На страже Заполярья. 1948 год. Май.
1 НА С Т Р А Ж * З А П О Л Я Р Ь Я 27 мая 1948 г , № 123 (3119). С О О Б Щ Е Н И Е Т А С С В связи с последним заявление* Госде партамента США о советско-американских разногласиях, ТАСС уполномочен сделать настоящее сообщение о позиции советских руководящих кругов. Советакой общественности уже известно об Открытом письме кандидата в президен ты США от третьей партии г-на Генри Уоллеса на гася И. В. Сталина, опублико ванном в советской печати 13 мая и со держащем перечень вопросов, по которым, по его мнению, необходимо достигнуть со глашения между Советским Союзом и Соедииезными Штатами Америки. В ответ на это Обрытое письмо г-на Уоллеса было опубликовано в советской печати письмо И. В. Сталина от 17 мая, заявившего о том, что содержащиеся в письме г-на Уол леса предложения могут являться хорошей я плодотворной базой для достижения со глашения между двумя странами. <В связи с этим Госдепартамент США 18 мая опубликосал заявление о том, что перечисленные в ответе И. В. Сталина конкретные вопросы не могут служить предметом двустороннего обсуждения меж ду США и СССР, а обсуждение этих вопро сов в организации Об’единенных наций и в Ссоето Министров Иностранных Дел ве дало положительных результатов будто бы из-за посидия СССР. По поводу этого заявления Госдепарта мента США было опубликовано 19 мая со общение ТАСС, в исотором указывалось, что эта позиция Госдепартамента находится в полном противоречии с заявлением Пра вительства США от 4 мая, где возмож ность двусторонних переговоров не толь ко ве отрицалась, а, ваоЗорот, предполага лась «як само собой разумеющееся. В со общении ТАОС, кроме того, указывалось, что в свое время при Правительстве Руз вельта, самые трудные международные во просы решались представителями США, СССР и Великобритании в полном согласии в единодушно, и если теперь Госдепарта мент считает невозможным согласованные решения держав, то это нужно об’яснить не позицией Советского Правительства, а тем, что нынешнее Правительство США отошло от политики Рузвельта и проводит тенерь другую политику, -придерживаясь агрессивной позиции. . # 19 мая Госдепартамент передал для опубликования новое, дополнительное’ заяв ление из одиннадцати пунктов по вопросам, вызывающим разногласия между США и СССР, (которое публикуется в сегодняшних московских газетах. В связи с этим новым заявлением Гос департамента США ТАСС имеет возмож ность сообщить следующее: 1 . Сокращенна вооружений. По поеоду всеобщего сокращения и регулирования во оружений Государственный Департамент США ограничивается лишь замечанием о том, что этот вопрос обсуждается в комис сии Совета Безопасности по обычным во оружениям. В действительности, едино гласно принятое решение Генеральной Ас самблеи организации Об’единенных наций В декабре 1946 года о необходи мости скорейшего всеобщего сок ращении вооружений не прово дится в жизнь, прежде всего, из-за того, что Правительство США заняло позицию, направленную против этого решения Гене ральной Ассамблеи. Вопреки этому реше нию о всеобщем сокращении вооружении Правительство США открыто проводит по литику все большего увеличения вооруже ний и (вооруженных сил, ассигнуя на эти мероприятия все новые миллиарды долла ров. ••-V 1 •*• 4 -*• • Межуу тем, всякому понятно, что согла шение между СССР и-США по вопросу о проведении в жизнь решения относительно всеобщего сокращения вооружений могло бы способствовать выполнению этой исклю чительно важной задачи, что необходимо в интересах укрепления всеобщего мира и облегчения материальных тягот населения, несущего бремя раздутых военных бюдже тов. 2. Запрещение атомного оружия. Совет ский Союз стоит за безусловное запреще ние атомного оружия и за то, чтобы атом ная энергия использовалась только в мир ных целях. Запрещение атомного оружия необходимо уже потому, что оно, как из вестно, предназначено, в первую очередь, для уничтожения мирных городов и граж данского населения, с чем не может ми риться совесть народов. Тем не менее, Правительство США вот уже на протяжении двух лет отклоняет все предложения Советского Союза о запреще нии атомного оружия и переводит дело на вопрос о так называемом «международном контроле». Между тем, каждому должно быть ясно, что только при наличии реше ния о запрещении атомного оружия есть смысл в установлении международного контроля, чтобы обеспечить действитель ное проведение в жизнь этого решения. Именно поэтому Советский Союз стоит за вапрещгаие атомного оружия и, вместе с этим, за установление эффективного меж дународного контроля над производством атомной анергии во всех странах, чтобы исключить возможность изготовления атом ного оружия. Таким образом, утверждение Госдепарта мента будто Советский Союз препятствует достижению соглашения об установлении международного контроля в отношении атомной енергии совершенно несостоя тельно. Факты свидетельствуют о том,_что в действительности Правительство США несет всю ответственность за то, что д< сих. пор не принято решение о запрещении атомного оружия, а отсутствие такого за прещения делает бессмысленным предло жение о контроле над производством атом ной энергии. 3 . Заключение мира с Германией. В своем заявлении от 19 мая Госдепартамент обходит вопрос о желательности заключе ния мирного договора с Германией и о вы воде оккупационных войск, а отсутствие соглашения по германскому вопросу об’яс- няет позицией Советского Союза, т. е. де лается попытка свалить вину с больной головы на здоровую. Между тем, всем известно, что по вопро су о Германии существуют решения Ял тинской н Потсдамской конференций глав Правительств США, СССР и Великобрита нии. Если бы Правительство США стояло на позициях Ялтинской и Потсдамской конференций, чего и добивается Советское Правительство, то не может быть сомне ния, что Совет Министров Иностранных Дел успешно справился бы со своими зада чами при рассмотрении германского вопро са на Московском и Лощонском совеща ниях прошлого года. Этого не произошло, главным образом, потому, что Правитель ство США отвергло предложение Советско го Союза о подготовке мирного договора с Германией, отвергло также предложение Советского Союза об учреждении централь ных германских экономических департа ментов, хотя это было прямо предусмотрено Потсдамским соглашением, и отвергло, равным образом, предложение Советского Союза об организации общегерманского правительства, что необходимо для восста новления политического и экономического единства Германии. Правительство США не только не вы полняет Ялтинские и Потсдамские решения о демилитаризации и демократизации Гер мании, что является важнейшим условием обеспечения прочного мира и безопасности народов Европы, но проводит прямо проти воположную политику в отношении Герма нии, опираясь на германские агрессивные круги и германские монополии, которые в прошлом служили опорой гитлеризму, и содействуя восстановлению военно-эконо- мпчсского потенциала Германии. Такая по литика заключает в себе опасность превра щения западной часта Д’ермании в страте гическую базу для будущей агрессии в Европе. Эта политика США проводится и сейчас на Лондонском совещании шести государств по германскому вопросу. Из этого видно, как далеко Правитель ство США зашло в нарушениях Ялтинских и Потсдамских решений по вопросу о Гер мании и какую ответственность оно несет за срыв этих важнейших решений. 4 . Заключение мира с Японией. Совет ский Союз стоит за скорейшее заключение мирного договора с Японией и за вывод оккупационных войск. Разумеется, и в этом случае подготовка мирного договора должна производиться так, как это преду смотрено Потсдамским соглашением, со гласно которому мирные договоры со всеми вражескими государствами, а, следователь но, и с Японией, должны быть подготовле ны Советом Министров Иностранных Дел в соответствующем составе, то-есть в дан ном случае с участием Китая. После этого созыв конференции всех заинтересованных стран для рассмотрения мирного договора с Японией, несомненно, явится совершенно необходимым. В полном противоречии с Потсдамским соглашением Правительство США высказы вается против того, чтобы подготовка мир ного договора была проведена Советом Ми нистров Иностранных Дел. В результате этого дело с мирным договором с Японией не двигается вперед. Тем временем Прави тельство США помотает агрессивным кру гам Японии восстановить военно-экономи ческий потенциал Японии, нанося этим ущерб делу мира. 5 . Вывод войск из Китая. Еще в декабре 1 9 4 5 г. ва Московском совещании 'Ми нистров Иностранных Дел США, СССР и Великобритании было достигнуто соглаше ние о скорейшем выводе советских и американских войск из Битая. Советский Союз давно выполнил приня тое на себя обязательство и вывел свои воинские части из Китая, в соответствии с указанным соглашением. Что касается Сое диненных Штатов Америки, то заявление Госдепартамента от 19 мая подтверждает, что американские воинские части до сих пор остаются на территории Китая 1 и что, таким образом, Правительство США до сих пор не выполнило взятое на себя обяза тельство. Нет сомнения, что это обстоя тельство лишь способствовало расширению и углублению гражданской войны в Китае. 6 . Вывод войск из Кореи. На Москов ском совещании трех министров иност ранных дел в декабре 1 9 4 5 г. было достиг нуто соглашение о восстановлении Кореи, как независимого государства, о содейст вии образованию Временного корейского демократического Правительства и о. сов местном проведения в связи с этим £яда других мероприятий командованием аме риканских войск в Южной Корее и коман дованием советских войск в Северной Ко рее. Ввиду того, однако, что командова ние американских войск в Южной Корее встало иа путь антидемократических мероприятий и поддержки реакционных прояподских корейских датш, соглашение советского командования в Северной Ко- ;>ее с американским командованием в Юж ной Корее оказалось невозможным, и на меченный яа Московском совещании план в отношении Корен был сорван. Чтобы ускорить об’единенпе Северной и Южной Кореи и восстановить Корею, как единое и независимое демократическое го сударство, и предоставить корейскому на роду возможность самому решать свои внутренние дела, Советское Правительство в октябре 1947 г. внесло предложение ^об одновременном выводе американских и Со ветских войск из Кореи в начале 1948 го да. Это советское предложение нашло со чувственный отклик в самых широких сло ях народа Кореи, причем демократические партии и группы Северной я Южной Ко реи взяли на себя обязательство не допу стить гражданской войны после вывода американских и советских войск из Jopen. Однако это советское предложение было отклонено Правительством США, что Ведет к сохранению нынешнего деления Кореи на две зоны — Северную и Южную, вопре ки решению Московского совейиния — со действовать созданию единого неоааш иного демократического корейского государства. Что касается упоминаемой Госдепарта ментом Комиссии, созданной Генеральной Ассамблеей под давлением Правительства США, то эта Комиссия служит целям, не имеющим ничего общего с решениями Мо сковского совещания. Об этом красноречи во говорит опыт деятельности этой Комис сии, организовавшей совместно с амери канским командованием в Южной Корее в начале мая сего года инсценировку выбо ров в органы власти южной зоны, несмот ря на протесты широких кругов корейско го народа и бойкот этих выборов со сторо ны демократических политических партий и организаций Южной Кореи. Все это говорит о том, что выполнение известного соглашения о восстановлении Кореи, как независимого демократического государства, требует скорейшего осуществ ления советского предложения о выводе всех иностранных войск пз Кореи. 7 . Уважение к национальному суверени тету и невмешательство во внутренние де ла других стран. Касаясь вопроса об ува жении национального суверенитета и о вмешательстве во внутренние дела госу дарств, Госдепартамент ограничивается за мечанием, что по этому вопросу имеется много фактов, что политика и действия 1 обоих правительств в этом отношении всех известны и что все это говорит само за себя. Между тем, политика и действия Пра вительства Соединенных Штатов за пос леднее время дают немало примеров вме шательства США во внутренние дела дру гих государств, примеров нарушения госу дарственного суверенитета других стран, примеров экономического и политического давления на другие государства. Хорошо известно, например, что Греция превращена Соединенными Штатами фак тически в свою военную базу, что, опи раясь на американское вмешательство, греческие фашисты проводят беспощадную политику истребления греческих демокра тов. Известно также вмешательство США во внутренние дела Италии, особенно имев шее место в связи с состоявшимися 18 ап реля сего года выборами в Италии. Это вмешательство нашло свое выражение в экономическом давлении на Италию, в по сылке американских военных судов в итальянские территориальные воды, в де монстративных полетах американских воен ных самолетов над территорией Италии на кануне выборов, в политическом давлении на всю внутреннюю обстановку в Италии, с использованием ее экономической нужды, явившейся результатом войны. 8 . Военные базы. В заявлении Госдепар тамента по вопросу о военных базах на территории других государств — членов организации Об’единенных наций сделана попытка ссылкой на решение Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1946 г. оправдать наличие многочисленных американских военных, военно-морских и военно-воздуш ных баз на территории многих стран мира расположенных часто за многие тысячи километров от государственных * границ США. Правительство США пытается оправдать наличие американских военных баз на территории других Об’единенных нациГ согласием правительств этих государств При этом, разумеется, обходятся такие во просы, как экономическая и политическая зависимость от Соединенных Штатов ряда стран, на территории которых расположены военные базы, & также вопрос о целях и задачах, 'которые определенные крути США связывают € созданием таких воен ных баз. Представители СССР неоднократно, в ча стности на Генеральной Ассамблее ООН в 1 9 4 6 г., указывали на недопустимость со держания военных баз одними государст вами на территории других государств — членов ООН. Наличие таких баз, как в пребывание иностранных войск на терри ториях Об’единенных наций, нельзя оправ дать после* окончания войны ж разгрома вражеских государств и после создания организации Объединенных наций. Не лиш не в этой связи вновь напомнить о нали чии военных баз США и иа территории государств, граничащих с Советским Сою зом. Г Существующее в настоящее время jjojo- жение* «оада «которые государства, к кобефю Соединенные Штаты, шея* мно гочисленные военные базы ва территории других .членов Об’единенпых наций, несов местимое основными арницинами этой ор ганизации и способствует усилению неус тойчивости и тревоги в международной обстановке. 9. Международная торговля. Торговые отношения Советского Союза с другими странами неуклонно развиваются, и при атом ва нормальных, взаимно выгодных, •коммерческих условиях. Этого нельзя, од нако, сказать о советско-американских торговых отношениях, так как Правитель ство США нарушает Советско-Американ ское Торговое Соглашение, проводя дискри минацию в отношении СССР. Из этого вид но, на ком лежит ответственность за соз давшееся здесь нетерпимое положение. Что же касается международных кон ференций по торговле в Женеве и Гаване, на которые ссылается Госдепартамент, то, как известно, они пе дали никаких полез ных результатов, вызвав, вместе с тем, многочисленные нарекания на недопусти мое давление со стороны США на участни ков этих конференций. 10 . Экономическая помощь странам, по страдавшим от войны. Госдепартамент ка сается в заявлении вопроса об оказании по мощи пострадавшим в войне странам. Он указывает, будто бы США предоставляют помощь другим странам, и при этом в широ ком масштабе, также и через Об’единен- ные нации. Подобное заявление, однако, не соответствует действительности. Так называемая помощь, которую США предоставляют некоторым странам, на правляется не через Объединенные нации, а в одностороннем порядке, и организация Об’единенных наций при этом игнорирует ся. Более* того, существовавшая ранее ЮНРРА, деятельность которой была осно вана на международных принципах и ко торая оказывала заметную помощь постра давшим в войне странам, была ликвидиро вана по инициативе Соединенных Штатов, ввиду прямого отказа Правительства США от участия в этой организации. Уместно напомнить также о том, что Правительство Соединенных Штатов откло нило в свое время предложение, внесенное делегацией СССР в Совете Безопасности при обсуавденпи греческого вопроса, предусмат ривающее, что предоставляемая Греции по мощь должна распределяться только в интересах греческого народа и под наблю дением специальной Комиссии Совета Безо- тасностн. Это предложение, как и ряд других предложений СССР о том, чтобы оказание помощи государствам было организовано *через ООН, вызвало •противодействие со стороны руководящих кругов США, исполь зующих предоставление ими помощи дру гим странам для извлечения политических и иных выгод, хотя это признано органи зацией Об’единенных наций недопустимым. 11 . Демократия и гражданские свободы. Важнейший вопрос о защите демократии и обеспечении гражданских свобод во всех странах Госдепартамент США свел к второ степенному вопросу о Комиссии Экономиче ского и Социального Совета ООН по правам человека, хотя эта Комиссия не добилась какого-либо успеха в своей работе. Между тем, правительственные круги США проявляют в настояще время заботу не о защите демократии и гражданских свобод, а о сохранении и насаждении реак ционных, антидемократических и фашист ских режимов в других странах (Греция, Испания, Иран). Эти крути настолько заня ты выполнением этой неблагодарной мис сии, что, естественно, им не до защиты демократии и гражданских свобод. Советский Союз настаивал и настаивает на том, чтобы демократия и гражданские свободы имели защиту во всех странах. ★ ★ ★ Из всего сказаного выше видно, на кого ложится ответственность за нынеш нее состояние советско-американских от ношений. Госдепартамент утверждает, что нет воз можности принимать согласованные реше ния ввиду неуступчивости Советского Правительства. Факты, однако, опроверга ют утверждение Госдепартамента. Всем известно, что при Правительстве Рузвельта самые трудные международные вопросы ре шались в порядке юагласия и единодушия США, ССОР, Великобритании. А это было тогда возможно потому, что основпыо ре- леш я Тегеранской и Ялтинской конферен ций исполнялись жДяльво, а практические решения по конкретным «опросам принима лись ва базе этих основных решений, во исполнение этих основных решений. Что изменилось с того. времени? Изменилась по зиция Правительства США. Дело в том, что Правительство США ве считается с решениями этих конференций и система- тк4вМШЙ11НИ1 «х. й т wyjmmi не только решения Тегеранской и Ялтинской конференций, — оио нарушает даже реше ния Потсдамской конференции, принятые при участии президента Трумэна н под писанные им. Мы уже не говорим о случаях нарушения или игнорирования Правитель ством США Устава и принципов организа ции Об’едннениых наций, о случаях игно рирования им самой организации Об'еди- ненных наций. Пошггао, что такая позиция Правитель ства США ие может благоприятствовать прогрессу в международных делах- ехвщязмощрак правило техкоаференцин привлекают всех моло дых специалистов и являются для них серьезным средством углубления теоретиче ских знаний и практических нтвыкоч по эксплоатации механизмов. Например,-.котЛе^нцв* на тему: ,«Уст ройство и такттав-тетяичесЙЛ дтгаы торпедного катера», подготовкой и проведе нием котой ! руководи «явны й специа лист главный старшина Козлов, длилась около трех дней. Выступавшие с докладами офицеры Шиян, Рогов, старшины Горбу нов, Позгалев и другие содержательно рас сказали об устройстве корпуса катера, ого тактико-технических данных и катерных двигателях. Изготовленные еще до начала техконференцип чертежи и схемы по могли достигнуть наибольшей наглядности. Естественно, что эта конференция сыграла важную роль в деле поднятия технической грамотности н культуры использования катерных механизмов н вооружения. Такую же пользу оказала мотористам кон ференция ва тему: «Устройство и экспло- атация катерных двигателей», проведенная коммунистом тов. Тузовым. Активно уча ствовавшие в вей старшины 2 статьи Цели ков, Логинов, старший матрос Жадяев и другие в своих выступлениях привели мнр- го ценного из личного опыта эксплоатации и ухода за катерными двигателями. Перед началом практических стрельб в подразделении состоялась техническая кон ференция специалистов второй боевой ча сти. Она прошла оживленно, в вей приняли активное участие лучшие комендоры и пу леметчики подразделения, участники вой ны тт. Славинский, Сысоев ц другие, ко торые на ярких примерах из опыта уча стия в боях рассказали молодым специали стам о роли катерного вооружения и уме- ская боевая учеба явилась залогом надеж ного выполнения учебных стрельб. Все комендоры и пулеметчики справились со стоявшими задачами, а подразделение в©- лом получило хорошую оценку по выпол- J венным стрельбам. ~ в I В целях даЛневпгего углубления знаний личного состава катеров и закрепления опыта практического плавания в подразде лении намечено провести еще несколько технических конференций. Уже подготовлена и скоро состоится техническая конференция специалистов пятой боевой части на тему: «Устройство, принципы работы реверсивной муфты и устранение неисправностей в ее работе». Подготовкой конференции руководят ком: мунисты офицеры. С основными докладами Еыступят старшины моторных групп тт. Барышков, Логинов в Целиков. Опи раясь на примеры из своей практики, ойп поделятся опытом эксплоатации моторов; Коммунисты Малышев и Новиков гото вят конференцию по устройству катерной пушки. С содокладами выступят специалис ты Славинский и Сысоев. Боцман на торпедном катере является первым помощником командира. Поэтому он должен хорошо знать устройство море ходных инструментов и навигационных приборов, умело пользоваться ими в слу чае необходимости. Обсудив этот вопрос, партийная организация подразделения проявила ценную инициативу и совместно с командованием приступила к подготовке конференции: «Мореходные инструменты, навигационные приборы и пользование ими». С докладами выступят боцманы катеров Зорин, Генералов и Худяков. Лейтенант И . ГЕЛЕВЕРЯ. В ногу с жизнью подразделения Шестой номер стенгазеты «Вымпел», которую редактирует старшина 2 статьи Койфман, вышел под общей шапкой: «Тя жело в учении— легко в бою». Стенгазета вышла, когда катера подразделения выхо дили в море (на учебу. Выступая в газете, матросы и старши ны рассказывают об успехах товарищей в учебе, об их опыте и о том, как онп добились хороших показателей в боевой подготовке. Старший матрос Хромов» в заметке «Один из лучших» пишегг об успехе (комендора Михайличенко и о том, как он заслужил благодарность командира. Стар шина 1 статьи Зорин пишет о старшине 2 статьи Акрамовеком, старших матросах Грехове и Селяхове— о том, что они пока зывают образцы высокой воинской выуч ки, дисциплины и порядка в подразделе нии. Старший матрос Арзамасцев в замет ке «Задание выполнено» рассказывает, как в тяжелых условиях похода боцмап Генералов выполнил поставленную перед ним задачу на «отлично». Показывая положительный опыт пере довиков боевой и политической подго товки, стенгазета резко выступает против зазнаек и нарушителей воинской дисци плины и порядка. В каждом номере стен газета «Вымпел» помещает утолок юмора и сатиры, где критикуются нарушители воинской дисциплины. К участию в стенгазете редколлегия привлекла лучших, авторитетных специа листов подразделения. Старшина 1 статьи Зорин — бывалый воин. Он прошел вой ну, заслужил не одну высокую прави тельственную награду. А сейчас тов. Зо рин умело передает молодым свои знания и опыт, добытые в боях. За свою службу оя сумел обучить ряд матросов своей специ альности, которые сейчас отлично выпол няют служебный долг перед Родиной. Старший матрос Храмов— опытный боцман катера. Оп в походах умело руководит верхней командой, за что заслужил ряд благодарностей командира. Старшина 2 статьи Титов — отличный радист и ак тивный общественник, старшина 2 статьи Сысоев — отличник боевой подготовки и лучший агитатор подразделения. Стенгазета «Вымпел» идет в ногу с жизнью подразделения. Она своевременно откликается на все события, помогает командованию повышать боеспособность подразделения, организованность, укреп лять дисциплину, воспитывает матросов и старшин в духе советского патриотизма, прививает им сознание личной ответствен ности за защиту Родины. Главный старшина И . СЫЧЕВ. Лучший сп ециали ст Матрос Беляков — отличник боевой и политической подготовки вашего подразде ления. Оп считается лучшим радистом. Но Беляков не останавливайся ва этом, он го ворит: — Приказ Маршала Советского Союза товарища Булганина требует от нас лучше овладевать новой военной техникой. Я хо рошо знаю свое заведывание. Этого мало. Надо знать еще больше, и я дал слово стать отличный специалистом. ° ** роткий срок научиться работать любым но мером расчета — вот мои планы на бли жайшее время. . а * Командир подразделения направил матро са Белякова учиться на командира отде ления. С первых же дней учебы матрос по казал себя дисциплинированным бойцом, отлично знающим свою специальность. Младший сержант В . -АЛЕКСАНДРОВ. Отличник боевой ы тюлитаяеоков под готовки старшина I статья Василий Kyv- лоэсаснй 10 лет служит на флоте. Все свои знания и опыт долголетней службы он о охотой оередает молодым морякам. НА СНИМКЕ: старшина 1 статья В. Кутловскмй на вахте. , Фото М. Бугакова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz