На страже Заполярья. 1948 год. Ноябрь.

С е г о д н я в н о м е р е : О присвоении воинских званий генера­ лам Вооруженных Сил СССР. Постанов­ ление Совета Министров Союза ССР (1 стр .). * • • * В Совете Министров СССР (1 стр.). Накануне Д ня артиллерии. Лейтенант И. Гелеверя. — Вечер у комендоров главного калибра (1 стр .). , Выше уровень пропагандистской рабо­ ты ! Неустанно овладевать марксистско- ленинской теорией (2 стр.). Майор Н. Дементьев. Капитан В. Ла- гоишый. — «Слава». Пьеса Виктора Гу­ сева в театре Северного флота (3 стр.). А . Брысов. — Фольклор саами (3 стр.). На токийском процессе главных япон­ ских военных преступников (4 стр.). Матросские досуги (4 стр.). Боевые задачи флотских пропагандистов Десять лет назад, 14 поября 1938 ггда, было опубликовало Постановление ПК ВЕП(б) «О постановке партийной пропа­ ганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Этот документ, сыграв­ ший исключительную роль в развертыва­ нии устной и печатной пропаганды, в уси­ лении всей идеологической работы, еще раз подчеркивал отношение партии к во­ просу овладения теорией марксизма-ленини­ зма. На всем протяжении своего суще- сгоо&шия партпя Ленина — Сталипа при­ давала и придает огромпое значение воору­ жению коммунистов теорией и историей ' большевизма. За десять лет, прошедших со дня опу­ бликования этого постановления, была про- t большая работа по пропаганде ве- идей Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Классический труд товарища Сталина «Краткий курс истории ВКЛ(б)» стал настольной книгой наших партийных кадров, нашей интеллигенции, вооружил советских людей знанием того, как нужно побеждать в борьбе за коммунизм. -Постановление ЦК ВКП(б) сохранило все свое значение и на сегодня, ибо овладение теорией и историей большевизма, идеоло­ гическое воспитание советских люден играют первенствующую роль в деле по­ строения коммунистического общества. Центральный Комитет партии особое внимание в своем постановлении обратил на качество пропаганды, на усиление конт­ роля и руководства партийных организаций пропагандистской работой. Этим требова­ нием ЦК ВКЩб) обязаны руковод­ ствоваться в своей деятельности все пар­ тийные организации и пропагандисты. Все политические и партийные работники, все цропагандисты -флота .должны исходить из ч того, что сделать теорию марксизма-лепипи- эна достоянием советских воинов — задача огромной важности. «Овладение марксист­ ско-ленинской теорией—дело пажпвное,— говорится в Постановлении ЦК ВКЩб).— Для того, чтобы овладеть теорией марКг сизма-ленинизма, надо лишь проявить же­ лание, настойчивость п твердость характе­ ра в достижении этой цели». Флотским пропагандистам принадлежит большая и ответственная роль в деле про­ паганды идей марксизма-ленинизма. При­ званные нести в массы военнослужащих го­ рячее слово большевистской правды, они вооружают советских воипов теорией марк­ сизма-ленинизма, способствуют их воспита­ нию в духе коммунизма, в духе преданно­ сти делу партии Лепила — Оголила, бес­ предельной любил к нашей матери-Родине. Повседневно и теспо общаясь с личным составом, живя с-ним одной жизнью, про­ пагандисты призваны отвечать на все его вапросы, удовлетворять ту жажду к поли­ тическим знаниям и любознательность, которые являются пеог’емлемым качеством советского военного моряка. (Пропагандисты флота всегда играли большую роль в деле политического воспи­ тания матросов, солдат, сг^ршнн и сер­ жантов. Значение их раооты возросло осо­ бенно сейчас, когда во весь рост вста­ ли вопросы идеологического воспита­ ния советских людей, как важнейшего ус­ ловия нашего успешного движения вперед. Постановление ЦК ВКЛ(б) подчеркивает, что только высококвалифицированный, вы­ сококультурный пропагандист, сам глубоко владеющий теорией марксизма-ленинизма, может справиться с теми задачами, кото­ рые возложены на него. * Творческий под­ ход к своей работе — вот что должно про­ низывать всю деятельность пропаганди­ ста. Советские военныеморяки, в первую оче­ редь коммунисты и комсомольцы, флотская интеллигенция с большим желанием стре­ мятся к овладению политическими зна­ ниями. Что же может быть благород­ нее, чем помочь им как можно более глубоко и полно овладеть теорией марк­ сизма-ленинизма! Своей работой пропаган­ дисты содействуют усланному разрешению задач, стоящих перед флотом, ибо не мо­ жет быть плодотворной практическая дея­ тельность, если она проходит в отрьгве от теории, не руководствуется его. П правильно делают те подичщелы, которые для преподавания в сета партий­ ного просвещения отобрали лучших, на­ иболее подготовленных пропагандистов и повседневно занимаются с ними, содейст­ вуя их росту, их квалификации. В ряде мест систематически проводятся семи­ тары руководителей кружков, полит­ школ, разбираются вопросы методики, читаются для пропагандистов необходимые лекции. Несомненно, что и качество ааня- тий в кружках, политических и партийных школах, руководимых этими политотде­ лами, проходят на высоком идейно-поли­ тическом уровне. Характерен в этом отношении пример руководителя полвппколы тов. Коложннко- ва. Перед тем, как нависать свою лекцию, он прочитал всю ревооквдованную литера­ туру, составил подробный конспект, кото­ рый был обсуждзн рабо'Шгкаяи политотде­ ла во главе с его начальником и другими пропагандистами. Лекцией тов. Коломнико- ва слушатели остались довольны. К руководству занятиями надо допус­ кать только подготовленных людей, обла­ дающих всеми необходимыми для этого ка­ чествами. Следует наладить систематичес­ кую помощь пропагандистам, повседневный контроль за их работой. Надо чаще бывать на их лекциях, проверять степень подго­ товки руководителей школ и кружков, ме­ тодику их преподавания. Необходимо, чтобы шлиторганы и пар­ тийные организации в течение всего учеб­ ного года держали в центре своего внима­ ния сеть партийного просвещения, зани­ мались ею. На нашем флоте созданы все условия для плодотворной учебы в сети партийного просвещения. Полностью использовать эти условия, оправдать высокое доверие, ока­ занное им, — первейшая обязанность про­ пагандистов флота, их прямой партийный ДОЛГ. / В Постановления ЦК ВКЩб) говорится, что -«Овладевая теорией марксизма-лениниз- ма, вооружающей знанием законов об­ щественного развития, наши кадры станут действительно непобедимыми». И пет для пропагандистов флота более важной и бо­ лее почетной обязанности, чем обогащать советских воинов идеями марксизма- ленинизма! •О- О пгийгоемни воинских званий генералам Вооруженных Сил СССР Постановление Совета Министров Союза ССР Совет Мипистроз ССОГ постановляет: Присвоить нижепоименованным лицам воинские звания, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года. ЗВАНИЕ ГЕНЕРАЛА АРМИИ Штеменко Сергею Матвеевичу. Курасову Владимиру Васильевичу. Маландину Герману Капитоновичу. Чуйкову Василию Ивановичу. Москва, Кремль. Председатель Совета Министров Союза ССР И. СТАЛИН. Управляющий делами Совета Министров СССР Я. ЧАДАЕВ. 12 поября 1948 года. В Совете Министров СССР Совет Министров СССР постановил: "ввиду большой перегруженности по работе Начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза Василевского А. М., нри одновременном пребывании его в должно­ сти первого Заместителя Министра Воору­ женны:; Сил ССОР, возложить на него обязанности первого Заместителя Министра Вооруженных Сил СССР и освободить от должности Начальника Генерального штаба. Одновременно Совет Министров ССОР на- зпачил генерала армии Штеменко С. М. Начальником Генерального штаба и Заме­ стителем Министра Вооруженных Сил CGGP. > > > Вечером на крейсере «Мурманск». Занятая кружка по изучению истории ВКЩб). Лекцию члтаегт офицер Г. Ткаченко. Фото Н. Высоцкого. Накануне Дня артиллерии Вечер у комендоров главного калибра Большую и почетную задачу — охрану северных морских рубежей возложила Родина на воинов на­ шего флота. Верные своему долгу, североморцы изо дня в день совершенствуют свое боевое мастерство, неустанно повышают боеспособность кораблей и частей. Каж д ая минута учебного времени исполь­ зуется ими для этой цели. Но вот кончился учебный ★ ★ день. Наступаю т часы массово-политической работы и личное время матросов. Попрежнему жизнь на корабле бьет ключом. Сегодня мы рассказываем о том, к а к прошел вечер у комендоров главного калибра крейсера «М урманск». С ТАРШ И Н А ПО ДВО ДИ Т ИТОГИ ЗА ДЕНЬ Н ОММУНПСТ старшина 2 статьи Шота Цпкорпдзе возглавляет один из оснозиых боевых постив артиллерии глав­ ного калибра корабля. В бое­ вой части о нем все говорят с уважение». Командовапие всег­ да ставит его в пример другим. В этот день в отделении про­ ходило занятие по изучению боевого расписания. Все ма­ тросы хорошо усвоили свои обязанности, действовали пра­ вильно и быстро. И вот взче- ром старшина подводит итоги учебы за деиь. — Всестороннее знание бое­ вых инструкций, — говорит он подчиненным, —• имеет -ре­ шающее значение в действиях матросов по тревогам. Но глу­ боко знать боевую инструкцию еще не значит хорошо дей­ ствовать на практике. Вот по­ чему на последующих занятиях я буду добпваться того, чтобы вы действовали еще лучше л уверенпее. Можпо пе сомневаться: стар­ шина Цпкорпдзе добьется сво^й пели. Залог тому— его умение правильно анализировать дей­ ствия подчпненпых, неприми­ римость к педостаткам на бое­ вом посту, четкая и продуман­ ная методика проведепия заня­ тий и тренировок. С ТЕТРАДЬЮ И К А Р А Н Д АШ О М В Р У К А Х С ТРОЕВОГО Каторипа мы застали за столом. Вокруг него были разложены кппги по морскому делу, различные за­ писи. Изучение кораблевождения прямого отношения к артилле­ рийской специальности рядово­ го матроса не имеет. П тем пе менее Каторип ежедневно изу­ чает курс кораблевождения. Он хочет быть всесторонне разви­ тым и грамотным моряком. Его не. удовлетворяет узко специ­ альная подготовка. Вот поче­ му, не в ущерб основным сьо- им обязанностям, Каторип ис­ пользует каждую свободную минуту для повышения знаний и морской культуры. В этом же кубрике за изу­ чением! брошюры «Любовь, брак п семья в социалистиче­ ском обществе» работал стар­ шина отделения артиллерий­ ских электриков старшина 2 статьи Павел Логинов. Ком­ мунист Логинов учится в шко­ ле иарти^тт^го -Я.тгхыи вечер он выбирает время, что­ бы углубить своп знания, pic- ппгрить ^кругозор. При изуче­ нии первой и второй глав «Краткого курса истории ВКЩб)» Павел Логинов рабо­ тал над первоисточниками. Им изучены работы В. И. Ленина «%о делать?», «Шаг вперед, два шага назад», труды Н. В. Сталина «Ответ социал-демок­ ратам», «Коротко о партийных разногласиях» и другие. Более трех десятков томов насчитывается в личной биб­ лиотеке Павла Логинова. Среди них Краткая биография П. В. Сталипа, «Краткий курс исто­ рии ВКЩб)», «Диалектика природы» — Ф. Эпгельса, про­ изведения М. Горького, М. Сал­ тыкова-Щедрина, А. Фадеева, А. Степапова, М. Шолохова, А. Макаренко п другие. КО М М УН И С ТЫ ОСВАИВАЮ Т ИСТОРИЮ БОЛЬШ ЕВИЗМ А Р ЕГУЛЯРНО на корабле ра- ■ ботают два кружка по изучепию истории ВКП(б). Первый из них — кружок ос­ новного типа. Его посещают комендоры старшие матросы Ващенко, Фомченко, Машошин, старшипа 2 статьи Андрюшеч- кин л многие другие. В этот вечер слушатели кружка изу­ чали вторую главу «Краткого -курса истории ВКП(б)». Другой крулсок — повы­ шенного типа — посещают на­ иболее подготовленные комму­ нисты. В кружке изучают первоисточники матжеизма- лешпгпзма — труды Ленина и Стзлппа. В этот веч^р в круж- ко читалась лекция по книге Лепила «Что делзть?». Кружок посетили ста.ршипы групп ко­ мендоров старшины 1 статьи Бнбплейшвилп, Брнцын, стар­ шина 2 статьп Цикоридзе и другие. РАДОСТНЫ Е ВЕСТИ ИЗ РОДНЫ Х МЕСТ р | ЕРЁД ужппом Полоса засухи, охватившая область Поволжья, сильно ска­ залась и в южных районах Горьковской области. По не с жалобами на засуху обращают­ ся родители б своим сыновьям- североморцам. Усилиями лю­ дей — тружеников социали­ стических полей—преодолены капризы природы. Только од­ ного картофеля родители Вик­ тора Жаворонкова получали по 8 килограммов иа один тру­ додень. «Живем хорошо, — так пишут горьковские колхозники свопм сыновьям. С каждым годом улучшается наша жизнь». Когда закончились расспро­ сы и утих радости шум, Вик­ тор Жаворонков начал писать ответное письмо. И писать есть о чем! Об этом говорят поощрения, которыми отмече­ на служба комендоров, и на­ значение Виктора Жаворонко­ ва командиром боевого поста. В КОРАБЕЛЬНОЙ БИБЛИО ТЕКЕ С ВЫШЕ 3.500 книг насчи­ тывает корабельная биб­ лиотека. 0 том, кто пользуется ее услугами, убедительно гово­ рят читательские билеты комендоров старлшны 2 статьи Царева и старшего матроса Яг- пова. ? Болое 60 записей произведе­ но корабельным библиотекарем в читательском билете старши­ ны Царева. Вот некоторые из 1 которого мы часто прочитанных нм книг: «Адми­ рал Ушаков», «Чапаев», «От Путивля до Карпат», «Ветер с Юга», «Пе переводя дыхание», сборник «Л>оевые годы» и мно- в кубрпк артиллеристов главного калибра поступила почта. Ра­ дость тех, кто получпл письма, разделяют все комендоры. Груп­ пами собираются земляки. «Что пового?» — спрашивают ДРУГ друга. А пового, хорошего, такого, что до глубины души волнует и радует комендоров, очень мпого. Родители Виктора }Ка- воронкова живут в деревне Шиблово Ч^аловок-ого района Г'р .к •аск.-»и мб.тастл. гие другие. Столько же, примерно, запи­ сей и в читательском билете комендора Ягнова. Оп прочитал: «Педагогическую поэму», «По­ весть о настоящем человеке», «Бруски», «Анна Каренина», «Война и мир». Кроме того, Ягнов выписывает журналы, много литературы получает из дома. 70 книг взято нз библиоте­ ки за один вечер, из них более двух десятков — комендорами главного калибра. ВЕЧЕР СЕКРЕТАРЯ ПАРТИЙНО Й О РГАНИ ЗАЦИИ k J f ЮГО забот у вожака ком- 1 улистов главного калибра старшины 2 статьи Александра Логинова. Свое вечернее время он посвятил партийным делам. 1 видели летом на футоолыюм по­ ле, старшие матросы Петров, Кошевенко, Скороход. Раздается стук, слышится веселый шум. Каждую ошибку играющих пе­ реживают болельщики и те, кто ждет очереди. Меняются пары, но бессменными победи­ телями оказываются Михаил Завьялов и его партнер. Отличный прибойшгчный, пре­ красный футболист, капитан команды, оп п здесь держит первенство. Лишь поздно вечерам, когда громкоговорители разнесли сиг­ нал: «Горловины внутренних помещений задраить!» и комендоры главного калибра начали готовптыя к вечерней поверке, прекратилась эта иг­ ра, принесшая отдых и удов­ летворение ее любителям. * * » Так прошел вечер у комен­ доров главного калибра. Лейтенант И. ГЕЛЕВЕРЯ. Му С К 1 * Ш < 1 С Л 2 3 В Э З Т Ь • ЗАДАШТЕ КОМАНДОЙУПТТЯ ВЫПОЛНЕНО УСПЕШНО > Скоро комендоры будут праздновать День артиллерии. Секретарь партийной организа­ ции подобрал беседчиков. Па- дняхчжн в кубриках и казема­ тах расскажут матросам и старшинам о роли советской ар­ тиллерии в Великой Отечест­ венной войне, о подвигах ар­ мейских и флотских артилле­ ристов. Коммунисту офнперу Чекмареву поручен доклад о Дне артиллерии. ЗА Ш А ХМ А ТН О Й ДОСКОЙ П РОШЕДШИЙ недавно на корабле шахматный тур­ нир значительно повысил тягу комендоров к этому виду спор­ та. В нем они видят не только развлечение, но и средство воспитания крепких волевых качеств, умение анализировать, сосредоточиться. Долго сидели зз шахматной доской старшина 2 статьп Ва­ сильев и старший матрос Яг­ нов. Каждый ход играющих был продуманным, взвешенным до мелочей. За игрой Васильева и Ягаова внимательно следили их друзья по службе. Вместе с ними они переживали острые моменты, радовались удачам. «МОРСКОЙ КОЗЕЛ» О СОБЕННО шумпо шло ве­ чернее время у любителей забить «морского -козла». За одним столом ’ сидят комендор Тпальщик вышел в море. Это был ответ­ ственный поход, в котором личный состав проверял свои морские качества, закалял свою выносливость. Получили приказание — в одном из рэйонов найти выброшенные на берег ми­ ни и уничтожить их. Задача нелег­ кая и ответственная. Предстоял не один лень работы. Каждый член экипажа желая попасть в подрывную команду. Псдрывнуч) группу возглавил лейтенант Белоз. В нее вошли минер старшина 2 статьи Чуприна и старший матрэс Олей­ ник. Катерной группой руководил лейте­ нант Слуцкий. Катер спустили на воду. С каждой минутой все дальше уходи­ ли от свозго корабля. Усилили наблю­ дение. — Вижу мину, — доложил сигнальщик старший матрос Скворцов. Наблюдение было проверено через опти­ ческий прибор и через некоторое время на берегу показался черный шар. Это— мина. — Катеру подойти и берегу! — коман­ довал командир. Но оказалось, что мель не позволяла вплотную подойти к берегу. Как быть? На помощь пришла смекалка и выносливость комсомольца матроса Сидорова из катерной команды. — Разрешите, товарищ лейтенант, спу­ ститься мне в воду и на плечах перенести подрывников, — предложил матрос коман­ диру. — Выдержите? Глубоко все же и хояол- но. — Выдержу, товарищ лейтенант. Холодная северная вода не пугала ма­ троса Сидорова. Он опустился в воду. Вода доходила до груди. Это намного затрудняло работу. — Только держитесь крепче, — пре­ дупреждал Сидоров сидящего у него на плечах матроса. И он быстро двигался вперед, выбирая удобный выход. Потом снова заходил в во­ ду, снова брал на плечи человека, выно­ сил его на берег. Подрыв мины — сложное и опасное де­ ло. Подрывники лейтенант Белов, стар­ шина 2 статьи Чуприна и старший матрос Олейник действуют спокойно и уве­ ренно. Грянул взрыв! Огромный столб зем­ ли поднялся в воздух. Мина уничтожена! Снова матрос Сидоров переносит на се­ бе подрывников на катер, который сле­ дует дальше на поиски. На второй день погода намного ухудшилась. Сплошной ту­ ман препятствовал наблюдению. Находив­ шийся невдалеке берег был застлан тума­ ном. Итти дальше так было нельзя. Надо было высаживаться на берег. Подрывная группа медленно стала про­ двигаться по неровному берегу. Итти было очень трудно. Пятнадцатикилометровый путь утомил североморцев. Но зато им уда­ лось подорвать еще одну мину. Это вселило в них новые силы, и они следовали дальше вдоль берега, пока туман не рассеялся и моряки смогли снова наблюдать за берегом с катера. Так корабельный катер прошел 80 кило­ метров. За это время моряки подорвали шесть выброшенных мин. Задание было выполнено успешно и раньше положенного времени. На всем протяжении работы лич­ ный состав проявил спокойствие, выносли­ вость и мужество. Подрывная группа пока­ зала прекрасное знание своей специально­ сти, не допустив в работе ни одной оплош­ ности. За отличное выполнение задания номан- дир корабля об’явил всей группе благодар­ ность. Лейтенант М. МЫЛЬНИКОВ. Шахматный турнир В пашей частп состоялся шахматный турнир, который является четвертьфиналь­ ным в чемпионате флота. В результате многодневной борьбы победил молодой шах­ матист тов. Тарасовский, набравший 9 оч­ ков из 11 возможных. Тарасовскому. пре­ доставляется право участвовать в шах­ матном турнире соединения. Комапдпр части своим приказом наградил Тарасовым ценным подарком. Двум уча­ стникам, показаыпим лучшие результаты, об явлены благодарности. Успеху проведенного турнира во многом способствовала хорошая работа судейской коллегии, руководимой опытным шахмати­ стом тов. Анисимовым. Капитан У. АНУФРИЕВ, •V};.:У За нашу Coterrскую Редану! ЛЯРЬЯ Ежедневная ггзета Северного флота № 269 (3265). ! Воскресены ноября 1 9 4 3 г. й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz