На страже Заполярья. 1948 год. Сентябрь.

52 сентября 1848 г., № 224 (3220)', НХ С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я W oe * 1 ВОСПИТАННИК КОМСОМОЛА Мечтой Николая Жнлпнского было — служить во флоте. Он хотел стать радистом па флоте. Это желание молодого патриота Родипы стало реальностью. С первых дней прихода во флот Жплинский с исключительным рвением взялся за ос­ воение сложной специальности радиста. Он вникал в каждую деталь, что­ бы хорошо знать технику радиостанции. В первый же период учебы он неоднократ­ но отмечался командованием за рвение и аккуратность. Была еще одна мечта у Николая) ЛГплпн- ского — стать членом лепипско-сталпнско- комсомола. Это стало возможным, когда Ьн показал себя передовым воином. День, когда оп получил кпижечку стального цве­ та — комсомольский билет — запомнился Жилинскому па всю жизнь. Он дал слово с честью оправдать звание комсомольца, добросовестно выполнять Устав EfJECM. Оп поставил себе целью па «отлично» закон­ чить Учебный отряд и добился своего. На выпускных экзаменах он получил отлич­ ные отметки. С первых же дней прихода в часть он зарекомендовал себя, как активный комсо­ молец, и вскоре был выбран п селав бю­ ро. Большая общественная раГзта пе ме­ шает ему успешпо выполпгтъ своп служеб­ ные обязанности. Когда командовапие подразделения пред­ ложило ему замеппть одного товарища, уходящето в долгосрочный отпуск, он со­ гласился, хотя это было сопряжено с боль­ шими трудностями. За короткое время он освоил новую специальность. Осенью прошлого года у Жилинского засверкала первая нашивка па погонах — он получил вванпе — старший матрос. Воспитанник комсомола, он неустанно работает пад повышением своих политиче­ ских знаний, готовясь вступить в ряды партии Леппна—Сталипа. Старший матрос В. САЗОНОВ. . и Хзрэшо П0ДГ0Т03ИЛСЯ стал КОМСОМОЛЬЦЕМ Более 10 лет служит на .флаге стар ший боцман корабля Н. главный старшина Иван Ершов. За время службы не флоте он своей безупречной дисциплиной и отличным знанием специальности снискал уважение н любовь личного состава. НА СНИМ КЕ: главный старшина И. Ершов беседует с матросами. Фото М. Бугакова. Перед инспекторской проверкой политзанятий Почему в группе есть отстающие Долго и настойчиво готовился к всту­ плению в комсомол матрос Киселев. Оп совершенствовал своп боевые знания, изучал программу и Устав Ленппского | комсомола, тщательно изучал темы политических занятий и внимательно следил за текущими событиями. Когда были неясные вопросы, он обращался за помощью к свопм товарищам—комсо­ мольцам Ломову и Савнну, которые охот­ но шли ему навстречу. Когда тов. Кйселев почувствовал, что подготовился е вступлеппю в комсомол, он подал секретарю комсомольской орга­ низации тов. Яковлеву заявление. С вол­ нением ждал он того дня, когда пред­ станет перед собранием комсомольцев, которые будут принимать его в свою дружную семью. Ждать пришлось недолго. Недзвпо тов. Киселев был принят в члены Всесоюз­ ного Ленинского Коммунистического Сою­ за молодежи. Славный юбилей комсомо­ ла—30-летпе ВЛКСМ—матрос Киселев, молодой комсомолец, встречает новыми успехами в боевой и политической под­ готовке. Старший матрос И. ЕГОРОВ. В тетради старшего матроса Якушева нет ни одной записи. В пей перечислены только вопросы, о которых говорил руко­ водитель политических занятий. — Почему вы ничего не записываете? — спросили у Якушева. Он ответил: — Если записывать, то слушать будет некогда! Руководитель группы младший лейтенант Марков считает, очевидно, вполне нормаль­ ным такое явление. Как вести записи, он не учит. Вместе с Якушевым в группе Маркова запимается старший матрос Шикин. Учится он неважно, многое ему остается непонят­ ным, а спросить стесняется. Шикин все время в числе отстающих. На занятиях он предпочитает отмалчиваться, также, как и Якушев, ничего не записывает. Младший лейтенант Марков, чтобы по­ мочь Шпкппу, как-то ему сказал: — Если что будет непонятно, приходите ко мне, побеседуем! Шикин пи разу не пришел. у Совершеппо очевидно, что одним при­ глашением зайти и побеседовать руководи­ телю ограничиваться не следовало. Надо было найти более активные и действенные формы помощи отстающему матросу. Почему же Шикин отстает? Оказывается, он почти ничего не читает — ни книг, ни газет. Руководитель группы и па это не обратил вппмаппя. Разве роль руководи­ теля ограничивается только проведением (занятий? Нет конечно.. Оп, как политиче­ ский воспитатель матросов, обязап интере­ соваться, что читают, чем занимаются матросы, как работают над собой. Известно, что успех политических запя- тпй, их целеустремленность и действеп- ! ность, пх сила и воспитательное значение зависят в первую очередь от руководителя. Большое значение имеет методическая подготовка руководителя, его умение пра­ В Е Л И К И Е П Р Е О Б Р А З О В А Т Е Л И П Р И Р О ДЫ * * * Мы помещаем ряд очерков, кото­ рые являются главами готовящейся к изданию большой книги А. Попоз- ского, автора книг «Законы жизни», «Законы рождения». Очерки на конкретных примерах показывают приоритет русской био­ логической науки, замечательные до ­ стижения советских ученых. Они по­ могают глубже понять великое зна­ чение мичуринского учения. ★ * * «Пиша служит источником силы в на­ шем организме потому только, что она— не что иное, как консерв солнечных лу­ чей». К. А. ТИМ И РЯЗЕВ. Творцы закона сохранения энергии Майер п Гельмгольц высказались по этому поводу следующим образом: «Природа, новидимому, поставила себе целью уловить налету изливающийся па землю свет и, обратив эту нодзпжпешпую пз всех сил в пеподвпжпую форму, в таком впде сохранить ее. Для до­ стижения этой целп она облекла земную кору организмами, которые в течение жиз­ ни поглощают' солнечный свет ц за счет этой силы непрерывно образуют накопляю­ щийся запас химического напряжения. Эти организмы — растения. Растительный мнр надставляет склад, в котором лучи солнца задерживаются и запасаются для далыкп- пкто лолезпого употребления», Гельмгольц писал о том же несколько бо­ лее сдержанно: «Одновременно с исчезновением солнеч­ ного света в растении наблюдается появле­ ние и пакопленпе горючего вещества, и мы вправе считать очень вероятным, что первое является причппой второго. Во всяком слу­ чае я должен оговориться, что мы пе обла­ даем никакими опытами, из которых можпо было бы с достоверностью заклю­ чить, точно ли живая сила исчезающих солнечных лучей соответствует накопля­ ющемуся запасу химических сил. Пока та­ ких опытов еще не существует, мы пе мо­ жем призиать указаппое соотношение за несомнеипую истину». Решить этот вопрос взялся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев. Оп пе сомневался, что свет, падающий на живое растение, получает ипое назначе­ ние, чем тот, который падает на мертвые тела, что живой силе исчезающих солнеч­ ных лучей точно соответствуют образу­ ющиеся запасы химических сил. Энергия, прнложенпая к жпвой ткапп, целиком со­ храняется и может быть в полной мере освобождена после сожжеппя организма. Похвальная мысль распространит!» закоп сохранения эпергпи на псе живое на свете, по Тимирязеву предстояло поспорить с Джо- | пом Вильямом Дреиером — знаменитым ан- 1глийским натуралистом, историком культу­ ры — и поспорить по серьезному нов ну. В серсдино девятн:’.дпитого века физик , Дрепер установил, что процесс усвоения j растительным организмом углерода из угле- ! вильно построить и хорошо провести заня­ тие. К сожалению, такими качествами #тов. Марков не обладает. Методическая подго­ товка его находится па весьма низком уровпе. Об этом свидетельствует, в част­ ности, последнее занятие, проведенное им на тему о советском патриотизме. Занятие обнаружило и другой недостаток. Понадеяв­ шись на свой «старый багаж» и прошлый опыт («На эту тему мне уже не раз прихо­ дилось проводить занятия», — говорит он), тов. Марков как следует не подготовился, пе продумал тему. В результате оп пе су­ мел в логической последовательности изло­ жить материал, насытить его яркими при­ мерами и фактами, показать значение изу­ чаемого вопроса, увязать его с конкрет- пыми задачами, стоящими перед личным составом корабля. Говоря о положении трудящихся в доре­ волюционной России, тов. Марков сказал: «В царской России полицейский режим представлял институт кровавого насилия над народом». Что такое «институт крова­ вого насилия», матросы так и не поняли. Кстати сказать, весь рассказ руководителя был насыщен столь же туманными тер­ минами и формулировками. Отсутствие логики изложения сказалось с самого же начала рассказа. Тов. Марков зачитал несколько цитат, мельком упомянул о докладе А. Фадеева па Всемирном кон­ грессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве, остановился без всякой связи с предыдущим на положении в Югославии, пе забыл и про французскую революцию 1871 года, затем дал совершенно непра­ вильную формулировку тех целей, которые преследовали трудящиеся Запада и капита­ листы Америки и западных стран во вто-- рой мировой войне. Во всем этом путанном рассказе матросы с трудом могли уловить, что к чему, какая кислоты, а также строение органических веществ связаны с воздействием па зеленый лист лучей солнца, расположенных в жел­ той части спектра. Без них невозможно со- зпдапие оргаппческого вещества из пеорга- нпческого. Желтый свет, как самый яркий, всего больше раздражает сетчатую оболочку па­ шего глаза. По аналогии с этим ученый ре­ шил, что деятельность лучей солнца сво­ дится единственно к раздражению. Свет был-об’явлен раздражителем, и только этим оо яснились химические процессы, происходящие в зеленом листе. Но что значит яркость? Ведь это опгуще- ппе, воспринимаемое только глазом, вне этого органа пет пи яркости, ни самого по­ пятил об этом. Какие же основапия припи­ сывать процессу разложения углекислоты причины, свойственные оргапу, которого у растения пет? Для получения солнечного спектра свет обычно пропускают через щель, а затем че­ рез призму. Дабы спектр был чистым, сво­ бодным от влияния соседних лучей, щель должпа быть предельпо узкой. Но через та­ кую щель проходит очень мало света. Под­ ставляя под такой спектр крупные листья, Дрепер не мог наблюдать в них разложение углекислоты. Вынужденный расширить щель, он вместе с желтыми лучами неволь­ но пропускал расположенные рядом — зе­ леные. Такова была ошибка физика Джона Впльяма Дрепера, на которую ему указал ботаппк Тимирязев. Отвергнув значеппе желтых лучей для разложения углекислоты в растепиях, Ти­ мирязев. таким образом, поставил под сом­ нение важность света вообще для этого про­ цесса. . Чтобы ответить на вопрос, какие же все- таки лучи способствуют жизнедеятельно­ сти растопил, экспериментатор прибегнул к физике. между всеми этими вопросами внутренняя связь. Затем тов. Марков стал рассказывать о патриотизме советского народа, так ярко проявившемся в годы Великой Отечествен­ ной войны. Сколько интересного, поучи­ тельного можно было рассказать матросам об этом. Но из-за своей неподготовленности руководитель не сумел справиться и с этим вопросом. Политическое занятие достигает своей цели, если оно связано с задачами сегод­ няшнего дня, над решением которых рабо­ тает личный состав корабля. Тов. Марков сделал попытку увязать свой рассказ с жизнью корабля. Он назвал фамилии двух перадивьгх матросов—Пашина и Корсакова, но пе раз’яснил, что проявлять советский патриотизм для советского воина — значит честно исполнять свой воинский долг, вы­ полнять военную присягу, воинские уста- вы. Так коналось это неудачное занятие. Мы спросили тов. Маркова, когда он был последний раз па семинаре руководителей политзанятий? Он ответил: — В этом году еще не был. В течение 9 месяцев руководитель не по­ лучает никакой помощи, никто его не учит, не помогает, не контролирует. Понятно, почему отстает Шикин, почему Якушев не смог ответить на ряд вопросов по только что пройденной теме. Но тов. Марков не видиг своих ошибок и вместо того, чтобы, исправив из, пригги к предстоящей проверке политзанятий с вы­ сокими показателями, стал на явно непра­ вильный путь. Он составил и роздал всем слушателям перечень вопросов, которые, по его мнению, будут спрашивать проверя­ ющие. Понятно, что это «натаскивание» ничего общего не имеет с вдумчивой подго­ товкой к такому важнейшему событию в жизни флота, как проверка политических 8анятий. Капитан 3. СОНОЛИНСКИЙ. Исходя из того, что степень действия лу­ чей на окрашенные тела зависит от того, в какой мере спектр тех или иных лучей поглощается этими телами, ученый ре­ шил выяснить у зеленого хлорофилла, ка­ кие именно пз лучей спектра наиболее пол­ но поглощаются им. Опыты установили, что хлорофилловые зерна тяготеют к лучам, которые обладают наибольшей энергией. Физики в ту пору считали, что наибольшей энергией в сол­ нечном спектре располагают невидимые инфракрасные лучи. Десятилетня изысканий и беспрерывного совершенствования -методики и приборов убедили ученого, что пз всех падающих па земную поверхность лучей лучи краспо- го спектра наплучшим образом содействуют разложеппю углекислоты в растениях. Опи паиболее разрушительны для тяжелой мо­ лекулы углекислоты. Пх волны разрывают ее и дают этим пачало последующим хими­ ческим превращениям. Природа потому и окрасила растения в зеленый цвет, что именно эта окраска энергично поглащает лучи красной части спектра. Солнечный луч, — подытожил Тимиря­ зев, — действует па растение не как раз­ дражитель, а как источник энергии. Расте- пня — естественные посредпикн между солнцем п жизпью па пашей планете. Русского ученого ждала резкая оппози­ ция со стороны немецких ботаников. Про­ славленный у себя на родине Юлий Сакс— автор мпогих учебников, книги по истории ботаники и мпогих работ, посвященных усвоеппю растениями питательных ве­ ществ, — поручил своему помощнику Пфеферу опровергнуть утверждения Тими­ рязева. Ученик более чем добросовестно потру­ дился и в обшпрпой статье попытался до­ казать, что пет прямой связп между коли­ чеством энергии, поглощенной листом, п энергией, израсходованной на разложение углекислоты. Только разложение протоплаз­ ВЕЧЕР ЧИТАТЕЛЕЙ За последнее время библиотека матрос­ ского клуба Н-ской базы значительно ожи­ вила свою работу. Каждый вечер здесь со­ бираются десятки матросов и старшпп, что­ бы почитать художественные произведения в хорошо оборудованном читальном зале. Ежедневно мнол:ество книг воины и их семьи берут на дом. Кроме своей повседневной работы, би­ блиотека систематически организует мас­ совые мероприятия. Так, недавно па высо­ ком идейпом уровне при большой актив­ ности читателей был проведен литератур­ ный вечер, посвященный обсуждению ро­ мана лауреата Сталинской премпи А. Фа­ деева «Молодая гвардия». В программе ве­ чера были выступления о жизни и творче­ стве писателя, о содержании произведения, а также об отдельных его героях. Матросы, старшины и офицеры с боль­ шим вниманием слушали выступление би­ блиотекаря тов. С. Селивановой. Она пол­ но и ярко охарактеризовала жизнепный путь п литературное творчество Александра Фадеева — одного из лучших советских писателей, руководителя Союза советских писателей. Затем иа трибуну вышел старшина 2 статьи Мушников. Постоянный посети­ тель библиотеки, читательский билет кото­ рого почти полностью заполнен записями о взятых им книгах, он сделал содержа­ тельный доклад о романе в целом. Перед матросами, как живые, встали образы бессмертных героев-краснодонцев Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ульяны Гро­ мовой, Вани Земнухова, Любы Шевцовой и других. — Кое-кто за границей и сейчас по­ мышляет о новой войне. Пусть помнят господа империалисты, что поколение Олега Кошевого ныне стоит на страже нашей прекрасной Родины. Это поколение — мы. А мы будем так же верны Отечеству и на­ роду в боях, как были верны герои-крас- нодонцы! — закончил свой доклад стар­ шина 2 статьи Мушников. Подробную характеристику образа Героя Советского Союза Ули Громовой дал в своем выступлении старшина 2 статьи Бо- лочов. Комсомолец, отличник боевой и по­ литической подготовки призвал матросов еще лучше учиться, добиваться отличных показателей в боевой и политической под­ готовке. Внимательно были прослушаны также рассказы, характеризующие образы Сережи Тюленина и Любы Шевцовой. В плане массовой работы библиотеки намечено в ближайшее время провести вто­ рой литературный вечер на тему: «Произ­ ведения 1947 года, удостоенные Сталин­ ских премий». Многие читатели матросы и старшины из’явили желание принять уча­ стие в нем. Все они сейчас готовят свей выступления. Напитан Д. НИКОЛАЕВ. Маленький фельетон О J E 3 B I I 1 I И Ф051A P I IK E г Офицеру Мягкову здорово повезло — ои вчера хотя и с большим трудом, но все же нашел одного товарища-счастлпвпа, у ко­ торого до сих поп сохранился редкий пред­ мет с известным нам простым пазванием... лезвие для безопасной бритвы. Да, да. редкий предмет! II пельзя пе удивляться и не позавидовать этой находке после долгих путешествий по магазинам гарнизона, гдо начальником Военторга офицер Русинов, которого сейчас временно замещает тов. Сачсопов. Зачем же понадобилось лезвие офицеру? Ответ на этот вопрос возпикпет сам со­ бой, стоит только для этого представить се­ бе парикмахерскую, у дверей которой стоят люди в ожидапни очереди побриться. Время дороже всего. Минуты, часы дра­ гоценные пропадают даром, а поэтому мно­ гие товарищи предпочитают бриться в простой, так сказать, домашней обстановке безопасной бритвой. Так вот, пока купленные где-то в дру­ гом городе лезвии еще имелись, то и вопрос у тов. Мягкова с бритьем разрешался просто. Но когда запас этих «драгоценных» предметов иссяк до основания, то пришлось снова путешествовать по магазинам и за­ давать один и тот же вопрос: «Лезвии есть?». Их нет и давно нет, а когда будут — неизвестно. Можно согласиться — доход от продажи лезвий невелик. Но что же делать? Ком­ мерческие интересы Военторга, конечно, ущемлять нельзя, однако пе должен же и он ущемлять интересы своих покупателей. А то ведь дело доходит до смешного: за пакетиком лезвий людям приходится ехать в ближайший областной цептр. Это при на­ личии «широко разветвленной» торговой сети! А ведь есть другой, более простой выход. Работникам Военторга нужпо чаще бывать в магазинах, прислушиваться к голосу покупателей и отвечать па их запросы. Тогда появятся и лезвии в магазинах гар­ низона. Да и не только лезвии. Почему бы, на­ пример, не привезти фонарики (только с батареями), которые с большой охотой приобретались бы североморцами и мест­ ными жителями. Полярная ночь насту­ пает. Уважаемые работники Военторга, об этом забывать нельзя. Все эти предметы, возможно, и считаются второстепенными в товарообороте, но, тем не менее, опи нужны как военнослужащим, так и местному населению. Заботиться о людях, прислушиваться к голосу покупателя — ваш долг, товарищи Русинов и Самсонов. В. КУДЯВНИН. -о— В комнате политпросветработы разместили канцелярию Комната полигщюсветработы играет важную роль в организации матросского досуга, ейго общеизвестно. Одамко в вашем подразделении этого не допюшимают, та & шк се помещение заняли под канцелярию, где преспокойно устроился младший сержант Богатырев. Почитать свежие газеты, поиграть в шах­ маты п домино, написать письмо на роди­ мы хлорофиллоносных клеток, а не что-ни­ будь другое определяет этот важный про­ цесс. Статья вышла длинной, резкой и обидной. «В критической части своего труда, писал в своей диссертации Тимирязев, — Пфефер уделил разбору моей работы почти столько же места, сколько занимает вся моя статья. В этой критике она признает­ ся окончательно негодной, на каждом шагу обличается мое невежество в физике, мне навязывается гипотеза, которой я не вы­ сказывал, и, наконец, бросается тень нз мою нравственную личность — мне при­ писывается подлог»... Тимирязев проверил эксперименты про­ тивника, изучил их сильные и слабые сто­ роны п обнарузкил грубые ошибки у Пфе- фера. Ответная критика русского ученого достигла цели: и Сакс и Пфефер выпужде- ны были признать справедливость сделан­ ных возражений и уступить. Как же осуществляется распад углеки­ слоты и усвоепие углерода в зеленом лис­ те? Какова при этом роль хлорофилловых зерен? И на этот вопрос Тимирязев исчерпы­ вающе ответил. Целым рядом тончайших экспериментов оп установил, что свет не оказывает на хлорофилл заметного действия. Эпергпя солнца пзмепяет лишь углекислоту. Два процесса одновремеппо текут в зеленом листе: хлорофилл распадается и тут же вновь образуется, как и зрптельпый пур­ пур в сетчатке глаза. П второе: превращение хлорофила вызы­ вает сложные перемены в других веще­ ствах листа, ускоряя химическое действие света. Тимирязев располагал теперь доказа­ тельством, что поглощаемая зеленым расте­ нием солнечпая энергия получает ипое назначение, чем в любом нагревающемся теле. Она затрачивается на процесс разло­ жения углекислоты и образования органп- ну, подготовиться к очередным политиче­ ским занятиям негде. Даже подшивок газет и журналов нет. Неоднократно личный состав обращался к офтшру Шульбах с просьбой перенести канцелярию в другое помещение. Безуспеш­ но. Тов. Шульбах не внемлет справедливым просьбам личного состава. С. АДОНКИН. ческих веществ в растении. Подсчитав си­ лы, которце действуют на лпст, с теми, которые им поглощаются, учепый доказал, что захваченная эпергпя строго соответ­ ствует химической, сокрытой в горючих частях растения. Закоп сохранения энер­ гии одинаково проявляет себя в живой и мертвой природе. Вот как формулирует свое открытие Тимирязев: «Когда-то, где-то па земле упал луч солнца, но он упал пе на бесплодную поч­ ву, он упал на зеленую былинку пшенич­ ного ростка пли, лучше сказать, на хлоро­ филловое зерпо. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, по пе исчез. Он только затратился па впутрепнюю работу, оп рассек, разорвал связь между частица­ ми углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углерод, сое­ диняясь с водой, образовал крахмал. Этот крахмал, превратись в растворимый сахар, после долгих странствий по растению от­ ложился, наконец, в зерне в виде крахмала или же в впде клейковины. В той пли другой форме он вошел в состав хлеба, ко­ торый послужил нам пищей. Оп преобра­ зился в наши мускулы, в паши первы. И рот теперь зтомы углерода стремятся в на­ шем организме вновь соединиться с кисло­ родом, который разносит кровь во все коп- пы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в впде химического на­ пряжения, вновь принимает форму явной силы. Этот луч согревает нас. Оп приво­ дит нас в движение. Быть может, в эту минуту ои играет в нашем мозгу». Велика была признательность ученого мира к русскому исследователю, раскрыв­ шему одну из величайших тайн природы. Лондонское королезское общество, кото­ рое является по существу британской ака­ демией паук, нрпсвоило ему звание иност­ ранного члепа общества, университет Глазго п Кембриджа почтили его избранием (Продолжение см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz