На страже Заполярья. 1948 год. Май.
t НА С Т Р А Ж Е З А П О Л Я Р Ь Я КРЕПИТЬ Б О Е ВЫ Е ТРАДИЦИИ Сегодня исполняете* годовщина со дня присвоения Н-ской авиационной части гвардейского звания. Тяже лый и слагный путь прошла эта часть за годы Великой Отечественной войны. В части выросли 17 Героев Со ветского Союза, многие летчики, техники и специалисты | * награждены орденами и медалями. Личный состав свято чтит имена таких героев, как Борис Сыромятников, Андрей Баштырков, Василий Киселев, Михаил Покало. Их Соевые подвиги, их беспредельная преданность Со ветской Родине вдохновляют и сейчас людей на напря- I женный труд по овладению воинским мастерством. В годы мирной учеГы гвардейцы повышают свои зна ния. т.гтоГг «-о от»та д о а т т воинским мастерством, стараюсь приумножить боевые традиции. Ниже мы помещаем материалы о людях гвардей ской авиационной части. Подражая героям 19-47 год. Летчик лейтенант Суслов влился в семью гвар дейской авиационной части. Перед ним стояли ответственные задачи — изучить и освоить технику, в короткий срок стать полноправным членом боевой гвардейской семьи. Кузьма Суслов дал себе слово — стать достойным славы гвардии. И это ко многому его обязало. С первых же дней молодо-З гвардеец взялся за работу, за учебу. Трудиться при ходилось много. По без этого нельзя овладеть сложной техни кой. Конечно, овладеть новой материальной частью и куль турой полета «в два счета» нельзя. Это дело потребовал ино го упорства, большой организованности. Возникли и трудности. По терпение и упорный труд помогли преодолеть все прегра ды. В очередных полетах гвардии лейтенанту Суслову пред стояло выполнить зачетное упражнеппе в зоне п строем. Командир давал последнпе указания лстпому составу: — Особое внимание обращаю на чистоту отрабатываемых элементов пилотирования в зоне, па выдерживание курса я времени, на сочетание компасной и визуальной ориентиров*!. Ни в -коем случае пе допускать отклонений от установленных интервалов и дистанций между экипажами прж полете строем. Экипажи заняли места в самолетах. Машина ведущего, ллавпо покачиваясь, подрулила к старту. За ней последовали другие. — Взлетаем! — послышался в шлемофонах голос коман дира. Ведущий шел с набором высоты. Один за Другим вале* телп ведомые. Экипажи собрались на кругу и легли на курс. Командир, меняя скорость п направление, видел и радо вался, как к нему «прирос» ведомый летчик Суслов. На вп- режах при маневрировании Суслов копировал командира. Убедившись в отличной технике пилотирования, -командир распустил строй н пошел на посадку, дав команду лейтенанту Суслову итти в зону на пилотаж. В зоне па установленной высоте летчик перекладывал машину с одного виража в другой. Глубокой спиралью маши на пошла па снижение. Вскоре она приземлилась точно у белого полотнища я зарулила на стоянку. Сняв парашют, летчик чеканным ша гом подходит к командиру и докладывает о выполнении за дания. — Молодец, так и продолжайте летать! Подробности дам на разборе. В полетном листе за этот летный день у летчика Суслова имеется 10 оценок «отлпчпо» по элементам н в целом за полет такая же высокая оценка. Теперь гвардии лейтенант Суслов по праву считается луч шим летчиком, мастером своего дела. Глубокое знание своего долга перед социалистическим Отечеством, благородное чувст во личной ответственности за вверенное народом боевое ору жие — вот что руководит коммунистом гвардии лейтенантом Сусловым в его повседневных делах. Гвардии лейтенант Суслов является секретарем партийной организации. Каждый день его проходит в творческом напря жении. Он умеет планировать свою работу, успевает зайти в кубрик, где живут матросы, сержанты и старшины, провести беседу, выступает с докладами на комсомольских собрания* и занимается самообразованием. Он изучает историю партии по первоисточникам, читает художественную литературу, внимательно следит за событиями в нашей стране д за Dv6e- жом. Пользуясь авторитетом среди личного состава, тов. Суслов никогда не кичится своими знаниями и успехами в работе, не останавливается на достигнутом, а упорно изо дня в день ясвышает свою военную п политическую подготовку. Гвардии старший лейтенант Н. ШИРЯЕВ. Эхяпаж бывалых воинов перед полетам Слева «право : штурман гвардии кап-итан Кутычкин, офицер Волошин, воздуш ный стрелок Устянский, рааист Сазин. Фоте И. Шевьгрина. Овладевать воинским мастерством Сегодня летчики частп произнесут десят ки имен и фамилий прославленных воинов- болыпевиков, завоевавших ценою своей жизни гвардейскую славу. Воины вспом нят семнадцать героев, выросших и вос питавшихся в нашей части, в партийной и комсомольской организациях. Дороги сердцу каждого гвардейца эти имена: Герои Совет ского Союза Панин, Бадюк, Гаврилов, Скнарев, Киселев и многие другие. Что не имя героя, то яркий пример верного слу жения своей социалистической Родине. Пх подвиги, их имена вечно будут жить среди нас. Есть что вспомнить в этот день гвардей цам, есть о чем рассказать. Воины-летчи ки в тяжелые времена боев по прпзыву родного Сталина, вдохновленные больше вистской партией уходили в бой, неся в стап врага смерть. Ветер развевал па стар те гвардейское знамя. Улетали самолеты с подвешенным,боевым грузом. Их вели па цель смелые и мужественные люди, воспи танные партией Ленина— Сталина, — ма стера сокрушительных ударов. Делая круг над аэродромом, прежде чем лечь па боевой курс, каждый сваливал самолет на крыло, чтобы еще раз увидеть свою гвардейскую святыню, знамя части, провожавшее эки пажи в бой... — Именем Советской Родины! — гово рили летчики, выравнивая самолеты и за нимая место в боевом строю. — Именем Советской'Родины! — повто ряли они, пробиваясь на горящем самолете к транспортам. — Именем Советской Родины! — вос клицали летчики, разя ненавистного врага. Победа или смерть! Этот лозунг стал для гвардейцев в годы войны законом их жиз ни, вдохновенным стремлением. С этим лозупгом они с честью пронесли в тяжелых кровопролитных боях незапятнанным гвардейское знамя. В 1944 году мачта по следнего по счету уничтоженного за годы войны фашистского корабля с презренной паучьей свастикой скрылась в холодных ьодах Бареицова моря. Вместе с Советской Армией, моряками флота летчики-гвардей цы внесли свой вклад в дело изгнания пем- цев из Советского Заполярья. Приказ ] товарища Сталина, приказ Родины был выполпен. Хочется сказать несколько слов о том, что обеспечило нам победу, что сплачива ло яапш ряды, что вдохновляло летчиков ва ратные подвиги. Большевистская партия, ) великий Сталин вели нас на подвиги, все ляли уверенность в наши силы. Партийная организация в годы воины, -как и сейчас, являлась той мобилизующей и организую щей силой, звавшей воинов в бой .во имя победы. Коммунисты и комсомольцы шли б пер вых рядах, в авангарде гвардии. Подвиг коммуниста Баштыркова, таранившего на горящем самолете корабль протпвшгка, п героика других коммунистов и комсомоль цев олицетворяют моральный облик вопнов- гвардейцев. Большевики части, комсомоль цы использовали для мобилизации личного состава на достиженпо победы разнообраз ные формы партийно-политической работы. На партийных собраниях, проводимых нередко прямо перед вылетом, летчики- коммунисты обсуждали, как лучше выпол нить боевой прпказ. как добиться победы малой кровью. Достаточно вспомнить по вестки дня этих волнующих собраний. Вот онп: «Топить беспощадно немецкие кораб ли», «Прпказ Сталина — закоп твоей жизни», «Неустанно овладевать оружием» и многие другие. На этих собраниях летчики нередко кля лись перед коммунистами, перед партией умереть, по выполнить прпказ командира. П клятву свою онп сдержали. Былп у нас тогда и неудачи. По всем до велось сразу стать опытными воинами. Но это нас не удручало. Па помощь командиру приходили партийная и комсомольская ор ганизации. Бывалые воины-коммунисты учили необстрелянных летчиков, передава ли им свои опыт. Многое сделали для вос питания нового поколения гвардейцев ком мунисты Сыромятников, Панин, Пирогов, Фокин и многие другие. Они терпеливо пос ле полетов учили молодейь без промаха топить вражеские транспорта. Богатый опыт партийно-политической работы, накопленный за годы воины, яв ляется источником дальнейшего улучшит: ! качества боевой подготовки в мирных ус- ( лониях. Следуя примеру лучших коммуии- j стов, сейчас секретари партийных органи заций подразделений Литвинов, Овсянни ков стремятся мобилизовать лпчпый состав па успешное выполнение приказа Министра Восружсппых Сил, иа укрепление дисци плины и организованности. Онп воспитыва ют молодежь на лучших традициях части, повышают сознательность воинов, способ ствуют достижению новых успехов в бое вой учебе. Для этой цели у нас используются ис пытанные формы партийио-полптической работы: собрания, индивидуальные и груп- повыо беседы, митинги, стенная и флотская печать. Политические занятия стали основ- пой формой идейного воспитания воинов. Благодаря повседневной помощи командо- вапию со стороны партийной п комсомоль ской организаций личный состав на ин спекторской проверко политзанятий всегда получал отличную оценку. В этом немалая заслуга групповодов, среди которых ком мунисты — летчики, штурманы, инжене ры. Пленное воспитание вопнов способствует достижению новых успехов в боевой учебе. В частп выросли десятки отличников бое вой подготовки пз среды коммунистов и комсомольцев. Такие товарищи, как Пере возчиков, Александров, Коваленко, Шопин, Чамлай, Паромонов, Исаев, Комодов, и дру гие известны в частп, как талантливые воспитатели, как мастера меткого удара и меткие возтушпыо стрелки. Служение Ро дине для этих товарищей превыше всего. — За честь гвардии! — говорят летчи ки-гвардейцы, идя в атаку на корабль- цель. — За честь гвардии! *— вторят им воз душные стрелки, метко поражая конус. — За честь гвардии! — восклицают штурманы, уверенно ведя по маршруту воздушные корабли. Сейчас наступил летний перпод учеб| 1 . Долг каждого гвардейца — добиться на этом этапе новых успехов и с честью вы полнить приказ Министра Вооруженных Сил. Технический состав в годы войпы пока зал высокие образцы самоотверженного труда. Используя опыт лучших механиков, ппжеперов, нужно добиться безотказной паСнугы моторов и вооружения как в возду хе, так и па земле. Для этого у нас есть все возможности. Передовые инженеры Гук, Шаповалов, Гарипов, Стрпгпп и дру гие имеют; большой опыт. Его надо повсе дневно передавать молотежи. Будем еще самоотверженней трудиться п учиться в годы мирной учебы, чтобы зор ко стоять на страже рубежей социалисти ческой Родины. А. ВОЛОШИН. 30 мая 1948 года., № 126 (3122). ГВАРДИИ! В учебе, как е бою Я Де» вол» епдедп рядом и пей дружескую «еегду. Верне*, Е&т'. Пило тгаоляенпя ра'мш а ветерапа частп гвардейца Угловм-о механику Завьялову о боевых делах. П молодой воин с большим интересом слушал рассказ старшего това рища о лучших людях, о героях-командирах, о их подвигах. Когда Евгении Угловой назвал фамилию Героя Советского Союза Макаревича, его собеседник с уважением спросил: __Говорят, у этого летчика вы были механиком, расска жите о нем подробнее. Усевшись поудобнее, Угловой продолжал: — Да, я с самого начала обслуживал самолет Макаревича. Это был воин-большевик, хороший организатор, друг и това рищ. А технику как он любил! Помню, мы получили самолет. Он весь был покрыт загрязненным маслом, краска местами облезла. Тогда Макаревич сказал мне: «Угловой, сделаем наш самолет лучше, чем у других, чтобы машина блестела». И вместе с ним мы горячей водой да щеткой смывали грязь. Командир добился своего. Машина была в идеальном.состоя нии. — Или другой пример, — продолжал Угловой. —- Как-то раз во время войны мой командир возвратился с боевого за дания с подбитым мотором, который нужно было срочно за менить, чтобы завтра снова в бой. Нам пришлось рабо тать ночь, сутки, и не ушли с аэродрома до тех пор, пока боевая машина не была облетана. Эта любовь к технике пе редалась многим нашим товарищам. — Макаревич горячо любил Родину, — заключая рассказ, сказал Угловой. — Для таких, как он, интересы Отечества превыше всего на свете. И он не умер для нас, он жив, живы его традиции. Они из уст в уста передаются другим, прини маются близко к сердцу молодежью, хранятся. Угловой хотел сказать еще несколько слов, но его перебил Завьялов. Он поднялся и, пожимая руку ветерану части, ко ротко сказал: — Спасибо за рассказ, старшина. Чести гвардейцев я не уроню, ручаюсь комсомольским билетом. И, неизвестно, сколько бы еще говорили бывалый и моло дой воины, если бы пе появились самолеты, возвратившиеся с учебво-боевого задания. Снова на стоянках стало шумно, многолюдно. Угловой тщательно осматривал самолет. С такой же прилежностью работал о Завьялов. Спустя несколько вре мени их боевые машины были уже готовы к полетам. Ветераном части механиком Угловым всегда руководит в его работе высокое чувство сознания своего воинского долга. В служении Родине оя находит свое удовлетворение. По этому он старается каждый день работать еще лучше, рабо тать по-гвардейски, проявляя инициативу и любознатель ность. Однажды на его самолете мотор не додавал наддув. Долго пришлось ему покопаться, чтобы найти причину. Ко нечно, можно было поступить просто: обратиться за помощью к инженеру •— и все было бы в порядке. Но это не пошло бы на пользу механику, да еще сверхсрочнику. Оя сам решил найти причину. И нашел ее. Оказалось, что на сетке карбю ратора осела вода, затем она замерзла, и это послужило при чиной того, что мотор работал не на полном наддуве. Любознательность и инициатива помогают коммунисту Угловому содержать самолет в образцовом порядке. Так было в самые горячие дни боев, так обстоит дело и сейчас. Свыше тысячи боевых и учебных вылетов обслужил этот старатель ный механик за свою службу в гвардейской части. И но было ни одного случая, чтобы летчики или инженер когда-либо и в чем-нибудь его упрекнули. О нем в части говорят: «Само лет, подготовленный к полету Угловым, в воздухе не отка жет». Эти успехи в ,работе по обслуживанию боевой подготовка летчиков не пришли к Угловому сами по себе. Онп дались цевою упорной, настойчивой учебы. П он непрерывно учит ся сам. Последние зачеты он сдал го «отлично». Своп бо гатые знания Угловой повседневно передает молодежи. С его помощью выросли отличные помощники летчиков тт. Гарипов, BaxapeiB и Завьялов. Гвардии старшина Угловой повседневно повышает свои политические знания. Он посещает партийную школу, много читает художественной и военной литературы. Все это расширяет его кругозор, повышает сознательность, помогает ему успешно решать задачи, стоящие перед подраз делением. Капитан В. СТЕПАНОВ. # Г 'В А Р Д И Я Гвардия! . Какоо красивое, мужественное слово... Гвардия! ...День 16 октября 1944 года с утра ни чем не отличался от дня минувшего, блед ного, хмурого о холодного. Над аэродромом висела плотная серая масса облачности, но видимость была хорошая и готовность летчикам не снимали. У самолетов суети лись механики, специалисты. На командном пункте летчики жили обычной предполетной жизнью. Задание каждым было уяснено, и теперь они разго варивали о совершенно посторонних делах, курили, подшучивая друг над другом. Летчиков, находившихся в готовности, можно было отличить только по резиновым поясам-«капком», плотно обтягивающим теплые ку^ки, да по шлемам и планше там, лежащим у каждого под рукой. Телефонный звонок... — Есть! — выслушав приказ, ответил гвардии подполковник Борис Сыромятни ков. Сразу наступила та непродолжитель ная и напряженная тишина, какая бывает только у летчиков во время между теле фонными звонками и спокойным словом командира: «Вылет». Первым взлетел командир. За ним са молеты гвардии лейтенантов Черданцева, Гребенникова, Бычком, Храмова. Сделав лад аэродромом круг, пятерка краснозвезд- хых нашил взяла курс на запад, к морю. Далеко уплыла родная земля, впереди зуб чатые, как пила, берега Норвегии. — Корабли, вижу корабли...— услышал Чарданцев через наушники и, пристально вглядевшись в горизонт, увидел вереницу неприятельских кораблей. — Атака, атака, атака... — звучало в ушах, и летчик плотнее подводил свою ма шину к комавдпрской. Это же делали и другие машины. Самолеты как бы сжи мались в один крепкий кулак, чтобы на нести по врагу единый и губительный удар — гвардейский удар! Корабля увеличивались с каждым мгно вением. Но увеличивались и самолеты в прицелах немецких пушек и пулеметов. Вот на большом транспорте блеснула яр кая вспышка, и перед самолетами повисла черная шапка разрыва. Вторая, третья... Мимо стекол кабины проносились теперь не отдельные «шапки», а сплошная чер ная масса, рассекаемая малиновыми нитя ми пулеметных и автоматных трасс. Черданцев знал, что командир выберет для удара самый большой корабль, знал, что командир не промахнется, п поэтому сам направлял машину на идущий в ох ранении сторожевик. — Атака... — еще раз прозвучало в на ушниках. От самолета командира потянулся шлейф дыма. Вот выскочил язычок пламе ни, все увеличиваясь и увеличиваясь. По гвардии подполковник Сыромятников пс отклонялся ни на долю градуса. Его само лет несся прямо па транспорт. Штурман твардии майор Скнарев, видимо, уже вы жидал момент, чтобы сказать роковое для немцев слово: «Пошла». «Гвардейцы с боевого курса пе сворачи вают!» — не раз говорил летчикам гвар дии подполковник Сыромятников. П вот теперь командир подтверждал этот девиз па деле. Охваченная огпем грозная маши на стремительно проскакивала сквозь за весы заградительного огня, разрывая гу стую п черную сетку вспышек... — Пошла! — крикнул штурман Чердан- цеву. Такие команды, видим о , одновремен но получили и'другие летчики. «Коман дир... Командир...». Проскочив над ко раблями, Черданцев осмотрелся. Огромный транспорт, окутанный огнем и дымом, медленно погружался в морскую пучину. Быстрее уходили под воду два сторожевика, разломленные гвардейцами. Но где самолет командира? Чердан- цев посчитал самолеты.... Не стало героя Сыромятникова, не стало боевых друзей — штурмана гвардии майора Скнарева, стрел ка-радиста гвардии старшего сержанта Асеева, стрелка гвардии сержанта Данило ва. Пламенные советские патриоты жили, боролись и отдали свои замечательные жизни по-гвардейски. «Гвардейцы с боевого курса не сворачи вают! Гвардейцы бьют врагов социалисти ческого Отечества наверняка!» — так го ворил Герой Советского Союза гвардии подполковник Борис Сыромятников, так он поступал всегда, когда перед ним был враг. ...Медленно плывут над аэродромом по золоченные вечерним заходящим солнцем пышные, кудрявые облака, ини плывут со сторопы моря, с запада. Когда долго смот ришь на пх величественное течение, ка жется, что пе облака, а высокие гранитные горы плывут к морю, веся между своими огромными грапчтными телами широкое поле аэродрома, плывут самолеты, застыв в стремительном рывке вперед, плывут эки пажи в остеклеппых кабинах. — К запуску! — командует гвардии старший лейтенант Черданцев. — Штур ман, готовы? — Все в порядке, товаршц командир,— уверенно отвечает гвардии лейтенант Рзальт Сыромятников — племянник Героя Советского Союза Бориса Сыромятни- кова из патриотических чувств изъявив ший желание служить в гвардейской ча стп, в которой служил, сражался и погиб его дядя. По сигналу Черданцева запускают мото ры ведомые — молодые летчики, знающие героические дела своих прославленных предшественников только по «Истории ча сти», по рассказам очевидцев, бывалых гвардейцев. Михаил Черданцев делает круг, к нему пристраиваются другие машины. И вот постепенно замирает рокот моторов, само леты скрываются за сопками, идя курсом на запад, к Баренцеву морю, где должен быть обнаружен п уничтожен «противник». — Подтянитесь, подтяпптссь, Данпль- чик! — Черданцев обладает хорошей ос мотрительностью, от его взора не усколь зает ничего пи впереди по курсу, ни по сторонам, ли сзади. Воина научила гвар- | дейца видеть в воздухе все. Самолет Да- I цильчила плотнее прижался к ведущему. I — Хорошо! liro там па горизонте? — Черданцев отлично видит цель, хотя она затянута ситом дымки, но он проверяет наблюдательность подчиненных. — Цель, вижу цель!— докладывает штурман Сыромятников по внутрисамолет- пон связи. Но докладов от других экипажей но поступает. — Атака! Черданцев отжал штурвал, самолет п#- шел со снижением. По что это? Цель ис чезла пз глаз. Непроницаемый снежный за ряд неожиданно появился с севера, затя нул горизонт, закрыл темной завесой цель. Как-то сразу, что часто бывает яа шесть- десятдевятой параллели, небо покрылось черными тучами, замуровав солвще. В ка бине стало темно я холодно, — Штурман, курс! Эвальт Сыромятников отпрянул от стек ла кабины. — Так держать! Черданцев повернул голову ш бегло взглянул на ведомых: они шли рядом, точ но выдерживая Доложенную детащкю ж интервал. В наушниках было тихо, и Черданцев знал почему. Гвардейцы понимают, что радиодисциплина в бою является непре менным и одним из важных условий побе ды. Они не впдят цели, но ищут ее, ищут сосредоточенно, молча. — Штурман, курс... атакуем! Кого атакуем? Снежный заряд?... Но Сыромятников достаточно опытный, он по нимает командира, решившего прорваться сквозь заряд и сразу, когда откроется цель, уничтожить ее. Штурман подсказывал: «Довернуть, право... лево». Он вед самоле ты по расчету. Черданцеву можно было обойтп заряд, но это уже пе то, это будет своего родз условностью. В бою никакие преграды об ходить нельзя, когда самолет на боевом •курсе. «Гвардейцы с боевого курса не сво рачивают!» — вот что ведет сейчас, в мирное время, летчиков через все трудно сти к вершинам воинского мастерства. Секунда... Еще секунда, и перед глаза ми летчиков открылся горизонт, чистый, с резко очерганной линией, где небо упира лось в темный диск моря. Всего в несколь ких кабельтовов раскачивалась на волнах цель. Самолеты вышли точно, ведущий штурман не потерял ориентировку, он да» вал летчику правильный курс, ведя, как и положено, непрерывную прокладку. — Отлично — цель поражена! — Чер- данпев развернул самолет и взял курс в аэродрому. — Молодец, штурман, — похвалил командир коммуниста гвардии лейтенанта Сыромятникова, когда, произведя посадку и выключив моторы, экипажи собрались у самолета Черданцева. — Хорошо поработали. Это — гвардей ский стиль. Черданцев и его товарищи, освободив шись от стягивавших грудь лямок парашю тов, расстегнули тужурки. Золотые лучи догорающей северной зари зажгли кумач эмали на гвардейских значках летчиков. И на золотящемся фоне развернутого зна мени отчетливо выделялось красивое, му жественное слово, ставшее симв<^ом бес предельной преданности Родине, отваги и мастерсгаа: Гвардия! Капитан И. БЕРЕЗКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz