На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

ЯА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 ектября 1948 f.i № 239 73235). Неустанно воспитывать чувство гордости за воинское звание Советские Вооруженные Силы бдительно охраняют мирный созидательный труд наро­ да и ведут непрерывную учебу, от которой зависит постоянная боеспособность войск. В Вооруженных Силах постоянно куются кадры солдат, сержантов, матросов и стар­ шин, политически развитых, отлично зна­ ющих военное дело. Советское государство отпускает на это огромные материальные средства. Наш парод гордится Вооруженны­ ми Силами, гордится людьми армии и Флота, одержавшими победу в смертгльпой схватке с врагами в Великой Отечествен­ ной войпе. Долг каждого военнослужащего — всегда помнить о заслугах наших Вооруженных Снл, помнить о том, что советский воин — это воин* самой передовой армии в мире. Каждый военнослужащий должен свято хранить п дорожить славой, завоеванной Советскими Вооруженными Силами, доро­ жить традициями своей части и высоко держать достоинство советского воина. Высоко держать достоинство советского воеппого моряка — значит всюду служить примером дисциплинированности, быть храбрым, честным, правдивым, отлично знать военное дело и удерживать товари­ щей от недостойных поступков. Па паш корабль пришел служить матрос Лолитов. 'Вначале он занимал должность строевого, пе имея специальности. Па ко­ рабле матросу Политову раз’яснили значе- пис службы подводника, его обязанности i с нечищенными пуговицами или бляхой, it задачи. Ему была дана возможность за короткий срок изучить одну из специально­ стей, чтобы стать полноценным специали­ стом. Стремление матроса Политопа стать спе- 1 шалвстом-подводником было большим. Особыми способностями от другах матро­ сов он не отличался. (Но матрос каждый день находил время для того, чтобы за­ няться изучением моторного дела. Сначала он изучал самостоятельно мигу по устройству дизеля, после этого системати­ чески и регулярно начинал заниматься у механизмов. Большую помощь ему оказали старослужащие мотористы. Лично сам он присутствовал при разборке н сборке меха­ низмов, чертил самостоятельно схемы всех трубопроводов. Настойчивый труд увенчал­ ся успехом. Матрос Полнтов приказом командира был переведен на должность мо­ ториста. За примерную службу матросу Политову комавдир разрешил поехать в очередной краткосрочный отпуск. — Собирайтесь в отпуск, — сказал ему командир боевой части. — Разрешите мне остаться на корабле. Л еще не сдал экзамен на штатного спе­ циалистаt Без этого ехать в отпуск не мо­ гу. . — Ну, что ж, это хорошо, товарищ По- литов. Желаю вам успехов на «экзамене. Настал день экзаменов. Полнтов оправ­ дал оказанное ему доверие: он стал спе­ циалистом подводной лодки. За всю службу матрос не имеет пи од­ ного нарушения воинской дисциплины. Всегда оп опрятен, подтянут, вежлив и ак­ куратен в выполнении любого поручения. В его личной карточке записано около 20 поощрений. За успехи в боевой подготовке п примерную дисциплину тов. Политову присвоено воинское звание — старший ма­ трос. Полнтов — лучший матрос на корабле. На политических занятиях оп занимается усердно, несмотря на то, что образование у него пиже среднего. За отличные показа­ тели на прошлой инспекторской проверке оп получил поощрение. Этих успехов По­ лисов добился не случайно. Он аккуратно конспектирует материал, а если что непо­ нятно, спрашивает у своих товарищей, офицеров, добиваясь прочного усвоения программы. Полдтоз регулярно читает по­ литическую и художественную литературу, журналы и газеты. На корабле о Полигоне говорят: — Вот вам и строевой! Всем показал, как надо учиться, работать и служить. На увольнении Политов всегда помпит о своем воинском долге, о чести советского моряка. Никогда он не уйдет с корабля без носового платка и пр. Внешний вид Политова говорит о всей службе его. Честностью, правдивостью и матросской прямотой отличается матрос Политов. Он везде и всегда помнит, что он моряк и па нем морская форма. Безусловно, что боль-' шую помощь Политову стать лучшим матро­ сом оказали его непосредственные началь­ ники старшина 2 статьи Степутин и лей­ тенант Костюк. Совершенно другое отношение к службе наблюдается у некоторых матросов боевой части, где командиром лейтенант Некрасов.. Здесь недостаточно занимаются такими во­ просами, как раз’яснение правил поведения военнослужащих на корабле и вне его, необходимости дорожить достоинствам мо­ ряка, боевыми традициями советских моря­ ков и т. д. Не случайно, что эта боевая часть имеет больше всего нарушений воин­ ской дисциплины. Вместе с Политовым па подводную лодку прибыл матрос Рунов. С первых уже дней он вел себя недисциплинированно: нару­ шал форму одежды, грубил со старшиной. Офицер Некрасов взял неправильный курс по воспитанию подчиненных. Основной стиль его был — уговоры. Это привело к тому, что Рунов долгий период времени был грубияном, нарушал форму одежды, нетак­ тично вел себя со старшими и т. д. Через некоторое время Рунов резко изме­ нился. Что же произошло с ним? Матросу предвиделся отпуск. И опять неправильно поступил комапдир, который об’ясннл Ру- нову, что если поведение его не улучшится, в отпуск он не поедет. Рунов создал види­ мость, «кто исправился. Командир, поверив ему, прекратил повседневную воспитатель­ ную работу с ним. Такое поверхностное воспитание, конеч­ но, пи к чему хорошему не приводит. Слу­ чилось то, чего и нужно было ожидать: Рунов опоздал из отпуска и за нарушение формы одежды оп был задержап комен­ дантским обходом. Случайное ли это явле­ ние? Конечно пет. Это получилось потому, что с Руновым не велась систематическая воспитательная работа. В этой же боевой части есть матрос Ва­ сильев, который однажды самовольно ушел в город, где ходил не по форме одетым. В результате матрос был задержан патрулем и отправлен в комендатуру. Васильев по­ лучил взыскание, но в скором времени он опять ушел на увольнение и оказался опять в комендатуре. Матрос Васильев сно­ ва получил взыскание уже от командира корабля, а лейтенант Некрасов оказался в стороне от этого просту пка своего подчи­ ненного. Он даже не собрал личный со­ став, не разобрал случай нарушения воин­ ской дисциплины в своей части. Таковы результаты слабой требователь­ ности как старшины Глебова, так и коман­ дира боевой частя лейтенанта Некрасова. В этой части недостаточно ведется работа, направленная на то, чтобы свято хранить и поддерживать славные традиции военных моряков. Видимо, не все матросы знают, что служить в Военно-Морском Флоте, но­ сить форму военного моряка — это боль-, шая честь. Военный моряк должен помнить всегда, что если он носит форму — это обязы­ вает его честно служить своему социали­ стическому Отечеству, выполнять военную присягу. Надо помнить всегда о той боль­ шой любви и уважении, какими пользуют­ ся военные моряки у нашего народа. Такия матросы, как Политов, постоянно помнят об этом. Они понимают, что дисциплинирован­ ность, исполнительность, настойчивый труд по совершенствованию своих зна­ ний — это и есть то, что требуется от каждого советского воина. А такая служба п такое поведение, как у матросов Рунова и Васильева, только по­ зорят честь моряка, позорят его форму. Старшины и офицеры должны проводить большую воспитательную работу с матро­ сами. Эта работа должпа быть системати­ ческой. Начальники должны учить своих подчиненных на славных традициях Со­ ветских Вооруженных Сил. Капитан-лейтенант А. КРИКУН. РАНЬШЕ СРОКА На техническом разборе каж­ дому экипажу было дано кон­ кретное задание то подготовке самолетов к зиме. Кроме того, каждый из них решил закон­ чить предстоящую работу рань­ ше установленного срока. Механика гг. Еимлюк н Шубшшов яеревьшоя'вяли за ­ дашь» на 100 и 150 щюцеи- ггов. На пять дней- раньше срока заковчняк зацанае коммунисты механики тт. Шубкякюэ к Бе­ лов. Сержант Н. Кучеров. Примерный ком андир Младшему сержанту Апатову доверено кимандоеэть отде­ лением телеграфистов. Апатов, как член большевистской партии, ведет боль­ шую политико-массовую работу с матросами. В свободное от работы и занятий время Апатов организует громкие читки газет, художественной литературы и шащечно-швхматные игры, что позволяет матросам всссло проводить свой досуг. Апатов плодотворно работает над собой. Он успешно окон­ чил дивизионную партийную школу и сейчас учится « ве­ чернем университета марксизма-ленинигма. Труд коммуниста Апатова дает наглядные результаты. Благодаря его плодотворной работе в отделении значительно повысились дисциплина и организованность. А. ПАРОМОВ. ЗА БЕЗУПРЕЧНУЮ СЛУЖБУ — ОТПУСК Помощник комавдира взвода сержант Джедбвев — отличник боевой л политической ттодго- товш . Он пользуется заслу­ женным авторитетом. Недадао взвод выполнял от- вггствеваов задание, где требо­ вались умелые руки сапера. Сержант Джедоаев личным «гри­ мером локшал образцы в рабо­ те. На-днях ва боаупречную службу серяинту Дяидааеву предоставлен внючврецтюй от­ пуск. Сержант Д. Веровчук; Работа с душой Александр Кутаков был поставлен на штат мастера по вооружению. Как дисци­ плинированному воину, ему было присвое­ но воинское званпе— младший сержапт. Из молодого, малоопытного матроса Кутаков вырос в полноценного специалиста. Однажды инженер части обратился к технику по вооружению: — Кого вы можете рекомендовать нд должность старшего механика по вооруже­ нию? Техник, пе задумываясь, назвал фами­ лию Кутакова. — Отлично зпающий свое дело специа­ лист, вполне справится. Вскоре приказом но части младший сер­ жаит Кутаков был проведен иа штат стар­ шего механика по вооружению. Его по­ здравили товарищи по службе. Это возлага­ ло еще больше ответственности на молодо­ го механика за порученное ему дело. Как-то техник по вооружению обнару­ жил, что на одпом из самолетов не работал соленойд замка «актив-пассив». Предстояло выяснить причину неисправности и у м а ­ нить ее. Такая неисправность в практике встречается очень редко, по для специали­ ста, знающего свое дело, было легко обна­ ружить этот дефект. За устранение не­ исправности взялся Кутаков. Младший сержант разобрал агрегат, промыл, прочи­ стил и смазал все детали. Он вывернул на 3 нитки стержень, собрал соленойд и проверил его работу от аккумулятора. Те­ перь можно ставить па самолет. После мон­ тажа его на самолете Кутаков еще раз проверил работу и доложил технику. В этот'день в эскадрилью прибыл глав­ ный инженер. Он осмотрел вооружение не­ скольких самолетов.. Инженер расспросил у техника о работе специалистов. Техник рассказал об обнаруженной неисправности и ее устранении младшим сержантом Кута- ковым. С чувством удовлетворенности за своего механика техник сказал: — Это у нас «техническая душа», с таким, как он, не пропадешь. За примерную службу младшему сер­ жанту Кутакову командованием был предо­ ставлен отпуск. Младший сержант Я. АЛЕКСЕЕНКО. старшина НА СНИМКЕ: отличник боевой и ооыэтической подготовки 2 статьи Михаил Ковале» за исправлением электрооборудования. Фото М. Бугакова. Перел инспекторской проверкой политзанятии ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕВАЕМОСТЬ Заметки руководителя политичесиих занятии В отделении старшины 1 статья Зай­ цева хорошо работают шофуты старшие матросы Жуков и Понысько. Оба они являются передовикам». -Их машины всегда выходят на линию исправными и чистыми. Жуков и Понысько за вож­ дение маппш пе имеют пи одпого заме­ чания. На-дпях командир отделения Зайцев за добросовестный уход за маши­ нами об'явил благодарность старшим матросам Жукову и Понысько. Старший матрос М. Струков. * * ★ Корабль вышел в море для выполне­ ния артиллерийской стрельбы. Труднее других номеров расчета пришлось навод­ чикам: корабль крепило па крупной зы- Руководптелем политических занятий я работаю пять лет, приобрел некоторый опыт, навыки. Известно, что каждой теме политзанятий предшествует семинар, где указывается подробный план темы, необходимая литера­ тура и даются методические указания. •Некоторые, особенно (молодые, руководи­ тели до семинара не интересуются очеред­ ной темой, не выясняют, какая нужна к ней литература. Напрасно. Я, например, в начале учеб­ ного года вынисал название тем и литера­ туру, которая понадобится для подготовки, я в дальнейшем, в течение всего времени, подбираю литературу, «оторая мле нужна — брошюры, разработки, статьи из газет и журналов. В газетах систематически публикуются статьи в помощь руководителю политиче­ ских занятий, разработки тем и другой не­ обходимый материал. Я завел папку и ре­ гулярно подшиваю газетные статьи, кото­ рые считаю для себя нужными к предстоя­ щим запятиям. Систематический подбор литературы помогает мне быстро сгруппиро­ вать нужный для темы материал, заранее с ним ознакомиться и па семинаре быть в курсе дела. Семинары у нас проводятся регулярно в определенные дни и часы, на высоком идейном и теоретическом уровне. После се­ минара я приступаю к подбору недостаю­ щей литературы, группирую материал и тщательно его изучаю. Только после этого составляю конспект. Конспект я стараюсь составлять полный, но не громоздкий, примеры выбираю яр­ кие и общепонятные. После составления конспекта тщательно би. Но комсомольцы старшие матросы Почетный п Мурыгнн хорошо держали j его прочитываю и выделяю особо важные цель в перекрестье нитей. Они в нро^ ц места и цитаты, что при рассказе помогает , Водолаз Василий Шинеленко За окнами метался, гремел п буйствовал балтийский норд-ост. В кабинете команди­ ра аварийно-спасательного отряда зазвонил телефоп. Капитан 2f ранга снял трубку. —- (В районе Н. подорвался на плава­ ющей мине торговый корабль. Окажите помощь! — Слушаюсь! Капитан 2 ранга кладет трубку и пз секунду задумывается. Потом нажимает зтуговку звонка и говорит вошедшему рас­ сыльному: — Шипеленко ко мне..* ...Погожим сентябрьским утром молодой крестьянский паренек впервые переступил порог Балаклавской пгколы водолазов. Еще месяц назад Вася, живший в одном из юж- пых районов Украины, и не метгал о том, что ему придется спускаться на дно мор­ ское. По врачи на призывной комиссии, оглядев статную, крепко сколоченную фи­ гуру В; 1 си, сказали — водолаз. Так пятнадцать лет тому назад реши­ лась флотская судьба Василия Никифоро­ вича Шинеленко. За орденами и медалями младшего лей­ тенанта Шипеленко, за скупыми записями в его водолазной книжки скрывается большая, сложная, тяжелая служба водо­ лаза... ...Корабль терпит бедствие. Штормовой ветер рвет снасти, в пробоипу хлещет во­ да, заливая судно. Но вот появляются ма­ ленькие п неуклюжие водолазные боты. Люди в скафандрах спускаются под «оду, осматривают пробоину, подводят пластырь. П корабль, который, казалось, был обре­ чен на гибель, чуть накренившись на бок, идет в ближайший порт— Хороший водолаз должен обладать тремя основными качествами: Мужеством... ...Блокада. Враг оценил город, душит его желеепым кольцом. Лютый мороз сковал залив. Пробивая фарватеры, балтийские корабли идут из Ленинграда в Кронштадт, Ораниенбаум, везут войска, орудия, бое­ припасы. Лавину огня и стали обрушива­ ют немецкие фашисты на каждый корабль, на каждую баржу. Старшина группы водолазов Василий Шипеленко руководит под’емом затонувше­ го корабля у Морского капала. А рядом, через залив, переправляется армейская часть. К водолазам подходит армейский комиссар. — Под лед провалялись орудия и маши­ на с боеприпасами. Помогите! В течение суток под непрекращагощпмея обстрелом Шинеленко со своими водолазами достает из подо льда орудия и ^ снаряды. Достаточно мелкого осколка, чтобы пере­ бить ддлапг, соединяющий водолаза с пом­ пой, которая качает ему воздух. По ни во­ долазы, ни люди, которые стоят у помпы, об этом не думают. — Спасибо, балтийцы! Спасибо, герои,— сказал армейский комиссар, когда работа была кончена. Он крепко обнял и поцело­ вал Шинеленко. Решительностью...- Бому из моряков пе зпакам трехтрубный силуэт старейшего балтийского креПсера «Аврора». Гром его орудий BOLeecmi все­ му миру начало новом эры —• эры’ социа­ лизма. П вот корабль революции, мощный «крейсер стоял полузатопленный на виду у врага в Ораниенбаумской гавани. Шипе- ленко с товарищами откачал воду из трю­ мов крейсера. «Аврору» увели в Ленинград. Но однажды ночью Шинеленко вызвали в штаб. «Аврора» тонет. Немедленно выез­ жайте туда н примите все меры к снасе- пню. «Аирора» стояла накренившись на один борт. Старые закленкп не выдержали, швы разошлись, и вода заливала правую часть ■корабля. На палубе метались девушки — отважные ленинградские пожарцнцы. Онп пытались откачивать воду, по корабль кренился вс* пиже и ниже. Заделывать от­ верстия было поздно, а если крейсер пере­ вернется, то его уже не поднять целым. И тогда Шипеленко решился. — Открыть кингстоны левого борта! — скомандовал оп. Окружающие с ужасом смотрели на не­ го. Тогда старшина бросился сам а трюм и должеппи всей стрельбы обеспечили точ­ ную наводку. Их тренировки пе прошли даром. Стрельба получила высокую оценку. Старший матрос В. Попов. • ч ★ * * Ефрейтор Фомин работает в пашем под­ разделении шофером. Его машина всегда паходится в образцовом состоянии. За высокие показатели в боевой учебе он удостоен звания отличника боевой и по­ литической подготовки. Солдат С. Дернов. открыл кипгстоны. Хлынула вода... и крейсер, выравнявшись, сел килем на мяг­ кое невское дно. — Эго спасло корабль от гибели, — заявили специалисты, осмотров «Аврору». И третье качество, необходимое водолазу, — быстрота. ...Кончилась Великая Отечественная война. Один из балтийских кораблей шел в очередной учебно-боевой поход. Внезапно у борта раздался большой сплы взрыв. Корабль остановился. Снизу доложили о поступлении забортной воды. Взрывная волпа сделала большую вмя­ тину в подводной части корабля, выбила заклепки... Вызвали водолазов. В темной, непрозрачной воде Ш игслрнко ощупью ус­ тановил размер и количество повреждений. Требовались срочные меры. Ведь каждый час только через одну выбитую заклейку в корабль поступает шесть тонн воды. По расчету специалистов, на устранение повреждений нужно было две-три недели. Группа водолазов под командованием Ши­ пеленко ликвидировала аварию за шесть суток. Шесть суток пе смыкал глаз Васи­ лий, руководя людьми и работая сам — корабль был снасед и благополучно при­ веден в гавань. Сколько же кораблей вернул к жизпп балтийский водолаз, славный патриот Ва­ силий Никифорович Шинеленко? Па этот вспрос он и сам затрудняется ответить. То, что мы рассказали о нем, не составит и десятой доли всей работы Василия Ники­ форовича. 9600 часов провел он под ведой за 15 лет службы. К. ЛЮГЧЕННО. быстро ориентироваться. После этого под­ бираю подсобный, наглядный материал — карты, схемы, диаграммы и т. д. На занятиях, предшествующих новой теме, ставлю в известность группу о теме предстоящих занятий, советую, где и ка­ кую литературу к этой теме достать, какие можпо прочитать художественные к н и г и . Таким образом, приступая к рассказу, я мо­ гу быть вполне уверен, что группа уже оз­ накомилась с материалом н положения, из­ лагаемые мною, для них понятны. Перед тем, как яачать рассказ, я по­ вторяю название темы, даю подробный и развернутый план и. убедившись, что все это записано и группа готова слушать, приступаю к изложению. Рассказывать стараюсь так, тгобы слу­ шатели могли записать. В рассказе редко прибегаю к непонятным словам, а если и встречайся слова иностранного происхождения, сразу же делаю оговорку и разясняю смысл. Особое внимание уделяю записям слу­ шателей. Записи помогают слушателям пра­ вильно составлять конспекты и, что особо важно, дисциплинируют людей, заставляют их внимательней слушать. В копце занятия оставляю 5— 7 минут на вопросы. Вопросы — показатель актпв- постп группы. Матросы, сержанты и стар­ шины не задают вопросов в двух случаях: или они материал не поняли и затрудняют­ ся спросить, пли они плохо слушали рас­ сказ. Бывает, что слушатели задают вопрос, на который руководитель затруд­ няется дать обстоятельный ответ. В эгом случае вопрос нужно записать и ответить на него на следующем занятии. В моей практике было носколысо таких случаев. Однажды меня спросили г «Как правильно ионимать слово «кадеты». Об­ стоятельного ответа я в тот момент дать не мог, сказал, что отвечу на следующем за­ нятии. Вечером того же дня я отправился в парткабинет, почитал нужную литературу, а иа следующем занятии рассказал, когда возникла эта буржуазная партия, какова была ее программа и т. д. Такие ответы по­ вышают активность слушателей, заинтере­ совывают их. После рассказа обычпо следуют самостоя­ тельные чтения. К этим занятиям нужно тщательно готовиться: подобрать литерату­ ру для группы, подготовить место, выве* сить карты и схемы. Во время этих занятий руководитель н может быть простым наблюдателем. Оп дол­ жен, пе ожидая вопросов, сам их задавать* помогать разбираться в прочптанпом, па- учить правильно составлять конспект. Иногда во время чтения возникают вопро­ сы общего характера, требующие об’яспс- пня для всей группы. В этом случае нужно на время прервать чтепне п об'яспить всем этот вопрос. Нужно стремиться наиболее продуктивно использовать часы самостоя­ тельного чтения, быть на деле руководите­ лем и направлять группу по пути лучшего усвоения материала. Сержант Гладейчук п старший сержант! Реутов пе умели правильно составлять кон­ спекты и ограничивались только чтение материала. Пришлось много поработать мне и помощнику руководителя политзанятий, чтобы научить их вести записи. Самое луч-* шее — это вместе с таким слушателе* законспектировать одну тему полностью* При этом руководитель должен только под* сказывать, -как лучше изложить своими словами то или иное положение, но делать’ это так, чтобы сержант или старшина по­ лучил уверенность, что од. эго же схожеу сделать и сам. * Завершающим этапом изучения темы является итоговая беседа. t Беседу я строго по следующему приншн пу. Задаш вопрос и предлагаю желающим выступить. После выступления говорят те* кто хочет дополнить или поправить то®*-* рища. Если вопрос освещен правильно, ера* зу же перехожу к очередному. В случаях* когда выступающие допуткали грубьге ошибки или неясно излагали материал* прежде чем перейти к следующему вопро­ су, раз’яспяю пх ошибки. Необходимо избегать случаев, когда вы*- ступают постоянные, как их называют «штатные докладчики». Нужно стремиться втянуть в беседу всю группу и дать воз­ можность выступать тем, кто больше от-* малчивается. В начале года, когда мною была приня­ та группа, желающих выступать было всего 5 — 6 человек. Остальные отмалчи­ вались, ссылаясь иа то, что пе знают, что и -как говорить. Такое было с сержанто* Гладейчук, старшими сержантами Бгорю- ковым и Кузнецовым. Впачале они пута­ лись, сбивались, стеспялись, но с течени­ ем времени их выступления стали уверен- пее. В пастоящее время в группе выступа* ют все по любому вопросу. Выступления ясны и конкретны, язык чистый и пра-* вильный. Беседа пе только подводит итоги усвоения темы, она развивает у слушате­ лей умение выступать н правильно изла­ гать свои мысли. Несколько слов о дисциплине. Дисци** плина и порядок в группе в первую оче­ редь зависят от самого руководителя, от его умения работать с людьми. Плох тот руководитель, который .не обращает вни­ мания на «мелкие» парушеппя дисципли­ ны на занятиях — разговоры, опоздания* невнимательность и т. д. 1Гтобы добиться высокой дисциплины па занятиях, руководитель должен быть! сам дисцшпипнровалным п служить при­ мером для всей группы. Особую ответственность в политическом! воспитании своих подчиненных несут командиры. Однако этот вопрос в пашей части упущен. Командиры, видимо, счита­ ют, что это обязанность только руководи­ телей политических занятий, и редко ппте- ресуются вопросами политической учебы подчиненных. Очень редко на партийных бюро заслушиваются руководители поли­ тических занятий. В пастоящее время, когда проходит под­ готовка к инспекторской проверке поли­ тических занятий, роль руководителя н его помощника особенно возросла. Для всех нас задача должна бить одна — по- большевистски подготовить матросов, сер­ жантов и старшин к инспекторской проверке политических занятий. Старший лейтенант А. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz