На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

24 октября 1948 г., № 252 (3248). Я А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Комсомольский огонек М и г а весен, много зим Он в сердцах неугасим, Вечно яркий комсомольский огонек Н ану радость бережет, Нашу молодость ведет 111 просторам неизведанных дорог. Пусть вт края и до края, Где наш светлый путь пролег. Все горит он, не сгорая, Комсомольский огонек. На заре счастливых дне” , Разгораясь все сильней, Освещал он поле брани и труда. Он мартены зажигал, Закалял в печах металл. Воздвигал в степи далекой города. Пусть от края и до кра1, Где наш светлый путь пролег,. Все горит он, не сгорая, Комсомольский огонек. На великуга войну Защищать свою страну Комсомольцы шли, покинув милый дом. И тогда, как грозный шквал, Наш огонь забушевал, Приближая час победы над врагом. Пусть от края и до края, Где наш светлый путь пролег, Все горит он, не сгорая, Комсомольский огонек. В шахте, в поле, за станком Нынче люди с огоньком, Каждый школу комсомольскую прошел. Он для подвигов рожден, Всем народом награжден Нашей партии помощник — комсомол. Пусть от края и до края, Где наш светлый путь пролег, Рва горит он, не сгорая, Комсомольский огонек. Николай ФЛЕРОВ. Орлиная молодость фл о т а В полярных и южных широта*, В суровых морях-океанах 0 |я»мая молодость флота На смену идет ветеранам. Хоть вскипает сине-моро И дороги нелегки, Рвутся в море, с ветром споря, Номсомолъцы-моряки. В поход корабли боевые Ухают* снимаясь с прикола, А неуют сердца молодые, море — хорошая школа. Ничего, что злится море И хорош нелегки, В голубом поют просторе Комсомольцы-моряки. И т е м — сквозь бури и беды, В дожди и густые туманы М д о они смело к победам. К а к шли их отцы-ветераны. Породнятся крепко с морец. Хоть дороги нелегки, И к штурвалам встанут скоро Комсомольцы-моряки. Пусть ярче над милой Отчизной Лучами горят золотыми Весенний восход коммунизма И СТАЛИНА светлое имя. Пусть вскипает сине-море И дороги нелегки, Не смыкают глаз в дозоре Комсомольцы-моряки. Николай БУНИН. Л . С А В Е Л Ь Е В О б ы к н о в е н н о е д е л о В основу этой пьосы положен действительный факт, происшедший на московском заводе «Серп и молот». Андрей Васильевич — директор завода. Кузьмичев — главный инженер. Таня — секретарь директора. Гусев — молодой рабочий. Кабинет- директора металлургического завода. Иа столе несколько телефонов. По одному* пз телефонов разговаривает Таня. Таня (взволнованно кричит в трубку). Алло! Его пет. Я говорю, директора нет! Он вышел в цех. Здесь у нас такое слу­ чилось!.. (Входит Гусев в замасленной спецовке. Останавливается в дверях) Алло! Москва? Я говорю, директор вышел в цех. Ч»го? Пусть поовонит? Хорошо! Слушаю! Как только придет, скажу. (Кла­ дет трубку). Пу и слышимость... (Увпдела Гусева). Сеня! Здравствуй! Гусев. Здравствуй, Таня! Таня. Ты что? Гусев. Вот к директору щшпел. Он про­ сил зайти в обеденный перерыв. Таня. А директора нет, его срочно вы­ звали в пятыйЧхех. Там такое дело случи­ лось...* Гусев. Какое дело? Таня. Авария) с мартеном.. директору теперь не до тебя... Гусев (неопределенно). Ну, да... Таня. Из-за этой аварии государствен­ ный заказ может сорваться... Вот спять из Москвы звонили. Понимаешь? Гусев. А что тут понимать... Таня. Да что тебе говорить!.. Ты дела нашего завода не очень близко * сердцу принимаешь. Гусев (словно очнувшись). С чего же это, позвольте узнать’, вы так решили? Таня. Нашу заводскую газету прочла. Гусев. Ах, вот оно что!.. Таня. Сегодняшний номер. (Берет со стола газету, разворачивает). «Формов­ щик Гусев запорол важную деталь...». Гусев (глухо). Уже прочла». Таня. Знаешь, как эта заметеа меня больно ударила. Гусев. Меня больнее. Таня. Мне тут девчата телефон оборва­ ли...' вроде как сочувствуют. Гусев. Таня, пожалуйста... Таня (ласково). Как же это случилось, Сеня? Гусев (после паузы, глухо). Сам не знаю, как оно получилось. Таня (читает газету). «У завода срочный заказ правительства, и каждая деталь...» Гусев. Перестань, Таня, а так на душе скверно. Таня. Понимаю. (Кладет газету на стол). (Пауза.) Гусев. А директор читал газету? Таня. Наверное. Раз па столе лежит... Гусев Эх... мне уже, Танечка, все рав­ но. Я начальнику цеха заявление подал. Таня. Какое заявление? % Гусев. Ухожу с завода. Таня. Уходишь? (Гусев молчит.) Да ты что — шутишь? Гусев. Ославили меня на весь завод. Пе могу оставаться здесь. Таня. Сеня... Гусев. Пе могу. Как я теперь домой покажусь? Что отцу скажу? А о деде я и подумать боюсь. Ты знаешь, как он рабо­ чую честь пашен семьи ценит? Таня (вдруг меняя интонацию). Да ты как это смеешь, Семен Алексеевич? В пятом цехе — авария. Мартен из строя выходит, производство срывается. А тут человек руки в брюки — с завода у х о ­ д и т ь собрался. слы- Гусев. Руки в брюки? Эх, Таня! Таня. Не чужой ты мне. Тяжело шать все это... Гусев. А мне, ты думаешь, легко с за­ вода уходить? (Таня подходит к нему.) Таня. Сеня... Гусев. У меня в душе... (Вдруг отвора- ’чивается). Я пойду. (Уходит). (Пауза.) (Таня, что-то обдумав, направляется к двери. Ей навстречу входит взволнован­ ный Андрей Васильевич, за ним — Кузь­ мичев). Андрей Васильевич (Тане). Немедленно Москву! Министерство. Таня (подходит к телефону, снимает трубку). Алло! Междугороднюю. (Наблю­ дает за директором, который взволнованно ходит по комнате.) Междугородняя? Дайте Москву. Андрей Васильевич. Молнию. Лчно — министра. Таня (в трубку). Разговор — молнию. Телефон в Москве — центр 2-18-10... Наш телефон — 6-14. Расчетный счет — 19. Андрей Васильевич. Вот не было напа­ сти! Таня (с трубкой в руках). А вам, Андрей Васильевич, как раз нз Москвы звонили. Андрей Васильевич. Когда? Таня. Перед вашим приходом. Из ми­ нистерства. Андрей Васильевич. С заказом торопят. А мы их сейчас обрадуем. — Таня. Что с мартеном, Адгрей В ю и ь е - вич? Андрей Васильевич. Плохо, Ташява . Таня (Кузьмичеву). Иван Петрови...- Кузьмичев. Авария в дымоходе. Таня. И серьезная? Кузьмичев. Да нет. Две м ж в уш — и весь ремонт. Андрей Васильевич. Из-за этих двух минут нужно печь гасить ж ждать, когда она остынет. (Таня выходит). Ну, что вы предлагаете? Кузьмичев. Я уже сказал. Андрей Васильевич. Гасить печь? Кузьмичев. Да. Это единственный вьг- 1 0 Д. Андрей Васильевич. Но вы потакаете, товарищ главный инженер, что значит га­ сить печь? Кузьмичев. Все понимаю, да в пекло ведь не полезешь... Ждать нечего. Каждая минута дорога! Андрей Васильевич (после некоторого раздумья). Что ж, пусть будет так. (Мах­ нул рукой). Действуйте! (Кузьмичев ухо­ дит). (Задумчиво). По что я все-таки скажу министру? (Садится за стол, что-то сосре­ доточенно пишет). (Долгая пауза). Таня (входит). Андрей Васильевич! Андрей Васильевич (продолжая пи­ сать). Ко мне никого... Я занят. Таня. Хорошо, Андрей Васильевич. Тут пришел Гусев. Андрей Васильевич (подняв голову). Гусев? Таня. Из третьего цеха. Ведь вы его, кажется, вызывали? Андрей Васильевич. Да, вызывал. Таня. Вот его личное дело. (Достает из папки). Мпе из отдела кадров присла­ ли сейчас. Вы просили. Андрей Васильевич. Ладно. Оставьте. Таня. А ему что сказать... Гусеву? Андрей Васильевич. Пусть лучше позже придет. А то я голубчика этого под горя­ чую руку... (Входит Гусев, он бледеп, еле держится на ногах). ,, Гусев. Можно? Таня (подходит к нему). Андрей Ва­ сильевич сейчас принять не сумеет. Ты приходи попозже, Сеня. , Гусев. Вызывали ведь. Таня. По теперь Андрей Васильевич... Гусев. Хорошо. (Медленно, тяжело сту­ пая, идет к двери.) Зайду!.. (Андрей Васильевич, продолжавший пи­ сать, поднимает голову и внимательно смотрит иа Гусева. У самой двери Гусев, пошатнувшись, прислоняется к степе). Таня (испуганно). Что с тобой, Селя? Андрей Васильевич. Ты что? Гусев. Ничего, обойдется, разволновал­ ся, видно. Андрей Васильевич. Ч^го же, значит, к сердцу, все близко принял? Вину свою чувствуешь. А коли так, давай побеседу­ ем. Хоть я и занят очень... садись. (Та­ не). Можете итти. (Таня выходит. Гусев садится на стул, стоящий у двери). (Пауза). Ты знаешь, зачем я тебя вызвал? Гусев. Знаю. Насчет заметки в газе­ те. Андрей Васильевич. Да. Заметку я чи­ тал. Нехорошо у тебя получилось. Гусев. Знаю, что нехорошо. Андрей Васильевич. Ну да с кем гре­ ха не бывает!.. Ошибся? Гусев. Ошибся, Андрей Васильевич. Андрей Васильевич. Но ошибки надо уметь исправлять. А ты заявление пи­ шешь? (Берет со стола листок бумаги). Бежать собираешься? (Гусев молчит). Я тебя спрашиваю! Гусев (глухо). А ведь я не вам годо­ вал — начальнику цеха. Андрей Васильевич. Он мне его пере­ дал. Ты кто — иностранец? Гость на па­ шей земле?- Гусов (с обидой в голосе). Товарищ ди­ ректор! Андрей Васильевич. Дай-ка я посмотрю твое личное дело. (Берет со стола лапку, читает). Гусев Семен Алексеевич... Рус­ ский.,. Год рождения — двадцать шестой, комсомолец, член профсоюза рабочих тя­ желого машиностроения. (Перелистывает). Демобилизованный гвардии сержант... Ор­ ден Отечественной войны первой степе­ ни... Медаль «За отвагу»... Гуоев. Андрей Васильевич! Андрей Васильевич. Об’ясни мне, пожа­ луйста, Семен Алексеевич, как ты мог заявление это подать? Гусев (помедлив). Я не стал бы его по­ давать, если бы не заметка. А теперь как же мне оставаться на 8 аводе? Мне же в глаза товарищам стыдно смотреть. А до­ ма... Хоть и не показывайся теперь. Вы знаете, у нас все стахановцы... . Андрей Васильевич. Ах вот оно что! Гусев. Я па этот завод мальчишкой 1 гри- шел. Мпе моя рабочая честь дорога. Андрей Васильевич. А честь завода? Гусев. Да мне завад наш — дом род­ ной. И честь завода... Андрей Васильевич (перебивает). Пе ве­ рю! Гусов (с се<рдцем). Пу, уж это вы зря! Мне честь завода, как своя дорога... Эх, да что говорить! Андрей Васильевич. А ты пе говори... докажи! И товарищам и всему коллективу завода! Тогда тебе не будет стыдло в гла­ за им смотреть. Гусов. Да разве я... Андрей Васильевич. Возьми свое заявле­ ние (протягивает Гусеву листок) и пор­ ви. (Звонок телефона). Гусев. Товарищ директор! Андрей Васильевич (жестом остаяавли- вает его). Москва! (Снимает трубку). Я слушаю. Да, заказывал. Давайте. (Гусев вертит в руках заявление, а по­ том рвет его. Стремительно входит Кузь­ мичев, за ним Таня). Кузьмичев (не замечая Гусева). Андрей Васильевич. Андрей Васильевич (останавливает его жестом). Москва! Кузьмичев. Отмените! Андрей Васильевич (не расслышав). Тише! * v Кузьмичев. Отмените разговор! Андрей Васильевич. Что отменить? * Кузьмичев. Разтовор с Москвой, с ми­ нистром. Печь будет работать. Андрей Васильевич (кладет трубку). Говорите толком. Кузьмичев. Аварию ликвидировали. Андрей Васильевич (в недоумении). Ликвидировали? Кузьмичев. Нашелся одни смельчак. В дымоход раскаленной печи полез... Андрей Васильевич. Там ведь сгореть можно. Кузьмичев. Снял пиджак, надел ватную телогрейку, нахлобучил шапку-ушанку, натянул рукажцы, окатил себя водей с головы до ног и полез. Андрей Васильевич (с в а л е т а м ) . Об­ горел он сильно? Кузьмичев. Да нет! Подхожу — у пе­ чи народ толпится. А он, чорт полосатый, вылезает, весь дымятся. Андрей Васильевич. Кто ж е это? Кузьмичев. Из третьего цеха, рабочий Гусев. Андрей Васильевич (поворачивается в Гусеву). Это -который Гусев? (Гусев молча встает). Кузьмичи . Мастера Николая Степано­ вича... Андрей Васильевич. Сын? Кузьмичев. Внук... (Увидев Гусева). Да вот он сан, герой! Таня (радостно). Сеня?! Андрей Ваоильевич. Ты? Кузьмичев. Его рабочие па руках домой: отнести хотели, отлежаться. А он сюда явился. Гусев. В армии к дисциплине приучен. Мне приказало сюда явиться. Андрей Васильевич. Ч*го же молчал? Гусев. Да, ведь вы не спрашивали... Андрей Васильевич (радостно): Эх, друг!.. (Звонок телефона.) (Берет трубку). У телефона. Москва? Да­ вайте. Товарищ министр? Здравствуйте! У телефона директор завода. Разрешите вам доложить. Здесь у нас была авария в марте­ не. Аварию на ходу, не останавливая печи, исправили... Один нз рабочих полез в дьшоход. Про­ шу записать его фамилию — Гусев Семеп Алексеевич. От имени коллектива вавода возбуждено ходатайство о награждении. Светлый путь Всегда кипуч, неустрашим и стоск, Наш комсомол все тридцать лет. В огне боев и в жарких буднях строек Прошел дорогой слазы и пебед. И счастлив тот, кто вправе приобщиться К его делам, нто на его пути, В его труде своих трудов частицы Теперь сумеет с гордостью найти. И по его пути, что прям и светел, Уы в жизнь идем все дальше, все . смелей, Чтоб каждый новый день встречать, как встретил Наш комсомол свой славный юбилей! Константин ТРАВИНИН. Наш флот * t Гордость великой державы, Жизни и мира оплот, В громе победы и славы Вырос могучий наш флот. Первые залпы «Авроры» Вспыхнули ярче зарниц... Вышел наш флот на простоои Стражем советских границ. Ярко сияли нам дали, К светлым вершинам мы шли, Путь нам указывал Сталин, К славе ведя корабли. В грозные годы сражений Крепче сжимали штурвал, Счастье и жизнь поколений Флот от врага защищал... В громе победы и славы Вырос могучий наш флот. Гордость советской державы, Жизни и мира оплот. Борис ЩЕГЛОВ. Л К Н Й Ж Ш Я П О Л К А Джордж Сельдес. «1.000 американ­ цев». Госуд&рствешбе издательство иностранной литературы, 1948 год. Джордж Сельдес — пролресошный j американский журналист. Его ш ят «Свобода печати» (вышла в русском пе­ ревода в 1937 году), «Таковы ф акш » , сФакты и фашизм» посвящены равебла- чеяапо хищнической деятельности в&хвг- тш.жстнчес®ах монополий и продажной американской печати. Печаль в мире капиталистических монополий не мовет быть свободной, сотому что она — сред­ ство правящей клики для подавления свободы мнения. Сельдес ознакомился *с еакулисиой стороной печати я узшл настоящую це­ ну американских «свобод». В своей но­ вой книге « 1 . 0 0 0 американцев» он разо­ блачил {щреступную деятельность м ан а ­ тов американского капитала. « 1 . 0 0 0 американцев» — это форды, дюпопы, Рокфеллеры и другие, кому принадлежит Что? Хорошо. Хорошо... Слушаю, товарищ j власть в современной Америке, министр. (Улыбаясь, смотрит иа Гусева, | Несмотря на то, *?го Д. Сельдес ведет прикрыв, трубку рукой). От министра лич- Ц свою критику с идеалистических оовк- ций, она, несомненно, помогает разобла­ чению хищнической деятельности моно­ полий, являющихся врагами не только аме 1 рикзлското народа, но и (врагами ра и демократии всего мира. пая благодарность! (В трубку). Есть! Я могу вас заверить, товарищ мииистф, что данное нам задание точно в назначенный еров будет выполнено! С такими людьми, как паши, все осилим! З а н а в е с . К 50-летию МХАТ‘а М узей Х у д ож е с тв ен н о г о т е а т р а В день 50 -летнего юбилея Московского художественного академического театра Согооа GCP имени Горького 27-го октября мувей МХАТ’а токе отмечает важную дату — 25-летие своего существования. Музеев «лритеатральньлх» нигде еще пе было. Никаких примеров перед нами не бы- бьыс. Пришлось наскоро придумывать «свое начало». Да и материалов в Художествен­ ном театре было маловато. П вот группа инициаторов музея обратилась с такой письменной просьбой ко всем, «'кому до­ рог Художественный театр». У частных лиц находится необходимого материала больше, чем имеется его в архиве... А по­ тому каждый, 'кому дорог Художественный театр, пусть внесет свою лепту плп хоть укажет, где таковой материал есть, и тогда совместными усилиями можно до­ стигнуть желанного успеха». Театр живо, дружно и широко отклик­ нулся на такой призыв. Только благодаря приношениям явилась возможность осу­ ществить первую выставку в день 25-ле- тия театра в 1923 году. Это была очень егаремная экспозиция в трех небольших комнатках, попытка вызвать интерес и до­ верие к будущему музею. Маленькая вы­ ставка имела большие достижения. Приток ] исторических материалов увеличился. Ота- | ниславский, Немирович-Данченко, а также Лужский, Бурджалов, Ктьппер-Чехова, а за ними и другие артисты, служащие, ху- дожникп дружно начали сдавать свои ар­ хивы и коллекции. Без этих вкладов му­ зей вряд ли мог бы мечтать об отражении действительного лица Художественного те­ атра. В наши дни история театра, деятельность, жизнь и творчество артис- тов находят отражение <в театральных му­ зеях, которые на сбереженных от разруше­ ния предметах я документах, рисующих душу актера, расскажут потомкам лучше всякого современника об идхивидуалшо- сти, о культурных оаслугак и об истори­ ческом значении каждого из артистов. А. В. Луначарский, посетивший нашу первую 'выставку, написал: «Музей ис­ торического театра будет еще долго расти и превратится в замечательный памятник человеческой культуры ». И. М. Москвин, только что вернувшийся из Америки с гастролей, вошел в музей и перед макетами «Царя Федора», и перед рукописями и портретами, как говорится, замер от волнения и глаза его овлажни- лись. Он не ожидал этого. И вот что нашг- сал он, выходя из музея: «Большую ду­ шевную радость получил я сегодня в этих трех, близких моему сердцу, /комнатках. Спасибо устроителям за любовное отноше­ ние к нашему театру». И другие основоположники МХАТ’а при­ ходили л записывали свои впечатления. В юбилейные дни 25-летия театра все они j находились в Америке и пикто пз них не \ ожидал встретить то, что они встретили. К. С. Станиславский увидел в витрине визитную карточку Немировича-Данченко, призывавшего его, Станиславского, ва встречу в ресторане «Славянский базар» в 1897 году. Она встретились там в два часа дня, а разошлись на другое утро на даче Станиславского. В эту бессонную ночь 2 2 1 июня была решена судьба театра, который они считали «народным театром»., но назвали его «Общедоступным», потому что по цензурным условиям того времени народные театры были так ограничены в репертуаре, что не было возможности де­ лать то, что они решили делать. Стани- сла©ск*тй особенно задержался перед этой карточкой, глэдел на нее улыбаясь, оче­ видно, переживая странные впечатления. Потом сказал: «Как хорошо, что эта историческая записка у вас вдесь. Береги­ те ее: она — начало всех начал. Я рад, что опа цела и невредима». В дальнейшем он писал о музее: «Хочется призвать всех работников театра глубоко вдуматься в значение музея для нашего театра п поддержать его той по­ мощью, которую каждый из нас способен ему оказать — в виде ли дневников, заме­ ток, писем, фотографий я т. п. Эта помощь может быть большой и важной, так как она будет способствовать передаче будуще­ му поколению нашего опыта и разрабаты­ ваемых нами основ творчества»... Основной задачей музея было- — дать материал для подлинной документальной истории Художественного^ театра с макси­ мальной полнотой предварительной обра­ ботки материалов, эскизов, макетов и проче­ го, что выявляло историю отдельных поста­ новок. Развешивая по стенам и расклады­ вая по витринам фотоснимки мизансцен, красочные эскизы художников, миниатюр­ ные макеты, дневники репетиций, режис­ серские замечания по постановке,' музей стремился дать цельное впечатление от пьесы в ее завершенном виде и кроме того дать представление о методах работы театра. Восемнадцать лет пробыл музей в поме­ щении самого театра. Каждый вечер во время спектаклей его посещали зрители, и музей был полон народа. А днем приходили во время репетиций прославленные и мо­ лодые артисты — кто посмотреть, кто про­ сто отдохнуть п вспомнить доброе старое, время первых работ и успехов. Но мировая война с ее налетами и бомбами заставила музей свернуть свои доапехи и убрать их глубоко в подвалы, под надежные прикры­ тия. А затем музей был переведен в ны­ нешнее большое помещение, рядом с теат­ ром. Здесь открылась возможность пока­ зать то, что пе могло наши места в преж­ нем маленьком помещении. В настоящее время музей занимает во­ семь больших зал. Первая комната посвя­ щена двум основателям театра — Немиро­ вичу-Данченко и Станиславскому. Здесь с юношеских и даже с детских лег показаны в фотографиях оба основателя театра. Не­ мирович-Данченко — как журналист, как писатель-беллетрист, как педагог. Стани­ славский показан в семейной обстановке, в детском возрасте, потом, как любитель, в домашнем театре, затем в Обществе искус­ ства и литературы и, наконец, во шторой комнате показана первая! группа артистов л служащих Общедоступного театра, их са­ рай в Пушкино, обращенный в крошечный театр, где репетировались первые пьесы Художественного театра. Затем *— первый знаменитый спектакль «Царь Федор» в снимках, в макетах, в архивных руко­ писях. Помещен в витрине и костюм царя Федора, в 'котором Москвин, непревзойден­ ный царь Федор, играл почти полвека свою знаменитую роль. Далее — вхождение в театр А. П. Чехо­ ва, как автора «Чайки» и «Дяди Вани». «От Чехова из Ялты прилетела к нам «Чайка», она принесла нам счастье и ука­ зала новые пути в нашем искусстве», — так говорил Станиславский. Далее в хро­ нологическом порядке эдут пьесы Ибсена, Островского, Толстого, затем показано знаменательное вступление в теаггр Горь­ кого с его «Мещанами» и «На две». Целая вереница блестящих постановок театра показана на стеадах музе*. Тут и чеховские «Три сестры» в «Вишневый сад», и «Юлий Цезарь» Шекспира, и «Ре­ визор» н «Гере от ума», и замечательный по красоте тургеневский спектакль «Ме­ сяц в деревне» в оформлении художника ДЬбуживского и'многое другое, что было значительным и историческим в жизни и работах Художественного театра. В первой половине комнат музея закан­ чивается период «дореволюционный». Вто­ рая половина — посвящена периоду со­ ветскому. Показаны все студии МХАТ’а кап будущие наследники и заместители ochof - ных деятелей театра. Показаны молодые артисты второй студии, в 19-26 году вдав­ шиеся в состав актеров театра; ныне мно­ гие из них уже народные и заслуженные артисты. В ярких, красочных эскизах Го­ ловина и других художников, в макетах, d снимках сцен и портретах показаны пьесы советского периода, начиная с «Пугачев­ щины» Тренева, с «Дней Турбиных» Бул­ гакова, с «Бронепоезда» Вс. Иванова. Вся вторая часть музея заполнена показами постановок нового советского репертуара и русских классиков. Не всегда вещи бывают безмолвны. Су­ ществует так называемый «голос вещей». И таких вещей немало в музее МХАТ’а. Мното выставлено подарков от разных го­ родов ц учреждений советского периода, когда МХАТ выезжал на гастроли. После мирового признания МХАТ'а п его значения в искусстве вряд ли можно сомневаться в том, что глубокий след, про­ ложенный театром в истории культуры, будет еще долгие годы усердно изучаться последующими театральными поколениями. Заслуженный деятель искусств Н. ТЕЛЕШОВ, аиоектоо музея МХАТ'а, *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz