На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я января 1948 г., № 9 (3 0 0 3 ) . Больше труда- выше успехи Старшина 2 статьи Перфильев s i время летней учебы многому научил свои под чиненных. Он умело решал задачи, которые стояли перед его боевым постом: составлял план занятий и тщательно продумывал действия каждого подчиненного. Вот на боевом посту обнаружилась две «пробоины» в подводной части. В районе среднего котла возник «пожар*, вышли из строя системы вспомогательных механиз мов. В :>тих сложных условии старший* должен был силами личного состава своего боевого поете ликвидировать все «вовреж дения» л удержать в д е к т в» под парам! котлы. Перфильев с w o t задачей еправился. Вначале он определил каждому подчинен ному еб’ект работы, указал, что нужно предпринять, «ггобы ликвидировать по вреждении. На тушении пожара работал старший матрое Назиков, который выю- чел в действие пеяогенератор. Матрое Горлов действовал шлангом. Вначале были некоторые неточности в действиях стар шего матроса Назикова и матроса Горлова. Старшина указал на недостатки. Цоеле ето го он по неекольку раз заставлял повторять одну и ту же операции», добиваясь полого соблюдения инструкций. В результате про веденных тренировок старшина 2 етатм Перфильев добился больших успехов. При вооружении пеногенератора и при его пу ске старший матрос Назиков и матрос Горлов, например, наполовину сократили нормативное время. Т*ц л;е отрабатывались на тренировке заделка пробоин, постановка подпор, пере* пдючение систем, запуск запасных меха- низмов. При этом старшина Перфильев особое внимание обращал на знание личным составом инструкций и своих прямых обя занностей. В одну из тренировок старшина 2 статьи Перфильев решил проверить, как его подчиненные производят постановку и замену форсунок на котле. Результат по казал, что некоторые матросы, например, Естоев, многое забыли и тратили виачн- тельно больше времени, чем требовалось для такой же работы в период летней уче бы. Перфильев выявил, в чем именно про исходит задержка у матроса Естоева, ука зал ему на недостатки. Под наблюдением старшего специалиста старшего матроса Курганова Естоев ежедневно тренировался по постановке и замене форсунок. В на стоящее время матрос Естоев почти в три Фаза совратил норматив. Е отстающим Перфильев прикрепляет отличников боевой и политической подго товки. Одно время матрос Горелкин никак не мог освоить пдорасараделени* питатель ного насоса. К отстающему был прикреплен матрос Карташев, который помог Горел кину, и сейчас он Нв хуже Ю Ш X 9SAQT свое заведывание. Если посмотреть на действия отделения старшины 2 статьи Перфильева сейчас, сравнить рх с началом 1947 года, то сра зу бросается в глаза большая разница. В настоящее время каждый матрос отделения может выполнять обязанности не только свои, но п своего товарища. Матросы старшины Перфильева гото вятся достойно встретить 30-летив Со ветской Армии. Они с каждым днем повы шают напряжение в учебе, уверенно идут к повышению воинского мастерства. Старшина 1 стати Н. ШАДРИН. За новый под‘ем в партийной работе Г Состоялось отчетно-выборное собрание партийной организации корабля Н. Комму нисты по-деловому подготовились к этому дню. Отчетный доклад секретаря партийной организации младшего лейтенанта Шанина длился около полутора часов. После этого активно, по-деловому развернулось обсуж дение доклада. 1. НЕ ЗАЗНАВАТЬСЯ, НЕ УСПОКАИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ Партийная организация корабля накопи ла солидный опыт обеспечения плана бое вой подготовки. Вопросы учебы обсужда лись не раз ва партийных собраниях. Вы полнению боевой задачи обычно предшест вовало совещание партийного актива. Командир умело использовал знания н ав торитет членов партии, чтобы поднять, сплотить весь экипаж па успешное решение задач. Усилия партийной организации ска зались в ходе летних учений, в общем ито ге выполнения плана боевой подготовки. Добрая половина партийной организации — это отличники боевой п политической оодеотовюи. чрольшим и заслуженным авто ритетом среди личного состава пользуются коммунисты Шульгин, Дорошенко, Григо- ренко, Ошурков, Королев, Первышпп и ряд других товарищей. Об этом и о многих других фактах, свя занных с итогами боевой подготовки, гово рил докладчик, говорили выступавшие в прениях. Однако речи отдельных Товари щей были одностороппи, в них преобладал именно показ достижений. Что же касается недостатков, то о них или вовсе не гово рили или же говорили вскользь. Был случай, когда на учениях посадили napf. Факт недопустимый. Виноват в этом коммунист тов. Бренер, пп вместо того, что бы признать это. он пытался на собрании искать об’ективную причину — мы, др . ве •ниокаты. Коммунисты, выступившие после тов. Бренера, указали ему на неже лание признать ошибку, на отсутствие са мокритика. Неправильно выступил и старшина груп пы машинистов тов. Щербина. Докладчик покритиковал его, указал ему на конкрет ные ошибки, а он. вместо того, чтобы при- виать их, стал оправдываться. Однако общий тон выступлений был са мокритичным. Коммунисты говорили о до стижениях, но тут же с присущей больше викам смелостью и принципиальностью указывали па недостатки, говорили о недо пустимости увлекаться достигнутыми ус пехами, зазнаваться. Коммунисты в массе своей давали пра вильную оценку успехам и недостаткам, подчеркивали новые, более сложные зада чи боевой подготовки, поставленные Ми нистром Вооруженных Сил па 1948 год, давали наказ новому бюро — со всей анергией бороться за авангардную роль коммунистов в повседневной службе. В принятом решении подчеркивается, что «партийное собрание требует от всех ком мунистов авангадоной роли в (повышении боевой и политической подготовки, в ук реплении дисциплины», 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В прениях по докладу выступило 19 И из было среди выетущиших нн одного человека, кто в той или иной ферме, в том ИДЯ «НОМ плане пс злтронул На .отчетно-выборном партийном собрании бы вопросов идеологической роботы, идей но-политического воспитания коммунистов и беспартийных Докладчик подробно говорил о работе, направленной к воспитанию ЛИЧНОГО соста ва в духе патриотизма, в духе советской национальной гордости, в духе презрения к тлетворной буржуазной культуре. Он осветил роль многих коммунистов В Втой работе, состояние марксистско-ленинской учебы в самой организации. Силами ком мунистов для личного состава был органи зован ряд бесед и докладов по важнейшим вопросам: о постановлении ЦК ВКЩб) о журналах «Звезда» и «Ленинград», об от вете товарища Сталина полковнику Разину, о дружбе и товариществе, о браке и семье в Советском государстве, о жизни и деятель ности Сергея Мироновича Кирова, о бди тельности и т. д. Беседы п доклады на этл и другие темы проходили с большим успе хом. Любой доклад, лекция, беседа, прово димые партийной организацией, вызывали живейший интерес у матросов, старшин и офицеров. Однако общий вывод из всех выступле ний, которые были на собрании, сводится к тому, что идеологическая работа партий ной организации при всем ее размахе все еще отстает от возросших требований. Ком мунисты иллюстрировали это на примерах и фактах. Старший матрос Мацынин гово рил: — Мы проводим много бесед для моло дых матросов. Но плохо, что на этих бесе дах пе бывают более развитые товарищи, не бывают офицеры. Иногда на беседе, ко торую проводят пе совсем подготовленные атитаторы, возникнет какой-нибудь во прос и решить его не могут. Будь здесь старший, более сведущий товарищ, он по мог бы, и беседа прошла бы активнее, со держательнее, принесла бы большую поль зу. Видное место в формировании сознания человека занимает художественная лите ратура, Тов. Мацынин указал на то, что литературный вечер, посвященный «Моло дой гвардии» А. Фадеева, прошел с большим успехом, по вместе с тем подчеркнул, что это был единственный литературный вечер, что крайне необходимо впредь чаще прак тиковать такие мероприятия. Старшина 2 статьи Зубарев указал на то, что пе во всех кубриках имеются газе ты. Комплекты не ведутся, или ведутся небрежно. В этом вина секретаря партий ной организации, который но проверил ра боту тех, на кого была возложена забота и ответственность за ведение подшивки газет п журналов, за их сохранность. Старший матрос Григоренко говорил о работе агитаторов: — Агитаторы созываются у нас только перед какой-либо политической кампанией. В результате онп работают не с полной от дачей. Матросы интересуются буквально всем. Сейчас в кубриках много разговоров в связи с успешным наступлением китай ской пародно-освободптельной армии, в свя зи с событиями в Греции. Многие высказы вают пожелания услышать доклад о между народном положении. Об этом несколько раз говорили секретарю партийной организа ции, но он все обещает «достать лектора». Тов. Григоренко поднял вопрос об уча стии коммупистов-офнцеров в агитаци онно-пропагандистской работе, Исходя из того, что офицеры наиболее подготовлены в теоретическом отношении, тов. Григорен ко говорил о необходимости привлечь их к идеологической работе партийной органи зации, чего, я сожалению, почти но делает ся на корабле. Вели нужно провести бесе- ду, — говорил тов, Григоренко,— ее, как правило, поручают наиболее грамотному Матросу. А почему бы не поручить ее на иболее грамотному офицеру? О слабой работе агитаторов говорил и старший матрос Акутцц. — Я, например, не знаю, кто является агитатором в БЧ-П. П, по-моему, об этом не знает сам секретарь партийной организа ции тов. Шанин, — сказал он. Старшина 1 статьи Шульгин подверг критике кандидатов в члены ВКП(б) тт. Ма- тюшенко и Щербину. Когда эти товари щи готовились вступить в ряды ВКЩб), они усиленно занимались, работали над собой. Их приняли. Казалось бы, вступив в ряды ‘ ВКЩб), они должны были с еще большей энергией продолжать изучение историк партии. Но случилось обратное. Оба товарища самоуспокоились, проявляют недопустимую беспечность в отношении своего пдейно-полнтпческого развития. Старший матрос Ошурков рассказал, с каким огромным интересом изучали матро сы доклады товарищей Жданова п Мален кова, опубликованные в печати. Он подчер кивал, что нужно чаще проводить беседы о нашей Родине, о ходе выполнения пятплет- него плана, об итогах работы промышлен ности и сельского хозяйства, по вопросам, которыми сильно интересуются бойцы. Ошурков говорил об отсутствии контроля со стороны секретаря партийной организа ции за учебой коммунистов. —- У меня мало образования,— говорит старший матрос Акутин. мне нужна помощь в учебе. Но болое грамотные това рищи, к жоторьгм и обращался, например, тов. Кукушкин, мне не помогли, Шанин поручений мне не давал. Запросы личного состава дпктуют необ ходимость решительного улучшения идеоло гической работы в массах. Об этом говори ли старший лейтенант Тихонов, капитан- лейтенант Нофиц п другие товарищи. Указав на существенные недостатки, собрание обязало вновь избранное бюро поставить вопросы идейно-политического воспитания в основу своей работы. В частности, было решено вновь организо вать кружо* по изучению «Краткого кур са истории ВКЩб)», поскольку многие то варищи высказали настойчивые пожелания заниматься в кружке, организовать глубо кое изучение биографий В. И. Ленипа и И. В. Сталина. Собрание обязало бюро систематически проводить беседы и лекции для личного состава на политические, исторические и литературные темы, уси лить пропаганду советской художе ственной литературы, организовать спе циальные вечера, посвященные отдельным произведениям, и беседы о жизни и дея тельности великих русских писателей. Особым пунктом собрание записало: «Пар тийному бюро организовать лекции и до клады для коммунистов и всего личного состава па темы, воспитывающие военных моряков в духе пацпопальпой гордостп, патриотизма и любви к Родине». ка командира в партийной организация, в воинском и политическом воспитания личного состава. Коммунисты старо- служащие Мацынин, Шульгин, Дорошен ко, Кириченко проводили для комеоиоль- цев беседы о боевых традициях флота, о его заслугах перед Родиной. Коммунист Зубарев вел кружок по изучению Устава ВЛКСМ и биографии товарища Сталина. Коммунисты Бренер, Матюшенко, Григо ренко выступали перед молодежью с дй, кладами. П все-таки, как выявилось на собрании, Весточка из колхоза Недавно старшему матросу Г. Овсян никову пришло письмо от матери из колхоза имени Ворошилова. Аюайского района, РостереKofS области. Мать пишет, «Живем мы, Георгий, хорошо. В ны нешнем году колхоз собрал обильный урожай хлеба по 125 пудов с гекта ра* Колхоз ВЫПОЛНИЛ план хлебозагото вок на месяц раньше срока п сейчас сдает хлеб государству сверх плана* За посладиий период сдао боли полугоры тысячи пудов хлеба. Все колхозники живут зажиточно. Во руководство организацией ВЛКСМ является.. _ ______ _ im l наиболее отстающим участком работы пар -1 в 1 ^ мя войны мы пере ил тийной организации. Коммунисты комсо- «кепкой оккупации, во время т о т мольские работники Кошкин и Поро- все было разрушено и предано огню. Ео: несмотря на тяжелую и большую утрату, колхозники с большим усердием взялись за восстановление колхозного хозяйства. шин ие чувствуют ответственности ва по рученное им дело, а партийная организа ция не требовала с лих. У Кошкина, на- У ^ . пример, были случаи срыва комсомольских ^ короткий период вреуешт были да- собрапий из-за неподготовленности, но это по становилось предметом разбирательства на партийном собрании. Пе чувствуется комсомольской инициативы в организации художественной самодеятельности, в раз вертывании физкультурной работы. От дельные комсомольцы доцутекали дисципли нарные проступки, однако далеко не во всех случаях создавалось общественное мнение вокруг нарушителей, далеко пе всегда комсомольцы обсуждали проступки своих товарищей. Капитан-лейтенант Пофин 9 своем вы ступлении отмстил, что одной из причин недостатков в работе комсомольцев являет ся чрезмерное захваливание, которое до пускается по их адресу. Комсомольцы при выкли к тому, что их хвалят. Я пони маю, — говорит тов. Пофпп, — что нужно комсомольскому руководителю создать ав торитет, но этот авторитет должен быть строены большая животноводческая фер ма и егтапеферма, клуб на 600 мест,w r - ские ясли и другие колхозные помеще ния: В данный момеет колхоз электри фицирован. В пятилетием плане намече но построить нюолу-десятилетку. Недав но колхоз на свои средства купил два автомобиля. Горячо и с большой благодарностью откликнулись колхозники на постанов ление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о приведении денежной реформы и отмене карточек. В своих выступле ниях на собрании мы приветствовали это, как новое яркое выражение сталин ской заботы о советских людях. На заботу правительства колхозники откликнулись новыми успехами в своей работе. В колхозе засеяно под озимые более 300 гектар, отремонтирован весь сельскохозяйственный инвентарь, сорти- обосповап, вытекать из конкретных успе- I 1 руются семена, заготавливаются удобре- 3. КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — ПОВСЕДНЕВНОЕ ВНИМАНИЕ И РУКОВОДСТВО О состоянии комсомольской организации, об успехах п недостатках в ее работе го ворили многие коммунисты. Комсомольцы в массе своей много сделали, как помощпп- хов в paficTO. Старший лейтенант Тихонов отметил слабую деловую помощь комсомольцам со стороны секретаря партийной организации. За целый год тов. Шаппп всего два раза выступил перед комсомольцами. Автори тетное слово партийного руководителя должно гораздо чаще быть слышно на комсомольском собрании. Коммунисты до конца вскрыли недостат ки в облети руководства комсомольски работой и в своем решении этому вопросу посвятили несколько специальных пунк тов. Общий пункт гласит, что партийное собрапие обязывает вновь избранное бю ро «улучшить руководство комсомольской организацией». В практических мероприя тиях говорится о необходимости проводить для молодежи лекции, которые бы воспи тывали у молодых моряков чувство совет ской национальной гордостп, чувство люб ви к своему социалистическому Отечеству. Собрание обязало бюро по-настоящему по ставить пропаганду книги, добиться, что бы воспитательная работа с комсомольцами обеспечила укрепление пх авангардной ро ли в боевой подготовке и дисциплине. Тщательно обсудив отчетный доклад п решение по докладу, коммунисты тайным голосованием избрали новый состав пад- тшиного бюро. В бюро избраны младшие лейтенанты Шанин и Рычков, старшины 1 статьп Бойков и Шульгин, старший ма трос Грпторецко. Избраны были также де легаты на партийную конференцию соеди нения. Майор С. ЛЬВОВ. О ШТУРМАНСКОЙ КУЛЬИРЕ Очень часто можно слыЩУП», ИОГДа 0 том или ином офицер© говорят: «Это — культурный штурма»»,Ч*м же характери зуется культура штурмана? Штурман, как бы он ни был хорошо подготовлен в училище, должен постоянно пополнять свои знания. Успокаиваться полученными ранее «наввгяви, обходиться старым багажом, значит но только не быть в курсе вошпеста в вопросах ио|р*бл*вож- деяня, но и растерять имеющиеся здания, ебречь себя на отставание. Одним из признаков культуры штурмана «клавтся умение волноваться теоретиче скими знаниями и каждодневно накапли вать практический опыт, умевие органц- вовать свою работу. Эти качества приобре таются офицером-штурманем в период службы ка кораблях флота. Наиболее ш т о встречающимся недостат ком является предпочтение одаму из ме тодов кораблевождения в ушарб другим методам. Например, отдельные штурманы предпочитают радновавигациоивы* способы определения в открытом моде астрономиче ским, другие наоборот. Поэтому и те н другие в процессе службы накапливают одио.'тор^аин! опыт- Примерно то же можно наблюдать и в ис пользовании штурманской техники. Есть штурманы, отдаюшие предпочтение более новым приборам (гирокомпас, новейшяе системы лотов я лагов). Бывает н так, копа отдельные штурманы с нмонорнди относятся к использованию ПОРОЙ штур манской техники. Такое отношение к имею щейся нз корабле технике приводит к то му, что менее «излюбленные» приборы ЫН инструменты обычно ИИО«ТСЯ в забро шенном состоянии. _____ Возьмем, к примеру, маШПЯЫ! номпас. Автономность п независимость от корабел ьт ша енртетхчкии* 1тШ№ нитнын компас весьма живучим В боевых условиях, чего пока еще нельзя сказать о гирокомпасах. Можно привести много примеров, кдгдо корабли возвращались в базу с выведсщшмц из строя гирокомпаса ми и другими электронавпгациопными при борами, во магнитный компас никогда «не подводил» опытного и ■ культурного штурмана. Тем пе менее можно встре тить штурманов, с иронией относящихся к этойу прибору, В лучшем случае эти штурманы содержат магнитные компасы юрабля в исправном состоянии, яо почти никогда ими не пользуются, На корабле, где штурманом капитан- лвИтеиант Спнипкий, в^лизп главного магнитного компаса установили два враг щающнхея кресла, которые при повороте выводят компас из меридиана на 15 — 30 градусов. На другом корабле, где штурма ном старший лейтенант СиДоркевич'Ко- берский, главный магцитный компас был перенесен в худшие магнитные условия с ограниченным сектором обзора. Па некоторых кораблях, где имеются гирокомпасы, можно наблюдать пренебре жительное отношение к магнитным компа сам даже со стороны командиров кораблей. Исправная, постоянно готовая к исполь зованию штурманская техника на корабле с хорошо выверенными, своевременно вне сенными поправками свидетельствует о вы сокой культуре корабельного штурмана? В практике нередко можно встретить поверхностное суждение о неисправностях прибора н его работе. Вот пример, Во врг ия плавания и больших широтах корабгль- ный штурман лейтенант Волотип начал похвд с упором иа использование гироком паса. Па походе, вслеиствне неисправности схемы, гирокомпас стал ныходрть из мери- |иаид, Лейтенант Болотин, не задумываясь, едшл вы ед что в бощш х ойротах г г рокомпасу доверять не следует, и перешел нз (магнитный компас бее какого-либо ана лиза причгш плохой работы гирокомпаса. Вскоре штурцапскнй электрик устрлнил неисправность схемы; п гирокомпас стал работать нормально. Но лейтенант Болотин продолжал вести корабль по магнитному компасу. Вскоре стал ненормально показы вать и магнитный компас. Лейтенант Бо лотин опять-таки без анализа причин со вершенно перестал пользоваться им и сно ва перешел на гирокомпас. Лейтенант Бо* лэтин все же убедился в неправильности своих взглядов и в следующие походы про изводил расчеты, учитывая показания обо* их компасов. Культурный штурман должен в совер шенстве знать свои приборы; всегда кри* тически относиться к их показаниям, под вергать глубокому анализу неисправности в их работе, быстро находить п устранять повреждения. . В последнее время нередко можно иаблю- дить штурманов, оказывающих исключи тельное доверие радиолокаторам. Когда та кому штурману задаешь вопрос: «Как же вы собираетесь или в море, ведь у вас давно не уничтожалась девиация, неис правен пеленгатор и может выйти из строя гирокомпас?», он обычно отвечает: $У ме ня ость радиопеленгатор». А ведь извест но, что при недостаточном оборудовании берега пассивными отражателями и при отлогих берега с возвышенностями нет уверенности в измеренном до береговой черты расстоянии, а следовательно, и в точности радиолокационного определения в таких районах. Если щ туран положит ся только на радиопеленгатор, не будет ве сти прокладки и делать определение свойго места в море другими способами, то он мо жет уподобиться слепому, который ориен тируется при движении поетуюгааянеег па лочкой о край пацели. Если корабль отой дет от берега ва црадел дальности радио локатора, такой щтяшан ердлу потеряет свое место. Радиолокатор является хорошим и надежным штурманским прибором только при обязательном использовании других приборов и ведении непрерывной про кладки корабля. Штурманы, оказывающие исключитель ное доверие радиолокатору и пепользую- щиеся другими приборами, показывают только свою некультурность. Показателем культурности штурмана яв ляется также и забота о постоянно откор ректированных картах и штурманских по собиях корабля. К сожалению, еще можно встретить штурманов, которые за коррек турой сами не следят, а поручают это от ветственное дело своим подчиненным. Есть штурманы, которые взяли за правило кор ректировать пособие только для районов, в которых онп наиболее часто плавают. Если на к%рабле своевременно пе получили тот 'или другой помер «Извещения мореплава телям», то некоторые штурманы пе побе спокоятся послать за этим номером, полу чить его. Постоянно откорректированные и под держиваемые на уровне современности все без исключения имеющиеся на корабле штурманские пособия п карты также сви детельствуют о высокой культурности штурмана и его личного состава. Штурману должна быть присуща еще одна .черта — аккуратность. Есть такие штурманы, которые пе стараются выра ботать это качество о своей работе, Взять, например, заполнение навигационного журнала п веление прокладки на карте. Встречаются ещо штурманы, которые не кыполаяют установленных правил ведения навигационного журнала и пишут в него все, что вздумается. По такому журналу ие только нельзя восстановить плавание корабля, но и вообще разобраться в том, что там написано. Или, например, ведение прокладки. Иной штурман начертят па карте столько линий и сделает столько по меток о времери и лаге, что не только не, ппя к весеннему севу 1948 года». Простая советская женщина вав^ряет своего сына, что. она не пожалеет своих сил для выращивания еще более обиль ного урожая в этом году. В письме мать дает наказ сыну: «Служи. Георгий, хо рошо и честно, слушайся своих коман диров, не посрами нашей родительской чести». • Мать просила передать всем матросам и офицерам большой цривет. Старшина 2 статьи Г. ЗАХАРОВ. , Занятия старшин На нашем корабле строго по плану про* водятся занятия в группе старшин. Командование корабля выделило. опыт ных офицеров для проведения воспита тельной работы со старшинами. Офицеры учат старшин отделений тому, как нужно правильно организовать занятия с матро сами. Живо и доходчиво провел урок по устройству п тактико-техническим данным корабля старший инжеиер-лейтенант Бре нер. Для «более точного изучения темы он использовал наглядные пособия — черте жи и схемы, подробно и ясно ответил на все вопросы старшин. Штурман корабля лейтенант Лунегов оз накомил старшин с работой и службой штурманской боевой часта. Особый инте рес на занятиях младших командиров при влекли влектронавиганнонные приборы. Старшина 2 статьи Костин задал вопрос офицеру Лунегову: — На чем основана работа прокоипаса? Хорошо зная устройство гирокомцаса. лейтенант Лунегов подробно ответил на етот вопрос и теоретически обосновал ра боту гирокомпаса. Тщательная подготовка офицерского со- будет ориентироваться по своей же карте. | става к занятиям, хорошо продуманная сушенный в таком «штурманском нсюус- » офицер не разберется, но и сам он при докладе о своем месте долго и с трудом Каждый штурман может встретить в мо ре неисправность средств навигационного обеспечения мореплавания (маяков, огней, буев) пли неправильное местонахождение * плавучих средств ограждения навигацион ных опасностей. Но, к сожалению, еще есть такие штурманы, которые не счи тают нужным сообщать об этом в гидро графию. Русские военные моряки, а штурманы в особенности, издавна занимались исследо ванием неизведанных морских просторов и приносили много пользы в изучении морей, составлении морских карт я описа ний для лоций. Это помогает быстрее ис следовать малоизученны* районы, а ташке своевременно корректировать пособия. Лоцманские заметки штурманов, с одной стороны, пополняют данные о театре, с другой — составление их требует от штур мана более внимательного! изучения района плавания и обогащает его знание театра. Нужно добиться такого положения, что бы каждый штурман чувствовал себя в море хозяином и хозяйским глазоес замечал все, что может облегчить плавание и пре достеречь другой корабль от аварии. Передзча своего опыта другим, постоян ное стремление двинуть вперед науку о кораблевождении и познание малоисследо ванных районов должны бить нвотемлемы- ми качествами культуры штурмана. Чтобы добиться точного яораблевовдеоия, постоянного содержания в исправности штурманской техники, етать культурным и опытным, каждый штурман должен на капливать всесторонний практический опыт, повышать свои теоретические ана« ння н много работать с личным еостаюм. Напитан 2 ранг» Б, U fU JSe ttSL у, организация урока и правильное изложе ние материала позволяют делать глубокий анализ и обоснование примеров и фактов по изучаемым темам. Лця навстречу 30-летию Советской Армии, многие старшины добились успе хов в боевой п политической подготовке. Так* например, отлпчно учатся сейчас старшина 1 статьи Кукушкин, старшины 2 статьи Тюрин и Виноградов. Свои зна ния они умело передают подчиненным. Учеба старшин является большим под спорьем для них в воспитании личного состава. Старшин! 2 отатъи С, ЗУБАРЕВ. В дни школьных каникул В Доив офишр* а щ а и л в л ка- ю куд провоше* д е т е т иО Д е тх в и ъ . Ежедневно g 15 ч к м дм тицядех в дошводьетков двконелшртптсх гучщлб со- ветскм кянофялыгы. Ребят» уже проеког. редн «Ленин в Октябре», «Каменные цве ток», «Волга-Волга», «Гаврош», «Веселые ребята», «Степные вжтяян» н другие. Промдеяб ч я ковогоднп елки, высгу- оыа д е п ш худ ош е пе пм ем одипль- аость. «Дед-Лоров» р ш д е ки ««ret ,есо д ы ч ркеш ил И ш у т и * !. Ш ко и вд и старших мме«а посетив *У*еft Семрааго t im . 0*яхм» ш в а коми яд с ic ro p ie i с о ш ш C u ts , ного флота и боевыми делап сееероиомев в годы Om eeneiBD i войхы. В » -ш х е п рш е ш с е и и д о ц л п о п ы е copes, п н д ь Х *т мао,).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz