На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

t 2 октября 1948 г., № 233 (3223). П А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я г — г ШШтЩ ! ш шш я Перед инспекторской проверкой политзанятий Глубже усвоить темы программы ----- ------------------------ ★ * --------------------------------- М атросы и серж ан ты Военно-Воздушных Сил] На этой странице руководитель политзанятий, | активно го товятся к проверке политических знаний .. командир подразделения, секретарь комсомольской Слуш атели , с о зн а в а я полную ответственность з а организации и сержанты рассказывают о том, как исход проверки , повторяю т пройденные темы , оспе- они изучают «Краткий курс истории ВКП (б)» и го- Ьо вя тся к предстоящей проверке. V w i U t . a u . . l A y . b j . . i i готового артэлектрик старшин матрос Ю. Гавинский. За успехи в службе он награжден Почетной плмотон Архан­ гельского обкома ВЛКСМ. Фото М. Бугакова. Пэд * ЗНЗКЭ7Я критики и с а г л о г л тш о Каждый комсомолец должен быть отличником учобы На комсомольсitом сэбранни боевой частя орабля обсуждался вотгрос «О задачах ком­ сомольцев в боевой (подготовке». Доклад сделал офицер ТротгткиГг. Докладчик на коикретньгх тгртпмеозт и фактах показал, как комсомольцы выпол­ няют свою роль в боевой учебе. Больтптш- ство членов- ВЛКСМ служит примером для личного состава- Комсомольцы Подопрнгорл, J ' cob , Бессарабов, Сальников, Кедров пе имеют дисциплина'риых шыоканин, за об­ разцовую службу (получили ряд поощрений от командования корабля. Докладчик критиковал и тех, которые плохо относятся к валягняи. Комсомолец Кондаков иеаккуратпо ведет записи трени­ ровок в журнал© одиночной подготовки. В прениях по докладу члены ВЛКСМ само- крЕтичшо вскрыли своп недостатки. — Докладчик правильно указал па мои недостатки, — сказал комсомолец Кондю- иов.— Теперь я и сам сознш , что (постулат невприо. Постараюсь направить свои ошиб­ ки на предстоящих стрельбам. Также самокритнчпо выступили и другие комсомольцы. На собрании вскрыты также были недо- 3 p^JOTC комсомольского бюро- Собрание 1 гртшяло решение, направлен­ ное ш то, чтобы каждый член ВЛКСМ был от^вщшком боевой подтххговктк Старший матрос А. БУТКИН. Гочзтные грамоты S3 дсспгнутые узпзхи На комсомольском собраппи были вруче­ ны Почетные грамоты Мурманского обкома ВЛКСМ старшим матросам Белякову и Га­ лину. Эту награду опи заслужили честпым трудом и активным участием в обществен­ ной жизни подразделения. Будучи откомандированным для выпол­ нения задания комапдованпя, старшин ма­ трос Галин вынолпял нормы па 150 — 200 процентов, в то же время вел п обществен­ ную работу. Старший матрос Беляков, учась па млад­ шего командира, был примером для своих товарищей в боевой и политической подго­ товке, дисциплине. Вручая почетные награды, лейтенант Петрунип пожелал этим товарищам еще лучших успехов'в боевой подготовке и дис­ циплине. Старший матрос Б. ХАРЗИН. ж аю т в пам яти м атериал . С с Г ( Г П ! Ш ф о р 1- !а политического воспитания Герой Согстского Со:оза гвардии капитан М. ШИШКОВ ★ ★ Комсомольцы— передовики учебы Секретарь комсомольского бюро гвардии лейтенант В. БОЙКО Вопросы политической подготовки члз- нов ВЛКСМ постоянно находятся в центре За истекший год в нашем подразделении ! внимания бюро. За короткое время на за- значительно возросла политическая ап- седанпях комсомольского бюро были заслу- тивность матросов и сержантов. '1а про- шаны тг. феофапов, Живаев, Воротии- шедших летпо-тактпческих учениях лич- -( ков, Мазаев о их примерности в учебе, ныи состав действовал грамотно и заслу - 1 Забота комсомольского бюро помогла этяч жил благодарность командира. Этих успе- 1товарищам запять передовую роль да по- хов мы добились благодаря непрерывному ! литзанятпях. Сейчас они успешно овладе политическому воспитанию летчиков, стрелков-радпстов, механиков и мотори­ стов. Политическим воспитанием младших авиаспециалистов занимается не только ру­ ководитель политзанятий и командир, а и командиры экипажей, звеньев. Такие офи­ церы, как тт. Коваленко, Серяков, Рамен­ ский, часто беседуют со своими подчинен­ ными, интересуются, как они усваивают прондопные темы политических занятий. На совещаниях офицерского состава мы ча­ сто говорим о политических занятиях, о тех недостатках, которые мешают сержантам и матросам отлично усваивать пройденный материал. Рост политической грамотности благо­ творно влияет и на качество боевой подго­ товки. Передовики политической подготов­ ки гвардии сержанты Волков, Ежов, сверх­ срочники Кантомпров. Шпхалев, моторист Воротников отлично содержат материаль­ ную часть, являются лучшими авиацион­ ными специалистами. К тем товарищам, которые забывают о высоких обязапностях гвардейцев, у нас особый подход. Однажды старший воздуш­ ный стрелок-радист Мазаев совершил про­ ступок. Я посоветовал руководителю по­ литзанятий поговорить о пем га занятиях, сам побеседовал с ппм. Причем я выбрал момент для беседы, когда были в сборе все офицеры, сержанты и матросы. Разговор си.тьпо подействовал. Мазаев дал слово быть прпмерпым. И оп держит его твердо. вают новыми знаниями. Комсомольское бюро жпво интересова­ лось и дисциплиной членов ВЛКСМ на по­ литических занятиях, их самостоятельной учебой. Малейшее нарушение порядка в классе не проходило мимо внимания бюро. Так, например, когда комсомолец Рыбий вел себя на занятиях не совсем так, как по­ добает члепу ВЛКСМ, Рыбина пригласили па заседание бюро и заслушали его о том, как он занимается, повышает свои зна­ ния, подвергли критике его педостониое поведение. Впоследствии сам Рыбин был признателен члепам бюро за то, что оня помогли ему занять подобающее место в славной семье гвардейцев. Комсомольская организация ведет боль- i Шую работу с отличниками учебы. В стен­ ной печати, в радиогазете пропагандирует­ ся» их передовой опыт, рассказывается* как отличники Печаевский, Антонов, Бурин, Белов, Попов и другие добились отличных показателей в политической подготовке. %обы получить только хорошие и от­ личные оценки, наши комсомольские орга­ низации сейчас иачали вести деятельную подготовку к проверке политзанятий. На- днях в подразделениях проведены комсо­ мольские собрания, па которых обсужда­ лись вопросы о подготовке к инспектор­ ской проверке. Комсомольские^юро наме­ чают организовать в вечернее время не­ сколько лекций по пройденным темам. О НАКАЗЕ КОМОСКОЯЬЦЕЗ ЗДБЬШ На отчетпо-выборпом собраппи комсо­ мольской организации, где секретарем ■’•оз. Денисов, комсомольцы особое внимание обращали па недостаточную работу по вос­ питанию молодежи. В принятом решении были намечены практические мероприятия. По вот прошло уже около пяти месяцев,.а новый состав бюро существенного улучшения в работе комсомольский организации не обсснечпл. Наказ комсомольцев бюро выполняет плохо. Во мпогпх комсомольских организациях политико-воспитательная работа находится из низком уровне. Некоторые комсомольцы по нескольку месяцев не платят членских поносов, а -бюро на эго никак не реагирует. На одном из отдаленных постов, где нз- ча и пиком главный етаршчна Еремеев, служат шесть комсомольцев. Они совер­ шенно забыты. По вине бюро комсомольцы поста лишены возможности своевременно уплачивать членские взиосы. Комсомоль­ цы Двшоз, Суханов, Коньков, Мапгушев пе гпзеили членских взносов в течение С»— 7 месяцев. Партийное бюро тоже при­ мирилось с существующим положением. Вот еще пример. В комсомольской орга­ низации, где секретарем тов. Богдапов, с мая п* проводились собрания. Планирова­ ние работы ведется формально, от случая к случаю. Тов. Богданоз на комсомольской работе впервые и нуждается в помощи. По бюро и сам секретарь тоз. Деппссв пи разу ие беседовали с Богдановым. Стгоший матрос А. ЗУДОВ. Кач мы помогаем руководителям групп Пропагандист части гвардии лейтенант Д. КРИЧЕВСКИЙ Изучая «Краткий курс истории ВКП(б)», войны глубоко понимают, что передовая революционная теория освещает им путь в борьбе за построение коммунистического общества, помогает лучше осознать свои зздачп. Макросы и сержанты видят в идеях кзшей партии великую мобилизующую силу. Доходчиво рассказать об этих идеях, о борьбе нашей партии за построение со­ циализма — большая н ответственная за­ дача, стоящая перед руководителем полити­ ческих занятий. Как мы боремся за высокое идейпое со­ держание политзанятий? Мне, как пропа­ гандисту, передко приходится ироводпть семинары руководителей. Успех занятий во многом зависит от подготовки руково­ дителя. Семинары у нас проводятся пол­ ностью по теме. При этом особое внимание обращается на самые трудные вопросы. Вот, папрпмер, последний семинар по теме: «Партия большевиков в борьбе за мир и дальнейшее укренлеиие экономиче­ ской и военной мощи Советского Союзз (1939 г. — июпь 1941 г.)». Па семинаре присутствовали все руководители политза­ нятий. Каждый пришел с конспектом и выступал с изложением того или иного Bonpt.ra. Одиого товарища дополняли дру­ гие. Живое обсуждепие темы исключает какие бы то ни было пеясные вопросы и нечеткие формулировки, приучает руково­ дителя кратко и ясно излагать свои мы­ сли. Методические павыки руководителя име­ ют большое зпачеиие. Поэтому мы уделяем большое внимание этой стороне дела, при­ учаем руководителей правильной методике ведеппя политзанятии. С этой пелью у нас было проведено метотпческое совещание. Были разобраны характерные ошибки ру­ ководителей в методике. Например, у тов. Авраменко вначале ие все шло гладко. Па итоговой беседе он сначала вызывал слу­ шателя, а затем задавал вопрос. Это приво­ дило к тому, что остальпые матросы и сер­ жанты не задумывались над задаппым во­ просом п занимались посторонними делами. У другого руководителя тов. Тихомирова па занятиях пе использовались наглядные пособия. На все эти недостатки было обра­ щено внимание руководителей политзаня­ тий. Сейчас мы готовимся к инспекторской проверке. В ближайшее время для слушате­ лей оргапизуем цикл дополнительных лек­ ций с тем, чтобы повторить весь пройден­ ный материал. Просто и доходчиво излагать материалы Руководитель политических занятий старший техник-лейтенант Г. БУРЯКОВ Все слушатели моей группы с большим под’емом приступили в этом году к изуче­ нию «Краткого курса истории ВКП(б)». Большинство сержантов к этому хорошо подготовлено. Передо много, как руководи­ телем, с первых дней занятий стала боль­ шая и ответственная задача. С чего я нзчал свою работу? Прежде всего хорошо изучил путем инди­ видуальных бесед и наблюдений уровень подготовки каждого слушателя. Это позво­ лило мпе сделать вывод, что передо мной хорошо подготовленная и грамотная моло­ дежь, преимущественно с семилетним и ie- сятилетним образованием. Уже это одно обстоятельство заставило меня в деталях продумать методику препо- даванпя истории партии. Нужно было само­ му не только хорошо знать тему, но, что главное и основное, уметь доходчиво и про­ сто передать знания слушателям. В связи с этим подготовка к занятиям имела нема­ ловажное значение. Для руководителя очень важно грамотно составить конспект. Записи в тетрадь я провожу следующим образом. Вначале ма­ териал прочитываю, а затем формулирую прочитанное своими словами. Это позволя­ ет сделать копсиект наиболее доходчивым для слушателей. Когда все вопросы в конспекте освеще­ ны, я иду на семинар руководителей полит­ занятий. Здесь мы обмениваемся опытом, дополняем свои конспекты новыми мысля­ ми, фактами. Тут же разрешаются и непо­ нятные вопросы. Если руководитель не подготовлен, то у нас такого от проведения занятия отстраняют. \ Ч^гобы рассказ руководителя был содер­ жательным, необходимо смелее и чаще в своем рассказе использовать художествен­ ную литературу. Вот как, например, я ис­ пользовал по 7 главе «Краткого курса истории ВКП(б)» произведение М. Шолохо­ ва. По этой теме у меня был отдель­ ный вопрос: «Заговор Корнилова про­ тив революции». Эти же события очень ярко освещены в романе Шолохова «Тихий Дон». Я счел необходимым зачитать это ме­ сто слушателям и считаю такое использо­ вание литературы целесообразным. Такой метод дает возможность механикам лучше усвоить материал и надолго. К настоящему периоду слушатели мо­ ей группы изучили 12 тем. Большинство сержантов добросовестно изучает историю партии. Такие товарищи, как Печаевский, Шушарпп, Макаров, Гапонов, отлично ус­ воили пройденный материал, имеют обстоя­ тельные конспекты. Сейчас они готовятся к проверке. Но так у нас учатся еше не все. Слушатель Дмитриев, ссылаясь на от­ сутствие времени, отстает в учебе. На са­ мом же деле его просто о т е л а лень. Сейчас длЛ нас наступает наиболее ответ­ ственный период }чебы. Инспекторская проверка политзапятпй пе за горамл- Что­ бы получить сцепки «отлично» и «хоро­ шо», как и в прошлом году, мы уже теперь решили заниматься по вечерам, устраи­ вать собесрдовапия, подобрать паглядпые пособпя, прикрепить к отстающим наиболее подготовленных товарищей. Повседневно помогать отстающим Помощник руководителя политических занятий гвардии лейтенант Ф. ГРЕБЕНОЖКО Помощник руководителя политических занятий призван оказать большую помошь руководителю в политическом воспитании матросов п сержаптов. Помощником ру­ ководителя политических занятий я рабо­ таю немного. По за это время у меня нако­ пился некоторый опыт в воспитании лич­ ного состава. Мне часто приходится, например, прово­ дить занятпя с темя товарищами, которые по каким-либо причинам пе могли присут­ ствовать на занятии, заниматься допол­ нительно с темп* кто отстает в учебе, по­ могать слушателям самостоятельно рабо­ тать над книгой. Но на этом я не ограни­ чиваюсь. Помогаю руководителю в подборе наглядных пособпй, а когда он отсутствует, то провожу занятия с личным составом. В нашей группе одпо время отставал в учебе слушатель Рыбин. Рыбину кроме ме­ ня помогали и ею товарищи. Однажды он не ответил па вопрос о выборах в Верхов- пый Совет СССР. Это удивило не только мепя, по и всех матросов и сержантов. Я сам участвовал в подготовке к выборам в Верховный Совет Союза ССР. Материал был хорошо знаком, и вечером я ему под­ робно об этом рассказал. После этого я ча­ ще стал с ним беседовать, помог ему со­ ставить конспект. Рыбин заметно повышал ^свои политические знания. На занятиях па все вопросы руководителя он отвечает теперь уверенно. Помощник руководителя политических за- пятий обязан всегда быть готовым к само­ стоятельному проведению занятия. В этом мне пришлось неоднократно убеждаться. Сейчас, в самый горячпй момепт подго­ товки к инспекторской проверке политиче­ ских занятий, роль помощникз руководи­ теля очень велика. Нужно чзще бывать по вечерам в кубриках, участвовать в бе­ седах матросов и сержантов, помогать им глубже усвоить пройденный материал. К этому мы сейчас и стремимся. Главное— самостоятельная работа Гвардии старший сержант Н. НЕЧАЕВСКИЙ. Историю большевистской партии мне до­ велось впервые изучать в школе партийно­ го актива. Сейчас мы изучаем «Краткий курс истории ВКП(б)» в системе политиче­ ских занятий. Как слушатель, должен ска­ зать, что самое главное для отличного ус­ воения материала — это самостоятельная работа над книгой. Я не склонен разделять В выходной день. За рыбной довлей. Фото М. DvraKOBa. Мичурипцы Севера В питомниках, на опытных посевных участках и цветниках Полярного отделе!гоя Всесоюзного института растениеводства воз- дельБШЮтся сто семь видов сельскохозяйст­ венных, сагчовых, декоративных кульгир и цветов. При этом количество сортов составляв дтве с половиной тысячи. Одного картофеля имееггся свыше семисот различных сортов. Коллекция пшеницы насчитывает около полутора тысяч образцов. Цветов, декора­ тивных деревьев и кустарников насчиты­ вается сорок девять видов- Эта опытная станция находится на шестьдесят седьмой параллели я располо­ жена у подножья суроюых Хибшгоних гор. Здесь вы можете встретить растения раз­ личных стран мира. Вот перед вами виды картофеля, привезенные советскими иссле­ дователями из Южной Америки. Многие из этих диких вяцрв совсем ие похожи на наш культурный картофель. Вместо развесис­ той ботвы оп образует пучки небольших листьев, прижатых к земле. Их клубни очень мелки и потому не пригодны для пиши. По ззто некоторые ввды дчгоого кар­ тофеля, закаленные в горных районах Кордпльеров, способны выдержНвзть замо­ розки до минус семи градусов... На другом участке растет пшеница, привезенная нз Индии, Аравии, Китая, Канады л многих других стран- 31десь же глпешипа почти всех сортов, возделываемых в различпых зонах пашей Родпны. С пшеницей ведет работу аспирант Все­ союзного института растениеводства тов. Скорник. Он внимательно • исследует, как под влиянием внешних условий меня­ ются свойства пшеницы. Среди больших площадей картофеля и капусты, суляпда высегоие урожая, едва виднеется маленькая полоска низеньких, леви±я1гных на вид растений с л^лтыми цветами. В первый момент их можно нринять за одуванчики, до нз самом деле это знаменитый коксагыз, паше отечест­ венное (каучуконосное растение. Какса-гык был посеян здесь для опыта толы» весной прошлого года. Он хорошо перезимовал д пустил крупные корни с большим содержа­ нием каучука. Большой интерес представляют цветни­ ки. Рядом с сибирскими лилиями расте» душистый табак, нредки которого вывезе­ ны пз Южной Америки. Тут же красуются альпийские маки, нерелнвается на солнце пестрый узор анютиных глазок, собранных в разных странах Европы. Вот куст пер­ сидской сирени, обильно цветущей в Хя- бштах каждый гад. Здесь все свидетельствует о торжестве идей великого преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина и его славных последователей. А. БРЫСОВ- Работает спустя рукава Новые художественные и докумен­ тальные фильмы поступают к нам редко. К тому' же киномеханпв матрос Калннии- отношения к киноаппаратуре, сеансы сплошь и рядом запаздывают на час и больше, а ипогда и вовсе срываются. Но и тогда, когда сеапс все же начался, зрителя остаются недовольны работой ки- мнение тех товарищей, которые ссылаются СКВ£ спустя рукава относится к исполне­ на то, что, дескать, самому все попять ппю своих обязанностей. Из-за небрежного очень тяжело. Это неверно. Папротпв, только в часы самостоятельной работы и есть лучшая возможность собраться с мы­ слями, обдумать содержание каждого во­ проса и Приступить к составлению обстоя­ тельного конспекта. Как я это делаю? Прежде всего очень важно внимательно слушать рассказ руководителя, вести запись рассказа. Ни в коем случае не сле­ дует стесняться спросить руководителя по­ литических занятий, если что неясно. Я всегда, например, спрашйваю. И поэтому у меня нет неясных вопросов. Вечером, после работы, когда есть время, я беру те вопро­ сы, которые рбкомендовал руководитель на занятиях, и начинаю составлять конспект. У нас иные товарищи одно время считали, что все можно запомнить напамять. Но впоследствии у них ничего не вышло. Конс­ пект и чтение рекомендованного материала дает возможность глубже изучить тему. Конспект во многом помогает мпе гото­ виться к предстоящей инспекторской про­ верке. В нем полностью законспектирова­ ны все темы, и теперь я лишь повторяю пройденный материал. Изучение истории большевистской пар­ тии помотает мне лучше разбпрзться в во­ просах внутренней и международной обста­ новки, успе&но решать задачи по боевой подготовке. номехапика. Отсутствие звука, туманные изображения па экране, частые обрнвы вызывают досаду. Па замечания товарищей Калининский реагирует слабо и чаще все­ го отвечает грубостью. Калппинский яв­ ляется нарушителем воипской дисциплины, за что имеет ни одно взыскание. Старшина 2 статьи В. ЧЕПРАСОВ. Наладить медицинское обслуживание Военный фельдшер младший лейтенант щаться в соседнее подразделение, что со- мадицинской службы Березин в подразде­ лении ноявляется довольно редко. А по­ лучается это потому, что ему приходится очень часто дежурить по обслуживанию летпого подразделения. Личный состав за медицинской помощью вынужден обра- пряжено в никоторыми трудностями. Об этом ненормальном явлении знают старшие строевые и медицинские начальники, но мер никаких пе принимают. Сержант СУВОРОВ. КОГДА ЖЕ БУДЕТ АПТЕЧКА? | В СТОЛОВОЙ НЕХВАТАЕТ ЛОЖЕК Каждому ясно, как необходимо иметь в В нашей столовой пехватает ложек. Из- подразделенпп аптечку, в которой долж- за этого пе выполняется распорядок дня. пы быть такие медикаменты, как под, бинты, вата п т. д. Но аптечки в нашем Иптепдант тов. Кзрякин лишь изредка* подрззделении, к сожалению, нет. Сержант появляется в матросском зале. МатроСы на- Дпйков трижды обращался по этому пово- поминают ему о Необходимости наведения ду к старшппе тов. Макушину^ но безре- порядка в столовой, по это, видимо, мало бесп^копт тов. Карякина. Ложек попреж- зультатно. Хотя он и отвечал, что аптечка скоро будет, но прошло уже несколько ме-сяцов, а ее пет и нет. Старший матрос М. МАКСИМЕННОВ. нему нехватает. Младший сержант ПРОЦЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz