На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
2 R А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 16 октября 1948 г., Л 245 (3241). к 7. Л Ю Б О В Ь К О М А Н Д И Р У Летом 1941 года эскадренный миноносец Гремящий» участвовал в конвойной опе- I ацпи. Далеко <в море «Гремящий» и два других миноносца встретили возвращавший ся из-за границы крупный советский: тран спорт и веяли его под охрану. В пути к со- г-стокич водам транспорт был поврежден и поэтому шел медленно. Па караван ожесто ченно нападала вражеская- авиация. Бом бардировщики противника налетали груп пами по 1 2 — 16 самолетов в течение мно гих часов. Вокруг «Гремящего» рвались десятки бомб, в воздухе свистели тысячи осколков. Но личный состав- ни на секунду не отры вался от своих обязанностей па боевых постах. Весь экипаж был об’единен одним стремлением — быстро н точно выполнять каждую команду с мостика- Па мостике находился командир. Его воля превратила корабль в единый четкий боевой организм. , Сигнальщики непрерывно докладывали о появлении самолетов, об отрывающихся от них бсмбах. Рулевой Пчелпн, с полуслова понимая командира, мгновенно переклады вал «руль и уводил корабль от опасности- Машинисты с предельной быстротой осу ществляли приказания машинного теле графа. Стволы орудий и пулеметов по коман де с мостика поминутно вещ ались и меня ли цели. Меткий и мощный огонь то огне- г>й завесой сбивал немцев с курса, то у ^грем^тяшся в упор но пикировавшим бом бардировщикам. «Грсмяппш», лавируя меж разрывами бсмб, оставался неуязвимым, наносил ответ ные удары п срывал попытки, врата про рваться ж транспорту. Воля п искусство хладнокровного коман дира, воплощенные в действиях всего эки пажа, одержали победу. Транспорт и кораб ли пришли в Мурманск без повреждений- Мпого раз в годы войпы североморцы на собственном опыте видели, как велико зпа- HCiRiTR командира в бою. В моменты опасно сти или в (решающие минуты его воля спла чивала и направляла усилия всех бойцов, а .мужество командира служило образцом, укрепляло уверенность в победу. Герой Советского Союза Георгий Михай лович Паламарчук в схватке катера с не мецкой авиацией был ранен в обе ноги. Преодолевая боль и слабость от потери к.ро- шт, командир оставался па свое-м посту и продолжал руководить боем. По примеру ! ший кома своего командира стойко и мужественно! Герой Со сражалась вся команда. Лишь когда опасность миновала, Пала марчук разрешил сделать ему перевязку и поручил боцману Колобову вести катер. Во время напряженных боев за Мурманск в сентябре 1941 года по всему фронту ста ли известными подвиги отряда моряков под комапдованпем Сысоева. Смелый и спокой ный командир всегда был в самом опасном месте, ободрял бойцов, находил верное ре- шепне. Сысоевцы во главе со своим отваж ным командиром наносили немцам большой урон. В операции по овладению высотой «Важ ная» Сысоев повел свой отряд через непри ступные скалы над озером. Неожиданный и стремительный удар моряков по флангу противника смял немцев и закрепил успех операции. Среди североморских артиллеристов-зе- нитчиков особой стойкостью отличалась батарея офицера Леоненко, награжденного орденом Красного Знамени. Бывали дни, когда немецкие самолеты по нескольку раз в день пытались уничтожить батарею, преграждавшую своим огнем подступы к важному об’екту. Однажды противник предпринял атаку идповременно с нескольких направлений. Одна бомба разорвалась вблизи боезапаса. Часть бойцов командир послал спасать сна ряды, остальные продолжали стрелять. По команде командира, видевшего каж дый маневр врага, орудия развернулись и прямой наводкой ударили по вошедшим в пике бомбардировщикам. Два самолета заго релись и разбились. Остальные бросили бомбы, куда попало, и ушли, не причинив никакого воеда пи об’екту, ни батарее. * ★ * С любовью и преданностью отзывались о своих командирах наши моряки. , Гвар- дейцы-подаодники о Герое Советского Союза Николае Александровиче Лунине говорили: — Во время опасности мы о ией не ду мали. ГляшЬпь на командира: он спокоен, значит, все в порддке. С ним не пропа дешь, это каждый знает. В памятный торжественный день под’е- ма гвардейского’ флага на эскадренном ми ноносце «Гремящий» весь личный состав волповал вопрос; — Будет диада под’еме флага наш быв- j y a i н Д н рЩ ^ОВСтЩК Союза Антон Иосифо вич Гурпн командовал «Гремящим» со дня его спуска на воду. Под -командованием Ту рина личный состав корабля своей образ цовой боевой деятельностью, с в о и м и боевы ми подвигами заслужил гвардейское звание. Б моменту вручения миноносцу гвардейско го флага А. И. Гурин был переведен па высшую должность. Но плававшие с ним моряки до конца своей службы вспоминали любимого и уважаемого командира. Ни в одной армии капиталистических стран офицер не пользуется п не может пользоваться такой любовью и преданно стью, которые проявляют к своим команди рам советские воины- В старой царской ар мии и в современных армиях капиталисти ческих стран солдаты видят в офицерах представителей класса угнетателей, кото рые заставляют солдат воевать за чуждые им интересы империалистов. Советский офицер не только наиболее умелый воин. Он представитель советской власти, которая, вручила ему ответствен - 1 ность за обучение, воспитание и жизнь бойцов. Поэтому бойцы нашей Армии и Флота уважают и любят своих командиров, бере гут и охраняют их в бою, как знамя. Само отверженная защита командиров в бою яв ляется одной из славных боевых традиций советских воинов. Североморец Квашнин, ефрейтор морской пехоты, во время боя увидел, что командир ранен. Квашнин бросился ему на помощь, прикрыл своим телом п под сильным огнем противника вынес командира из боя. Североморский летчик Карп Лопатин, не имея другой возможности спастп команди ра от устремившегося на его машину вра жеского самолета, не задумываясь, пошел на таран врага и уничтожил его ценой соб ственной жизни. Таких примеров было много. * * * Славная традиция любви советских вои нов к командирам закреплена в сталинских уставах наших Вооруженных Сил, которые обязывают всех военнослужащих оказы вать уважение начальникам п старшим, беспрекословно повиноваться начальникам и защищать их в бою. Достойно хранить н продолжать эту тра дицию в условиях мирного времени означа ет, что матросы и старшины должны быть надежной опорой командиру в любом дате, служить так, чтобы командир смело мог по ложиться на их умение, выдержку и му жество в бою. Капитан 3 ранга М. ПРОНИН. Настойчивость в учебе Молодой матрос Попов пришел на ко рабль, не имея никакой специальности. Став артиллеристом, Попов настойчиво взялся за овладение специальностью ко мендора. Первое время учеба давалась трудно, но матрос не падал духом и со всей энергией продолжал совершенство вать свои знания. В учебе Попову оказывал постоянную помощь старшина 2 статьи Васильев. Бывалый моряк помог молодому артил леристу быстро освоить специальность. На зачетах Попов получил отличную оценку. За успешное овладение специ альностью командир части об’явил ему благодарность. Сейчас тов. Попов самостоятельно не сет вахту. Со своими обязанностями он справляется хорошо. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. :l f Расчет старылши 2 статьи О с т р и я н о в а ла тренировке. Фото М. Бугакова. Очемнельзя забывать комендорам Это было во время Великой Отечествен ной войны. В зимний день корабль вышел в море на выполнение боевого задаппя. Стоял сильный мороз, температура воздуха доходила до минус 25° С. В море корабль был атакован немецкими самолетами. Все ожесточенные атаки Очень часто бывает, что после того, как нанесена смазка и артснстемы некоторое время эксплоатпровались, на отдельных деталях все же появлялся налет коррозии. Почему? В подавляющем большинстве слу чаев это происходит имеппо потому, что процесс смены смазок происходил пе так, воздушных пиратов были отражены кора- как указано выше. В одних случаях дета- СДАЧА ИРМ НА ЗНАЧОК ГТЗ В .выходной день на спортивную площад ку вышел весь личный состав подразделе ния. Началась массовая сдача порм на зна чок ГТО. Хороших результатов добились комсомольцы Стогов, Яковец, Ольшевский, Пидорич, пробежавшие 100-метровую дн- стапцпю за 121 секунд. Опи же успешно вы полнили нормативы н по другим видам соревнований. Всего за этот день сдали нор мы на значок ГТО 1-й ступени 90 человек, нз них 64 комсомольца. Ефрейтор Е. ПЕРЕЛЬМУТЕР. Моряки построили водопровод Разрушая твердые породы скал, взрывая каменные глыбы, с большими трудностями катерники прокладывали путь водопроводу через сопки к лшлым помещениям. Подрывная группа в составе старших матросов Костылева, Ушакова и других, возглавляемая капитан-лейтенантом Цвет ковым, показала не только умение владеть сложным подрывным делом, но и образцы самоотверженной работы. , Не менее трудной была задача провести водопровод по низине. Короб с трубопрово дом нужно было укрепить на сваях над поверхностью и утеплить его на зиму. Новая магистраль водопровода вступила в строй и дает воду во многие об’екты гар низона. Весь личный состав, занятый на работах, получил благодарность командова ния. Среди отмеченных благодарностями старшины 2 статьи Койфман, Семенов, Зяблов, матросы Кустов и Ерофовский. Матрос А. ПЕШКОВ. У м о л о д ы х м е т р о ст р оевг^ев 15 мая 1935 года — в депь п у к а метрополитена имени Л. М. К а г а п о ЕИ ч а — газеты онубликовали постановление 1 Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о награж- ; шин орденом Ленина москов ской организации ВЛКСМ. Ты сячи столичных комсомольцев и комсомолок работали на строительстве первой очереди ГV -когского метрополитена. 1 :\- заслуги высоко оцепепы партией и правительством. Шли годы... Новые очереди метрополитена вступали в :> кгил :атазшю. Подземные стальные нити протянулись на десятки километров в разных направлениях. Сейчас прокладывается по- г.п*i трасса, которая соеднпит у собой вокзалы столицы. H i стройке много молодых ра- Гзчлх. Самоотверженным тру- т/ м онп умножают славные т} •!;нцип первых комсомоль цев-метрэстроевцев. Пх ло- :;унг — работать быстро, вы- с «качественно, экономно! ...После окончания смены Г;*пгадир молодежной бригады гр эходчиков строительства станции «Павелецкая» комсо- м леи Михаил Епифанов но- ир ш товарищей пе расхо диться. — В октябре комсомолу ис- I! л;: нотея топ та т ь лет. — сказал он, — нам нужно по думать, чем мы отметим эту дату. Молодые проходчики стали прикидывать своп возможно сти. Делались тщательные под счеты. принималось во внима ние все, что могло повысить производительность труда. Три передовые бригады — проходчпка Епифанова, че канщика Карева и слесаря По лунина обратились к молодежи орденоносного метростроя с призывом встретить 30-летне комсомола новыми трудовыми победами. — Мы принимаем обяза тельство к 29 октября выпол нить план 1 2 месяцев, — го ворилось в обращении. — К 1 января дать сверх плана 80 погонных метров готового тон- пеля, обеспечить прирост сред негодовой выработки на каж дого молодого рабочего на 2 0 процентов, бороться за стро жайшую экономию материалов, электроэнергии. Все сто молодежных бригад метростроя горячо - подхватили почпн передовиков. С- молодым комсомольским задором работают проходчики станции «Павелецкая», изо дпя в день они увеличивают выработку, набирают темпы. От них стараются не отставать и другие бригады. Повсюду созданы комсомольские конт рольные посты. Молодые рабо чие следят за тем, чтобы не было простоев у строителей, чтобы бережно расходовалась электроэнергия, экономно тра тились материалы. На 11-й шахте молодежь провела «День смотра труда». Вое неполадки в работе были взяты па учет. Начальник строительства при нял немедленные меры к их устранению. 5 молодежных бригад, за нятых на подземных работах, уже выполнили годовой план. 1 0 лучших метростроевцев- комсомольце© награждены Мо сковским комитетом ВЛКСМ Почетными грамотами. Среди награжденных — проходчик Епифанов, слесарь Куликов, чекапщпк Коновалов. От шахтеров-комсомольцев не отстают и те, кто рабо тает па поверхности. Здесь 8 молодежпых бригад завершили выполнение полуторагодовых норм. Всем известные на строи тельстве бригады Николая Долгапова, Михаила Куликова, комсомольца Нечхаева и дру гие 20 бригад выполнили к 15 сентября работу, которую долж ны были сделать к новому го ду. На строительстве много знатных людей, тех, что соору жали первую очередь метро политена. Они пришли на шахты в начале тридцатых го дов с путевкой Московского комитета комсомола. В дпи подготовки к 30-й годовщине ВЛКСМ молодежь встречается с ветеранами ударной стройки. Па одном пз вечеров перед ком сомольцами выступят депутат Верховного Совета СССР Татьяна Федорова — рядовой строитель, а ныне начальник участка 1 0 -й шахты, главный ипженер 12-й шахты Василий Полежаев, который работал бригадиром проходчиков на строительстве первой очереди метро. Под Москвой, на станции Клязьма, есть детский дом, над которым шефствует коллек тив строительства. -— Нужно, чтобы ребята почувствовали, что праздник комсомола— это и их праздник, — решили молодые метро строевцы. В день славного юби лея каждый воспитанник по- лучит новый пионерский ко стюм. В гости к детям приедут строители метро, коллективы художественной самодеятель ности. В библиотеке появятся новые интересные книги. Дружным, сплоченным кол лективом приходит к 30-летию ВЛКСМ молодежь орденоносно го столичного метростроя. А. МЕДЗЕДЕВ. бельнымп артиллеристами. По с каким тру дом это удалось пм сделать! Для того, чтобы повернуть какую-либо пупгку по горизонту пли по вертикали, нужно было прилагать большие усилия. Наводчикам нпогда казалось, будто к ство лу пушки привязан какой-то тяжелый груз, мешающий пм осуществлять паводку. После выполнения задания и возвраще ния в базу на корабль былп вызваны спе циалисты ремонтной мастерской. Тщатель ный осмотр никаких дефектов в механиз мах наведения пушек не обнаружил. Да и причин к появлению этих дефектов не бы ло. Прошедшим летом пушки подвергались среднему ремонту', и механизмы все время хорошо работали. После осмотра и беседы с командиром второй боевой части мастера установили причину ненормальной работы механизмов наведений. Оказалось, что механизмы пу шек не были переведены с летней смазки на зимнюю. На первый взгляд может пока ли перед нанесением зимпеи смазки пе протирались насухо, в других — смазка наносилась руками, а пе щетками. И, как правило, там, где нарушались осповпые требования по смепе смазок, всегда появля лось коррозированпе деталей п, как след ствие этого, ненормальная работа механиз мов паведенпй пушек. Иногда зимой некоторые артиллеристы жалуются, что вот, мол, мы и смазку сме нили и все сделали так, как это требуется, а когда корабль вернулся из похода, меха низмы наведения стали работать совершен но непормальпо, более того, некоторые пушки совершеппо певозможпо развернуть по горизонту. Не папраспо ли произведена смепа смазки? Конечно, не напрасно! Здесь дело не в смазке. Этп ненормальности об’яспяются довольно просто. Но возвращении корабля в базу орудийные расчеты пе производят своевремепиые осмотры механизмов. А во время похода в механизмы и, что особенно заться, что подобное значительное увеличе- I важно, в смазку попала вода, которая за- ние пагрузкп па маховиках наведений пе | мерзла вместе со смазкой п препятствует может произойти только <из-за смазки. В этом также сомневался и «омандир БЧ-П корабля, но практика эксплоатации пушек в зимних условиях подтвердила, что это так. Стоило только перебрать мехапизмы наведений, заменить летнюю смазку на зимнюю, как все стало нормальным. Пушки по горизонту и по вертикали стали вра щаться нормально. Мы приводим этот пример потому, что не исключена возможность, что подобные случаи могут повторяться и теперь. Ведь на кораблях много молодых командиров БЧ-П, да и старослужащие артиллеристы сменились па молодых комендоров и навод чиков. Поэтому невредно будет напомнить пм об особепностях эксплоатации артилле рийских систем в зимних условиях. Это прежде всего касается смазки механизмов пушек. В летппх условиях должна исполь зоваться летняя смазка, а в зимних — зимняя. Некоторые артиллеристы считают, что нет особой нужды переводить механиз мы пушек с одной смазки на другую, ссы лаясь при этом на примеры эксплоатации артсистем па Черном море. Разумеется, подобная ссылка не выдерживает никакой критики. В условиях Севера опыт Черно морского флота механически переносить нельзя. Сам процесс смены смазок должен про исходить с осторожностью и внимательно стью. Необходимо учесть, что это пе так просто делается. Падо прежде всего тща тельнейшим образом удалить старую лет нюю смазку со всех частей орудий и в первую очередь с шаров, погонов и сепа раторных устройств. Промытые детали в керосине, бензине или скипидаре тщательно вытираются на сухо. После этого уже можно наносить зимнюю смазку, причем смазка должна наноситься специальными щетками пли кисточками, на руках должны быть одеты перчатки (резиновые или пз ткани). Эта предосторожность необходима для преду преждения образования коррозии на метал ле под смазкой. нормальной работе. Для избежания этого необходимо по возращении из похода (не позже как через 2 — 3 дня) осмотреть все механизмы орудия и в первую очередь проверить состояние смазки на деталях. В особенности это нужно иметь в виду в ^ех случаях, когда выход в море происходил в штормовую погоду. В этом случае вода может проникнуть под смазку и во все закрытые мехапизмы. Также не мепее существенным значением эксплоатации артиллерийских систем в зимних условиях является строгое соблю дение сроков под’ема верхней части артси стем. Один раз в год пли, в крайнем случае, один раз в два года необходимо поднимать верхнюю часть станка для осмотра шаров, шаровых погонов и роликовых подшипни ков штыря. Во время под’ема пушкп долж на быть удалена старая загрязненная смаз ка (применительно к условиям), места, подвергшиеся коррозпроваиию, зачищены. Без под’ема артсистем своевременный и качественный осмотр указанных узлов про извести невозможно п тем более сменить па них смазку, так как смотровые окна погонов не обеспечивают этого. Понятно, что под’ем артсистем пе во всех случаях может производиться силами лпчпого со става. Некоторые пушки могут быть под- пяты личным составом корабля или бата реи, другие, более крупиые, поднимаются только силами ремонтных мастерских. Но во всяком случае это обстоятельство не должпо быть причиной того, чтобы артил леристы считали, что коль скоро под’ем пушек производит ремонтная мастерская, то опи ие должны этим интересоваться и контролировать сроки под’ема. Во всех случаях под’ема артсистем си лами личного состава или мастерской корабельные пли береговые артиллеристы должпы обеспечить строгий контроль за сроками под’ема, тем более, что несвоевре менный под’ем артсистем в первую оче редь отражается на работе механизмов го ризонтального наведения в зпмппх усло виях. Вот два характерпьгх при мера, подтверждающих сказанное выше. В один из зимних месяцев Великой Оте чественной войпы корабль получил сроч ное задание па выход в море к берегам противника для набеговых операций. Во время открытия артогня командир второй боевой части офицер Алексеев был пора жен появлением задержек в стрельбе. Ору- дпйпые расчеты корабля былп отличи натренированы, материальная часть в исправности, а задержки все-таки произо шли. При последующем разборе оказалось, что основной причиной задержки явилась пепормальпая работа механизмов горизон тального наведения. Для вращения меха низмов горизонтальпого паведепия потре бовалось приложить большие усилия, и наводчики не обеспечивали удержание ору дий в заданных углах наводки. В подобном л» положении оказались и артиллеристы одного из катеров, когда оп находился так же у вражеских берегов. У посового орудия мехапизмы горизонтального наведения ока зались пе в порядке, от этого появились и пропуски в стрельбе и был снижен темп огня. В обоих случаях основной причиной ненормальной работы механизмов горизон тального паведепия оказался несвоевре менный под’ем артсистем. Пушкп не подни мались, шары и погоны не осматривались около четырех лет, в результате на ппх смазка была загрязнена. Особенности эксплоатации артсистем к зимних условиях касаются пе только ука-' занных выше узлов и механизмов. В такой же мере это относится и к стволам, затво рам, полуавтоматике, цапфенным устрой ствам, прицельным и шаровым устрой ствам. На этих узлах и механизмах также нужно своевременно смепить летпюю смаз ку на зимнюю и сделать это необходимо с такими же предосторожностями и в стро гой последовательности, как указано вы ше. В некоторых местах, где невозможпо удалить старую смазку путем промывки п протирки деталей (например, цапфы, шты ревые устройства станка, направляющие люльки), нужно использовать штауферные масленки. К гнездам штауферных масленок присоединить шприцы и под соответствую щим давлением подавать туда смазку до тех пор, пока не будет выдавлена старая смаз ка. Каналы стволов пушек в зимних усло виях требуют также внимательного ухода. До наступления морозов пеобходпмо уда лить из капалов стволов летпюю смазку, затем произвести баиепие пх с мыльным раствором или с применением пара. После такой подготовки каналы стволов смазать ровным слоем (толщиной от 1 до 1,5 мм) зимней смазки. В зимних условиях перед стрельбой, если позволяют время и условия, необходимо удалить пз канала ствола смазку пробива нием пыжа через ствол. При этом также нужно убедиться в отсутствии в капале ствола посторонних предметов (льда, во ды). Трущиеся детали затворов в зпмппх ус ловиях нужно смазывать только веретен ным пли трасформаториым маслом, в про тивном случае механизмы затвора могут отказать в работе. Соблюдение всех этих основпых усло вий обеспечит поддержание артиллерий ских систем в постоянной боеготовности в любых зимних условиях. Инжензр-майор М. КОТОВ. Майор Е. СЕЛИВАНОВ. Ценные качества воспитав Мичмап Скороспелкип Николай Григо рьевич служит па флоте более десяти лет. За это время оп воспитал многих хороших специалистов, отличпппов боевой и полити ческой подготовки. Тов. Скороепелкип пользуется большим и заслуженным авторитетом и пе только в своем подразделении. В этом году ему при шлось много поработать с вповь прибыв шими матросами, чтобы сделать из них хо роших специалистов — старшин, буду щих воспитателей матросов. За хорошую работу по воепптаппю лич ного состава тов. Скороспелкипу оП’яв.теиа благодарность, ему предоставлен кратко срочный отпуск. Старший лейтенант Н. БОРИСЕНКО. УСЛОВИЯ ОДИНАКОВЫЕ, R РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ Песколько месяцев тому пазад в паше подразделение пришли два молодых матро са — Шибаев и Прусаков. Попали они в одну среду и в одни условия, по служат по-разному. Матрос Шибаев был назначен заряжаю щим. Оп с первого дня стал старательно заниматься овладением своей специально сти. изучать обязанности и отрабатывать приемы заряжания. За восемь месяцев службы Шибаев пе имеет пи одного проступка. Оп -прочно усвоил свою материальпую часть, отрабо тал действия у орудия. Пе так обстоит дело у згатроса Пруса- ксг.а. Свою специальность номериого-прибо- рнста он зпает слабо, с материальной частью зпаком плохо, к сбережению заве- дывания относится халатпо. Если Пруса ков стоит в наряде, он и здесь песет служ бу недобросовестно — отвлекается, зани мается посторонними делами. Политическая подготовка Прусакова слабая, хотя он н комсомолец. Па заня тиях невнимателен, сам пе слушает ру ководителя и других отвлекает. Пе раз командир делал замечания Прусакову. Необходимо матросу Прусакову приза думаться над своим поведением и испра виться. Матрос Н. ГАЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz