На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я К 3 0 - л е т и ю В Л К С М ЛЕНИН И С Т А ЛИН О К О ММ У Н И С Т И Ч Е С К О М О С П И Т А Н И И М О Л О Д Е Ж И Н. БУ К И Н . 17 снтяизя 13*8 г., ГГ- 246 (3242J. % Отделение старшины 2 статьи Николая Фуломвива добилось хороших результат тов в боевой учебе. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Н. Фуломнин проверяет знание инструкции по запуску пожарного наооса; у матроса А. Перкуна. Фото М. Бугакова. Ремонт закончен досрочно 29 октября исполняется 30 лет Всесо юзного Лепппского Коммунистического Сою за Молодежи. Славный боевой путь про шел комсомол за эти годы. Созданный и ру ководимый большевистской партией, Лениным и Сталиным, комсомол всей своей деятельностью доказал преданность социа листическому Отечеству, свою готовность и способность бороться за великое дело партии Ленина — Сталина. Большевистская партия, ее организато ры и вожди — Ленин и Сталин с пре дельной ясностью определили место комсо мола в системе Советского государства. Ком мунистическим воспитанием советского на рода занимаются государство, партия, шко ла, общественные организации трудящйхся. В грандиозной работе но воспитанию со ветского народа в духе марксизма-лениниз ма комсомол занимает важное место. Ленин и Сталин учат, что главным содер жанием деятельности комсомола является всесторонняя помощь партии <и Советскому государству в воспитании молодежи. В речи на III с’езде РЕСМ В. И. Ленин с гениальной прозорливостью определил за дачи комсомола по коммунистическому вос питанию молодежи. С тех пор прошло 28 лет, но задачи, поставленные великим Лениным перед комсомолом, актуальны и в настоящее время. Оп указывал, что «союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти & 'шммушшагу, дознана учить ся коммунизму». В. 0 . Ленин говорил, что учиться коммунизму не означает только усвоить все то, что изложено в коммунисти ческих трудах, учебниках и т. д. Этого да леко (недостаточно. Если бы учеба комму низму свелась к этому, то кроме начетчиков и хвастунов пз этого ничего бы не получи лось. Критикуя старую школу, школу муштры, зубрежки, iB. И. Ленин говорил: «...На место старой учебы, старой зуб режки, старой муштры мы должны поста вить уменье взять себе всю сумму челове ческих знаний и взять так, чтобы комму низм не был бы у вас чем-то ташим, что ваучепо, а был бы тем, что вами: самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения со временного образования». Учеба, образование в ленинской програм ме коммунистического воспитания нераз рывно связаны с общей борьбой народа за построение коммунистического общества. Обосвовав необходимость овладения все ми современными знаниями, умением пре вратить книжные знания о коммунизме в живую практическую работу но строитель ству нового коммунистического общества, В. П. ' Лепил показывает, как необходимо учить коммунизму, и в этой связи прежде всего разбирает вопрос о коммунистической морали. Оп говорил: «Вы должны воспитать пз себя коммунистов. Задача союза молоде жи — поставить свою практическую дея тельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспи тывала бы себя и всех тех, кто в ней ви- дпт вождя, чтобы она воспитывала комму нистов. Надо, чтобы все дело (воспитания, образования и учения современной молоде жи было воспитанием в ней коммунистиче ской морали». Эти гениальные слова, сказанные вели ким Лениным в первые годы советской власти, когда шла еще гражданская война, особепно актуальны для наших дней. Известно, что нравственность, мораль вне человеческого общества це существует. Наша коммунистическая мораль, коммуни стическая нравственность подчинены строи тельству коммунистического общества. Советский народ под руководством ком мунистической партии построил социалисти ческое общество и осуществляет постепен ный переход от социализма к коммунизму. Вместе со всеми грапдпозными изменения ми, происшедшими в нашей стране, изме нился и советский человек. «Мы уже пе те русские, — говорил А. А. ЯГтанов, — какими были до 1917 го да, и Русь у нас уже пе та, и характер у нас пе тот. Мы изменились и выросли вме сте с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны». Однако родимые пятна капита листического прошлого, капиталистические пережитки в сознании людей еще сохрани лись. Они проявляются у части людей в не радивом отношении к труду, в парушепип правил социалистического общежития, в неправильном отношении к женщине и т. п. В наших условиях, в условиях Вооружен- нъгх Сил, (катгиталистические пережитки у некоторых военнослужащих проявляются в нарушении воинской дисциплины, неради вом отношении к службе. Борьба с капиталистическими пережит ками в созпании людей, коммунистическое воспитание молодежи составляют одну из главных задач комсомола. <В оспове коммунистической нравствен ности, — говорил В. Ц. Депин, — лежит борьба за укрепление и завершеиие комму низма. Вот в чем состоит и основа комму нистического воспитания, образования и учения. В/г в чем состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму». . Ленин высоко ценил молодежь, глубоко Товарищ Сталин разработал и развил 1 дальше идеи Ленина о коммунистическом воспитании молодого поколения нашей стра ны. Его выступление 16 м а я 1928 года на VIII с’езде ВЛКСМ с исторической речью было знаменательным событием в жизни комсомола и всей советской молодежи. Речь товарища Сталина, как и речь В. И. Ленина на III с‘езде РКСМ, легла в основу всей дея тельности комсомола. Товарищ Сталин на чал свою речь с того, что обратил внима- ипе па особенности переливаемого момента. Особенность эта состояла в том, что к это му времени в течение пяти лег продолжа лось мирное развптпе нашей страны. Это было величайшее завоевание нашего наро да. Как и всякое завоевание, говорил товарищ Сталин, оно имеет свои отрица тельные стороны. Успехи восстановления и развития народного хозяйства породили на строения успокоенности, появилась вред ная теория «самотека», теория «авосб-не- бось». «Вот эта психология спячки, — говорил товарищ Сталин, — эта психоло гия «самотека» в ра^боте, — она и состав ляет отрицательную сторону периода мир ного развития». Подвергнув критике эти взгляды, товарищ Сталин всесторонпе обосновал необходи мость всемерного укрепления боевой готов ности рабочего класса. Он подчеркнул, что эту задачу пельзя считать временной, пе реходящей, опа «...должна проникать всю нашу работу, пока есть классы Bs нашей стране и пока мы имеем капиталистиче ское окружение». Чтобы поднять боевую готовность рабочего класса, мобилизовать его на борьбу с классовыми врагами, необ ходимо было развернуть критику и само критику наших недостатков и этим органи зовать массовый контроль снизу. Одним из жесточайших врагов нашего продвижения вперед является бюрократизм, глушащий инициативу масс, зажимающий критику и самокритику. Одпой критики сверху, говорил товарищ Сталин, далеко недостаточно. «Главное те перь состоит в том, чтобы поднять широ чайшую волну критики снизу против бю рократизма вообще, против недостатков на шей работы в особенности. Только органи зуя двойной пресс — и сверху и снизу, только перемещая центр тяжести на кри тику снизу, можно будет рассчитывать на успешную борьбу и искоренение бюрокра тизма». Критика и самокритика и сегодня яв ляются одним из главных методе® надлего коммунистического строительства. Бее кри тики и самокритики немыслимо движение вперед. Они являются особой формой пре одоления противоречий в нашем социали стическом обществе. Критика и самокрити ка имеют неоценимое значение в деле ком мунистического воспитания, формирования в человеке большевистских качеств: высо кой идейности, целеустремленности, твер дости характера. Они помогают не успока иваться на достигнутом, помогают творче скому росту (нашил (кадров, в том числе молодежи. В этом деле важно, чтобы комсо мольские руководители, вожаки молодежи показывали пример большевистского отно шения к критике. Большое место в своей речи на VIII е ’ёз- де ВЛЕСМ товарищ Сталин уделил вопросу о подготовке новых кадров, об овладении молодежью наукой, знаниями. Перед, совет ским пародом к этому (Времени встали гран диозные задачи переустройства народного хозяйства. 1928 год был годом расцвета со циалистического строительства, годом пер вой сталинской пятилетки. Советский народ под руководством партии приступил к ре шению труднейших задач социалистической революции, таких, как индустриализация страны, коллективизация сельского хозяй ства. Решеппе всех грандиозных задач, стоя щих перед пашей страной, упиралось в не достаток квалифицированных кадров, спе циалистов различных отраслей хозяйства, людей, в совершенстве знающих свое дело. Товарищ Сталин обратился с призывом к комсомолу, к советской молодежи овладе вать высотами науки. «Перед нами стоит крепость. — Говорил товарищ Сталип. — Называется опа,. эта крепость, наукой с ее многочисленными от раслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодежь, если опа хочет быть строителем новой жизни, если она хочет стать действительной сменой старой гвардии». Этот призыв великого Сталина был вос принят комсомолом, советской молодежью, как боевой приказ, как веление Родины. Комсомолом был об’явлен массовый поход молодежи в пауку. С тех пор прошло двад цать лет. Наша Родина неузнаваемо изме нилась. Героическими усилиями советского народа под руководством партии большеви ков, великого Сталипа она превратилась в могучую индустриальную п колхозную дер- жалу. В этом немалая заслуга нашего ленинско-сталинского комсомола, нашей советской молодежи. Коммунистическая партия, товарищ Сталин требуют от комсомола воспитывать молодежь в духе ленинизма. Это значит, ной борьбе молодежь черпает в животворя- щем источнике учения Ленина — Сталина. Идеи большевистской партии всегда были могучим источником, вдохновляющим мас сы на борьбу за построение социалистиче ского общества. «Следуя боевым традициям большевизма, комсомол силен своей идей ной убежденностью и преданностью партии Ленина — Сталипа», — говорится в Уста ве ВЛКСМ. История борьбы за советскую власть, за построение социалистического об щества, за защиту его от посягательств многочисленных врагов полна героической самоотверженной борьбы нашего народа, нашей молодежи. Годы Великой Отечественной войны осо бенно ярко показали все величие идейной убежденности, морального духа советских людей. Только люди, глубоко верящие в бессмертие великого дела Ленина-ЧЗталииа, могли совершить такой массовый, невидан ный героизм. Секретарь ЦК ВЛЕСМ тов. Михайлов в одной из своих статей о политико-воспи тательной работе среди молодежи приводит письмо офицера Масловского, погибшего геройской смертью в борьбе с немецко-фа- шистскими захватчиками. Это письмо пока зывает все величие облика нового совет ского человека, воспитанного на боевых традициях большевистской партии. Вот его текст: «Последнее письменное слово и мое за вещанное пожелание для сына. ...Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание ко мандира дивизии, выполняя которое жи вым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не путайся и не унывай. Гордись такой гор достью, с которой идет твой папа на смерть: в« каждому доверено умереть за Родину, за любимого Сталина! Приму все меры, что бы это письмо переслали тебе, а ты с ним будь осторожнее, не пугай свою бабусю. Славному городу Ленина — колыбели ре волюции — грозит опасность. От выполне ния моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благо получия буду (выполнять задание до послед него вздоха, до последней капли крови. Отказаться от такого задания я не соби рался, наоборот, горю желанием как Вы скорее приступить к выполнению. В ожи дании машины роюсь в неугомонных мыс лях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой: какие силы помогают мне совершить мужественный по ступок? Воинская дисциплина и партийное послушание. Правильно говорят: от дис- I циплины до геройства — один шаг. Это, сын, запомни раз и навсегда. А пока есть время, надо отшшш ъ от кителя ордена, поцеловать их по своей гвардейской при вычке. Рассказываю тебе обо всем подроб но, ючу, чтобы ты знал, кто был твой отец, ка* и за что отдал жизнь. Вырастешь боль шим, осмыслишь, будешь дорожить Родиной. Хорошо, очень хорошо дорожить Родиной! У меня есть сьш. Жизнь моя продолжает ся, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца, чувства. Я умираю и вижу свое продолжение. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего воз вращения домой с фронта. Без обмана: его больше не жди и пе огорчайся, ты не один, с тобой Сталин, он пе то, что я: я был и остался отцом для тебя одного, он же приз нан отцом всего нашего народа. При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил толь ко тобой. Вот и сейчас думается, хоть я бу ду мертвым, но сердце продолжает жить тобой, даже смерть не вытеснит тебя из моего скупого сердца. В своем прощальном письме прошу коман дование и выражаю искреннюю просьбу к вождю народа товарищу Сталину за мою правдивую, честную и преданную смерть сделать из моего сына полководца, достой ного Суворова. Определите его воспитанни ком суворовского военного училища, же лательно в Ленинградскую область — это для того, чтобы он мог посетить Поддорский район, Сокольский сельсовет, потому что в местечке деревни Хлебоедово закончит благородный жизненный путь его отец. Еогда начнется мирная жизнь, возродятся колхозы, сын будет первым шефом колхоза деревня Хлебоедово. Прощай, мой сын, про щай, дорогая жена! Поля, Юра! Жена, сын! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя! Люблю, люблю до последней капли крови! Люблю Сталина, Родину! Выполняйте мое завещание. Целую. Искренно любящий — Гавриил». Нет ничего благороднее, как воспитание молодого поколения, достойного таких от цов и матерей! Вся плодотворная деятельность комсомо ла, все его успехи и достижения по комму нистическому воспитапию молодежи яв ляются результатом мудрого руководства большевистской партии, заботы и любви великого Сталина к молодежи. И молодежь нашей Советской Отчизны с именем родпо- го отца и учителя товарища Сталипа уве- ренно идет вперед по путл к коммунизму. Капитан 3 оанга В. СТЕКЛОВ. Песня о матросе t ивкове Седые туманы Плывут с океана И серые скалы заносят, Где ветер с волною П ою т о герое, П ою т о герое-матросе. Ф ашистского гада Он бил без пощады, Н о бой был неравный, суровый. Враги наседали, Друзья умирали Вокруг комсомольца Сивкова. Глаза опалены, И вышли патроны, Одна уцелела граната, Враги ликовали, «Сдавайся!» — кричали, Ползли по гранитному скату. Гранату сжимая, Он крикнул, вставая: «Нет, русские в плен не сдаю тся» . Грохочет граната П од черным бушлатом — «Нет, русские в плен не сдаются». Седые туманы Плывут с океану, И серые скалы заносят- Где ветер с волною П ою т о герое, П ою т о бессмертья матроса1. Патриотический призыв москвичей вступить в социалистическое соревнование за увеличение сверхплановых накоплений, нашел горячий отклик у рабочих и служа щих пронзвэдствеипьгх предприятий и мо ряков вспомогательных кораблей. Обра щение передовых предприятий столицы широко обсуждается на собраниях и сове щаниях судоремоптпиков. Они тщательно проверяют свои возможности и изыскивают пути дальнейшего увеличения производи тельности труда, экономии материалов, то плива, электроэнергии, спижепия себестои мости продукции и накладпых расходов. Недавно в судоремонтных мастерских состоялось собрапно пнжеперно-техипче- ского персонала совместно со стахановца ми, на котором были всесторонпе обсуждены возможности дальнейшего увеличения сверхплановых накоплений. Участпики совещания едиподушпо взяли обязательство добиться в 1948 году не ме нее 140 тысяч рублей экономии сверх пла на. Одновременно было пересмотрено ранее взятое социалистическое обязательство ма стерских, по которому годовой план должен быть выполнен к 20 декабря. Собрание ве шило выполнить план к 1 декабря. Недавно личный состав пятой боевой ча сти нашего корабля завершил ремонт сво его заведывания. Матросы и старшины под руководством командира БЧ-V старшего техник-лейтенанта Гонцова показали лю бовь к своей специальности и большие знания. Весь ремонт производился своими силами. Коммунист тов. Такшеев возглавил ра боту по переборке вспомогательных двига телей и замене магистралей. В этой работе особенно отличились комсомольцы Алимов и Галышев, которые старались как можно Постановление собрания единодушно поддержали все судоремоптпики. Сейчас в цехах мастерских проходят производствен ные совещания, на которых судоремоитпи- кп берут новые дополнительные обязатель ства по досрочному выполнению производ ственных планов, высказывают ценные предложепия по сбережению государствен ного рубля. С повой силой развернулось движение за экономию топлива, горючего, смазоч ных масел п электроэнергии на кораблях вспомогательного флота. Экипаж парохода «Ямал» во главе со старшим механиком коммунистом Кочневым принял все меры к тому, чтобы ни один килограмм угля пе пропадал даром. Еще во время ремонта особое внимание было обра щено па то, чтобы пар не уходил в соеди нительных фланцах п стопорных клапанах. Была сделана прочная изоляция трубопро водов. В течение всей летней кампании с достоинством несли трудовую вахту меха ники Суханов и Коптяев. Они непрестанно следили зЯ четкой работой механизмов, обеспечивали правильное горение угля, по дач*г пара и питательной воды. быстрее и лучше выполнить яаданиё командоваппя. Старшипа 2 статьи Горбунов и старший матрос Холобаев отремонтировали и уста новили холодильник. Личпый состав БЧ-V, не считаясь со временем, часто работал во вне рабочее время. Все задания выполнялись досрочно, а в целом ремонт был закончен раньше намеченного срока. Командование наградило отличившихся. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. Особое впнманпе па расходование топли ва обращают машинист Морозов, кочегары Чпжов п Костромптпп. Даже проваливший ся вместе со шлаком уголь они выбирают и снова бросают в топку. Повседпевпая напряжепная борьба за; сбережение топлива на пароходе «Ямал» стала законом всего экипажа. Это позволи ло пароходу сэкономить 141 тонну угля. По-хозяйски относятся к экопомип то плива п моряки парохода, где капитаном тов. Семепов. За счет отличного состолппл механизмов и правильной их эксплоатацпи только за один квартал пароход сберег го сударству 19 топп угля. Ценную пппциатнву применили на своем корабле механики Немыкин, Звягип и мо торист Хабаров. Во время работы двигате лей они собирают разбрызгиваемый соляр, с.тпвают его в бачки и после отстоя снова употребляют в дело. Бережливое, хозяйское отношение к па родному достоянию позволило кораблю сэкономить 1 1 тонп соляра. С передовых кораблей, сумевших сое-» речь государству десятки тонн топлива и горючего, берут пример и другие экипажи. Старший лейтенант АРХИПОВ. верил в ее тсарческие силы и способности. Течь В. П. Ленина на III с’езде РКСМ про- г:и;г.ута отеческой заботой о подрастающем пок лепил, о его образовании и воспитании. свячыв-тгь свою повседневную деятельность с идейно-политическим воспитанием. Неис сякаеммо веру в победу великого дела ком мунизма, ясность цели в своей повседнев- БЫСТРОТА И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ Старшина 2 статъа Кубасов показал высокую морскую выучку Старшина 2 статьи Кубасов—отличней электрик кррабля. Свое заведывание он знает хорвшо и всегда содержит его в образцовом порядке. Он является отличником боевой и поли тической подготовки. Отважный поступок совершил старшина 2 статьи Куба сов в море во время шторма. Катер находился в плавании несколько суток. Сидя в кубрике, старшина беседовал со сво ими подчиненными о правильной эксплоатации материальной части, об уходе за нею. Вдруг все услышали треск на верхней палубе, и сразу же в кубрик ворвался ветер. Кубасов быстро осмотрелся. В отсеке все было в порядке. Он заглянул в первый отсек и увидел в верхней палубе про боину больших размеров. У старшины мелькнула мысль: наверное, сорвало носовой вентилятор, образовалась пробоина, ее нужно как можно быстрее ликвидировать. Так оно и было: сильной волной был сорван вентилятор, и в палубе образовалась пробоина, которая грозила затопле нием отсека. Старшина Кубасов нр растерялся. Он выскочил наверх, где был встречен накатом волны и отброшен назад. Он попы тался вторично прорваться в промежутки между накатами волн, но это ему не удалось. Вода быстро поступала в отсек, нужны были самые ре шительные меры. В третий раз бросился смельчак к месту пробоины. На этот раз он благополучно добрался до того ме ста, где было отверстие, откатил сорванный вентилятор и стальной швартов, накрыл пробоину брезентом и под холод ным накатом волн закрепил его. Доступ воды в отсек прекра тился. Теперь надо было спасать материальную часть. С боль шим трудом Кубасов подошел к сорванному вентилятору, за крепил его стальным концом и вытянул на шкафут в более безопасное место. Течь устранена. Катер дал ход. Старшина 2 статьи Кубасов совершил отважный поступок. Его решительность и быстрота действий служат примером всем молодым старшинам и матросам. Старший матрос В. Г0НС0ВСКИЙ. Катер вьшел в море. Све жая погода и большое волне ние требовали от личного со става выносливости, безуко ризненного выполнения своих обязанностей и решительных действий. Бдительно нес сигнальную вахту сигнальщик старший матрос Костромпн. Он внима тельно наблюдал за горизонтом и воздухом, четко и ясно до кладывал обо всем замеченном командиру. Старший матрос Костромнн немало побывал в трудных походах. Он участник больших плаваний, имеет хороший опыт морской службы и всегда с большим старанием выполняет обязанности командира отде ления. Уже в первые дни по хода оп сумел показать хоро шее знание своей специально сти, успешно сдав задачи по службе наблюдения и связи. , Несмотря на штормовые' условия, умело и решительно действовало отделение комен доров старшины 1 статьи Ляш. ко. Артиллерийский расчет по всем командам, подаваемым старшиной 1 статьи Ляшко, действовал быстро, решитель но и слаженно. Боевые стрель бы показали, что его артилле рийский расчет быстро добил ся хороших результатов: с первых же выстрелов была по ражена цель. Старпшна 1 статьи Ляшко не только хорошо знает спе циальность, по и умело обуча ет своих подчиненных. С боль шой энергией передает оп свой многолетний опыт молодым матросам. В годы войны он воевал в составе морской пехоты, был одним из защитников Совет ского Заполярья. На его труди ярко блестят три правительст венные награды. Молодые ма тросы часто обращаются к не му. — Товарищ старшина, рас скажите, как моряки защища ли северные рубежи нашей Родины? Старшина, присаживаясь к ним, рассказывает эпизоды из своей фронтовой службы, о боевых делах североморцев, о беспримерных подвигах раз ведчиков, морских пехотинцев, о героических воздушных боях летчиков. Отличное знание специаль ности, умение передать нако пленный опыт своим подчи ненным способствуют высо кой боевой и политической подготовке его отделения. В трудных условиях похо да матросы п старшины всех боевых частей показали высо кое знание своей специально сти, умение пользоваться сложной боевой техникой. В период похода под руко водством члена ВКП(б) стар шины 2 статьи Дедкоза на корабле выпускались «Боевые листки», в которых показывали ход выполнения задач личным составом каждой боевой частп отдельно, отмечали лучших ма тросов и старшин, успешно сдавших поставленные за дачи. Для свободных от вахт было >организовано радиове щание, проводились подтип- формации. Каждая свободная минута использовалась для подготовки к очередным полит занятиям. Старшина 2 статьи Н. ГЕРАСИМОВ. По примеру (москвичей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz