На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.
I « А С Т М Я Г Е J I l T M I f P S W ГГ M b TS П *., № 280 (327f)„ ТРУД И УЧЕБА ЗАЛОГ УСПЕХА ж Действовать только отлично^ стало правило л# дружного экипажа Моплтый морской бУ р НЗ крепких шг.зртовых стоял у причала. Команда па ием новая, в большинстве своем педавпие юпги. Ем на этом судне еще вся незнакомо. Машины и механизмы сложпые. Па освое ние техники, даны были предельно сжа тые сроки. — Самим за такое короткое время пе справиться,— озабоченпо проговорил вновь назначенный старший механик буксира, — тут пужпа помощь. И помощь пршпла. Групповой механик Иван Николаевич Зайце® взялся за нелег кую задачу — помочь людям быстрее изу чить новую для пих технику. Механики и мотористы го главе со старшим механиком судпа собрались в назначенный час в машинном отделении. Должно было начаться первое занятие. Ждали недолго. Вскоре па трапе раздались торопливые шаги. В машинное отделение пришел Иван Николаевич. Начались систематические занятия по освоению сложной техники. Иван Николаевич был наредкость тер пеливый преподаватель. Рассказ*>м п пока зов он добивался того, чтобы каждый знал свое заведыванпе, умел управлять механизмами в самых сложных условиях, когда на принятие решении давались секунды. Огромный ^Тактический опыт Ивана Николаевича помогал добиваться успеха. Судно в срок вступило в эксплоа- тацию. Работая на берегу групповым механи ком, Иван Николаевич цечтал о море. Мор ской службе он отдал 30 лет ж и з н и , начав плавать с 14 лет. Однажды он пришел к главному йнжене- ру и заявил: — Надоело на берегу, прошу назначить на судно. Просьба Зайцеву была удовлетворена: он был назначен па судно, стоящее в ре монте. И вот снова Ивап Николаевич в магаипном отделении. Все так привычно и близко, как будто и пе уходил он на берег. Ему «повезло». Морскоц буксир тоже только что пришел па Флот, и комплек тование личным составом еще не было закончено. В отделе клтров Иван Никола евич заявил: «Давайте молодых, научу, хорошими моряками будут». Умело обучая личный с^тав других судов, будучи групповым механиком на своем буксире, Зайцев удвоил свои усилия. Не считаясь со временем, люди работали и учились. Старшин мехапик сумел при вить любовь к учебе, привить благородное стремление — быть первым в освоении коханшмов. Внимательными учениками были юнга Мусников и третий механик Захаров, сам недавний моторист. Наряду с учебой, велась напряженная работа по ремонту. Большую часть ремонт ных работ выполняли сами моряки под руководством Зайцева, в мастерских дела лось только то, что требовало применения станков. Своими силами был произведеп ремопт машин и вспомогательных механиз мов с укладкой вала и перезаливкой под шипников. Одновременно был отремоптп/ ровап мотор судового катера, давно спи санный, как непригодный. Ремонт судпа был закончен досрочпо. Машинная команда, под руководством Ива на Николаевича Зайцева, перебраз своими руками каждую деталь многочисленных ыехащгзмов, прошла большую практи ческую школу. Молодые ircpяки из не опытных и неумелых новичков преврати- тпсь в настоящих мастеров своего дела. Второй механик Моисеев, трбти® механик Захаров, старший моторист Паун, бывший юнга, моторист 2 класса Мусников — кот люди, которыми по нраву гощится Иван Николаевич, как своими лучшими, способными помощниками. К выходу из ремонта машинная команда была уже крепко спаянным и дружным коллективом, который не боится никаких трудностей. С тех пор судно наплавало уже около твух десятков тысяч миль, отбуксировало сотпи барж с грузами. Только за шесть месяцев текущего года сэкономлено 12 тонн горючего, сотни килограммов смазоч ных масел. Механизмы буксир ни разу не выходили из строя. Зорко следит лич ным состав за своим заведованием, ве^ь профилактический ремонт производится бее вывода из эксплоатации. Пользуясь каждой минутой неходового времени, меха ники и мотористы устраняют замеченные неисправности. Иван Николаевич потребовал от подчи ненных овладеть всеми обязанностями, ко торые надо выполпять при управлении ма- шипой. Теперь у пульта управлегшя с оди наковым успехом стоят и механики, и мото ристы. Любой может заменить уехавшего в отпуск или заболевшего товарщца. Когда Иван Николаевич уезжал отды хать, он смело доверил свое сложное хозяй ство второму механику. Моисееву. Это при мер некоторым старшим механикам, кото рые обивают .вороги кабинета главного инженера, прося «замену» ушедшему в отпуск специалисту. Морской буксир, на котором работает тов. Зайцев, всегда • готов к выполне нию заданий командования. Работать толь ко па «отлично^ — стадо правилoi| рпщо- го состава. На буксир служить нод *о#авдо$ па Николаевича Зайцеву врос#тсц многр механики и мотористы с |ру!Щ сутод, зная, что, пора^отад на H8Mt щц црзцеят свою.квалификацию и щфобретут богаты? опыт. Коммунист Зайцев не только учил других, но и упорпо, систематически учился сам, непрерывно совершен ствовал свои знания, сво> опыт. Успех пришел потому, что Зайцев умело сочетал производственную работу с партийно-по литической работой. Он не только «бучает, но и воспитывает личный состав, неустан но раз’ясцяет политику партии и прави тельства, направленную на дальнейшее укрепление народною хоояйства нашей Родины, на дальнейший рост благосостоя ния советского парода. Иван Николаевич в любое, даже, казалось бы, незначитель ное дело вкладываег страстность большеви ка. Он понимает, что там, где работает •коммунист, не должно быть отстающих, высокое звание члепа $олыпевнстсади партии обязывает быть в фвднгазде коллектива. Личным примером, высокой требова тельностью к себе’ и подчиненным, отлич ным зпанием порученного ему деда комму нист Зайцев завоевал авторитет, рак луч- пщй старший механик вспомогательных ш од . рушишош9 им цтыъ состав — дружный коллектив, спаянный одним стре млением поддержать и урредорь <цаву сво его передового судна. Капитан 3 ранга С. РЯЗАНЦЕ?. Отличник боевой ■ политической поц- готоакн команлир отделения рулеацх старшина 2 статьи Вячеслав Брутов. Фото Н. Вьюоцкогрь ■5-г- Добиваться еще лучших результатов После долгой подготовки j нас было про ведено учение по борьбе с пожаром. Про верка показала, что матросы и старшины твердо усвоили свои действия и научилдеь работать быстро и правильно. Например, старшина 2 статьи Родионов, стоявшей в это вреяде дежурным, сумел 84 короткое время оповестить отсутствующих в нод раз делснял офицеров и старшин. Огаршие матросы Портной, Гудлов, матросы Мартынюк и Шишкин сразу же вынесли оружие в безопасное место ? при готовили шланги и огнетушители. После тренировки командир подразделе ния сделал разбор. Он отметил, что матросы и старшины научились действовать инициа тивно и точно по инструкциям, но на этом останавливаться нельзя. Надо еще лучше отрабатывать выполпение обязанностей, до биваясь сокращения времени на подготовку средств борьбы с огнем. Старшина 1 статьи Д. СИНИЦЫН- На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Спод‘емом и во душевлением изучают североморцы биографию В. И. Ленина ★ ★ ★ С большим под’емом приступили MiTpoci* и епрдщны к изучению f системе По- | литзаиятий биографии В. И. Ленина. Жизнь и деятельность великого вождя и учи теля, основоположника большевистской партии и Советского государства Владимира Ильича Ленина учат воинов бороться за построение коммунистического общества. Изучение биографии великого вождя формирует характер воинов, воспитывает их стойкими, мужественными борцами за коммунизм. В помещенных здесь письмах военкоры рассказывают о первых днях учебы, о том воодушевлении, с каким приступил? матросы и стар-иины к занятиям по изу чению биографии В. И. Ленина. Вдохновляющий пример Я читал трварвда Сталина, ко^ [род, два шага назад!, «Что делал*?», торую он да* в ПЮУдеые ленинские *ни. Это была эеликад ШТва болщевлстской партии на верность деру Дедоа, ебраз щк тораго будет жять в зека*- Товарищ Стада дал клятву держать вы соко ц *paH*rn> в чцетоте великое звание члена ц^ртад; *рдать единство партвц, как зеницу ока; хранить ц у^ренлят> дибг татУРТ цро^етариата; укреплять всеми силами союз дебачи* и крестьян; укреп лять и расширять Союз Республик, брат ское содружество ц дружбу народов нашей страну; укреплять цашу Красную Армию и Красный Флот. Священную клятву, данную товарищем Сталиным, большевистская партия и совет ский адвд вд од ою т с честью. Об этом говорят успехи, одержанные советскими людьми в строительстве социализма; об этом говорит наша победа над фашистской Германией щ империалистической Япони ей; об этом говорит быстрое восстановле ние разрушветого войной народного хозяй ства и развитие его в годы послевоенной пятилетки. Учась в цартийной школе, я изучал такие ленинские^ труды, кац «Шаг впе- В группе офицера Кубланоза Беседа, которую проводил в своей груп пе офицер Кубланов, была цоевящен* дет ским и юпоще^ким годам Владимира Ильича Ленина и началу его революционной дея* ознакомился с революционной деятель ностью и борьбой Владимира Ильрча за создание марксистской партии нового типа в России. Сейчас на политзанятиях мы приступи ли к изучению биографии Ильича. С боль шим вниманием слушают матросы руково дителя, стараются уловить каждое слово, записывают рассказ. Особенно заинтересовал меня рассказ о пачале революционной деятельности 0. И- Ленина, о его кипучей анергии, полностью отданной борьбе за счастье народа. Все это до глубины души волнует каждого из нас и навсегда останется в памясти. Светлая жпзпь В. Ц. Ленина, основате ля большевистской партии и Советского государства, служит примером беезаветной любви к своей Родипе. Любовь к Родине у пас, военных моряков, должпа выражать ся в постоянном совершенствовании боево го мастерства, в укреплении воинской дис циплины, в повышении боеспособности наших Вооруженных Сил. Старший матрос С. КАНЕВ. Учиться на „отлично" 1 - Командир корабля проверил содержа ние матросами техники и оружия. Про-- (верка показала, что матросы и старши ны хорошо ухаживают за своими заве- дываниями. Особенно были отмечены старшипа 1 статьи Зимулькин, старшие уатросц раевдьков, Прямов и Шлейни- ков. Пх материальная часть содержится в образцовом порядке, командир кораб ля поблагодарил этих товарищей за усердие. Старшина 2 статьи В. Заборский. Молодой цатрос Филиппов родруж^л с бывалым морякрм старшим матросу Дулднум. С цомощью Дудаа Филищв за короткое время добился отличных Читал я шэну Малтоэского «Владимир Ильич 1енин» я навсегда запомнил эти строки: Партия я Ленцвд — . бданецы — братья, — кто более Н а я д о — р о т о р н в ц е я е я ? Мьг говорим — Лении, п о д р а з у м е в а е м — ^ W P — \ радирц подразумеязем — Денжн вместе со свосм со Jtoifa. 50Р#ГИИ П вот сейчас я вместе с товарищами изу чаю на политических здатиях биографию Владимира Ильича. Я не ограничиваюсь только тем, что слу шаю рассказы руководителя. В часы са мостоятельных зашггий и по вечерах изу чаю «Краткпй курс истории ВКЦ(б)». .Так, готовясь 5 очередной лекции, я прю- читал раздел, где говорится о начале рево люционной деятельности Владимира Ильича, о его борьбе с народниками и «экономистами». Систематическая самостоятельная рабо та над собой помогает мпе шире познать ком то, о чем рассказывает руководитель по- Грутща старшин, ^которой руководит р^.ультатов в СюероД ц цо зяттош З J ^ФР^ер W инспектор ской проверке политзапятий оценку «от лично». Это вордушер.и^ руководителя и слушателей ца еще б0лес уцо^ную i^eoy. Сейчас старцщды изучают биографию В. И. Ленина. Цровдена первая тема о на чалу револнщцонцой деятельности Денина. Беседа по это$ теме показала, что слуша- трли группы хорошо ^своцлн ее. Выступа ли Цнучепко#, Сахаров., Заболоцкий, Фомин и другие. Они оравнльщ) отвечали на во просы. Старшину 2 статьи ^рученков рассказал о детстве и юпости В. И. Ленина. 0 начале революционной деятельности Ленина рас сказал старшина 2 статьи Сахаров. товарищем Сталины* создал Т^к* ю нар- литзапятий. Приложу все усилия к тому, тар, которая привела наш народ через все чтобы глубоко изучить биографию В. И. испытания щ ^^ирно-историческим нобе- |Ленина. д^¥. ' Старший матрос А. БУЛАЕВ. Беседа прошла активно подготовке и стал в число передовиков Щ)а-рля. За отличное несение ч ш ё Ч море он получил благодарность. Старшина i статьи И. Герасиме- Немного црошло времени с тех пор, век юнге Егорову присвоив авание ма троса. Оп стал работать и учиться еще прилежнее. На походах Егодоч «тущчр^ стия^ валту ц ш 1 Ш w ш а а д р д боевой части вторую благодарность. Не давня уо^одого матроса командование направило в школу подготовки старшин. Старший матрос В. Генсовсний. Новая ступень н совершенству Рано утром раздался сигнал учения. Матрос Хомутпппнков, быстро вскочив с койки, прибежал на свой боевой ноет. В. машинном отделеппи еще никого пе было. Матрос не стал включать свет, ему он не так и нужен. Его натренированные руки безошибочно находят пужпьге клапа ны и работают в полной темпото так же ловко,, как и при свете. Прошли считан ные минуты, и трюмио-пожарпый насос дал полное давление заборшои воды на пажарную магистраль. Но стрелка мопомстра резко пошла вниз, давление падало. Матрос Хомутин- ников увеличивает ход насоса, чтобы удержать давление. Пасос даег максималь ное число двойньи ходов • в минуту, а давление продолжает надат^. Видя нспормалыгую работу насоса, Хому- тинииков немедленно доложил о слу жившемся командиру боевого поста. По лучив приказание пустить другой трюмпо- пожарпый пасос, он переключил магист раль н выполнил приказание. Вода пошла к пожарным рожкам. Так в минимальное время матрос добился того, что от него требовалось. Борьба за живучесть корабля в сложпых условиях.. Матросы отделения выполняют одну вводную за другой. Вит па боевом по сту матроса Хомутншшкова возник «но- ^ар». Хомутшшяков немедленно приступил к тушению «пожара», но доложить коман диру боевого поста по телефону не смог, так как связь «вышла» из строя-. Старшина, находившийся в это время за переборкой, должен знать положепие дел у своих под чиненных. Матрос Хомутипииков, схватив ключ, ударами в переоорку дал знать в со- седпий отсек о «пожаре» у< себя на боевом посту. Благодаря правильным действиям! Хомутипникова старшина Салопин во-вре- мя принял доклад. К Хомутипникову па боевой пост были посланы на помощь люди. «Пожар» был ликвидирован. После отбоя учебной тревоги старшина 2 статьи Салоппп перед всем отделецисм отмегил четкие и умелые действия матроса Хэму- тишпткова. Много пгшплось потрудиться Хомутнппи- каву, чтобы своими действиями заслужить похвалу старшины. Хомутиннпков пе так давно служит на корабле, нр учцле? он все эго время усердно. С первых дней еуу помогал бывалый моряк, о т л и ч н и к боевой п политической подготовки стар ший матрос Литвин. По приказанию командира отделепия старшины 2 статьп Салоиииа матрос Хо.\гугтппииков был наз- пачеп дублером к старшему матросу Дит- вциу. Цолучив это приказание, Литвин пе зпал, как п о д о й т и к молодому м а т р о с у , чему, его учить и с чего надо начинать. Ему еще никогда не приходилось помо гать молодому товарищ так, чтобы отве чать за его подготовку. Литвин решил по советоваться с командиром отделения. Старшипа 2 статьи Салонин не дал ему рецепта. Оп только спросил: «А как вас встретили опытные матросы, ког да вы пришли служить па корабль, и как вам помогали?». Старший матрос Литвин, немного по думав, ответил: — Хотя это и давно было, во я отанчно помню, что матросы встретили меня очень тепло, радушно. Я быстро родружил со старшим матросом Ершовым. Он был ет- личпико* боевоц и политическое подго товки, и старшипа отделепия назначил меня к нему дублером. Ершов и был моим первым учителем на корабле. Мы всегда вместе занимались, разбирали неясные вопросы. Если Ершову не под силу было самому рассказать мне все до топкзт стц/ он пе об яспял ничего вообще, а шел за помощью к комапдиру отделения сир? шине 2 статьп Осипову. Правда, это с ним случалось редко. Когда Ершов позпакомил Литвина с бое вым постом, машинным отделеппем и с порядками иа корабле, оп стал приучать его к самостоятельной работе. Литвин ре же слышал от него прямые ответы и под робные раз’яспения. Старший матрос Ер шов заставлял самого Литвина подумать и разобраться в неясном воцрод Это все хороню помпил Литвин. Оп пом нил, как упорно старался над выполнени ем каждого задания, как требователен был к нему старший матрос Ершов. Да он действительно был его лучшим и близким товарищем. За короткое время он помог ему стать на самостоятельную вахту, сна чала на яворе, а потом на ходу. У Литви на свежо в памяти, как они вместе учи лись, работали, переносили трудпости по ходов, увольнялись на берег, писали пцсьма, радовались успехам. тт- Так вот, теперь так же и вы должны обучать молодого матроса Хомутинниковг, — сказал старшипа Салолин. Тетерь Литвцн знад, с чего, ему начать и как себя вести с моадым матросом. Ор почувст &ов.ал себ$ ответствецпым »а обучение Хомупщцдара. Появилась ьа- бот^ о том, чтобы не только самому совер шенствовать срод эднпя, цо и заботиться о това^цще, придать его « ТРУДУ и упорству в достижении поставлеппой цели. И Литвин начал работать с попым приливом сил, проявляя такую ля заботу, о Хомутншшково, какую в свое время про являли о нем. Од весь отдздея подготовке своего ученику. Вместе изучали располо жение и действие систем, конструктивные 1 *собениости своих механизмов. Методы Литвдгн выбирал разлпчпые: оп давал задания, разбирал с Хомутипниковым чер тежи. но больше всего обучал его на Сое вом посту личным примером и показом Для обоих учрба представляла большой Огаршина 2 статьи Барсаков посвятил свое выступление созданию и значению «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Так же подробно были разобраны и дру гие вопросы о первом с’езде РСДРП, о роли создапной Лениным газеты «Пскра». Беседа прошла на высоком идейном уровне. В ней приняли участие все слу шатели группЙ 1 . Такая активность — сви детельство серьезной работы старшин над собой, пх большого желания глубоко изу чить жизнь и деятельность создателя большевистской партии и Советского госу дарства В. П. Ленипа. Капитан С. ВИКТОРОВ. тгптер°с. Занятия продолжались до поздне го времепи. Одпому хотелось больше дать, другому — скорее стать штатным специа листом. В копне каждого дця старший ма трос докладывал старшине 2 статьи Са- лонину о том, что сделано з* депь, полу чал от пего замечания и задания ^а сле дующий день. По наиболее трудным вопросам старши па Салонин проводил занятия сам. Так старшина поступил при изучении паро распределения трюмно-пожарных насосов, орошения элеваторов. Запятая он проводил у разобранных механизмов, рассказывал п показывал путь прохождения свежего и от работанного пара. Здесь же присутствовал и Литвин. Его Салонин приглашал на свои занятия о цельщ ндучить., ка$ лу^ще доводить до неопытного матроса трудные темы простым и доходчивым рассказом. Старшин матрос Литвин убедился уже. что педостаточпо знать хорошо технику самому, паю уметь своп знания передать молодому моряку. Он вникал в методику занятий. П па следующий раз соста вил конспект так, как будет оп расска зывать. Просмотрев конспект, старшина* Салоппп одобрил его. Через несколько месяцев матрос Хому- тппников успешно сдал экзамепы на штатного специалиста. Оп был допущен самостоятельно нести вахту. Это большое доверие радовало его. Хомутинпиков гово рил, что это его праздник. Q отпраздновал он его, действительно, хорошо — ^и едино тельности. Молодые моряки, выросшие ж воспитан ные в советское время, с огромным вооду шевлением рассказывали о жизни любимо го Ильича. В течение беседы руководитель ЩТЩН помогал слушателям разобрать в сдо^нщ вопросах. Дополняя ответы *угросод* щ раз’яснил зпачепде книг Ленина «Чтч* т3’ кое «друзья народа» и как они воюют цро= тцв соцрал-демократов?» и «Развитие пнтализма в Россрп». Благодаря TPWWV пой подготовке к беседе все вопросы теод были хороша усвоены слушателями. Лейтенант А. СКРЫДЬНИМ. * Глубоко «ЗУ ну биографию Ленина ф Образ Ленина я видел в кинокартина* «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем*. Навсегда запомнились его облик, лицо, же сты, голос. И теперь, когда мы изучаем на политзанятиях биографию В. И. Ленина, я стараюсь как можно больше узнать о ве ликом вожде и учителе. Мы, советская молодежь, живем счаст ливой и радостной жизнью. Эту жизнь за воевала нам партия большевиков, создан ная Лепипым и Сталипым. И нет для нас, советских воипов, более почетной задач?, чем бдительно охранять нашу велцкую Родину. Старший цатрос В. КНИЖНИК. Быть достойными защитниками Родины j Матросы х старшины нашего корабля приступили к изучению биогвдфгаь Владимира Ильича. Активпо прошли пер вые занятия, посвященные началу циоппой деятельности великого Ленина. — Наша группа получила отличную оцепку на инспекторской проверке, — ока зал руководитель группы офицер Оере?' кин. — Начиная изучение биографии Владимира Ильича, Mil должны еще выше поднять качество учебы. Глубоко изучить замечательную жизнь Ильича, быть достойными защитниками ин тересов нашего государства, созданного Лениным и Сталипым — наш священный долг. Матрос И. ХАСЛНЗАНОВ. Отличник учебы Одной из замечательных черт матроса Самохина является е$р стремление поста? янно повышать свои политические знании. Во время политзанятий он аккуратно за? писывает рассказ руцоводителя, првдрцр? активное участие в беседе. С большим воодушевлением приетунил матроо Самохин к изучению биографии Владимира Ильича Ленина. Чтобы глубоко изучить биографию Ильича, он много рабо тает самостод:ельпо, читает книги Ленина. Старший матрос В. САЗОНОВ- го замечания зз всю вахту. После см-зны старший матрос Литвпп от всего сердца пожал руку своему товарищу матросу Хо- мутпипикову, поздравляя его с достигну ты й успехами. Их совместная учеба и работа продол жается и до сегодняшнего дня. Хомутин? ников с прежним упорством повышает свое мастерство. Он многому уже научился и сейчас на хорошем счету у» ^ацдованая. Поручепие старшипы Салонина дала мщ>£« пользы и самому Литвину. Он но $тому поводу сказал: — Обучая матроса Хоиутинникова, я учился сам, так ка* приходилось отвечать па такие вопросы, которые передо мной раньше не вставали. Хомутипииков всепа все старался узнать до винтика и но ус покаивался, пока не поймет. Я понял: чтобы уметь попятно рассказывать, надо много работать над собой. Я горд тем, что обучил матроса Хомутпппикова. Эта учеба дала мне многое. Я закрепил свои знания. Сейчас старший матрос Литвин гото вится стать командиром отделения. Перед ним стопт большая и почетная задача. Так в процессе боевой учебы с молодым матросом формировались у старшего ма троса Литвина его командирские качест ва, умение правильно подойти к подчинен ному, заинтересовать его, познать боевую технику, привить любовь к своей соци альности, отработать действия матроса па боевом посту до автоматизма. Инженер-лейтенант Ю. ЖМАК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz