На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
2 НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я ТО октября 1948 г., № 240 (3238) Старшина и подчиненные Старшина Ъ статьи Мешков возглав ляет группу минеров. Как коммунист и младший командир, тов. Мешков всегда помнит об ответственности за учебу и воин ское воспитание своих подчиненных. Бывалый воин, он проводит занятия по специальности на высоком уровне. Что ему обеспечивает успех? Отличное внаиие минного дела и умение ясно, просто рас сказать матросам ту или иную тему. Стар шина 2 статьи Мешков не живет запасом прежних знаний, а постоянно готовится к занятиям. Готовится тщательно, читает учебники, конспектирует прочитанное. Для лучшего усвоения боевых механизмов он использует также схемы и чертежи. Матро сы знают, что у своего старшины им есть чему поучиться и поэтому слушают его рассказы с большим вниманием. Только основательно подготовившись, старшина Мешков проводит ванятия. Как обычно, матросы собираются на занятия организованно. Мешков, прежде чем при ступить к изложению темы, проверит, все ли собрались, не нарушил ли кто форму одежды. Он особенно стал - наблюдать за своим подчиненным старшим матросом Куликовым, который иногда нарушал дис циплину. Нельзя сказать, что старпий матрос Куликов был отстающим. Образование у пего семплетнее, он хорошо разбирается в технике. За свою службу амм 12 благо дарностей. Но успехи его успокоили, и Ку ликов начал отставать в учебе. И вот, когда все матросы сидели в куб рике в ожидании начала занятий, вошел старший матрос Куликов. — Разрешите присутствовать, — обра тился он к старшине. — Садитесь, — разрешил тов. Мешков. Взор старшины остановился иа Кулико ве. Брюки, хотя и рабочие, были чистыми, волосы причесаны, ботинки рабочие начи щены. Казалось, все в порядке. Но на нем, не было форменного воротничка. Старшина потребовал одеть воротник. (Матросы изучали тактико-технические данные мины, порядок приготовления ми ны к постановке. В первом случае можно было ограничиться классными занятиями. Когда перешли к изучению того, как го товить мину к постановке, тов. Мешков не ограничился рассказом. Он Проводил заня тие непосредственно у мины. Занимаясь в кубрике, старшина не упу стил случая, чтобы не привести примеры из опыта Отечественной войны. — Минер должен быть не только сме лым, по сноровистым и умелым, — говорил Мешков своим подчиненным. — Только в этом случае минер может успешно выпол нить любую задачу. Однажды нашему кораблю предстояло поставить мины. В то время я служил ря довым минером. Как только море окутала ночь, мы вышли на выполнение задания. Я и мои товарищи стояли по боевой готовно сти помер один. Надо признаться, что в то время я был плохо обстрелян и заметно волновался. Зато командир и весь экипаж был спаян, опытный и бывалый. Чув ствуя локоть товарищей в походе, я мужал. Командир приказал ставить мины. Вме сте с командиром отделения я отдал поход ные крепления и приступил к постановке. Как раз в это время противник нас обна ружил. Зажглись прожектора, и их ослепи тельный блеск бил в лицо, сочился сквозь надстройки корабля. — Быстрее ставить милы! — послы шался с мостика твердый голос командира корабля. Каждый из минеров трудился! в том памятном походе энергично, со стара нием. Мы выполнили задание и легли на обратный курс. Поход меня лично многому научил. Я понял, что у механизмов надо работать четко, со знанием дела. Вот почему и сей час, на занятиях, надо 1 стараться как мож но лучше усвоить тему... Занятия по специальности прошли на высоком уровне, ибо в дальнейшем, во время проверки, старшина 2 статьи Горо ховский, матрос Довголюк показали отлич ные знания. Только один старший матрос Куликов давал неясные и путанные ответы. Стар шина Мешков заинтересовался и решил больше уделить внимания тов. Куликову, поговорить с ним «по душам», выяснить, в чем причина. Однажды, после ужина, старшина спро сил Куликова, что ему мешает в учебе. В беседе Куликов признал свою ошибку и по-настоящему взялся за учебу. В своей воспитательной работе старши на опирается на отличников боевой и по литической подготовки. Нередко тов. Меш- На корабле Н. развернулась большая подготовка к инспекторской проверке политзанятий. НА СНИМКЕ: отличник боевой и политической подготовки старшина 2 статьи Сергей Брицыи проводит беседу по пройденным темам. Фото М. Буганова. ков поручает отличникам проводить допол нительные занятия с отстающими. Напри мер, отличный минер старшина 2 статьи Гороховский оказал помощь матросу Дов- голгок в овладении специальностью минера. Пришлось много поработать, чтобы тов. Довголюк хорошо понял устройство и взаимодействие механизмов. И желание помочь товарищу дало свод плоды. Матрос Довголюк вышел в число передо вых. Он не имеет ни одного дисциплинар ного взыскания и службу правят по уста ву. За старание и усердие тов. Довголюк имеет евыше десятка благодарностей. Повседневно воспитывая своих подчи ненных, прививая матросам любовь к свое му оружию, к своей специальности, тов. Мешков готовит отличных минеров, горя чо любящих свое дело, умелых защитников Родины. Главный старшина А. ГАНЕНК0. Н акануне . учебы С т а л ш о ф е р о м В нашем подразделении служит солдат Бакбарулин. За короткий срок он добился больших успехов в боевой и политиче ской подготовке. Старательно повышая слои политические знания, Бакбарулин по нял основную для него задачу — быть примерным бойцом и отлично владеть спе циальностью. Этот солдат, выполняя отлично свои обязанности, самостоятельно изучал спе циальность шофера. Он брал книги в биб лиотеке, у опытных шоферов и вниматель но раздел за разделом прорабатывал их. С оюз коммунистической молодежи, — говорил на III с’езде PKGM В. И. Ленин,—должен быть ударной группой, ко торая во всякой работе оказывает свою по мощь, проявляет свою инициативу, свой почин». Это завещание вождя комсомол с честью выполняет на протяжении всей своей слюной истории. Вся его деятельность на правляется на разрешение поставленных большевистской партией и Советским пра вительством задач в строительстве комму нистического общества и в воспитании со ветской молодежи в духе коммунизма. Особенно ярко проявили советскиечюно ши и девушки свои творческие способности и инициативу в годы сталинских пятиле ток. Они возводили новые города в таеж ной глуши, в степях, за Полярным кру гом, в пустынях, строили заводы, фабри ки, железные дороги, прорывали каналы, поднимали целину неосвоенных земель. В 1929 году комсомол выступил за стрельщиком всесоюзного социалистическо го соревнования за высокую производи те 1 льнэсть труда, ва снижение себестоимо сти и повышение качества продукции. Это соревнование развернулось по всей стране, стало всенародным делом. «Весь комсомол превратился в ударную бригаду, — отме чал М. П. Калинин, —*и начатое по его инициативе движение переросло в общера бочее соревнование, которое в корне изме лило отношение к труду, подняло его на невиданную высоту». За ппипиативу в деле развертывания социалистического соревнования и ударни чества, за трудовой героизм комсомол был в 1931 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Комсомол шефствовал над строительством Урало-Кузнецкого комбината, идею которо- Бак- Чтобы лучше усвоить прочитанное, барулин йел ваписи в тетрадях. В свободное время инициативный солдат подходил к машине и подробно расспраши вал у шофера все, что его интересовало Недавно он сдал экзамены на шофе ра. Но и после этого рядовой Бакба рулин продолжает заниматься! своим люби мым делом. Теперь он изучает другие мар ки машин. В скором времени любитель автодела будет замещать шофера, который поедет в краткосрочный отпуск. Солдат Л. КУЛИКОВ. В классах, -кабинетах, жилых поме та«кшех завершается внутренняя отдел ка. Своими силами и средствами стар шины и матросы произвел пхябвлкгу по мещений, остеклению оков, очистку пе чей и друтиевиды «работ. Одшвремешю велась работа по ремонту приборов, ме ханизмов, восстановлению учебного ин вентаря и наглядных пособий. Сейчас все готовятся к смотру на готовность к на чалу занятий. На смотре будут подведе ны итоги всей проделанной работы инст рукторами и лаборантами. В оставшиеся дни до смотра в каждом кабинете, классе вдут последние приго товления. Через каавдую дверь слышен •стук молотков, шуршание стружки. Всю ду идет напряженная 1 работа. Умелые руки моряков ремонтируют технику и создают наглядно-учебные пособия. Милне старшины лаборанты-ин структоры подготовились и с гордостью заявл(я!ют: «Наши кабинеты готовы к занятиям, к встрече молодых матросов». Но, чтобы так заявить, надо было много и настойчиво трудиться!. Чувствуя ответственность за оору- нное Дело, не покладая рук, трудились таршины-коммунисты Шепеленко, Ру- женцев, Иванов, выполняя самую раз личную работу. Они неплохо поработали и первыми подготовили свои кабинеты к занятиям. Кроме работ по отделке кабинетов, нужно было отремонтировать наглядные (пособия, обновить чертежи и схемы бое вых механизмов, разместить, осмотреть и устранить (неисправности в наглядных (пособиях, механизмах и оружии. Коммунисты-старшины с огоньком ваялись за дело. И (Каждый день напря женного труда приносил успех. Вдоль стен кабинета аккуратно разме щено грозное корабельное о<ружив — •мины и различные к ним приопособле- I нпя. Здесь пз множество. Они со знани ем дела .расставлены тт. Руженцеазым и Ивановым — от менее сложных образ цов до совершенных. Во вновь Оборудованном кабинете мо лодые морян® найдут макеты кораблей, под’емных средств, схемы боевой и по вседневной организации корабля. Лейтенант В. ТУЛУШЕВ. Они честно выполняют присягу Старшие матросы Чечни и Федосеев — Снова матросы залезали в кочегарку и отличники боевой и политической подго- отыскивали клапан. Настойчивость в учебе товки. Оба они служат в одной боевой ча- помогла им твердо усвоить пройденное, сти, в одном отделении. Активные комсо- j Первая благодарность от старшины от- мольцы проявили себя, как лучшие специа- j деления была большой радостью для моряь листы, дисциплинированные бойцы. Свои- j ков. Теперь они могли сказать, что их Г с ми успехами в боевой учебе они обязаны воспитавшему их ленинско-сталинскому комсомолу. Памятным был день, когда ойи, затаив дыхание, по стойке «смирно» стояли в строю, принимая военную присягу. Слова торжественной клятвы навсегда остались в памяти Федосеева и Чечина. Они поклялись на верность Родине, наро ду. Отлично закончив школу специалистов, матросы прибыли на краснознаменный ко рабль. Корабль для Чечина и Федосеева стал родным домом. Здесь онц вступили в ленинско-сталинский комсомол. Работали и учились Чечпн и Федосеев только вместе. Любые задания они выпол няли вдвоем. Что один не понимал, другой помогал и оба добивались глубоких зна ний. Па первых порах в освоении своей специальности матросам помог ремонт ко рабля. В это время они под руководством старшины отделения машинистов-турби- нистов старались запомнить каждый болт, каждый винтик. Когда производилась сборка и разборка машин, притирка и просмотр деталей, старшина тут же об’яснял их устройство. Особое внимание при ремонте они уделили изучению вспомогательных механизмов — масляного насоса, машинного турбевен- тилятора, турбодппамо. Учеба у матросов шла успешно. Старшина Прозоров давал Чечину и Фе досееву задания. Он требовал от них твер- дого усвоения и правильного примбнепня знаний на практике. Нередко он давал им бумагу и карандаш. -г- Начертить схему главного котла. По ставил» на чертеже все клапаны. Матросы лазили по всей кочегарке. Один Из них рассказывал о назначении боевого механизма, потом заносили па бумагу. — Товарищ старшипа, чертеж готов. — А где же клапан... по нашли, значит? \ ^ учеба не пропала даром, что слова, произ несенные в день принятия присяги, оп равдываются честной службой. Успех окры лил матросов еще больше. Они добивались четкой отработки действий у турбин. Предстоящий поход сулил матросам слож ность обстановки и большое напряжение. Корабль вышел в море. Ритмично рабо тали машины. Вот и последний островок мелькнул за кормой. — Пу, как чувствуете себя? — спросил матросов старшипа Прозоров. — Хорошо, товарищ старшина! — Вот м молодцы, так и держитесь дальше. Федосеев и Чечни четыре часа не в х о дили от механизмов. Они отстояли вахту дублерами образцово, не сделав ни одного, как они говорят, промаха Работу выполнило отделение Анулова Второй год старшина 2 статьи Дкулов исполняет обязанности командира отделе ния машшиистов-тутрбинжтов. В его под чинении пять матросов, которые обслужи вают одну из главных турбин и вспомо гательные механизмы. Матросы отделения старшины 2 статьи Акулова все, как один, примерные и ста- раггелшые воины и во главе со своим командиром показывают образцы в учебе, службе и работе. 0 их примерной службе говорят такие факты, что каждый подчи ненный Акулова отмечен большим числом поощрепий. Па-днях это отделение закончило боль^ шую и ответственную работу. Люди старши ны Акулова под наблюдением командира' боевой частп трудились добросовестно. Столь ответственное дело было закон чено в два раза быстрее намеченного сро ка. Стараясь выполнить задание быстро, машинисты-турбинисты не снижали ка-* чества. Принимая работу, командир пятой боевой части дал высокую оценку. За усердпый труд командир корабля об’явил благодарность старшине 2 статьи Акулову и старшему матросу Белову. Ма тросам Саранча, Кибальник и старшим ма-* тросам Севрюкову и Шахову предоставлен краткосрочный отпуск. С высокими достижениями в дисциплине и работе отделение Акулова встречает 30-летие ВЛКСМ. Старшина 2 статьи Н. К0ЛЕГ0В. ^ Лучший матрос в нашем подразделении В нашем подразделении м&трос Самарин завоевал большой авторитет среди то варищей. Почему же матросы с большим уважением относятся к нему? Самарин — высокодисциплинированный воин. Он служит без замечаний. Специаль ность свою этот матрос знает отлично. Об служиваемая им техника всегда исправна ц никогда не отказывает в действии. Матрос Самарин— отличник боевой и по литической подготовки. Он отмечен коман дованием десятью благодарностями - за усердную службу и высокую дисциплини рованность. Его родителям было послало письмо, в котором говорилось о примерпои службе Самарина. В следующем походе матросы стояли уже Сейчас матрос Самарин настойчиво го- го выдвинул товарищ Сталии. На стройки ^ ------— — - Сибири и Урала было послано 6 6 тысяч / звенья в ы с о к н а >рижаев, собирался Meia.i- лический лом, возникло соревнование трак тористов. На строительство танков, само летов и боевых кораблей молодежь страны собрала более 1 миллиарда рублей. Неистощимую энергию вкладывает совет ская молодежь в борьбу за выполнение по слевоенного сталинского пятилетнего ш о на. Верный своим традициям комсомол бе рется за самые трудные дела. Он принял шефство над восстановлением 15 старей ших русских городов, разрушенных окку пантами. Комсомольцы показывают себя смелыми новаторами производства, добива ются рекордных урожаев на колхозных и совхозных полях, борются за экономию ма териальных ценностей, топлива, электро энергии. Повсюду -комсомольцы, молодые рабочие и работницы выступают инициаторами луч шей организации труда, ломапот устарев шие нормы. По почину донбасского Шахте ра Николая Лукичева внедряются скорост ные методы проходки шахт. Комсомольско- матодежная оригада ткачихи Марии Вол ковой показала пример работы на 'многих станках. Руководите^» молодежного кон вейера предприятия резиновой промышлен ности Клавдия 3снова выступила инициа тором борьбы за качество продукции. Ком сомолка Айна Кузнецова выступила за стрельщиком освоения проектных норм 1950 года, комсомольцев, которые с честью выполня ли свои задачи, преодолевали все тpyднoi сти. Большую помощь оказал комсомол боль шевистской партии и Советскому прави тельству в социалистическом преобразова нии сельского хозяйства. Он направлял свои усилия на организацию и укрепление колхозов, повышение урожая, внедрение агротехники в колхозное производство. В 1934 году в деревне было подготовлено до 2 . 0 0 0 . 0 0 0 молодых трактористов, комбай неров, механиков. Настойчиво боролся комсомол за выпол нение указания товарища Сталина об ов ладении техникой. За инициативу, прояв ленную в деле внедрения новой техники угледобычи, комсомольская организация Донбасса была награждена орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны молодые советские воины, беспредельно преданные Родине, большевистской пар тии, великому Сталину, мужественно и героически сражались за свободу, честь и независимость Отчизны. Юноши и девушки, оставшиеся в тылу, с величайшей энерги ей работали на заводах, фабриках, шад- тах, в колхозах и совхозах. Комсомольская инициатива в годы войны била ключом. По почину комсомола созда вались фронтовые молодежью бригады, Большое государствешое значение имеет работа комсомола по электрификации кол хозов н МТС. Комсомольцы во внеурочное время отыокшшатот в отходах старые ма териалы, реставрируют их и едут в дерев ню делать электропроводку. Недавно из Ос- ташевского района вернулась группа моло дых рабочих и студентов Дзержинского района Москвы. За короткий срок они пол ностью электрифицировали пять колхоз ных сел. Таких примеров насчитывается сотни. Недалеко то время, когда в каждой деревне будет светиться лампочка Ильича. Большевики Ленинграда решили создать вокруг города свою собственную топливно- энергетичеоюую фазу. Они призвали моло дежь принять в этом активное участие. Сотвя комсомольцев заводов, фабрик, уч реждений выехали строить электростанцию Свирь-2. Сейчас на этой стройке работы идут полным фронтом. фронтовики, освобождавшие Киев от не мецких захватчиков, помнят заболоченные места поймы реки Ирпень. Теперь этих мест уже пе уэпатъ. Здесь выросли новые колхозные селения, на полях зреет бога тый урожай овощей. Какая же чудодейственная сила пре вратила болота в плодоносные нивы? Сделала это молодежь Киева. Украинские большевики по янициат 1 гво П. С. Хрущева решили осушить эти болота. Перед комсо мольцами Киева была поставлена блатород- самостоятельно на вахте у боевых меха низмов. Действия их были уверенными и правильными. Когда шли последние мину ты вахты, Чечпп вдруг заметил, что повы силась соленость воды. Медлить было нельзя. Доложив стар шине отделения, Федосеев и Чечпн быстро принялись за устранение неисправности. Задержись на несколько минут, и получит ся вскипание котлов, корабль потеряет ход. Матросы отдраили горловину. Оказа лось, что внутри лопнула трубка. Надо немедленно заглушить. Мгновенно они за драили плотпо горловипу, и машины вновь дали ход. Через несколько дней приказ командира корабля гласил, что за отличные успехи в боевой и политической подготовке матро сам Алексапдру Чечину и Юрию Федосееву присваивается очередное воинское звание — старший матрос. Комсомольцы Александр Чечин и Юрий Федосеев служат примером для всего эки пажа корабля. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. на я задача — помочь своим трудом осво ить прпепьевпй массив и создать вокруг Киева мощную картофеле^овощную в. жи вотноводческую базу. Можно пазвать еще мпого участков со циалистического строительства, ва кото рых комсомольцы являются запевалами в труде. Идет ли цечь об ирригационных ра ботах в воронежских степях, или о стро ительстве площади имени Москвы в Ста- линабадэ, сооружении озера в Лесном пар ке Харькова — всюду мы видим комсо мольцев и молодежь, как активную боевую силу. Так труд нашей матодежи « ш л е т ся в общий труд страны. товится к инспекторской проверке полит занятий. Оп один и с товарищами повторил уже много тем. . Матрос К. MA3AH0B. «Наша жизнь проходит в заботах о Родине, в борьбе за коммунизм. Пет для пас ничего выше интересов Родины. Паше счастье неотделимо от счастья! социалисти ческой Отчизны!». Эти слова нз письма двадцати шести миллионов комсомольцев и молодежи Советского Союза, обращенного в дпи празднования 30-летия советской власти к товарищу Сталину, ярко показы вают законную гордость советской моВДе- жп за свое отечество, за его величайшие || тр достижения. Беспродельная любовь к со циалистической Родине воодушевляет со ветскую молодежь на героические дета, ш вдохповегагоо творчество. «Комсомол, — говорил товарищ Сталин, — всегда стоял у пас в первых рядах на ших бойцов. Я пе знаю случае®, «когда бы он отставал у пас от событий нашей ре волюционной жизни». Эту замечательную оценку великого Сталина комсомольцы и вся советская молодежь стрем.*гся оправ дать иа каждом шагу своей многогранной деятельности, В. .ТИХОНОВ* Хороший пример подает подчиненным сержант Кпязев. Он прилежно учится, ежедневно повышая свои знания артил лериста. Сержант Князев добился твер дых знаний и у своих подчиненных. Его расчет в подразделении считается передовым. Матрос И. Изьюров. * * * Усердно служат в нашем подразделе нии старший матрос Парфенюк и матрос Кондаков. За два года опн не имеют пи одного взыскаппя. Старания матроса Кондакова отмечены 17 благодарностя ми, а старшего матроса Парфенюк— 14. Во всех проводимых стрельбах они от лично работали на своей материальной части. " Младший сержант И. Мякшин. it it it Солдат Ресчинов пользуется большим доверием у своего командира. Дисципли нированный в части и па берегу, он прилежно изучает темы па политзаня тиях и военное дело. Бдительпо Ресчи- нов несет и вахту. За три года оп мпого раз стоял на вахте и пи одного разу пе получал замечания. Солдат Ресчинов многим воинам нашего подразделения показывает пример честной и безупреч- пой службы. Солдат М. Климонов. it а и Матрос Лыбаклн — кок. Он стремит ся всегда приготовить вкусную пищу. Повышая свое мастерство, матрос Лыба- кнн добился того, что дежурные, сни мающие пробу, дают хорошую оценку приготовленных-.ям блюд. Сейчас Лыба- кин поставлен ) па должность кока-ин структора и отлично справляется со своими обязанностями. На-дпях ему при своено воинское звание — старший ма- Старший матрос А. Попов. ★ * * Большим авторитетом пользуется в на шем подразделении комсомолец младший сержант Дороапин. Он является дисцип линированным бойцом, отличником бое вой и политической подготовки, лучшим специалистом телеграфистом. Аппарату ра, вверенная ему, находится в образцо вом порядке. Приказом йомишдовашгя -младший сер жант Дорошин занесен на Доску отлнч- и т п в , Матрос И. Цветков. т т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz