На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

50 лет со дня основания Московского Художественною театра ■ с й д И Д Д С Л А В Н Ы Й Ю Б И Л Е Й Оохвэка назад раздвинулся скромный, серый ваяавес Художественного тгатра, к спеюгакяем «Царь Федор Поанповпч» А. К. Толстого начал свою творческую дея­ тельность МОЛОДОЙ КОЛЛСКТИВ, которому суждено было сыграть историческую роль в развитии русского н мирового сцениче­ ского искусства. Творчество Художественного театра с самого зачала его возникновения носило высокий общественно-воспитатсльпый ха. рактер. Театр поставил перед собой большие общественные вадачи и посвятил себя служению своему народу. Устремление молодого театра хорошо вы­ ражало его первоначальное название — «Худосвесгаеипо-Общедоступпый». Он хо­ тел отдать свое искусство широким кругам зрителей, он обращался, прежде всего, к «небогатому i&aaccy людей», сак было напасало в отчете театра за первый год его существования. Мечт» театра о массовом народном зри­ теле, делание ответить на жизненпо-важ- ные вопросы, волнующие его, — ответить убедительным, образным языком правдиво­ го реалистического искусства — опреде­ ляет собой весь полувековой творческий путь МХАТ’*. Полное свое осуществление эта мвчга смогла вайтп лишь в наше время, в оовворзкую эпоху, но творчество актеров театра всегда вдохновляли передовые де­ мократические идеалы, связанные с * жи­ вой современной жизнью. Первый период существования театра (до рюшоции 1905 г.) в особенности тес­ ло сю а н с именами Чехова и Горького. Эта о саге ли помогли театру определить с з е | ‘Общественный и художественный обляг В чеховских спектаклях театр рассказы­ вал • трагической судьбе русского интел- чала, как подлиппо современный обличи­ тельный спектакль. Театр активно накапливает в свссм твор­ честве художественные богатства прошло­ го. Он работает над лучшими произведения­ ми мировой драматургии, ставит Шекспира («Гамлет»)', Мольера («Мнимый больной»), Гольдони («Хозяйка гостиницы»), В эти же годы Станиславский создаст основы своей системы оргапнчсского вос­ питания актера, а вокруг театра органи­ зуются многочисленные школы и студии, впоследствии выросшие в самостоятельные творческие оргяпиачи. Основатели Московского Художествен­ ного (геаггра -К. С. Станиславский (1863— 1938 гг.), (справа) В. И. Немирович-Дая- ченко (1858 — 1943 гг.). И все же, несмотря на значительные ху­ дожественные достижения, коллектив теат­ ра в своей предреволюционной истории ис- „ т> об опасности пассивного отноше- j пытывает длительные периоды тревоги и 1 пкя в действительности, передавал чехов- !сомнений, тягостно переживая свой вы- скую почту о будущей «невообразимо пре- j нужданный отрыв от широких народных красной» жизни. -масс. Горьзхй был для Художественного теат- ! Великая Октябрьская) социалистическая >а учигелем жизни. Постановки его пьес Iреволюция вывела МХАТ пз состояния глу- 'ятывали коллектив, формировали его : бокого творческого кршгаса, в котором на­ зрейте. В спектакле «На дне» j годилась и вея русская 1 культура. Октябрь- год) театр загорался революционным ! революция принесла театру отпуще- зским призывом к действию, утверж- | необходимоетти своего искусства для человека, его стремление к свободе, к !народа. «Серда билось тревожно и ратост- fe. Станиславский писал в своей кни- j 310 ,гр 1 ж созшягаи огромной по важности ге «Мол жизнь в искусстве»: «Главным ;wwxim, выпавшей) на нашу долю», вспоминал Станиславский о п этом времени. Но МХАТ пе стал апеппго приспосабли­ ваться 1 к новой действителглгости. При­ стально вглядываясь в события, наменяв­ шие облик Родины, театр искал в них свое место. И оп вскоре понял, •что пе толыко «созвучие » (революции, но органическое восприштиз со в художественном творчест­ ве дает право актеру говорить со сцены с новым зрителем. На помощь театру пришла молодая со­ ветская драматургия. МХАТ больше всего нриюлекалп писатели, способные обогатить его зпаииеы сотремегшекгпи, способные воплотить новые черты характера н внут­ реннее содержание советских людей. В ра­ боте евд советокой пьесой шел процесс об­ новления мировоззрения, а следовательно, и существа искусства Художественного театра. Этапным спектаклем, но&аэашшм, что ДОХАТ умеет вьгражалъ огромное по своему богатству идейное содержание советокой эпохп, был «Бронепоезд Ы — 69» Вс. Нва- пова (1927 г.). Работа над «Страхом» Афиногенова, «Платоном- Кречетом» Кор­ ней^тса, «Любовью Ярозой» Тренева, «Землей» Втгрты приводит театр & даль­ нейшим успехам на этом пути. Одаовремегаю в родной (классической начинателем и создателем обществсипо- хадлзижческой липни в пашем театре был. А. М. Горышй». & сседанию образа своего современника д о » МХАТ’а не мог подходить с штампо- 9 Ш Ш приемами сценического ремесла. Опдолавскнй и Немирович-Данченко укрепляли молодых актеров иа путях жиз- неавой правды и искренности. Запрещая ясполвггелям «играть», они добивались тоге, чтобы па сцене были живые люди, которые чувствовали себя в спектакле так же естественно, как в жизни. Художественный театр утвердил режис­ сера, как «подлинного идеолога и организа­ тора спектакля, который раскрывает идей­ ный замысел пьесы п последовательно про­ водит его, об’единяя в единое целое все элемепгы постановки. Художественный театр построил свое искусство па том, что для всего коллекти­ ва и для каждого актера основой основ стал труд — непрерывный постоянный труд пад самвм собой, пад преодолением собствен­ ных недостатков, пад углублением своего мастерства. После революции 1905 г., в эпоху реак­ ции, Станиславский и Немирович-Данчеп- ко переживают мимолетное увлечение сим­ волистской драматургией, пытаясь найти j русской литературе театр по-новому paic- здесь шособы угочнеппя техники актер- крызает давно знакомые образы, освобож- ского творчества, расширения средств теат­ ральной выразительности. Но внутренне'' здоровое н правдивое искусство МХАТ’а не могло удовлетвориться бесплодной схемой условного театра. «Ото­ рвавшись от реализма, мы — артисты — чочувствовалп себя беспомощпыми и ли- /енпымн почвы под ногами», — писал >аннслаоский. Расширяя круг своих ре­ пертуарных искаппй, театр обращается к обширпому классическому наследству. С тех пор классическая драматургия, в особенности русская, за- • яимает главное место в репертуаре театра. В своих спектаклях театр охватыва­ ет жвдаь русского общества в ее самых разнообразных проявлениях, ставит «Бори- а Годунова» Нушкипа, . -арождает грпбоедовскую U o c k b v , воплощает психо­ логию героев Тургенева, ищет 1 яркие краекп для са­ тиры Салтыкова-Щедри­ на, раскрывает сокровищ- ный смысл «Живого трупа» Л. Н. Толстого. Пе находя в литературе тех лет близ­ ких себе авторов, театр пы­ тается создать современную трагедию на материале ро­ манов Достоевского. Гораздо больший успех в этом пла­ не имела постановка пьесы Островского сПа всякого мудреца довольпо простоты» 0 9 1 0 г.), которая ттроову- дая их от напластовании, штампа п трафа­ рета, выявляя, их подлинную социальную п человеческую сущность. Так возникли на сцене МХАТ’а инсцеии- ркмость в борьбе со стафъиж ва тшрж^евпе нового были с необычайной остротой вос­ приняты Художественным театром, внут­ ренне осоонавпгкм себя театром Горького. В снежтажлях «В людях», «Егор Булычев», «Достигаев и другие», а особенно, в о , «Врагах» МХАТ утверждал свое повое, воспитанное Горьким мщювоазрение. Руководители МХАТ’а К. С. Станислав­ ский и Вл. П. Немироглгч-Далчеико, Ф'ф- j мулпруя свое понимание современного но - 1 кусстша Художественного театра, говорили ; о нем, как об искусстве, основанном па : I полном е л кш ш «трех нразд» ~ тдеГлэй, | психологической л театральной, — в своем ; синтезе дающих бо>льпгугю правду социа.ти - 1 сткческого JsnrybcTBa. IIемпрович-Данченко писал в 1938 го­ ду: «МХАТ всегда нрпзпавзл только искус­ ство, насыщенное большими мы л я ми, — теперь о:г наполняет свои ностановш круп­ ными социалшьшт политичсаклми идеями. Он хочет, чтоии они передавались зрителю через совершенную художсствеппую форму, давая зрителю пс'посредстветшгую и свет­ лую радость. Оп хочет сохранить человеч­ ность свопх спектаклей, лишив ее всех следов дешевой сладкой чувствительности, — он хочет подлинного социалистического гумаиисмл, наполненного любовью к тру­ ду, Родине п человечеству и ненавистью к его врагам». В советскую эпоху обновилось не толь­ ко содержание искусства Художественного театра, обновился п его творческий y ew .. К. С. Сталиславскгий и Вл. И. Неогнроюич- Данчепжо во многом пересмотрели я уточ­ нили способы вооттатлншг актера и приемы режиссерского построения спектакля. МХАТ -о советски гады посаедоваггельяо и неуклонно боролся за высокое реалисти­ ческое искусство, одухотворенное идеями парода, строяихего коммунизм. Он реши­ тельно нроггивостоял формалистам всех •мастей, стремившихся выхолоетшъ Идей­ ную, воспитательную сущность искусства. Его спектакли яагля 1 ттго показывали « р о ­ ду всю силу искусства страстного я цело- устремле 1 Ый>го, правдивого я человечного, мужествеиного и глубоко пдейпого. В годы Велдакой Отечествсааой войны и сейчас в наши дни, особенно после истори­ ческих постановлений ЦК нашей партии по вопросам литературы л искусства, театр мнюгц работает над советской драматур­ гией. \ В программе деятельности театра первое место принадлежит советской пьесе. Даль­ нейшее развитие МХАТ’а невозможно без постоянного отражения на сцене наиболее значительных и глубоких явлений окру­ жающей действительности. В советскую эпоху в театре выросли второе п третье поколения актеров, несу­ щие сейчас на себе весь основной реперту­ ар МХАТ’а. Имена Тарасовой, Добронравова, Кедрова, Андровской, Еланской, Зуевой, Степановой, Боголюбова, Болдумапа, Гри­ бова, Ершова, Ливанова, В. Орлова, Стани- цина, Топоркова, Чебапа, Яншина по праву пользуются широким признанием нашего зрителя. Художественный театр высоко поднял знамя русской театральной культуры, он утвердил ео международное значение, ее неоспоримое превосходство над упадочным сценическим искусством современного За­ пада. Благотворноо воздействие реалисти­ ческих принципов театра, ето творческого метода н сценического стиля, его системы воспитания актера, известной под именем «системы Станиславского», огромно. Оно распространилось не только па другие теат­ ральные коллективы и па театральные учебные заведения нашей страны, но п за пределы Советского Союза, особенно в странах братских славянских пародов, а также среди передовых те<ттральных дея­ телей всего земного шара. За 50 лет своей деятельности МХАТ воспитал многих вы­ дающихся актеров, вызвал к творческой жизни целый ряд крупных советских теат- Сцена sp четвертого действия пьесы В. Ф. Члрскоза «Победители». В штабе фронта. МЕНЯ ВОСПИТАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ньесы возрождались к сцешгческой жизни Чехова. Особое место в творчестве МХАТ’а зани­ мает драматургия Горького. Страстная по­ литическая мысль Горького, его лечгрнгн- ровкл «Воскресения» п «Анпы Карининой» Л. II. Толстого, «Мертвых душ» Гоголя, ! ^ ов и завоевал всеобщую любовь и уваже- таис создавались спектакли Островского, нне н'чшего народа* Партия и правительство высоко оценили деятельность Художественного театра. Это нашло свое отражение в присвоении МХАТ’у имени великого пролетарского писателя М. Горького, в паграждетгпи театра и мно­ гих его работников ордена­ ми Советского Союза. За последпие годы пять спек­ таклей МХАТ’а были удо­ стоены Сталинской премии. Коллектив театра глубоко благодарен своему прави­ тельству ir своему пароду за внимание и заботу о театре. Мыслп и ощущения всех работников МХАТ’а выразил его генпальпый руководи­ тель К. С. Станиславский, сказавший в 1937 г.: «Как отрадно работать для своего парода в тесном с ним общении! Это — результат воспитания, котороо дала нам ком­ мунистическая партия во главе с дорогим и любимым Иосифом Виссарионовичем». Играный артист РСФСР М. И. ПРУДКИН. Здание «МХАТ*а. Фото Г. ПЬпокоаа. (Фотохроника ТАСС). В предпраздничные для паше го театра дни я рада передать военным морякам Се­ верного флота привс? и пожелать новых ус­ пехов в боевой учебе. O 'Tw : r t f 0 артисты любят свой Военно- Морской? Флот и с большой радостью пока­ зывают моряков в пьесах, поставленных МХАТ’ом, — в «Кремлевских курантах», в «Офицере флота» л других. Мой путь в театре начался тогда, когда я восемнадцатилетпен дсоушкой была принята в группу Московского Художест­ венного театра. Мне приходилось участво­ вать и в массозых так называемых народ­ ных сценах, быть «душой перодившейся» в матерлинковской «Синей нтпце», исиолпять безмолвные роли различных девушек, гос­ тей на балу, боярышень. Первой моей маленькой ролью, в кото­ рой я •пгоняяосияз две фразы, была роль боярыигшт в пьесе «Царь Федор Иоан­ нович» А. К. Толстого. Я страшнэ волно­ валась, старалась быть как молено больше .•ооредоточеотой. Все нрошло (вполне бла­ гополучно. В группу' Худож:стзеппого театра па положение актрисы я была принята позд­ нее — в 1923 году, когда в театр влился почти весь состав II студпи МХАТ’а. В сту­ дит, -как говорят, я с успехом сыграла роль девушки-подростка в пьесе «Зеленое коль­ цо». В Художественном театре с самых пер­ вых шагов моей сценической деятельности мпе выпало счастье работать под непо­ средственным руководством одпого из соз­ дателей МХАТ’а Константина Сергеевича Станиславского п пграть в окружении та­ ких выдающихся мастеров, как И. М. Мо- ег.зип, В. Н. Качалов, Л. М. Леюпидов, В. В. Лужский, 0. Л. Княппе>р-Чехова, М. П. Лилипа. Вместе с К. С. Станиславским я готови­ ла большие л ответственные ролп — Анн в пьесе «Вншпевый сад», Ирины—з «Трех сестрах», Саша — в «Иванове», Сопи — в «Дяде Ванс» А. Чехова, Грушеныш — в инсценировке романа М. Достоевского <оБратьн Карамазовы». Никогда пе забыть мпе заветов моего великого учителя, осве- тивпгих сеопм учением всю мою артисти­ ческую жизнь. Особенно запомнилпсь мне творческие встречи с Константином Сергеевичем во время работы пад образом Саши в пьесе * «Планов». Очень требовательный и взы­ скательный художник, Станиславский до­ бивался от каждого актера предельной правдивости п искренности переживаний, глубокого и полного раскрытия образа на репетиции. Оп требовал от меня чего-то такого, что я, тогда еще совсем молодая актриса, ие могла улсаить м передать в работе над этой ролью. Десятки раз Ста­ ниславский повторял со мной маленькую сцену, но у меня не получалось то, чего хо^ел режиссер. Я была в отчаянии п расплакалась. Обычно очень мягкий п добрый, обаятельный л простой в обраще­ нии со всеми, Константии Сергеевич не выносил женских слез. Оп раздражался еще больше п сурово начииал разговари­ вать с актрисой. Я терялась еще больше, а Станиславский неумолимо добивался сво­ его, поправлял меня, требуя простоты и естественности поведепня. Эту .роль я все же сыграла, ио не счптала ее своей ак­ терской удачей. Прошло несколько лет. К 20-й годов­ щине Великой Октябрьской социалистиче- За лолвека своей творческой деятельности МХАТ завоевал любось всего советского народа, стал его горг,остью и славой. МХАТ награжден ордерами Ленина и Трудового Красного Знамени. По просьбо редакции одна из ведущих актрис театра народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии Алла Константиновна Тарасова написала для ссзсроморцев статью о своей работе в театре. Ниже мы публикузм эту статью. веселое, а актриса должпа была соответ­ ственно реагировать и «высказывать» своп переживапил только мимикой, глазами. Станиславский го­ ворил в таких случа­ ях: близок мир переживаний советской жен­ щины, провожающей своего мужа Пекле- ьацова па защиту молодой Советской рес­ публики. П, видимо, я смогла передать большую искренность и предельную про­ стоту, присущие Маше. Мне казалось, что .з те моменты я не играю па сцепе, а жн- ьу в образе этой рядовой советской жен­ щины. Помогало и взаимное творческое общение с нартнером: роль большевика Пскле»запова играл замечательпый артист Николай Хмелев. Константин Сергеевич, просмотрев репе­ тицию. остался очень доволен нашей игрой и, отозвав меня в сторону, сказал: — Теперь вы понимаете, что я от вас требовал, когда работал над ролью Саши? И я только в этот момент поняла, что наш велпкий учитель сцсиы требовал от меня абсолютной простоты, естественности, правдивости. Я же, по молодости и актер­ ской пеонытности, старалась играть, из­ лишне «нажимая» в передаче пережива­ ний и чувств Саши. Невольио получался наигрыш, правда жизни подменялась фальшью. Вот ночему Станиславского, всегда боровшегося за великую простоту в искусстве, так раздражало, что я не могла воплотить в образе Саши, заложенной в лем правды, показать всю красоту п обая­ ние этой русской девушки. С огромной радостью и благодарностью артисты Художественного театра слушали индивидуальные беседы Константина Сер­ геевича, которые оп проводил с нами. Бы­ вало, после репетиции он говорил актеру: — Задержитесь, пожалуйста, да не­ сколько минут. И в его кабинете начиналась беседа. Станиславский рассказывал, как ту или инугю роль играли его побимые артисты Ма- н^РУ4^ еи ответственные роли. И в на- — Что может быть выразительнее у ак­ тера, чем его глаза? Зритель должен их видеть, понимать сокровенные мысли соз­ даваемого образа. Ведь глаза излучают огромное человеческое тепло... Пришлось мне много поработать и со сподвижпиком Станиславского, вместе с ним организовавшим Художественный те­ атр — с В. И. Немировичем-Данченко. Творческие встречи с ним произошли у меня поздпее, в тридцатых годах, когда я уже играла в театре много ролей. Под руководством Немировича-Данчен­ ко я работала пад созданием образов Татьяны Луговой в пьесе «Враги» М. Горького, Маши — в «Трех сестрах» А. Чехова, Юлии Тутнной — в «Последней жертве» А. Островского. Владимир Ивано­ вич как-то особенно бережно н чутко отци- сился к актеру нз репетиции, обращал его внимание на мелочи, которые часто да*п- ли ключ к решению большой актер:«с.ш задачи. Он умел так показывать артисту тот пли иной образ, пад которым п ш ра­ бота, что все шчппали ощущать как бы физическую оболочку конкретного челоь*- ка. Его показы были изумительны. Оп мог играть н роль девушки, и старика, и влюблеппого юноши. Мы поражались его артистическим талантом. Оп создавал са­ мую удобную обстановку для творческого ощущения актерз, звал его к высокой правде чувств, к созданию образов, напол­ ненных большим психологическим содер­ жанием и дыханием пашей ссветской дей­ ствительности. Наряду с огромной требовательностью Пемирович-Дапчепко во-время умел похва­ лить актера за интересную .творческую на­ ходку. Оп умел выделить в массе и обра­ тить виимаппе па молодого актера, рабо­ тать с ним бережпо, воспитывая в нем все то драгоценное, что в течение долгих лет было накоплено Художественным театром. Страстпый новатор п экспериментатор, оп знал артистов театра к все новым и новым поискам, утверждая принцип театра му­ жественной простоты, искусства, социали­ стического реализма. Я счастлива, что мпе пришлось работать с нашпми великими создателями Художе­ ственного театра — К. С. Станиславопм и В. П. Пемирсвичем-Данчепко, организо­ вавшими театр, который заслужил такую любовь советского парода. В свое время пашп -учителя смело выдвигали молодежь, рия Ермолова, Глпкерия Федотова. Расска­ зы сопровождались показами и такими об’яспениями, что даже и не видев актри­ су в описываемой им роли, можно было представить себе ее с необычайной ярко­ стью н живостью. После этих рассказов Константин Сергеевич начинал занятия актерским мастерством. Он пе уставал го­ ворить нам: — Будьте впиматеаыш па сцене, нахо­ дитесь в непрерывном общепии со своим партнером, слушайте его, учитесь тому, стоящее время у нас выросло уже третье актерское поколение Художественного теа­ тра, бережно направляемое нашим худо­ жественным руководителем — учеником К. С. Станиславского Народным артистом СССР М. П. Кедровым, передающим моло­ дежп весь опыт создателей МХАТ’д. Личпо я мечтаю создать на сцене своего родного театра образ советской женщины, моей современппцы, матери и строительни- Н. П. Литовцевой я готовила маленькую эпизодическую роль Маши в пьесе Вс. Пва- пова «Бронепоезд Ы — 69». Однажды на репетицию првтпел Константин Сергеевич. Я играла с большим волнением, мне был ! чтобы он бео слов воспринимал ваши мыс- <Ды коммунистического общества. Драматур­ ги. ги в большом долгу перед нашим театром. Мы, артисты, воспитанные на заветах ма­ стеров Художествсппого театра, хотели бы создавать спектакли, достойные нашего великого парода, достойные сталинской эпохи, в которую пам выпало счастье Замечательные урогл Копстаптипа Сер- скои революции вместе с режиссером i геевича на всю жизпь запали мпо в душу. Инигда он нроводпл занятия по актерской выразительности. Оп заставлял молчать, пе говорить пи слова, а все иереживанял передавать мимикой, глазами. Оп начинал рассказывать, что-ниоудь печальное, потом жить п творить.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz