На страже Заполярья. 1948 год. Январь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я - ~ „ - Ч ттф я 1В48 г ., Тб 5 (3001). ------------— — ......... .. ......... .....— ОБ ИТОГАХ ЛОНДОНСКОГО СОВЕЩАНИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ Заявление В. М. МОЛОТОВА представителям со В ответ ш вонрбеы, поставленные кор респондента» «Известий» н «Правды! относительно итогов Лондонской сессии Совет* министров иностранных дел, а так* хе в связи с выступлениями по этому вопросу государственного секретаря США господина Маршалла и министра иностран- пых дел Великобритании господина Бевина, Министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал следующее заявление: — Как Московская сессия весной этого года, так и Лондонская сессия Совета ми нистров иностранпых мел были созваны, главным образом, для рассмотрения герман ской проблемы. Материалы обоих этих со- вещаний содержат достаточно данпых для того, чтобы судпть о позиции Соединенных Штатов Америки, ВеликоС'ритаипи. Фран ции п Советского Союза в отношении Гер мании. . Соглашсппе гтг. германской проблемеЧ в Лондоне пе было достигнуто. Зело, однако, не в тех или иных мелочах, на которые делаются инопл ссылки п последних вы ступлениях. По имло достигнуто согласно. • тая по двум основным вопросам: во-пер- вых, о мирном^договоре с,Германией я, во* 'вторых,* о восстановлений единства Герма нии: Ялтинское и Потсдамское соглашения между главами правительств США, Велико британии и ССОР о 1945 тоду дают твер дую основу для решения обоих этих во просов. Есл* не только правительство СССР, но п другие правительства, подпи-^ савпгне эти соглашения. Лудут придержи- ваться принятых решений, то общее со глашение по германскому вопросу будет достигнуто, несмотря на имеющиеся рас хождения. С другой сторопы. Советское правительство всегда лаяяляло, что оно пе j отступит w этих соглашений и ве пойдет в ногу с темп, кто пе хочет их выполнять и стремится в «настоящее, время навязать в отнопгеппп Германии другую политику, которая раейодатся е принципами демокра тизма и безопасности народов, ноложенпы- мп в основу ялтинских и потсдамских ре- шепиф по германскому вопросу. I . Мирный договор с Германией Вопрос о мирном дпгпв'зре е Германией я в л я тя важным делом пе только для Германии, по и для всех еороиейьцих па родов. стремящихся к учггяиов.гению про*ь вппмаппс было отвлечено подготовкой дру гих мирные договоров, что не давало воз можности приступить к мирному договору с Германией. Теперь создалось другое поло ного мира- Мирн-ое урегулирование о отно- жсипе. После "ого. как мирные договоры с шешги Германии будет означать прекра щение нынешпего неопределепного поло- -жения и установление полного мира в Ев ро*». В эгом заинтересованы не только европейские народы, но и все другие ми ролюбивый народы. Если мы хотим дейст вительно содействовать упрочению мира в Европе, мы должны приступить к подго товке мирного договора с Германией, . а также к решению всех вопросов, связан ных о созывом мирной конференции по германскому вопросу. В этом заключалась позиция советской делегации, которая, однако, не встретила поддержки со стороны трех министров «а Лондонском со- других 1 ■еп&пм Существует, как известно, и другая точ ка epfeоця. Еще в начале этого года со сто роны США выдвигалось иредавденне о временном статуте для Германии что озна чает откладывание вопроса о мирном дого воре с Германией в долгий ящ ик . Бак тоЦ гда,' так н теперь Советское правительство отрицательно отаокгится к предложению о временном статуте для Германии, который мог бы только помешать установлению прочного инра в Европе. ' На совещании в Лондоне советская деле гация добивалась, чтобы была начата под готовка мтгрногй договора с Германией п чтобы это дело больпье «е откладывалось.. Наша ^актация настаивала, чтобы Совет министров иностранных дел ванялся свЬей главной задачей, для которой он был соз дан. При учреждении Совета министров иностранных дел Потсдамская^ конферен ция указала, что его основной задачей является проведение «необходимой тягото- витсльной работы) по мирному урегулиро ванию», причем имелись в виду не только Запад, но и Восток, г» свялн с чем п состав Совета министров иностранных дел был пключен н Китай. • В Потсдаме было реигено. что п первую очередь Совет должеп заняться составле нием мирвшх договоров для Италии, Румы нии, Болгарии, Венгрии п Финляндии, что и было сделано в прошлом году. Но в реше нии Потсдамской конференции говорилось также, что «Совет будет исиользпзан для подготовки мнраего урегулирования для Германии с тем, чтобы соответствующей документ был принят пригодным для этой пели правительством Германии, ког^а та кое правительство будет образовано».. Совершенно очевидно, что теперь пришло время, чтобы е центре внимания Совега мклистрон иностранных де,т встала пробле ма мирного урегулирования для Германии на Зашде и проблема мирного урегулиро вания для Японии на Востоке. Таков вер ный путь iri укреплешпо всеобщего мира. Как известно, в прошлом году прави тельство США также считало необходимым приступить к подготовке мирного договора с Германией. Еще в апреле 1946 года аме риканская делегация внесла такое предло жение на совещании в Цаои*«. Но тогда Италией, Болгарией, Румынией. Вепгрпей и Финляндией были по только подписаны, но и «ступили в силу, можно считать, что пришло время заняться мирным договором с Германией. Тем не менее, в настоящее время именно со стороны США пмеется наиболее упорное противодействие этому. В позиции США произошли изменения, и теперь—в отличие о; прошлого года — правительство США уже не стремится уско рить решение этого вопроса. Лоидопское со вещание показало, что Великобритания п Франция идут по этому же пути. Проблему мирного урегулирования для Германии представители США, Великобри тании и Франции не считали актуальным делом для Лондонского совещания. Ее стре мились либо полностью снять с повестки дня, либо отложить п отнести в другим второстепенным делам. Из всей этой пробле мы ими был искусственно вырвап только вопрос о границах Германии. Это было про диктовано отнюдь пе какими-либо деловы ми мотивами, а представляло собой своего рода игру на нервах немпев. Этот вопрос, разумеется, можно разрешить лишь при рассмотрении всей проблемы мирного урегулирования для Германии, чего, одна ко, не хотели делать паши партнеры. К тому же, в одном из прежних своих реше ний Совет министров иностранных дел уже признал необходимость создания специаль ного комитета по пограничным делам, наря ду с созданием других спецпальпых коми тетов по подготовке мнрпого договора с Гер манием. Теперь делаются заявления, что будто обсуждение подготовки германского мир ного договора па Лондонской сессии было .бесплодным, хотя это и не соответствует действительности. Па этой сессии, — глав ным образом, благодаря усилиям советской делегации — был принят ряд решений, в которых продвинулось вперед согласова ние позиций четырех правительств о про цедуре подготовки мирного договорз с Гер манией, о чем теперь почему-то умалчи вается. Это дело, однако, не было законче но рассмотрением, поскольку американской делегацией был предпринят торопливый срыв всей p i S otli Лондонского совещания. Почему США, предлагавшие ускорить подготовку мирного договора в прошлом го ду. пе, считают актуальным этот вопрос в настоящее время, — этого так никто и не об’яспил. Между тем. совершенно очевидно, что без мирного-урегулирования для Герма нии нельзя завершить установление мира в Европе. Факты свидетельствуют о том, что толь ко Советский Союз добивался, чтобы Лон донская сессия Совета министров иностран ных дел ускорила дело подготовки мирного урегулирования для Германии. Совершенно очевидно, что эта позиция отвечает интере сам всех пародов, стремящихся к укрепле нию всеобщего мира. и. Восстановление единства Германии I Вместе с проблемой мирного урегулиро вания для Германии ветвл вопрос о герман ском правительстве, а в связи с этим _т * вопрос о восстановлении единства Герма нии. Поняло, какое значение имеет восст ановление единства Германии для напио- . цельного^дапития.гевманекеге наводи С другой стороны, для всех демократических I миролюбивых стран* важно, чтобы приня тые антигитлеровской коалицией принци пы Потсдамской конференции о демокра тизации в демилитаризации Германии по лучили свое практическое осуществление во всей Германии. А это возможно только в том случае, если будет восстановлено един ство Германии и ни одна часть Германии не будет находиться вне совместного войт- роля всех четырех держав, па которые воз ложено осуществление этих принципов. Выполнение обязательств Германии в отно шении союзных стран, пострадавших от гитлеровской агрессии п оккупации, также немало зависит от восстановления един ства Германии. Па совещании в Лондоне никто открыто не возражал против единства , Германии. Делались и такие заявления, что восстанов- лепио. единства Германии является глав ным вопросом совещания четырех минист ров. Выяснилось, однако, что эту задачу представители США, Великобритании и Франпии сводят только к тем пли ппым соглашениям между оккупационными вла стями пасчет ликвидации зональных барь еров для облегчения движения товаров и т. п., игнорируя участие самого герман ского парода п его демократических сил в деле восстаповлеппя сдппства германского государства. Получалось, что и в даппом случае дело идет скорее об удобствах для иностранпых экспортирующих фирм в сбы те их товаров в Германии, чем о действи тельном восстановлении единства герман ского государства. В корне отличающуюся от этого пози цию занимала делегация СССР. В самом деле, можпо ли серьезно гово рить о восстановлении единства Германии в соответствии с Потсдамским соглашением без того, чтобы в этом активно участвовал сам германский парод и его прогрессивные демократические силы? Ответ па такой во прос нетруден — невозможно восстановить единство Германии на демократической и мирной основе без активпого участия в атом деле демократических сил германского народа. Поэтому на Лондонской сессии Со вета министров иностранных дел советская делегация выдвинула предложение — при ступить к организации общегерманского правительства в соответствии с решением Потсдамской конференции. Совершенно оче видно, что в случае принятия этого пред ложения дело восстановления единства Гер мании было бы поставлено па твердую ос- пову. Однако представители Соединенных Штатов, Великобритании п Франции от клонили советское предложение об образо вании временного общегермапского прави тельства*. Наша делегация вносила п другое пред ложение в качестве первого шага к созда нию центрального германского правитель ства. Она предлагала, по крайней мере, вы полнить решение Потсдамской копференцпп о создании германских центральных депар таментов по делам финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и про мышленности,^ также по сельскому хо зяйству и продовольствию. Создание таких экономических департаментов в, общегер манском масштабе бесспорно явилось бы практическим шагом к восстановлению эко номического и политического об’единения Германии. Наконец, советская делегация предлагала создать в Берлине германский консульта тивный совет из представителей земель и демократических партпй всей Германии, а также представителей свободных профсою зов и другпх крупных антипаппстских ор ганизаций. Это также практически содей ствовало бы восстаповленпю единства Гер мании и открывало бы новые перспективы для германского народа. Предложения Советского Союза об обще германском правительстве, о германских экономических департаментах, о герман ском консультативном совете в Берлине показали действительные пути восстанов ления единства Германии. В самом деле, нельзя восстановить единство Германии без участия самого германского народа, без привлечения к этому делу его демократи ческих сил. Осуществление демократизации и демилитаризации Германии, в соответ ствии с Потсдамским соглашением, требует создания общегерманских экономических н политических органов, а, следовательно, н активного участия германских демократи ческих сил во всем этом деле. Предложения советской делегации, одна ко, не встретили поддержки со стороны за падных держав. Позиция этих держав на Лондонском совещании сделала невозмож ным какое-либо движение вперед в деле восстановления единства Германии. Все это говорит о том, что существуют две основные политические установки в от ношении восстановления единства Герма нии: одна, которой придерасивается Совет ский Союз, • и другая, которой придерживаются США, Великобритания и Франция, хотя между, последними н имеют-, ся некоторые различия в формулировке этой общей для них позиции. Только Со ветский Союз последовательно отстаивает позицию восстановления единства Герма нии. Что же касается других трех держав, то их позиция в этом вопросе означает по литику не единства, а распада Германии, политику отделения западных зон от остальной Германии, что уже привело к фактическому раеколу Германии. Политика распада Германии находит свое выражение в англо-франко-амернкан- ском предложении, что «вся власть должна принадлежать землям» за исключением некоторых второстепенных функций, остав шихся в ведении общегерманекпх органов. Эта политика диктуется желанием видеть Германию раздробленной как в политиче ском, так и в экономическом отношении. При такой политике демократические си лы Германии не смогут должным образом об’сдиппться для защиты справедливых национальных интересов своего парода. Эта политика диктуется боязнью, что Гер мания восстановится как Серьезный конку рент на мировом рынке, где стремятся без раздельно хозяйничать и диктовать свою ьолю американские монополии н их филиа лы в Европе. Такая политика может при влекать только узкие группы германских монополистов, находящихся в союзе с промышленными и банковскими монополи стами других стран. Эту политику могут использовать в своих интересах также те пемецкие реакционеры из числа всякого рода реваншпстов,включая п старых ми литаристов, которые хотели бы идею един ства Германии прибрать к своим рукам, дабы использовать ее в своих антидемо кратических п империалистических целях. Эта политика противоречит Потсдамским соглашениям, не имеет ничего общего с ин тересами германской демократии и чужда интересам народов, стремящихся к укреп лению мира п демократии в Европе. Эта антидемократическая политика прак тически проводится теперь в западных зо нах Гермаиии. Создание англо-американ ской Бизонии облегчило проведение такой политической установки, поскольку факти чески Бпзония не находится под контролем четырех держав, а подчинена англо-амери канской администрации. Отрицательная позиция Советского Сою за в отношении федерализации пе дала воз можности распространить эту политику на всю Германию. Но англо-американские власти не остановились перед тем, чтобы пойти по пути раскола Германии, лишь бы создать поле для проведения своей поли тики, хотя бы только в западных зонах. * Полтора года назад со стороны США была выдвинута идея сепаратного об’едине ния двух зон, американской и английской, что мотпвпровалось экономическими сооб ражениями. Говорилось, главным образом, о желании сократить расходы оккупирующих держав в западных зонах, хотя значитель ная часть этих расходов шла п идет в*па- стояшее время пе на германское население, печати П1. Причины провала Лондонского совещания Совещание в Лондоне показало, что рас хождения по вопросу о мирном договоре с Германие| и по вопросу о восстановлении единства Германии имеют не случайный характер. Они отражают два разных под хода в решению германской проблемы. Теперь известно, что существует наме рение сделать Германию пли, по крайней мере, Западную Германию, — объектом оп ределенного американского плана в Евро пе. Германии сулят миллиарды американ ских долларов будто бы для ее экономи ческого восстановления, снабжения продо вольствием и т. п. О делах Германии судят и рядят американские сенаторы и всякие другие американские дельцы, хозяйнича ющие в западных зонах п помогающие аме риканским монополиям все глубже влезать в промышленность н банки Западной Германии. Теперь уже известно и о том, что фактическая власть в англо-американской Бизонии переходит от об’едппенных англо- американских органов непосредственно к американцам, которые накопили побольше долларов. Все это делается будто бы ради Герма нии, а не ради осуществления определен ных чужих планов. Однако германский на род остается в стороне от того, что прово дится по этим планам на деле. Его ни о чем не спрашивают, хозяйничая на германской территории и стремясь уже теперь на ряд лет вперед предрешить экономическое и политическое положение хотя бы в запад ной части Германии. Для Германии уста навливаются те или иные размеры креди тов н диктуются политические и экономи ческие условия этих кредитов, не спраши вая о приемлемости этих условий и такого рода кредитов. а на содержание так называемых «переме щенных лиц», многие из которых •ктпвно помогали гитлеровцам в войне против союз- пых государств и за расходы на которых будут расплачиваться те же немцы. Теперь уже пе скрывают, что отделение Бизонии от остальной Германии имеет п политиче ские цели. В последние месяцы в амери канской п английской печати много пишут о том, что в англо-американской Бизонии необходимо создать свое правительство под тем или иным названием, что Бизония дол жна иметь свою конституцию, что там должна быть проведена сепаратная денеж ная реформа с выпуском своих денег и тому подобное. Таким образом, вся практическая деятельность американских и английских властей в пх об’едпненной зоне направлена на завершение раскола Германии, начатого в прошлом году. Ведется также подготовка присоединения французской зоны к англо- американской зоне, что превратит англо- американскую Бизонию в англо-франко американскую Тризонню. а Из всего этого видно, что заявления анг лийских н американских представителей в пользу восстановления единства Германии находятся в полном противоречии с прак тической деятельностью, которую проводят англо-американские власти в западных вонах. На деле политика англо-американ ских властей, — как, равным образом, н французских властей в их зоне, — ведет к углублению раскола Германии, что, однако, не может не вестп к подрыву авторитета проводников этой политики. Провал такой политики неизбежен, так как она находит ся в противоречии с истерическим разви тием Германии и встречает осулкдение во всей .демократичдай Ев*епе* Заявление о стремлении помочь экономи ческому восстановлению Германии нахо дится в прямом противоречии с фактиче ским положением в англо-американской Бизонии. Как в прошлом, так и в этом году промышленность Западной Германии влачит жалкое существование п на % все еще бездействует. Промышленный индекс достиг здесь всего 35 проц. от уровня 1938 года, что значительно ниже промышленно го индекса в советской зоне, несмотря на то, что условия для восстановления про мышленности здесь значительно труднее. В западных зонах проводится не политика содействия восстановлению мирпой инду стрии, а политика торможения и застоя промышленности, в результате чего все больше теряет свою ценность, портится и разрушается неиспользуемое оборудование. Земельная реформа здесь фактически не проведена. Мелкие крестьяне не получили прироста своих земельных участков, как это было сделано в советской зоне за счет богатых юнкеров и крупных землевладель цев, являвшихся опорой германского мили таризма и гитлеровской агрессии. Англо- американские кредиты Бизонии, которыми распоряжались по своему усмотрению сами же англо-амернканекпе власти, преврати лись в тяжелую обузу для немецкого насе ления англо-американской зоны, пе прине ся пользы делу ее экономического восста новления. Теперь американским планом предусмат риваются новые миллиарды долларов кре дитов на ряд лет для Бизонии. Эти милли арды еще больше сблизят германских и американских монополистов и сделают еще более трудным положение мелких и средних промышленников, ие го воря уже об основной массе не мецкого населения, мления которого никто не спрашивает н в данном слу чае. Этп кредиты направляются не на развитие многочисленных отраслей мирной промышленности в Западной Германии, а, главным образом, ца развитие таких сырь евых отраслей, как угольная промышлен ность и отчасти металлургея. • Многое пз того, что Германия могла бы производить на своих фабриках и заводах, сгаова будет импортироваться в Германию пз других стран, причем имеется в виду обеспечить, прежге всего, увеличение импорта товаров пз Америки. Экономическая зависимость западной части Германии от ивостраиногв капитала возрастет еще больше, хотя уже н теперь немало германских предприятий скуплено иностранными монополистами по-дешевке. С экономически ослабленной Западне# Германией (нетрудно будет посту пать так, как это вздумается американским кредиторам, особенно ввиду отсутствия центрального германского правительства. В этом плане во киотом отрвлиется стремление превратить ванадную часть Германии в базу для расширения влиянии американского империализма в Европе. Америкааский план отхватывает ряд евро пейских государств, восстановление кото рых ставится в зависимость от определен- иых экономических и политических уело вий, диктуемых Соединенными Штатами Америки и этим государствам. Безраздель ное хозяйничание в западной части Герма нии должно содействовать усилению влия ния американского империализма и в дру гих странах Европы. Развитие же таких отраслей промышленности е Бизонии, как металлургия и уголь, соодает предпосылки использования Западной Германии в каче стве стратегической базы для авантюри стических п агрессивных планов ."-мерипан ского империализма. Надо! еще сказать, что американский план вовсе пе предусматривает выполнения Германией репарационных обязательств г» отношении государств, пострадавших от германской агрессии п* оккупации. Он ие считается с пх интересами п игнорирует соответствующее решение Потсдамской конференции. Ссылки на то, что! будто бы решение вопроса о репарациях для СССР затруднено отсутствием информации из со ветской зоны, конечно, нп .на чр м ие осно. ваны. Советский Союз всегда выражал и выражает готовность представить полную информацию по этому вопросу, если запад ные державы г<гговы не на словах, а на деле приступить к решению репарацион ного вопроса. Что же касается других союз ных государств, которые должны получить репарации из зрпадных вон Германии, то ни для кого не секрет, что апгло-амерп- канская и французская политика свэля почти к нулю указанное Потсдамское го- глапгенпе для этих стран. Таким образом, амерпкапский'план в отношении Германии совершенно не счи тается с интересами трутих государств,* входивших в антигитлеровскую коалицию. Оп направлен па ликвидацию Потсдамско го соглашения, отвечающего интересам установления мира и бдвопасноетн наро дов Европы. Теперешний американский план является выражением интересов оп ределенных американских кругов, а за падная часть Германии в данном случав лишь об’ект, используемый в интересах американского экспансионизма. После всего этого делается ясным, поче му Соединенные Штаты Америки, занятые в настоящее время осуществлением своего плана в Европе, не проявляют ныне инте реса ни к подготовке мирного договора с Германией, нп к восстановлению «единства Германии. Сохраняя подальше теперешнее неуре гулированное положение, когда еще не прекращено состояние войны в отношении Германии, можно без стеснения предписы вать немцам любые рецепты лечения гер- . майской экономики, возлагая на немпев же любые обязательства по расплате за эту так называемую «помощь». Как мир ный договор, так и восстановление единст ва Германии требуют создания германско го правительства. Но нетрудно догадаться, что( создание демократического правитель ства Германии заставило бы побольше считаться с интересами германского наро да, что, как видно, не входит в нынешний план так называемой «по\?ощн». Чем доль ше не будет такого правительства, тем, как говорятся, «свободнее» будут руки про водников американского плана, по крайней мере, в доступной хтя них части Герма нии. Только этим можно об’яснить неже лание заниматься в Совете министров иностранных дел ни мирным дйговором, mi восстановлением единства Германии, ни созданием временного германского пра вительства. / Пам говорят, что либо наме тонный амс^ рикаяский плап бу-дет осуществлен в от ношении Германии, либо н? будет заклю чено даже «'бумажных соглашений о мир ных договорах». Такац откровенность по лезна для раз^спс-аия создавшегося поло жения. Следовательно, восстановление полного мира в Европе, как и восстановле ние единства германского государства, без чего «нельзя заключить мирного договора с Германией, поставлены Соединенными Штатами Америки в зависимость от при нятия американского плана в отношении Германии и Европы. Либо безоговорочно принимай этот антидемократический план, как его диктуют американские экспансио нисты, либо не будет никаких соглашений о мирных договорах, т. е. ве будет завер шено восстановление мира в Европе. Эп политика ш та та та могла не встретить отпора со стороны Советского Союза. Эта кгоптика диктата со стороны США и при вела в провалу Лондонского совещания. Лаидовское совещание окончилось про валом. Было немало попыток воыожитъ ответственность за это на СССР. Ничего на этого не вышло. Ответственность яа провал Лондонской сессии легла на правя щие круги Соединенных Штатов Америки. За г-ном Маршаллом и в данном случав нош и хал Ыя Sesnu так и г-н Б ш ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz