На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
14внтябряis-;: г., гй 2 « <3239). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я г7. 30-летию ВЛКСМ ^Техника в период реконструкции решает всё и Мы помним год 1933. Оп вошэл в исто- ]>пю Советской страны, пак год досрочпого п.гполиения первой сталинской пятилетки. Неузнаваемо изменилось лицо земли пашен. Сильной, могучей социалистической дер жавой стал Советский Союз. Из страны аграрной он превратился в страну инду стриальную, из страны отсталого сельского .хозяйства — в страну самого передового к мире социалистического земледелия. Йо еще много нерешенных задач стояло перед советсгам народом. Одним из важией- ктпх условий выполнения второго пятилет- пего плана было освоепне новой техники. Эта задача выдвигалась самой ягизпь?). • Гстуиали в строи новые заводы, -насыщен ные п аредовой техникой, ио не всегда еще 0 - 5 ГН давали стране того, что могли дать, что ждали от них. На Сталинградском тракторном заводе, на этом первенце соцйалпстической инду стрий, из 1 0 тысяч рабочих 8 тысяч впер тые ^видели станки. И эти 8 тысяч, по добно сайому заводу, только входили в :чйзнь,- накапливали опыт, еще пе пости гая Bcfcro величия техпики, которую дове рила им страна. Цифры выпуска продук- гии то взлетали вверх, то падали впйз. Так было и на многих других заводах. Ёйде в 1931 году в исторических течах < 0 задачах хозяйственников» и «Новая • ( о(УЙновка—-новые задачи хозяйственного 1 строительства» товарищ Сталин выдвппул перед партией и страной задачи — пафос строительства дополнить пафосом освоеипя новой техники. • «Большевики должны овладеть техни кой. Пора большевикам самим стать спе циалистами. Техника в период реконструк ции рэйает вЬе». Этк сталинские слова явились знаменем советского народа, передовой части его — коммунистов и комсомольцев, па многие годы вперед определили задачи Всесоюзно го Ленинского Коммунистического Союза .. Молодежи. Комсомол вышел в поход за (-владение техникой. » Постепенно, преодолевая трудности, ECTaroEtaie на пути, постигала молодежь великое многообразие техники. Вчерашний пастух становился квалифицированным металлистом, и металлист — инженером. Советский завод был для молодых рабочих школой социалистической культуры. Своим упорством в учебе комсомольцы показывали пример всей молодежи. Опп знали, что технику наскоком не взять, что к вершинам знаний ведет, по выраже ний) .Маркса, узкая каменистая тропа, по которой надо карабкаться, ие страшась трудностей. Ло шшциатиёе комсомола была создала широкая сеть заводских технических кур сов й школ, оргагазовывались технические консультаций, выставки, «вечера» п «дни техники». В то время по почину комсо мольцев Уралмаша начались общественно- технические экзамены. Это была защита своеобразной диссертаций на право рабо тать у сложного станка, у совершеппрй ма шины, Только в 1934 году, по неполным данным, ^70 тысяч комсомольцев п 860 тысяч молодых рабочих и работниц успеш- по сдали технические экзамены на знание своего дела. • г Вскоре после этого повсеместно была введена сдача обязательного государствен ного технического .минимума. 90 процентов коМс^МйльЦёв й£едй£йятий тяжелой про мышленности, охваченных государствен ным техпйческйм экзаменом, сдали его па «отлично» it «хорошо». Йз этой молодежи, с энтузиазмом овладев шей техническими знаниями, вышли впоследствии основные кадры зачинщиков й инйцйаторов всенародного стахановского движения. Что заставляло советскую молодежь с таким рвепием постигать технику, стре миться стать квалифицированными рабо чими? Отсутствие эксплоатацип в Совет ской стране превратило у нас труд в радост ную необходимость, в дело честп, Доблести и геройства. • / " Советский рабочий трудится в таких условиях, о которых рапыпе и мечтать не могли. Труд его йдет на благо родной страны, и страна заботится о тех, кто своим трудом создает эти блага. На всенародных стройках Овладение техникой сочеталось с герои ческим трудом на стройках второй пяти летки. 1 «•* В годы первой сталинской пятилетки в li.iinefi стране был построен фундамент со циалистической экономики. Перед совет- 1 ким народом открылась дорога к зажи точной, культурной жизпи. Вторая г.г,линская пятилетка вела страну дальше и ! этой дороге. Земля наша есс больше и больше ‘одевалась в строительные леса. Пафос грандиозного строительства охва тил всю страну, п вновь, как и прежде, в ?:ерзых рядах строителей шло молодое <iслннское племя богатырей земли совет- <л*ой. Комсомольцы, -воспитанные партией Генина — Сталипа, руководимые ею, по казывали образцы самоотверженного труда. В историю комсомола навсегда вошло славной страницей строительство города глостп — Комсомольска-на-Амуре. Первые строители нового города встре тились с неимоверными трудностями. Как шгопефы, вступающие в иепсследовапные 1 рая, вошли они в непроходимую девствеи- I ую тайгу. День и ночь над тайгой, над 1 :1лтгчественным Амуром звенели молодые ггторпые голоса, стоял неумолчный гул '• норов и пил. Прежде, чем строить город, гужпо было расчистить строительную пло щадку. С шумом падали столетие де- i зеья . Люди работали по колено в грязи, уешкара тучей нападала на них. По све- ::еерубленным деревьям ползали змеи. Од- ! г.жды па раскорчевке за день было убито 153 змеи, песколько комсомольцев по гибло от пх укусов. По никакие трудности — пи ливни и жара летом, ип вьюги и страшные холода , имой пе могли сломить упорства моло дых строителей, съехавшихся сюда со всех концов пеоб’ятиой страпы. В тайге вырос полотняный город. Иа палатках висели тщ зчки с надписями: «Москва», «Лепин- j :,•»д», «Одесса», «Киев», «Ростова, «Харь ков»... С наступлением холодов люди пере брались в землянки. Земляночиый «Копай- гэрод> просуществовал до тех пор, пока не вырос город каменных домов. Тайга отступала. Вот уже стал работать лесозавод, вот уже засверкали огпи первой | электростанции, дали продукцию бетопиые | v кирпичные заводы. Спустя два года к го- j роду Подошла железная дорога. К этому ; ьрлчеш! Гнали уже постиоены цехи несколь- i ких заводов, построены клубы, кинотеатры, школы, больницы, детские дома... Строительство города полно примеров ге роизма комсомольцев. Зимой создалось угрожающее положе ние с шодзозкой леса1. Стройка замерла. Могли ли комсомольцы мириться с этим?! Они выдвинули смелый проект: пробить капал во льду Амура и по нему организо вать лесосплав. В течение нескольких дней силами молодых эптузпастов был проложен канал длиной свыше 10 километров. Но каналу от Ппванп до Силнигипского озера через замерзший Амур на стройку пошел лес. Так силами молодежи был выстроеп еще один советский город, и если бы пнеать историю его, то начинать следовало слова ми А. М. Горького: «Я думаю, никогда еще в мпре за всю его историю труд по обнаруживал так ярко и убедительно своей сказочной силы, преобразующей людей и жизнь, как обна руживает он эту силу в наши дни, у пас, в государстве рабочих и крестьян...» С тем же прекрасным упорством, с той же настойчивостью трудилась советская молодежь па других стройках сталинской пятилетки. По мобилизации комсомола в шахты Донбасса пришли десятки тысяч комсо мольцев» Большая часть их работала под землей, овладевая повой сложной техникой, которой страна насыщала «всесоюзную (ко чегарку». В апреле 1935 года донецкая организация комсомола была награждена* Орденом Ленипа. Свыше 13 тысяч комсомольцев Москвы строили лучший в мире московский метро политен. О том, насколько возросла роль молоде жи в социалистическом строительстве в годы сталинских пятилеток, говорят мщ)- гие цифры и факты. В 1936 году на предприятиях страны работало свыше 7 миллионов молодых рабо тах. Молодежь до 23 лет составляла около одпой трети всего рабочего класса. Моло дые специалисты составляли тридцать — тридцать пять процентов ко всему количе ству инжеперно-технических работников. Наступили годы третьей сталинской пя тилетки. Они знаменуются тем же прекрас ным трудом молодых строителей социализ ма — комсомольцев. «П о призы ву партии , т о в ар ищ а С талин а с о в е т с к а я м о л о д еж ь строила ги ган ты соци али сти ч еской индустрии , с о з д а в а л а го р о д а в т а й ге, строила и строит чуд есны е корабли , з а в о е вы в а е т А рктику , о с в аи в а е т новую технику в индустрии и в сельском хо зяй ств е , крепит оборону наш ей Родины , творч ески р а б о т а е т в н ауке , в и ску сстве , п о к а з а л а обр а зцы герои зм а и м уж е с т в а на полях ср аж ений в О течественной войне и обр а зцы с ам о о т в ерж ен н о го т р у д а в ты лу д л я д е л а победы С о в етской Армии. Воспитанный Лениным и (Сталиным ком сом ол я в л я е т ся верным помощ ником больш еви стской партии , н ад еж н о й сменой с т арш е го поколения борц о в з а комм уни зм» . («И о сиф Виссарионович Сталин . К р а т к а я биограф ия» ). В марте 1939 года в Москве открылся XVIII с*е4д большевистской партии. Вся страна с затаенным дыханием слушала речь своего вождя. Товарищ Сталпи под вел итог двух нятплеток, поставил перед партией, перед народом новую величествен ную задачу: в течение ближайших 10— 15 лет перегнать передовые капиталистиче ские страны г, эк<нгомiPieciKOM отношении, то-есть по об’ему производства продукции на душу населения. Выполняя волю партии, комсомол при нял шефство над новостройками третьей пятилетки, такими, как строительство «Вто рого Баку», Куйбышевского гидроузла, но вой железнодорожной магистрали Акмо линск — Йарталы, Амурского металлурги ческого завода, разверну.*! энергичную рабо ту по вовлечению всей молодежи во Все союзное социалистическое соревнование имени третьей сталинской пятилетки. В ходе этого соревиовапия родилось шефство комсомола над строительством морского и океанского флотов. Тысячи, десятки тысяч комсомольцев направились на подшефные стройки. ■В это же время разверпулось движение девушек за овладение трактором. К концу 1939 года свыше ста тысяч девушек стали трактористками. Сельские комсомольцы п комсомолки разверпули социалистическое соревнование за высокий урожай. Всесоюзная сельско-, хозяйственная выставка 1939— 1940 гг. ярко показала, каких больших успехов до бились молодые энтузиасты социалистиче ского земледелия. На выставке были широко представлены достижения Ангелиной, Ковардак, Демчен ко и других новаторов колхозной деревпи. В павильоне «Сибирь» всеобщее внимание обращали па себя экспонаты звеньевой колхоза «Путь Сталина» Марии Кострпкн- ной. Она вырастила 70 центнеров пшеницы с. гектара. Комсомолец Меред-Сапар — бри га,дир-хлопковод колхоза пмепи Чапаева Туркмепской ССР добился рекордпого уро жая первосортного египетского хлопка — 42.8 центнера с гектара. Столь же значительны были успехи и других сельских ко.мсомольцев — передо виков колхозного строительства. Участие во 'Всесоюзной сельскохозяй ственной выставке как бы подвело итоги борьбы комсомола под руководством партии за социалистическое переустройство де ревпи. Ленинский комсомол сыграл большую роль в осуществлении сталинского плана коллективизации. Он был верным и актив ным помощником нашей партии в борьбе с. кулачеством, в коллективизации сельско го хозяйства, в органпзацпонно-хозяйсгвеи- иом укреплешш колхозов. Комсомольцы были страстными агитаторами за ту счаст ливую, радостную и зажиточную жизнь, которую могли дать крестьянам только колхозы. Комсомол мобилизовал бедняцко-серед- пяцкис массы на выполнение задач, по ставленных товарищем Сталиным и пар тией. Ои провел два массовых «похода за урожай и коллективизацию», организовал своими силами более пяти тысяч колхозов. Комсомол нрипимаЛ активное участие в строительстве МТС, послал иа работу в де ревню счетоводами 2 0 тысяч комсомольцев, выдвинул тысячи председателей колхозов, бригадиров, трактористов, комбайнеров. Лепинеко-сталппскпн комсомол ясно видел перспективы социалистического строитель ства в деревис и своей верой воодушевлял крестьян бедняков и середпяков. Партия «большевиков осуществила в де ревне «...глубочайший революционный пе реворот, скачок пз старого качественного состояния общества в повое качественное состояпие, равпозначпый по своим послед ствиям революционному перевороту в ок тябре 1917 года. Своеобразие этой революции состояло в том, что она была произведена сберху, • по инициативе государственной власти, при прямой поддержке снизу со сторопы мил лионных масс крестьян, боровшихся про тив кулацкой кабалы, за свободпуго колхоз ную жйзпь». Так сказано в «Кратком курсе истории ВКП(б)» о коллективизации. II в разреше нии этой одпой из самых сложпых проблем ностроепия социализма комсомол Принимал самое активное участие. В связи с ростом актпвпостп молодежи XVIII с/езд ВКЩб) впес знамепатель- пые для ВЛКСМ нзмепенпя в Устав пар тии. «ВЛКСМ, — гласит 65-й параграф Устава партии, — является активным по мощником партии во всём государственном п хозяйственном строительстве. Комсомоль ские организации должпы быть на деле активпыми проводпикамн партийпых ди ректив во всех областях социалистического строительства...». II комсомол явился таким проводником. Самый ценный капитал Не мог бы советский народ добиться вы полнения цели, стоящей перед ним, если бы не было в пашей страпе успешпо решена новая задача, выдвинутая товарищем Сталиным, задача подготовки и воспитания кадров, овладевших техникой. После выполнения; первой и второй пя тилеток был ликвидирован голод в области техники. На смену старому лозунгу, отра жающему уже пройденный период в жиз ни страны — «Техника решает все», был выдвинут новый лозург — «Кадры реша ют все». Об этом говорил товарищ Сталин в мае 1935 года в речи па выпуске академиков Красной Армпи. Ои говорил, что нз вссх ценных капиталов, имеющихся в мире, са мым цепным и самым решающим капита лом являются люди, кадры. Товарищ Сталин выдвинул задачу создания хоро ших многочисленных кадров в промыш ленности, сельском хозяйстве, на тран спорте, в армии и подчеркнул, что, пмея такие кадры, наша страна будет непобеди ма. Сталинские, слова всколыхнули совет ских людей. По-новому посмотрели они иа свой труд. В результате творческой ини циативы масс родилось стахановское дви- жеиис. Молодой забойщик шахты «Центральная Нрмпно» в Донбассе Алексей Стаханов в ночь на ;3.1 августа 1935 года вырубил за смепу 1 0 2 тонны угля, превысив обычные нормы добычи угля в 11 раз. Свой миро вой рекорд Алексей Стаханов носвятпл Международному юношескому дню. О тру довом подвиге молодого шахтера узнала вся страна, у Стаханова сразу же нашлись последователи. Ткачихи-комсомол:; и Евдокия и Ма рия Виноградовы и Таисия Одинцова пере шли на одновременное обслуживание де сятков, а затем п сотен стаикгв. На тран спорте стахановское движение возглавил молодой машинист Петр Кривонос, среди трактористов — Паша Ангелина, инициа тором стахановского движения па свекло вичных полях была комсомолка Мария Демченко. Комсомол шел в первых рядах стаханов ского движения. В начале 1936 года в «Комсомольской правде» был опубликован обществепный отч^т комитета ВЛКСМ Московского завода «Манометр». К отчету была приложена та кая травк а директора завода: «Рабочие трех ведущих цехов зсвода в среднем выполнили норму за декабрь па 157 процентов. Комсомольцы тех же Цехов и среднем выполнили норму на 176 про центов. Все рекорды завода завоеваны комсо мольцами. Лучший штамиовщик завода — комсомолец. Его рекорд 775% нормы. I Лучший слесарь завода — комсомолец. Его j рекорд — 687% . Лучший рсвольэерщик зсвода — комсомолец. Его рекорд— 651% . Лучший токарь завода — комсомолец. Его рекорд — 5 7 0% . Лучшая фрезеровщица завода — комсомолка. Ее рекорд —3 7 0% . Лучшая стержепшица завода —комсомолка. Ее рекорд — 228% » . Стахановское движение стало массовым, всенародным. О значении стахановского движения, о том, что из себя представляют стахановцы, говорил товарищ Сталин в речи на Первом всесоюзном совещании стахангвцев в нояб ре 1935 года. Товарищ Сталпи отметил, что подавляющее число стахановцев — мо лодые или средних лет рабочие и работни цы, культурные и технически подкован ные людп, свободные от консерватизма и застоя. Они не боялись ломать устаревшие технические нормы п создавали новые болез высокие нормы, основанные на совер шенном овладении техникой своего дела. Огромно было значение этого нового Л^ижония, охватившего всю страну. Оно ! открывало тот путь, иа котором только н можно добиться высших показателей про изводительности труда, подготовляло усло вия для перехода от социализма к комму низму, создавало предпосылки длз унич тожения противоположности между трудом умственным и физическим. Такое движение могло вознпкпуть и развиваться только в стране победившего социализма. К 1936 году социализм победил во всех областях нашего народного хозяйства, бы ли ликвидированы последние эксплоата- торскио элементы — кулаки, снекуляпты н другие. Рабочий класс превратился в совершен но новый, освобожденный от эксплоатацип рабочий класс, какою еще не знала исто рия человечества. Выросло повое колхозное крестьянство. Выросла новая советская интеллиген ция, кровными узами связанная с рабочим классом и крестьянством. Победа социализма в СССР, * все те нзмепенпя, которые произошли в нашей стране, нашлй свое полное и яркое выражение в Сталинской Конституции, принятой Чрезвычайным VIII с'ездом Со ветов в декабре 1936 года. Она законода тельно закрепила великие права советских людей: право на труд, на отдых, па обра зование, па материальное обеспечение в старости, равноправие всех наций и наци ональностей, равноправие жегацин, свобо ду слова, печати, собраний и т. д. Сталинская Конституция проникнута за ботой о советском человеке. Определяя права п обязанности советских людей, оиа вновь н вновь подтвердила, что в пашей стране самым ценным капиталом является человек. Новая обстановка выдвинула и новые задачи перед комсомолом. С победой социа лизма в СССР, с нестроением бесклассово го социалистического общества возросла роль комсомола в деле коммунистического воспитания масс и в особенности молодого поколения. Только овладев революционным опытом старшего поколения, получив идей ную закалку, молодежь могла с честью выполнить стоящие перед пей задачи. Об этом указал комсомольцам товарищ Сталии в феврале 19:35 года в беседе с группой руководящих комсомольских работников. Десятый, с’езд ВЛКСМ, собравшийся в апреле 1936 года, определил задачи ком сомола в повых условиях. С'ездом были утверждены Программа и Устав ВЛКСМ. (Гезд единодушно принял Устав, в котором по совету товарища Сталина было записа но, что «В.1КСМ является массовой беспар тийной организацией, об‘единяющей в сво их рядах широкий слои передовой, полити чески грамотной трудящейся молодежп го рода и деревни». С’езд обязал комсомольские организации уделять особое внимание политическому и культурному воспитанию молодежи, он Ис- шел в историю комсомола как с’езд учебы и воспитаиия советской молодежи. Могучим средством идейного вооружения партийных, советских и комсомольских кад ров явился сталинский «Краткий курс истории ВКЩб)», десятилетие со дня вы хода в свет которого недавно отмечала на ша страна. Выход в свет «Краткого курса пстории ВКЩб)» был крупнейшим событи ем в идейной жизни нашей страпы. Опубликование этого классического сталинского произведения вызвало в мас сах молодежп огромпую тягу к изучению теории марксизма-ленинизма. Десятки, сот ни тысяч комсомольцев засели за кпиги. Были приняты меры к улучшению поста новки лекционной и печатной пропаганды в комсомоле. Изучение истории партии и теории марк- спзма-леииннзма идейно вооружило кадры комсомола. Идейное превосходство совет ской молодежп особенно ярко проявилось в годы Великой Отечесзвенной войны. Трудности войны не согпулн пашу моло дежь. «Именно потому, что советское госу дарство и наша партия. — говорил товарищ Жданов,-—...воспитали пашу мо лодежь в духе бодрости, уверенности в своих силах, именно поэтому мы преодолели величайшие трудности в строительстве со циализма .и добились победы над немцами и японцами». В е л и к и е п р а в а «Молодежь в Советском Союзе любят, ею восторгаются и гордятся все народы пашей Родипы, как говорится, от края и до края. И я считаю, что это есть ценнейшее при обретение советской молодежи. Посмотрите снокойпо на политическую карту' земного шара, переберите мало-мальски об*ективно все государства и пароды мира, копайте и ищите в разных описаниях п источниках хотя бы всю свою жизнь, проверяйте и сравнивайте с какой угодно скрупулез ностью, г.ы можете стать белым, как лунь, от такой работы потерять зрение и все свое здоровье, но ни за что не найдете страны, где бы так любили молодежь, как у нас». Так говорил М. И. Калипнп. Советская власть широко распахнула перед молодежью двери в счастливую жизнь, открыла перед ней дороги к зна- иням, к науке, к культуре. Все права, ко торыми пользуется молодежь в нашей стране, материально обеспечены. Широкая сеть школ, высших учебных згведенпй, научных учреждений, различ ных курсов и общеобразовательных школ д. 1 я вз{юслых — все это предоставлено к услугам нашей молодежи. В 1939 году Со ветский Союз стоял иа первом месте в ми ре по числу учащихся в общеобразователь ных школах. В 'Московском университете, •кроме русских, увраппцев и иелоруссов, обучались представители еще 48 нацио нальностей. Молодежь, и в первую очередь комсомольцы, завоевывала высоты науки и мировой культуры. За годы двух сталин ских пятилеток из членов комсомола было подготовлено 118 тысяч инженеров и тех ников, 69 тысяч специалистов сельского хозяйства, 91 тысяча учителей, 9 тысяч врачей и десятки тысяч высококвалифи цированных работнико» других специаль ностей. Комсомол непрерывно увеличивал свои ряды. К 1940 году ои насчитывал 8.700 тысяч человек. Комсомольцы принимали самое активное участие во всех областях народного хозяйства. Рабочей молодежп в комсомоле насчитывалось 1,5 миллиона, колхозной молодежи — 2,3 миллиона (из пих 2 0 0 тысяч комбайнеров и трактори стов), учащихся — 2,5 миллиона, моло дых служащих — 1,6 миллиона. В комсо моле состояло 91 тысяча инженеров п техников, !342i тысячи учителей, 21 тыся ча врачей, 2 0 тысяч агрономов. Партия, Советское правительство и лич но товарищ Сталин неустанно заботились о дальнейшем воспитании и обучении со ветской молодежи. Конкретным проявлени ем сталинской заботы было учреж дение школ и учплищ государственных трудовых резервов. Организация государственных трудовых резервов была шагом чрезвычайной госу дарственной важности, имеющим большое значение для пашей страны. В годы Вели кой Отечественной войны молодежь, обу- ченпая и подготовленная в школах трудо вых резервов, сыграла выдающуюся роль в успешной работе заводов и фабрик. О молодых рабочих заботится вся стра на, когда молодой работай, окончив школу, приходит па завод, он встречает такую жо отцовскую заботу и внимание. Й это еще раз говорит о том, какие великие измене ния произошли в пашей стране за годы советской власти. Жизнь советской молодежи, столь резко отличная от жизни в дореволюционной России, несравнима и с жнзпыо рабочей молодежи в современных капиталистиче ских странах. Там молодежь поставлена в такие условия, когда труд для нее является тяжкой изнуряющей новииностью. Моло дежь нещадно эксплоатпруется капитали стами. Угроза безработицы и ппщеты ио- стоянпо висит на^ головой молодого рабо чего любой капиталистической страны. П только в нашей стране, во всех угол ках ее, на всех пеоб*ятиых ее просторах, цветет счастливая культурная и зажигоч- иая жизпь. П в первых рядах строителей этой жизпи идет наша славная молодежь, идет комсомол, верный и падежный по мощник великой партии большевиков. П когда грянула война, когда в нашу страну вторглись полчища немецко-фа шистских захватчиков, советская молодежь единодушно встала на защиту своей лкби- мой Родипы. В боях и в труде опа показала * поиревзойдепные образцы мужества и от ваги, героизма и любви к своей социали стической Отчизне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz