На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
4 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 12 онтября 1948 г., til 241 (3237) , t Третья сессия Генеральной Ассамблеи ООН Провал попыток протащить Турцию в члены Совета Безопасности ПАРИЖ, S октября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня на утреннем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи состоялись выборы непостоянных членов Совета Безопасности и экономического и социального совета. Этим выборам предшествовали многочис ленные закулисные совещания между пред ставителями США и делегациями зависи мых от них стран. Представители США всячески пытались (воздействовать на эти делегации и навязать угодные Соединен ным Штатам кандидатуры. Особенно на стойчиво представители США добивались избрания Турции в Совет Безопасности. Одпако кандидатура Турции настолько непопулярна, что даже зависимые от США делегации предпочитали уклониться от ее поддержки. Это выявилось, в частности, на вчерашнем неофициальном совещании делегации латино-американских стран. ты не оставили никаких сомнении в том, что Турции не удастся собрать необходимо го большинства голосов в однако ее покровители поирежнему упоршнкши, и Тем пе менее, делегация США продолжала голосование повторилось еще 2 раза. В ]*•- упорствоватъ. и сегодня кандидатура Тур ции была выдвинута в ходе тайного голо сования». В результате первого тура голосования в Совет Безопасности были избраны Куба и Норвегия. Остальные голоса разделились, причем за кандидатуру Египта было пода но 30 голосов, а за кандидатуру Турции— 23. Во втором туре голосования за канди датуру Египта было подапо 33 голоса, а за кандидатуру Турции — 20. Эти результа- зультате четвертого тура голосования из бранным оказался Египет, кандидатура ко торого собрала 38 голосов. Кандидатура Турции, собравшая на этот раз еше меньше голосов,- отклонена. Таким образом, на стойчивые попытки протащить Турцию в Совет Безопасности потерпели окончатель ный крах. Иа сегодняшием утреннем заседании Генеральной Ассамблеи были проведены также выборы 6 членов экономического и социального совета, полномочия которых истекают в этом году. Были переизбраны па новый срок Китай, Франция и Перу. Вместо Канады, Сирии и Голландии из браны Индия, Бельгия и Чили. Далее Генеральная Ассамблея приступи ла к рассмотрению представленного коми тетом но социальпым, гуманитарным и культурным вопросам проекта протокола, ставящего под международный контроль производство и распределение ряда нарко тиков/ не предусмотренных, конвенцией 1931 года. С докладами но этому вопросу выступил докладчик комитета Сен-Ло (Гаи ти). Заявление министра иностранных дел Порей ПХЕНЬЯН, 9 октября. (ТАСС). Нхедыш- j большинство населения севера и юга Но ское радио передало следующее заявление | реп и основные политические партии и об- минпстра иностранных дел Корейской Па- ществеяные организации с различными по родно-Демократической республики Пак литическими взглядами. На основе этих Хен Епа: ! лыборов в Кореи созданы единый закопода- «Но поручению правительства Корейской | тельный орган — Верховное народное со- Народно-Демократической республики имею j браппе Кореи и правительство Корейской Вечернее пленарное заседание 8 октября ПАРИЖ, 8 октября. (Спец. корр. ТАСС). На вечернем пленарном заседании Гене ральной Ассамблеи обсуждался представ ленный комитетом по социальным, куль турным и гуманитарным вопросам проект протокола об установлении контроля над наркотиками, не предусмотренными кон венцией 1931 года. Выступавшие по этому вопросу предста вители Китая, США и Ливана предлагали безоговорочно утвердить протокол, по совет ский делегат А. Павлов сделал следующее заявление: «Делегация СССР согласна с текстом об суждаемого протокола, но возражает против оставления в нем 8 -й статьи в ее настоя щей редакции, которая не исключает бесконтрольного распространения и исполь зования паркотпков в тех странах и среди населения тех территории, -где незаконное применение паркотиков паиболее распро странено. В силу изложенного 8 статья является неприемлемой». Павлов напомнил, что советская делега ция предлагала заменить эту статью дру гой, которая исключила бы возможность злоупотребления паокотиками как в мепю- полнях, так и па территориях колониаль ных и зависимых стран, население кото рых особенно страдает от распространения и применения наркотических средств. По скольку, однако, протокол все же является известпьгм шагом вперед в деле борьбы с отравлением людей наркотиками, совет ская делегация, не голосуя против этого протокола в целом, оговаривает свое несо гласие с текстом статьи 8 -й, сохраняя в силе эту оговорку п для подписания прото кола. Генеральная Ассамблея утвердила проект протокола в целом. Далее обсуждались рекомендации Гене рального комитета о включении в повестку дняУ3-й сессии Геперальпой Ассамблеи двух дополнительных вопросов. Первый из них касается определения условий, иа которых государство— участник статута Междуна родного суда, но не член организации Об’едпненных наций может участвовать в выборах членов суда. Второй вопрос, пред ложенный делегацией Мексики, содержит в себе довольпо. неопределенный призыв к великим державам— «устранить разногла сия и установить прочный мир».. Представитель Советского Союза А. Бо гомолов, не возражая по существу против предложения Мексики, указал, что Гене ральный комитет не представил рекоменда ции о том, какой комитет должен рассмот реть его. От имени советской делегации Богомолов предложил передать проект ре золюции, представленный делегацией. Мек сики, на обсуждение первого комитета Ге неральной Ассамблеи. Это предложение было поддержано делегатом Аргентины, и Генеральная Ассамблея единогласно согла силась с ним. Генеральная Ассамблея рассмотрела, и утвердила также резолюции комитета по административным и бюджетпым вопросам относительно оплаты путевых расходов и суточных представителям в Генеральной Ассамблее и члепам комиссий и других ор- гапов. В связи с рассмот]>еиием этого во- 0011. представитель СССР возражал против второго параграфа этой резолюции, одобря ющего идею создапия этой службы. Это возражение основывалось на том, что. как явствует из 4-го параграфа резолюции, почтовая служба ООП еще не организована, и генеральному секретарю только рекомен дуется продолжать начатое исследование и переговоры по этому вопросу. Таким обра зом, включение сразу и в категорической форме пункта, одобряющего идею создания почтового управления ООН, преждевремен но. Предлагая из’ять из проекта резолюции этот параграф, представитель СССР заме тил, что если его предложение не может быть поддержало, т<Асоветская делегация просит считать, чтр она воздерживается при голосовании этой резолюции. При голосовании 13 делегации высказа- проса представитель советской делегации лпсь за из’ятие 2 |-го параграфа ил резолю- А. Богомолов возражал против оплаты су точных и путевых расходов членам т. и. специальной комиссии по балканскому во просу и временной комиссии по вопросу о Корее, утвержденных в нарушение уста ва организации Об’единенных наций. ' При рассмотрении резолюции, касаю щейся создания особой почтовой службы ции, 11 воздержалось и 30 проголосовало за сохранение его в резолюции. Далее единогласно были утверждены ре золюции о заполнении штата Секретариата ООП на географической основе, резолюции по финансовому отчету международного фонда помощи детям н о функционирова нии пенсионного фонда. честь заявить следующее: Корейский народ, освобожденпый от поч ти полувекового колониального гнета японских империалистов вооруженными силами союзных держав, с первого же дня начал борьбу за быстрое и полное восста новление своей политической, экономиче ской и культурной самостоятельности и го сударственного суверенитета. Несмотря на неоднократную попытку внутренней реакции при помощи реакци онных сил из вне нанести удар единству нашего народа, мы добились за 3 года, прошедших с момента своего освобождения, огромных успехов в деле демократических преобразований нашей Родины. Трехлетняя борьба нашего народа за восстановление своего самостоятельного государства пока зала всему миру решимость и стремление корейского народа быть равноправным чле ном в семье свободолюбивых народов мира. Стремясь к скорейшему об'едииепию стра ны в единое независимое и демократиче ское государство, наш народ с августа 1948 года провел общие выборы на юге и на севере Кореи, которые были свободным и законным волеиз’явленнем нашего народа. В этих выборах участвовало абсолютное Народно-Демократической республики. Правительство Корейской Народно-Демо кратической республики выдвинуло про грамму достижения полной независимости Кореи и создания демократического госу дарства и ведет корейский парод по этому пути. Выражая едииодушиое стремление B c e i jA корейского парода, от имени своего п р а в и ^ ^ тельства я обращаюсь к правительствам демократических государств, желающих поддерживать нормальные отношения с Ко- • ренской Пародно-Демократической респуб ликой, с предложением установить диплома тические и экономические отношения с Ко рейской Народно-Демократической респуб ликой. Л выражаю глубокую уверенность в том, что установление дипломатических и тес ных экономических отпошепий между Ко рейской Народно-Демократической респуб ликой и свободолюбивыми странами мира будет способствовать не только быстрому национальному возрождению и восстановле нию государственной самостоятельности Ко реи, но и укреплению мира и безопасности во всем мире». Делегаты англо-американского блока продемонстри овали нежелание запретитьатомное оружие и ввести в действие контроль над атомной энергией Забастовочное движение во Франции Правительство прибегает к репрессиям ПАРИЖ, 9 октября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня, подкомитет, созданпый политиче ским комитетом для рассмотрения всех вне сенных в комитет резолюций и предложе ний по докладам атомпой комиссии, про должал свою работу. ' На обсуждение был поставлен 8 -й пункт канадской резолюции с внесенпой в нес французской поправкой. Как уже сообща лось, эта часть канадской резолюции пред лагает одобрить выводы и рекомендации, содержащиеся в докладах атомной комис сии, указывая, будто бы они составляют основу для создания эффективной системы международного контроля над атомпой энергией. Французская поправка состоит в том, что добавлялось указание на то, что вти доклады составляют также основу для ебеспечения запрещения атомного оружия. Огласив эту резолюцию, председатель пригласил высказаться по ней только де легатов СССР и Украины. Таким образом, председатель пе оставил у присутствую щих някаких сомнений в том, что точка трепия всех остальных послушных воле США членов подкомитета была уже зара нее предопределена по предварительному сговору. Делегат СССР Я. А. Мали* в своей речи привел ряд неопровержимых аргументов, доказывающих, .что выводы и рекоменда ции, содержащиеся в докладах атомной комиссии, несовместимы с действительным стремлением избавить народы всего мира от угрозы атомпой войны, не обеспечивают запрещения атомного оружия и установле ния контроля над этим запрещением. Ка саясь французской поправки к канадской резолюции, Малик заявил, что она не толь ко пе измепяет существа канадского пред ложения, а, наоборот, способна лишь еще болыпе вводить в заблуждение всех тех, кто будет читать такую резолюцию. С од ной стороны, она может дать возможность некоторым обманывать и вводить в заблуж дение общественное мнение, а, с другой стороны, она способна дать возможность некоторым людям обманываться в своих надеждах на то. что предложения, содер ж а щ и е в докладах атомной комиссии, будто бы могут обеспечить действенный контроль над атомной энергией, дабы она применялась только в мирных целях и да- бы атомное оружие было исключено из на ционального вооружения. На самом деле это не то, заявил Малик, как доказала уже советская делегация. Предложения, содержащиеся в докладах атомной комиссии, во-первых, не обеспе- дшвают немедленного запрещения зтомпого вооружения, во-вторых, намечают неприем лемую и неправильную систему междуна родного контроля, в-третьих, не обеспечи вают принятия пемедлепных мер к изыска нию способов п средств для использования атомной энергии только в мирных целях. Малик обосновал эти три утверждении рядом неопровержимых аргументов. Он ука зал, что ни в одном из докладов атомной комиссии нельзя найти предложения, обес печивающего одновременное • введение контроля над атомпой энергией на всех * ГМ 300241. стадиях ее производства — от места рожде ния урановой и ториевой руд и добычи сырья до конечных установок по про; изводству ядерного горючего. В докладах атомной комиссии самым подробным обра зом излагается и подчеркивается необходи мость немедленного введения контроля над сырьем, а контроль над предприятиями атомной энергии отдаляется в далекое неопределенное будущее. Указав, что предложения атомной ко миссии не обеспечивают также немедлен ного запрещения атомного оружия и что этот факт никто пе мог опровергнуть в те чение всего хода дискуссии как в атомпой комиссии, так и в Совете Безопасности и в Генеральной Ассамблее, Малик показал действительную сущность той теории контроля, которая предусматривается аме- рпкапским планом, пзлолашным в докладах атомпой комиссии. Представители США и Великобритании, сказал Малик, предлагают нам сперва вве сти пемедленный контроль над атомным сырьем, будто самая страшная опасность, по их мнению, состоит в руде и сырье. Это самая страшная стадия, над которой надо немедленно установить контроль, без чего, говорят отт, невозможен никакой контроль. Вот что нам изо дня в день твердят пред ставители США. Что касается контроля над предприятиями по производству ядерного горючего, то это они считают последующей и менее опасной стадией. — Что же получается? — продолжал Малик.— Какую систему контроля предла гает американский план и ли «плаи Бару ха», или тот же план, изложенный в 3-х докладах атомпой комиссии? Суть этой си стемы контроля можно (кратко сформулиро вать так: раньше всего международный •контроль, да и то лишь на первоначальной •стадии атомного производства, т . е. над до бычей сырья, потом на какой-то неопреде ленной последующей стадии можно будет поговорить о .контроле над предприятиями, производящими ядерное горючее, а затем уже на последующей еще более отдаленной стадии можно бугдет поговорить о запреще нии атомного оружия, об из’ятпи их на циональных вооружений. Малик привел характерный пример, по казывающий, что скрывается на деле за стадийностью контроля, предлагаемо!! в докладах атомпой комиссии. Представители США, указал Малик, в ходе обсуждения атомной комиссией вопро са о международном контроле над атомной энергией особенно активно требовали про изводства аэрофотос емки территорий госу дарств, охватываемых системой контроля. По плану США, территории отдельных го сударств, которые согласятся па принятие американского плана контроля, должны подвергнуться обследованию с воздуха в размере 5 процентов площади в течение каждого двухлетнего периода. Таким обра зом, для обследования полностью террито рии потребовалось бы 40 лет. А так как, сказал Малик, делегация и правительство СШV считают, что начинать разговоры о запрещении атомного оружия и из ятни его ил национальных вооружений можно только после полного введения в действие международного контроля, то это было бы одним из формальпых доводов откладывать вопрос о сокращении атомного оружия до тех пор, пока пе будут обследованы полно стью территории государств, присоединяю щихся к копвенции о контроле. Следова тельно, в течение всего этого нериода, т. е. в течение многих десятков лет царили бы произвол и бесконтрольность в производ стве атомпого оружия и накопление его за пасов. Над миром висела бы угроза атомной бомбы в течение всего пррпода, пока не был бы введен так называемый полный международный 'контроль, ш его хотят иа- юязать миру авторы американского плана. Вот перспектива, которую нам предлагает делегация США в докладах атомной комис сии. Разве мы можем, сказал Малик, согла ситься с такого рода планом? Разве это международный контроль? Это не междуна родный контроль, а введение в заблуяеденпе общественного мнения и сохранение того положения, которое существует сейчас. Малик указал далее, что при такой си стеме коптроля, которая предлагается в до кладах атомпой комиссии, внимание уче ных всего мира и прежде всего ученых США, Апглин будет направлено не па изыскание как можно скорее способов использования атомной энергии только в мирных целях, а, наоборот, па то, чтобы производить атомное оружие. Так оио и происходит в действительности в течение 30 месяцев, прошедших со дня начала ра боты атомпой комиссии. Внимание учепых США направляется на возможно более эффективное использование атомпой энер гии в военных целях. При этом плапе и прп такой системе контроля, которые предлагает атомная ко миссия, сказал советский делегат, это по ложение осталось бы еще на много лет, на десятки дет. Само собой разумеется, что па такую систему контроля согласиться невозможно. Далее Малик указал, что предложения, содержащиеся в докладах атомной комис сии, не только не предусматривают одно временного запрещения атомного оружия и введения эффективного международного контроля, а, наоборот, всеми мерами проти водействуют этому. Вчера, сказал советский делегат, мы слы шали ответ на этот вопрос представителя Капады г-на Макнотона. Оп очень красно речиво доказывал, будто' в докладах атом ной комиспи указаны мероприятия по из’ятию атомного оружия из национальных вооружений, но когда дело коснулось кон кретного вопроса о том, что нужно одновре менно запретить атомпое оружие и ввести контроль пад атомной энергией, тогда г-н Макпотон воспрепятствовал этому. Но пет, об этом не мол;ет быть и речи. Сперва контроль, потом запрещение— таков смысл его заявления. Малик отметил, что пет ничего общего между предложениями атомной комиссии п тем, что она должна была сделать в соот ветствии с директивами, которые ей были даны решениями Генеральной Ассамблеи от 24 января и от I t декабря 1916 года. •Во-первых, сказал Малик, решения Ге неральной Ассамблеи предусматривают предложения об из’ятин атомного оружия из национальных вооружеагий, причем это поставлепо в качестве первоочередной и неотложной задачи. Атомная комиссия не выполнила этой директивы Генеральной Ассамблеи. Во-вторых, решениями Гене ральной Ассамблеи предусматривалось уста новление системы контроля пад атомпой энергией в рамках Совета- Безопасности. Одпако атомная комиссия в своих докладах и рекомендациях предлагает создание си стемы контроля вне рамок Совета Безопас ности. В-третьих, решения Генеральной Ассамблеи предусматривали инспекцию в качестве дальнейшего средства междуна родного контроля. Я уже не говорю о том, сказал Малик, что атомная комиссия не разработала такие вопросы, как вопрос о персонале международного контрольного ор гана, о его финансах, статуте, местопребы вании. Советский делегат указал, что в силу всех этих соображений делегация СССР считает, что канадское предложение — одобрпть рекомендации атомной комиссии — не может быть принято. Эта рекоменда ции даже с той поправкой, которая внесена французской делегацией, не обеспечивают выполнения главных задач, возникших в связи с проблемой атомной энергии, а имен но, задачи запрещения атомного оружия немедленно п безотлагательно п задачи одновременного заключения и введения в действие 2 -х конвенций — конвенции о запрещении атомного оружия п конвенции о введении контроля пад атомной энергией. В силу этого, заявил Малик, советская делегация пе может голосовать за внесен ное в подкомитет предложение. Советская делегация внесла свое предложение, кото рое, как известно, предусматривает продол жение работы атомпой комиссии в направ лении, указанном резолюциями Генераль ной Ассамблеи от 24 января и 14 декабря 194G года, и введепие одновременно кон венции о запрещении атомного оружия и конвенции о контроле над атомной энер гией. Советская делегация настаивает j i a этом своем предложении. В заключение Малик внес, предложение о том, чтобы не давать в резолюции Гене ральной Ассамблеи оценки докладам атом ной комиссии и содержащимся в пих пред ложениям. Делегации США, Апглии и Канады, как по команде, отказались от выступлений. Будучи не в состоянии опровергнуть убе дительные доводы, приведенные в высту плении советского делегата, делегации США и Апглии, как обычно, решили пу стить в ход послушную им машину голо сования. Большинством голосов против го лосов делегатов СССР и Украины предло жение о том, чтобы не давать докладам атомной комиссии оценки, было отклонено. Делегации англо-американского блока про голосовали за канадское предложение с поправкой, внесенпой делегацией Франции. Делегации СССР и Украины голосовали против. ПАРИЖ. 9 октября. (ТАСС). Поело про вала попыток ослабить забастовочное дви жение горпяков с помощью раскольников из «Форс Увриер» и руководства француз ской конфедерации христианских трудя щихся (ФКХТ) правительство перешло репрессивным мероприятиям. Вчера в не скольких местах произошли кровавые столкновения между полицейскими силами и бастующими горняками, в частности, в городах Мишевиль (департамент Мерт-э- Мооель) п Мерлебаш (департамент Мозель). Но сообщениям сегодняшней печати, всюду, где полиция и так называемые «республиканские отряды безопасности» пытались произвести пападение на рабо чих, они получили отпор со стороны ба стующих. В результате нападения полиции и «республиканских отрядов безопасности», применивших в Мтиевиле и Мерлебаше дубинки и бомбы со слезоточивым газом, среди горняков имеются убитые и раненые. Однако везде, где полиция п «республи канские отряды безопасности» пытались занять предприятия, они были изгнаны бастующими рабочими. Раскольпикп пз <Форс Увриер» предла гают провести новый референдум по вопро су о продолжении всеобщей забастовки. Как сообщает печать, всюду, где расколь ники из «Форс Увриер» предлагают свой новый проект, горняки отказываются IX слушать. Печать сообщает о росте солидарности населения Франции с бастующими горня ками. «Юманите» пу&шикует список пред приятий и учреждений, которые вносят средства в фонд помощи горнякам. Уже собраны сотии тысяч франков. Горнякам отправлены десятки тонн продовольствия я много одежды. С каждым днем все больше ширится заба стовочное двнжеппо на железнодорожном траташорте. Почти полностью ожвлчеиы за бастовкой желесшодорожпые, линии севера и востока Франции. Правительство начале принимать репрессивные меры также и против бастующих железнодорожников. 8 октября полиция оккупировала вокзал в городе Шалон-Сюр-Марн, НО, ВС j^OTdfcrtil'^o ь с решительным сопротивлением железнодо рожников, была вынуждена покинуть вок зал. Раскрытие шпионской организаци в Венгрии БУДАПЕШТ, 10 октября. (ТАСС). Управ ление государственной безопасности при министерстве внутренних дел Венгрии опубликовало сообщение о разоблачении новой шпионской организации, действовав шей па территории Венгрии. Состоявшие в этой шпионской организации лица, как го ворится в сообщеппн, передавали секрет ные данные о промышленности и экономи ке Венгрии одной пз разведок иностранных держав. Органами государственной безопас ности арестовано 8 человек. Все арестован ные признались в своих преступлениях. „Нейес дейчланд“ о разногласиях между западными державами в Германии БЕРЛИН, 10 октября. (ТАСС). Газета «Нейес Дейчланд» публикует сообщение своего корреспондента из Франкфурта-па- Майне, который, ссылаясь па хорошо ин формированные американские источники, пишет, что «план создания единой военной администрации для 3-х западных зон Гер мании не нашел поддержки у апгличап и французов. Американский план, призвап- ный обеспечить неограниченное господство США в Западной Германии, согласно сооб-* щепиям, ставит своей целью образование целого ряда единых контрольных упраюге-» 1 шй по образцу построения главного штаба Эйзенхауэра во время войны. Каждое иэ управлений должно подчиняться одному ответственному руководителю. Англичане ж французы хотят, однако, чтобы во главе каждого управления стояло по 3 равно правных руководителя». ЗАКЛЮЧЕНИЕ «СОГЛАШЕНИЯ О КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ» МЕЖДУ БЕЛЬГИЕЙ, ЛЮКСЕМБУРГОМ И США БРЮССЕЛЬ, 10 октября. (ТАСС). В Брюсселе было подписано «соглашение об укреплении культурных связей» между Бельгией и Люксембургом, с одной стороны, п США — с другой стороны. Договор пре дусматривает создание в Бельгии амери канской организации «по укреплению культурпых связей» под руководством сотрудника американского посольства. В распоряжение этой организация будет по ступать в течение 20 лет 150 тысяч дол ларов ежегодно. Эти средства, как сооб щает пресса, будут итги на организацию поездок бельгийских и люксембургских студентов и ученых в США, а также на организацию «научных изысканий» аме риканских ученых в Белыми и в Бельгий ском Конго (как известно, в Бельгийском Конго находятся крупные месторождения урановой руды). В руется Сегодня в Доме офицеров Большом сале демонстри- художественный кино фильм «Оперетта». Начало в 20 н 2 2 часа. д л я Ответственный редактор А. ДИВАВИН. Закал Л» 299.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz