На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.
2 Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 89 октября ТМ 8 г., № 257 (3253), К 31-й годовщине Октябрьской революции ИсторическоезначениеВеликой Октябрьскойсоциалистическойреволюции Новая страница в истории человечества В еючь на 7 ноября (25 октября по ста рому стилю) 1917 года — тридцать один год тому (назад — в Росши- рухнул нена вистный народу поменрчье-капшталистиче- оши сгграй. Боя власть ш стране перешла в |руюи Советов. То была Великая Октябрьская сациали- стишокая революция. Ее совершил иод ру ководством партии Ленина—Сталина рабо чий класс в союое о крестьянской бедно той, при поддержке солдат и матросов. Такой революции ©ще ие бывало в исто рии (человечества*. Все прежние революции вдчались тем, что (ш место одних аюапшоатаяороа прихо дили к власти другие экштоататоры, а тру дящиеся 1 как были, так и оставались угне тенным классом. Октябрьская революция в отличие от всех других революций не сме шила у власти одних шашоагвагоров дру- г щ а свергла всех щ экошшата^ терев и угнетателей и доставила у власти рабочий класс, самый революционный* са мый организованный клаюс трудящихся. Рабочий класс в оовово в ярестыянютвом сгаа строить новую, о о в ш у » талик рде всех трудящихся. Сш'^токид (народ сдаошвд гордится тем, что ол показал трудящимся всех стран путь к освобождению от капиталистиче ского рабства. К Д. Лещи писал: «... Мы в&раве гор- \ ственно-политической, экономическо! л культурной жизда. Советское государство — самое демокра тическое государство в мире. Оно обеспечи вает всем трудящимся яювмоэдаоеть участ вовать 1 в у!грашении страной, прошить всо свои таланты и способности в строи тельстве новой, соншлисгпическш жизни. Такой •подлинно вародной демократии, ка кую создал советский рабочий класс за пе риод своей диктатуры, нет ни в одной дру гой стране. Советское одвотоиатдашадьиое государ ство, самое могущественное государство в мире, зиждется ва. прочном союзе рабочих и крестьян и на нерушимой дружбе наро дов советских республик. $по вовый, выс ший тиц государства, какого це было ехав в истории человечества. Победа социализма в СССР Советский народ под ругооводаявом пар ш и большевиков, по • пладу Лешина Н Сталша ц?остроад социализм. . / " Благодаря сошшистичеокой индустриа лизации страны и коллективизации сель- Ооветсшй Союз отстоя» во второй миро вой войне не только свою свободу и незави симость, но и спас народы Европы от не мецко-фашистского ига. Таким образом, победа СССР в Отечественной войне вновь покачала, что Великая Октябрьская социа листическая революция явилась благом не только для народов СССР, но н для трудя щихся всего мира. Пример советского народа ского хозяйства наща страна покончила со своей бьглой отсталостью в рг&ла иегуДО* етвенной державой. В СССР ликвидированы вое экешоата- торские классы, уничтожена эксплоатапия человека человеком. Советское общество состоит только из тружеников. | Товарищ Опалин говорит: «Ца нащих фабриках и заводах работают даться и <мы гордимся тем, что щ лапту' без (капиталистов. Руководят работой люди долю выпало счастье начать постройку с о - , щ щ рш * Это и называется у нас сациа- ветсжого государства, качать этим новую ; лвзмом на деле. На я кт т иоляз работают эпоху всемирной истории, эпоху госнодет - 1 Еа нового класса, угнетенного go всех к а питалистических странах и идущего по сещ у к новой жизни, я победа на» буржу а з е н а. диктатуре прогетариапа, к. изба»- лешю человечества от дга д а в дш а , от ишге^иалистских войн» (Соч., том XXVII, стр. 27). Партия Ленина — Сталина — вдохновитель и организатор Октябрьской революции ■ни . ,а> ирм | _р щ Победу Велиэсш Октябрьской социвди- стичех^ой революции по^отовила и орра*- нлзовала партия болыпевиков. Р^соцствуись л е щ я с ^ ш и в с ж а м учением о возможности победы социализма в одюй, отдельно взятой, стране, парния уверенно вела работай «яасс к револкщн- шщым битвам. От рааоогачша в гдазаа трудящихся контрреволвдаониую, антина родную сущность партий меньшевиков, эсьров, анархистов, гвдшвдлдекш, кото рые именовали себя сощщщетдасшщи, ^ гъдюшшщ^лъ и h ^ ^ i d c m u u па деле стояли за сохранение кащитадама. | тел?ь ст1кш 'альств,а социализма в СССР. Билыневики завоевали безраздельное влия- труженики земли без помещиков, без *ула-= ков. Руководят работой люди из народа. Это и называется у нас социализмом в бы ту, это и называется у» нас свободной, со циалистической живимо». У вас нет места классовой и яадиоваяь- ной вражде, которая раз'едрет в разлагает капиталистическое общество. У нас уста новилось цоралъио-пюлитическое - единство советского адрода. В 1917 году буржуазия злобно 1 ЩЮро»че- ствовала, что советская власть не продер- аитоя и двух месяцев. Ее прислужники эсеры л меныпеиши — тв ерд ая , что о во- строе-вд совадшзма в Роосии нечего и думать* Троцкистсэдо-бухаришские мерзавцы и прочие врали парода, агенты авдюриал.®- стичеекпех разведок стремились сорвать L ооущеечвлвнюе леетнс®о-стадв»жвфа WWa со(циал!истичеашго строительства. Цафчш болъшевшжш разбила цаголошу всех врагов леиишпюма, врагов парода, осмелившихся недоль руку на исторические завоевания Октябрьсцьой рдаоадопщи. Велнвди, продолжатель дела Ленина товарищ Сталин вел н ведет наш народ оо леадшкому пути. Товарищ О р & лнн ^ вдохновитель и непосредственный руководи- вэодущевля'гп трудящихся вез го мира В ходе 1 воины и после нее обра зовался мощный лагерь демократиче ских сил, враждеюиыи капигмивиу. А мировой фронт капитализма снова по терпел серьезный урон. В октябре 1917 года империализм потерял Россию. В итоге мерой мировой войны империализм <воте- ряш свои позиции в сттраша Центральной и Юго-Восточной Европы. В этих странах государственная власть перелита в рупси народа и ведущей силой является рабочий класс об'единяклций вокруг себю трудяще еся крестьянство. Трудящиеся стдаи народ ной демократии идут к социализму. Опыт оащсаипстичесюого строительепва ОССР — великан школа для рабочего класса страде народной демскратии. Наацшналдао-освободительное движение в кшонишх и зависимых странах постави ло под угрозу мировой фронт капитализма с тыла. С оружием в руках борются протпв империализма, за свою свободу народы Ин донезии, Малайи, Вьетнама, Греции... Боль ших успехов в борьбе против империализ ма достигли народные массы Китая. «То, что осуществлено в ОСОР, вполне мсокет быть осуществлено н в других стро- нвд»,_— эта сталинская мысль крепко за- цала в сознание миллионов трудящихся за рубежом. Самым яршм подтвержденном то му является* рост коммунистических пар тий почти во всех странах Европы о Азии. Чтаго коммунистов пыне во всем мире превышает 20 миллионов человек. Комму- шстическая партия — вот главное и са мое сильное оружие рабочего -класса. Этому учрт славная история; Великой Оигябрь- У них завтра инспекторская проверка полатаиескнд эашгшй. Фото Н. Вькоцкога. И А И Н С П Е К Т О Р С К О Й П Р О В Е Р К Е П О Л И Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й Добились хороших успехов Инспектирующий ефицер тов. Желеянов разбираются вопросы, 'близкие в практи- ской реватюции. Успеяи советского народа в строитель- стве кшиупнима воодушевляют рабочий класс всего мира на борьбу протпв импе риализма, за демократию, за социализм. Мы идем к коммунизму Ш 1 & в рабочем классе я крестьянской бед ноте. Ленин и Сталии раз’дсняли народным кассам, что буржуазное Временное прави тельство, (поддерживаемое м е рш е вщ м и и эсерами, продолжает веста вдзриаляястцг ческую войну, начатую царем, что от это го правительства работало не доекдутед удовлетворения своих требований, крестья не не получат земли, народы России пе добьются освобождения. Партия болыпевиков сумела соединить в общий революционный поток ревашциол- ное рабочее движение за Ьосдеалнам, движе т е шрода за мир, я в т я т июесгаш аа захват помещичьей земли, движение угне- тонных народов за вдщщ вдщ ое рсвобожде- 1 ые и равноправие. Омето и уверенно, твердо в осмотритель но вели Ленин и Опалин партию и рабочий класс ш вооруженное веюетанво за влаегь Советов. Ленин и Сталин —^ вдошасаитеди и организаторы Велжой Октябрьской <и>- диалилической революции. Советское государство— государство трудящихся До октября 1917 тода государственная; власть в России, как и в любой стране, находилась в руках эцеадоагаторов, безжалостно угнетавших трудящихся. Октябрьская решолкщня ликвидировала власть капиталистов и помещиков. Револю ционные рабочие и крестьяне создали по указаниям и под непосредетвеяньЕм руковод ством Ленина и Сталина свою собственную власть, которая целяяом слуадт интересам трудящихся. Создание Советского государства являет ся величайшей, всемирно-исторической за- слутой большевистской партии. Опыт Совет ского государства учит рабочих всех стран, что рабочий класс мажет с успехом унря&- лять страной без буржуазии и щкгшв бур жуазии. Советское государство, порожден ное Велиюой Октябрьской социалистической ре'волюцией, смогло подавить сопротивле ние свергнутых эксилоататорсжих классов, разгромить иатчища белогвардейцев и ин тервен гав, организовать социалистическое строительство. Советское государство на всегда покончило с наццональццм угнете нием, осуществи^ па деле равенство наро дов нашей стпаны во всех областях обще- Социалистический строи придал нашей Родине ■ м . I ' Р > III I '■■■!■ W H M вешкучх мощь N Суровым испытанием и проверкой сил на шего народа явилась Великая Отечествен ная война. Советское сопиалистическое государство с честью выдержало испытание войны и Вфцпло из нее еще более сильным и проч ным. Главные силы, на которые рассчиты вала мировая бутхжуаоая в беф.ьбе с (дами— фаишетокая Германия и Япония, — оказа лись рашитыми. СоветскиГг Союз сыграл решающую роль в разгроме черных еал фашизма. 0 чем говорит этот исторический факт? О том, что рабочий -класс, завоевавший власть в октябре 1917 года, создал об щественный и государственный строй, не сравненно более жизнеспособный, чем бур жуазия с ее вековым опытом господства, что Советская Армия, которую создали Ленин и Сталин для защиты государства рабочих и крестьян, — самая сильная современная армия. Социалистический строй, порожденный Октябрьской революцией, дал нашему ва- друтой - f W и иашей Советской Армия великую И - непреоЗоримую силу. Советский патриотизм стал могучим источником силы советского государства. • Как в период гражданской войны, та® и в годо >1 Отечественной воины против немец ко-фашистских захват*щков партия боль шевиков соединила воецино я направила к общей цели все усилия советских , людей, подчинив все паши силы и средства долу разгрома врага. Борьбу советского народа против озвере лых гитлеровских ролчищ возглавил наш вождь и учитель, гениальный полководец товарищ Сталин. , По скончании войны товарищ Молотов сказал: «Это наше счастье, что в трудные годы воины Красную Армию и советский народ вел вперед мудрый и испытанный вождь Советского Союза — Великий Опалин. С именем Генералиссимуса Сталина войдут в историю пашей страны и во всемирную историю славные победы нашей армии». В этих словах выражешы чувства и мыс ли всего советского иаоода. Новыми блестящими производстверщлши успехами встречает советский народ 31-ю годовщину Октября. Всешароднос социали стическое соревнование за досрочное вы- ролнение послевоенного пятилетиего даана -дает замечательные результаты. Многие важнейшие отрасли промышлен ности уже теперь производят продукции больше, чем до воины. Что это значит^ля паромного хозяйства, можно су д а ъ да ус пехам Сталинградского тракторного завода. Он только недавно поднялся из развалин и уже в августе 1948 года выпустил тракто ров в д а раза больше, чем выпускал в среднем ежемесячно в 1940 год ! Сотни фабрик и заводов выполнили план 1948 года. Многие тысячи предприятий обязались выполнить годовой плап к 7 но ября. В социалистической промышленности развернулась борьба за сверхплановые на копления. Это движение даст (государству огромные дополнительные средства для ус корения под’ема нашего нарсаднаго хозяй ства. Только одна Москва взялась к концу года сэкономить сверх плана два миллиар да рублей!. Велкш урпези и у работников колхоз ных полей. Трудовая дисциплина в атом году в колхозах заметно повысилась, и это • сразу блатотвсрнеПпшм образом отразилось, на сельскохозяйственном •производстве. Колхозы важнейших продовольственных районов Советещс Союза—Кубани, Дона, Украдигы, Ценпра, Сибири — собрали высот кий урожай и выполнили своп обязатель ства перед государством в такие сроки, к а ких не бывало и в лучшие довоенные годы! Много нового внес 31-й год Великой Ок тябрьской социалистической революции в жизнь колхозной деревни. Появились райо ны сплошной электрофпкаццц колхозеш. На поля вышли новые, усовершенствованные сельскохозяйственные машины. ' Широко развернулись работы по насаждению лесо защитных полос и по искусственному оро шению полей. Наука дала колхозам новые, высокоурожайные сорта семян, новые по роды животных. Все свое уменье, все таланты и способ ности вкладывают советские патриоты в дело укрепления экономического и военно го могущества социалистической Родины. Новое, социалистическое отношение к труду широких масс рабочих, крестьян, интеллигенции приближает нас к выполне нию великих сталинских предначертаний, данных в исторической речи перед изби рателями 9 февраля 1946 года. Советский народ под руководством партип большевиков, великого Сталина ускоряет свой путь к коммунизму! Д. ДЕЛОВ. задает вопрос всей группе. Шесть человек поднимают руки. Это желающие отве чать. Слово предоставляется комсомольцу отаршипе 2 статьи Осипову. Он говорит по существу водроса сжато, но ярко. По тому, как ясно выражает Осипов свои мыс ли, как уверенно лропоносит он каждое слово, чувствуется, что старшина много и усидчиво работал над собой, что зн ам я его глубокие ц твердые. — Отлично, — вслух произносит ин спектирующий и, обращаясь к офицеру тов. Жмак, добавляет: — превосходно знает материал. Группе задается следующий вопрос, • и двенадцать человек желают ответить. Ком сомолец старшина 2' статьи Салонин полу чает разрешение выступать. Результат тот же. Один за другом выступают старшины. В журнале появляются все новые и новые отличные и хорошие оценки. Повышается активность старшин. По некоторым вопро сам все слушатели поднимали руки, желая ответить. Как же сумел руководитель группы старшпп срочной службы офицер тов. Жмак добиться столь значительного успеха? Жмак не первый год руководит полити ческой подготовкой личного состава. Начи ная с 1944 года, он непрерывно занимает ся с матросами и старшинами и неизменно выводил свои группы в число передовых. Достаточно сказать, что па прошлой ин спекторской проверке его группа машини стев-турбинистов вышла па первое место в соединении. За четыре года работы по политическо му воспитапню моряков офицер Жмак нако пил богатый опыт, сумел найти правиль ные методы обучения, приобрел навыки умелого использования этих методов. Работу с группой тов. Жмак начинает с изучения людей. Он подробно зпакомится с каждым, знакомится не только по лич- пым делам и характеристикам, но беседует с людьми, наблюдает за ними. Это позволя ет руководителю сделать безошибочное за ключение о способностях каждого слушате ля, о его наклонностях. Из таких данных складывается общее мнение о всей группе. В дальнейшем, в пропеесе занятий, руково дитель впосит соответствующие поправки в свою методику, чтобы заинтересовать Каждого матроса, старшину, проводить за нятия с высокой активностью слушателей. Одщш из необходимых условий для ус пешного проведеппя политических занятий Жмак считает отличную подготовку руко водителя. «Чтобы просто п интересно изло жить материал, — говорит он, — надо са мому прекрасно зпать тему. Уметь интерес но, простыми словами рассказать трудные вопросы, об’яснить их так, чтобы и отстаю щему было понятно, и отличнику не скуч но — важнейшее условие для твердого ус воении темы слушателями». Особенно важное зпаченпе придает Жмак активности старшин иа занятиях, когда ческой деятельности младших командиров. Так, занимаясь по допросу: «Роль старши ны в воепптапии подчиненных», руководи тель не ограничился лекцией. Он вызвал старшин на своего рода спор. Выступая по очередно, старшины высказывали свои мне ния, дополпяли и поправляли друг друга. Когда один из товарищей попытался оправ дать свою слабую воспитательную работу недисциплинированностью отдельных ма тросов, слово ваял старшина Беляков. Он прямо заявил, что «плохих людей нет, есть плохие воспитатели. В том и заклю чается долг старшины, чтобы сделать всех матросов дисциплинированными, грамотны ми во всех отношениях моряками». В кон це з а н я т а руководитель сделал свое за ключение, поправив ошибающихся товари щей, поддержав тех, кто говорил правиль но. Польза от такого занятия несомненна. Положительным в практике офицера Жмак следует считать и то, что он умзло увязывает каждую изучаемую на занятии тему с задачами боевой подготовки, приво дит яркие, убедительные примеры пз жиз ни подразделения, из деятельности демоби лизованных моряков па трудовом фронте. Однажды во время изучения раздела «0 ходе выполнения пятилетнего плана» ру ководителю неожиданно поступил вопрос от старшипы Ковалева: «А что, если мы демо билизуемся, куда мы можем поступить на работу?». Вопрос серьезный и ответить на него можно по-разному. Ведь можно было просто сказать: «Каждый поступает на ра боту соответственно своим способностям, своей специальности». . Руководитель ответил, что все трудолю бивые, сознательные воины учатся, приоб ретают за время службы незаурядные на выки по облюбованной ими профессии. Ко нечно, это стоит больших усилий. В под тверждение своих слов Жмак привел убе дительный пример, взятый им из газетной корреспонденции. Расоказав об успехах одного из лучших токарей-скоростпиков Министерства станкостроения СССР Алек сандра Цонова, о том, каких высоких пока зателей достиг он и какое доверие заслу жил, получив разрешение сдавать изготов ленные им детали, минуя отдел техниче ского контроля, тов. Жмак спросил: «А где тоц. Ионов паучнлея так работать?». И ответил: «На флоте, находясь, примерно, в таких же условиях, в каких находитесь и вы, тов. Ковалев». Хорошее правило установилось у тов. Жмак: если матрос или старшипа задает вопрос, предварительно не поработав над ним самостоятельно, рекомендовать талому товарищу позаниматься самому, а потом, если будут неясности, обратиться к руково дителю. Так было, к примеру, с комсомоль цем старшим матросом Ершиковым. Однаж ды он спроспл руководителя о положении в Китае. Тов. Жмак в свою очередь зцро- енл: «А сами вы изучали этот вопрос?» Ответ последовал: «Нет». Жмак посоветовал! Ершикову взять газету с опубликованной картой военных действий в Китае, дал по литическую карту и порекомендовал пере* нести на ее с газетной карты линию фрон та народно-освободительной борьбы китай ского народа. Ершикову было сказано так же, где, в каких газетах и журналах можно найти материалы о положении в Китае. Комсомолец Ершиков добросовестно вы полнил указание и советы офицера и, ког да вопрос был изучен, оказалось, что от пала необходимость обращаться к руково дителю политических запятий. Между про чим, одним из вопросов, заданных Е^рши- кову на инспекторской проверке, был во прос о народно-освободптельпой борьбе ки тайского народа. Ершиков получил за свой ответ отличную оценку. В группе офицера Жмак окрепла и раз вилась товарищеская взаимопомощь. Именно этим об’ясняется то, что продолжи тельный перерыв в учебе мпогих старшин, бывших в отпусках, совершенно не отра зился на их успеваемости. Прибывавшие из отпусков сразу включались в учебу, рабо-, тали с утроенпой энергией, а на помощь* им приходили отличники. Комсомолец старшина 2J статьи Старик после отпуска сумел в короткий срок догнать своих това рищей и па инспекторской проверке отве тил на «отлично». Особый подход со стороны руководителя и отличников был к отстающим. С матро сом Хомутннняковым, например, с большим желанием работал старшина Осипов и до бился того, что Хомутанииков подтянулся и стал передовиком учебы. Правильная методика руководителя за нятий, высокая сознательность слушате лей, личная примерность коммунистов и комсомольцев — вот что обеспечило груп пе офпцера тов. Жмак выдающийся успех. Среди отличников следует особенно отме тить коммунистов старшип Гузнна и Абдул- каюмова, комсомольцев старшин Осипова, Салонипа, Усенко, Чекулаера, Соколова. О ни в процессе всей учебы и па инспек торской проверке показали пример того, как надо добросовестно повышать свой идейно-политический уровень, бороться за каждую минуту времени, используя ее для расшпрепия своего общеобразовательного п культурного кругозора, как настойчиво и последовательно надо работать пад собой. Хороших успехов добились матросы я старшипы других групп корабля. Нет ли единой посредственной оценки в группах офицеров Чердгецкоп» и Самко. По одной посредственной оцеике иоставлеио в груп пах офицеров Дубовпцкого и Прозорова. «Отлично» и «хорошо» — вот оцеикп, которыми заполнены журналы. Это результат больших усилий матросов/ старшин и офицеров корабля, показатель высокой сознательности советских воинов. Капитан М. МИХАЙЛОВ. В К У Б Р И К Е Т О Р П Е Д И С Т О В Было позднее время. Матросы спали крепким сном, Одрако- среда тищины, кото рая установилась после сигнала отбой, дежурный по визам старшина 2 статьи Лазарев отчетливо услышал голоса, кото рые неслись пз кубрика, где живут торпе дисты. Услышав в такой повдний час голоса, старшина подошел к двери. Кто-то говорил. Бойкая речь рассказчика была пересы пана острыми анекдотами, которые неред ко прерывались долгим раскатистым сме хом слушателей. Дежурный открыл дверь. На койках, раз- громко заливаясь смехом. На вопрос дежур ного, почему нарушается порядок, лежав шие на койках матросы стали оправды ваться. Дежурный по пизам о нарушении распо рядка дня торпедистами доложил по коман де лейтенанту Миронову. Оцрако был ли это случайный, единич ный факт грубости с младшим командиром? К сожалению, нет. У торпедистов стало системой не только нарушать распорядок дпя: ложиться спать после отбоя и вста вать па час позже под’ема. Достаточно войти в кубрик, чтобы заметить другие недостатки. В кубрике матросы курят. валившись на смятых одеялах и просты- Окурки валяются на столе и иа полу. Кой- нях, в верхней одежде лежали матросы, | ей матросов не заправлены. В рундуках много пыли, вещи беспорядочно разброса ны. Приборка кубрика производится от улучая к случаю. Живущий вместе с матросами старшина 2 статьи Нечаев вместо того, чтобы сле дить за порядком в кубрике, сам нарушает форму одежды. Своего непосредственного подчиненного называет не по фамилии, а по прозвищу, оскорбляющему ДОСТОИНСТВ:» советского воина. Других матросов, живу щих в -кубрике, старшина Нечаев называет по имени: Ваня, Боря, Вася... Об этих беспорядках, к сожалению, не знает непосредственный начальник матро сов лейтенант Миронов, который не бывает в кубриках. Старший сержант И. СВИСТУНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz