На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.
7 ИД СТРДИГС Я Т Г в Я Я Т Ы ! Ш п а т ы ! Г О п , Л! ZBff (И 0 3 ) ВЫШЕ УРОВЕНЬ ПРОПДГЯНДИСТСКОЙ РЛБОТЫ! н е у с т а н н о о в л а д е в а т ь м а р к с и с т е к о - л е н и н е к о й т е о р и е и ИЗУЧАЮТ ИСТОРИК! БОЛЬШЕВИЗМА В паптои библиотеке большим спросом пользуется потипгческая литература. Кни га Деиина и Сталина, различные брошюрь' пе залеживаются па библиотечных полках Факт этот говорит о многом. Лпчпый со став корабля стремится овладеть тоорисГ марксизма-ленинизма, изучить историк партии. Многие коммунисты и комсомоль цы учатся упорно и настойчиво, показывай в этом деле пример. Взять хотя бы комму- 1 шста офицера Михайлова. Он изучав' произведения Лепила и Оголила, «БраткиГ курс истории ВКЩб)». Работает оп пад собой па протяжении многих летр п это н< могло пе сказаться на ело служебной дел тельпости. Тов. Михайлов проводит болыпуи воспитательную работу среди матросов i старшип, часто оп выступает с лекциями. Тов. Михайлов — руководитель групп; политзанятий. Высокие политические зна ния дают ему возможность проводить запя три содержательно, на должном идейно- теоретическом уровне. На пнспекторско' проверке его группа получод отличнут оценку. Среди от.тичпиков учебы — стар шие матросы Сердюк, Ершоц, Паволоцкли 1 дргпе. У пас работает кружок по изучению «Краткого курса асторшт ВОЬ'б)». Уже первые запятая его Ьоказалп, что многие слушатели ъерьезио *з*йясь ъь г.о/чение истории пгртпп. 1» тм я * т<j:\no стнести гг. Зелопугу, Кострова, Зач^пко ъ других. Слушатели кружка стараются свои знания передать другим. Так, например. "т. Зеле- пуга и Зайченко часто проводят беседы в натрэсскпх кубриках. Многие офицеры занимаются самостоя тельна ЛартиПиое бюро, р у к о тод егг; у яс ь посталовлеггаем ЦК ВКЩб) «О постоя: ке партийной пропаганды в сшгп с выпуск-о: «Краткого курса истории укузп- пнями пашей партии по ядпдогичлдену вопросам, оказывает г д ш офипорам по мощь. Заместитель кам^сдира корабля гг политчасти и секретарь парторганизации беседуют с коммунистами по существу про читанных linnг, уэпаюг, что непопятпо товарищу. раз’яспяют. Для коммунистов, самостоятельно науча ющих «Краткий куре истории В'К.Щб).*. читаются лекции и доклады — о работ* В. Л. Ленина «Что делать?», о работе товарища Сталина «О диалектическом п историческом материализме», «Лепил и Сталин — организаторы и вожди ВКЩб)» п па другие темы. Проводятся также семи нары. Хорошо и атгпгвпо у нас прошло откры тое партийное собр..пне с повесткой для: * 1.0 лет со дна 'ььпод,. в оьет «Краткого курса истории ВЕЛ(б)». Коммунисты рас сказывали о том. кал :«ги учатся, что нужно делать, чтобы качество учебы было еще г.ыше. Партийпое собрание оказало благо творное влияние на последующие занятля коммунистов. Теперь у нас введена кон- сультация для тех, кто самостоятельно изу чает теорию и историю партии. Об эффективности работы коммунистов и всех офпцеров пад повышением своего идейно-теоретического уровня говорит то, что па корабле заметно повысилась воин- ска:! дисциплина, улучшилась вогптгчтртт , пая работа с матросами и старшипами, выше стало качество боевин и политическая, подготовки. Иапитан-лейтенант И. СИМОНЕНКО. Лекция на корабле. Леюцяю о международном паложшии Советского Союза читает офицер С. Островной. Фото Н. Высоцкого. В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ Начался новый учебный год в партий ных школах флота. За три года своей ра- •ьтгы партийные школы, являясь одной из г.лжтг^пшпх форм итеГгпо-теоретпческого об- ,»«сс45алия партийного и комсомольского KTjfflJL, приобрели широкую популярность среди коммунистов с комсомольцев флота. Згг время ь партийны! школах про жгли обучение тысячи активистов партий ных и комсомольски*, организаций флота. >тъ успешно изучили гениальное произве дение великого учителя и вождя народов товарища Сталина «Историю Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», приобрели цеппыи опыт практики руководства массами. Многие слушатели, окончившие партийные школы, выросли впоследствии до руководителей крупных партийных а комсомольских ор- ганизашгй. Многие из бывших слушателей школ продолжают свие политическое обра зование в вечерь ом университете марксиз ма-ленинизма л в других учебные заведе ниях. Большой паплыв коммунистов и комсо мольцев, желающих учиться в партийных школах, наблюдался повсеместно. Это гово рит об огромной тяге коммунистов и ком сомольцев к овладению мар*систеко-лешш- ской теорией, историей большевизма. Возросшие требования к идейно-тоорети- ческой учебе партийного и комсомольского актива обязывали политорганы, начальни ков партшкол, партийные и комсомольские организации тщательно отбирать новый контингент слушателей, подбирать препода вателей, всесторонне под го то ен ть партий ные школы к новому учебному году. В результате проделапной большой рабо ты в большинстве партпйпых шког хорошо! К чтению лекций по курсу экономиче ской и политической географии COOP и за рубежных страп допускались неподготовлен ные проподаватели. Папример, преподавате ли географии тт. Поляков и Макаров про читав лекцию сухо, быстро, не отрываясь от конспекта и слабо используя географи ческую карту. Эти преподаватели допуска ли неточности в выражениях. подготовились к новому учеонрму году. До пачала запятий, как правило, перг.ы^ лекции были обсуждепы па методически совещатшят преподавателей или проверены пачалышками школ. Так, в партийной школе которую возглавляет тов. Жила, на методическом совещапнн были обсуждепы следующие темы: хДстория ВКЩб) — марвеизм-лепппизм в действие». «'Манифест Коммунистической парпги" и другие. В большинстве партийных школ новый учебный год пачался организованно, при высокой посещаемости слушателей, и первые лекции были прочитаны на высоком идейно-теоретпчсском и мето дическом уровне. Особенно хорошо были прочитаны лекции по теме: «Ясторил ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии)' тт. Гольдштейн, Баковым, Ряховским, Кри- чевекнм. Пх лекции прошли живо и инте ресно. К сожалению, пе везде еще отнестись с должпой серьезностью к подготовке препо давателей, не повели с самого начала ре шительной борьбы за высокое идейное ка чество занятий, за правильную методику. Так, лекция тов. Хапова, прочитанная по первой главе «Краткого курса истории ВКЩб)», прошла пеудовлетворительно: тов. Хапов первые три вопроса осветил хорошо, но на них он затратил полтора часа, а па такие вопросы, как борьба Ленипа протиь народничества, легального марьсиям« и экономизма, вопрос о I с’езде РСДРП — Еще задолго до начала первых запятой во многих соединениях в целях организации более четкой подготовки слушателей в библиотеках была подобрана рекомендован ная литература. В партийной школе, где начальником тов Василец, в помощь слу шателям была прочитана лекция на тему: «Как работать над книгой». Большинство преподавателей первые классно-групповые занятия проводило в форме живой и увлекательной беседы и то варищеской дискуссии. В классно-группо вых занятиях, как правило, принимало участие большинство слушателей. Слушате ли пришли с хорошо и обстоятельно состав ленными конспектами по каждому предмету. Слушатели вечерпего отделения партий ных школ тт. Лучко, Лазарев, Лпспцкпй, Муравьев, Грибов, Мясппкоз и другие обна ружили всесторонние глу'бокпе знапия па классно-групповых запятпях. Однако следует отметить и то, что пер вые классно-групповые занятая показали, что не у всех слушателей достаточные зпа- ним пройденных первых тем по «Краткому осталось всего 20 мипут. В результат эти | курсу исторпи ВКЛ(б)» и другим предметам, важнейшие вопросы были плохи и слабо t Это ноказали ироБеденные классно-грушю- освещены. Яспо, что слушатели остались j выс занятия в партийной школе, где на- не удовлетворены. пальником тов. Бугаев. сгорит» т р у д ф явилс?^ Материал был усвоеп слабо потому, что отдельные политработники и партий ные организации плохо организовали и недостаточно контролировали самостоятель ную работу слушателей. Офицер Кузьмин не только не создает должпых условий для слушателей, мня* мающихся в партийной школе, но часто отрывает их па различные работы в дет самостоятельной учебы. Слушатели пар- тайной школы другой части Галкин, Маркин, Крыцовкин не явились на занятия потому, что их послали па работу в втот день. Чтобы работа партийных школ флота, учеба партийного и комсомольского актива проходили па высоком идейно-политическом уровне, пужпо полностью изжить недостат ки, вскрытые па первых занятиях, до кон* ца решить вопросы организации ж контро ля самостоятельной учебы слушателей. Преподавательский состав обязан постоян но руководить самостоятельной работой слушателей, проводить с ними копсульта- ппп, помогать слушателям совершенство вать навыки самостоятельного изучения марксистско-ленинской теории. Естественно, это не снимает ответствен ности и с заместителей командиров по по литчасти, с секретарей партийных я ком сомольских организаций, которые, в свою очередь, должны интересоваться я прове рять самостоятельную работу слушателей, посещение ими занятий, контролировать ях успеваемость, своевременно оказывать не обходимую помощь слушателям в их учебе. Капитан-лейтенант П. СОСИН. НУЖНА ДЕЛОВАЯ ПОМОЩЬ Яееятъ лет тому назад ЦБ BKTT(S) вы нес историческое постановление «О поста новке партийпой пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса нс^ш и ВКЩб)». Партия заострила втматЩЩ- шжх партийных, советских, хозяйствен ных, военных я других кадров на необхо димость повседневно изучать теорию и историю болыпевйзма. Классический труд товарища Сталина «Краткий курс исто рия ВКП(б)» сыграл огромную роль в деле повышения идейно-теоретического уровня советских людей. Эта книга стала настоль ной у каждого члена партии, у каждого советского интеллигента. Мне хочется сказать несколько слов о себе. С «Кратким курсом истории ВКЩб)» я не растаюсь. Читал его уже много раз я всегда находил в нем все новое и новое. Книга эта не только о прошлом нашей партии. Она вся устремлепа в будущее, она учит нас побеждать в борьбе за ком- мунизя. После «Краткого курса и т рии ВКЩб)* я стал изучать другие классиков марксизма-ленинизма. По ти вкус к политической учебе, стремление повыбить свой идейпо-теоретический уро вень, свои знания. И когдз я говорю с другими офицерами пашей части, то елы- mv от них то же самое. Они учатся упор но, настойчиво. К таким можно отнести тт. Хилимского, Матвеева, Маслепннкова. Приходится только сожалеть, что пар тийная* организация не всегда приходят на пояощь нам, коямунпетам, самостоя тельно изучающим историю партия. Мало еще у нас чптаегся хороших лек ций, не разнообразп# их тематика, бывает, что выступают неквалифицированные лек торы, лекция которых не удовлетворяют слушателей. До еях пор еще ни политотдел, ни парт бюро не интересуются по-на«:тоящвму самостоятельной работой коммунистов над собой. Не помню случая, чтобы работник политотдела или член партбюро (пе говоря уже о секретаре!) побеседовал с коммуни стом яли комсомольцем о том, как он за нимается, какая ему нужна помощь. Партия требует от нас непрерывно за ниматься политическим воспитанием. Наш долг—выполнить это требование. А эго зна чит—нужно проявлять больше внимания партийному просвещению, учебе каждого коммуниста я комсомольца. Майор П, РЕДКОВ. Начались занятия в пгртийнэй шкале Начались занятия в нашей партийной школе. Член ВКП(б) старшина 2 статьи Логинов, комсомолец старший матрос Кудрявцев я другие с большим воодушевле нием принялись за учебу. Присутствующие внимательно прослу шали лекции по первой главе истории ВКЩб) и политической географии. Офицер Ханов подробно п доступно для слушателей рассказал материал. Сейчас матросы и старшины старательно готовятся к следую щим занятиям. Старший матрос Ю. СУДАКОВ. ерзые занятия Центральный Комитет ВКЩб) в своем постановлении от 14 ноября 1938 года «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВК.Щ6)» дал исчерпывающие указания по организации работы кружков партийного просвещения. Изучение теории марксизма-ленинизма составляет основу всей идейно-воспита тельной работы партийных оргаппзацпй. «Роль передового борца, — учпл В. II. Ленпп, — может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Эти слова пашего великого у^штеля должеп помпнть и свято выполнять каждый член партии. Только при этом условии оп смо жет вьпюлнять роль вожака, организатора масс, сумеет раз'яснять им политику пар тии. поднимать их на практическое осуще ствление этой ПОЛИТИКИ. По.тпторгапы и партийные организации флота проделали большую работу по вы- полне*гию решепнй Центрального Коми^п БЗШ(б). В течение 1947 — 1948 учебного гота при большинстве партийных организаций были созданы кружки по изу чению «Краткого курса истории ВКЩб)» п политшколы, в которых обучались моло дые коммунисты. Там, где к комплектованию кружков и политшкол подошли со всей серьезностью, r/е были подобраны хорошо подготовлен- те, политически грамотные руководители, тзII было полностью закончено изучение программы, занятия проходили да высоком ’ идейпом уровне. Успешно закончили изу чение «Краткого курса истории ВКЩб)» в | кружках, которыми руководили старшпй лейтенапт Чертов и лейтенант Гусев. Здесь по-пастоящему боролись за идейное содер жание занятий, их качество и действеп- | ность. Однако в прошлом году в системе пар тийного просвещения были и педостагкп. Пе все коммунисты учплпсь, наблюдалась слабая посещаемость запятий в отдельных кружках и политшколах. Некоторые полит отделы пе организовывали семинары с ру ководителями кружков и политшкол, а эго приводило к тому, что занятия проходили па низком идейном уровне. Партийные ор ганизации слабо контролировали учебу коммунистов. Готовясь к новому учебному году, полпт- оргапы и партийные организации сделали многое, чтобы ликвидировать недостатки, повысить идейное качество занятий. Руко водители побеседовали с каждым коммуни стом в отдельности, выявляя их знания. Тем самым они помогли коммунистам из брать по их собственному желанию форму партийного просвещения. Для молодых коммупшегов, не имеющих достаточного общеобразовательного уровня и не подготовленных к самостоятельному изучению «Краткого курса истории ВКЩб)», созданы политшколы. Для членов н кандидатов партии, обладающих миниму мом политических знаний, но не имеющих навыков самостоятельной работы над кни гой, оргапизованы кружки по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Однако, несмотря на проведенную подго товительную работу, наблюдалось еще неправильное комплектование кружков. Так, в одном подразделении всех комму- ннстов-офицеров огульно записали в кру жок по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)». Только вмешательство политотде ла помогло устранить грубое нарушение требований ЦК ВКП(б) о порядке комплек тования кружков. Проведенные первые занятия в кружках п политшколах показали прежде всего большую тягу коммунистов к изучению марксистско-ленинской теории. Хорошо прошло первое занятие в круж ке, которым руководит майор тов. Чепурко. В этом кружке занимаются 9 человек, все опи— молодые члепы партии, сержанты. Во время комплектования кружка тов. Чепур ко лично беседовал с каждым коммунистом, помогая им избрать форму учебы, соответ ствующую пх уровню развития. После семи нара в политотделе тов. Чепурко собрал слушателей своего кружка (это было нака нуне запятая), дал нм плап темы, роздал тетради, карандаши, напомнил о месте а времени занятий. Помещеппе к началу за нятий было приготовлено, оборудовано, раз вешены наглядпые пособия пз альбома пи истории ВКЛ(б), географическая карта. Все слушатели пришли на занятие в точно назначенный срок. Начиная занятая, руководитель ознакомил слушателей с учебным плапом кружка, методикой про ведения учебы, подчеркнул важность изу чения марксистско-ленинской теории, по требовал от слушателей ведения конспек тов. Переходя к изучению очередной темы, оп дал план, указал литературу, которую необходимо прочитать. Имея достаточную теоретическую подготовку п опыт пропа гандистской работы, тов. Чепурко доходчи во прочитал вводную лекцию: «История ВКЩб) — марксизм-ленинизм в действии». Занятие прошло жпво и интересно, па вы соком идейно-теоретическом У 1 >озле. Организованно прошло занятие и в по литшколе, которой руководит капитан- лейтенант т\)в. Орлов. Тов. Орлов добросо вестно отпесся к поручеппому ему делу, хорошо подготовился к запятням, составил конспект своей лекции, который был утвержден заместителем комапдпра по политчасти. Излагая первую тему — «Как жили и боролись за свое освобождение ра бочие я крестьяне в царской России», тов. Орлов на ярких, убедительных примерах рассказал слушателям о тяжелой и бесправ ной жизни нароцов в царской России, о борьбе рабочих и крестьян против царско го самодержавия за свое освобождепие. На все заданные вопросы со дал правильные ответы. Однако проверка первых занятий пока зала, что есть и отрицательные факты. Например, руководитель политшколы ка штан тов. Занин совершенно не был готов к занятиям. Коммунист Занин имеет достаточную под готовку, з к порученному ему делу— руко водство политшколой — он отпесся не серьезно. На семинарских занятиях, кото рые проводились при политотделе, оп пе был. И только за 2 дпя до запя тая тов. Запин записал на клочке бумаги три вопроса я на етом ограничился. С этим «конспектом» оп решил выступить перед слушателями. И только здесь, на эа- пятпп, выяснилось, что руководитель запи сал вопросы п пытался их рассказывать слу шателям совершетто пз другой темы. Вме сто того, чтобы тщагельпо подготовиться и провести запятая по теме: «Как жили и бо ролись за свое освобождение рабочие и крестьяне в царской России», тов. Заняв пеумело об’ясяял другие вопросы. Ввиду неподготовленности руководителя занятия пришлось отаенить. Причиной сры ва учебы является то обстоятельство, что тов. Зашш не выполнил важнейшего требо вания — проявлять постоянную заботу об идейном качестве каждого занятия. В этом же подразделения на низком идейном уровне прошло занятие и в кружке по изучению «Краткого курса истории ВКЩб)», которым руководит член ШШ(б) тов. Тарасов. Да иначе и не может быть, так как тов. Тарасов проводил занятия по конспекту, составленному еще... в 1&39 г. Подобный факт мог произойти только в результате отсутствия контроля за подго товкой к занятиям руководителей полит школ и кружков со стороны заместителя комапдпра по политчасти и политотдела, а также безответственного отношения К пору ченному делу со стороны коммунистов тт. Занипа и Тарасова. В постановлении ЦК ВБЩб) особое внимание уделяется содержанию работы кружк>в, идейно-теоретическому уровню занятий. «Работа кружков, — говорится в постановлети ЦК ВКП(б),—должна быть построена на основе живой беседы я това рищеской дискуссии. Из кружков должны быть решительно изгнаны вредные школяр- ско-административные методы, казенщина н схематизм, тормозящие идейное воспита ние партийных и непартийных большеви ков». Опыт показывает, что основой успешного проведения занятий в кружке и политшко ле является прежде всего тщательная под готовка руководителя и знание им материа ла. Также требуется глубокое изучение слушателями рекомендуемых пособий. Важнейшими условиями проведения за нятий в кружках и политшколе являются высокий идейный уровень, связь изучаемых вопросов с современностью, с конкретными задачами, стоящими перед кораблем, частью, целеустремленность, последовательность, контакт руководителя с аудиторией, ак тивность слушателей. Партийные организации не могут * должны безразлично относиться к работе кружков я политшкол. Они должны повсе дневно и глубоко интересоваться состоянием занятий, их идейным уровнем, контролиро вать работу руководителей, помогать им, периодически проверять, как коммунисты усваивают материал. Большую помощь изучающим марксист ско-ленинскую теорию должны оказывать партийные кабинеты, Дома офицеров, клубы и библиотеки. Эта помощь заключается в организация лекций и докладов по история большевизма, по политической экономии, истории международных отношений, в ор ганизация и проведении консультаций по теоретическим и методическим вопросам, устройстве различных выставок. Капитан А. ПРЯХИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz