На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
1 октября 1948 г., № 222 (3223). НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 3 Школы п а р т и й н о г о а к т и в а перед новым учебным годом Повседневная идейпо-полптпческая под готовка партийного п комсомольского ак тива — необходимое условие его совершен ствования и роста. Партийный и комсомольский актив хо рошо справится с поставленными перед , ним задачами, если он будет каждодневно повышать свои пдейно-по.титическпй уро вень, приобретать навыки самостоятельной работы над произведениями классиков марк- слзма-лепинпзма, глубоко знакомиться с практикой партийно-политической работы в Вооруженных Силах СССР, f t Огромную роль в повытепип идейпо- ' теоретической и практической подготовки, партийного и комсомольского актива игра ют школы партийного актива. В истекшем учебном году школы партийного актива проделали большую работу. Сотни активистов партийных п комсомольских организаций успешно за кончили учебу и сдали экзамепы по всей учебной программе на «хорошо» и «отлич но». . . Политорганы, партийпые и комсомоль ские организации значительно повысили свою ответственность, лучше руководили учебой партийного и комсомольского ак тива. Начальники школ больше контроли ровали и направляли работу преподав тельского состава, помогали в организации самостоятельной работы слушателей. Бла годаря этому во мпогпх школах учебный процесс проходил гораздо организованнее, лекции, классно-групповые п семинарские занятия, групповые и индивидуальные консультации проводились па более высоком идейно-теоретическом п методическом уров не, чей это было раньше. К чзсЛу лучших следует отпестп пар тийные школы, где начальниками майор тов. Шушурин, майор тов. Денисов, майор тов. Василец, капитан тов. Бугаев,, стар ший лейтенант тов. Эйдлmi. В этих шко лах удачно были подоорапы слушатели, правильно укомплектованы учебные груп пы, хорошо организован учебный процесс. Как правило, лекции читались квалифици рованными преподавателями, имеющими необходимую общеобразовательную, поли тическую и методическую подготовку, опыт преподавательской работы. Большинство преподавательского состава партийных школ добросовестно готовилось к занятиям. Тезисы их лекций проверялись и утвержда лись начальниками политотделов, началь никами партийных школ, многие из лек ций по наиболее валшым воиресам обсуж дались на сборах преподавательского со става -тгпт лн ловегааннях работников по литотделов. Особенно это следует сказать о лекциях преподавателей тт. Томилова, Дунаевского, ЛюбовЕча, Смирнова, Ппльвицкого, Козло ва и многих других. Лекции эти препода ватели читали па высоком пдейно-полпто- ческом уровне, содержание их г.ссгда изла галось убедительным, доходчивым языком. Лекции по «Краткому курсу истории ВКЩб)» читал тов. Томило#. Каждую лек цию оп иллюстрировал паглядпымп посо биями, увязывал с практическими вопро сами социалистического строительства и укреплением могущества пашого государст ва. Благодаря этому, па классно-групповых занятиях, проводимых тов. Тсмиловым, слушатели всегда были хорошо подготов к и работы слушателей над материалом, рысокпй пдейно-теоретичеекпй уровень класспо-групповых занятой, хорошо по ставленные индивидуальные и групповые консультации. Здесь политорганы, партий ные организации постоянно контролирова ли самостоятельную работу слушателей, повседневно оказывали им практическую помощь путем бесед, консультаций, сове тов п т. д. Много п серьезпо Йамостоятельно работа ли слушатели школ младший лейтенант Булычев, старшина 1 статьи Ткачев, стар шина 2 статьи Гришаев, старший матрос Осмшппт, кандидат в члены ВКЩб) Алту нин п многие другие. Слушатель тов. Тка чев систематически изучал всю рекомендо ванную литературу, активно участвовал на класспо-прупповых занятиях. Оп вдумчиво и серьезно работал пад материалами исто рии ВКП(б), по всем темам составил под робные конспекты, читал дополнительную литературу, изучал произведения Ленина и Сталипа. На итоговых экзаменах тов. Ткачев по всем предметам получил отлич ные оцепкц. Слушатель тов. Алтунин в течение учеб ного года повседневно работал над освое нием истории и теории нашей большевист ской партии. Кроме «Краткого курса исто рии ВКП(б)», он много работал над изуче нием первоисточников. Партийные школы добились хороших результатов в учебе там, где учеба акти ва, работа школы были под постоянным п неослабным вппманпем полнторгапов и П а р т и й н ы х организаций.- Некоторые политотделы с целью улуч шения качества запятой практиковали по сещения работников политотдела на оче редные занятия школы, где проверяли ор ганизацию занятий, содержание и методику лекций и затем делали подробный разбор нроведеппых запятой в присутствии всех преподавателей школы. Тут же принима лись конкретные меры по устранению вскрытых недостатков пли распростране нию положительного опыта. Партийные организации кораблей и ча стей принимали меры партийного воздей ствия! к тем коммунистам, которые несерь езно относились к повышению своего идей- по-теоретпческого и политического уровня, заслушивали многих коммунистов на парт бюро; партпйпых собрапиях о их учебе. Все эти мероприятия способствовали улучшению учебы слушателей и работы школ. Следует остановиться и на недостатках в работе партийных школ, которые необхо димо-учесть сейчас. Отдельные политорганы и партийные организации мало интересо вались идейно-теоретической учебой акти ва, не создавали должных условий в работе партийных школ. В партийной школе, где начальником капитан тов. Жила, хотя и принимался ряд мер по улучшению учебы партийного и комсомольского актива, одиако здесь боль ше всех было недостатков. Многие из пих так и пе были изжиты до конца учебного года. Папрпмер, слабо были организованы помощь слушателям в их самостоятельной работе н контроль за их учебой, низка была посещаемость занятий, имелись случаи не дисциплинированности слушателей на за нятиях. В партийной школе, где начальником лены, активно н содержательно выступали, лейтенант Н. Кузьмнп, в первый перш-д Успешной учебе слушателей в этих шко- учебы из-за слабой помощи со стороны по лах способствовали пе только хорошие и i лптотдела создалось такое положение, что содержательные лекции преподавателей, по некому- было читать лекции по курсу пар- я правильная организация самостоятсль- ! тншю-политпчсской работы. В результате школа имела большое отставание в изу чении этого предмета. Опыт работы партийных школ показы вает, что там, где уделялось должное вни мание учебе партийного и комсомольского актива, где осуществлялся постоянный контроль за работой школ, за идейпо-тео- ретачеекпм уровнем занятий, осуществля лось руководство работой преподаватель ского состава, партийные организации ока зывали практическую помошь преподава телям и слушателям, — там партийный и комсомольский актив успешпо повышал свои идейно-теоретические знания. Недо статочное внимание к учебе актива и ра боте школ иеизбежио влекло организацион ные недостатки н низкий идейно-полити ческий уровепь. Пе случайно в таких школах допуска лись к чтению лекций преподаватели, сла бо подготовленные. Они читали лекции пу- танпо и па низком уровне. Плохо читали лекции капитан Ленилин, капитан 3 ранга Филимонов. В результате несерьезного под бора преподавателей приходилось некото рых товарищей освобождать от чтения лекций. В результате этих недостатков итого вые экзамены показали, что многие слуша тели школ, где мало уделялось внпмапия учебе актива, слабо усвоили важнейшие вопросы программы. Учитывая опыт прошедшего учебного года в партийных школах, необходимо осо бое внимание уделить устранению этих недостатков, чтобы не допускать их повто рения в новом учебном году. Занятия в партийных школах начинают ся 1 октября. Начало учебного года в шко лах партийного актива совпадает со зна менательной датой — 10-летием со дня выхода з свет гениального произведения товарища И. В. Сталина «История Всесо юзной Коммунистической партии ('елмпс- виков). Краткий курс». Многие партийные школы успешно закончили подготовку к новому учебному году, удачно отобрали слушателей, хорошо укомплектовали учеб ные группы, преподавательский состав. Однако мало хорошо .отобрать слушате лей, создать учебные группы, подобрать преподавателей и обеспечить материально занятия. Нужно твердо помнить, что • ус пешная учеба партактива и работа партий ных школ зависит, главным образом, от содержания и методики проводимых заня тий, от хорошо поставленной самостоятель ной работы слушателей, от постоянной ра боты с преподавательским составом. Известие, что основным содержанием работы школ партийного актива является глубокое изучение «Краткого курса историл ЕКП(б)». Хорошо организовать эту работу — первейшая задача. Учеба в этом году будет проводиться на >снове нового положения «О дивизионных 'бригадных) партийных школах» и по но вому учебному плапу. Вся работа партий ных школ должна строиться в строгом со- »тветствии с требованиями этого положе ния. Новое положение обязывает полит- оргапы, командиров и партийные органи зации еще выше поднять ответственность за дальнейший под’ем идейно-теоретической учебы актива, улучшить организацию и методику занятий, повысить требователь ность к коммунистам, политработникам, партайпым и комсомольским организациям в области руководства учебой партийного и комсомольского актива флота. Капитан-лейтенант Л. СОСИН. У пойса. Фото М. Бугакова е г о и м я с р е д и о т л и ч н и к о в За время службы в гвардейской части комсомолец гвардии сержант Евгений Южанинов показал себя дисциплиниро ванным, отлично знающим свое дело ! воином, завоевал авторитет и уважение товарищей. Комсомолец Южанпиов слу жит примером безупречного выполнения военной присяги. Он активный общест венник, хороший оргапизатор. Его частб можно видеть за беседой с матросами и сержаптами, за громкой ч и т к о й к н и г и . Выполняя обязанности старшего ме ханика по вооружению, гвардии сержант Южанинов добился больших успехов в воспитании свопх подчиненных. Особен но мпого внимания уделяет гвардии сер жант подчиненным механикам по воору жению гвардии старшему матрогу Кова леву и гвардии младшему сержанту Ано сову. — Техника любит уход и умелое об служивание, — говорит он подчинен ным, — ©то надо помнить всегда. К опытпому старшему механику во оружения часто обращаются за помощью и советами молодые летчики, штурманы и стрелки-радисты. Южанинов охотно раз’яспяет им, как правпльпо эксплоа- тировать материальную часть вооруже ния, как устранить дефект при стрельбе. При стрельбе сержанта Массарского произошла задерл:ка. Причину задержки стрелок сам пе мог установить. Тогда Южанинов показал на ленту Массар ского, в которой патропы в гнездах были не на одном уровне. Старший мехапик показал, как проверить правильность пабпвкп лепты, подправил лепту Мас сарского н сказал Г — Теперь посмотрим, будет ли за держка. Тов. Массарский стал на линию огня, плавпо нажал на спусковой крючок. Трасса огпенных нитей протянулась в пель. Стрелки-радисты получили нагляд ный урок. Накануне летного дня гвардии сер жант Южапипов собирает матросов — специалистов по вооружению и подробно раз'ясняет им поставленную перед нями задачу. Затем он проверяет каждого, как кто готов к предстоящей подготовке для обеспечения полетов. Гвардии сержант -Южанинов — член комсомольского бюро. Окончив школу партийного актива, он продолжает со вершенствовать свои политические зна ния. Па протяжении всей своей службы комсомолец Южанинов пе имеет ни од- пого дисциплинарного взыскания. За безупречную службу, высокие показате ли по учебно-боевой и политической под готовке комсомолец сфотографирован у развернутого гвардейского знамени и за- гвардии сержант Южашшов подозвал ос- 1 песеи па Доск>' отличников соединения. тальных стрелков п спросил Массарско го: — Проверяли ли вы правильность на бивки лепт? — Пет, товарищ сержант. На-дпях командир части в своем при казе предоставил гвардии сержанту Южатгнову внеочередной отпуск. . Гвардии старший лейтенант А. НИКОЛАЕВ. ! Н уж ная И ПОЛ23Я2Я инициатива в литературный в е ч е р . ПОСЕЯЩЕКНЫЙ ТВОРЧЕСТВУ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ♦ Такие книги, как «Молодая гвардия», •<Буря», «Годы войны», «Порт-Артур» и другие, пе задерживаются! в паш^й библио теке. Они читаются с большим интересом. Мпогие матросы и старшины, как, напри мер, Кузнецов, Смпрноз, Какорев и другие, регулярно посещают библиотеку. Они уже прочитали «по нескольку десятков книг. Своя .впечатления о дрочптааЕзам эти матро сы иередзаот тошрлчнгм. Недаток) по тигш:яативе комсомольского бюро был устроен литературный вечер, по- овячцешьш т®а;>честву советских писате лей. К этому вечеру дол?о готовились- Ком сомольца/ми Смзгрновьш и Ивановым была сделана фотовитрина по книге А. Фадеева «Молодая гвардия», кубрик был украшен портретами советских писателен, лауреатов Сталинских {премии. |Вечер прошел дружно и 0 рга} 1 И.»ва!ШЕО. Первым па вечере выступил секретарь партийной организации тов. Маркие. Он рассказал о творчестве советских писателен, об Александре Фадееве, Эретгоурге, Гроссма не, о постах А. Жа/роэе, Ошанине, К. Симо нове и д а т я х , в чьих произведениях с осо бой яркостью показаны образы советских людей, героически защищавших свою Родипу в годы войпы. Старшина 2 статьи Смирнов в своем выступлении остановился па произведениях морских писателей Новикова-Прнбоя, Ста нюковича, Степапова и других. Оп подчерк нул большую художественную ценность произведений этих писателей, в которых ярко и правдиво отражепы морская жизнь и быт моряков. Коммунист тов- Гриппш рассказал слу-1 шателям о произведениях, заслуживших Сталинские премии: «Молодая гвардия», «Белая береза», «Кружилиха», «Буря». Тов. Гришин сказал, что советский народ, Советское правительство проявляют боль шую заооту о писателях нашей страны, создают для них условия, чего нет в капи талистических странах- Комсомоегьпы Иванов, Зорин, Кадов про читали несколько *стихотворений поэтов Жарова, Флерова и Николая Брауна. Ком сомолец Иванов с большим успехом прочи тал отрывок из произведет я Недоганова «Ф.тат над сельсоветом». В заключение вечера выступил офицер Виноградов. Оп рассказал о достижениях со ветской литературы, о ее роли в идейном в о ж г г а т и молодежи, о преимуществе со ветской литературы пад буржуазной. В завершение вечера с большим интере сом была просмотрена кинокартина «Рус ский вопрос». Весь личный состав остался доволен проведенным литературным вечером. Старшина 2 статьи Б. БАБУШКИН. Овладевают научно естественными знаниями Широкой иопуляриостыо пользуется среди лпчпого состава проводимая работа по пропаганде паучпо-естественных знаний. Па кораблях оргаппзованы кружки по изу чению книги «Пад картой Родины», в которых активпо занимаются комсомоль цы и песоюзная молодежь. Много слушателей привлекла лекция офицера Шубина на тему: «Происхождение земли». Матросы и старшины прослушали ее с большим иптересом. Старший матрос В. ПОПОВ. Советский общественный строй превос ходит строй капиталистический во всем: в экономике н культуре, в пауле и техни ке, в литературе и искусстве, г. государ ственном п военной организации, в идео логии и морали. Особенно ярко преимуще ства нашего общественного строя видны па примере той грандиозной созидательной работы, которую вели и ведут советские люди под руководством партии Ленина — Сталина). Ни одному классу, достигавшему господ ства в обществе, не приходилось создавать новый общественный строй в таких тяже- „тых условиях, как рабочему классу пашей страны. Царская Россия по сравнению с некоторыми другими европейскими страна ми псодно вступила па путь капитали стического развития и да 50 — 100 лег отставала в технико-экономическом отно шении от передовых буржуазных госу дарств. Прежние хозяева страны— помещи ки и фабриканты— пе только пе заботились о ликвидации ее отсталости, но своей аптпнародпой политикой усплизалн подчи нение России западно-европейскому ка питалу. В этих условиях партия большевиков подняла рабочий класс и всех трудящихся па борьиу за снасепне нашей Родины. Со циалистическая революция свергла власть экенлоататоров в России, установила дик татуру пролетариата, прорвала фронт меж дународного империализма. Враги социа лизма пытались вооруженным ir/тзм унич тожить Советскую республику. Молодая со ветская страна вступила в воину с внеш ними и внутренними врагами советской власти. За эти годы народное хозяйство пришло в еще больший упадок. Продукция земледелия составляла в 1920 году толь ко половину довоенного уровня. Положение усучублялобь сильным Неурожаем, охва тившим в то время многие губернии. Транспорт был .разрушен. Промышленность давала в 1020 году лшпь 13,8 процента, а выплавка чугуна составляла всего 3 про цента довоенной нормы. ПехЕЗтало предме тов первой необходимости. Но трудпостн строительства социализма заключались но только в том, что иародное хозяйство было у нас тогда слабое, разо ренное. Строить социалистическое общество нам приходилось и условиях ожесточенной классовой борьбы, в обстановке враждебно го капиталистического окружения и посто янной угрозы военного нападения со сторо ны империалистических государств. В са мый» короткий срок надо было превратить СССР в силу, способную во всеорудши встретить и отразить любые опаспостп и певзгоды. Партия Ленина—Сталина бесстрашно по шла на преодоление этих трудностей и по вела за ссоой раЗочнй класс и трудовое крестьянство. Ию гражданская война и экономическая разруха, пн бешеное сопро тивление эксплоатлторских классов и под рывная работа их агентуры— троцкистов, бухаршщев и других изменников Родины — ничто но могло поколебать решимость большевиков, Советского правительства и нашего парода построить социализм. За годы существования советской вла сти произошла коренная перестройка всей жизни сто^юй России. Каждый период ис тории Советского государства, каждая сту пень в его развитии является неопровер жимым доказательством превосходства со циалистической' системы хозяйства перед капиталистической. Одной из самых замечательных страниц т в истории ССОР является осуществление I сталинских пятилетних планов развития народпого хозяйства. За годы первой пяти летки, выполненной в четыре года, совет ский парсд создал могучую черную метал лургию — основу индустриализации стра ны. Запово создана была тракторная, авто мобильная. авиационная, химическая, стан костроительная промышленность, промыш ленность по производству современных сельскохозяйственных машин. Позади .мно гих стран стояла старая Россия по произ водству нефтяных продуктов, угля и элек трической энергии. В результате пер вой пятилетки мы (выдвинулись по этим отраслям промышленности на одно из са мых первых мест в мире. Во второй пятилетке^ по сравнению с 1013 годом, в щесть раз увеличилось про изводство промышленной продукции. Свы ше 80 процентов промышленной продукции было выработано на предприятиях, по строенных и полпостыо реконструирован ных в годы первой и второй пятилеток. Если в годы первой пятилетки было по строено 1.500 новых промышленных предприятий, то за годы второй — 4.500, а «а три года третьей пятилетки — 3.000 промышленных предприятий По сравнению с 1913 годом добыча чугуна увеличилась почти в четыре раза, стали — в четыре с половиной, угля — в пять с половиной, нефти — в три с поло виной раза. За эти годы народный доход вырос в псизмениых цепзх с 25 до 128 миллиардов рублей, капитальные вложения в тпродпое хозяйство поднялись с 3,7 мил лиардов рублей в год до 43 миллиардов рублей, валовая продукция промышленно сти увеличилась с 21,4 до 138,5 миллиар да рублей. За годы сталинских пятилеток выросло подавляющее большинство тех 364 городов, которые былп построены при со ветской власти. Это был триумф ленинско-сталинской по литики индустриализации. За 10 — 15 лет пробежали мы то огромпое расстояние, которое отделяло пас от передовых капи талистических стран. В «кратчайший исто рический срок СССР превратился в могуще ственную индустриальную державу и создал прочную экшомпческую основу активной обороны страны. Советский народ успешпо решил и дру гую, самучо трудную после победы / Ок тябрьской революции задачу. Благодаря правильной политике партии большевиков трудовое крестьянство добровольно повер нуло на социалистический путь развития. Колхозы и совхозы пришли па смену тем 25 миллшиам мелких крестьянских хо зяйств, которые были у .нас еще в 1928 году. В 1940 году в нашем сельском хо зяйстве — Счтмом крупном и передовом сельском хозяйстве в Mirpe — насчитыва лось 530 тысяч тракторов, 182 тыся чи комбайнов, 228 тысяч грузовых автомобилей. В этом же году было произ ведено 38 миллионов 300 тысяч тонн то варного зерна, т. е. на 17 миллионов тонн больше, чем в 1013 году. Производство хлопка по сравнеппю с 1013 годом увели чилось в три с половилой раза. С 1028 по 1940 год валовая продукция сельского хо зяйства выросла с 15 миллиардов рублей до 23 миллиардов рублей, а посевная пло щадь — с И З млн. га до 150 млн. га. Успехи социалистического строительства в пашей стране тем более значительны, срок. За истекшие годы советский парод вынужден был дважды вести навязанные ему империалистическими' государствами воины, причинившие нам огромный ущерб и занявшие почти четвертую часть всего времени существования нашего государства. Несмотря на это. Советский Союз добился полного торжества социалистического ук лада в промышленности п земледелии, создал социалистическую культуру., нз огромную высоту поднял благосостояние трудящихся и нревратился в самое передо вое и самое сильное государство в мире. Великая Отечествеппая война явилась тяжелым и всесторонним испытанием сил советского народа, испытанием нашей эко номической системы. Советский Союз с честыо вышел из этого испытания. Разбив чудовищную военную машину Гитлера, избавив порабощенные народы Европы от гнета фашизма, советский парод принялся за восстановление разрушенного войной хо зяйства. 0 февраля 1046 г. в речи, пропзнссеплой перед избирателями Сталинского избира тельного округа гор. хМосквы, товарищ Сталин поставил перед советским пародом задачу — не только восстановить разру шенное войной хозяйство, но в течение трех ближайших пятилеток организовать такой мощный под'ом народного хозяйства, который дал бы Советскому Союзу воз можность поднять уровень промышленности втрое по сравнению с довоенным уровнем. «Только при этом условии можно считать, — говорил он, — что шита Родина будет гарантирована от всяких случайностей». В *орь>5е за осуществление этой задачи, выражающей самые насущные, коренные интересы нашего государства,* советские люди iie лелеют сил, показывая за- что мы достигли их в необычайно короткий! мечательные образцы социалистической производительности труда. Мы успеш но выполнили •плаиы первых двух лет послевоенной пятилетки. Успехи в выполнении петлевоеиной ста- линокой пятилетки с новой силой подтвер ждают преимущества советской экономиче ской системы перед капиталистической. Советские люди всегда трезво оценивают свои успехи, никогда пе предаются самоус покоенности, помнлт о нерешенных зада чах и постоянно стремятся вперед. К этому нас обязывает и то, что мы на ходимся в капиталистическом окружении, которое всегда таило и таит в себе опас ность вооруженного нападения на нашу етратту. Чем больше мы укрепим нашу эко номическую п военную мощь, тем прочнее будет беадчасиосгь нашей Родины. Совет ский парод прилагает все усилия к тому, чтобы работать еще лучше, чтобы еще бы стрее двигаться вперед. Этой же благородной цели призваны служить и наши Вооруженные Силы, кото рые зорким часовым стоят на страже мир ного созидательного труда пашего парода и его государственных интересов. Быть всегда в боевой готовности, изо дня в день повышать свою боевую и политическую подготовку, овладевать в совершенстве во енным делом — к этому зовет советских воинов патриотический долг. Ставный путь прошел наш парод под знаменем партии Ленина — Сталина. Пре одолев много трудностей и лишений, он вьппел па широкую дорогу" коммунизма. И пет в мире такой силы, которая могла бы заставить* нас свернуть с этого пути. Пол ный веры в свое светлое будущее, совет ский Парод, руководимый партии! больше виков и великим Сталииым. идет к новым успехам. Генерал-майор И. ГРИШАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz