На страже Заполярья. 1948 год. Сентябрь.

Встретим зиму во всеоружии. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ OBOE МАСТЕРСТВО В газете «На страже Заполярья» 22 ав­ густа напечатана статья капитана 2 ранга tod . Цезаревич «Плавание кораблей в слож­ ных условиях», в которой автор весьма Своевременно и правильно поднимает во­ прос, имеющий большое зпачение для нас, североморцев. Опыт Великой Отечествеппой войпы по­ казывает, что нередко полярпую ночь, снеж­ ные заряды и шторм североморцы умело использовали, как своих верных союзни­ ков. Однако было бы неправильно думать, чт<**‘ полярная почь, снсжпые заряды и шторм сами но себе являлись спутниками победы. Они являлись помощниками толь­ ко для тех, кто мастерски владел своим оружием, кто в совершенстве знал техпику и умело применял ее. Они становились вра­ гами топ», кто не обладал этими качества­ ми. Во время Великой Отечественной войны мне в течение трех лет пришлось плавать штурманом на двух подводных лодках, жз которых впоследствии одна стала гвардей­ ской, а вторая—краснознаменной. Эти лод­ ки за время! войны потопили 27 кораблей противника. Мне и хочется рассказать о ра­ боте штурманских боевых частей на этих кораблях в сложных условиях полярной зи­ мы, рассказать о том, как знанием н уме­ нием добывалась победа. В 1939 году, окончив Военно-Морское училище, я прибыл служить на подводную лодку Северного флота. Созданный волей великого Сталина Северный флот еще в училище привлекал меня к себе. Служба на Севере не представлялась мне в розо­ вом свете, ясно было, что это тяжелая, по почетная служба. Когда я прибыл в конце сентября на подводную лодку, то прежде всего задался целыо быстрее изучить лод­ ку и, как штурмап, — театр. Северный театр был для меня своего ро­ да загадкой. Если первое — изучение ко­ рабля — дается довольно легко, то над изу­ чением театра необходимо было много и кропотливо работать. Эта работа яаключа- лась пе только в изучении театра по посо­ биям, но и в практическом ознакомлении с ним. Подводная лодка, па которую я был на­ значен, имела зимой до моего прихода пла­ вание с длительным отрывом от берегов н базы. Л узнал, что плавание было очень тяжелым, сопровождалось сильпым штор­ мом, многочисленными снежными зарядами, почти все время сплошпой облачностью. Это патолкнуло меня па мысль: по навигаци­ онному . журналу восстановить прокладку, проанализировать се, побеседовать с быв­ шим штурманом лодки. Так я и-сделал, что принесло мне боль­ шую пользу. На этой прокладк* со старым опытным штурманом лодки лейтенантом Масич мы разобрали все невязки, течения, дрейфы, сличили и сверили с тем, что да- иали пособия. В дальнейшей своей работе я всегда ана­ лизировал каждый выход лодки, каждую даже незначительную невязку. Было обна­ ружено, что некоторые рулевые имеют «свою» поправку. Так, рулевой матрос Ви­ ноградов имел .«своюл постоянную поправ­ ку плюс одиЪ градус. Это позволило , учи­ тывая степень точности держания на курсе рулевым, уточнять всю прокладку. Штурману очень важно изучить степепь подверженности своего корабля дрейфу при различных углах ветра. Это дается система­ тическими наблюдениями. Понятно, что все наблюдения, необходимо постоянно фикси­ ровать и систематизировать. Обмеп опытом в таких вопросах между штурманами одно­ типных кораблей имеет большое значение, и его необходимо практиковать не только в порядке проведения учебы, но и личного общения. При плавании в условиях полярной зи­ мы, когда сутками бывает сплошная облач­ ность и только иногда в разрывах облаков промелькнут па мгновения звезды, весьма важно для штурмана безупречно знать звездное небо и иметь хорошую практику во взятии высот. А эта практика будет лишь у того, кто часто берет высоты, кто к помощи астрономиц прибегает пе только в «критических» случаях, по и тогда, когда место корабля можно определить более про­ стым способом — но береговым предметам. Штурману, решая астрономические зада­ чи, важно знать «свою» поправку, т.е. ту погрешность, которая присуща не прибору, а каждому штурману в отдельпости, беру­ щему высоты. Это также позволят точнее определить место корабля. При плохой ви­ димости или при отсутствии се особенно важпос значение приобретает обсервация но радиопеленгам. Все вышеуказанное должно дополняться безупречным знанием театра плавания. Те­ атр отлично знать обязан пе только коман­ дир корабля и штурман, его обязаны так­ же хорошо знать все вахтенные офицеры и сигнальщики. В условиях зимнего плавания бывает зачастую так, что при подходе к берегу впдпшь лишь незначительную часть его. Поэтому хорошее зпапйе театра всегда поможет в таких случаях правильно опо­ знать свое место. •В одном из боевых походов во время Ве­ ликой Отечественной войны в 1941 г. на­ ша лодка совершала переход к берегам про­ тивника в тумане. Прибыв па позицию, мы продолжали мапеврироваппе. Комапдир в беседе со мною высказал желание пройти во вражеский фиорд, по, поскольку за вре­ мя перехода точпых определений не было, усомнился в возможности успешпо сделать это. Я тщательпо проверил свою проклад­ ку, эхолотом замеренные глубины на пе­ реходе п прп маневрировании на позиции сличил с картой и доложил командиру о своей уверенности в месте. Командир при­ нял решение пройти в фиорд противника. • Лодка под покровом тумана прорвалась в фиорд и потопила стоящий па якоре в укрытой бухте большой пемецкнй тран­ спорт. В другой раз, после трехсуточного пере­ хода на позицию при волнепни моря 6 бал­ лов и сплошной облачности, подводная лод­ ка должна была пройти глубоко в фиорд. Берегов не было видно, хотя по расчетам они находились близко. Командир принял решение маневрировать в районе позиции до уточнения места. Я почти всю ночь «ка­ раулил» звезды. При незначительном про- яспенпн неба быстро взял высоты звезд. Уточнив место, лодка прошла в фиорд иод прикрытием снежных зарядов и успешно выполнила боевое задание. Безупречная работа штурманов-подвод- ннкоз Щеклна, Бутова, Зуева-Носова во время войны дала возможность командирам лодок уверенно прорываться во вражеские гавани н там у причалов топить корабли протпвпика. Так во время войны окупалась работа, проделанная в мирные годы. Картина не будет полной, если пе ска­ зать о работе механизмов, о подготовке их s зиме, эксплоатации в зимних условиях. На лодках, ла которых я плавал по вре­ мя войны, бь!ли современные хорошие штур­ манские и электронавпгЛшопиые прибо­ ры. Па одной из нпх эти приборы обслу­ живал штурманский электрик старшина 2 статьи Нестеров, на другой, ийевшей бо­ лее совершенные приборы — штурмапский электрик старшина 2 статьи Мухин. У Не­ стерова я никогда не видел свободной ми­ нуты в рабочее время — он любовно уха­ живал за приборами. Пе было случая, чтобы у него в походе вышел из строя или «скис» прибор. У Мухина пе всегда было так. Внешне все обстояло хорошо: на приборах — ни пылинки, ни соринки. Но были слу­ чаи. когда в самый пужпый момент его приборы показывали не совсем точно. Про­ исходило это потому, что Мухин оставался всегда доволен состоянием приборов, не за­ глядывал вперед, не упреждал возможные неисправности, детально во всех тонкостях свое заведыванис он пе знал. Нарушение .правил эксплоатации меха­ низмов всегда ведет к тяжелым последстви­ ям. Однажды зимой на одной из подвод­ ных лодок после ногружеш™ перископ пе был провернут и вмерз в тумбу. Штурмап- екпй электрик Клещинов вместо того, что­ бы отогреть перископ в тумбе, как это тре­ бовалось инструкцией, поступил по-иному. Перископ был ломом перевернут в тумбе и выведен из строя. Только из-за незиапия техники и грубого нарушения инструкции матрос Клещинов совершил поломку доро­ гостоящего прибора. Только при непрерывной работе над со­ вершенствованием своего мастерства каж­ дый матрос, старшина и офицер, переходя от простых к более сложным условиям пла- вапия, сможет добиться высокой морской выучки п безаварийного плавания. Капитан 3 ранга М. ЛЕОШКО. Мотористы маггрос Ими Ладьггии, старшие матросы Яков Мордашев и Леонид Губанловский систем'атически выполняют wop\fy по ремонггу на 250 — 300 процентов. НА СНИМ КЕ: (слева направо) матрос И. Ладыгин, старшие мятросы Я. Мордашев и Л. Губайловский за сборкой мотора. _______________ ____________________ Фото М. Буглкооа. В П Р И Ц Е Л Е —К О Н У С Гвардейцы добиваются боевых успехов в учебе Напряжеппый учебпый депь закончился. К лагерным палаткам идут два сержапта. Впереди, слегка сутулясь, широко шагает гвардии старший сержант Терехов, справа, немного отстав от него, идет гвардии сер­ жант Наточеев. Не больше года опи летают в одпом под­ разделении. Гвардии старший сержант Те­ рехов — старший воздушный стрелок-ра- дпет, а гвардии сержант Наточеев — рядо­ вой воздушный стрелок-радист. За время совместной службы у mix стало много об­ щего во взглядах на свою специальность, в привычках, наклонностях. По дороге к лагерю стрелки-радисты об­ суждали итоги дня. Разговор шел о серьез­ ных, важных для обоих делах, однако они обменивались лишь короткими фразами. Так могут говорить лишь люди, понимаю­ щие друг друга с полуслова, привыкшие но одному памеку или жесту угадывать мысли и желания товарища? — Как ты готовился к стрельбам? — спросил Терехов у гвардии сержапта На­ точена. —^1ппут 10— 15 трепировался. ■ — А в.чем именно? — Как всегда, в определении ракурса цели и упреждения. Наступила пауза. Сержанты думали в это время об одном п том же, они были озабочены подготовкой к ответственным и сложным воздушным стрельбам. В составе своих экипажей нм предстояло выполпить воздушную стрельбу по конусу па тактиче­ ском фоне. Эти воздушные стрельбы долж­ ны были подвести первые итоги напряжен­ ной летней учебы. Обдумывая, все ли сделано, чтобы ус­ пешно решить задачу, старший стрелок- радист, наконец, сказал: — Этого мало. Мастером воздушной стрельбы становится лишь тот, кто учится и тренируется серьезно, каждый день п не 10— 15 минут. Много справедливых упреков пришлось выслушать Наточееву от своего товарища. Гвардии сержант Наточеев понимал, что весь личный состав подразделения живет одной мыслью: сделать все, чтобы выпол­ нить поставленную задачу, добиться отлич­ ных показателей в учебе. Он стал ежеднев­ но тренироваться в стрельбе, перенимать опыт бывалых воинов, читать литературу по воздушно-стрелковой подготовке, учить­ ся сочетать теорию с практикой. Так, си­ стематически тренируясь, гвардии сержант Наточеев добился своей заветной цели — стал отличным стрелком. На последующих воздушпых стрельбах гвардии сержант Наточеев отличился. Ког­ да конус был сброшен и самолет, с кото­ рого Наточеев стрелял, приземлился, коман­ дир, контролировавший стрельбу, подсчитал пробоины и сказал: — Молодец, гвардии сержант! Зада- пие выполнил отлично. Огневое мастерство пе сразу далось На­ точееву. В первых стрельбах у него были ошибки. Получались они потому, что он недооценивал важности повседневных тре­ нировок. Молодому стрелку-радисту каза­ лось, что достаточно иотренирцваться пе- .ред вылетом 10— 15 минут, н успех стрель­ бы будет обеспечен. Но вскоре он убедился в обратном. Были случаи, когда, израсхо­ довав все патроны, Наточеев все яте не по­ ражал конус, а если и поражал, то не вы­ ше, как на «посредственно». Совет гвардии старшего сержанта Тере­ хова помог Наточееву глубже попять цену учебпого времени, что, в свою очередь, обеспечило ему успех — он стал отличным воздушным стрелком. Сейчас Наточеев охотно делится своим опытом с товарищами, помогает им овладе­ вать техникой воздушной стрельбы, расска­ зывает о своей системе учебы и трениро­ вок. — На личном опыте я Убедился, — го­ ворит он товарищам, — что, учась опреде­ лять все элементы стрельбы, нужно обяза­ тельно соблюдать последовательность. Усво­ ив один элемепт, переходи к изучению дру­ гой». Кроме того, надо повторять пройден­ ные упражнения, чтобы закреплять и со­ вершенствовать полученные навыки. Тренируясь, воздушпому стрелку необ­ ходимо запоминать размеры самолетов в сетке прицела на основных дальпостях воя- iушного боя. Научившись определять даль­ ность но прицелу, можпо овладевать павы- ками определения дальности наглаз. Это­ му можпо учиться на аэродроме, на стояп- ке самолетов, на старте, наблюдая за ле­ тающими самолетами. Передавая свой опыт, тов. Наточеев ил­ люстрирует его примерами из собственной практики воздушпых стрельб по конусу. Результаты такпх бесед пол&кительпо ска­ зываются па повышении качества воздуш­ ных стрельб других стрелков. В состоявшихся недавпо учебно-боевых полетах етрелки-радпеты отстрелялись на ^хорошо» и «отлично». Большая заслуга в обучении стрелков- радпегов мастерству воздушных стрельб принадлежит гвардии старшему лейтенанту Петру Смородину. Он передает свой опыт воздушной стрельбы, накопленный в годы Великой Отечественной войны, интересует­ ся учебой каждого стрелка. Успехи, достигнутые в воздушных стрельбах но конусу, обязывают стрелков нашего гвардейского подразделения еще больше совершенствовать свои знания, что­ бы стать мастерами воздушной стрельбы. — Мои успехи, — говорит гвардии сер­ жант Наточеев, — пе предел. Буду изо дня в день учиться стрелять еще лучше. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. На полипических зан яти ях Что показала итоговая беседа Недавно в нашей группе полжтячегга* занятий прошла итоговая беседа по прой­ денной теме. Большинство товарищей тщательно го­ товилось к занятиям и на беседе показа­ ло глубокие знания материала. Уверенпо, точно отвечали сержанты Коновалов, Пол­ ковников, матрос Невзоров, старшина Зу­ дин. Матрос Невзоров пропустил ряд тем, по­ тому что находился в отпуску. Но на ито­ говой беседе он ответил по всем вопросам па «отлично». Это об’ясняется тем, что после отпуска Невзоров много поработал над повторением материала и сумел до!нать своих товарищей в учебе. Наряду с этим, отдельные матросы по­ казали плохие знапия. Комсомолец матрос Костюшев ни слова не сказал по существу заданного ему вопроса. Неувереппо отвеча­ ли гг. Микляев и Ромакин. В чем же причина отставаний отдельпых комсомольцев? Бюро во-время не поинтере­ совалось, как члены ВЛКСМ готовятся к итоговой беседе, не потребовало от них серьезного отношения к делу, не оказало номошн отстающим. Члены бюро знали, что Костюшев не готовился к занятиям, но мер к пе-му никаких не приняли. Сержант Н. КУЧЕРОВ; На „отлично" В группе политических занятий сержант­ ского состава, руководит которой офицер Большов, прошла итоговая беседа по третьему разделу программы. Сержант Мо­ ги л ь н и к о в рассказал о подготовка и ходе Великой Октябрьской социали­ стической революции. Младший сер­ жант Вострышсв четко рассказал о всемирно-историческом значении Великой Октябрьской социалистической революции. О роли большевистской партии в руковод­ стве молодым Советским государством под- робпо рассказал старший сержант Марков. Вес трое получили отличные оценки. Итоговое запятие прошло оживлеппо, показало глубокое знаппо сержантами пройденного материала? Сержант И. ЧЕРНЫШЕВ. Непонятное разнодушиз Итоговая беседа по прошедшим темам политических занятии показала низкие зна­ ния пекоторых матросов нашего подразде­ ления. Но с отстающими у нас почему-то дополнительные занятия не проводятся. О помощниках руководителей политических эапятий здесь совершенно забыли. Они не работают. В числе отстающих имеются комсомоль­ цы. Казалось, бы, это должно было озабо­ тить комсомольских работников, однако они остались спокойными. Партийная л комсо­ мольская организации не уделяют внима­ ния отстающим в политических занятиях матросам, не помогают им. Матрос А. НИКИШОВ. ГГУО Т Говорят отличники учебы Пропаганда опыта передовиков боевой и политической подготовка через радиогазету ОТ СТРОЕВОГО ДО КОМАНДИРА ОРУДИЯ Когда Лангуев прпшел на корабль, его назначили на должность строевого в один из орудийных расчетов. Лангуев с первых же дней настойчиво стал изучать не знакомую ему технику. И в скором вре­ мени ои достиг больших успехов, в своих знаниях пе уступал товарищам, прибыв­ шим в отделение задолго до него. Видя способности Лангуева и интерес г. корабельной артиллерии, старшина группы старшина 1 статьи Поясник всячески помо­ гал ему стать полноценным специалистом. Он с разрешепия командира, поставил Лцпгуева на должность первого наводчика у. пал ею тренировать. Лангуев оправдал доверие старшины группы: его материальная часть всегда в теалымм порядке и сам он во всем стал выглядеть, как подобает военному мо­ ряку. Лангуев стал дисциплиниро­ ванным , бойцом, хорошо зпающим свою специальность матросом. Это показали по- следпие стрельбы, где он впервые произво­ дил самостоятельно паводку. Честной службой и постоянным старанием оп за­ воевал авторитет у старшин, матросов и командира боевой части# Вскоре комсомольцы избрали тов. Лангуе­ ва в члены бюро комсомольской организа­ ции. Выступая на собраниях, он резко кри­ тикует тех, кто еще парушает дисцинлипу. Командование перевело Лангуева на штат командира орудия, он стал еще более требовательным к себе и подчиненным? Вместе с тем, Лангуев однп из заботливых командиров отделепий. За хорошее командо­ вание расчетом он имеет ряд благодарно­ стей; Этого Лангуев добился благодаря на­ стойчивости и упорству в деле изучения вверенной ему техники, благодаря по­ стоянной требоватрцьности к себе. Матрос Н. ГУСЕВ. Паведя образцовый порядок в служебных и жилых помещениях, -матросья готовились к увольнению в город. До блеска надраива­ лись б.Тяхи, наутюживались брюки, фла­ нелевки, чистились ботинки. В это время из репродукторов послышался полос: «Вни­ мание! Говорит местный радиоузел. Пере­ даем очередной выпуск нашей радиогазеты — «Все силы— на отличную сдачу экзаме­ нов». Матросы притихли, насторожились. Л диктор старшина 1 статьи Воробьев продолжал: «Сегодня у микрофона высту­ пят отличники боевой и политической под­ готовки пашей части. Они расскажут о хо­ де подготовки к экзаменам в сменах, по­ делятся своим опытом учебы». Первым у микрофона «выступил старший матрос Демин. Его фамилия очень хорошо известна всем матросам ■части. Ла протя­ жении всего учебпого года он учился тшь- ;ко на «отлично». Скромный., но общитель­ ный, готовый в любую минуту оказать по­ мощь товарищу, посодействовать словом и делом, Демми заслуженно снискал себе всеобщее уважение и авторитет. В напря­ женный» период (подготовки к выпускным экзамепам матросам хотелось услышать его совет. Что скажет отличник? Как он гото­ вится к этому завершающему этапу учебы? Так думал каждый. Как бы отвечая на эти мысли моряков, из репродукторов раз­ давалось: — Почему весь учебный год я учился только на «отлично»? В этом никаких секретов нет. Знания сами но себе не при­ дут, ими нужно овладевать. Как бы хорошо на занятиях я пи усвоил тему, каким бы нростым ни казался вопрос, он быстро за­ бывается, еслп добытые зиания ие закре­ пить самоподготовкой. Как будущему стар- ппгне, мне понятно, что доходчиво и просто можно изложить матросам только то, что хорошо известно самому, а для этого надо много и напряженно работать. Поделившись опытом учебы, Демин рас­ сказал, как ои помогает отстающим, как поступает в тех случаях, когда чего-нибудь же понимает. После Демина вькпутгали старшие ма­ тросы Ожерельеэ, Варнашев и Калакуцкий. Они рассказали о ходе боевой и политиче­ ской подготовки в сменах, о той рабо­ те, которую проводят комсомольцы смен, готовясь к выпускным экзаменам. — Чувство взаимопомощи очень развито в нашей смене, — говорит старший матрос Ожерелье®. — Матросам Блажко и Наза­ рову трудно давались некоторые механиз­ мы оружия и приборов. На помощь пришли ОТЛИЧНИКИ — комсомольцы Дубовицкий, Пекельиый и Кравченко. В часы самопод­ готовки, в перерывах между занятиями они помогали товарищам, разъясняли им устройство и взаимодействие частей по чертежам, схемам, непосредственно на ме­ ханизмах. Все это дало хорошие результан­ ты. Сейчас Блажко н Назаров уверенно подходят к вьптускпьпи экзаменам. Говоря об успехах матросов Блажко и леп всесторонне, уметь отвечать па вопро­ сы подчиненных, обязан научить их пра­ вильно понимать происходящие события. С большим вниманием во всех жилых и служебных помещениях были прослушаны также статьи капитан-лейтеиапта Сухано­ ва и инженер-капитана Панкова. В них говорилось об оборудовании классов и ка­ бинетов к предстоящим экзаменам, о зада­ чах всех курсантов. Указывалось, в част­ ности. на то, что выпускники этого года имеют прочные зиання по морскому делу. Все, например, хорошо изучили шлюпку, умеют ею управлять и подавать команды как при хождении на веслах, так и под парусами. , На шлюпочных .попках в День Военно-Морского Флота шлюпки главного старшины Новожилова и капитая-лейте- нанта Шклярекого пришли .к финишу пер­ выми, за что были удостоены грамот коман­ дира части. Дпстапцию в 35 кабель­ товое шлюпка главного старшины Ново­ жилова, укомплектованная учениками, прошла ва 5G минут 25 секунд, опередив призовую шлюпку соседей на 5 минут 55 секунд. В плохих условиях погоды ма­ тросы продемонстрировали свои возросши® знания по морской подготовке. Радиопередача, посвященная подготовке Назарова, старший матрос Ожерельев одно-1 к &кзамен;1м? вселила в .матросов новые си- рременно подчеркнул их недостаточные по­ литические знания и посоветовал, как нуж­ но поступить, чтобы пополпить пробел в политических знаниях; Мы будущие старшипы, а это значит, что каждый из пае должеп быть подготов- лы, влила в них уоежденпость, что при настойчивой работе можно добиться еще лучших показателей в боевой и политиче­ ской учебе. Младший лейтенант К. ЯЦУК. Метко стреляют пулеметчики оттеле- нпя сержапта Шишкова. Особенно отли­ чаются комсомолец Спирин и ефрейтор 1Винокуров. Недавно пулеметчики вы- 1подняли огневую задачу н получили отличную оценку. Всему отделению об'явлена благодарно<’ть. Младший сержант В. Кожевников. * * * Хорошо обучает своих подчиненных молодой командир отделения ефрейтор Апарин. С его помощью солдаты Гращеиков, Макарпов, Атаманчук стати отличниками боевой и политической подготовки. Недавно командир послал письмо родителям гов. Апарина, в кото­ ром поблагодарил их за хорошее Боепи­ тание сына. Солдат Ф. Бадрак. * * * Солдаты Кныш, Черненький и Треко- зов — отличники боевой, и политиче­ ской подготовки — выполнили ответст­ венное п срочное задание. За высокое мастерство и сноровку командир об'явил им благодарность. Сержант А. Атаманенко. ♦ * * Солдат Василий Пптонный за срав­ нительно короткий срок службы полу­ чил 1-1поощрений: 0 благодарностей и пять денежных премий. Добившись зва­ ния отличника, лн не успокаивается па достигнутом, а .продолжает напряженно совершенствовать военпое мастерство. Па строевом собрании командир вручил тов. Пшониому Похвальный лист. Ефрейтор. А. Евтушенко, * * * Па-днях у пас проведен конкурс на лучшего сигнальщика. Первое место за­ нял старшина 2 статьи Могутев, вто­ рое — старший матрос Афаиасьев, третье — старший матрос Рогач. Они награждены денежными премиями и сфо­ тографированы у развернутого флага ко­ рабля. Старший матрос Г. Смирнов. I * * * Па проходивших стрельбах старший матрос Широков показал хорошие каче­ ства артиллериста. За особые успехи в боевой подготовке Широков сфотографи­ рован у развернутого знамепи корабля. Старший матрос Н. Кислянов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz