На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 30 ноября 1948 г., № 282 (3278). Летный день у истребителей Накануне полетов капитан Калекнн в классе собрал летчиков. В этом подразде­ лении, как правило, перед каждым летньгм днем, будь то на учебных пли на боевых самолетах, всегда проводится тщательпая предполетная подготовка. Офицер Калекнн, участник Отечественной войны, человек с болыцнм опытом, умело строит обучение своих подчиненных. Зная, что часть летчи­ ков имела перерыв в летной работе, он ре­ шил подробно остановиться на особенностях эксплоатацпн материальной части в зимних условиях. Командир напомнил им несколь­ ко характерных ошибок, которые до­ пускали летчики в прошлом году. В част­ ности, офицер Калекин остановился на не­ правильных действиях летчика Напалкппа, который в одном пз полетов, неграмотно действуя в кабине, на земле церегрел мотор. Капитан Калекпн подробно остановился па этой сшибке и рассказал летчикам, как нужно действовать в кабине, чтобы успеш- по выполнить упражнение в воздухе* без происшествий. Тут же офицер Каледин обратил внима­ ние ле/гного состава на тщательную провер­ ку материальной части перед полетом, на­ помнив характерные случаи, которое вмели место в подразделении. Он указал на невни­ мательность одпого из механиков, забывше­ го закрепить гайку маслофильтра, в резуль­ тате чего давление масла в полете пало до пуля и летчик пе выполнил задание. После этого капитан Власов на предпо­ летной подготовке рассказал летчикам о технике пилотирования в сложных метеоро­ логических условиях, рб особенностях ру- лежкр в связи с цереходом с колер да лы­ жи. Тут же до летного состава была доведе­ на метеорологическая обстановка в воздухе. Тщательная предварительная и предпо­ летная подготовка обеспечила успешное выполнение плановой таФщы. Дрдеты от­ крыл капитан Калекин. Прежде, чем н&щус- тить в воздух экипажи, он сам произвел разведку погоды в районе аэродрома и об особенностях метеообстановки рассказал левому сортзву. рц рстзнрщлря W тере облачности, обрати^ внимание З в у ­ ков на возможность обледенения, предупре­ дил их, как поступать, корда над аэродро­ мом появятся снежные заряды. ■ •Полеты в подразделении начались орга­ низованно. Церчмм ВЗДтРТ упитан Вл^РОР « летчиком Глушенко. Им предстояло вы­ полнить два полета по кругу. После перво­ го полета капитан Власов сделал замечание летчику Глушенко, который посадил машп- пу с перелетом. Оп взял большую поправку па ветер п, следовательпо, поело четвертого разворота шел ца большой высоте. Прппяв во внимание замечание командира, летчик исправил ошибку ц самостоятельный полет по кругу выполнил отлично. В этот депь в связи с тем, что летчики только начинали полеты в зимних услови­ ях, командиры особое внимание уделяли качеству техники пилотирования. Крити­ ческая оценка действий летчика в воздухе помогла ему исправить своп недочеты. Од- рако кое-кто пз контролирующих в этот депь пе обращал вппмания ца так называе­ мые «мелочи» в технике пилотирования, и это привело пекоторьгх летчиков к ошиб­ кам. Об этом говорит случай с лейтенан­ том Овсянниковым. Проверяющий прп по­ садке не заметал, что летчик садился со сносом п пе указал ему на это. В резуль­ тате в самостоятельном полете летчик повторил эту ошибку. Опытный глаз командира капитана Кале- кипа пе мог этого не заметить. После поле­ та он указал летчику Овсянникову на ошибку и приказал повторить полет. Пос­ ле трех полетов лейтепант Овсянников устрапил опшбку и хорошо стал справ­ ляться с посадкой. Не прошли мимо внимания командира и неправильные действия лейтенанта Пихам- кипа. Дело в том, **то, идя «но коробртдее», этот летчик неправильно строил маршрут, -гг слишком близко вьщодал третий р&зво- :ют. В итоге при заходе нз цосад&у имел шадувд высоту и ухода на рторо? яруг . Этот же летчик в полете рел себ# неврима- гелэдо. Он не следа за сигналами стартера. *гогда ему стартрр показал сигнал «зару- тить», он вое же взлетел. Царущение летной исцинлины нэ осталось беона^занньш. ьРМ^пдир зэ плохую рсмотрите^пэсть лвт- гпка Нпхамкппа отстранил от прдетов. Вечером в подразделении состоялся раз- юр летпого дпя. Капитан Власов детально гроанализировал действия щфдого летчика, ъазобрал их ошибки, отметил тех, кто от- тичпо выполнил по^етрое задание. $ их числе были лейтенанты Соколов, Пронь и Фпщбейд. Так летчикитистребитюга в напряженной боевой учебе совершенствуют срор мастер­ ство, Напитан В, ЛАГОШИЫЙ. ВСЕГДА В ГОТОВНОСТИ У нас иа корабле самый чистый и ис­ правный из механизма трюмн<ъпр$?рн&ш вясос. Хорошо ухажрде? ним отличпик гш ой и я ш э т в б я й m m v m т щ и й матрос Проденкр. Т&В увш ТЬ №* Э№- дывапие, щ Дррцедад, иадр вдяедать миргвм. Поэтому и результаты рро ра|5рты ИЗИНР- го *учще, чем У его д а р е ш ^ в . Щ т ртоит подат^ команду; «Процецкр, запу­ стить трюмно-пожарпый насос», и букваль­ но через несколько минут насос заработает И будет работать нормально. Забота матрог РЭ Продену о постоянней готорнорти сгр механизма показывает, что этот матрос не только зпеет требования воинских уста­ вов, но и выполняет их. Главным старшина М. БОГУСЛАВСКИЙ. РАССКАЗ ОТПУСКНИКА Будучи в отпуску, секретарь комсомоль­ ской организации старший матрос Постни­ ков побывал па собрапип комсомольцев род­ ного колхоза. Об этом он рассказал товари­ щам но службе. - — йак тепло меня встретили земляки! — сказал тов. Постников. — Они расска­ зали мне о своей работе на уборке урожая п при сдаче хлеба государству, о ерциалиг стическом соревновании и перевыполнении взятых обязательств. В свою очередь я рассказал землякамт комсомольцам р подвигах героев северомор­ цев Ивана Сивкова, Бориса Сазонова и дру­ гих, совершеппых в годы воины, п о том, рак севрроморцьу зор^о охр^нядот морркце границы пашей Родины сейчас. — Комсомольцы пожелали пам дальней­ ших уерхор в учебе, — сказал тов. Пост­ ников. — Я им пожелал в будущем году вырастать еще более высокий урожай. Матрос Н. п ш р и к д в . р——-Непобедимая морская крепость 245 лет стоит против устья Невы Кронштадт — неприступный форпост обороны, пи разу не спустивший флага перед неприятелем. 7 октября } 703 го­ да флотилия Петра Первого высадилась у берегов лесистого острова. Его выгод­ ное стратегическое нодрженде нрнковаг ло внпмапие Детра. Остров контролиро­ вал входы в Неву, а молодому, сущест­ вующему всего 5 месяцев городу Петербургу нужен бцл надежный мор­ ской чдеорой. На отмелп южшц части острова, на­ званного Петром н ДРНЬ его цдеещения Котлипым, началось строительство кре­ пости. Видную роль город-жрешеть сыграл в годы Великой Отечественной войпы. ртадицская стратегия сделала его пе- приступпым перед техникой, которую выставили против него гитлеровская ар­ мия и флот. Кронштадт не дрогнул. В его силу и стойкость верило население осаж­ денного Ленинграда. Пм гордилась пехо­ та, ощущавшая силу огневой поддержки Кронштадта. В Великой Отечественпой войпе артил­ лерия Кронштадта предстала во всей непобедимости своего сокрушающего ог­ ня. Батареи фортов били по северному берегу залива, где засели тогда финские сподвижники Гитлера, и по южному бе­ регу, сильно укрепленному немцами. Бывали дпи, когда кронштадтские фор­ ты до 30 — 40 раз в суткн вступали в ожесточенную контрюатареиную борьбу с немецкой артиллерией, обстреливавшей мирные кварталы Ленинграда, и не­ сколькими залпами заставляли ее за­ молчать. Постоянно езязапиые с сухо­ путными войсками, морские артилле­ ристы Дмитрия Ивановича Терещенко и Ивана Ивановича Грена снайперски при­ стреляли немецкие позиции. Благодаря атому за все время блокады они ни разу пе дали врагу возможности перейти в наступление. Кронштадтские артиллери­ сты вложили свои вклад в сокруша­ ющие удары ленинградского фронта. Кронштадт здравствует, как флотская база, как город доблестного советского патриотизма. ...По-корабельпому чист и опрятен Крошитадт сегодня. Уже пе видно тяже­ лых шрамов войны. Дома, от которых оставались одни каркасы, поднялись вновь и украсили великолепные проспек­ ты города. Далее литые решетки петров­ ского парка п старинных каналов повто­ рены в точнейших копиях кронштадтски­ ми литейщиками. Штормовые ветры полощут флаг ве­ ликой Отчизны, и оп реет на Балтике, как символ боннской вериостп, безза­ ветного служения народу. М. НИКИТИН. М о л о д о й б о ц м а н Бщалый моряк, орденоносеч главный старшина Солотов, уходя с корабля гово­ рил одному из лучших своих воспитан­ ников матросу Абросову: — Я доложил командиру корабля, что вместо меня можно оставить вас. Комапдир дал свое согласие. Так смотрите же, Абро- сов, будьте попрежпему честным и стара­ тельным моряком, служите добросовестно. Помните, что от работы боцмана зависит чистота и порядок на корабле. Берегите свой корабль. Матрос Абросов внимательно выслушал бывалого моряка и сказал: «Благодарю вас, товарищ главный старшина, за доверие. Чести корабля пе посрамлю, приложу все силы, но доверие оправдаю». Вот уже несколько месяцев матрос Абро? сов выполняет обязанности боцмана и вы­ полняет их неплохо. Данное пм слово оп держит честно. Абросов хотя и молодой еще главный боцман, но у p ro много настойчивости. Он не пройдет по верхней палуое, чтрон не за­ метить непорядка. И все его беспокоит: то леера надо тУ^е обтянуть, то шрабры вымыть или кранцы подремонтировать. У него всегда находится работа и работа нуж­ ная. Особенно хлопотлив Абросов перед вы­ ходом корабля в море. Оп по своей часта все во-время подготовит к походу, проверит несколько раз, все ли в порядке. Од­ нажды готрвились к выхрду в море. Ма­ тросы, сделав свое дело, находились на бое­ вых постах, а Абросов ходи^ и проверял. Попался ему на глаза чехол плохо зашну- роващщн- Цолодой брцман сейчас же выз­ вал хозяина установки и дал ему указание зашнуровать и закрепить чехрл. Матрос пытался возразить, что это ме­ лочь, но Абросов остановил его: «Когда го­ товятся в море, не бывает мелочей, надо считать все главным. Из мелочей растут крупные недостатки. Сорвет чехол, потом же не будете говорить, что былз одна ме­ лочь, по причине которой снесло чехол». Матросу оставалось только выполнить указание Абросова. Уже к нескольким вы­ ходам в море готовил корабль молодой боцман И ЩРтщучм щ одного замечания. Старшина 2 статьи А. АЛЕНСЕЕВ. ■— - - Л'- , " "• 1 ................... .......I m m m m a - <1 $ i i i / - ^ .ъ З ш ш а ш Я Н В Д ф. ^ V Г Г а г и т а т о р Комм»юлец старший матрос Власов при­ нимает активное участие в работе комсо­ мольской организации. Работая агитатором, рн проводит беседы живо и интересно. Не­ давно им были проведены беседы на темы: «Зарождение союзов молодежи и пх боевые дела в годы гражданской войны», «Комсо­ мол в борьбе за выполнение послевоенной пятилетки». Часто Власова можпо видеть среди това­ рищей за разделением международных событий пли рассказывающим о трудовых подвигах пашего парода. Комсомольская организация высоко оце- 1щл$ активиста-комсомольца и напдеа.та письмо его родпым, поблагодарив их за хо­ рошее воспитанно сына. Сержант И. РОПОТОВ. Т О вытягиваясь в струну, то из­ гибаясь на поворотах, грузовой! электрический поезд стремнтед&цо мчится Hft for. Мелькают вздцбленные скалы, одетые спежпым покровом< бес- чпеленпые озера, сверкающие молодым ледком, одипокие развесистые деревья. Пива! Старинна# северпая река. Ее мутные беспокойные воды не замерзают даже в самые крепкие морозы. Тысяче­ летиями энергия Нйвы уходила на шли­ фовку камцей, густо устилающих берега и дио реки. Поезд везет апатитовый концентрат — — цеппрр с^рье для удобрений. Мой спутник — начадаи* службы электрп- фпкадни Кировской железной дороги директор-подполковник тяги Шемонаев говорит: — Черрз несколько лет электропоезда пойдут от Мурмапска до Волховсгроя. Вагоны ryjjKO постукивают на стыках рельс, и под мерный щум K<>j?ec Федор Сергеевич Щемондер вспомнпает, что бвдо пятнадцать лет назад. ...Пришли большевики и обуздали бур­ ную Ниву. Загудели электромоторы на заводах и в мастерских. Тысячи электро­ лампочек засверкали в Кандалакше и в ближайших поселках. В 1933 году правительство утвердило проект, разработанный по инициативе Сергея Мироновича Кирова об электрифи­ кации самого северного участка Мурман­ ской железной дороги. Год 1934. В Кандалакшу прибыли первые строители электрифицпрованпой магистрали- в дрзрддаые т щ ц запо­ лярной осени» в зимние ододз и вьюги не прекр-ща-таср рдата. От Кандалакши На Север по сторонам лге-тезцодорож^й Насыпи шрортали массивнью, просмо­ ленные стрлбы для будущей контактной сета. Между НИИИ в рложцой сцстеме креплений пад редаамн напцрал тускло цоблесщвающпи контактаьп! провод — аорта э.ТрктрцфпцированнРГО участка. Закладывались фуидамепты тягловых подстандий. Проект Кирова был воплошеп в жпзпь. В 1935 году по линиям Заполярья пошел Первый электровоз. ...Мягко стучит па стыках электриче­ ский поезд, серой лентой тяпется Низа. — Тринадцать лет прошло с тех пор. Имя Кирова посцт железная дорога, свя­ зывающая Заполярье со всей страпой. По обновленной магистрали с севера па юг мчатся поезда. В железнодорожных состараз то, ЧТ° советский человек взял у суровой северпой природы па пользу социалистическому Отечеству: разнооб­ разная рргопап продукция, цветные металлы, апатитовый копцентрат, меха­ низмы с маркой заводов Мурманской об­ ласти. Электрический поезд мчится с боль­ шой скоростью. Каждый вагон вмещает десятки тонп копцентрата. В нашем составе тридцать пять вагонов. — Подсчитайте, сколько это тонп, — сказал Шемонаев п прододает рассказы­ вать. — Неузпаваемо преобразилась паша магистраль. По сравнению с 1933 годом скорость движения поездов увеличилась более чем в два раз^. На Мурманском от­ делении грузится теперь в четыре р ;щ больше вагопов, чем пятнадцать - 1 ст назад. В путь вложены рельсы тяжелого типа. ЦоЕенщей системой автоблокиров­ ки оспащаетря дорога. Рыроед перво­ классные трацеп'фтпые предприятия. Радость и гордость озаряет лнно этрго человека, вну^а И сьща рабрчпх. Это ра­ дость и гордость советского инженера за свою страпу, за ее производственные возможности, за ее трудолюбивый п та­ лантливый народ. Путь в Мурманск MW пррде.талн па электровозо БД 19— 132. Мапшиист электровоза Мпхац .7 Михайлович Дссц:;ч двадцать лет во.тпт пок?д^ но зарлярнрй магистра.ти . Когда электровозы цришлп на смену паровозам, Михаил Мрх^нло- вхру уже овладел ДОЙРЙ ТришкоГ?. Под обстрелом и 6 омбардн 1 Н|рками сотни со­ ставов для фронта провел Лсевпч в дни Отечественной BofiniJ. Его грудь укра­ шает норкольцо цравнте.^ственных Наград. Сейчас Михаил Михайлович Ясеяпч является лучшим машинистом не толь­ ко своей дороги, но н Сецеро-Западного округа. • Железиодорожппкп электрпфнцирозап- ной магистрали пастойчлво претворяют в жизнь заветы ^варища Кзц.ов^, всеми силами содействуют дальнейшему про- ТЯ'Г-’ ТЯ Г,1' ' ГгЪ• ■ ОТBEТСТВЕННЫЕ И ПОНЕТНЫЕ 0БЯЗАНН0СТИ Из опыта работы пропагандиста Ответственные и почетные обязанности возложены па пропагандиста, которому доверено политическое воспитание вои- пов. Трудно пайтп более благородпые и возвещенные задачи, чем эти. Решению их надо посвятить все свои силы и знания, и фогдз усилия пропагандиста прпнесут свои Н4°ДИ- Оспонным оружием пропагандиста яв- дается живое слово, и этим оружием мо- $ет успещщ) владеть тот пропагандист, ко­ торый работает над собой. Постоянным долгом пропагандиста яв­ ляется за*бота об идейности, о воспитатель­ ной действенности каждого проводимого Мероприятия. Этими важнейшими условия­ ми я и руководствуюсь в позеедпеэпой ра­ боте с личным составом. Прежде чем проводить какое-либо меро­ приятие — семинарские занятая руководи­ телей политзанятий, лекции в помощь изу­ чающим марксизм-ленинизм, доклады, бе­ седы,— я тщательно готовлюсь к каждому нз ппх. Казалось бы, что это требовапие пе являете# новшеством, однако нередки слу­ чаи, когда некоторые пропагандисты за­ бывают об этом. Приведу пример из практики своей ра­ боты. Готовясь к докладу на тему о с о м ­ нении военной н государственной тайны, я прежде всего ознакомился еще раз со всеми указаниями Леннпа и Сталина, боль­ шевистской партии по этому важнейшему вопрос^ н основные положения внес к себе в копспект. Увязал тему с текущими собы­ тиями в нашей страпе и обстановкой за рубежом. Пронялюстрирозал доклад при­ мерами из жизни части. Доклад не только был прослушан со вни­ манием, по и слособ-ртвювал ноцыщенцю бдительности среди личного состава при выполнении службы в карауле, в дове­ дении па берегу, в повседневной жизни матросов. Пропагандист должен всегда стремиться, чтобы его работа бдаа действенной, помо­ гала в решении конкретных задач. Пе менее важной задачей пропагандиста является индивидуальна? работа с людьми, помощь офицерам в изучеппп марксистско- ленинской теории, руководителям полит­ занятий, агитаторам, партийному н комсо­ мольскому активу в их агитационно- пронагандистской работе. Офицер старший лейтенант медицинской службы тов. Ртащев работает пад собой, одпако навыков самостоятельной учебы у него недостаточно. Некоторые трудности встретил тов. Ртищев прп изучении второго раздела 4 главы «Краткого курса псторнп ВКП(б)». Изучая вопросы диалектического и исторического материализма, тов. Ггп- щев нуждался не только в консультациях, но и отдельных беседах со стороны тех, кто уже знаком с этой работой товарища Сталина. Я охотно пошел павстрзчу офи­ церу. В простых товарищеских беседах прп- i щлось раз’яспить, что такое производитель­ ные силы и производственные .отпош^гтия, привести конкретные примеры, как разви­ ваются производительные силы н производ­ ственные отношения в нашем советском обществе, как опп способствуют развитию нашей страны. Как раз эта вопросы и ин­ тересовали тов. Ртищева. К таким беседам мы возвращались нередко. Когда нужно, я рекомендовал дополнительную литературу. Прошло время, п тов. Ртищев уже само­ стоятельно разбирался в неясных ранее вопросах. Проявляя инициативу и настой­ чивость в учебе, оп законспектировал все 12 глав «Краткого курса псторнп ВКЩб)» и перешел к изучепию первоисточников. Члеп ВйиП(б) сержапт тов. Пугач отлично занимался в группе политических занятий. Но ои пе довольствовался этамд успехами. Добросовестно выполняя своп служебные обязанности, оп находил время пе только для подготовки к политическим занятиям, ио и для работы пад собой. Тоз. Пугач са­ мостоятельно пзг/чпл «Краткий курс истории ВКП(б)». Он часто обращал­ ся ко мне за советами, п я охотно помогал ему в усвоепии мнорих всаросов. Мы с ним часто и подолгу беседовали, вместе разбирали отдельные положения. Тов. Пу­ гач сейчас заметно вырос политически и своп опанпя передает товарищам. В практике своей работы нередко нрп- ходплось оказывать помощь п матросам, отстающим на политзанятиях. Матрос тов. Павлов слабо усвопл вопрос о том, что зна­ чит догнать и перегнать главные капита­ листические страны в экономическом от- попкчшга. Павлов — коми по националь­ ности, слабо владеет русским языков и с трудом читает литературу. Падо было по­ мочь ему освоить тему, что я и сде­ лал. Раз’яспил тов. Павлову на примерах изменений, происшедших за год.ысоветской цветанию индустриального района — форпосту социализма па крайнем Севере. Выполняя сталинскую пятилетку в четы­ ре года, опи охвачены пафосом созпдэ* тельиого труда. Наступила суровая полярная зима, но кировцу решили в любые морозы и выоги работать по повышенным нормам летпего графика. Это дает возможность перевезти сверх плаца сотсщ тысэт тонп народно-хозяйственных грузов. ☆ ☆ ☆ Педавпо в Мурманске па паучпо-техпи- Ческую конференцию, поернщенную ито­ гам работы энергетических устройств и сооружений электрифицированного участ­ ка дороги Мурманск — Кандалакша, с’ехалнсь крупные ученые — энерге­ тики нашей страны, паучные работники трапспортпых институтов Москвы п Ленинграда. А итоги эта, действительно, велпкп. За трппадцать лет па участке выросли первоклассные кадры. Бывший печипк тов. Перлов сейчас дежурный техппк тяговой подстащип. Десятки ря­ довых рабочих выросли до командиров и успешно управляют сложной техникой. Они усовершенствовали электрооборудо­ вание, внесли более 100 рационализа­ торских предложений, освоили производ­ ство целого ряда сложных материалов и деталей, которые раньше изготовлялись только иа заводах. Переход с паровой тяги на электриче­ скую позволил сэкономить сотни тысяч тонн угля, па 30 процентов сократить эксплогугаццопные расходы, увеличить пропускную и провозиую способность магистрали. ☆ -к * Железнодорожники Заполярья свято чтут память основателя электрифициро­ ванного участка Сергея Мироновича Ки­ рова. В связи с четырнадцатой годов­ щиной со дня его смертп на транспорт­ ных предприятиях п линейных станци­ ях проводятся беседы о жизни и рево­ люционной деятельности пламенного борца за коммунизм. В клубах и библио­ теках оформлены выставки о любимце партии и народа. 1 декабря всюду со­ стоятся торжественно-траурные собра­ ния, посвященные намята Сергея Миро­ новича Кирова. Ю. М0ШНИН03. m gg ' zr власти в республике Коми, рост благого- сгояшш трудящихся, их возросшие потреб­ ности. Промеры были взяты, очевидно, удачно, потому что матрос сам в ходе бе­ седы делился утехами своей республики. Но на этом не закончилась работа с Павло­ вым. Ему. пришлось (иорекомепдглзать чаще читать литературу, брать увлекательные книги в библиотеке, читать статьи в газе­ тах. Сейчас Памов неплохо читает и хоро­ шо учится. Каждое погое сообщение об успехах тру- женпкрз заводов, строек, колхозпых полеи радует моряков, вызывает у пи’х стремление еще лучше служить нашей любимой Роди­ не, повышать своп военные п политические знания, укреплять ДЕсщщлнку. Вот поче­ му я стараюсь не оставить цп одного со­ бытия нсраз’пспспиым лнчпому составу, а с приходом почты подбирало наиболее яр­ кий материал и даю его агитаторам, сове­ тую им, где и как необходимо провести ра­ боту с личным составом. Пришли газеты, в которых были опубли­ кованы ответы товарища Сталина на вопросы корреспондента «Правды». Я де­ тально сам их изучил, затем пригласил агитаторов, вручил пм материал и рав’яс- ннл методы работы с воинами. Агитаторыв этот я;с депь провелп громкие татки во всех кубриках подразделения. Личный со­ став оживленно обсуждал это сообщение. Таковы пекоторые примеры пз опыта моей работы. Наиболее плодотворпо выполнять свои обязанности, правильно ориентироваться в событиях, воспитывать у личпого состава высокое сознание своего долга перед Роди­ ной, всемерно способствовать выполпеплю задач, стоящих перед частью, — раш важнейший долг. Лейтенант Д. КОДРИЛСЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz