На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

26 октября 1943 г., N: 253 (3249) I Я А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Североморцы о киноромане Молодая гвардия Служить Родине так, как краснодонцы Большим авторитетом у личного состава корабля пользуется стенная газета. Она во-время поднимает злободневные вопросы корабельной жизни. Много умения и старания приклздывает для художественного оформления стенгазеты старшина 1 статьи Владимир Козлов. НА СНИМКЕ (слева направо): члены редколлегии матрос С. Иванов, старшина 2 статьи И. Русинович и редактор газеты В. Козлов за выпуском очередного номе­ ра стенной газеты. Фото Н. Высоцкого. В эти дни в нашей комсомольской организации > Царит оживление в комсомольской организации, где секретарем старшипа 2 статьи Павел Логинов. Встречая 30-летие ленинско-сталинского комсомола, бюро про­ ездит большую практическую работу. Серь­ езная работа ироделаиа комсомольцами но обеспечению боевой п политической подго­ товки. С их помощью командиру боевой ча­ сти ие один раз приходилось устранять еерьвзЕые недостатки, добиваться точного БьптолЕения поставленных перед боевой частью задач. У большинства комсомольцев, т аю т , как Логанов, Розов, Модпн, Новосе­ лов к других, хранятся фотографии, где они сняты у развернутого флага соединения. Сплоченный комсомольский коллектив друявно борется и за отличную дисциплину. Посредством собеседований и наглядной апитадм постоянно пропа ганэдхуется зна­ чение воинской дисциплины. Агитаторы члены бюро старшины 1 статьи Барышни­ ков, Легавое, старший матрос Ягнов пробе­ ги с сдиодескью беседы на темы: «Какие гребоювдм пред’являет тоадишц Сталии к аэЙЯВХ Советской Армии и Флота», «За ры- оедую даоциплиэу», «Комсомолец — пер­ вый пфоввгак Е«м«шцз?ра». Были проведе­ ны беседы я о Дисциплинарном уставе. Кодосаюльцы не в а словах, а на деле помо­ гают глааддару додрааделешея укреплять ь ш ш 'л ш и п организованность на корабле. Благодаря успешяоГг работе секретаря едмнолдекой организации, членов бюро и адагда, комсомольская) организация счи­ тается на корабле одной из лучших. Такие клноелельцы, как Горшков, Занорощенко, Б ц р т я , Царей, Розов, яатяпотся отлични­ ками боевой и тж ш ч е с к о й подготовки с первого до* прихода на корабль. Для всего д а в д г е состава корабля они служат пани­ кером честного и добросовестного выполне­ ния своих служебных обязанностей. Отлячншками боевой п политической под- готоийзв являются все члены бюро. По вндщваавве старшины 1 статьи Барышни­ кова проводятся беседы о товарище Сталине, о пашей Родине, дополнительные занятия по изучению механизмов. Матрос ^Килешков недавно пришел на корабль. Технику, с которой он встретился, пе знал. ]*арышнншв 1 с первого же дпя стал раз’- ясцять ему работу и взаимодействие меха­ низмов, проводил часы с Жшеншвьгм у с.тожшх схем материальной части. А по вечерам за красным столом, у географиче­ ской карты он беседовал с матросом о богат­ ствах нашей Родины, о преимуществе социалистического строя перед капитали­ стическим. За короткий срок Жиленков стал одним из лучших специалистов и теперь самостоятельно несет вахту. Сам Барышни­ ков за свои успехи неоднократно поощрял­ ся. В карточке поощрений у этого комсо­ мольца только за последние 2 месяца запи­ сано |4 благодарности. Его портрет находит­ ся на Доске отличников корабля. Пе отстают от Барышникова и другие члены бюро. С-тадокЗ аютрос Торпшвов—дисциплини­ рованный комсомолец. За время пребыва­ ния ш иоршбле он пе имеет ей одного дисципидаафшюго проступка. В его карточн­ ые врышвдкй и поощрений значатся толь­ ко одни поощрения, за что пользуется оп уважением в авторитетам среда личного састая». Одавды комсомолец Новоселов получи воыекаяяв от старшины группы. Горшков ераау поговорил с Новоселовым и об’яевдл ему, т а этш самым проступком Новоселов опозорил всю комсомольскую ор- ютнааорю. После разп>во(ра с Горшковым Новоселов пзоояиг свою ошибку Тедарь Но­ воселов адош да лучших (матросов. И стар­ шина всегда ставит его в пример дру­ г а . В кубрике, где живут матросы, много лозунгов и плакатов. Здесь витрины, на которых показаны дела комсомола в годы гражданской войны, первых сталинских пятилеток, в дпи ВоЛдкой Отечественной войны. Все это — дело рук членов бюро старшего матроса Яггова и старшины 2 статьи Царева. Под их руководством проходят интерес­ ные беседы. В «убфпвке регулярно работает красный стол. За его работу отвечает ком­ сомолец матрос Пуреяков, который прилеж­ но относится к порученному ему делу. На красном столе—литература для повторения пройденного материала на политических занятиях, по исторпи комсомола и художе­ ственная литература. ;, Комсомольцы приложили все силы и старания для того, чтобы встретить ин­ спектора: ую проверку политзанятий толь­ ко хорошими и отличными знаниями. Это будет лучшим подарком к 3Осетию слав­ ного леншаско-сталинюкого комсомола* В. ГРИГОРЬЕВ. Их сила— в руководстве партия Этот фильм рассказывает о героической борьбе нашей партии и советского народа против самого злобного и опасного врага человечества — пемецкого фашизма. Мпе особенно запомнились кадры, когда в шахтерском городке под руководством нашей партии была организована эвакуа­ ция населения, оборудования, ценного иму- «•I щоства. По город не оставался пустой, для ‘ подпольной борьбы и организации иарти- ! занекпх отрядов остались коммунисты во главе с руководителям областной партийной организации тов. Процепко. К пему-то п сходятся все пути-дороги подпольной груп­ пы. Замечателен, правдив образ этого боль- шевика-руководителя, вдохновителя парти­ з а н с к о й борьбы. В трудных условиях этот преданный до копца делу Ленина—Сталина человек, самоотверженно поднимая совет­ ских людей на борьбу, пристально следил и руководил действиями молодежпой ор­ ганизации. Иначе п не может быть. Пар­ тия Ленина — Сталина всегда в е л а за со­ бой комсомол, руководила им, растила его. Сила молодогвардейцев была в том, что источником , откуда онп черпали с в о и си­ лы, веру в торжество своего правого дела, была подпольная партийная организация. Молодогвардейцы служат для нас приме­ ром, они учат нас побеждать, преодолевать любые трудности и невзгоды. Вот почему личпый состав пашего корабля, просмотрев этот волнующий фильм, преисполнен стрем­ ления быть такими, гак напш советские юноши-молодогвардейцы. Старший матрос Г. КУТЯВИН . БЕССМЕРТНЫ ИМЕНА МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ С большим интересом мы просмотрели первую часть кжиоромапа «Мо­ лодая гвардия». Героиче­ ская борьба молодогвар­ дейцев против фашист­ ских захватчиков войдет в историю ленинско- сталинского комсомола ярчайшей страницей. Бессмертны подвиги Оле­ га Кошевого и его дру­ зей, они вечно будут жить в наших сердцах. В учебе, во всей служ­ бе мы будем всегда под­ ражать своим храбрым товарищам из Краснодо­ на. И если будет нужно, не задумываясь, отдадим во имя любимой Р одины свою жизнь, отдадим так, как отдали ее родные молодогвардейцы. Е. ФИЛАТКИН. Бессмертны имена организаторов ( Моло­ дой гвардии» — краснодонцев Олега Коше­ вого, Ульяны Громовой, Любы Шевцевой, Сергея Тюленина, Ивана Земнухона п дру­ гих. Они стали символом нравственной кра­ соты, знаменем .героической борьбы совет­ ской молодежи во славу своего Отечества. Александр Фадеев в романе «Молодая гвардия» создал незабываемые образы мо­ лодых героев-подполыциков. Великая идеи- пая сила романа Фадеева состоит в том, что в пем с велпкой жизнеутверждающей силой показана роль идей коммунизма, • ярко, правдиво и убедительно выведены * образы героев наш<*й славпой молодежи. Правди­ вость н жизненность этих образов настоль­ ко велика, что вызывает неуклонное жела­ ние и стремление подражать им, брагь с них пример. Эта черта с повой силой показапа в пре- краспо созданном режиссером С. Герасимо­ вым киноромапс «Молодая гвардия». Фильм очень ярко и образно воскресил позабывае­ мые кзртппы героической борьбы коммуни­ стов и комсомольцев Краснодона с пемецко- фащистскими оккупантами. В образе Олега Кошевого мы видим деятельную, страстную натуру организатора и руководителя моло­ догвардейцев. Оп не мыслит свою жизнь без непримиримой, беспощадной борьбы против врагов пашего Отечества. Ие ме­ нее ярко в фильме показан Сергей Тюле­ нин, всс действия которого пронизаны вы­ соким советским патриотизмом, любовью к своей Отчпзпе, ненавистью к ее врагам. Когда на заседании штаба «Молодой гвар­ дия» Сергей Тголепин просит поручить ему убить предателя Фомина, ибо, заявляет он, «я все равпо его убью», веришь, что юноша всем своим сердцем ненавидит пре­ дателя и готов, ис жалея своей жизни, расправиться с ним. В кинофильме показано исключительное бесстрашие м мужество советских девушек. Ульяна Громова и Люба Шевцова — это настоящие патриотки, бесстрашные дочери своего парода, партии Ленина — Сталина. В противоположность роману А. Фадеева в кипокартипе очень правдиво показано партийное руководство комсомолом — источник, откуда черпали комсомольцы Краснодона уверенность в свои силы. Моло­ дые подпольщики, руководимые подполь­ ным партийным центром, верят в правоту своего дела, в торжество и бессмертие со­ ветского социалистического строя. На примере руководства «Молодой гвар­ дией» со стороны Проценко мы видим, как заботливо и кропотливо большевики выра­ щивали и воспитывали молодых подполь­ щиков, указывали им правильный нуть борьбы. На нашем флоте кинофильм «Молодая гвардия» встречен с оиюмным интересом особенно комсомольцами и молодежью. Его уже просмотрели широкие массы матро­ сов, старшин и офицеров. После просмотра этого замечательного кипорам ана на кораб­ лях и в частях организуются обсуждения. Новый фильм вдохновил нашу флотскую молодежь па новые у сп ей в деле боевой и политической подготовки. Он учит, как на­ до любить свою Родину и самоотверженно служить ей. Напитаи-лейтвнаит Н. ИВАШНЕВ. СС ,7 юди с большим сердцем п чистой совестью Кадр го кинофильма «Молодая гвардия». Очная ставка. С большим петерпенизм комсомольцы на­ шего корабля ждалп выхода па экран кино­ фильма «Молодая гварлпя». Мы постоянно следили за его созданием, держали связь с коллективом актеров этого замечательного произведения — молодыми артистами, снимавшимися в главных ролях. Мы по­ лучили письмо от заслуженной артистки РСФСР лауреата Сталинской премии Та­ мары Макаровой, которая кратко рассказа­ ла пам, как создавался фильм. «Нужпо было, — пишет актриса, — очень серьезно работать над созданием это­ го фильма п вместить столь большой мате­ риал умело и разумно. Всему коллективу пришлось делать все же поправки, кото­ рые были пред’явлепы роиану и первому варианту сценария, кое-что изменять, до­ бавлять». И вот этот фильм мы видим на экране. Правдиво н запоминающе он сделан, потому и пользуется всюду успехом. Перед зрите­ лем проходят люди с большим сердцем и чистой совестью, сильные духом. В един­ стве и сплоченности коллектива, в крепкой дружбе — сила краснодонской молодежи. Званием комсомольца здесь дорожит каж­ дый из членов организации «Молодая гвар­ дия». Вполне удался образ Олега Кошевого, роль которого исполняет Пвапов. Пмеппо таким и хотелось пам его видеть — сме­ лым, решительным, пастоящнм руководи­ телем большого дела. Полюбились нам все герои — и Уля Громова, и Люба Шевцова, и Сережа Тю­ ленин, и Валя Борц, и Ваня Земнухов и другие— лучшие пз лучших, молодые люди нашего времепи. Фильм возбуждает у нас прекрасные чув­ ства, развивает благо­ родные светлые качест­ ва. Молодогвардейцы ярко я честно прожили свою жизнь. Это н есть счастье. Это самое моло­ дое поколение, воспи­ танное советской вла­ стью. П если ш да -ни - будь вновь враги посяг­ нуть па пашу Родину, под руководством родной большевистской партии мы пойдем в бой, как шли молодогвардейцы, ибо герои фильма пока­ зывают нам путь — путь честного служения Родине. Еще раз хочется через нашу газету поблагода­ рить и передать наше флотское спасибо всему коллективу, создавшему этот фильм. Старший матрас Г. ВАЩЕНКО. К 50-летию МХАТ‘а ] Го злость советской культуры и искусства Пятьдесят лет тому назад в Москве, в Каретном ряду, впервые открылся занавес «Художественного Общедоступного те­ атра». Было поднято знамя нового театра, ставшего школой жизни, пропагандистом передовых идей своего времени. «Было решено... — пишет К. С. Ста­ ниславский... — что мы создаем народный театр. Программа начинающего дела была революционна. Мы протестовали и против старой манеры игры ... и против дурных условностей постановки, декорации, и про­ тив премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожности репертуара тогдашних теат­ ров»* ■Молодым актерам, собравшимся к началу репетиции, он говорил: «Не забывайте, что мы стремимся осветить темпую жизнь бедного класса, мы стремимся создать пер­ вый разумный, нравственный общедоступ­ ный театр, н этой высокой цели мы посвя­ щаем свою жизнь». Деятельность нового театра, — ныне лучшего драматического театра пашей Ро­ дины,— положила начало пебызалому рас­ цвету русского театра и продолжила слав- ные традиции корифеев российской сцены — Федора Волкова, М. С. Щ'чткппа, П. С. Мочалова и Садовских, —традиции, основа 7 оторых заключалась в народности и сле­ довании жизненной правде. 'Искусство молодого театра было новатор­ ским. Ни один театр мира не знал еще та­ кого абсолютного подчинения всех средств сцены единой идее, такого прекрасного ак­ терского ансамбля, такой правдивой обри­ совки образов, такой тонкой и сильной ре­ жиссуры, такого требовательного отноше­ ния к репертуару. Театр был восторженно принят лучшими людьми того времени п быстро завоевал симпатии революционно настроенной моло­ дежи и интеллигенции. Оп стал сразу крупным общественным явлением. Недаром его работа привлекала внимание В. И. Ленина, и он, рискуя попасть в лапы жан­ дармов, в 1900 году смотрит его спектакль в дни короткого пребывания в Москве нз нелегальном положении. «Превосходно иг­ рают в Художественном Общедоступном. До сих пор вспоминаю с удовольствием свое посещение в прошлом году»...— пишет по­ том Владимир Ильич пз далекой ссылки. Что создало успех театру? Па сцепу при­ шла новая драматургия, несущая мысли, волнующие современников. Пьесы Чехова и Горького, раскрывающие смело правду о русской действительности, сочетаясь с правдивой пгрой артистов, вдумчивой рабо­ той режиссерз и художиика, — вот чему был обязап театр своим успехом. Так родился театр, способный поведать правду о душной и пошлой жизнп, сказать о том, что она нетерпима, поднять гатос надежды на будущие перемены, голос сме­ лого протеста против несправедливости. Как горьковский буревестпнк, театр со сцены возвещал о приближении бури, напомппал людям о том, что «Человек — это зву­ чит гордо!». . . : Пьесы А. П. Чехова были особенно близ­ ки молодому коллективу по своему строго мыслей. Художествснннки знали твердо, что жить так дальше, как жпвет сейчас Рос­ сия, нельзя. А как надо жить, как изменить жизнь, сделав ее справедливой, этого тогда они не зпали, как п герои чеховских пьес. Чеховские спектакли в МХАТ’с — «Чай­ ка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Иванов»— были крупнейшими художест­ венными и общественными событиями 189в — 1904 годов. Они передавали чаяния трудовой интеллигенции, которая была полпа колебаний п сомнений в эти дни парастаиия революции. То, что театр открыл зрптелям образы Чехова-драматурга, — его огромная исто­ рическая заслуга. Но еще большее зна­ чение имеет творческая дружба театра с А. М. Горьким. Поставленные театром одпа за другой пьесы М. Горького-художника, органически связанного с народом и отра­ жавшем в своем творчестве освободитель­ ную борьбу русского пролетариата, песдп в себе отчетливо выраженный протест про­ тив царского режима, открытое социальное и философское разоблачение капитализма. В канун революции на сцену Художест­ венного театра вместо Треп.тевых, Астро­ вых и Тузенбахов пришел пачовозпый машиппст Нил («Мещане»). Зрители услы­ шали спокойные, уверенные слова небыва­ лого на сцене и в литературе героя-рабоче- го. Онп прозвучали, как приговор старому строю дшзшг. Октябрь 1917 г. открыл перед Художе­ ственным театром широчайшие перспекти­ вы. Отпошенпо пашей партии и советской власти к театру четко сформулировал гепп- альпый В. П. Ленин: «Если ссть театр, который мы должны пз прошлого во что бы то пи стало спасти и сохранить — это ко- нечпо МХАТ»... Один из основоположников театра В. П. Н^мирович-Дапченко говорил позже: «Если бы пе было Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, то искусство Худолсествсиного театра потеря­ лось бы н заглохло». С первых дней прихо­ да к власти работах н крестьян театр на­ шел, наконец, зрителя, которого ждал долгас годы. В зал пришел народ, и театр сразу ощутил огромнейший интерес трудящихся к его искусству, почувствовал, что оп нужен этому новому благодарному зрителю. •Современность театра — залог его жизнеспособности п успеха. Сознавая это, Художественный театр, сплотив вокруг се­ бя большую группу советских драматур­ гов и отдавая все своп силы работе над их произведениями, отражающими револю­ ционную действительность, постепеппо стал подлнпной «лабораторией» современ­ ной советской драматургии. В двадцатые годы в МХАТ’е были впер­ вые поставлены ш*есы К. Тренева, Вс. Ива­ нова, Л; Мопова, В. Катаева. Наибольшим событием в псторип советского театра этих лет явилась постановка «Бронепоезд 11— 09» В. Нвапова, где в замечательном пс- полпеннп В. Качалова, Л. Хмелева, П. Ба­ талова советский зритель увидел совремс и - ; пых ему людей— вождя партизан Вершили-1 на, большевика Пеклевапова и партизана j ВаськуьОкорока— героев гражданской вой - 1 ны. Постапозка эта—новый этан в жизпи 1 театра: с тех пор советское содержание вдохновляет искусство актеров и рзжпссс - 1 ров н творческие поиски художников. «Страх» Афиногенова, «Платон Кречет» и «Фронт» А. Корнейчука, «Любовь Яровая» Тренева, «Земля» П. Вирта, «Русские лю­ ди» и «Дин и пота» К. Симонова, «Глубо­ кая разведка» и «Офицер флота» А. Крона, «Победители» Б. Чирскова — вот спек­ такли МХАТ’а, подымавшие наиболее вол­ нующие проблемы советской жизни и став­ шие вехами в развитии советского теат­ ра п драматургии. В то же время театр продолжает по-но­ вому работать над воплощением лучших произведений классики, стремясь добиться глубокой и современной их трактовки. «Три сестры» Чехова, «Враги» и «Егор Булычев» Горького, «Воскресепье» и «Анна Карени­ на» Л. Толстого, спектакли Островского, «Мертвые души» Гоголя — вот далеко пе полный перечень наиболее значительных работ театра над освоепнем классического наследия. Глубокое проникновение в за­ мысел писателя, яркое раскрытие характе­ ра эпохп глазами советского человека, изумительное мастерство в изображении об­ разов людей, раскрывающих их сложный внутренний мир — вот что характерно для этих работ, учпвших всех деятелей советского театра любовному отношению к богатствам русской национальной культу­ ры. МХАТ — академия актерского мастер­ о в а. Его сцена знает три поколения ар- аистов. За годы советской власти он сумел воспитать замечательную смепу актеров нового типа—страстных партийных худож­ ников, выступающих во всеоружии вы­ сокого мастерства. И пародная слава со­ путствует их труду. Актеры МХАТ’а необычно популярны в пашей страпс. Сотпп и тысячи наших людей, ежедневно приезжающих в столицу, стремятся попасть на спектакли МХАТ’а, чтобы увезти неза­ бываемые впечатления от игры его заме­ чательных мастеров, которых онп знают но радиопередачам, по их участию в создании лучших советских кинокартин, по большой литературе о творчестве МХАТ'а. Во всем мире нет театра, способного сравниться с МХАТ’ом по своей художест­ венной ценности, по своему общественно­ му значению. Влияние его творчества оп­ ределило оспоепос направление советского театра и далеко вышло за пределы страны. Творческие идеи основателей MIAT’a — К. С. Станиславского п В. И. Немировича- Дапченко— подхвачепы передовыми деяте­ лями театральной культуры всего мира. В основе их лежит стремление к народности, к правдивости, партийной страстности, глубине н простоте сценического искус­ ства. Паша партия и Советское правитель­ ство высоко ценят заслуги ордепа Ленина, ордена Трудового Краспого Знамени Госу­ дарственного Московского Академического Художественного театра СССР имени Гор:.- кого. Его славный юбилей — пуаздшш всего советского народа. Любовь советских зрителей, внимание п заботы партии и правительства обязы­ вают талантливый коллектив его художни­ ков отдать все силы творчества во имя на­ рода и для народа. Мы, все актеры и режис­ серы советских театров, будем стремиться к тем высотам социалистического реализ­ ма, которые достигнуты МХАТ'ом, учась па его опыте борьбы за глубоко идейное ис­ кусство. Художественный руководитель театра Северного флота Михаил ТРОЯНСКИЙ. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz