На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

I « А С Т М Я Г Е J I l T M I f P S W ГГ M b TS П *., № 280 (327f)„ ТРУД И УЧЕБА ЗАЛОГ УСПЕХА ж Действовать только отлично^ стало правило л# дружного экипажа Моплтый морской бУ р НЗ крепких шг.зртовых стоял у причала. Команда па ием новая, в большинстве своем педавпие юпги. Ем на этом судне еще вся незнакомо. Машины и механизмы сложпые. Па освое­ ние техники, даны были предельно сжа­ тые сроки. — Самим за такое короткое время пе справиться,— озабоченпо проговорил вновь назначенный старший механик буксира, — тут пужпа помощь. И помощь пршпла. Групповой механик Иван Николаевич Зайце® взялся за нелег­ кую задачу — помочь людям быстрее изу­ чить новую для пих технику. Механики и мотористы го главе со старшим механиком судпа собрались в назначенный час в машинном отделении. Должно было начаться первое занятие. Ждали недолго. Вскоре па трапе раздались торопливые шаги. В машинное отделение пришел Иван Николаевич. Начались систематические занятия по освоению сложной техники. Иван Николаевич был наредкость тер­ пеливый преподаватель. Рассказ*>м п пока­ зов он добивался того, чтобы каждый знал свое заведыванпе, умел управлять механизмами в самых сложных условиях, когда на принятие решении давались секунды. Огромный ^Тактический опыт Ивана Николаевича помогал добиваться успеха. Судно в срок вступило в эксплоа- тацию. Работая на берегу групповым механи­ ком, Иван Николаевич цечтал о море. Мор­ ской службе он отдал 30 лет ж и з н и , начав плавать с 14 лет. Однажды он пришел к главному йнжене- ру и заявил: — Надоело на берегу, прошу назначить на судно. Просьба Зайцеву была удовлетворена: он был назначен па судно, стоящее в ре­ монте. И вот снова Ивап Николаевич в магаипном отделении. Все так привычно и близко, как будто и пе уходил он на берег. Ему «повезло». Морскоц буксир тоже только что пришел па Флот, и комплек­ тование личным составом еще не было закончено. В отделе клтров Иван Никола­ евич заявил: «Давайте молодых, научу, хорошими моряками будут». Умело обучая личный с^тав других судов, будучи групповым механиком на своем буксире, Зайцев удвоил свои усилия. Не считаясь со временем, люди работали и учились. Старшин мехапик сумел при­ вить любовь к учебе, привить благородное стремление — быть первым в освоении коханшмов. Внимательными учениками были юнга Мусников и третий механик Захаров, сам недавний моторист. Наряду с учебой, велась напряженная работа по ремонту. Большую часть ремонт­ ных работ выполняли сами моряки под руководством Зайцева, в мастерских дела­ лось только то, что требовало применения станков. Своими силами был произведеп ремопт машин и вспомогательных механиз­ мов с укладкой вала и перезаливкой под­ шипников. Одновременно был отремоптп/ ровап мотор судового катера, давно спи­ санный, как непригодный. Ремонт судпа был закончен досрочпо. Машинная команда, под руководством Ива­ на Николаевича Зайцева, перебраз своими руками каждую деталь многочисленных ыехащгзмов, прошла большую практи­ ческую школу. Молодые ircpяки из не­ опытных и неумелых новичков преврати- тпсь в настоящих мастеров своего дела. Второй механик Моисеев, трбти® механик Захаров, старший моторист Паун, бывший юнга, моторист 2 класса Мусников — кот люди, которыми по нраву гощится Иван Николаевич, как своими лучшими, способными помощниками. К выходу из ремонта машинная команда была уже крепко спаянным и дружным коллективом, который не боится никаких трудностей. С тех пор судно наплавало уже около твух десятков тысяч миль, отбуксировало сотпи барж с грузами. Только за шесть месяцев текущего года сэкономлено 12 тонн горючего, сотни килограммов смазоч­ ных масел. Механизмы буксир ни разу не выходили из строя. Зорко следит лич­ ным состав за своим заведованием, ве^ь профилактический ремонт производится бее вывода из эксплоатации. Пользуясь каждой минутой неходового времени, меха­ ники и мотористы устраняют замеченные неисправности. Иван Николаевич потребовал от подчи­ ненных овладеть всеми обязанностями, ко­ торые надо выполпять при управлении ма- шипой. Теперь у пульта управлегшя с оди­ наковым успехом стоят и механики, и мото­ ристы. Любой может заменить уехавшего в отпуск или заболевшего товарщца. Когда Иван Николаевич уезжал отды­ хать, он смело доверил свое сложное хозяй­ ство второму механику. Моисееву. Это при­ мер некоторым старшим механикам, кото­ рые обивают .вороги кабинета главного инженера, прося «замену» ушедшему в отпуск специалисту. Морской буксир, на котором работает тов. Зайцев, всегда • готов к выполне­ нию заданий командования. Работать толь­ ко па «отлично^ — стадо правилoi| рпщо- го состава. На буксир служить нод *о#авдо$ па Николаевича Зайцеву врос#тсц многр механики и мотористы с |ру!Щ сутод, зная, что, пора^отад на H8Mt щц црзцеят свою.квалификацию и щфобретут богаты? опыт. Коммунист Зайцев не только учил других, но и упорпо, систематически учился сам, непрерывно совершен­ ствовал свои знания, сво> опыт. Успех пришел потому, что Зайцев умело сочетал производственную работу с партийно-по­ литической работой. Он не только «бучает, но и воспитывает личный состав, неустан­ но раз’ясцяет политику партии и прави­ тельства, направленную на дальнейшее укрепление народною хоояйства нашей Родины, на дальнейший рост благосостоя­ ния советского парода. Иван Николаевич в любое, даже, казалось бы, незначитель­ ное дело вкладываег страстность большеви­ ка. Он понимает, что там, где работает •коммунист, не должно быть отстающих, высокое звание члепа $олыпевнстсади партии обязывает быть в фвднгазде коллектива. Личным примером, высокой требова­ тельностью к себе’ и подчиненным, отлич­ ным зпанием порученного ему деда комму­ нист Зайцев завоевал авторитет, рак луч- пщй старший механик вспомогательных ш од . рушишош9 им цтыъ состав — дружный коллектив, спаянный одним стре­ млением поддержать и урредорь <цаву сво­ его передового судна. Капитан 3 ранга С. РЯЗАНЦЕ?. Отличник боевой ■ политической поц- готоакн команлир отделения рулеацх старшина 2 статьи Вячеслав Брутов. Фото Н. Вьюоцкогрь ■5-г- Добиваться еще лучших результатов После долгой подготовки j нас было про­ ведено учение по борьбе с пожаром. Про­ верка показала, что матросы и старшины твердо усвоили свои действия и научилдеь работать быстро и правильно. Например, старшина 2 статьи Родионов, стоявшей в это вреяде дежурным, сумел 84 короткое время оповестить отсутствующих в нод раз­ делснял офицеров и старшин. Огаршие матросы Портной, Гудлов, матросы Мартынюк и Шишкин сразу же вынесли оружие в безопасное место ? при­ готовили шланги и огнетушители. После тренировки командир подразделе­ ния сделал разбор. Он отметил, что матросы и старшины научились действовать инициа­ тивно и точно по инструкциям, но на этом останавливаться нельзя. Надо еще лучше отрабатывать выполпение обязанностей, до­ биваясь сокращения времени на подготовку средств борьбы с огнем. Старшина 1 статьи Д. СИНИЦЫН- На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Спод‘емом и во душевлением изучают североморцы биографию В. И. Ленина ★ ★ ★ С большим под’емом приступили MiTpoci* и епрдщны к изучению f системе По- | литзаиятий биографии В. И. Ленина. Жизнь и деятельность великого вождя и учи­ теля, основоположника большевистской партии и Советского государства Владимира Ильича Ленина учат воинов бороться за построение коммунистического общества. Изучение биографии великого вождя формирует характер воинов, воспитывает их стойкими, мужественными борцами за коммунизм. В помещенных здесь письмах военкоры рассказывают о первых днях учебы, о том воодушевлении, с каким приступил? матросы и стар-иины к занятиям по изу­ чению биографии В. И. Ленина. Вдохновляющий пример Я читал трварвда Сталина, ко^ [род, два шага назад!, «Что делал*?», торую он да* в ПЮУдеые ленинские *ни. Это была эеликад ШТва болщевлстской партии на верность деру Дедоа, ебраз щк тораго будет жять в зека*- Товарищ Стада дал клятву держать вы­ соко ц *paH*rn> в чцетоте великое звание члена ц^ртад; *рдать единство партвц, как зеницу ока; хранить ц у^ренлят> дибг татУРТ цро^етариата; укреплять всеми силами союз дебачи* и крестьян; укреп­ лять и расширять Союз Республик, брат­ ское содружество ц дружбу народов нашей страну; укреплять цашу Красную Армию и Красный Флот. Священную клятву, данную товарищем Сталиным, большевистская партия и совет­ ский адвд вд од ою т с честью. Об этом говорят успехи, одержанные советскими людьми в строительстве социализма; об этом говорит наша победа над фашистской Германией щ империалистической Япони­ ей; об этом говорит быстрое восстановле­ ние разрушветого войной народного хозяй­ ства и развитие его в годы послевоенной пятилетки. Учась в цартийной школе, я изучал такие ленинские^ труды, кац «Шаг впе- В группе офицера Кубланоза Беседа, которую проводил в своей груп­ пе офицер Кубланов, была цоевящен* дет­ ским и юпоще^ким годам Владимира Ильича Ленина и началу его революционной дея* ознакомился с революционной деятель­ ностью и борьбой Владимира Ильрча за создание марксистской партии нового типа в России. Сейчас на политзанятиях мы приступи­ ли к изучению биографии Ильича. С боль­ шим вниманием слушают матросы руково­ дителя, стараются уловить каждое слово, записывают рассказ. Особенно заинтересовал меня рассказ о пачале революционной деятельности 0. И- Ленина, о его кипучей анергии, полностью отданной борьбе за счастье народа. Все это до глубины души волнует каждого из нас и навсегда останется в памясти. Светлая жпзпь В. Ц. Ленина, основате­ ля большевистской партии и Советского государства, служит примером беезаветной любви к своей Родипе. Любовь к Родине у пас, военных моряков, должпа выражать­ ся в постоянном совершенствовании боево­ го мастерства, в укреплении воинской дис­ циплины, в повышении боеспособности наших Вооруженных Сил. Старший матрос С. КАНЕВ. Учиться на „отлично" 1 - Командир корабля проверил содержа­ ние матросами техники и оружия. Про-- (верка показала, что матросы и старши­ ны хорошо ухаживают за своими заве- дываниями. Особенно были отмечены старшипа 1 статьи Зимулькин, старшие уатросц раевдьков, Прямов и Шлейни- ков. Пх материальная часть содержится в образцовом порядке, командир кораб­ ля поблагодарил этих товарищей за усердие. Старшина 2 статьи В. Заборский. Молодой цатрос Филиппов родруж^л с бывалым морякрм старшим матросу Дулднум. С цомощью Дудаа Филищв за короткое время добился отличных Читал я шэну Малтоэского «Владимир Ильич 1енин» я навсегда запомнил эти строки: Партия я Ленцвд — . бданецы — братья, — кто более Н а я д о — р о т о р н в ц е я е я ? Мьг говорим — Лении, п о д р а з у м е в а е м — ^ W P — \ радирц подразумеязем — Денжн вместе со свосм со Jtoifa. 50Р#ГИИ П вот сейчас я вместе с товарищами изу­ чаю на политических здатиях биографию Владимира Ильича. Я не ограничиваюсь только тем, что слу­ шаю рассказы руководителя. В часы са­ мостоятельных зашггий и по вечерах изу­ чаю «Краткпй курс истории ВКЦ(б)». .Так, готовясь 5 очередной лекции, я прю- читал раздел, где говорится о начале рево­ люционной деятельности Владимира Ильича, о его борьбе с народниками и «экономистами». Систематическая самостоятельная рабо­ та над собой помогает мпе шире познать ком то, о чем рассказывает руководитель по- Грутща старшин, ^которой руководит р^.ультатов в СюероД ц цо зяттош З J ^ФР^ер W инспектор­ ской проверке политзапятий оценку «от­ лично». Это вордушер.и^ руководителя и слушателей ца еще б0лес уцо^ную i^eoy. Сейчас старцщды изучают биографию В. И. Ленина. Цровдена первая тема о на­ чалу револнщцонцой деятельности Денина. Беседа по это$ теме показала, что слуша- трли группы хорошо ^своцлн ее. Выступа­ ли Цнучепко#, Сахаров., Заболоцкий, Фомин и другие. Они оравнльщ) отвечали на во­ просы. Старшину 2 статьи ^рученков рассказал о детстве и юпости В. И. Ленина. 0 начале революционной деятельности Ленина рас­ сказал старшина 2 статьи Сахаров. товарищем Сталины* создал Т^к* ю нар- литзапятий. Приложу все усилия к тому, тар, которая привела наш народ через все чтобы глубоко изучить биографию В. И. испытания щ ^^ирно-историческим нобе- |Ленина. д^¥. ' Старший матрос А. БУЛАЕВ. Беседа прошла активно подготовке и стал в число передовиков Щ)а-рля. За отличное несение ч ш ё Ч море он получил благодарность. Старшина i статьи И. Герасиме- Немного црошло времени с тех пор, век юнге Егорову присвоив авание ма­ троса. Оп стал работать и учиться еще прилежнее. На походах Егодоч «тущчр^ стия^ валту ц ш 1 Ш w ш а а д р д боевой части вторую благодарность. Не­ давня уо^одого матроса командование направило в школу подготовки старшин. Старший матрос В. Генсовсний. Новая ступень н совершенству Рано утром раздался сигнал учения. Матрос Хомутпппнков, быстро вскочив с койки, прибежал на свой боевой ноет. В. машинном отделеппи еще никого пе было. Матрос не стал включать свет, ему он не так и нужен. Его натренированные руки безошибочно находят пужпьге клапа­ ны и работают в полной темпото так же ловко,, как и при свете. Прошли считан­ ные минуты, и трюмио-пожарпый насос дал полное давление заборшои воды на пажарную магистраль. Но стрелка мопомстра резко пошла вниз, давление падало. Матрос Хомутин- ников увеличивает ход насоса, чтобы удержать давление. Пасос даег максималь­ ное число двойньи ходов • в минуту, а давление продолжает надат^. Видя нспормалыгую работу насоса, Хому- тинииков немедленно доложил о слу­ жившемся командиру боевого поста. По­ лучив приказание пустить другой трюмпо- пожарпый пасос, он переключил магист­ раль н выполнил приказание. Вода пошла к пожарным рожкам. Так в минимальное время матрос добился того, что от него требовалось. Борьба за живучесть корабля в сложпых условиях.. Матросы отделения выполняют одну вводную за другой. Вит па боевом по­ сту матроса Хомутншшкова возник «но- ^ар». Хомутшшяков немедленно приступил к тушению «пожара», но доложить коман­ диру боевого поста по телефону не смог, так как связь «вышла» из строя-. Старшина, находившийся в это время за переборкой, должен знать положепие дел у своих под­ чиненных. Матрос Хомутипииков, схватив ключ, ударами в переоорку дал знать в со- седпий отсек о «пожаре» у< себя на боевом посту. Благодаря правильным действиям! Хомутипникова старшина Салопин во-вре- мя принял доклад. К Хомутипникову па боевой пост были посланы на помощь люди. «Пожар» был ликвидирован. После отбоя учебной тревоги старшина 2 статьи Салоппп перед всем отделецисм отмегил четкие и умелые действия матроса Хэму- тишпткова. Много пгшплось потрудиться Хомутнппи- каву, чтобы своими действиями заслужить похвалу старшины. Хомутиннпков пе так давно служит на корабле, нр учцле? он все эго время усердно. С первых дней еуу помогал бывалый моряк, о т л и ч н и к боевой п политической подготовки стар­ ший матрос Литвин. По приказанию командира отделепия старшины 2 статьп Салоиииа матрос Хо.\гугтппииков был наз- пачеп дублером к старшему матросу Дит- вциу. Цолучив это приказание, Литвин пе зпал, как п о д о й т и к молодому м а т р о с у , чему, его учить и с чего надо начинать. Ему еще никогда не приходилось помо­ гать молодому товарищ так, чтобы отве­ чать за его подготовку. Литвин решил по­ советоваться с командиром отделения. Старшипа 2 статьи Салонин не дал ему рецепта. Оп только спросил: «А как вас встретили опытные матросы, ког­ да вы пришли служить па корабль, и как вам помогали?». Старший матрос Литвин, немного по­ думав, ответил: — Хотя это и давно было, во я отанчно помню, что матросы встретили меня очень тепло, радушно. Я быстро родружил со старшим матросом Ершовым. Он был ет- личпико* боевоц и политическое подго­ товки, и старшипа отделепия назначил меня к нему дублером. Ершов и был моим первым учителем на корабле. Мы всегда вместе занимались, разбирали неясные вопросы. Если Ершову не под силу было самому рассказать мне все до топкзт стц/ он пе об яспял ничего вообще, а шел за помощью к комапдиру отделения сир? шине 2 статьп Осипову. Правда, это с ним случалось редко. Когда Ершов позпакомил Литвина с бое­ вым постом, машинным отделеппем и с порядками иа корабле, оп стал приучать его к самостоятельной работе. Литвин ре­ же слышал от него прямые ответы и под­ робные раз’яспения. Старший матрос Ер­ шов заставлял самого Литвина подумать и разобраться в неясном воцрод Это все хороню помпил Литвин. Оп пом­ нил, как упорно старался над выполнени­ ем каждого задания, как требователен был к нему старший матрос Ершов. Да он действительно был его лучшим и близким товарищем. За короткое время он помог ему стать на самостоятельную вахту, сна­ чала на яворе, а потом на ходу. У Литви­ на свежо в памяти, как они вместе учи­ лись, работали, переносили трудпости по­ ходов, увольнялись на берег, писали пцсьма, радовались успехам. тт- Так вот, теперь так же и вы должны обучать молодого матроса Хомутинниковг, — сказал старшипа Салолин. Тетерь Литвцн знад, с чего, ему начать и как себя вести с моадым матросом. Ор почувст &ов.ал себ$ ответствецпым »а обучение Хомупщцдара. Появилась ьа- бот^ о том, чтобы не только самому совер­ шенствовать срод эднпя, цо и заботиться о това^цще, придать его « ТРУДУ и упорству в достижении поставлеппой цели. И Литвин начал работать с попым приливом сил, проявляя такую ля заботу, о Хомутншшково, какую в свое время про­ являли о нем. Од весь отдздея подготовке своего ученику. Вместе изучали располо­ жение и действие систем, конструктивные 1 *собениости своих механизмов. Методы Литвдгн выбирал разлпчпые: оп давал задания, разбирал с Хомутипниковым чер­ тежи. но больше всего обучал его на Сое­ вом посту личным примером и показом Для обоих учрба представляла большой Огаршина 2 статьи Барсаков посвятил свое выступление созданию и значению «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Так же подробно были разобраны и дру­ гие вопросы о первом с’езде РСДРП, о роли создапной Лениным газеты «Пскра». Беседа прошла на высоком идейном уровне. В ней приняли участие все слу­ шатели группЙ 1 . Такая активность — сви­ детельство серьезной работы старшин над собой, пх большого желания глубоко изу­ чить жизнь и деятельность создателя большевистской партии и Советского госу­ дарства В. П. Ленипа. Капитан С. ВИКТОРОВ. тгптер°с. Занятия продолжались до поздне­ го времепи. Одпому хотелось больше дать, другому — скорее стать штатным специа­ листом. В копне каждого дця старший ма­ трос докладывал старшине 2 статьи Са- лонину о том, что сделано з* депь, полу­ чал от пего замечания и задания ^а сле­ дующий день. По наиболее трудным вопросам старши­ па Салонин проводил занятия сам. Так старшина поступил при изучении паро­ распределения трюмно-пожарных насосов, орошения элеваторов. Запятая он проводил у разобранных механизмов, рассказывал п показывал путь прохождения свежего и от­ работанного пара. Здесь же присутствовал и Литвин. Его Салонин приглашал на свои занятия о цельщ ндучить., ка$ лу^ще доводить до неопытного матроса трудные темы простым и доходчивым рассказом. Старшин матрос Литвин убедился уже. что педостаточпо знать хорошо технику самому, паю уметь своп знания передать молодому моряку. Он вникал в методику занятий. П па следующий раз соста­ вил конспект так, как будет оп расска­ зывать. Просмотрев конспект, старшина* Салоппп одобрил его. Через несколько месяцев матрос Хому- тппников успешно сдал экзамепы на штатного специалиста. Оп был допущен самостоятельно нести вахту. Это большое доверие радовало его. Хомутинпиков гово­ рил, что это его праздник. Q отпраздновал он его, действительно, хорошо — ^и едино­ тельности. Молодые моряки, выросшие ж воспитан­ ные в советское время, с огромным вооду­ шевлением рассказывали о жизни любимо­ го Ильича. В течение беседы руководитель ЩТЩН помогал слушателям разобрать в сдо^нщ вопросах. Дополняя ответы *угросод* щ раз’яснил зпачепде книг Ленина «Чтч* т3’ кое «друзья народа» и как они воюют цро= тцв соцрал-демократов?» и «Развитие пнтализма в Россрп». Благодаря TPWWV пой подготовке к беседе все вопросы теод были хороша усвоены слушателями. Лейтенант А. СКРЫДЬНИМ. * Глубоко «ЗУ ну биографию Ленина ф Образ Ленина я видел в кинокартина* «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем*. Навсегда запомнились его облик, лицо, же­ сты, голос. И теперь, когда мы изучаем на политзанятиях биографию В. И. Ленина, я стараюсь как можно больше узнать о ве­ ликом вожде и учителе. Мы, советская молодежь, живем счаст­ ливой и радостной жизнью. Эту жизнь за­ воевала нам партия большевиков, создан­ ная Лепипым и Сталипым. И нет для нас, советских воипов, более почетной задач?, чем бдительно охранять нашу велцкую Родину. Старший цатрос В. КНИЖНИК. Быть достойными защитниками Родины j Матросы х старшины нашего корабля приступили к изучению биогвдфгаь Владимира Ильича. Активпо прошли пер­ вые занятия, посвященные началу циоппой деятельности великого Ленина. — Наша группа получила отличную оцепку на инспекторской проверке, — ока­ зал руководитель группы офицер Оере?' кин. — Начиная изучение биографии Владимира Ильича, Mil должны еще выше поднять качество учебы. Глубоко изучить замечательную жизнь Ильича, быть достойными защитниками ин­ тересов нашего государства, созданного Лениным и Сталипым — наш священный долг. Матрос И. ХАСЛНЗАНОВ. Отличник учебы Одной из замечательных черт матроса Самохина является е$р стремление поста? янно повышать свои политические знании. Во время политзанятий он аккуратно за? писывает рассказ руцоводителя, првдрцр? активное участие в беседе. С большим воодушевлением приетунил матроо Самохин к изучению биографии Владимира Ильича Ленина. Чтобы глубоко изучить биографию Ильича, он много рабо­ тает самостод:ельпо, читает книги Ленина. Старший матрос В. САЗОНОВ- го замечания зз всю вахту. После см-зны старший матрос Литвпп от всего сердца пожал руку своему товарищу матросу Хо- мутпипикову, поздравляя его с достигну­ ты й успехами. Их совместная учеба и работа продол­ жается и до сегодняшнего дня. Хомутин? ников с прежним упорством повышает свое мастерство. Он многому уже научился и сейчас на хорошем счету у» ^ацдованая. Поручепие старшипы Салонина дала мщ>£« пользы и самому Литвину. Он но $тому поводу сказал: — Обучая матроса Хоиутинникова, я учился сам, так ка* приходилось отвечать па такие вопросы, которые передо мной раньше не вставали. Хомутипииков всепа все старался узнать до винтика и но ус­ покаивался, пока не поймет. Я понял: чтобы уметь попятно рассказывать, надо много работать над собой. Я горд тем, что обучил матроса Хомутпппикова. Эта учеба дала мне многое. Я закрепил свои знания. Сейчас старший матрос Литвин гото­ вится стать командиром отделения. Перед ним стопт большая и почетная задача. Так в процессе боевой учебы с молодым матросом формировались у старшего ма­ троса Литвина его командирские качест­ ва, умение правильно подойти к подчинен­ ному, заинтересовать его, познать боевую технику, привить любовь к своей соци ­ альности, отработать действия матроса па боевом посту до автоматизма. Инженер-лейтенант Ю. ЖМАК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz