На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

N Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 октября 1948 г., № 235 (3231). ЗАЯВЛЕНИЕ МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО / БЕРЛИН, 2 октября. (ТАСС). Коррес­ пондент Всеобщего немецкого телеграфного агентства в Берлине (АДН), а также кор­ респонденты газет «Берлинер цейтунг», «Трибюне» и «Нейес Дейчланд» обратились к Главноначальствующе.чу советской воен­ ной администрации и Главнокомандующему группой советских оккупационных войск в Гермапни Маршалу Советского Союза Соколовскому с вопросами о положении в Берлине в связи с переговорами четырех держав в Москве и Берлине. Маршал Соколовский дал на эти вопро­ сы следующие ответы: 1) Вопрос. Почему американские и бри­ танские власти осложнили в настоящее время разрешение берлинского вопроса? Ответ. У нас складывается впечатление, что западные державы не ищут решения берлинского вопроса, они продолжают в этом вопросе :свою агрессивную политику, преследующую цели, которые не имеют ни­ чего общего с урегулированием положения в Берлине. Осложняя разрешение берлин­ ского вопроса, западные державы прежде всего пытаются отвлечь внимание общест­ венности от проводимого ими раскола Гер­ мании и создания Западпо-Гермапского го­ сударства. Уже создан раскольнический «Парламентский совет» для Западной Гер­ мании и спешяо готовится западно-герман- ская конституция и так называемый ок­ купационный статут для западных зон, ко­ торый должен служить суррогатом мирного договора для Германии. Осложнение берлинского вопроса исполь­ зуется и для того, чтобы взнуздать реак­ ционные силы внутри и вне Германии и опереться на них при проведепии «плана Маршалла». Поддерживая неуверенность и беспокой­ ство, западные державы используют бер­ линский вопрос для того, чтобы прикрыть сколачивание агрессивного западного во­ енного блока, направленного против ^Совет­ ского Союза и стран народной демократии, и отвлечь внимание народов мира от во­ просов вторжения. Если бы три западные державы искали решения берлинского вопроса, лойяльно учитывающего интересы всех четырех стран, то переговоры давно бы уже приве­ ли к положительному результату. Однако они не стремятся к лойяльному решению, они желают использовать Берлин в каче­ стве «передовой позиции» для борьбы про­ тив демократии и социализма, о чем прямо говорил Бевин в последней речи в палате общин. Фактически Берлин уже исполь­ зуется западными державами в качестве базы для разложения экономической и по­ литической жизни советской зоны посред­ ством дезорганизации валюты и других агрессивных действий, нарушающих Пот­ сдамское соглашение. . 2) Вопрос. Каковы, по Вашему мнению, причины так называемого «берлинского кризиса»? Ответ. Наиболее глубокие причины это­ го кризиса лежат в политике раскола Гер­ мании, которая проводится западными дер­ жавами. Не будь у западных держав поли­ тики раскола Германии, не мог бы возник­ нуть ни берлинский, ни какой-либо другой «кризис» в германских делах. Лондонское совещание трех держав приняло в марте этого года решение о завершении раскола Германии и о создании Западно-Германско- го государства. Тогда советское командова­ ние потребовало в Контрольном Совете 20 •марта информацию о секретных решениях Лондонского совещания трех держав по германскому вопросу, на что три западных командующих отказались дать такую ин­ формацию Контрольному Совету. Они не дали также никаких заверений о том, что сепаратные решения Лондонской конферен­ ция не противоречат Потсдамским согла­ шениям и принципам четырехстороннего уп­ равления Германией. Эти сепаратные решения трех держав по коренным вопросам судеб Германии взор­ вали Контрольный Совет и четырехсторон­ нее управление Германии и, следователь­ но, нанесли уничтожающий удар по четы­ рехстороннему управлению Берлином, тем иолее, что западные оккупационные вла­ сти пытались включить западные секторы города в создаваемое ими Западно-Герман­ ское государство. Непосредственной причиной возникно­ вения так называемого «берлинского кри­ зиса» явилась проведенная 18 июня 1948 года американскими, британскими и фран­ цузскими оккупационными властями се­ паратная денежная реформа в Западной Германии, через несколько дней распрост­ раненная и на западные секторы Берлпна. Требования советской стороны об осуще­ ствлении общегерманской денежной рефор­ мы и уже достигнутые в Контрольном Сове­ те соглашения по основным принципам та­ кой общегерманской реформы были игнори­ рованы западными оккупационными дер­ жавами, пошедшими на сепаратную денеж- лую реформу в Западной Германии. Это бы­ ло наиболее крупным шагом западных ок­ купационных властей по пути завершения раскола Германии. Вместо единой герман­ ской валюты в Германии стали обращать­ ся две валюты. Вместо единых цен — двой­ ные цены. Разрушились предпосылки для свободного передвижения между зонами ок­ купации Германии населения и товаров. Межзональная торговля превратилась по существу в торговлю между разными го­ сударствами. Фактически она замерла. Делу экономического восстановления Германии был нанесен неотразимый ущерб. Советские оккупационные власти были вынуждены ввести ограничительные мероприятия на коммуникациях с западными зонами, что­ бы защитить экономику советской зоны и Берлипа от наплыва обесцененных в Запад­ ной Германии старых денежных знаков. Но, не довольствуясь указанными сепа­ ратными действиями в Западной Германии, западные оккупационные власти ввели за­ падную марку со штампом «Б» также н в своих секторах в Берлине, хотя ясно, что Факт пребывания американских, британ­ ских и французских властей в Берлине не дает им права дезорганизовать депежпое обращение в Берлине и в советской зоне оккупации Германии введением в обраще­ ние в Берлине второй валюты с запада. По­ пытки дезорганизации хозяйственной жиз­ ни с помощью марки «Б» не могли пе вынудить советские власти к продлению действия защитных ограничительных ме­ роприятий на коммуникациях Берлина с западными зонами. На совещании 22 июня даже западные финансовые эксперты заявили, что опи «проявляют полное понимание в отноше­ нии аргументации советских оккупацион­ ных властей о невозможности введения в обращение в Берлине иных денег, чем в советской соне, так как Берлин находится в центре этой зоны и связан с ней всякого рода экономическими связями». Решительно протестовала против введе- пня второй валюты в Берлине также демо- ' кратпческая- общественность Берлина и со­ ветской зоны, в связи с чем имели место массовые митинги и демонстрации трудя­ щихся, пачипая с июня и кончая послед­ ними днями. На пагубные последствия введения вто­ рой валюты в Берлине указывала также английская и французская пресса. Так, либеральная английская газета «Манче­ стер гардиан» 24 июня предостерегающе указывала: «Мы должны тщательно обду­ мать, не осложняем ли мы сами свое пре­ бывание в Берлине введением второй ва­ люты, затрудняя жизнь немцев, вместо того, чтобы предоставить русским контроль над валютой. :Мы должны признать, что для немцев было бы самым лучшим то, что пытались сделать русские, а именно, уста­ новить единую валюту для всего Берлина». Об агрессивпом характере политики за­ падных оккупационных властей в Берлнпе свидетельствуют и практические действия западных властей, которые они предприня­ ли для подрыва и дескрпдптацпи валюты советской зоны оккупации Германии после введения в Берлине марки «Б». В западпых секторах Берлина была сра­ зу организована в большом масштабе ;спе- куляция валютой советской зоны па черном рынке, причем искусственно под­ держивалось соотношение курса двух ва­ лют, невыгодпое для валюты советской зопы. С этой же целью подрыва валюты совет­ ской зоны на спекулятивный черный ры­ нок в западных секторах Берлина амери­ канцами были выброшены, для продажи «только за марку «Б» сигареты, кофе, шо­ колад и другие американские товары. Сле­ дуя по этому пути, 5 августа западные ок­ купационные власти в Берлине создали в западпых секторах так называемые «ме­ няльные конторы» для открытой спекуля­ ции валютой советской зоны. Спекулятивный курс в этих меняльных конторах произвольно устанавливается вла­ дельцамп контор совместно с представите­ лями западных оккупационных властей» в зависимости от «политических соображе­ ний». Этот факт был вынужден подтвердить начальник финапсового отдела берлинского магистрата городской советник д-р Хаас. Доходы от спекуляции валютой советской зоны в Берлине западные оккупационные власти употребляют для оплаты за счет со­ ветской зопы, оккупационных и других расходов западных властей в Берлине. Западные власти в Берлине приняли н другие меры к расстройству депежного об­ ращения и к созданию валютного хаоса в Берлине, что пе может не отражаться на положении в советской зоне. 10 августа 1948 года американские, британские и французские власти в Бер­ лине издали распоряжение, запрещающее всем учреждепиям и лицам в западных сек­ торах города переводить деньги со своих счетов на счета в советском секторе, а так­ же припимать на советский сектор анало­ гичные переводы. . Этим распоряжением западные оккупа­ ционные власти фактически ликвидировали свободное депежпое обращение внутри Бер­ лпна и привели к расстройству деятель­ ность берлинских кредитных учреждений. Кроме того, западные оккупационные власти отдали берлинскому магистрату приказ об отдельном взимании в западных секторах палогов, что ликвидировало един­ ство городского бюджета. В июле и августе этого года в запад­ ных секторах города оккупационными вла­ стями были изданы распоряжения, запре­ щающие торговым и промышленным фир­ мам западных секторов поддерживать ка- кпе-либо производственные или коммерче­ ские связи с фирмами советского сектора и советской зопы оккупации, что нанесло удар по берлипской экономике в целом и прежде всего по промышленности западных секторов. Оккупационные власти принуж­ дали немецкие фирмы западпых секторов расторгать торговые сделки с фирмами со­ ветского сектора даже в том случае, если эти последние предоставляли предприятиям западпых секторов недостающие уголь и сырье. Все эти факты свидетельствуют о том, что, вводя вторую валюту в Берлине, запад­ ные оккупационные власти имели целью по­ дорвать валюту, дезорганизовать экономику советской зоны, с чем советские оккупа­ ционные власти согласиться ни в коем слу­ чае пе могли. 3). Вопрос. Как Вы относитесь к вопро­ су о так называемой «блокаде» Берлина? Можпо ли считать обоснованными требова­ ния западных властей о предварительном снятии так называемой «блокады» Бер­ лина, как предпосылки для переговоров по берлинскому вопросу? Ответ. Никакой блокады Берлина не бы­ ло и нет. Если бы блокада имела место, то бер.типское населенке было бы лишено воз­ можности 'получать снабжение продоволь­ ствием, топливом и др. предметами необ­ ходимости. Но фактически все население Берлипа имеет полную возможность полу­ чать все причитающееся ему спабжепие, в том числе и уголь на зиму из советского сектора Берлпна. Только противодействие послушного западным оккупационным вла­ стям берлинского магистрата лишает бер­ линское население возможности получать это снабжепие непосредствеппо в магазинах в западпых секторах Берлина. Дорогостоящие перевозки в Берлин про­ довольствия и угля самолетами из запад­ ных зон по так называемому «воздушному мосту» являются поэтому ненужной и чи­ сто пропагандистской мерой, возлагающей па Германию только излишнее бремя расхо­ дов. Правда, «воздушный мост» используется также для вывоза ценностей из Берлина в западные зоны, но это не может оправдать существования «воздушного моста». Однако даже при теперешпем положении, когда су­ ществует так называемый o'воздушный мост» между Берлином и западными зопа- мп, Берлнп фактически снабжается в ос­ новном за счет советской зоны. По далеко пе полным данным, из советской зопы ежедневно поступает в западные секторы города различными путями до 900 тонн продуктов, пе считая угля, текстильных и др. товаров. Я хотел бы решительно опро­ вергнуть лживое заявление, имевшее место недавно в палате общпн в Лондоне, о том, будто советские оккупационные власти рас­ считывали на голод среди берлинского насе­ ления при/ введении ограничительных ме­ роприятий на коммуникациях между Бер­ лином и западными зонами оккупации 18 июня с. г. К середине июня западные секторы Берлина имели большие запасы продовольствия, причем па складах в за­ падных секторах Берлина находится боль­ шое количество зерна советской военной администрации. Тем не менее Советское правительство по представлению советской военной администрации в Германии еще в начале июля вынесло решение полностью принять па себя снабжение всего берлин­ ского населения. Из Советского Союза было доставлено 1 0 0 тысяч тонн зерна, а затем и 1 0 , 8 тыс. тонн жиров, что покрывало ближайшие потребности как немецкого населения Бер­ лпна, так и дефицит по жирам, возникший в советской зоне оккупации. Разве не ясно, ввиду сказанного, что разговор о «голодной блокаде» Берлина яв­ ляется заведомой клеветой и провокацион­ ным измышлением. Что же касается снаб­ жения западных секторов Берлпна углем, электричеством и газом, то решение этого вопроса зависит исключительно от устра­ нения препятствий, чинимых западными оккупационными властями торговым сдел­ кам между промышленностью западных секторов Берлина и промышленностью со­ ветской зоны, которая может предоставить западным секторам города необходимое топ­ ливо и сырье. Так обстоит дело с фальшивой легендой о так называемой «блокаде Берлина». Что же касается требования западпых держав о том, чтобы до возобновления пе­ реговоров по берлинскому вопросу были сняты ограничительные мероприятия па коммуникациях между Берлином и запад­ ными зонами оккупации, то это требование представляет собой яркое свидетельство от­ хода западных держав от достигнутого в Москве четырехстороннего соглашения об одновременном снятии ограничительных мероприятий на коммуникациях и нз’ятии из обращения в Берлине второй валюты, то-есть марки «Б». 4). Вопрос. Можете ли Вы сообщить, что- либо относительно хода берлинских перего­ воров четырех главнокомандующих? Ответ. Переговоры четырех главно­ командующих в Берлине начались 31 ав­ густа и были прерваны 7 сентября по па- стоянию американского главнокомандую­ щего генерала Клея. Вначале были созда- пы комиссии экспертов по коммуникациям, фипапсам и торговле. На первых заседа­ ниях западные эксперты пе представляли никаких конкретных предложений, что вы­ зывало известную задержку в работе глав­ нокомандующих. Ввиду э т о г о , а также вви­ ду большого количества технических во­ просов комиссии экспертов к 7 сентября успели обсудить только часть поручепных им вопросов. Главнокомандующим потребо­ валось бы.еще, по крайпей мере, три или четыре дня для того, чтобы закончить рас­ смотрение всех оставшихся несогласован­ ными вопросов по торговле п финансам и представить правительствам совместный доклад главнокомандующих с указанием как согласованных, так и несогласованных ; вопросов, па чем и настаивало советское | командование. Однако три западпых главпо- ! командующих не пожелали представить та- ! коп согласованный доклад. ; Американский главнокомандующий па- р т о я л на перерыве переговоров, что нове­ ло впоследствии к их срыву. 5). Вопрос. Какова была позиция совет­ ского главнокомандующего во время пере­ говоров главнокомандующих в Берлине но вопросу о снятии ограничений па комму­ никациях между Берлином и западными зонами? Ответ. Советский главнокомандующий в ходе переговоров в Берлине стремился к тому, чтобы найти в соответствии с дирек­ тивой четырех правительств удовлетвори­ тельную основу для восстановления нор­ мального сообщения между Берлином и за­ падными зонами. 7 септября 1948 года советское комап- дование внесло следующие предложения: 1) .Все ограничения как по железнодо­ рожному транспорту, так и по автомобиль­ ному транспорту, наложенные с 30 марта 1948 г., отменяются. 2) Перевозки грузов и пассажиров между Берлином н западпыми зонами оккупации Германии производятся по железнодорожной линии Гельмштедт — Берлин и по авто­ страде Гельмштедт — Берлин. 3) На линии Гельмштедт — Берлин устанавливается суточный л и м и т в 16 nip поездов, из них три воинских. 4) Перевозки пассажиров военнослужа­ щих, членов их семей и гражданских слу­ жащих оккупационных войск, поддаппых той страны, которой принадлежат эти ок­ купационные войска, производятся в воин­ ских поездах и в автомобилях по авто­ страде по удостоверениям личности, кото­ рые имеются на руках у этих военнослужа­ щих, членов их семей и гражданского пер­ сонала этих оккупационных войск. Пемец- кий персонал, который паходится на служ­ бе у оккупационных властей, передвитает- ся между зонами в нормальных пассажир­ ских поездах. Он не может пользоваться воинскими поездами союзных оккупацион­ ных властей. Перевозка военных грузов ок­ купационных сил производится в воинских поездах, причем право на провоз этих гру­ зов дает накладная, пред’являемая на кон­ трольно-пропускном пункте начальником соответствующего воинского поезда. 5) Перевозимые по железной дороге Гельмштедт — Берлин продовольствие и уголь, поступающие на снабжение населе­ ния Берлина, проверяются па контрольно- пропускном пункте по предъявлению на­ кладной, а коммерческие грузы проверяют­ ся по пред'явленных лицензиям. 6 ) Для проверки воинских поездов бу­ дет учрежден двусторонний патруль на входных и выходных станциях, а в отно­ шении автотранспорта — также на авто­ страде в районе зональной границы и в районе Берлпна. 7) Чкггыре оккупационные власти издают распоряжения, запрещающие провоз валю­ ты, западных марок и восточных марок в поездах, в автомашинах и в самолетах. 8 ) Воздушное сообщение для нужд ок­ купационных войск западных держав с Берлином осуществляется на основе ре­ шения Контрольного Совета от 30 ноября 1945 года. , » 9) Для межзональной торговли и меж­ дународных сообщений используются все железнодорожные и водные пути как с j запада па восток, так и с востока на запад. Предложения советского комапдовапия по вопросам коммуникаций полностью вос­ станавливают нормальные условия для снабжения Берлина продовольствием, топ­ ливом и другими предметами. Пи по числу поездов, ни по перевозкам по шоссейным дорогам они пи в какой степени не ухуд­ шают того снабжения западных секторов Берлпна, которое было ранее установлено в органах Контрольного Совета. Больше того, для перевозок грузов в Берлин и из Берлина практически никогда не требова­ лось в прошлом 16 пар поездов в сутки, что предлагается советским командованием. Предложения советского командования об отмене ограничений на коммуникациях были признаны западными главнокомандую­ щими, как важные и значительно продви­ гающие вперед дело переговоров. Тем не менее главнокомандующие запад­ ных зон, очевидно, не были расположены вообще принимать советские предложения, хотя в них учитывались все основные по­ желания западпых оккупационных властей, и сосредотачивали свое виимание только па пункте 8 -м о воздушных сообщениях, ис­ пользовав его в качестве искусственного повода для отказа обсудить и принять со­ ветские предложения о коммуникациях Берлина с западными зонами. Они пытались снять с обсуждения во­ прос о воздушных сообщениях, будто бы оп находится целиком в их собственной ком­ петенции. Я должен заметить, что в отпошенип воздушных коридоров между Берлином и западными зонами еще ,30 ноября 19.45 г. состоялось решение Контрольного Совета, которое предусматривало, что воздушное сообщение Берлина с западными зонами должно осуществляться для нужд окку­ пационных войск западных держав, нахо­ дящихся в Берлине. Советское» командова­ ние в Берлине предложило лишь руковод­ ствоваться этим решением и не вносило в него каких-либо измепепнй. Нужно отметить, что западные главно­ командующие, получив советские предло­ жения по вопросу о коммуникациях, не сделали со своей стороны столь же опре­ деленных заявлении о том. что с их сто­ роны будут приняты немедленные меры к восстановлению прерванных ими сообщении между сойотской зоной и западными зо­ нами, а также транзитных сообщений со­ ветской зоны с другими странами, идущих через западные зоны. Г>) Еэпрзс. Какова была позиция совет­ ского командования в берлинских пере­ говорах по вопросу о введении в Берлине валюты советской зоны и из’ятня мар­ ки «Б»? Ответ. Полученные главнокомандующими указания предусматривают, что немецкая марка советской зоны будет единственной валютой для Берлина, а западная мар­ ка «Б» будет из'ята из обращения в Бер­ лине одновременно со снятпем ограниче­ ний па коммуникациях с западными зо­ нами. Четырем главнокомандующим было по­ ручено разработать конкретные мероприя­ тия по введению в Берлине немецкой мар­ ки советской зоны. Эти мероприятия долж­ ны обеспечить: «А). Отсутствие дискриминации или дей­ ствий, направленных против держателей западпых марок в связи с обменом этих за­ падных марок «Б», выпущенных в Берли­ не. Э т и марки «Б» будут приняты к обме­ ну на немецкие марки советской зоиы по соотношению 1 : 1 . Б). Равные условия в отношении валюты и предоставление вполне доступных бан­ ковских и кредитных возможностей во всех секторах Берлина. Четырем главнокомандующим поручается предусмотреть достаточные гарантии в це­ лях предотвращения того, чтобы использо­ вание в Берлине пемецкой марки совет­ ской зоиы не привело к расстройству де­ нежного обращения пли к нарушению устой­ чивости валюты в советской зоне оккупа­ ции. В). Удовлетворительную основу для тор­ говли между Берлином и третьими страна­ ми и западпыми зонами Германии. Изменение этой согласованной основы будет производиться только по согласова­ нию между четырьмя главнокомандующи­ ми. Г). Предоставление достаточного количе­ ства валюты для бюджетных целей и для максимально сниженных оккупационных расходов, а также бездефицитности бюдже­ та Берлина». Директивой четырех правительств было предусмотрено, что «регулирование денеж­ ного обращения в Берлнпе должно осуще­ ствляться Немецким эмиссионным бапком советской зоиы через действующие в па- стоящее время кредитные учреждения Берлипа. Для контроля за практическим осуществлением указанных выше финансо­ вых мероприятий, связанных с введением и обращением единой валюты в Берлине, создается финансовая комиссия из пред­ ставителей четырех главнокомандующих». Во время переговоров в Берлине главно­ командующими был в основном согласован порядок обмена в Берлине выпущенных в обращение западных марок «Б» на немец­ кие марки советской зоны оккупации, a j также порядок переоценки текущих и сбеь ‘ регательных счетов в кредитных учрежде­ ниях, находящихся в западных секторах Берлина. Предложения советского командования по финансовым вопросам представляли кон­ кретную программу действий также и в других областях, обеспечивающую соблю­ дение предусмотренных директивой четырех правительств условий. Однако из позиций, занятых западными главнокомандующими, было видно, что они хотят создать для себя такое положение в Берлине, которое прак­ тически означало бы подчинение их полно­ му контролю п влиянию финансовой поли­ тики и денежного обращения как в Берли­ не, так и в советской зоне. Английским командованием по вопросу о фупкциях финансовой комиссии был вне­ сен документ, который предусматривает, что финансовая комиссия в Берлине являет­ ся «высшей финансовой властью». В отмену директивы четырех прави­ тельств о том, что регулирование, депеж­ ного обращения в Берлине осуществляется Немецким эмиссионным банком, английское командование предложило, чтобы западпые власти устаповили свою собственную кре­ дитовую политику для кредитных учрежде­ ний Берлина через берлииский городской банк, а Немецкий эмиссионный байк совет­ ской зопы оккупации осуществлял бы свои функции в Берлине под руководством фи­ нансовой комиссии. Тем самым практически под контроль этой четырехсторонней финан­ совой комиссии должно было быть постав­ лено денежное обращение и советской зо­ ны, для чего пет пикаких оспований, тем более, что денежное обращение западных зон оккупации Германии полностью регули­ руется военными властями этих зон. Тако­ го рода требование западных властей озна­ чает по существу передачу в руки четы­ рехсторонней Финансовой комиссии контро­ ля пад хозяйственной жизнью советской; зоиы. Природа денежпого обращения требует, чтоЗы руководство финансовой политикой находилось в одних руках. Требование са- мостоятсльяпй финансовой политики для Берлина при обращении в Берлине валюты советской зоны оккупации чревато боль­ шими опасностями для хозяйственной Ж 1 КЖП советской зоны. Если бы в. Берлине в результата самостоятельных указаний финансовой комиссии стала возможна пн- I ф.тяция, она неизбежно распространилась ' бы также и на советскую зону оккупации. ! чего не могут допустить советские окку- | нациоииые власти. Между тем в английских | предложениях, поддерживаемых амерцка».- | cicifmh и французскими •главткоманду'ющи- ми, прямо выдвигалось требование о ттре- | доставлении Немецким эмиссионным бан­ ком советской зоны 'Кредитным учрежде- 1 ииям Берлина денежных знаков на основе их потребностей, то-есть по существу в неограниченном кол ячестве. Это предложе­ ние западных оккупационных властей на­ ходится в прямом противоречии с указа­ нием директивы четырех правительств, по которой четырем главгаокоманяуюешм иртд- лагается предусмотреть достаточные га­ рантии в целях предотвращения того, что бы яспатьзсваганые в Берлине иемецкие марки советской зоны не привели к рас­ стройству денежного обращения и.пг нару­ шению устойчивости валюты в советский зспе оккупации. Таким образом, предложе­ ния главнокомандующих западных зоп и»* показывали tlx доброй воли и стремления найти приемлемую для всех четырех сто­ рон позицию на основа директив четырех правительств. Напротив, они продемонст­ рировали определенную агрессивность их намерений и желание использовать финан­ совую .комиссию для дезорганизации де­ нежного обращения л экономики советской зопы. 7). Вопрос. Какие предложения выдвину­ ла советская сторона по вопросу о тор­ говле Берлин» с западными зонами и треть­ ими странами? Ответ. Советское командование в хоте берлинских переговоров стремилось и по этому вспросу найти наиболее приемлемое для сторон решение. Мне известно, что 25 септября сего года Советское прави­ тельство в своей ноте внесло по этому вспросу предложение еще более широкого характера, позволяющее найти согласован­ ное решение. Советское правительство в этой ноте предложило производить тор­ говлю Берлина с западными зонами и третьими странами при выдаче лицензий па вывоз и ввоз товаров в четырехсто­ роннем порядке. Именно этот порядок был предложен американским главнокомащую- ншм генералом Клеем в ходе переговоров главнокомандующих в Берлине. Но пред­ ставители западных держав теперь поче­ му-то считают существенную уступку, со­ держащуюся в этом предложении Совет­ ского правительства, иллюзорной и, пови- дпмому, хотят такого порядка, при кото­ ром, несмотря на то, что в Берлине обра­ щалась бы валюта советской зоны, совет­ ская администрация была бы вообще ли­ шена возможности участвовать в регули­ ровании торговли Берлина с эашлзыми зонами и третьими странами. Вполне по­ нятно, что в нынешних условиях, когда в Германии обращаются д а различные ва­ люты и при введении в обращение в Бер­ лине и советской зоне единой валюты со­ ветской зопы, советская администрация несет еще большую ответственность за состояние денежной системы в Берлине и в советской зоне, важным условием кото­ рой является обеспечивание нормальной торговли в Берлине. Фактическое оттесне­ ние в этих условиях советской военной администрации от участия в регулировании торговли Берлина означало бы открытие ппрроких канатов для всякого рода спеку­ лятивных торговых сделок западных сек­ торов Берлина, которые могли бы занести непоправимый ущерб как экономике со­ ветской зоны и Берлипа, так и денежно­ му обращению в советской зоне и в Бер­ лине. А что такого рода спекулятивные сделки и торговля возможны, показывает тот факт, что экономический отдел бер­ линского магистрата пьше занимается раз­ бором такого рода спекулятивных дел, связанных с нелегальной торговля! даже через «воздушный мост» с западными зо­ нами, размах которых определяется пока что суммой в 10 млн. марок. Из сказан­ ного видно, что советская сторона в ходе переговоров в Берлине патолкнулась, однако, с самого начала переговоров ва предвзятое и отрицательное отношение к ее .предложениям со стороны других глав­ нокомандующих. Хотя в созданных главно- командующимп комиссиях экспертов была достигнута но многим вопросам общая точ­ ка зрения, западные главнокомандующие все же не сочли возможным завершить на­ чатую работу, и вообще ход переговоров по­ казал, что главнокомандующие западных зон оккупации, повндимому, приступили к переговорам с заранее выработанной уста­ новкой — отклонить всячески предложе­ ния советской стороны. 8 ). Вопрос. Каковы перспективы разре­ шения «берлинского кризиса»? Ответ. Советское правительство уже за­ явило 25 сентября западным державам о том, что опо готово вести дальнейшие пе­ реговоры по вопросу о Берлине на базе до­ стигнутого в Москве .30 августа соглаше­ ния. Таким образом, от желапия прави­ тельств США, Великобритании и Франции целиком зависит достижение соглашения но берлипскому вопросу на гпрактической ос­ нове с учетом взаимных пптересов. По­ пытки добиться решения этого вопроса иными путями, очевидно, рассчитаны лишь на затягивание созданного по вине запад­ ных оккупационных властей ненормально­ го положения в Берлине, что не может при­ вести к тем результатам, на которые рас­ считывают западные оккупационные вла­ сти. Ответственный редактор А. ДИВАВИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz