На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
4 И А С Т Р А Ж Е « А П О Я Я Г Б Я в октября 1548 г., № 23ft (3234). Речь тов. А. Я. Вышинского на заседании Совета Безопасности 5 октября 1948 года (Окончание). П это тем более правильно, что у Совета Безопасности есть немало задач, связанны! с поддержанием мира и безопасности в дру гих частях света, задач, с которыми, к со жалению, он до настоящего времени еще не спрзвился, хотя там действительно имеется угроза миру и безопасности. Я имею в виду индонезийский вопрос, пале стинский вопрос, греческий вопрос. Мало ли у вас, господа члены Совета Безопас ности, забот и хлопот по укреплению мира и безопасности, чтобы, игнорируя эти свои принятые обязанности, брать на себя забо ту о тех вопросах, для решения которых создан специальный орган, установлен специальный порядок, опирающийся на международные соглашения. Что касается г-на Еадогана, выступав шего вчера и говорившего о статье 107, то он заявил, что в этой статье имеется ка- кая-то двусмысленность и что ее примене ние неясно с первого взгляда. Надо при знать, что и со второго и с третьего взгля да, которые бросил на эту статью Кадоган, ясности не прибавилось, но дело в том, что с его заявлением вообще согласиться нельзя потому, что статья 107 абсолютно ясна, она не нуждается ни в каком спе циальном исследовании источников своего сроисхолуения, уходящих к временам конференции в Думбартон-Оксе или в Сан-Франциско, о чем здесь вчера говори лось. Однако, поскольку этот вопрос здесь был затронут, я должен со своей стороны при вести небольшую справку о конференции в Сан-Франциско, которая, может быть, помо жет пролить еще один луч света на этот вопрос. Я это делаю для тех, которым, может быть, действительно не все ясно в этом вопросе. Я сошлюсь на заявление, ко торое было сделано на 3-х комитете в Сан- Франццско канадским делегатом, подчер кивавшим, что статья . 2 главы 1 2 , под ко торой она фигурировала в проекте устава Организации Объединенных наций, тогда именовавшейся «Всеобщей международной организацией безопасности», изложена на столько широко (я цитирую дословно заяв ление канадского представителя), что пред ставляет возможность нз’ять из круга дея тельности ООН на неопределенное время любое действие, связанное с условиями сдачи и мирным договором. Я напоминаю также заявление в там же комитете деле гата США, который заявил в отношении статьи 2 главы 1 2 , что будущая организа ция не песет ответственности в отношении условий сдачи и мирных договоров. Д эго вполне понятно, потому что эту ответственность несут раньше всего 5 ве ликих держав, раньше всего Совет мини стров иностранных дел, который был соз дан именно для того, чтобы осуществить мирное урегулирование с бывшими враже скими странами, в связи с чем и надо по нимать статью 107. Пам могут сказать, что нет еще мирного договора с Германией, на скорейшем заклю чении которого Советский Союз неизменно настаивает, в то время как три западные державы хотят-подменить мирный договор оккупационным статутом, однако, • если мирного договора пока еще и нет, то есть условия капитуляции, есть декларация о поражении Германии, есть принципиаль ные и очень важные решения относитель но самих основ мирного договора с Герма нией, есть решения Ялтинской и Потсдам-' скои конференций, определяющих собой направление всей политики оккупирующих держав в отношении Германии. Этого нель зя отрицать, с этим нельзя не считаться, это не только юридический акт, но эго факт громадного политического значения, это факт, который содержит в себе в выс шей степени ответственные обязательства, принятые на себя 4-мя державами в отно шении Германии, обязательства, от которых уйти нельзя. Г-н Кадоган пошел так дале ко в своей интерпретации статьи 107, что выражение, имеющееся в этой статье «в отношении любого государства, которое в течение 2 -й мировой войны было врагом любого нз государств, подписавших на стоящий устав», он вознамерился истолко вать таким образом, что слова «в отноше нии» означают акт, в котором вражеское государство является не об’ектом, а, как он сказал, просто местом действия. Кадоган лриходит к заключению, что, поскольку Гс'рмания является не об’ектом тех дейст вий, которые могут явиться предметом рас смотрения Совета Безопасности, а лишь местом действия, то статья 107 остается в полной силе и никакого отношения к дан ному случаю не имеет. Эту мысль здесь сегодня изложил представитель Сирии, говоривший о т. и. блокаде Берлина, пущенной в оборот, ко нечно, со специальными целями. Он ска зал, что блокада направлена не против Германии, а против других оккупационных властей, и поэтому статья 107-я здесь не применима. Мне припомнился один случай и мне кажется, что этот пример может послу жить на пользу нашего правильного пони мания статьи 107. Весной этого года в Бремене произошло событие, которое, ве роятно, помнит и Совет Безопасности, ког да советский полковник Тасоев был похи щен американскими властями и передан английским властям, а потом был обнару жен в здании английской разведки в Лон доне. Этот случай произошел в Бремене, т. е. на территории Германии, но этот слу чай не имеет никаких отношений к ста тье 107, потому что это является дейст вием, которое осуществили американские и английские власти по отношению к пред ставителю советских военных властей, и Германия тут не причем. Германия, гово ря языком Еадогана, была только местом действия, она была только территорией, на которой это действие произошло, и поэтому было бы смешно, если бы попытались в этом случае сослаться на статью 107. Та ким образом, случай похищения советско го полковника американскими и англий скими властями не имеет никакого отноше ния к статье 107 и ссылаться на эту статью, хотя это и произошло на герман ской территории, было бы абсолютно ли шено всякого основания. Но в данном случае мы имеем совершен но другое положение. Когда идеть речьа о сепаратной денежной реформе на террито рии Германии, то разве можно говорить, что это не касается Германии? Так ли дейст вительно обстоит дело, что все эти сепарат ные незаконные мероприятия 3-х за падных правительств, противоречащие согласованным решениям, принятыми меж ду 4-мя державами, не имеет никакого от ношения к Германии и что Германия в этом случае является лишь «местом дей ствия»? Если. вспомнить, что идеть речь о таких действиях, которые являются реализацией принятых в Лондоне в феврале—марте с. г. 3-мя правительствами в обход Совета ми нистров иностранных дел решений относи тельно Гермапии, когда идет речь о прове дении в западной части Германии 3-мя правительствами сепаратной денежной ре формы, когда речь идет о вывозе из Бер лина оборудования, вопреки всяким суще ствующим законам, правилам юридического и морального порядка, когда речь идет о целом ряде сепаратных действий, которые нарушают интересы народного хозяйства советской зопы оккупации Германии, ин тересы населения советской зоны, когда «>нл подрывают народное хозяйство Герма нии, то как можпо дойти до утверждений, будто все эти действия не имеют отноше ния к Германии. К кому же это тогда имеет отношение? Это, говорят, имеет отношение только к оккупационным властям. Но дело в 'том, что сами эти действия оккупационных вла стей направлены реально, фактически про тив интересов немецкого населения и эко номики советской зопы Германии, направ лены против тех согласованных решений, которыми должно определяться и положение экономики Германии, и, я бы сказал, даже самые судьбы Гермапии. Было бы поэтому странным и нелепым утверждать, что та кого рода мероприятия являются лишь апгло-франко-америкаискимп мероприя тиями, не имеющими никакого отношения к Германии, как было бы нелепо утверж дать, что те ответные защитного характе ра мероприятия, которые вынуждены были ввиду таких обстоятельств принять со ветские военные власти в советской зоне оккупации Германии, что эти мероприятия касаются лишь оккупационных властей, но пе имеют никакого отношения к Гер мапии. Значит, когда хотят сепаратной де нежной реформой дезорганизовать экономи ку советской зоны и Берлина, то, оказы вается, это пе имеет отношения к Герма нии. Когда с другой стороны принимаются меры в защиту экономики, чтобы локали зовать опасные п вредные последствия таких мероприятий, то и в этом случае говорят, что и эти защитные меры тоже не имеют’ никакого отношения к Германии, но это чистейшей воды софистика. Дальше .такого рода заявлений птги, конечно, не куда, хотя я знаю, что есть охотники дохо дить до геркулесовых столбоз такой софи стики. Статья 107 говорит о деятельности пра вительств, несущих ответственность за деятельность бывшего вражеского государ ства. Статья 107 говорит, что устав орга низации Об’едннепньгх наций пе лишает юридической силы те действия, которые предприняты правительств-ши, несущими за тт-птт ответственность и имеющие отно шение к госдарству, которое в течение 2 -й мировой войны было вражеским госу дарствам. Действительное положение ве щей, связанное с незажоиными и непра вильными сепаратными действиями алгло- франко-американских властей п с защитны ми мероприятиями, предмришшаемыми со ветскими властями, имеет прямое отноше ние к Германии. Они целиком укладыва ются в понятие статьи 107, и решение этого конфликта, и рассмотрение всех воп росов, связанных с ним, должно итпи ле гальным путем, установленным специаль ными соглашениями о Германии. Таким легальным путем должно быть обсуждение этого вопроса в Совете минист ров иностранных дел. Пам говорят, что до сих пор 4 державы не могли ни до чего договориться, по я спраигпваю и спра шиваю это с тем большим основанием, что те, которые говорят это, возражают против того, тпобы берпиисжий вопрос связывать с общегермапским вопросом. Я спрашиваю — когда же и где велись Советом минист ров иностранных дел переговоры по поводу берлинского вопроса? Вы ставите вопрос о положении в Берлине, будьте любезны мне сказать, назвать дату, назвать участников, назвать в конце кхшцов тему, назвать ре шения, если они приняты Советом минист ров иностранных дел, обсуждавшем вопрос о положении в Берлине. Я уиварядаго, что никто этого вопроса не обсуждал. Были переговоры в Москве, ко торые вели Робертс, Смит и Шатеньо Эти лица заявили (это, между прочим, от ражено и в ноте 3-х правительств от 26 сентября), что переговоры в Москве были не чем ипым, как неофициальными переговорами. Больше того Робертсом бы ло даже заявлено, что если удастся начать в Москве переговоры и теле самым открыть дверь, то ведение переговоров будет пору чено, очевидно, более ответственному лицу, чем он. Американский представитель Смит также заявил в Москве, что в задачу пос лов входит изложение позиции представ ляемых ими правительста, вьпяспенпе по зиции Советского правительства п обсуж дение вопроса о принципиальном соглаше ния на дальнейшие переговоры. Таким образом, Совет министров иност ранных дел не обсуждал берлипского вопро са, хотя именно он прпзван обсуждать этот вопрос в силу соглашений, заключен ных меааду великими державами по Берли ну и по Германии. Сайчас опять хотят обойти Совет ми нистров иностранных дел и во что бы то ни стало включить этот вопрос в повестку дня Совета Безопасности. Такая поспеш ность является подозрительной. Мы сей час стоим перед таким положением, когда законный орган, созванный в порядке междугородных соглсшнеишс между вели кими державами — Совет министров ино странных дел, игнорируется. Пытаются оп равдать это тем, что будто бы пмевитие место до сих пар переговоры не привели к положительным результатам, что и вы звало передачу этого вопроса в Совет Без опасности. По ведь таких переговоров пе было. Переговоры по берлинскому вопросу в Совете министров иностранных дел ме ста не имели. Имели место в Мосше пред варительные переговоры, неофициальная дискуссия. Совет министров иностранных дел во сказал своего слова. Разве неправы в том случае те, кто го ворит, что 3 правительства, оЗратияпписся в Совет Безопасности, преследуют цели, не имеющие ничего общего с действитель ным стремлением к урегулированию гер манского вопроса? Я уже не касаюсь вопроса об угропе ми ру и безопасности, якобы созданных поло- ] жением в Берлине. Этот вопрос нужно счи тать совершенно ясным. Совершенно необо снованными являются ссылки представите лей западных правительств па мнимую угрозу миру и безопасности, угрозу голода и кашне-то насильственные меры Советско го правительства по уничтожению берлин ского муниципалитета. Это опровергнуто в ноте Советского правительства от 3 октяб ря. Я поэтому не вижу необходимости даль ше останавливаться па этом вопросе. Ввиду изложенных соображений, Совет ское правительство считает пеправп.тьпьгч включение берлинского вопроса в повестку дня Совета Безопасности. Советская деле гация возражает против этого предложения. В СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАРИЖ, 5 октября. (Спад. корр. ТАОС). Прения, развернувшиеся сегодня на заседа нии Совета Безопасности, красноречиво под твердили, что представители западных дер жав, внося в Совет Безопасности вопрос о положении в Берлине, рассчитывали отнюдь пе па мирное урегулирование этого вопро са, а на дальнейшее усложнение междуна родной обстановки. Характер выступлений представителей западных держав был предопределен при нятым вчера на сепаратном совещании Маршалла, Бевииа и Шумана решением от клонить предложение правительства СССР о созыве Совета министров иностранных дел для рассмотрения вопроса о положении в Берлине и германского вопроса в целом. Исходя из этого положения, находящееся под американским контролем большинство Совета Безопасности решило включить бер линский вопрос в повестку дня, игнорируя тот очевидный факт, что такое решение яв ляется прямым нарушением с т а ти 107 устава ООН, в соответствии с которой этот вопрос подлежит решению лишь прави тельств, несущих ответственность за окку пацию Германии. В связи с этим советская делегация от имени Советского правительства заявила о том, что она не будет участвовать в обсуж дении по существу берлинского вопроса в Совете Безопасности. Выступившие в нача ле заседания делегаты Франции и Сирии повторили приведенное вчера американским делегатом произвольное ограничительное толкование статьи 107 устава ООН. Стре мясь обойти эту статью, они всячески пы тались доказать, что она не может быть примепена, т. к. берлинский вопрос якобы ...касается отношений между оккупиру ющими Германию государствами и не имеет отношения к Германии. Меры, предпринятые советским оккупа ционными властями для защиты экономи ки советской оккупационной зоны от по следствий сепаратной денежной реформы, проведенной в западной части Германии, они хотели преподнести* как... действия, направленные против западных держав и представляющие угрозу миру и безопасно сти. Глаза советской делегации А. Я. Вышин ский в своем выступлении показал полную несостоятельность подобных кривотолкова ний. Напомнив о важнейших международ ных соглашениях, определяющих поря док управления оккупированной Германией п порядок подготовки мирного урегулиро вания, он заявил, что было бы не допусти- агым противопоставлять Совет Безопасно сти Совету министров иностранных дел, который и должен был бы принять решение по берлинскому вопросу, входящему в его компетенцию. — Нам говорят, — заметил Вышинский, — что 4 державы не смогли договориться. Но я спрашиваю, когда же и где велись Советом министров иностранных дел пере говоры по поводу берлинского вопроса? Та ких переговоров не было. Что касается пе реговоров, которые велись в Москве, то са ми западные державы, как это видно из представленных пми в Совет Безопасности документов, считают эти переговоры лишь «неофициальным обращением», целью ко торого являлась подготовка к дальнейшим переговорам. Подчеркнув, что западпые державы, со рвав московские переговоры, с подозритель ной поспешностью пытаются поставить берлинский вопрос в Совете Безопасности вместо того, чтобы передать его на разре шение Совета министров ипостраппых дел, Вышинский сказал: «Разве неправы в этом случае те, кто говорят, что 3 правительства, обратившие ся в Совет Безопасности, проследуют це ли, не имеющие ничего общего с действи тельным стремлением к урегулированию германского вопроса?» В заключение глава советской делега ции указал, что Советское правительство возражает против включения берлипского вопроса в повестку дня Совета Безопас ности. Выступившие далее делегаты Бельгии и Аргентины, не возражая по существу про тив доводов Вышинского, упорно пастал- вали на включении берлипского вопроса в повестку дня. Председательствующий Брамутлпа (Ар гентина) провел голосование, п вопрос о по ложении в Берлине был включен в повест ку дня послушным США большинством голосов. Против включения этого вопроса в по вестку дня голосовали делегации СССР и Украины. После того, как результаты голосования былп оглашены, с заявлением выступил А. Я. Вышипский. Делегат Украины Д. 3. Манунльский заявил, что делегация Украинской Совет ской Социалистической Республики в силу мотивов, изложенных представителем Союза Советских Социалистических Рес публик, присоединяется к его заявлению и со своей стороны заявляет, что пе примет 1 вает с е - ^ Ь в о з р а ж а ^ ^ участия в дискуссии по берлинскому вопро су, поскольку это явилось бы нарушением устава Об’едпненных наций. Таким образом, советская делепцня разоблачила до конца неприглядные моти вы политической игры тех, кто пытается использовать трибуну Совета Безопасности для дальнейшего разжигания нездоровой шумихи, поднятой ими вокруг берлинского вопроса. ; * Силу аргументации советской делегации не может не признать парижская пресса, которая посвящает сегодня оживленные комментарии вчерашнему заседанию Совета Безопасности. Ряд газет подчерки годня, что советская делегация, против включения вопроса о положения в Берлине в повестку дня Совета Безопасно сти, занимает прочные позиции и что ев аргументы, в частности, аргументы юриди ческие, непоколебимы. Б таким выводам приходят, например, газеты «Фраи Тирер» и «Комба». Даже газета Леона Блюма «Ло- пюлер», известная своим враждебным от ношением к СССР, не смогла найти ника ких доводов против позиции советской деле гации и вынуждена была процедить сквозь зубы, что «тезис Вышинского, щхщитаро- вавшего советскую ноту от 3 октября, тре бующую созыва Совета министров, един ственно компетентного в решении берлин ского вопроса, кажется не лишенным осно ваний». Гораздо определеннее высказалась на ггот счет газета «Фран Тирер», которая прямо^. указала, что советская резолюция б е зуп ^И речна, и что сложившегося сейчас в Бер лине положения «не было бы, . если бы после лондонских решений западные дер жавы пе ввели новой марки в своих зонах и особенно в Берлине»... Газета «Фигаро» особо подчеркивает си лу юридической аргументации советской делегации. Некоторые газеты, в частности, газета «Фран Тпрер» отмечает слабость позиции, занятой представителями западных дер жав, и осуждают решение Маршалла, Беви- на и Шумана отказаться от предложения правительства GOCP о созыве Совета ми нистров иностранных дел. Газета указы вает, что «непримиримость США совершен но похожа на позицию, занятую накануне разрыва переговоров на последней лондон ской конференции 4-х. «Лишь бы только русские же сделали уступки в последний момент, ибо мы решили покончить с этим и организоваться без них», — заявил тог да Маршалл», — заключает «ФранТирер». Третья сессия Генеральной Ассамблеи ООН Продолжение обсуждения докладов атомной комиссии Сообщение ТАСС о землетрясении в районе Ашхабада 6 октября 1948 года в 2 часа 17 минут по местному времени в районе г. Ашхабада Туркменской OOP произошло землетрясе ние силою до 9 баллов. В результате землетрясения в г. Ашха баде имеются большие разрушения. Земле трясением разрушено большое количество жилых домов, имеется много человеческих жертв. _______________________ ГМ 300238. Для оказания срочной помощи постра давшему от землетрясения населению гор. Ашхабада п проведения необходимых работ по ликвидации последствий землетрясения Совет 'Министров СССР создал правитель ственную комиссию. Правительственной комиссией приняты ьеры по оказанию медицинской н продо вольственной помощи пострадавшему насе лению и размещению граждан, оказавших ся без крова. Советом Министров СССР в распоряже ние правительства Туркменской ССР отпу щены депежные средства для оказания ма териальной помощи пострадавшему от зем летрясения населению города Ашхабада. (ГАСС). ПАРИЖ, 5 октября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня в политическом комитете продол жалось обсуждение докладов атомной ко миссии. Как показал весь ход многоднев ных прений, англо-американский блок, до биваясь постановки этого вопроса на об суждение сессии Генеральной Ассамблеи, имел твердое намерение прекратить даль нейшую работу атомной комиссии, дабы сорвать таким путем заключение конвенции о запрещении атомного оружия, не допу стить установления эффективного между народного контроля над атомной эпергией и предоставить США возможность дальней шего бесконтрольного производства атом ных бомб. Прекращение работы атомной комиссии, предусмотренное проектом резолюции, впе- сенной канадской делегацией, подготовля лось под тем предлогом, что дальнейшая работа атомной комиссии невозможна, вви ду того, что СССР якобы требует ограни читься только заключением конвенции о запрещении атомного оружия без достиже ния соглашения о заключении конвенции об установлении контроля над атомной энергией. Эта лживая версия, пущенная в ход апгло-амернканским блоком и поддер жанная послушным ему большинством с целью помешать достижению какого-либо соглашения по вопросам атомной энергии и свалить вину за это на ООСР, была до конца разоблачена в речах главы совет ской делегации Вышинского, а также в вы ступлениях делегатов Украины, Белоруссии и стран повой демократии. Внесенные Вышинским 2 октября со ветские предложения окончательно выбили почву пз-под пог англо-американского боль шинства и вынудили этот блок прибегнуть к повому маневру. Советское предложение, как известно, предусматривает не прекра щение, а продолжение работы атомной ко миссии в направлении, указанном комис сии в резолюциях Генеральной Ассамблеи от 24 япваря л 14 декабря 1946 года. Эти предложения предусматривают также под готовку и одновременное введение в дей ствие двух копвепцнй — о запрещении атомного оружия и конвенции об установ лении эффективного международного кон троля над атомной энергией. Как показали сегодняшние прения в комитете, маневр англо-американского бло ка состоит теперь в том, чтобы, с одной стороны, не отклонять прямо советского предложения о продлении работы атомной комиссии, а, с другой стороны, похоронить это предложение, пред’являя неприемле мо? требование о том, чтобы в основу своих будущих решений атомная комиссия уже заранее положила американски? планы. С этой целью была использовапа предложен ная на одном из предыдущих заседаний сирийская поправка к канадской резолю ции, предусматривающая, что работа атомной комиссии должна быть продолже на на основе американского плана. Сегодня делегат Австралии и особенно делегаты, находящиеся в прямой зависимо сти от США, Сальвадора и Филиппин, весь ма витиевато, но целеустремленно высказы вались в духе этой поправки, которая по существу ничего не меняет в канадской резолюции н имеет целью пе мытьем, так катаньем похоронить предложение о про должении работы атомной комиссии. Таким образом англо-американский блок по существу организовал заговор с целью сорвать советское предложение, ко торое даже правая французская печать не могла пе признать конструктивным, откры вающим бозможноста для достижения соглашения по вопросу об атомной эперпш. Правда, чтобы несколько замаскировать существование этого заговора, делегат Ка нады выступил с речью, имеющей целью создать впечатление, будто ои стоит на иной, чем другие представители апгло-аме- риканского блока, позиции. Подобно Мак нейлу, он разыграл большую, чем осталь ные делегаты стран этого блока, «неприми римость», заявив, что решение о продол жении работы атомной комиссии может быть принято только в том случае, если предварительно будет пайдепа «широкая основа единогласия». Кападский делегат не оставил сомпения в том, что под этим оп подразумевает безоговорочное принятие предложений большинства атомной комис сии, т. е. американского плапа. Истипное существо подобиых измышле ний разоблачил вчера делегат Украины Ма- нунльский. Оп указал, что делегат Мак нейл, об’являя сирийскую поправку непри емлемой для британской делегации, видимо, считает это верхом дипломатического искусства. Однако нужна большая доля наивности, чтобы думать, что таким упро щенным приемом опа добьется, что кто-ни будь из противников американского плана клюнет на эту неуклюже заброшенную Удочку. У присутствующих сегодня на заседании политического комитета не осталось ника ких сомнений в том, что как представи тель Канады п Апглии, так п остальные выступления ораторов пз числа делегатов англо-америкапского блока добиваются од ной л той же цели, а именно — срыва со ветского предложения, направленного к тому, чтобы атомная комиссия продолжала работу и подготовила конвенции о запре щении атомного оружия п о контроле над атомной эпергией. Глава чехословацкой делегации министр иностранных дел Чехословакии Клементис подверг убедительной и справедливой кри тике существо американского плана и по зицию большинства, которое завело работу атомной комиссии в тупик. Клементас заявил, что чехословацкая делегация пол ностью поддерживает советскую резолюцию, внесенную 2 октября, нбо она открывает путь к достижению соглашения. Делегат Белоруссии Киселев, выступив ший сегодня на заседании комитета, еще раз убедительно раскрыл действительные цели англо-американского большинства. Напомпив о том, что решение о создании атомпой комиссии получило самую широ кую поддержку общественного мпення все го мнра и что многомиллионные народные массы разочаровапы итогами ее работы, Киселев, основываясь па фактах и доку ментах, показал, что ответственность за провал работы комиссии несет англо-аме риканское большинство в атомной комис сии. Киселев проиллюстрировал нежелание США заключить конвенцию о запрещении атомпого оружия, приведя вчерашнее заяв ление делегата США Остина, который, при кинувшись паивпым, спрашивал в своем выступлении в политическом комитете, что такое атомное оружие? Разве это обо лочка, говорил Остин, разве это металл, который включает взрывчатое вещество? Каждый может сделать такие оболочки в любой мастерской при помощи обычного инструмента. Отвечая одершему на себя маску обыч ного простачка американскому делегату, Киселев сказал: «Все присутствующие здесь, г-н Остин, прекрасно понимают, что атомпая бомба не есть только металличе ская оболочка. Давайте, г-н Остин, уничто жим уже наполненные «металлические оболочки» или «как еще их называют, атомные бомбы. Давайте запретим их и об’явим вне закона, давайте подготовим и заключим конвенцию о запрещении атом ного оружия и конвенцию об установлении эффективного международного контроля над атомной энергией и введем их в действие одновременно». В заключение Киселев заявил, что де легация Белоруссии отвергает канадскую резолюцию и целиком и полностью поддер живает разолюцию, внесенную делегацией СССР, ибо эта резолюция проникнута твердым намерением предотвратить угрозу использования великого научного открытия атомпой энергии в ущерб интересам чело вечества. Ответственный редактор А. ДИВАВНН. Заказ № 296. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz