На страже Заполярья. 1948 год. Сентябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 22 сентября 1948 г., К* 224 (3220)'. А г и т а т о р , п р о ч т и м а т р о с а м ! СВЕРХ 38 ПРОЦЕНТОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В старые, дореволюционные времена, рассуждая о том, сколько кто из нас зара батывает, мы обычно брали в расчет лишь денежную заработную плату. Реальный уровень жизни ппчем другим и не мог из меряться, так же, как и теперь в любой ка питалистической стране уровень ж и зни трудящегося человека определяется только размером его заработка. Другое дело в нашей социалистической стране. У пас рабочие и служащие, кроме заработка деньгами, имеют немало других материальных благ, которые служат значи тельным подспорьем в бюджете трудя щихся. ' Каждый рабочий и служащий ежегодно получает отпуск, за время которого госу дарство выплачивает отпускнику от поло вины до полного его месячного заработка. Советское государство, далее, оплачивает отпуска работницам по беременности и ро дам. 9 ■* (Многие рабочие, работницы, служащие, ипженерно-техпическпе работники прово дят отпуска на курортах, в сапаториях и домах отдыха. Громадпую долю всех расхо дов на организацию отдыха и лечения тру дящихся на курортах берет на себя госу дарство, а также профсоюзы. В пашей стране рабочий, работница, служащий, потеряв временно трудоспособ ность, получает от государства денежное пособие. Детские ясли, детские сады и площадки помогают родителям в воспитапии детей. Государство песет наибольшую долю расхо дов на содержапне детей в этих учрежде ниях и лишь незначительную часть опла чивают родители. Многодетным матерям выплачивается денежное пособие. В прошлом году государ ство выплатило им свыше 5 миллиардов рублей. Подрастает ребенок — его отдают в школу, где он бесплатно получает 7-лет- пее образование. 33 миллиона 200 тысяч детей обучается теперь в школах — боль ше, чем было памечено по пяшлетнсму плану на 1950 год! Сотни тысяч детей и подростков прохо дят курс обучения в школах рабочей и сельской молодежи без отрыва от работы на производстве или в сельском хозяйстве. В школах и училищах государственных трудовых резервов юноши и девушки полу чают производственную квалификацию, становятся квалифицированными рабочи ми. На обучение и содержание каждого из них государство затрачивает в год в сред-1 черпывается денежной зарплатой. Разве | нем более б тысяч рублей. Немало у нас и таких семей, где учатся взрослые. Учатся в школах повышения квалификации, па курсах техминимума, в стахановских школах, на вечерних курсах для взрослых и т. п. И там обучение — бесплатное. Подсчитывая наши денежные заработки, мы не можем скинуть со счетов и те сред ства, которые идут на удовлетворение культурно-бытовых нужд рабочих и ипжп- иерпо-технических работников из фонда ди ректора предприятия. В этот фонд отчис ляется от 2 до 10 процентов плановой при были предприятия и от 25 до 75 процеп- тов прибыли, полученной им сверх плана от спижеппя себестоимости продукции и экономии. Куда идут эти средства? На преми рование отличившихся работников, на при обретение для них путевок в санатории и дома отдыха, на выдачу пособий. Средства из фонда директора расходуются также на строительство заводских жилых домов, на их капитальный ремонт, на содержание детских яслей и садов, на оборудование клубов. Каков же удельный вес всех этах мате риальных благ, которыми пользуется каж дый из нас дополнительно к денежной за работной плате? Тов. Н. Вознесенский в своей книге «Во енная экономика COOP в период Отечест венной войны» подсчитал, что все это «увеличивает среднюю денежную зарплату рабочих в СССР дополнительно на 38%». (Стр. 118 — 119). Иначе говоря, и иаш- дой сотне рублей нашего заработна на до прибавить 38 рублей, иоторые наше го сударство тратит иа повышение материаль ного и нультурного благосостояния трудя щихся, на обеспечение записанных в Сталинской Конституции незыблемых прав советского гражданина — права на отдых, образование, материальную помощь от го сударства в случав болезни и потери тру доспособности. Буржуазные экономисты нередко дела ют попытки сравнивать только по раз меру денежной заработной платы жизнен- пый уровень рабочего класса СССР с уров нем жизни рабочих капиталистических стран, например, Англии или США. Эти по пытки тов. Вознесенский в той же книге называет совершенно неграмотными, а ча ще всего — клеветническими. В отличие от капиталистических стран действитель ный доход рабочего класса в СССР не ис- тружепики капиталистических страп пме- i ют хотя бы десятую долю тех благ от го- | сударства, которые имеем мы, советские люди? Конечно нет. В СССР государство в нынешпем году отпускает по бюджету почти 60 миллнар- | дов рублей на просвещение и культуру. Это составляет в среднем па душу пасе.те - j; ппя 307 рублей. А вот в США па ту же j цель ассигновано меньше 3-х долларов в год, или около 15 рублей. Зато па подготов- j ку к войне правительство Трумэиа решило в текущем году израсходовать по 129 долла ров, или почти 685 рублей на каждого жителя. В то же время СССР затратит па оборону лишь 342 рубля на душу населе- ния. У нас отличившиеся в учебе студенты получают государственную стппепдию, а в США обучение в колледже обходится сту денту в 700— 1.000 долларов за 9 месяцев. У нас население во всех районах страны получает бесплатную медицинскую по мощь, а в такой богатой капиталистической стране, *ак США, 40 млн. человек живут в местностях, где нет государственной ле чебной помощи. Три четверти населепия США не в состоянии платить высокую плату частным врачам. Лекарства, выпу скаемые американскими монополиями, до- | роги. Естественно, что болезнь американ ского рабочего становится тягчайшим мате риальным бедствием для его семьи, не го воря уже о самом заболевшем. В Советском Союзе все рабочие и слу жащие застрахованы в обязательном по рядке, причем никто из нас не платит за это ни копейки: взносы в фонд соцстраха делают учреждения и предприятия. А в большинстве стран мира вовсе пе суще ствует обеспечения трудящихся во всех случаях потери ими заработка. В 49 стра нах нет страхования на случай болезни, а в 53 странах — по инвалидности. Товарищ Сталин по окончании войны указывал, что в послевоепной пятилетке «особое внимание будет обращено на рас ширение производства предметов широкого потребления;, на поднятие жизненного уров ня трудящихся путем последовательного снижения цен на все товары...». П эти указания нашего вождя успешпо осуще ствляются. Вместе с тем советские рабочие, повышая изо дня в день производитель ность труда, обеспечивают дальнейший неуклонный под’ем народпого благосостоя ния. Н. ВАСИЛЬЕВ. о т д и ч н ы й с п е ц и а л и с т На корабль матрос Земсков пришел два года тому назад. В его свидетельстве об окончании школы связи было не мало отличных оценок. j Встретившись с совершенно новой сложной техникой, ои с большим усердием приступил к ее изучению и вскоре до бился успеха. Встав на самостоятельную вахту, он все радио граммы принимает и обрабатывает точно и в наименьший срок. Видя это стремление к позпапиям, старшина группы ра дистов главный старшина Шмуйлович назначил матроса Зем скова в отделение старшины 2 статьи Агеева, в радиотрансля ционный узел. Здесь у Земскова заведывание становится больше: тут и внутрикорабельная связь, м боевая трансляция, и широкое вещание. П все это нужно в тонкости освоить и всем овладеть отлично. Но Земскова работа не путает, наоборот, он готов был сутками копаться в дебрях проводов, сопротив лений и конденсаторов. Уже через несколько дней командир отделения старппгпа 2 статьи Агеев начал давать Земскову самостоятельные задания. Выполнив то пли иное задание, ма трос четко докладывал своему командиру о произведенном ре монте. Однажды во время учеппй вьппла из строя боевая тран сляция). Командир корабля отдал приказание немедлеппо ввести ее в строй. На эту ответственную работу был послан матрос Земсков. Прошло несколько минут, и мощные динамики вновь О передавали по кораблю новые вводные. За четкое и быстрое выполнение задания матросу Земскову была об’явлепа благо дарность. Радио — это источник знаний. Ч&сто в кубриках по ра дио матросы слушают беседы на международные, техниче ские и научные темы. Все это очень хорошо понимает матрос Земсков и никогда не пропустит ни хорошей беседы, ни хоро шего концерта. Часто можно слышать слова: «Внимание! Говорит радио узел корабля. Передаем очередной помер радиогазеты». И с большим вниманием слушают матросы о своих лучших това рищах, отличниках боевой и политической подготовки. По воскресеньям организуются концерты по грамзаписи по заявкам матросов и старшин. Инициатива всего этого при надлежит матросу Земскову. Нередко можно услышать, как хорошо отзываются матросы о работе радиоузла. Недавно приказом командира корабля матросу Земскову было присвоено очередное воинское звание — старший ма трос. Командир отделения старшина 2 статьи Агеев и старшина группы радистов с уверенностью оставляют старшего матроса Земскова за командира отделения. П старший матрос Земсков всегда оправдывает это большое доверие. Старшина 2 статьи Е. СТЕПАНОВ. Первое пошрение мзтрзса Гсмагонова — Матрос Гомагонов прибыл в ваше распоряжение для прохождения дальней шей службы! — доложил вновь прибыв ший старптшто 1 статьи Топких. С этого дпя началась папряжепная кропотливая учеба молодого матроса. В свободное от работы и запятпй вре мя Гомагонов заппмался у орудия. Он па- стоичипо изучал специальность наводчи ка, вникал в устройство материальной части. Под непосредственным руководст- гом опытного командира старгаппы 1 статьи Тонких матрос изучал орудие, тхяможпыо задержки и правила пх уст- рапепия. Одпг.жды на тренировочных запятиях наводчик получил замечапие старшины. При наводке по цели у него вышла из строя одна из деталей паведенпя орутпя. Пеобходимо было ее немедленно заменить попой и тут же открыть «огонь». Гома- гопов по неопытности пе смог этого сде лать. Деталь не вставала на свое место. Матрос растерялся и по смог исправить своей ошибки. — Поверните муфту вправо, чтобы собачка встала напротив выреза, — подсказал наводчику внимательно сле дивший за действиями подчиненного командир орудийного расчета. Этот случай падолго запомнился ма тросу Гомагопову. Теперь он всегда при держивается постоянного правила: при изучении материальной части добиваться усвоения до тох пор, пока поймет все до малеПших подробностей. После теорети ческих занятий паводчик идет к орудию и там, непосредственно па механизмах, закрепляет знания, наощупь отыскивая вырезы, пазы и другие части орудия. Экзаменом для матроса был выход в море на артиллерийские стрельбы. В этом походе матрос показал хорошие морские качества, знание своего дела. По пехва- тало у Гомагонова быстроты действия в наводке по цели. Вначале он. не успевал совместить перекрестие шггей прицела с целью, во-время произвести выстрел. Но тут на помощь пришел старшина 1 ста тьи Топглх. Оп приучал матроса делать наводку без рывков, плавно, но быстро. Практически показывая, как лучше пой мать цель, удержать ее и произвести вы стрел, Топкпх заставлял проделывать то же самое и матроса. Сейчас Гомагонов прекрасно наводит орудие. Ha-днях матрос Гомагонов получил вы сокую оценку. Корабль вышел в море. Старшина 1 статьи Тонких с нетерпени ем ожидал появления цели. Как только цель появилась, паводчик поймал ее и не выпускал до самого конца стрельбы. Очереди, выпущепные из орудия, мет ко пронизывали копус. За отличные действия при стрельбе наводчику матро су Гомагопову командир об’явил благо дарность. Первое поощрение артиллери- ста-наводчпка — это результат повсед невных тренировок, стремление отлично овладеть воинским мастерством. Капитан-лейтенант В. КОВАЛЬСКИЙ. НА СНИМ КЕ: отлтггнлк боевой и по литич'хкон оодготовкл матрос Сергей Суховсров за покраской шпиля. Фото М. Бугакова. Встретим зиму во всеоружии Об уходе за аккумуляторами в зимних условиях Н О В Ы Й О Т Р Я Д С ТА РШИ Н Итоги прошедшей проверки знаний по военно-морскому делу, специальным дис циплинам, политическим запятпям и об щевойсковой подготовке показали отличную выучку моряков — младших командиров флота. 'Большинство обучающихся моряков гавершило учебу с отличными оценками. Семи воипам-комсомольцам за отличную учебу и примерную дисциплину вручепы Похвальные грамоты. Достигнутые успехи — результат на пряженной работы всего коллектива. Ма тросы на протяжении всей учебы стара тельно занимались, стремились стать высо коквалифицированными специалистами, а воспитатели неутомимо передавали им свои г.капия, богатый боевой опыт. В дпп учебы раскрывались творческие способности каждого воина. Особенно много поработали рационализаторы. У моряков, ным старшиной Ивановым. Тепло, с лю бовью отзываются опи о своих воепптате- лях-офицерах Карпееве, Суханове и Панко ве п многих другпх. Все они неутомимо, пе покладая рук, готовили кадры старшин для флота. Пемалую помощь командованию в воспи- ташги младших командиров для флота ока зали партийная и комсомольская организа ции, работа которых была направлена на укрепление воинской дисциплины, па по- вышеппе качества учебы. Коммунисты, и комсомольцы являлись непримиримыми борцами за крепкую дисциплину, помогали отстающим в учебе, а сами везде и всюду показывали пример. Показатели проверки — лучший итог работы всех. Каждый депь зачетов прппо- спл все новые п новые успехи в боевой и ушедших па кораблп флота, надолго сохра- ! политической подготовке. В эти дпп ма нится в памяти макет противооткатного тросы свопми достижениями в учебе радо- уетройства орудия, творцом которого & в- ьали любимую Родину, демонстрировали ей .’нется главный старшина Корчагин. Стар- свою готовность к выполнению почетных и 1 ;г-]: не забудут и наглядны? пособий, , ответстаепных обязанностей защитников с л .нпых мичманом Ружепцевым н глав- ]морских просторов нашей страны. На «хорошо» и «отлично» учился моряк Братищев. Уверенными, исчерпывающими были его ответы на проверке. По первому вопросу тов. Братищев дол жен был управлять огнем «орудия». Воору жившись таблицей стрельбы и биноклем, оп быстро дал исходные данные для «стрель бы» и уверенно подал команду. На световой папораме у самолета, повис шего над кораблями, вспыхивают огоньки разрывов. Это офицер тов. Слюнип, соглас но данным моряка Братищева, замкнул- кон такты. Первые разрывы отклонились. Стре ляющий с помощью сетки бинокля быстро внес поправку и опять открыл огопь. После этого разрывы вспыхпули рядом с целью, а потом накрыли ее. Хорошая оценка — таков итог «стрель бы» Братищева. Сейчас хочется пожелать ему дальнейшего совершенствования бое вого мастерства, чтобы, комапдуя орудием на корабле, впредь только так стрелять па учениях. Апалогпчпыми были ответы по специ альности и старшин 2 статьи Захарова, Долгополова, Варнышева, Деркач и друтпх. Большинство моряков в группе тов. Слюпи- па за управление огпем и за знание мате риальной части шхту'чпло отличные оцен ки. БЕЗУПРЕЧНАЯ СЛУЖБА 9 Командир отделения комсомолец Алек сандр Филиппов у-мело обучает подчинен ных специальности. Отлично зная технику и правила ее эксплоатации, Филиппов ре гулярно проводит занятия и добился того, что его подчиненные работают на боевых постах без единого замечания. Особенно от личается* в учебе и работе матрос Юзбашев. Его имя запесено па Доску отлпчпиков. За безупречную службу комсомолец Фи- лпппов имеет 27 поощрений. Недавно ему прпсвоепо очередное воинское звание — старшийа 2 статьи. Старший матрос КОРОЛЬКОВ. Зная, что море любит сильных, ловких, смелых и умелых, матросы настойчиво ос ваивали воеппо-морское дело, повышали морскую культуру. Кроме занятий в клас сах, моряки много занимались практически, пе одип раз участвовали в шлюпочных гон ках, отстаивали честь своей части. Пе задумываясь, бойко рассказывали моряки пабор корабля, об авральных и по красочных работах; о правилах расхождения шлюпок п кораблей. Твердо зпают они бое вые части корабля, такелаж и другие во просы военно-морской практики. Показателем высокой морской выучки является то, что в группе офицера тов. Железняк лишь один тов. Долгий получил посредственную оценку, остальные — хо рошие п отлпчпые. Молодые старшппы будут верными по мощниками офицеров, умелыми, политиче ски грамотпымп воспитателями молодого пополнения. Паш флот, созданный великим Сталиным, получит высококвалифицированных, от лично зпающпх свою специальность стар шин. Они знают по только теорию, по и практику. За вр<‘мя учебы в классах и кабинетах моряки научились уверенно управлять сложной корабельной техникой, позналп методику обучения матросов. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. С наступлением холодов и морозов изме няются и условия сбережения материаль ной части радистов. Большое внимание ра диотелеграфисты должны обратить иа под готовку аккумуляторов к зиме, так как без аккумуляторов любая установка радио приемника или маломощпой радиостанции работать не сможет. Помещения, в которых находятся акку муляторы, обязательно следует отеплять. Ни в коем случае нельзя оставлять акку муляторы под открытым небом, на сьгром месте, так как наружпые ящики быстро намокнут, потом замерзнут, и впоследствии аккумуляторы выйдут из строя. Если нет возможности отеплить помещение, в кото ром находятся аккумуляторы, требуется заменить электролит, плотность которого, как показывает практика, должна быть больше (1, 28—1, 30°). Поэтому одной из особенностей эксплоатации щелочных ак кумуляторов при низкой температуре яв ляется повышение плотности электролита. Делается это только добавлением раствора едкого калия. Зимой электролит обязатель но готовить пз раствора едкого калия, т. к. раствор едкого натрия подвергается замер занию. Плотность электролита не повышается в том случае, если аккумуляторы не будут находиться на морозе. В наших же условиях морозы влияют на плотность электролита. Повышение плотности электролита приво дит к усиленному образованию ползучих солей, к усилению испареппя воды при за ряде. Это в свою очередь иногда приводит к раствореппю отрицательных пластип. По этому каждый старшина и матрос должен особенно обратить виимапие на приготов ление электролита к зиме, учитывая, где находятся его аккумуляторы. Для сохранения емкости аккум'фяггоров в зимнее время их полезпо упутывать вой локом или теплыми тканями. Как мы убе дились на своем опыте, укутываппе акку муляторов предохраняет пх от охлаждения и сохраняет всегда пригодными к работе. Пе дояая этого, можно на некоторое время вывести аккумуляторы из строя и оста вить корабль без связи. Вот пример: па обеспечение корректировки артиллерий ского огня посланы были радисты стар шие матросы Вихров и Морозов с маломощ пой радиостанцией. Все необходимое было приготовлено, былп взяты запасное иму щество и питание к станции. Аккумулято ры заряжены; одпн комплект в радиостан ции, а другой— пес.ти в руках. Был силь ный холодный ветер. Дошли опп до опреде ленного места, где получили приказание развернуть радиостанцию. Быстро и четк) выполнили приказание радисты. Пер вые два часа связь была пормальпой, но после этого емкость аккумулятора быстро упала. Матросы решили замеппть запасным комплектом, который тоже продержал спою емкость небольшое время, а затем питапне стапцип прекратилось. Вихров и Морозов по неопытпостп повторили свою ошибку и тем самым пе обеспечили командование связью. Заряд аккумуляторов в зимнее время же лательно производить в теплом помещении, так как, производя заряд при низкой тем пературе, еще больше снижается емкость при разряде. Если аккумуляторы были на морозе, то предварительно их перед заряд кой надо отогреть до температуры + 1 0 ° и после этого — заряжать. Если по необходимости аккумуляторы приходится заряжать при низкой темпера туре, то требуется производить заряд более продолжительное время, вместо 6 часов 7—8 часов. При пониженной температуре сопротивление 'электролита возрастает, по этому напряжение при заряде, как в начале заряда, так и в конце, должно быть повы шено. Во всех случаях заряда аккумулято ров пробки должны быть обязательно вы винчены. При ввернутых пробках скопив шимся газам некуда будет уходить, и они о большой силой давят на стенки банок. По следствия бывают такие: разбухание ба нок, разрушение пластин или еще более хуже — разрыв банок. Закрывать пробки следует не раньше, чем через два часа по сле окончания заряда. Разряжать аккумулятор на морозе можно до одного вольта, если при этом напряже нии будет работать станция. Ущерба акку муляторам никакого не будет, так как ак кумулятор имеет запасную емкость и при внесении аккумуляторов в теплое помеще ние их емкость увеличится. Помимо снижения емкости аккумулято ра при разряде, частично вымерзает вода, - образуя льдинки. Это замерзание ведет к полпому прекращению действия аккумуля торов, а замерзание воды внутри пластин приведет к разрыву пластин и высыпанию нз пих активпой массы, что грозит порой выходом из строя всего аккумулятора. Предостеречься от этой опасности можно увеличением плотности электролита. Поми мо всето сказанного, молодым радистам сле дует обращать больше внимания на внеш нее состояние аккумуляторов. Для этого ящики лучше красить аитикислотным ла ком, ежедпевпо протирать пх ветошью, уда ляя сырость. Наружные степкп бапок %к- кумулятора должпы быть смазаны тонким слоем смеси вазелипа с парафином. Тре буют повседневного ухода п пробки, от верстия для выхода газов должны быть обязательно вычищены, пи в коем случае нельзя допускать их заржавлеппя. Всегда и во всех случаях каждый спе циалист должен придерживаться инструк ций и паставлепий, прилагаемых к данной радиоустановке. Только при обязательном условии, когда матрос пли старшина вы полняет эти элементарные правила, мате риальная часть будет работать безаварийно и долговременно. Тогда каждый молодой ма трос может бесперебойно обеспечить командование связью. Все это — только наиболее типичные случаи, которые бывают в практике обслу живания аккумуляторов зимой. В повсе дневной службе их гораздо больше, и по этому хотелось бы, чтобы опытные старши ны и радисты поделились своей практикой с малоопытпьгмп матросами, рассказали им о своих ошибках и ошибках другпх ради стов, свидетелями которых они были. Это принесет большую пользу. Главный старшина ШМУЙЛОВИЧ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz