На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
НА В Т З А П О Л Я Р Ь Я Х о з я и н артиллерийского погреба • У, каждого опытного специалиста, неза- I висимо от рода занятий, есть свои особые ( навыки, особые приемы работы. Без это- s го — своего, накопленного в результате •’ длительной наблюдательности, практиче ской работы, теоретических занятий — нельзя быть хорошим специалистом и тем более— мастером своего дела. Как, напри мер, определить влажность воздуха в по мещении артиллерийского погреба? Можно эту) сделать по-раэнозру. А вот старшина 2 статьи Александр Лыков на этот счет имеет совершенно определенный взгляд, вы работанный большим опытом. И если бы ему кто-нибудь предложил определять влажность жядуха по-иному, способа*, но вым для ст&ршины, Лыков пожалуй бы задумался. Он стал бы взвешивать все тонкости за и против, как большой знатик своего дела. - Коммунист Александр Давыдович Лыков работает в артиллерийском погребе с 1945 года. Срок вдбошпой, во для старательного человека вполне достаточный, чтобы стать настоящим хозяином заведывавдя. Еже дневно, Елтшл с мал 1945 года, то®. Лы ков во время проворачивания механизмов спускается по отвесному трапу в артил лерийский погреб. Он проходит по ковру мимо штабелей снарядов, внимательно смотрит на боеприпасы и на падубу, по крытую краской матового цвета. Первое время он на палубу не глядел. Осмотрит, бывало, боеггрипас и, если на снарядах не обнаруживались капельки воды, доклады вал старшине, что в заведыванин все в порядке. Но опыт приходит не сразу. Однажды при очередном осмотре Лыков обнаружил отпотевание снарядов. Бросив взгляд на палубу, он заметил, что краска как-то по-особенноиу поблескивает. . Специалист провел ладонью по металлу. На руке оста лись капелыш воды. «Большая влаж ность», — заключил Лыков. Дальше пошло все так, как предусмотрено инструкцией: ваработала нагнетательная и вытяжная вентиляция, об отпотевании боеприпасов было доложено старшине подразделения, произведена перечистка снарядов. Но с тех пор старшина по-своему и безошибоч но определял повышение влажности с са мого начала этого процесса к не раз пре дупреждал появление воды к , следователь но, ржавчину на снарядах. i* * Вот поэтому старшина Лыков до сего дня остается верен своему способу опреде- яешзгя влажности воздуха, о этот способ его ни [разу не подводил. 0*’ У коммуциста Александра Лыкова есть ; хорошее 'качество, (которое присуще толь ко нашим, советским людям, советским воинам. Это качество — сознательное от ношение к порученному делу, забота о нем, как о своем кровном деле. Много бывает у старшины хлопот. Случается, особенно но тревоге, что надо очень быстро изгото виться к действию, но у Лыкова быстрота не переходит в спешку. I об этом хорошо внают матросы. Ни один из подчиненных Лыкова не войдет в артиллерийский погреб, если у входа нет старшины. Это делается тоже по инструкции, которая за прещает входить в помещение с боеприпа сами, имея легко воспламеняющиеся пред меты — спички и црочее. Для каждого артиллериста это требование не является новым, но всякий раз, когда люк в погреб открывается, старшина Лыков становится у входа и проверяет матросов. Так поло жено. г* — У меня спичек нет, товарищ старши на, — иногда говорит кто-нибудь из ма тросов, особенно спешащий на работу. — Не спешите, — отвечает старшина. ♦— Проверим — убедимся. - — — • - О важности данного требования инструк ции говорить не приходится. Речь идет о боеприпасах, о том, какую угрозу для гсего корабля представит «забывчивость» или попросту небрежность даже одного че ловека. Поэтому коммунист Александр Лы ков в этом отношении особенпо требовате лен. Твердость п требовательность старши ны передается подчиненным. Ни один ма трос, например* не оставит после роботы ни ветоши, пи других каких-либо посто ронних предметов. Это так прочло вошло в практику людей, что старшине не при ходится напоминать пли делать замечания. Хорошие знания де^а и большую гзботу надо иметь, чтобы бдительно следить не только за тем, что происходит внутри за- ведываемого помещения, но и за всеми изменениями вне его. Был такой случай. Вечером старшина обошел артпогреб, про верил снаряды, провентилировал помеще ние. Уверенный и спокойный за порядок он доложил старшине Молошному. Но узнав рано утром, что машинистами производил ся подогрев мазута, Лыков отправился немедленно к боеприпасам и как раз кстати. Во время подогрева мазута палуба в артпогребе нагрелась и отпотела, а под настилом образовалась лужица воды. Влаж ность воздуха резко повысилась, на снаря дах под слоем масла появились белые пу зырьки — капли воды. Не прими старшина срочных мер, и боеприпас мог поржаветь. Но этого не случилось. Доложив старшине подразделения, Лыков вместе с матросам Сергеевым удалили воду, протерли насухо палубу п привели в порядок снаряды. Много работает старшина Лыков с под чиненными по их обучению и воспитанию. Его ученики старшие матросы Фирсов и комсомолец Кошевенко считаются сейчас одними из лучших специалистов, испол нительными, образцово содержащие евои заведывания. Старшина сумел привить им любовь к оружию, научил обращаться с ним. А это немаловажное дело и не всякому сразу оно дается. Однажды при переборке снарядов матрос Рубцов допустил на первый взгляд мелочь: взял снаряд не так, как учил старшина (левой рукой — за головную часть, правой — за дюнную), а по-сооему, в обивая как обыкновенный брусок. Но мелочь и в дан ном случае оказалась большим наруше нием указаний старшины. Смазанный мас лом снаряд выскользнул из рук матроса Рубцова и тяжело ударил его по ноге. После этого старшина собрал своих подчи ненных и сделал подробный разбор, на котором присутствовал офицер. «В нашем деле, — говорит старшина Лыков, — в деле сбережения оружия и тем более при обращении с боецрппасом, бдительность н пунктуальное выполнение инструкций особенно необходимы. Не толь ко себя, но весь корабль подвергаем опас ности, если, подобно матросу Рубцову/'бу дем нарушать указания. Этого делать нам никто не позволит, да и сами мы, созна тельные советские люди, обязаны бороться с нарушителями инструкций». * Слова старшины после несчастного слу чая с матросом Рубцовым были настолько убедительными, что разбор положил конец подобного рода небрежности в работе. Матросы поняли, насколько ответственно дело, доверенное ли, и выполняют своп обя занности сознательно. Богатый практический опыт, хорошие знания артиллерийского дела и умение работать с людьми — вот что ставит ком муниста Александра Лыкова в ряд лучших старшин корабля. За это право — право называться передовиком боевой и полити ческой подготовки коммунист Лыков борет ся непрерывно, добивается успеха и ежедневно, ежечасно помогает в такой же борьбе своим подчиненным. Капитан И. БЕРЕЗКИН. У родных береге*. Фото М. Вугаком, Служба старшины Вривошеина В апреле 1944 года Анатолий Ерово- шеин впервые участвовал в ата®е ва ко рабли противника. Перед самой атакой, когда секунды решали успех боя, коман дир катера приказал торпедисту Криво- шеину произвести перестаяавву глубины торпед. Эта операция свяэаиа с большим® трудностями вообще, д о условиях яочи, под ожесточенным огнем противника — особеино. Необходимы выдержка», боевое мастерство и большая натренированность* чтобы быстро и решительно выполнить эту работу. Жривошеин успел произвести пере становку глубины только в одевоЙ торпеде, на другую нехватило времени, и хотя корабль противника был потоплен, у торпедиста осталось неприятное созтаяие, что он «не до конца выполнил приказавие. Кривошепн овал, что imoskho было бы сде лать лучше. Другой бы матрос успокоил ся: потопила корабль и хорошо, но Крвво- шеин ие мог так относиться к делу. Он пришел к травильному выводу, что ему «хватает сноровки, и он усиленно начал тренироваться, занимаясь по ночам, во тьме, упорно борясь ва каждую долю се кунды. И это сказалось в последующих боевых операциях по разгрому вражеских конвоев, в которых Криэошеяну пришлось участвовать. Родина высоко оценила отвагу, мужест во я боевое мастерство Кривошеина), про явленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками: он иа/праакдеи орденами Отечественной войиы 1-й степени и Красной Звезды, двумя медалями Совет ского Союза. Кончилась война. Начался (период ляр вой боевой учебы. Из Учебдого отряда иа торпедные ватера пришли молодые торпе дисты, которые недостаточно авали тор педное вооружение катера. Перед Бриво- шеоным -встала задача не только самому расти*, учиться, но и учить и воспитывать молодых торпедистов, готовить дз них опытных моряков-катерников. Специфика службы иа торпедном катере требует от торпедиста глубоких званий п больших практических навыков. Криво- шеин серьезно занялся боевой подготовкой молодых торпедистов— матросов Бычек, Бе ляева, Веселовского и других. Он проводил с ними занятия, собеседования и техниче ские конференции по вопросам устройства, боевого использования торпедного оружия, проводил тренировки иа боевых постах. «родогсшм передавал им мой богатый боевой опыт. Матрос Макаров не мог наладить иеха- иивм птдростатичоского д а в я е тм . На по мощь ему пришел Крнюшеин. Он предло жил Макарову убрать пружину балаякяра передатчика, которая была совсем не то го размера, какого должна быть. После этого механизм заработал исправно. Молодой торпедист матрос Петров не умел ухаживать ва материальной частью. Старшина отделения Еривошеин научил его производить мелкий ремонт деталей, давить и ярасить матершЬмую часть, проворачивать механизмы. Теперь Петров является отличником боевой • и политиче ской подготовки, ему присвоено звание старшего матроса. Командование части высоко ценило усердны! труд Кривошеина и помогало ему разрешать трудный вопросы воспита- Ш1Я. В апреле 1946 г. Кривошеину было присвоено звание старшины 2 статьи, а в мае 1947 года — старшины 1 статьи. Во время отсутствия командира третьей бое вой части на старшину Кривошеина была возложена ответственная работа — руко водить обгучеиием и восшташем молодых торпедистов в подразделении. Многим из молодых, как, например, Беляеву, Бычек, Веселовскому старшина 1 статьи Криво- шеин помог стать передовиками боевой и политической подготовки. — Старшина 1 статьи Кривошенн, — говорит Беляев, — много вложил труда, чтобы сделать нас полноценными специа листами. Повседневно проявляя габоту о повышении наших теоретических знаний и практических навыков, он привил нам лю бовь к морю и катеру, воспитал сознатель ное отношение к службе. Так отзываются о старшине все подчи ненные. Старшина Кривошенн прививал любовь к торпедному оружию не только торпедистам, но и старпщнам я матросам других специальностей. Он помог тт. Поха- кячкину, Суходольскому, Иванову, Буш манову н многим другим, пожелавшим бли же ознакомиться с торпедным вооружением, освоить в основном торпеду н торпедные аппараты. На ватере, где служит тов. Кри- вошеин, не только верхняя команда, но и мотористы могут в случае необходимости заменить на боевом посту торпедиста. Старшина Кривошенн активно помогает кэмавдфу БЧ-Ш старадеогу лейтенанту тов. Свиридову в обучения ж воспитании лично го состава катеров. — Кривошенн является моим надежным помощником и опорой в деле повышения боевого мастерства я воспитания высокой сознательности у личного состава, — гово рит старший лейтенант тов. Свиридов. — Он имеет глубокие знания н богатый епыт, потому что никогда не успокаивается на достигнутом, обладает чувством нового. Тев. Кривошенн человек высокой культуры п сознательности, аккуратный н высоко дисциплинированный. Он много добивается силой убеждения и личным примером. Старшина Кривошенн имеет девять по ощрений от командования за примерную службу. Он остро реагирует на все на рушения воинской дисциплины н воспиты вает у старшин н матросов сознательное отношение к службе. Одяо армея у стар* шето матроса Иванова стали наблюдаться варугоеотя дисциплины — он опаздывал на занятия. Кривошенн вызвал к себе ма троса йваиоир, откровенно с mat собесе довал. Поговорив с матросом, он резвеявл •Иванову сгаачеяве воинской дисциплины для укрепления мощи наших Вооруженных Сил, показал ему иа примерам, к чему приводят ослабление дисциплины, отступ- ленив от уставов. Иванов обешал старшине служить добро совестно н сдержал свое слово. Старшина 1 статьи тов. Кривошенн яв ляется активным общественником. В 1944 году он вступил в комсомол. В 1946 году парторганизация приняла его кандидатом в члены ВКП(б), а теперь он член ВКП(б). Кривошенн систематически работает над повышением своих идейно-политических и общеобразовательных знаний, над повыше нием своего культурного уровня. В 1946 — 47 г. он окончил школу партий ного актива, глубоко изучил краткую биографию И.. В. Сталина. Уже больше года тов. Кривошенн руко водит низовой комсомольской организаци ей. На этом ответственном посту он про водит большую работу по подготовке моло дежи к вступлению в ряды ВЛКСМ, моби лизуя молодых старшин и матросов иа даль- 1»"йшнр повышение боевой и политической . . тготивки, на укреплении воинской дис- ; . / '.типы, ва успешное решение задач, стоя- inJX перед частью. Старшина 1 статьи М. КУЗНЕЦОВ. jJ J T * i f b m m iH V «в Я • МУЗЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ x vm ВЕКА | щ т г пт*вш вш и т моряков Бал- тяйевого 1 Северюго ФДвтов посетил* Ну- м § русской литературы, расположенный в бодпвшисквм переулке г. Москвы. Х а ю цеяюго н явстересного нашли здесь военные моряки. • Музей много дает для тех, кто xoti?t ордежыв> амюяъ всгоричесвяе корня соз дания великой литературы Пушкина. Лер* мелева, Толстого, Горького. Заот гз музея в том, что ем штляяю я убедитель но рассказывает о значении XVIII века, вак подготовительного периода к созданию великой, подлинно классической русской литературы. . • Произведения Ломоносова, создания ДеРт жавина, сатира Крылова, драматургия Фонвизина и особенно близкое нам твор чества писателя-революциопера Радищева я сейчас сохраняют непосредственный худо жественный иггерес. • ___ Характерная черта литературы XVIII ве* и — ее патриотизм, острая борьба за ста-* иовлеяж* и утверждение русского нацио нального самосознания. Ее лучшие дости жения основаны на усвоения устного на родного творчеств» — фольклора, оплодо творявшего всех передовых писателей. В центре одного из залов мувея поме щается модель знаменитого памятника Петру I работы Фальконета, удачно вопло тившего идею стреаенгельво мчащейся вперед России, неукротимой и великой. Петр был велик не только как государ ственный делгель-патриот, но и как создатель русской культуры. Он способст вовал расцвету творчества Феофана Проко повича, Татищева, Кантемира- В муэее показано творчество передового сатирика 1 . Д. Кантемира, утвердившего традицию просветительства, как одну из важнейших особенностей русской художе ственной литературы XVIII века. Интерес ны коллекций рукописей литературы и до родного лубка Петровской эпохи. Отдельный зал посвящен жизни и твор честву М. В. Ломоносова. В творчестве Ломоносова поэтическое вдохновение сочеталось с глубиной мысли теля, великого испытателя природы. Роди на н наука для него были неразрывными понятиями. Он стал великим реформатором русского языка для тс/го, чтобы достижения пауки стали пйнятны и близки народу. В 1755 году Ломоносов добился создания в Москве университета с гимназией. Экспо зиция касается истории создания Москов ского университета, его благотворной дея тельности на пользу просвещения России. Экспозиция музея показывает сущность русского классицизма, создавшего пре красные образцы поэзии, политическое сатиры и драмы. Сумароков, Херасков, Майков, Богданович, Княжнин шпосрадст- вонно обращались к творчеству адгичиих писателей и к истории русского народа. Херасков воспевает славные страницы русской истории — Чесменскую битву, завоевание Казани Иваном Грозным, впер- вые использует «Слово о полку Игоревен. Княжнин рисует пафос новгородского Вади ма. Сатира возрождается в произведениях Сумароко|ва, в журналах Новикова, в коме диях Фонвизина и, наконец, достигает своего апогея, ввучит революционно в «Путешествий из Петербурга в Москву» Радищева. Все больше накапливаются предреали- стические элементы, подготовляющие реа лизм вмикнх писателей начала XIX сто летия. Литературная деятельность Крылова является соединительным звеном, связыва ющим воедино традиции Ломоносову, Нови кова, Фонвизина с литературой Грибоедо ва, Пушкина, Гоголя. Трудно переоценить значение Музея русской литературы XVIII века в. популя ризации великого наследия культуры про шлого. Е. МОСКВИН. ВОСПИТАНИЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ УМОРСКОГОЛЕТЧИКА -РАЗВЕДЧИКА Уиеть хорошо осматриваться как в воз духе, так и на земле должен каждый лет- £чик. - Начинать тренировку осмотрительности можно, да и нужно, до земле. Как же и из чего слагается осмотрительность разведчика па земле? Прежде всего летчик, видя, как, скажем, по заливу идет судию, должен (попытаться определить его тип, расстояние до него, ход. В базе, у причалов, на рейде можно тренировать себя в определении класса и типа кораблей. Конечно, при первых по пытках будут ошибки и даже, может быть, значительные, но в процессе регулярной тренировки можно приучить себя к доста точно точному определению всех данных. Это во многом облегчает его -подготовку к осмотрительности в воздухе. После того, как молодой летчик начнет тренировочные полеты, привыкнет и оз накомится с районом аэродрома, командир звена, давая задание, должен указать лет чику на то, чтобы в полете он не забывал чаще смотреть на землю (воду), замечать и наблюдать, что и где происходит. В первых полетах, тренируя наблюда тельность, летчик не должен раесеивать ьнимание на мелочи, а определять наибо лее крупные цели, как транспорта в зали ве, крупные населенные пункты, аэродро мы. Как приобретение всех прочих зна ний, так и тренировка в наблюдательности (осянщттелшости) у разведчика должла протекать от «щюстого к сложному. Поэто му, научившись быстро распознавать с в:-здуха такие крупные цели, как военно- морские базы, определять количество ко раблей в них, отличать шоссейные дороги от грунтовых, аэродромы от посадочных иллцадок и т. д., комаодир звена, обучаю щий летчика, должен ставить перед ним более сложные задачи в последующих учебно-тренировочных полетах. Теперь лет чик должен не только сосчитать находя щиеся в базе суда, но определить их тш , тоннаж, ход и курс, внимательно просмат ривать шоссейные дороги и находить оэ’- екты, движущиеся по ним. Просмацигваа аэродромы или посадочную площадку, под считывать, вначале примерно, а потом и более точно, количество самолетов. Говоря об осмотрительности летчика, мы имеем в виду летчика-развелчика на од номестном самолете, который в полете по лагается лишь на свои собственные спо собности и свое собственное умение. Лет чикам многоместных самолетов в этом от ношении значительно легче, ибо задача осмотрительности ложится иа весь экипаж без исключения. Поэтому каждый член эки пажа, будь то летчик, штурман млн стре лок-радист, кроме всех прочих своих дел на борту самолета, должен научиться про сматривать свой оекггор обзора так, чтоб в нем не появился ни один самолет, не за меченный нм. Научившись хорошо определять с возду ха такие влементы, как транспорта, их ход, тоннаж, курс и военные суда, летчику можно приступать к более детальному и точному просмотру местности. Скажем, просматривая военно-морскую базу, летчик уже не должен довольствоваться теми дан ными, что он ног видеть раньше. Производя разведку базы, летчик должен учиться об ращать внимание на такие детали, как рас положение судов в базе, ибо при их опреде ленном расположении, как военных, так и транспортных судов, можно определить о ходе формирования конвоя. В воен но-морских базах надо уметь найти и за помнить расположение складов, грузов. Просматривая аэродромы, уже не довольст воваться только лишь количеством стоя щих на них самолетов, но определить их тип, наличие бензо-складов, мастерских и пригодности к взлету и посадке летных по лей при отсутствии на них самолетов. Вся дальнейшая тренировка наблюда тельности должна производиться так, что бы каждый летчик был все более и более требовательным к себе в ведении разведки, которой он должен овладеть в совершенстве. Для разведчика уже не должно быть загад кой разрешение, например, такого факта, как определение ложных батарей, макетов самолетов или автомашин и т. д. В дальнейших полетах летчик-разведчик, совершенствуя мастерство, должен научить ся использовать солнце, облачность и фон местности так, чтобы все эти элементы сяуяяшк до (пользу осмотрительности. На пример, зимой, просматривая аэродром нли посадочную площадку противника, самоле ты, окрашенные в белый цвет, трудно н почти невозможно заметить на фойе снега. Но тень на снегу, падающая от самолетов, дает возможность определить не только на личие самолета, но я тип. Точно так же и на шоссейных н железных дорогах. Сопо ставляя замеченное, летчик-разведчик дол жен делать для себя выводы. Разведчик, распределяя внимание, ие должен увлекаться аемлей или просмотром водной поверхности. Немаловажная задача перед ним етоит, как и перед калцым лет чиком,— просмотр воздуха. Осмотритель- ность разведчика начинается с того мо мента, как экипаж займет своя места в са молете. Максимум внимания осмотрительности, как на земле, твк и в воздухе, требуется не только летчикам, но н всему экипажу. А командир корабля должен требовать от каждого члена вкнпажа доклада о всех аре* пятствжях, могущих помешать оря рулении ва вемле, я воес тамеченных сааюлетаа в воздухе. Говоря об осмотрительности, надо заме тить, что каждый летчик н особеино лет- чик-разведчик с самого начала своих по летов приучает себя к правильному распре делению внимали*, примерно в таком по рядке. Запустив моторы, необходимо тща тельно проворить арматуру, с которой при дется работать в воздухе, и убедиться в исправности всех приборов, т. е. главное внимание уделять кабине. При рулении по аэродрому максимум внимания весь экипаж уцелеет просмотру аэродрома во иэбежавис столкновения с црепетствиями и т. д. В полете весь экипаж несет наблюдение в своих секторах просмотра. Некоторые лет чики, привыкнув часто смотреть на прибо ры, контролирующие работу мотара, очень много теряют в своей осмотрительности, благодаря чему противнику гораздо легче подойти и атаковать летчика. Я знаю нескольких летчиков, которые могут хорошо вести самолет по приборам, ночью, в облаках. Эти летчики настолько привыкли к вождению самолета по прибо рам, что н днем в хорошую, яркую погоду они гораздо чаще, чем ото нужно, оста навливают свое внимание на приборах. Эти летчики настолько отвыкли от поль зования естественным горизонтом, что за были положение самолета на эволюциях к горизонту. При включенных (приборах горизонта н указателя поворота выполне ние разворота, даже незначительного, вы полняется ими с большими ошибками. А ведь в полете летчик главное внимание должен уделять воздуху, чтоб не толька первым заметить противника, ему, жав разведчику, очень и очень важен проснотр наземных объектов. Конечно, эти летчики заявляют, что, мол, в сложных условиях нам легче летать . Вполне справе&хяво, но •то не дает им право, тренируясь вожде нию саагодета по приборам, забывать вож дение самолета по естественному горизон ту. Задача осмотрительности состоит в txjm , чтобы научиться грацотно, целесообразно распределять свое внимание. Ясно, чем меньше летчик будет заниматься рассмат риванием приборов в кабине, тем больше у- пего будет времени на просмотр воздуха н земли. Поэтому каждый летчик, кроме того, что он должен уметь хорошо летать по прибо рам, обязан хорошо пилотировать садюлет по естественному горизонту. Это во иногом облегчит его пелет в смысле напряжения и даст возможность максимум внимания уде лить воздуху. Говоря об осмотрительности, хочется на помнить еще об одном важном факторе для каждого летчика. Это — автокапячеокая работа с арматурой. В повседневных поле т и каждый зетчвк дошей та* отрабо тать своя яеДюя и я в уцрааю пн самоле том я мотором, чтобы уверенно браться не глядя ва любой сектор кал, явщример, уборка ■ выпуск шассе я щитков, управ ление шторками радешоров я т. д. Л е т » *У, научившемуся автоматической работе в арматурой, не нужно будет отрывать свое и ю а в д от цюсаютрв воздуха. Особе» летая по кругу, в районе аэродрома, летай- юу часто приходится работвдъ с такими секторами, как шасси, щитки, винты ж т. д. А ведь, между тем, летая по кругу, необходимо особенно внимательно вести осмотрительность н особенно в том случае, если по кругу летввт несколько самолетов. Ставший я»Й7ияигт С. ЛАНКРАЩИН. 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz