На страже Заполярья. 1948 год. Октябрь.

2 Н А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 89 октября ТМ 8 г., № 257 (3253), К 31-й годовщине Октябрьской революции ИсторическоезначениеВеликой Октябрьскойсоциалистическойреволюции Новая страница в истории человечества В еючь на 7 ноября (25 октября по ста­ рому стилю) 1917 года — тридцать один год тому (назад — в Росши- рухнул нена­ вистный народу поменрчье-капшталистиче- оши сгграй. Боя власть ш стране перешла в |руюи Советов. То была Великая Октябрьская сациали- стишокая революция. Ее совершил иод ру­ ководством партии Ленина—Сталина рабо­ чий класс в союое о крестьянской бедно­ той, при поддержке солдат и матросов. Такой революции ©ще ие бывало в исто­ рии (человечества*. Все прежние революции вдчались тем, что (ш место одних аюапшоатаяороа прихо­ дили к власти другие экштоататоры, а тру­ дящиеся 1 как были, так и оставались угне­ тенным классом. Октябрьская революция в отличие от всех других революций не сме­ шила у власти одних шашоагвагоров дру- г щ а свергла всех щ экошшата^ терев и угнетателей и доставила у власти рабочий класс, самый революционный* са­ мый организованный клаюс трудящихся. Рабочий класс в оовово в ярестыянютвом сгаа строить новую, о о в ш у » талик рде всех трудящихся. Сш'^токид (народ сдаошвд гордится тем, что ол показал трудящимся всех стран путь к освобождению от капиталистиче­ ского рабства. К Д. Лещи писал: «... Мы в&раве гор- \ ственно-политической, экономическо! л культурной жизда. Советское государство — самое демокра­ тическое государство в мире. Оно обеспечи­ вает всем трудящимся яювмоэдаоеть участ­ вовать 1 в у!грашении страной, прошить всо свои таланты и способности в строи­ тельстве новой, соншлисгпическш жизни. Такой •подлинно вародной демократии, ка­ кую создал советский рабочий класс за пе­ риод своей диктатуры, нет ни в одной дру­ гой стране. Советское одвотоиатдашадьиое государ­ ство, самое могущественное государство в мире, зиждется ва. прочном союзе рабочих и крестьян и на нерушимой дружбе наро­ дов советских республик. $по вовый, выс­ ший тиц государства, какого це было ехав в истории человечества. Победа социализма в СССР Советский народ под ругооводаявом пар­ ш и большевиков, по • пладу Лешина Н Сталша ц?остроад социализм. . / " Благодаря сошшистичеокой индустриа­ лизации страны и коллективизации сель- Ооветсшй Союз отстоя» во второй миро­ вой войне не только свою свободу и незави­ симость, но и спас народы Европы от не­ мецко-фашистского ига. Таким образом, победа СССР в Отечественной войне вновь покачала, что Великая Октябрьская социа­ листическая революция явилась благом не только для народов СССР, но н для трудя­ щихся всего мира. Пример советского народа ского хозяйства наща страна покончила со своей бьглой отсталостью в рг&ла иегуДО* етвенной державой. В СССР ликвидированы вое экешоата- торские классы, уничтожена эксплоатапия человека человеком. Советское общество состоит только из тружеников. | Товарищ Опалин говорит: «Ца нащих фабриках и заводах работают даться и <мы гордимся тем, что щ лапту' без (капиталистов. Руководят работой люди долю выпало счастье начать постройку с о - , щ щ рш * Это и называется у нас сациа- ветсжого государства, качать этим новую ; лвзмом на деле. На я кт т иоляз работают эпоху всемирной истории, эпоху госнодет - 1 Еа нового класса, угнетенного go всех к а ­ питалистических странах и идущего по­ сещ у к новой жизни, я победа на» буржу­ а з е н а. диктатуре прогетариапа, к. изба»- лешю человечества от дга д а в дш а , от ишге^иалистских войн» (Соч., том XXVII, стр. 27). Партия Ленина — Сталина — вдохновитель и организатор Октябрьской революции ■ни . ,а> ирм | _р щ Победу Велиэсш Октябрьской социвди- стичех^ой революции по^отовила и орра*- нлзовала партия болыпевиков. Р^соцствуись л е щ я с ^ ш и в с ж а м учением о возможности победы социализма в одюй, отдельно взятой, стране, парния уверенно вела работай «яасс к револкщн- шщым битвам. От рааоогачша в гдазаа трудящихся контрреволвдаониую, антина­ родную сущность партий меньшевиков, эсьров, анархистов, гвдшвдлдекш, кото­ рые именовали себя сощщщетдасшщи, ^ гъдюшшщ^лъ и h ^ ^ i d c m u u па деле стояли за сохранение кащитадама. | тел?ь ст1кш 'альств,а социализма в СССР. Билыневики завоевали безраздельное влия- труженики земли без помещиков, без *ула-= ков. Руководят работой люди из народа. Это и называется у нас социализмом в бы­ ту, это и называется у» нас свободной, со­ циалистической живимо». У вас нет места классовой и яадиоваяь- ной вражде, которая раз'едрет в разлагает капиталистическое общество. У нас уста­ новилось цоралъио-пюлитическое - единство советского адрода. В 1917 году буржуазия злобно 1 ЩЮро»че- ствовала, что советская власть не продер- аитоя и двух месяцев. Ее прислужники эсеры л меныпеиши — тв ерд ая , что о во- строе-вд совадшзма в Роосии нечего и думать* Троцкистсэдо-бухаришские мерзавцы и прочие врали парода, агенты авдюриал.®- стичеекпех разведок стремились сорвать L ооущеечвлвнюе леетнс®о-стадв»жвфа WWa со(циал!истичеашго строительства. Цафчш болъшевшжш разбила цаголошу всех врагов леиишпюма, врагов парода, осмелившихся недоль руку на исторические завоевания Октябрьсцьой рдаоадопщи. Велнвди, продолжатель дела Ленина товарищ Сталин вел н ведет наш народ оо леадшкому пути. Товарищ О р & лнн ^ вдохновитель и непосредственный руководи- вэодущевля'гп трудящихся вез го мира В ходе 1 воины и после нее обра­ зовался мощный лагерь демократиче­ ских сил, враждеюиыи капигмивиу. А мировой фронт капитализма снова по­ терпел серьезный урон. В октябре 1917 года империализм потерял Россию. В итоге мерой мировой войны империализм <воте- ряш свои позиции в сттраша Центральной и Юго-Восточной Европы. В этих странах государственная власть перелита в рупси народа и ведущей силой является рабочий класс об'единяклций вокруг себю трудяще­ еся крестьянство. Трудящиеся стдаи народ­ ной демократии идут к социализму. Опыт оащсаипстичесюого строительепва ОССР — великан школа для рабочего класса страде народной демскратии. Наацшналдао-освободительное движение в кшонишх и зависимых странах постави­ ло под угрозу мировой фронт капитализма с тыла. С оружием в руках борются протпв империализма, за свою свободу народы Ин­ донезии, Малайи, Вьетнама, Греции... Боль­ ших успехов в борьбе против империализ­ ма достигли народные массы Китая. «То, что осуществлено в ОСОР, вполне мсокет быть осуществлено н в других стро- нвд»,_— эта сталинская мысль крепко за- цала в сознание миллионов трудящихся за рубежом. Самым яршм подтвержденном то­ му является* рост коммунистических пар­ тий почти во всех странах Европы о Азии. Чтаго коммунистов пыне во всем мире превышает 20 миллионов человек. Комму- шстическая партия — вот главное и са­ мое сильное оружие рабочего -класса. Этому учрт славная история; Великой Оигябрь- У них завтра инспекторская проверка полатаиескнд эашгшй. Фото Н. Вькоцкога. И А И Н С П Е К Т О Р С К О Й П Р О В Е Р К Е П О Л И Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й Добились хороших успехов Инспектирующий ефицер тов. Желеянов разбираются вопросы, 'близкие в практи- ской реватюции. Успеяи советского народа в строитель- стве кшиупнима воодушевляют рабочий класс всего мира на борьбу протпв импе­ риализма, за демократию, за социализм. Мы идем к коммунизму Ш 1 & в рабочем классе я крестьянской бед­ ноте. Ленин и Сталии раз’дсняли народным кассам, что буржуазное Временное прави­ тельство, (поддерживаемое м е рш е вщ м и и эсерами, продолжает веста вдзриаляястцг ческую войну, начатую царем, что от это­ го правительства работало не доекдутед удовлетворения своих требований, крестья­ не не получат земли, народы России пе добьются освобождения. Партия болыпевиков сумела соединить в общий революционный поток ревашциол- ное рабочее движение за Ьосдеалнам, движе­ т е шрода за мир, я в т я т июесгаш аа захват помещичьей земли, движение угне- тонных народов за вдщщ вдщ ое рсвобожде- 1 ые и равноправие. Омето и уверенно, твердо в осмотритель­ но вели Ленин и Опалин партию и рабочий класс ш вооруженное веюетанво за влаегь Советов. Ленин и Сталин —^ вдошасаитеди и организаторы Велжой Октябрьской <и>- диалилической революции. Советское государство— государство трудящихся До октября 1917 тода государственная; власть в России, как и в любой стране, находилась в руках эцеадоагаторов, безжалостно угнетавших трудящихся. Октябрьская решолкщня ликвидировала власть капиталистов и помещиков. Револю­ ционные рабочие и крестьяне создали по указаниям и под непосредетвеяньЕм руковод­ ством Ленина и Сталина свою собственную власть, которая целяяом слуадт интересам трудящихся. Создание Советского государства являет­ ся величайшей, всемирно-исторической за- слутой большевистской партии. Опыт Совет­ ского государства учит рабочих всех стран, что рабочий класс мажет с успехом унря&- лять страной без буржуазии и щкгшв бур­ жуазии. Советское государство, порожден­ ное Велиюой Октябрьской социалистической ре'волюцией, смогло подавить сопротивле­ ние свергнутых эксилоататорсжих классов, разгромить иатчища белогвардейцев и ин­ тервен гав, организовать социалистическое строительство. Советское государство на­ всегда покончило с наццональццм угнете­ нием, осуществи^ па деле равенство наро­ дов нашей стпаны во всех областях обще- Социалистический строи придал нашей Родине ■ м . I ' Р > III I '■■■!■ W H M вешкучх мощь N Суровым испытанием и проверкой сил на­ шего народа явилась Великая Отечествен­ ная война. Советское сопиалистическое государство с честью выдержало испытание войны и Вфцпло из нее еще более сильным и проч­ ным. Главные силы, на которые рассчиты­ вала мировая бутхжуаоая в беф.ьбе с (дами— фаишетокая Германия и Япония, — оказа­ лись рашитыми. СоветскиГг Союз сыграл решающую роль в разгроме черных еал фашизма. 0 чем говорит этот исторический факт? О том, что рабочий -класс, завоевавший власть в октябре 1917 года, создал об­ щественный и государственный строй, не­ сравненно более жизнеспособный, чем бур­ жуазия с ее вековым опытом господства, что Советская Армия, которую создали Ленин и Сталин для защиты государства рабочих и крестьян, — самая сильная современная армия. Социалистический строй, порожденный Октябрьской революцией, дал нашему ва- друтой - f W и иашей Советской Армия великую И - непреоЗоримую силу. Советский патриотизм стал могучим источником силы советского государства. • Как в период гражданской войны, та® и в годо >1 Отечественной воины против немец­ ко-фашистских захват*щков партия боль­ шевиков соединила воецино я направила к общей цели все усилия советских , людей, подчинив все паши силы и средства долу разгрома врага. Борьбу советского народа против озвере­ лых гитлеровских ролчищ возглавил наш вождь и учитель, гениальный полководец товарищ Сталин. , По скончании войны товарищ Молотов сказал: «Это наше счастье, что в трудные годы воины Красную Армию и советский народ вел вперед мудрый и испытанный вождь Советского Союза — Великий Опалин. С именем Генералиссимуса Сталина войдут в историю пашей страны и во всемирную историю славные победы нашей армии». В этих словах выражешы чувства и мыс­ ли всего советского иаоода. Новыми блестящими производстверщлши успехами встречает советский народ 31-ю годовщину Октября. Всешароднос социали­ стическое соревнование за досрочное вы- ролнение послевоенного пятилетиего даана -дает замечательные результаты. Многие важнейшие отрасли промышлен­ ности уже теперь производят продукции больше, чем до воины. Что это значит^ля паромного хозяйства, можно су д а ъ да ус­ пехам Сталинградского тракторного завода. Он только недавно поднялся из развалин и уже в августе 1948 года выпустил тракто­ ров в д а раза больше, чем выпускал в среднем ежемесячно в 1940 год ! Сотни фабрик и заводов выполнили план 1948 года. Многие тысячи предприятий обязались выполнить годовой плап к 7 но­ ября. В социалистической промышленности развернулась борьба за сверхплановые на­ копления. Это движение даст (государству огромные дополнительные средства для ус­ корения под’ема нашего нарсаднаго хозяй­ ства. Только одна Москва взялась к концу года сэкономить сверх плана два миллиар­ да рублей!. Велкш урпези и у работников колхоз­ ных полей. Трудовая дисциплина в атом году в колхозах заметно повысилась, и это • сразу блатотвсрнеПпшм образом отразилось, на сельскохозяйственном •производстве. Колхозы важнейших продовольственных районов Советещс Союза—Кубани, Дона, Украдигы, Ценпра, Сибири — собрали высот кий урожай и выполнили своп обязатель­ ства перед государством в такие сроки, к а ­ ких не бывало и в лучшие довоенные годы! Много нового внес 31-й год Великой Ок­ тябрьской социалистической революции в жизнь колхозной деревни. Появились райо­ ны сплошной электрофпкаццц колхозеш. На поля вышли новые, усовершенствованные сельскохозяйственные машины. ' Широко развернулись работы по насаждению лесо­ защитных полос и по искусственному оро­ шению полей. Наука дала колхозам новые, высокоурожайные сорта семян, новые по­ роды животных. Все свое уменье, все таланты и способ­ ности вкладывают советские патриоты в дело укрепления экономического и военно­ го могущества социалистической Родины. Новое, социалистическое отношение к труду широких масс рабочих, крестьян, интеллигенции приближает нас к выполне­ нию великих сталинских предначертаний, данных в исторической речи перед изби­ рателями 9 февраля 1946 года. Советский народ под руководством партип большевиков, великого Сталина ускоряет свой путь к коммунизму! Д. ДЕЛОВ. задает вопрос всей группе. Шесть человек поднимают руки. Это желающие отве­ чать. Слово предоставляется комсомольцу отаршипе 2 статьи Осипову. Он говорит по существу водроса сжато, но ярко. По тому, как ясно выражает Осипов свои мыс­ ли, как уверенно лропоносит он каждое слово, чувствуется, что старшина много и усидчиво работал над собой, что зн ам я его глубокие ц твердые. — Отлично, — вслух произносит ин­ спектирующий и, обращаясь к офицеру тов. Жмак, добавляет: — превосходно знает материал. Группе задается следующий вопрос, • и двенадцать человек желают ответить. Ком­ сомолец старшина 2' статьи Салонин полу­ чает разрешение выступать. Результат тот же. Один за другом выступают старшины. В журнале появляются все новые и новые отличные и хорошие оценки. Повышается активность старшин. По некоторым вопро­ сам все слушатели поднимали руки, желая ответить. Как же сумел руководитель группы старшпп срочной службы офицер тов. Жмак добиться столь значительного успеха? Жмак не первый год руководит полити­ ческой подготовкой личного состава. Начи­ ная с 1944 года, он непрерывно занимает­ ся с матросами и старшинами и неизменно выводил свои группы в число передовых. Достаточно сказать, что па прошлой ин­ спекторской проверке его группа машини­ стев-турбинистов вышла па первое место в соединении. За четыре года работы по политическо­ му воспитапню моряков офицер Жмак нако­ пил богатый опыт, сумел найти правиль­ ные методы обучения, приобрел навыки умелого использования этих методов. Работу с группой тов. Жмак начинает с изучения людей. Он подробно зпакомится с каждым, знакомится не только по лич- пым делам и характеристикам, но беседует с людьми, наблюдает за ними. Это позволя­ ет руководителю сделать безошибочное за­ ключение о способностях каждого слушате­ ля, о его наклонностях. Из таких данных складывается общее мнение о всей группе. В дальнейшем, в пропеесе занятий, руково­ дитель впосит соответствующие поправки в свою методику, чтобы заинтересовать Каждого матроса, старшину, проводить за­ нятия с высокой активностью слушателей. Одщш из необходимых условий для ус­ пешного проведеппя политических занятий Жмак считает отличную подготовку руко­ водителя. «Чтобы просто п интересно изло­ жить материал, — говорит он, — надо са­ мому прекрасно зпать тему. Уметь интерес­ но, простыми словами рассказать трудные вопросы, об’яснить их так, чтобы и отстаю­ щему было понятно, и отличнику не скуч­ но — важнейшее условие для твердого ус­ воении темы слушателями». Особенно важное зпаченпе придает Жмак активности старшин иа занятиях, когда ческой деятельности младших командиров. Так, занимаясь по допросу: «Роль старши­ ны в воепптапии подчиненных», руководи­ тель не ограничился лекцией. Он вызвал старшин на своего рода спор. Выступая по­ очередно, старшины высказывали свои мне­ ния, дополпяли и поправляли друг друга. Когда один из товарищей попытался оправ­ дать свою слабую воспитательную работу недисциплинированностью отдельных ма­ тросов, слово ваял старшина Беляков. Он прямо заявил, что «плохих людей нет, есть плохие воспитатели. В том и заклю­ чается долг старшины, чтобы сделать всех матросов дисциплинированными, грамотны­ ми во всех отношениях моряками». В кон­ це з а н я т а руководитель сделал свое за­ ключение, поправив ошибающихся товари­ щей, поддержав тех, кто говорил правиль­ но. Польза от такого занятия несомненна. Положительным в практике офицера Жмак следует считать и то, что он умзло увязывает каждую изучаемую на занятии тему с задачами боевой подготовки, приво­ дит яркие, убедительные примеры пз жиз­ ни подразделения, из деятельности демоби­ лизованных моряков па трудовом фронте. Однажды во время изучения раздела «0 ходе выполнения пятилетнего плана» ру­ ководителю неожиданно поступил вопрос от старшипы Ковалева: «А что, если мы демо­ билизуемся, куда мы можем поступить на работу?». Вопрос серьезный и ответить на него можно по-разному. Ведь можно было просто сказать: «Каждый поступает на ра­ боту соответственно своим способностям, своей специальности». . Руководитель ответил, что все трудолю­ бивые, сознательные воины учатся, приоб­ ретают за время службы незаурядные на­ выки по облюбованной ими профессии. Ко­ нечно, это стоит больших усилий. В под­ тверждение своих слов Жмак привел убе­ дительный пример, взятый им из газетной корреспонденции. Расоказав об успехах одного из лучших токарей-скоростпиков Министерства станкостроения СССР Алек­ сандра Цонова, о том, каких высоких пока­ зателей достиг он и какое доверие заслу­ жил, получив разрешение сдавать изготов­ ленные им детали, минуя отдел техниче­ ского контроля, тов. Жмак спросил: «А где тоц. Ионов паучнлея так работать?». И ответил: «На флоте, находясь, примерно, в таких же условиях, в каких находитесь и вы, тов. Ковалев». Хорошее правило установилось у тов. Жмак: если матрос или старшипа задает вопрос, предварительно не поработав над ним самостоятельно, рекомендовать талому товарищу позаниматься самому, а потом, если будут неясности, обратиться к руково­ дителю. Так было, к примеру, с комсомоль­ цем старшим матросом Ершиковым. Однаж­ ды он спроспл руководителя о положении в Китае. Тов. Жмак в свою очередь зцро- енл: «А сами вы изучали этот вопрос?» Ответ последовал: «Нет». Жмак посоветовал! Ершикову взять газету с опубликованной картой военных действий в Китае, дал по­ литическую карту и порекомендовал пере* нести на ее с газетной карты линию фрон­ та народно-освободительной борьбы китай­ ского народа. Ершикову было сказано так­ же, где, в каких газетах и журналах можно найти материалы о положении в Китае. Комсомолец Ершиков добросовестно вы­ полнил указание и советы офицера и, ког­ да вопрос был изучен, оказалось, что от­ пала необходимость обращаться к руково­ дителю политических запятий. Между про­ чим, одним из вопросов, заданных Е^рши- кову на инспекторской проверке, был во­ прос о народно-освободптельпой борьбе ки­ тайского народа. Ершиков получил за свой ответ отличную оценку. В группе офицера Жмак окрепла и раз­ вилась товарищеская взаимопомощь. Именно этим об’ясняется то, что продолжи­ тельный перерыв в учебе мпогих старшин, бывших в отпусках, совершенно не отра­ зился на их успеваемости. Прибывавшие из отпусков сразу включались в учебу, рабо-, тали с утроенпой энергией, а на помощь* им приходили отличники. Комсомолец старшина 2J статьи Старик после отпуска сумел в короткий срок догнать своих това­ рищей и па инспекторской проверке отве­ тил на «отлично». Особый подход со стороны руководителя и отличников был к отстающим. С матро­ сом Хомутннняковым, например, с большим желанием работал старшина Осипов и до­ бился того, что Хомутанииков подтянулся и стал передовиком учебы. Правильная методика руководителя за­ нятий, высокая сознательность слушате­ лей, личная примерность коммунистов и комсомольцев — вот что обеспечило груп­ пе офпцера тов. Жмак выдающийся успех. Среди отличников следует особенно отме­ тить коммунистов старшип Гузнна и Абдул- каюмова, комсомольцев старшин Осипова, Салонипа, Усенко, Чекулаера, Соколова. О ни в процессе всей учебы и па инспек­ торской проверке показали пример того, как надо добросовестно повышать свой идейно-политический уровень, бороться за каждую минуту времени, используя ее для расшпрепия своего общеобразовательного п культурного кругозора, как настойчиво и последовательно надо работать пад собой. Хороших успехов добились матросы я старшипы других групп корабля. Нет ли единой посредственной оценки в группах офицеров Чердгецкоп» и Самко. По одной посредственной оцеике иоставлеио в груп­ пах офицеров Дубовпцкого и Прозорова. «Отлично» и «хорошо» — вот оцеикп, которыми заполнены журналы. Это результат больших усилий матросов/ старшин и офицеров корабля, показатель высокой сознательности советских воинов. Капитан М. МИХАЙЛОВ. В К У Б Р И К Е Т О Р П Е Д И С Т О В Было позднее время. Матросы спали крепким сном, Одрако- среда тищины, кото­ рая установилась после сигнала отбой, дежурный по визам старшина 2 статьи Лазарев отчетливо услышал голоса, кото­ рые неслись пз кубрика, где живут торпе­ дисты. Услышав в такой повдний час голоса, старшина подошел к двери. Кто-то говорил. Бойкая речь рассказчика была пересы­ пана острыми анекдотами, которые неред­ ко прерывались долгим раскатистым сме­ хом слушателей. Дежурный открыл дверь. На койках, раз- громко заливаясь смехом. На вопрос дежур­ ного, почему нарушается порядок, лежав­ шие на койках матросы стали оправды­ ваться. Дежурный по пизам о нарушении распо­ рядка дня торпедистами доложил по коман­ де лейтенанту Миронову. Оцрако был ли это случайный, единич­ ный факт грубости с младшим командиром? К сожалению, нет. У торпедистов стало системой не только нарушать распорядок дпя: ложиться спать после отбоя и вста­ вать па час позже под’ема. Достаточно войти в кубрик, чтобы заметить другие недостатки. В кубрике матросы курят. валившись на смятых одеялах и просты- Окурки валяются на столе и иа полу. Кой- нях, в верхней одежде лежали матросы, | ей матросов не заправлены. В рундуках много пыли, вещи беспорядочно разброса­ ны. Приборка кубрика производится от улучая к случаю. Живущий вместе с матросами старшина 2 статьи Нечаев вместо того, чтобы сле­ дить за порядком в кубрике, сам нарушает форму одежды. Своего непосредственного подчиненного называет не по фамилии, а по прозвищу, оскорбляющему ДОСТОИНСТВ:» советского воина. Других матросов, живу­ щих в -кубрике, старшина Нечаев называет по имени: Ваня, Боря, Вася... Об этих беспорядках, к сожалению, не знает непосредственный начальник матро­ сов лейтенант Миронов, который не бывает в кубриках. Старший сержант И. СВИСТУНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz