На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.
л N А С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я 2 f ноября 1343 г., К! 275 (237Т). Т р е т ь я с е с с и я Г е н е р а л ь н о й Ас с а мб л е и ООН В повестке дня пленума—советские препложения о запрещении атрмного оружия и сокращении вооружений Логогрифы С дождей и громом мчусь я. Деревья с корнем вырываю. Откиньте букву ют меля — В саду весной я расцветаю. Составил (J. ДАРМОРОЗ. 1. На дне морском 'меня найдешь, В консервах также я бываю. А сменишь «Б» на «Н» — (прочтешь Большую тяжесть поднимаю. 2. В хозяйстве (встретишь ты меня, Капустой свежею питаюсь. Но смепшиь «К» на «Р» — и я В цветок прегараспый обращаюсь. Составил мичман Н. ВОЕВОДИН. Головоломка Составил К. МАЗАНОЗ. На лз'бражепном прямоугольнике раз мещено 66 кружков и 30 треугольников. Нужно разделить его па 6 равных по пло щади и подобных друг другу фнгур так, чтобы в каждой нз -них было но одинаково му числу кружков и треугольников. Попы тайтесь сделать это. / А ф • 4 : л О; о> ' О а * А * т 'М • 7 А £ 0 л О О О о о • > . А <» .А О А А, о А О О О 0 О о о О <1 О А О 4 о ▲ О О > О А 0 о. 0 О . О ® © > .о о А О, % Л ' А 0 • 1 К Р О С С В О Р Д ' Поставила М. Плиплина. ОТВЕТЫ КА ЗАДАЧИ, ПОМЕЩЕННЫЕ В №269 ОТ 14 ЕОЛЕРЛ 1948 г. РЕБУС Широка страна моя родная. ЛОГОГРИФЫ' t 1. Дверь — зверь. 2. Тост 3. Кура — ура. ост. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА 1. А. И. Герцен; «Колокол», издавался в Ловдоне; псевдопим — Искандер. 2. Пет ропавловская крепость; «Что делать?» Чернышевского. 3. Е«лзь Олег; «Песнь о вещем Олеге». 4. Владимир Мономах, князь Киевсзий; выражение взято из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина. По горизонтали: 7. Боченок для хранения пресной воды. 8. Прибор для определения величины дав ления воздуха. 12. Знак, устанавливаемый для отметки каких-либо определенных то чек прп с'емке пли определении уровня при нивелировочных работах. 13. Путь, проходимый кораблем за один оборот винта. 14. Лицо, ллавающео па корабле, по не входящее в состав его экипажа. 15. Док ладчик. N5. Углубление суши, заполненное водой. 17. Прибор для пеленговапня. 19. Снасть, служащая для удержания в наклонном положении галерногр рея. 21. Заостренный кусок меди, наде+ый па ручку, в нагретом виде применяемый для плавления олова. 2J2. Срок, в течение ко торого корабль находится в изоляции. 26. Прибор для непрерывной автоматиче ской записи изменения температуры на бумажной ленте. 28. Помощник профессо ра. 29. Завоеватель Сибири. 30* Небольшое деревянное речное грузовое беспалубное судно. 321 Газ, входящий в состав воздуха. 313. Острие у лапы якоря. 35. ' Отдельно лежащая мель. 36. Прибор, служащий для запуска двигателя. 37. Дерево, высоко це нящееся в судостроении. По вертикали: 1. Прибор для определения удельного веса жидкостей или их плотностей. 2. При бор для измерения атмосферного давления воздуха. 3. Помещение для стоянки и ре монта самолетов. 4. Лицо, занимающееся •корректурой. 5. Шток якоря. 6. Пеболыпая дощечка jc падиисью. 9. Узкая полоса су ши. 10. Прибор с сопротивлением, которое вводите^ в электрическую цепь. 11. Систе ма проводов, служащая для излучепия или улавливания электромагнитных волн. 18. Единица веса. 20. Схематически за рисованный прп с’емке план местности. 23. Аппарат для связи. 24. Самоуправляю щаяся «колония. 25. Промежуток, перерыв | между действиями. 27. Гидроакустический ; прибор связи. 28. Водная площадь ^гавани или порта в целом. 31. Устройство для пе редачи и приема спгпалов. 32. Четверть круга. 34. Изображение па плоскости по верхности земного шара или его ча/ти. !35. Мужское имя. Р Е Б У С Составил Л. НИКОЛАЕВ. ПАРИЖ, 18 ноября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня вечером пленум Генеральной Ас самблеи ООН приступил к обсуждению доклада Политического комитета о ре зультатах рассмотрения советских предло жений относительно запрещения атомного оружия и сокращения «вооружений. Парижская общественность неизменно проявляет большой интерес к этим совет ским предложениям. Перед пленумом — два проекта резолю ции. Советский проект, простой п ясный, предусматривает, что атомное оружле дол жно быть запрещено как оружие, предназ наченное для агрессивных целей, а не для обороны. Он предусматривает далее, что постоянные члены Совета безопаспости должпы сократить, в качестве первого шага в деле сокращения вооружепий и вооруженных спл, все наличные сухопут ные морские п воздушпые силы на одну треть в течение одного года. Наконец, де легация Советского Союза предлагает учредить в рамках Совета безопасности международный контрольный орган, кото рый наблюдал бы и контролировал прове дете в жизнь указанных мероприятий. Этому международному контрольному ор гану должпы представляться полные офи циальные даппые о состоянии вооружепий и вооруженных гпл постоянных членов Совета безопаспостп. Советскому проекту резолюции противо стоит проект, подготовленный англо-амери канским большинством Политического ко митета; этот второй проект пе только не предусматривает сколько-нибудь реаль ных шагов к запрещению атомного ору жия н сокращению вооружепий, но, на оборот, заключает в себе фактический от каз от какого бы то пи было ограпиченпя вооружепий. Проведение сокращения во оружения оп ставит в зависимости от... ус тановления «атмосферы действительного и «лительпого улучшения международных отношений», как будто бы не ясно, что в действительности сокращение вооружений лишь способствовало бы установлению та кой атмосферы. Хотя представители западных держав в Политическом комитете на протяжении 22-х заседаний прилагали все усилия к тому, чтобы опорочить советские предло жения. затмить их дымовой завесой враж дебной СССР пропаганды, они остались в глгзах мпрового общественного мнения пепоколебл£нными. Вот почему сразу 2 *е после того, как докладчик Политического комитета Стар- пер (Турция) представил пленуму проект резолюции, подготовленный англо-амери канским большинством, целый ряд пред ставителей апгло-амерпканского блока по требовал слова, чтобы возобновить напад ки на советский проект резолюции, а за одно п на СССР. I Представитель Филиппин Ромуло начал свое выступление с лицемерных сожале ний по поводу того; что проект, представ ленный Политическим комитетом, является лишь «очень скромным шагом» и «вызы вает большие раеочар вания в связи с те*, чго пе достигнуто ничего более реально го». Однако тут л:е бравый фплпппнно- америкаиекпй генерал, вступая в пр оти воречие с самим собой, заявил, что про ект, претставленпьги Политическим коми тетом. представляет собой «максимум до стижений», и рлпул-’я в ага..:. а ... а- ский проект резолюции, который представ лял полную возможность добиться реаль ных результатов в деле сокращения во оружений и запрещения атомного оружия. Ромуло счел нужным почти дословно повторить старые клеветнические утверж дения .своих американских хозяев о том, будто бы СССР «сохранил значительные вооружеппые силы», в то время как «за падные державы быстро разоружились». Оп заявил, что западцые державы се пас «вынуждены восстанавливать силы, чтобы верпуть равповесие». Таким образом, па- чав с лицемерных сожалений по поводу того, что сокращеппе вооружепий не про водится в жизнь, Ромуло кончил... одоб рением гопки вооружений. Делегат Бразилии также выступил про тив. советского проекта резолюции. Извра щая его существо, он утверждал, будто бы совеггскнп проект пе предусматривает пре доставление международному контрольно му органу «достаточных прав контроля». Оп утверждал также, что советское пред ложение о сокращении вооружений и во оруженных сил великих держав на одну треть неосуществимо, псскольку-де воору женная мощь различных государств опи рается па различные виды вооруженных спл, причем «морские и воздушпые силы после сокращения восстановить трудпо, а сухопутные — легко»... С длинной речыо выступил делегат Бельгии Ролен. Прибегая к медпой ныне среди дипломатов западных держав бок серской терминологии, он заявил, что на чинается «четвертый раупд» дебатов отно сительно сокращения вооружеппй. Как из вестно, в предыдущих «трех раундах» в Политическом комитете, затем в его под комитете и, пакопеп, снова в Политиче ском комитете Ролеп н его коллегп по англо-америкапскому блоку были трижты покаутпровапы советской делегацией, убе дительно показавшей полнейшую песостоя- тельпость пх доводов против предложений о запрещении afoмного оружия и сокра щении вооружений, при этом 6т неодно кратно былп изобличены в передержках. ; ц - eEeW • Однако полученные уроки не пошли ; впрок бельгийскому делегату, п он сегод- ; ня в н о в ь допустил ряд передержек. Пы- i таясь доказать неприемлемость советских предложепий, Ролеп утверждал, будто бы ! делегация СССР, выступая за запреще ние атомиого оружия, предусматривает... продолжение производства и сохранение запасов этого оружия под видом «произ водства атомной энергии для мирных лей». *Ролеп повторил ужо разоблаче ранее советской делегацией утвержде ■будто СССР предлагал сократить воору- I ясения пяти великих держав на одну треть только на один год... «в виде опыта». Ролеп весьма неубедительно пытался возражать Вышинскому, который в Полити ческом комитете провел аналогию между известной международной конвенцией о • запрещении использования удушливых га- j ?ов га воине и предлагаемой СССР . аоп- вегщпей о запрещении атомиого оружия. Возражая против советского предложения, оп сослался па то, что фашистская Ита лия в 1936 году, нарушая конвенцию, при менила газы в войне против Абиссинии. Бельгийский делегат заявил, что сокра т и т е вооружеппй может бып» проведепо лишь после того, как будет создана система мелодутротного контроля, и по сле того, кат; будут получены, опуоли ваны и проверепы исчерпывающие данп о вооружениях различных стран. Одпако даже на этот случай Ролен оставляет ла зейку для тех, кто пе пожелал бы сокра щать своп вооружеппя. Оп сказал, что «для одних это будет сокращение воору жений па одну треть, для других — па одну четверть, а для пекоторых . может быть пе понадобится и никакого сокраще ния вооружений». Ролен еще раз попытался отмежеваться от сделанного нм в свое время признания, что в «парламентских странах» публику ются далеко но все данные о вооружениях. Как пзвестпо, глава делегации СССР Выпшпскпй сослался в одном из своих вы ступлений "а это признание Ролепа, после jte го бельгийская делегация дважды, и оба раза весьма неудачно, пыталась отречься от этого призпания. По ведь давно изве стно, что «слово пе воробей; вылетит — пе поймаешь». Резолюция девяти лейбористов в ,палате общин ЛОНДОН, 19 ноября. (ТАСС). Как со общает газета «Дейли уорюер», девять лейбористских членов английского парла мента внесли в палату общин резолюцию, в которой просят правительство «оказать председателю Генеральной Ассамблеи и генеральному секретарю ООП искреннюю поддержку» в их усилиях добиться уре гулирования берлинского спора. Резолюцию подписали: Сколлап, Хад сон, Фейрхэрст, Ферппхоу, Кэйтс, Фор мэн, Гилзин, Репкпп п Рис Дэвис. Сегодня в Доме офицерпв В 11 часов для детей де монстрируется цветной кино фильм «Каменный цветок», 15 часов. Комсомольско-мо лодежный лекторий. Состоится лекция на тему: «Сталинский грандиозный план наступления на засуху», В 18, 20 и 22 часа в Боль шом “ зало демонстрируется цветной кинофильм «Каменный цветок». Поправка \ В статье <3емля и луна* (Jre 274 за j 20 ноября с. г.) допущена ошибка. Начало восьмого абзаца первой колонки следует | читать: «Поперечник земного шара немного I больше 12,5 тысяч километров^. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЗОР ВОКРУГ ВОПРОСА О МЕЖСЕССИОННОМ КОМИТЕТЕ Лрошлогодияя, вторая сессия Генераль ной Ассамблеи организации Об’единенных наций создала надстройку, не предусмот ренную уставом ООН и противоречащую самому духу организации — межсессион ный комитет. Это было сделано в осуществ ление попыток англо-американского блока подменить Совет безопасности с его прин ципом единогласия постоянных членов ка- ккм-либо другим органом, более «удобным» /ля политики диктата. Хотя сторонники межсессионного коми тета, дабы обеспечить принятие такого незаконного решения, изображали этот ко митет в качестве невинного вспомогатель ного органа, он был наделен широкими полномочиями, которые позволяли рассмат ривать и решать большинством голосов во просы, подлежащие ведению Совета безо пасности. Сторонники превращения ООН в инстру мент англо-американской политики пред лагают не только продлить существование межсессионного комитета, по даже расши рить его полномочия. Внесенное делегатом Ирана Энтезамом предложение внешне носит совсем невин ный характер, так как исходит hs « пользы рспомогательной роли» этого комитета. Оп должен «облегчить» работу комитетов, за нимаясь подготовкой резолюций по вопро сам повестки дня Генеральной Ассамблеи. Это «б<*з<>бидпое» предложение имеет со вершенно онределенный смысл, ибо, по скольку СССР п страпы народной демокра тии отказались участвовать в работе меж- гессиойного комитета, создалась бы воз можность подготовлять за спиной СССР любую резолюцию, которую на пленуме Ассамблеи можно было бы легко провести, опираясь на послушное большиаство. Даллес — выразитель наиболее реак ционной программы американских кругов, оставшись после от’езда Маршалла и Ости на главой делегации США, открыто выра жает свое удовлетворение деятельностью межсессионного комитета и готов передать па его рассмотрение и корейский, и грече ский, и палестинский вопросы. Голосами Китая, Нидерландов, Канады, Никарагуа, Норвегии, Мексики, выступав ших по указке Даллеса, было принято предложение о продлении существования комитета еще па один год. Проигрывая морально-политически при обсуждении всех принципиальных вопросов, Англия и США стремятся захватить орга низационные позиции в ООП с тем, чтобы увереннее обходить и игнорировать требо вания мирового общественного мнения. Такая же тендеппия зыступила прп формировании руководящих органов .(коми тетов) в момент открытия сессии, вода па руководящие посты не были допущены представители демократических стран. Подобный же курс осуществлялся на- днях при обсуждении вопроса о создапип нового «специального» комитета. Были выдвинуты доводы о необходимости раз грузить Политический комитет. Выступая против предложения об организации этого «филиала» Политического комитета, де легат СССР тов. Я. А. Малик отметил, что I появление нового комитета создает затруд нения для делегаций, немногочисленных по составу. «Организационная новинка», одпако, была принята. Все это понятно, ибо на сес сии немало делегаций, которые ничего пе защищают, ничего не отстаивают, своего мления не имеют, работают и> чужим шпаргалкам и потому пичем не рискуют, если оказываются не в состоянии присут ствовать на нескольких комитетах одновре менно. 'ПРОБЛЕМА РУРА И АНГЛО-ФРАННО-АМЕРИКАНСКИЕ ч СПОРЫ Огромный индустриальный район, ле жащий па правом берегу Рейна, — Рур служил Германии в трех ее войнах против Франции основной военно-экономической базой. В этих войнах всегда, наряду с по литической агрессией, выступал непосред ственный интерес угольпо-металлургнче- ских магнатов Рура, стремившихся к бога тейшим Французским рудам по ту сторону Рейна. После первой мировой вейпы па базе американских планов Дауэса и Юнга была восстановлена агрессивная мощь Германии. Когда в 11)345 году уже односторонним ак том Гитлера была отменена демилитари зация Рейпской зопы, Франция и Австрия пе решили воспрепятствовать этому. А че рез четыре года немецкие солдаты вновь шагали за Рейпом. Пынче, как раз в те дни, когда во Фран ции отмечалась памятная дата 30-летия перемирия (капитуляции Германии после первой мировой войны), по ту сторону Ла- Манша состоялось решепне, вновь открыв шее для рурских некоронованных королей перспективу восстаповления военного по тенциала Германии. В Лондоне было опуб ликовано решепие шести западных держав об окопчательпой передаче «немецким опе кунам» горпой промышленности, железо делательных и сталеплавильных концернов Рура. Таким образом вдохповителп послед ней войны — Крутт, Тиссеп, Стиннес снова получают в своп руки главные ре сурсы агрессии. В своей речи, произнесенной в связи с «днем перемирия»* президент Франции Венсан Ориоль вынужден был отметить уг розу позой опасности, появляющейся за Рейном. Французская печать, связанная зависи мостью от заокеанского хозяина, трусливо лепечет о необходимости международного контроля над Руром. При этом она забы вает 0 том, что такой контроль был бы обеспечен, если бы на Московской конфе ренции Совета министров иностранных дел в 1947 году французская делегация под держала внесенное В. М. Молотовым пред- ложенпе. Именно тогда, напомнив соответ ствующие советские предложения, которые были сделаны еще на Потсдамской конфе ренции, В. М. Молотов заявил: «Чешре союзные державы должпы контролировать осю экономику Германии, а значит, и всю германскую промышленность... Одновре менно с этим мы должпы договориться о том, чтобы в Рурской промышленной об ласти, которая представляет особое значе ние с точки зрения воепного потенциала Германии, был установлеп специальный контроль четырех союзников». Это пред- ложеппе французский делегат Бидо тоща не поддержал, и теперь уже совещепно ясно, что такая его позиция послужила во вред кореппым интересам Франции. Пропаганда по поводу национализации рурской промышленности, с которой вы ступили было лейбористы, быстро заглох ла под давлением американских планов вос становления агрессивной мощи Гермапин. Варшавское совещание восьми госу дарств во главе с СССР в июне 1948 года вповь выдвинуло принцип контроля над Руром, что обеспечило бы развитие рурской промышленности исключительно в мир- пых целях. Одпако в Руре осуществляет ся иной курс. Под американским нажимом Франция сначала уступила в вопросе о репарационных поставках и в итоге оста лась без рурского угля. Американцы оста новили демонтаж предприятий в Западной Германии л тем самым оказали влияние на процесс восстановления разрушенного в войне Французского промышленного обо рудования. Теперь Франция стоит перед еще более пеприятпой перспективой разви тия немецкого военно-промышленного по тенциала. Из утверязденных для Бизонии на пер вые шесть месяцев осуществления «плана EU 300275, J Маршалла» ассигновании в 200 млн. дол- | ларов лишь 20,7 м.ти . долларов пдет на оплату товарных поставок. Остальное в своей основной части направляется па вос- стапов.теппе военно-экономического потен циала Западной Германии, т. с. Рура в пер вую очередь. Газета «Санди тайме» отмечает, что мо мент для опубликования англо-американ ского решения о передаче промышленности Рура немецким опекунам, «выбрап в выс шей степени бестактно». Подчеркивая не довольство Фракгдш, газета заявляет, что ! «вред, причиненный единству западных держав, не может быть ничем исправлен». Это заявление газеты тем более интересно, что, по ее собственному признанию, Фран ция в своем недовольстве пе одинока, ибо «как бельгийские, так и голландские пред ставители... эпершчпо поддерживают точку зрения Франции по поводу передачи рур ских шахт». Лейбористский ежепеделыитк «Трибюн» также выступает с осуждением апгло-аме- рикапского решения о Руре. Оп упрекает английское правительство в том, что оно «толкует о национализации рурской про мышленности, по остается бездеятельным вследствие давления американцев». Так, «рурская проблема» вповь решает ся в направлении, грозящем серьезными последствиями делу мпра и безопасности. ЖЮЛЬ МОК НА СЛУЖБЕ У РЕАКЦИИ Фраппуэская реакция, поощряющая рас правы с бастующими горняками, с нетер пением ждала выступления перед Нацио- j нальным собранием французского Носке — \ министра внутренних дел Жюля Мока. Министр, но расчетам вишпетов, иэте- новцев и деголловцез, должен был дать неопровержимые «доказательства» того, что j стачка горняков — это будто бы часть 1 грандиозного коммунистического заговора. Оп должен был дать основания для арестов коммунистических лидеров, для масс'вых * преследований французских патриотов. Коммунист депутат Лебер на заседании Национального, собрания заявил: «Министр шгутреннпх дел утверждал, что большие суммы направлены из-за границы для коммунистической партии. Но министр не дал никаких доказательств своих утверж дений». Газета «Либерасьоп» пишет, что Жюль Мок, перечисляя и противопоставляя не поддающиеся контролю и пе связанные между собой факты, пытался создать иллю зию выступления, основанного на матема тических даипых. Вывод газеты носит.до статочно определенный характер: «боль шинство депутатов Национального собра ния было разочаровало». Совершеппо ясно, что правящие круги Франции стоят перед массовым выступле нием работах, измученных тяжкими усло виями существования в емаршаллизиро- ванной» стране. Смешная версия о заго ворщиках и зачинщиках негодна для объ яснения ирпчпи массового недовольства. Убийственным обвинением против того же Жюля Мока является тот факт, что, как было заявлено па заседании Национально го собрания, «оооружеппые силы, мобили зованные против шахтеров, значительно превышают силы, которые были вьктавле* ны против врага во время войны». К вопросу о деньгах, направлявшихся из-за границы, можно добавить, что недав но с разрешения английского министра Финансов Стаффорда Криппса пз Англин были переведены деньги бастующим горня кам Франции. Не является .ти лейборист Криппс участником «коммунистического за говора»? г Выступление Жюля Мока показало, чго правых социалистов тяготят демократиче ские и республиканские традиции Франции, и они хогели бы их заменить принципа ми «чрезвычайного положения». В. ГРИШАНИН.' Зам. ответственного редактора Е. САБЛИЦ " .3*ю? Н 3 3 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz