На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

Т4 ноп5ря 1G48 г., К: 269 (3265) ПА С Т Р А ЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я ФОЛЬКЛОР СДАМИ « Коадандтп подразделения оФ'гчеп П. Калеювн проверяет техттту тцготгрова- гатя о|ицера Семена Пломюова. Последние у к а зан и я . Еще несколько минут, и быстро­ крылый «ястробок» уйдет о гону. НА СНИМКЕ : офицер П. Калекин (справа) об’вонлет технику выполнения глубж о го сиража офшору С. Поемкову. Фото Н. Высоцкого. Дпюшвт комунистаЕрежина Сразу же, пак тов. Еремин пришел слу- лшть па флот, он зарекомепдовал себя дис­ циплинированным, исноллительпьгм вои­ ном. Его желанием было — стать расистом. В Учебном отряде тов. Еремин с рвением стал учиться любимой специальности. Каж­ дую свободную минуту отдавал он само- яодготовке. Благодаря настойчивости тов. Еремнп успешно сдал экзамены па радиста. (Большой интерес проявлял Еремии к чтению художественной и политической литературы, к беседам с матросами. В ми­ нуты досуга он читал статьи из гаэст сво­ им товарищам. II вскоре он завоевал за­ служенный авторитет моряков, стал вожа­ ком мэлодежп. Не успокаиваясь па достиг­ нутом, тоз. Еремин пеустанно повышал свое боевое мастерство. За примерную службу тов. Еремин неоднократно отмечал­ ся поощрениями. Командование достойно оцепило зачтут Еремина и присвоило ему звание — старший матрас. Сейчас тов. Еремин является старшиной группы радистов. Владея в совершенстве своей специальностью и имея богатый опыт, накопленный в папряженпой учебе, он умело передлот его молодым матросам. На примере коммуниста Еремина учатся пе только молодые матросы, но и старо­ служащие. На отчетно-выборном партий­ ном собрании тов. Еремин был избран се­ кретарем первичной партийной организа­ ции. Большое доверие коммунистов оп с честью оправдывает, ведет большую рабо ту по идейнонполитичесвому воспитанию матросов. По инициативе коммуниста Еремина обо­ рудована комната полнтпросветработы, где ведется агитационно-пропагандистская г. культурно-массовая работа среди личного состава. За последнее время тов. Еремин провел ряд бесед с матросами подразделе­ ния. Недавно коммунист Еремин организовал два культпохода в гарнизонный клуб. Мо­ лодежь просмотрела два художественных кинофильма— «Парень из тайги» и «Пиро­ гов». Коммунист Еремин проводил большую работу по подготовке к инспекторской про­ верке полнтзаняттш. По вечерам была op- I гаинзована самостоятельная у ч е б а по прой­ денному материалу. Везде и всюду чув­ ствуется забота коммуниста тоз. Еремина. Быть таким, каким является оп,—-должен стремиться каждый коммунист. Старший матрос А. ЗУДОВ. Пад бескрайними просторами встает прозрачное, как уральский самоцвет, утро. В такое утро на мпого верст видно окрэст. Кое-где высятся чахлые березки, кустар­ ник да пожелтевшие гранитные валуны — молчаливые свидетели истории. Это — тундра, суровая северная тундра. Саами населяют этот край. Они корен­ ные жители Кольского полуострова. Этот парод имеет свою глубокую исто­ рию, которая живо отразилась в фольклоре. Устное творчество саами xp airaT легенды и сказания, сказкн, загадки, культовые обряды. Основной темой саамских исторических сказаний является нашествие на саамсву-ю землю всевозможных разбойничьих банд с запада п земель нынешней Северной Фин­ л я н д и и . . Парод, приходивший на саамскую землю, в сказаниях называется: «пгведы», «неи- • ; ю , « ш и ш и » . Почта все саамские погосты Вольского полуострова подвергались наше­ ствиям ипоэемцев, которые разоряли и /бивали жителей. Воспомпнапия о них до сих пор живут в преданиях саами на всем западе полуостро­ ва, у ловозерских и даже у териберских саами. Эти сказания относятся ко второй лоловнпе 1G и к первой половине 17 века. Наибольшей цельностью и закончен­ ностью отмечаются исторические сказания, сохранившиеся у* нотозерских, имандров- -ких и кильдипских саами. Эти сказания ч? являются простыми рассказами о собы­ тиях. В них мпого поэтических моментов. События, сохранившиеся с давних времен в памяти саами, рассказываются ими с ис­ торической правдоподобностью. Вместе с этим они переплетаются о различными до­ полнительными эпизодами, происходящими на фоне заполярной природы и старинного охотничьего пыта. Особый тггарес представляют два вари­ анта сказаний о Ляйне п его борьбе с Чудзь-Ч^уэврь—злейшим вратом саамского гтарода. Ляйпе наделен типичными чертами на- родпого эпоса. Оп силен, ловок и хитер, любит свой парод, суровый и родной край. Это помогает одолевать ему разбойников и убить их страшного предводителя. циональный герой саамского народа. В его образе сосредоточены мысли и чаяния древних обитателей польской земли. Саамские сказки, фантастические по своему содержанию, родственны сказкам других народов. Но их сюжеты п мотивы творчески переработаны самим саамским народом. Помимо своей художественной цеппостп, саамские сказкн дороги еще тем, что они помогают лучшэ попять историю этого древнего парода. ...Неисчислимы богатства Кольского по­ луострова. Издавна саами зпали о природ­ ных тайпах своего края. Это тоже иашло отражение в саамском эпосе. Особеппо мно­ го захватывающих рассказов сохранилось у саамской сказительницы Апны Кобелевой. Исключительный интерес представляют собранные одпим из лу^ппих златоков за- полярпого края А. П. Поповым загадки, живущие среди населения Ловозерского района. i В этих загадках выражен не только быт, но и тонкая наблюдательность саами. Октябрьская социалистическая револю­ ция, возродившая саамский народ, открыла широкие перспективы для развития парод- ного творчества. Но это уже не прежний фольклор, повествующий о тяжелом , угне­ тающем труде, о непосильной борьбе о при­ родой. Когда-то обреченный на вымирание сла­ бый саамский народ превратился * полно­ правного строителя счастливой жизни. В лексиконе саами появились новые, до­ селе неизвестные слова «колхоз», «пар­ тия», «коммунист», «сельсовет» и многие другие. В фольклоре появились людп наших дней — образы героев-победнтьлей. знат­ ных стахаповцев страны. Богатая колхоз­ ная жизнь, новые машппы п заводы, мошь Советской Армип, богатства края, любовь к нему, свободная женщина, культурная и талантливая, — обо всем этом говорит со­ временный фольклор. В любви к Лепнну и Сталину полпее всего раскрываются чувства и переживания саами. Счастье, радость принес Сталин. «Ты жизнь счастливую принес пароду!» — Много злобы накопилось в сердце у — говорят певцы. К нему стремятся мысли Д р у з ь я и з Нижнего Тагила В П-ской авиачасти служат три комсо­ мольца: сорл;анты Антушевскпй, Черных и Степанов — уроженцы города Пнжнпй Та­ гил. Они сталп друзьями, когда еще учи­ лись в средней школе. Подошло время пой­ ти па военную службу, п друзья р?шилл ие расставаться. Попросп.ти призывную комис­ сию определить их в авиацию. Прзсьбз мо­ лодых друзей была удовлетворена. Пх за­ числили в школу младших авиаспециали­ стов. Все трое — страстные любители авиатехники, с первых же дней учебы вы­ делились прилежностью и высокой дисци­ плиной на занятиях. Тагильские отличники — так называли их в школе. После окопчапия учебы Анту- шевевий, Ч1ерпъгх и Степанов попросились на Се::ер. Здесь, служа в авиачасти, они выросли до механиков самолетов и каждый пз них отлично выполняет с бои обязан­ ности. Стфшина 2 статьи И. БОРОДАЧЕВ. А в Пьеса Винтера Гусева театре Северною флота В день 31-й годовщины Ре.тикой Ок­ тябрьской социалистической революции театр Северного флота порадовал флотского зрителя новым спектаклем — пьесой Вик­ тора Гусева «Слдва». Выбор этот пе слу­ чаен. Идя по путл дальнейшего обновле­ ния репертуара, творческий коллектив театра заботится прежде Есего о высоком идейном уровне езолх постановов. «Слава» В. Гусева — значительное произведение в советск-ой драматургия. Паписанпая 12 лет тому назад, пьеса по сей день пе утратила своей свежести, остроты и злободневности. Ее герои — про­ стые советские люди — учат жизни, вооружают зрителя духовпо, зозут его па творческие дерзания, па подвига во имя процветания своего Отечества. П кто еще вчера был простым скромным тружеником, мало известным народу, сегодня во славу Родины свершает подвиг п прославляет свое имя. Эго по плечу лишь человеку пашей страны, воспитанному советской властью, коммунистической партией, человеку, у ко­ торого чувство долга перод интересами на­ рода превыше всего. Ишшо с этих позиций п следует рас­ сматривать «Славу» В. Гусева. В самом деле, к чему стремятся героп ньесы? В чем видят опл смысл жпзип? — В труде, в постоянной будничной работе на благо об­ щества, на процветание ротной страны. В дептге пьесы — простая рабочая с^мт-я Мотыльковых. Мать, братья, сестра об’единены болпион любовью к Родине. Не лтгшой слапеГ; озабочены эти люди. Жи­ вотворное чувство советского патриотизма. вдохповенная любовь в Советскому Отече­ ству руководят их помыслами, пх жизнью. Автору удалось с большим мастерством по­ казать типичную советскую семью, каких в нашей стране тысячи, миллионы. Сюжет пьесы прост: в районе горы Азау происхоалт катастрофа. Обрушилась лавина необычайной сплы, которая разрушила горный аул. Дальнейший путь лавине пре­ градили утесы, движение ее замедлилось, но она угрожает гидростанции и поселку при пей. Надо взорвать эту лавпну и спа­ сти людей н станцию. Дело рискован­ ное, опасное для жизни. За пего смело бе­ рется военный инженер Маяк. Он готов взорвать скалу, оп готов на подвиг. На­ чальник Военно-инженерного института Очерет, которому поручено вести операцше по ликвидации катастрофы, в разговоре с Маяком убеждается, что последний решает­ ся на подвиг во нмя своей личной славы, что внугренпо Маяк не подготовлен в та­ кому ответственному п опасному делу. Очерот посылает в район катастрофы воен­ ного инженера Василия Мотылькова — труга Маяка. Между товарищами возни­ кает копфлпкт. Маяка цолдерживает неве ста Василия — Лена — летчик того же нпетптута. Происходит кратковременная размолвка. Лена упрекает Василия в неискренней дружбе к товарищу, упрекает в том, что Василий сам напросился ле­ теть в райоп катастрофы, лишив этого Маяка. Зритель на стороне Мотылькова. Оп ве­ рит в его силу, в его б.тшхтродное чувство— во что бы то ни ст-гло выполнить прави­ тельственное задание. У а^гыл^клва лич- Ляйпе, — рассказывает легенда. — Давно мечтал он отомстить обидчикам. И вот, когда напали пгведы и все саами попрята­ лись ь подземные вежи, Ляйн не спрятал­ ся. Оп убил оленя и пригласил к себе Чудзь-Чу^врь поесть жирного мяса. Шведы поддались на хитрость. — Пришли шведы в вежу Ляйне, — по­ вествует далее саамский сказ, — сели на оленьи шкуры и стал их Ляйпе наделять мясом. Всем положил во большому ку:жу жареной оленины, а против себя положил самый жирпый кусок. Самым главный у шведов Ч^удзь-Чуэврь был очень жадный и протянул руку, чтобы утащить жирный кусок из-под носа Ляйне. У Ляйне в руках был большой нож: которым он резал мясо. Махнул Ляйне этим иожом и отрубил про­ тянутую руку Чудзь-Чуэврь, говоря: «Не ЛАЗЬ к чужому Еусву» Тут и пошла драка. Ляйне крикнул же не, чтобы опа приперла чуркой снаружи рход так, чтобы пп один швед из вежи у{ежать не мог. Хоть н много было шведов, а все д:е пе могли они справиться с Ляйне. Схватил он за ноги Ч^удзь-Чуэврь, да и из- чал им бить шведов. П всех до одного убил. С той поры п боялпсь шведы Ляйпе. В этой легепде Ляйпе выступает как па- пые пережпваппя уходят на задпии план, для него важнее всего — спасти согни лю­ дей и г щ р о с г а п ц и ю . Ему хочется жить, дерзать, по страшная лавина может обо­ рвать у пего эту жнзпь... Смело, уверепно легат Мотыльков на задание и чуть ли не ценою своей л;пзни выполняет его. Вдумчиво и серьезно работал творческий коллектив театра над пьесой. Сильно, убе­ дительно воплотилось па сцене идейное п поэтическое богатство «Славы». Зритель увидел людей разлтгчпых профессий, харак­ теров, развитлй. Но все эта люди об’сдиче- ны перунтимой дружбой, спайкой, стремле­ нием к светлому будущему. Центральную роль Васллия Мотылькова пграст артист В. Кобец. Ему удалось со­ здать правдивый образ советского военного инженера, показать типичные черты на­ шего простого человека. Своей игрой Кобец заставляет верить зрителя в то, что его Мотыльков видит смысл жизни в постоян­ ном труде, в непрестанной борьбе с труд­ ностями. Оп скромен, немножечко лиричен, ио за всем этим видна большая сила, ко­ торая в пужный для Родины час и приво­ дит Мотылькова к подвигу. Праеда, пе вез­ де актер так умеренно, реалистически трактует свою роль. Например, в опера­ ционной, где особенно нужна простота, Ко­ сец излишне позирует, его диалоги часто превращаются в голую декламацию. Это задевает то высокое чувство, которое, сслествсппо, питает к нему зритель. В це­ лом же Кобец вполле справился со своей ролью. Несомпеппой и бесспорной удачей в спек­ такле является игра М. Муратовсвого в роли нрофессора Черпых. Этот образ знаме­ нитого хирурга как бы раесказывает нам, что оп не только склопястсл пад опера- цпоппым столом, на котором лежит беспо­ мощное тело тяжело ранепого Мотылькова, по и проникает в его душу, изучает пси­ хологию сэоего пациентз, угадывает, чом оя всех саами. Опп поют о великом вожде. Вот одпа пз новых песен, записанная со слов волхозпицы Анпы Антоновны Пьяновой: Мы в колхозе живем, Мы колхозных оленей пасем, — Мы пасем паше стадо в тундре. Зпаем: Сталин в Москве, Сталип знает о нас, Он желает пам доброй удачи. Будем делать, что он велит. Будем жить, как он говорит. Будем Сталипа слушать, — Он наш друг и отец. Будь здоров дорогой! Мы поем тебе песню в тундра...! В этой песпе глубокая уверенность, что Сталин знает важдого челоЕева в совет­ ской стране, видит всех, думает обо всех, сказывают и многие Он умеет самые трудные вещи сделать простыми, оп укажет, что кому нужно сде­ лать, вак лучше жить. Легендарные, сказочные мотивы сочета­ ются в фольклоре с отражением действи­ тельных, реальных мотивов. За дымкой свазочпостп виднеется жпзнепная правда. В нем нет простого фотографирования со­ вершающегося в жизни; все в пем претво- записи. Это художественно обобщенный материал. Вера в победу как в дни войны, так и теперь, не повидает преданные сердца са­ амского народа. Вот что говорится в песпе «Если будет война!»: — Если Сталин и Ворошилов скажут пришла война. И враги захотят нашу зем­ лю отнять, — все пойдем воевать. Винтовки возьмем, стрелять начпеи, тундру свою защитам. В тундре глубок слег, дорог пет. По мы не боимся снега, везде сумеем проехать, — •Быстро бегают наши олени, Мы подвезем на оленях пушки, спаряды, пищу, Олень пам поможет мясом и шкурами. Мы со своими оленями помоком Красной Армии... Образцами подобного вида фольклора мо­ гут служить «Саамская песня о Сталине», записанная оо слов Данилова, «Новея жизнь», записанная со слов пастуха Ильи Анисимовича Кобелева. «Весело стало жить», рассказанная Федором Калинычем Архиповым и другие. Приводим с сокращением «Саамскую песшо о Сталппе»: Мало было силы у нас, Были тогда все мы слабы..; Богачп стали водкой спаивать нас... Горькой водкой... ...Нынче у нас крепкий колхоз... Нынче у нас стадом ходит сильпый олеиь... Ездить можем, осело ездить можем теперь... Жить -в достатке можем теперь, Можем зажиточно жить... Ныпче у нас ходит стадо коров..: Очень много есть молока... Ныпче доктор есть у пас. Нынче у нас школа есть, наконец. Детп в школу ходят теперь, Жизни повой рады мы все, Жизнью повой жить хорошо...* , Весело жить. Нужно помнить власть Советов... Кто надежда у нас? — спрашивается- в копце псснп. И тут же добавляется утвер­ дительный ответ: — Это друг наш, это — Сталии. О том же гласит «Песня про саамскую новую жизнь», записанная у саамов вгао- графом Волковым. — Раньше, при царе, саами жили — грамоты не знали, не знали веселья. Жили в лесу, вак леспые глухари... Стала советская власть — вот мы, саами, обрадовались. Мы узпали, чему учат Ленин и Сталип. И стали строить колхозы саами, теперь в колхозе жить хорошо... Пет кулаков, нет купцов. Нас учат писать — малепьких и больших. Есть для детей школа, иптерпат и ясли. Есть больница... Сталип написал закон — новую Конституцию... О расцвете колхозной жизни саами рас- другие произведения устного пародного творчества последних лет. Старые легепды слились е современ­ ностью, зазвучали иначе. В них уже нет молчаливого ожидания счастья, в них— ра­ дость исполнившихся надежд. Широко, вольно и звонко стелется новая песня, в которой слышны не горе и нуж­ да, а радость и счастье сознательных рено в художественные образы. Фольклор- строителей прекрасного будущего. ные произведения не есть документальные живет. Хпрург в критические минуты сам решается на подвиг — он дает Мотылько- ву собственную кровь, которая и возвра­ щает героя в жизни. В роли профессора Муратовекий создал оригинальный, само­ бытный характер советского ученого, че­ ловека жпвого по складу и образу жпзгаЬ* Правдивый, т&лорнтный образ русской матерц умело трактует актриса С. Мура- товская. Живая, правдивая, воспитавшая стране замечательпых детей, Муратовская — Мотылькова трогательпо передает зри­ телю теплые п сокровенные материнские чувства. На сцене видшнь мать большой семьи — хлопотливую, заботливую, кото­ рая с трудом мирится с тем, что сыновья, разлетевшиеся по всей страпе, не могут во­ время прибыть па ее пменипы. И вместе с тем опа радуется, когда, навопец, за столом собирается плепум семьи. Автриса в сдер­ жанных словах передает зрителю свою ма­ теринскую радость и вместе с тем гордость за сыновей, за Родину, высоко поднявшую советского человека. Искренне и взволнованно звучат слова матери в заключительной сцене. Прави­ тельство приглашает семью Мотыльковых на дружественную беседу в Кремль. И, ка­ жется, пет предела радости в большой п простой рабочей семье. Василий Мотыль­ ков подходит в своей матери, слегва об­ нимает и спрашивает ее: «Мама, Сталип к тебе подойдет ие растеряешься?». Марья Петровна отвечает ему простыми словами: «Что ты, Вася? Мы же люди одпой породы, Вместе шли сквозь проклятую почь, Сталин — сын трудового народа, А я — трудового парода дочь». В этих словах простой русской женшипы заключена горячая любовь к самому близ­ кому и дорогому человеку — к великому Сталину. Муратозсвая с большим под’емом доносит их до зрителя. А. БРЫСОВ. Порадовали хорошей игрой и другие ак­ теры — И. Соловьев, создавший замеча­ тельный образ старого актера, В. Ефимова, игравшая Лену, Е. Плюто в роли Наташи, П. Шинкарев — Володя-почтальон. К сожаленпю, пе все актеры до югаца справились со своими ролями. Много еще, напрнмер, надо работать артисту С. Сидоро­ ву, чтобы воплотиться в образ начальника Военно-инженерного института. Его Очерет слишком скован, движения его пе естест­ венны, даже внешний вид оставляет же­ лать много лучшего. Пе совсем правдиво разрешает образ военного инженера Маяка артист А. Кур- хин. Ему следует изучить не только внеш­ нюю, показную сторону характера Маяка, но и донести до зрителя психологию своего героя, его переживания. Курхин— Маяк больше похож па актера в военной форме, чем на человека, стремящегося в личной славе и понявшего в конце концов всю ошибочность своего стремления. Следова­ тельно, Курхипу надо показать не только внешний портрет своего персонажа, но и убедитольпо раскрыть его психологию, те внутренние изменения, которые произошли с Маяком после возвращения Василия Мо­ тылькова в Москву. И еще одно замечаппе: нам кажется у театра не было никакой необходимости одевать на мундиры героев-воештослужа- щих потопы. Это «новшество» только уво­ дит зрителя от исторической действитель­ ности, вызывает недоумение. В целом лее актерский коллектив успеш­ но справился со своими задачами. Мы уви­ дели нужный патриотический спектакль, который тепло встречен флотским зрителем. А это — лучшая оценка и постановщику ньесы режиссеру-длпломанту М. Нагли, и всему коллективу театра, сделавшему шаг внеред в своей творческой работе. Майор Н. ДЕМЕНТЬЕВ. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Комаеттотр отделения отличник боевой и патити-чеокой подгото.жн стяршина 2 статьи Анатолий Гребенников об’ясняет старшему м^тсосу Николаю Капитонову устройство маневренного клахаде и пра­ вила ухода за ним. Фото Н. Высопяого. СЕВЕРОМОРЦЫ 1. Навстречу зарядам, снарядам, врагам Уходят десанты к чужим берегам. И как устоять на борту корабля. Когда полыхает пожарам земля! Пусть ветры ревут и снаряды пусть свищут. Пусть камни екдебут по разбитому днищу. Пусть море вскипает от взрывов снарядов — Я буду в десанте с матросами рядом. Пусть в бешенстве пенятся серые волны. — Давай, моторист, самый полный! С тобой нам, товарищ, под пулей не гнуться, . Нам надо, товарищ, с победой вернуться. Нам надо, чтоб в Баренца море На всем необ'ятном просторе От Кольской земли до Новой Земли Являться враги не могли. Уперся корабль в прибрежные камни. Бояться опасности нам, морякам, ям! И пулям навстречу! И в ночь — наугад! На камни, на берег выходит отряд. В карманах — патроны, в руках — автоматы, В брезентовых сумках — гранаты, гранаты. Чтобы земля под врагами горела — За Родину нашу! — За правое дела! И взреял над скалами пурпурный флаг, И падает замертво скошенный враг... 2. ...Ледовое море, сурозое море, Мы вышли опять на пои просторы. Пусть в бешенстве пенятся серые волны — Давай, моторист, самый полный! С тобой нам, товарищ, служить и учиться Тому, что в суровых боях пригодятся. Нам надо, чтеб в Баренца мора На всем необ’ятном просторе От Кольской земли до Невой Земли Проникнуть враги не могли. Григорий КАРЕВ. Инициатива комсомольцев В нашем! подразделении по решению первичной комсомольской организации соз­ дал кружок по изучению нашей Родины. Руководит кружком лейтенант Кывылков. Большинство слушателей — комсомоль­ цы. По их примеру с интересом и желани­ ем взялась за изучение нашей Родины и несоюзная молодежь. После лекции руюв;>- дителя слушателей кружка часто можно видеть за самостоятельной работой. На за­ нятиях матросы активно и с хорошими знаниями отвечают па вопросы. Особей» хорошо учатся тт. Байкиев, Дядилин, Пет­ ров и Лукопил. Старший матрос П. КОЗЛОВ. — О— По следам наш их выступлений «КЛУБ НЕ ВЫПОЛНЯЕТ СВОЕГО ПЛАНА» Под таким заголовком в газете Лг 2139 от 9 октября с. г. была помещена корреспон­ денция старшипы 2 статьи Н. Воробьева. Начальник воинской части сообщил, что факты, указаиные в корреспонденции, под­ твердились. Новому начальнику матросско­ го клуба офицеру Кутузову указано на имевшие место недостатки в работе матрос­ ского клуба и предложено все мероприятия проводить строго со утвержденном* тааат- й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz