На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

* НА С Т Р АЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я f * m f tm Т948 г.. № 272 (32G9). ЛУЧШЕЕ ОРУДИЕ КОРАБЛЯ Орудийный расчет старшего матроса Парамонова считает­ ся передовым пе только па корабле, по п в соединении. Все боевые задачи нынешнего года комендоры этого отделения выполнили только па «хорошо» и «отлично*. Других оценок они не зпают. Многие комендоры расчета — комсомольцы. Сам Парамонов — секретарь комсомольской организации корабля. Это обязывает артиллеристов учиться по-комсомоль­ ски, чтобы каждым снарядом поражать цель. Командир расче­ та постоянно заботится о том, чтобы его подчиненные метко стреляли в любых условиях, в плохую видимость и в сильную качку. Знаток своего дела, опытный воспитатель и организа­ тор, он старательно перелает евом знания комендорам. Осо­ бое внимание уделяется одиночной потпотовке матроса. Не слу­ чайно его подчиненные намного перевыполняют установлен­ ные норматив!»! по заряжанию и наводке орудия, ш> замене вышедших из строя деталей и устр пению задержек. Перед каждой стрельбой Парамонов усиливает тренировки комендоров, раз’ясняет им боевую задачу, напомипает о допу­ щенных недостатках в прошедших стрельбах, учит, как надо поступать, чтобы не повторять ошибок. Хор ошо учатся в рас­ чете все матросы. Особвнпо выделяются наводчик Зелепюк и замковый Козлов. Каждый пзннх дорожит а'стыо своего отде­ ления, старается по уронить завоеванного первепства. Стар­ ший матрос Устюжанин, который назпачеп в расчет всего месяц назад, старается не подвести своих товарищей, много учится. Особеппо напряженно готовился расчет старшего матроса Парамонова к проведенной недавно стрельбе по щиту. Погода не благоприятствовала стрельбам. Волна достигала пящ баж- лов. Ар'тиллернстам приказали поразить цель, несмотря на сильную качку и ограниченную видимость. Они отлично вы­ полнили задачу. Первенство снова осталось за расчетом стар­ шего матроса Парамонова. Капитан А. ЛАПАЕВ. Огдршик боевой щ пшвтпгтеской подготовки разведок старший отрос Нам Казаков. Фото Н. Высоцкого. Я р т э л е к т р и к и Сверхсрочника мичмана Анкудинова мо­ ряки соединения знают, как лучшего артил­ лерийского электрика. За долгие годы служ­ бы во флоте он неоднократно принимал участие в монтажах центральных постов на кораблях, изучил до мельчайших под­ робностей во* состоящие на вооружении схемы. Мичман воевал. Это при его непос­ редственном участии корабль с первых выстрелов потопил , немецкую подводную лодку. Много отличных специалистов подгото- I вил флоту мичман Анкудинов. За пример­ ную службу, 8а образцовое воспитание под­ чиненных, 8а боевые дела мичман имеет несколько правительственных наград, мно­ го поощрений командира. Вот этому специалисту года полтора то* му назад и было поручено оборудовать цен­ тральный пост управления артцлдерийскмм огнем. Анкудинов подучил разрешение взять в подчинение одного молодого матро­ са. Мпчмап отправился в подуэклцаж. Оз­ накомившись с личпым делом матроса Ише- кова, он спросил его; — Желаете ли стать артиллерийским электриком? — Об этоц/спепиалчности, товарищ мич­ ман, я предс*арлеппя не имею, но я готов делать все, что требуется, ведь я служу Родине, — ответил комсомолец Сергей Шпе­ ков. Мичману понравился ответ матроса. «Из этого толк будет», — подумал он. А через несколько дпей мпчмап и матрос сидели вместе в помещепии будущего поста, под­ робно знакомились друг с другом. Анку­ динов рассказывал молодому моряку об иптереспой н ответственной специальности артиллерийского электрика. Оп старался с первых дпей привить подчиненному любовь к его новой профессии, к службе, к строгим воинским порядкам и дисциплине. — Многого я с вас’ не спрошу, но ста- j райтесь любое поручение выполнить быст­ ро и точпо, будьте честпьгм, исполнитель­ ным воппом. Я — коммунист, вы — ком­ сомолец, стыдпо будет нам, если что-пубидь сделаем плохо. Мы должпы показывать при­ мер всем. — Цост»ра»вь, —- ответил матрос. Приборов еще щв бью , по ммчман па ждал. Целые дни они просиживали за учеб­ никами, разбирали схемы, чертили их сами для тренировок комендоров. Требрвалчсь некоторые цриборы, и под руководством мичмана, по его чертежам матрор Ищеков изготавливал их. Он делал модеди кораб­ лей, самолетов. Он оказался очень прилеж­ ным и старательным учеником. Спокойствие ц настойчивость помогли матросу выпол­ нять любое поручение. Но, как ни успешно шла теоретическая учеба, we же ее недо­ статочно было для тоео» чтобы стать пол­ ноценным специалист*. Мичман зная это по собственному опыту I мекал во*#ож- дости, ?тобы показа-!* бойцу» приборы, у которых придете* в будущем работать его подчиненному. Однажды в базу притом миноносец. Мичман обратился - к старшему началь­ нику с просьбой разрешить ему «водить на корабль подчиненного. И вот они на корабле. Анкудинов ознакомил Ишекова с приборами, во всем оборудова­ нием поетэв артиллерийской 'чаете. Они присутствовали на тренировках. -11ослв этого матрос еще энергичнее взялся за уче­ бу. Он, побывав на корабле, поняя, что заниматься надо очень много м уцорнф, чтобы научиться обслуживать такую тех­ нику. Когда прибыло оборудование для поста, артэлектрики приступили к монтажу схе­ мы. Целыми сутками находилась они на поету, внимательно просматривая чертежи, руководствуясь описаниями и наставле­ ниями. Анкудинов разбирал устройство приборов, порядок установки и действия пх. Помогая бойцу, мичман предоставлял ему полную свободу для проявления дни- цпативы, смекалки, давал ему задания для самостоятельного исполнения. Замечатель­ ной практической школой для молодого ар­ тиллерийского электрика явились работы по установке схемы управления артилдо­ рийским <?гнрм/ Прошло немнего времени, а результат достигнут большой. Цод руководством опыт­ ного специалиста коммуниста Анкудинова комсомолец Ншеков стал отличным специа­ листом. Его успехи в службе и учебе были достойно отмечены. Командование присвои­ ло Пшекову звание «старший матрос». Вскоре он был поощрен краткосрочным от­ пуском — Ну, теперь с новой силой за дело, — говорил мичман подчиненному, когда тот вернулся из отпуска. П сообща они еще усиленней работают на своем> посту — за­ канчивают монтаж, согласуют приборы, ежедневно тренируются в замере изоляции, в отыскании и устрапенпи неисправностей. Артэлектрики работали и учились, не щадя сил, не жалея времени. Мичман во всем показывал высокое мастерство, личный пример его вдохновлял старшего матроса. Они добились, что их пост стал образцо­ вым, а мастерство — достойным похвалы. На-дпях на кораблях и в частях был зат читан приказ командующего о награжде­ нии артиллерийских электриков мичмана Анкудинова и старшего матроса Ишекова денежными премиями за высокие дости­ жения в боевой и политической подготовке и самоотверженпый труд при выполнеппи задания командовапия. Награда вдохновила моряков на еще лучшее исшлненле своего воинского долга. Загляните в помещепие поста в любое время, вы всегда увидите там высокую фигуру мичмана и небольшого коренастого старшего матроса. Оба они строго подтяну­ тые, опрятно одетые, всегда запятые. Еже­ дневно тренируются, учатся или делают недостающие наглядные пособия для улуч­ шения учебы артелектриков н комендоров. Артэлектрики никогда пе успокаиваются на достигнутом. Они неустанно совершен­ ствуют свое мастерство, помогают товари­ щам изучать военное дело, все силы отдают на повышение мощи родпого флота. Иначе и не могут поступать коммунист и комсомолец, отличные воины, патриоты социалистической Родипы Младший лейтенант В. МАЛАХОВ. Отличник Александр Лагутин Старший матрос Александр Лагутин склонился пад книгой. Он вникал в каж­ дое слово, обдумывал каждый абоац, выби­ рал из него главпое. Вот он читает слова товарища Жданова о том, что молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического строя. Комсомолец Лагутин в тетради записывает помер страницы и делает пометку: «Тов. Жданов о задачах молодежи на мирный пе­ риод». Потом он читает дальше, запомина­ ет, подчеркивает, выписывает. Такой метод работы над собой у старше­ го матроса Лагутина утвердился с тех пор. как оп вступил в морскую семью. В его представлении всегда было, что советский моряк должеп быть грамотным и поли­ тически развитым человеком, а для этого надо учиться и учиться. Осваивая боезую технику, Лагутип глубоко изучал матери­ альную часть и теоретически осваивал зз- даппую тему так, чтобы ему пе приходилось потом возвращаться к пей. На практиче­ ских занятиях он оттачивал каждое свое движение и уходил с орудийного поста только тогда, когда был уверен, что мате­ риал усвоен им на «отлично». Одновременно рос Александр и полити­ чески. С любовыо изучал оп биографию товарища Сталина. Эта книга увлек­ ла матроса, каждая страница биографии вождя была поучительной, пезабываемой. Прочитал Александр биографию вождя одни раз. Хотелось усвоить материад как можно глубже. Па помощь Лагутину пришел коммунист старшина 2 статьи Грушевский, который самостоятельно изучал Краткий курс исто­ рии нашей партии. Вместе они читали и обсуждали кпигу до тех пор, пока Лагутин ее хорошо усвоил. Однажды руководитель политических запятцй пошггересовался, как Лагужн ве­ дет свой конспект. Старания матроса по­ лутали одобрение руководителя. Кон­ спекты Лагутина отличались глубиной со­ держания. Одна тетрадь была отведена для копспекта по книге Биография товарища Сталина, другая — истории большевист­ ской партии. В ней было законспектиро­ вало три главы. — Хорошо, — скавал руководитель, — продолжайте и дальше работать так же. ...Лето этого года. Отличник боевой и по­ литической подготовки Лагутин готовился к предстоящему походу. Оп особенно тре­ нировался в наводке по быстро движущей­ ся цели. В море предстояло выполнить не­ сколько стрельб. П Александр Лагутин от­ давал все силы и старания, чтобы с пер­ вых двух-трех выстрелов поразить ц^ль. Сигнальщик доложил о появлении щята. Александр определил кольцо визирования, взял ну.жпое упреждение и плавно повел орудие по цели. Он был в ото время, как пикогда, внимателен и осторожеп. Старший матрос продемонстрировал при стрельбе отличную выучку и на деле до­ казал, что он является мастером -наводки: с третьего залпа стойка щита была разби­ та. Командир об'явил старшему матросу благодарность. Это было 7-е поощрение Александра Лагутина за отличные дейст­ вия на стрельбах. Своей отличной выучкой и примерной воипской дисциплиной старший матрос Лагутин завоевал среди личного состава большой авторитет. Его советы товарищам всегда бывают полезны, оп помогает пм лучше освоить боевое оружие, хорошо разбираться во всех политических вопро­ сах, и к нему часто матросы отделения об­ ращаются за помощью как по боевой, так и по политической подготовке. Матрос Галимов попросил Лагутипа рас­ сказать ему о третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООП. П оп получил полный и ясный ответ. Отличпик рассказал моло­ дому матросу, какие предложения выдви­ нул Советский Союз па сессии и какое опи имеют огромное значение для обеспечения мила во всем мире. Сам старшин матрос Лагутин — дисци­ плинированный моряк. Его образцовое по­ ведение н высокие показатели в учебе — говорят о сознательности матроса, полити­ ческой зрелости п безукоризненпом вы- полпепии воепной присяги, воинских уста­ вов. На последней инспекторской проверке политзанятий Александр Лагутин ^нэва показал глубокие зпапия. Он отвечал уве- рспно и четко. Твердость знаний привлек­ ла внимание всех слушателей. Старшему матросу проверяющий поставил пятерку. Добросовестным и честным тру.дом Алек­ сандр Лагутпн оправдал почетное звание отличиика боевой п политической подго­ товки. Сейчас старшин матрос Лагутип само­ стоятельно изучает четвертую главу «Краткого курса исторпи ВКП(б)». Поли­ тические знания помогают ему честно слу­ жить Родине, добросовестно выполнять свой воинский долг. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. л Результат настойчивой учебы Л. Офицеры овладевают мсрхсистско-ленинскими знаниями Большинство офицеров нашего флота уделяет серьезное внимание изучению тео­ рии g истопил большевистской партии. Многие в прядке самостоятельной работы над собой изучили в течение пынёТпнего года «Краткий курс истории ВКП(б)» и другие важнейшие произведения классиков марксизма-ленинизма. Ha-днях в группе марксистско-ленинской подготовки состоялась итоговая беседа. Перед офицерами было поставлено пять больших проблемных вопросов: в борьбе с какими врагами “ была создана российская социал-демократическая рабочая партпя; меньшевики и большевики в период первой русской революции; меньшевики и больше­ вики в период столыпинской реакции; Пражская партийная конференция; теоре­ тические основы марксистской партии; тео­ рия и тактика большевистской партии по вопросам войны, мира и революции. На основе этих вопросов развернулась живая, непринужденная беседа, в которой активно участвовали почти все офицеры. Характерней особенностью большинства выступлений явилось глубоко идейное изло Хенце вопросов. Офицеры показали, что они хорошо знают материал, основные произ­ ведения Ленина и Сталина, умеют приме­ нять положения классиков марксизма- ленинизма при анализе современных собы­ тий. Так, майор Игнашев, выступая с крити­ кой пародничества, остановился на основ­ ных положениях ленинской j работы «Что такое «друзья парода» и как опи зрюют против социал-демократов?». В завязавшейся беседе по вопросу о на­ родниках приняли также участие офицеры Жигалов и Остроумов. Так при активном участии слушателей прошло все занятие. Офицер Поляков, говоря о «легаль­ ных марксистах», вскрывая их либеральпо- буржуатоое нутро, пользовался, наряду * «Кратким курсом истории ВКП(б)», мате­ риалами ленинской книги «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Особо нужно отметить выступления офи­ церов Гротова и Константинова, посадщеп­ ные теоретическим основам марксистской партии. Тов. Гротов показал хорошев зна- 1 ше основных черт марксистской диалекти­ ки, умение доходчиво их изложить и пра­ вильно применить к современным пробле­ мам из области развития природы и обще­ ства. Глубоко и правильно говорил о теории и тактике большевиков по вопросам войны, мира и революции офицер Петров, Занятие показало, что офицеры этой группы путем самостоятельного чтения глубоко изучают историю нашей партии и основные работы Ленипа и Сталина. Боль­ шую помощь в изучении теории боль­ шевизма им оказывали систематически прошимые классно-групповые занятия, лекции, доклады и консультации. Партий­ ная организация части регулярпо занима­ лась вопросами марксистско-ленинской под­ готовки офицеров, и результаты ее работы видны. Это, конечно, не говорит о том, что нет недостатков. Были офицеры, не пожелав­ шие ввиду слабой подготовки выступить на занятиях. Сейчас перед офицерами етент вадача дальнейшего совершенствования своих знаний марксистско-ленинской теории. За­ дача командиров, политработников, пар­ тийных организаций состоит в том, чтобы умело направить активность офицеров на дальнейшее более глубокое изучение тео­ рии и истории партии. Подполковник И. БОРИСОВ. Бесперебойную связь зенитной батлг>ев с дивизионе* обеспечивает ог.и«ч*»к боеаой и по.оттачоской поллхлозки стар­ ший матрос Василий Колбов. НА СНИМКЕ : старший матрос В. Костров за проверкой линии . Фото Н. Высоцкого. -Флотские рационализаторы В подразделении работу рационализа­ торов и изобретателей было поручено возглавить инженер-капитану Елисееву. Оп с любовью взялся за это дело: про­ анализировал задачи, поставленные пе­ ред рационализаторами, развернул широ­ кую раз’яспптельную работу среди ма­ тросов, старшин и офицеров. Специалисты разработали конкретные вопросы по своей специальности, над ко­ торыми рациопадизаторам нужно было работать в первую очередь. Тов. Елисеев в основу своей деятельности положил индивидуалыгую работу с каждым рацио­ нализатором. Оп терпеливо раз'яснял ма­ тросам п старшинам, над какими вопро­ сами пужно в первую очередь работать, помогал неопытным рационализаторам довести свою идею до четкого техниче­ ского оформления, живо откликаясь на каждое предложение, принимал все меры для быстрой реализации предложений. Тов. Елисеев и его помощники офицер Попов, старшина Куликов при активной помощи партийной и комсомольской орга­ низаций добились больших успехов, ра­ ционализаторская работа стала массовой. За 9 месяцев этого года новаторы внесли 47 предложений, вместо 17 пред­ ложений в 1947 году. Пз 47 предложе­ ний реализовано 39. Это дало государству экопомлю средств более 25.000 рублей деньгами, 47 тонн жидкого топлива и 24 тонны каменного угля. п Много предложений было направлено на повышеппе эффективности боевой j техники и вооружения, на улучшение i качества ремонта и эксплоатации ее. Инженер-лейтенант Попов, например, [ предлозкпл перевести водогрейный котел , с отопления углем на отопление местным | топливом — торфом. Оп же предложил использовать горячую воду от водяного охлаждения двигателя для душевой ка­ бины на обмывочном пункте. По предложению сержанта Пащенко устаповлены в пусковых реостатах элек­ тромоторов электролампы накаливания, вместо отсутствующих экономических сопротивлений. Этим простым, но дель­ ным предложением было сэкопомлопо электроэнергии па 3.500 рублей. Тов. Елисеев сам активный рационали­ затор. За год оп впес 3 крупных рацио­ нализаторских предложения, из которых два дали экономию на 11.000 рублей, а третье — о переводе дизель-генератора с жидкого топлива па газообразное, по­ лучаемое от сжигания торфа в специаль­ ной установке, — сэкономило 25 тонн жидкого топлива. Командование части высоко оценило работу рационализаторов. 16 наиболее активных товарищей премированы. Б ним относятся инженер-лейтенант По­ пов, старший сержант Пащенко, капи­ тан Данченко. Инженер-майор В. КАПЛУН. . ТРИ ТОВАРИЩА Частно и добросовестно служили на на­ шем корабле три неразлучных товарища матросы Бочурин, Базанов и Шабуров. Давно прошло то время, когда опи былп юнгами. Но и тогда опи все трое жили ин­ тересами своего корабля. Ни один из трех товарищей не допускал проступков по службе ни на корабле, ни на берегу. Через некоторое время всем троим было присвоено первое воипские звание — матрос. Вот им пришлось разлучиться. Бочурина и Базанова назначили служить па кора­ бельный раз’ездной катер, а Шапур>ва — в боцманскую комапду. По от этого пх дружба пе нарушилась. Они попрежнечу прилежно служат и справляются друг у друга, как идут дела. Попр^жпему каждый из них стремится не подкачать, не испор­ тить ничем крепкую дружбу. Базанов и Бочурин хорошо водят катер. Они заботятся о нем по-хозяйски. Много раз им пришлось совершать рейсы в раз­ личные точки и днем и ночью. Не раз в пути их заставали туман, пурга. Они всег­ да приводили катер в указанный пункт, доставляя продукты питапия, людей или выполняя приказания командира. Если их катер вышел, никто не сомневается, что он во-время придет к месту назначения. Матрос Шабуров умело работает на стрелах. Он следит за ними, осматривает их каждый день и бережет. В умелых и заботливых руках матроса Шабурова они всегда исправно работают. Этот матрос хо­ рошо ходит на шлюпке и производит та­ келажные работы. Командование корабля заметило усердие и «упорный труд трех товарищей. Зя свои хорошие успехи в боевой и полити­ ческой подготовке, а также за высокую дисциплинированность матросов Бочурпна, Базанова и Шабурова командование кораб­ ля направляет в школу учиться па стар­ шин. Старший матрос В. ЧИБИРЕВ. На одном самолете Па одном боевом самолете работают ком­ мунист старший сержант Пьютогов, комсо­ мольцы сержант Евтехов и старший матрос Кузнецов. Их слаженность в работе бро­ сается в глаза воем. Старший механик тов. Пыстогов во вре­ мя войны обслуживал боевые вылеты. За годы службы выработалось у него чувство ответственности за исправность своего са­ молета. Это чувство у него еще более усилилось, когда Пыстогов стал коммунистом. Оп ре­ шил быть лучшим среди лучших механи­ ков части. Таким мехапиком и считается он сейчас в части. Эти качества вопна- коммуниста оп старался привить и своему второму механику комсомольцу Ввтехову, впервые работающему на роевой машине. Бывший слесарь Пижпе-Тагильского за­ вода сержант Евтехов показал себя хоро­ шим' специалистом, не только добросовест­ но исполняющим указания старшего меха­ ника, но и проявляющим творческую ини­ циативу в работе. Так, прп подготовке самолета к зимней эксплоатации оказалось необходимым заме­ нить две трубки гидросистемы. Запасных грубок не было. В выходной депь он нашел такие трубки и поставил их вместо ста­ рых. Коммунист Пыстогов пенит и уважа­ ет своего помощника за его твердость во­ ли, за умение преодолевать трудности. Еогда вышел из строя кронштейн выхлоп­ ного патрубка, тов. Евтехов работал ночью, а утром обслуживал полеты, не напомнив ни одним словом о заслуженном отдыхе. Отлично отзывается тов. Пыстогов и о своем старшем мотористе старшем ма­ тросе Кузнецове. Вечер!м, советуясь со своими помощни­ ками, коммунист Пыстогов планирует сле­ дующий ра»'>очий депь. Рациональное, про- думаппое планирование времени дает боль­ шую продуктивпость. И пе было еще дия, чтобы экипаж, где работают коммунист Пыстогов и комсомольцы Евтехов н Кузне­ цов, ушел с аэродрома, не выполнив плана. Благодаря добросовестному отношению к работе всего экипажа, обслуживаемый пм самолет был первым подготовлен к зимней экешоатации. За отличное обслу­ живание полетов в летний период тов. Пы­ стогов и Евтехов паграждены денежными премиями. Комсомолец Евтехов награжден Почетной грамотой Мурмапского обкома ВЛКСМ. Как отличного специалиста, знаю­ щего и любящего свое дело, его перевели старшим мехаппком па другой самолет. За все этп достижения в своей службе тов. Евтехов во многом благодарен своему старшему механику. Быть таким коммуни­ стом, как тов. Пыстогов, — вот к чему стремится комоомолец Евтехов. Сержант В. СОКОЛОВ. Учение артиллеристов Напряженно проходит боевая подготовка у артиллеристов нашего подразделения. Перед стрельбами командир подразделения провел с личным составом беседу, рзз’яс- пил значение стрельб. Артиллеристы дали слово выполнить задачу на «отлично». Свое слово они подкрепили делом. Это были зачетные комендорские стрель­ бы на первенство орудийных расчетов. Раздался сигнал к началу учепия. Комен­ доры быстро заняли места. Слышны чет­ кие доклады командиров о готовности бое­ вых постов к «бою». Первым открыл огонь расчет младшего сержанта Мешкова. С первого залпа сна­ ряды пошли в цель. Прямым попаданием была сбита стойка у щита. Число попада­ ний говорило о хорошей подготовке и сла­ женности расчета. Девяносто процентов выпущенных снарядов попали в цель. Здесь нужно отметить хорошее боевое мастерство наводчика старшего матр'мга Бойцова, зам­ кового старшего матроса Филатова. Неплохие результаты патрепированностн показал расчет младшего сержанта Рома­ шова. Наводчик этого расчета старший ма­ трос Малов уже неоднократно доказал, что он хорошо овладел своей специаль­ ностью. Из этого же расчета замковый Со­ рокин еще в предыдущих стрельбах заре­ комендовал себя отличным специалистом, а при этой стрельбе оп показал образец выдержанности, умения и дисциплиниро­ ванности. Самых лучших результатов добился рас­ чет младшего сержапта Кабайлова. Навод­ чик старший матрос Рябчиков наводил орудие так, что все спаряды попали в цель. II не случайно Рябчиков достиг такого ус­ пеха — это результат его долгой и кро­ потливой тренпровкп. С высокой оцечкоп отстреляли п комендоры Собаченков, Коно­ нов, Чепенков и Пенделя. Хорошо работали в группе заряжания матросы Волков, Коз­ лов и Ефимов. ПоОРРТРГПТЬТ** ГТЛО"Т,бт,т ГРТТТО'ГРТТ.СТП’ПЛТ • том, что артиллеристы много и напря­ женно учи-iilCb. 010 kl \U.. J lL>l .C.4CX, Старший матрос Н. ГАГАРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz