На страже Заполярья. 1948 год. Май.

П А С Т Р А Ж £ З А П О Л Я Р Ь Я 2S мая 1948 г., № 121 (3117), К 15-летию Северного флота Се верный фл о т детище товарища Сталина Севервъгй флот — самьгй молодой Флот Советского Союза. В годы первых сталин- скжх пятилеток, в годы бурного под’ема и укреплены социалистического хозяйства ■ Вооруженных Сил нащей страны, по ини­ циативе s при непосредственном руковод­ стве товарища Сталина у берегов Ледови­ того океана был создан Северный флот. Создание Северного флота было важ- вым мероприятием Советского правитель­ ства в обороне страны. За короткое время Северный флот стал одной из основ воен­ ного могущества нашей Родины на Край­ ком Севере. В Великую Отечественную войну плечом л плечу с Советской Армией североморцы Советское Заполярье в непри­ ступную твердыню, сохранили для Роди­ ны ее важнейшие порты на Севере — Мурманск и Архангельск, сберегли цеянейшие богатства, таящиеся в нед­ рах Крайнего Севера, ж отстояли важ­ ный водный путь, соединяющий нашу страну с Западной Европой и Америкой. Чтобы полнее представить себе важ- вость Северного флота для нашей Родины, необходимо вкратце проанали- «ровать, какое экономическое и военное введение имеет Крайний Север для ук­ репления могущества вашей страны. Побережье Ледовитого океана имеет протяженность не одну тысячу километ­ ров. По Баренцеву морю проходят главные внутренние и внешние комму­ никации. Через Баренцево море прохо­ дят морские пути, соединяющие неза­ мерзающий порт Мурманск с Белым «орем и Архангельском. Здесь находит­ ся не стесненный узкостями шшивами выход в океан. Велика роль Мурманского порта для нашей страны. Незамерзающий круг­ лый год, он был создан во время перзой «провой зойны. Но особое значение Мурманск, как торговый и промытален- •ный центр нашей страны, приобрел за гады советской власти. В 1937 году его грузооборот достиг 1,5 мил. тонн, значительно увеличилось население го­ рода. Северный край: дорог нашему го­ сударству огромными природными бо­ гатствами. Еще великий русский уче­ ный М. В. Ломоносов писал: «Северные земли природою одарены богато». Таким образом, северный морской театр с прилетающими к нему районами Запо­ лярья им$рт доя нашей страны исключи­ тельно важное экономическое и стратеги­ ческое значение. Роль и значение этого театра были своевременно оценены нашим правитель­ ством и лично товарищем Сталиным. Северный флот является детищем товарища Сталина. По его инициативе здесь нагсали сооружаться военно-морские базы, строиться аэродромы. ; До 1933 года в водах Баренцева моря tie было военно-морских сил. По решению Советского правительства весной 1933 года из Балтики на Север через Бешоморско-Балтийский канал имени Сталина были отосланы первые боевые ко­ рабли. В состав экспедиции входили мино­ носцы, сторожевые корабли, подводные лоцки. Эсминец «Урицкий», входивший в число •того первого отряда, посланного на Барен- цово море, имел уже плавную боевую исто­ рию. В 1917 году под именем «Забияка» в составе русской эскадры он принимал активное участие в Моондзунской опера­ ции. В дни Великой Октябрьской социа­ листической революции «Забияка» вместе с «Авророй» участвовал в штурме Зимнего дворца, а половина команды вместе со сводными отрядами штурмовала Зимний дворец. В 1918 ходу «Забияка» принял участие в ледовом походе нз Гельсингфорса в Кронштадт. . В состазе кораблей, посланных товарищем Сталины* ва Северный флот, была подвод­ ная лодка «Д-3», которая позже принимала участие в спасении папанинцев, а в нача­ ле войны одна из первых нанесла потери противнику. В составе отряда были также стороже­ вые корабли «Смерч» и «Ураган». 21 июля 1933 года корабли достигли порта Сорока (Беломорск). Старейшие севе­ роморцы навсегда запомнили этот истори­ ческий для Флота день. В этот день товарищ Сталин вместе с С. М. Кировым и К. Е. Ворошиловым посетили боевые ко- ■цабли Северного флота. Герой Советского Союза офицер то®. Ко- лышкин рассказывает об этой встрече елеууюшее: «Я дежурил, когда сигнальщик рядом стоявшего миноносца передал семафор, что в шлюз 19 входит пароход «Анохин». Черев несколько минут, посмотрев в дально- м*р, сигнальщик воскликнул: — На мостике «Анохина», товарищ Сталин! Товарищ Сталин стоял перед нами на палубе парохода. Он был в сером полу­ военном костюме, в обычной своей фураж­ ке, в высоких сапогах. Он приветливо махнул рукой — простой и близкий, самый родной и самый стар­ ший товарищ...». Приняв рапорт, товарищ Ворошилов про­ изнес короткую яркую речь. После Климея- та Ефремовича с пламенными словами о процветании Севера и обороне его морских границ выступил Сергей Миронович Киров. Товарищ Ворошилов спросил у красно­ флотцев, как завершили они переход в Бе- Мемориалъяая до ска в г. Полярном, установленная в честь пребывания здесь великого Сталина. $ лое море, как себя чувствуют, какие есть пожелания. И тут кто-то нерешительно ска­ зал: «Просим выступить товарища Сталина!». Все как будто бы этого только и ждали. Буря рукоплесканий разорвала тишину. Товарищ Сталин подошел близко к строю, простым, знакомым движением руки по-от- цовски установил тишину и с присущей ему ясностью и образностью изложил за­ дачи, поставленные страной и партией пе­ ред вновь создающимся флотом. Товарищ Сталин об’яснил тогда молотым североморцам, зачем идут в Арктику боевые суда. Открытые в океан пути, незамерзш- шпе порты Севера и его несметные богат­ ства нуждаются в надежной защите. Это только первые корабли, но за ними при­ дут сюда и другие, л их будет немало, столько, сколько нужно, чтобы охранять северные рубежи нашей Родины. Все присутствующие, затаив дыхание, слушали вождя, стараясь запомнить каж­ дое сказанное им слово. Бурными овациями закончился этогг не­ ожиданный митинг. Взволнованные, постные неизгладимых впечатлении, .расходились краснофлотцы по кораблям. А на кораблях их ждала новая радостная весть. Товарищ Сталин должен прптти в гости к северомор­ цам. Товарищи Сталин, Ворошилов и Киров прибыли на миноносец. Миноносец «Уриц­ кий» иервьгй принимал на свой борт доро­ гих гостей. Подробно ознакомившись с ко­ раблем, поговорив с матросами, товарищи Сталин и Ворошилов сошли на палубу подводной лодки. Дорогие гости приняли рапорт от тов. Колышкина, поздоровались с командой и начали знакомиться с кораблем. Команда заняла свои места в отсеках. Спустившись в подводную лодку, товарищи Сталин и Ворошилов начали тшательно знакомиться с ее оснащением. Зашли в каюту штурмана Котельникова, беседовали с ним. Осмотрев все отсеки корабля, товарищ Сталин зашел на камбуз. Коком на корабле был тогда тов. Воробьев. Он не ожидал, что и к нему пожалуют дорогие гости. Тепло простившись с командой, Иосиф Виссарионович и Климент Ефремович по­ шли на другие корабли.. После посещения кораблей товарищи Сталпн, Киров и Ворошилов наплавались в Мурманск. 22 июля 1933 года в 7 часов 35 минут товарищи Сталин, Киров и Ворошилов с поезда перешли на судно «Буревестник», па котором совершили дневной переход по Кольскому заливу п вышли в море. «Буревестник» нлавио проходил по зали­ ву. Товарищ Сталин осматривал побережье, интересовался всеми деталями и подробно­ стями окружающей местности. «Буре­ вестнику да обратщ!м пути зашел в Ека- теривскую гавань. Здесь тогда стояли не­ большие деревянные хибарки старого Александровска, который позже был пе­ реименован в г. Полярный. В тот же день 22 июля в 19 часов 30 минут товарищ Сталин возвратился в Мур­ манск. В память о пребывании любимого вождя в Заполярье в городе Полярном на самой величественной скале начертано имя Сталина —■***** вашего флота. Исполин­ ская надпись всегда напоминает о самом дорогом для каждого североморца: «Здесь бьа 22 июля 1933 года основа­ тель и создатель Северного флота Великий Сталин». Далеко видены на скале эти слова и барельеф любимого вождя. Подпись обращена ва норд-вест. Она напоминает североморцам о первой славной странице истории Северного флота. Развитие и укрепление Северного флота играло важную роль в общей си­ стеме обороны вашей страны. На XV II с’езде ВКЩб) товарищ Ворошилов в своем выступлении сказал: «За последние годы мы не только укрепили и усилили морские силы Балтийского и Черного морей, но... пе­ ребросили кое-какую толику судов по новому каналу на Север, чтобы не быть беззащитными и ва этом участке». Первые боевые корабли вошли в Кольский залив 5 августа 1933 года. Торжественную вйгречу устроили тру­ дящиеся Мурманска военным морякам, пришедшим охранять северные берета и воды Советского Союза. В сентябре в Мурманск прибыл второй отряд ко­ раблей. Личный состав пришедших кораблей, не теряя времени, вачах заниматься боевой подготовкой. Подводникам необходимо было изу­ чить все физические, гидрографические условия плавания Баренцева моря. Хо­ тя плотность воды была известна, но к ней надо было осторожно приспособить­ ся. В зимние полярные ночи, в штор­ мы и туманы учились не только ориен­ тироваться вслепую, но научились учи­ тывать смену приливных и отливных те­ чений, подводных течений. Корабли ходили к Повой Земле, к дальним широтам. 1935 год. Подводная лодка «Д-3» уже вторично ходила к Новой Земле. Жители Повой Земли приветствовали первый со­ ветский боевой корабль, пришедший к неведомым берегам арктической земли. Среди подводников, впервые осваивав­ ших воды Баренцева моря, были тт. Ко- лышкин, Котельников, Лунин, Стариков— прославленные герои Заполярья. Успешно проходили боевую подготовку миноносцы. Впереди веете в боевой подго­ товке был миноносец «Урицкий». В 1 9 3 7 году Нарком Обороны Маршал Советского Союза тов. Ворошилов прика­ зал: «Северную военную флотилию пе­ реименовать в Северный военный флот». Это было показателем роста нашпх военно- мсрских сил на Севере. Наряду с упорной боевой подготовкой личному составу кораблей и создаваемых частей пришлось работать по строитель­ ству. На голых пустырях, диких, непри­ ступных гранитных скалах создавались очаги жизни. Саперы взрывали скалы; со­ дрогалась земля от мощных взрывов дина­ мита. Строили дороги, подвозные пути, бараки, жилые дома, казармы, аэродромы, ангары. Быстро рос Полярный, строились новые жилые дома, школа, поликлиника, Дом флота, бытовые учреждения, строился самый северный в мире стадион. Создава­ лись новые поселки. Моряки, летчики, артиллеристы продол­ жали совершенствовать свою боевую выуч­ ку. Корабли Северного флота принимали активное участие, выполняя правитель­ ственные задачи в период паланинекой эпопеи, во время перелета советских лет­ чиков в США. Флот мужал, креп и рос. Готовился к грядущим схваткам с врагом. В 1939 — 1940 годах Северный флот участвовал в войне против белофиннов. В первые же дни войны Советская Армия, поддерживаемая Северным флотом, заняла Петсамо и западное побережье полуостровов Рыбачий и Средний. Сохранение полу­ островов Рыбачий и Средний в период Ве­ ликой Отечественной войны сыграло очень большую роль в укреплении позиций Се­ верного флота. Северный флот — детище товарища Сталина своими славными боевыми делами в Великой Отечественной воине оправил доверие Родины, советского народа. Майор Е , СИЛАЕВ. В обстановке, приближенной к боевой Катер старшего лейтенанта Смолева вы­ полнял очередную задачу по борьбе за живучесть. В ходе учения береговая ба­ тарея «противника» обрушила на катер сильный концентрированный огонь. Ос­ колками снарядов «пробило» масляные и водяные магистрали и дюриты, возник по­ жар. Из моторного отсека сразу доложили командиру о случившемся. — Устранить повреждение! — прика­ зал командир:.. Огонь усиливался. Началась течь мас­ ла и воды. Как быть? Ведь на всех преды­ дущих учениях мотористам давали только условные вводные. В таких случаях они, как правило, брали аварийные материалы и заделывали пробоины и исправляли повреждения. Такие упрощенные вводные, повторявшиеся время от времени, снижали качество учений и интерес личного соста­ ва к ним. На этот же раз мотористам пришлось столкнуться с необычной для них обстанов­ кой: иметь дело с настоящими, а не условными повреждениями. Поэтому при­ шлось принзимать самые решительные ме­ ры, чтобы быстро ликвидировать повреж­ дения. В сложившейся обстановке стар­ ший матрос Титов взял резину, обжим­ ки и не просто приставил нх к пов­ режденному дюриту, как это было рань­ ше, а по-настоящему принялся заде­ лывать пробоину. У него сразу не получалось, вода просачивалась. Он по­ нял, что так делать, как раньше, нель­ зя. Тут надо плотнее приложить резину и накладывать ее на дюрит в несколько сло­ ев и обжимы до конца зажать. Еще больше труда пришлось затратить старшему ма­ тросу Бокареву, чтобы заделать поврежде­ ния масляной и водяной матистралей. Чтобы обеспечить катер нужными хода­ ми, мотористы должны обладать высокой выучкой, уметь быстро и качественно бо­ роться за зигучесть своего боевого поста А обстановка, созданная на том катере, как раз и способствовала воспитанию у матросов именно такого умения. Вот еще пример. Навануяе у ч я т ме­ ханик тов. Куряков вместе с коммпрм нашего катера «вывел» вз строе чаете агрегатов моторвото отсека. Лгаый состав моторной группы находился в это время на берегу в о происшедшем ничего не звал. И вдруг комаще катера дали приказа­ ние явиться на боевые посты. Матросы и старшины быстро заняли свои боевые ме­ ста. — Завести мотсры и отойтн в» рейд! Мотористы во главе с командиром отде­ ления начали готовить двигатели. — Моторы не заводятся, — доложил старшина 2 статья Осипов. Командир катера приказал выявить неисправности и доложить. Комаадир отделения мотористов старшн- на 2 статьи Осипов вскоре выявил, что моторы не заводятся по причине отсутст­ вия питания ва пусковом щитке. Требова­ лось еще несколько минут ва обнаружение обрыва в электросети. Большую пользу принесло это' уче­ ние. Каждый моторист группы осмыс­ лил еще раз стон действия, повто­ рил устройство своего заведывания, схену электросети. Кроме всего прочего, оно явилось проверкой качества под­ готовки материальной части моторов к эк- сплоатапии. Если раньше по комаще «за­ вести моторы» мотористы прибегали в отсек и сразу 'же приступали к выполне­ нию приказания, то теперь они, прежде чем завести моторы, внимательно осматри­ вают все агрегаты, тщательно проверяют все важные узлы и всегда убеждаются в полной исправности и безотказности своих заведываний. Такие учения способствуют улучшению знаний материальной части и приучают матросов не механически выпол­ нять обязанности по инструкции, а ос­ мысливать их, развивают матросскую сме­ калку и находчивость. Старшина 2 статьи А . ЛИПАТОВ. МАТРОС АНУХИН СОРВАЛ ВЫЛЕТ САМОЛЕТА Лучший механик части сержант Пессен в этот день на аэродром пришел рано. Он тщательно и доброкачественно подготовил самолет к полету. К началу полетов, каза­ лось, все было сделано, осталось лишь за­ править самолет горючим. Вот здесь и произошло нечто неожиданное, что возму­ тило не только механика Нессена, но и старшего лейтенанта Власова, который должен вылетать на этой машине. — на аэродроме не оказалось бензозаправщика. Тщетно пытался механик и командир разыскать шофера с бензозаправщика. Его не было видно на летном поле. После долгих хлопот все-таки удалось разыскать бензозаправщик и вместе с ним шофера матроса Анухина. Почему же шофер спецмашины матрос Анухин столь безответственно выполняет своп обязанности и срывает боевую учебу авиаторов? Ларчик, как говорится, откры­ вается просто. Дело в том, что оп не зиает совершенно инструкции по обеспечению горючим самолетов. Для него, оказывает­ ся, ничего пе составляет самовольно уехать в разгар полетов с аэродрома. Все спецмашины в этот день стояли у кромки летного поля. Матрос же Анухин выехал со своим бензозаправщиком чуть ли не к старту и, облокотившись на руль, дремал. Могло произойти летное происше­ ствие, но это мало, очевидно, тревожило нерадивого шофера. «Пе все ли равно, где мне стоять. Сейчас полярный день, увидят летчики», — оправдывался впо­ следствии Анухин. Техническое состояние его машины плохое. Бензозаправщик заходится в самом хаотическом состоянии. Грязь, течь бензина, ветхая обшивка машины, очевид­ но, мало тревожат незаботливого ее хозяи­ на. Да и сам матрос Анухин, его внешний вид, дисциплина не отвечают тем требо­ ваниям, которые предъявляются сейчас к советским воинам. На вопрос: «Есть ли у вас права водителя?», он отвечает: «Ни прав, ни талонов у меня нет». Матросу Анухину поручено большое и ответственное дело: бесперебойное обеспе­ чение учебы летчиков. Свой воинский долг он выполняет нз рук вон плохо. Повинен в этом недопустимом деле п командир, который не контролирует рабо­ ту своих подчиненных, слабо борется за укрепление дисциплины в своем п<ш>авде- лении. Капитан В. СТЕПАНОВ. На учениях то связи в родной базе н в походах завешивайте комсочольда>-т)»ди- ста старшины 2 статьи Бориса Титова всегда действует безотказно. Отличник боевой и политической уче­ бы, активный общественник, один из луч­ ших спортсменов части — таков комсо­ молец Борис Титов. За два с половиной года службы он заслужил девятнадцать поощрений. Фото Ф. Кожина. ОРУЖЕЙНИК ЧАСТИ После школы младших авиаспециалис­ тов сержант Ковальчук был направлен иа должность оружейника в нашу часть. Он энергично взялся за свою работу. Материальная часть и личное ‘оружие до его прихода нуждались в умелых руках. Оружейник Ковальчук навел необходимый порядок в учете и хранении оружия, до­ бился хорошего ухода за ним со стороны личного состава, и сейчас все оружие со­ держится в идеальной чистоте и порядке. г Отличный мастер своего дела оружей­ ник сержант Ковальчук хорошо учится сам, соблюдает дисциплину в подразделе­ нии и помогает в этом своим товарищ** по службе. Старший матрос И . ЕГОРОВ. Подготовка обеспечила успех На-днях у нас прошло поучительное за­ нятие штурманских радистов. Офицер Амкермейстер рассказал слушателям о применении и использовании радиопелен­ гатора в корабельных условиях. Для самостоятельных занятий в каби­ нете находилось много учебников и посо­ бий по радиотехнике. Каждый матрос имел возможность самостоятельно подготовиться к предстоящему опросу по знанию техни­ ки. Хорошая организация занятий облегчила твердое усвоение материала. Отличные оценки ва проверке получили радисты Петров и Дворецкий. Старший матрос Н. МОРОЗОВ. Сзлдат Певцов нарушает формуодежды В нашем подразделении есть солдат Певцов, который ежедневно нарушает форму одежды. Его часто можно видеть без ремня или с расстегнутым воротником. Причиной этого я считаю то, что коман­ дир отделения Голубев не требует от сво­ его подчиненного подтянутости и воинской дисциплины. Младший сержант Г. КОКУШ . Об и н и ц и а т и в е в о и н а Разумная инициатива, смекалка, стрем­ ление во что бы то ни стало выполнить любой приказ командира — ценнейшие ка­ чества советского воина. Инициативные матросы и солдаты обыч­ но пользуются авторитетом и уважением товарищей, доверием- командиров. Их име­ на часто встречаются на Доске отличников боевой подготовки, у них, как правило, много поощрений. Они много работают над собой, повседневно обогащают свою память новыми знаниями, настойчиво изучают военное дело п свою специальность. Недавно в одной отдаленной базе про­ изошел такой случай. Корабль сообщил на пост, что вблизи берега была замечена пла­ вающая мина. Ее несло вдоль берега. Из- за плохой видимости мина была потеряна. Старший матрос Истомин, отличник бое­ вой и политической подготовки, получил приказание: обойти ближайшее побережье в районе вероятного нахождения мины и обнаружить ее во что бы то ни стало. Старший матрос Истомин— расторопный, инициативный моряк, отлично знаюший свое дело. За свою службу не было случая, чтобы он когда-нибудь спасовал . перед трудностями. Сознавая всю важность полученного цриказа, Истомин в условиях плотной пе­ лены тумана отправился на ноборежье. Боец «обшарил» несколько километров труднейшего пути, тщательно осмотрел многочисленные бухш . зорко вглядывался в поверхность поря. До н и ти промокший, до крови исцарапавшись о прибрежные скалы, он выполнил приказ: мину обнару­ жил. Вскоре она была обезврежена специа­ листами. В данном случае старший матрос Исто­ мин действовал, как настоящий моряк. Он не сослался на трудности, которых у не­ го было больше, чем достаточно. Воин знал одно: проявив настойчивость, инициативу и смекалку, он честно выполнил приказа­ ние. Часто можно наблюдать, как бойцы ло собственному почину в свободное от служ­ бы время делают много полезного для нужд своего подразделения. Когда для занятий с личным составом потребовались наглядные пособия: черте­ жи и схемы боевых механизмов и т. д., старший матрос Капустин обратился к командиру с просьбой разрешить ему, Ка­ пустину, изготовить чертежи и схемы. Командир разрешил. Через несколько дней матросы занимались по хорошо изготовлен­ ным наглядашм пособиям. Случается и так, что, получив приказ начальника, боец начинает видеть мнимые трудности. Вместо того, чтобы быстро вы­ полнить приказ, он ищет различные при­ чины, ссылается на отсутствие благо­ приятных условий, на трудности. Незамет­ но для себя такой матрос встает ва оши­ бочный путь. Он направляет свое внима­ ние не на быстрое выполнение приказа. Старшему матросу Трубникову поручили изготовить несложную деталь. Но Труб­ ников начал искать «трудности», ссылать­ ся на недостаток времени п, наконец, зая­ вил, что нет гвоздей. Когда это же заданно поручили дисциплинированному матросу, то он проявил инициативу, выполнил за­ дание самостоятельно и без посторонней помощи. Трубников известен матросам подразде­ ления, как человек, живущий старым ба­ гажом. Он имеет восьмиклассное образова­ ние п считает, что дальше можно не учить­ ся. Газет он не читает, на политических занятиях неактивен. Постепенно он отстает от своих товарищей, даже от тех, которые имеют сравнительно невысокий общеобразо­ вательный уровень. Заведывание Трубник ков а в запущенном состоянии. Он часто нарушает дисциплину, за что имеет шесть взысканий. Ясно, что такие безинициативные матро­ сы, как Трубников, не имеют среди това­ рищей должного авторитета. Вместо без­ оговорочного и точного выполнения прика­ зов, где бы можно было раскрыть свои способности, они стараются искать различ­ ные причины, не задумываясь, что стано­ вятся на ложный путь. Инициатива и находчивость — одно из важнейших условий успеха в любом деле. Долг каждого воина — изо дня в день вос­ питывать в себе эти ценнейшие качества, Ммдший вей томит К. ЯЦУК, . *4 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz