На страже Заполярья. 1948 год. Сентябрь.
« НА СТРАНЕ J АПОЛЯРЬЯ 17 сентября 1948 г.. ГЙ 220 (32 U>) Л у ч ш и й с и гн а л ь щ и к ф л о та Па сигнальном мостике стоит вахтен ным старшин матрос Анатолий Хворостов. Два красных флажка перекрещены на ру- паве его бушлата — штат сигнальщика. Он пристально всматривается в неспокойное* коре, которое с грохотом обрушивает свои волны на корабль. Заметив появлепие ко рабля. спгпалыцик быстро докладывает вахтенному офицеру. Потом Анатолий Хво- ростов принимает вызов от идущего ко рабля н тут же быстро отвечает. Все это у него получается ловко, умело. Только по этим сноровистым движениям спгпалыцика можпо сказать, что ето гра мотный специалист, отлично знающий свое дело. Оп спокоен при несении службы. Но у пего спокойствие мастера, у которого каждое движение руки -осмысленное, продуманное. Когда Анатолия Хворостова спросили, как оп добился звания лучшего сигналь щика корабля, как ему удалось за корот кий срок овладеть сложной специальностью, старшин матрос немного подумал, словно подбирая слова для обстоятельного расска за, но ответил коротко: — Стараппем. И действительно это та». Любовь к флоту, большое желанно стать полноцен ным специалистом корабля появились у Анатолия Хворостова с первых дней служ бы. Он, как и подобает советскому ввину, привык любое приказание ж задание вы полнять так, как этого требует военная присяга. Старательный, инициативный мо ряк стал, в полном смысле этого слова, ма стером своего дела. Анатолию Хворостову поручается самая ответственная сигнальная вахта, и он, как верный сын своей матерн- Родипы, воспитанник ленинско-сталинского комсомола, с честью оправдывает высокое доверие. Старяшй матрос Хворостов проявил се бя еще в Учебном отряде. Там он учился отлично и уже с первых занятий перего нял своих соучеников по работе на ыюче. Анатолий окончил школу успешно, по лучив свидетельство с золотыми полосками, на котором было написано: «По первому разряду >. Учебный, отряд дал Хворостову ту сумму знаний, которая помогла ему со вершенствовать свое воинское мастерство. С приходом па корабль Анатолий Хво ростов обратил на себя внимание, как усидчивый, вникающий в каждую мелочь матрос. — Разрешите, товарищ старшина, за пулить на вахту. ' — Не торопитесь пока. Посмотрите, как работают старослужащие. А сейчас прове рим, пак вы работаете на скорость. И старшипа 1 статьи Евдоппмов, стоя па сигнальном постпкс с секундомером, по слал молодого специалиста па кормовой мостик с бумагой и карандашом. — Будьте внимательны, следите за каж дым знаком, — предупреждал Хворостова старшипа. — Есть быть внимательным! Анатолий Хворостов привык в школе ра ботать и принимать на одних приборах, здесь :se, на корабле, приборы были сов сем другие. Фонарь при работе как-то сли вал все знаки в одно целое, в глазах оставался только блеск. Но Хворостов вни мательно всматривался в каждый знак, бить небольшой туман. Но, как говорится, научишься работать на худшем, то на луч шем у тебя всегда получится. — Яснее давайте точки, не спешите, а то опи у вас сливаются, — учил матроса старшина Евдокимов. Тренировкой Хворостова старшина остал ся доволен, но, чтобы на первых порах не перехвалить молодого матроса, он дал оцен ку в двух словах: — Кажется, получается. И Анатолий Хворостов совсем не сомне вался в том, что передача и прием на кло тике или фонарем, а также семафором у пего идет лучше, чем все остальное. По этому он стал больше уделять внимания на занятия по международному своду сигналов и по сигаалопроизводству. Днем матрос брал большие, толстые книги м трениро вал себя на быстроту. Потом он подходил к старшине и, получив несколько предло жений, старательно и точно отыскивал их, стремясь уложиться во время. Получалось неплохо. Вечерами Анатолий работал на ключе. Иногда его товарищи просто удивлялись, как он может так много заниматься: и гла за не устают, и терпения хватает. Но Хво ростова всегда двигало вперед одно стрем ление — быть лучшим. Не терял сигнальщик ни одной свобод ной минуты времени. Читал он книга и по специальности, и литературу, необходимую к политическим занятиям. Расширялся его кругозор. Вскоре Анатолию Хворостову доверили самостоятельное несение вахты. — Думаю, что оправдаете доверие. На вас я надеюсь, — сказал старшина. Шли дни учебы. Рос и сигнальщик Хво ростов. Он в совершенстве овладел переда чей ж приемом как на клотике, так и се мафором. Анатолий Хворостов добился своего — он стал лучшим сигнальщиком корабля. Эти качества умелого специалиста он про верил в прошлогоднем походе, который был для матроса экзаменом на морскую зре лость. 'Корабль вышел в море. Огромное водное пространство было неспокойно. Большие валы воды то поднимались, то с шумом опускались вниз. Восьмибальный шторм через несколько секунд, уже точно опреде лив, уверенно доложил: — Перископ, справа 45, ...кабельтовых. Облегченно вздохнув, как будто бы с его плеч гора свалилась, Хворостов продолжал вести наблюдение. Теперь оп в бинокль ужо хорошо различал злополучный пред мет. Однако Юъху никто не мог поймать в своем поле зрения, поэтому у Хворостова вторично запросили: — Появление лодки проверить и немед ленно доложить. Не задумываясь ни па секунду, Анато лий Хворостов вповь позторпл прежний до клад. Через несколько минут лодка про скользнула мимо корабля. — Молодец! За точпость доклада об’яв- ляю вам благодарность, — поздравил Хво ростова командир соединения. — Служу Советскому Союзу! — громко ответил Анатолий. После похода весь личный состав поздра вил комсомольца Хворостова, а па комсо мольском собрании ой был отмечен, как лучший наблюдатель, с которого следует брать пример другим сигнальщикам. Прошел еще год боевой учебы. Анатолий Хворостов нопрежнему прилежно относил ся к занятиям. Он систематически трени ровал себя на скорость и точпость работы. Ежемесячно, снимая нормативы трениро вок, старшина отделения каждый раз за писывал в специальном журнале все боль шую скорость работы Хворостова. Старший матрос приучил себя к единому правилу: есть свободная минута — отдай ее на изу чение специальности. И это, несомненно, в большой степени сыграло решающую роль для отличного овладения флотской профессией. ...Однажды, спустившись в кубрик, НА CHHiMKE: г§ардии старший лейтенант Н. Цилюс гяшкомит с маршрутом лоиюта М. Носова, Б. Пермякова и Ю. Грибовского. лст1:лкои гвгрдян ле.ленагггов Фого М. Бугакова. За учебой ЛЮБОВЬ К СПЕЦИАЛЬНОСТИ Старший матрос Буланов любят свою специальность дальномерщика-стере&ско- писта. Он упорной учебой добился проч ных знаний устройства своего заведыва- ния, а стараппем па тренировках достиг точной работы па приборах. Взятые им дистанции всегда практически точные. Старшему матросу Булапову старшина 1 статьи Евдокимов подозвал к j inioro помогли в освоеппи специальности Встретим зиму во всеоружии ТОЧНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ЗАЛОГ УСПЕШНОГОПЛАВАНИ « себе старшего матроса Хворостова. — Готовьтесь к походу. Пойдете на ми ноносец. Надеюсь, не подкачаете, — ска зал он. — Есть, товарищ старшина! В этом походе .на другом корабле стар ший матрос Хворостов блеснул высокими знаниями флотской специальности. Все | команды он передавал точно и быстро. Несмотря на сильный шторм, и бор- с силой обрушивался на корабль, ййрдовый j товую качку миноносца, Хворостов ни разу ветер грозил вырвать из рук матросов 1 не отрекался от наблюдения за морем н фалы и флажки. Но.моряки стойко стояли ] воздухом, беспрерывно докладывая о всем па своих боевых постах. Они были готовы выполнить задание в любую минуту. Анатолию Хворостову предстояла ответ ственная задача — докладывать о всем появляющемся. В такую погоду это сде лать нелегко. Вот здесь-то и проявились морские качества, знания своего дела мо лодым сигнальщиком. Хворостов наблюдал вначале все время в бинокль. Но у ' него слипались глаза — слезы не давали воз можности обнарузгить предмет. Руки от оптических приборов леденели, тело ско вывало холодом. «Только бы не «прохло пать», — успокаивал себя сигнальщик. — Нет, этого не будет!». И он стал вести наблюдение, поочередно сменяя приборы невооруженным глазом. С мостика командир запрашивал обста новку на море. Сигнальщик, не отрываясь правда, сначала он несколько раз просил j ^ моря, ТУТ же докладывал: «Пока ничего повторить, но большинство слов принимал пе обнаруживаю». •Вдруг далеко справа по борту Анато лий заметил секундный проблеск буруна. Потом он снова скрылся, исчез. Нет, обма на пе могло быть. Но что это? Он сократил сектор наблюдения и впился глазами в одну точку. Снова появился бурунчнк. «Это какой-то предмет», — решил он и точно. Потом старшина и матрос поменялись пестами. — Работайте этим же фонарем, — при казал старшина. Такой фонарь был очень неудобен в ра боте, а самое главное, что им трудно про- появлягощемся в его секторе. За отличное обеспечение связью в море сигнальщику была об’явлена благодарность. Много раз старший матрос Хворостов выходил в море. Во всех походах он проявлял находчивость, смелость и знание своего дела. Много раз Анатолий Хворо стов получал благодарности, но такое поощрение, которое он заслужил не так давно, было для него высшей похвалой. На проходившем общефлотском конкурсе на лучшего специалиста флота старший матрос Анатолий Хворостов завоевал первое место. Прккаоом командующего флотом тов. Хворостов об’явлен лучшим сигнальщиком Северного флота. Оп также награжден гра мотой и именными часами. Ha-днях личный состав четвертой боевой части корабля направил в г. Тамбов, на родину старшего матроса, поздравительное письмо, в котором рассказано, что воспи танник ленинско-сталинского комсомола Анатолий Хворостов добросовестно выпол няет свой воинский долг, с честью оправ дывает звание советского моряка и служит примером для всего личного состава на шего флота. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Секрет Павла Быкова Имя стахановца завода шлифовальных станков бывшего североморца Павла Быко ва стало пшроко известным москвичам еще в ноябре 19-16 года. Он успел выполнить тогда свою личную пятилетку за десять месяцев. Успех стахановца вызвал исклю чительный интерес на предприятиях всей страны. Сотпп писем получил знатный москвич из различных городов. Его просили раскрыть «секрет метода». Конечно, «секретов» л «тайн» в работе токаря Быкова не оказалось. Он охотно по делился со своими корреспондентами опы том и знаниями. В чем же особенности метода Павла Бы кова? — Главное, — говорит он, — желание дать максимум возможного. Это уже боль но чем половина пути в цели. Второй решающий момент — в каждом конкретном случае Быков сам разрабаты- 1 ,::ет технологию операция. Ни одной дета- i :i но делает он без предварительных собст- ъ шых (н притом точнейших расчетов ре жима времена. Часто он предлагает свое о.рипшаль®ое и наредкость остроумное рс- шедае вопроса. Его собственный огромный опыт позво ляет ему это. Для определенных деталей , 1 когда 1 можно и нужно менять — и нри- иа 1 и>гмер. скорость резания металла уста-; том всего один раз — самую деталь. шшепа в 60 — 70 метров в минуту. Па>- вел Борисович, получив работу, производит перерасчет и пускает станок. Он развивал темпы резания в 420 — 430 метров в ми нуту. ускоряя установленный режим боль ше, чем в шесть — семь раз. ...Горячая стружка, отрываясь от метал ла, мчится со скоростью 26 километров в час, извивается змейкой, принимает краси вый переливчатый фиолетовый оттенок. При свете электрической лампы получается феерическое зрелище, которое невольно приковыля . 4 к себе внимание. Бы любуетесь искусством токаря-вир туоза, озадаченно смотрите на это чудес ное явление техники. Быков сам но ьожет скрыть удоволь ствия, которое испытывает человек, когда спорится ра/боте. Он любуется быстрым бегом бесконечной спирали, ' сосредоточен но смотрит па лезвие реала, не переставая думать о том, как бы еще больше повы сить скорости. Повышение скоростей — это не простой увеличение числа оборотов машины. Пуж- но грамотно рассчитать мощность спяка, знать сопротивление частей, металла, ин струментов, подготовить специальный ре зец с лезвием из твердого сплава. Из семи операций по обработке одной детали технологи предусмотрели семь резцов различных фасонов. 'Нормировщик установил нормы,-учитывая потерю време ни П],л снепе резцов после каждой из опе- Партшо из ста-двухсог деталей он обта чивает одним резцом, затем исполняет сле дующие операции вторым, третьим. Толь ко один этот прием повысил производи тельность станка на 30 — 40 процентов. Эти и десятки других примеров из прак тик» работы Павла Бьгкосу- являются тема ми его лекций в стахановски! школах. Передовым методам обучает знатный стахановец также и членов своей бригады. Он выступает с сообщениями о своей рабо те на встречах со стахановцами заводов пил им о том. что в море необходимо быть младшие сержанты Шухов и Уткин. Они не только никогда не отказывали раз’яс- нпть неясный вопрос, когда Буланов об ращался к ппм, а даже сами спрашивали его, в чем он затрудняется и все ли ему понятно. Так личное стремление старшего ма троса Буланова и чуткая помощь стар ших товарищей помогли ему стать хоро шим специалистом. Мастерство Буланова подтвердилось И на недавно проводившихся у нас стрель бах. Он безошибочно и быстро определил расстояние до цели. Приборы, установ ленные со его данным, способствовали хорошей стрельбе. Первые залпы легли близко у цели. За отличное обеспеченно стрельбы старший матрос Буланов уже вторично поощрялся внеочередным отпуском. Матрос В. ЯСТРЕБОВ. У ЗЕНИТЧИКОВ Перед тем, как приступить к зенитной стрельбе, в наших орудийных расчетах были подробно изучены ее условия. Но еще раньше комащщ>ы зенитных расче тов обратили особое внимание на матро сов, не имеющих еще опыта работы яа материальной части. Матросам Прусако- ву и Березкину помогали старослужащие матросы и сержанты. Особенно большую заботу в обучении малоопытных матросов проявил сержант Озеров. Проверка подготовки орудвйных рас четов показала, что личный состав на учился работать у зенитных орудий чет ко и слаженно. На проведенных стрель бах все матросы показали себя вполне освоившими свою специальность и дей ствовали безукоризненно. Так. за короткий срок при честном отношении к своим обязанностям мало опытные матросы Прусаков и Беревкнн приобрели большие знания и научились искусству зенитных стрельб. Старший матрос Е. ТИМОХИН. ВАХТА У ДЕЙСТВУЮЩИХ Д\ЕХАНИЗМОВ Еще до выхода корабля в море стар шина 2! статьи Чебыкин собрал свое от деление и об’яспял им особые требова ния к вахтенным на noxoie. Он больше обращался к матросам, недавно пришед шим служить на корабль — Васильеву, Черкасову и Никитину. Старшина папом- Плаванзге кораблей в зимнее время рез ко отличается от летнего н имеет целый ряд своих особенностей. Для того, чтобы пла вать круглый год, плавать безаварийно, требуются большие навыки в обслужива нии и эксплоатации механизмов, систем, устройств. Для правильного обслуживания механизмов надо прежде всего точно и не уклонно выполнять инструкции и настав ления по обслуживанию механизмов. Это первое и необходимое условие, которое обе спечит безаварийное плавание. Какие особенности плавания в зимних условиях всречатотся у личного состава группы мотористов подводных лодок? Как правило, мы в зимние месяцы про дуваем дизеля и оставляем их в таком со стоянии весь промежуток времени между походами, т. е. они стоят без охлаж дающей воды, чтобы исключить возмож ность замораживания двигателя. Если го товимся в море, то за несколько часов до начала прогрева дизелей уже заполняем их забортной водой, чтобы за это время ее температура поднялась до температуры ди зельного отсека и температура воды, блока и крышек стала, примерно, одинаковой. Из практики мы знаем, что на температуру циркуляционного масла тоже следует об ращать особое внимание, и если она ниже 18° С, надо давать на смазку верхние пре делы давления, указанные в инструкции. При низких температурах вязкость масла может быть настолько низка, что цирку ляция его идет очень медленно е л и совер шенно отсутствует. Прокачку двигателя производим непо- | средственно перед пуском. Верхняя часть охлаждающей системы от дивелей находит ся вне отсеков лодки и поэтому в отдель ных коленах замерзает. Во избежание &а- мерза/ннй после работы магистрали должны тщательно продуваться воздухом. Личный состав у нас обучен и на практике знает наиболее уязвимые места магистралей, убедившись в неисправности, мы отогрева ем магистраль паром или другими средст вами. При приведении магистрали в исходное положение надо вывернуть все спускные пробки, а краники поставить в положение открыто. Несоблюдение этих правил при везет к замерзапию трубопровода, в резуль тате чего он может выйти из строя. При плохом обеспечении паром дизель ный отсек покрывается налетом инея, и с изменением наружной температуры вода оттаивает, попадает на наружные части двигателя. Чтобы избежать этого, мы по крываем его защитным брезентом и предо храняем от сырости. Повседневный уход за клапанами, рас положенными в надстройке, проворачивание ки. При этом надо мотор герметически за крывать резиной, брезентом или другим ма териалом, чтобы пе допустить утечки теп лого воздуха. Обязательно при этом делать записи в журнале: каким нутем сушился мотор, время начала я окончания, достигну тые результаты. При зарядках аккумуляторных батарей с мехапическим перемешиванием электролита в большие морозы обыкновенно замерзают магистрали воздуха в центральном отсеке. Здесь мы устанавливаем большие перенос ные грелки для обогревания магистралей, чем обеспечиваем равномерный поток воз духа по ним. При варядках аккумуляторных батарей с базы соединения зарядовых концов додж- ны быть хорошо обжаты, потому чте t на них иногда бывает тонкий слой льда, а при прохождении зарядового тока лед тает, а контакт оказывается слабым, греется, что может привести к возгоранию концов. При приготовлении электромехапизмов к отхо ду но должно быть дояуще-но ни одного- «а- ругаенпя действующих инструкций. Трюмные машинисты-подводннки — од на из осповньгх специальностей на лодке, от их работы в базе по уходу за механиз мами и системами многое будет зависеть и в походе. Все системы должпы быть при готовлены для хранепия по-зимнему. Резина входных люков, клапанов венти ляции должпа быть смазана прографпче- ным салом. Чтобы резппа пе затвердела, оставалась эластпчпой н пе трескалась, па всех наружпых приводах должпа быть положена знмпяя смазка, а привода еже дневно проворачиваться п расхаживаться. При зарядке аккумуляторпые батарей температура в центральном отсеке пони жается, часто ниже 0° С, следовательно вода из магистралей в этот момент должпа быть спущепа, а клапаны, стоящие в центральном отсеке, проворачиваться каж дые 15—20 митгут. Если пе делать этого, то помпы могут быть заморожены. Паровая магистраль также требует ухода и проду вания ее через положенные инструкцией сроки. В зимнее время нельзя допускать ни малейшего скопления воды в трюмах, ибо при низкой температуре опа замерзает. Прп приготовлении корабля к походу следует обратить особое^ внимание па ма гистрали продувания систерпы быстрого погружения, а также систему аварийного продувания. Эти системы должны быть обя зательно опробованы на деГ(Ствии, чт">бы убедиться, что в них п^т ледяной пробит. Подобная оплошность может привести к очепь тяжелым последствиям п даже к та бели подводной лодпп. У ремонтирующихея подводпьгх лодок при вскрытых главпых двпгателях вода. их хорошо предохраняет пт застывания ооразуюшаяся от отпотевании, попадает в смазки. При застывании или примерзании картер машип, в циркутяциоппое масло, Москвы и Ленинграда. Из -года в год изучается и учитывается все лучшее, что доспггнуто передовиками производства. Соответственно разрабаты ваются новые, более прогрессивные нор мы. Но даже и самая прогрессивная теория по технологии токарного дела отстает от замечательной практики Павла Быкова. Оп 1 главных «ухитряется» всякий раз придумать новый ij 2 статьи технический «ход», который позволяет ему в несколько раз превзойти прежние показа тели. спокойствие внимательным и проявлять и выдержку. С выходом в море, наряду с опытными матросами, нз ходовую вахту заступили и молодые. На вахте матроса Васильева при пе ремене хода начал понижаться вакуум холодильников. Старшина Чебыкин приказал матросу устранить возникшую ненормальность. Баешьев увеличил давление циркуля ционной воды, по вакуум продолжал ос- привода следует слегка полить его соля- ром, а ие вращать с силой, рискуя сорвать резьбу. Для группы электриков основная не приятность зимой — понижение изоляции электромехапизмов из-за влажности в от секе. Сохраняя изоляцию, мы повседневно следим за ней, как это и требуют инструк ции. При понижении изоляции ниже нор мального производим подсушку моторов, пс- пользуя для этого переносные лампы, грел- которое затем оказывается пепрпгодным из- за большого процента содержания! воды. Необходимо сказать, что затяжки крышеч ных связей машины тгрп ее сборке зимой требуют бо-.тьшой внимательности. Для безаварийного плавания в любое время года необходимо строго соблюдать ин струкции и наставления, очепь полезен об мен опытом между специалистами от дельных кораблей п соединений. Старший нзйтенант В. ПАНОВ. Свою пятилетку Павел Борисович вы- ! таватьея нопрежнему низким. Быков решил: зачем менять .резцы, полнил к 7 ноября 1946 года. За остав шиеся семь недель до нового года он успел дать тогда еще полторы годовых нормы. В ! прошлом готу Быков выработал ш?сть го довых норм и в текущем году — полторы • годовых нормы. Видя затруднения матроса, старшина пришел к нему на помощь. Он дал по нять Васильеву, что главная установка изменила режим работы и в холодиль ник поступил излишек паровоздушной смеси. .Васильев быстро понял, что Он откачал излишек Требовательный и заботливый командир „ „ »| ему надо сделать. Всего за два года и четыре месяца Па- П _ г ___ I , i1 смеси и форсировал оаботу мокро-возтуш- сел Быков выполнил 14 головы* пор*. пьп ИЗ№0В. Чери несколько а.шуг га- На-дпях, став па « а п т е к у » вахту, оп а 10ЛВДПЛишка стал пор- начал изготовлять детали в счет пятпа- •! Ha^rijL.v датой годовой нораы. ^ мос,,вин | " Старший иатргс Н. SBEPEB. Старшипа подразделения сержант Ро- манчук — отличник боевой учебы и требо вательный командир. Для подчиненных оп во всем служит личным примером. Старши на внимательно следит за тем, чтобы нее солдаты хорошо успевали в учебе, заботит ся о их нуждах и запросах. За достигну тые в учебе успехи старшипа поощряет солдаты были обеспечены всем необходи мым. и создает для личного состава все условия для безупречной службы. Хорошей заботой о подчиненных и высо кой требовательностью сержант Роман- чук снискал у солдат любовь п уважепие. За отличные успех л в боевой и политиче ской подготовке, я тлг:*:е г» воспитании подчиненных, а если заметит недостатки, подчиненных ста: ппг: \ подразделения сер- то с впиогных строго взыскивает. | жант Ромаичух. от к мапдования получил В своей работе он не ждет, когда к пему » 17 благодари- >:т п. обратятся, а сам смотрит за тем, чгобы [ Солдат А. ПОДА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz