На страже Заполярья. 1948 год. Май.
П А С Т Р А Ж £ З А П О Л Я Р Ь Я 2S мая 1948 г., № 121 (3117), К 15-летию Северного флота Се верный фл о т детище товарища Сталина Севервъгй флот — самьгй молодой Флот Советского Союза. В годы первых сталин- скжх пятилеток, в годы бурного под’ема и укреплены социалистического хозяйства ■ Вооруженных Сил нащей страны, по ини циативе s при непосредственном руковод стве товарища Сталина у берегов Ледови того океана был создан Северный флот. Создание Северного флота было важ- вым мероприятием Советского правитель ства в обороне страны. За короткое время Северный флот стал одной из основ воен ного могущества нашей Родины на Край ком Севере. В Великую Отечественную войну плечом л плечу с Советской Армией североморцы Советское Заполярье в непри ступную твердыню, сохранили для Роди ны ее важнейшие порты на Севере — Мурманск и Архангельск, сберегли цеянейшие богатства, таящиеся в нед рах Крайнего Севера, ж отстояли важ ный водный путь, соединяющий нашу страну с Западной Европой и Америкой. Чтобы полнее представить себе важ- вость Северного флота для нашей Родины, необходимо вкратце проанали- «ровать, какое экономическое и военное введение имеет Крайний Север для ук репления могущества вашей страны. Побережье Ледовитого океана имеет протяженность не одну тысячу километ ров. По Баренцеву морю проходят главные внутренние и внешние комму никации. Через Баренцево море прохо дят морские пути, соединяющие неза мерзающий порт Мурманск с Белым «орем и Архангельском. Здесь находит ся не стесненный узкостями шшивами выход в океан. Велика роль Мурманского порта для нашей страны. Незамерзающий круг лый год, он был создан во время перзой «провой зойны. Но особое значение Мурманск, как торговый и промытален- •ный центр нашей страны, приобрел за гады советской власти. В 1937 году его грузооборот достиг 1,5 мил. тонн, значительно увеличилось население го рода. Северный край: дорог нашему го сударству огромными природными бо гатствами. Еще великий русский уче ный М. В. Ломоносов писал: «Северные земли природою одарены богато». Таким образом, северный морской театр с прилетающими к нему районами Запо лярья им$рт доя нашей страны исключи тельно важное экономическое и стратеги ческое значение. Роль и значение этого театра были своевременно оценены нашим правитель ством и лично товарищем Сталиным. Северный флот является детищем товарища Сталина. По его инициативе здесь нагсали сооружаться военно-морские базы, строиться аэродромы. ; До 1933 года в водах Баренцева моря tie было военно-морских сил. По решению Советского правительства весной 1933 года из Балтики на Север через Бешоморско-Балтийский канал имени Сталина были отосланы первые боевые ко рабли. В состав экспедиции входили мино носцы, сторожевые корабли, подводные лоцки. Эсминец «Урицкий», входивший в число •того первого отряда, посланного на Барен- цово море, имел уже плавную боевую исто рию. В 1917 году под именем «Забияка» в составе русской эскадры он принимал активное участие в Моондзунской опера ции. В дни Великой Октябрьской социа листической революции «Забияка» вместе с «Авророй» участвовал в штурме Зимнего дворца, а половина команды вместе со сводными отрядами штурмовала Зимний дворец. В 1918 ходу «Забияка» принял участие в ледовом походе нз Гельсингфорса в Кронштадт. . В состазе кораблей, посланных товарищем Сталины* ва Северный флот, была подвод ная лодка «Д-3», которая позже принимала участие в спасении папанинцев, а в нача ле войны одна из первых нанесла потери противнику. В составе отряда были также стороже вые корабли «Смерч» и «Ураган». 21 июля 1933 года корабли достигли порта Сорока (Беломорск). Старейшие севе роморцы навсегда запомнили этот истори ческий для Флота день. В этот день товарищ Сталин вместе с С. М. Кировым и К. Е. Ворошиловым посетили боевые ко- ■цабли Северного флота. Герой Советского Союза офицер то®. Ко- лышкин рассказывает об этой встрече елеууюшее: «Я дежурил, когда сигнальщик рядом стоявшего миноносца передал семафор, что в шлюз 19 входит пароход «Анохин». Черев несколько минут, посмотрев в дально- м*р, сигнальщик воскликнул: — На мостике «Анохина», товарищ Сталин! Товарищ Сталин стоял перед нами на палубе парохода. Он был в сером полу военном костюме, в обычной своей фураж ке, в высоких сапогах. Он приветливо махнул рукой — простой и близкий, самый родной и самый стар ший товарищ...». Приняв рапорт, товарищ Ворошилов про изнес короткую яркую речь. После Климея- та Ефремовича с пламенными словами о процветании Севера и обороне его морских границ выступил Сергей Миронович Киров. Товарищ Ворошилов спросил у красно флотцев, как завершили они переход в Бе- Мемориалъяая до ска в г. Полярном, установленная в честь пребывания здесь великого Сталина. $ лое море, как себя чувствуют, какие есть пожелания. И тут кто-то нерешительно ска зал: «Просим выступить товарища Сталина!». Все как будто бы этого только и ждали. Буря рукоплесканий разорвала тишину. Товарищ Сталин подошел близко к строю, простым, знакомым движением руки по-от- цовски установил тишину и с присущей ему ясностью и образностью изложил за дачи, поставленные страной и партией пе ред вновь создающимся флотом. Товарищ Сталин об’яснил тогда молотым североморцам, зачем идут в Арктику боевые суда. Открытые в океан пути, незамерзш- шпе порты Севера и его несметные богат ства нуждаются в надежной защите. Это только первые корабли, но за ними при дут сюда и другие, л их будет немало, столько, сколько нужно, чтобы охранять северные рубежи нашей Родины. Все присутствующие, затаив дыхание, слушали вождя, стараясь запомнить каж дое сказанное им слово. Бурными овациями закончился этогг не ожиданный митинг. Взволнованные, постные неизгладимых впечатлении, .расходились краснофлотцы по кораблям. А на кораблях их ждала новая радостная весть. Товарищ Сталин должен прптти в гости к северомор цам. Товарищи Сталин, Ворошилов и Киров прибыли на миноносец. Миноносец «Уриц кий» иервьгй принимал на свой борт доро гих гостей. Подробно ознакомившись с ко раблем, поговорив с матросами, товарищи Сталин и Ворошилов сошли на палубу подводной лодки. Дорогие гости приняли рапорт от тов. Колышкина, поздоровались с командой и начали знакомиться с кораблем. Команда заняла свои места в отсеках. Спустившись в подводную лодку, товарищи Сталин и Ворошилов начали тшательно знакомиться с ее оснащением. Зашли в каюту штурмана Котельникова, беседовали с ним. Осмотрев все отсеки корабля, товарищ Сталин зашел на камбуз. Коком на корабле был тогда тов. Воробьев. Он не ожидал, что и к нему пожалуют дорогие гости. Тепло простившись с командой, Иосиф Виссарионович и Климент Ефремович по шли на другие корабли.. После посещения кораблей товарищи Сталпн, Киров и Ворошилов наплавались в Мурманск. 22 июля 1933 года в 7 часов 35 минут товарищи Сталин, Киров и Ворошилов с поезда перешли на судно «Буревестник», па котором совершили дневной переход по Кольскому заливу п вышли в море. «Буревестник» нлавио проходил по зали ву. Товарищ Сталин осматривал побережье, интересовался всеми деталями и подробно стями окружающей местности. «Буре вестнику да обратщ!м пути зашел в Ека- теривскую гавань. Здесь тогда стояли не большие деревянные хибарки старого Александровска, который позже был пе реименован в г. Полярный. В тот же день 22 июля в 19 часов 30 минут товарищ Сталин возвратился в Мур манск. В память о пребывании любимого вождя в Заполярье в городе Полярном на самой величественной скале начертано имя Сталина —■***** вашего флота. Исполин ская надпись всегда напоминает о самом дорогом для каждого североморца: «Здесь бьа 22 июля 1933 года основа тель и создатель Северного флота Великий Сталин». Далеко видены на скале эти слова и барельеф любимого вождя. Подпись обращена ва норд-вест. Она напоминает североморцам о первой славной странице истории Северного флота. Развитие и укрепление Северного флота играло важную роль в общей си стеме обороны вашей страны. На XV II с’езде ВКЩб) товарищ Ворошилов в своем выступлении сказал: «За последние годы мы не только укрепили и усилили морские силы Балтийского и Черного морей, но... пе ребросили кое-какую толику судов по новому каналу на Север, чтобы не быть беззащитными и ва этом участке». Первые боевые корабли вошли в Кольский залив 5 августа 1933 года. Торжественную вйгречу устроили тру дящиеся Мурманска военным морякам, пришедшим охранять северные берета и воды Советского Союза. В сентябре в Мурманск прибыл второй отряд ко раблей. Личный состав пришедших кораблей, не теряя времени, вачах заниматься боевой подготовкой. Подводникам необходимо было изу чить все физические, гидрографические условия плавания Баренцева моря. Хо тя плотность воды была известна, но к ней надо было осторожно приспособить ся. В зимние полярные ночи, в штор мы и туманы учились не только ориен тироваться вслепую, но научились учи тывать смену приливных и отливных те чений, подводных течений. Корабли ходили к Повой Земле, к дальним широтам. 1935 год. Подводная лодка «Д-3» уже вторично ходила к Новой Земле. Жители Повой Земли приветствовали первый со ветский боевой корабль, пришедший к неведомым берегам арктической земли. Среди подводников, впервые осваивав ших воды Баренцева моря, были тт. Ко- лышкин, Котельников, Лунин, Стариков— прославленные герои Заполярья. Успешно проходили боевую подготовку миноносцы. Впереди веете в боевой подго товке был миноносец «Урицкий». В 1 9 3 7 году Нарком Обороны Маршал Советского Союза тов. Ворошилов прика зал: «Северную военную флотилию пе реименовать в Северный военный флот». Это было показателем роста нашпх военно- мсрских сил на Севере. Наряду с упорной боевой подготовкой личному составу кораблей и создаваемых частей пришлось работать по строитель ству. На голых пустырях, диких, непри ступных гранитных скалах создавались очаги жизни. Саперы взрывали скалы; со дрогалась земля от мощных взрывов дина мита. Строили дороги, подвозные пути, бараки, жилые дома, казармы, аэродромы, ангары. Быстро рос Полярный, строились новые жилые дома, школа, поликлиника, Дом флота, бытовые учреждения, строился самый северный в мире стадион. Создава лись новые поселки. Моряки, летчики, артиллеристы продол жали совершенствовать свою боевую выуч ку. Корабли Северного флота принимали активное участие, выполняя правитель ственные задачи в период паланинекой эпопеи, во время перелета советских лет чиков в США. Флот мужал, креп и рос. Готовился к грядущим схваткам с врагом. В 1939 — 1940 годах Северный флот участвовал в войне против белофиннов. В первые же дни войны Советская Армия, поддерживаемая Северным флотом, заняла Петсамо и западное побережье полуостровов Рыбачий и Средний. Сохранение полу островов Рыбачий и Средний в период Ве ликой Отечественной войны сыграло очень большую роль в укреплении позиций Се верного флота. Северный флот — детище товарища Сталина своими славными боевыми делами в Великой Отечественной воине оправил доверие Родины, советского народа. Майор Е , СИЛАЕВ. В обстановке, приближенной к боевой Катер старшего лейтенанта Смолева вы полнял очередную задачу по борьбе за живучесть. В ходе учения береговая ба тарея «противника» обрушила на катер сильный концентрированный огонь. Ос колками снарядов «пробило» масляные и водяные магистрали и дюриты, возник по жар. Из моторного отсека сразу доложили командиру о случившемся. — Устранить повреждение! — прика зал командир:.. Огонь усиливался. Началась течь мас ла и воды. Как быть? Ведь на всех преды дущих учениях мотористам давали только условные вводные. В таких случаях они, как правило, брали аварийные материалы и заделывали пробоины и исправляли повреждения. Такие упрощенные вводные, повторявшиеся время от времени, снижали качество учений и интерес личного соста ва к ним. На этот же раз мотористам пришлось столкнуться с необычной для них обстанов кой: иметь дело с настоящими, а не условными повреждениями. Поэтому при шлось принзимать самые решительные ме ры, чтобы быстро ликвидировать повреж дения. В сложившейся обстановке стар ший матрос Титов взял резину, обжим ки и не просто приставил нх к пов режденному дюриту, как это было рань ше, а по-настоящему принялся заде лывать пробоину. У него сразу не получалось, вода просачивалась. Он по нял, что так делать, как раньше, нель зя. Тут надо плотнее приложить резину и накладывать ее на дюрит в несколько сло ев и обжимы до конца зажать. Еще больше труда пришлось затратить старшему ма тросу Бокареву, чтобы заделать поврежде ния масляной и водяной матистралей. Чтобы обеспечить катер нужными хода ми, мотористы должны обладать высокой выучкой, уметь быстро и качественно бо роться за зигучесть своего боевого поста А обстановка, созданная на том катере, как раз и способствовала воспитанию у матросов именно такого умения. Вот еще пример. Навануяе у ч я т ме ханик тов. Куряков вместе с коммпрм нашего катера «вывел» вз строе чаете агрегатов моторвото отсека. Лгаый состав моторной группы находился в это время на берегу в о происшедшем ничего не звал. И вдруг комаще катера дали приказа ние явиться на боевые посты. Матросы и старшины быстро заняли свои боевые ме ста. — Завести мотсры и отойтн в» рейд! Мотористы во главе с командиром отде ления начали готовить двигатели. — Моторы не заводятся, — доложил старшина 2 статья Осипов. Командир катера приказал выявить неисправности и доложить. Комаадир отделения мотористов старшн- на 2 статьи Осипов вскоре выявил, что моторы не заводятся по причине отсутст вия питания ва пусковом щитке. Требова лось еще несколько минут ва обнаружение обрыва в электросети. Большую пользу принесло это' уче ние. Каждый моторист группы осмыс лил еще раз стон действия, повто рил устройство своего заведывания, схену электросети. Кроме всего прочего, оно явилось проверкой качества под готовки материальной части моторов к эк- сплоатапии. Если раньше по комаще «за вести моторы» мотористы прибегали в отсек и сразу 'же приступали к выполне нию приказания, то теперь они, прежде чем завести моторы, внимательно осматри вают все агрегаты, тщательно проверяют все важные узлы и всегда убеждаются в полной исправности и безотказности своих заведываний. Такие учения способствуют улучшению знаний материальной части и приучают матросов не механически выпол нять обязанности по инструкции, а ос мысливать их, развивают матросскую сме калку и находчивость. Старшина 2 статьи А . ЛИПАТОВ. МАТРОС АНУХИН СОРВАЛ ВЫЛЕТ САМОЛЕТА Лучший механик части сержант Пессен в этот день на аэродром пришел рано. Он тщательно и доброкачественно подготовил самолет к полету. К началу полетов, каза лось, все было сделано, осталось лишь за править самолет горючим. Вот здесь и произошло нечто неожиданное, что возму тило не только механика Нессена, но и старшего лейтенанта Власова, который должен вылетать на этой машине. — на аэродроме не оказалось бензозаправщика. Тщетно пытался механик и командир разыскать шофера с бензозаправщика. Его не было видно на летном поле. После долгих хлопот все-таки удалось разыскать бензозаправщик и вместе с ним шофера матроса Анухина. Почему же шофер спецмашины матрос Анухин столь безответственно выполняет своп обязанности и срывает боевую учебу авиаторов? Ларчик, как говорится, откры вается просто. Дело в том, что оп не зиает совершенно инструкции по обеспечению горючим самолетов. Для него, оказывает ся, ничего пе составляет самовольно уехать в разгар полетов с аэродрома. Все спецмашины в этот день стояли у кромки летного поля. Матрос же Анухин выехал со своим бензозаправщиком чуть ли не к старту и, облокотившись на руль, дремал. Могло произойти летное происше ствие, но это мало, очевидно, тревожило нерадивого шофера. «Пе все ли равно, где мне стоять. Сейчас полярный день, увидят летчики», — оправдывался впо следствии Анухин. Техническое состояние его машины плохое. Бензозаправщик заходится в самом хаотическом состоянии. Грязь, течь бензина, ветхая обшивка машины, очевид но, мало тревожат незаботливого ее хозяи на. Да и сам матрос Анухин, его внешний вид, дисциплина не отвечают тем требо ваниям, которые предъявляются сейчас к советским воинам. На вопрос: «Есть ли у вас права водителя?», он отвечает: «Ни прав, ни талонов у меня нет». Матросу Анухину поручено большое и ответственное дело: бесперебойное обеспе чение учебы летчиков. Свой воинский долг он выполняет нз рук вон плохо. Повинен в этом недопустимом деле п командир, который не контролирует рабо ту своих подчиненных, слабо борется за укрепление дисциплины в своем п<ш>авде- лении. Капитан В. СТЕПАНОВ. На учениях то связи в родной базе н в походах завешивайте комсочольда>-т)»ди- ста старшины 2 статьи Бориса Титова всегда действует безотказно. Отличник боевой и политической уче бы, активный общественник, один из луч ших спортсменов части — таков комсо молец Борис Титов. За два с половиной года службы он заслужил девятнадцать поощрений. Фото Ф. Кожина. ОРУЖЕЙНИК ЧАСТИ После школы младших авиаспециалис тов сержант Ковальчук был направлен иа должность оружейника в нашу часть. Он энергично взялся за свою работу. Материальная часть и личное ‘оружие до его прихода нуждались в умелых руках. Оружейник Ковальчук навел необходимый порядок в учете и хранении оружия, до бился хорошего ухода за ним со стороны личного состава, и сейчас все оружие со держится в идеальной чистоте и порядке. г Отличный мастер своего дела оружей ник сержант Ковальчук хорошо учится сам, соблюдает дисциплину в подразделе нии и помогает в этом своим товарищ** по службе. Старший матрос И . ЕГОРОВ. Подготовка обеспечила успех На-днях у нас прошло поучительное за нятие штурманских радистов. Офицер Амкермейстер рассказал слушателям о применении и использовании радиопелен гатора в корабельных условиях. Для самостоятельных занятий в каби нете находилось много учебников и посо бий по радиотехнике. Каждый матрос имел возможность самостоятельно подготовиться к предстоящему опросу по знанию техни ки. Хорошая организация занятий облегчила твердое усвоение материала. Отличные оценки ва проверке получили радисты Петров и Дворецкий. Старший матрос Н. МОРОЗОВ. Сзлдат Певцов нарушает формуодежды В нашем подразделении есть солдат Певцов, который ежедневно нарушает форму одежды. Его часто можно видеть без ремня или с расстегнутым воротником. Причиной этого я считаю то, что коман дир отделения Голубев не требует от сво его подчиненного подтянутости и воинской дисциплины. Младший сержант Г. КОКУШ . Об и н и ц и а т и в е в о и н а Разумная инициатива, смекалка, стрем ление во что бы то ни стало выполнить любой приказ командира — ценнейшие ка чества советского воина. Инициативные матросы и солдаты обыч но пользуются авторитетом и уважением товарищей, доверием- командиров. Их име на часто встречаются на Доске отличников боевой подготовки, у них, как правило, много поощрений. Они много работают над собой, повседневно обогащают свою память новыми знаниями, настойчиво изучают военное дело п свою специальность. Недавно в одной отдаленной базе про изошел такой случай. Корабль сообщил на пост, что вблизи берега была замечена пла вающая мина. Ее несло вдоль берега. Из- за плохой видимости мина была потеряна. Старший матрос Истомин, отличник бое вой и политической подготовки, получил приказание: обойти ближайшее побережье в районе вероятного нахождения мины и обнаружить ее во что бы то ни стало. Старший матрос Истомин— расторопный, инициативный моряк, отлично знаюший свое дело. За свою службу не было случая, чтобы он когда-нибудь спасовал . перед трудностями. Сознавая всю важность полученного цриказа, Истомин в условиях плотной пе лены тумана отправился на ноборежье. Боец «обшарил» несколько километров труднейшего пути, тщательно осмотрел многочисленные бухш . зорко вглядывался в поверхность поря. До н и ти промокший, до крови исцарапавшись о прибрежные скалы, он выполнил приказ: мину обнару жил. Вскоре она была обезврежена специа листами. В данном случае старший матрос Исто мин действовал, как настоящий моряк. Он не сослался на трудности, которых у не го было больше, чем достаточно. Воин знал одно: проявив настойчивость, инициативу и смекалку, он честно выполнил приказа ние. Часто можно наблюдать, как бойцы ло собственному почину в свободное от служ бы время делают много полезного для нужд своего подразделения. Когда для занятий с личным составом потребовались наглядные пособия: черте жи и схемы боевых механизмов и т. д., старший матрос Капустин обратился к командиру с просьбой разрешить ему, Ка пустину, изготовить чертежи и схемы. Командир разрешил. Через несколько дней матросы занимались по хорошо изготовлен ным наглядашм пособиям. Случается и так, что, получив приказ начальника, боец начинает видеть мнимые трудности. Вместо того, чтобы быстро вы полнить приказ, он ищет различные при чины, ссылается на отсутствие благо приятных условий, на трудности. Незамет но для себя такой матрос встает ва оши бочный путь. Он направляет свое внима ние не на быстрое выполнение приказа. Старшему матросу Трубникову поручили изготовить несложную деталь. Но Труб ников начал искать «трудности», ссылать ся на недостаток времени п, наконец, зая вил, что нет гвоздей. Когда это же заданно поручили дисциплинированному матросу, то он проявил инициативу, выполнил за дание самостоятельно и без посторонней помощи. Трубников известен матросам подразде ления, как человек, живущий старым ба гажом. Он имеет восьмиклассное образова ние п считает, что дальше можно не учить ся. Газет он не читает, на политических занятиях неактивен. Постепенно он отстает от своих товарищей, даже от тех, которые имеют сравнительно невысокий общеобразо вательный уровень. Заведывание Трубник ков а в запущенном состоянии. Он часто нарушает дисциплину, за что имеет шесть взысканий. Ясно, что такие безинициативные матро сы, как Трубников, не имеют среди това рищей должного авторитета. Вместо без оговорочного и точного выполнения прика зов, где бы можно было раскрыть свои способности, они стараются искать различ ные причины, не задумываясь, что стано вятся на ложный путь. Инициатива и находчивость — одно из важнейших условий успеха в любом деле. Долг каждого воина — изо дня в день вос питывать в себе эти ценнейшие качества, Ммдший вей томит К. ЯЦУК, . *4 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz