На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
п а е г т п г т т * л я ? ь я в mrrnto* 1В48 fci fft 238 (3234 ). НА СНИМКЕ: стдрдавм грушш мзшишсгтов ствраяша 1 статьи Ф. Молев про водит aaawrm по мвгериждюай часта с о о д т о в ш и а с т ерш а т матросами Лит виновым и Вшщнкоаым* ______________________ _______________________ Фото М. Бугакова. Любовь №порученному делу Старший матрос Одеядов является од- | ним из лучших специалистов подразделе ния. Все годы своей службы он работает !на машине шофером. Его машина всегда I в готовности, в чистоте, технически испрзв- I па. Вечером матрос тщательно проверяет и готовит машину к следующим рейсам. Зз четыре года работы на машине у Оденцовз еще не было случая, чтобы его машина отказала в действии. За хорошую работу командование об’явило ему ряд благодарностей. Матрос Оденцов — отлич ник боевой и политической подготовки. Все молодые шоферы берут с него пример. По есть и другие шоферы, которые не пользуются авторитетом. Их машины часто стоят в ремонте из-за халатного обраще ния. К таким «специалистам» относится матрос Скачев. Матрос П. МИРОНОВ. Р Е Ш А Ю Щ Е Е У СЛ О В И Е Боевые качества матросов, умение в со вершенстве владеть оружием я боевой тех никой не приходят сами собой. Они приоб ретаются в результате долгой и упорной учебы, в преодолении многих трудностей. Решающую роль в этом деле играют дис циплина и сознательность. Недисциплини рованный, несознательный матрос Не может овладеть как следует оружием, техникой. Высокая воинская дисциплина, сознатель ность — решающие условия боевой выуч ки личного состава. Большая ответственность' 8 а обучение матросов возложена яа старшин, которые кропотливой работой, своим примером, тре бовательностью воспитывают подчиненных полноценными специалистами, развевают у них любовь к своей социалистической Родаинв, в флоту. От зоркого глаза старшины ив должны ускользнув ни один проступок, ни одно нарушение, совершенное матросом. Однако старшине следует помнить, что требова тельность при неумелой воспитательной ра боте не делает матроса сознательным. Этот стиль работы старшинского состава недо пустим, с ним надо вести борьбу. При неправильном подходе к подхжнен- лым некоторые пз них становятся «систе матическими» нарушителями дисциплины. Старшины и ! йакззывают, не вникая в характер проступка, по *каким причинам оп совершен. В подобных случаях нулшо использовать различные методы Воспита ния. Прй правильной работе старшины с .матросами «нерадивые» люди зачастую становятся отличникам* боевой ш полити ческой подготовки. В 1947 году нз корабль прибыл Mafpoc Магдалов и был назначен в отделение стар шины Гузнна. С первых дней Мащалов по казал себя с отрицательной стороны: был лгнив, нарушал распорядок дня, халатно относился к занятиям по специальности. Проходя однажды по кубрику, старшина Гузин заметил, что матрос Магдалов— дне вальный — читзет книгу. Гузин сделал Магдалову замечание, об’яснил ему устав ные положения о несении обязанностей дневального по кубрику. Гузин также пре дупредил его, это при повторении проступкз матрос будет наказан. Прошло несколько дней. Магдалов вновь заступил дневальным по кубрику. Па этот ЦЕННЫЙ ОПЫТ СТАРШИНЫ ШИНА ПО ВОСПИТАНИЮ ПОДЧИНЕННЫХ • раз он «укрылся» в угол кубрика и читал книгу. Старшина Гузин в этот день стоял дежурным по подразделению. Когда он во шел в кубрик, Магдалов убрал книгу и создал видимость, что производит приборку. Этот «маневр» не ускользнул от Гузипа. На вопрос Гузнна, чем занимается дневальный, Магдалов ответил: «Произвожу приборку». Гузин уличил матроса в нечестности и снял с дневальства, а затем строго наказал Маг- далова за обман и халатное несение обязан ностей дневального. Проступок Матяалова был разобран. Ему было указано. После этого старши на усилил контроль за учебой и поведением Магдалова. На работу в заведование стал посылать его с отличниками боевой и поли тической подготовки коммунистами старши ми матросами Булаевым и Черменец, кото рым поручал следить, чтобы Магдалов в ра бочее время не занимался посторонними делами. Вначале матрос Магдалов недружелюбно относился к отличникам, которые мешали ему «отдохнуть» в рабочее время, смотрел на них «косо». Во время работы Магдалов раскрыл свою «дуягу» старшему матросу Черменец. Оказалось, что Магдалов, запу ская заведование, «мстил» старшине за наказания, хотел, чтобы и старшина «по страдал», так как при обнаружении грязи на механизмах офпцер накажет в первую очередь старшину. Это заявление возмутило старшего матросз Черменец, и он постз- рался об’яснить МзгдаЛову неправильность его суждений и разубедить в неверных взглядах. Черменец рассказал Магдалову о своем детстве, что он рано лишился родителей, воспитывался и учился в детском доме, за тем до военной службы работал на заводе. Когда пришел на военную службу, то с первых дней начал честно относиться к по рученному делу, добросовестно учиться, как требовалз присяга. Магдалов узнал, что Черменец за свою елужбу не имел ни одно го взыскания, а имеет лишь одни поощре ния. Отличник учебы рассказал к о трудовых подвигах народа, которые он видел сам, будучи в отпуску. Закончи Черменец бе седу тем, что сказал Магдалову: «Совет ские люди привыкли ставить общенарод ные интересы превыше всего, они считают общегосударственное дело своим кровным делом. Советскому воину нельзя забывать это, и потому служить надо так, чтобы бьггь достойным сыном своего народа, оправды вать высокое доверие Родины». Черменец привел примеры, показывающие, как в результате плохого знания специальности, а также недисциплинированности отдель ных матросов в бою приходилось очень трудно. После беседы Магдзлов зздумался над своим поведением, стал заметно исправ ляться. С Черменец у них завязалась друж ба. За плохую дисциплину матрос Мэдалвв вызывался на комсомольское бюро, где ему указали на его недостатки. Секретарь ком сомольской организации старшина Романов предупредил его о том, что нарушение дис циплины не допустимо для комсомольца, который обязан во всем показывать образец и личный пример. (Большую помощь в учебе оказали Магда лову, кроме старшины Гузнна, старшие мзтросы Булаев, Черменец, Грузов — от личники боевой н политической подготов ки. Прошло полгода. Магдзлову зз достигну тые успехи в учебе и дисциплине было присвоено звание старший матрос. Если сейчас посмотреть строевую хз- рзктеристику стзршего мзтросз Мзгдаюва и сравнить ее с той, какая ему была дана в первые дни службы, то они будут прямо противоположны. В характеристике сказа но крзтко и выразительно: «...является отличником боевой и политической подго товки, инициативен, оказывает помощь от стающим, пользуется авторитетом среди личного составз». Тзк требовательность старшины, его умелый подход к людям явились решающим условием в обучении и воспитании подчи ненного, помогли ему стать пз прзвильпый путь, по которому должен итти каждый советский моряк. Инженер старший лейтенант М. ЧЕРНЕЦНИЙ. Вдумчиво и серьезно готовиться к проверке политзанятий До начала инспекторской проверки по литических занятий остались считзппые дни. Личный состав, политработники, пар тийные и комсомольские организации уси ленно готовятся к этому большому событию в жизни флота. В эти дни пз кораблях п в чзстяк проявляется мпого хорошей, пужной инициативы, направленной па улучшение качества политических занятий, на за крепление знзпий слушателей. Как на пример хорошей инициатив , сле дует указать нз использование радио и ки но. На некоторых кораблях радпогазеты поставлены на службу подготовки к ин спекторской проверке политзанятий. Через радиогазеты освещается ход подтопки , передаются отдельные небольшие статьп по темам политзанятий. iB одной авиационной части демонстри руют кинофильмы, помогающие слушате лям лучше понять и запомнить темы полит занятий. Здесь показываются такие кино фильмы, как «Разгром немцев под Москвой», о битве под Сталинградом, «Тре тий удар» и другие документальные и художественные кинокартины. Демонстри руется также кинохроника, посвященная выполнению послевоенной' сталинской пя тилетки. iB Н-ском подразделении для подготовки к инспекторской проверке используется лекторий выходного дня. Для матросов п старпгап читаются лекцпп по наиболее сложным темам, о которых говорилось в течение года на политических запятпях. (Вместе с тем, в подготовке к инспектор ской проверке политических занятий имеется еще очень много недостзтков, вскрытых на состоявшемся нз-днях сове- щзнни пропзгзндистов. Нз некоторых кораблях и особенно в подрззделениях тылз флотз подготовка сплошь п рядом подменяется шумнхой. Имеются фзкты, показывающие, что кое- где не поняли целей и задач предстоящей инспекторской проверки, пошли по непра вильному пути. Вот характерный пример. Па комсомоль ском собркши капитан Пегодов предло жил... организовзть социзлпстпческое со ревнование между группами полптзапятпй, между комсомольскими организациями под разделений, а тзкже между сампмп под разделениями па лучшее проведение про верки политических занятий. Такое пред ложение было принято комсомольским со бранием. На этом же собрзппп по предложению тов. Пегодова было принято грубо непра вильное решение— исключать пз комсомола тех, кто не понимает, как это запнеапо в решении, важпостп идеологической рабо ты, кто не понимает зпачеипя повышеппя своих знаний. Об этом узнали в политотделе. Но кзк же резгировзл политотдел нз ошпбочпое решение комсомольской организации? Ра ботники политотдела прпехзлп в эту чзсть и, увидев, что протокол еще но переписан начисто, посоветовали просто вычеркнуть эти пункты из протокола. Так, вместо того, чтобы собрмгь снова комсомольское собраппе и раз’яснить ком сомольцам их ошибку, работники полит отдела встали на путь зажима комсомоль ской внутрисоюзной демократии. Встречаются п другие нарушения дирек тивы Главного Политического Управления о подготовке к инспекторской проверке по литзанятий. В частп, где пропагандистом тов. Уль- ч е н к о , составили вопросы, которые будут задаваться слушателям во время инспектор ск о й п р о в е р к и , и роздали их не только ру ководителям политзанятий, но и сами слу шателям. Что получается « результате? Здесь прибегли к давно осужденному методу школярского подхода к политзанятиям, ж «натаскиванию» слушателей но шпаргал кам. И эт о е у - чуто того, чтобы использовать время, остзвшееся до пзчзлз инспекторской проверки, для серьезной работы по улучше нию качествз политзанятий и всей полити ческой подготовки личного состава. Серьезным недостатком является также затягивание проведения семинаров с инспектирующими. Еще во многих частях и соединениях такие семинары не проводятся. А ведь инспектирующим нужно самим хо рошо подготовиться, продумать весь мате риал, прежде чем онн пойдут в группы. Для такой подготовки нужно время. Следо вательно, нельзя затягивать проведение семинаров, нз которых инспектирующие получзт методические и другие укззания. Нужно сразу же предостеречь против неправильного проведения подобных семи- пзров. Нз семинарзх должны быть разо браны вопросы методики, а кое-где, как об этом говорили пропагандисты, соби раются ставить большие доклады о значе н и и инспекторской проверки, о роли и н с п е к т и р у ю щ и х и т . д. Об этом, конечно, пужпо говорить, но если па семинаре будет говориться только об этом, а вопросы мето д и к и останутся в тепл, то семинары не до стигнут своей цели. Инспекторская проверка политических занятий, подводящзя итоги политической подготовки личного состзва за год, являет с я кровным делом как политработников, тзк и командиров, всех офицеров. По не везде еще командиры уделяют подготовке к и н с п е к т о р с к о й проверке должное внима н и е . Об эт ом , в ч а с т н о с т и , на совещании пропзгзндистов говорил тов. Петранюк. Политические занятия, являющиеся ос новной формой политического воспитания солдат, матросов, сержантов и стзршнн, требуют к себе пристзльпого, повседневно го внимания со стороны командиров, полит работников, партийных и комсомольских организаций. Проверка политзанятий яв ляется в то же время проверкой их рзботы. Капитан 3. СОНОЛИНСКИЯ. ПОМЕЩЕНИЕ ОТЕПЛЕНО Нздо было отеплить и отремонтировать жилое помещение. За это дело взялся ком сомолец старший сержант Федоров. Он ра зобрал обшивку степ и вповь засыпал их сухими опилками, аккуратно заделав все щелн, в которые проникал холод. Внутри помещения Федоров отремонтировал печь. Теперь матросы и сержанты нашего под разделения живут в хорошо оборудованном п теплом помещении. За инициативу и отличную работу комсомольцу тов. Федоро ву об’явлено поощрение. Матрос Д. САЗОНОВ. Пять попаданий п щит Щит, по которому должны стрелять ар- ягллеристы нашего орудия, показался на мор# в тейпов время. Наводчик старший матрос Рябчиков быстро навел орудие. Но ■ерекрестие нитей трубы было очень сла бо заметно. Наводчик быстро включил ос вещение нитей, тогда лампочки стали осве- щзть пастолько сильно, чгго щит не было видно. Значит, стрелять нельзя. Рябчиков быстро доложил командиру орудия младшему сержанту Кобзйлову о неисправности регулятора освещения, з сам стал устрзнять ее. До стрельбы оставались считанные минуты, и медлить было нельзя. Знания своего делз и находчивость п ом о гл ^ ^ наводчику. Оп вывернул лампочку с патрс^И ном и обернул ее курительной бумагой. Эта* Рябчиков достиг ровного освещения. Нити и щит были хорошо видны. Боевой расчет тов. Кобайяовз четко и без суеты выполнил свои обяззнности. Снзряды из дали точно в цель. Пять попздзний в щит — таков ре зультат этой стрельбы. Командир части всему личному составу расчета об’явил благодарность. Старший матрос Р. ПЕТРОВ. Помощь делом В нашей части образцово служат комму нисты мичманы Козлов и Озерин. Личный пример, принципиальная требо вательность 'лежат в основе их воспита тельной работы. Мичман Козлов — о т л и ч ^ ^ пик боевой и политической подготовив дисциплинированный и исполнительный товарищ. Он секретарь парторганизации, настоящий вожак коммунистов н беспар тийных. По иницнзтиве тов. Козлова хорошо оргзниэовзнз подготовкз к предстоящей инспекторской проверке политзанятий, в которую вовлечены все коммунисты. Осо бенно зктивно и плодотворно проводятся эта рзботз с группой старшин сверхсроч ников. Коммунисты этой группы на парт- собрзнии заявили, что опи на инспектор ской проверке добьются отличных оценок. Главный старшина А. КРАВЦОВ. На проходивших стрельбах из личного оружия высокие результаты показали гг. Савин и Сиссзвин. Вместе они выби ли сто одно очко и заняли первое место. Рядовой И. Бывшее. * * ★ Нз-днях в нашем подразделении были проведены зачеты на классность ради стов по передаче на ключе. Первый класс получили младшие сержанты Якимов, Вологдин и старший матрос Трусков. Матрос И. Цветков. * * * Умело воспитывает своих подчнне®- ных гвардии сержант Легзгпов. Он при вивзет им любовь к воинским уставам и требует неуклонного выполнения их. За отличное воспитание солдат тов. Ле гато ву предоставлен внеочередной от пуск. Ефрейтор В. Колесников. * ★ * Технический состав, руководимый офицером тов. Анисимовым, закончил подготовку материальной части к зимней вкенлоатации. Особенно хорошо потруди лись коммунисты тг. Рабпн и Киселев, комсомольцы тт. Бубляев и Стрепетов. Сержант Л. Левшин. Он награжден грамотой Ц К ВЛКСМ Б майский день. 1944 годз в часть пз училища прибыл в качестве рядового воз душного стрелка младший сержант Давид Массарский. В то время на театре Север ного флота шли тяжелые боп. Вместе с другими воздушными стресгкамн; младший стрхгит приступил к боевой работе. Каждая боевая удача окрыляла его, но и при неудачах он становился еще на стойчивее, упорнее в достижении цели. Он изучал своп ошибки и все больше убеж дался, что без такого исследования своих мнибок нельзя совершенствовать свое бое- рое мастерство. Как воздушный стрелок, оп должен был постоянно помнить о реша ющем элементе своей выучки — в совер шенстве владеть оружием, быть осмотри тельным, чтобы первым заметить против ника и уничтожить его. Об этом комсомо л у Массзрскпй никогдз не забывзл. Однажды в осенний солнечный полдень группа «Ильюшиных» пошла нз штурмов ку вражеского аэродрома. В состав экипа жа этой группы входил и младший сер- г-г^нт Массарский. Прижимаясь к земле, осходя дороги и населенные пункты, са молеты приближались к цели. Советские самолеты были замечены немцами. Автоматчики и пулеметчики врзгз от крыли яростный огонь. Пулп дырявили плоскости и фюзеляж, но самолеты не сво- «пвали с боевого курса. Воздушный стрелок Массарский, поливая огнем нем цев, одновременно следил за воздухом. Б ’руг. неожиданна, со стороны солнца, сверху,-‘^Появились истребители противни ка. Массарский, передав о замеченных самолетзх командиру экипажа, одповре- меппо открыл по ним огонь. Огненные нити, тянувшиеся из кабины воздушного стрелка Массарского, обратили внимание остальных воздушных стрелков, которые тоже открыли огопь. Атака истребителей была отбита, а груп па «Плыошиных» выполнила боевое зада ние. В этом бою младший сержант Массар- скиГг был ранен, по и раненый он до самой посадки самолета на свой аэродром держал в руках пулемет, превозмогая боль, гото вый отразить воздушную атзку истреби телей. Через час Массарский лежал в ла зарете. К пему пришли друзья н поздрави ли младшего сержанта с успешным поле том. Массзрский скромно ответил: «Я только исполнил свой долг». Так зародилась боевая слава комсомоль ца белорусса Давида Массарского. За сравнительно короткий срок, в кото рый пришлось участвовать в Великой Отечественной войне младшему сержанту Массзрскому, оп, как советский патриот, комсомолец, уничтожил не одни десяток немцев и вывел из строя много звтомашип, самолетов и другой техники. Правительство высоко оценило заслуги воина перед Родиной. Его грудь украшают орден Отечественной войны >2 степепи и 3 медали. Правительственные паграды обязали Массарского в дни мпрпой учебы быть в рядах передовиков боевой и поли тической ПОДГОТОВКЕ. Ныне комсомолец Давид Массарский служит в гвардейской части старшим воз душным стрелком. Он гвардии сержант. Неоднокрзтные боевые вылеты в годы Оте чественной войны изучили Мзссарского многому. Он убедился, например, в том, как полезно воздушному стрелку (постоянно учиться, концентрировать свое внимание па главном, не упуская из виду и мелочи. Свой боевой опьгг гвардии сержант Мас сзрский умело использует в учебно-трепп- ровочных полетах. Готовясь к вылету, он зарзпее произ водит на земле все необходимые расчеты. Во время полета старается сосредоточить внимание па разыскивании наземных об’ектсв (цели) и в то же время следит за обстановкой в воздухе. Чтобы развить наблюдательность, m ip- дип сержант Массарский использует каж дый полет для своей тренировки в поиске различных целей и рашозшвзошн их с любых высот. Эти упражнения настолько укрепили его память и сделали наметан ным гл?з, что сейчас, во время учебно боевых полетов, он почти всегда безоши бочно определяет расстояние и тип само летов, находящихся в воздухе, а также наземных об’ектов. Бывалый воздушный стрелок охотно передает свой опыт молодым воинам. Так, паприлер, гвардии сержант Иевлев в на чале учебпого года не мог определить в воздухе ракурс самолета. Тогда комсомолец Массарский взял макет самолета п присту пил к занятиям со своим товарищем. На мзкете самолета гвардии сержант Иевлев быстро научился безошибочно определять ракурс самолета. В карточке взысканий п поощрений у комсомольца гвардии сержанта Массарско го имеется только за отлпчпую стрельбу по копусу пять благодарностей. Па до стигнутых успехах по специальной подго товке комсомолец Массарский не успокаи вается, а изо дня в депь стремится совер шенствовать свое боевое мастерство, чтобы не отстать от возросших требований к воздушпым воинам. Свою боевую подготовку гвардии сер жант Массарский сочетает с активной ра ботой в комсомольской организации. Оп словом и делом помогает товарищам, чтобы каждый комсомолец занял гплпгардпуго роль в боевой и политической подготовке. Так, по поручению бюро комсомольской организации Маосартыш проводил беседу с вновь прибывшими в подразделение авпациоппымп механиками. Молодых вои нов гвардии сержапт Массарский ознако мил с боевым путем частп, рассказал, ка кая ведется политпко-воепптательпая ра бота с личным составом в дни мирной уче бы. Комсомолец Массарский знал, что по- вички должны были сдать зачеты по ма териальной части, наставлениям техниче ской службы' и указаниям. Только после этого опи могли приступить к обслужива нию самолетов. Как-то гвардии сержапт Массарский разговорился с сержантом Ио сифовым о подготовке к этим зачетам. — Я готов сдавать хоть сейчас, — сказал Иосифов. — А не забыл ли чего? Ведь много временя игрошло, гоак из училища выехали. — Па «хорошо» или «посредственно» всегдз вытяну — с меня хватпт. — Не о том, чтобы «вытяпуть», идет речь; — возразил Массарский. — Ведь не оценка понадобятся, чтобы (подгото вить самолет к полету, а знания. Зпачпт, нужно .многое повторить, освежить в нашя- ти, чтобы уверенно выпустить самолет в воздух. И Массарский рассказал сержанту Ио сифову, что оп каждый день отводит ^опре деленное время для работы над учебника ми и конспектами, посещает классы, за помощью обращается к командпрзм. По инициативе комсомольца Массарско го в подразделении оборудовзна своя спор тивная площадкз. Это оп первый выходы с лопатой разравпивать бугры и корче вать пни, чтобы можно было поиграть в волейбол п другие игры. Активно выступая на комсомольских со браниях, оп резко критикует нарушителей пгипской дисциплины. Нз одном нз co- г.pi пип обсуждался проступок комсомольцз Маянкого. Выступая, Массарский поставил перед нарушителем вопрос принципиально: — Вы помните о военной присяге? — Дз, помню. — Почему же вы не выполняете ее? Маяцкпй пе ответил. Пзстулило молча нке. Мзссарскпй заговорил о моральном облике советского вопиа, о том, что совет ские воины должны быть честными, ис полнительными. Массарский указал, как воевал личный состав части в годы Вели кой Отечественной воины, как летчики, техники и авиационные специалисты вы полняют военную присягу в дни мирной учебы. — У нас в подразделении, так и во осей Советской Армии, — продолжал Массар- екпн, — такое правило: никогда не обма нывай товарища, всегда говори только правду, пусть давве эта правда 'будет не совсем приятной. Этого требует от вас при сяга. Собрапие осудило комсомольца Маяцко- го, н он резко изменил свое поведение. Сейчас инженер подразделения отзывается о пем только положителыно. Комсомолец гвардии сержант Массар- ский добиваете*, чтобы каждый комсомо лец был передовым воином, чтобы в под разделении изо дня в день росло число отличников боевой и политической подго товки. Он умеет влиять па массы молоде жи, он призывает товарищей образцово выполнять воинский долг перед Родиной и сам показывает пример в этом. Свою специальную подготовку н комсо мольскую работу Массарский проводит не в отрыве, а в тесной связи с политиче ской учебой. Он занпмался в пгколе пар тийного актива, изучал «Краткий курс истории ВКП(бЪ>, вел конспект, посещал консультации. В результате добросовест- пой учебы на зачетах оп показал твердые знания. Сейчас он посещает политзанятия и работает над собой самостоятельно. Характерно, что Массарский никогда не жалуется на недостаток времени. Он прочитал много произведений русских классиков и советских писателей. Чтение повышает его культуру, .расширяет его кругозор, помогзет более сознательно вы полнять воинский долг перед Родиной. Пз вопрос о его любимом герое он ответил: «Мой любимый герой — Василий Теркин нз произведения поэта А. Твзрдовского, Василия Теркннз я люблю зз веселый прав, смелость, выдержку, солдзтскуго снекалку, за преданность нашей Родине. Хочется подражать этому герою в несении воинской службы». Комсомолец гвардии сержант Давид Мас сарский награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКОМ. Эту высокую награду он г честью оправдывает. За безупречную службу, отличные по казатели в боевой и политической подго товке Массарский имеет 25 поощрений, в том числе внеочередной краткосрочный отпуск. Он сфотографирован у р^вернуто- го знамени части. ь Гвардии старшин лейтенант W. ШИРЯЕВ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz