На страже Заполярья. 1948 год. Январь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я января 1948 г., № 9 (3 0 0 3 ) . Больше труда- выше успехи Старшина 2 статьи Перфильев s i время летней учебы многому научил свои под чиненных. Он умело решал задачи, которые стояли перед его боевым постом: составлял план занятий и тщательно продумывал действия каждого подчиненного. Вот на боевом посту обнаружилась две «пробоины» в подводной части. В районе среднего котла возник «пожар*, вышли из строя системы вспомогательных механиз­ мов. В :>тих сложных условии старший* должен был силами личного состава своего боевого поете ликвидировать все «вовреж дения» л удержать в д е к т в» под парам! котлы. Перфильев с w o t задачей еправился. Вначале он определил каждому подчинен ному еб’ект работы, указал, что нужно предпринять, «ггобы ликвидировать по­ вреждении. На тушении пожара работал старший матрое Назиков, который выю- чел в действие пеяогенератор. Матрое Горлов действовал шлангом. Вначале были некоторые неточности в действиях стар шего матроса Назикова и матроса Горлова. Старшина указал на недостатки. Цоеле ето­ го он по неекольку раз заставлял повторять одну и ту же операции», добиваясь полого соблюдения инструкций. В результате про­ веденных тренировок старшина 2 етатм Перфильев добился больших успехов. При вооружении пеногенератора и при его пу­ ске старший матрос Назиков и матрос Горлов, например, наполовину сократили нормативное время. Т*ц л;е отрабатывались на тренировке заделка пробоин, постановка подпор, пере* пдючение систем, запуск запасных меха- низмов. При этом старшина Перфильев особое внимание обращал на знание личным составом инструкций и своих прямых обя­ занностей. В одну из тренировок старшина 2 статьи Перфильев решил проверить, как его подчиненные производят постановку и замену форсунок на котле. Результат по­ казал, что некоторые матросы, например, Естоев, многое забыли и тратили виачн- тельно больше времени, чем требовалось для такой же работы в период летней уче­ бы. Перфильев выявил, в чем именно про­ исходит задержка у матроса Естоева, ука­ зал ему на недостатки. Под наблюдением старшего специалиста старшего матроса Курганова Естоев ежедневно тренировался по постановке и замене форсунок. В на­ стоящее время матрос Естоев почти в три Фаза совратил норматив. Е отстающим Перфильев прикрепляет отличников боевой и политической подго­ товки. Одно время матрос Горелкин никак не мог освоить пдорасараделени* питатель­ ного насоса. К отстающему был прикреплен матрос Карташев, который помог Горел­ кину, и сейчас он Нв хуже Ю Ш X 9SAQT свое заведывание. Если посмотреть на действия отделения старшины 2 статьи Перфильева сейчас, сравнить рх с началом 1947 года, то сра­ зу бросается в глаза большая разница. В настоящее время каждый матрос отделения может выполнять обязанности не только свои, но п своего товарища. Матросы старшины Перфильева гото­ вятся достойно встретить 30-летив Со­ ветской Армии. Они с каждым днем повы­ шают напряжение в учебе, уверенно идут к повышению воинского мастерства. Старшина 1 стати Н. ШАДРИН. За новый под‘ем в партийной работе Г Состоялось отчетно-выборное собрание партийной организации корабля Н. Комму­ нисты по-деловому подготовились к этому дню. Отчетный доклад секретаря партийной организации младшего лейтенанта Шанина длился около полутора часов. После этого активно, по-деловому развернулось обсуж­ дение доклада. 1. НЕ ЗАЗНАВАТЬСЯ, НЕ УСПОКАИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ Партийная организация корабля накопи­ ла солидный опыт обеспечения плана бое­ вой подготовки. Вопросы учебы обсужда­ лись не раз ва партийных собраниях. Вы­ полнению боевой задачи обычно предшест­ вовало совещание партийного актива. Командир умело использовал знания н ав­ торитет членов партии, чтобы поднять, сплотить весь экипаж па успешное решение задач. Усилия партийной организации ска­ зались в ходе летних учений, в общем ито­ ге выполнения плана боевой подготовки. Добрая половина партийной организации — это отличники боевой п политической оодеотовюи. чрольшим и заслуженным авто­ ритетом среди личного состава пользуются коммунисты Шульгин, Дорошенко, Григо- ренко, Ошурков, Королев, Первышпп и ряд других товарищей. Об этом и о многих других фактах, свя­ занных с итогами боевой подготовки, гово­ рил докладчик, говорили выступавшие в прениях. Однако речи отдельных Товари­ щей были одностороппи, в них преобладал именно показ достижений. Что же касается недостатков, то о них или вовсе не гово­ рили или же говорили вскользь. Был случай, когда на учениях посадили napf. Факт недопустимый. Виноват в этом коммунист тов. Бренер, пп вместо того, что­ бы признать это. он пытался на собрании искать об’ективную причину — мы, др . ве •ниокаты. Коммунисты, выступившие после тов. Бренера, указали ему на неже­ лание признать ошибку, на отсутствие са­ мокритика. Неправильно выступил и старшина груп­ пы машинистов тов. Щербина. Докладчик покритиковал его, указал ему на конкрет­ ные ошибки, а он. вместо того, чтобы при- виать их, стал оправдываться. Однако общий тон выступлений был са­ мокритичным. Коммунисты говорили о до­ стижениях, но тут же с присущей больше­ викам смелостью и принципиальностью указывали па недостатки, говорили о недо­ пустимости увлекаться достигнутыми ус­ пехами, зазнаваться. Коммунисты в массе своей давали пра­ вильную оценку успехам и недостаткам, подчеркивали новые, более сложные зада­ чи боевой подготовки, поставленные Ми­ нистром Вооруженных Сил па 1948 год, давали наказ новому бюро — со всей анергией бороться за авангардную роль коммунистов в повседневной службе. В принятом решении подчеркивается, что «партийное собрание требует от всех ком­ мунистов авангадоной роли в (повышении боевой и политической подготовки, в ук­ реплении дисциплины», 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В прениях по докладу выступило 19 И из было среди выетущиших нн одного человека, кто в той или иной ферме, в том ИДЯ «НОМ плане пс злтронул На .отчетно-выборном партийном собрании бы вопросов идеологической роботы, идей­ но-политического воспитания коммунистов и беспартийных Докладчик подробно говорил о работе, направленной к воспитанию ЛИЧНОГО соста­ ва в духе патриотизма, в духе советской национальной гордости, в духе презрения к тлетворной буржуазной культуре. Он осветил роль многих коммунистов В Втой работе, состояние марксистско-ленинской учебы в самой организации. Силами ком­ мунистов для личного состава был органи­ зован ряд бесед и докладов по важнейшим вопросам: о постановлении ЦК ВКЩб) о журналах «Звезда» и «Ленинград», об от­ вете товарища Сталина полковнику Разину, о дружбе и товариществе, о браке и семье в Советском государстве, о жизни и деятель­ ности Сергея Мироновича Кирова, о бди­ тельности и т. д. Беседы п доклады на этл и другие темы проходили с большим успе­ хом. Любой доклад, лекция, беседа, прово­ димые партийной организацией, вызывали живейший интерес у матросов, старшин и офицеров. Однако общий вывод из всех выступле­ ний, которые были на собрании, сводится к тому, что идеологическая работа партий­ ной организации при всем ее размахе все еще отстает от возросших требований. Ком­ мунисты иллюстрировали это на примерах и фактах. Старший матрос Мацынин гово­ рил: — Мы проводим много бесед для моло­ дых матросов. Но плохо, что на этих бесе­ дах пе бывают более развитые товарищи, не бывают офицеры. Иногда на беседе, ко­ торую проводят пе совсем подготовленные атитаторы, возникнет какой-нибудь во­ прос и решить его не могут. Будь здесь старший, более сведущий товарищ, он по­ мог бы, и беседа прошла бы активнее, со­ держательнее, принесла бы большую поль­ зу. Видное место в формировании сознания человека занимает художественная лите­ ратура, Тов. Мацынин указал на то, что литературный вечер, посвященный «Моло­ дой гвардии» А. Фадеева, прошел с большим успехом, по вместе с тем подчеркнул, что это был единственный литературный вечер, что крайне необходимо впредь чаще прак­ тиковать такие мероприятия. Старшина 2 статьи Зубарев указал на то, что пе во всех кубриках имеются газе­ ты. Комплекты не ведутся, или ведутся небрежно. В этом вина секретаря партий­ ной организации, который но проверил ра­ боту тех, на кого была возложена забота и ответственность за ведение подшивки газет п журналов, за их сохранность. Старший матрос Григоренко говорил о работе агитаторов: — Агитаторы созываются у нас только перед какой-либо политической кампанией. В результате онп работают не с полной от­ дачей. Матросы интересуются буквально всем. Сейчас в кубриках много разговоров в связи с успешным наступлением китай­ ской пародно-освободптельной армии, в свя­ зи с событиями в Греции. Многие высказы­ вают пожелания услышать доклад о между­ народном положении. Об этом несколько раз говорили секретарю партийной организа­ ции, но он все обещает «достать лектора». Тов. Григоренко поднял вопрос об уча­ стии коммупистов-офнцеров в агитаци­ онно-пропагандистской работе, Исходя из того, что офицеры наиболее подготовлены в теоретическом отношении, тов. Григорен­ ко говорил о необходимости привлечь их к идеологической работе партийной органи­ зации, чего, я сожалению, почти но делает­ ся на корабле. Вели нужно провести бесе- ду, — говорил тов, Григоренко,— ее, как правило, поручают наиболее грамотному Матросу. А почему бы не поручить ее на­ иболее грамотному офицеру? О слабой работе агитаторов говорил и старший матрос Акутцц. — Я, например, не знаю, кто является агитатором в БЧ-П. П, по-моему, об этом не знает сам секретарь партийной организа­ ции тов. Шанин, — сказал он. Старшина 1 статьи Шульгин подверг критике кандидатов в члены ВКП(б) тт. Ма- тюшенко и Щербину. Когда эти товари­ щи готовились вступить в ряды ВКЩб), они усиленно занимались, работали над собой. Их приняли. Казалось бы, вступив в ряды ‘ ВКЩб), они должны были с еще большей энергией продолжать изучение историк партии. Но случилось обратное. Оба товарища самоуспокоились, проявляют недопустимую беспечность в отношении своего пдейно-полнтпческого развития. Старший матрос Ошурков рассказал, с каким огромным интересом изучали матро­ сы доклады товарищей Жданова п Мален­ кова, опубликованные в печати. Он подчер­ кивал, что нужно чаще проводить беседы о нашей Родине, о ходе выполнения пятплет- него плана, об итогах работы промышлен­ ности и сельского хозяйства, по вопросам, которыми сильно интересуются бойцы. Ошурков говорил об отсутствии контроля со стороны секретаря партийной организа­ ции за учебой коммунистов. —- У меня мало образования,— говорит старший матрос Акутин. мне нужна помощь в учебе. Но болое грамотные това­ рищи, к жоторьгм и обращался, например, тов. Кукушкин, мне не помогли, Шанин поручений мне не давал. Запросы личного состава дпктуют необ­ ходимость решительного улучшения идеоло­ гической работы в массах. Об этом говори­ ли старший лейтенант Тихонов, капитан- лейтенант Нофиц п другие товарищи. Указав на существенные недостатки, собрание обязало вновь избранное бюро поставить вопросы идейно-политического воспитания в основу своей работы. В частности, было решено вновь организо­ вать кружо* по изучению «Краткого кур­ са истории ВКЩб)», поскольку многие то­ варищи высказали настойчивые пожелания заниматься в кружке, организовать глубо­ кое изучение биографий В. И. Ленипа и И. В. Сталина. Собрание обязало бюро систематически проводить беседы и лекции для личного состава на политические, исторические и литературные темы, уси­ лить пропаганду советской художе­ ственной литературы, организовать спе­ циальные вечера, посвященные отдельным произведениям, и беседы о жизни и дея­ тельности великих русских писателей. Особым пунктом собрание записало: «Пар­ тийному бюро организовать лекции и до­ клады для коммунистов и всего личного состава па темы, воспитывающие военных моряков в духе пацпопальпой гордостп, патриотизма и любви к Родине». ка командира в партийной организация, в воинском и политическом воспитания личного состава. Коммунисты старо- служащие Мацынин, Шульгин, Дорошен­ ко, Кириченко проводили для комеоиоль- цев беседы о боевых традициях флота, о его заслугах перед Родиной. Коммунист Зубарев вел кружок по изучению Устава ВЛКСМ и биографии товарища Сталина. Коммунисты Бренер, Матюшенко, Григо­ ренко выступали перед молодежью с дй, кладами. П все-таки, как выявилось на собрании, Весточка из колхоза Недавно старшему матросу Г. Овсян­ никову пришло письмо от матери из колхоза имени Ворошилова. Аюайского района, РостереKofS области. Мать пишет, «Живем мы, Георгий, хорошо. В ны­ нешнем году колхоз собрал обильный урожай хлеба по 125 пудов с гекта­ ра* Колхоз ВЫПОЛНИЛ план хлебозагото­ вок на месяц раньше срока п сейчас сдает хлеб государству сверх плана* За посладиий период сдао боли полугоры тысячи пудов хлеба. Все колхозники живут зажиточно. Во руководство организацией ВЛКСМ является.. _ ______ _ im l наиболее отстающим участком работы пар -1 в 1 ^ мя войны мы пере ил тийной организации. Коммунисты комсо- «кепкой оккупации, во время т о т мольские работники Кошкин и Поро- все было разрушено и предано огню. Ео: несмотря на тяжелую и большую утрату, колхозники с большим усердием взялись за восстановление колхозного хозяйства. шин ие чувствуют ответственности ва по­ рученное им дело, а партийная организа­ ция не требовала с лих. У Кошкина, на- У ^ . пример, были случаи срыва комсомольских ^ короткий период вреуешт были да- собрапий из-за неподготовленности, но это по становилось предметом разбирательства на партийном собрании. Пе чувствуется комсомольской инициативы в организации художественной самодеятельности, в раз­ вертывании физкультурной работы. От­ дельные комсомольцы доцутекали дисципли­ нарные проступки, однако далеко не во всех случаях создавалось общественное мнение вокруг нарушителей, далеко пе всегда комсомольцы обсуждали проступки своих товарищей. Капитан-лейтенант Пофин 9 своем вы­ ступлении отмстил, что одной из причин недостатков в работе комсомольцев являет­ ся чрезмерное захваливание, которое до­ пускается по их адресу. Комсомольцы при­ выкли к тому, что их хвалят. Я пони­ маю, — говорит тов. Пофпп, — что нужно комсомольскому руководителю создать ав­ торитет, но этот авторитет должен быть строены большая животноводческая фер­ ма и егтапеферма, клуб на 600 мест,w r - ские ясли и другие колхозные помеще­ ния: В данный момеет колхоз электри­ фицирован. В пятилетием плане намече­ но построить нюолу-десятилетку. Недав­ но колхоз на свои средства купил два автомобиля. Горячо и с большой благодарностью откликнулись колхозники на постанов­ ление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о приведении денежной реформы и отмене карточек. В своих выступле­ ниях на собрании мы приветствовали это, как новое яркое выражение сталин­ ской заботы о советских людях. На заботу правительства колхозники откликнулись новыми успехами в своей работе. В колхозе засеяно под озимые более 300 гектар, отремонтирован весь сельскохозяйственный инвентарь, сорти- обосповап, вытекать из конкретных успе- I 1 руются семена, заготавливаются удобре- 3. КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — ПОВСЕДНЕВНОЕ ВНИМАНИЕ И РУКОВОДСТВО О состоянии комсомольской организации, об успехах п недостатках в ее работе го­ ворили многие коммунисты. Комсомольцы в массе своей много сделали, как помощпп- хов в paficTO. Старший лейтенант Тихонов отметил слабую деловую помощь комсомольцам со стороны секретаря партийной организации. За целый год тов. Шаппп всего два раза выступил перед комсомольцами. Автори­ тетное слово партийного руководителя должно гораздо чаще быть слышно на комсомольском собрании. Коммунисты до конца вскрыли недостат­ ки в облети руководства комсомольски работой и в своем решении этому вопросу посвятили несколько специальных пунк­ тов. Общий пункт гласит, что партийное собрапие обязывает вновь избранное бю­ ро «улучшить руководство комсомольской организацией». В практических мероприя­ тиях говорится о необходимости проводить для молодежи лекции, которые бы воспи­ тывали у молодых моряков чувство совет­ ской национальной гордостп, чувство люб­ ви к своему социалистическому Отечеству. Собрание обязало бюро по-настоящему по­ ставить пропаганду книги, добиться, что­ бы воспитательная работа с комсомольцами обеспечила укрепление пх авангардной ро­ ли в боевой подготовке и дисциплине. Тщательно обсудив отчетный доклад п решение по докладу, коммунисты тайным голосованием избрали новый состав пад- тшиного бюро. В бюро избраны младшие лейтенанты Шанин и Рычков, старшины 1 статьп Бойков и Шульгин, старший ма­ трос Грпторецко. Избраны были также де­ легаты на партийную конференцию соеди­ нения. Майор С. ЛЬВОВ. О ШТУРМАНСКОЙ КУЛЬИРЕ Очень часто можно слыЩУП», ИОГДа 0 том или ином офицер© говорят: «Это — культурный штурма»»,Ч*м же характери­ зуется культура штурмана? Штурман, как бы он ни был хорошо подготовлен в училище, должен постоянно пополнять свои знания. Успокаиваться полученными ранее «наввгяви, обходиться старым багажом, значит но только не быть в курсе вошпеста в вопросах ио|р*бл*вож- деяня, но и растерять имеющиеся здания, ебречь себя на отставание. Одним из признаков культуры штурмана «клавтся умение волноваться теоретиче­ скими знаниями и каждодневно накапли­ вать практический опыт, умевие органц- вовать свою работу. Эти качества приобре­ таются офицером-штурманем в период службы ка кораблях флота. Наиболее ш т о встречающимся недостат­ ком является предпочтение одаму из ме­ тодов кораблевождения в ушарб другим методам. Например, отдельные штурманы предпочитают радновавигациоивы* способы определения в открытом моде астрономиче­ ским, другие наоборот. Поэтому и те н другие в процессе службы накапливают одио.'тор^аин! опыт- Примерно то же можно наблюдать и в ис­ пользовании штурманской техники. Есть штурманы, отдаюшие предпочтение более новым приборам (гирокомпас, новейшяе системы лотов я лагов). Бывает н так, копа отдельные штурманы с нмонорнди относятся к использованию ПОРОЙ штур­ манской техники. Такое отношение к имею­ щейся нз корабле технике приводит к то­ му, что менее «излюбленные» приборы ЫН инструменты обычно ИИО«ТСЯ в забро­ шенном состоянии. _____ Возьмем, к примеру, маШПЯЫ! номпас. Автономность п независимость от корабел ьт ша енртетхчкии* 1тШ№ нитнын компас весьма живучим В боевых условиях, чего пока еще нельзя сказать о гирокомпасах. Можно привести много примеров, кдгдо корабли возвращались в базу с выведсщшмц из строя гирокомпаса­ ми и другими электронавпгациопными при­ борами, во магнитный компас никогда «не подводил» опытного и ■ культурного штурмана. Тем пе менее можно встре­ тить штурманов, с иронией относящихся к этойу прибору, В лучшем случае эти штурманы содержат магнитные компасы юрабля в исправном состоянии, яо почти никогда ими не пользуются, На корабле, где штурманом капитан- лвИтеиант Спнипкий, в^лизп главного магнитного компаса установили два враг щающнхея кресла, которые при повороте выводят компас из меридиана на 15 — 30 градусов. На другом корабле, где штурма­ ном старший лейтенант СиДоркевич'Ко- берский, главный магцитный компас был перенесен в худшие магнитные условия с ограниченным сектором обзора. Па некоторых кораблях, где имеются гирокомпасы, можно наблюдать пренебре­ жительное отношение к магнитным компа­ сам даже со стороны командиров кораблей. Исправная, постоянно готовая к исполь­ зованию штурманская техника на корабле с хорошо выверенными, своевременно вне­ сенными поправками свидетельствует о вы­ сокой культуре корабельного штурмана? В практике нередко можно встретить поверхностное суждение о неисправностях прибора н его работе. Вот пример, Во врг ия плавания и больших широтах корабгль- ный штурман лейтенант Волотип начал похвд с упором иа использование гироком­ паса. Па походе, вслеиствне неисправности схемы, гирокомпас стал ныходрть из мери- |иаид, Лейтенант Болотин, не задумываясь, едшл вы ед что в бощш х ойротах г г рокомпасу доверять не следует, и перешел нз (магнитный компас бее какого-либо ана­ лиза причгш плохой работы гирокомпаса. Вскоре штурцапскнй электрик устрлнил неисправность схемы; п гирокомпас стал работать нормально. Но лейтенант Болотин продолжал вести корабль по магнитному компасу. Вскоре стал ненормально показы­ вать и магнитный компас. Лейтенант Бо­ лотин опять-таки без анализа причин со­ вершенно перестал пользоваться им и сно­ ва перешел на гирокомпас. Лейтенант Бо* лэтин все же убедился в неправильности своих взглядов и в следующие походы про­ изводил расчеты, учитывая показания обо* их компасов. Культурный штурман должен в совер­ шенстве знать свои приборы; всегда кри* тически относиться к их показаниям, под­ вергать глубокому анализу неисправности в их работе, быстро находить п устранять повреждения. . В последнее время нередко можно иаблю- дить штурманов, оказывающих исключи­ тельное доверие радиолокаторам. Когда та­ кому штурману задаешь вопрос: «Как же вы собираетесь или в море, ведь у вас давно не уничтожалась девиация, неис­ правен пеленгатор и может выйти из строя гирокомпас?», он обычно отвечает: $У ме­ ня ость радиопеленгатор». А ведь извест­ но, что при недостаточном оборудовании берега пассивными отражателями и при отлогих берега с возвышенностями нет уверенности в измеренном до береговой черты расстоянии, а следовательно, и в точности радиолокационного определения в таких районах. Если щ туран положит­ ся только на радиопеленгатор, не будет ве­ сти прокладки и делать определение свойго места в море другими способами, то он мо­ жет уподобиться слепому, который ориен­ тируется при движении поетуюгааянеег па­ лочкой о край пацели. Если корабль отой­ дет от берега ва црадел дальности радио­ локатора, такой щтяшан ердлу потеряет свое место. Радиолокатор является хорошим и надежным штурманским прибором только при обязательном использовании других приборов и ведении непрерывной про­ кладки корабля. Штурманы, оказывающие исключитель­ ное доверие радиолокатору и пепользую- щиеся другими приборами, показывают только свою некультурность. Показателем культурности штурмана яв­ ляется также и забота о постоянно откор­ ректированных картах и штурманских по­ собиях корабля. К сожалению, еще можно встретить штурманов, которые за коррек­ турой сами не следят, а поручают это от­ ветственное дело своим подчиненным. Есть штурманы, которые взяли за правило кор­ ректировать пособие только для районов, в которых онп наиболее часто плавают. Если на к%рабле своевременно пе получили тот 'или другой помер «Извещения мореплава­ телям», то некоторые штурманы пе побе­ спокоятся послать за этим номером, полу­ чить его. Постоянно откорректированные и под­ держиваемые на уровне современности все без исключения имеющиеся на корабле штурманские пособия п карты также сви­ детельствуют о высокой культурности штурмана и его личного состава. Штурману должна быть присуща еще одна .черта — аккуратность. Есть такие штурманы, которые пе стараются выра­ ботать это качество о своей работе, Взять, например, заполнение навигационного журнала п веление прокладки на карте. Встречаются ещо штурманы, которые не кыполаяют установленных правил ведения навигационного журнала и пишут в него все, что вздумается. По такому журналу ие только нельзя восстановить плавание корабля, но и вообще разобраться в том, что там написано. Или, например, ведение прокладки. Иной штурман начертят па карте столько линий и сделает столько по­ меток о времери и лаге, что не только не, ппя к весеннему севу 1948 года». Простая советская женщина вав^ряет своего сына, что. она не пожалеет своих сил для выращивания еще более обиль­ ного урожая в этом году. В письме мать дает наказ сыну: «Служи. Георгий, хо­ рошо и честно, слушайся своих коман­ диров, не посрами нашей родительской чести». • Мать просила передать всем матросам и офицерам большой цривет. Старшина 2 статьи Г. ЗАХАРОВ. , Занятия старшин На нашем корабле строго по плану про* водятся занятия в группе старшин. Командование корабля выделило. опыт­ ных офицеров для проведения воспита­ тельной работы со старшинами. Офицеры учат старшин отделений тому, как нужно правильно организовать занятия с матро­ сами. Живо и доходчиво провел урок по устройству п тактико-техническим данным корабля старший инжеиер-лейтенант Бре­ нер. Для «более точного изучения темы он использовал наглядные пособия — черте­ жи и схемы, подробно и ясно ответил на все вопросы старшин. Штурман корабля лейтенант Лунегов оз­ накомил старшин с работой и службой штурманской боевой часта. Особый инте­ рес на занятиях младших командиров при­ влекли влектронавиганнонные приборы. Старшина 2 статьи Костин задал вопрос офицеру Лунегову: — На чем основана работа прокоипаса? Хорошо зная устройство гирокомцаса. лейтенант Лунегов подробно ответил на етот вопрос и теоретически обосновал ра­ боту гирокомпаса. Тщательная подготовка офицерского со- будет ориентироваться по своей же карте. | става к занятиям, хорошо продуманная сушенный в таком «штурманском нсюус- » офицер не разберется, но и сам он при докладе о своем месте долго и с трудом Каждый штурман может встретить в мо­ ре неисправность средств навигационного обеспечения мореплавания (маяков, огней, буев) пли неправильное местонахождение * плавучих средств ограждения навигацион­ ных опасностей. Но, к сожалению, еще есть такие штурманы, которые не счи­ тают нужным сообщать об этом в гидро­ графию. Русские военные моряки, а штурманы в особенности, издавна занимались исследо­ ванием неизведанных морских просторов и приносили много пользы в изучении морей, составлении морских карт я описа­ ний для лоций. Это помогает быстрее ис­ следовать малоизученны* районы, а ташке своевременно корректировать пособия. Лоцманские заметки штурманов, с одной стороны, пополняют данные о театре, с другой — составление их требует от штур­ мана более внимательного! изучения района плавания и обогащает его знание театра. Нужно добиться такого положения, что­ бы каждый штурман чувствовал себя в море хозяином и хозяйским глазоес замечал все, что может облегчить плавание и пре­ достеречь другой корабль от аварии. Передзча своего опыта другим, постоян­ ное стремление двинуть вперед науку о кораблевождении и познание малоисследо­ ванных районов должны бить нвотемлемы- ми качествами культуры штурмана. Чтобы добиться точного яораблевовдеоия, постоянного содержания в исправности штурманской техники, етать культурным и опытным, каждый штурман должен на­ капливать всесторонний практический опыт, повышать свои теоретические ана« ння н много работать с личным еостаюм. Напитан 2 ранг» Б, U fU JSe ttSL у, организация урока и правильное изложе­ ние материала позволяют делать глубокий анализ и обоснование примеров и фактов по изучаемым темам. Лця навстречу 30-летию Советской Армии, многие старшины добились успе­ хов в боевой п политической подготовке. Так* например, отлпчно учатся сейчас старшина 1 статьи Кукушкин, старшины 2 статьи Тюрин и Виноградов. Свои зна­ ния они умело передают подчиненным. Учеба старшин является большим под­ спорьем для них в воспитании личного состава. Старшин! 2 отатъи С, ЗУБАРЕВ. В дни школьных каникул В Доив офишр* а щ а и л в л ка- ю куд провоше* д е т е т иО Д е тх в и ъ . Ежедневно g 15 ч к м дм тицядех в дошводьетков двконелшртптсх гучщлб со- ветскм кянофялыгы. Ребят» уже проеког. редн «Ленин в Октябре», «Каменные цве­ ток», «Волга-Волга», «Гаврош», «Веселые ребята», «Степные вжтяян» н другие. Промдеяб ч я ковогоднп елки, высгу- оыа д е п ш худ ош е пе пм ем одипль- аость. «Дед-Лоров» р ш д е ки ««ret ,есо д ы ч ркеш ил И ш у т и * !. Ш ко и вд и старших мме«а посетив *У*еft Семрааго t im . 0*яхм» ш в а коми яд с ic ro p ie i с о ш ш C u ts , ного флота и боевыми делап сееероиомев в годы Om eeneiBD i войхы. В » -ш х е п рш е ш с е и и д о ц л п о п ы е copes, п н д ь Х *т мао,).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz