На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.
НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 30 ноября 1948 г., № 282 (3278). Летный день у истребителей Накануне полетов капитан Калекнн в классе собрал летчиков. В этом подразде лении, как правило, перед каждым летньгм днем, будь то на учебных пли на боевых самолетах, всегда проводится тщательпая предполетная подготовка. Офицер Калекнн, участник Отечественной войны, человек с болыцнм опытом, умело строит обучение своих подчиненных. Зная, что часть летчи ков имела перерыв в летной работе, он ре шил подробно остановиться на особенностях эксплоатацпн материальной части в зимних условиях. Командир напомнил им несколь ко характерных ошибок, которые до пускали летчики в прошлом году. В част ности, офицер Калекин остановился на не правильных действиях летчика Напалкппа, который в одном пз полетов, неграмотно действуя в кабине, на земле церегрел мотор. Капитан Калекпн подробно остановился па этой сшибке и рассказал летчикам, как нужно действовать в кабине, чтобы успеш- по выполнить упражнение в воздухе* без происшествий. Тут же офицер Каледин обратил внима ние ле/гного состава на тщательную провер ку материальной части перед полетом, на помнив характерные случаи, которое вмели место в подразделении. Он указал на невни мательность одпого из механиков, забывше го закрепить гайку маслофильтра, в резуль тате чего давление масла в полете пало до пуля и летчик пе выполнил задание. После этого капитан Власов на предпо летной подготовке рассказал летчикам о технике пилотирования в сложных метеоро логических условиях, рб особенностях ру- лежкр в связи с цереходом с колер да лы жи. Тут же до летного состава была доведе на метеорологическая обстановка в воздухе. Тщательная предварительная и предпо летная подготовка обеспечила успешное выполнение плановой таФщы. Дрдеты от крыл капитан Калекин. Прежде, чем н&щус- тить в воздух экипажи, он сам произвел разведку погоды в районе аэродрома и об особенностях метеообстановки рассказал левому сортзву. рц рстзнрщлря W тере облачности, обрати^ внимание З в у ков на возможность обледенения, предупре дил их, как поступать, корда над аэродро мом появятся снежные заряды. ■ •Полеты в подразделении начались орга низованно. Церчмм ВЗДтРТ упитан Вл^РОР « летчиком Глушенко. Им предстояло вы полнить два полета по кругу. После перво го полета капитан Власов сделал замечание летчику Глушенко, который посадил машп- пу с перелетом. Оп взял большую поправку па ветер п, следовательпо, поело четвертого разворота шел ца большой высоте. Прппяв во внимание замечание командира, летчик исправил ошибку ц самостоятельный полет по кругу выполнил отлично. В этот депь в связи с тем, что летчики только начинали полеты в зимних услови ях, командиры особое внимание уделяли качеству техники пилотирования. Крити ческая оценка действий летчика в воздухе помогла ему исправить своп недочеты. Од- рако кое-кто пз контролирующих в этот депь пе обращал вппмания ца так называе мые «мелочи» в технике пилотирования, и это привело пекоторьгх летчиков к ошиб кам. Об этом говорит случай с лейтенан том Овсянниковым. Проверяющий прп по садке не заметал, что летчик садился со сносом п пе указал ему на это. В резуль тате в самостоятельном полете летчик повторил эту ошибку. Опытный глаз командира капитана Кале- кипа пе мог этого не заметить. После поле та он указал летчику Овсянникову на ошибку и приказал повторить полет. Пос ле трех полетов лейтепант Овсянников устрапил опшбку и хорошо стал справ ляться с посадкой. Не прошли мимо внимания командира и неправильные действия лейтенанта Пихам- кипа. Дело в том, **то, идя «но коробртдее», этот летчик неправильно строил маршрут, -гг слишком близко вьщодал третий р&зво- :ют. В итоге при заходе нз цосад&у имел шадувд высоту и ухода на рторо? яруг . Этот же летчик в полете рел себ# неврима- гелэдо. Он не следа за сигналами стартера. *гогда ему стартрр показал сигнал «зару- тить», он вое же взлетел. Царущение летной исцинлины нэ осталось беона^занньш. ьРМ^пдир зэ плохую рсмотрите^пэсть лвт- гпка Нпхамкппа отстранил от прдетов. Вечером в подразделении состоялся раз- юр летпого дпя. Капитан Власов детально гроанализировал действия щфдого летчика, ъазобрал их ошибки, отметил тех, кто от- тичпо выполнил по^етрое задание. $ их числе были лейтенанты Соколов, Пронь и Фпщбейд. Так летчикитистребитюга в напряженной боевой учебе совершенствуют срор мастер ство, Напитан В, ЛАГОШИЫЙ. ВСЕГДА В ГОТОВНОСТИ У нас иа корабле самый чистый и ис правный из механизма трюмн<ъпр$?рн&ш вясос. Хорошо ухажрде? ним отличпик гш ой и я ш э т в б я й m m v m т щ и й матрос Проденкр. Т&В увш ТЬ №* Э№- дывапие, щ Дррцедад, иадр вдяедать миргвм. Поэтому и результаты рро ра|5рты ИЗИНР- го *учще, чем У его д а р е ш ^ в . Щ т ртоит подат^ команду; «Процецкр, запу стить трюмно-пожарпый насос», и букваль но через несколько минут насос заработает И будет работать нормально. Забота матрог РЭ Продену о постоянней готорнорти сгр механизма показывает, что этот матрос не только зпеет требования воинских уста вов, но и выполняет их. Главным старшина М. БОГУСЛАВСКИЙ. РАССКАЗ ОТПУСКНИКА Будучи в отпуску, секретарь комсомоль ской организации старший матрос Постни ков побывал па собрапип комсомольцев род ного колхоза. Об этом он рассказал товари щам но службе. - — йак тепло меня встретили земляки! — сказал тов. Постников. — Они расска зали мне о своей работе на уборке урожая п при сдаче хлеба государству, о ерциалиг стическом соревновании и перевыполнении взятых обязательств. В свою очередь я рассказал землякамт комсомольцам р подвигах героев северомор цев Ивана Сивкова, Бориса Сазонова и дру гих, совершеппых в годы воины, п о том, рак севрроморцьу зор^о охр^нядот морркце границы пашей Родины сейчас. — Комсомольцы пожелали пам дальней ших уерхор в учебе, — сказал тов. Пост ников. — Я им пожелал в будущем году вырастать еще более высокий урожай. Матрос Н. п ш р и к д в . р——-Непобедимая морская крепость 245 лет стоит против устья Невы Кронштадт — неприступный форпост обороны, пи разу не спустивший флага перед неприятелем. 7 октября } 703 го да флотилия Петра Первого высадилась у берегов лесистого острова. Его выгод ное стратегическое нодрженде нрнковаг ло внпмапие Детра. Остров контролиро вал входы в Неву, а молодому, сущест вующему всего 5 месяцев городу Петербургу нужен бцл надежный мор ской чдеорой. На отмелп южшц части острова, на званного Петром н ДРНЬ его цдеещения Котлипым, началось строительство кре пости. Видную роль город-жрешеть сыграл в годы Великой Отечественной войпы. ртадицская стратегия сделала его пе- приступпым перед техникой, которую выставили против него гитлеровская ар мия и флот. Кронштадт не дрогнул. В его силу и стойкость верило население осаж денного Ленинграда. Пм гордилась пехо та, ощущавшая силу огневой поддержки Кронштадта. В Великой Отечественпой войпе артил лерия Кронштадта предстала во всей непобедимости своего сокрушающего ог ня. Батареи фортов били по северному берегу залива, где засели тогда финские сподвижники Гитлера, и по южному бе регу, сильно укрепленному немцами. Бывали дпи, когда кронштадтские фор ты до 30 — 40 раз в суткн вступали в ожесточенную контрюатареиную борьбу с немецкой артиллерией, обстреливавшей мирные кварталы Ленинграда, и не сколькими залпами заставляли ее за молчать. Постоянно езязапиые с сухо путными войсками, морские артилле ристы Дмитрия Ивановича Терещенко и Ивана Ивановича Грена снайперски при стреляли немецкие позиции. Благодаря атому за все время блокады они ни разу пе дали врагу возможности перейти в наступление. Кронштадтские артиллери сты вложили свои вклад в сокруша ющие удары ленинградского фронта. Кронштадт здравствует, как флотская база, как город доблестного советского патриотизма. ...По-корабельпому чист и опрятен Крошитадт сегодня. Уже пе видно тяже лых шрамов войны. Дома, от которых оставались одни каркасы, поднялись вновь и украсили великолепные проспек ты города. Далее литые решетки петров ского парка п старинных каналов повто рены в точнейших копиях кронштадтски ми литейщиками. Штормовые ветры полощут флаг ве ликой Отчизны, и оп реет на Балтике, как символ боннской вериостп, безза ветного служения народу. М. НИКИТИН. М о л о д о й б о ц м а н Бщалый моряк, орденоносеч главный старшина Солотов, уходя с корабля гово рил одному из лучших своих воспитан ников матросу Абросову: — Я доложил командиру корабля, что вместо меня можно оставить вас. Комапдир дал свое согласие. Так смотрите же, Абро- сов, будьте попрежпему честным и стара тельным моряком, служите добросовестно. Помните, что от работы боцмана зависит чистота и порядок на корабле. Берегите свой корабль. Матрос Абросов внимательно выслушал бывалого моряка и сказал: «Благодарю вас, товарищ главный старшина, за доверие. Чести корабля пе посрамлю, приложу все силы, но доверие оправдаю». Вот уже несколько месяцев матрос Абро? сов выполняет обязанности боцмана и вы полняет их неплохо. Данное пм слово оп держит честно. Абросов хотя и молодой еще главный боцман, но у p ro много настойчивости. Он не пройдет по верхней палуое, чтрон не за метить непорядка. И все его беспокоит: то леера надо тУ^е обтянуть, то шрабры вымыть или кранцы подремонтировать. У него всегда находится работа и работа нуж ная. Особенно хлопотлив Абросов перед вы ходом корабля в море. Оп по своей часта все во-время подготовит к походу, проверит несколько раз, все ли в порядке. Од нажды готрвились к выхрду в море. Ма тросы, сделав свое дело, находились на бое вых постах, а Абросов ходи^ и проверял. Попался ему на глаза чехол плохо зашну- роващщн- Цолодой брцман сейчас же выз вал хозяина установки и дал ему указание зашнуровать и закрепить чехрл. Матрос пытался возразить, что это ме лочь, но Абросов остановил его: «Когда го товятся в море, не бывает мелочей, надо считать все главным. Из мелочей растут крупные недостатки. Сорвет чехол, потом же не будете говорить, что былз одна ме лочь, по причине которой снесло чехол». Матросу оставалось только выполнить указание Абросова. Уже к нескольким вы ходам в море готовил корабль молодой боцман И ЩРтщучм щ одного замечания. Старшина 2 статьи А. АЛЕНСЕЕВ. ■— - - Л'- , " "• 1 ................... .......I m m m m a - <1 $ i i i / - ^ .ъ З ш ш а ш Я Н В Д ф. ^ V Г Г а г и т а т о р Комм»юлец старший матрос Власов при нимает активное участие в работе комсо мольской организации. Работая агитатором, рн проводит беседы живо и интересно. Не давно им были проведены беседы на темы: «Зарождение союзов молодежи и пх боевые дела в годы гражданской войны», «Комсо мол в борьбе за выполнение послевоенной пятилетки». Часто Власова можпо видеть среди това рищей за разделением международных событий пли рассказывающим о трудовых подвигах пашего парода. Комсомольская организация высоко оце- 1щл$ активиста-комсомольца и напдеа.та письмо его родпым, поблагодарив их за хо рошее воспитанно сына. Сержант И. РОПОТОВ. Т О вытягиваясь в струну, то из гибаясь на поворотах, грузовой! электрический поезд стремнтед&цо мчится Hft for. Мелькают вздцбленные скалы, одетые спежпым покровом< бес- чпеленпые озера, сверкающие молодым ледком, одипокие развесистые деревья. Пива! Старинна# северпая река. Ее мутные беспокойные воды не замерзают даже в самые крепкие морозы. Тысяче летиями энергия Нйвы уходила на шли фовку камцей, густо устилающих берега и дио реки. Поезд везет апатитовый концентрат — — цеппрр с^рье для удобрений. Мой спутник — начадаи* службы электрп- фпкадни Кировской железной дороги директор-подполковник тяги Шемонаев говорит: — Черрз несколько лет электропоезда пойдут от Мурмапска до Волховсгроя. Вагоны ryjjKO постукивают на стыках рельс, и под мерный щум K<>j?ec Федор Сергеевич Щемондер вспомнпает, что бвдо пятнадцать лет назад. ...Пришли большевики и обуздали бур ную Ниву. Загудели электромоторы на заводах и в мастерских. Тысячи электро лампочек засверкали в Кандалакше и в ближайших поселках. В 1933 году правительство утвердило проект, разработанный по инициативе Сергея Мироновича Кирова об электрифи кации самого северного участка Мурман ской железной дороги. Год 1934. В Кандалакшу прибыли первые строители электрифицпрованпой магистрали- в дрзрддаые т щ ц запо лярной осени» в зимние ододз и вьюги не прекр-ща-таср рдата. От Кандалакши На Север по сторонам лге-тезцодорож^й Насыпи шрортали массивнью, просмо ленные стрлбы для будущей контактной сета. Между НИИИ в рложцой сцстеме креплений пад редаамн напцрал тускло цоблесщвающпи контактаьп! провод — аорта э.ТрктрцфпцированнРГО участка. Закладывались фуидамепты тягловых подстандий. Проект Кирова был воплошеп в жпзпь. В 1935 году по линиям Заполярья пошел Первый электровоз. ...Мягко стучит па стыках электриче ский поезд, серой лентой тяпется Низа. — Тринадцать лет прошло с тех пор. Имя Кирова посцт железная дорога, свя зывающая Заполярье со всей страпой. По обновленной магистрали с севера па юг мчатся поезда. В железнодорожных состараз то, ЧТ° советский человек взял у суровой северпой природы па пользу социалистическому Отечеству: разнооб разная рргопап продукция, цветные металлы, апатитовый копцентрат, меха низмы с маркой заводов Мурманской об ласти. Электрический поезд мчится с боль шой скоростью. Каждый вагон вмещает десятки тонп копцентрата. В нашем составе тридцать пять вагонов. — Подсчитайте, сколько это тонп, — сказал Шемонаев п прододает рассказы вать. — Неузпаваемо преобразилась паша магистраль. По сравнению с 1933 годом скорость движения поездов увеличилась более чем в два раз^. На Мурманском от делении грузится теперь в четыре р ;щ больше вагопов, чем пятнадцать - 1 ст назад. В путь вложены рельсы тяжелого типа. ЦоЕенщей системой автоблокиров ки оспащаетря дорога. Рыроед перво классные трацеп'фтпые предприятия. Радость и гордость озаряет лнно этрго человека, вну^а И сьща рабрчпх. Это ра дость и гордость советского инженера за свою страпу, за ее производственные возможности, за ее трудолюбивый п та лантливый народ. Путь в Мурманск MW пррде.талн па электровозо БД 19— 132. Мапшиист электровоза Мпхац .7 Михайлович Дссц:;ч двадцать лет во.тпт пок?д^ но зарлярнрй магистра.ти . Когда электровозы цришлп на смену паровозам, Михаил Мрх^нло- вхру уже овладел ДОЙРЙ ТришкоГ?. Под обстрелом и 6 омбардн 1 Н|рками сотни со ставов для фронта провел Лсевпч в дни Отечественной BofiniJ. Его грудь укра шает норкольцо цравнте.^ственных Наград. Сейчас Михаил Михайлович Ясеяпч является лучшим машинистом не толь ко своей дороги, но н Сецеро-Западного округа. • Железиодорожппкп электрпфнцирозап- ной магистрали пастойчлво претворяют в жизнь заветы ^варища Кзц.ов^, всеми силами содействуют дальнейшему про- ТЯ'Г-’ ТЯ Г,1' ' ГгЪ• ■ ОТBEТСТВЕННЫЕ И ПОНЕТНЫЕ 0БЯЗАНН0СТИ Из опыта работы пропагандиста Ответственные и почетные обязанности возложены па пропагандиста, которому доверено политическое воспитание вои- пов. Трудно пайтп более благородпые и возвещенные задачи, чем эти. Решению их надо посвятить все свои силы и знания, и фогдз усилия пропагандиста прпнесут свои Н4°ДИ- Оспонным оружием пропагандиста яв- дается живое слово, и этим оружием мо- $ет успещщ) владеть тот пропагандист, ко торый работает над собой. Постоянным долгом пропагандиста яв ляется за*бота об идейности, о воспитатель ной действенности каждого проводимого Мероприятия. Этими важнейшими условия ми я и руководствуюсь в позеедпеэпой ра боте с личным составом. Прежде чем проводить какое-либо меро приятие — семинарские занятая руководи телей политзанятий, лекции в помощь изу чающим марксизм-ленинизм, доклады, бе седы,— я тщательно готовлюсь к каждому нз ппх. Казалось бы, что это требовапие пе являете# новшеством, однако нередки слу чаи, когда некоторые пропагандисты за бывают об этом. Приведу пример из практики своей ра боты. Готовясь к докладу на тему о с о м нении военной н государственной тайны, я прежде всего ознакомился еще раз со всеми указаниями Леннпа и Сталина, боль шевистской партии по этому важнейшему вопрос^ н основные положения внес к себе в копспект. Увязал тему с текущими собы тиями в нашей страпе и обстановкой за рубежом. Пронялюстрирозал доклад при мерами из жизни части. Доклад не только был прослушан со вни манием, по и слособ-ртвювал ноцыщенцю бдительности среди личного состава при выполнении службы в карауле, в дове дении па берегу, в повседневной жизни матросов. Пропагандист должен всегда стремиться, чтобы его работа бдаа действенной, помо гала в решении конкретных задач. Пе менее важной задачей пропагандиста является индивидуальна? работа с людьми, помощь офицерам в изучеппп марксистско- ленинской теории, руководителям полит занятий, агитаторам, партийному н комсо мольскому активу в их агитационно- пронагандистской работе. Офицер старший лейтенант медицинской службы тов. Ртащев работает пад собой, одпако навыков самостоятельной учебы у него недостаточно. Некоторые трудности встретил тов. Ртищев прп изучении второго раздела 4 главы «Краткого курса псторнп ВКП(б)». Изучая вопросы диалектического и исторического материализма, тов. Ггп- щев нуждался не только в консультациях, но и отдельных беседах со стороны тех, кто уже знаком с этой работой товарища Сталина. Я охотно пошел павстрзчу офи церу. В простых товарищеских беседах прп- i щлось раз’яспить, что такое производитель ные силы и производственные .отпош^гтия, привести конкретные примеры, как разви ваются производительные силы н производ ственные отношения в нашем советском обществе, как опп способствуют развитию нашей страны. Как раз эта вопросы и ин тересовали тов. Ртищева. К таким беседам мы возвращались нередко. Когда нужно, я рекомендовал дополнительную литературу. Прошло время, п тов. Ртищев уже само стоятельно разбирался в неясных ранее вопросах. Проявляя инициативу и настой чивость в учебе, оп законспектировал все 12 глав «Краткого курса псторнп ВКЩб)» и перешел к изучепию первоисточников. Члеп ВйиП(б) сержапт тов. Пугач отлично занимался в группе политических занятий. Но ои пе довольствовался этамд успехами. Добросовестно выполняя своп служебные обязанности, оп находил время пе только для подготовки к политическим занятиям, ио и для работы пад собой. Тоз. Пугач са мостоятельно пзг/чпл «Краткий курс истории ВКП(б)». Он часто обращал ся ко мне за советами, п я охотно помогал ему в усвоепии мнорих всаросов. Мы с ним часто и подолгу беседовали, вместе разбирали отдельные положения. Тов. Пу гач сейчас заметно вырос политически и своп опанпя передает товарищам. В практике своей работы нередко нрп- ходплось оказывать помощь п матросам, отстающим на политзанятиях. Матрос тов. Павлов слабо усвопл вопрос о том, что зна чит догнать и перегнать главные капита листические страны в экономическом от- попкчшга. Павлов — коми по националь ности, слабо владеет русским языков и с трудом читает литературу. Падо было по мочь ему освоить тему, что я и сде лал. Раз’яспил тов. Павлову на примерах изменений, происшедших за год.ысоветской цветанию индустриального района — форпосту социализма па крайнем Севере. Выполняя сталинскую пятилетку в четы ре года, опи охвачены пафосом созпдэ* тельиого труда. Наступила суровая полярная зима, но кировцу решили в любые морозы и выоги работать по повышенным нормам летпего графика. Это дает возможность перевезти сверх плаца сотсщ тысэт тонп народно-хозяйственных грузов. ☆ ☆ ☆ Педавпо в Мурманске па паучпо-техпи- Ческую конференцию, поернщенную ито гам работы энергетических устройств и сооружений электрифицированного участ ка дороги Мурманск — Кандалакша, с’ехалнсь крупные ученые — энерге тики нашей страны, паучные работники трапспортпых институтов Москвы п Ленинграда. А итоги эта, действительно, велпкп. За трппадцать лет па участке выросли первоклассные кадры. Бывший печипк тов. Перлов сейчас дежурный техппк тяговой подстащип. Десятки ря довых рабочих выросли до командиров и успешно управляют сложной техникой. Они усовершенствовали электрооборудо вание, внесли более 100 рационализа торских предложений, освоили производ ство целого ряда сложных материалов и деталей, которые раньше изготовлялись только иа заводах. Переход с паровой тяги на электриче скую позволил сэкономить сотни тысяч тонн угля, па 30 процентов сократить эксплогугаццопные расходы, увеличить пропускную и провозиую способность магистрали. ☆ -к * Железнодорожники Заполярья свято чтут память основателя электрифициро ванного участка Сергея Мироновича Ки рова. В связи с четырнадцатой годов щиной со дня его смертп на транспорт ных предприятиях п линейных станци ях проводятся беседы о жизни и рево люционной деятельности пламенного борца за коммунизм. В клубах и библио теках оформлены выставки о любимце партии и народа. 1 декабря всюду со стоятся торжественно-траурные собра ния, посвященные намята Сергея Миро новича Кирова. Ю. М0ШНИН03. m gg ' zr власти в республике Коми, рост благого- сгояшш трудящихся, их возросшие потреб ности. Промеры были взяты, очевидно, удачно, потому что матрос сам в ходе бе седы делился утехами своей республики. Но на этом не закончилась работа с Павло вым. Ему. пришлось (иорекомепдглзать чаще читать литературу, брать увлекательные книги в библиотеке, читать статьи в газе тах. Сейчас Памов неплохо читает и хоро шо учится. Каждое погое сообщение об успехах тру- женпкрз заводов, строек, колхозпых полеи радует моряков, вызывает у пи’х стремление еще лучше служить нашей любимой Роди не, повышать своп военные п политические знания, укреплять ДЕсщщлнку. Вот поче му я стараюсь не оставить цп одного со бытия нсраз’пспспиым лнчпому составу, а с приходом почты подбирало наиболее яр кий материал и даю его агитаторам, сове тую им, где и как необходимо провести ра боту с личным составом. Пришли газеты, в которых были опубли кованы ответы товарища Сталина на вопросы корреспондента «Правды». Я де тально сам их изучил, затем пригласил агитаторов, вручил пм материал и рав’яс- ннл методы работы с воинами. Агитаторыв этот я;с депь провелп громкие татки во всех кубриках подразделения. Личный со став оживленно обсуждал это сообщение. Таковы пекоторые примеры пз опыта моей работы. Наиболее плодотворпо выполнять свои обязанности, правильно ориентироваться в событиях, воспитывать у личпого состава высокое сознание своего долга перед Роди ной, всемерно способствовать выполпеплю задач, стоящих перед частью, — раш важнейший долг. Лейтенант Д. КОДРИЛСЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz