На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
N Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 5 октября 1948 г., № 235 (3231). ЗАЯВЛЕНИЕ МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО / БЕРЛИН, 2 октября. (ТАСС). Коррес пондент Всеобщего немецкого телеграфного агентства в Берлине (АДН), а также кор респонденты газет «Берлинер цейтунг», «Трибюне» и «Нейес Дейчланд» обратились к Главноначальствующе.чу советской воен ной администрации и Главнокомандующему группой советских оккупационных войск в Гермапни Маршалу Советского Союза Соколовскому с вопросами о положении в Берлине в связи с переговорами четырех держав в Москве и Берлине. Маршал Соколовский дал на эти вопро сы следующие ответы: 1) Вопрос. Почему американские и бри танские власти осложнили в настоящее время разрешение берлинского вопроса? Ответ. У нас складывается впечатление, что западные державы не ищут решения берлинского вопроса, они продолжают в этом вопросе :свою агрессивную политику, преследующую цели, которые не имеют ни чего общего с урегулированием положения в Берлине. Осложняя разрешение берлин ского вопроса, западные державы прежде всего пытаются отвлечь внимание общест венности от проводимого ими раскола Гер мании и создания Западпо-Гермапского го сударства. Уже создан раскольнический «Парламентский совет» для Западной Гер мании и спешяо готовится западно-герман- ская конституция и так называемый ок купационный статут для западных зон, ко торый должен служить суррогатом мирного договора для Германии. Осложнение берлинского вопроса исполь зуется и для того, чтобы взнуздать реак ционные силы внутри и вне Германии и опереться на них при проведепии «плана Маршалла». Поддерживая неуверенность и беспокой ство, западные державы используют бер линский вопрос для того, чтобы прикрыть сколачивание агрессивного западного во енного блока, направленного против ^Совет ского Союза и стран народной демократии, и отвлечь внимание народов мира от во просов вторжения. Если бы три западные державы искали решения берлинского вопроса, лойяльно учитывающего интересы всех четырех стран, то переговоры давно бы уже приве ли к положительному результату. Однако они не стремятся к лойяльному решению, они желают использовать Берлин в каче стве «передовой позиции» для борьбы про тив демократии и социализма, о чем прямо говорил Бевин в последней речи в палате общин. Фактически Берлин уже исполь зуется западными державами в качестве базы для разложения экономической и по литической жизни советской зоны посред ством дезорганизации валюты и других агрессивных действий, нарушающих Пот сдамское соглашение. . 2) Вопрос. Каковы, по Вашему мнению, причины так называемого «берлинского кризиса»? Ответ. Наиболее глубокие причины это го кризиса лежат в политике раскола Гер мании, которая проводится западными дер жавами. Не будь у западных держав поли тики раскола Германии, не мог бы возник нуть ни берлинский, ни какой-либо другой «кризис» в германских делах. Лондонское совещание трех держав приняло в марте этого года решение о завершении раскола Германии и о создании Западно-Германско- го государства. Тогда советское командова ние потребовало в Контрольном Совете 20 •марта информацию о секретных решениях Лондонского совещания трех держав по германскому вопросу, на что три западных командующих отказались дать такую ин формацию Контрольному Совету. Они не дали также никаких заверений о том, что сепаратные решения Лондонской конферен ция не противоречат Потсдамским согла шениям и принципам четырехстороннего уп равления Германией. Эти сепаратные решения трех держав по коренным вопросам судеб Германии взор вали Контрольный Совет и четырехсторон нее управление Германии и, следователь но, нанесли уничтожающий удар по четы рехстороннему управлению Берлином, тем иолее, что западные оккупационные вла сти пытались включить западные секторы города в создаваемое ими Западно-Герман ское государство. Непосредственной причиной возникно вения так называемого «берлинского кри зиса» явилась проведенная 18 июня 1948 года американскими, британскими и фран цузскими оккупационными властями се паратная денежная реформа в Западной Германии, через несколько дней распрост раненная и на западные секторы Берлпна. Требования советской стороны об осуще ствлении общегерманской денежной рефор мы и уже достигнутые в Контрольном Сове те соглашения по основным принципам та кой общегерманской реформы были игнори рованы западными оккупационными дер жавами, пошедшими на сепаратную денеж- лую реформу в Западной Германии. Это бы ло наиболее крупным шагом западных ок купационных властей по пути завершения раскола Германии. Вместо единой герман ской валюты в Германии стали обращать ся две валюты. Вместо единых цен — двой ные цены. Разрушились предпосылки для свободного передвижения между зонами ок купации Германии населения и товаров. Межзональная торговля превратилась по существу в торговлю между разными го сударствами. Фактически она замерла. Делу экономического восстановления Германии был нанесен неотразимый ущерб. Советские оккупационные власти были вынуждены ввести ограничительные мероприятия на коммуникациях с западными зонами, что бы защитить экономику советской зоны и Берлипа от наплыва обесцененных в Запад ной Германии старых денежных знаков. Но, не довольствуясь указанными сепа ратными действиями в Западной Германии, западные оккупационные власти ввели за падную марку со штампом «Б» также н в своих секторах в Берлине, хотя ясно, что Факт пребывания американских, британ ских и французских властей в Берлине не дает им права дезорганизовать депежпое обращение в Берлине и в советской зоне оккупации Германии введением в обраще ние в Берлине второй валюты с запада. По пытки дезорганизации хозяйственной жиз ни с помощью марки «Б» не могли пе вынудить советские власти к продлению действия защитных ограничительных ме роприятий на коммуникациях Берлина с западными зонами. На совещании 22 июня даже западные финансовые эксперты заявили, что опи «проявляют полное понимание в отноше нии аргументации советских оккупацион ных властей о невозможности введения в обращение в Берлине иных денег, чем в советской соне, так как Берлин находится в центре этой зоны и связан с ней всякого рода экономическими связями». Решительно протестовала против введе- пня второй валюты в Берлине также демо- ' кратпческая- общественность Берлина и со ветской зоны, в связи с чем имели место массовые митинги и демонстрации трудя щихся, пачипая с июня и кончая послед ними днями. На пагубные последствия введения вто рой валюты в Берлине указывала также английская и французская пресса. Так, либеральная английская газета «Манче стер гардиан» 24 июня предостерегающе указывала: «Мы должны тщательно обду мать, не осложняем ли мы сами свое пре бывание в Берлине введением второй ва люты, затрудняя жизнь немцев, вместо того, чтобы предоставить русским контроль над валютой. :Мы должны признать, что для немцев было бы самым лучшим то, что пытались сделать русские, а именно, уста новить единую валюту для всего Берлина». Об агрессивпом характере политики за падных оккупационных властей в Берлнпе свидетельствуют и практические действия западных властей, которые они предприня ли для подрыва и дескрпдптацпи валюты советской зоны оккупации Германии после введения в Берлине марки «Б». В западпых секторах Берлина была сра зу организована в большом масштабе ;спе- куляция валютой советской зоны па черном рынке, причем искусственно под держивалось соотношение курса двух ва лют, невыгодпое для валюты советской зопы. С этой же целью подрыва валюты совет ской зоны на спекулятивный черный ры нок в западных секторах Берлина амери канцами были выброшены, для продажи «только за марку «Б» сигареты, кофе, шо колад и другие американские товары. Сле дуя по этому пути, 5 августа западные ок купационные власти в Берлине создали в западпых секторах так называемые «ме няльные конторы» для открытой спекуля ции валютой советской зоны. Спекулятивный курс в этих меняльных конторах произвольно устанавливается вла дельцамп контор совместно с представите лями западных оккупационных властей» в зависимости от «политических соображе ний». Этот факт был вынужден подтвердить начальник финапсового отдела берлинского магистрата городской советник д-р Хаас. Доходы от спекуляции валютой советской зоны в Берлине западные оккупационные власти употребляют для оплаты за счет со ветской зопы, оккупационных и других расходов западных властей в Берлине. Западные власти в Берлине приняли н другие меры к расстройству депежного об ращения и к созданию валютного хаоса в Берлине, что пе может не отражаться на положении в советской зоне. 10 августа 1948 года американские, британские и французские власти в Бер лине издали распоряжение, запрещающее всем учреждепиям и лицам в западных сек торах города переводить деньги со своих счетов на счета в советском секторе, а так же припимать на советский сектор анало гичные переводы. . Этим распоряжением западные оккупа ционные власти фактически ликвидировали свободное депежпое обращение внутри Бер лпна и привели к расстройству деятель ность берлинских кредитных учреждений. Кроме того, западные оккупационные власти отдали берлинскому магистрату приказ об отдельном взимании в западных секторах палогов, что ликвидировало един ство городского бюджета. В июле и августе этого года в запад ных секторах города оккупационными вла стями были изданы распоряжения, запре щающие торговым и промышленным фир мам западных секторов поддерживать ка- кпе-либо производственные или коммерче ские связи с фирмами советского сектора и советской зопы оккупации, что нанесло удар по берлипской экономике в целом и прежде всего по промышленности западных секторов. Оккупационные власти принуж дали немецкие фирмы западпых секторов расторгать торговые сделки с фирмами со ветского сектора даже в том случае, если эти последние предоставляли предприятиям западпых секторов недостающие уголь и сырье. Все эти факты свидетельствуют о том, что, вводя вторую валюту в Берлине, запад ные оккупационные власти имели целью по дорвать валюту, дезорганизовать экономику советской зоны, с чем советские оккупа ционные власти согласиться ни в коем слу чае пе могли. 3). Вопрос. Как Вы относитесь к вопро су о так называемой «блокаде» Берлина? Можпо ли считать обоснованными требова ния западных властей о предварительном снятии так называемой «блокады» Бер лина, как предпосылки для переговоров по берлинскому вопросу? Ответ. Никакой блокады Берлина не бы ло и нет. Если бы блокада имела место, то бер.типское населенке было бы лишено воз можности 'получать снабжение продоволь ствием, топливом и др. предметами необ ходимости. Но фактически все население Берлипа имеет полную возможность полу чать все причитающееся ему спабжепие, в том числе и уголь на зиму из советского сектора Берлпна. Только противодействие послушного западным оккупационным вла стям берлинского магистрата лишает бер линское население возможности получать это снабжепие непосредствеппо в магазинах в западпых секторах Берлина. Дорогостоящие перевозки в Берлин про довольствия и угля самолетами из запад ных зон по так называемому «воздушному мосту» являются поэтому ненужной и чи сто пропагандистской мерой, возлагающей па Германию только излишнее бремя расхо дов. Правда, «воздушный мост» используется также для вывоза ценностей из Берлина в западные зоны, но это не может оправдать существования «воздушного моста». Однако даже при теперешпем положении, когда су ществует так называемый o'воздушный мост» между Берлином и западными зопа- мп, Берлнп фактически снабжается в ос новном за счет советской зоны. По далеко пе полным данным, из советской зопы ежедневно поступает в западные секторы города различными путями до 900 тонн продуктов, пе считая угля, текстильных и др. товаров. Я хотел бы решительно опро вергнуть лживое заявление, имевшее место недавно в палате общпн в Лондоне, о том, будто советские оккупационные власти рас считывали на голод среди берлинского насе ления при/ введении ограничительных ме роприятий на коммуникациях между Бер лином и западными зонами оккупации 18 июня с. г. К середине июня западные секторы Берлина имели большие запасы продовольствия, причем па складах в за падных секторах Берлина находится боль шое количество зерна советской военной администрации. Тем не менее Советское правительство по представлению советской военной администрации в Германии еще в начале июля вынесло решение полностью принять па себя снабжение всего берлин ского населения. Из Советского Союза было доставлено 1 0 0 тысяч тонн зерна, а затем и 1 0 , 8 тыс. тонн жиров, что покрывало ближайшие потребности как немецкого населения Бер лпна, так и дефицит по жирам, возникший в советской зоне оккупации. Разве не ясно, ввиду сказанного, что разговор о «голодной блокаде» Берлина яв ляется заведомой клеветой и провокацион ным измышлением. Что же касается снаб жения западных секторов Берлпна углем, электричеством и газом, то решение этого вопроса зависит исключительно от устра нения препятствий, чинимых западными оккупационными властями торговым сдел кам между промышленностью западных секторов Берлина и промышленностью со ветской зоны, которая может предоставить западным секторам города необходимое топ ливо и сырье. Так обстоит дело с фальшивой легендой о так называемой «блокаде Берлина». Что же касается требования западпых держав о том, чтобы до возобновления пе реговоров по берлинскому вопросу были сняты ограничительные мероприятия па коммуникациях между Берлином и запад ными зонами оккупации, то это требование представляет собой яркое свидетельство от хода западных держав от достигнутого в Москве четырехстороннего соглашения об одновременном снятии ограничительных мероприятий на коммуникациях и нз’ятии из обращения в Берлине второй валюты, то-есть марки «Б». 4). Вопрос. Можете ли Вы сообщить, что- либо относительно хода берлинских перего воров четырех главнокомандующих? Ответ. Переговоры четырех главно командующих в Берлине начались 31 ав густа и были прерваны 7 сентября по па- стоянию американского главнокомандую щего генерала Клея. Вначале были созда- пы комиссии экспертов по коммуникациям, фипапсам и торговле. На первых заседа ниях западные эксперты пе представляли никаких конкретных предложений, что вы зывало известную задержку в работе глав нокомандующих. Ввиду э т о г о , а также вви ду большого количества технических во просов комиссии экспертов к 7 сентября успели обсудить только часть поручепных им вопросов. Главнокомандующим потребо валось бы.еще, по крайпей мере, три или четыре дня для того, чтобы закончить рас смотрение всех оставшихся несогласован ными вопросов по торговле п финансам и представить правительствам совместный доклад главнокомандующих с указанием как согласованных, так и несогласованных ; вопросов, па чем и настаивало советское | командование. Однако три западпых главпо- ! командующих не пожелали представить та- ! коп согласованный доклад. ; Американский главнокомандующий па- р т о я л на перерыве переговоров, что нове ло впоследствии к их срыву. 5). Вопрос. Какова была позиция совет ского главнокомандующего во время пере говоров главнокомандующих в Берлине но вопросу о снятии ограничений па комму никациях между Берлином и западными зонами? Ответ. Советский главнокомандующий в ходе переговоров в Берлине стремился к тому, чтобы найти в соответствии с дирек тивой четырех правительств удовлетвори тельную основу для восстановления нор мального сообщения между Берлином и за падными зонами. 7 септября 1948 года советское комап- дование внесло следующие предложения: 1) .Все ограничения как по железнодо рожному транспорту, так и по автомобиль ному транспорту, наложенные с 30 марта 1948 г., отменяются. 2) Перевозки грузов и пассажиров между Берлином н западпыми зонами оккупации Германии производятся по железнодорожной линии Гельмштедт — Берлин и по авто страде Гельмштедт — Берлин. 3) На линии Гельмштедт — Берлин устанавливается суточный л и м и т в 16 nip поездов, из них три воинских. 4) Перевозки пассажиров военнослужа щих, членов их семей и гражданских слу жащих оккупационных войск, поддаппых той страны, которой принадлежат эти ок купационные войска, производятся в воин ских поездах и в автомобилях по авто страде по удостоверениям личности, кото рые имеются на руках у этих военнослужа щих, членов их семей и гражданского пер сонала этих оккупационных войск. Пемец- кий персонал, который паходится на служ бе у оккупационных властей, передвитает- ся между зонами в нормальных пассажир ских поездах. Он не может пользоваться воинскими поездами союзных оккупацион ных властей. Перевозка военных грузов ок купационных сил производится в воинских поездах, причем право на провоз этих гру зов дает накладная, пред’являемая на кон трольно-пропускном пункте начальником соответствующего воинского поезда. 5) Перевозимые по железной дороге Гельмштедт — Берлин продовольствие и уголь, поступающие на снабжение населе ния Берлина, проверяются па контрольно- пропускном пункте по предъявлению на кладной, а коммерческие грузы проверяют ся по пред'явленных лицензиям. 6 ) Для проверки воинских поездов бу дет учрежден двусторонний патруль на входных и выходных станциях, а в отно шении автотранспорта — также на авто страде в районе зональной границы и в районе Берлпна. 7) Чкггыре оккупационные власти издают распоряжения, запрещающие провоз валю ты, западных марок и восточных марок в поездах, в автомашинах и в самолетах. 8 ) Воздушное сообщение для нужд ок купационных войск западных держав с Берлином осуществляется на основе ре шения Контрольного Совета от 30 ноября 1945 года. , » 9) Для межзональной торговли и меж дународных сообщений используются все железнодорожные и водные пути как с j запада па восток, так и с востока на запад. Предложения советского комапдовапия по вопросам коммуникаций полностью вос станавливают нормальные условия для снабжения Берлина продовольствием, топ ливом и другими предметами. Пи по числу поездов, ни по перевозкам по шоссейным дорогам они пи в какой степени не ухуд шают того снабжения западных секторов Берлпна, которое было ранее установлено в органах Контрольного Совета. Больше того, для перевозок грузов в Берлин и из Берлина практически никогда не требова лось в прошлом 16 пар поездов в сутки, что предлагается советским командованием. Предложения советского командования об отмене ограничений на коммуникациях были признаны западными главнокомандую щими, как важные и значительно продви гающие вперед дело переговоров. Тем не менее главнокомандующие запад ных зон, очевидно, не были расположены вообще принимать советские предложения, хотя в них учитывались все основные по желания западпых оккупационных властей, и сосредотачивали свое виимание только па пункте 8 -м о воздушных сообщениях, ис пользовав его в качестве искусственного повода для отказа обсудить и принять со ветские предложения о коммуникациях Берлина с западными зонами. Они пытались снять с обсуждения во прос о воздушных сообщениях, будто бы оп находится целиком в их собственной ком петенции. Я должен заметить, что в отпошенип воздушных коридоров между Берлином и западными зонами еще ,30 ноября 19.45 г. состоялось решение Контрольного Совета, которое предусматривало, что воздушное сообщение Берлина с западными зонами должно осуществляться для нужд окку пационных войск западных держав, нахо дящихся в Берлине. Советское» командова ние в Берлине предложило лишь руковод ствоваться этим решением и не вносило в него каких-либо измепепнй. Нужно отметить, что западные главно командующие, получив советские предло жения по вопросу о коммуникациях, не сделали со своей стороны столь же опре деленных заявлении о том. что с их сто роны будут приняты немедленные меры к восстановлению прерванных ими сообщении между сойотской зоной и западными зо нами, а также транзитных сообщений со ветской зоны с другими странами, идущих через западные зоны. Г>) Еэпрзс. Какова была позиция совет ского командования в берлинских пере говорах по вопросу о введении в Берлине валюты советской зоны и из’ятня мар ки «Б»? Ответ. Полученные главнокомандующими указания предусматривают, что немецкая марка советской зоны будет единственной валютой для Берлина, а западная мар ка «Б» будет из'ята из обращения в Бер лине одновременно со снятпем ограниче ний па коммуникациях с западными зо нами. Четырем главнокомандующим было по ручено разработать конкретные мероприя тия по введению в Берлине немецкой мар ки советской зоны. Эти мероприятия долж ны обеспечить: «А). Отсутствие дискриминации или дей ствий, направленных против держателей западпых марок в связи с обменом этих за падных марок «Б», выпущенных в Берли не. Э т и марки «Б» будут приняты к обме ну на немецкие марки советской зоиы по соотношению 1 : 1 . Б). Равные условия в отношении валюты и предоставление вполне доступных бан ковских и кредитных возможностей во всех секторах Берлина. Четырем главнокомандующим поручается предусмотреть достаточные гарантии в це лях предотвращения того, чтобы использо вание в Берлине пемецкой марки совет ской зоиы не привело к расстройству де нежного обращения пли к нарушению устой чивости валюты в советской зоне оккупа ции. В). Удовлетворительную основу для тор говли между Берлином и третьими страна ми и западпыми зонами Германии. Изменение этой согласованной основы будет производиться только по согласова нию между четырьмя главнокомандующи ми. Г). Предоставление достаточного количе ства валюты для бюджетных целей и для максимально сниженных оккупационных расходов, а также бездефицитности бюдже та Берлина». Директивой четырех правительств было предусмотрено, что «регулирование денеж ного обращения в Берлнпе должно осуще ствляться Немецким эмиссионным бапком советской зоиы через действующие в па- стоящее время кредитные учреждения Берлипа. Для контроля за практическим осуществлением указанных выше финансо вых мероприятий, связанных с введением и обращением единой валюты в Берлине, создается финансовая комиссия из пред ставителей четырех главнокомандующих». Во время переговоров в Берлине главно командующими был в основном согласован порядок обмена в Берлине выпущенных в обращение западных марок «Б» на немец кие марки советской зоны оккупации, a j также порядок переоценки текущих и сбеь ‘ регательных счетов в кредитных учрежде ниях, находящихся в западных секторах Берлина. Предложения советского командования по финансовым вопросам представляли кон кретную программу действий также и в других областях, обеспечивающую соблю дение предусмотренных директивой четырех правительств условий. Однако из позиций, занятых западными главнокомандующими, было видно, что они хотят создать для себя такое положение в Берлине, которое прак тически означало бы подчинение их полно му контролю п влиянию финансовой поли тики и денежного обращения как в Берли не, так и в советской зоне. Английским командованием по вопросу о фупкциях финансовой комиссии был вне сен документ, который предусматривает, что финансовая комиссия в Берлине являет ся «высшей финансовой властью». В отмену директивы четырех прави тельств о том, что регулирование, депеж ного обращения в Берлине осуществляется Немецким эмиссионным банком, английское командование предложило, чтобы западпые власти устаповили свою собственную кре дитовую политику для кредитных учрежде ний Берлина через берлииский городской банк, а Немецкий эмиссионный байк совет ской зопы оккупации осуществлял бы свои функции в Берлине под руководством фи нансовой комиссии. Тем самым практически под контроль этой четырехсторонней финан совой комиссии должно было быть постав лено денежное обращение и советской зо ны, для чего пет пикаких оспований, тем более, что денежное обращение западных зон оккупации Германии полностью регули руется военными властями этих зон. Тако го рода требование западных властей озна чает по существу передачу в руки четы рехсторонней Финансовой комиссии контро ля пад хозяйственной жизнью советской; зоиы. Природа денежпого обращения требует, чтоЗы руководство финансовой политикой находилось в одних руках. Требование са- мостоятсльяпй финансовой политики для Берлина при обращении в Берлине валюты советской зоны оккупации чревато боль шими опасностями для хозяйственной Ж 1 КЖП советской зоны. Если бы в. Берлине в результата самостоятельных указаний финансовой комиссии стала возможна пн- I ф.тяция, она неизбежно распространилась ' бы также и на советскую зону оккупации. ! чего не могут допустить советские окку- | нациоииые власти. Между тем в английских | предложениях, поддерживаемых амерцка».- | cicifmh и французскими •главткоманду'ющи- ми, прямо выдвигалось требование о ттре- | доставлении Немецким эмиссионным бан ком советской зоны 'Кредитным учрежде- 1 ииям Берлина денежных знаков на основе их потребностей, то-есть по существу в неограниченном кол ячестве. Это предложе ние западных оккупационных властей на ходится в прямом противоречии с указа нием директивы четырех правительств, по которой четырем главгаокоманяуюешм иртд- лагается предусмотреть достаточные га рантии в целях предотвращения того, что бы яспатьзсваганые в Берлине иемецкие марки советской зоны не привели к рас стройству денежного обращения и.пг нару шению устойчивости валюты в советский зспе оккупации. Таким образом, предложе ния главнокомандующих западных зоп и»* показывали tlx доброй воли и стремления найти приемлемую для всех четырех сто рон позицию на основа директив четырех правительств. Напротив, они продемонст рировали определенную агрессивность их намерений и желание использовать финан совую .комиссию для дезорганизации де нежного обращения л экономики советской зопы. 7). Вопрос. Какие предложения выдвину ла советская сторона по вопросу о тор говле Берлин» с западными зонами и треть ими странами? Ответ. Советское командование в хоте берлинских переговоров стремилось и по этому вспросу найти наиболее приемлемое для сторон решение. Мне известно, что 25 септября сего года Советское прави тельство в своей ноте внесло по этому вспросу предложение еще более широкого характера, позволяющее найти согласован ное решение. Советское правительство в этой ноте предложило производить тор говлю Берлина с западными зонами и третьими странами при выдаче лицензий па вывоз и ввоз товаров в четырехсто роннем порядке. Именно этот порядок был предложен американским главнокомащую- ншм генералом Клеем в ходе переговоров главнокомандующих в Берлине. Но пред ставители западных держав теперь поче му-то считают существенную уступку, со держащуюся в этом предложении Совет ского правительства, иллюзорной и, пови- дпмому, хотят такого порядка, при кото ром, несмотря на то, что в Берлине обра щалась бы валюта советской зоны, совет ская администрация была бы вообще ли шена возможности участвовать в регули ровании торговли Берлина с эашлзыми зонами и третьими странами. Вполне по нятно, что в нынешних условиях, когда в Германии обращаются д а различные ва люты и при введении в обращение в Бер лине и советской зоне единой валюты со ветской зопы, советская администрация несет еще большую ответственность за состояние денежной системы в Берлине и в советской зоне, важным условием кото рой является обеспечивание нормальной торговли в Берлине. Фактическое оттесне ние в этих условиях советской военной администрации от участия в регулировании торговли Берлина означало бы открытие ппрроких канатов для всякого рода спеку лятивных торговых сделок западных сек торов Берлина, которые могли бы занести непоправимый ущерб как экономике со ветской зоны и Берлипа, так и денежно му обращению в советской зоне и в Бер лине. А что такого рода спекулятивные сделки и торговля возможны, показывает тот факт, что экономический отдел бер линского магистрата пьше занимается раз бором такого рода спекулятивных дел, связанных с нелегальной торговля! даже через «воздушный мост» с западными зо нами, размах которых определяется пока что суммой в 10 млн. марок. Из сказан ного видно, что советская сторона в ходе переговоров в Берлине патолкнулась, однако, с самого начала переговоров ва предвзятое и отрицательное отношение к ее .предложениям со стороны других глав нокомандующих. Хотя в созданных главно- командующимп комиссиях экспертов была достигнута но многим вопросам общая точ ка зрения, западные главнокомандующие все же не сочли возможным завершить на чатую работу, и вообще ход переговоров по казал, что главнокомандующие западных зон оккупации, повндимому, приступили к переговорам с заранее выработанной уста новкой — отклонить всячески предложе ния советской стороны. 8 ). Вопрос. Каковы перспективы разре шения «берлинского кризиса»? Ответ. Советское правительство уже за явило 25 сентября западным державам о том, что опо готово вести дальнейшие пе реговоры по вопросу о Берлине на базе до стигнутого в Москве .30 августа соглаше ния. Таким образом, от желапия прави тельств США, Великобритании и Франции целиком зависит достижение соглашения но берлипскому вопросу на гпрактической ос нове с учетом взаимных пптересов. По пытки добиться решения этого вопроса иными путями, очевидно, рассчитаны лишь на затягивание созданного по вине запад ных оккупационных властей ненормально го положения в Берлине, что не может при вести к тем результатам, на которые рас считывают западные оккупационные вла сти. Ответственный редактор А. ДИВАВИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz