На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

51 ткбря 1948 г.. № 275 (2371)'. ЯЯ С Т Р А Ж Е ' З А П О Л Я Р Ь Я Нз отчетно-выборном комсомольском собоанин За пякмзваость комсомольце5: >*> : • вслужбз, орзбе, вдисциплин • Н А КА З СОБРАНИЯ — БОЕВАЯ ПРО ГРАМ М А ВНОВЬ ИЗБРАННОГО БЮРО а и ою % Состоялось отчетно-выборное комсомоль­ ское собранно у катерников. С -докладом выступил секретарь 6iopo тоз. ''Полянский. В отчетный период комсомольская оргз- ация выполняла большие и важные за- ги. Оообенпо заметное оживление kovco- Koii работы было в период подготовки к славному юбилею — 30-летию ВЖ М . На высоком идейном уровне и при боль­ шой активности пр-шли комсомольские собрания, где обсуждалось письмо товарищу Сталину от молодежи Советско­ го Союза. Основной формой политического воспи­ тания рядового и старшинского состава являются политические занятия. От того, как проходят они, как комсомольские ор­ ганизации помогают командованию в про­ ведении политзанятий, зависит и успевае­ мость личного составз. Комсомольское бюро за отчетный пе­ риод, добиваясь примерности комсомольцев в повышении политических знаний, прозс- ло значительную работу. Па заседаниях б ро заслушивались комсомольцы — ру- водители политзанятий, секретари нп- вых комсомольских организации. Члены бюро присутствовали па политзанятиях, проводили дополнительную учебу, помога­ ли матросам изучать биографию великих вождей В. И. Ленина и П. В. Сталипа, гео­ графическую карту. Результаты этой работы сказались при инспекторской проверке политических за­ нятий: подавляющее •большинство комсо­ мольцев получило отличпые и хорошие оценки. Докладчик указал, что паря,ту с улуч­ шением комсомольской работы имеются и значительные недостатки, как, например, слабый контроль за работой кружков, за выполнением членами бюро и активистами комсомольских поручений по проведению докладов и бесед. Именно из-за недоста­ точного внимания со стороны бюро слабо проходят занятия кружков. Иногда их ру­ ководители Иванов и Брутов плохо готовят­ ся к занятиям. Посещаемость в кружках дакая. Так, в комсомольской оргапизалпн, где секретарем старшина 2 статьи Хло­ быстов, долгое время отсутствовал рукосог дитель кружка, запятая пе проводились. Этн факты говорят о том, что комсомоль­ ское бюро еще слабо руководит учебой ком­ сомольцев. Комсомольцы в боевой подготовке пока­ зывают личный пример, ведут за собой несоюзную молодежь. Каждый выход в море обеспечивался широкими мероприятиями: проводились комсомольские собрания, устраивались беседы, писались лозунги, призывающие личный состав отлично дей­ ствовать на боевых постах. Задачи боевой подготовки и ход выполнения пх пепрс- рывео освещались в степной печати. Среди комсомольцев много отличников боевой п политической подготовки. Это — Марков, Кузнецов, Тальских, Воробьев, Фатеев, Маг лалнчев, Суханов, Юркии и другие. Они являют ссбой пример для всей -комсомоль­ ской организации. На собрании говорилось о хорошей ра­ боте комсомольских организаций, где сек­ ретарями тт. „Чуковский и Боропи&ов. В (короткий срок комсомольцы своими силами произвели текущий ремонт, сэкономив го­ сударству многие десятки тысяч рублей. Отличники судоремонта Воробьев, Клочков, Браилко, Попредейко, Погорелов, Силантьев награждены денежными премиями, полу­ чили внеочередные отпуска. Их работа ко многом способствовала успешному выпол­ нению планов боевой п политической под­ готовки. К недостаткам в комсомольской рабоге следует отнести слабый обмел опытом от­ личников. Бюро уделяло мало г.г.мгтия учебе молодых матросов, недостаточно проявляло инициативы по ov-c.r.niro помо­ щи «омандоваппю в проведения технзчо- скит конференций. Но особенно серьезные недостатки име­ ются в деле борьбы за укрепление вопи- скоЯ дисциплины. Решение отчетно-зыбор- ного собрапия по. этому вопросу выполняется плоте. Бюро слабо работало по предупреж­ дению проступков, не создало в комсомоль­ ской организации обстановку нетерпимости ко всяким нарушениям дисциплины. Мно­ гие комсомольцы плохо знают уставы. Ком­ сомольское бюро вместо того, чтобы пропа­ гандировать уставы, присягу., рспитьпать комсомольцев па боевых традициях, огра­ ничивалось лишь разСюром проступков от­ дельных комсомольцев. Таким образом в д^ле укрепления воии- ской дисциплины комсомольская органи­ зация пе выполнила полностью поставлен­ ных перед нею задач, и в этом большой недостаток работы бюро. Вскрыты существенные недостатки во внулмгсоккшой работе. Известно, что комсомольские собрания являются важней­ шей формой политического воспитания комсомольцев, повышают пх активность. Однако не всегда полноценно проводились комсомольские собрапия. Зачастую опп проходили па низком идейиом уровне, при слабой активности. Комсомольские поручения имеют боль­ шое значение для идейного роста комсо­ мольцев, опи вырабатывают у членов ВЛКСМ чувство ответственности за пору­ ченное дело, обогащая их опытом ра­ боты с массами. Недостатком в работе бюро является неравномерное распределение ком­ сомольских поручений. Так члены бюро тт. Детков, Архипов, Луковекий имеют по 5— 7 поручений, тогда как большинство комсомольцев за ессь отчетный период пе имели ни одного поручения. Подчас дава­ лись поручения комсомольцам, которые пе подготовлены к тому, чтобы пх выполнить. Слабым был контроль за выполнением по­ ручений.- Выступая в прениях, комсомольцы вскрыли недостатки работы комсомольского бюро. Критикуя и вскрывая недостатки, комсомольцы намечали конкретные пути л мероприятия для пх устранения. Было избрано новее комсомольское бю­ ро. В пего вошли тт. Ковалев, Луковсклй, Мзланпчев, Силантьев, Ежетников, Марков. Все онн отличники боевой и политической подготовки. Работа предыдущего бюро признана комсомольским собранием удовлетворитель­ ней. Новому бюро во главе с тов. Ковале­ вым комсомольцы дали наказ устранить все имеющиеся недостатки, укрепить во­ инскую дисциплину и порядок и добиться еще лучших показателей в боевой и по­ литической подготовке. Старший лейтенант В. СМИРНОВ. Комендоры учатся Ж » Ш Ш I • ч Щ у. v " - m ш т П е ре д а й орудийный растет, выполнивши* See стрельбы па «отлитзю». (Слева ялпрато): ряд — маггрос Павел Ефремов', командир орудия младший сержант Павел Кприков, старшие матросы Алексей Калинин, Алексей Санталоо. Второй ряд — старшие матросы Анатолий Ларин, Семен Милосанов и Николаи Рогалев. ^ Вьвооцкого -------------------------------- - — ------------------------------------ 3 «■ ' д н и с р а ж е н и и Боевые дела комсомолъцев-артиллеристов Навсегда останутся в памяти славные I г»*>еБые дела комсомольцев-артиллеристов • К-ской Краснознаменной артиллерийской | батареи, которая в первые же дпи войны j вступила з бой с противником. 22 июня 1041 года орудия батареи открыли огонь по фашистским аорголлм. Цель была накры­ та, тральщик противника загорелся. В боях протпв пемецко-фапгпстскнх за- хватчлков отлтгги.тнсь комсомольцы этой батареи. Орудийный расчет комсомольца младшего сержанта Лебедева является участником потопления более 30 раз­ личных кораблей противника. Ни огонь вражеских батарей, п * ожесточенная бом- бардпроЕка фашистской авиация пе заста­ вили замолчать гршос оружие комсомоль­ ца. Советское Н1>авптельство высоко оцони- ло боевые деза моряков орудийного расче­ та комапдпра Лебедева. Весь расчет был удостоен высоких правительственных на­ град. Сам командир этоф> орудия — ком­ сомолец Николай Лебедев был награжтен орденом Kpacnoft Знамени п медалью «За отвагу». Бывший секретарь ^перяачной комсомольской организации этой бата­ реи старший матрос Григорий Бабурип сво­ ей работой и личным примером оказывал большую помощь командованию, мобили­ зуя комсом льцез и молодежь па выполне­ ние боевых заданий. В бло оп неоднократно заменял товари­ щей, выбивших пз строя. Как санитар, Бабурин много раз иод сильным» огпем про­ тивника оказывал помощь рапепым. За му­ жество п отвагу в борьбе с врагом в пер­ вые дни боев против пемецких захватчи­ ков оп был награжден медалью «За отва­ гу». За успешную работу по мобилизации комсомольцев па выполнение боевых зада­ нии командования па фронте борьбы с не­ мецкими захватчиками в день 25-летия ВЛКСМ тов. Бабурип был награжден По­ четней грамотой ЦК ВЛКСМ. В боях за Советское Заполярье комсо­ мольцы — морские артиллеристы показа­ ли мужество, смелость и стойкость. Одна из батарей, па которой служил комсомолец Тюлюбаев, вела огонь но фашистским ко- p.?блям, стремившимся прорваться в фиорд. Противник открыл ответный огопь, выпу­ стил на территорию батареи 241 спаряд. Все кругом было изрыто вражескими сна­ рядами и осколками. В разгаре боя подносчик снарядов комсо­ молец Тюлюбаев получил одновременно не­ сколько раш’пим, по и раненый он про­ должал подносить спаряды к орудию, обес­ печивая бесперебойное ведение огня по врагу. Через несколько минут оп снова был ранен. Моряк был весь залит кровью, по­ терял речь, но, к^гда приходил в себя, оп продолжал подносить снаряды. Товарищи заметили случившееся лишь тогда, когда Тюлюбаев. обессилев, прислонился к стене капонира. Оп был отправлен в укрепление, по через несколько минут, услышав, что бои продолжается, вновь пробрался к ору­ дию и продолжал подносить снаряды. 26 мая 1942 года артиллерийская батарея открыла огопь по фашистским кораблям. Противни» пытался уничтожить ее. Четыре вражеских батареи и 12 фаши­ стских самолетов стали обстреливать и бомбить огневую позицию. Снаряды и бом­ бы ложились буквально в нескольких мет­ рах от орудий, по советские артиллеристы- моряки бесстрашно продолжали вести бой. В разгар боя один пз вражеских снарядов разорвался вблизи от склада бое­ запасов. Возник пожар, загорелись ящики со сиаряцамн и зарядами. Па батарее соз­ далось серьезпое положение.- Взрыв сна­ рядов угрожал батарее наличному составу. Надо было -прииимать ерэчпые меры. Под­ носчик боезапасов матрос Попоз, работав­ ший в это время у орудия, невзирая на контузию и ранение, презирая смерть, бросился тушить пожар. Сбросив горящий брезент, он схватил охваченный пламенем ящик с зарядами и отбросил его в сторопу. Затем -принялся В Б АШН Е Главный старшина Георгий Мииеев щелкнул секундомером и, недовольпый ре- сультатом тренировки, вышел пз башни. Артиллеристы и сами чувствовали, что тренировка прошла крайпе плохо, так как из-за медлительности и неуверенности в работе замочного матроса Сукмапова п снарядного матроса Хабарова весь расчет не укладывался в положенное время. Командир орудия старшина 21 статьп Рома- занов сделался вдруг задумчивым, молча- лизым. — Да-а, плохо, плохо, товарищи, — Ромазанов даже вздохнул, серьезно взгля­ нув на заряжающего и спарлдпого. В башню вошел Мииеев. Окинув взгля­ дом молодых артиллеристов, оп обратился к командиру орудия: — Вот что, товарищ старшина. До нор­ мативов нам еще далеко, я это вы все са­ ми понимаете. По головы вешать пе сле­ дует, тренироваться надо, учиться боль­ ше... Артиллерия — «бог войны», но этим «богом» надо управлять, власть пад пим иметь твердую. А власть — в знаниях, и мастерстве. \ И начались тренировки. Главный старшипа присутствовал на каждом занятии, часто проводил учения отм. Замечания бывалого артиллериста матросы выслушивали внимательно и вы­ полняли их усердно, потому что это были советы человекз, чье мастерство рожда­ лось в море и совершенствовалось в же­ стоких схватках с немецко-фашистскими захватчиками. Из многих бесед со своим старшиной башни каждый матрос отличпо знал боевой путь сверхсрочника коммуни­ ста Георгия Мииеева. Это оп, Мииеев, стоят у замка орудия, когда лидер «Баку» в предрассветной мгле стремительно шел к неприятельским бере­ гам. Это Мииеев под огпем противника перекрывал все пормативы, когда лпдер «Баку» обрушил на врага всю мощь своей артиллерии. Па берегу пылали неприятель­ ские склады, горел большой транспорт, а заряжающий Мипеев открывал и закрывал замок, выдерживая свой, «минеевский», ритм. Дорого врагу обошелся в то утро 1942 года огневой налет советского кораб­ ля. А мастерство и стойкость замочного матроса Минеева были высоко оценены Родиной: он был награжден орденом Крас­ ной Звезды. И всякий раз, начиная тренировку рас­ чета, включая секундомер, Минеев видел себя на месте замочного Сукмапова, оцени­ вал его действия, трезво прикидывая в уме, как поступил бы в данном случае оп, Ми­ неев. — Выо, Сукманов, вяло, — говорил главный старшина замочному. Когда Минеев оставался доволен учением, он улыбался и говорил:. — Еще немножко поднажать, и. дело пойдет. Матросы знали, что «поднажать» озна­ чало еще и еще повысить напряжение в учебе, работать с нвлиой отдачей см . Старшина башни Минеев и командир орудия Ромазанов обучали артиллеристов ио одному методу, одобренному обоими. Осповпое в их методе — создавать па тре­ нировках трудности, давать неожиданные вводные. Пе раз бывало, когда артиллери­ сты, осматривая материальную часть или производя работы по уходу за оружием, неожиданно получали вводную от появив­ шегося в башне главного старшипы. — Вышло нз строя гальваническое приспособление, перейти па механическое. Замочный Сукманов в одно мгновепие подбегал к коробке ударника, запималн сбои места и другие номера расчета. На­ чиналось запятие. Правда, оно было непро­ должительным, но напряженным и потому очень полезным. Веем, что радовало главного старшину и что его пе удовлетворяло, подробно ин­ тересовался командир боевой части. Офи­ цер и сам частенько присутствовал на тре- пировках, знал «слабости» каждого ма- трзса, давал свои указания, помогал стар­ шине башни быстрее добиться успеха. И вот, когда многие часы, дни и даже меся­ цы усиленпои учебы остались позади, когда прп работе у станка заряжания пе- рскрывалпсь все нормативы, предстояло сдать экзамен. Мипеев из своего опыта знал, что пер­ вая боевая стрельба вскроет многие упу­ щения в учебе, покажет все «мелочи», на которые, быть может, пе обращалось вни­ мания' матросами. Об этом он разговаривал ’с рфицером. , •.; • — Так опо и будет, — согласился комапдир боевой части. — Да иначе и не может быть. Важно, чтобы во время бое- . зои стрельбы заметить все мельчайшие недостатки, а потом кропотливой учебой и тренировками устранить пх. Предположения опытных артиллеристов сбылись. Когда грянул первый выстрел, в дейст­ виях молодых матросов почувствовались торопливость и пеувереппость. Заряжаю­ щий -матрос Хабаров, отличпо действовав­ ший у станка заряжания, вдруг допустил настолько серьезпую ошпбку, что главный старшипа тут же вмешался, сам подбежал к снаряду и ловко зарядил орудие. Хаба­ ров попял свою ошибку, которую, впрочем, он допустил пе по своей впие. Па станке заряжания Хабаров привык толкать снаряд вперед и сразу отходить. Так он поступил и при персом заряжании орудия, где надо положить снаряд па лоток, продвинуть его доотказа назад и спустить ручку досыла- теля. Пришлось перестраиваться на ходу. И Хабаров сумел это сделать. — Хорошо! — оценил первую стрельбу командир боевой части. Но главный стар­ шина не успокоился, внутренне оп оста­ вался неудовлетворенным. Это знал коман­ дир орудия старшипа Ромазанов н потому «настраивал» матросов на новый под’ем боевой и политической подготовки. Поло­ жение значительно облегчалось тем, что все артиллеристы Ромазанова полюбили свою специальность и каждую неудачу товарища переживали паравпе с команди­ ром орудия, как свою собственную ошиб­ ку. Видя старание подчиненных, старшина башни совершенствовал методику обуче­ ния, много занимался сам, шел впереди з политической учебе. Минеев отлично попи­ нал, какую силу имеют ячная првмер- яачальня&а. его авторитет, и подход туншть другой очаг пожара. Тов. Попов своими умелыми действиями предотвратил взрыв боезапаса, пожар был ликвидирован. За мужество и отвагу в бою комсомолец Попов награжден орденом Красного Знаме­ ни. Умение и мужество в боях с врагом про­ явили зенитчики пашего флота. А июля 1941 года несколько групп бомбарди­ ровщиков типа «Ю-88» шли к од­ ному из наших военных об’ектов. Свое­ временно обнаружив их, эенмтная батарея комсомольца лейтенанта Леоненко открыла интенсивный огонь. Самолеты противника были рассеяны, и групповой удар был сор­ ван. Озлоблеппый враг решил отомстить. Одип «Юнкере — 88» пикировал на ба­ тарею и сбросил 4 бомбы по 250 кило­ граммов каждая. От взрывов бомб перебило орудийпый кабель, начал гореть и рваться боезапас. Несмотря на это, зенитчик» про­ должали бить по врагу. Наводчик комсомо­ лец Вышегорцев «ервым поймал цель х стрелял по ней до тех пор, п^ка его не от­ бросило в сторону взрывной волной. Комсомолец младший сержант Савкип уверенно командовал орудийным расчетом п сбил фашистский самолет. В этом гою был ранен комсомолец Горячнов. Молодой патриот, придя в созпание, прежде всего спрссил: «Товарпщп, как пушки, бьют?». Таких примеров стойкости п мужества в беях за Советское Заполярье можно при­ вести соттга. Комсомольцы орудийных расчетов Крас­ нознаменного корабля Лебедкин, Леонов, Шепелин перед боем на жерлах орудий главного калибра написали лозуши: «За Сталина!», «За Родину!», «За партию большевиков!», ставшие боевым девизом, священпым знаменем для калцого моряка. Это звучало клятвой на верность своему пароду, и клятву свою комсомольцы держа­ ли высоко, как зпамя. Лейтенант П. КОЗЛОВ. дпл к каждому делу по-партийно*у, с соз­ нанием ответственности за воспитание со­ ветских моряков-артпллернстов. Работа пад совершенствованием методи­ ки привела -к тому, что занятия, проводи­ мые главным старшиной, стали проходить интереспо, увлекательно, принося большую пользу. В основу своего метода Минеев по­ ложил наглядность при обучении, закреп­ ление теоретических знаний яа боевых постах. Разбирая устройство орудия по схемам, главный старшина не ограничи­ вался рассказом. Он опрашивал каждого матроса, а когда все отвечали правильно, шел с альбомом в руках Ъ орудию и там показывал все детали, сличая их схемы с действительными. Перед второй стрельбой все артиллери­ сты чувствовали себя увереннее. Минеев, хотя и волновался, но знал, что результа­ ты второй стрельбы будут высокими. На­ пряженный труд матросов, их любовь к делу и высокая сознательность подчинен­ ных позволяли главному старшине сделать такой вывод. ^ Минеев не ошибся и на этот раз. Все команды, поступавшие при стрельбе, вы­ полнялись быстро, правильно, каждое дей­ ствие матросов точно соответствовало ин­ струкции. Накрытие цели сразу после пристрелочных выстрелов, значительное сокращение нормативов — таков резуль­ тат второй стрельбы, г Н вот заряжающий старший матрос Сукманов стоит взволнованный, но доволь­ ный своей работой. — За отличпые действия старшему ма­ тросу Сукмаиову об'явллю благодараость, — говорит главный старшина. __— Служу Советскому Саает! _— АРТИЛЛЕРИСТЫ л о б к л с б ПОЛНОЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ • Главный старшинз Дмитриев — стар­ шина группы комендоров— один из опыт­ нейших артиллеристов в части. Имея отличные знания техники, умея оффективно использовать ее в бою, обучает комендоров меткой стрельбе. Главный старшипа уделяет большое внимание практической учебе на -боевых постах. Он регулярно проводит трениров­ ки орудимных расчетов, добивается, что­ бы каждый номер расчета отработал свои действия до автоматизма, умел бы ус­ пешно заменить любого вышедшего из стрля. Прежде чем приступить к трениров­ ке, руководитель хорошо подготовится сам, подберет целый ряд наиболее труд­ ных вводных с учетом способностей и степени подготовленности каждого ма­ троса и, последовательно все более и бо- лео усложняя обстановку, дает их па учении. Очередная тренировка па боевых по­ стах. По команде главного старшины Дмитриева комендоры быстро изготови­ лись к бою. Старшина дает первую зада- чу — обстрелять появившийся на го­ ризонте корабль «противника». Слаженно, четко работают комендоры. Старшина с секундомером в руках сле­ дит за действиями каждого, на ходу под­ мечает ошибки и недостатки. — Разбит ствол, — неожиданно дает он вводную. Люди моментально прекращают стрель­ бу. Быстро ставят нз место «разбитого» ствола запасной. — Наводчик Еирюшенко ранен оскол­ ком снаряда, — поступает новая ввод­ ная. На место выбывшего из строя навод­ чика Кирюшенко садится старшина 2 статьи Овсиенко, матроса Кирюшенко боевые санитары Воробьев и Соколов уносят на медицинский пункт. Орудие продолжает вести огонь. Все новые и новые вводные дает стар­ шина. Напряженно идет учеба. Старшине делает все так, как должно делаться в бою. ' Бесконечные разнообразные вводные. Трудно приходится, но люди стараются выполнить нормативы. Наконец, время вышло. Старшина при­ казывает убрать принадлежности и по­ строиться. Он производит раэбор учения на боевых постах. Все подметил острый глаз главного старшины, н теперь он указывает на ошибки, говорит, как из­ бежать их. — Сегодня лучше всех работал рас­ чет старшины 2 статьи Акимова. — го­ ворит Дмитриев,— по и Акимову и всему расчету успокаиваться нельзя, надо еще лучше осваивать свое дело, а: всем рав­ няться на них. Упорная уче(}а, затрачи­ ваемый на тренировке труд окунаются сторицей. Практические стрельбы в нынешне* году подчипеппые главного старшины Дмитриева выполнили отлично. Но так уж заведено здесь, что с каждым днем надо знать все больше, все лучше. Ко­ мендоры учатся неустанно. Теперь их цель — добиться, чтобы каждый снаряд поражал цель. Младший лейтенант В. МАЛАХОВ. чает артиллерист. Поощряются и другие матросы, отличившиеся при стрельбе. Успехи не вскружили головы трудолю­ бивым артиллеристам. С новым под’емом начались тренировки, занятия. Впереди попрежиему шел старинна бышни комму­ нист Георгий хМинеев. Особенно требова­ тельным стал главный старшина перед ин­ спекторский проверкой политических за­ нятий. Понимая важность политической учебы для повышения сознательности ма­ тросов, Минеев развернул борьбу за каж­ дую минуту времени, был строг с теми, кто, чувствуя себя «крепким», усноиж- вался, надеялся на свои способности. Ин­ спекторская проверка подвела h to iji этой работе. Артиллеристы Минеева пришли па контрольное занятие хорошо подготовки-* ными н отвечали толково, правильно* На «отлично» ответил сам главный старшина Минеев, а также старшина Ро­ мазанов, старшие матросы Исаев, Сукма­ нов и другие. Многие получили хорояие оценки. К Дню артиллерии подчиненные nrafc-* ного старшины Георгия Минеева приш и с большими успехами в деле совершенство­ вания вонпского мастерства и своих поли­ тических знаний. Они имеют вое основа­ ния с гордостью называть себя достойными преемниками славных боевых традиций ветеранов Великой Отечественной войпы^ прославивших на полях сражений совет-» ское оружие, грозпого «бога войны» —4- сталинскую артиллерию. Подчиненные Георгия Минеева любят свою специаль­ ность, гордятся ею и в этом — залог их дальнейших успехов. l * V ' Напитая Б. ОНЕГИН. 1Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz