На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 14 октября 1948 г, 7 № 243 (323?). -= Сам ycneeaetit — и п о м о г а е т товарищам С первых дней службы матрос Кузмин усердно взялся за изучение устройства корабля. С помощью старшины отделе­ ния и старшины группы он настойчиво овладевает техникой. После теоретических занятий матрос одевал комбинезон, спускался в трюм и спова изучал соединения!- магистралей, проходя их от начала до конца. Оп вникал во все нодрюбности и заносил ка- рандашем на бумаге схему механизмов. Придя в кубрик, Кузмин еще раз повто­ рял по схеме пройденное. Настойчивость матроса Кузмина сказа­ лась на боевой и политической подготов­ ке. Уже на втором году службы оп стал нести самостоятельно вахту у дизелей. — Когда на вахте Кузмин, я спокоен за работу главных механизмов, — гово­ рит командир боевой части. Сейчас комсомолец Кузмин отличник боевой и политической подготовки. Он стремится, чтобы и его товарищи были передовиками учебы, отличными специа­ листами. Еще не так давно матросам Зайцеву и Федорову матрос Кузмин помогал лучше освоить технику, стать отличными специалистами. А теперь и они стали такими же, как и он сам. — Благодаря помощи Кузмина, — го­ ворит матрос Федоров, — я глубже изу­ чил свое заведыванпе. научился рабо­ тать самостоятельно. Сейчас идет подготовка к осенней ин­ спекторской проверке политзанятий. И здесь Кузмин является застрельщиком. Он всегда в кругу матросов, помогает им в изучении истории большевистской партии, вопросов внутренней и между­ народной политики. Матрос Кузмин сам учится и помогает товарищам. Он на деле дорожит честью своего корабля. Поэтому о пем на корабле говорят: — Это настоящий комсомолец! Мичман К. АЛЕКСАНДРОВ. Это и есть напряжение в учебе На учениях Матросы и старшины торпедного ка­ тера закапчивали приготовления) к вы­ ходу в море. Старшины, возглавляющие боевые части, один за другим докладыва­ ли о готовности своих подразделений. Доложил и старшина торпедистов стар­ шина 2 статьи Веселовский. Оп со сво- ; ими подчиненными работал сегодня осо- бенпо старательно и быстро, потому что предстояли торпедные стрельбы. Весь личпый состав катера во главе с коммунистами стремился, как можйэ лучше выполнить свои обязанности, что­ бы отлично выполнить задачу. •Вышли в море. Погода была неблаго­ приятная — ветер, волна. Видимость плохая. Искать цель было трудно. Впе>- редсмотрящие повысили бдительность. Особенно хорошо наблюдал матрос Ме­ щеряков. Он держался стойко и, не об­ ращая внимания на качку, зорко вел на­ блюдение. Горизонт чист. Долго ничего не было видно. Напря­ жение нарастало. Вдруг все услышали громкий голос матроса Мещерякова: — Правый борт, курсовой 25, дистан­ ция — силуэт! Катер увеличил ход и пошел в ата­ ку. По команде командира торпедисты Веселовского выпустили торпеды. Гроз­ ное оружие, приготовленное ими, дей­ ствовало без едипого заедания. Цель была поражепа. Командир катера похвалил старшину 2 статьи Веселовского за отличную рабо­ ту. Матрос К. ЕРМОЛАЕВ. «Тяжело в учебе — легко в бою» — это правило помнят и знают матросы и старшины нашего экипажа. Многое каза­ лось тяжелым, а, может быть, и пепосиль- ным для вновь пришедших на корабль ма­ тросов — рулевых, мотористов, трюмных, электриков. В суровых условиях зимы впервые вы­ шли в море молодые матросы — электрик Воронков, трюмный машинист Гафптулпп, мотористы Курылев и Гайворонскии. Впер­ вые пришлось старшему матросу Бирюкову овладевать в совершенстве специальностью рулевого-горизонталыцпка. Перед началом кампании молодые мото­ ристы изучали только устройство корабля и повседневную организацию службы при стоянке в базе. Все остальные сложные обязанности подводника для них были не­ знакомы, ,новы. 3 Комсомольская организация корабля пе­ ред плаванием провела большую работу. От кажиого комсомольца потребовали следовать традициям корабля: все задачи по боевой подготовке сдавать только на «хорошо» и «отлично». Первым испытанием для молодых под­ водников была подготовка корабля к выхо­ ду в море. В условиях зимы, при низкой температуре в отсеках готовили молодые подводники свои боевые посты, механизмы к плаванию, отрабатывали на боевых пос­ тах свои действия). Весь личный состав занимался подготовкой строго по расписа­ нию, рабочий день был насыщен занятиями и учениями до предела. Старослужащие матросы повторяли материал, молодые изучали его заново. Многое из правил ухо­ да за механизмами и системами в зимнее время старослужащие знали, молодежи приходилось изучать все впервые. И вот в послеобеденное время, когда весь личный состав отдыхает, матросы Гафиту- лин и Воронков, сидя на койке в отсеке, изучают свои механизмы, повторяют уст­ ройство корабля, а матросы Курылев и Гайворонскии ухаживают за своими меха­ низмами. — Почему вы не отдыхаете? — задаешь им вопрос. — Нам кажется, что механизмы наших боевых постов выглядят хуже, чем у ста­ рослужащих товарищей, и притом старослу­ жащие быстрее нас могут сменить, напри­ мер, грядную смазку. Вот мы и догоняем их в свободное время. С первых же дней выхода в море моло­ дые матросы встали на вахту дублерами. Перед каждым заступлением на вахту-стар­ шина группы и командир отделения об’яс- | нялп, что им пужно освоить за 4 часа. По вечерам командир отделения, старшина, старослужащие спрашивали молодых, что они усвоили за время вахты, об’ясняли непонятое, рассказывали то, что не приш­ лось пройти вместе с остальной частью группы, когда молодой матрос стоял па вахте. ^ Молодые подводники сдержали ’ слово. Уверепно они пред’являли свой боевые по­ сты к смотру, уверенно отвечали при про­ верке знаний. Задача -была сдана на «хо- рЮшоя'. Первым был введен в штат матрос электрик Воронков, показавший хорошие и отличные знания, а затем и все осталь­ ные. И вот первая' задача с выходом корабля в море с погружением. Погода была свежая. На вахте уже самостоятельно стоят моло­ дые подводники .1 От перрой качки слегка побледнели лица, по пастроепне хорошее. Отстояв свое время, они не пДут спать, их можно видеть за уборкой трюмов, чисткой фильтров, за чтением инструкций. Корабль, выполнив дневной план, стал на якорь. Вновь работа для мотористов, электриков, трюмных: идет зарядка акку­ муляторной батареи, необходимо набрать во­ ды, принять воздух, осушить, вычистить фильтры. И во всей этой работе наравне со старослужащими деятельно участвуют мо­ лодые матросы. Наконец, долгожданный момент — пер­ вое погружение, первое настоящее креще­ ние подводника. Идет тщательная проверка боевых постов, знаний обязанностей. Основ- * ной упор — на молодежь. Знание обязан­ ностей хорошее, материальная часть при­ готовлена безукоризненно. Матрос Гафитулин впервые будет рабо­ тать на водяной станцпп. Это большая ‘от­ ветственность. Малейшая ошибка в откры­ тии клапанов грозит сорвать нормальную диферентовку лодки, медлительность в дей­ ствиях опаспа для корабля. Лодка в подводном положении. Гафитулин четко репетует команды, быстро их выпол­ няет. От волнения он слегка покраснел, по спокоен и уверен. Ни одной ошибки и за­ держки в его действиях. В это время на главной ходовой станции управления глав­ ными электромоторами стоит матрос Ворон­ ков. Он тоже впервые управляет моторами, когда лодка под водой, п так же уверен в своих действиях, так же твердо все усвоил. В ходе боевой подготовки матросы научи­ лись ухаживать за своими механизмами. У матросов Гафптулина, Курылева, Воронко­ ва не увидЬшь не только ржавчины, но ма­ лейшей грязи па механизмах. Задачи молодыми матросами сданы на «хорошо» п «отлично». Матросы Гафитулин, Воронков, Бизюков, Курылев получили благодарности от командира ко­ рабля, командира боевой части, старшины группы. А впереди предстояли торпедные стрель­ бы — не менее важная задача. Молодые ма­ тросы много и усердно готовились к этому. Старшины, старослужащие старались при­ учить их действовать самостоятельно. Это придавало им силы, уверенность, повышало ответственность. При торпедных стрельбах такая учеба сказалась. На главной ходовой станции стоял молодой подводник матрос Воронков, на водяной станции — матрос Гафитулин, у главных дизелей — матросы / Гайворон­ скии, Курылев. Командир корабля пе сде­ лал ни одного замечания по действиям ма­ тросов, а позже об’явил некоторым из них благодарность. Теперь молодые матросы iro праву гордятся тем, что курс боевой подго­ товки ими выполнен на «хорошо» п «от- \ лично». Они сдержали слово комсомольцев. I Особо следует сказать о старшем матросе | Бизюкове. Он впервые в этом году само­ стоятельно стал управлять горизонтальными рулями. Задолго до практического уп­ равления рулями старшина группы зани­ мался с молодым рулевым теоретическими вопросами, об'яснял положения рулей в раз­ личных случаях, показывал приемы уп­ равления, устройство рулей и приводов. И вот Бнзюков вйефвые самостоятельно на­ жимает на кнопки. Перед глазами две стрелкп указателей рулей, стрелка указа­ теля вертикального руля, указатели числа оборотов гребньгх виитс-в, два глубомера, диферептометр. Восемь приборов надо од - 1 повременно держать в постоянном наблгоде- ! пии, учитывать и х показания. Вначале были ошибки. Лодка идет на ! ровном киле. Изменилась глубина — забыт глубомер. Бизюков старается держать глу­ бину и забывает про диферент, он растет : Старшина зорко j смотрит за действиями молодого матроса, j тут же его поправляет, об'яспяет, что эти : два прибора никогда нельзя отделять. Из­ менился ход, опять лодка либо всплывает, | i либо погружается. Старшипа указывает на j каждое неправильное двпжепие. Матрос ! Бизюков быстро усваивает и ошибок вновь не повторяет. Наконец, Бизюков самостоятельно уп­ равляет рулями. Он спокоен: почти все случаи поведения лодки под водой были ра­ зобраны со старшиной, почти все случаи ему старшина об’яснил. Он уже знает, когда надо положить рули на всплытпе, когда на погружение. Хлодпокровне, спокойствие и умение делают все дело: с каждым разом управление лодкой становится все грамот­ нее, увереннее, лодка хорошо держпт глу­ бину, заданный диферент. Командир корабля усложпяет задачу — меняет ход, делает циркуляции, заставляет изменять глубину. На всякое изменение у Бизюкова есть готовое решение. Матрос начинает хорошо «чувствовать» лодку, а это залог успеха горпзопталыцика. После тренировочных задач подошло время настоящей «боевой». Матрос Бизюков был поставлен на горизонтальные рули и надежды командира Оправдал с честыо. За время торпедной атаки лодка ни разу пе была притоплена, не произошло ни едипого выскакивапия на малую глубину — она шла, как «по ниточке». Это результат упорной учебы. Командир в приказе по ко­ раблю об’явил благодарность матросу Би- зюкову. Так молодые матросы, благодаря настой­ чивости и упорству, напряжению в боевой подготовке, сталп штатными специалиста­ ми, научились пестп вахту на боевых по­ стах в любую погоду, любовно ухаживать за своими механизмами п в любых условиях держать их в постоянной боевой готовности. Они теперь умеют преодолевать трудности и стали хорошими морякамп-подводппками. Старший матрос А. Соколов— умелый мастер сэозго дела. Хорошо зладея спе­ циальностью, он всегда в срок и с высо ким качеством изготовляет детали, произ­ водит ремонт и т. п. НА СНИМКЕ: старший матрос Д. Соколов за работой. Фото М. Бугакоза. I Перед инспекторской проверкой политзанятий Ко мму н и с т ы одного подразделения Старший инженер-лейтенант И. ЗАВОДСКИЙ. У матроса Илюшина всегда все в порядке Бережно ухаживает за материальной частью матрос Илюшин. Командир расчета всегда спокоен, он знает, что механиз­ мы, иа которых работает комсомолец матрос Илюшин, Всегда в исправности. При выполнении учебных стрельб матр 1 ос Илюшин отлично справлялся с прокладкой курса цели. Сейчас тов. Йлюкин готовится встретить 30-летие ленинско-сталинского комсомола еще лучшими успехами. Все свободное время он посвящает повы­ шению своего политического уровня. Это помогает Илюшину отлично успевать на лолитзанятпях. Младший сержант А. АЛЕКСАНДРОВ. Стал хорошим специалистом В прошлом иоду в часть прибыло молодое пополне­ ние. В числе новичков был и матрос Игнатов. Матрос Игнатов в!о время •изучения уставов показал отличные знания. Вскоре его назначили в отделение ком- инструкции по эксплоатации компрессора, разбирал по схемам все воздушные ма­ гистрали. Однажды сержант Лормап предложил начер­ тить схему воздухопроводов. Матрос Игнатов сделал это быстро и хорошо. Тогда прессорщиков. Командир от- ‘ командир отделения привел ш Ло] ления младший сержант рман ознакомил Игнатова с историей части, показал ему ,'все мехапизмы, об’яс­ нил их назначение. Игнатов с интересом взялся за изучеппе сложпой техники: он читал описания, его к воздушной секции и сказал: — Лереключайте воздух из одной секции в другую. Игнатов задумался», «этом попытался открыть впптиль, по сержант Лорман его оста­ новил: . — Прежде чем откры­ вать кран, надо знать, куда идет воздух из этой секции, — сказал оп и об’яснил ма­ тросу порядок перекачки воздуха. Игнатов стал еще настой­ чивее изучать свою буду­ щую специальность. За успехи в боевой и по­ литической подготовке ма­ тросу Игнатову объявлено ряд благодарностей. В настоя­ щее время оп работает са­ мостоятельно. Сгржант Н. ПЕСТОВ. Около стенной газеты собралась большая группа старшин п матрасов. Судя по тому, как внимательно читают п обсуждают мо­ ряки помещенные в. газете материалы, можно заключить, что газета пм нравится, что в ней подняты актуальные вопросы. И действительно, стенная газета, «На рейде», редактируемая мичманом Маял, всегда идет в ногу с жизнью. Она сосредо­ тачивает впимапие своих читателей на главном в данный момент. Вот последний помер. В пем — материалы о подготовке к инспекторской проверке политических за­ нятии, о подготовке к 30-летию ВЛКСМ. Передовая статья, ряд материалов говюрят о задачах матросов и старшпп, указывают иа недостатки в учебе, призывают комму­ нистов и комсомольцев использовать все формы и методы агитационно-массовой ра­ боты для того, чтобы выше подпять актив­ ность лпчпого состава. Газета рекомендуем агитаторам и активистам но примеру прош­ лых лет организовать помощь отстающим товарищам. Насколько авторитетпо слово сТенной га­ зеты, я-рко говорят примеры. В передовой статье п заметках указывалось на то, что комсомольцы Карельский, Гордеев и Бара­ банов не только пе показывают примера в подготовке к инспекторской проверке, по и сами отстают в политической учебе. Крити­ ка подействовала. В тот же день «ни зая­ вили секретарю комсомольской организации старшему матросу Зайцеву, что ошибку свою исправят. И действительно, матросы серьезно взялись за повторение прюйденных тем, сталп лучше готовиться к каждому за­ нятию. Учли выступление галеты и агита­ торы Богунов и Суслов. Свою работу они построили так, чтобы всецело содействовать лучшей подготовке личного состава к инс­ пекторской проверке, начали проводить бе­ седы с отстающими матросами по тем во­ просам, которые изучались в системе по­ литзанятий. Работу стенной газеты направляет пар­ тийное бюро. В подразделении было проведено партий­ ное собрание о подготовке к инспекторской проверке, организовано повторение прой­ денных тем, созывалось совещание старшпп по вопросу об «оказании помощи отстающим матросам. На тему о задачах инспекторской проверки офпцер Коваль провел с личным составом две политические информации. Все это активизировало подготовку к инс­ пекторской проверке политических занятий в подразделении, придало ей нужное на­ правление. Прежде всего, повысилась аван­ гардная роль членов и кандидатов партии. Коммунисты главные старшины Акоенов- скиЙ, Богуше, мичман Маслов, занимаю­ щиеся в группе но изучению истории ВКП(б), мпого читают дополнительной ли­ тературы, увязывают работу над «Кратким курсом истории ВКП(б)» с изучением от­ дельных трудов Лепина п Сталина. Успеш­ но учась, они ведут за собой бееппртпйных старшин. Матрос Забродил служит в подразделении коком. Ссылаясь па занятость, он слабо го­ товился к политическим запятням и нака­ нуне подготовки к инспекторской проверке оказался наиболее отстающим. Коммунист мичман Маслов побеседовал с Забродиным, раз’яснпл ему, что так нельзя относиться к политическим занятиям и стал помогать ему в учебе. Забродин взялся по-настояще­ му за свою политическую подготовку и прп помощи Маслова паверстал упущенное. Коммунист мичман Маял оказывает по­ мощь в изучении истории ВКП(б) старшп- пе 1 статьи Коневу и старшине 2 статьи Малептьеву. У старшины Малентьева низкая общеобразовательная подготовка. Но с по­ мощью коммуниста Маял он сумел преодо­ леть трудности в учебе, научился вести конспект и самостоятельно работать пад книгой. По инициативе коммунистов в кубрике личного состава подобрана литература по программе политических занятий, устраи­ ваются консультации по пройденным мате­ риалам. Отличными зпапиямп встретить инспек­ торскую проверку политических занятий — такую задачу поставили перед собой комму­ нисты отделения. Лейтенант С. КУЗНЕЦОВ. П Е Р Е Д О В А Я Г Р У П П А Группа мотористов главного старшины Иванова но праву считается передовой иа подводной лодке. Опа добилась этого благодаря иовседневпой упорной работе и учебе по новышеппю своих военных и политических знаний. Мотористы — дружный, крепкий и дисциплинированный коллектив. Так опн зарекомендовали себя па корабле. Почти все опп являются отлпчпымп специали­ стами, умело п грамотно эксплоатпруют вверенную им технику, заботливо ухажи­ вают за ней и содержат ее в образцовом порядке. Вот почему за период плавания этого года в группе не было пи одного случая скисания или поломки — меха­ низмы безотказно работали в любых ус­ ловиях, в любую погоду. Комапдир корабля в своих приказах неоднократно отмечал отличные действия моторной группы в походах. Наравне со старыми опытными специалистами, уча­ стниками Ве.тпкой Отечественной войны старшими матросами Головкиным и Бло­ хиным в совершенстве изучили свою специальность и могут выполнить любое задание командования, недавно пришед­ шие па подводную лодку старшие матро­ сы Сапелкип, Трифонов и Шпмов. Сначала матросы Сапелкин и Трифонов, как бы растерялись, увидев сложность механизмов. По, попав в крепкий и опыт­ ный коллектив, они принялись за учебу. Сапелкип и Трифонов вскоре стали чув­ ствовать себя увереннее, а через некото­ рое время с помощью товарищей, под ру­ ководством старшины матросы изучили устройство лодки и сталп штатными спе­ циалистами. Они допущены к самостоя­ тельному несению ходовой вахты у ди­ зелей. Большая заслуга в достижении отлич­ ных успехов группы мотористов принад­ лежит старшпие группы — участнику Великой Отечественной войны главпому старшине Иванову. Коммунист Иванов уделяет много внимания воспитанию и обучению подчиненных. Он повседневно кропотливо работает с личным составом, не считаясь с личным временем. Иванов часто проводит с матросами дополнитель­ ные занятия, причем сопровождает свои объяснения показом на материальной ча­ сти, добиваясь отличного изучения устройства того или иного механизма. Если матрос пе понимает, то старшин?! об'ясняет п показывает до тех пор, пока не убедится, что подчинеппый уяснил вопрос глубоко. Перед каждым выходом в море Иванов тщательно инструктирует своих подчиненных, учит их, как нужно поступать, чтобы материальная часть ра­ ботала 6 etf перебоев, приводя живые при­ меры пз боевых походов в годы Отечест­ венной войпы. Если подчиненные допу­ скают ошибки в работе, Иванов па ме­ сте, у механизмов показывает, как надо поступать, чтобы впредь не допускать этого. После походов Иванов всегда тщатель­ но, с полным анализом недостатков и по­ ложительных сторон подробно разбирает действия своих подчиненных, подводя общие итоги работы. Главный старшина Иванов строг и тре­ бователен к подчиненным, непримирим к недостаткам, оп пользуется большим ав­ торитетом и уважением среди всего эки­ пажа подводной лодки. Год тому назад па корабль пришел ма­ трос Шпмов. Оп с помощью старшнпы быстро изучил устройство корабля и свою специальность. Комапдовапне поставило Йимова па штатную должность п отмети­ ло его успехи. Матрос это понял непра­ вильно, зазнался и перестал учиться, стал нарушать воинскую дисциплину, грубить с товарищами и старшими. В результате он получил взыскание. Иванов изучил причины нарушений дисциплины Шнмовым. Путем индивиду­ альных бесед, строгой требовательности, повседневпоп упорной, кропотливой ра­ боты старшина сумел привить Шимову уважение к товарищам и старшим, при­ вычку к воипской дисциплине. Шимав больше стал работать над совершенство­ ванием своей специальности, изучать ли­ тературу. Сейчас матрос стал одним из лучших на подводной лодке. Выучка группы мотористов наиболее полно проявилась на последнем походе. Личному составу предстояла артиллерий­ ская стрельба. Иа мотористов возлага­ лась задача — обеспечить ход кораблю в трудпых условиях. С этой задачей мо­ тористы справились от.тичио. Без единого замечания во всем походе oini обеспечили выполнение задания. Только в этом году за отличпые успе­ хи в боевой и политической подготовке мотористы имеют каждый от 5 до 12 благодарностей и других noonipeimfi. Сам Иванов занесен иа Доску отличников, сфотографирован у разверпутого флага. Члеп ВКП(б) главпый старшина Ива- пов активно участвует в общественной жизни корабля. Являясь членлм комсо­ мольского бюро подводной лодки, он до­ бился того, что его группа стала передо­ вой иа лодке и в подразделении. Старший лейтенант А. БОЛЬШАКОВ. У микрофона — отличники учебы Недавно в нашем подразделении вышла радиогазета, посвященная инспекторской проверке политических запятнй. Перед микрофоном выступили отличники полити­ ческой подготовки. Они поделились опытом своей г"боты. Младший сержапт Сокор рас­ сказал о том, как он занимался на полит­ занятиях в течение года. Младший лейте­ нант Заблотский рассказал, что нужно | сейчас делать, чтобы прийти к проверке с отличными знаниями. Старший матрос И. СЕМЕНИХИН. Стол справок и консультаций В комнате политиросветработы организо­ ван стол енргвок и консультации в помощь слушателям политзанятий. Справки и кон­ сультации дают коммунисты, выделенные партийным бюро. Среди них тт. Маргелов, Супрун, Погодин, Денисов и другие. У стола справок установлено постоянное дежурство коммунистов. Стол справок и консультаций пользуется большим успехом у личШого состава. Главный старшина П. СМИРНОВ. К Клуб помогает готовиться и н с п е к т о р с к о й п р о в е р к е С первых же дпей подготовки к инспек­ торской проверке политических запятнй наш клуб активно включился в эту работу. На­ чальник клуба тов. Выборпепок вывесил пз видном месте перечень пройденных па по­ литзанятиях тем. Отдельно перечислены темы для матросов, старшпп, сверхсрочпо- служащнх. Деятельпо готовится к инспекторской проверке по.тптзапятпй и библиотека клуба. Подобрана необходимая для повторения ли­ тература, газеты. Прп библиотеке имеется список рекомепдоваипой литературы. f Старший матрос И. ЕГОРОВ. И в службе и в учебе впереди Комсомольцы нашего корабля Иасушен- ко, Быков, Фнсенко и многие другпо уси­ ленно готовятся к инспекторской проверке политических идиятнй. Повторяя сами пронденпый в течение года материал, они в то жл время оказывают большую, помощь отстающим. Кто бы к ним ни обратился с каким-либо вопросом, всегда получает ис­ черпывающий ответ. Комсомольцы показывают пример и в боевой подготовке, и в несении службы. Старший матрсс И. ЕФАНОЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz