На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 октября .1348 г., № 239 (3235). В СОВЕТЕ БЕ ЗО ПАСНО С ТИ n\PiT»F. 6 октября. (Спец. корр. (ТАСС). Позавчера п вчера советская делегация разоблачила тех. кто пытался иснользо- г;:т 1 , трибуну Совета Безопасности для разжигания враждебпой Советскому Союзу шумихи по поводу тик называемого бер- ~’ 1 г*кого вопроса. Она показала, что обсуж дение этого вопроса не входит в компетен цию Совета Безопасности, что этот вонрос гходнт г. компетенцию Совета министров шк-странных дел, на который соглашением ггликих держав прямо возложено мирное урегулирование с (Германией и, следова- тельпо, разрешение всех связанных с этим вопросов. Ввил У отсутствия каких-либо оснований для передачи берлинского вопроса в Совет .Безопасности п нарушения такой переда чей устава организации Об’единенных на ций, а также ввиду нарушения важных международных соглашений между велики ми державами относительно Гермапии, со ветская делегация отказалась от участия в обсуждении этого (вопроса в Совете Безо пасности, подчеркнув, что представит?лн западных держав, иастоявпгие на включе нии берлинского вопроса в повестку дня Совета Безопасности, исходят из соображе- гчй, не имеющих ничего общего с действи тельным стремлением к урегулированию берлинского вопроса. * В связи с этим парижская печать сегод ня отмечает, что пропагандистский маневр, гырззившнйсл в передаче 3-мя правитель ствами этого вопроса в Совет Безопасности, терпит неудачу. Газета «Фрап тпрер», указывая, что «нельзя отнять от советской тглщии ее пеумолимой логики», пишет, что «германское дело, конечно, более удру чающе для 3-х обвинителей, чем для едип- етзепного обвиняемого». С другой стороны, газета «Комба» отмечает, что «отказ со ветского делегата участвовать в дебатах очень стесняет тех, кто думал, что Совет гыпесет обвинительный приговор». П пе случайно сегодняшнее заседание Совета Безопасности прошло в полупустом зале. 'После того, как советская делегация разоблачила действительную подоплеку об суждения берлинского вопроса в Совете Безопасности, общественность Парижа явно начинает утрачивать иптерес к дальней шим дебатам по этому вопросу. Все сегодняшнее утреннее заседание за- няло лишь один час и ушло на выступле- гне делегата Джессепа.- Джеосеп не решил- <м оспаривать выдвинутые советской деле- Г’ипей доводы о.том, что, согласно статье 107 устава ООН, Совет Безопасности не компетентен рассматривать так называе- aiый берлинский вопрос. Эту часть выступ ления советского делегата, как, впрочем, и почти все его выступления, Джессеп пред- глчел обойти молчанием. 'Всю свою речь он i;освятил тому, чтобы путем повторения : -имствованных из «Белой книги» госу дарственного департамента США ряда не основательных и нелепых заявлений изоб разить мероприятия, проведенные советски ми оккупационными властями в Германии, как действия, якобы создавшие угрозу ми ру и безопасности. При этом Джессеп ста рался не касаться вопроса о той политике раскола Германии, которую США, Велико британия и Франция проводят в нарушение ьзятых ими”на себя международных обяза тельств и которая именно является глав но;? причиной, 'вызвавшей необходимость к лпятия советскими военными властями :• щтггпых мероприятий в ограждение инте- 1 в экономики и населения советской зо ны оккупации (Германии и Берлина. Путем беззастенчивой подтасовки Фак тов и ложных утверждений делегат США пытался представить в извращенном свете ,vr Г: триятия, которые были проведены со- гстскимя оккупационными властями в Гер- у .мпмт в целях предотвращения пагубных последствии для -советской оояы дезоргани- гзтерских мер правительств США, Вели- п 'ритаипи и Франции в отношении Герма- г ; f. Представитель США договорился до" т го, что заявил, будто бы оккупационные г ;а<тп западных держав решили ратрост- ; " ить сепаратную денежную -реформу па згпадиые секторы Берлина только после г: '?». как советская военная адмянистра- г мл Германии якобы провала сепаратную у -южную реформу я советской зоне. 5Гсж- тсм, всякому (известно, wo в дсйстви- т шгостп оккупационные власти США, Англии и Франции, сорвав переговоры о i:;; ве.дляян денежной реформы в Гермашви, п 1 конно провели 18 июня сепаратную денежную реформу в западных зонах и че- > ; несколько дней распространили рефор- 3 iv на западные секторы ‘Берлина. Только спустя 0 дней после этого, 24 (июня со- с токир. власти вынуждены были со своей <т’ зоны провести денежную реформу в с bo - г .': зоне. Должно быть абсолютно ясно, что • • т,’\**>го»мгронрпятия советская зона бы ла иы наводнена литвднраваниыми в за- : :ц.:х зонах старыми денежными знаками :■ f»w.Ti бы (поставлена под удар вся эконо мическая жгсаяь советский зоны и Берли- }-:.i к ясно также, • что такое положение и чоми допустить советокяе власти. Амг; шодоскш представитель приложил текге немало усилий для того, чтобы по- i; ’ . i ' 1 / i r доказать (правильность содоржа- в обраяцжни в Совет Безопасности- западных держав положения о том, что - го бы советские власти вели и поддер- ; • ’ • !! г до настоящего (времени «голодную ( гаду» Берлина. При этом американский гг китель дошел до того, ито об’явил , . 1; :шдистошм маневром» решение! Со- .-pro тфавитолытгоа» о взятие иа себя ‘ Г \1 ЛЯ0239. снабжения г,сего населения Берлипа, пы таясь представить этот громадного -полити ческого значештя факт в извращенном све те. Американский представитель заявил, что 'решение советских властей о снабже нии всего населения Берлина ire могло быть проведено в жизнь 'иа агдоктике, так как жители западных секторов Берлина якобы были бы вынуждены совершать «по ездку за несколько десятков 'километров в советскую зону, чтобы нолучить продукты пз фонда советской военной администра ции. Разумеется, при этом американский ■представитель ничего ие сказал о том, Что американские п б-рнгавокие власти в Бер лине препятствовали жителям западных секторов Берлина получать продовольствие в советском секторе Берлина. Он умолчал о тем, ’гто западные военные вла/'ти и так называемый берлинский мжистрат, в дой- ствигельности представляющий собой ав томат англо-американского командования, пе разрешили советским военным властям организовать в Зч-шалтп-гх с е к т о р 'Берлина мата:?пиы с тем, чтобы создать гоответст- рутощие удобства для населения этпх сек торов. Больше того, имеется ряд докумен тов, доказывающих, что американские и брпгтзпекпе власти преследовали тех жите лей западных епкторев Берлпжл, «которые выража'лп желание получать щудовольст вие из Фондов советских воепных властей. АмеТ'Я 1 КЗ^:г:ие влаетп (взяли даж-е ппеци- альные расписки грзж-хан Берлина, прожн- ваютшгх в амерюкапоком сокторе, следую щего содержания: «Я подтверждаю, что прочитал и понял •распоряжение американской военной адми нистрации, данпгое мне, в котором говорит ся, что продсволытвеиные карточки, вы данные «не в американском секторе, я не должен обменивать в р^хжом секторе Бер лина я не должен передавать эти карточки кому-лосбо другему для обмена». Е д а ли здесь требуются какие-либо комментарии. •Известны также мпогочислепные факты, •когда только за одну попытку получить продовольствие чез магазинов оовеггекопо сектора американские и британские власти угрожали жителям западных секторов Бер лина увольнением с работы и даже выселе нием яз квафтир. Разумеется, американский представитель ничего пе сказал также и о том, что еже дневно из советской зоны в западные сек торы Берлина поступает до ООО тонн раз личного продовольствия. Американский •представитель всячески пытался реклами ровать так называемый/ «воздушный мост» (самолеты -союзников, циркулирующие* меж ду заш | 1 ньгмн зонами и Берлином), изобра жал его как т у ч а щ у ю заботу западных держав о нуждах населения Бертина. Од на/ко швестло немало фактов, показываю щих, что «воздушный мост» используется в э 5 К¥читвяыной мере для того, чтобы тайно вывозить из Берлина ценности и оборудо вание. Это вынужден был признать сегодня в своем выступлении в Совете Безопасно сти британский представитель Кадоган, ко торый заявил, что британский главно- (комащдующий выразил «готовность ввести меры по проверке, необходимой для предот вращения контрабанды воздушным путем». Чувствуя слабость своей аргументации, амергакаяюкпй представитель пытался под держать свои голословные заявления об организации «голодной блокады» Берлина ссылками на то, что будто бы советски^ военные власти Германии пытались орга низовать... беспорядки в городе, чтобы тем самым аказьъвать давление на берлинский магистрат. Но кто же не знает, что в действитель ности погромы и бесчинства на протяжении последних месяцев, и особенно в сентябре, происходили не в советском секторе, a j* западных секторах Берлина. Кто же пе знает, что американские военные власти в Германии с января 19-18 года организо вали особые отряды «черной гвардии», ко торые обучаются в специальных школах для бортлы с -демонстрациями трудящихся Берлина и практикуются в применение слезоточивы.х газов? Дело дошло до того, что американские, власти разработали спе циальную инструкцию о том, как отряды «черной гвардии» должны расправляться с демонстрашгями берлинских трудящихся. В инструкции, изданной 26 сентября 1947 года, в и. J указано, что «промышленная полиция» (так называют американские власти «черную гвардию») должна приме нять против демонстрантов «легкое наси лие», как, например, брандспойт, слезото чивый газ... «Если же, — говорится в инструкции, — это не подействует, то да вать устрашающие выстрелы, применять резиновые дубинки». В главе 8 -й инструк ции указывается, что начальники таких отрядов могут приказать даже применить огиестрельное оружие. ' > Даже такой факт, как передача совет скими властями в распоряжение берлин ских профсоюзов для выдачи наиболее нуждающимся рабочим значительного коли чества текстильных товаров, Джессеп пы тался объяснить тем, что советские влас ти якобы хотели... подорвать деятельность городского самоуправления Берлина. Едва ли можно вообразить распростране ние более циничных клеветнических слу хов относительно советских властей. В своей речи американский представи тель делал неуклюжие попытки снять ответственность с США за срыв четырех стороннего управления в Германии и пере ложить эту огветственн<н*ть на советские власти. Меж,ту тем, всем известно, что ок- куианисниыо власти залщдпых держав, про водя обои незаконные раскол! леи ческие дей ствия в Уаладпой Германии, на протяжении всето i 047 г. и особенно 10-18 г. совершен но игнорировали Контрольный Совет и пы тались превратить его в игирму для при крытия своих сепаратных действий. Совет ское командование неоднок^шго требовало, чтобы западные о к ап ан ионные власти добросов(*стно выполняли взятые -на себя обязательства, вытекающие нз 1 >ешенпй Берлинской ко<нференц 1 ги и сотланюдПЕЯ о контрольном механизме в Герма'нии отно сительно демилитаризации, домокрапшг ии-и. денацификации п управления Герма нией на четырехсторонней основе, как еди ным экономическим и политическим це лым. ° Плвегтио. что действительной ггричш 1 *>й прекращения деятельности контрольного механизма в Германпи явились сепаратные действия оккупационных мастей западных держав в Занадяой Германии. На своих се паратных совещаниях в Лондоне США, Великобритания и Франция в нарушение Ялтинских и Потсдамских соглашений i>c- ши.ти создать западпо-гермаиское niwiui- телч^тво и на(вязатт> итселелгию Гкниадной Германии оккупационный статут (вместо мирного договора, а также приняли важ ные решения о Руре, тоирра»глснтые на нг- таьзорание рур»ясого промьпплеиногч» бас сейна в качестве базы .для осуществления своих атрссс-ЛБНых планов. Когда советское командование потребова ло, нтобы Контрольны!! Совет был инфор мирован о сепаратных лондонских решени ях, оккунацшиниые власти западных де]>- жав отклонили это требование. Весьма неубедительно прозвучали неук люжие рассуждеппя Джессепа на тему о том, что Берлпп якобы «не является частью советокой зоны оккупации, но ню лаю выраженному соглашению яшяется между народной зоной». Однако не требуются до казательства в подтверждение того фак та, что 'Берлин представляет собой геогра фический п экономический центр совет ской зоны оккупации. Значительную часть своей речи амери канский делегат посвятил весьма вольному (изложению содержания московских перего воров между правительством СССР и пред ставителями западных дер;кав. При этом он повторяет утверждения 'пресловутой «Бе лой книги» государственного департамента США, преподносящей эти переговоры в швра-щенном свете. Небезиптересно отметить, что даже фран цузская печать отмечала необ’ектнвность «Белой книги» и требовала, чтобы француз ское правительство опубликовало «свою версию» московских переговоров. Насколько тспорна была сработана эта часть речи Джессепа, моя:но судить по то му факту, 'что оп счел возможным повто рить перед Советом Безопасности уже оп ровергнутую Советским правительством в ноте от 18 сентября шерспио о том, будто бы советский главнокомандующий в Берли не маршал Соколовский -в ходе переговоров с тремя другими главнокомандующими вы двигал требования, противоречащие дирек тиве, согласованной в Москве между пра вительством СССР и представителями за падных держав. В частпости, Джессеп внввь пустил в ход выдуманное реакцион ной прессой 3-х держав утверждение, буд то бы Соколовекип потребовал каких-то новых ограничений в области воздушных: сообщений. Между тем. в действительно сти, как это было отмечено в иото Совет ского правительства от 18 сентября, со ветский главиакомаидующин лини» обратил снимание иа необходимость того, чтобы 3 других главнокомандующих точно соблю дали правила воздушного сообщения для нужд оккупационных войск, усталювлен- ные решением Контрольного Совета от 30 поября 1045 года и пеоспаривавшнеся ни одним главнокомандующим в течение трех лет. Подобные передержки понадоби лись Джессспу для того, чтобы перело жить ответственность за срыв московских переговоров с представителей западных держав на представителей Советской) Сою за. Одпако, как явствует из всего изложон- nouo 'Выше, делегат США отнюдь не агреус- пел в решении этой задачи. Наоборот, ею .выступление д; 1 Л 0 обширный материал, иллюстрирующий агрессивную политику хладных держав в действии. Выстуинвптио на вечернем заседании де легат Великобритании 'Кадоган и делегат Франции Парода сочли благоразумным ог раничиться почти дословным повторением всего того, что говорил представитель США. Бросалось в глаза, что Кадоган я Пароди, как и Джессеп, всячески обходили •вкигрос о том, шкое же решение должен принять Совет Безопасности. После того, как Кадоган и Hapojrfr ирочлп свои речи, председательствующий Брамуг- лиа (Аргентина), к немалому изумлению присутствующих, об'явил, что он намерен сейчас закрыть заседание, поскольку нет желающих выступить со своими замеча ниями. Он добавил, что о ,тне следующего заседания председательствующий в свое время уведомит Совет Безопасности. Так неожиданно закончилось .+то давно полготов.! ивпюеся иравптсл ытва ми США, Великобритании at Франции заседание Со вета Безопасноет if, на kotojm > c организа^- •ры шум'ихп вокруг так называемого бер линского всигроса возлагали большие на дежны. Говорят, что '.vi£Ke члены Совета Безопагностн, поддержавшие предложение правительств Сое.ишешы.х Штатов, Вели кобритании и Франции о включении этого вопроса и 'повестку дня Совета Безопасно сти, смущенно задают друг другу вонрос: чем же все это кончится/ Поживем — увпдпм. На третьей сессииГенеральной Ас амблеи ООН Завершение общей дискуссии по докладам атомной комиссии ПАРИЖ, Б октября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня в политическом комитете закончи лась общая дискуссия по докладам атомной комиссии. Заправилы англо-американского блока в своих выступлениях повторили нижние попытки дискредитировать ясные предложения Советского Союза, направлен ные па выполнение решений Генеральной Ассамблеи, и еще раз разоблачили свое на мерение по что бы то ии стало помешать принятию конвенции о запрещепии атом ного оружия и установлении действенною контроля над атомной энергией. Выступивший первым датегат Эквадора не мог пе призпатгэ, что предложения СССР гд.шотгя приемлемой основой для достижения согласия. Он предложил соз дать подкомитет для изучения внесенных различными делегациями в ходе дискуссии предложений и представить подкомитету подходящий проект резолюции. Делегат Парагвая присоединился к предложению о создании подкомитета. Однако даже это робкое предложение, направленное к тому, чтобы попытаться достичь соглашения, вызвало недовольство английского делегата Макнейла. Он заявил в своем выступлении о песогласии с соз данием подкомитета и задал делегации СССР ряд вопросов, касающихся советскою предложения от 2 октября. 0 характере этих вопросов свидетельствует его пред ложение о том, чтобы СССР согласился с введением контроля над атомной энергией до подписания конвенции о запрещении атомного оружия и чтобы СССР принял план контроля, одобренный большинством атомной комиссии. Таким образом, английский делегат еще раз верпулся к тому, что завело атомную комиссию втуник, и вповь продемонстриро вал свое желание добиться во что бы то ии стало прекращения работы атомной комис сии. В своем выступлении Макнейл прибег к излюбленному приему всех антисоветских клеветников, которые, используя лживые рассуждения, почерпнутые из арсенала фа шистской пропаганды, стремятся очернить Советский Союз и вызвать недоверие к сю миролюбивой внешней политике, дабы та ким путем опрглдать гонку вооружений в США и Апглии и их нежелание заключить конвенцию о запрещепии атомного оружия. Решительный отпор антисоветской про паганде Макнейла дал в своем выступле нии делегат СССР Я. А. Малик. Говоря о стремлении Макнейла навести тень на со ветское предложение, Малпк сказал, что глава советской делегации Вышинский предельно ясно изложил позицию говетской делегации как но вопросу о запрещепии атомного оружия и контроля над атомной энергией, так и по вопросу об отношении совеге кой делегации к американскому пла ну конт[иия. Пет надобности повторять »тее то, что уже было сказано по этому пово ду. Он добавил, что ограничится только краткой справкой в связи с вопросами, за тронутыми представителями ( IIIА, Канады и Англии относительно существа советских предложении о продолжении работы атом ной кимиссии. Малик заявил, что советская делпгация уже говорила о неприемлемости канадской резолюции, которая сводится к тому,, чтобы прекратить дальнейшую работу атомной комиссии. Советская делегация считает та кое предложение неправильным и непри емлемым, так как организация Об’едпнен- ных наций не может отмахнуться от проблемы запрещения атомною оружия и установления контроля над атомной энер гией и ограничиться только общим, никого п ни к чему не обязывающим призывом, как предлагает канадская делегация. Советская делегация, добавил Малпк, считает необхо димым, чтобы атомная комиссия ие пре кращала работы, а проделала ее л направ лении, указанном в резолюциях Генераль ной Ассамблеи, поручившей, как известно, атомной комиссии подготовку предложений относительно исключения из националь ных вооружений атомного оружия и всех других основных видов вооружения, при годных для массового уничтожения, а так же относительно установлении контроля над атомной энергией в об’еме, необходи мом для обеспечения использования ее только в мирных целях. Именно в этом на правлении и должна продолжат], свою ра боту атомная комиссия. 1 Касаясь возражения Макнейла против предложения Эквадора о создании подкоми тета, Малик заявил, что такая позиция английской делегации об’ясняется ее неже ланием, чтобы атомная комиссия продол жала свою работу. Выступления амери канского делегата Остина п английского делегата Макнейла, — сказал Малпк, — представляют собою наглядное проявление политики диктата: или принимать амери канский план, или прекращать работу атомной комиссии. Совершенно ясно, что подобные методы, применяемые Остиным и Макнейлом, весьма далеки от метода нор мального международного сотрудничества. Малик опроверг грубые клеветнические антисоветские предложения» Макнейла, пы тавшегося свалить на Советский Союз от ветственность за создание атмосферы воен ного психоза, в действительности являю щегося результатом той пропаганды новой войны, которая ведется в США и Англии и контролируемых ими странах. Подтверждением того факта, что амери канский план контроля над атомной энер гией имел црлью установление американ ского контрол» над политикой друтнд^ стран, послужило выступление делегата® Южио-Африкаиского Союза. Он заявил, что в Южпо-Афрпкангком Союзе имеются запасы урана, но урап содержится в золо тоносной руде. Так как по плану,, одобрен ному большинством членов атомпой комис сии, руда, содержащая уран, после ее извлечения должна переходить в собствен ность международною контрольного орга на, в котором фактически хозяйничали бы США, то проведение в жпзпь этого плана привело бы к тому, что заодпо в собствсп- погть этого органа перешло бы и золото, содержащееся в руде. Чтобы возродить свою национальную экономику и не допу стить перехода золотоносной руды в руки контрольпого оргапа, Южно-Африканский Союз принял специальный закон о нацио нал иза]щи этой руды. Делегат Польши Кац-Сухи убедительноj показал, что Англия и США не хотят ни -^ какою соглашепия, которое было бы на правлено к вынолпению резолюций Гене ральной Ассамблеи, предусматривающих запрещеппе атомного оружия и установле ние контроля над атомной энергией. . Общая дискуссия завершилась на се- годпяпшем заседании выступлением деле гата Сальвадора. Явно по указке США он отстаивал требовапие о том, чтобы конвен ция о запрещении атомного оружия после того, как она будет подписана, не проводи лась в действие до тех пор, пока не будет введен контроль над атомной энергией в соответствии с американским планом. После выстуилепия делегата Сальвадора председатель об’явил общую дискуссию закопченной и предложил приступить к рассмотрению имеющихся проектов резолю ций. Однако по предложению делегата Канады это обсуждение было перенесено ка завтра. Политический комитет приступил к рассмотрению советских предложений ПАРИЖ, 7 октября. (Спец. корр. ТАОС). Сегодпя на вечерпем заседании политичес кий комитет приступил к рассмотрению внесенных 25 сентября делегацией СССР (щреддожений о сокращении вооруженных сил и вооружения пяти великих держал* па % в. течение одного года, о запрещении атомного оружия и об учреждении между народного органа контроля за выполнением этих постановлений. Широкая обществен ность, приветствова'эшая эти советские предложения, с большим интересом ожида ла начала обсуждения. В адрес генераль ного секретаря ООП и делегации СССР по ступило большое колячеетво коллективных я индивидуальных пвеем от трудящихся Франции и других стран, поддерживающих советские предложения. И сегодня, когда глава делетащиг СССР А. Я. Вьшгинакиш получил слово для того, чтобы .представить эти предложения политическому комитету, места, отведенные для публики и предста вителей прессы были заполнены доотказа, и многие слушали речь стоя. В яачале своей речи Вышинский указал, «по Советское правительство, внося пред ложения о сокращении вооружений и зз- прещепип атомною оружия, следует своей неизменной политике борьбы против вся ких плалюв и мероприятии, направленных •на создание рзскола между народами, борь бы за осуществление демократических принципов послевоенного мира, за безопас ность народов. Политика расширения и укрепления международного сотрудниче ства определяется самой сущностью, харак тером, нркрс]той Советокого социалистичес кого государства рабочзк и крестьян, в высокой степени заинтересованных, как и миллионы простых людей всего мира, в сохраненюг и укреплении мира и безопас ности народов. Вышинский напомнил историю борьбы Советскою Союза против войн, за разору жение и сокращение вооружений сначала в Лиге наций, а затем — в ООП. Он пока- зал, что до сих пор советские предложения, направленные па сокращение вооружений, наталкивались на сонротивлеяие со сторо ны капиталистических государств, л в пер вую очередь США. Глава делегации СССР четверг рбстоятельночу анализу выступле ния иа пленарных заседаниях Ассамблеи министра пиюстранных дел Великобритании Бевииа и министра иностранных дел Бель гии Силака. возражавших против советских предложений о сокращении вооружений, о запрещении атомного оружия и об учреж дении международного органа контроля за выполнением этих мероцрриугкй. Вышин ский показал при этом, что Спаак в своем выступлении фактически признал, что западный военный блок направлен против 1 СССР, хотя он употребил* целые Фонтаны слов, чтобы утоп ить смысл этого призна ния. Касаясь иопыток Бевпна представать де ло таким образом, будто бы концепция марксизма-ленинизма отрицает возможность соглашения между СССР и некоммунисти ческими государствами, Вышинский нагляд но (продемонстрировал всю необоснован ность «теоретического» экскурса британ ского министра иностранных дел, показав, что Бевин донустил грубую передержку. Вышинский противопоставил утверждени ям Бевипа факты из высказываний В. И. Ленина и И. В. Сталина, не остав ляющие никакого сомнения в том. что внешняя политика СССР всегда исходила и исходит из ленинско-сталинско го тезиса о сотрудничестве двух разных систем. — Бевин, — сказал Вышинский, — по просту смешал два вопроса: вопрос о воз можности сотрудничества двух систем с вопросом о желательности- такого сотруд ничества. Что касается СССР, то, как это видно из иеодиократпых авторитетных заявлений по этому вопросу Ленина и Сталина, позиция СССР в этом отношении ясна. Но любители мутить воду ие унима ются, пускаясь на всякие трюки, п подта совыванием фактов они пытаются во что бы то ии стаю сорвать сотрудничество с Совет ским Союзом, прикрыть свое нежелание такого сотрудии^ства ложными ссылками и извращениями исторических фактов. Вышинский прпвел убедительные фак тические данные, показывающие, что в капиталистических странах и в первую очередь в США сейчас идет бешеная гон ка вооружений и, в частности, атомного оружия. Дело доходит до того, что, как со общает агентство Юнантед Пресс, в Сое диненных Штатах сейчас разрабатываются планы производства атомною оружия на 50 лет вперед. В заключение своей речи Вышинский выразил уверенность, что принятие совет ских предложений явилось бы первым реальным вкладом в дело обеспечения прочного мира и безопасности народов. Выступление главы советской делега ции произвело большое впечатление на присутствующих. Разоблачив непригляд ные мотивы тех, кто возражает против со ветских предложений, делегация СССР попала в цель, — это нетрудно было ви деть по раздраженной реакции тех, кто сокращению вооружений предпочитает гон ку вооружении. Делегат Великобритании Макнейл и делегат Бельгии Роллен тут же с места в карьер попытались вступить в полемику с Вышинским, однако кроме конфуза для них ничего из этого не по лучилось. . . v Стараясь всячески выгородить Бевииа, провалившегося со своими «теоретически ми» изысканиями, Макнейл повторил его прием и притом с теми же результатами. Грубо искажая известное высказывание В. И. Лепина, в котором он сравнивает движение молодой Советской республики вперед с восхождением человека на высо кою, крутую и неисследованную гору, к вершине которой приходится проклады вать путь, Макнейл попытался приста вить дело таким образом, будто бы это высказывание подтверждает тезис Бевина о невозможности мирного существования двух экономических систем. Макнейл пытался представить союз пя ти западных государств, заключенный по указке США и направляемый ими, в виде некоего безобидного, почти игрушечного механизма. Всячески рекламируя Бевипа, Макнейл представлял его, как лучшего друга Совет ского Союза. Подобные утверждения не могли не вызвать иронических улыбок у слушателей, из памяти которых еще нэ выветрились ожесточенные и клеветни ческие нападки британскою министра иностранных дел на СССР, к которым он прибег на нленарпом заседании Ассамблеи. Следуя прпмеру Бевина, Макнейл и сам не преминул выступить с враждебными Советскому Союзу заявлениями. Он выра зил притворный страх по поводу тою, что СССР расходует па оборону 17 процентов своего бюджета. Макнейл не мог не почув ствовать, что эта цифра лишь иллюстри рует миролюбие Советского Союза, по скольку В ышинский только Что напом нил, что в Соединенных Штатах на воен ные расходы расходуется около 40 про- цептов бюджета. Поэтому британский де легат прибег к весьма дешевому трюку, вы сказав деланное удивление по поводу того, что советский бюджет.составляется с пре вышением доходов над расходами. «Куда идет эта разница»? — с театральным драматизмом вопрошал Макнейл. Вся эта словеспая эквилибристика понадобилась британскому делегату лишь для того, что бы оправдать отказ поддержать советские предложения. В том же духе выступил ж бельгийский делегат Роллен. Отрекомендовавшись коми тету в качестве опытного спещшиста по «разоружению», проведшею 2 0 лет на заседаниях в Лиге наций, Роллен тут же обявил советские предложения, непра вильными. После выступления Роллеяа наступила неловкая пауза, 4 — противники советских предложений поняли, что «каваллерий- ские атаки», предпринятые Макнейлом н Ролленом против этих предложений, явно не удались. i •• Делегат Украинской ССР Мануильснгй, констатируя, что произнесенные эскнром- том речи двух делегатов прозвучали весь ма неубедительно, предложил отклонять дальнейшее обсуждение советских Предло жений с тем, чтобы члены комитета могли их получше изучить.- . • Это нредложепие было принято, х засе дание политического комитета было отло жено па 0 сентября. Ответственный редактор А. ДИВАВИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz