На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.
51 ткбря 1948 г.. № 275 (2371)'. ЯЯ С Т Р А Ж Е ' З А П О Л Я Р Ь Я Нз отчетно-выборном комсомольском собоанин За пякмзваость комсомольце5: >*> : • вслужбз, орзбе, вдисциплин • Н А КА З СОБРАНИЯ — БОЕВАЯ ПРО ГРАМ М А ВНОВЬ ИЗБРАННОГО БЮРО а и ою % Состоялось отчетно-выборное комсомоль ское собранно у катерников. С -докладом выступил секретарь 6iopo тоз. ''Полянский. В отчетный период комсомольская оргз- ация выполняла большие и важные за- ги. Оообенпо заметное оживление kovco- Koii работы было в период подготовки к славному юбилею — 30-летию ВЖ М . На высоком идейном уровне и при боль шой активности пр-шли комсомольские собрания, где обсуждалось письмо товарищу Сталину от молодежи Советско го Союза. Основной формой политического воспи тания рядового и старшинского состава являются политические занятия. От того, как проходят они, как комсомольские ор ганизации помогают командованию в про ведении политзанятий, зависит и успевае мость личного составз. Комсомольское бюро за отчетный пе риод, добиваясь примерности комсомольцев в повышении политических знаний, прозс- ло значительную работу. Па заседаниях б ро заслушивались комсомольцы — ру- водители политзанятий, секретари нп- вых комсомольских организации. Члены бюро присутствовали па политзанятиях, проводили дополнительную учебу, помога ли матросам изучать биографию великих вождей В. И. Ленина и П. В. Сталипа, гео графическую карту. Результаты этой работы сказались при инспекторской проверке политических за нятий: подавляющее •большинство комсо мольцев получило отличпые и хорошие оценки. Докладчик указал, что паря,ту с улуч шением комсомольской работы имеются и значительные недостатки, как, например, слабый контроль за работой кружков, за выполнением членами бюро и активистами комсомольских поручений по проведению докладов и бесед. Именно из-за недоста точного внимания со стороны бюро слабо проходят занятия кружков. Иногда их ру ководители Иванов и Брутов плохо готовят ся к занятиям. Посещаемость в кружках дакая. Так, в комсомольской оргапизалпн, где секретарем старшина 2 статьи Хло быстов, долгое время отсутствовал рукосог дитель кружка, запятая пе проводились. Этн факты говорят о том, что комсомоль ское бюро еще слабо руководит учебой ком сомольцев. Комсомольцы в боевой подготовке пока зывают личный пример, ведут за собой несоюзную молодежь. Каждый выход в море обеспечивался широкими мероприятиями: проводились комсомольские собрания, устраивались беседы, писались лозунги, призывающие личный состав отлично дей ствовать на боевых постах. Задачи боевой подготовки и ход выполнения пх пепрс- рывео освещались в степной печати. Среди комсомольцев много отличников боевой п политической подготовки. Это — Марков, Кузнецов, Тальских, Воробьев, Фатеев, Маг лалнчев, Суханов, Юркии и другие. Они являют ссбой пример для всей -комсомоль ской организации. На собрании говорилось о хорошей ра боте комсомольских организаций, где сек ретарями тт. „Чуковский и Боропи&ов. В (короткий срок комсомольцы своими силами произвели текущий ремонт, сэкономив го сударству многие десятки тысяч рублей. Отличники судоремонта Воробьев, Клочков, Браилко, Попредейко, Погорелов, Силантьев награждены денежными премиями, полу чили внеочередные отпуска. Их работа ко многом способствовала успешному выпол нению планов боевой п политической под готовки. К недостаткам в комсомольской рабоге следует отнести слабый обмел опытом от личников. Бюро уделяло мало г.г.мгтия учебе молодых матросов, недостаточно проявляло инициативы по ov-c.r.niro помо щи «омандоваппю в проведения технзчо- скит конференций. Но особенно серьезные недостатки име ются в деле борьбы за укрепление вопи- скоЯ дисциплины. Решение отчетно-зыбор- ного собрапия по. этому вопросу выполняется плоте. Бюро слабо работало по предупреж дению проступков, не создало в комсомоль ской организации обстановку нетерпимости ко всяким нарушениям дисциплины. Мно гие комсомольцы плохо знают уставы. Ком сомольское бюро вместо того, чтобы пропа гандировать уставы, присягу., рспитьпать комсомольцев па боевых традициях, огра ничивалось лишь разСюром проступков от дельных комсомольцев. Таким образом в д^ле укрепления воии- ской дисциплины комсомольская органи зация пе выполнила полностью поставлен ных перед нею задач, и в этом большой недостаток работы бюро. Вскрыты существенные недостатки во внулмгсоккшой работе. Известно, что комсомольские собрания являются важней шей формой политического воспитания комсомольцев, повышают пх активность. Однако не всегда полноценно проводились комсомольские собрапия. Зачастую опп проходили па низком идейиом уровне, при слабой активности. Комсомольские поручения имеют боль шое значение для идейного роста комсо мольцев, опи вырабатывают у членов ВЛКСМ чувство ответственности за пору ченное дело, обогащая их опытом ра боты с массами. Недостатком в работе бюро является неравномерное распределение ком сомольских поручений. Так члены бюро тт. Детков, Архипов, Луковекий имеют по 5— 7 поручений, тогда как большинство комсомольцев за ессь отчетный период пе имели ни одного поручения. Подчас дава лись поручения комсомольцам, которые пе подготовлены к тому, чтобы пх выполнить. Слабым был контроль за выполнением по ручений.- Выступая в прениях, комсомольцы вскрыли недостатки работы комсомольского бюро. Критикуя и вскрывая недостатки, комсомольцы намечали конкретные пути л мероприятия для пх устранения. Было избрано новее комсомольское бю ро. В пего вошли тт. Ковалев, Луковсклй, Мзланпчев, Силантьев, Ежетников, Марков. Все онн отличники боевой и политической подготовки. Работа предыдущего бюро признана комсомольским собранием удовлетворитель ней. Новому бюро во главе с тов. Ковале вым комсомольцы дали наказ устранить все имеющиеся недостатки, укрепить во инскую дисциплину и порядок и добиться еще лучших показателей в боевой и по литической подготовке. Старший лейтенант В. СМИРНОВ. Комендоры учатся Ж » Ш Ш I • ч Щ у. v " - m ш т П е ре д а й орудийный растет, выполнивши* See стрельбы па «отлитзю». (Слева ялпрато): ряд — маггрос Павел Ефремов', командир орудия младший сержант Павел Кприков, старшие матросы Алексей Калинин, Алексей Санталоо. Второй ряд — старшие матросы Анатолий Ларин, Семен Милосанов и Николаи Рогалев. ^ Вьвооцкого -------------------------------- - — ------------------------------------ 3 «■ ' д н и с р а ж е н и и Боевые дела комсомолъцев-артиллеристов Навсегда останутся в памяти славные I г»*>еБые дела комсомольцев-артиллеристов • К-ской Краснознаменной артиллерийской | батареи, которая в первые же дпи войны j вступила з бой с противником. 22 июня 1041 года орудия батареи открыли огонь по фашистским аорголлм. Цель была накры та, тральщик противника загорелся. В боях протпв пемецко-фапгпстскнх за- хватчлков отлтгги.тнсь комсомольцы этой батареи. Орудийный расчет комсомольца младшего сержанта Лебедева является участником потопления более 30 раз личных кораблей противника. Ни огонь вражеских батарей, п * ожесточенная бом- бардпроЕка фашистской авиация пе заста вили замолчать гршос оружие комсомоль ца. Советское Н1>авптельство высоко оцони- ло боевые деза моряков орудийного расче та комапдпра Лебедева. Весь расчет был удостоен высоких правительственных на град. Сам командир этоф> орудия — ком сомолец Николай Лебедев был награжтен орденом Kpacnoft Знамени п медалью «За отвагу». Бывший секретарь ^перяачной комсомольской организации этой бата реи старший матрос Григорий Бабурип сво ей работой и личным примером оказывал большую помощь командованию, мобили зуя комсом льцез и молодежь па выполне ние боевых заданий. В бло оп неоднократно заменял товари щей, выбивших пз строя. Как санитар, Бабурин много раз иод сильным» огпем про тивника оказывал помощь рапепым. За му жество п отвагу в борьбе с врагом в пер вые дни боев против пемецких захватчи ков оп был награжден медалью «За отва гу». За успешную работу по мобилизации комсомольцев па выполнение боевых зада нии командования па фронте борьбы с не мецкими захватчиками в день 25-летия ВЛКСМ тов. Бабурип был награжден По четней грамотой ЦК ВЛКСМ. В боях за Советское Заполярье комсо мольцы — морские артиллеристы показа ли мужество, смелость и стойкость. Одна из батарей, па которой служил комсомолец Тюлюбаев, вела огонь но фашистским ко- p.?блям, стремившимся прорваться в фиорд. Противник открыл ответный огопь, выпу стил на территорию батареи 241 спаряд. Все кругом было изрыто вражескими сна рядами и осколками. В разгаре боя подносчик снарядов комсо молец Тюлюбаев получил одновременно не сколько раш’пим, по и раненый он про должал подносить спаряды к орудию, обес печивая бесперебойное ведение огня по врагу. Через несколько минут оп снова был ранен. Моряк был весь залит кровью, по терял речь, но, к^гда приходил в себя, оп продолжал подносить снаряды. Товарищи заметили случившееся лишь тогда, когда Тюлюбаев. обессилев, прислонился к стене капонира. Оп был отправлен в укрепление, по через несколько минут, услышав, что бои продолжается, вновь пробрался к ору дию и продолжал подносить снаряды. 26 мая 1942 года артиллерийская батарея открыла огопь по фашистским кораблям. Противни» пытался уничтожить ее. Четыре вражеских батареи и 12 фаши стских самолетов стали обстреливать и бомбить огневую позицию. Снаряды и бом бы ложились буквально в нескольких мет рах от орудий, по советские артиллеристы- моряки бесстрашно продолжали вести бой. В разгар боя один пз вражеских снарядов разорвался вблизи от склада бое запасов. Возник пожар, загорелись ящики со сиаряцамн и зарядами. Па батарее соз далось серьезпое положение.- Взрыв сна рядов угрожал батарее наличному составу. Надо было -прииимать ерэчпые меры. Под носчик боезапасов матрос Попоз, работав ший в это время у орудия, невзирая на контузию и ранение, презирая смерть, бросился тушить пожар. Сбросив горящий брезент, он схватил охваченный пламенем ящик с зарядами и отбросил его в сторопу. Затем -принялся В Б АШН Е Главный старшина Георгий Мииеев щелкнул секундомером и, недовольпый ре- сультатом тренировки, вышел пз башни. Артиллеристы и сами чувствовали, что тренировка прошла крайпе плохо, так как из-за медлительности и неуверенности в работе замочного матроса Сукмапова п снарядного матроса Хабарова весь расчет не укладывался в положенное время. Командир орудия старшина 21 статьп Рома- занов сделался вдруг задумчивым, молча- лизым. — Да-а, плохо, плохо, товарищи, — Ромазанов даже вздохнул, серьезно взгля нув на заряжающего и спарлдпого. В башню вошел Мииеев. Окинув взгля дом молодых артиллеристов, оп обратился к командиру орудия: — Вот что, товарищ старшина. До нор мативов нам еще далеко, я это вы все са ми понимаете. По головы вешать пе сле дует, тренироваться надо, учиться боль ше... Артиллерия — «бог войны», но этим «богом» надо управлять, власть пад пим иметь твердую. А власть — в знаниях, и мастерстве. \ И начались тренировки. Главный старшипа присутствовал на каждом занятии, часто проводил учения отм. Замечания бывалого артиллериста матросы выслушивали внимательно и вы полняли их усердно, потому что это были советы человекз, чье мастерство рожда лось в море и совершенствовалось в же стоких схватках с немецко-фашистскими захватчиками. Из многих бесед со своим старшиной башни каждый матрос отличпо знал боевой путь сверхсрочника коммуни ста Георгия Мииеева. Это оп, Мииеев, стоят у замка орудия, когда лидер «Баку» в предрассветной мгле стремительно шел к неприятельским бере гам. Это Мииеев под огпем противника перекрывал все пормативы, когда лпдер «Баку» обрушил на врага всю мощь своей артиллерии. Па берегу пылали неприятель ские склады, горел большой транспорт, а заряжающий Мипеев открывал и закрывал замок, выдерживая свой, «минеевский», ритм. Дорого врагу обошелся в то утро 1942 года огневой налет советского кораб ля. А мастерство и стойкость замочного матроса Минеева были высоко оценены Родиной: он был награжден орденом Крас ной Звезды. И всякий раз, начиная тренировку рас чета, включая секундомер, Минеев видел себя на месте замочного Сукмапова, оцени вал его действия, трезво прикидывая в уме, как поступил бы в данном случае оп, Ми неев. — Выо, Сукманов, вяло, — говорил главный старшина замочному. Когда Минеев оставался доволен учением, он улыбался и говорил:. — Еще немножко поднажать, и. дело пойдет. Матросы знали, что «поднажать» озна чало еще и еще повысить напряжение в учебе, работать с нвлиой отдачей см . Старшина башни Минеев и командир орудия Ромазанов обучали артиллеристов ио одному методу, одобренному обоими. Осповпое в их методе — создавать па тре нировках трудности, давать неожиданные вводные. Пе раз бывало, когда артиллери сты, осматривая материальную часть или производя работы по уходу за оружием, неожиданно получали вводную от появив шегося в башне главного старшипы. — Вышло нз строя гальваническое приспособление, перейти па механическое. Замочный Сукманов в одно мгновепие подбегал к коробке ударника, запималн сбои места и другие номера расчета. На чиналось запятие. Правда, оно было непро должительным, но напряженным и потому очень полезным. Веем, что радовало главного старшину и что его пе удовлетворяло, подробно ин тересовался командир боевой части. Офи цер и сам частенько присутствовал на тре- пировках, знал «слабости» каждого ма- трзса, давал свои указания, помогал стар шине башни быстрее добиться успеха. И вот, когда многие часы, дни и даже меся цы усиленпои учебы остались позади, когда прп работе у станка заряжания пе- рскрывалпсь все нормативы, предстояло сдать экзамен. Мипеев из своего опыта знал, что пер вая боевая стрельба вскроет многие упу щения в учебе, покажет все «мелочи», на которые, быть может, пе обращалось вни мания' матросами. Об этом он разговаривал ’с рфицером. , •.; • — Так опо и будет, — согласился комапдир боевой части. — Да иначе и не может быть. Важно, чтобы во время бое- . зои стрельбы заметить все мельчайшие недостатки, а потом кропотливой учебой и тренировками устранить пх. Предположения опытных артиллеристов сбылись. Когда грянул первый выстрел, в дейст виях молодых матросов почувствовались торопливость и пеувереппость. Заряжаю щий -матрос Хабаров, отличпо действовав ший у станка заряжания, вдруг допустил настолько серьезпую ошпбку, что главный старшипа тут же вмешался, сам подбежал к снаряду и ловко зарядил орудие. Хаба ров попял свою ошибку, которую, впрочем, он допустил пе по своей впие. Па станке заряжания Хабаров привык толкать снаряд вперед и сразу отходить. Так он поступил и при персом заряжании орудия, где надо положить снаряд па лоток, продвинуть его доотказа назад и спустить ручку досыла- теля. Пришлось перестраиваться на ходу. И Хабаров сумел это сделать. — Хорошо! — оценил первую стрельбу командир боевой части. Но главный стар шина не успокоился, внутренне оп оста вался неудовлетворенным. Это знал коман дир орудия старшипа Ромазанов н потому «настраивал» матросов на новый под’ем боевой и политической подготовки. Поло жение значительно облегчалось тем, что все артиллеристы Ромазанова полюбили свою специальность и каждую неудачу товарища переживали паравпе с команди ром орудия, как свою собственную ошиб ку. Видя старание подчиненных, старшина башни совершенствовал методику обуче ния, много занимался сам, шел впереди з политической учебе. Минеев отлично попи нал, какую силу имеют ячная првмер- яачальня&а. его авторитет, и подход туншть другой очаг пожара. Тов. Попов своими умелыми действиями предотвратил взрыв боезапаса, пожар был ликвидирован. За мужество и отвагу в бою комсомолец Попов награжден орденом Красного Знаме ни. Умение и мужество в боях с врагом про явили зенитчики пашего флота. А июля 1941 года несколько групп бомбарди ровщиков типа «Ю-88» шли к од ному из наших военных об’ектов. Свое временно обнаружив их, эенмтная батарея комсомольца лейтенанта Леоненко открыла интенсивный огонь. Самолеты противника были рассеяны, и групповой удар был сор ван. Озлоблеппый враг решил отомстить. Одип «Юнкере — 88» пикировал на ба тарею и сбросил 4 бомбы по 250 кило граммов каждая. От взрывов бомб перебило орудийпый кабель, начал гореть и рваться боезапас. Несмотря на это, зенитчик» про должали бить по врагу. Наводчик комсомо лец Вышегорцев «ервым поймал цель х стрелял по ней до тех пор, п^ка его не от бросило в сторону взрывной волной. Комсомолец младший сержант Савкип уверенно командовал орудийным расчетом п сбил фашистский самолет. В этом гою был ранен комсомолец Горячнов. Молодой патриот, придя в созпание, прежде всего спрссил: «Товарпщп, как пушки, бьют?». Таких примеров стойкости п мужества в беях за Советское Заполярье можно при вести соттга. Комсомольцы орудийных расчетов Крас нознаменного корабля Лебедкин, Леонов, Шепелин перед боем на жерлах орудий главного калибра написали лозуши: «За Сталина!», «За Родину!», «За партию большевиков!», ставшие боевым девизом, священпым знаменем для калцого моряка. Это звучало клятвой на верность своему пароду, и клятву свою комсомольцы держа ли высоко, как зпамя. Лейтенант П. КОЗЛОВ. дпл к каждому делу по-партийно*у, с соз нанием ответственности за воспитание со ветских моряков-артпллернстов. Работа пад совершенствованием методи ки привела -к тому, что занятия, проводи мые главным старшиной, стали проходить интереспо, увлекательно, принося большую пользу. В основу своего метода Минеев по ложил наглядность при обучении, закреп ление теоретических знаний яа боевых постах. Разбирая устройство орудия по схемам, главный старшина не ограничи вался рассказом. Он опрашивал каждого матроса, а когда все отвечали правильно, шел с альбомом в руках Ъ орудию и там показывал все детали, сличая их схемы с действительными. Перед второй стрельбой все артиллери сты чувствовали себя увереннее. Минеев, хотя и волновался, но знал, что результа ты второй стрельбы будут высокими. На пряженный труд матросов, их любовь к делу и высокая сознательность подчинен ных позволяли главному старшине сделать такой вывод. ^ Минеев не ошибся и на этот раз. Все команды, поступавшие при стрельбе, вы полнялись быстро, правильно, каждое дей ствие матросов точно соответствовало ин струкции. Накрытие цели сразу после пристрелочных выстрелов, значительное сокращение нормативов — таков резуль тат второй стрельбы, г Н вот заряжающий старший матрос Сукманов стоит взволнованный, но доволь ный своей работой. — За отличпые действия старшему ма тросу Сукмаиову об'явллю благодараость, — говорит главный старшина. __— Служу Советскому Саает! _— АРТИЛЛЕРИСТЫ л о б к л с б ПОЛНОЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ • Главный старшинз Дмитриев — стар шина группы комендоров— один из опыт нейших артиллеристов в части. Имея отличные знания техники, умея оффективно использовать ее в бою, обучает комендоров меткой стрельбе. Главный старшипа уделяет большое внимание практической учебе на -боевых постах. Он регулярно проводит трениров ки орудимных расчетов, добивается, что бы каждый номер расчета отработал свои действия до автоматизма, умел бы ус пешно заменить любого вышедшего из стрля. Прежде чем приступить к трениров ке, руководитель хорошо подготовится сам, подберет целый ряд наиболее труд ных вводных с учетом способностей и степени подготовленности каждого ма троса и, последовательно все более и бо- лео усложняя обстановку, дает их па учении. Очередная тренировка па боевых по стах. По команде главного старшины Дмитриева комендоры быстро изготови лись к бою. Старшина дает первую зада- чу — обстрелять появившийся на го ризонте корабль «противника». Слаженно, четко работают комендоры. Старшина с секундомером в руках сле дит за действиями каждого, на ходу под мечает ошибки и недостатки. — Разбит ствол, — неожиданно дает он вводную. Люди моментально прекращают стрель бу. Быстро ставят нз место «разбитого» ствола запасной. — Наводчик Еирюшенко ранен оскол ком снаряда, — поступает новая ввод ная. На место выбывшего из строя навод чика Кирюшенко садится старшина 2 статьи Овсиенко, матроса Кирюшенко боевые санитары Воробьев и Соколов уносят на медицинский пункт. Орудие продолжает вести огонь. Все новые и новые вводные дает стар шина. Напряженно идет учеба. Старшине делает все так, как должно делаться в бою. ' Бесконечные разнообразные вводные. Трудно приходится, но люди стараются выполнить нормативы. Наконец, время вышло. Старшина при казывает убрать принадлежности и по строиться. Он производит раэбор учения на боевых постах. Все подметил острый глаз главного старшины, н теперь он указывает на ошибки, говорит, как из бежать их. — Сегодня лучше всех работал рас чет старшины 2 статьи Акимова. — го ворит Дмитриев,— по и Акимову и всему расчету успокаиваться нельзя, надо еще лучше осваивать свое дело, а: всем рав няться на них. Упорная уче(}а, затрачи ваемый на тренировке труд окунаются сторицей. Практические стрельбы в нынешне* году подчипеппые главного старшины Дмитриева выполнили отлично. Но так уж заведено здесь, что с каждым днем надо знать все больше, все лучше. Ко мендоры учатся неустанно. Теперь их цель — добиться, чтобы каждый снаряд поражал цель. Младший лейтенант В. МАЛАХОВ. чает артиллерист. Поощряются и другие матросы, отличившиеся при стрельбе. Успехи не вскружили головы трудолю бивым артиллеристам. С новым под’емом начались тренировки, занятия. Впереди попрежиему шел старинна бышни комму нист Георгий хМинеев. Особенно требова тельным стал главный старшина перед ин спекторский проверкой политических за нятий. Понимая важность политической учебы для повышения сознательности ма тросов, Минеев развернул борьбу за каж дую минуту времени, был строг с теми, кто, чувствуя себя «крепким», усноиж- вался, надеялся на свои способности. Ин спекторская проверка подвела h to iji этой работе. Артиллеристы Минеева пришли па контрольное занятие хорошо подготовки-* ными н отвечали толково, правильно* На «отлично» ответил сам главный старшина Минеев, а также старшина Ро мазанов, старшие матросы Исаев, Сукма нов и другие. Многие получили хорояие оценки. К Дню артиллерии подчиненные nrafc-* ного старшины Георгия Минеева приш и с большими успехами в деле совершенство вания вонпского мастерства и своих поли тических знаний. Они имеют вое основа ния с гордостью называть себя достойными преемниками славных боевых традиций ветеранов Великой Отечественной войпы^ прославивших на полях сражений совет-» ское оружие, грозпого «бога войны» —4- сталинскую артиллерию. Подчиненные Георгия Минеева любят свою специаль ность, гордятся ею и в этом — залог их дальнейших успехов. l * V ' Напитая Б. ОНЕГИН. 1Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz