На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ТО октября 1948 г., № 240 (3238) Старшина и подчиненные Старшина Ъ статьи Мешков возглав­ ляет группу минеров. Как коммунист и младший командир, тов. Мешков всегда помнит об ответственности за учебу и воин­ ское воспитание своих подчиненных. Бывалый воин, он проводит занятия по специальности на высоком уровне. Что ему обеспечивает успех? Отличное внаиие минного дела и умение ясно, просто рас­ сказать матросам ту или иную тему. Стар­ шина 2 статьи Мешков не живет запасом прежних знаний, а постоянно готовится к занятиям. Готовится тщательно, читает учебники, конспектирует прочитанное. Для лучшего усвоения боевых механизмов он использует также схемы и чертежи. Матро­ сы знают, что у своего старшины им есть чему поучиться и поэтому слушают его рассказы с большим вниманием. Только основательно подготовившись, старшина Мешков проводит ванятия. Как обычно, матросы собираются на занятия организованно. Мешков, прежде чем при­ ступить к изложению темы, проверит, все ли собрались, не нарушил ли кто форму одежды. Он особенно стал - наблюдать за своим подчиненным старшим матросом Куликовым, который иногда нарушал дис­ циплину. Нельзя сказать, что старпий матрос Куликов был отстающим. Образование у пего семплетнее, он хорошо разбирается в технике. За свою службу амм 12 благо­ дарностей. Но успехи его успокоили, и Ку­ ликов начал отставать в учебе. И вот, когда все матросы сидели в куб­ рике в ожидании начала занятий, вошел старший матрос Куликов. — Разрешите присутствовать, — обра­ тился он к старшине. — Садитесь, — разрешил тов. Мешков. Взор старшины остановился иа Кулико­ ве. Брюки, хотя и рабочие, были чистыми, волосы причесаны, ботинки рабочие начи­ щены. Казалось, все в порядке. Но на нем, не было форменного воротничка. Старшина потребовал одеть воротник. (Матросы изучали тактико-технические данные мины, порядок приготовления ми­ ны к постановке. В первом случае можно было ограничиться классными занятиями. Когда перешли к изучению того, как го­ товить мину к постановке, тов. Мешков не ограничился рассказом. Он Проводил заня­ тие непосредственно у мины. Занимаясь в кубрике, старшина не упу­ стил случая, чтобы не привести примеры из опыта Отечественной войны. — Минер должен быть не только сме­ лым, по сноровистым и умелым, — говорил Мешков своим подчиненным. — Только в этом случае минер может успешно выпол­ нить любую задачу. Однажды нашему кораблю предстояло поставить мины. В то время я служил ря­ довым минером. Как только море окутала ночь, мы вышли на выполнение задания. Я и мои товарищи стояли по боевой готовно­ сти помер один. Надо признаться, что в то время я был плохо обстрелян и заметно волновался. Зато командир и весь экипаж был спаян, опытный и бывалый. Чув­ ствуя локоть товарищей в походе, я мужал. Командир приказал ставить мины. Вме­ сте с командиром отделения я отдал поход­ ные крепления и приступил к постановке. Как раз в это время противник нас обна­ ружил. Зажглись прожектора, и их ослепи­ тельный блеск бил в лицо, сочился сквозь надстройки корабля. — Быстрее ставить милы! — послы­ шался с мостика твердый голос командира корабля. Каждый из минеров трудился! в том памятном походе энергично, со стара­ нием. Мы выполнили задание и легли на обратный курс. Поход меня лично многому научил. Я понял, что у механизмов надо работать четко, со знанием дела. Вот почему и сей­ час, на занятиях, надо 1 стараться как мож­ но лучше усвоить тему... Занятия по специальности прошли на высоком уровне, ибо в дальнейшем, во время проверки, старшина 2 статьи Горо­ ховский, матрос Довголюк показали отлич­ ные знания. Только один старший матрос Куликов давал неясные и путанные ответы. Стар­ шина Мешков заинтересовался и решил больше уделить внимания тов. Куликову, поговорить с ним «по душам», выяснить, в чем причина. Однажды, после ужина, старшина спро­ сил Куликова, что ему мешает в учебе. В беседе Куликов признал свою ошибку и по-настоящему взялся за учебу. В своей воспитательной работе старши­ на опирается на отличников боевой и по­ литической подготовки. Нередко тов. Меш- На корабле Н. развернулась большая подготовка к инспекторской проверке политзанятий. НА СНИМКЕ: отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Сергей Брицыи проводит беседу по пройденным темам. Фото М. Буганова. ков поручает отличникам проводить допол­ нительные занятия с отстающими. Напри­ мер, отличный минер старшина 2 статьи Гороховский оказал помощь матросу Дов- голгок в овладении специальностью минера. Пришлось много поработать, чтобы тов. Довголюк хорошо понял устройство и взаимодействие механизмов. И желание помочь товарищу дало свод плоды. Матрос Довголюк вышел в число передо­ вых. Он не имеет ни одного дисциплинар­ ного взыскания и службу правят по уста­ ву. За старание и усердие тов. Довголюк имеет евыше десятка благодарностей. Повседневно воспитывая своих подчи­ ненных, прививая матросам любовь к свое­ му оружию, к своей специальности, тов. Мешков готовит отличных минеров, горя­ чо любящих свое дело, умелых защитников Родины. Главный старшина А. ГАНЕНК0. Н акануне . учебы С т а л ш о ф е р о м В нашем подразделении служит солдат Бакбарулин. За короткий срок он добился больших успехов в боевой и политиче­ ской подготовке. Старательно повышая слои политические знания, Бакбарулин по­ нял основную для него задачу — быть примерным бойцом и отлично владеть спе­ циальностью. Этот солдат, выполняя отлично свои обязанности, самостоятельно изучал спе­ циальность шофера. Он брал книги в биб­ лиотеке, у опытных шоферов и вниматель­ но раздел за разделом прорабатывал их. С оюз коммунистической молодежи, — говорил на III с’езде PKGM В. И. Ленин,—должен быть ударной группой, ко­ торая во всякой работе оказывает свою по­ мощь, проявляет свою инициативу, свой почин». Это завещание вождя комсомол с честью выполняет на протяжении всей своей слюной истории. Вся его деятельность на­ правляется на разрешение поставленных большевистской партией и Советским пра­ вительством задач в строительстве комму­ нистического общества и в воспитании со­ ветской молодежи в духе коммунизма. Особенно ярко проявили советскиечюно­ ши и девушки свои творческие способности и инициативу в годы сталинских пятиле­ ток. Они возводили новые города в таеж­ ной глуши, в степях, за Полярным кру­ гом, в пустынях, строили заводы, фабри­ ки, железные дороги, прорывали каналы, поднимали целину неосвоенных земель. В 1929 году комсомол выступил за­ стрельщиком всесоюзного социалистическо­ го соревнования за высокую производи­ те 1 льнэсть труда, ва снижение себестоимо­ сти и повышение качества продукции. Это соревнование развернулось по всей стране, стало всенародным делом. «Весь комсомол превратился в ударную бригаду, — отме­ чал М. П. Калинин, —*и начатое по его инициативе движение переросло в общера­ бочее соревнование, которое в корне изме­ лило отношение к труду, подняло его на невиданную высоту». За ппипиативу в деле развертывания социалистического соревнования и ударни­ чества, за трудовой героизм комсомол был в 1931 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Комсомол шефствовал над строительством Урало-Кузнецкого комбината, идею которо- Бак- Чтобы лучше усвоить прочитанное, барулин йел ваписи в тетрадях. В свободное время инициативный солдат подходил к машине и подробно расспраши вал у шофера все, что его интересовало Недавно он сдал экзамены на шофе ра. Но и после этого рядовой Бакба рулин продолжает заниматься! своим люби мым делом. Теперь он изучает другие мар­ ки машин. В скором времени любитель автодела будет замещать шофера, который поедет в краткосрочный отпуск. Солдат Л. КУЛИКОВ. В классах, -кабинетах, жилых поме­ та«кшех завершается внутренняя отдел­ ка. Своими силами и средствами стар­ шины и матросы произвел пхябвлкгу по­ мещений, остеклению оков, очистку пе­ чей и друтиевиды «работ. Одшвремешю велась работа по ремонту приборов, ме­ ханизмов, восстановлению учебного ин­ вентаря и наглядных пособий. Сейчас все готовятся к смотру на готовность к на­ чалу занятий. На смотре будут подведе­ ны итоги всей проделанной работы инст­ рукторами и лаборантами. В оставшиеся дни до смотра в каждом кабинете, классе вдут последние приго­ товления. Через каавдую дверь слышен •стук молотков, шуршание стружки. Всю­ ду идет напряженная 1 работа. Умелые руки моряков ремонтируют технику и создают наглядно-учебные пособия. Милне старшины лаборанты-ин­ структоры подготовились и с гордостью заявл(я!ют: «Наши кабинеты готовы к занятиям, к встрече молодых матросов». Но, чтобы так заявить, надо было много и настойчиво трудиться!. Чувствуя ответственность за оору- нное Дело, не покладая рук, трудились таршины-коммунисты Шепеленко, Ру- женцев, Иванов, выполняя самую раз­ личную работу. Они неплохо поработали и первыми подготовили свои кабинеты к занятиям. Кроме работ по отделке кабинетов, нужно было отремонтировать наглядные (пособия, обновить чертежи и схемы бое­ вых механизмов, разместить, осмотреть и устранить (неисправности в наглядных (пособиях, механизмах и оружии. Коммунисты-старшины с огоньком ваялись за дело. И (Каждый день напря­ женного труда приносил успех. Вдоль стен кабинета аккуратно разме­ щено грозное корабельное о<ружив — •мины и различные к ним приопособле- I нпя. Здесь пз множество. Они со знани­ ем дела .расставлены тт. Руженцеазым и Ивановым — от менее сложных образ­ цов до совершенных. Во вновь Оборудованном кабинете мо­ лодые морян® найдут макеты кораблей, под’емных средств, схемы боевой и по­ вседневной организации корабля. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. Они честно выполняют присягу Старшие матросы Чечни и Федосеев — Снова матросы залезали в кочегарку и отличники боевой и политической подго- отыскивали клапан. Настойчивость в учебе товки. Оба они служат в одной боевой ча- помогла им твердо усвоить пройденное, сти, в одном отделении. Активные комсо- j Первая благодарность от старшины от- мольцы проявили себя, как лучшие специа- j деления была большой радостью для моряь листы, дисциплинированные бойцы. Свои- j ков. Теперь они могли сказать, что их Г с ми успехами в боевой учебе они обязаны воспитавшему их ленинско-сталинскому комсомолу. Памятным был день, когда ойи, затаив дыхание, по стойке «смирно» стояли в строю, принимая военную присягу. Слова торжественной клятвы навсегда остались в памяти Федосеева и Чечина. Они поклялись на верность Родине, наро­ ду. Отлично закончив школу специалистов, матросы прибыли на краснознаменный ко­ рабль. Корабль для Чечина и Федосеева стал родным домом. Здесь онц вступили в ленинско-сталинский комсомол. Работали и учились Чечпн и Федосеев только вместе. Любые задания они выпол­ няли вдвоем. Что один не понимал, другой помогал и оба добивались глубоких зна­ ний. Па первых порах в освоении своей специальности матросам помог ремонт ко­ рабля. В это время они под руководством старшины отделения машинистов-турби- нистов старались запомнить каждый болт, каждый винтик. Когда производилась сборка и разборка машин, притирка и просмотр деталей, старшина тут же об’яснял их устройство. Особое внимание при ремонте они уделили изучению вспомогательных механизмов — масляного насоса, машинного турбевен- тилятора, турбодппамо. Учеба у матросов шла успешно. Старшина Прозоров давал Чечину и Фе­ досееву задания. Он требовал от них твер- дого усвоения и правильного примбнепня знаний на практике. Нередко он давал им бумагу и карандаш. -г- Начертить схему главного котла. По­ ставил» на чертеже все клапаны. Матросы лазили по всей кочегарке. Один Из них рассказывал о назначении боевого механизма, потом заносили па бумагу. — Товарищ старшипа, чертеж готов. — А где же клапан... по нашли, значит? \ ^ учеба не пропала даром, что слова, произ­ несенные в день принятия присяги, оп­ равдываются честной службой. Успех окры­ лил матросов еще больше. Они добивались четкой отработки действий у турбин. Предстоящий поход сулил матросам слож­ ность обстановки и большое напряжение. Корабль вышел в море. Ритмично рабо­ тали машины. Вот и последний островок мелькнул за кормой. — Пу, как чувствуете себя? — спросил матросов старшипа Прозоров. — Хорошо, товарищ старшина! — Вот м молодцы, так и держитесь дальше. Федосеев и Чечни четыре часа не в х о ­ дили от механизмов. Они отстояли вахту дублерами образцово, не сделав ни одного, как они говорят, промаха Работу выполнило отделение Анулова Второй год старшина 2 статьи Дкулов исполняет обязанности командира отделе­ ния машшиистов-тутрбинжтов. В его под­ чинении пять матросов, которые обслужи­ вают одну из главных турбин и вспомо­ гательные механизмы. Матросы отделения старшины 2 статьи Акулова все, как один, примерные и ста- раггелшые воины и во главе со своим командиром показывают образцы в учебе, службе и работе. 0 их примерной службе говорят такие факты, что каждый подчи­ ненный Акулова отмечен большим числом поощрепий. Па-днях это отделение закончило боль^ шую и ответственную работу. Люди старши­ ны Акулова под наблюдением командира' боевой частп трудились добросовестно. Столь ответственное дело было закон­ чено в два раза быстрее намеченного сро­ ка. Стараясь выполнить задание быстро, машинисты-турбинисты не снижали ка-* чества. Принимая работу, командир пятой боевой части дал высокую оценку. За усердпый труд командир корабля об’явил благодарность старшине 2 статьи Акулову и старшему матросу Белову. Ма­ тросам Саранча, Кибальник и старшим ма-* тросам Севрюкову и Шахову предоставлен краткосрочный отпуск. С высокими достижениями в дисциплине и работе отделение Акулова встречает 30-летие ВЛКСМ. Старшина 2 статьи Н. К0ЛЕГ0В. ^ Лучший матрос в нашем подразделении В нашем подразделении м&трос Самарин завоевал большой авторитет среди то­ варищей. Почему же матросы с большим уважением относятся к нему? Самарин — высокодисциплинированный воин. Он служит без замечаний. Специаль­ ность свою этот матрос знает отлично. Об­ служиваемая им техника всегда исправна ц никогда не отказывает в действии. Матрос Самарин— отличник боевой и по­ литической подготовки. Он отмечен коман­ дованием десятью благодарностями - за усердную службу и высокую дисциплини­ рованность. Его родителям было послало письмо, в котором говорилось о примерпои службе Самарина. В следующем походе матросы стояли уже Сейчас матрос Самарин настойчиво го- го выдвинул товарищ Сталии. На стройки ^ ------— — - Сибири и Урала было послано 6 6 тысяч / звенья в ы с о к н а >рижаев, собирался Meia.i- лический лом, возникло соревнование трак­ тористов. На строительство танков, само­ летов и боевых кораблей молодежь страны собрала более 1 миллиарда рублей. Неистощимую энергию вкладывает совет­ ская молодежь в борьбу за выполнение по­ слевоенного сталинского пятилетнего ш о ­ на. Верный своим традициям комсомол бе­ рется за самые трудные дела. Он принял шефство над восстановлением 15 старей­ ших русских городов, разрушенных окку­ пантами. Комсомольцы показывают себя смелыми новаторами производства, добива­ ются рекордных урожаев на колхозных и совхозных полях, борются за экономию ма­ териальных ценностей, топлива, электро­ энергии. Повсюду -комсомольцы, молодые рабочие и работницы выступают инициаторами луч­ шей организации труда, ломапот устарев­ шие нормы. По почину донбасского Шахте­ ра Николая Лукичева внедряются скорост­ ные методы проходки шахт. Комсомольско- матодежная оригада ткачихи Марии Вол­ ковой показала пример работы на 'многих станках. Руководите^» молодежного кон­ вейера предприятия резиновой промышлен­ ности Клавдия 3снова выступила инициа­ тором борьбы за качество продукции. Ком­ сомолка Айна Кузнецова выступила за­ стрельщиком освоения проектных норм 1950 года, комсомольцев, которые с честью выполня­ ли свои задачи, преодолевали все тpyднoi сти. Большую помощь оказал комсомол боль­ шевистской партии и Советскому прави­ тельству в социалистическом преобразова­ нии сельского хозяйства. Он направлял свои усилия на организацию и укрепление колхозов, повышение урожая, внедрение агротехники в колхозное производство. В 1934 году в деревне было подготовлено до 2 . 0 0 0 . 0 0 0 молодых трактористов, комбай­ неров, механиков. Настойчиво боролся комсомол за выпол­ нение указания товарища Сталина об ов­ ладении техникой. За инициативу, прояв­ ленную в деле внедрения новой техники угледобычи, комсомольская организация Донбасса была награждена орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны молодые советские воины, беспредельно преданные Родине, большевистской пар­ тии, великому Сталину, мужественно и героически сражались за свободу, честь и независимость Отчизны. Юноши и девушки, оставшиеся в тылу, с величайшей энерги­ ей работали на заводах, фабриках, шад- тах, в колхозах и совхозах. Комсомольская инициатива в годы войны била ключом. По почину комсомола созда­ вались фронтовые молодежью бригады, Большое государствешое значение имеет работа комсомола по электрификации кол­ хозов н МТС. Комсомольцы во внеурочное время отыокшшатот в отходах старые ма­ териалы, реставрируют их и едут в дерев­ ню делать электропроводку. Недавно из Ос- ташевского района вернулась группа моло­ дых рабочих и студентов Дзержинского района Москвы. За короткий срок они пол­ ностью электрифицировали пять колхоз­ ных сел. Таких примеров насчитывается сотни. Недалеко то время, когда в каждой деревне будет светиться лампочка Ильича. Большевики Ленинграда решили создать вокруг города свою собственную топливно- энергетичеоюую фазу. Они призвали моло­ дежь принять в этом активное участие. Сотвя комсомольцев заводов, фабрик, уч­ реждений выехали строить электростанцию Свирь-2. Сейчас на этой стройке работы идут полным фронтом. фронтовики, освобождавшие Киев от не­ мецких захватчиков, помнят заболоченные места поймы реки Ирпень. Теперь этих мест уже пе уэпатъ. Здесь выросли новые колхозные селения, на полях зреет бога­ тый урожай овощей. Какая же чудодейственная сила пре­ вратила болота в плодоносные нивы? Сделала это молодежь Киева. Украинские большевики по янициат 1 гво П. С. Хрущева решили осушить эти болота. Перед комсо­ мольцами Киева была поставлена блатород- самостоятельно на вахте у боевых меха­ низмов. Действия их были уверенными и правильными. Когда шли последние мину­ ты вахты, Чечпп вдруг заметил, что повы­ силась соленость воды. Медлить было нельзя. Доложив стар­ шине отделения, Федосеев и Чечпн быстро принялись за устранение неисправности. Задержись на несколько минут, и получит­ ся вскипание котлов, корабль потеряет ход. Матросы отдраили горловину. Оказа­ лось, что внутри лопнула трубка. Надо немедленно заглушить. Мгновенно они за­ драили плотпо горловипу, и машины вновь дали ход. Через несколько дней приказ командира корабля гласил, что за отличные успехи в боевой и политической подготовке матро­ сам Алексапдру Чечину и Юрию Федосееву присваивается очередное воинское звание — старший матрос. Комсомольцы Александр Чечин и Юрий Федосеев служат примером для всего эки­ пажа корабля. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. на я задача — помочь своим трудом осво­ ить прпепьевпй массив и создать вокруг Киева мощную картофеле^овощную в. жи­ вотноводческую базу. Можно пазвать еще мпого участков со­ циалистического строительства, ва кото­ рых комсомольцы являются запевалами в труде. Идет ли цечь об ирригационных ра­ ботах в воронежских степях, или о стро­ ительстве площади имени Москвы в Ста- линабадэ, сооружении озера в Лесном пар­ ке Харькова — всюду мы видим комсо­ мольцев и молодежь, как активную боевую силу. Так труд нашей матодежи « ш л е т ­ ся в общий труд страны. товится к инспекторской проверке полит­ занятий. Оп один и с товарищами повторил уже много тем. . Матрос К. MA3AH0B. «Наша жизнь проходит в заботах о Родине, в борьбе за коммунизм. Пет для пас ничего выше интересов Родины. Паше счастье неотделимо от счастья! социалисти­ ческой Отчизны!». Эти слова нз письма двадцати шести миллионов комсомольцев и молодежи Советского Союза, обращенного в дпи празднования 30-летия советской власти к товарищу Сталину, ярко показы­ вают законную гордость советской моВДе- жп за свое отечество, за его величайшие || тр достижения. Беспродельная любовь к со­ циалистической Родине воодушевляет со­ ветскую молодежь на героические дета, ш вдохповегагоо творчество. «Комсомол, — говорил товарищ Сталин, — всегда стоял у пас в первых рядах на­ ших бойцов. Я пе знаю случае®, «когда бы он отставал у пас от событий нашей ре­ волюционной жизни». Эту замечательную оценку великого Сталина комсомольцы и вся советская молодежь стрем.*гся оправ­ дать иа каждом шагу своей многогранной деятельности, В. .ТИХОНОВ* Хороший пример подает подчиненным сержант Кпязев. Он прилежно учится, ежедневно повышая свои знания артил­ лериста. Сержант Князев добился твер­ дых знаний и у своих подчиненных. Его расчет в подразделении считается передовым. Матрос И. Изьюров. * * * Усердно служат в нашем подразделе­ нии старший матрос Парфенюк и матрос Кондаков. За два года опн не имеют пи одного взыскаппя. Старания матроса Кондакова отмечены 17 благодарностя­ ми, а старшего матроса Парфенюк— 14. Во всех проводимых стрельбах они от­ лично работали на своей материальной части. " Младший сержант И. Мякшин. it it it Солдат Ресчинов пользуется большим доверием у своего командира. Дисципли­ нированный в части и па берегу, он прилежно изучает темы па политзаня­ тиях и военное дело. Бдительпо Ресчи- нов несет и вахту. За три года оп мпого раз стоял на вахте и пи одного разу пе получал замечания. Солдат Ресчинов многим воинам нашего подразделения показывает пример честной и безупреч- пой службы. Солдат М. Климонов. it а и Матрос Лыбаклн — кок. Он стремит­ ся всегда приготовить вкусную пищу. Повышая свое мастерство, матрос Лыба- кнн добился того, что дежурные, сни­ мающие пробу, дают хорошую оценку приготовленных-.ям блюд. Сейчас Лыба- кин поставлен ) па должность кока-ин­ структора и отлично справляется со своими обязанностями. На-дпях ему при­ своено воинское звание — старший ма- Старший матрос А. Попов. ★ * * Большим авторитетом пользуется в на­ шем подразделении комсомолец младший сержант Дороапин. Он является дисцип­ линированным бойцом, отличником бое­ вой и политической подготовки, лучшим специалистом телеграфистом. Аппарату­ ра, вверенная ему, находится в образцо­ вом порядке. Приказом йомишдовашгя -младший сер­ жант Дорошин занесен на Доску отлнч- и т п в , Матрос И. Цветков. т т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz