На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 10 января 1948 г., Hi 8 (3004). Ближайший воспитатель матроса А А Л Л А Л Л Л Л ^ ^ ^ ^ ^ ^ А А А Д А Артиллеристы подразделения лейтенанта Корсакова /име- ют значительные успехи в боевой и политической подго товке. Хороших результатов в обучении молодых матросов добились старшины 'Поясник, Луиичев, Молошный и другие. Правильная методика преподавания, личный пример, показ и закрепление полученных знаний на практике у боевых механизмов помогли ,им подготовить из молодых матросов умелых специалистов. Успехи в боевой подготовке артиллеристов лейтенанта Корсакова об'ясняются высокой требовательностью старшин и неуклонным выполнением уставов и (наставлений. На-днях в подразделении состоялось совещание старшин по ябмену опытом <в боевой и политической подготовка. Ни же мы печатаем выступления старшин-артиллеристов этого подразделения. Каким должен быть старшина Из выступления командира подразделения лейтенанта Корсакова удовлетворяет немедленно, никогда не от- Практика показывает, что мацюсы, до кладывая разрешение вопросов на следую- литически развитые, более успешно щий день. За образцовую дисциплину и бо- справляются с поставленными задачами, евую учебу старшина поощряет достойных сознательно относятся к выполнению ва- За последний месяц наша артиллерий ская боевая часть добилась значительных успехов в воспитании и боевой подготовке личного состава. С каждым днем заметш укрепляется воинская дисциплина, порядок и организованность. Большая работа проделана у нас по обу чению молодых матросов, недавно пришед ших на корабль. Боевые расчеты артилле ристов старшины 1 статьи Поясник, стар шины 2 статьи Лукич>ева и других хорошо изучили свои орудия, в совершенстве от работали взаимозаменяемость номеров, на учились вести меткий прицельный огонь но морским целям. Немалая заслуга стар- и, наоборот, строго наказывает провинив шихся. За последний месяц старшина Поясник хорошо подготовил к стрельбам молодых матросов Ивченко и Борзенкова, которые действовали при стрельбе быстро, растсъ ропно и без замечаний. Умело подходит он также к расстановке сил и подбору номе ров расчета, постоянно помогая им совер шенствовать и углублять свои знания. Свой командирский опыт и знания стар шин отделений в том, что онп обеспечили шина/Поясник передает другим старшинам правильное воспитание своих подчиненных, умело учили матросов знанию сложных специальностей в артиллерийском деле. Подразделения старшины Поясник п главстаршпны Молошного сейчас занимают ведущие, передовые места в Соевой части. Всегда организованно и доходчиво прово дят эти младшие командиры занятия и тренировки на боевых постах, чем завое вали большой авторитет и уважение лич ного состава. 1 Следует также отметить и наши недо статки. Например, во многих расчетах у нас слабо отработаны правила стрельбы. Возникает вопрос, почему? Потому, что сами командиры орудий недостаточно раз бираются в подготовке данных и слабо знают правила артиллерийской стрельбы. В этом весь секрет. И вывод вполне ясен: командиры орудийных расчетов , обязаны отделений. Немалою услугу в этом он ока- глл старшине отделения старшему матросу Лазутину. Так же умело воспитывают и заботятся о своих подчиненных.старшины Лукичев, Цикаридэе, Бибилейшвили и другие. Но им не следует зазнаваться н успокаиваться на достигнутом, а, наоборот, нужно еще выше совершенствовать свои знания и мастерст во своих подчиненных. Старшина должен быть учителем и вое- пьтателем своих матросов, требовательным и справедливым командиром. . Исключительно важное значение имеет личный пример командира отделения в воспитании своих подчиненных. Когда старшина учит своих матросов личным показом, рассказом и образцовым примером, тогда они впдят в нем подлинного тчан - дира, надежного и умелого! воспитателя. многому учиться, постоянно совершенство- 1Авторитет такого старшины высоко подни- вать свое боевое мастерство и приобретать | иется, все его будут ценишь и уважать, новые знания с тем, чтобы стать щ деле пепеленными учителями, воспитателями молодых матросов. Для того, чтобы навсегда избавиться от нарушений дисциплины, необходимо всем старшинам отделений повысить требова тельность к своим подчиненным, аастой- матросы к нему будут обращаться за советами п помощью. Таким старшиной отделения нашей боевой части является сейчас старшина 2 статьи Лукичев. Своим личным приме ром он оказывает большое влияние на под чиненных. Главным методом воспитания и чиво поддерживать в этом друг друга, не j обучения молодых матросов он считает пропуская без воздействия ни одного слу- | рассказ и личный показ, после чего Луки- чая нарушения дисциплины подчиненными, чев переходит к практической тренировке Тему, как должен старшина учить своих подчиненных, можно поучиться у старши ны 1 статьи Поясник. Он умело сочетает требовательность с заботой о своих подчи ненных. На утренних осмотрах старшина Поясник всегда интересуется тем, на боевом посту и закреплению знаний путем опроса по отрабатываемой теме. Так добился оп желаемых результатов при обучении отстававшего матроса Шумова, который сейчас хорошо освоил материаль ную часть орудия н расторопно действует ч*о требуется матросам. Все просьбы их при стрельбе. даний, добросовестнее и, следовательно, лучше правят службу и ухаживают за механизмами. Поэтому командиру отделе ния необходимо приобщать молодых бойцов к газетам, к литературе, прививать нм лю бовь к книге. Это повлияет на общее и по литическое развитие подчиненных. Выясшв, кто из матросов мало читает, следует уделить этому больше внимания и почитать им чго-нибуда» интересное, о чем они еще не слышали, затем порекомен довать каждому прочесть хороший рас сказ или стагь&о, а в следующий раз про верить, что они читали и как поняли про читанное. Если кто ве понял, не разобрал ся, нужно помочь, об’яснить ему. Необходимо также напомнить, что между старшинами боевой части должна сущест вовать товарищеская спайка н тесная связь. Бее этого успехи в воспитании и обучении матросов немыслимы. Команди ры отделений должны помотать друг другу, советоваться между собой. Все это способ ствует укреплению дисциплины н значи тельно повышает боеспособность. Старшины должны воспитывать н у своих подчиненных преданность к своей советской Родине, чувство советского патриотизма, личной ответственности за выполнение воинского долга. Постоян но прививать матросам высокие ка чества — честность, правдивость, сме лость, расторопность и добросовестное от ношение к порученному делу — это долг содшганы. Некоторые командиры отделений часто ссылаются на различные трудности, воа- никающие в боевой подготовке личного состава. Таким старшинам надо прямо ска зать, что трудности неизбежны, они будут встречаться п дальше, но наша задача — преодолевать их. Задачи, поставленные перед нами на зимний период в воспитании подчиненных, многообразны. Никаких скидок на трудно сти нам никто не даст. Все будет зависеть от нашей организованности и умения, на сколько хорошо мы можем наладить вос питательную работу и боевую учебу. Заботиться о подчиненных Старшин^ 2 статьи Лукичев • Старшина отделения должен прививать любовь матросов к своему эаведыванию и добиваться того, чтобы каждый из них во время проворачивания механизмов внима тельно смотрел, в талом состояния н а у дится его заведывание. (\ К сожалению, у нас на батарее есть та кие нерадивые матросы, которые не на блюдают за работой 'механизмов и плохо ухаживают за ними. Например, матросы Силаев, Шумов, Столяров и Денисов несут службу так: придут на боевой пост, постоят, посмотрят и уходят обратно. В этом заключается их проверка заведыча- НИ&. Однако не везде обстоит так дело. Мно гие артиллеристы хорошо изучили свои специальности, образцово несут службу и постоянпо совершенствуют боевое мастер ство. Такие матросы, как зарядный Тол мачев, нрибойничный Завьялов, наводчик Петров, снарядный Столяров и другие, ежедневно тренируются на боевом посту, любовно ухаживают sa материальной ча стью, закрепляют и умножают свои успе хи. Матросы моего расчета имеют не одну благодарность за отличные стрельбы, сбе режение техники и высокую дисциплини рованность. В момент тренировок на боевом посту все занятия я провожу приближенно к боевой действительности и стараюсь не допускать условностей. Одним из недостатков в нашей учебе и воспитании личного состава является то, что иногда бесцельно отрывают матросов от занятий. Часто бывает, когда матросы не присутствуют на занятиях потому, что их держит у себя на корабельных работах боцман корабля. А ведь отрыв матросов от занятий отражается на их воспитании, и -с этем необходимо покончить. Все занятия мы планируем за сутки раньше и всегда тщательно готовимая к ним. Только при такой постановке во проса яаждый старшина отделения может прашш о организовать воспитательную r f o & J l r f l) и ю е J 5 0H долдаесвдыХл___ Командир отделения— учитель и воспитатель матросов Главный старшина Молошный * Большую ответственность несет за вос питание своих подчиненных старшина от деления. Он готовит из молодых матросов опытных специалистов, которые приобре тают необходимые знания в сложном воен- но-морском деле. Всегда с благодарностью я отзываюсь о своем первом воспитателе,— старшине отделения старшине Голубеве, который учил меня артиллерийскому делу и доби вался того, чтобы сделать из каждого мо лодого матроса мастера меткой стрельбы по морским целям. Теперь, когда я сам стал старшиной н почувствовал ответствеппость за воспита ние молодых матросов, с большим желанием отдаю все свои знания и опыт подчинен ным. При проведении занятии я больше всего обращаю внимание на практические тренировки личного состава на боевом по сту п умелую передачу опыта Отечествен ной войны, стремлюсь к тому, чтобы изо дня в день двигаться вперед в совершен ствовании воинского мастерства. На одной пз тренировок, когда мы отра батывали подготовку орудия к бою, я рас сказал молодым матросам о том, как од нажды в бою получилась осечка. Это было зимой. Боевая смена несла вахту у орудия. Один из номерных расчета замочный матрос Гарипов решил уйти в умывальник отогреть руки и покурить. Запальные трубки у него были прицеплены к ремню. В то время, пока он курпл, сыграли трево гу, а когда подалась команда — орудие зарядить, Гарипов подбежал к орудию и занял свое место по боевому расписанию. * — Залп! — подал команду управляю щий огнем. А наше орудие сделало пропуск. Заменили вапальную трубку. Снова залп, и опять осечка. После неудачной стрельбы стали выяснять причину пропуска ору дия. Оказалось, что виновен в этом был замочный Гарипов. Пока он курпл, в теп лом помещении запальные трубки отпо- тедп, а как вышел снова на мороз, на них образовалась ледяная корка я в результате этого получилась осечка. Этот случай я привел к тому, чтобы ар тиллеристы не допускали подобных оши бок во время стрельбы зимой. Такой вопрос, как подготовка орудия к бою, требует от всего личного состава боевого поста тща тельной проверки механизмов при подго товке их к стрельбе. Образцово проводит у нас на батарее тренировки на боевом посту старшина 1 статьи Поясник. Он учит своих подчи ненных также рассказом, личным показом н практическим закреплением знаний не посредственно у механизмов. Мойодые ма тросы Берееягков и (Ивченко в этом расчете отработали свои действия до автоматизма п сейчас они уже не имеют замечаний но службе. Хорошо действуют также боевые рас четы артиллеристов старшин Лысенко, Лукичева и Цикаридзе. Многие матросы этих расчетов добились значительных ус пехов в боевой учебе и заслужили благо дарности командования. Еаждый командир отделения должен быть воспитателем и учителем своих под чиненных. Он обязан также быть чутким и внимательным к запросам н нуждам матросов, постоянно помогать им советом и личным примером, укреплять воинскую дисшйлпну и порядок в боевой части. Главным звеном в обучении и воспита нии личного состава является правильная методика преподавания и закрепление по лученных знаний на практике у боевых механизмов. Это всегда помогало нам под готовить из молодых матросов умелых специалистов, хорошо знающих свое дело. Необходимых успехов в обучении под чиненных мы можем добиться благодаря высокой требовательности всеми старши нами, а также неуклонным выполнением уставных требований. Старшина должен быть строгим, требовательным и справед ливым, тогда он безусловно доб’ется желае мых результатов в воргягании матросов. ЛЮБИМАЯ ПРОФЕССИЯ Много лет проплавал на одном из мино носцев матрос Александр Кузнецов, много му он научился, многое узнал, всей душой полюбил и свою специальность радиста, и флот, и море. Кузнецов вспоминает свою юпость в Ленинграде. До призыва он был слесарем, работал токарем, но никак не мог поды скать работу по душе, «заболеть» своей специальностью, уйти в нее с головой. Когда он пришел на флот, его определили радистом. Впервые в рубку вошел Кузне цов робко: «Как бы что-нибудь не задеть, — думал он, — а то еще током «хватит». Но прошло с тех пор много лет, и моряк освоил и сложную аппаратуру, и электро технику, и работу оператора. Когда ему предложили остаться служить сверхсрочно, Кузнецов с радостью согласился и обратил ся с просьбой работать на большой радио станции. Прекрасные знания организации связи, техники и его личные воинские ка чества вскоре дали возможность этому мо ряку стать главным старшиной, а потом и мичманом. На мощной радиостанции он уже не был просто оператором, а руководил работой связи. В его распоряжении — люди, слож ная техника. Повысилась и ответствен ность. Все это потребовало новых, более глубоких знаний. Мичман Кузнецов засел за учебники. Они помогли ему стать гра мотным специалистом. Но он понимал, что и этого мало. Кузнецов решил самостоятельно изучать курс высшей математики. Существенную помощь ему оказали в учебе офицеры 06- роткин и Горбачев. Не забывал мичман и работу оператора- Частенько садился за ключ. Молодые специалисты восхищались четкостью, быстротой и ритмичностью его передач. — Работает, как автомат, — говорили они. Это была правда. Работал мичман, как автомат, а в дни войны, когда никто не мог справиться с нагрузкой, он по шесть — восемь часов в сутки не снимал руку с те леграфного ключа. Мичман все больше и больше убеждался, что нашел дело по вкусу, идет дорогой, ко торую так долго искал. На душе станови лось светлее п радостнее. В это время он был переведен на другое место, где встре тился непосредственно со сложными пере датчиками. Эта работа его увлекла еще больше. Ему нравилось ходить вокруг полутораметровых станин, знать, что этот металл по его воле может ожить, что здесь родится энергия, которая сможет питать сложные цепи передающих устройств. Но еще более приятно было сознавать, что он каждый прибор освоил до винтика, что до статочно одному пз них хотя бы на полтона изменить свой «голос», он безошибочно ска жет, в чем дело. — Флот меня сделал специалистом, — говорит мичман Кузнецов, — дал мне все для дальнейшей учебы, совершенствования!, помог выбрать путь в жизни. Теперь остается учиться дальше! Так сложился путь этого человека, так флот помог выбрать ему работу по призва нию. Младший лейтенант Л. ЕВГЕНЬЕВ. Никогда не отказывают в работе прибо ры я агрегаты, ва которые ухаживает отличник боэвой и политической подготоэ ки матрос П. Ермкшин. НА СНИМКЕ: матрое П. Ермишин на вахте. Фото М. Бух&ова. С ПОМОЩ ЬЮ ТО В А Р ИЩ Е Й Старший матрос Попов начал службу наводчиком орудия. Всегда считался он умелым специалистом в своем отделении. Хорошо отзывался о нем и старшина отде ления палубных комендоров старшина 2 статьи Севастьянов. За успехи в службе ему была объявлена первая благодарность перед строем отделения. То же самое можно сказать и о матросе Кардашевском. Если в первое время ему плохо давалось изучение артиллерийского дела, то вскоре он стал отличником учебы, мастером своего дела. Большую помощь ему оказал в этом старшина отделения стар шина 2 статьп Гришаев. Настойчиво за нимаясь с Кардашевским, он часто прово дил дополнительные занятия с ним, что бы подтянуть его до уровня передовых бойцов. Кардашевскому помогали в учебе и другие артиллеристы отделения. Старший матрос Попов учил его тому, как нужно действовать у пушки во время стрельбы, помогал на занятиях по специальности осваивать тактико-технические данные орудия, разбираться в чертежах механизмов орудия. Во время тренировок Кардашевский учился наводить орудия по цели. Старший матрос Попов, как опытный артиллерист, говорил своему товарищу: — Вы старайтесь во-время уловпть та кой момент, копа корабль останавливается в горизонтальном положении на какую-то десятую долю секунды, переваливаясь с одного борта на другой на волне. Вот этот момент как раз и важен для нас. Ни в ко ей мере нельзя упускать его. Как только уловил момент, сразу крикни «ноль», что бы командир орудия знал, что мы нрвелп орудие по цели, и мог немедленно открыть огонь. В результате такой товарищеской помо щи матрос Кардашевский хорошо! освоил свою специальность, получил навыки в артиллерийском деле и стал мастером мет кой стрельбы по морекпм целям. Упорный труд старшины отделения и передовых ма- тросов-арталлерпстов дал своп результа ты: проведенные емп стрельбы получили высокую оценку. Однажды перед стрельбой командир БЧ-И спроспл старшину отделения: — Товарищ Гришаев, вы уверены в том, что наводчики не подведут нас, и стрельбы будут выполнены хорошо»? — Да, я надеюсь на своих наводчиков, как на себя, п уверен, что стрельбы прове дем ка «отлично». Уверенность старшины отделения была оправдана стрельбой. Проведенная стрель ба получила высокую оценку. Во время одной из стрельб второй на водчик матрос Кардашевский на какую-то долю секунды потерял цель, по которой орудир вело огонь. Но тут не растерялся опытный матрос Попов. Он громко крик нул: «Влево орудие!», и цель снова была в окуляре прицела. Орудийный расчет про должал вестп огонь. В результате было отмечено пять прямых попаданий в цель. Управляющий огнем об’явпл благо дарность всему орудийному расчету. После следующей стрельбы четыре человека из орудийного расчета бы ли сфотографированы у развернутого фла га флагманского корабля, в числе пх были старший матрос Попов и матрос Кардашев ский. Остальным была об явлена бдагрдодв? ность командира корабля. На инспектор-' ской проверке политических занятий мно гие артиллеристы этого расчета пЛгучпли отличные оценки. Сейчас старший матрос Попов и матрос Кардашевский не удовлетворяются достиг нутыми успехзми. Они продолжают настой чиво совершенствовать свои знания и идут с высокими показателями в учебе к 30-ле таю Советской Армии. — Новый год мы встретили хорошими ус пехами в боевой и политической подготов ке, — говорит старшина отделения стар шина 2 статьи Гришаев, —* и дальше бу дем борбться за то, чтобы с каждым днем множились наши боевые успехи и завое ванный нами почет Остался бы за нашим орудием. Старший матрос И. ПЕРВЫШИН. Задание выполнено досрочно Командир подразделения поставил перец старшиной 1 статьи Морозовым задачу: отремонтировать и ввести в строй термо танк. Важность поставленной задачи со знавал каждый матрос отделения, так как они знали, что из-за затяжки времени ре монта личный соста-в будет -находиться в холодных кубриках. С большим стремлением моряки взялись за работу. Свободное от занятий время они отдавши ремонту. Работа была выполнена досрочно, пар пошел к грелкам, в кубри ках стало тепло. •Все матросы отделения старшины 1 отатьи Морозова работали с полной отда чей сил. Но особенно отличился умением и сноровкой матрос Абрамов. Командир под разделения об’явил ему благодарность. Матрос П. АЛЕХИН. Передовое отделение артяллэтистэв Повышают Отделение артиллеристов, которое возг- « ’ /зляет младший сержант Тимофеев, в прошлом году данные и ночные стрельбы провело с отличной оценкой. Орудие не сделало ни одого пропуска, не было допущено задержек. Младший сержант Тимофеев всегда уделяет серьезное внимание боевой учебе подчиненных: паводчгаков, замковых, прпбойнпчпых. Он тренирует их и на об щих учениях и на занятиям по одиночной подготовке. — Когда я убеждаюсь, — рассказыва ет младший командир, — что каждый матрос твердо усвоил крут своих обязан ностей. научился быстро и четко работать на механизмах своего заведования, при ступаю к отработке действий орудийного расчета в целом.. Обучая таким методом артиллеристов, (младший сержант воспитал искусных ко мендоров. Наводчик Смирнов, замковый Егоров, заряжающий Виноградов успешно заменяют друг друга, способны работать на любом механизме. В отделении высокая воинская дисцип лина. Младший командир Тимофеев добил ся того, что в течение последнего кварта ла прошлого года и в нынешнем году его подчиненные не имели дисциплинарных взысканий по службе. Это отделение за служенно считается передовым в подраз делении по боевой и политической подго товке. Лейтенант А. АЛЕКСАНДРОВ. Бесконтрольность вредит делу успехи в учебэ Усердно работают над повышением своих политических знаний отличники боевой н политической подготовки стар шины 2 статьи Папылев, Лукьянов, старшие матросы Гостев, Новожилов, матросы Коваль и Кикоть. Заведывав- мая ими техника находится всегда в боевой готовности п в течение всей летней учебы работала безотказно. Сей час эти товарищи усилили тренировки на боевых постах, чтобы к 30-летию Советской Армии притти с более высоки ми показателями в учебе. Получив на инспекторской проверке политзанятий отличные и хорошие оцен ки, трудолюбивые моряки не снижают напряжения в учебе. Они много читают, усидчиво готовятся к каждому занятию. Матрос В. ПОТЕРЕНКО. Трюмный дежурный матрос Скрябин до^ ложпл главному старшине Петрушенко о том, «ето в-носовом машинном отделении в трюме появилось масло. Узнав об этом, ко(мандпр БЧ-V приказал осмотреть все ма шинное отделение и выяснить причину поступления масла в трюм. Весь день лазили трюмные в машинном отделении, стараясь найти то место, откуда просачивается масло, и только к вечеру онп обнаружили. Оказалось, что масло проте кало из сальника картера, где выходит ко ленчатый вал. Старшпна отделения старшина 2 статьи Сверюгин хорошо знал, что перед началом ремонта все масло было откачано, и сейчас недоумевал: каким путем оно появилось в картере двигателя? А когда проверил и об наружил открытым клапан подачи масла, тогда стало все ясным. Работу по откачке масла проводили старшпна 2 статьи Но виков и матрос Буданов, значит они оста вили клапан открытым, а поэтому все масло свободно уходило в главный двига тель. Часто матросы докладывали старшинам о том, что проворачивание механизмов произ ведено, замечаний нет, а на самом деле были провернуты и осмотрены не все 1 клапана и механизмы. Так было и ва этот раз, когда матрос Гольберг доложил своему старшине о проворачивании всех механиз мов, а на деле было не так, потому что питательный клапан не проворачивался длительное время. Старшина отделений ве рил на слово матросам и не проверял их после докладов. Ежедневный осмотр и проворачиваний механизмов способствуют удержаний материальной части в постоянной готов ности п исключают возможность появления поломок п других недоразумений. Поэтому каждый командир отделения обязан обес печить полный контроль над тем, чтобы отведенное время для осмотра вооружения и проворачивания механизмов было исполь зовано согласно инструкций. Многим следует поучиться хорошей ор ганизации проворачивания механизмов в отделении вспомогательных двигателей у старшего матроса Попова. Здесь образцово поставлено дело, и каждый матрос знает своп обязанности. За работой и занятиями матросов внимательно следит старшина отделения Попов, и только поэтому в его отделении нет таких грубых нарушений, как у других. Старшина 2 статьи С. ЗАХАРОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz