На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

IIА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 23 октября 1943 г., Гл 253 (3231). . \ О Лодка вернулась нз похода. Сколько радости у матроса Пашина! Он впервые держал морской экзамен на зрелость н сдал его на «отлично». Этим Пашин обязан в первую очередь своему воспитателю, опытному торпедисту, отлич­ ному моряку старшине 2 статьи Ивану Несмеянову. Фото К. Высоцкого. К О М С О М О Л Е Ц — А новичкж-то ничего, не любят си­ деть сложа руки, — высказал однажды свое первое впечатление о службе вновь прибывших на корабль молодых электриков коммунист Тыричев в разговоре с комму- нистом Тимохиным. — Главное, что мне нрахится, — это желание людей учиться, знать свою специальность мастерски. Ттаохин согласился с Тыричевым. Оба старшины были довольны и поведением, и любознательностью, ж учебой молодых матросов, среди которых был х комсомолец Степан Банев. Еанев рано связал свою судьбу с комсо­ мола. Он сделал это без малейшего колеба­ ния. Оя тянулся к знаниям. Однако дальше се­ милетки или не пришлось: колхоз требовал подлога, и прежде всего он нуждался в ра­ бочих руках. Е Степан по мере своих сил стад помогать родному колхозу, работая добросовестно. Именно в то время у него зародилась настоящая любовь к труду, вы­ работалась привычка «эе сидеть сложа рукн», а заполнять каждую минуту напря­ жений работой, как делали это его това- ршцд-колхозники, все, кому дорог был колхоз. Таким пришел комсомолец Степан Каюя па корабль. Всю свою комсомольскую настойчивость, весь молодой задор Банев направляет на изучение специальности, на углубление знаний, полученных в Учебном отряде. ^#епользуя помощь опытных специалистов uv.jfc в первую очередь своих первых воспита- ‘ телей — коммунистов старшин Тыричева д Тимохина, Еанев быстро приобретав прак­ тические навыки, день ото дня действовал на Зоевом посту увереннее, точнее. Усердие все превозмогает. Усердие пред. решило значительные успехи Банева в боевой и политической подготовке. Уже че­ рез месяц (один месяц!) после прибытия па корабль электрик Банев стал на само­ стоятельную вахту. Комсомольцы вскоре избрали его в состав бюро низовой комсо­ мольской организации. Это возложило на молодого специалиста дополнительные обя­ занности, повысило ответственность. Теперь Еанев просто обязан был итги в первых рядах отличников учебы, личным примером увлекать своих товарищей на честную службу, на жизнь по уставу. Чаще обра­ щался теперь Степан к коммунисту Тыри- чеву за помощью и всегда получал ее. Старшина Тыричев, имея большой опыт госпитательной работы, отлично владея специальностью, пе мог не видеть тех затруднений, которые встречали молодые матросы в службе, и охотно помогал им преодолевать трудности. Основное же, что Тыричев считал главной помощью — это обучение матросов на боевых постах без условностей, добиваться, чтобы электрики работали упорно и в самых сложных усло­ виях. С этой целью он проводил каждую тренировку в повышенном темпе, оставаясь от первой п до последней минуты занятия руководителем, т. е. не сковывая инициа­ тивы матросов, не подсказывая, если матрос ошибается, ничего не делая за матроса. Тыричев командовал, давал ввод­ ные и наблюдал, как выполняются его комглды, не упуская из вида ни малейшей заминки подчиненных. Обучение матросов Тыричев строил на нео:киданностях. Этот его излюбленный ме­ тод оправдал себя, т. к. подчиненные Ты- рячева усваивали материал быстро и на­ дежно. Банев до сих пор помнит одну из первых тренировок, которую проводил с молодыми электриками Тыричев. Еанев не ожидал вводной. Старшина разговаривал с другими матросами. И вдруг спокойно произнес: — Сработало «максимальное реле,, матрос Еанев, действуйте! Чтобы быстро и правильно решить та­ кую вводную, надо не только отлично знать инструкцию, но и уметь сразу пред­ ставить себе всю схему автоматз, пе расте­ ряться в первое мгновение, а действовать энергично, последовательно. Так и посту­ пил тогда Банев. Он, согласно инструкции, трижды включил автомат и, убедившись, что реле срабатывает из-за неисправности автомата, четко доложил старшине: . — В схеме замыкание! — Найти и устранить! Вот когда Еанев оценил всю важность тех занятий, когда он и старшина Тыричев часами просиживали над схемой, изучая путь тока от пусковой кпопки до линей­ ных контактов. Теперь Банев знал все углы, где наиболее вероятны замыкания. И он быстро нашел неисправность, поду­ чив похвалу от старшины. На походе Еанев стоит вахту в машин­ ном отделении на связи. Этот ответствен­ ный пост требует от вахтенного неослаб­ ного внимания, быстрого и четкого дубли­ рования команд. Малейшее промедление, самая незначительная неточность могут нарушить слаженность в работе всей вахты машинистов, поставить под угрозу выпол­ нение решения командира. — Ход средний... — Десять оборотов меньше... у Ход полный... Приказания поступают одно за другим. И всегда точно они передаются на манев­ ровые клапаны, когда на связи стоит стар­ ший матрос Степан Банев. За. отличные действия на боевом посту во время похода Банев имеет несколько благодарностей. В 1947 году комсомольцы оказали Сте­ пану Баневу большое доверие: он был из­ бран секретарем низовой комсомольской организации. Чтобы оправдать это доверие, потребовалось новое напряжение сил. Еанев был готов к этому. Глубокое знание спе­ циальности, успешное окончание школы партийного актива, общительность с това­ рищами— все это создало ему большой авто­ ритет, а значит, и легче было руководить людьми. Члены комсомольского бюро — старшина 2 статьи Хворинный," старшие матросы Свиридов, Черпов и Болдамасов— живо откликались па каждое мероприятие, поддерживали секретаря всегда, когда оп нуждался в поддержке. Стоило ЕанеЪу вне­ сти какое-либо предложение, которое ожив­ ляло бы комсомольскую работу, как члены бюро пемедленпо приступали к делу, моби­ лизовывали комсомольцев, и предложение проводилось в жизнь. Так было, например, с оформлением кубриков, так есть сейчас, в дни подготовки к зпамепательной дате— 30-летию ленинско-сталипского комсомола. Члены бюро Чернов и Болдамасов с боль­ шим знапием взялись за оформление ви­ трин: «Жизнь и деятельность товарища Сталипа», «Еомсомолу — 30 лет». Хороший пример подает секретарь комсо­ мольской организации в политической уче­ бе. Окончив школу партийного актива, он продолжает работать самостоятельно. О добросовестной учебе Банева свидетельст­ вуют его конспекты, составленные подроб­ но и аккуратно. Знаменательной датой в жизни Степана Банева является депь 17 августа 1948 го­ да. В этот депь заместитель командира ко­ рабля Ер учил Баневу Почетную грамоту ЦБ ВЛКСМ. Капитан М. ЗЕФИРОВ. Лекция о мичуринской наукз В матросском клубе, где начальником тов. Бутузов, на-днях состоялась лекция об итогах августовской сессии Академии сельскохозяйственных наук имени Ленина. Ее читал офицер Павловский. Лектор об­ стоятельно рассказал о двух направлениях в биологической науке: прогрессивно-ма­ териалистическом направлении, основопо­ ложником которого является великий рус­ ский ученый Мичурин, н реакционном буржуазном направлении. Особо остановил­ ся лектор па успехах мичуринской биоло­ гии, опирающейся на великое учение Ленина — Сталина. Матросы и старшины прослушали лек­ цию с большим вниманием. Капитгн Г. ЕГОРСЗ. Комсомол и Советские Во ор уже нные Силы Созданный и воепптаппый большевист­ ской партией, Лениным и Сталиным, ком­ сомол прошел славпый путь трудов и под­ вигов. Верным служением Советской Роди­ не, большевистской партии ^комсомол за­ воевал всенародное прпзнаппе и уважение. Оп всегда «смело пес вперед велпкое зна­ мя Ленина, успешно собирая вокруг него м и л л и о н ы молодых рабочих и крестьян, миллионы молодых работниц и крестья­ нок» {И. Сталпп). С первых дней своего существования комсомол является верным помощником партии Ленина — Сталипа в строительст­ ве социалистического общества, Советского государства, могучих Вооруженных Сил нашей Родипы. Бомсомол воспитывает со­ ветскую молодежь в духе беспредельной преданности советской власти, беззаветно­ го служения советскому пароду. Большую роль сыграл комсомол в годы иностранной военной иптервепции и граж­ данской войны. Комсомольцы самоотвер­ женно сражались против иноземных за­ хватчиков и буржуазно-помещичьей бело- гвардейщины, не жалея жизни, защищали молодую Советскую республику, первое в мире социалистическое государство. В ли­ це армейских комсомольцев партия всегда имела надежных проводников большевист­ ского влияния на широкие красноармей­ ские массы. В ознаменование боевых за­ слуг комсомольцев на фронтах граждан­ ской войны Советское правительство на­ градило комсомол орденом Ерасного Знаме­ ни. Окончив победоносно войну с интервен­ тами, советская страна перешла к мирно­ му хозяйственному строительству. Под ру­ ководством большевистской партии совет­ ский народ восстановил промышленность и сельское хозяйство, провел социалисти­ ческую индустриализацию и . коллективи­ зацию, успешно выполнил грандиозные планы сталинских пятилеток. В результа­ те мудрой ленппско-сталппской политики в нашей стране победил социализм. Бомсомол активно помогал партии в со- здаппи мощной социалистической индуст­ рии, в коллективизации сельского хозяйст­ ва страпы. Бомсомол был инициатором со­ здания ударных бригад, развертывания со­ циалистического соревнования, ставшего всенародным движением. За активное уча­ стие в социалистическом строительстве ВЛЕСМ был награжден орденом Трудового Ерасного Знамеци. Большой вклад впес комсомол в дело* укрепления обороноспособности нашей страны. Бомсомол воспитывал у советских юношей и девушек любовь и преданность Советской Родине, воспитывал в пих на­ стойчивость в достижении цели и твердость характера. Еомсомольцы, молодежь составляют мо­ гучий резерв Советских Вооруженных Сил. Шефствуя над Воеппо-Морским Флотом и Военно-Воздушными Силами Советской Ар­ мии, являясь душой добровольных' обществ содействия Вооружепным Силам, комсомол пополнял ряды моряков, летчиков, танки­ стов, снайперов. С каждым годом росли и укреплялись комсомольские организации Советской Армии и Военно-Морского Фло­ та. Е 1941 году в авпации, мотомехча- стях, в Военно-Морском Флоте каждый тре­ тий воин был членом ленинско-сталипско­ го комсомола. Активное участие принимал комсомол в физической закалке советской молодежи. По его инициативе был введен физкультурный комплекс «Готов к труду и оборопе», который, начнпая с 1931 года, сдали 18 миллионов советских юношей н девушек. В годы Великой Отечественной войны комсомольцы показали образцы беззавотно- го служения Родине, преданности комму­ нистической партии и Советскому прави­ тельству, великому вождю нашего парода Иосифу Виссариоповичу Сталину. «Комму­ нисты и комсомольцы, — говорил Мар­ шал Советского Союза П. А. Булганин, — всегда были в гуще масс, па самых труд­ ных и опасных участках боя, своим лич­ ным примером опи вдохновляли советских воинов на разгром врага». Следуя указаниям товарища Сталина о подготовке резервов для фронта, комсомол Ген ер ал -л ей тен ан т С. Ш АТИЛОВ . совместно со Всевобучем подготовил сотни тысяч стрелков, пулеметчиков, миномет­ чиков, истребителей танков, десантников. В числе офицеров, подготовленных за го­ ды войны,, половину составляли члены комсомола. Вместе со всем советским народом мо­ лодежь и ее передовой отряд — комсомол героически работали в тылу, обеспечивали Советскую Армию всем необходимым для разгрома врага. Родина достойно отметила ратные и тру­ довые подвиги советской молодежи. Пз 11 тысяч советских воинов, удостоенных зва- ппя Героя Советского Союза, 7 тысяч — это молодые люди в возрасте до 30 лет, комсомольцы и воспитанники ВЛЕСМ. Дважды удостоены звания Героя Советско­ го Союза 101 человек, чИз них более 60 — воспитанники комсомола. Три с половиной миллиона воинов-комсомольцев награждены орденами и медалями Советского Союза. За беспримерные трудовые подвиги орденами и медалями награждены десятки тысяч мо­ лодых тружеников. Всеми своими успехами комсомол и со­ ветская молодежь обязаны заботам боль­ шевистской партии, которая до войны и в тяжелые годы войны уделяла много вни­ мания воспитанию и образованию подра­ стающего поколения. «Именно потому, — говорил товарищ А. А. Жданов, — что Со­ ветское государство и наша партия... вос­ питали нашу молодежь в духе бодрости, уверенности в своих силах, именно поэто­ му мы преодолели величайшие трудности в строительстве социализма и добились победы над немцами и японцами». В июне 1945 года Верховный Совет СССР за выдающиеся заслуги перед Ро­ диной в годы Отечественной войны Совет­ ского Союза против гитлеровской Герма­ нии и за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности Отечеству наградил Всесоюз­ ный Ленинский Еоммунистический Союз Молодежи высшей наградой — орденом Ленина. После победоносного завершения Вели­ кой Отечественной войны советский народ под руководством испытанной и закален­ ной в боях большевистской партии, Совет­ ского правительства и вождя советского народа товарища Сталина успешно борет­ ся за выполнение и перевыполнение пяти­ летнего плана, за торжество коммунизма в нашей стране. Вкладывая свой труд в дело дальнейше­ го укрепления Советского государства, комсомольцы всегда помнят о капиталисти­ ческом окружении, о происка* англо-аме­ риканских поджигателей войны, о необхо­ димости революционной бдительности. Еом- сомол воспитывает у советской молодежи любовь к военному делу. Еомсомольцы активно участвуют в рабо­ те ДОСАРМ’а, ДОСФЛОТ’а и ДОСАВ’а, неу­ станно готовят себя к службе под про­ славленными знаменами Советских Воору­ женных Сил. Ответственные задачи возлагаются па комсомол Армии, Авиации и Флота. Товарищ Сталин указал, что в послево­ енных условиях -советские воины при­ званы бдительно охранять мирный созида­ тельный труд советского народа, надежно обеспечивать государственные интересы Советского Союза и сделать недоступными для врагов рубежи нашей Родины. Министр Вооружеппых Сил Маршал Со­ ветского Союза П. А. Булганин требует, чтобы воины Армии, Авиации и Флота пе успокаивались на достигнутых результатах в боевой и политической учебе, а добро­ совестно и старательно, с полным напря­ жением сил учились военному делу, доби­ вались дальнейшего повышения боевой го­ товности частей и соединений, всемерпого укрепления воинской дисциплины и орга­ низованности. Еомсомольцы, как падежные помощники командиров и партийных организаций, добиваются новых и повых успехов в по­ литическом и воинском воспитании солдат, матросов, сержаптов п старшин. Верные славпым боевым традптхиям Со­ ветской Армии и Военно-Морского Флота, ] комсомольцы Вооружеппых Сил стремятся образцово выполпять свой воинский долг. Опи постоянно готовы в любых условиях и любой пеной с честью и достоипством защищать интересы нашего социалистиче­ ского Отечества. Руководствуясь постановлениями ЦБ ВКН(б) но идеологическим вопросам, ком­ сомольские организации Вооруженных Сил под руководством полпторганов развернули большую идейно-политическую работу сре­ ди молодых воинов. Эта работа направ­ ляется на дальнейшее повышение полити- | ческой сознательности комсомольцев и всех молодых воипов, па воспитаппе у них коммунистического отношения к выполне­ нию своего воипского долга. Армейские и флотские комсомольские организации развивают в молодых воинах горячее п животворное чувство советского патриотизма, учат их правильно понимать политику большевистской партии и всеми силами добиваться ее осуществления. Они воспитывают у молодежп презрение к низ­ копоклонству перед буржуазной иностран­ щиной, учат молодежь со всей силой ненавидеть империалистическую реакцию. Большое внимание уделяется политорга- нами и комсомольскими организациями по­ литическому просвещению комсомольцев и всей молодежи. Еомсомольские организации настойчиво добиваются высокой успевае­ мости членов ВЛЕСМ по политической под­ готовке, активно помогают командирам и политработникам в повышении качества политических запятой. Подавляющее боль­ шинство комсомольцев хорошо усваивает программу политподготовки. Воины-комсомольцы показывают образ­ цы совершенствования своей военной под­ готовки. Десятки тысяч членов ВЛЕСМ ста­ ли отличниками учебы, мастерами военно­ го дела. Еомсомольцы— первые кандидаты для награждения нагрудным знаком от­ личника и Похвальным листом. После вой­ ны в частях Военно-Воздушных Сил, сре­ ди летчиков и авиаспециалистов, награж­ денных ордепамп за освоение новых типов боевых самолетов, более 2 0 процентов со­ ставляют комсомольцы. В ряде комсомоль­ ских организаций подразделений и частей все члены ВЛЕСМ имеют только отличные и хорошие оценки по всем видам боевой и политической подготовки. Еомсомольцев Армии, Авиации и Флота пе успокаивают достигнутые успехи. Они сосредотачивают свое впимание на нере­ шенных задачах, добиваются изжития ря­ да недостатков, еще имеющихся в работе комсомольских организаций. Наиболее действенным средством устра­ нения имеющихся недостатков в воспита­ нии молодых воипов является дальнейшее организационно-политическое укрепление комсомольских организаций, усиление их влияния на молодежь Вооруженных Сил. В решении этой задачи огромную роль игра­ ет смелое использование испытанного большевистского средства воспитания — критики и самокритики в комсомольской работе. «Только смелая и открытая крити­ ка помогает совершенствоваться нашим людям, побуждает их итти вперед, преодо­ левать недостатки своей работы. Там, где нет критики, там укореняется затхлость и застой, там нет места движеппю вперед» (А. Жданов). Бомсомол— детище большевистской пар­ тии. Партия большевиков стояла у истоков коммунистического движения молодежи, у колыбели комсомола. Большое внимание коммунистическому воспитанию молодежи уделял Владимир Ильич Ленин. Неустанно заботится о советской молодежи товарищ Сталин. Под руководством большевистской наргни комсомол вырос и окреп, стал мно­ гомиллионной организацией передовой со­ ветской молодежи. В дин 30-летия ВЛЕСМ с новой силой заучит слова товарища Сталипа о том, что обеспечение руковод­ ства партип есть самое главное и самое важпос во всей работе комсомола. ^ Старшего матроса Захарова товарищи попросили рассказать о богатствах Казахстана, о крае, который является близким * • длп моряков подводной лодки. Такую беседу провел у географической карты Владимир Захаров. Его с удовольствием слушали катрссы. Фото К. Высоцкого. q — Кто из комсомопьцез добил ся наилучших результатов учебе? — спросили мы у оф! цера, временно исполняющего долж­ ность командира подводной лодки. — Таких у нас много. Особенно радует своими успехами радист За­ харов. Это прекрасный специалист и культурный моряк, — ответил он. Такую характеристику старший ма- | трос Владимир Захаров заслужил упорной учебой. Отличный специа­ лист, умелый воспитатель и комсо­ мольский руководитель, он во всем служит примером. За успехи в бое­ вой и политической подготовке Вла­ димир награжден значком отличного специалиста. Фото К. Высоцкого. НА ИНСПЕКТОРСКОИ_ПРОВЕРК ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Результат настойчивой учебы Инспекторской проверке политзаняшП здесь предшествовала большая подготови­ тельная работа: в первичных партийных и комсомольских организациях п{юшли }Собрания, посвящепные задачам коммуни­ стов и комсомольцев в подготовке к инспек­ торской проверке. Политработники, а также секретари пар­ тийных и комсомольских организаций про­ читали для старшин и матросов ряд лекции и докладов по биографии товарища Сталина, пятилетнему плану восстановления и раз­ вития народного хозяйства, текущим собы­ тиям. Капитан-лейтенант Михайлов прочи­ тал лекцию: «Наша цель — коммунизм». Были прочитали также-^лекции: «ЯБЛ(б) — руководящая и направляющая сила Со- ’ тетекого государства», «Великая Октябрь­ ская социалистическая революция и се историческое значение». Старшинской группой лейтенанта Полян­ ского изучалась история ВКЩб). Боль­ шинство слушателей этой группы хорошо ответило на заданные вопросы. Старшина 2 статьи Брутов рассказал о начале рево­ люционной деятельности В. П. Ленина, последовательно изложив периоды его ре­ волюционной деятельности. Комсомолец старшина 2 статьи Туров подробно рассказал о тех задачах, который поставлены товарищем Сталиным перод советскими воинами на мирный период. Старшина Туров показал хорошее знание географической карты. Старшина 2 статьи Трушев достаточно полно рассказал о решении II с’ездз РСДРП. Все трое получили отлпчпые оцен­ ки. Успех Брутова, Турова и Трушега об’яспяется тем, что они добросовестно от­ носились к иолитзапягиям, упорно изучала «Ераткий курс истории ВКП(б)», конспек­ тировали темы политзанятий, мпого чи­ тали. Совсем другое положение вещей у слу шателей этой ли* группы Соловьева, Опа­ рина, Валпна. Старшина 2 статьи Со­ ловьев пе сумел толково ответить на за- дапный ему вопрос о причинах поражение революции 1905 года. Он плохо также знает уставы Вооруженных Сил СССР. Плохие -4 ответы дали старшнпы 2 статьи Опарин и Валин. Предварительные итоги инспекторской проверки в этой части показали в целом большую актпвпость слушателей: большин­ ство старшин и матросов отвечало па по­ ставленные вопросы не по вызову, а по собственному желапию. Почти все группы продемонстрировали хорошие и отличные зпапия. Капитан 3 ранга А. НЕКРАСОВ. Заслуженная благодарность командира Группа рядового состава, где руководите­ лем политзанятий старший лейтенапт Е. Смирнов, показала па инспекторской проверке высокие зпаиия. Из 13 человек 9 получили оценки «отличпо». В числе отличников тт. Ижетяпков, Ще- петов, Почетпый, Панов и другие. Боман- \ дир корабля об’явпл благодарности матро­ сам, получившим отличные оценки на инспекторской проверке политзанятий. Лейтенант И. КОРОЛЬ. )/ - “"si

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz