На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
50 лет со дня основания Московского Художественною театра ■ с й д И Д Д С Л А В Н Ы Й Ю Б И Л Е Й Оохвэка назад раздвинулся скромный, серый ваяавес Художественного тгатра, к спеюгакяем «Царь Федор Поанповпч» А. К. Толстого начал свою творческую дея тельность МОЛОДОЙ КОЛЛСКТИВ, которому суждено было сыграть историческую роль в развитии русского н мирового сцениче ского искусства. Творчество Художественного театра с самого зачала его возникновения носило высокий общественно-воспитатсльпый ха. рактер. Театр поставил перед собой большие общественные вадачи и посвятил себя служению своему народу. Устремление молодого театра хорошо вы ражало его первоначальное название — «Худосвесгаеипо-Общедоступпый». Он хо тел отдать свое искусство широким кругам зрителей, он обращался, прежде всего, к «небогатому i&aaccy людей», сак было напасало в отчете театра за первый год его существования. Мечт» театра о массовом народном зри теле, делание ответить на жизненпо-важ- ные вопросы, волнующие его, — ответить убедительным, образным языком правдиво го реалистического искусства — опреде ляет собой весь полувековой творческий путь МХАТ’*. Полное свое осуществление эта мвчга смогла вайтп лишь в наше время, в оовворзкую эпоху, но творчество актеров театра всегда вдохновляли передовые де мократические идеалы, связанные с * жи вой современной жизнью. Первый период существования театра (до рюшоции 1905 г.) в особенности тес ло сю а н с именами Чехова и Горького. Эта о саге ли помогли театру определить с з е | ‘Общественный и художественный обляг В чеховских спектаклях театр рассказы вал • трагической судьбе русского интел- чала, как подлиппо современный обличи тельный спектакль. Театр активно накапливает в свссм твор честве художественные богатства прошло го. Он работает над лучшими произведения ми мировой драматургии, ставит Шекспира («Гамлет»)', Мольера («Мнимый больной»), Гольдони («Хозяйка гостиницы»), В эти же годы Станиславский создаст основы своей системы оргапнчсского вос питания актера, а вокруг театра органи зуются многочисленные школы и студии, впоследствии выросшие в самостоятельные творческие оргяпиачи. Основатели Московского Художествен ного (геаггра -К. С. Станиславский (1863— 1938 гг.), (справа) В. И. Немирович-Дая- ченко (1858 — 1943 гг.). И все же, несмотря на значительные ху дожественные достижения, коллектив теат ра в своей предреволюционной истории ис- „ т> об опасности пассивного отноше- j пытывает длительные периоды тревоги и 1 пкя в действительности, передавал чехов- !сомнений, тягостно переживая свой вы- скую почту о будущей «невообразимо пре- j нужданный отрыв от широких народных красной» жизни. -масс. Горьзхй был для Художественного теат- ! Великая Октябрьская) социалистическая >а учигелем жизни. Постановки его пьес Iреволюция вывела МХАТ пз состояния глу- 'ятывали коллектив, формировали его : бокого творческого кршгаса, в котором на зрейте. В спектакле «На дне» j годилась и вея русская 1 культура. Октябрь- год) театр загорался революционным ! революция принесла театру отпуще- зским призывом к действию, утверж- | необходимоетти своего искусства для человека, его стремление к свободе, к !народа. «Серда билось тревожно и ратост- fe. Станиславский писал в своей кни- j 310 ,гр 1 ж созшягаи огромной по важности ге «Мол жизнь в искусстве»: «Главным ;wwxim, выпавшей) на нашу долю», вспоминал Станиславский о п этом времени. Но МХАТ пе стал апеппго приспосабли ваться 1 к новой действителглгости. При стально вглядываясь в события, наменяв шие облик Родины, театр искал в них свое место. И оп вскоре понял, •что пе толыко «созвучие » (революции, но органическое восприштиз со в художественном творчест ве дает право актеру говорить со сцены с новым зрителем. На помощь театру пришла молодая со ветская драматургия. МХАТ больше всего нриюлекалп писатели, способные обогатить его зпаииеы сотремегшекгпи, способные воплотить новые черты характера н внут реннее содержание советских людей. В ра боте евд советокой пьесой шел процесс об новления мировоззрения, а следовательно, и существа искусства Художественного театра. Этапным спектаклем, но&аэашшм, что ДОХАТ умеет вьгражалъ огромное по своему богатству идейное содержание советокой эпохп, был «Бронепоезд Ы — 69» Вс. Нва- пова (1927 г.). Работа над «Страхом» Афиногенова, «Платоном- Кречетом» Кор ней^тса, «Любовью Ярозой» Тренева, «Землей» Втгрты приводит театр & даль нейшим успехам на этом пути. Одаовремегаю в родной (классической начинателем и создателем обществсипо- хадлзижческой липни в пашем театре был. А. М. Горышй». & сседанию образа своего современника д о » МХАТ’а не мог подходить с штампо- 9 Ш Ш приемами сценического ремесла. Опдолавскнй и Немирович-Данченко укрепляли молодых актеров иа путях жиз- неавой правды и искренности. Запрещая ясполвггелям «играть», они добивались тоге, чтобы па сцене были живые люди, которые чувствовали себя в спектакле так же естественно, как в жизни. Художественный театр утвердил режис сера, как «подлинного идеолога и организа тора спектакля, который раскрывает идей ный замысел пьесы п последовательно про водит его, об’единяя в единое целое все элемепгы постановки. Художественный театр построил свое искусство па том, что для всего коллекти ва и для каждого актера основой основ стал труд — непрерывный постоянный труд пад самвм собой, пад преодолением собствен ных недостатков, пад углублением своего мастерства. После революции 1905 г., в эпоху реак ции, Станиславский и Немирович-Данчеп- ко переживают мимолетное увлечение сим волистской драматургией, пытаясь найти j русской литературе театр по-новому paic- здесь шособы угочнеппя техники актер- крызает давно знакомые образы, освобож- ского творчества, расширения средств теат ральной выразительности. Но внутренне'' здоровое н правдивое искусство МХАТ’а не могло удовлетвориться бесплодной схемой условного театра. «Ото рвавшись от реализма, мы — артисты — чочувствовалп себя беспомощпыми и ли- /енпымн почвы под ногами», — писал >аннслаоский. Расширяя круг своих ре пертуарных искаппй, театр обращается к обширпому классическому наследству. С тех пор классическая драматургия, в особенности русская, за- • яимает главное место в репертуаре театра. В своих спектаклях театр охватыва ет жвдаь русского общества в ее самых разнообразных проявлениях, ставит «Бори- а Годунова» Нушкипа, . -арождает грпбоедовскую U o c k b v , воплощает психо логию героев Тургенева, ищет 1 яркие краекп для са тиры Салтыкова-Щедри на, раскрывает сокровищ- ный смысл «Живого трупа» Л. Н. Толстого. Пе находя в литературе тех лет близ ких себе авторов, театр пы тается создать современную трагедию на материале ро манов Достоевского. Гораздо больший успех в этом пла не имела постановка пьесы Островского сПа всякого мудреца довольпо простоты» 0 9 1 0 г.), которая ттроову- дая их от напластовании, штампа п трафа рета, выявляя, их подлинную социальную п человеческую сущность. Так возникли на сцене МХАТ’а инсцеии- ркмость в борьбе со стафъиж ва тшрж^евпе нового были с необычайной остротой вос приняты Художественным театром, внут ренне осоонавпгкм себя театром Горького. В снежтажлях «В людях», «Егор Булычев», «Достигаев и другие», а особенно, в о , «Врагах» МХАТ утверждал свое повое, воспитанное Горьким мщювоазрение. Руководители МХАТ’а К. С. Станислав ский и Вл. П. Немироглгч-Далчеико, Ф'ф- j мулпруя свое понимание современного но - 1 кусстша Художественного театра, говорили ; о нем, как об искусстве, основанном па : I полном е л кш ш «трех нразд» ~ тдеГлэй, | психологической л театральной, — в своем ; синтезе дающих бо>льпгугю правду социа.ти - 1 сткческого JsnrybcTBa. IIемпрович-Данченко писал в 1938 го ду: «МХАТ всегда нрпзпавзл только искус ство, насыщенное большими мы л я ми, — теперь о:г наполняет свои ностановш круп ными социалшьшт политичсаклми идеями. Он хочет, чтоии они передавались зрителю через совершенную художсствеппую форму, давая зрителю пс'посредстветшгую и свет лую радость. Оп хочет сохранить человеч ность свопх спектаклей, лишив ее всех следов дешевой сладкой чувствительности, — он хочет подлинного социалистического гумаиисмл, наполненного любовью к тру ду, Родине п человечеству и ненавистью к его врагам». В советскую эпоху обновилось не толь ко содержание искусства Художественного театра, обновился п его творческий y ew .. К. С. Сталиславскгий и Вл. И. Неогнроюич- Данчепжо во многом пересмотрели я уточ нили способы вооттатлншг актера и приемы режиссерского построения спектакля. МХАТ -о советски гады посаедоваггельяо и неуклонно боролся за высокое реалисти ческое искусство, одухотворенное идеями парода, строяихего коммунизм. Он реши тельно нроггивостоял формалистам всех •мастей, стремившихся выхолоетшъ Идей ную, воспитательную сущность искусства. Его спектакли яагля 1 ттго показывали « р о ду всю силу искусства страстного я цело- устремле 1 Ый>го, правдивого я человечного, мужествеиного и глубоко пдейпого. В годы Велдакой Отечествсааой войны и сейчас в наши дни, особенно после истори ческих постановлений ЦК нашей партии по вопросам литературы л искусства, театр мнюгц работает над советской драматур гией. \ В программе деятельности театра первое место принадлежит советской пьесе. Даль нейшее развитие МХАТ’а невозможно без постоянного отражения на сцене наиболее значительных и глубоких явлений окру жающей действительности. В советскую эпоху в театре выросли второе п третье поколения актеров, несу щие сейчас на себе весь основной реперту ар МХАТ’а. Имена Тарасовой, Добронравова, Кедрова, Андровской, Еланской, Зуевой, Степановой, Боголюбова, Болдумапа, Гри бова, Ершова, Ливанова, В. Орлова, Стани- цина, Топоркова, Чебапа, Яншина по праву пользуются широким признанием нашего зрителя. Художественный театр высоко поднял знамя русской театральной культуры, он утвердил ео международное значение, ее неоспоримое превосходство над упадочным сценическим искусством современного За пада. Благотворноо воздействие реалисти ческих принципов театра, ето творческого метода н сценического стиля, его системы воспитания актера, известной под именем «системы Станиславского», огромно. Оно распространилось не только па другие теат ральные коллективы и па театральные учебные заведения нашей страны, но п за пределы Советского Союза, особенно в странах братских славянских пародов, а также среди передовых те<ттральных дея телей всего земного шара. За 50 лет своей деятельности МХАТ воспитал многих вы дающихся актеров, вызвал к творческой жизни целый ряд крупных советских теат- Сцена sp четвертого действия пьесы В. Ф. Члрскоза «Победители». В штабе фронта. МЕНЯ ВОСПИТАЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ньесы возрождались к сцешгческой жизни Чехова. Особое место в творчестве МХАТ’а зани мает драматургия Горького. Страстная по литическая мысль Горького, его лечгрнгн- ровкл «Воскресения» п «Анпы Карининой» Л. II. Толстого, «Мертвых душ» Гоголя, ! ^ ов и завоевал всеобщую любовь и уваже- таис создавались спектакли Островского, нне н'чшего народа* Партия и правительство высоко оценили деятельность Художественного театра. Это нашло свое отражение в присвоении МХАТ’у имени великого пролетарского писателя М. Горького, в паграждетгпи театра и мно гих его работников ордена ми Советского Союза. За последпие годы пять спек таклей МХАТ’а были удо стоены Сталинской премии. Коллектив театра глубоко благодарен своему прави тельству ir своему пароду за внимание и заботу о театре. Мыслп и ощущения всех работников МХАТ’а выразил его генпальпый руководи тель К. С. Станиславский, сказавший в 1937 г.: «Как отрадно работать для своего парода в тесном с ним общении! Это — результат воспитания, котороо дала нам ком мунистическая партия во главе с дорогим и любимым Иосифом Виссарионовичем». Играный артист РСФСР М. И. ПРУДКИН. Здание «МХАТ*а. Фото Г. ПЬпокоаа. (Фотохроника ТАСС). В предпраздничные для паше го театра дни я рада передать военным морякам Се верного флота привс? и пожелать новых ус пехов в боевой учебе. O 'Tw : r t f 0 артисты любят свой Военно- Морской? Флот и с большой радостью пока зывают моряков в пьесах, поставленных МХАТ’ом, — в «Кремлевских курантах», в «Офицере флота» л других. Мой путь в театре начался тогда, когда я восемнадцатилетпен дсоушкой была принята в группу Московского Художест венного театра. Мне приходилось участво вать и в массозых так называемых народ ных сценах, быть «душой перодившейся» в матерлинковской «Синей нтпце», исиолпять безмолвные роли различных девушек, гос тей на балу, боярышень. Первой моей маленькой ролью, в кото рой я •пгоняяосияз две фразы, была роль боярыигшт в пьесе «Царь Федор Иоан нович» А. К. Толстого. Я страшнэ волно валась, старалась быть как молено больше .•ооредоточеотой. Все нрошло (вполне бла гополучно. В группу' Худож:стзеппого театра па положение актрисы я была принята позд нее — в 1923 году, когда в театр влился почти весь состав II студпи МХАТ’а. В сту дит, -как говорят, я с успехом сыграла роль девушки-подростка в пьесе «Зеленое коль цо». В Художественном театре с самых пер вых шагов моей сценической деятельности мпе выпало счастье работать под непо средственным руководством одпого из соз дателей МХАТ’а Константина Сергеевича Станиславского п пграть в окружении та ких выдающихся мастеров, как И. М. Мо- ег.зип, В. Н. Качалов, Л. М. Леюпидов, В. В. Лужский, 0. Л. Княппе>р-Чехова, М. П. Лилипа. Вместе с К. С. Станиславским я готови ла большие л ответственные ролп — Анн в пьесе «Вншпевый сад», Ирины—з «Трех сестрах», Саша — в «Иванове», Сопи — в «Дяде Ванс» А. Чехова, Грушеныш — в инсценировке романа М. Достоевского <оБратьн Карамазовы». Никогда пе забыть мпе заветов моего великого учителя, осве- тивпгих сеопм учением всю мою артисти ческую жизнь. Особенно запомнилпсь мне творческие встречи с Константином Сергеевичем во время работы пад образом Саши в пьесе * «Планов». Очень требовательный и взы скательный художник, Станиславский до бивался от каждого актера предельной правдивости п искренности переживаний, глубокого и полного раскрытия образа на репетиции. Оп требовал от меня чего-то такого, что я, тогда еще совсем молодая актриса, ие могла улсаить м передать в работе над этой ролью. Десятки раз Ста ниславский повторял со мной маленькую сцену, но у меня не получалось то, чего хо^ел режиссер. Я была в отчаянии п расплакалась. Обычно очень мягкий п добрый, обаятельный л простой в обраще нии со всеми, Константии Сергеевич не выносил женских слез. Оп раздражался еще больше п сурово начииал разговари вать с актрисой. Я терялась еще больше, а Станиславский неумолимо добивался сво его, поправлял меня, требуя простоты и естественности поведепня. Эту .роль я все же сыграла, ио не счптала ее своей ак терской удачей. Прошло несколько лет. К 20-й годов щине Великой Октябрьской социалистиче- За лолвека своей творческой деятельности МХАТ завоевал любось всего советского народа, стал его горг,остью и славой. МХАТ награжден ордерами Ленина и Трудового Красного Знамени. По просьбо редакции одна из ведущих актрис театра народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии Алла Константиновна Тарасова написала для ссзсроморцев статью о своей работе в театре. Ниже мы публикузм эту статью. веселое, а актриса должпа была соответ ственно реагировать и «высказывать» своп переживапил только мимикой, глазами. Станиславский го ворил в таких случа ях: близок мир переживаний советской жен щины, провожающей своего мужа Пекле- ьацова па защиту молодой Советской рес публики. П, видимо, я смогла передать большую искренность и предельную про стоту, присущие Маше. Мне казалось, что .з те моменты я не играю па сцепе, а жн- ьу в образе этой рядовой советской жен щины. Помогало и взаимное творческое общение с нартнером: роль большевика Пскле»запова играл замечательпый артист Николай Хмелев. Константин Сергеевич, просмотрев репе тицию. остался очень доволен нашей игрой и, отозвав меня в сторону, сказал: — Теперь вы понимаете, что я от вас требовал, когда работал над ролью Саши? И я только в этот момент поняла, что наш велпкий учитель сцсиы требовал от меня абсолютной простоты, естественности, правдивости. Я же, по молодости и актер ской пеонытности, старалась играть, из лишне «нажимая» в передаче пережива ний и чувств Саши. Невольио получался наигрыш, правда жизни подменялась фальшью. Вот ночему Станиславского, всегда боровшегося за великую простоту в искусстве, так раздражало, что я не могла воплотить в образе Саши, заложенной в лем правды, показать всю красоту п обая ние этой русской девушки. С огромной радостью и благодарностью артисты Художественного театра слушали индивидуальные беседы Константина Сер геевича, которые оп проводил с нами. Бы вало, после репетиции он говорил актеру: — Задержитесь, пожалуйста, да не сколько минут. И в его кабинете начиналась беседа. Станиславский рассказывал, как ту или инугю роль играли его побимые артисты Ма- н^РУ4^ еи ответственные роли. И в на- — Что может быть выразительнее у ак тера, чем его глаза? Зритель должен их видеть, понимать сокровенные мысли соз даваемого образа. Ведь глаза излучают огромное человеческое тепло... Пришлось мне много поработать и со сподвижпиком Станиславского, вместе с ним организовавшим Художественный те атр — с В. И. Немировичем-Данченко. Творческие встречи с ним произошли у меня поздпее, в тридцатых годах, когда я уже играла в театре много ролей. Под руководством Немировича-Данчен ко я работала пад созданием образов Татьяны Луговой в пьесе «Враги» М. Горького, Маши — в «Трех сестрах» А. Чехова, Юлии Тутнной — в «Последней жертве» А. Островского. Владимир Ивано вич как-то особенно бережно н чутко отци- сился к актеру нз репетиции, обращал его внимание на мелочи, которые часто да*п- ли ключ к решению большой актер:«с.ш задачи. Он умел так показывать артисту тот пли иной образ, пад которым п ш ра бота, что все шчппали ощущать как бы физическую оболочку конкретного челоь*- ка. Его показы были изумительны. Оп мог играть н роль девушки, и старика, и влюблеппого юноши. Мы поражались его артистическим талантом. Оп создавал са мую удобную обстановку для творческого ощущения актерз, звал его к высокой правде чувств, к созданию образов, напол ненных большим психологическим содер жанием и дыханием пашей ссветской дей ствительности. Наряду с огромной требовательностью Пемирович-Дапчепко во-время умел похва лить актера за интересную .творческую на ходку. Оп умел выделить в массе и обра тить виимаппе па молодого актера, рабо тать с ним бережпо, воспитывая в нем все то драгоценное, что в течение долгих лет было накоплено Художественным театром. Страстпый новатор п экспериментатор, оп знал артистов театра к все новым и новым поискам, утверждая принцип театра му жественной простоты, искусства, социали стического реализма. Я счастлива, что мпе пришлось работать с нашпми великими создателями Художе ственного театра — К. С. Станиславопм и В. П. Пемирсвичем-Данчепко, организо вавшими театр, который заслужил такую любовь советского парода. В свое время пашп -учителя смело выдвигали молодежь, рия Ермолова, Глпкерия Федотова. Расска зы сопровождались показами и такими об’яспениями, что даже и не видев актри су в описываемой им роли, можно было представить себе ее с необычайной ярко стью н живостью. После этих рассказов Константин Сергеевич начинал занятия актерским мастерством. Он пе уставал го ворить нам: — Будьте впиматеаыш па сцене, нахо дитесь в непрерывном общепии со своим партнером, слушайте его, учитесь тому, стоящее время у нас выросло уже третье актерское поколение Художественного теа тра, бережно направляемое нашим худо жественным руководителем — учеником К. С. Станиславского Народным артистом СССР М. П. Кедровым, передающим моло дежп весь опыт создателей МХАТ’д. Личпо я мечтаю создать на сцене своего родного театра образ советской женщины, моей современппцы, матери и строительни- Н. П. Литовцевой я готовила маленькую эпизодическую роль Маши в пьесе Вс. Пва- пова «Бронепоезд Ы — 69». Однажды на репетицию првтпел Константин Сергеевич. Я играла с большим волнением, мне был ! чтобы он бео слов воспринимал ваши мыс- <Ды коммунистического общества. Драматур ги. ги в большом долгу перед нашим театром. Мы, артисты, воспитанные на заветах ма стеров Художествсппого театра, хотели бы создавать спектакли, достойные нашего великого парода, достойные сталинской эпохи, в которую пам выпало счастье Замечательные урогл Копстаптипа Сер- скои революции вместе с режиссером i геевича на всю жизпь запали мпо в душу. Инигда он нроводпл занятия по актерской выразительности. Оп заставлял молчать, пе говорить пи слова, а все иереживанял передавать мимикой, глазами. Оп начинал рассказывать, что-ниоудь печальное, потом жить п творить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz