На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
I « f f f f f , Й 2 3 в ( 3 23*). Й А СТРЛЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я Успех комсомольца Абрамова &дпвд1Р подразделения после знаком ства ж беседы с молодым матросом Абрамо вы* прнхгюал ему отправиться в распоря жение мичмана Гришина — старшины трюмной команды. Абрамов стремился быстро и в совер шенстве сознать вверенную ему боевую технику. Товарищи шли навстречу молодо му матросу и оказывали ему всемерную помощь в изучении специальности. Старо служащие старшины Иванов и Кирика пе редавали матросу богатый опыт, пакоплеп- • ньгй имя в годы войны. Они учили Абра мова, sax обсхуживать механизмы, чтобы <ши бесперебойно работали, и как нужно уметь быстро находить и ликвидировать неисправности. Через несколько месяцев, старшппа 2 статья Иванов, убедивптпсь в хорошем знании матросом Абрамовым специально сти, впервые поставил его на самостоятель ную вахту. Это доверие Абрамов оправдал с честью. Через несколько дпеп ему было присвоено воинское звание — старший матрос. Сейчас старшему матросу Абрамозу старшина группы доверяет самые ответ ственные работы по ремонту механизмов. Поступило приказание — разобрать кла панную я золотниковую коробку тргомно- ттаарного насоса, сделать шабровку зер кала золотника этих насосов и притереть клапаны. Благодаря хорошим знаниям а^своей специальности Абрамов эту работу ^Ияжолиил качественно и в срок. Подходит зима. Необходимо сделать • грелки в кубриках для личного соста ва. На оту работу старшина группы Коз лов посылает старших матросов Абрамова и Горелина. Здесь нужны были матросская смекалка, хорошие знания токарного дела. Йатросы вместо двух суток своими силами выполнили эту работу за 25 часов. Работа получила высокую оценку. За вс» службу на корабле старший матрос Абрамов не имеет ни одного взыска ть» . Зат* в карточке взыскалий и поощ рений у яего занесено 12 благодарностей. Старший матрос Н. ГРЕШНОЙ. Кошмольское бюро борется зз дисциплину Успешно выполняет решение отчетно- выборного комсомольского собрания бюро, возглавляемое сержантом Бардиным. Оно настойтаво борется за повышение воинской и союзной дисциплины среди комсомоль цев. V* Комсемелец Денисов совершил просту пей. Его сразу же вызвали па бюро. За слушав объяснение тов. Денисова, выступи ли все члены бюро, критикуя недостойное поведение комсомольца, вопрос о котором уже неоднократно обсуждался на бюро. На заседание бюро приглашаются и о т т в щ м е в боевой и политической подго товке. В целях популяризации опыта за слушиваются отличники боевой и полити ческой подготовки. Они рассказывают о своокх успехах м методах, при помощи кото рых долигли отличных результатов в учебе. Бюро регулярно созывает свои заседа нии я обсуждает вопросы повседневной жизнм комсомольской организации. Комсо мольцы чувствуют постоянный контроль бюро я его помощь. Старший матрос И. ЕГОРОВ. Тр у женице полей Отличными успехами в боевой и поли тической подготовке встречает 30-летне комсомола старшина- 2 статьи Виктор Нажиганов. Комсомолец В. Иажигамов нагозждеп Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Фото М. Бугакова. Когда на эорьнв иа работу Росистым лугом ты идешь, Достанешь маленькое фото, С море песенку споешь: О том, как тучи грозовые Висят над ланой ледяной, О том, как молнии кривые Пронзают темноту стрелой... ...волнуясь, нива золотая Тебя встречает за рекой, Ведь благодатным теплым маем Она посеяна тобой. За той, нежатой полосою,. На той, замеченной меже, Ты смотришь вдаль, как перед боем Солдат на энском рубеже. И, обо всем забыв о прочем, Умело правишь ты дела С рассвета и до поздней ночи. Простая девушка села. Не ради званья героини, Не ради славы на селе, Все нормы перекрыла ныне На русской трудовой земле. И каждый день дорогой этой Ты ходишь с песней на поля. Гудением труда с рассвета Тебя приветствует земля. С т а р ш и й м а т р о с Г. ЧЕРНЯЕВ. ■О- Следуя наказу комсомольцев Об опыте передовой комсомольской организации Вышлшние решений отчетно-выборного собрания стало основой деятельности этой комсомольской организации. Здесь умело организовали работу по оказанию помощи яомашдоштпо, обеспечили примерность комсомольце® в боевой п политической подготовке. Вопросы боевой и политической подго товки систематически обсуждаются па комсомольских собраниях и заседаниях бюро. По инициативе комсомольской орга- шквдцш было проведено 2 технических конференции по устройству оружия и уходу за ним. Благодаря индивидуальной ■помощи -молодым матросам со стороны от личников боевой и политической подго товки сейчас все комсомольцы хорошо знают свое дело. Половина состава комсомольской органи зации— отличники боевой и политической подготовки. Среди них: спарпий матрос Шемяков, имеющий за добросовестную службу и отличные показатели в боевой учебе п дисциплине 15 благодарностей и 4 денежных премии, старший матрос Ан- шуков, имеющий 1 1 благодарностей и три денежные 'Премии, старший матрос Жуков — 9 благодарностей и 2 денежных пре мии, старший матрос Дунаев, которому вы несено более 1 0 благодарностей и предо ставлен 1 0 -дпевный внеочередной отпуск, и другие. Примером для всего личното состава части служит секретарь комсомольской организации старший матрос Струков, ко торый за время службы в Военно-Морском Флоте имеет |45 благодарностей, в том числе 5 благодарностей от .командующего Северным флотом. За умелую воспитатель ную работу и личный пример в боевой н политической подготовке тов. Струков на гражден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Большую работу провела (комсомольская организация по укреплению воинской дис циплины. Помимо обсуждения вопросов дисциплины на собраниях я заседаниях бюро, проведения бесед, в работе комсо мольской организации практикуется по сылка писем на родипу отличников боевой и политической подготовки, устраиваются встречи молодых матросов с бывальыга воинами, тематические вечера, ведется большая индивидуальная работа. Секретарь комсомольской организации личпо работает с каждым •комсомольцем, знает сальные я слабые стороны людей, помогает товарищам в к о л е и м е н и З о и К о с м о д е м ь я н с к о й На одной из оживленных магистралей Москвы высится массивное серое здание, окаЙилоипое кустами декоративной зелени. Зп> здание — одна из 60 тысяч школ, со оруженных в нашей стране в годы предво- ^ ениых сталинских пятилеток. Слева у входа в школу — вывеска: — «Средняя женская школа ^N1 201 вмени Героя Советского Союза Зои Космодемьяп- 8кой Тимирязевского района г. Москвы». Справа, на светлосером мраморе четко высеченная надпись: сВ этой школе с 1933 но 1941 год училась комсомолка, партизанка, Герой Со ветского Союза Зоя Космодемьянская, заер- ски замученная немецко-фашистскими пз- лачаош иод Москвой в деревне Петрищево Верейского района в ноябре месяце 1941 года». В здании школы многое напоминает q славной комсомолке, юной советской пат риота Зое Космодемьянской. В иестябюле, весь в цветах, стоит мра морный бюст бесстрашной партпзапки. Па стене читального зала плакат — «Лго;ш- мые книги Зои». В комнате пионеров обо рудован утолок Зои. В нем много фотоко- шгй инеем, присланных Зоей с трудового и боевого фронтов, портрет, нарисованный неизвестным художником па куске фане ры, .книга произведений Тараса Шевченко, V которой Зоя была награждена за отличные успеет и примерное поведение. Вот фотокопия комсомольского билета X* 0236208 . Зоя вступила в комсомол в октябре 1938 года. С фотографии смотрит робкая Еягнадцатилетвяя девочка. Бто тогда мог сказать, что через три года ее героическое имя стапет ззвестио | всему миру, пламенно прозвучат ее слова: «Будьте смелее, бейте фашистов, жгите, травите! Мне пе страшно умирать, товари щи. Это счастье — умереть за свой па род». ' Эти слова бросила палачам бесстрашная девушка в последнюю минуту своей жизни. На третьем этаже школы, на одной из дверей табличка с падпнсью о том, что в этом классе в 1941 году училась Зоя. 05 этом же напоминает мемориальная доска в самом классе. Па стене, как, впрочем, и во всех клас сах, портрет Зоп. Рядом портрет ее брата — гвартпи старшего лейтепанта Алексан дра Космодемьянского. Каждая школьница знает, что он добровольно ушел на фржт, чтобы отомстить врагам за смерть своей сестры-партизапки. Александр Космодемь янский отважно сражался за Родину, был награжден. Он погиб под Кенигсбергом не задолго до нашей победы. Здесь, в просторном светлом помещении, занимается 10-й класс «б». Он заслужил эту честь отлпчпымп успехами в учебе. А самая лучшая ученица класса Мария Кос- мьшина удостоилась права сидел» за вто рой партой на том месте, где сидела в 1941 году Зоя. Все ученицы 10 «б» клас са — комсомолки. В фойе, против дверей этого класса, сре ди картпп особенно выделяется яркими красками одпа — Зоя в школьном саду. Она песет ведро воды, чтобы полить поса- женныГ: ею куст вишни. Каргину написа ла десятпкласснпца этей же школы Рокса на Кириллова. — Если бы вы видели, сколько ягод дает Зоин куст вишни! — восхищеипо го -1 советом. Так, например, комсомолец Жуков был недисциплинированным, часто допу скал нарушения воинской дисциплины. После кропотливой индивидуальной рабо ты с ним Жуков стал не только в ряды дисциплинированных, примерных воинов, но и является сейчас отличником боевой и политической подготовки. Значительных успехов добилась комсо мольская организация в пропагааде книги. Все комсомольцы части — активные чи татели библиотеки. В течение 1948 года комсомольское бюро части организовало коллективное чтение и обсуждение произ ведений «Молодая гвардия», «Как закаля лась сталь», «Повесть о настоящем чело веке». Многогранная воспитательная работа не могла не дать своих результатов. После отчетно-вы<5орно(го собрания комсомольцы не имеют нарушений воинской дисципли ны. Заслугой (комсомольской организации является хорошо организовашиая спортив но-массовая работа. Вопрос о спортивно- массооой работе дважды ставился на об суждение комсомольского собрания. Ход выполнения принятых решений проверялся комсомольским бюро. Комсомольцы своими силами оборудовали в части спортплощад ку. Летом каждый выходной день в части проводились спортивные соревнования, в которых участвовала значительная часть личного состава. Ha-днях по инициативе комсомольской организации в честь 30-ле тая BJKOM был проведен кросс на 3 ки лометра, в котором приняла участие боль шая часть личного состава. Весь период систематически в свободное от работы и занятий время личный состав усиленно тренировался я сдавал нормы на* ворит учительница Екатерина Дмитриевна Овчинникова. Из окон третьего этажа хорошо видны ряды деревьев школьного фруктового сада, раскинувшегося на площади двух гекта ров. Его вырастили сами ученицы. Под руководством преподавателя биологии Та мары Петровны Снетковой опи старатель но ухаживают за садом. В школе устано вилась традиция: новичкам в первый день учебы дарят по три яблока, выращенных в школьном саду. В этом году школа полу чила первую премию ЦК ВЛКСМ за успе хи в садоводстве. Школа IN* 201 широко известна не только в Москве. В ней бывают педагоги из различных уголков Советского Союза. Посещают ее и зарубежные гости. Гости из Северной Кореи оставили крат кую, по выразительную запись: «Мы, учителя Кореи, восхищены подви гом Зои, восхищены школой, в которой она училась, и теми уроками, на которых присутствовали. Мы расскажем на родине о всем виденном». Интересна запись представительницы болгарской интеллигенции, учительницы истории и географии одной из гимназий гор. Софии Александры Николовой. Она пи шет: «Меня очень интересовали учителя — воспитатели Зои, так как есть,и их доля в ее подвигах. Многое поразило меня в этой школе: замечательное оборудование учебных кабинетов, письменные работы учащихся с иллюстрациями, красочное оформление помещения, обширный школь ный плодовый сад. Но больше всето меня поразило то поли тическое воспитание, которым пронизано все обучепие и которое создает высший тин людей — героев Родины, парода». i> шк.>ле замечательный педагогический коллектив. Директор школы — заслуженный учи- ааагчак ГТО 1-й и 2-2 ступени. Благодаря этому весь личный состав сдал нормы на значок ГТ0. Комсомольцы Струков, Во робьев, Жмшгл сдали все нормы н а значок ГТО 2-й ступени. Руководитель комсомольской организации Мшаил Струков благодаря упорным тре нировкам вышел в рады лучших спорт сменов флота./В прошедаем летнем спор тивном сезоне он участвовал на общефлот ской и областной летних спартакиадах, на .которых добился серьезных спортивных достижении. За устзновл сиигью им рекор- ды, а тажаке за занятие им первых и вто рых мест в различных вщах спортивных соревнований он имеет 46 грамот, несколь ко подарков. В беге на 1500 и 3000 м. он получил 2 -й разряд и сейчас упорно со вершенствует свои спортивные качества, поставив себе задачей в будущем лотнем спортивном сезоне получить 1 -й разряд. Об авторитете комсомольской ораинза- цип говорит то, что в этом году ее рады пополнились — приняты пять передовых воинов, и теперь подразделение стало полностью комсомольским. Готовясь (к инспекторской проверке по литзанятий, -комсомольцы оборудовали красный стол, на котором сосредоточен весь материал прощенных тем. По вечерам у красного стола дежурят комсомольцы- апататсры тт. Воробьев и Ильин. Комсомо лец Терентьев по заданию секретаря изго товил хронологическую таблицу из жизни и революционной деятельности товарища Сталина, а также монтаж по шгснлетиему плану. Слабо успевающим иа политзаняти ях матросам Баркову и Власову оказывается помощь со стороны комсомольце© Ильина и Аншукова. В части работает кружок по изучению истории вашей Родины, которым руководит коммунист Ануфриев. Идя навстречу 30-летиго ВЛКСМ, комсо мольская организация полна решимости добиться новых успехов. Напитан Л. ГРЕЧИШКИН. телъ Николай Васильевич Кирилов. 5а мно голетнюю плодотворную педагогическую деятельность он награжден двумя ордена ми. Преподаватель литературы в старших классах Нина Васильевна Красилыцикюва ж заведующий учебной частью препода ватель математики Николай Васильевич Васильев — также награждены орденами. В числе лучших учителей школы — Екатерина Михайловна Левитова — быв шая классная руководительница Зои, Ека терина Дмитриевна Овчинникова, обучав шая Зою математике в 4-м классе. Зги два педатога часто делятся личными воспоми наниями о Зое, рассказывают о ее прилеж ной учебе и примерном поведении. Всем ученицам школы — от перво классниц до тех, кто улье скоро получит аттестат зрелости — образ Зои напомина ет о патриотическом долге советских де тей — учиться отлично, чтобы стать пол ноценными гражданами великой страны. Каждый год из стен школы выходят де с я т и всесторонне образованных девушек. Из весеннего выпуска две получили золо тые медали и пять — серебряные. 55 вы пускниц поступили в высшие учебные за ведения. Из них 1 2 девушек учатся в пе дагогическом институте. Несомненно, что некоторые из пих, закончив учебу, придут работать в свою родную школу. Уже те перь среди преподавателей школы несколь ко ее воспитанниц — Бледных, Костыле- ва, Кулакова, Засьшкипа, Мурашкина ж Андреева. Последняя училась с.Зоей в од ном классе. И старые и молодые педагоги в теслом контакте и дружбе с родителями не толь ко обучают девочек грамоте, но и приви вают им благородные качества советского человека, воспитывают преданность совет ской Родипе, делу Ленина — Сталина. В. ТАТАРИН0В. В Министерстве Иностранных Дел СССР 4 октября Министр Инострайтых Дел ССГР В. М. Молотов пригласил посла Мта- лип в СССР г-на М^ллио Брозж-% ж сдоал ему следующее заявление: В соответствии с пост шовлежжимж ста тьи 57 Мирного Договора Италия должна была передать Советскому Союзу пред- пазначенпые ему корабли итальявемг* военно-морского флота в течеане трех ме сяцев со дня вступления Мжргаго Договора в силу, то-есть к 15 декабря 1947 года, за исключением предусмотрению в До говоре особых случаев. Тем не хеше sm скэе правительство до нэстояцех» ни не передало Советскому Союзу на шдт го корабля. Это означает, что япльявевое правительство не выполняет с т а т и 57 Мирного Договора. / Советское правительство пошло иа ажа- чнтельное облегчение условий вьволжения Италией статьи 57 Мирного Договора, со гласившись принять бее ремонта 33 кяраб- ля и не требовать возмещения расходов п* их последующему ремонту. Несмотря на ото, итальянское правительство продолжает уклоняться от выполнения указанной статьи Мирного Договора и не приняло же-* обходимых мер для передачи Советскому Союзу предназначенных ему по Мирному Договору кораблей итальянского военно- морского флота. Переговоры, начавшиеся в июле ие^япй сего года для заключения соглашения о порядке доставки в Советский Союв упо мянутых 33 кораблей, были прекращены ввиду того, что итальянское правительство пред’явило при этом совершенно необосно ванные и не опирающиеся на постановле ния Мирного Договора претензии. Советское правительство обращает взи мание итальянского правительства на соз давшееся недопустимое положение с пере дачей Советскому Союзу кораблей согласно Мирному Договору и настаивает на том, чтобы итальянское правительство приняло немедленные меры к выполнению указан ных выше постановлений Мирного Догово ра. Г-н Брозио заявил В. М. Молотову, что ож передаст итальянскому правительству ото заявление Советского правительства. (ТАСС), РЕЧЬ ТОВ. А. Я. ВЫШИНСКОГО НА ЗАСЕДАНИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ 5 ОКТЯБРЯ 1948ГОДА В своем вчерашнем выступлении ажерж- канский представитель повторил нелепые обвинения о блокаде Берлина, о насильст венных действия? советских властей в Берлине и т. д. Мы уже вчера указывали на ряд фактов, а известно, что фаиы красноречивее всяких слов, доказываю щих, что в Берлине никакой блокады со стороны советских властей, никакой угро зы голода нет и нет ничего подобного то му, что так старательно пытался изобра зить вчера представитель США. Между прочим, он заявил, что будто бы советская сторона сама признает, что берлинская блокада была предпринята «в отмостеу», как сказал Г. Джессеп, за мероприятия со стороны западных держав в западных зо нах Германии. Это, конечпо, является яв ным измышлением. Все эти необоснован ные и голословные заявления и часто, как мы видим, такие, которые приписывают представителям Советского Союза, хотя они ничего подобного этим заявлениям не дела ли н не говорили, являются не чем нныи, как ложным приемом пропаганды, пресле дующим свои цели, ничего общего не имею щие с действительным стремлением к уре гулированию ряда еще не разрешенных вопросов. Поэтому всякому непредубежден ному человеку должен быть ясен специфи ческий характер вчерашнего выступления представителя США. На такого рода необоснованные ж неле пые заявления Советское правительство уже дало убедительный ответ в своей ноте от 3 октября. Поэтому я не вижу никакой необходимости останавливаться дальше на данной вопросе и заниматься повторением тех фактов, которые на деле могут счи таться уже установленными. Наиболее существенной частью вчераш- пего выступления Г. Джессепа была но- пытка доказать правильность внесения берлинского вопроса на рассмотрели© Со вета Безопасности ссылкой на статью 107 устава ООН. Ввиду отсутствия достаточ ных аргументов у инициаторов внесения берлинского вопроса в Совет Безопасности, как это вчера совершенно явно продемонст рировали представители США н Великобри тании, они сделали попытку поставить об суждение вопроса относительно включения или невключения в повестку дня Совета* Безопасности берлинской проблемы иа путь враждебной Советскому Союзу пропаганды. Именно этим можно об'яснить такое совер шенно необоснованное заявление, которое было сделано американским представите лем, что, якобы, Советское правительство отказывается от механизма мирного урегу лирования, установленного Об’едшениымн нациями, и будто бы оно, Советское прави- ной неопровержимостью устанавливают, что вопросы послевоенного мирного урегу лирования с Германией, согласно междуна родным соглашениям и договорам великих держав, относятся к компетенции Совета министров иностранных дел. К указанному добавлю лишь, что сам Совет министров иностранных дел является инструментом мира. Разграничение его компетенций от компетенций Совета Безопасности идет во все не по той линии, по которой это раз граничение намечают представители США и Великобритании. Они ошибочно утверж-* дают, будто один из этих органов является инструментом мира и безопасности наро дов, а другой не является инструментом мира и безопасности. Разграничение ком петенций Совета министров иностранных дел и Совета Безопасности идет не по этой линии; такое представление Совета мини- тедьство, отрицает, что Об’единенные ции являются орган(ж, к которому нхроды должны обращаться за помощью в поддер жании международного мира и безопасно сти. Это заявление нельзя принять всерьез потому, что нельзя же игнорировать такие факты, как то, что Советское правительст во предлагает передать берлинский вопрос на рассмотрение Совета министров иност ранных дел, который, как известно, и был создан в качестве инструмента для мирно го урегулирования вообще с бывшими вра жескими странами и в том числе с Герма нией. Л еще раз должен нашишнть ввиду странной забывчивости в этом отношении моих оппонентов, что мы имеем ряд меж дународных соглашений, которые были заключены в Лондоне. Я имею в виду со гласованные решения Европейской консуль тативной комиссии в 1945 году, соглаше ния, принятые в Ялте и Потсдаме, те исто рические решения, которые определили основные экономические и политические принципы, установленные великими дер жавами в отношении Германии на весь пе риод, следующий за ее безоговорочной ка питуляцией, а также ряд соглашений, за ключенных в Берлинемежду 4-мя держава ми пог.поводу оккупации зод Германии. Все эти международные соглашения с пол стров иностранных дел было бы грубым извращенней самого существа, самой при роды Совета министров, как определенного инструмента международного сотрудниче ства. Разграничение должно итти по совер шенно другой линии. И вот это обстоятельство и нашло свое отражение, в частности, в статье 107 ус-* тава организации Об’единенных наций. Я должен сказать также, что ве только Совет министров иностранных дел, но так же созданный для Германии четырех<сторон-> ний контрольный механизм, является так же инструментом для обеспечения мира и безопасности. В Декларации в поражении Германии и взятии на себя 4-мя оккупи рующими державами ответственности за управление Германией, подписанной в ню не 1945 года, прямо указывается на то, что при осуществлении верховной власти в отношении Германии, принятой на себя правительствами СССР, Великобритании, США и Франции, 4 союзные правитель ства будут принимать такие меры, какие они сочтут необходимыми для будущего мира и безопасности, включая полное разо ружение и демилитаризацию Германии, являющиеся, надо сказать, наиболее важ ными для того, чтобы обеспечить предотвра щение в будущем возможности германской агрессии. Разве отого недостаточно для t w o , чтобы иметь право утверждать, как это делает советская делегация, что Совет Министров иностранных дел является также инстру ментом мира и безопасности, и противо поставление его в этом смысле Совету Бе зопасности было бы ни на чем не осиова- , было бы грубым извращением действи тельного положения вещей и природы тех правовых основ, которые определяют при роду Совета министров иностранных дел, как это записано в международных согла шениях великих держав, решениях Ялтин ской и Потсдамской конференций н других решениях, касающихся Германии, приня тых на 4-х сторонней основе. Ж вот после этого нам здесь осмеливают ся говорить, что Советский Союз, якобы, отказывается от механизма мирного урегу лирования. Из сказанного должно быть ясно, что, по крайней мере, поскольку речь идет о Германии, для обеспечения будуще го мира и безопасности четырьмя великими державами былж созданы специальные 4-х сторонние органы (Контрольный Совет и Совет министров иностранных дел). Смысл статьи устава ООН в том именно и состоит, что вопросы послевоенного мирного урегу-* лирзвания с Германией и вопросы управ ления Германией входят в компетенцию вышеуказанных 4-х сторонних органов — Контрольного Совета и Совета министров иностранных дел. Кто разрушил эти органы, кто подорвал почву нормальной деятельности этих орга нов и кто, может быть, теперь собирается добить их окончательно, те и должны нес ти ответственность за то, что они отказы ваются, не считаясь с принятыми на себя международными обязательствами, исполь зовать эти органы, как инструмент мира и безопасности для Гсрмодии. (Онончание см. на 4/стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz