На страже Заполярья. 1948 год. Сентябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 21 сентября 1943 г., № 223 (3 2 'S J . ОТЛИЧНИКИ ОДНОГО КОРЯБЛЯ В каюте политико-просветительной работы корабля вывешена хоро шо оформленная Доска отличников боевой и политической подготовки. ' На ней размещены фотографии лучших матросов и старшин экипажа, которые своей постоянной упорной учебой и примерной дисциплиной показывают образец честного служения Родине. Передовое отделение корабле Старшина 2 статья Бессарабов стоял у орудия. Он об\яснял личному составу принцип горизонтальной и вертикальной наводки орудия и правила работы наводат- ков. Старшина подробно останавливался на всех характерных задержках и, показав на механизмах, как лучше и точнее (произво дить наводку, начал трсппровку. Спокойно сидел ва штурвалом старпий матрос Дудоров. Все .команды егаршишы ои быстро воспринимал, мгпюветшо псфввэдил их на приборы и тут же докладывал: «Го тово!». — А вам кале, товарищ • Белоуюон, все понятно? — спросил старшина другого на водчика. — Е/пятпо-то понятно, по вот как только сяду за наводку, так сразу же полу чается заедание, не могу еще быстро рабо тать. И действительно, когда старший матрос Белоусов садился за механизм, оз начинал спешить, рассеивал внимание и команды исполнял с запозданием. На шецввишвдх приборе для чтршировгси Белоусов работал также неуверенно и главное—он не мог до биться (правильного перекрещивания нитей прицела с целью. Получалось большое рас сеивание, снар5цы ложились бы разбросап- ш . — Вы слишком торопитесь, а это сказы вается па точности наводки. Ведите себя спокойно, не делайте рывков и плавно про изводите совмещение,—учил матроса стар шина Бессарабов. Потом опп вместе, засекая время секун домером, постепенно увеличивши скорость плавной ШВОДОИ л добились выполнения норматива. Систематические треширевкн под постоянным руководством старшины помо-1 гали стершему матросу Белоусову нззер-' стать упущенное и за короткое время до-! гнать в учебе остальных матросов. Когда старинна Бессарабов наблюдал за работой наводчиков, его первый помощник замоч ный старший матрос Карулпи, обучал при- бойничаого старшего матроса Борисова. Матросы действовали совместно, как это положено при стрельбе. Замочный Карулин открывал по команде замок орудия, а при- бойничнъш Борисов досылал стрлд в ка зенную часть. Вначале у прибойничного свагряд снова выкатывался обратно. Это де ло серьезное—верный пропуск при стрель бе. Карулин точно выполнял указания старшины. И однажды, добившись пре вышенного норматива работы, Карулин с гордостью доложил старший© 2 статьи Бес сарабову: — Товарищ старшипа, прибойпичный Борисов работает отлично. Разрешите пока зать результаты выучки? Отделенно старшины 2 статьи Бессарабо ва — передовое та (корабле. Своей прилеж ной учебой в боевой и политичрской подго товке, примерной воинской дисциплиной личный состав расчета добился больших успехов: старшина Бессарабов и снарядный старшит. матрос Леванов. занесены па Доску отличилко®. , Повседневное требование старшины не укоснительно выполнять (воинские уставы а*, наставления приучило матросов быть требовательными к себе, заставило полю бить свою флотскую специальность. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Сегодня в газете мы рассказываем об этих людях, о их учебе и работе, о том, как они повседневно повышают свое воинское мастер ство и углубляют политические знания. \ - • . Главный vстаршина Ту толмин — один из луч ших младших командиров корабля. За свою дол голетнюю и безуп речную службу он имеет 48 поощрений. Комму нист тов. Тутолмин обу чил много отличных спе циалистов - торледистов. Он прививает личному составу любовь к кораб лю, к своей специаль ности. Главный старшина Ту толмин обучает матросов и старшин «а опыте Ве лико"в Отечественной воины, часто рассказы- •вает подчиненным о му жестве и патриотизме со ветских военных моря ков. За отличные успехи в боевой и политической подготовке главный стар шина Тутолмин приказом командира занесен на Доску отличников. НА СНИМ КЕ: глав ный старшина С. Тутол мин. Фото М. Бугакова. о ТЕХ, КТО УДОСТОЕН ПОЧЕТЯ В каюте политико-просветительной рабо ты висит Доска отличников. Она красочно обрамлена металлической рамкой. На пей помещено 10 портретов матросов и стар шин. i K to эти люди? Вот старший матрос Карпенко. Почетное зваппе отличника он заслужил своей безу пречной службой. С первого дня прихода па корабль Карпенко взялся за изучение вве ренной ему техники с комсомольским огоньком. Повседневная настойчивая учеба, помощь офицеров и старшин помогли Кар пенко в совершенстве освоить свое заведы- вание, стать полноценным специалистом. , — Свое дело старший матрос Карпепко знает отлично, — говорит старшина коман ды. Старшипа рассказал о том, как во время приема материальной части Карпепко обпаружил неисправность одного прибора. — Прибор этот небольшой, и иногда матросы не обращают на пего вни мания, ограничиваются поверхностным осмотром. Но так относятся к нему лишь те, кто пе совсем освоил его назначение. (Кар пенко не таков. Когда шел ремонт, он при нимал активное участие в работе, детально изучил назначение каждого механизма и их взаимодействие. Теперь, во время приемки, он строго проверял исправность каждого прибора. Припимая прибор, Карпепко заме тил неисправность и сразу же доложил командиру боевой части. С помощью завод ских специалистов прибор был отремонти ровал. J Подводя итоги рабочего дня, комапдир боевой части похвалил старшего матроса Карпенко и рассказал всему личному соста ву, какое значение имеет внимательный осмотр механизмов. — Не заметь Карпепко неисправности, в море, при выходе на торпедпьте стрельбы, это отразилось бы на выполнении задачи, — сказал командир боевой части.—Вот по чему очень важно во всякое время строго выполнять инструкции, проверяя каж дую деталь. вопросы руководителя всегда отвечает глубоко и содержательно. В первых рядах отличников идут комму нисты и комсомольцы. В последнем походе особенно отличился комсомолец Михаил Демченко. Он весь поход стоял вахту у руля. Еще перед выходом в море командир вызвал старшего матроса Демченко и сказал: — <Мы выходим в море. На руле должен быть надежный человек. Эту почетную вахту я доверяю вам. Выстоите? — Выстою, товарищ командир, — уве ренно доложил комсомолец Демченко. П свое слово ои сдержал. Комсомолец Михаил Демчепко любит учебники. Он часто заглядывает в них, чи тает также и другую литературу по своей специальности. Па Доске отличников—портрет старшины 2 статьи Николая Таврпшева. Оп хороший специалист зенитного залпа и требователь ный младший командир. Его отделение вот уже более шести месяцев пе имеет дисцип линарных проступков. Но достигнутыми успехами Гаврпшев пе успокаивается, на стойчиво продолжает учиться сам и обучает подчипепных мастерству ведения зенитно го огпя. Однажды па тренировках Гавришев приказал старшим матросам Красильникову, . Мехину и матросу Жигалову заменить ствол па автомате. Матросы еле уложились в норматив. — Плохо, — сказал старшин »и показал матросам, как надо действовать, отметив их ошибки. Затем оп снова повторил команду. Результат был лучше. • Нз боцманской команды в отделение при был матрос Жигалов. Он пе зпал материаль ной части. Гаврншеву пришлось много пора ботать, чтобы обучить Жигалова. В сво бодное время ои проводил с ним занятия у автомата, рассказывал о значении и взаи модействии каждого механизма, проводил одиночные тренировки. Упорная учеба да ла свои плоды: теперь Жигалов хорошо вы полняет обязапностн заряжающего. Старшина 2 статьи Гавришев — актив ный общественник. Он участвует в матрос- Комсомолец Карпенко служит примером и на политических занятиях. Оп активпо ской художествеппой самодеятельности, участвует в обсуждении изучаемых тем, на I Старший лейтенант К. РУДЕНКО. Настойчивость в достижении цели Командир торпедного аппарата провозил занятие. Старшина команды стоял в сторо не и наблюдал за действиями матросов и младшего командира. Прозвучал сигнал, извещающий о конце занятий. — Занятия прошли хорошо. Видно, что , вы торпедный аппарат знаете неплохо, — I сказал главный старшина Тутолмин. — Но вот многие из вас слабо знают приготовле ние мпн к постановкам. ; Главный старшипа приказал сегодня же после ужппа всем собраться на корме. Несколько дней Тутолмин проводил трени ровки по приготовлению мин к постанов кам до тех пор, пока все'матросы и стар шины не сдали на «отлично». Когда зашел разговор об отличниках, командир боевой части первым назвал ком муниста главного старшину Тутолмпна. — Это настоящий моряк, мастер своего дела, — сказал командир боевой части. Карточка взысканий и поощрений ярко говорит о безупречной долголетней службе сверхсрочника коммуниста Тутолмпна. В ней записано 48 благодарностей. Тутолмнп отлпчпо понимает, что бли жайшим учителем и наставником матросов является старшина. И он, передавая свои знания, прививает матросам любовь к спе циальности, к кораблю, всегда служит при мером. для подчипепных. Однажды было получено приказание произвести обстрел торпедного аппарата. Все запяли свои места. Поступила команда «товсь», затем— «залп», по выстрела не по следовало. Опытный специалист Тутолмин заметил, в чем дело, и быстро подбежал к старшине 2 статьи тов. Быстрову. Тот, оказывается, забыл сделать переключение стрельбы па «воздух». Тутолмин пенразил ошибку Быстрова, по выстрел был задер жан на песколько секунд. После состоялся разбор. Тутолмин об’яс- пил подчипенпым, к чему могла привести невнимательность старшппы Быстрова в боевых условиях. После этого случая главный старшина особое внимание обратил на строгое выпол нение инструкции каждым матросом. Тутолмин за годы службы воспитал мпо го хороших специалистов. Некоторые пз них, как, папрпмер, старпгана 2 статьи Большаков, теперь командиры торпедного аппарата. Воспитанник старшины торпедный электрик старший матрос Карпенко являет ся отличником боевой и политической под готовки. Его фотография помещепа на Дос ку отлпчппков корабля. Сдавая задачу по подрыву, старшин матрос Карпепко четко выполнял все вводные, показал безукориз ненное зпаипе норучешюго дела. Так же хорошо действовал старшина 1 статьи Мак симов. Сейчас главный старшина Тутолмин го товит своих подчипепных к предстоящим торпедным стрельбам. Ои дорожит каждой минутой, проводит тренировки, непрерывно занимается обучением личного состава. Главный старшина Тутолмин является заместителем секретаря партийной органи зации. Своей личной примерностью, боль шой воспитательной работой он на деле по могает комапдованию в воинском и поли тическом воспитании личного состава. Старший лейтенант К. ГАВРИЛОВ. С О О Б Щ Е Н И Е Министерства Иностранных Дел СССР Об эвакуации советских войск из K ip Верховное народное собрание Кореи при няло 10 сентября обращение к правитель ствам Советского Союза и Соединенных Штатов Америки с просьбой об одновремен ном выводе из Кореи советских и амери канских войск. Оно заявило при этом, что создание Верховного народного собрания Кореи и образование атпм собранием едино го корейского правительства пз предста вителей различных политических направ лений севера и юга Кореи, представляю щего волю подавляющего большинства на селения Северной и Южной Кореи, явля ются залогом того, что в момент вывода п после вывода из Кореи иностраппых войск во всей Корее будут соблюдены полный по рядок и о(яцествеппое спокойствие. Известно, что осенью 1945 года совет ские войска, разгромив япопскую Кваптуп- скую армию, освободили Корею от япон ских захватчиков и, в соответствии с со глашением между союзниками, осталпсь в Корее северпее 38 параллели, а американ ские -войска на территории Кореи гожпее 38 параллели. Оставаясь на территории Север ной Кореи, советские войска предоставили корейскому населению полную возмож ность создания органов демократического управления и неизменно оказывали дру жественное содействие делу национального возрождения Кореи. При этом количество советских войск в Северной Корее постепен но сокращалось. В сентябре 1947 года Советское прави тельство предложило правительству Соеди ненных Штатов Америки вывести одновре менно из Кореи советские п американские войска и после этого неоднократно под тверждало свою готовность немедленно вы вести из Северной Кореи советские войска, если правительство Соединенных Штатов Америки одновременно выведет американ ские войска нз Южной Кореи, на что, одна ко, правительство Соединенных Штатов Америки не дал(/до сих пор согласия. Поставленный Верховным народным со- браппем, Кореи вопрос об одновременном вы воде из Кореи советских и американских войск был доложен Советским правитель ством Президиуму Верховного Совета СССР, который рассмотрел указанное обращение Верховного пародного собрания Кореи и признал своевремепным произвести эвакуа цию советских войск пз Северной Кореи, выразив надежду, что и правительство США согласится эвакуировать американ ские войска из Южной Кореп, как об этом высказало свое пожелание Верховное на родное собрапие Кореи. Во псполпеипо решения Президиума Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР постановил: 1. Эвакуировать па территорию Совет ского Союза советские войска, оставшиеся на территории Северной Кореи. 21 Обязать Министерство Вооруженных Сил приступить к эвакуации советских войск из Северной Кореи по позднее вто рой половипы октября сего года и закон чить ее к 1 япваря 1949 года. Старослужащий это пример длямолодых О т н л и к на с т а т ь ю „ М а т р э с А н т о н о в н е п р а з “ *) Л у ч ш б ОгарЕшпза 1 статьи Кутловскии служит на кора эле 10 лет. Богатый практический опыт и знания, приобретенные за. время службы во флоте, он решил посвятить под готовке квалпфтщпроваяшшх слепиалистов и остался ша сверхсрочну ю службу. Тоща он был старшиной отделгатя, в котором были преимущественно молодые матросы. Корабль находился в ремонте. Старшина Кутловский умело использовал ремонт для обучения матросов. Он проводил занятия у механизмов, учил матросов грамотно разби раться в вопросах технологии ремонта. Молодые матросы с большим интересом изучали боевую технику, осваивались, при обретали практические навыки- Постепенно Кутловский вовлекал подчиненных в ре монтные >ра5оты. Од каждому давал -кон кретные здания, проверял (качество их вьшолшпия и постепенно усложнял работу па механизмах. Так ои .готовил подчиненных к, предстоя щим швартовым и ходовым ишыташшпм. А когда они научились, старшина цварешил им стать на самостоятельную вахту. Через песколько месяцев матросы Алфимов и Баугтов стояли старшинами вахт. Кутловекий считал, что достигнутые практлг'Ееокие навыки еще недостаточны. их слсдует закрепить. С этой це.кью он ис пользовал благоприятные возможности швартовых испытаний, устраивал трениров ки но запуску механизмов, требуя четкого выполнения боевых инструкций. Старшина иа месте разбирал все ошибки, показывал, как правильно деингпвоглть на боевых пос та» во время похода. В -груше росло число отличников. Отличниками стали Алексани- че®, Приходько, Пархоменко и другие. Корабль вышел в море. Старшина Кут ловский отрабатывал задачи бо?вой подго товки. За короткий срок его команда вы полнила три курсовых задачи с высокой оценкой. Постоянная требовательность и контроль, сочетаемые с чутким отношением к подчиненным, — таковы воспитательные методы старшины Котловекого. Примерно служит старшина 1 статьи Гру*:евич. Отличный специалист, он, не жа лея времени и сил, повседневно учит своих подчиненных безукоризненно работать на материальной части, образцово содержать ее в любых условиях. Постоянно используя метод швдиввдуальшюи работы с матросами, старшина Грузешч добился серьезных успе хов в воспитании личного состава! своего подразделения- Часто можно ведеть, как старшина группы в случае затруднения подчиненного помогает ему выполнить за дание. Осипвательпо готовится Грузсвич к каж дому занятию. У 7ГР1Г0 вгегда аккуратно составлсн конспект, подданы чертежи. Занятия он проводит непосре^ствшио на боевом посту, у механизмов. И матросы его группы глубоко знают свою специальность, хорошо несут ходовые вахты. Старшина Грузегаич командует аварийной партией. Здесь он так же аккуратен, как и при проведепии запятпй по специальности. У (Него !распредепеиа каждая минута време ни. Тренировки проходят слаженно и орга низованно. Грузевич отрабатывает действия каждого матроса до мельчайших деталей и только после этого переходит к более слож ным вопросам. С каждым днем в его группе j укрепляется организованность и четкость работы на боевом посту. Старшипа 2 статьи Коптев — молодой командир отделения. Много неудач при шлось пережить ему впачале. Но он не падал духом, а внимательно разбирался в своих ошибках, делал соответствующие выводы. Например, как-то на испытаниях механизмов иа его вахте ушло масло из расходной систерньг в другую маншпу. Хо рошо, что падение уровпя было своевремен но замечено, иначе могла произойти серьез ная эдпария- Дело оказалось в том, что ма трос Стрелков по неопытности неправиль но подошел к подготовке материальной час ти, пе проверил положение пробки. Старшина отделения провел детальный ра'?5ор этого случая со всем личным соста вом, принял меры к изучению системы, вычерчиванию схем, чтобы на другой дет. матросы сдали их ему. Старшина стал изу чать индивидуальные особенности подчи ненных, их характер, склопности в учебе. Когда-то мало опытные матросы Шашлаш- ский, Пошуба, Зимин значительно опереди ли своих сослуживцев и могли оказать существенную помощь в работе старшины отделеипя.Впоследствии матросы стали хо- .рошимп старшинами вахт. В настоящий момент старшина' Коптев завоевал прочный авторитет среди личного состава пятой боевой части. Большой опыт работы (позволяет ему иге только успешно проводить обучение подчиненных, по и решать серьезные задачи. Нелавпо отделение выполнило сложную работу по гидроиневматической опрессовке главного холодильника. Работа была сдела на качествешго и в короткий срок. Успех дела решили умелая расстановка сил отде ления и дружный труд сплоченное*) кол лектива. Старшина 2 статьи Коптев избран секре тарем игомeoMOJUbCKoи организации. С пер вых же дней ои пкипраюил усилия бюро иа борьбу за укрепление воинской дисциплины и решения задач боев?;! иодготовки. Соче тание строевой работы е обязанностями по комсомольской линии позволяет старшине Коптеву найти новые, еще более действен ные Фермы вс’сннташчря подчиненных. Старший инженер-лейтенант В. ДЕМЕНТЬЕВ. Прочтя статью: «Матрос Антонов не прав», напечатанную в газете «На страже Заполярья», я был глубоко возмущен отно шением этого старослужащего матроса к молодым. Припомппая всю свою мпоголет- пюю службу, не помню, чтобы у нас встре чался такой или подобный ему случай. П вообще на флоте таких, как Антонов, едини цы, а, может быть, он один. Я сам был когда-то молодым, неопытным матросом, и хотя это было давно, но хоро шо помню, что ко мне, как и к другим, относились бывалые воины тепло, проявля ли заботу. Так и мы теперь, став старослу жащими, стремимся быть обходительными, вппмательпыми к вповь пришедшему по полнению. Я себе не представляю другого отноше ния к молодым. Ведь мы, моряки, пользуем ся уважением у нашего парода, повседнев но чувствуем заботу партии и правптель- .ства, мы воспитываемся па передовйх тра дициях большевиков. И наше понимание и взгляды должпы быть, опп и есть, пере довые. У моряков есть хорошие качества— верпость Родине, стойкость, дружба. Все эти качества передового советского челове ка проявляются у советских моряков в по вседневной пх службе, во взаимоотношениях друг к другу. Н если матрос Аптопов по ступает не так, то это говорит о его низ ком культурпом уровпе; о его политиче ской отсталости. Служба советских моряков требует от матросов чувства коллективности, товари щеского уважения и взаимной помощи. У Антонова нет этих качеств. Аптонов по казывает себя с плохой сторопы, отгоражи ваясь от молодежи. Ведь постоянная папряжепная работа в трудных условиях, единая цель сближают моряков, независимо от срока службы, по могают выявлять лучшие качества челове ка — цепить людей. Морская служба по четна. Матросы и старшины сообща пре одолевают все трудпости, вместе добиваются успехов и вместе радуются нм. Неприят ность одного товарища переживает весь коллектив, а па ошибки и проступки от- дельпых матросов мы отвечаем резкой критикой и помогаем пм исправиться. На флоте уважают бывалых старшин и матросов за то, что они имеют богатый опыт службы, умеют найти путь к челове ческой душе, хорошо обслуживают слож ную технику и стойко перепосят все тяго ты и трудности походов. Уважеппе стар ших молодыми приобретает еще большее значение, когда молодежь видпт, как с любовью и большой готовностью бывалые воины помогают молодым, передают им Свой накопленный опыт, делом и словом учат их служить. Всякое зазнайство и злоупотребление своим большим сроком службы в среде советских моряков нахо дит должный отпор. К нам на корабль прибыли молодые матросы: Хомутинпиков, Редозубов и дру гие. Они сами говорят, что, получив пазиа- ченне иа корабль, были уверены, что их встретят хорошо, примут в свою семью, будут пм помогать. Н опп не ошиблись в своем ожпданпп. Пх действительно радушно встретили па корабле. Опытпые старшины отделеппй старшппы 2 статьи Осипов и Салонпи пе по-казенпому прппялп Хому- тишшкова и Редозубова, а по-отечески от неслись к ним. Они привели молодых в кубрик, показали, где расположепы их кой ки, какие отводятся им рундуки, рассказа ли о корабле, па который пришли служил, молодые. Потом старшины познакомили Хомутпшшкова и Редозубоиз с их обязан ностями и стали каждый день вводить пх в курс дела. К Хомутипппкову и Редозубову хорошо отнеслись не только старшины, но и все матросы подразделения. Нз занятиях, уче- ютях и в свободное время молодые всегда получали помощь со стороны их старших товарищей — Литвипа, Тихоновского и Беркуна. Помню, матрос Хомутинпиков по лучил первое задание от старшины: вместе с матросом Беркупом спять клапан свеже го пара па насосе, притереть его и поста вить на место. Выслушав задание, матросы приступили к его выполнению. Хомутин- ников стал отвинчивать гайки ключом большого размера. Беркун заметил это и тут же поправпл молодого товарища. • Матрос Беркуп об’яснил Хомутиняпкову его ошибку без всякого гонора и высоко мерия, по-товарищески. Хомутитшков принял паставлепие старшего товарища, как совет опытного моряка, желающего ему оказать помощь, и был впоследствии бла годарен Беркупу за многое, чему тот научил его. Через два месяца после прихода па ко рабль матрос Редозубов сдавал испытание на штатного специалиста. На экзамене оп показал хорошие зн;1ння корабля и своего заведываиия. На вопрос офпцера, прини мавшего экзамен, как Редозубову удалось так быстро приобрести знания, матрос от ветил, что, кроме его старания, оп своими знаниями во многом обязан старшим това рищам своего отделения матросам Литвину п Тпхоповскому. Копечпо, молодые матросы Хомутпннп- ков и Редозубов с благодарностью будут отзываться о своих старшнпах отделений и опытных матросах, потому • что опп к ппм хорошо отпеелнеь с первых дпей при хода па корабль и сейчас относятся так, как должны делать советские люди, — с полным радушием и уважепнем. Так учи ли пас поступать партия и паши учителя офицеры. Матрос же Аптонов пп лпчпым поведе нием, ни своей службой пе оправдывает зваппя опытного старослужащего моряка. Он просто иедисщшлиппровапный матрос и своим недостойным поведеппем кладет пятно па других моряков, которые честно служат Родине. Главный старшина М. НОРИКОВ. * ) См. газету «На страже Заполярья» за 7 сентябри. Нарушитель порядка Образцово правят службу в натЛем под- [потому, что Киреев забыл о своей роли (разделении младииге комащнрм Подыряк, воспитателя бойцов, н-был об ответственпо- Калииин и Мамонтов. Они салги жтвут тоть- сти, возложепной па пего, как иа младшего ко но уставам и требуют оттого от своих командира. ■иорпггниых. п Сержант Киреев нетребователен к себе и Плохои П(? аст своим подчинен-* к бойцам, часто проходит мимо нарушений сср:каит ,5ФГ,>^- всппской дисциплины. Все это происходит Младший сержант А. АРТЕМЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz