На страже Заполярья. 1948 год. Январь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я - ~ „ - Ч ттф я 1В48 г ., Тб 5 (3001). ------------— — ......... .. ......... .....— ОБ ИТОГАХ ЛОНДОНСКОГО СОВЕЩАНИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ Заявление В. М. МОЛОТОВА представителям со В ответ ш вонрбеы, поставленные кор­ респондента» «Известий» н «Правды! относительно итогов Лондонской сессии Совет* министров иностранных дел, а так* хе в связи с выступлениями по этому вопросу государственного секретаря США господина Маршалла и министра иностран- пых дел Великобритании господина Бевина, Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал следующее заявление: — Как Московская сессия весной этого года, так и Лондонская сессия Совета ми­ нистров иностранпых мел были созваны, главным образом, для рассмотрения герман­ ской проблемы. Материалы обоих этих со- вещаний содержат достаточно данпых для того, чтобы судпть о позиции Соединенных Штатов Америки, ВеликоС'ритаипи. Фран­ ции п Советского Союза в отношении Гер­ мании. . Соглашсппе гтг. германской проблемеЧ в Лондоне пе было достигнуто. Зело, однако, не в тех или иных мелочах, на которые делаются инопл ссылки п последних вы­ ступлениях. По имло достигнуто согласно. • тая по двум основным вопросам: во-пер- вых, о мирном^договоре с,Германией я, во* 'вторых,* о восстановлений единства Герма­ нии: Ялтинское и Потсдамское соглашения между главами правительств США, Велико­ британии и ССОР о 1945 тоду дают твер­ дую основу для решения обоих этих во­ просов. Есл* не только правительство СССР, но п другие правительства, подпи-^ савпгне эти соглашения. Лудут придержи- ваться принятых решений, то общее со­ глашение по германскому вопросу будет достигнуто, несмотря на имеющиеся рас­ хождения. С другой сторопы. Советское правительство всегда лаяяляло, что оно пе j отступит w этих соглашений и ве пойдет в ногу с темп, кто пе хочет их выполнять и стремится в «настоящее, время навязать в отнопгеппп Германии другую политику, которая раейодатся е принципами демокра­ тизма и безопасности народов, ноложенпы- мп в основу ялтинских и потсдамских ре- шепиф по германскому вопросу. I . Мирный договор с Германией Вопрос о мирном дпгпв'зре е Германией я в л я тя важным делом пе только для Германии, по и для всех еороиейьцих па­ родов. стремящихся к учггяиов.гению про*ь вппмаппс было отвлечено подготовкой дру­ гих мирные договоров, что не давало воз­ можности приступить к мирному договору с Германией. Теперь создалось другое поло­ ного мира- Мирн-ое урегулирование о отно- жсипе. После "ого. как мирные договоры с шешги Германии будет означать прекра­ щение нынешпего неопределепного поло- -жения и установление полного мира в Ев­ ро*». В эгом заинтересованы не только европейские народы, но и все другие ми­ ролюбивый народы. Если мы хотим дейст­ вительно содействовать упрочению мира в Европе, мы должны приступить к подго­ товке мирного договора с Германией, . а также к решению всех вопросов, связан­ ных о созывом мирной конференции по германскому вопросу. В этом заключалась позиция советской делегации, которая, однако, не встретила поддержки со стороны трех министров «а Лондонском со- других 1 ■еп&пм Существует, как известно, и другая точ­ ка epfeоця. Еще в начале этого года со сто­ роны США выдвигалось иредавденне о временном статуте для Германии что озна­ чает откладывание вопроса о мирном дого­ воре с Германией в долгий ящ ик . Бак тоЦ гда,' так н теперь Советское правительство отрицательно отаокгится к предложению о временном статуте для Германии, который мог бы только помешать установлению прочного инра в Европе. ' На совещании в Лондоне советская деле­ гация добивалась, чтобы была начата под­ готовка мтгрногй договора с Германией п чтобы это дело больпье «е откладывалось.. Наша ^актация настаивала, чтобы Совет министров иностранных дел ванялся свЬей главной задачей, для которой он был соз­ дан. При учреждении Совета министров иностранных дел Потсдамская^ конферен­ ция указала, что его основной задачей является проведение «необходимой тягото- витсльной работы) по мирному урегулиро­ ванию», причем имелись в виду не только Запад, но и Восток, г» свялн с чем п состав Совета министров иностранных дел был пключен н Китай. • В Потсдаме было реигено. что п первую очередь Совет должеп заняться составле­ нием мирвшх договоров для Италии, Румы­ нии, Болгарии, Венгрии п Финляндии, что и было сделано в прошлом году. Но в реше­ нии Потсдамской конференции говорилось также, что «Совет будет исиользпзан для подготовки мнраего урегулирования для Германии с тем, чтобы соответствующей документ был принят пригодным для этой пели правительством Германии, ког^а та­ кое правительство будет образовано».. Совершенно очевидно, что теперь пришло время, чтобы е центре внимания Совега мклистрон иностранных де,т встала пробле­ ма мирного урегулирования для Германии на Зашде и проблема мирного урегулиро­ вания для Японии на Востоке. Таков вер­ ный путь iri укреплешпо всеобщего мира. Как известно, в прошлом году прави­ тельство США также считало необходимым приступить к подготовке мирного договора с Германией. Еще в апреле 1946 года аме­ риканская делегация внесла такое предло­ жение на совещании в Цаои*«. Но тогда Италией, Болгарией, Румынией. Вепгрпей и Финляндией были по только подписаны, но и «ступили в силу, можно считать, что пришло время заняться мирным договором с Германией. Тем не менее, в настоящее время именно со стороны США пмеется наиболее упорное противодействие этому. В позиции США произошли изменения, и теперь—в отличие о; прошлого года — правительство США уже не стремится уско­ рить решение этого вопроса. Лоидопское со­ вещание показало, что Великобритания п Франция идут по этому же пути. Проблему мирного урегулирования для Германии представители США, Великобри­ тании и Франции не считали актуальным делом для Лондонского совещания. Ее стре­ мились либо полностью снять с повестки дня, либо отложить п отнести в другим второстепенным делам. Из всей этой пробле­ мы ими был искусственно вырвап только вопрос о границах Германии. Это было про­ диктовано отнюдь пе какими-либо деловы­ ми мотивами, а представляло собой своего рода игру на нервах немпев. Этот вопрос, разумеется, можно разрешить лишь при рассмотрении всей проблемы мирного урегулирования для Германии, чего, одна­ ко, не хотели делать паши партнеры. К тому же, в одном из прежних своих реше­ ний Совет министров иностранных дел уже признал необходимость создания специаль­ ного комитета по пограничным делам, наря­ ду с созданием других спецпальпых коми­ тетов по подготовке мнрпого договора с Гер­ манием. Теперь делаются заявления, что будто обсуждение подготовки германского мир­ ного договора па Лондонской сессии было .бесплодным, хотя это и не соответствует действительности. Па этой сессии, — глав­ ным образом, благодаря усилиям советской делегации — был принят ряд решений, в которых продвинулось вперед согласова­ ние позиций четырех правительств о про­ цедуре подготовки мирного договорз с Гер­ манией, о чем теперь почему-то умалчи­ вается. Это дело, однако, не было законче­ но рассмотрением, поскольку американской делегацией был предпринят торопливый срыв всей p i S otli Лондонского совещания. Почему США, предлагавшие ускорить подготовку мирного договора в прошлом го­ ду. пе, считают актуальным этот вопрос в настоящее время, — этого так никто и не об’яспил. Между тем. совершенно очевидно, что без мирного-урегулирования для Герма­ нии нельзя завершить установление мира в Европе. Факты свидетельствуют о том, что толь­ ко Советский Союз добивался, чтобы Лон­ донская сессия Совета министров иностран­ ных дел ускорила дело подготовки мирного урегулирования для Германии. Совершенно очевидно, что эта позиция отвечает интере­ сам всех пародов, стремящихся к укрепле­ нию всеобщего мира. и. Восстановление единства Германии I Вместе с проблемой мирного урегулиро­ вания для Германии ветвл вопрос о герман­ ском правительстве, а в связи с этим _т * вопрос о восстановлении единства Герма­ нии. Поняло, какое значение имеет восст­ ановление единства Германии для напио- . цельного^дапития.гевманекеге наводи С другой стороны, для всех демократических I миролюбивых стран* важно, чтобы приня­ тые антигитлеровской коалицией принци­ пы Потсдамской конференции о демокра­ тизации в демилитаризации Германии по­ лучили свое практическое осуществление во всей Германии. А это возможно только в том случае, если будет восстановлено един­ ство Германии и ни одна часть Германии не будет находиться вне совместного войт- роля всех четырех держав, па которые воз­ ложено осуществление этих принципов. Выполнение обязательств Германии в отно­ шении союзных стран, пострадавших от гитлеровской агрессии п оккупации, также немало зависит от восстановления един­ ства Германии. Па совещании в Лондоне никто открыто не возражал против единства , Германии. Делались и такие заявления, что восстанов- лепио. единства Германии является глав­ ным вопросом совещания четырех минист­ ров. Выяснилось, однако, что эту задачу представители США, Великобритании и Франпии сводят только к тем пли ппым соглашениям между оккупационными вла­ стями пасчет ликвидации зональных барь­ еров для облегчения движения товаров и т. п., игнорируя участие самого герман­ ского парода п его демократических сил в деле восстаповлеппя сдппства германского государства. Получалось, что и в даппом случае дело идет скорее об удобствах для иностранпых экспортирующих фирм в сбы­ те их товаров в Германии, чем о действи­ тельном восстановлении единства герман­ ского государства. В корне отличающуюся от этого пози­ цию занимала делегация СССР. В самом деле, можпо ли серьезно гово­ рить о восстановлении единства Германии в соответствии с Потсдамским соглашением без того, чтобы в этом активно участвовал сам германский парод и его прогрессивные демократические силы? Ответ па такой во­ прос нетруден — невозможно восстановить единство Германии на демократической и мирной основе без активпого участия в атом деле демократических сил германского народа. Поэтому на Лондонской сессии Со­ вета министров иностранных дел советская делегация выдвинула предложение — при­ ступить к организации общегерманского правительства в соответствии с решением Потсдамской конференции. Совершенно оче­ видно, что в случае принятия этого пред­ ложения дело восстановления единства Гер­ мании было бы поставлено па твердую ос- пову. Однако представители Соединенных Штатов, Великобритании п Франции от­ клонили советское предложение об образо­ вании временного общегермапского прави­ тельства*. Наша делегация вносила п другое пред­ ложение в качестве первого шага к созда­ нию центрального германского правитель­ ства. Она предлагала, по крайней мере, вы­ полнить решение Потсдамской копференцпп о создании германских центральных депар­ таментов по делам финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и про­ мышленности,^ также по сельскому хо­ зяйству и продовольствию. Создание таких экономических департаментов в, общегер­ манском масштабе бесспорно явилось бы практическим шагом к восстановлению эко­ номического и политического об’единения Германии. Наконец, советская делегация предлагала создать в Берлине германский консульта­ тивный совет из представителей земель и демократических партпй всей Германии, а также представителей свободных профсою­ зов и другпх крупных антипаппстских ор­ ганизаций. Это также практически содей­ ствовало бы восстаповленпю единства Гер­ мании и открывало бы новые перспективы для германского народа. Предложения Советского Союза об обще­ германском правительстве, о германских экономических департаментах, о герман­ ском консультативном совете в Берлине показали действительные пути восстанов­ ления единства Германии. В самом деле, нельзя восстановить единство Германии без участия самого германского народа, без привлечения к этому делу его демократи­ ческих сил. Осуществление демократизации и демилитаризации Германии, в соответ­ ствии с Потсдамским соглашением, требует создания общегерманских экономических н политических органов, а, следовательно, н активного участия германских демократи­ ческих сил во всем этом деле. Предложения советской делегации, одна­ ко, не встретили поддержки со стороны за­ падных держав. Позиция этих держав на Лондонском совещании сделала невозмож­ ным какое-либо движение вперед в деле восстановления единства Германии. Все это говорит о том, что существуют две основные политические установки в от­ ношении восстановления единства Герма­ нии: одна, которой придерасивается Совет­ ский Союз, • и другая, которой придерживаются США, Великобритания и Франция, хотя между, последними н имеют-, ся некоторые различия в формулировке этой общей для них позиции. Только Со­ ветский Союз последовательно отстаивает позицию восстановления единства Герма­ нии. Что же касается других трех держав, то их позиция в этом вопросе означает по­ литику не единства, а распада Германии, политику отделения западных зон от остальной Германии, что уже привело к фактическому раеколу Германии. Политика распада Германии находит свое выражение в англо-франко-амернкан- ском предложении, что «вся власть должна принадлежать землям» за исключением некоторых второстепенных функций, остав­ шихся в ведении общегерманекпх органов. Эта политика диктуется желанием видеть Германию раздробленной как в политиче­ ском, так и в экономическом отношении. При такой политике демократические си­ лы Германии не смогут должным образом об’сдиппться для защиты справедливых национальных интересов своего парода. Эта политика диктуется боязнью, что Гер­ мания восстановится как Серьезный конку­ рент на мировом рынке, где стремятся без­ раздельно хозяйничать и диктовать свою ьолю американские монополии н их филиа­ лы в Европе. Такая политика может при­ влекать только узкие группы германских монополистов, находящихся в союзе с промышленными и банковскими монополи­ стами других стран. Эту политику могут использовать в своих интересах также те пемецкие реакционеры из числа всякого рода реваншпстов,включая п старых ми­ литаристов, которые хотели бы идею един­ ства Германии прибрать к своим рукам, дабы использовать ее в своих антидемо­ кратических п империалистических целях. Эта политика противоречит Потсдамским соглашениям, не имеет ничего общего с ин­ тересами германской демократии и чужда интересам народов, стремящихся к укреп­ лению мира п демократии в Европе. Эта антидемократическая политика прак­ тически проводится теперь в западных зо­ нах Гермаиии. Создание англо-американ­ ской Бизонии облегчило проведение такой политической установки, поскольку факти­ чески Бпзония не находится под контролем четырех держав, а подчинена англо-амери­ канской администрации. Отрицательная позиция Советского Сою­ за в отношении федерализации пе дала воз­ можности распространить эту политику на всю Германию. Но англо-американские власти не остановились перед тем, чтобы пойти по пути раскола Германии, лишь бы создать поле для проведения своей поли­ тики, хотя бы только в западных зонах. * Полтора года назад со стороны США была выдвинута идея сепаратного об’едине­ ния двух зон, американской и английской, что мотпвпровалось экономическими сооб­ ражениями. Говорилось, главным образом, о желании сократить расходы оккупирующих держав в западных зонах, хотя значитель­ ная часть этих расходов шла п идет в*па- стояшее время пе на германское население, печати П1. Причины провала Лондонского совещания Совещание в Лондоне показало, что рас­ хождения по вопросу о мирном договоре с Германие| и по вопросу о восстановлении единства Германии имеют не случайный характер. Они отражают два разных под­ хода в решению германской проблемы. Теперь известно, что существует наме­ рение сделать Германию пли, по крайней мере, Западную Германию, — объектом оп­ ределенного американского плана в Евро­ пе. Германии сулят миллиарды американ­ ских долларов будто бы для ее экономи­ ческого восстановления, снабжения продо­ вольствием и т. п. О делах Германии судят и рядят американские сенаторы и всякие другие американские дельцы, хозяйнича­ ющие в западных зонах п помогающие аме­ риканским монополиям все глубже влезать в промышленность н банки Западной Германии. Теперь уже известно и о том, что фактическая власть в англо-американской Бизонии переходит от об’едппенных англо- американских органов непосредственно к американцам, которые накопили побольше долларов. Все это делается будто бы ради Герма­ нии, а не ради осуществления определен­ ных чужих планов. Однако германский на­ род остается в стороне от того, что прово­ дится по этим планам на деле. Его ни о чем не спрашивают, хозяйничая на германской территории и стремясь уже теперь на ряд лет вперед предрешить экономическое и политическое положение хотя бы в запад­ ной части Германии. Для Германии уста­ навливаются те или иные размеры креди­ тов н диктуются политические и экономи­ ческие условия этих кредитов, не спраши­ вая о приемлемости этих условий и такого рода кредитов. а на содержание так называемых «переме­ щенных лиц», многие из которых •ктпвно помогали гитлеровцам в войне против союз- пых государств и за расходы на которых будут расплачиваться те же немцы. Теперь уже пе скрывают, что отделение Бизонии от остальной Германии имеет п политиче­ ские цели. В последние месяцы в амери­ канской п английской печати много пишут о том, что в англо-американской Бизонии необходимо создать свое правительство под тем или иным названием, что Бизония дол­ жна иметь свою конституцию, что там должна быть проведена сепаратная денеж­ ная реформа с выпуском своих денег и тому подобное. Таким образом, вся практическая деятельность американских и английских властей в пх об’едпненной зоне направлена на завершение раскола Германии, начатого в прошлом году. Ведется также подготовка присоединения французской зоны к англо- американской зоне, что превратит англо- американскую Бизонию в англо-франко­ американскую Тризонню. а Из всего этого видно, что заявления анг­ лийских н американских представителей в пользу восстановления единства Германии находятся в полном противоречии с прак­ тической деятельностью, которую проводят англо-американские власти в западных вонах. На деле политика англо-американ­ ских властей, — как, равным образом, н французских властей в их зоне, — ведет к углублению раскола Германии, что, однако, не может не вестп к подрыву авторитета проводников этой политики. Провал такой политики неизбежен, так как она находит­ ся в противоречии с истерическим разви­ тием Германии и встречает осулкдение во всей .демократичдай Ев*епе* Заявление о стремлении помочь экономи­ ческому восстановлению Германии нахо­ дится в прямом противоречии с фактиче­ ским положением в англо-американской Бизонии. Как в прошлом, так и в этом году промышленность Западной Германии влачит жалкое существование п на % все еще бездействует. Промышленный индекс достиг здесь всего 35 проц. от уровня 1938 года, что значительно ниже промышленно­ го индекса в советской зоне, несмотря на то, что условия для восстановления про­ мышленности здесь значительно труднее. В западных зонах проводится не политика содействия восстановлению мирпой инду­ стрии, а политика торможения и застоя промышленности, в результате чего все больше теряет свою ценность, портится и разрушается неиспользуемое оборудование. Земельная реформа здесь фактически не проведена. Мелкие крестьяне не получили прироста своих земельных участков, как это было сделано в советской зоне за счет богатых юнкеров и крупных землевладель­ цев, являвшихся опорой германского мили­ таризма и гитлеровской агрессии. Англо- американские кредиты Бизонии, которыми распоряжались по своему усмотрению сами же англо-амернканекпе власти, преврати­ лись в тяжелую обузу для немецкого насе­ ления англо-американской зоны, пе прине­ ся пользы делу ее экономического восста­ новления. Теперь американским планом предусмат­ риваются новые миллиарды долларов кре­ дитов на ряд лет для Бизонии. Эти милли­ арды еще больше сблизят германских и американских монополистов и сделают еще более трудным положение мелких и средних промышленников, ие го­ воря уже об основной массе не­ мецкого населения, мления которого никто не спрашивает н в данном слу­ чае. Этп кредиты направляются не на развитие многочисленных отраслей мирной промышленности в Западной Германии, а, главным образом, ца развитие таких сырь­ евых отраслей, как угольная промышлен­ ность и отчасти металлургея. • Многое пз того, что Германия могла бы производить на своих фабриках и заводах, сгаова будет импортироваться в Германию пз других стран, причем имеется в виду обеспечить, прежге всего, увеличение импорта товаров пз Америки. Экономическая зависимость западной части Германии от ивостраиногв капитала возрастет еще больше, хотя уже н теперь немало германских предприятий скуплено иностранными монополистами по-дешевке. С экономически ослабленной Западне# Германией (нетрудно будет посту­ пать так, как это вздумается американским кредиторам, особенно ввиду отсутствия центрального германского правительства. В этом плане во киотом отрвлиется стремление превратить ванадную часть Германии в базу для расширения влиянии американского империализма в Европе. Америкааский план отхватывает ряд евро­ пейских государств, восстановление кото­ рых ставится в зависимость от определен- иых экономических и политических уело вий, диктуемых Соединенными Штатами Америки и этим государствам. Безраздель­ ное хозяйничание в западной части Герма­ нии должно содействовать усилению влия­ ния американского империализма и в дру­ гих странах Европы. Развитие же таких отраслей промышленности е Бизонии, как металлургия и уголь, соодает предпосылки использования Западной Германии в каче­ стве стратегической базы для авантюри­ стических п агрессивных планов ."-мерипан­ ского империализма. Надо! еще сказать, что американский план вовсе пе предусматривает выполнения Германией репарационных обязательств г» отношении государств, пострадавших от германской агрессии п* оккупации. Он ие считается с пх интересами п игнорирует соответствующее решение Потсдамской конференции. Ссылки на то, что! будто бы решение вопроса о репарациях для СССР затруднено отсутствием информации из со­ ветской зоны, конечно, нп .на чр м ие осно. ваны. Советский Союз всегда выражал и выражает готовность представить полную информацию по этому вопросу, если запад­ ные державы г<гговы не на словах, а на деле приступить к решению репарацион­ ного вопроса. Что же касается других союз­ ных государств, которые должны получить репарации из зрпадных вон Германии, то ни для кого не секрет, что апгло-амерп- канская и французская политика свэля почти к нулю указанное Потсдамское го- глапгенпе для этих стран. Таким образом, амерпкапский'план в отношении Германии совершенно не счи­ тается с интересами трутих государств,* входивших в антигитлеровскую коалицию. Оп направлен па ликвидацию Потсдамско­ го соглашения, отвечающего интересам установления мира и бдвопасноетн наро­ дов Европы. Теперешний американский план является выражением интересов оп­ ределенных американских кругов, а за­ падная часть Германии в данном случав лишь об’ект, используемый в интересах американского экспансионизма. После всего этого делается ясным, поче­ му Соединенные Штаты Америки, занятые в настоящее время осуществлением своего плана в Европе, не проявляют ныне инте­ реса ни к подготовке мирного договора с Германией, нп к восстановлению «единства Германии. Сохраняя подальше теперешнее неуре­ гулированное положение, когда еще не прекращено состояние войны в отношении Германии, можно без стеснения предписы­ вать немцам любые рецепты лечения гер- . майской экономики, возлагая на немпев же любые обязательства по расплате за эту так называемую «помощь». Как мир­ ный договор, так и восстановление единст­ ва Германии требуют создания германско­ го правительства. Но нетрудно догадаться, что( создание демократического правитель­ ства Германии заставило бы побольше считаться с интересами германского наро­ да, что, как видно, не входит в нынешний план так называемой «по\?ощн». Чем доль­ ше не будет такого правительства, тем, как говорятся, «свободнее» будут руки про­ водников американского плана, по крайней мере, в доступной хтя них части Герма­ нии. Только этим можно об’яснить неже­ лание заниматься в Совете министров иностранных дел ни мирным дйговором, mi восстановлением единства Германии, ни созданием временного германского пра­ вительства. / Пам говорят, что либо наме тонный амс^ рикаяский плап бу-дет осуществлен в от­ ношении Германии, либо н? будет заклю­ чено даже «'бумажных соглашений о мир­ ных договорах». Такац откровенность по­ лезна для раз^спс-аия создавшегося поло­ жения. Следовательно, восстановление полного мира в Европе, как и восстановле­ ние единства германского государства, без чего «нельзя заключить мирного договора с Германией, поставлены Соединенными Штатами Америки в зависимость от при­ нятия американского плана в отношении Германии и Европы. Либо безоговорочно принимай этот антидемократический план, как его диктуют американские экспансио­ нисты, либо не будет никаких соглашений о мирных договорах, т. е. ве будет завер­ шено восстановление мира в Европе. Эп политика ш та та та могла не встретить отпора со стороны Советского Союза. Эта кгоптика диктата со стороны США и при­ вела в провалу Лондонского совещания. Лаидовское совещание окончилось про­ валом. Было немало попыток воыожитъ ответственность за это на СССР. Ничего на этого не вышло. Ответственность яа провал Лондонской сессии легла на правя­ щие круги Соединенных Штатов Америки. За г-ном Маршаллом и в данном случав нош и хал Ыя Sesnu так и г-н Б ш ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz