На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
ЯА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 9 ектября 1948 f.i № 239 73235). Неустанно воспитывать чувство гордости за воинское звание Советские Вооруженные Силы бдительно охраняют мирный созидательный труд наро да и ведут непрерывную учебу, от которой зависит постоянная боеспособность войск. В Вооруженных Силах постоянно куются кадры солдат, сержантов, матросов и стар шин, политически развитых, отлично зна ющих военное дело. Советское государство отпускает на это огромные материальные средства. Наш парод гордится Вооруженны ми Силами, гордится людьми армии и Флота, одержавшими победу в смертгльпой схватке с врагами в Великой Отечествен ной войпе. Долг каждого военнослужащего — всегда помнить о заслугах наших Вооруженных Снл, помнить о том, что советский воин — это воин* самой передовой армии в мире. Каждый военнослужащий должен свято хранить п дорожить славой, завоеванной Советскими Вооруженными Силами, доро жить традициями своей части и высоко держать достоинство советского воина. Высоко держать достоинство советского воеппого моряка — значит всюду служить примером дисциплинированности, быть храбрым, честным, правдивым, отлично знать военное дело и удерживать товари щей от недостойных поступков. Па паш корабль пришел служить матрос Лолитов. 'Вначале он занимал должность строевого, пе имея специальности. Па ко рабле матросу Политову раз’яснили значе- пис службы подводника, его обязанности i с нечищенными пуговицами или бляхой, it задачи. Ему была дана возможность за короткий срок изучить одну из специально стей, чтобы стать полноценным специали стом. Стремление матроса Политопа стать спе- 1 шалвстом-подводником было большим. Особыми способностями от другах матро сов он не отличался. (Но матрос каждый день находил время для того, чтобы за няться изучением моторного дела. Сначала он изучал самостоятельно мигу по устройству дизеля, после этого системати чески и регулярно начинал заниматься у механизмов. Большую помощь ему оказали старослужащие мотористы. Лично сам он присутствовал при разборке н сборке меха низмов, чертил самостоятельно схемы всех трубопроводов. Настойчивый труд увенчал ся успехом. Матрос Полнтов приказом командира был переведен на должность мо ториста. За примерную службу матросу Политову комавдир разрешил поехать в очередной краткосрочный отпуск. — Собирайтесь в отпуск, — сказал ему командир боевой части. — Разрешите мне остаться на корабле. Л еще не сдал экзамен на штатного спе циалистаt Без этого ехать в отпуск не мо гу. . — Ну, что ж, это хорошо, товарищ По- литов. Желаю вам успехов на «экзамене. Настал день экзаменов. Полнтов оправ дал оказанное ему доверие: он стал спе циалистом подводной лодки. За всю службу матрос не имеет пи од ного нарушения воинской дисциплины. Всегда оп опрятен, подтянут, вежлив и ак куратен в выполнении любого поручения. В его личной карточке записано около 20 поощрений. За успехи в боевой подготовке п примерную дисциплину тов. Политову присвоено воинское звание — старший ма трос. Полнтов — лучший матрос на корабле. На политических занятиях оп занимается усердно, несмотря на то, что образование у него пиже среднего. За отличные показа тели на прошлой инспекторской проверке оп получил поощрение. Этих успехов По лисов добился не случайно. Он аккуратно конспектирует материал, а если что непо нятно, спрашивает у своих товарищей, офицеров, добиваясь прочного усвоения программы. Полдтоз регулярно читает по литическую и художественную литературу, журналы и газеты. На корабле о Полигоне говорят: — Вот вам и строевой! Всем показал, как надо учиться, работать и служить. На увольнении Политов всегда помпит о своем воинском долге, о чести советского моряка. Никогда он не уйдет с корабля без носового платка и пр. Внешний вид Политова говорит о всей службе его. Честностью, правдивостью и матросской прямотой отличается матрос Политов. Он везде и всегда помнит, что он моряк и па нем морская форма. Безусловно, что боль-' шую помощь Политову стать лучшим матро сом оказали его непосредственные началь ники старшина 2 статьи Степутин и лей тенант Костюк. Совершенно другое отношение к службе наблюдается у некоторых матросов боевой части, где командиром лейтенант Некрасов.. Здесь недостаточно занимаются такими во просами, как раз’яснение правил поведения военнослужащих на корабле и вне его, необходимости дорожить достоинствам мо ряка, боевыми традициями советских моря ков и т. д. Не случайно, что эта боевая часть имеет больше всего нарушений воин ской дисциплины. Вместе с Политовым па подводную лодку прибыл матрос Рунов. С первых уже дней он вел себя недисциплинированно: нару шал форму одежды, грубил со старшиной. Офицер Некрасов взял неправильный курс по воспитанию подчиненных. Основной стиль его был — уговоры. Это привело к тому, что Рунов долгий период времени был грубияном, нарушал форму одежды, нетак тично вел себя со старшими и т. д. Через некоторое время Рунов резко изме нился. Что же произошло с ним? Матросу предвиделся отпуск. И опять неправильно поступил комапдир, который об’ясннл Ру- нову, что если поведение его не улучшится, в отпуск он не поедет. Рунов создал види мость, «кто исправился. Командир, поверив ему, прекратил повседневную воспитатель ную работу с ним. Такое поверхностное воспитание, конеч но, пи к чему хорошему не приводит. Слу чилось то, чего и нужно было ожидать: Рунов опоздал из отпуска и за нарушение формы одежды оп был задержап комен дантским обходом. Случайное ли это явле ние? Конечно пет. Это получилось потому, что с Руновым не велась систематическая воспитательная работа. В этой же боевой части есть матрос Ва сильев, который однажды самовольно ушел в город, где ходил не по форме одетым. В результате матрос был задержан патрулем и отправлен в комендатуру. Васильев по лучил взыскание, но в скором времени он опять ушел на увольнение и оказался опять в комендатуре. Матрос Васильев сно ва получил взыскание уже от командира корабля, а лейтенант Некрасов оказался в стороне от этого просту пка своего подчи ненного. Он даже не собрал личный со став, не разобрал случай нарушения воин ской дисциплины в своей части. Таковы результаты слабой требователь ности как старшины Глебова, так и коман дира боевой частя лейтенанта Некрасова. В этой части недостаточно ведется работа, направленная на то, чтобы свято хранить и поддерживать славные традиции военных моряков. Видимо, не все матросы знают, что служить в Военно-Морском Флоте, но сить форму военного моряка — это боль-, шая честь. Военный моряк должен помнить всегда, что если он носит форму — это обязы вает его честно служить своему социали стическому Отечеству, выполнять военную присягу. Надо помнить всегда о той боль шой любви и уважении, какими пользуют ся военные моряки у нашего народа. Такия матросы, как Политов, постоянно помнят об этом. Они понимают, что дисциплинирован ность, исполнительность, настойчивый труд по совершенствованию своих зна ний — это и есть то, что требуется от каждого советского воина. А такая служба п такое поведение, как у матросов Рунова и Васильева, только по зорят честь моряка, позорят его форму. Старшины и офицеры должны проводить большую воспитательную работу с матро сами. Эта работа должпа быть системати ческой. Начальники должны учить своих подчиненных на славных традициях Со ветских Вооруженных Сил. Капитан-лейтенант А. КРИКУН. РАНЬШЕ СРОКА На техническом разборе каж дому экипажу было дано кон кретное задание то подготовке самолетов к зиме. Кроме того, каждый из них решил закон чить предстоящую работу рань ше установленного срока. Механика гг. Еимлюк н Шубшшов яеревьшоя'вяли за дашь» на 100 и 150 щюцеи- ггов. На пять дней- раньше срока заковчняк зацанае коммунисты механики тт. Шубкякюэ к Бе лов. Сержант Н. Кучеров. Примерный ком андир Младшему сержанту Апатову доверено кимандоеэть отде лением телеграфистов. Апатов, как член большевистской партии, ведет боль шую политико-массовую работу с матросами. В свободное от работы и занятий время Апатов организует громкие читки газет, художественной литературы и шащечно-швхматные игры, что позволяет матросам всссло проводить свой досуг. Апатов плодотворно работает над собой. Он успешно окон чил дивизионную партийную школу и сейчас учится « ве чернем университета марксизма-ленинигма. Труд коммуниста Апатова дает наглядные результаты. Благодаря его плодотворной работе в отделении значительно повысились дисциплина и организованность. А. ПАРОМОВ. ЗА БЕЗУПРЕЧНУЮ СЛУЖБУ — ОТПУСК Помощник комавдира взвода сержант Джедбвев — отличник боевой л политической ттодго- товш . Он пользуется заслу женным авторитетом. Недадао взвод выполнял от- вггствеваов задание, где требо вались умелые руки сапера. Сержант Джедоаев личным «гри мером локшал образцы в рабо те. На-днях ва боаупречную службу серяинту Дяидааеву предоставлен внючврецтюй от пуск. Сержант Д. Веровчук; Работа с душой Александр Кутаков был поставлен на штат мастера по вооружению. Как дисци плинированному воину, ему было присвое но воинское званпе— младший сержапт. Из молодого, малоопытного матроса Кутаков вырос в полноценного специалиста. Однажды инженер части обратился к технику по вооружению: — Кого вы можете рекомендовать нд должность старшего механика по вооруже нию? Техник, пе задумываясь, назвал фами лию Кутакова. — Отлично зпающий свое дело специа лист, вполне справится. Вскоре приказом но части младший сер жаит Кутаков был проведен иа штат стар шего механика по вооружению. Его по здравили товарищи по службе. Это возлага ло еще больше ответственности на молодо го механика за порученное ему дело. Как-то техник по вооружению обнару жил, что на одпом из самолетов не работал соленойд замка «актив-пассив». Предстояло выяснить причину неисправности и у м а нить ее. Такая неисправность в практике встречается очень редко, по для специали ста, знающего свое дело, было легко обна ружить этот дефект. За устранение не исправности взялся Кутаков. Младший сержант разобрал агрегат, промыл, прочи стил и смазал все детали. Он вывернул на 3 нитки стержень, собрал соленойд и проверил его работу от аккумулятора. Те перь можно ставить па самолет. После мон тажа его на самолете Кутаков еще раз проверил работу и доложил технику. В этот'день в эскадрилью прибыл глав ный инженер. Он осмотрел вооружение не скольких самолетов.. Инженер расспросил у техника о работе специалистов. Техник рассказал об обнаруженной неисправности и ее устранении младшим сержантом Кута- ковым. С чувством удовлетворенности за своего механика техник сказал: — Это у нас «техническая душа», с таким, как он, не пропадешь. За примерную службу младшему сер жанту Кутакову командованием был предо ставлен отпуск. Младший сержант Я. АЛЕКСЕЕНКО. старшина НА СНИМКЕ: отличник боевой и ооыэтической подготовки 2 статьи Михаил Ковале» за исправлением электрооборудования. Фото М. Бугакова. Перел инспекторской проверкой политзанятии ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕВАЕМОСТЬ Заметки руководителя политичесиих занятии В отделении старшины 1 статья Зай цева хорошо работают шофуты старшие матросы Жуков и Понысько. Оба они являются передовикам». -Их машины всегда выходят на линию исправными и чистыми. Жуков и Понысько за вож дение маппш пе имеют пи одпого заме чания. На-дпях командир отделения Зайцев за добросовестный уход за маши нами об'явил благодарность старшим матросам Жукову и Понысько. Старший матрос М. Струков. * * ★ Корабль вышел в море для выполне ния артиллерийской стрельбы. Труднее других номеров расчета пришлось навод чикам: корабль крепило па крупной зы- Руководптелем политических занятий я работаю пять лет, приобрел некоторый опыт, навыки. Известно, что каждой теме политзанятий предшествует семинар, где указывается подробный план темы, необходимая литера тура и даются методические указания. •Некоторые, особенно (молодые, руководи тели до семинара не интересуются очеред ной темой, не выясняют, какая нужна к ней литература. Напрасно. Я, например, в начале учеб ного года вынисал название тем и литера туру, которая понадобится для подготовки, я в дальнейшем, в течение всего времени, подбираю литературу, «оторая мле нужна — брошюры, разработки, статьи из газет и журналов. В газетах систематически публикуются статьи в помощь руководителю политиче ских занятий, разработки тем и другой не обходимый материал. Я завел папку и ре гулярно подшиваю газетные статьи, кото рые считаю для себя нужными к предстоя щим запятиям. Систематический подбор литературы помогает мне быстро сгруппиро вать нужный для темы материал, заранее с ним ознакомиться и па семинаре быть в курсе дела. Семинары у нас проводятся регулярно в определенные дни и часы, на высоком идейном и теоретическом уровне. После се минара я приступаю к подбору недостаю щей литературы, группирую материал и тщательно его изучаю. Только после этого составляю конспект. Конспект я стараюсь составлять полный, но не громоздкий, примеры выбираю яр кие и общепонятные. После составления конспекта тщательно би. Но комсомольцы старшие матросы Почетный п Мурыгнн хорошо держали j его прочитываю и выделяю особо важные цель в перекрестье нитей. Они в нро^ ц места и цитаты, что при рассказе помогает , Водолаз Василий Шинеленко За окнами метался, гремел п буйствовал балтийский норд-ост. В кабинете команди ра аварийно-спасательного отряда зазвонил телефоп. Капитан 2f ранга снял трубку. —- (В районе Н. подорвался на плава ющей мине торговый корабль. Окажите помощь! — Слушаюсь! Капитан 2 ранга кладет трубку и пз секунду задумывается. Потом нажимает зтуговку звонка и говорит вошедшему рас сыльному: — Шипеленко ко мне..* ...Погожим сентябрьским утром молодой крестьянский паренек впервые переступил порог Балаклавской пгколы водолазов. Еще месяц назад Вася, живший в одном из юж- пых районов Украины, и не метгал о том, что ему придется спускаться на дно мор ское. По врачи на призывной комиссии, оглядев статную, крепко сколоченную фи гуру В; 1 си, сказали — водолаз. Так пятнадцать лет тому назад реши лась флотская судьба Василия Никифоро вича Шинеленко. За орденами и медалями младшего лей тенанта Шипеленко, за скупыми записями в его водолазной книжки скрывается большая, сложная, тяжелая служба водо лаза... ...Корабль терпит бедствие. Штормовой ветер рвет снасти, в пробоипу хлещет во да, заливая судно. Но вот появляются ма ленькие п неуклюжие водолазные боты. Люди в скафандрах спускаются под «оду, осматривают пробоину, подводят пластырь. П корабль, который, казалось, был обре чен на гибель, чуть накренившись на бок, идет в ближайший порт— Хороший водолаз должен обладать тремя основными качествами: Мужеством... ...Блокада. Враг оценил город, душит его желеепым кольцом. Лютый мороз сковал залив. Пробивая фарватеры, балтийские корабли идут из Ленинграда в Кронштадт, Ораниенбаум, везут войска, орудия, бое припасы. Лавину огня и стали обрушива ют немецкие фашисты на каждый корабль, на каждую баржу. Старшина группы водолазов Василий Шипеленко руководит под’емом затонувше го корабля у Морского капала. А рядом, через залив, переправляется армейская часть. К водолазам подходит армейский комиссар. — Под лед провалялись орудия и маши на с боеприпасами. Помогите! В течение суток под непрекращагощпмея обстрелом Шинеленко со своими водолазами достает из подо льда орудия и ^ снаряды. Достаточно мелкого осколка, чтобы пере бить ддлапг, соединяющий водолаза с пом пой, которая качает ему воздух. По ни во долазы, ни люди, которые стоят у помпы, об этом не думают. — Спасибо, балтийцы! Спасибо, герои,— сказал армейский комиссар, когда работа была кончена. Он крепко обнял и поцело вал Шинеленко. Решительностью...- Бому из моряков пе зпакам трехтрубный силуэт старейшего балтийского креПсера «Аврора». Гром его орудий BOLeecmi все му миру начало новом эры —• эры’ социа лизма. П вот корабль революции, мощный «крейсер стоял полузатопленный на виду у врага в Ораниенбаумской гавани. Шипе- ленко с товарищами откачал воду из трю мов крейсера. «Аврору» увели в Ленинград. Но однажды ночью Шинеленко вызвали в штаб. «Аврора» тонет. Немедленно выез жайте туда н примите все меры к снасе- пню. «Аирора» стояла накренившись на один борт. Старые закленкп не выдержали, швы разошлись, и вода заливала правую часть ■корабля. На палубе метались девушки — отважные ленинградские пожарцнцы. Онп пытались откачивать воду, по корабль кренился вс* пиже и ниже. Заделывать от верстия было поздно, а если крейсер пере вернется, то его уже не поднять целым. И тогда Шипеленко решился. — Открыть кингстоны левого борта! — скомандовал оп. Окружающие с ужасом смотрели на не го. Тогда старшина бросился сам а трюм и должеппи всей стрельбы обеспечили точ ную наводку. Их тренировки пе прошли даром. Стрельба получила высокую оценку. Старший матрос В. Попов. • ч ★ * * Ефрейтор Фомин работает в пашем под разделении шофером. Его машина всегда паходится в образцовом состоянии. За высокие показатели в боевой учебе он удостоен звания отличника боевой и по литической подготовки. Солдат С. Дернов. открыл кипгстоны. Хлынула вода... и крейсер, выравнявшись, сел килем на мяг кое невское дно. — Эго спасло корабль от гибели, — заявили специалисты, осмотров «Аврору». И третье качество, необходимое водолазу, — быстрота. ...Кончилась Великая Отечественная война. Один из балтийских кораблей шел в очередной учебно-боевой поход. Внезапно у борта раздался большой сплы взрыв. Корабль остановился. Снизу доложили о поступлении забортной воды. Взрывная волпа сделала большую вмя тину в подводной части корабля, выбила заклепки... Вызвали водолазов. В темной, непрозрачной воде Ш игслрнко ощупью ус тановил размер и количество повреждений. Требовались срочные меры. Ведь каждый час только через одну выбитую заклейку в корабль поступает шесть тонн воды. По расчету специалистов, на устранение повреждений нужно было две-три недели. Группа водолазов под командованием Ши пеленко ликвидировала аварию за шесть суток. Шесть суток пе смыкал глаз Васи лий, руководя людьми и работая сам — корабль был снасед и благополучно при веден в гавань. Сколько же кораблей вернул к жизпп балтийский водолаз, славный патриот Ва силий Никифорович Шинеленко? Па этот вспрос он и сам затрудняется ответить. То, что мы рассказали о нем, не составит и десятой доли всей работы Василия Ники форовича. 9600 часов провел он под ведой за 15 лет службы. К. ЛЮГЧЕННО. быстро ориентироваться. После этого под бираю подсобный, наглядный материал — карты, схемы, диаграммы и т. д. На занятиях, предшествующих новой теме, ставлю в известность группу о теме предстоящих занятий, советую, где и ка кую литературу к этой теме достать, какие можпо прочитать художественные к н и г и . Таким образом, приступая к рассказу, я мо гу быть вполне уверен, что группа уже оз накомилась с материалом н положения, из лагаемые мною, для них понятны. Перед тем, как яачать рассказ, я по вторяю название темы, даю подробный и развернутый план и. убедившись, что все это записано и группа готова слушать, приступаю к изложению. Рассказывать стараюсь так, тгобы слу шатели могли записать. В рассказе редко прибегаю к непонятным словам, а если и встречайся слова иностранного происхождения, сразу же делаю оговорку и разясняю смысл. Особое внимание уделяю записям слу шателей. Записи помогают слушателям пра вильно составлять конспекты и, что особо важно, дисциплинируют людей, заставляют их внимательней слушать. В копце занятия оставляю 5— 7 минут на вопросы. Вопросы — показатель актпв- постп группы. Матросы, сержанты и стар шины не задают вопросов в двух случаях: или они материал не поняли и затрудняют ся спросить, пли они плохо слушали рас сказ. Бывает, что слушатели задают вопрос, на который руководитель затруд няется дать обстоятельный ответ. В эгом случае вопрос нужно записать и ответить на него на следующем занятии. В моей практике было носколысо таких случаев. Однажды меня спросили г «Как правильно ионимать слово «кадеты». Об стоятельного ответа я в тот момент дать не мог, сказал, что отвечу на следующем за нятии. Вечером того же дня я отправился в парткабинет, почитал нужную литературу, а иа следующем занятии рассказал, когда возникла эта буржуазная партия, какова была ее программа и т. д. Такие ответы по вышают активность слушателей, заинтере совывают их. После рассказа обычпо следуют самостоя тельные чтения. К этим занятиям нужно тщательно готовиться: подобрать литерату ру для группы, подготовить место, выве* сить карты и схемы. Во время этих занятий руководитель н может быть простым наблюдателем. Оп дол жен, пе ожидая вопросов, сам их задавать* помогать разбираться в прочптанпом, па- учить правильно составлять конспект. Иногда во время чтения возникают вопро сы общего характера, требующие об’яспс- пня для всей группы. В этом случае нужно на время прервать чтепне п об'яспить всем этот вопрос. Нужно стремиться наиболее продуктивно использовать часы самостоя тельного чтения, быть на деле руководите лем и направлять группу по пути лучшего усвоения материала. Сержант Гладейчук п старший сержант! Реутов пе умели правильно составлять кон спекты и ограничивались только чтение материала. Пришлось много поработать мне и помощнику руководителя политзанятий, чтобы научить их вести записи. Самое луч-* шее — это вместе с таким слушателе* законспектировать одну тему полностью* При этом руководитель должен только под* сказывать, -как лучше изложить своими словами то или иное положение, но делать’ это так, чтобы сержант или старшина по лучил уверенность, что од. эго же схожеу сделать и сам. * Завершающим этапом изучения темы является итоговая беседа. t Беседу я строго по следующему приншн пу. Задаш вопрос и предлагаю желающим выступить. После выступления говорят те* кто хочет дополнить или поправить то®*-* рища. Если вопрос освещен правильно, ера* зу же перехожу к очередному. В случаях* когда выступающие допуткали грубьге ошибки или неясно излагали материал* прежде чем перейти к следующему вопро су, раз’яспяю пх ошибки. Необходимо избегать случаев, когда вы*- ступают постоянные, как их называют «штатные докладчики». Нужно стремиться втянуть в беседу всю группу и дать воз можность выступать тем, кто больше от-* малчивается. В начале года, когда мною была приня та группа, желающих выступать было всего 5 — 6 человек. Остальные отмалчи вались, ссылаясь иа то, что пе знают, что и -как говорить. Такое было с сержанто* Гладейчук, старшими сержантами Бгорю- ковым и Кузнецовым. Впачале они пута лись, сбивались, стеспялись, но с течени ем времени их выступления стали уверен- пее. В пастоящее время в группе выступа* ют все по любому вопросу. Выступления ясны и конкретны, язык чистый и пра-* вильный. Беседа пе только подводит итоги усвоения темы, она развивает у слушате лей умение выступать н правильно изла гать свои мысли. Несколько слов о дисциплине. Дисци** плина и порядок в группе в первую оче редь зависят от самого руководителя, от его умения работать с людьми. Плох тот руководитель, который .не обращает вни мания на «мелкие» парушеппя дисципли ны на занятиях — разговоры, опоздания* невнимательность и т. д. 1Гтобы добиться высокой дисциплины па занятиях, руководитель должен быть! сам дисцшпипнровалным п служить при мером для всей группы. Особую ответственность в политическом! воспитании своих подчиненных несут командиры. Однако этот вопрос в пашей части упущен. Командиры, видимо, счита ют, что это обязанность только руководи телей политических занятий, и редко ппте- ресуются вопросами политической учебы подчиненных. Очень редко на партийных бюро заслушиваются руководители поли тических занятий. В пастоящее время, когда проходит под готовка к инспекторской проверке поли тических занятий, роль руководителя н его помощника особенно возросла. Для всех нас задача должна бить одна — по- большевистски подготовить матросов, сер жантов и старшин к инспекторской проверке политических занятий. Старший лейтенант А. ИВАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz