На страже Заполярья. 1948 год. Сентябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 22 сентября 1948 г., К* 224 (3220)'. А г и т а т о р , п р о ч т и м а т р о с а м ! СВЕРХ 38 ПРОЦЕНТОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В старые, дореволюционные времена, рассуждая о том, сколько кто из нас зара­ батывает, мы обычно брали в расчет лишь денежную заработную плату. Реальный уровень жизни ппчем другим и не мог из­ меряться, так же, как и теперь в любой ка­ питалистической стране уровень ж и зни трудящегося человека определяется только размером его заработка. Другое дело в нашей социалистической стране. У пас рабочие и служащие, кроме заработка деньгами, имеют немало других материальных благ, которые служат значи­ тельным подспорьем в бюджете трудя­ щихся. ' Каждый рабочий и служащий ежегодно получает отпуск, за время которого госу­ дарство выплачивает отпускнику от поло­ вины до полного его месячного заработка. Советское государство, далее, оплачивает отпуска работницам по беременности и ро­ дам. 9 ■* (Многие рабочие, работницы, служащие, ипженерно-техпическпе работники прово­ дят отпуска на курортах, в сапаториях и домах отдыха. Громадпую долю всех расхо­ дов на организацию отдыха и лечения тру­ дящихся на курортах берет на себя госу­ дарство, а также профсоюзы. В пашей стране рабочий, работница, служащий, потеряв временно трудоспособ­ ность, получает от государства денежное пособие. Детские ясли, детские сады и площадки помогают родителям в воспитапии детей. Государство песет наибольшую долю расхо­ дов на содержапне детей в этих учрежде­ ниях и лишь незначительную часть опла­ чивают родители. Многодетным матерям выплачивается денежное пособие. В прошлом году государ­ ство выплатило им свыше 5 миллиардов рублей. Подрастает ребенок — его отдают в школу, где он бесплатно получает 7-лет- пее образование. 33 миллиона 200 тысяч детей обучается теперь в школах — боль­ ше, чем было памечено по пяшлетнсму плану на 1950 год! Сотни тысяч детей и подростков прохо­ дят курс обучения в школах рабочей и сельской молодежи без отрыва от работы на производстве или в сельском хозяйстве. В школах и училищах государственных трудовых резервов юноши и девушки полу­ чают производственную квалификацию, становятся квалифицированными рабочи­ ми. На обучение и содержание каждого из них государство затрачивает в год в сред-1 черпывается денежной зарплатой. Разве | нем более б тысяч рублей. Немало у нас и таких семей, где учатся взрослые. Учатся в школах повышения квалификации, па курсах техминимума, в стахановских школах, на вечерних курсах для взрослых и т. п. И там обучение — бесплатное. Подсчитывая наши денежные заработки, мы не можем скинуть со счетов и те сред­ ства, которые идут на удовлетворение культурно-бытовых нужд рабочих и ипжп- иерпо-технических работников из фонда ди­ ректора предприятия. В этот фонд отчис­ ляется от 2 до 10 процентов плановой при­ были предприятия и от 25 до 75 процеп- тов прибыли, полученной им сверх плана от спижеппя себестоимости продукции и экономии. Куда идут эти средства? На преми­ рование отличившихся работников, на при­ обретение для них путевок в санатории и дома отдыха, на выдачу пособий. Средства из фонда директора расходуются также на строительство заводских жилых домов, на их капитальный ремонт, на содержание детских яслей и садов, на оборудование клубов. Каков же удельный вес всех этах мате­ риальных благ, которыми пользуется каж­ дый из нас дополнительно к денежной за­ работной плате? Тов. Н. Вознесенский в своей книге «Во­ енная экономика COOP в период Отечест­ венной войны» подсчитал, что все это «увеличивает среднюю денежную зарплату рабочих в СССР дополнительно на 38%». (Стр. 118 — 119). Иначе говоря, и иаш- дой сотне рублей нашего заработна на­ до прибавить 38 рублей, иоторые наше го­ сударство тратит иа повышение материаль­ ного и нультурного благосостояния трудя­ щихся, на обеспечение записанных в Сталинской Конституции незыблемых прав советского гражданина — права на отдых, образование, материальную помощь от го­ сударства в случав болезни и потери тру­ доспособности. Буржуазные экономисты нередко дела­ ют попытки сравнивать только по раз­ меру денежной заработной платы жизнен- пый уровень рабочего класса СССР с уров­ нем жизни рабочих капиталистических стран, например, Англии или США. Эти по­ пытки тов. Вознесенский в той же книге называет совершенно неграмотными, а ча­ ще всего — клеветническими. В отличие от капиталистических стран действитель­ ный доход рабочего класса в СССР не ис- тружепики капиталистических страп пме- i ют хотя бы десятую долю тех благ от го- | сударства, которые имеем мы, советские люди? Конечно нет. В СССР государство в нынешпем году отпускает по бюджету почти 60 миллнар- | дов рублей на просвещение и культуру. Это составляет в среднем па душу пасе.те - j; ппя 307 рублей. А вот в США па ту же j цель ассигновано меньше 3-х долларов в год, или около 15 рублей. Зато па подготов- j ку к войне правительство Трумэиа решило в текущем году израсходовать по 129 долла­ ров, или почти 685 рублей на каждого жителя. В то же время СССР затратит па оборону лишь 342 рубля на душу населе- ния. У нас отличившиеся в учебе студенты получают государственную стппепдию, а в США обучение в колледже обходится сту­ денту в 700— 1.000 долларов за 9 месяцев. У нас население во всех районах страны получает бесплатную медицинскую по­ мощь, а в такой богатой капиталистической стране, *ак США, 40 млн. человек живут в местностях, где нет государственной ле­ чебной помощи. Три четверти населепия США не в состоянии платить высокую плату частным врачам. Лекарства, выпу­ скаемые американскими монополиями, до- | роги. Естественно, что болезнь американ­ ского рабочего становится тягчайшим мате­ риальным бедствием для его семьи, не го­ воря уже о самом заболевшем. В Советском Союзе все рабочие и слу­ жащие застрахованы в обязательном по­ рядке, причем никто из нас не платит за это ни копейки: взносы в фонд соцстраха делают учреждения и предприятия. А в большинстве стран мира вовсе пе суще­ ствует обеспечения трудящихся во всех случаях потери ими заработка. В 49 стра­ нах нет страхования на случай болезни, а в 53 странах — по инвалидности. Товарищ Сталин по окончании войны указывал, что в послевоепной пятилетке «особое внимание будет обращено на рас­ ширение производства предметов широкого потребления;, на поднятие жизненного уров­ ня трудящихся путем последовательного снижения цен на все товары...». П эти указания нашего вождя успешпо осуще­ ствляются. Вместе с тем советские рабочие, повышая изо дня в день производитель­ ность труда, обеспечивают дальнейший неуклонный под’ем народпого благосостоя­ ния. Н. ВАСИЛЬЕВ. о т д и ч н ы й с п е ц и а л и с т На корабль матрос Земсков пришел два года тому назад. В его свидетельстве об окончании школы связи было не­ мало отличных оценок. j Встретившись с совершенно новой сложной техникой, ои с большим усердием приступил к ее изучению и вскоре до­ бился успеха. Встав на самостоятельную вахту, он все радио­ граммы принимает и обрабатывает точно и в наименьший срок. Видя это стремление к позпапиям, старшина группы ра­ дистов главный старшина Шмуйлович назначил матроса Зем­ скова в отделение старшины 2 статьи Агеева, в радиотрансля­ ционный узел. Здесь у Земскова заведывание становится больше: тут и внутрикорабельная связь, м боевая трансляция, и широкое вещание. П все это нужно в тонкости освоить и всем овладеть отлично. Но Земскова работа не путает, наоборот, он готов был сутками копаться в дебрях проводов, сопротив­ лений и конденсаторов. Уже через несколько дней командир отделения старппгпа 2 статьи Агеев начал давать Земскову самостоятельные задания. Выполнив то пли иное задание, ма­ трос четко докладывал своему командиру о произведенном ре­ монте. Однажды во время учеппй вьппла из строя боевая тран­ сляция). Командир корабля отдал приказание немедлеппо ввести ее в строй. На эту ответственную работу был послан матрос Земсков. Прошло несколько минут, и мощные динамики вновь О передавали по кораблю новые вводные. За четкое и быстрое выполнение задания матросу Земскову была об’явлепа благо­ дарность. Радио — это источник знаний. Ч&сто в кубриках по ра­ дио матросы слушают беседы на международные, техниче­ ские и научные темы. Все это очень хорошо понимает матрос Земсков и никогда не пропустит ни хорошей беседы, ни хоро­ шего концерта. Часто можно слышать слова: «Внимание! Говорит радио­ узел корабля. Передаем очередной помер радиогазеты». И с большим вниманием слушают матросы о своих лучших това­ рищах, отличниках боевой и политической подготовки. По воскресеньям организуются концерты по грамзаписи по заявкам матросов и старшин. Инициатива всего этого при­ надлежит матросу Земскову. Нередко можно услышать, как хорошо отзываются матросы о работе радиоузла. Недавно приказом командира корабля матросу Земскову было присвоено очередное воинское звание — старший ма­ трос. Командир отделения старшина 2 статьи Агеев и старшина группы радистов с уверенностью оставляют старшего матроса Земскова за командира отделения. П старший матрос Земсков всегда оправдывает это большое доверие. Старшина 2 статьи Е. СТЕПАНОВ. Первое пошрение мзтрзса Гсмагонова — Матрос Гомагонов прибыл в ваше распоряжение для прохождения дальней­ шей службы! — доложил вновь прибыв­ ший старптшто 1 статьи Топких. С этого дпя началась папряжепная кропотливая учеба молодого матроса. В свободное от работы и запятпй вре­ мя Гомагонов заппмался у орудия. Он па- стоичипо изучал специальность наводчи­ ка, вникал в устройство материальной части. Под непосредственным руководст- гом опытного командира старгаппы 1 статьи Тонких матрос изучал орудие, тхяможпыо задержки и правила пх уст- рапепия. Одпг.жды на тренировочных запятиях наводчик получил замечапие старшины. При наводке по цели у него вышла из строя одна из деталей паведенпя орутпя. Пеобходимо было ее немедленно заменить попой и тут же открыть «огонь». Гома- гопов по неопытности пе смог этого сде­ лать. Деталь не вставала на свое место. Матрос растерялся и по смог исправить своей ошибки. — Поверните муфту вправо, чтобы собачка встала напротив выреза, — подсказал наводчику внимательно сле­ дивший за действиями подчиненного командир орудийного расчета. Этот случай падолго запомнился ма­ тросу Гомагопову. Теперь он всегда при­ держивается постоянного правила: при изучении материальной части добиваться усвоения до тох пор, пока поймет все до малеПших подробностей. После теорети­ ческих занятий паводчик идет к орудию и там, непосредственно па механизмах, закрепляет знания, наощупь отыскивая вырезы, пазы и другие части орудия. Экзаменом для матроса был выход в море на артиллерийские стрельбы. В этом походе матрос показал хорошие морские качества, знание своего дела. По пехва- тало у Гомагонова быстроты действия в наводке по цели. Вначале он. не успевал совместить перекрестие шггей прицела с целью, во-время произвести выстрел. Но тут на помощь пришел старшина 1 ста­ тьи Топглх. Оп приучал матроса делать наводку без рывков, плавно, но быстро. Практически показывая, как лучше пой­ мать цель, удержать ее и произвести вы­ стрел, Топкпх заставлял проделывать то же самое и матроса. Сейчас Гомагонов прекрасно наводит орудие. Ha-днях матрос Гомагонов получил вы­ сокую оценку. Корабль вышел в море. Старшина 1 статьи Тонких с нетерпени­ ем ожидал появления цели. Как только цель появилась, паводчик поймал ее и не выпускал до самого конца стрельбы. Очереди, выпущепные из орудия, мет­ ко пронизывали копус. За отличные действия при стрельбе наводчику матро­ су Гомагопову командир об’явил благо­ дарность. Первое поощрение артиллери- ста-наводчпка — это результат повсед­ невных тренировок, стремление отлично овладеть воинским мастерством. Капитан-лейтенант В. КОВАЛЬСКИЙ. НА СНИМ КЕ: отлтггнлк боевой и по литич'хкон оодготовкл матрос Сергей Суховсров за покраской шпиля. Фото М. Бугакова. Встретим зиму во всеоружии Об уходе за аккумуляторами в зимних условиях Н О В Ы Й О Т Р Я Д С ТА РШИ Н Итоги прошедшей проверки знаний по военно-морскому делу, специальным дис­ циплинам, политическим запятпям и об­ щевойсковой подготовке показали отличную выучку моряков — младших командиров флота. 'Большинство обучающихся моряков гавершило учебу с отличными оценками. Семи воипам-комсомольцам за отличную учебу и примерную дисциплину вручепы Похвальные грамоты. Достигнутые успехи — результат на­ пряженной работы всего коллектива. Ма­ тросы на протяжении всей учебы стара­ тельно занимались, стремились стать высо­ коквалифицированными специалистами, а воспитатели неутомимо передавали им свои г.капия, богатый боевой опыт. В дпп учебы раскрывались творческие способности каждого воина. Особенно много поработали рационализаторы. У моряков, ным старшиной Ивановым. Тепло, с лю­ бовью отзываются опи о своих воепптате- лях-офицерах Карпееве, Суханове и Панко­ ве п многих другпх. Все они неутомимо, пе покладая рук, готовили кадры старшин для флота. Пемалую помощь командованию в воспи- ташги младших командиров для флота ока­ зали партийная и комсомольская организа­ ции, работа которых была направлена на укрепление воинской дисциплины, па по- вышеппе качества учебы. Коммунисты, и комсомольцы являлись непримиримыми борцами за крепкую дисциплину, помогали отстающим в учебе, а сами везде и всюду показывали пример. Показатели проверки — лучший итог работы всех. Каждый депь зачетов прппо- спл все новые п новые успехи в боевой и ушедших па кораблп флота, надолго сохра- ! политической подготовке. В эти дпп ма­ нится в памяти макет противооткатного тросы свопми достижениями в учебе радо- уетройства орудия, творцом которого & в- ьали любимую Родину, демонстрировали ей .’нется главный старшина Корчагин. Стар- свою готовность к выполнению почетных и 1 ;г-]: не забудут и наглядны? пособий, , ответстаепных обязанностей защитников с л .нпых мичманом Ружепцевым н глав- ]морских просторов нашей страны. На «хорошо» и «отлично» учился моряк Братищев. Уверенными, исчерпывающими были его ответы на проверке. По первому вопросу тов. Братищев дол­ жен был управлять огнем «орудия». Воору­ жившись таблицей стрельбы и биноклем, оп быстро дал исходные данные для «стрель­ бы» и уверенно подал команду. На световой папораме у самолета, повис­ шего над кораблями, вспыхивают огоньки разрывов. Это офицер тов. Слюнип, соглас­ но данным моряка Братищева, замкнул- кон­ такты. Первые разрывы отклонились. Стре­ ляющий с помощью сетки бинокля быстро внес поправку и опять открыл огопь. После этого разрывы вспыхпули рядом с целью, а потом накрыли ее. Хорошая оценка — таков итог «стрель­ бы» Братищева. Сейчас хочется пожелать ему дальнейшего совершенствования бое­ вого мастерства, чтобы, комапдуя орудием на корабле, впредь только так стрелять па учениях. Апалогпчпыми были ответы по специ­ альности и старшин 2 статьи Захарова, Долгополова, Варнышева, Деркач и друтпх. Большинство моряков в группе тов. Слюпи- па за управление огпем и за знание мате­ риальной части шхту'чпло отличные оцен­ ки. БЕЗУПРЕЧНАЯ СЛУЖБА 9 Командир отделения комсомолец Алек­ сандр Филиппов у-мело обучает подчинен­ ных специальности. Отлично зная технику и правила ее эксплоатации, Филиппов ре­ гулярно проводит занятия и добился того, что его подчиненные работают на боевых постах без единого замечания. Особенно от­ личается* в учебе и работе матрос Юзбашев. Его имя запесено па Доску отлпчпиков. За безупречную службу комсомолец Фи- лпппов имеет 27 поощрений. Недавно ему прпсвоепо очередное воинское звание — старшийа 2 статьи. Старший матрос КОРОЛЬКОВ. Зная, что море любит сильных, ловких, смелых и умелых, матросы настойчиво ос­ ваивали воеппо-морское дело, повышали морскую культуру. Кроме занятий в клас­ сах, моряки много занимались практически, пе одип раз участвовали в шлюпочных гон­ ках, отстаивали честь своей части. Пе задумываясь, бойко рассказывали моряки пабор корабля, об авральных и по­ красочных работах; о правилах расхождения шлюпок п кораблей. Твердо зпают они бое­ вые части корабля, такелаж и другие во­ просы военно-морской практики. Показателем высокой морской выучки является то, что в группе офицера тов. Железняк лишь один тов. Долгий получил посредственную оценку, остальные — хо­ рошие п отлпчпые. Молодые старшппы будут верными по­ мощниками офицеров, умелыми, политиче­ ски грамотпымп воспитателями молодого пополнения. Паш флот, созданный великим Сталиным, получит высококвалифицированных, от­ лично зпающпх свою специальность стар­ шин. Они знают по только теорию, по и практику. За вр<‘мя учебы в классах и кабинетах моряки научились уверенно управлять сложной корабельной техникой, позналп методику обучения матросов. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. С наступлением холодов и морозов изме­ няются и условия сбережения материаль­ ной части радистов. Большое внимание ра­ диотелеграфисты должны обратить иа под­ готовку аккумуляторов к зиме, так как без аккумуляторов любая установка радио­ приемника или маломощпой радиостанции работать не сможет. Помещения, в которых находятся акку­ муляторы, обязательно следует отеплять. Ни в коем случае нельзя оставлять акку­ муляторы под открытым небом, на сьгром месте, так как наружпые ящики быстро намокнут, потом замерзнут, и впоследствии аккумуляторы выйдут из строя. Если нет возможности отеплить помещение, в кото­ ром находятся аккумуляторы, требуется заменить электролит, плотность которого, как показывает практика, должна быть больше (1, 28—1, 30°). Поэтому одной из особенностей эксплоатации щелочных ак­ кумуляторов при низкой температуре яв­ ляется повышение плотности электролита. Делается это только добавлением раствора едкого калия. Зимой электролит обязатель­ но готовить пз раствора едкого калия, т. к. раствор едкого натрия подвергается замер­ занию. Плотность электролита не повышается в том случае, если аккумуляторы не будут находиться на морозе. В наших же условиях морозы влияют на плотность электролита. Повышение плотности электролита приво­ дит к усиленному образованию ползучих солей, к усилению испареппя воды при за­ ряде. Это в свою очередь иногда приводит к раствореппю отрицательных пластип. По­ этому каждый старшина и матрос должен особенно обратить виимапие на приготов­ ление электролита к зиме, учитывая, где находятся его аккумуляторы. Для сохранения емкости аккум'фяггоров в зимнее время их полезпо упутывать вой­ локом или теплыми тканями. Как мы убе­ дились на своем опыте, укутываппе акку­ муляторов предохраняет пх от охлаждения и сохраняет всегда пригодными к работе. Пе дояая этого, можно на некоторое время вывести аккумуляторы из строя и оста­ вить корабль без связи. Вот пример: па обеспечение корректировки артиллерий­ ского огня посланы были радисты стар­ шие матросы Вихров и Морозов с маломощ­ пой радиостанцией. Все необходимое было приготовлено, былп взяты запасное иму­ щество и питание к станции. Аккумулято­ ры заряжены; одпн комплект в радиостан­ ции, а другой— пес.ти в руках. Был силь­ ный холодный ветер. Дошли опп до опреде­ ленного места, где получили приказание развернуть радиостанцию. Быстро и четк) выполнили приказание радисты. Пер­ вые два часа связь была пормальпой, но после этого емкость аккумулятора быстро упала. Матросы решили замеппть запасным комплектом, который тоже продержал спою емкость небольшое время, а затем питапне стапцип прекратилось. Вихров и Морозов по неопытпостп повторили свою ошибку и тем самым пе обеспечили командование связью. Заряд аккумуляторов в зимнее время же­ лательно производить в теплом помещении, так как, производя заряд при низкой тем­ пературе, еще больше снижается емкость при разряде. Если аккумуляторы были на морозе, то предварительно их перед заряд­ кой надо отогреть до температуры + 1 0 ° и после этого — заряжать. Если по необходимости аккумуляторы приходится заряжать при низкой темпера­ туре, то требуется производить заряд более продолжительное время, вместо 6 часов 7—8 часов. При пониженной температуре сопротивление 'электролита возрастает, по­ этому напряжение при заряде, как в начале заряда, так и в конце, должно быть повы­ шено. Во всех случаях заряда аккумулято­ ров пробки должны быть обязательно вы­ винчены. При ввернутых пробках скопив­ шимся газам некуда будет уходить, и они о большой силой давят на стенки банок. По­ следствия бывают такие: разбухание ба­ нок, разрушение пластин или еще более хуже — разрыв банок. Закрывать пробки следует не раньше, чем через два часа по­ сле окончания заряда. Разряжать аккумулятор на морозе можно до одного вольта, если при этом напряже­ нии будет работать станция. Ущерба акку­ муляторам никакого не будет, так как ак­ кумулятор имеет запасную емкость и при внесении аккумуляторов в теплое помеще­ ние их емкость увеличится. Помимо снижения емкости аккумулято­ ра при разряде, частично вымерзает вода, - образуя льдинки. Это замерзание ведет к полпому прекращению действия аккумуля­ торов, а замерзание воды внутри пластин приведет к разрыву пластин и высыпанию нз пих активпой массы, что грозит порой выходом из строя всего аккумулятора. Предостеречься от этой опасности можно увеличением плотности электролита. Поми­ мо всето сказанного, молодым радистам сле­ дует обращать больше внимания на внеш­ нее состояние аккумуляторов. Для этого ящики лучше красить аитикислотным ла­ ком, ежедпевпо протирать пх ветошью, уда­ ляя сырость. Наружные степкп бапок %к- кумулятора должпы быть смазаны тонким слоем смеси вазелипа с парафином. Тре­ буют повседневного ухода п пробки, от­ верстия для выхода газов должны быть обязательно вычищены, пи в коем случае нельзя допускать их заржавлеппя. Всегда и во всех случаях каждый спе­ циалист должен придерживаться инструк­ ций и паставлепий, прилагаемых к данной радиоустановке. Только при обязательном условии, когда матрос пли старшина вы­ полняет эти элементарные правила, мате­ риальная часть будет работать безаварийно и долговременно. Тогда каждый молодой ма­ трос может бесперебойно обеспечить командование связью. Все это — только наиболее типичные случаи, которые бывают в практике обслу­ живания аккумуляторов зимой. В повсе­ дневной службе их гораздо больше, и по­ этому хотелось бы, чтобы опытные старши­ ны и радисты поделились своей практикой с малоопытпьгмп матросами, рассказали им о своих ошибках и ошибках другпх ради­ стов, свидетелями которых они были. Это принесет большую пользу. Главный старшина ШМУЙЛОВИЧ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz