На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
26 октября 1943 г., N: 253 (3249) I Я А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Североморцы о киноромане Молодая гвардия Служить Родине так, как краснодонцы Большим авторитетом у личного состава корабля пользуется стенная газета. Она во-время поднимает злободневные вопросы корабельной жизни. Много умения и старания приклздывает для художественного оформления стенгазеты старшина 1 статьи Владимир Козлов. НА СНИМКЕ (слева направо): члены редколлегии матрос С. Иванов, старшина 2 статьи И. Русинович и редактор газеты В. Козлов за выпуском очередного номе ра стенной газеты. Фото Н. Высоцкого. В эти дни в нашей комсомольской организации > Царит оживление в комсомольской организации, где секретарем старшипа 2 статьи Павел Логинов. Встречая 30-летие ленинско-сталинского комсомола, бюро про ездит большую практическую работу. Серь езная работа ироделаиа комсомольцами но обеспечению боевой п политической подго товки. С их помощью командиру боевой ча сти ие один раз приходилось устранять еерьвзЕые недостатки, добиваться точного БьптолЕения поставленных перед боевой частью задач. У большинства комсомольцев, т аю т , как Логанов, Розов, Модпн, Новосе лов к других, хранятся фотографии, где они сняты у развернутого флага соединения. Сплоченный комсомольский коллектив друявно борется и за отличную дисциплину. Посредством собеседований и наглядной апитадм постоянно пропа ганэдхуется зна чение воинской дисциплины. Агитаторы члены бюро старшины 1 статьи Барышни ков, Легавое, старший матрос Ягнов пробе ги с сдиодескью беседы на темы: «Какие гребоювдм пред’являет тоадишц Сталии к аэЙЯВХ Советской Армии и Флота», «За ры- оедую даоциплиэу», «Комсомолец — пер вый пфоввгак Е«м«шцз?ра». Были проведе ны беседы я о Дисциплинарном уставе. Кодосаюльцы не в а словах, а на деле помо гают глааддару додрааделешея укреплять ь ш ш 'л ш и п организованность на корабле. Благодаря успешяоГг работе секретаря едмнолдекой организации, членов бюро и адагда, комсомольская) организация счи тается на корабле одной из лучших. Такие клноелельцы, как Горшков, Занорощенко, Б ц р т я , Царей, Розов, яатяпотся отлични ками боевой и тж ш ч е с к о й подготовки с первого до* прихода на корабль. Для всего д а в д г е состава корабля они служат пани кером честного и добросовестного выполне ния своих служебных обязанностей. Отлячншками боевой п политической под- готоийзв являются все члены бюро. По вндщваавве старшины 1 статьи Барышни кова проводятся беседы о товарище Сталине, о пашей Родине, дополнительные занятия по изучению механизмов. Матрос ^Килешков недавно пришел на корабль. Технику, с которой он встретился, пе знал. ]*арышнншв 1 с первого же дпя стал раз’- ясцять ему работу и взаимодействие меха низмов, проводил часы с Жшеншвьгм у с.тожшх схем материальной части. А по вечерам за красным столом, у географиче ской карты он беседовал с матросом о богат ствах нашей Родины, о преимуществе социалистического строя перед капитали стическим. За короткий срок Жиленков стал одним из лучших специалистов и теперь самостоятельно несет вахту. Сам Барышни ков за свои успехи неоднократно поощрял ся. В карточке поощрений у этого комсо мольца только за последние 2 месяца запи сано |4 благодарности. Его портрет находит ся на Доске отличников корабля. Пе отстают от Барышникова и другие члены бюро. С-тадокЗ аютрос Торпшвов—дисциплини рованный комсомолец. За время пребыва ния ш иоршбле он пе имеет ей одного дисципидаафшюго проступка. В его карточн ые врышвдкй и поощрений значатся толь ко одни поощрения, за что пользуется оп уважением в авторитетам среда личного састая». Одавды комсомолец Новоселов получи воыекаяяв от старшины группы. Горшков ераау поговорил с Новоселовым и об’яевдл ему, т а этш самым проступком Новоселов опозорил всю комсомольскую ор- ютнааорю. После разп>во(ра с Горшковым Новоселов пзоояиг свою ошибку Тедарь Но воселов адош да лучших (матросов. И стар шина всегда ставит его в пример дру г а . В кубрике, где живут матросы, много лозунгов и плакатов. Здесь витрины, на которых показаны дела комсомола в годы гражданской войны, первых сталинских пятилеток, в дпи ВоЛдкой Отечественной войны. Все это — дело рук членов бюро старшего матроса Яггова и старшины 2 статьи Царева. Под их руководством проходят интерес ные беседы. В «убфпвке регулярно работает красный стол. За его работу отвечает ком сомолец матрос Пуреяков, который прилеж но относится к порученному ему делу. На красном столе—литература для повторения пройденного материала на политических занятиях, по исторпи комсомола и художе ственная литература. ;, Комсомольцы приложили все силы и старания для того, чтобы встретить ин спектора: ую проверку политзанятий толь ко хорошими и отличными знаниями. Это будет лучшим подарком к 3Осетию слав ного леншаско-сталинюкого комсомола* В. ГРИГОРЬЕВ. Их сила— в руководстве партия Этот фильм рассказывает о героической борьбе нашей партии и советского народа против самого злобного и опасного врага человечества — пемецкого фашизма. Мпе особенно запомнились кадры, когда в шахтерском городке под руководством нашей партии была организована эвакуа ция населения, оборудования, ценного иму- «•I щоства. По город не оставался пустой, для ‘ подпольной борьбы и организации иарти- ! занекпх отрядов остались коммунисты во главе с руководителям областной партийной организации тов. Процепко. К пему-то п сходятся все пути-дороги подпольной груп пы. Замечателен, правдив образ этого боль- шевика-руководителя, вдохновителя парти з а н с к о й борьбы. В трудных условиях этот преданный до копца делу Ленина—Сталина человек, самоотверженно поднимая совет ских людей на борьбу, пристально следил и руководил действиями молодежпой ор ганизации. Иначе п не может быть. Пар тия Ленина — Сталина всегда в е л а за со бой комсомол, руководила им, растила его. Сила молодогвардейцев была в том, что источником , откуда онп черпали с в о и си лы, веру в торжество своего правого дела, была подпольная партийная организация. Молодогвардейцы служат для нас приме ром, они учат нас побеждать, преодолевать любые трудности и невзгоды. Вот почему личпый состав пашего корабля, просмотрев этот волнующий фильм, преисполнен стрем ления быть такими, гак напш советские юноши-молодогвардейцы. Старший матрос Г. КУТЯВИН . БЕССМЕРТНЫ ИМЕНА МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ С большим интересом мы просмотрели первую часть кжиоромапа «Мо лодая гвардия». Героиче ская борьба молодогвар дейцев против фашист ских захватчиков войдет в историю ленинско- сталинского комсомола ярчайшей страницей. Бессмертны подвиги Оле га Кошевого и его дру зей, они вечно будут жить в наших сердцах. В учебе, во всей служ бе мы будем всегда под ражать своим храбрым товарищам из Краснодо на. И если будет нужно, не задумываясь, отдадим во имя любимой Р одины свою жизнь, отдадим так, как отдали ее родные молодогвардейцы. Е. ФИЛАТКИН. Бессмертны имена организаторов ( Моло дой гвардии» — краснодонцев Олега Коше вого, Ульяны Громовой, Любы Шевцевой, Сергея Тюленина, Ивана Земнухона п дру гих. Они стали символом нравственной кра соты, знаменем .героической борьбы совет ской молодежи во славу своего Отечества. Александр Фадеев в романе «Молодая гвардия» создал незабываемые образы мо лодых героев-подполыциков. Великая идеи- пая сила романа Фадеева состоит в том, что в пем с велпкой жизнеутверждающей силой показана роль идей коммунизма, • ярко, правдиво и убедительно выведены * образы героев наш<*й славпой молодежи. Правди вость н жизненность этих образов настоль ко велика, что вызывает неуклонное жела ние и стремление подражать им, брагь с них пример. Эта черта с повой силой показапа в пре- краспо созданном режиссером С. Герасимо вым киноромапс «Молодая гвардия». Фильм очень ярко и образно воскресил позабывае мые кзртппы героической борьбы коммуни стов и комсомольцев Краснодона с пемецко- фащистскими оккупантами. В образе Олега Кошевого мы видим деятельную, страстную натуру организатора и руководителя моло догвардейцев. Оп не мыслит свою жизнь без непримиримой, беспощадной борьбы против врагов пашего Отечества. Ие ме нее ярко в фильме показан Сергей Тюле нин, всс действия которого пронизаны вы соким советским патриотизмом, любовью к своей Отчпзпе, ненавистью к ее врагам. Когда на заседании штаба «Молодой гвар дия» Сергей Тголепин просит поручить ему убить предателя Фомина, ибо, заявляет он, «я все равпо его убью», веришь, что юноша всем своим сердцем ненавидит пре дателя и готов, ис жалея своей жизни, расправиться с ним. В кинофильме показано исключительное бесстрашие м мужество советских девушек. Ульяна Громова и Люба Шевцова — это настоящие патриотки, бесстрашные дочери своего парода, партии Ленина — Сталина. В противоположность роману А. Фадеева в кипокартипе очень правдиво показано партийное руководство комсомолом — источник, откуда черпали комсомольцы Краснодона уверенность в свои силы. Моло дые подпольщики, руководимые подполь ным партийным центром, верят в правоту своего дела, в торжество и бессмертие со ветского социалистического строя. На примере руководства «Молодой гвар дией» со стороны Проценко мы видим, как заботливо и кропотливо большевики выра щивали и воспитывали молодых подполь щиков, указывали им правильный нуть борьбы. На нашем флоте кинофильм «Молодая гвардия» встречен с оиюмным интересом особенно комсомольцами и молодежью. Его уже просмотрели широкие массы матро сов, старшин и офицеров. После просмотра этого замечательного кипорам ана на кораб лях и в частях организуются обсуждения. Новый фильм вдохновил нашу флотскую молодежь па новые у сп ей в деле боевой и политической подготовки. Он учит, как на до любить свою Родину и самоотверженно служить ей. Напитаи-лейтвнаит Н. ИВАШНЕВ. СС ,7 юди с большим сердцем п чистой совестью Кадр го кинофильма «Молодая гвардия». Очная ставка. С большим петерпенизм комсомольцы на шего корабля ждалп выхода па экран кино фильма «Молодая гварлпя». Мы постоянно следили за его созданием, держали связь с коллективом актеров этого замечательного произведения — молодыми артистами, снимавшимися в главных ролях. Мы по лучили письмо от заслуженной артистки РСФСР лауреата Сталинской премии Та мары Макаровой, которая кратко рассказа ла пам, как создавался фильм. «Нужпо было, — пишет актриса, — очень серьезно работать над созданием это го фильма п вместить столь большой мате риал умело и разумно. Всему коллективу пришлось делать все же поправки, кото рые были пред’явлепы роиану и первому варианту сценария, кое-что изменять, до бавлять». И вот этот фильм мы видим на экране. Правдиво н запоминающе он сделан, потому и пользуется всюду успехом. Перед зрите лем проходят люди с большим сердцем и чистой совестью, сильные духом. В един стве и сплоченности коллектива, в крепкой дружбе — сила краснодонской молодежи. Званием комсомольца здесь дорожит каж дый из членов организации «Молодая гвар дия». Вполне удался образ Олега Кошевого, роль которого исполняет Пвапов. Пмеппо таким и хотелось пам его видеть — сме лым, решительным, пастоящнм руководи телем большого дела. Полюбились нам все герои — и Уля Громова, и Люба Шевцова, и Сережа Тю ленин, и Валя Борц, и Ваня Земнухов и другие— лучшие пз лучших, молодые люди нашего времепи. Фильм возбуждает у нас прекрасные чув ства, развивает благо родные светлые качест ва. Молодогвардейцы ярко я честно прожили свою жизнь. Это н есть счастье. Это самое моло дое поколение, воспи танное советской вла стью. П если ш да -ни - будь вновь враги посяг нуть па пашу Родину, под руководством родной большевистской партии мы пойдем в бой, как шли молодогвардейцы, ибо герои фильма пока зывают нам путь — путь честного служения Родине. Еще раз хочется через нашу газету поблагода рить и передать наше флотское спасибо всему коллективу, создавшему этот фильм. Старший матрас Г. ВАЩЕНКО. К 50-летию МХАТ‘а ] Го злость советской культуры и искусства Пятьдесят лет тому назад в Москве, в Каретном ряду, впервые открылся занавес «Художественного Общедоступного те атра». Было поднято знамя нового театра, ставшего школой жизни, пропагандистом передовых идей своего времени. «Было решено... — пишет К. С. Ста ниславский... — что мы создаем народный театр. Программа начинающего дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры ... и против дурных условностей постановки, декорации, и про тив премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожности репертуара тогдашних теат ров»* ■Молодым актерам, собравшимся к началу репетиции, он говорил: «Не забывайте, что мы стремимся осветить темпую жизнь бедного класса, мы стремимся создать пер вый разумный, нравственный общедоступ ный театр, н этой высокой цели мы посвя щаем свою жизнь». Деятельность нового театра, — ныне лучшего драматического театра пашей Ро дины,— положила начало пебызалому рас цвету русского театра и продолжила слав- ные традиции корифеев российской сцены — Федора Волкова, М. С. Щ'чткппа, П. С. Мочалова и Садовских, —традиции, основа 7 оторых заключалась в народности и сле довании жизненной правде. 'Искусство молодого театра было новатор ским. Ни один театр мира не знал еще та кого абсолютного подчинения всех средств сцены единой идее, такого прекрасного ак терского ансамбля, такой правдивой обри совки образов, такой тонкой и сильной ре жиссуры, такого требовательного отноше ния к репертуару. Театр был восторженно принят лучшими людьми того времени п быстро завоевал симпатии революционно настроенной моло дежи и интеллигенции. Оп стал сразу крупным общественным явлением. Недаром его работа привлекала внимание В. И. Ленина, и он, рискуя попасть в лапы жан дармов, в 1900 году смотрит его спектакль в дни короткого пребывания в Москве нз нелегальном положении. «Превосходно иг рают в Художественном Общедоступном. До сих пор вспоминаю с удовольствием свое посещение в прошлом году»...— пишет по том Владимир Ильич пз далекой ссылки. Что создало успех театру? Па сцепу при шла новая драматургия, несущая мысли, волнующие современников. Пьесы Чехова и Горького, раскрывающие смело правду о русской действительности, сочетаясь с правдивой пгрой артистов, вдумчивой рабо той режиссерз и художиика, — вот чему был обязап театр своим успехом. Так родился театр, способный поведать правду о душной и пошлой жизнп, сказать о том, что она нетерпима, поднять гатос надежды на будущие перемены, голос сме лого протеста против несправедливости. Как горьковский буревестпнк, театр со сцены возвещал о приближении бури, напомппал людям о том, что «Человек — это зву чит гордо!». . . : Пьесы А. П. Чехова были особенно близ ки молодому коллективу по своему строго мыслей. Художествснннки знали твердо, что жить так дальше, как жпвет сейчас Рос сия, нельзя. А как надо жить, как изменить жизнь, сделав ее справедливой, этого тогда они не зпали, как п герои чеховских пьес. Чеховские спектакли в МХАТ’с — «Чай ка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Иванов»— были крупнейшими художест венными и общественными событиями 189в — 1904 годов. Они передавали чаяния трудовой интеллигенции, которая была полпа колебаний п сомнений в эти дни парастаиия революции. То, что театр открыл зрптелям образы Чехова-драматурга, — его огромная исто рическая заслуга. Но еще большее зна чение имеет творческая дружба театра с А. М. Горьким. Поставленные театром одпа за другой пьесы М. Горького-художника, органически связанного с народом и отра жавшем в своем творчестве освободитель ную борьбу русского пролетариата, песдп в себе отчетливо выраженный протест про тив царского режима, открытое социальное и философское разоблачение капитализма. В канун революции на сцену Художест венного театра вместо Треп.тевых, Астро вых и Тузенбахов пришел пачовозпый машиппст Нил («Мещане»). Зрители услы шали спокойные, уверенные слова небыва лого на сцене и в литературе героя-рабоче- го. Онп прозвучали, как приговор старому строю дшзшг. Октябрь 1917 г. открыл перед Художе ственным театром широчайшие перспекти вы. Отпошенпо пашей партии и советской власти к театру четко сформулировал гепп- альпый В. П. Ленин: «Если ссть театр, который мы должны пз прошлого во что бы то пи стало спасти и сохранить — это ко- нечпо МХАТ»... Один из основоположников театра В. П. Н^мирович-Дапченко говорил позже: «Если бы пе было Великой Ок тябрьской социалистической революции, то искусство Худолсествсиного театра потеря лось бы н заглохло». С первых дней прихо да к власти работах н крестьян театр на шел, наконец, зрителя, которого ждал долгас годы. В зал пришел народ, и театр сразу ощутил огромнейший интерес трудящихся к его искусству, почувствовал, что оп нужен этому новому благодарному зрителю. •Современность театра — залог его жизнеспособности п успеха. Сознавая это, Художественный театр, сплотив вокруг се бя большую группу советских драматур гов и отдавая все своп силы работе над их произведениями, отражающими револю ционную действительность, постепеппо стал подлнпной «лабораторией» современ ной советской драматургии. В двадцатые годы в МХАТ’е были впер вые поставлены ш*есы К. Тренева, Вс. Ива нова, Л; Мопова, В. Катаева. Наибольшим событием в псторип советского театра этих лет явилась постановка «Бронепоезд 11— 09» В. Нвапова, где в замечательном пс- полпеннп В. Качалова, Л. Хмелева, П. Ба талова советский зритель увидел совремс и - ; пых ему людей— вождя партизан Вершили-1 на, большевика Пеклевапова и партизана j ВаськуьОкорока— героев гражданской вой - 1 ны. Постапозка эта—новый этан в жизпи 1 театра: с тех пор советское содержание вдохновляет искусство актеров и рзжпссс - 1 ров н творческие поиски художников. «Страх» Афиногенова, «Платон Кречет» и «Фронт» А. Корнейчука, «Любовь Яровая» Тренева, «Земля» П. Вирта, «Русские лю ди» и «Дин и пота» К. Симонова, «Глубо кая разведка» и «Офицер флота» А. Крона, «Победители» Б. Чирскова — вот спек такли МХАТ’а, подымавшие наиболее вол нующие проблемы советской жизни и став шие вехами в развитии советского теат ра п драматургии. В то же время театр продолжает по-но вому работать над воплощением лучших произведений классики, стремясь добиться глубокой и современной их трактовки. «Три сестры» Чехова, «Враги» и «Егор Булычев» Горького, «Воскресепье» и «Анна Карени на» Л. Толстого, спектакли Островского, «Мертвые души» Гоголя — вот далеко пе полный перечень наиболее значительных работ театра над освоепнем классического наследия. Глубокое проникновение в за мысел писателя, яркое раскрытие характе ра эпохп глазами советского человека, изумительное мастерство в изображении об разов людей, раскрывающих их сложный внутренний мир — вот что характерно для этих работ, учпвших всех деятелей советского театра любовному отношению к богатствам русской национальной культу ры. МХАТ — академия актерского мастер о в а. Его сцена знает три поколения ар- аистов. За годы советской власти он сумел воспитать замечательную смепу актеров нового типа—страстных партийных худож ников, выступающих во всеоружии вы сокого мастерства. И пародная слава со путствует их труду. Актеры МХАТ’а необычно популярны в пашей страпс. Сотпп и тысячи наших людей, ежедневно приезжающих в столицу, стремятся попасть на спектакли МХАТ’а, чтобы увезти неза бываемые впечатления от игры его заме чательных мастеров, которых онп знают но радиопередачам, по их участию в создании лучших советских кинокартин, по большой литературе о творчестве МХАТ'а. Во всем мире нет театра, способного сравниться с МХАТ’ом по своей художест венной ценности, по своему общественно му значению. Влияние его творчества оп ределило оспоепос направление советского театра и далеко вышло за пределы страны. Творческие идеи основателей MIAT’a — К. С. Станиславского п В. И. Немировича- Дапченко— подхвачепы передовыми деяте лями театральной культуры всего мира. В основе их лежит стремление к народности, к правдивости, партийной страстности, глубине н простоте сценического искус ства. Паша партия и Советское правитель ство высоко ценят заслуги ордепа Ленина, ордена Трудового Краспого Знамени Госу дарственного Московского Академического Художественного театра СССР имени Гор:.- кого. Его славный юбилей — пуаздшш всего советского народа. Любовь советских зрителей, внимание п заботы партии и правительства обязы вают талантливый коллектив его художни ков отдать все силы творчества во имя на рода и для народа. Мы, все актеры и режис серы советских театров, будем стремиться к тем высотам социалистического реализ ма, которые достигнуты МХАТ'ом, учась па его опыте борьбы за глубоко идейное ис кусство. Художественный руководитель театра Северного флота Михаил ТРОЯНСКИЙ. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz