На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.
Т4 ноп5ря 1G48 г., К: 269 (3265) ПА С Т Р А ЖЕ З А П О Л Я Р Ь Я ФОЛЬКЛОР СДАМИ « Коадандтп подразделения оФ'гчеп П. Калеювн проверяет техттту тцготгрова- гатя о|ицера Семена Пломюова. Последние у к а зан и я . Еще несколько минут, и быстро крылый «ястробок» уйдет о гону. НА СНИМКЕ : офицер П. Калекин (справа) об’вонлет технику выполнения глубж о го сиража офшору С. Поемкову. Фото Н. Высоцкого. Дпюшвт комунистаЕрежина Сразу же, пак тов. Еремин пришел слу- лшть па флот, он зарекомепдовал себя дис циплинированным, исноллительпьгм вои ном. Его желанием было — стать расистом. В Учебном отряде тов. Еремин с рвением стал учиться любимой специальности. Каж дую свободную минуту отдавал он само- яодготовке. Благодаря настойчивости тов. Еремнп успешно сдал экзамены па радиста. (Большой интерес проявлял Еремии к чтению художественной и политической литературы, к беседам с матросами. В ми нуты досуга он читал статьи из гаэст сво им товарищам. II вскоре он завоевал за служенный авторитет моряков, стал вожа ком мэлодежп. Не успокаиваясь па достиг нутом, тоз. Еремин пеустанно повышал свое боевое мастерство. За примерную службу тов. Еремин неоднократно отмечал ся поощрениями. Командование достойно оцепило зачтут Еремина и присвоило ему звание — старший матрас. Сейчас тов. Еремин является старшиной группы радистов. Владея в совершенстве своей специальностью и имея богатый опыт, накопленный в папряженпой учебе, он умело передлот его молодым матросам. На примере коммуниста Еремина учатся пе только молодые матросы, но и старо служащие. На отчетно-выборном партий ном собрании тов. Еремин был избран се кретарем первичной партийной организа ции. Большое доверие коммунистов оп с честью оправдывает, ведет большую рабо ту по идейнонполитичесвому воспитанию матросов. По инициативе коммуниста Еремина обо рудована комната полнтпросветработы, где ведется агитационно-пропагандистская г. культурно-массовая работа среди личного состава. За последнее время тов. Еремин провел ряд бесед с матросами подразделе ния. Недавно коммунист Еремин организовал два культпохода в гарнизонный клуб. Мо лодежь просмотрела два художественных кинофильма— «Парень из тайги» и «Пиро гов». Коммунист Еремин проводил большую работу по подготовке к инспекторской про верке полнтзаняттш. По вечерам была op- I гаинзована самостоятельная у ч е б а по прой денному материалу. Везде и всюду чув ствуется забота коммуниста тоз. Еремина. Быть таким, каким является оп,—-должен стремиться каждый коммунист. Старший матрос А. ЗУДОВ. Пад бескрайними просторами встает прозрачное, как уральский самоцвет, утро. В такое утро на мпого верст видно окрэст. Кое-где высятся чахлые березки, кустар ник да пожелтевшие гранитные валуны — молчаливые свидетели истории. Это — тундра, суровая северная тундра. Саами населяют этот край. Они корен ные жители Кольского полуострова. Этот парод имеет свою глубокую исто рию, которая живо отразилась в фольклоре. Устное творчество саами xp airaT легенды и сказания, сказкн, загадки, культовые обряды. Основной темой саамских исторических сказаний является нашествие на саамсву-ю землю всевозможных разбойничьих банд с запада п земель нынешней Северной Фин л я н д и и . . Парод, приходивший на саамскую землю, в сказаниях называется: «пгведы», «неи- • ; ю , « ш и ш и » . Почта все саамские погосты Вольского полуострова подвергались наше ствиям ипоэемцев, которые разоряли и /бивали жителей. Воспомпнапия о них до сих пор живут в преданиях саами на всем западе полуостро ва, у ловозерских и даже у териберских саами. Эти сказания относятся ко второй лоловнпе 1G и к первой половине 17 века. Наибольшей цельностью и закончен ностью отмечаются исторические сказания, сохранившиеся у* нотозерских, имандров- -ких и кильдипских саами. Эти сказания ч? являются простыми рассказами о собы тиях. В них мпого поэтических моментов. События, сохранившиеся с давних времен в памяти саами, рассказываются ими с ис торической правдоподобностью. Вместе с этим они переплетаются о различными до полнительными эпизодами, происходящими на фоне заполярной природы и старинного охотничьего пыта. Особый тггарес представляют два вари анта сказаний о Ляйне п его борьбе с Чудзь-Ч^уэврь—злейшим вратом саамского гтарода. Ляйпе наделен типичными чертами на- родпого эпоса. Оп силен, ловок и хитер, любит свой парод, суровый и родной край. Это помогает одолевать ему разбойников и убить их страшного предводителя. циональный герой саамского народа. В его образе сосредоточены мысли и чаяния древних обитателей польской земли. Саамские сказки, фантастические по своему содержанию, родственны сказкам других народов. Но их сюжеты п мотивы творчески переработаны самим саамским народом. Помимо своей художественной цеппостп, саамские сказкн дороги еще тем, что они помогают лучшэ попять историю этого древнего парода. ...Неисчислимы богатства Кольского по луострова. Издавна саами зпали о природ ных тайпах своего края. Это тоже иашло отражение в саамском эпосе. Особеппо мно го захватывающих рассказов сохранилось у саамской сказительницы Апны Кобелевой. Исключительный интерес представляют собранные одпим из лу^ппих златоков за- полярпого края А. П. Поповым загадки, живущие среди населения Ловозерского района. i В этих загадках выражен не только быт, но и тонкая наблюдательность саами. Октябрьская социалистическая револю ция, возродившая саамский народ, открыла широкие перспективы для развития парод- ного творчества. Но это уже не прежний фольклор, повествующий о тяжелом , угне тающем труде, о непосильной борьбе о при родой. Когда-то обреченный на вымирание сла бый саамский народ превратился * полно правного строителя счастливой жизни. В лексиконе саами появились новые, до селе неизвестные слова «колхоз», «пар тия», «коммунист», «сельсовет» и многие другие. В фольклоре появились людп наших дней — образы героев-победнтьлей. знат ных стахаповцев страны. Богатая колхоз ная жизнь, новые машппы п заводы, мошь Советской Армип, богатства края, любовь к нему, свободная женщина, культурная и талантливая, — обо всем этом говорит со временный фольклор. В любви к Лепнну и Сталину полпее всего раскрываются чувства и переживания саами. Счастье, радость принес Сталин. «Ты жизнь счастливую принес пароду!» — Много злобы накопилось в сердце у — говорят певцы. К нему стремятся мысли Д р у з ь я и з Нижнего Тагила В П-ской авиачасти служат три комсо мольца: сорл;анты Антушевскпй, Черных и Степанов — уроженцы города Пнжнпй Та гил. Они сталп друзьями, когда еще учи лись в средней школе. Подошло время пой ти па военную службу, п друзья р?шилл ие расставаться. Попросп.ти призывную комис сию определить их в авиацию. Прзсьбз мо лодых друзей была удовлетворена. Пх за числили в школу младших авиаспециали стов. Все трое — страстные любители авиатехники, с первых же дней учебы вы делились прилежностью и высокой дисци плиной на занятиях. Тагильские отличники — так называли их в школе. После окопчапия учебы Анту- шевевий, Ч1ерпъгх и Степанов попросились на Се::ер. Здесь, служа в авиачасти, они выросли до механиков самолетов и каждый пз них отлично выполняет с бои обязан ности. Стфшина 2 статьи И. БОРОДАЧЕВ. А в Пьеса Винтера Гусева театре Северною флота В день 31-й годовщины Ре.тикой Ок тябрьской социалистической революции театр Северного флота порадовал флотского зрителя новым спектаклем — пьесой Вик тора Гусева «Слдва». Выбор этот пе слу чаен. Идя по путл дальнейшего обновле ния репертуара, творческий коллектив театра заботится прежде Есего о высоком идейном уровне езолх постановов. «Слава» В. Гусева — значительное произведение в советск-ой драматургия. Паписанпая 12 лет тому назад, пьеса по сей день пе утратила своей свежести, остроты и злободневности. Ее герои — про стые советские люди — учат жизни, вооружают зрителя духовпо, зозут его па творческие дерзания, па подвига во имя процветания своего Отечества. П кто еще вчера был простым скромным тружеником, мало известным народу, сегодня во славу Родины свершает подвиг п прославляет свое имя. Эго по плечу лишь человеку пашей страны, воспитанному советской властью, коммунистической партией, человеку, у ко торого чувство долга перод интересами на рода превыше всего. Ишшо с этих позиций п следует рас сматривать «Славу» В. Гусева. В самом деле, к чему стремятся героп ньесы? В чем видят опл смысл жпзип? — В труде, в постоянной будничной работе на благо об щества, на процветание ротной страны. В дептге пьесы — простая рабочая с^мт-я Мотыльковых. Мать, братья, сестра об’единены болпион любовью к Родине. Не лтгшой слапеГ; озабочены эти люди. Жи вотворное чувство советского патриотизма. вдохповенная любовь в Советскому Отече ству руководят их помыслами, пх жизнью. Автору удалось с большим мастерством по казать типичную советскую семью, каких в нашей стране тысячи, миллионы. Сюжет пьесы прост: в районе горы Азау происхоалт катастрофа. Обрушилась лавина необычайной сплы, которая разрушила горный аул. Дальнейший путь лавине пре градили утесы, движение ее замедлилось, но она угрожает гидростанции и поселку при пей. Надо взорвать эту лавпну и спа сти людей н станцию. Дело рискован ное, опасное для жизни. За пего смело бе рется военный инженер Маяк. Он готов взорвать скалу, оп готов на подвиг. На чальник Военно-инженерного института Очерет, которому поручено вести операцше по ликвидации катастрофы, в разговоре с Маяком убеждается, что последний решает ся на подвиг во нмя своей личной славы, что внугренпо Маяк не подготовлен в та кому ответственному п опасному делу. Очерот посылает в район катастрофы воен ного инженера Василия Мотылькова — труга Маяка. Между товарищами возни кает копфлпкт. Маяка цолдерживает неве ста Василия — Лена — летчик того же нпетптута. Происходит кратковременная размолвка. Лена упрекает Василия в неискренней дружбе к товарищу, упрекает в том, что Василий сам напросился ле теть в райоп катастрофы, лишив этого Маяка. Зритель на стороне Мотылькова. Оп ве рит в его силу, в его б.тшхтродное чувство— во что бы то ни ст-гло выполнить прави тельственное задание. У а^гыл^клва лич- Ляйпе, — рассказывает легенда. — Давно мечтал он отомстить обидчикам. И вот, когда напали пгведы и все саами попрята лись ь подземные вежи, Ляйн не спрятал ся. Оп убил оленя и пригласил к себе Чудзь-Чу^врь поесть жирного мяса. Шведы поддались на хитрость. — Пришли шведы в вежу Ляйне, — по вествует далее саамский сказ, — сели на оленьи шкуры и стал их Ляйпе наделять мясом. Всем положил во большому ку:жу жареной оленины, а против себя положил самый жирпый кусок. Самым главный у шведов Ч^удзь-Чуэврь был очень жадный и протянул руку, чтобы утащить жирный кусок из-под носа Ляйне. У Ляйне в руках был большой нож: которым он резал мясо. Махнул Ляйне этим иожом и отрубил про тянутую руку Чудзь-Чуэврь, говоря: «Не ЛАЗЬ к чужому Еусву» Тут и пошла драка. Ляйне крикнул же не, чтобы опа приперла чуркой снаружи рход так, чтобы пп один швед из вежи у{ежать не мог. Хоть н много было шведов, а все д:е пе могли они справиться с Ляйне. Схватил он за ноги Ч^удзь-Чуэврь, да и из- чал им бить шведов. П всех до одного убил. С той поры п боялпсь шведы Ляйпе. В этой легепде Ляйпе выступает как па- пые пережпваппя уходят на задпии план, для него важнее всего — спасти согни лю дей и г щ р о с г а п ц и ю . Ему хочется жить, дерзать, по страшная лавина может обо рвать у пего эту жнзпь... Смело, уверепно легат Мотыльков на задание и чуть ли не ценою своей л;пзни выполняет его. Вдумчиво и серьезно работал творческий коллектив театра над пьесой. Сильно, убе дительно воплотилось па сцене идейное п поэтическое богатство «Славы». Зритель увидел людей разлтгчпых профессий, харак теров, развитлй. Но все эта люди об’сдиче- ны перунтимой дружбой, спайкой, стремле нием к светлому будущему. Центральную роль Васллия Мотылькова пграст артист В. Кобец. Ему удалось со здать правдивый образ советского военного инженера, показать типичные черты на шего простого человека. Своей игрой Кобец заставляет верить зрителя в то, что его Мотыльков видит смысл жизни в постоян ном труде, в непрестанной борьбе с труд ностями. Оп скромен, немножечко лиричен, ио за всем этим видна большая сила, ко торая в пужный для Родины час и приво дит Мотылькова к подвигу. Праеда, пе вез де актер так умеренно, реалистически трактует свою роль. Например, в опера ционной, где особенно нужна простота, Ко сец излишне позирует, его диалоги часто превращаются в голую декламацию. Это задевает то высокое чувство, которое, сслествсппо, питает к нему зритель. В це лом же Кобец вполле справился со своей ролью. Несомпеппой и бесспорной удачей в спек такле является игра М. Муратовсвого в роли нрофессора Черпых. Этот образ знаме нитого хирурга как бы раесказывает нам, что оп не только склопястсл пад опера- цпоппым столом, на котором лежит беспо мощное тело тяжело ранепого Мотылькова, по и проникает в его душу, изучает пси хологию сэоего пациентз, угадывает, чом оя всех саами. Опп поют о великом вожде. Вот одпа пз новых песен, записанная со слов волхозпицы Анпы Антоновны Пьяновой: Мы в колхозе живем, Мы колхозных оленей пасем, — Мы пасем паше стадо в тундре. Зпаем: Сталин в Москве, Сталип знает о нас, Он желает пам доброй удачи. Будем делать, что он велит. Будем жить, как он говорит. Будем Сталипа слушать, — Он наш друг и отец. Будь здоров дорогой! Мы поем тебе песню в тундра...! В этой песпе глубокая уверенность, что Сталин знает важдого челоЕева в совет ской стране, видит всех, думает обо всех, сказывают и многие Он умеет самые трудные вещи сделать простыми, оп укажет, что кому нужно сде лать, вак лучше жить. Легендарные, сказочные мотивы сочета ются в фольклоре с отражением действи тельных, реальных мотивов. За дымкой свазочпостп виднеется жпзнепная правда. В нем нет простого фотографирования со вершающегося в жизни; все в пем претво- записи. Это художественно обобщенный материал. Вера в победу как в дни войны, так и теперь, не повидает преданные сердца са амского народа. Вот что говорится в песпе «Если будет война!»: — Если Сталин и Ворошилов скажут пришла война. И враги захотят нашу зем лю отнять, — все пойдем воевать. Винтовки возьмем, стрелять начпеи, тундру свою защитам. В тундре глубок слег, дорог пет. По мы не боимся снега, везде сумеем проехать, — •Быстро бегают наши олени, Мы подвезем на оленях пушки, спаряды, пищу, Олень пам поможет мясом и шкурами. Мы со своими оленями помоком Красной Армии... Образцами подобного вида фольклора мо гут служить «Саамская песня о Сталине», записанная оо слов Данилова, «Новея жизнь», записанная со слов пастуха Ильи Анисимовича Кобелева. «Весело стало жить», рассказанная Федором Калинычем Архиповым и другие. Приводим с сокращением «Саамскую песшо о Сталппе»: Мало было силы у нас, Были тогда все мы слабы..; Богачп стали водкой спаивать нас... Горькой водкой... ...Нынче у нас крепкий колхоз... Нынче у нас стадом ходит сильпый олеиь... Ездить можем, осело ездить можем теперь... Жить -в достатке можем теперь, Можем зажиточно жить... Ныпче у нас ходит стадо коров..: Очень много есть молока... Ныпче доктор есть у пас. Нынче у нас школа есть, наконец. Детп в школу ходят теперь, Жизни повой рады мы все, Жизнью повой жить хорошо...* , Весело жить. Нужно помнить власть Советов... Кто надежда у нас? — спрашивается- в копце псснп. И тут же добавляется утвер дительный ответ: — Это друг наш, это — Сталии. О том же гласит «Песня про саамскую новую жизнь», записанная у саамов вгао- графом Волковым. — Раньше, при царе, саами жили — грамоты не знали, не знали веселья. Жили в лесу, вак леспые глухари... Стала советская власть — вот мы, саами, обрадовались. Мы узпали, чему учат Ленин и Сталип. И стали строить колхозы саами, теперь в колхозе жить хорошо... Пет кулаков, нет купцов. Нас учат писать — малепьких и больших. Есть для детей школа, иптерпат и ясли. Есть больница... Сталип написал закон — новую Конституцию... О расцвете колхозной жизни саами рас- другие произведения устного пародного творчества последних лет. Старые легепды слились е современ ностью, зазвучали иначе. В них уже нет молчаливого ожидания счастья, в них— ра дость исполнившихся надежд. Широко, вольно и звонко стелется новая песня, в которой слышны не горе и нуж да, а радость и счастье сознательных рено в художественные образы. Фольклор- строителей прекрасного будущего. ные произведения не есть документальные живет. Хпрург в критические минуты сам решается на подвиг — он дает Мотылько- ву собственную кровь, которая и возвра щает героя в жизни. В роли профессора Муратовекий создал оригинальный, само бытный характер советского ученого, че ловека жпвого по складу и образу жпзгаЬ* Правдивый, т&лорнтный образ русской матерц умело трактует актриса С. Мура- товская. Живая, правдивая, воспитавшая стране замечательпых детей, Муратовская — Мотылькова трогательпо передает зри телю теплые п сокровенные материнские чувства. На сцене видшнь мать большой семьи — хлопотливую, заботливую, кото рая с трудом мирится с тем, что сыновья, разлетевшиеся по всей страпе, не могут во время прибыть па ее пменипы. И вместе с тем опа радуется, когда, навопец, за столом собирается плепум семьи. Автриса в сдер жанных словах передает зрителю свою ма теринскую радость и вместе с тем гордость за сыновей, за Родину, высоко поднявшую советского человека. Искренне и взволнованно звучат слова матери в заключительной сцене. Прави тельство приглашает семью Мотыльковых на дружественную беседу в Кремль. И, ка жется, пет предела радости в большой п простой рабочей семье. Василий Мотыль ков подходит в своей матери, слегва об нимает и спрашивает ее: «Мама, Сталип к тебе подойдет ие растеряешься?». Марья Петровна отвечает ему простыми словами: «Что ты, Вася? Мы же люди одпой породы, Вместе шли сквозь проклятую почь, Сталин — сын трудового народа, А я — трудового парода дочь». В этих словах простой русской женшипы заключена горячая любовь к самому близ кому и дорогому человеку — к великому Сталину. Муратозсвая с большим под’емом доносит их до зрителя. А. БРЫСОВ. Порадовали хорошей игрой и другие ак теры — И. Соловьев, создавший замеча тельный образ старого актера, В. Ефимова, игравшая Лену, Е. Плюто в роли Наташи, П. Шинкарев — Володя-почтальон. К сожаленпю, пе все актеры до югаца справились со своими ролями. Много еще, напрнмер, надо работать артисту С. Сидоро ву, чтобы воплотиться в образ начальника Военно-инженерного института. Его Очерет слишком скован, движения его пе естест венны, даже внешний вид оставляет же лать много лучшего. Пе совсем правдиво разрешает образ военного инженера Маяка артист А. Кур- хин. Ему следует изучить не только внеш нюю, показную сторону характера Маяка, но и донести до зрителя психологию своего героя, его переживания. Курхин— Маяк больше похож па актера в военной форме, чем на человека, стремящегося в личной славе и понявшего в конце концов всю ошибочность своего стремления. Следова тельно, Курхипу надо показать не только внешний портрет своего персонажа, но и убедитольпо раскрыть его психологию, те внутренние изменения, которые произошли с Маяком после возвращения Василия Мо тылькова в Москву. И еще одно замечаппе: нам кажется у театра не было никакой необходимости одевать на мундиры героев-воештослужа- щих потопы. Это «новшество» только уво дит зрителя от исторической действитель ности, вызывает недоумение. В целом лее актерский коллектив успеш но справился со своими задачами. Мы уви дели нужный патриотический спектакль, который тепло встречен флотским зрителем. А это — лучшая оценка и постановщику ньесы режиссеру-длпломанту М. Нагли, и всему коллективу театра, сделавшему шаг внеред в своей творческой работе. Майор Н. ДЕМЕНТЬЕВ. Капитан В. ЛАГОШНЫЙ. Комаеттотр отделения отличник боевой и патити-чеокой подгото.жн стяршина 2 статьи Анатолий Гребенников об’ясняет старшему м^тсосу Николаю Капитонову устройство маневренного клахаде и пра вила ухода за ним. Фото Н. Высопяого. СЕВЕРОМОРЦЫ 1. Навстречу зарядам, снарядам, врагам Уходят десанты к чужим берегам. И как устоять на борту корабля. Когда полыхает пожарам земля! Пусть ветры ревут и снаряды пусть свищут. Пусть камни екдебут по разбитому днищу. Пусть море вскипает от взрывов снарядов — Я буду в десанте с матросами рядом. Пусть в бешенстве пенятся серые волны. — Давай, моторист, самый полный! С тобой нам, товарищ, под пулей не гнуться, . Нам надо, товарищ, с победой вернуться. Нам надо, чтоб в Баренца море На всем необ'ятном просторе От Кольской земли до Новой Земли Являться враги не могли. Уперся корабль в прибрежные камни. Бояться опасности нам, морякам, ям! И пулям навстречу! И в ночь — наугад! На камни, на берег выходит отряд. В карманах — патроны, в руках — автоматы, В брезентовых сумках — гранаты, гранаты. Чтобы земля под врагами горела — За Родину нашу! — За правое дела! И взреял над скалами пурпурный флаг, И падает замертво скошенный враг... 2. ...Ледовое море, сурозое море, Мы вышли опять на пои просторы. Пусть в бешенстве пенятся серые волны — Давай, моторист, самый полный! С тобой нам, товарищ, служить и учиться Тому, что в суровых боях пригодятся. Нам надо, чтеб в Баренца мора На всем необ’ятном просторе От Кольской земли до Невой Земли Проникнуть враги не могли. Григорий КАРЕВ. Инициатива комсомольцев В нашем! подразделении по решению первичной комсомольской организации соз дал кружок по изучению нашей Родины. Руководит кружком лейтенант Кывылков. Большинство слушателей — комсомоль цы. По их примеру с интересом и желани ем взялась за изучение нашей Родины и несоюзная молодежь. После лекции руюв;>- дителя слушателей кружка часто можно видеть за самостоятельной работой. На за нятиях матросы активно и с хорошими знаниями отвечают па вопросы. Особей» хорошо учатся тт. Байкиев, Дядилин, Пет ров и Лукопил. Старший матрос П. КОЗЛОВ. — О— По следам наш их выступлений «КЛУБ НЕ ВЫПОЛНЯЕТ СВОЕГО ПЛАНА» Под таким заголовком в газете Лг 2139 от 9 октября с. г. была помещена корреспон денция старшипы 2 статьи Н. Воробьева. Начальник воинской части сообщил, что факты, указаиные в корреспонденции, под твердились. Новому начальнику матросско го клуба офицеру Кутузову указано на имевшие место недостатки в работе матрос ского клуба и предложено все мероприятия проводить строго со утвержденном* тааат- й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz