и его начальник во-время побеспокоились о приобретении нового компаса п ремонте имевшегося, а старшина использовал его в тумане, подобного явления не случи лось бы. Неисправное состояние такого прибора, как компас, на мотоботе, которо му приходится много и во всякую погоду ходить, свидетельствует о том, что тов. Барановский к зиме не подготовился. С другой стороны, это говорит о том, что компасом он никогда не пользовался. Другим мероприятием по подготовке к зиме плавсредств является своевременный и качественный ремонт моторов. Низкие температуры оказывают некоторые затруд нения в пуске моторов 'и бесперебойной их работе и тем более на двигателе, нуж дающемся в ремонте. А сильные ветры и темнота всегда будут опасны для плава ния, если в неисправности мотор. Моторный катер «РМ-1» вьпиел из Ека терининской гавани и смог дойти только до середины залива, так как ваш и мотор. Ветром и течением катер стаю выносить в море. Только своевременно посланный на помощь другой катер спас положение. Уже при выходе из залива удалось взять «РМ-1» на буксир и отвести его обратно. При вни мательном разборе выяснилось, что ва этом катере мотор долгое время не был в профилактическом ремонте, а старшина катера за этим не следил. Нередко причиной аварий является не серьезное п даже халатное отношение не которых старшин катеров к своим обязан ностям во время переходов. Для иллюстра ции можно привести несколько фактов. ]Вот один из них. При плавании в узкой части залива, где всегда большое движение плавсредств, главный старшина Некрасов доверил управление катером рулевому матросу Козулуб. Матрос не знал «Правил предупреждения столкновения судов», а следовательно, и ис мог принять самостоя тельного решения при встрече с другим судном. Вскоре матрас Козулуб увидел хортые огни встречного судна. Старшины катера рядом не было, п рулевой не доло жил ему о замеченном. Он самостоятельно начал действовать и действовать непра вильно: отвернул влево, а в последний момент, видя неизбежность столкновения, повернув вправо, чем еще больше ухуд шил положение. Встречное судно уклоня лось, давало звуковые сигналы, но Козукуб не понимал их и пе реагировал на ндх. В результате катер столкнулся с встречным судном. Иной раз, желая сократить путь перехо да, старшины недопустимо близко плавают у берегов и банок. По этой причине катер «ИОК— 232» недавно выскочил на остров Шуринов. Все это говорит о том, что некоторые старшины и рулевые рааУздных катеров, мотоботов и самодвижупцгхся шлюпок все еще плохо подготовлены к самостоятельное му плаванию в тргудных условиях зимнего времени. Еще мало обращается внимания на твердые знания старшинами катеров «Правил предупреждения столкновения судов», на постоянный контроль за ис правностью штурманских приборов и уме ние пользоваться ими. Чтобы изжить аварии, покончить с без грамотностью старшин и наладить с ними учебу, прошедшей вссяой была произведе на проверка знании старшин и состояние материальной части плавсредств. Провер кой было обнаружено как плохое состоя ние некоторых катеров и мотоботов, так и неподготовленность самих старшин к само стоятельному плаванию. Таким катерам было запрещено выходить до устранения недостатков. Принятые меры послуашли прекращению аварийности плавсредств в летний период. И все же выявленные недостатки не послужили сигналом для некоторых стар- 1шин катеров и их начальников. Занятия попрежнему не проводились, знания стар шин не повышались. А некоторые старши ны, получив право па самостоятельное уп равление катером, в результате бездея тельности и бесконтрольности на практике их не применяли и забыли то*, что знали. Наступила зима, стало труднее плавать. Потребовалась еще более высокая подго товка старшин катеров и материальной части. Как же подготовились к зиме плав средства? Закончившаяся повторная проверка мт- териалыюй части и подготовленности старшин показала, что не везде отнеслись серьезно к »тай большой работе. Много катеров и мотоботов оказалось снова в за пущенном состоянии, с неотремонтирован- ным оборудованием. Часть старшин не только не повысила знания кораблевожде ния, но даже забыла элементарныз основы, которые приобрели к летам плаваниям. Картина становится вполне ясной, если учесть, что вз проверенных в первую оче редь плавсредств ва многих катерах ока зались неисправны компасы, на некоторых — непригодны ходовые и аварийные огни, а большинство катеров не проходило мерной мили. На трех же катерах старшины не были допущены к самостоятельному пла ванию. Проверка также показала, что при дело вом и серьезном отношении к подготовке раз’ездных катеров и мотоботов я зиме, при налаженной учебе многие старшины достигли хороших результатов. Например, из допущенных в плаванию катеров шесть старшин показали твердые внавпя в во просах кораблевождения, правил плавания и управления катером. Но таким старши нам, как главные старшины Халунов, Левин, старшины 2 статьи Овчинников, Манахов, Петров и матрос Лукашев, сле дует равняться остальным. Чем об’ясняются^ннзкие результаты, выявленные проверкой;? Одной из главных причин падо считать отсутствие контроля и еаботы к старшинам со стороны их начальников. Старинны катеров предоставлены сами еебе. Их никто не обязывает заниматься, не под талкивает, не контролирует, пока е кате ром что-нибудь не случится. Другой, ие менее важной причиной, является отсутствие учебы старшин. В отдельных частях катера и мотоботы ходят чуть ли не круглые сули . Личному составу ве предоставляется времени на уход за материальной частью и ремонт. Катера исполнзуют, что называется, до отказа. И только после того, как они вый дут из строя, их ставит на прикол. Нередка случаи, когда выпускают кате ра с ограниченным вапдеом топлива, что влечет аа собой плохие последствия. На многих катерах вег таблиц вормы пере возки людей и грузов. Поэтому старшины загружают катера «на глазок» и. как правило, ходит перегруженными. В усло виях зимних штормов это может привести к аварии. Недостаточно уделяется внимания также оборудованию безопасных стоянок для ка теров. По этой причине в свежую погоду катера портят корпуса н ломают надстрой ки. Перечисленные недостатки в использова нии разездных катеров, мотоботов и са- модвижутцихся шлюпок приводят к увели чению аварийности. Необходимы * меры к устранению всех неполадок. Надо полнить, что каждый катер» каждый мотобет явля ются государственной собственностью и стоят больших денег. Б ним надо относить ся бережно, тем более зимой. Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ. Победа социализма в СССР— источник советской национальной гордости Великий русский народ внес неоценимый вклад в дело прогрессивного развития че ловечества, в сокровищницу мировой куль туры. Мы по праву гордимся тем, что наша страна дала миру Ленина, Сталина, блестя щую плеяду гениальных ученых, предста вителей литературы, искусства, великих изобретателей, путешественников. Но величайшим завоеванием советского народа является победа социализма в СССР. История не может указать события, подоб ного этому несравненному историческому подвигу. Советский народ первый указал ^трудящимся массам путь из мира капитали стического рабства и угнетения в свобод ный мир социализма, где нет угнетения и эксплоатации человека человеком, где от крыты безграничные возможности для раз- пития производительных сил, науки, куль туры, искусства, для всестороннего разви тия самого человека. В течение веков господствующие классы зкеплоататоров учили, что государством, обществом могут управлять только избран ные представители господствующих, иму щих классов, представители «белой кости», а миллионы трудящихся обречены будто бы па подчинение и послушание, на подне вольную жизнь. Но вот трудящиеся России во главе с русским рабочим классом, руководимые r-оммуанстической партией* сбросили ярмо капиталистического рабства, взяли судьбы великой страны в свои руки и установили впервые па земле власть трудящихся, со ветскую власть — высший тип демократии. Создав могущественнейшее социалисти ческое государство, трудящиеся нашей страны нанесли тем самым смертельный удар вздорной «теории» эксилоататоров о неспособности народа самостоятельно стро ить свою жизнь на новых началах. Трид цатилетий опыт существования советского строя блестяще доказал способность наро да, миллионов простых людей управлять государствам без эксплоататоров п пх на емных слуг. Пароды всех стран в подвиге советских людей видят пример, образец для себя. И мы гордимся тем, что дали миру этот ве ликий пример. Сотни лет труд миллионов простых лю дей и люди труда считались ничем. Жесто чайшая эксплоатация, нищенское сущест вование и неуверенность в завтрашнем днз — таков удел людей труда в капиталисти ческом обществе. Советский народ создал такой общественный строй, где труд из тяжелого и зазорного бремени превратился в дело чести, доблести и славы. «Труд есть священная обязанность каж дого гражданина», «Кто не работает — тот не ест», — эти принципы стали основным законом жпзпи в нашем социалистическом обществе. В течение веков эксплонтаторы и пх идеологи утверждали, что частная собст венность на средства производства — на землю, ее недра, фабрики, наводы, шахты, железные дороги — является священной и неприкосновенной, незыблемой основой об щества, единственным источником прогрес са и благополучия народов. Но этому противоречил тот факт, что все богатства общества созданы миллионами трудящихся, а присвоены кучкой эксплоа таторов. На частной собственности капи талистов всегда лежала печать тысяч пре ступлений против народов, она была за пятнана кровью, пролитой для приумноже ния капиталистической частной собствен ности. Частная капиталистическая собст венность давно стала величайшим препят ствием для общественного развития, источ ником кризисов, безработицы, войн. Великий советский народ, утвердив все народную и колхозную социалистическую собственность на средства производства, и тут нанес защитникам святости и незыбле мости капиталистической частной собст венности смертельный удар. Опыт тридцатилетнего существования советского общества показывает, *гго унич- I тожение капиталистической собственности па средства производства и замена ее со- пиалистпческой обеспечили нашей стране гигантские, невиданные в истории всех стран темпы развития индустрии и сель ского хозяйства. За короткий период между двумя миро выми войнами наша социалистическая про мышленность увеличилась почти в 12 раз. За это же время промышленность крупней ших капиталистических стран Европы — A hi лип и Фрапцип — топталась на месте. Сейчас, после страшных разрушений войны мы своими силами восстанавливаем про мышленность и уже достигли довоенного уровня. Успешно выполняется план по слевоенной сталинской пятилетки. Передо- в( й отряд советского рабочего класса — ленипгрплпы — обратились* с призывом выполнить пятилетку в 4 года. Этот при зыв широко подхвачен трудящимися нашей Родины. Пет сомнения, что план новой пятилетки будет выполнен и перевыполнен в четыре года. С чувством гордости и величайшей бла годарности партии и правительству встре тили трудящиеся Советского Союза поста новление Совета Министров СССР и Цент рального Комитета ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные п промышленные това ры. Денежная реформа п отмена карточек ярко свидетельствуют о непрерывном росте сил нашего социалистического государства, о решительном укреплении советской эко номики. В то же время хозяйства крупнейших капиталистических стран Европы пережи вают кризис. Чем об’яснить это различие? «Коренное различие, — указывает товарищ Молотов, — между Советским Союзом, с одной стороны, Англией и Фран цией, с другой стороны, известно: промыш ленность, как и все народное хозяйство СССР, построена на фундаменте социализ ма, а промышленность, как и все государ ственное здание Апглии, равно как и Франции, держится на старых устоях ка питализма, причем как наука, так н прак тический'опыт наглядно показывают, что фундамент социализма в Советском Союзе крепнет с каждым днем, а опоры капита листического общества в Европе давно уже насквозь прогнили. Теперь, как никогда раньше, видно, насколько назрели предпо сылки социализма в нашей стране еще 30 лет тому назад, когда победоносная социа листическая революция вывела нашу Ро дину на повый путь — на путь революци онного обновления». Войпа против гитлеровской Германии и ее союзников явилась величайшим испыта нием общественного в государственного строя воюющих государств. Социалистиче ский строй выдержал это испытание с че стью. Мпр, европейская цивилизация обяза- пы стране социализма, ее народу, ее Воору женным»Силам своим спасением От фашист ского варварства. Советский народ гордит ся тем, что ему принадлежит честь сокру шения злейшего врага миролюбивых наро дов — гитлеровской Германии и ее со юзников. Война и послевоенное развитие показали несокрушимую сплу социализма и слабость, гнилость капитализма. Народы мира, понявшие страшные уро ки второй мировой войны, фашистского нашествия и предательства господствую щих классов, ищут для себя путей разви тия к социализму. Народы Восточной и Юго-Восточной Европы осуществили сме лые демократические преобразования и идут к социализму своим особым путем. Великий советский народ гордится тем, что он первый практически указал этот путь. В этом его бессмертная заслуга пе ред человечеством. В капиталистическом мире стало сейчас модой говорить о планировании, о «плани руемой экономике», превращении анархи ческого капитализма в организованный «демократический» капитализм. Но капи тализм и плановость, эксплоатация и под линная демократия— вещи несовместимые. Только социалистическая, общественная собственность на средства производства может служить единственной надежной базой планового, организованного хозяй ственного развития, не прерываемого пе риодическими кризисами. Такое хозяйство создал наш великий советский рарод. Конкуренция, взаимная борьба всех про тив всех считались вечным законом эконо мического, соппального и культурного развития. В конкуренции защитники ка питализма видело единственно надежную силу прргресса. «Уничтожение конкурен ции, — говорили они, — приведет чело вечество к застою, к гибели». Созданное в СССР социалистическое об щество уничтожило капиталистическую конкуренцию,- означающую борьбу всех против всех, гибель одних и торжество не многих. На место конкуренции социализм утвердил принципы товарищеского сотруд ничества и взаимопомощи свободных от эксплоатацнп трудящихся. Возникло и получило широчайшее разви тие социалистическое соревнование, охва тившее миллионы людей. Конкуренция означает взаимную, грызню и истребление, торжество одних и гибель других, то-есть по существу господство законов зоологиче ского мира. Социалистическое соревнование означает, что передовые задают тон, ведут и подтягивают отстающих, обеспечивая общий под’ем хозяйства и культуры, рас цвет творчества миллионов талантов. Мы гордимся, что первые установили на земле принципы, достойные человека и человечества, и изгнали из жизни законы конкуренции, достойные джунглей. Капиталистический мир держится на эксплоатации человека человеком, на анта гонизме противоположных классов — экс плоататоров и эксплоатвдгемых. Так было и до капитализма, в $поху крепостничества и рабства. Ученые лакеи буржуазии об'* явили такой порядок вещей вечным, естест венным законом, законом природы. Советский народ уничтожил эксплоата- пию человека человеком, уничтожил экс- плоататорские классы. У вас в социалисти ческом обществе есть только рабочие и крестьяне, освоболценные от эксплоата- пии, и советская народная итттрлдртрот^цqt служащая не за страх, а за совесть наро ду. Наше развитие нперед идет не через борьбу антагонистических сил, а иа основе морально-политического едиствд DcerQ советского народа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz