На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я Ч октября 1343 гп Лг: 232 (32^.5)» IEE ИДЕЙНОЕ ОРУЖИЕ БОЛЬШЕВИЗМА Первого октября этого года паша партия п вгеь советский парод отмечают знамена­ тельную дату — десятилетие со дня выхо­ да в спет труда товарища Сталина — «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Выход в свет этой сталинской книги явился* событием мирового значения, круп­ нейшим событием в идейной жизни боль­ шевистской партии и всего советского па­ рода. За короткий срок кппга товарища Сталина получила широчайшее распростра­ нение пе только в Советском Союзе, ни и за рубежом. Все пароды Советского Союза пе­ ревели се с русского языка па свой родной язык. За истекшее десятилетие тираж «Краткого курса истории БКП(б)» в нашей стране превысил 34 миллиона экземпляров. Книга товарища Сталина переведена на многие языки народов мира и является мо­ гучим идейным оружием в революционной борьбе коммунистических партий и мил- лпопов передовых людей мира против ка­ питалистического рабства и реакциоппых сил империализма, против оппортунистов — предателей интересов трудящихся. В «Кратком курсе истории ЕГШ(б)», яв­ ляющемся подлинной энциклопедией ос­ новных знаний в области марксизма-лени- пизма, с исключительной четкостью и глу­ биной изложен гигантский исторический, политический, хозяйственный! и воеппый опыт нашей коммунистической партии, равпого которому не имела и не имеет пи одна партия в мире. «В «Кратком курсе истории ВКП(б)» показапо дальнейшее развитие марксизма в новых условиях классовой борьбы пролета­ риата, марксизма эпохи империализма л пролетарских резолюций, марксизма эпохи победы социализма па одной шестой части земли» («П. В. Сталин. Краткая биогра­ фия»). В этом гениальном произведепип товарища Сталина воплощено исключи­ тельное богатство идей творческого марк- спзма:лепппизма, вооружающих партийных и непартийных большевиков позпаписм законов общественного развитая, укрепля­ ющих веру нашего народа во всепобеж­ дающую силу великого учеппя Маркса— Энгельса*— Лепппа— Сталина. В разделе о диалектическом и историче­ ском материализме товарищ Сталин дал ге­ ниальное изложение основ диалектического п исторпческого материализма, обобщил ifflniT0» что создали в этой области Маркс, ческип И ттггорическтг*зппг]жвли. 1 -ч п® w - пове новейших даипых пауки и революци­ онной практики. «Краткий курс исторли ~ВКП(б)» яв­ л яй с я могучим оружием овладения боль­ шевизмом, изучения марксистско-ленип- ской теории, образцом пропаганды марх- спзма-ленпнизма. Ы ноября 19,38 года ЦК ВКП(б) вынес специальное постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса псторип ВКП(б)». В этом историческом постановлении говорилось: «ЦК ВКП(б) исходил из того, что без знания) теории марксизма-ленинизма, без овладения большевизмом, без преодоления своей теоретической отсталости, паши кад­ ры будут хромать на обе иогп, ибо задача правильного руководства всеми отраслями социалистического строительства требует овладения со стороны практиков основами марксистско-ленинской теории, требует умения руководствоваться теорией при разрешепип вопросов практической дея­ тельпостп». За истекшие десять лет со дня выхода в свет «Краткого курса истории ВЕП(б)» партийные организации, выполняя поста­ новление ЦК ВКП(б), провели огромпую работу по пропаганде истории и теории Гюлыпевпстской партии. Миллионы совет­ ских людей, изучая произведешь товарища Сталипа «Краткий курс исто­ рии ВКП(б)», неизмеримо расширили свой политический кругозор, повысили револю­ ционную бдительность, стали свободнее и глубже ориентироваться з международной обстановке п внутренней жизни нашей страны, паучплпсь еще лучше связывать свою практическую работу с общими зада­ чами, стоящими перед партией и страной. Выступая на пленуме ЦК и На К ВКИ(и) в октябре 192G года, товарищ Сталин го­ ворил, что из всех достояний, имеющихся у пашей партии, самым важным и цепным *о- стоянпем является ее идейное достояпие, ее идейный ,багаж, ее принципиальная ли­ ния, ее революционные перспективы. «Краткий курс псторип ВКП(б)» пока­ зывает, как партия большевиков, ее вели­ чайшие вожди Леппн и Сталин отстаивали п развивали идейное достояпие марксизма- ленинизма в борьбе против ее врагов, в стпческуго партию, за ее великих вождеи Леннпа и Сталина. Вместе со всем советским пародом на­ стойчиво и упорно изучают «Краткий курс истории ВКП(б)» армейские п флотские большевики, советская военная интелли­ генция, все советские воины. Для овладения основами маркспзма- леппипзма в Советских Вооруженных Сп- борьбе со всемн врагами партии и всех лах созданы олагоприятпые условия: орга трудящихся. История ВКП(б) — это марксизм-лепп- иизм в действии. «Краткий курс истории ВКЩб)» показывает, как партия Ленииа— Сталина в упорной борьбе против русского царизма и международного империализма, через огонь трех революций привела паро­ ды нашей страны к победе Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, открывшей новую эру во всемирной исто­ рии. «Краткий курс истории ВКП(б)» показы­ вает, как под руководством большевист­ ской партии претворялись в жизнь великие идеи Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Ленинско-сталинская теория о возможности построения социализма в од­ ной стране, воплощенная в жизнь, превра­ тила нашу страну из отсталой в передовую, из аграрной в мощную индустриальную со­ циалистическую держав.у. В борьбе за построение социалистиче­ ского общества в нашей стране больше­ вистской партии пршплось преодолевать ожесточенное сопротивление классового врага и его агентуры. Партия наголову разбила многочисленных врагов лениниз­ ма: троцкистов, зиновьевцев, бухарпнцев, националистов и других предателей рабо­ чего класса. В этой борьбе товарищ Сталин отстоял и всесторонне развил даль­ ше ленинизм. В результате проведения в жизнь ленин­ ско-сталинской политики индустриализа­ ции страны и коллективизации сельского хозяйства паша страна оказалась подго­ товленной к активной обороне, смогла раз­ громить в сражениях Великой Отечествен­ ной войны пгглеровскую Германию и им­ периалистическую Японию. На опыте истории большевистской пар­ тии советские люди убеждаются в несокру­ шимости советского многонационального социалистического государства. Торжест­ во политики партии /— это также торжест­ во советского общественного и государст- " /^т-туЛСТ большевиков преодолела "величайшие” труд- постп. Эти трудности она преодолела прежде всего потому, что в своей . герой­ ской борьбе руководствовалась учением Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, вела непримиримую борьбу с предателями дела рабочего класса, стремившимися столкнуть партию с правильного пути. Партпя большевиков воодушевила со­ ветский парод великими идеями маркспз- ма-лениннзма, вызвала невиданный в исто­ рии пафос строительства социализма, мас- вый героизм трудящихся в мприое п ос время. & трудные годы войны изучение сталин­ ских книг «Краткого курса истории ВКП(б)» и «О Великой Отечественной вой­ не Советского Союза» воодушевляло совет­ ских людей, воипов Вооружеплых Сил на смертельную борьбу с немецко-фашистски­ ми захватчиками, учило их болыпевизт- скому искусству побеждать врага, мужест­ ву л героизму. В условиях послевоенного развития па­ шей страны изучение «Краткого курса исторли ВКП(б)» идейно вооружает совет­ ский парод на борьбу за построение ком­ мунизма в нашей стране, па выполпеппе я перевыполнение послевоеплой сталинской пятилетки. Произведение товарища Сталина «Крат­ кий курс истории ВКП(б)» учит советских людей до конца выполнять- свой почетный долг патриота своей Родипы, активного строителя коммунизма, помогает правильно ориентироваться в сложной совремеппой обстановке, разоблачать врагов нашего го­ сударства, противостоять чуждым п враж­ дебным идеологическим влияниям. Изучая «Краткий курс истории ВКП(б)», каждый советский человек испытывает за­ конное чувство национальной советской гордости за свой народ, за нашу коммунн- пизована широкая сеть партийного просве­ щения: политшколы, кружки, шкаты пар­ тийного актива, вечерпне университеты; марксизма-ленинизма. В помощь полптпче- ' скому самообразованию советским воинам : систематически читаются лекции, доклады, ; к их услугам квалифицированные кадры иропагапдпетов, консультантов, библиотеки и клубы. «Краткий курс истории ВКП(б)» является ' пастельной книгой многочислеппых кадров | воеппых пропагапдистов, в том числе руко- ' водителей полптзапятнй. Изучая «Краткий курс истории ВКП(б)», армейские и флот­ ские болыпевпкн, многочисленные кадры советской военной интеллигенции черпают в этом гениальном произведении новые и новые духовные силы для великой созида­ тельной работы, для преодолепля трудно­ стей, учатся на историческом опыте вели­ кой партии Лепила—Сталипа побеждать как внутренних, так п внешних врагов на­ рода / Большевики Армии и Флота проявляют огромное стремление к овладению марксист- ско-ленппской теорией. Об этом свидетель­ ствует все возрастающее количество слу­ шателей дпвизлоппых партпйпых школ п вечерних университетов марксизма-лепп- ппзма. Тысячи nagpiiftTLix актпвпетов, изучив «Краткий курс псторип ВКЩб)» п другие произведения классиков марк­ сизма-ленинизма, подняли уровень своих политических знаний. Многие из них вы­ двинуты па руководящую работу. В ближайшее время начинается новый 'учебный год в сети партийного проевеще- ння, в системе политических занятий, п маркспстско-ленппской подготовке офице­ ров. Партийные организации заново соз­ дают широкую сеть политшкол для молодых коммунистов и комсомольского актива. Повсеместно организуются кружки по изу- чеппю биографий велпкпх создателей и вождей большевистской партии и навода В. И. Ленина и И. В. Сталина, кружки по изучению «Краткого курса истории ВКП(б) >. Коммунисты старпгинз 1 статьи Иван Козлов я стгршзота 1 статья Николай Дорофеев успешно окевчял* якал у &афтий- ног© актива Они систематически и настой ^н-во ттэодолжают повышать свой идейно-те еретический уровень. НА СНИМКЕ: старшины 1 статьи И. Козлов и И. Дорофеев за изучением истории ВКЛ{6). Фото М. Бугакоза, Больше внимания марксистско-лзнинской подготовке офицерского состава * Вожди пашей партии и Советского госу­ дарства Леппн и Сталин пеоднократпо ука­ зывали па огромное значепие марксистско- ленинской теории, па необходимость глубо­ кого изучения ее нашими партийными кадрами, советской интеллигенцией. Разрабатывая идеологические осповы марксистской пролетарской партии, В. Л. Ленин в своей зпаменнтой книге «Что де­ лать?» показал, что «без революционной теордп пе может быть и революционного движения», что «роль передового борца может выполнить только партпя, руководи­ мая передовой теорией». В ряде своих трудов, выступлений и, особенпо, в «Кратком курсе истории МИ (б)» — в этой эпциклопелпп оспов марксизма-ленинизма — товарищ Сталпп с исключительной глубиной продемонстриро­ вал неодолимую, всепобеждающую сплу марксистско-ленинской теорпп, показав. Тиййых 1ЛШ Я—ВЕчеринУ" пар- чги исторпя ВКП(б), история большевпз- марксизма-леннпизма, принимаются л ^ е т а т е '" к улучшеппю помощи самостоятельно изу­ чающим ленинизм. Перед каждым партийным и непартий­ ным большевиком раскрывается широкие возможности дальнейшего и более глубокого изучения и освоения величайшей сокро­ вищницы марксистско-ленинской мысли — произведения П. В. Сталина «Краткий курс псторип ВКН(б)»£ и других произведений основоположников маркспзма-леппппзма. Политоргапы, партийные и комсомоль­ ские организации накопили большой опыт по пропаганде марксистско-ленинской тео­ рии. Дело сейчас в том, чтебы, подводя нтогп истекшего учебного года п пачппая новый учебпый год, шпроко развернуть сеть партпйпого п комсомольского просве- щеппя, вовлечь массы партийных п не­ партийных большевиков, военной интелли­ генции в активную учебу по овладению маркспстско-лспипской теорией. Вся учеба должна быть проникнута ду­ хом большевистской партпйпости, органи­ чески связана с актуальными политиче­ скими задачами и практической работой, подчппеиа борьбе с буржуазпой идеологией и ппзкоиоклонством перед прогнившей культурой капитализма. Пзучсппе «Краткого курса лсторпп ВКИ(б)» и других произведений классиков марксизма-ленинизма идейно закаляет советских людей, подымает их па уровепь поппмапня всемирпо-псторпческих задач, решаемых велпкой большевистской парти­ ей, нашим правительством и советским па­ родом, вдохновляет п мобилизует па само­ отверженную борьбу за полную победу ком­ мунизма. Капитан 1 ранга Ф. ЧЕРНЫШЕВ. К то успевает в политической учебе- тот первый и в боевой подготовке Старший Матрос Белоусов — отллчппк боевой и политической подготовки. Стал он отличником благодаря упорной работе над собой. Политические знания способствуют от- личному несению службы. Тов. Белоусов всегда пмеет опрятный внешний вид, при­ мерно ведет себя как па корабле, так л па берегу. Говорят, что по внешнему е и д у боцмапа можно суднть о чистоте корабля. Глядя па внешний вид старшего матроса Белоусова, можно безошибочно сказать о хорошем со­ стоянии его заведыг.апия. Сз'ш знаппя т<^. Белоусов передает другим. Характере!? в этом отпошешш ирпмер со старшим матросом Дударовым. Дударов в политической подготовке являл­ ся отстающим. Тов. Белоусов стал помо­ гать ему. т>аз\яснял неясные вопросы. учпл вестп конспекты. В результате по­ мощи старший матрос Дударов па послед­ ней итоговой беседе по разделу получпл хорошую оценку. Таким же авторитетом пользуется си­ гнальщик корабля старшпй матрос Фокин. Он отлпчпик боевой и политической подготовки. Как и Белоусов, Фокпи добро­ совестно готовится к каждому занятпто, хорошо знает пройденпый материал, раз­ бирается в текущей политике, охотпо по­ могает отстающим товарищам. Как сигнальщик, он отлично зпаст свою специальность, в хорошем состоянии со­ держит материальную часть своего заве- дывапия. Надо прямо сказать, что матрос, который плохо учится па политзапятпях, отстает | и по боевой подготовке. Возьмем матроса Бопшю. Он самый отстающий в полти- ческой учебе потому, что безответствеппо относится к делу. Низкая политическая грамотность от­ ражается на его боевой подготовке. Рапсе тов. Богиня был артиллеристом, свою спе­ циальность знал слабо, за материальной частью ухаживал нлохо. Сейчас оп пере- ведеп в хозяйствеипое отделение п, песмот- ря на то, что по расписанию распнсап на это же орудие, пикогда пе пптерссуется состоянием п работой боевого поста. Неблагополучно у тов. Богнпл п с дисциплиной. Оп пмеет пемало дисципли­ нарных проступков, запятнал себя недо­ стойным неведением па берегу. Готовясь к осеипеЯ проверке политиче­ ских занятий, мы должны добиться, что­ бы подобных примеров у нас не было. Калитам Ф. МИХАЙЛСЗ. Т5ИСТСК0И (партии- дает «Еоамолгпость ориен­ тироваться в. обстановке, понять внутрен­ нюю связь окружающих событий, предви­ деть ход событий п распознать не только то, как и ссуда развиваются события в настоящем, по и то, -как и куда они дол­ жны развиваться в будущем» («Краткий курс псторип ВКП(б)», стр. 339). Указывая на практическое значепие для наших кадров изучения ими марксистско- ленинской теории, товарищ Сталии гово­ рил: «...Нужно признать, как аксиому, что чем выше .политический уровень и мл|рк- спстско-ленпиокая сознательность раоочпш- ков любой отрасли государственной и пар­ тийной работы, тем выше л плодотворнее сама работа, тем эффективнее результаты работы...» Особенно возросли (роль маркспстоко-ле­ п т е кои теории, значение идейио-полптл- ческого воспитания советского народа сей­ час, ткоща мы живем па рубеже повой ис- т»р]гчсс<кой эпохи перехода от социализма к •коммунизму. В этот период задачи пдей- жкгеорстпчеокого .вооружения напних кад­ ров, задачи коммунистического воспитания трудящихся на идеях марксизма-ленипиз- ма приобрели понстнпе решающее значе­ ние. В соответствии с этим возросло и значе­ ние щомшниол 1 гтического воспитания лчгч- пого состава Вооруженных Сил. л, в пер­ вую очередь, глух кого изучения основ маркснстоко-ленгасксй теории офицерами, являющимися руководящим составом -в на­ ших .Вооруженных Силах. Советская Армия всегда была и есть ар­ мией политически црамотных, культурных воинов. Решающим источником морального пре­ восходства Советской Армии лад бур­ жуазными является сощ рзлити ескнй строй, свидетельствующий о .коренном ма­ териальном и духовном прробразоваиш па­ шен Рсцппы. Моральные черты понеих воинов, порожденные советски* обществен­ ным и 'государственны i строем, сделали Советскую Армию иачобеднмой. Развивать и дальше высокие моралтлше качества иаш;гх воинов, поднимать их пдейпо-политпческий уровень — первосто- Подобная практика дает положительные пеш ая задача наших партийных организа- результаты. цин, Е с е г о офицерского состава. Вот почему предъявлены такие высокие требования к идейно-теоретической подго- Больнгую помощь офицерам в овладевай марксистеко-лiпинской теорией оказывает пропагандист части тов. Кричевскпй. Доб­ росовестно готовясь к каждому занятию, Кюке офвднрокого состава, к глубокому и м спгппару, оп проводит их на вы- систематическому изучению истории боль­ шевистской партии, п'роюведеиий Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Прошедший год характерен тем, что офи­ церы пашей части более серьезно относи ­ л и с ь к своему политическому образованию. Это пе замедлило сказаться ла качестве воспитания подчиненных, на результатах i тационно-тгропагагдпстскую работу на уро- — „л — Здесь соком уровне- Требовательный к слушате­ лям, он в то же время чутюо ирислушивает- ся к их пожеланиям п, как правило, всегда удовлетворяет их запросы. Офицер Кричевзкий заслуженно считает­ ся одном из серьезных и (грамотных пропа­ гандистов. Он сумел поднять в части аги- службы, па бсевой и политической подго­ товке. ^ Подразделение офицера Воробьева зани­ мает ведущее место по боевой и политиче­ ской подготовке. Это стало возможпо пото­ му, что тов. Воробьев исключительное вни­ мание уделяет своему политическому обра­ зованию. Оп глубоко изучает марксистеко- Примеру комапдпра следуют и его подчи­ ненные. Летчик Гребеножко имеет наилуч- тчую успеваемость по марксистско-ленин­ ской подготовке. Он отлпчпик боевой уче­ бы, добросовестно выполпяет все поручения партийной организации. Это же можно ска­ зать и об офицере тов. Бурякове. Глубокое и систематическое изучение оспов марксиз- ма-лепнппзма помогает ему в воспитании воинов. Он лучший руководитель политиче­ ских занятий. В числе передовых офицеров, настойчиво и добросовестно работающпх лад повышени­ ем своего идейпо-полптического уровня, ла­ до пазвать п тов. Токарева. Он внимательно нрослушал все лекции по псторип ВКП(5), что оказало ему зиачптелыгуго помощь в самостоятельном изучении произведений марксизма-ленинизма. Подавляющая часть офицерского состава серьезно работает над повышением своего пдейно-теоретического уровня. Многие, изу­ чив «Краткий курс истории ВКП(б)», при­ ступили к чтению произведений Ленина и Сталина, к изучению кратких биографии вождей, политической литературы. Это тг. Каверин, Хелимскин, Медведев, Муратов, Михеев и многие другие. Парторганизации значительно улучшили свою работу по руководству марксистско- ленинской. подготовкой офицерского соста­ ва*. Онп стали конкретно помогать офице­ ром и требовать от них изучения основ марксизма-лпппгнзма. Пример в этом офпошении показывает партийная оргашшцпя, где секретарем тов. Крюк. Секретарь часто беседует с /коммунис­ тами, спрашивает их, что они читают, йзк коненекпгруют, составляют ли план само­ стоятельной работы, »какие их тпгттпесутот лекции л т. д. И ес.тп тов- Крюк обнаружит, что коммунист, с которым он беседует, от- лыпивает от занятий, ссылаясь па перегру­ женность (нхтюблгнпая формултгровка каж­ дого, кто беззаботно относится к повышению своего политического уровня), оп вызывает °го па заседапие партийного бюро, где ком­ мунист получает серьезное предуиврежденпе. вепь треоованпи сегодняшнего дня^ для издающих марксистско-ленинскую теорию созданы благоприятные условия: регулярно читаются лекции, есть альбом теоретическ 1 гх статей из газет и журналов, подобран наглядныйв материал, вывешен указатель тем и литературы по истерии партии и т. д. Однако, нл.тшду со значителытьгми успе- ° I ДОСТПГ If} i LIMIT ПО ili'ipiiCli’iI»uny*JCrtoa* окой аюдтотог 1 ке офинерс'кого состава, у нас i еще немало и недостатков- К сожалению, есть еще и такие офтщеры, которые толь­ ко от случая .к случаю берут в руки «Крат­ кий rcyipe истории ВКП(б)» или другую по­ литическую книгу. Пе чем иным, как несерьезным, а подчзо п безответственным стпошеппем к учебе можно об ясппть низкую посещаемость за­ мятий офицеров в подразделеппи, где слу- ч.ит тов. Плотко. Пе сл^айпо здесь есть такие офицеры, как тов. Мельпиков, кото­ рый политически отстал. Оп не смог, ра- нрпмер, члепораздельпо охарактеризовать осповную экопом 1 Гческую задачу повой сталинской пятилетки. Какой же, с позво­ ления сказать, оп воспитатель подчинен­ ных? Серьезпым педостатком следует при­ знать п то, что здесь крайне плохо органи­ зовала самостоятельная учеба офицеров. Практика показата, что тот офпцер, ко­ торый беззаботно относится к повышению своего щейно-политичеокого уровня, как провило, пе в полной степени справляется со своими служебными обязанностями. Говоря о марксистско-ленинской подоо- товке офицерского состава, иельзя обойтн молчанием работу лекторской группы По­ литуправления нашего флота. Работает она пока неудовлетворительно. Это видно хотя бы из того, что в нашей части, находящей­ ся почти лед боком у лекторской з~рупаы, ею было прочитано за весь 1948 год лишь... 2 лекции. Следует сказать и о работе Дома офнпо- i I ров, где начальником тов. Мельников- Дом ' офицеров может сделать значительно боль­ ше для оказания практической помощи офицерам в маркспстско-ленпиской учебе. Пужпо чащо организовывать выступления высококва.тифшшрованиых пропагандис­ тов, лекторов. В Доме офицеров необходимо организовать постоянную консультацию но и"тории ВКП(б) и по другим вопросам маткеистско-лепииской учебы- Пеустанпо и пастошгиво овладевать марк­ систско-ленинской теорией — такова важ­ нейшая обязанность 'каждого офицера. Подполковник В. БЫСТРОВ. П о ч е м у о п и р т с т а ю т Регулярно и па высоком пдейпом уровпе проходят у пас тиитппформацнп. За пос­ леднее время были прочитаны политин­ формации на темы: «Советский -Военно- Морской Флот», «По Советской стране», «Свято выполнять присягу», «Междуна­ родное положение», «О честности и правди­ вости советского воина» п другие. Большинство ?[лтро*'оз н старпгап пра­ вильно понимают зпачепне полптппферяа- кии и глшм.,re.Tiiio относятся к ним. По, к сожалеппго, есть и такие, которые пе понимают пх зпаченпс и стараются под всяким предлогом отсутствовать. Взять, к примеру, старпшпу 2 статьи Арестова. Оп очень редко бывает на политинформациях, и когда дается сигнал: «Собраться па по- литтлгформацпго», Арестов старается увиль­ нуть от нее. Кроме того, Арестов редко бы­ вает п па политзанятиях. В результате Арестов слабо разбирается в политических вопросах и в мслсдупарод- иоп обстановке. Невппматсльпо сл^тпают политинформа­ ции матросы Морев и Галанечсв. Во время политинформаций опп занимаются разгово­ рами и постороиппми делами, отвлекая тем самым своих тозарпщей. Между тем Морев и -Галанечев отстают в по.тптическоп под­ готовке, тяпутся в хвосте. Почему же стар- шппа отделе 1 шя пе интересуется, кто при­ сутствует па полптппформацпл, л как ма­ тросы п старшины слушают руководителя? Старинна 2 статьи В. ЧЕЛРЛССЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz