На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
s r «тибря 1948 r,f № 558 (3 2 $ ф f f A В Т Р Д Ж Е Т А ! Т & Л Я Р Ь Я 5 £ I А Х Т Е Р _| Мы сидим в саду, нас окутывает теп лый осенний вечер. Моему собеседпику никак нельзя дать шестидесяти. Глаза у пего совсем юпые, светлые, голос тонкий, ребячий и говорит он быстро и весело: —Фамилия моя Филимонов, но зовут ме- пя тут по-разному— и Филимонов, и Федот Еремеевич пли просто по отечеству «Ере- меич». Ко мне больше подходит «Еремепч». Так в вы меня зовите. Есть в этом имени что-то веселое. Я и действительно в^елый. Песни люблю, молодость люблю. Мпе все кажется, что я всю жизнь свою прокатил этаким Еремоп-молодцом. Хотя, конечно, не все в этой жизни было хорошо. Ох, пе вое! Сюда, на рудник в Щекино, я пришел двенадцати лет нз деревни Подывапьково, что иод Оталипоторском. Рассказать о сво ем детстве нечего. Как ушел полвека назад из родной деревпп, так больше туда и не заглядывал... Да и зачем? Пет у меня там никого. Отец мои проработал па шахте двадцать пять лет, а умер, так п двадцати пяти копеек после себя не оставил. Пе жизнь у него была, а горе. Начал саночни ком, кончил проходчиком. Три раза был в засыпе. Умирал тяжело, в грязном бараке, в нужде. — Умираю, сынок, — говорил, — ни чего у пеня не остается, кормиться тебе нечем. Сходи к попу и попроси, чтобы при писал тебе годика два — и на рудник. Как ни т: 1 жело там, а деться больше некуда. Пришел Федот к попу. Взял тот с пар- ииппд полтинник и написал справку. С этой справкой, в которой ему было припи сано два года,, явился Фе^от на шах^у. — Новичок? — спросил десятник сер дито. j — Да, — ответил Федот. I — Бутылку на стол — и пойдешь са ночником. Силенки у мальчика было немного, и труд саночника оказался для) пего непо сильным. ; — Накладут, k бывало. -— вспоминает Федот Еремеевич, — на санки пудов пят надцать угля, оденешь па себя лямку п па четвереньках ползешь, что червь, от забоя до огкаточного штрека. Вывезешь за пол суток десятка три таких сапок — и в глазах темно. А жили мы в земляпках, скопом, жалованья не получали, работали за хлеб да соль. : ^..Мечтал стать забойщиком. П много лет мне пришлось биться да страдать всячески, прежде чем я забой увидел 1 ьна- стоящую работу. Вот теперь, скажем, я мастер, молодых учу уголь добывать. И, бывает, рассказываю пареньку о прошлом своем, о пережитом, так иной и *пе верпт. Оно и понятно. Теперь ведь как: придет па рень из колхоза или из армии, флота, демо- О Ч Е Р К • билизованный — оп грамотный, имеет в общежитии все удобства, в клубе бывает и прочее. Его обучают пе обушком рубать уголь, а врубовой машиной, отбойным мо лотком, комбайном... Ночь уже была пад городом. Одна за другой зажглись крупные звезды. Где-то совсем педалеко вспыхнула песня в лихих переливах гармошки. Мой собеседник по молчал, что-то обдумывал, припоминал, должпо быть: — Вот песня, слышите? Гармошка, ве село! Да, весело и хорошо, — сказал он задумчиво. — И тогда тоже были песни. Да другие песни и жизнь была другой. Я вот как сейчас вижу эти землянки, тесно ту, грязь, двенадцатичасовой изнуряющий труд, пьяпки, одурь. И пили, сами пони маете, с чего — с горя да с тоски, потому что жизнь была без будущего, без мечты. Эх, годы-годочки! Вот помню девятна дцатый год. Мы, конечно, всей шахтой по шли в Красную Армию. Какое время было! Два года боев. Никогда этих дней не забуду. Таким веселым, как в ту пору, я никогда еще не был. Иной человек в бой, в атаку шел, стиснув зубы, но я больше с песней и улыбочкой. Я служил во флоте. И, знае те, все мпе умереть почему-то хотелось, какая-то мысль была, чтобы отдать свою жизнь за шахту, и за будущее. Ну, а не пришлось, только ранен был и, как види те, жив остался. А в эту войну в парти занах с немцами воевал. Как теперь жить J хочется! Ох, как хочется! Если бы можно было — три бы жизни прожил... ...Вот тоже насчет мечты. Я сказки лю бил читать. Не в детстве, а позднее, мно го поздпее, когда уже взрослым стал. В сказках много ведь замечательного, я ими зачитывался потому, что забывал в них свою каторжную работу. К чему это я? А вот к чему: я живу сейчас так, как нигде пе вычитывал. Это ж тоже сказка, не прав да ли? Он улыбнулся, потом сказал: *' — Вот сейчас у нас шахта 2 пере шла па коллективную стахановскую рабо ту. Задумали мы к Октябрю закончить го довой план и эшелон угля дать сверх пла- па. Я вам ничего еще не говорил о моем коллеге, бывшем моряке Иване Лазареве. Па Северном флоте он воевал. Ранение по лучил. До войны здесь работал и опять пришел. Это дружок мой старый. Замеча тельный парень, я его очень люблю. Вме сте с ним добываем уголь. Так вот, когда развернулось это новое дело — коллектив ная стахановская работа по методу Россий ского,— спустился в шахту Иван Лазарев по-новому добывать уголь. Удивил меня морской фронтовик1 Ведь это ж никогда не было, чтобы в лаве рубал один человек. А Ц . С О Л О Д А Р Ь . Иван пошел в лаву и вырубил до 300 тонн. Я крепил за ним. И я еле успевал, он в нот вогнал меня. Вот тогда я увидел и по нял, какие преимущества лежат в этой повой коллективной стахановской работе. Да, простор, пожалуй, — самое главное условие стахановской работы. Так вот, когда мы кончили работу, Иван и говорит мне: — Ну что ж, старик, выходит новая жизнь для шахтера начинается. — Я тогда еще пе попял всего смысла этих слов, да и ответил ему, обидевшись нем ножко: — Кому как, а для меня, говорю, новая- то жизнь давно началась. Ну, а на другой день после этого я и сам спустился в лаву и вырубил по-стари ковски двести пятьдесят тонн. И вот ког да поднялся на-гора, когда встретили ме ня там, я понял слова Ивана. Новая-то жизнь не только в том, что честно рабо тающий шахтер по новой системе зараба тывает много, что обеспечен он всем, а в том, что этот труд шахтера в наше время стал каким-то особо почетным трудом. Цве ты преподнесли мне. Героем назвали. А у нас вся шахта геройская — мы в два раза увеличили добычу против довоенного. Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР и 'постановления правитель ства о льготах и преимуществах для работ- j ников угольной промышленности Федот j Еремеевич Филимонов, как проработавший более 25 лет, награжден недавно орденом Ленина. Кроме него, орденами и медалями за выслугу лет и безупречную работу на граждено до 150 рабочих шахты 2. Шахтеры в ответ на сталинскую заботу о них идут к новым вершинам производи тельности труда. ...Давно уже стихла песня, и ночь пере валила эа свою половину, а я все слушаю ровный, певучий голос Еременча, вижу его улыбку. С этой улыбкой человек жизнь прошел. Она началась где-то в глуши, в тоске. Таким он пришел на шахту. У него была нехитрая мечта заработать себе на свитку, потому что он был гол. И вот он сейчас евдит передо мной с головой, уже слегка посеребряной, молодцеватый Ере- меич. Он заслуженный мастер, герой, стахановец, всеми уважаемый человек в Подмосковном угольном бассейне. — До революции я был саночником, — сказал Федот Еремеевич, — на коленях ползал. А с Октябрьской революции, разо гнул спину. Встал па ноги. Во весь рост встал! И под землей нам ярко светит солн це сталинской заботы о шахтерах. За полночь я ушел из дома Еременча. Можно было бы просидеть у него до утра и слушать бесконечный рассказ простого советского человека об этой яркой и про стой жизни. Старший лвйтенат В. ФЕДОСЕЕВ. Бессмертные знамена Октября Чем старше становится наша держава, Чем ближе мы к цели заветной идем, Тем звонче гремит богатырская слава Народа, сплоченного мудрым вождем. И песня проносится птицей крылатой, И ярчэ кремлевская светит звезда, — Гордится народ, что четвертый десятой Пошел необ’ятной державе труда. Как в грозном сраженье, как в смелой разведке. На фронте труда наши люди сильны. Сиянием сталинских звезд пятилетки Просторы родимые озарены. Отцовской заботой вождя мы согреты, Ведет нас победной дорогою он, И крепнет родная держава Советов Под сенью бессмертных Октябрьских знамен. Навек присягнула им наша Отчизна! И эти знамена советский народ К сияющим далям вершин коммунизма Бесстрашно, уверенно, смело несет. Взращенная Родиной в грозных сраженьях, Стоит наша армия на рубежах. Знамена Октябрьские! Сколько волненья Они пробуждают в солдатских сердцах. От края до края тобою порою Их свет величавый горит, ка к заря. Над армией славы народа-героя, Достойной бессмертных знамен Октября. Ри ы п ь нии пил и ш иги ип »■» ‘V 4A A /4A iA A A # W 4 A A A A A A A A A /V W V S A A A A ^ ^ V 4 A A A A A A # ^ A A A A A A A A A A |< W \A A A A A A A A / Ус п е х—в т р у д е 'I Многие стихотворения, присланные в редакцию, свидетельствуют о несомненных способностях их авторов — молодых поэтов- североморцев, об их острой наблюдатель ности, •умении выбрать наиболее волную щую советских моряков тему. Стремление выразить в теплых стихах горячую любовь к Родине, к большевистской партии, к му дрому вождю и учителю товарищу Сталину — главное в творчестве молодых поэтов матросов, старшин и офицеров. Советский патриотизм — неиссякаемый источник вдохновения, оп побуждает зысказать свое отношение к счастливой советской дейст вительности, к почетной службе на Север ном флоте, созданном гением зеликого Сталина. В разнообразных по тематике, форме и содержанию стихотворениях чувствуется единый большой пульс — пульс боевой жизни воепных моряков. Советская Родина! Сколько нежных чувств, сколько гордости и душевной кра соты рождается в советском человеке при этих словах! Они звучат песней, рождая песню. ...И реки наши чудные Текут, куда пм велено. От их воды живительной В пустынях стало зелено. Цвети же, моя Родина! И будь в веках счастливая... Так выразил своп патриотические чув ства матрос В. Крайкин. А рядовой J . Ку лешов обращается к комсомолу: Комсомольцы, подтянем дружнее Песнь счастливых советских людей! Комсомольцы, споем веселее О великой Отчизне своей! Наиболее удачные стихи публиковались в нашей газете. Однако не все стихотво рения годятся для печати,, несмотря на важность избранных авторами тем. При- чипа этому — плохая обработка стихов, слабые, бледные краски, которыми некото рые молодые поэты рисуют облюбованную ими «художественную картину». Стих ие терпит небрежности. Каждое слово в стихе должно быть выразительным, подобранным так, чтобы его нельзя было заменить без ущерба н красоты стиха другим словом. Это требует от автора даже при его боль ших способностях кропотливой работы над стихотворением, ясности мысли, ибо «слово отражает мысль: непонятна мысль — не понятно и слово» (Белинский). Поэтому вывод: поэту, особенно молодо му, нельзя спешить при работе над стихо творением, нельзя торопиться с желанием увидеть свое произведение напечатанным в газете. Торопливость также вредна, как п недобросовестность. Иногда авторы стихотворений, обладая способностями и острой наблюдательностью, посылают в редакцию свои произведения такими, какими они вышли из-под пера, без малейшей обработки. Зачастую моло дые поэты не затрудняют себя работой над заголовком, сообщая в редакцию, примерно, гак: «Дорогая редакция! Думаю, что заго ловок вы придумаете сами...» Вот это и есть небрежность, неуважение к своему творчеству. Как правило, стихи таких товарищей неудачны и для печати непригодны, потому что они небрежно об работаны, имеют множество стилистиче ских и смысловых погрешностей. Показа тельны в этом отношении стихи тов. Ма- цибора. У него есть такие строки: Мы споем про деревни и села, Про счастливую жизнь и народ. Запевай! Паша песня весела. Веселев шагайте вперед. Если бы автор подошел к своему стихо творению критически, не поспешил по слать его в редакцию, а тщательно сам от редактировал каждую строку, можно с уве ренностью сказать, что многие недостатки даже в цитируемой нами строфе были бы замечепы пм и устранены. Каковы эти не достатки? Во-первых, «деревпи и села»— почти одинаковые слова по смыслу. Они з своем сочетании не обогащают стах, а обедняют его, т. к. отображают одну мысль автора, его стремление воспеть сельскую природу, сельскую действительность. Ясно, что стих был бы выразительнее, если бы на месте слова «деревни» стояло бы другое, допустим, «города». Сочетание слов «горо да и села» значительно сильнее, потому что в данном случае слова пе повторяют друг Д Р У та . Во-вторых, слова «села — веселе» в данном случав не рифмуются. Это легко можно почувствовать при чтении строфы при правильном произношении слов.. М^гут заметить, что в стихах допускаются «воль ности». Но в данной строфе не «вольность», а безграмотность, небрежность. Подобные недостатки встречаются в сти хотворениях и других авторов — тт. Ми хайлова, Максимепкова, Прососова, Цвет кова, Чериова, Корсакова и других. Такие стихи печатать нельзя. Главной причиной низкого качества сти хов, поступающих в редакцию, следует считать незнание авторами элементарных основ техники стихосложения, низкую грамотность некоторых товарищей. «С чего начинается писатель? — спра шивал М. И. Калинин. И отвечал: «Появ ляется потребность что-то высказать. Если этой потребности пет, тогда человек писателем никогда не будет. Но, естест венно, одной этой потребности' мало. Нуж но, чтобы человек умел сказать то, что он хочет сказать». Или ...«без знания, без настоящего знания родного языка никто ни когда настоящим писателем не будет». Следовательно, для успешной творческой работы каждому* молодому поэту надо преж де всего хорошо изучить русский язык, владеть им в совершенстве. Для этого сле дует много учиться, ежедневно повышать свои знания, расширять культурный и об щеобразовательный кругозор, все время расти политически. Неоценимую услугу в этом может оказать книга. Чтение трудов Ленина и Сталина, чтение произведении русских классиков и современных совет ских писателей и поэтов — лучшая школа для творческого роста молодых поэтов. Капитан Б. ИВАНОВ. Р а с с к а з — Я рад нашей встрече, — сказал ка питан-лейтенант, поднимая бокал, — водь почти всю войну мы прошли вместе. Толь ко последний год вас не было с памп} мы уже считали вас погибшим.!. Наверное, эвакуировались в тыл? — он пододвинул гостю коробку «Зефира». — Да, — ответил Луговой. — После второго ранения меня в часть ие вернули, хоть я и очепь просился. Врачи пе нашли возможным направить в морскую пехоту... Мне дали назначение в Архангельск. Слу жил в штабе, а в сорок пятом демо билизовался... — Так, так, — отозвался капитан-лей тенант, — все же мне жаль. Помните, я дал» как-то советовал вам оставаться совсем па военной службе, пттн после вои ны в училище... Ну, да что же — каждому свое. Значит, решили податься в торговый флот? Луговой улыбнулся и с некоторым сму щением поерошил рыжеватую шевелюру: — Что поделаешь, Арсений Петрович, — мечта детства... Собственно говоря, с рап- пих лет было у меня две мечты: море ’ по океапам, бороться со стихией, видеть дальние страны... Читал морские кпиги, изучал английский язык... Но делил эти занятия со скрипкой. Отец играл непло хо и научил меня, а в дальнейшем стал я всерьез заниматься музыкой. Однако война спутала все планы. Пошел на фропт, и вот только вернувшись, смог, наконец, вплот ную приняться за решение вопроса «кем быть». Море одержало верх. Хотя имел я :;се возможности попасть в консерваторию. — Хорошо, — сказал капитан-лейте- папт, — это очень хорошо, когда человек находят свою дорогу, которая ему милее всех. Иногда жизнь заставляет с нее свер нуть, вот, например, война, но нужно уметь иа свой путь вернуться. Я держу связь со многими боевыми друзьями, кото рые снова стали инженерами, токарями, художниками, хлебопеками... Однако есть товарищи, которые решили остаться на на шей дороге — военной. Ну, что ж, у нас. для каждого открыт любой путь, выбирай и иди по нему... Чему вы улыбнулись? Я говорю прописные истины?.. — Пет, я так... — проговорпл Луговой п стал серьезным. — Просто подумал, что верпо, у пас это хорошо, потом вспом нил про человека, у которого пет дороги, который в тупике, то-есть итти ему пеку- да... ^ — Это что ж за человек? — удивился капитан-лейтенант. — В книжке что ли? Расскажите, запятпо... — Пет, зачем в книжке, — в жизни. А рассказать это недолго... Если интересно, послушайте: — ...Я встретился с ним в сорок чет- и скрипка. Думал стать моряком, плавать |вертом году. Служба в штабе позволяла 'мне продолжать запятая музыкой, и все свободное время уделял я своей скрипке. Потом меня привлекли участвовать в само деятельности нашей части. Сколотилась неплохая бригада, и мы частенько давали копцерты в Доме флота и разных клубах города. Как-то пригласили нас выступить в Интерклубе... Город большой, портовый, там постоянно бывали иностранные корабли, находились представительства союзных стран. В общем, Нптерклуб никогда пе пу стовал. И в этот раз также зал был пере полнен, принимали пас прекрасно. Вдруг перед началом второго отделения подни мается с места американский матрос и не сколько заплетающимся языком высказы вается в том смысле, что он н его сооте чественники в восхищении от русских «артагтов-любнтелей», но что опи тоже имеют желание принять участие в концерте и, в частности, оп сам может сыграть па скрипке. — Ну, тут восторженные вопли, аплодисменты, свист... Однако паш кон- ферапсье пе растерялся: поблагодарил аме риканца и пояснил, что нарушать свою программу мы не можем, а если у гостей есть такое желание, милости просим в лю бой из ближайших вечеров порадовать пас ответным выступлением. Ну, через депь устроили и они свой «любительский концерт». Правда, хороше го было мало, только один пегр мастерски отстучал «бразильскую чечотку», а гвоз дем программы оказался этот скрипач. Да, играл оп превосходно. С большим пастрое- ннеч и вкусом псполппл отрывки пз Гри га и Моцарта, а затем, видимо, примеряясь уже к музыкальному уровню слушателей (в большинстве ею соотечесгвсппиков), перешел иа легкую музыку: отрывки пз оперетт, популярные песенки... Сильно заинтересовавшись этам матро сом, пошел я после конперта за кулисы с ним познакомиться. Английским к тому времени владел я уже пеплохо, и мы раз- гаворплись. На мою нохвалу его игре, он 'рассказал, что имел хороших учителей и избрал себе музыкальную карьеру, однако войпа Заставила его временно надеть ко стюм матроса. Возвращаясь из клуба за темненными улицами, мы говорили о му зыке, композиторах, оркестрах, знамени тых дирижерах, инструментовках и, в ре зультате, расстались друзьями. После того встречались мы с Генри Уортером еще не раз. Нам. представи телям двух пародов, особенно ин тересно было беседовать на любимую тему, обмениваться мнениями, поспорить... Мы передавали друг другу национальные мо тивы, народные песни, музыкальные но винки... Пз русских песеп, которые узнал от меня Генри, ему особенно правилась *Родина», — знаете: ...Это русская картина, это родина моя.. Гепрп любил играть эту мелодию, причем исполнял ее как-то на свой лад, по-амери- канскн. В ней начинало звучать нечто сов сем не свойствеиное русской мелодии. Я ука* зывал Генри на это, но он смеялся и утверждал, что так лучше. Вообще Генри был довольно упрям н обладал пекоторым самомнением. Однажды он сказал мне: v — Копчится войпа, пройдет немного лет, и вы обо мне услышите. В нашей стране тоже умеют ценить таланты. Мой путь широк, п я знаю, что буду стоить хоро ших денег. Это было не очень скромно, по очень по- американски. Способности Гепри давали ему право патеяться, и я охотпо верил в сто будущность. Гепрп несколько раз при мне уходил в море, опять возвращался с военными гру зами, и каждый раз мы встречались, как старые друзья. Но влт пришел сорок пятый год и с пнм желанпый депь победы. Я вскоре был демо билизован, уехал на родину, а потом посту пил в морское училище. Исполнилась мечта моих юпых лет: после года занятий я ! шел в дальнее плавание на учебном па руснике <*Нептун». * Жарким июльским днем мы прибыли в Сан-Франциско — Фриско, как сокращен но называют его американцы — этот один из важнейших портов Северной Америки и один пз крупнейших городов мира. Понятно, что, как только было получено разрешение сойти на берег, мы ие замедли ли им воспользоваться. Под руководством помощника капитана, старого боцмана и других бывалых товарищей отправились мы осматривать город. Депь близился к концу, когда мы воз вращались в порт. Случилось так, что я с одним приятелем оторвался от остальных, п незаметно для себя мы забрели в какую- то узкую кривую улицу, каких немало в районе гаваней п доков Сан-Франциско. Мы шли, увлеченные разговором, делясь впечатлениями сегодняшнего дня. Неожи данно мой спутник засмеялся п совсем пе кстати проговорил: «Уон айд пират — кривой пират, если ие ошибаюсь?..». Проследив за его взглядом, я увидел на противоположной стороне улицы грубо на малеванную вызеску с изображением одно глазого джентльмена в живописном костю ме, голова его была повязапа пестрым плат ком, а за поясом торчал целый арсепал пи столетов и кинжалов. — Любопытно взглянуть, — сказал я. Мы вошли в дом. «Кривой пират» ока зался одним пз тех портовых кабачков, обычными посетителями которых бывают матросы, грузчики, рабочие доков, безработ ные моряки, у которых завелась случайпо в кармапс мелочь, и подозрительные тины, каких множество в любом ппостранпом пор ту. Народу было пемного, мы без труда пашлп свободный столик и заказали по кружке портера. На небольшом возвышении в углу скри пач усердно выводил смычком «Мекси канский фокстрот», а его партнер выбивал визгливые звуки пз расстроенного пиапипо. Стоял шум. Публика, в большинстве подвыпившая, галдевшая, курившая, не представляла собой ничего интересного. Среди посетителей было несколько женщин, внешность которых п манеры служили им достаточной рекомендацией. Просидев десяток минут, мы решили, что для первого знакомства с «Кривым пира том», пожалуй, достаточпо. Я сунул руку в карман, чтобы расплатиться, п. неожи данно для себя застыл в этом положении. Я услышал, да услышал вот этими соб ственными ушами мелодию русской песни, исполняемой на американский лад, с теми хорошо знакомыми мне характерными ва риациями, которые я слышал только у од ного человека... Я повернулся к музыкантам, всматри ваясь в скрипача, на которого до этого не обращал внимания. Сомнений пе остава лось: это был он — Гепрп Уортер, моло дой талантливый музыкант, три года назад в далекой России говоривший мне о своих надеждах п ожидавшей его славе. Уже без прежнего горячего блеска в глазах, с осу нувшимся лицом, в заношенном костюме, стоял он здесь на подмостках в жалком портовом кабаГчке и играл для забавы пья ной. горланящей, почти пе слушающей его толпы, i •Генрп не видел меня п я счел за благо отвести лишний удар, который готовил его самолюбию предатель-случай. Вынув не сколько долларов, я сунул пх удивленному официанту с просьбой передать скрипачу', затем, отвернув лицо, стараясь не привле кать к себе внимания, я выскользнул в сопровождении товарища пз кабачка. Мы шли, наслаждаясь красотой тихой летней ночи, и я рассказывал своему спутнику о демобилизованном матросе Ген- гп Уортере, у которого пет своей дороги, жизнь которого находится в тупике, огра ниченном стенами грязного кабачка и ми лостью его хозяина, потому что на его ро дине кроме таланта нужны еще доллары, и горе тому, кто пх не имеет. Игорь ЛЮБИМ09.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz