На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

7 ИД СТРДИГС Я Т Г в Я Я Т Ы ! Ш п а т ы ! Г О п , Л! ZBff (И 0 3 ) ВЫШЕ УРОВЕНЬ ПРОПДГЯНДИСТСКОЙ РЛБОТЫ! н е у с т а н н о о в л а д е в а т ь м а р к с и с т е к о - л е н и н е к о й т е о р и е и ИЗУЧАЮТ ИСТОРИК! БОЛЬШЕВИЗМА В паптои библиотеке большим спросом пользуется потипгческая литература. Кни­ га Деиина и Сталина, различные брошюрь' пе залеживаются па библиотечных полках Факт этот говорит о многом. Лпчпый со­ став корабля стремится овладеть тоорисГ марксизма-ленинизма, изучить историк партии. Многие коммунисты и комсомоль­ цы учатся упорно и настойчиво, показывай в этом деле пример. Взять хотя бы комму- 1 шста офицера Михайлова. Он изучав' произведения Лепила и Оголила, «БраткиГ курс истории ВКЩб)». Работает оп пад собой па протяжении многих летр п это н< могло пе сказаться на ело служебной дел тельпости. Тов. Михайлов проводит болыпуи воспитательную работу среди матросов i старшип, часто оп выступает с лекциями. Тов. Михайлов — руководитель групп; политзанятий. Высокие политические зна­ ния дают ему возможность проводить запя три содержательно, на должном идейно- теоретическом уровне. На пнспекторско' проверке его группа получод отличнут оценку. Среди от.тичпиков учебы — стар­ шие матросы Сердюк, Ершоц, Паволоцкли 1 дргпе. У пас работает кружок по изучению «Краткого курса асторшт ВОЬ'б)». Уже первые запятая его Ьоказалп, что многие слушатели ъерьезио *з*йясь ъь г.о/чение истории пгртпп. 1» тм я * т<j:\no стнести гг. Зелопугу, Кострова, Зач^пко ъ других. Слушатели кружка стараются свои знания передать другим. Так, например. "т. Зеле- пуга и Зайченко часто проводят беседы в натрэсскпх кубриках. Многие офицеры занимаются самостоя­ тельна ЛартиПиое бюро, р у к о тод егг; у яс ь посталовлеггаем ЦК ВКЩб) «О постоя: ке партийной пропаганды в сшгп с выпуск-о: «Краткого курса истории укузп- пнями пашей партии по ядпдогичлдену вопросам, оказывает г д ш офипорам по­ мощь. Заместитель кам^сдира корабля гг политчасти и секретарь парторганизации беседуют с коммунистами по существу про­ читанных linnг, уэпаюг, что непопятпо товарищу. раз’яспяют. Для коммунистов, самостоятельно науча­ ющих «Краткий куре истории В'К.Щб).*. читаются лекции и доклады — о работ* В. Л. Ленина «Что делать?», о работе товарища Сталина «О диалектическом п историческом материализме», «Лепил и Сталин — организаторы и вожди ВКЩб)» п па другие темы. Проводятся также семи­ нары. Хорошо и атгпгвпо у нас прошло откры­ тое партийное собр..пне с повесткой для: * 1.0 лет со дна 'ььпод,. в оьет «Краткого курса истории ВЕЛ(б)». Коммунисты рас­ сказывали о том. кал :«ги учатся, что нужно делать, чтобы качество учебы было еще г.ыше. Партийпое собрание оказало благо­ творное влияние на последующие занятля коммунистов. Теперь у нас введена кон- сультация для тех, кто самостоятельно изу­ чает теорию и историю партии. Об эффективности работы коммунистов и всех офпцеров пад повышением своего идейно-теоретического уровня говорит то, что па корабле заметно повысилась воин- ска:! дисциплина, улучшилась вогптгчтртт , пая работа с матросами и старшипами, выше стало качество боевин и политическая, подготовки. Иапитан-лейтенант И. СИМОНЕНКО. Лекция на корабле. Леюцяю о международном паложшии Советского Союза читает офицер С. Островной. Фото Н. Высоцкого. В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ Начался новый учебный год в партий­ ных школах флота. За три года своей ра- •ьтгы партийные школы, являясь одной из г.лжтг^пшпх форм итеГгпо-теоретпческого об- ,»«сс45алия партийного и комсомольского KTjfflJL, приобрели широкую популярность среди коммунистов с комсомольцев флота. Згг время ь партийны! школах про­ жгли обучение тысячи активистов партий­ ных и комсомольски*, организаций флота. >тъ успешно изучили гениальное произве­ дение великого учителя и вождя народов товарища Сталина «Историю Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», приобрели цеппыи опыт практики руководства массами. Многие слушатели, окончившие партийные школы, выросли впоследствии до руководителей крупных партийных а комсомольских ор- ганизашгй. Многие из бывших слушателей школ продолжают свие политическое обра­ зование в вечерь ом университете марксиз­ ма-ленинизма л в других учебные заведе­ ниях. Большой паплыв коммунистов и комсо­ мольцев, желающих учиться в партийных школах, наблюдался повсеместно. Это гово­ рит об огромной тяге коммунистов и ком­ сомольцев к овладению мар*систеко-лешш- ской теорией, историей большевизма. Возросшие требования к идейно-тоорети- ческой учебе партийного и комсомольского актива обязывали политорганы, начальни­ ков партшкол, партийные и комсомольские организации тщательно отбирать новый контингент слушателей, подбирать препода­ вателей, всесторонне под го то ен ть партий­ ные школы к новому учебному году. В результате проделапной большой рабо­ ты в большинстве партпйпых шког хорошо! К чтению лекций по курсу экономиче­ ской и политической географии COOP и за­ рубежных страп допускались неподготовлен­ ные проподаватели. Папример, преподавате­ ли географии тт. Поляков и Макаров про­ читав лекцию сухо, быстро, не отрываясь от конспекта и слабо используя географи­ ческую карту. Эти преподаватели допуска­ ли неточности в выражениях. подготовились к новому учеонрму году. До пачала запятий, как правило, перг.ы^ лекции были обсуждепы па методически совещатшят преподавателей или проверены пачалышками школ. Так, в партийной школе которую возглавляет тов. Жила, на методическом совещапнн были обсуждепы следующие темы: хДстория ВКЩб) — марвеизм-лепппизм в действие». «'Манифест Коммунистической парпги" и другие. В большинстве партийных школ новый учебный год пачался организованно, при высокой посещаемости слушателей, и первые лекции были прочитаны на высоком идейно-теоретпчсском и мето­ дическом уровне. Особенно хорошо были прочитаны лекции по теме: «Ясторил ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии)' тт. Гольдштейн, Баковым, Ряховским, Кри- чевекнм. Пх лекции прошли живо и инте­ ресно. К сожалению, пе везде еще отнестись с должпой серьезностью к подготовке препо­ давателей, не повели с самого начала ре­ шительной борьбы за высокое идейное ка­ чество занятий, за правильную методику. Так, лекция тов. Хапова, прочитанная по первой главе «Краткого курса истории ВКЩб)», прошла пеудовлетворительно: тов. Хапов первые три вопроса осветил хорошо, но на них он затратил полтора часа, а па такие вопросы, как борьба Ленипа протиь народничества, легального марьсиям« и экономизма, вопрос о I с’езде РСДРП — Еще задолго до начала первых запятой во многих соединениях в целях организации более четкой подготовки слушателей в библиотеках была подобрана рекомендован­ ная литература. В партийной школе, где начальником тов Василец, в помощь слу­ шателям была прочитана лекция на тему: «Как работать над книгой». Большинство преподавателей первые классно-групповые занятия проводило в форме живой и увлекательной беседы и то­ варищеской дискуссии. В классно-группо­ вых занятиях, как правило, принимало участие большинство слушателей. Слушате­ ли пришли с хорошо и обстоятельно состав­ ленными конспектами по каждому предмету. Слушатели вечерпего отделения партий­ ных школ тт. Лучко, Лазарев, Лпспцкпй, Муравьев, Грибов, Мясппкоз и другие обна­ ружили всесторонние глу'бокпе знапия па классно-групповых запятпях. Однако следует отметить и то, что пер­ вые классно-групповые занятая показали, что не у всех слушателей достаточные зпа- ним пройденных первых тем по «Краткому осталось всего 20 мипут. В результат эти | курсу исторпи ВКЛ(б)» и другим предметам, важнейшие вопросы были плохи и слабо t Это ноказали ироБеденные классно-грушю- освещены. Яспо, что слушатели остались j выс занятия в партийной школе, где на- не удовлетворены. пальником тов. Бугаев. сгорит» т р у д ф явилс?^ Материал был усвоеп слабо потому, что отдельные политработники и партий­ ные организации плохо организовали и недостаточно контролировали самостоятель­ ную работу слушателей. Офицер Кузьмин не только не создает должпых условий для слушателей, мня* мающихся в партийной школе, но часто отрывает их па различные работы в дет самостоятельной учебы. Слушатели пар- тайной школы другой части Галкин, Маркин, Крыцовкин не явились на занятия потому, что их послали па работу в втот день. Чтобы работа партийных школ флота, учеба партийного и комсомольского актива проходили па высоком идейно-политическом уровне, пужпо полностью изжить недостат­ ки, вскрытые па первых занятиях, до кон* ца решить вопросы организации ж контро­ ля самостоятельной учебы слушателей. Преподавательский состав обязан постоян­ но руководить самостоятельной работой слушателей, проводить с ними копсульта- ппп, помогать слушателям совершенство­ вать навыки самостоятельного изучения марксистско-ленинской теории. Естественно, это не снимает ответствен­ ности и с заместителей командиров по по­ литчасти, с секретарей партийных я ком­ сомольских организаций, которые, в свою очередь, должны интересоваться я прове­ рять самостоятельную работу слушателей, посещение ими занятий, контролировать ях успеваемость, своевременно оказывать не­ обходимую помощь слушателям в их учебе. Капитан-лейтенант П. СОСИН. НУЖНА ДЕЛОВАЯ ПОМОЩЬ Яееятъ лет тому назад ЦБ BKTT(S) вы­ нес историческое постановление «О поста­ новке партийпой пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса нс^ш и ВКЩб)». Партия заострила втматЩЩ- шжх партийных, советских, хозяйствен­ ных, военных я других кадров на необхо­ димость повседневно изучать теорию и историю болыпевйзма. Классический труд товарища Сталина «Краткий курс исто­ рия ВКП(б)» сыграл огромную роль в деле повышения идейно-теоретического уровня советских людей. Эта книга стала настоль­ ной у каждого члена партии, у каждого советского интеллигента. Мне хочется сказать несколько слов о себе. С «Кратким курсом истории ВКЩб)» я не растаюсь. Читал его уже много раз я всегда находил в нем все новое и новое. Книга эта не только о прошлом нашей партии. Она вся устремлепа в будущее, она учит нас побеждать в борьбе за ком- мунизя. После «Краткого курса и т рии ВКЩб)* я стал изучать другие классиков марксизма-ленинизма. По ти вкус к политической учебе, стремление повыбить свой идейпо-теоретический уро­ вень, свои знания. И когдз я говорю с другими офицерами пашей части, то елы- mv от них то же самое. Они учатся упор­ но, настойчиво. К таким можно отнести тт. Хилимского, Матвеева, Маслепннкова. Приходится только сожалеть, что пар­ тийная* организация не всегда приходят на пояощь нам, коямунпетам, самостоя­ тельно изучающим историю партия. Мало еще у нас чптаегся хороших лек­ ций, не разнообразп# их тематика, бывает, что выступают неквалифицированные лек­ торы, лекция которых не удовлетворяют слушателей. До еях пор еще ни политотдел, ни парт­ бюро не интересуются по-на«:тоящвму самостоятельной работой коммунистов над собой. Не помню случая, чтобы работник политотдела или член партбюро (пе говоря уже о секретаре!) побеседовал с коммуни­ стом яли комсомольцем о том, как он за­ нимается, какая ему нужна помощь. Партия требует от нас непрерывно за­ ниматься политическим воспитанием. Наш долг—выполнить это требование. А эго зна­ чит—нужно проявлять больше внимания партийному просвещению, учебе каждого коммуниста я комсомольца. Майор П, РЕДКОВ. Начались занятия в пгртийнэй шкале Начались занятия в нашей партийной школе. Член ВКП(б) старшина 2 статьи Логинов, комсомолец старший матрос Кудрявцев я другие с большим воодушевле­ нием принялись за учебу. Присутствующие внимательно прослу­ шали лекции по первой главе истории ВКЩб) и политической географии. Офицер Ханов подробно п доступно для слушателей рассказал материал. Сейчас матросы и старшины старательно готовятся к следую­ щим занятиям. Старший матрос Ю. СУДАКОВ. ерзые занятия Центральный Комитет ВКЩб) в своем постановлении от 14 ноября 1938 года «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВК.Щ6)» дал исчерпывающие указания по организации работы кружков партийного просвещения. Изучение теории марксизма-ленинизма составляет основу всей идейно-воспита­ тельной работы партийных оргаппзацпй. «Роль передового борца, — учпл В. II. Ленпп, — может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Эти слова пашего великого у^штеля должеп помпнть и свято выполнять каждый член партии. Только при этом условии оп смо­ жет вьпюлнять роль вожака, организатора масс, сумеет раз'яснять им политику пар­ тии. поднимать их на практическое осуще­ ствление этой ПОЛИТИКИ. По.тпторгапы и партийные организации флота проделали большую работу по вы- полне*гию решепнй Центрального Коми^п БЗШ(б). В течение 1947 — 1948 учебного гота при большинстве партийных организаций были созданы кружки по изу­ чению «Краткого курса истории ВКЩб)» п политшколы, в которых обучались моло­ дые коммунисты. Там, где к комплектованию кружков и политшкол подошли со всей серьезностью, r/е были подобраны хорошо подготовлен- те, политически грамотные руководители, тзII было полностью закончено изучение программы, занятия проходили да высоком ’ идейпом уровне. Успешно закончили изу­ чение «Краткого курса истории ВКЩб)» в | кружках, которыми руководили старшпй лейтенапт Чертов и лейтенант Гусев. Здесь по-пастоящему боролись за идейное содер­ жание занятий, их качество и действеп- | ность. Однако в прошлом году в системе пар­ тийного просвещения были и педостагкп. Пе все коммунисты учплпсь, наблюдалась слабая посещаемость запятий в отдельных кружках и политшколах. Некоторые полит­ отделы пе организовывали семинары с ру­ ководителями кружков и политшкол, а эго приводило к тому, что занятия проходили па низком идейном уровне. Партийные ор­ ганизации слабо контролировали учебу коммунистов. Готовясь к новому учебному году, полпт- оргапы и партийные организации сделали многое, чтобы ликвидировать недостатки, повысить идейное качество занятий. Руко­ водители побеседовали с каждым коммуни­ стом в отдельности, выявляя их знания. Тем самым они помогли коммунистам из­ брать по их собственному желанию форму партийного просвещения. Для молодых коммупшегов, не имеющих достаточного общеобразовательного уровня и не подготовленных к самостоятельному изучению «Краткого курса истории ВКЩб)», созданы политшколы. Для членов н кандидатов партии, обладающих миниму­ мом политических знаний, но не имеющих навыков самостоятельной работы над кни­ гой, оргапизованы кружки по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Однако, несмотря на проведенную подго­ товительную работу, наблюдалось еще неправильное комплектование кружков. Так, в одном подразделении всех комму- ннстов-офицеров огульно записали в кру­ жок по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Только вмешательство политотде­ ла помогло устранить грубое нарушение требований ЦК ВКП(б) о порядке комплек­ тования кружков. Проведенные первые занятия в кружках п политшколах показали прежде всего большую тягу коммунистов к изучению марксистско-ленинской теории. Хорошо прошло первое занятие в круж­ ке, которым руководит майор тов. Чепурко. В этом кружке занимаются 9 человек, все опи— молодые члепы партии, сержанты. Во время комплектования кружка тов. Чепур­ ко лично беседовал с каждым коммунистом, помогая им избрать форму учебы, соответ­ ствующую пх уровню развития. После семи­ нара в политотделе тов. Чепурко собрал слушателей своего кружка (это было нака­ нуне запятая), дал нм плап темы, роздал тетради, карандаши, напомнил о месте а времени занятий. Помещеппе к началу за­ нятий было приготовлено, оборудовано, раз­ вешены наглядпые пособия пз альбома пи истории ВКЛ(б), географическая карта. Все слушатели пришли на занятие в точно назначенный срок. Начиная занятая, руководитель ознакомил слушателей с учебным плапом кружка, методикой про­ ведения учебы, подчеркнул важность изу­ чения марксистско-ленинской теории, по­ требовал от слушателей ведения конспек­ тов. Переходя к изучению очередной темы, оп дал план, указал литературу, которую необходимо прочитать. Имея достаточную теоретическую подготовку п опыт пропа­ гандистской работы, тов. Чепурко доходчи­ во прочитал вводную лекцию: «История ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии». Занятие прошло жпво и интересно, па вы­ соком идейно-теоретическом У 1 >озле. Организованно прошло занятие и в по­ литшколе, которой руководит капитан- лейтенант т\)в. Орлов. Тов. Орлов добросо­ вестно отпесся к поручеппому ему делу, хорошо подготовился к запятням, составил конспект своей лекции, который был утвержден заместителем комапдпра по политчасти. Излагая первую тему — «Как жили и боролись за свое освобождение ра­ бочие я крестьяне в царской России», тов. Орлов на ярких, убедительных примерах рассказал слушателям о тяжелой и бесправ­ ной жизни нароцов в царской России, о борьбе рабочих и крестьян против царско­ го самодержавия за свое освобождепие. На все заданные вопросы со дал правильные ответы. Однако проверка первых занятий пока­ зала, что есть и отрицательные факты. Например, руководитель политшколы ка­ штан тов. Занин совершенно не был готов к занятиям. Коммунист Занин имеет достаточную под­ готовку, з к порученному ему делу— руко­ водство политшколой — он отпесся не­ серьезно. На семинарских занятиях, кото­ рые проводились при политотделе, оп пе был. И только за 2 дпя до запя­ тая тов. Запин записал на клочке бумаги три вопроса я на етом ограничился. С этим «конспектом» оп решил выступить перед слушателями. И только здесь, на эа- пятпп, выяснилось, что руководитель запи­ сал вопросы п пытался их рассказывать слу­ шателям совершетто пз другой темы. Вме­ сто того, чтобы тщагельпо подготовиться и провести запятая по теме: «Как жили и бо­ ролись за свое освобождение рабочие и крестьяне в царской России», тов. Заняв пеумело об’ясяял другие вопросы. Ввиду неподготовленности руководителя занятия пришлось отаенить. Причиной сры­ ва учебы является то обстоятельство, что тов. Зашш не выполнил важнейшего требо­ вания — проявлять постоянную заботу об идейном качестве каждого занятия. В этом же подразделения на низком идейном уровне прошло занятие и в кружке по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)», которым руководит член ШШ(б) тов. Тарасов. Да иначе и не может быть, так как тов. Тарасов проводил занятия по конспекту, составленному еще... в 1&39 г. Подобный факт мог произойти только в результате отсутствия контроля за подго­ товкой к занятиям руководителей полит­ школ и кружков со стороны заместителя комапдпра по политчасти и политотдела, а также безответственного отношения К пору­ ченному делу со стороны коммунистов тт. Занипа и Тарасова. В постановлении ЦК ВБЩб) особое внимание уделяется содержанию работы кружк>в, идейно-теоретическому уровню занятий. «Работа кружков, — говорится в постановлети ЦК ВКП(б),—должна быть построена на основе живой беседы я това­ рищеской дискуссии. Из кружков должны быть решительно изгнаны вредные школяр- ско-административные методы, казенщина н схематизм, тормозящие идейное воспита­ ние партийных и непартийных большеви­ ков». Опыт показывает, что основой успешного проведения занятий в кружке и политшко­ ле является прежде всего тщательная под­ готовка руководителя и знание им материа­ ла. Также требуется глубокое изучение слушателями рекомендуемых пособий. Важнейшими условиями проведения за­ нятий в кружках и политшколе являются высокий идейный уровень, связь изучаемых вопросов с современностью, с конкретными задачами, стоящими перед кораблем, частью, целеустремленность, последовательность, контакт руководителя с аудиторией, ак­ тивность слушателей. Партийные организации не могут * должны безразлично относиться к работе кружков я политшкол. Они должны повсе­ дневно и глубоко интересоваться состоянием занятий, их идейным уровнем, контролиро­ вать работу руководителей, помогать им, периодически проверять, как коммунисты усваивают материал. Большую помощь изучающим марксист­ ско-ленинскую теорию должны оказывать партийные кабинеты, Дома офицеров, клубы и библиотеки. Эта помощь заключается в организация лекций и докладов по история большевизма, по политической экономии, истории международных отношений, в ор­ ганизация и проведении консультаций по теоретическим и методическим вопросам, устройстве различных выставок. Капитан А. ПРЯХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz